Выдающийся государственник сергей витте

Витте Сергей Юльевич

Выдающийся русский государственный деятель. Родился в Тбилиси в семье крупного чиновника, члена совета кавказского наместника. Представители немецко-балтийского рода Витте, имевшего и голландские корни, переселились в Прибалтику во времена шведского владычества и получили потомственное дворянство в 1856 году.

Двоюродной сестрой Витте была основательница Теософского общества, писательница и путешественница Е. П. Блаватская. Учился в I кишиневской русской гимназии, в 1870 году окончил физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе, получил степень кандидата физико-математических наук. В последующие около 20 лет Витте работал в частных железнодорожных обществах.

За этот период он сформировался как финансист и государственный чиновник, поднявшись до поста директора департамента железных дорог при министерстве финансов. В феврале 1892 года Витте стал министром путей сообщений, а уже в августе – министром финансов.

На этом посту ему удалось осуществить крупные экономические мероприятия: введение винной монополии, сооружение Транссибирской магистрали, проведение денежной реформы, согласно которой было введено золотое обращение и установлен свободный обмен кредитного рубля на золото. Витте способствовал быстрой постройке ледокола «Ермак».

Обратите внимание

В своей экономической политике он делал ставку на привлечение иностранных капиталов, что позволило форсировать экономическое развитие России. Многие положения его аграрной программы впоследствии были использованы П. А. Столыпиным. Во внешней политике Витте выступал за противодействие усилению Японии на Дальнем Востоке и проводил курс на сближение с Китаем.

При его участии были заключены оборонительный союз с Китаем и соглашение о строительстве Китайско-Восточной железной дороги на территории Маньчжурии. В то же время он считал преждевременным военный конфликт с Японией, выступая за соглашение с ней. Это его убеждение резко не совпадало с политикой Николая II, что и послужило причиной отставки с поста министра финансов.

В 1905 году Витте возглавлял делегацию, подписавшую в США Портсмутский мирный договор с Японией, которая настаивала на передаче ей всего Сахалина. Ему удалось добиться потери только южной части острова, за что он получил графский титул и шутливое прозвище «граф Полусахалинский».

С октября 1905 года по апрель 1906 года Витте возглавлял Совет Министров.

По его инициативе был составлен Манифест 17 октября, даровавший основные гражданские свободы и вводивший институт народного представительства – Государственную думу. В то же время в период революции 1905 года Витте был инициатором посылки карательных экспедиций в Сибирь, Прибалтику, Польшу. По его распоряжению из Петербурга были направлены войска, решившие судьбу Московского вооруженного восстания.

Бюст Витте в Санкт-Петербургском государственном университете


В 1906 году Витте провел успешные переговоры с Францией о получении крайне необходимого займа размером 2.25 млрд. франков, что позволило укрепить позиции правительства в борьбе с революцией.

Однако, несмотря на очевидные успехи деятельности возглавляемого Витте правительства, сам он оказался слишком «левым» для основной массы дворянства и верхушки правящей бюрократии и слишком «правым» для буржуазно-либеральных кругов октябристско-кадетского толка. Витте был вынужден подать в отставку.

Заслуги Витте отмечены орденами Св.Владимира 1 степени, Св.Александра Невского, Св.Анны 1 степени, Черного орла (Пруссия), Короны 1 класса (Пруссия), крестом ордена Почетного легиона (Франция).

Он Почетный гражданин городов: Екатеринбурга (1896), Александровска, Череповца (1899), Великие Луки (1899), Тихвина (1901), Саранска (1898), Архангельска, Казани, Нижнего Новгорода, Одессы, Оренбурга.

Последние годы жизни провел в Петербурге и за границей, оставаясь членом Государственного совета и председателем Комитета финансов.

Умер в Петрограде от мозговой опухоли. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

в Карском море среди о-вов Цивольки в арх. Норденшельда рядом с островами Ермак и Макарова. Назван РПЭ в 1901 году.
в составе Иокангских островов в Святоносском заливе Баренцева моря возле побережья Кольского полуострова. Описан в 1822 году экспедицией Ф.П. Литке на бриге “Новая Земля” и нанесен на карту под названием Б. Безымянный. Переименован Морским министерством в 1894 году.

, спускающийся в вершину зал. Медвежий на восточном побережье северного острова Новой Земли. Назван в 1901 году художником А.А. Борисовым и его помощником зоологом Г.Е. Тимофеевым «в признательность за материальную поддержку, которая была оказана экспедиции».

, отделяющий о. Чаичий от о. Витте в Иокангских островах в Святоносском заливе Баренцева моря. Назван по о. Витте.

Источник: http://www.gpavet.narod.ru/Names/vitte.htm

Великие реформаторы России: государственная деятельность Сергея Юльевича Витте

Реферат

по истории России

на тему:

Великие реформаторы России:

государственная деятельность Сергея Юльевича Витте

Студента первого курса

физико-математического

факультета

специальности информатика

Кудашева М.В.

Научный руководитель:

кандидат исторических

наук, доцент кафедры

истории Отечества

Голубева

Ирина Владимировна

г. Кострома

2000

Оглавление

Введение1

1. Путь к власти2

2. Новый пост7

3. Реформы Витте9

4. Первое падение11

5. Во главе Совета министров. Конец карьеры15

6. Оценка деятельности С. В. Витте17

7. О Витте…18

Источники и литература21

Введение

Среди крупных государственных деятелей России трудно найти личность сколь незаурядную, яркую, столь и неоднозначную, противоречивую, каким был С. Ю. Витте.

Этому человеку было суждено испытать головокружительный взлет подняться от третьеразрядного канцелярского чиновника до самого влиятельного министра; в переломные для судеб России годы быть председателем Комитета министров, а затем стать главой осажденного революцией правительства. Ему довелось ярко блистать на дипломатическом поприще, быть свидетелем Крымской войны, отмены крепостного права, реформ 60-х годов, бурного развития капитализма, русско-японской войны, первой революции в России. С.Ю. Витте современник Александра III и Николая II, П.А. Столыпина и В.Н. Коковцова, С.В. Зубатова и В.К. Плеве, Д.С. Сипягина и Г.Е. Распутина.

В данном реферате поставлена цель проанализировать становление Сергея Юльевича Витте как выдающегося государственного деятеля, его взгляды, реформы, преобразования.

Основными источниками для написания работы являются воспоминания самого Витте, видных государственных и политических деятелей России. Так например в 1960 году в Москве вышли Воспоминания С. Ю. Витте в трёх томах. (Витте С. Ю. Воспоминания. В 3-х т. М., 1960.)

Интересна вступительная статья И. В. Гессена, но нам очень важен труд самого автора. В данной книге Витте пишет о своих предках, воспоминаниях из детства и юности, первоначальном воспитании, гимназии, университете, начале своей службы.

Немаловажны главы, где он повествует об императорах Александре III и Николае II. Витте так же писал о видных государственных деятелях его времени, о своих взлётах и падениях, своей семье.

На основе этих воспоминаний можно судить и об эволюции его социально-экономических и политических взглядов.

В вышедшей в 1990 году в Москве книге С. Ю. Витте Избранные воспоминания поднимаются многие из вышеупомянутых проблем.

К сожалению, интересные источники и монографии о Витте начала двадцатого века Струве П. Б., Лутохина Д. А., Клейнова Г. Н. И других оказались недоступны автору реферата и использовались только в извлечениях.

Важно

В 1958 году в Москве в издательстве Академии наук СССР вышли Сочинения академика Евгения Викторовича Тарле в двенадцати томах.

Большую часть пятого тома занимает труд Европа в эпоху империализма, а в четвёртый том вошёл его очерк Граф С. Ю.

Витте, в котором даётся характеристика внешней политики Витте и вместе с тем увлекательно написанный портрет этого последнего крупного деятеля царской России.

Жизнь, политическая деятельность, нравственные качества Сергея Юльевича Витте всегда вызывали противоречивые, порой полярно противоположные оценки и суждения.

По одним воспоминаниям его современников перед нами исключительно одаренный, в высокой степени выдающийся государственный деятель1, превосходящий разнообразием своих дарований, громадностью кругозора, умением справляться с труднейшими задачами блеском и силой своего ума всех современных ему людей.

2 По другим это делец, совершенно неопытный в народном хозяйстве3, страдавший дилетантизмом и плохим знанием русской действительности4, человек со среднеобывательским уровнем развития и наивностью многих взглядов5, политику которого отличали беспомощность, бессистемность и… беспринципность6.

Характеризуя Витте, одни подчеркивали, что это был европеец и либерал7, другие что Витте никогда не был ни либералом, ни консерватором, но иногда он был намеренно реакционером8. Писалось о нем даже и такое: дикарь, провинциальный герой, наглец и развратник с провалившимся носом9.

Так что же это была за личность Сергей Юльевич Витте?

1. Путь к власти

17 июня 1849 г. в Тифлисе в семье крупного провинциального чиновника Юлия Федоровича Витте появился на свет третий сын, которого окрестили Сергеем. Предки будущего государственного деят

Источник: https://www.studsell.com/view/22703/

Сергей Витте (29 июня 1849 – 13 марта 1915) , российский государственный деятель, граф

Адрес страницы: https://www.calend.ru/persons/894/

Главная страница / Персоны / Сергей Витте<\p>

Сергей Юльевич Витте

Сергей Юльевич Витте родился (17) 29 июня 1849 года в Тифлисе. По окончании курса в Новороссийском университете, Витте поступил на службу в управление Одесской ветви железных дорог и вскоре сделался одним из ближайших соратников директора Русского общества пароходства и торговли Н.М. Чихачева, в ведение которого в то время поступила и Одесская железная дорога. Должность начальника движения, которую Витте исполнял в продолжение всей турецкой войны, доставила ему репутацию распорядительного администратора.

С 1886 по 1888 годы состоял управляющим Юго-Западных железных дорог.

Когда при Министерстве финансов в 1888 году были образованы новые тарифные учреждения, Витте был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, в феврале 1892 года призван к управлению Министерством путей сообщения, а 30 августа того же года ему поручено управление Министерством финансов.

Одиннадцать лет, в течение коих Сергей Витте стоял во главе Министерства финансов, ознаменованы огромным увеличением бюджета, широким развитием государственного хозяйства и крупными реформами в области финансового законодательства. Общий баланс государственного бюджета время правления Витте возрос на 114,5%. Среднее годовое возрастание бюджета за этот период – 10,5%. Насколько этот рост бюджета велик, можно судить по сравнению с предшествующим и последующим десятилетиями: предшествующий период был ознаменован ежегодным ростом всего в 2,7%, а последующий, с 1903 по 1912 – в 5 %. В августе 1903 года он был назначен на пост председателя Комитета министров. Несмотря на громкое название, это была «почетная отставка», так как новый пост был несоизмеримо менее влиятелен. Тем не менее, он продолжил активную политическую деятельность, выступал в качестве чрезвычайного посла в мирных переговорах с Японией, возглавлял совет министров. Официально в отставку Витте ушел в апреле 1906 года. Итоги его деятельности и политики оценивались противоречиво. Но несомненно одно: смыслом всей его жизни, всей деятельности было служение Великой России. И этого не могли не признать как его единомышленники, так и оппоненты. Последние годы жизни Сергей Юльевич провел в Петербурге и за границей. Оставаясь членом Государственного совета, он принимал участие в работе Комитета финансов, председателем которого был до самой смерти. Также он является автором книги «Воспоминания», представляющей значительный интерес для характеристики политики царского правительства.

Сергей Юльевич Витте скончался (28 февраля) 13 марта 1915 года в Петрограде (ныне – Санкт-Петербург).

Источник: https://www.calend.ru/persons/894/

Мемория. Сергей Витте – ПОЛИТ.РУ

29 июня 1849 года родился выдающийся государственный деятель Сергей Витте.

Личное дело

Сергей Юльевич Витте (1849 – 1915) родился в Тифлисе в семье директора департамента государственных имуществ на Кавказе.

Рос у деда со стороны матери, получил домашнее образование, сдал экзамены за гимназический курс и в 1866 году поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе.

Во время обучения он проявил большие способности к математике, его преподаватели даже считали, что в будущем Витте станет профессором, однако после окончания университета, он, следуя семейной традиции, поступил на государственную службу.

В 1869 году Сергей Витте был зачислен в отдел службы движения железных дорог в канцелярию генерал-губернатора Одессы.

Для ознакомления с железнодорожным делом он в течение некоторого времени работал кассиром билетной кассы, контролером, ревизором движения, конторщиком грузовой службы, помощником машиниста, помощником начальника и начальником станций с преимущественно грузовым и преимущественно пассажирским движением.

В начале 1870-х при покровительстве министра путей сообщения графа Бобринского Сергей Витте был назначен начальником конторы движения Одесской железной дороги. Он занимал эту должность в том числе и в годы русско-турецкой войны 1877–1878 годов и отличился прекрасной организацией перевозки войск к театру военных действий.

Совет

За это Витте был назначен на должность начальника эксплуатационного отдела Юго-Западных железных дорог. Здесь он проявил себя как прекрасный аналитик в комиссии графа Эдуарда Баранова по исследованию железнодорожного дела в России.

Читайте также:  Анна чапман - уникальные факты

Работая в этой комиссии, Витте создал проект «Общего устава российских железных дорог» и изучил проблему разработки железнодорожных тарифов. Изданная Витте в 1883 году книга «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» получила высокую оценку. Министр финансов Иван Вышнеградский обратился к Витте за консультациями по вопросу отсутствия доходов на казенных железных дорогах, и Витте блестяще справился с этой задачей.

10 марта 1890 года Витте стал директором департамента железнодорожных дел, а 15 февраля 1892 года – министром путей сообщения. Он проявил себя талантливым руководителем, продолжал свою деятельность по урегулированию железнодорожных тарифов и развитию российских железных дорог.

В августе 1892 года Витте, сохранив пост министра путей сообщения, возглавил еще и министерство финансов. Надо сказать, что в то время функции этого министерства были куда более широкими.

Оно управляло промышленностью, торговлей, Государственным банком, Корпусом пограничной стражи, другими отраслями и ведомствами.

В октябре 1898 года Витте обратился к Николаю II с запиской, в которой предлагал избавить крестьянина от опеки общины, сделать из него «персону». Однако это предложение было оставлено без внимания. Витте удалось лишь принять в 1899 году закон об отмене круговой поруки в общине.

В 1902 году Витте возглавил «Особое совещание по вопросу о нуждах сельскохозяйственной промышленности». Выводы комиссии совпали с предложениями, которые он сделал в 1898 году. Необходимо было расширение рыночных отношений, переход от общинного землевладения к частному.

Позднее эти предложения были положены в основу аграрной реформы Столыпина.

Главным противником Витте был министр внутренних дел Вячеслав Плеве.

В 1903 году во время экономического кризиса затормозилось развитие промышленности, сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие, летом начались забастовки рабочих на юге России.

Обратите внимание

Плеве сумел убедить императора, что виновником всего этого была либеральная политика Витте. В результате Витте был отправлен в отставку, под видом перевода на пост председателя Кабинета министров, не дававший реальной власти.

В 1905 году Витте в качестве чрезвычайного посла отправлен для ведения нелегких переговоров о мире с Японией. 23 августа 1905 года им был подписан Портсмутский мир. После проигранной войны Сергею удалось значительно смягчить условия мирного договора. Добиться уступок было большой удачей, и за проведение переговоров Витте был пожалован графский титул.

В обстановке нарастания революции осенью 1905 года Сергею Витте удалось убедить Николая II, что у того не осталось выбора, кроме учреждения в России либо диктатуры, либо конституционной монархии. Настаивая на необходимости создания «сильного правительства» во главе с ним самим, Витте добился подписания царем Манифеста 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка».

19 октября Николай подписал и указ о реформировании Совета министров во главе с С. Ю. Витте. Это способствовало предотвращению революции. Руководимое Витте правительство составило проект Основных законов, реализуя провозглашенные 17 октября свободы, занималось вопросами переустройства крестьянского землевладения, проводило подготовку к созыву первой Государственной думы.

Но 22 апреля 1906 года Витте был отправлен в отставку. Николай II издал специальный рескрипт с благодарностью Витте за его труды и наградил Сергея Юльевича орденом святого Александра Невского с бриллиантами. До конца своих дней Витте оставался председателем комитета финансов Государственного совета. Он занялся литературной деятельностью, часто выступал в печати.

Скончался Сергей Юльевич Витте 28 февраля (13 марта) 1915 года.

Чем знаменит

На посту министра финансов Сергей Витте сумел значительно оздоровить состояние бюджета Российской империи, привлечь не менее чем 3 миллиардов рублей иностранных вложений, необходимых для развития промышленности. Он улучшил собираемость налогов, ввел покровительственный по отношению к российским производителям таможенный тариф, учредил винную монополию.

В 1897 году под его руководством была проведена денежная реформа. В результате на российские рубли стало возможно свободно покупать золото, что сделало рубль одной из самых устойчивых валют в мире. Период с 1897 по 1914 год был единственным в русской истории, когда рубль являлся свободно конвертируемой валютой. Модернизацию экономики страны С. Ю.

Витте связывал также с развитием транспортных коммуникаций. В 1892 году протяженность российских дорог составляла 29 тысяч верст железных дорог, когда же он оставил пост министра, она увеличилась до 54 тысяч верст (70%  из них были казенными). По его инициативе была сооружена Транссибирская магистраль (1891–1901).

Важно

Дорога по маршруту Челябинск – Омск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток связала европейскую часть России с Сибирью и Тихим океаном. По мере строительства дороги возникали новые города (Новониколаевск, ныне Новосибирск), строились корабли для торгового судоходства по Северному морскому пути (ледокол «Ермак»). В результате реформ в стране начался быстрый рост промышленности.

Благодаря этому Россия по основным показателям заняла пятое место в мировом промышленном производстве.

О чем надо знать

Карьерный взлет Сергея Витте начался с железнодорожной катастрофы. 17 октября 1888 года недалеко от станции Борки Курско-Харьковско-Азовской железной дороги сошел с рельсов поезд, в котором с семьей и свитой ехал император Александр III. Царская семья спаслась чудом – на своих плечах Александр III удержал рухнувшую крышу вагона, пока те, кто находился внутри, не выбрались.

После этой катастрофы Александр вспомнил рапорт управляющего Юго-Западными железными дорогами Сергея Витте, поданный в министерство путей сообщения летом того же года.

Витте предупреждал, что императорский поезд, составленный из тяжелых вагонов, для перемещения которых требовалось два товарных паровоза, имеет недопустимо высокую скорость для русских железных дорог с легкими рельсами, деревянными шпалами и песочным балластом и может вышибить рельсы.

Он потребовал снизить скорость поезда до безопасной, иначе отказывался его сопровождать. Требования Витте были приняты, но при первой же встрече и министр путей сообщений, и сам Александр III высказали автору рапорта свое недовольство.

Министр, в частности, напирал на то, что на других дорогах никто императорский в скорости не ограничивает и подобных условий не ставит. Царю Витте возражать не стал, а министру ответил довольно резко в том духе, что другие пусть делают что угодно, а он своему государю голову ломать не позволит.

Расследование показало, что причиной катастрофы под Борками стало превышение скорости императорским поездом. После этого Витте был назначен директором департамента железнодорожных дел и из титулярных советников произведен сразу в действительные статские советники.

Прямая речь

«Мне представляется, что есть национализм здоровый, убежденный, сильный, а потому не пугливый, стремящийся к охране плодов исторической жизни государства, добытых кровью и потом народа, и достигающий этой цели; – и есть национализм болезненный, эгоистичный, стремящийся, по-видимому, к той же цели, но как подчиняющийся более страстям, нежели разуму, нередко приводящий к результатам противоположным. Первый национализм есть высшее проявление любви и преданности государству, составляющему отечество данного народа, – второй составляет также проявление тех же чувств, но обуреваемый местью, страстями, а потому такой национализм иногда выражается в формах диких для XX столетия».

С. Ю. Витте «Национальная экономия и Фридрих Лист»

«Политическая история всей Западной Европы может служить довольно наглядным доказательством той тесной связи, которая существует между самоуправлением местным и самоуправлением центральным, т.е., иначе говоря, конституционным строем.

Эта история довольно ясно показывает, что самоуправление местное не может существовать и правильно развиваться без центрального и, обратно, что последнее не может быть устойчивым и твердым без первого.

Неразрывная связь этих двух частей одной и той же системы выражалась, конечно, не везде одинаково; государства живут и развиваются не по одному шаблону; поэтому к сознанию и установлению указанной связи они приходили также разными путями, но самая разнохарактерность, разносторонность путей только сильнее ее подчеркивают, еще более ясно указывают, что при всяких комбинациях и условиях самоуправление местное и центральное требуют известного взаимного соотношения».

С. Ю. Витте «По поводу непреложности законов государственной жизни»

«Человек он был несомненно талантливый и недюжинного, хотя, мне кажется, неглубокого ума.

Совет

За ним остаются крупные заслуги: 1) введение золотой валюты, упрочившей наше денежное хозяйство; 2) удачное заключение мира с Японией, причем он высказал талант истого дипломата, и 3) сдвиг России с положения абсолютистической автократии на путь конституционной монархии.

Удачно и смело проведенная им казенная продажа алкоголя, хотя и не прибавила листьев к его лавровому венку, дала, однако, возможность провести в нужную минуту с молниеносною быстротою народное отрезвление: результат, им самим несомненно непредвиденный в этой форме, хотя он всегда с самого начала подчеркивал, что монополия продажи спиртных напитков даст в руки правительства абсолютную власть регулировать потребление водки. Крупнейшими недостатками покойного были сильно развитое самомнение и бешеное честолюбие. Благодаря этим сторонам его личности, он часто фальшивил, подлаживался к течениям и угождал и нашим, и вашим. Это, в свою очередь, оттолкнуло от него почти всех и не дало заслужить широкой популярности, которая с 1906 года прогрессивно падала, достигнув ко дню его смерти нуля. Сам Витте думал, что он ведет тонкую политику и не мог понять, почему к нему относятся с недоверием. Отсутствие власти и ответственной работы было для него хуже казни».

Из дневника министра просвещения Ивана Толстого

«Император, очень веселый, спрашивает меня о моем путешествии, об успехе, недавно одержанном французской армией в Аргоннах, о действиях союзных эскадр при входе в Дарданеллы и т. д. Затем, внезапно, с блеском иронической радости в глазах:

— А этот бедный граф Витте, о котором мы не говорим. Надеюсь, мой дорогой посол, что вы не были слишком опечалены его исчезновением?

— Конечно, нет, государь!.. И когда я сообщал об его смерти моему правительству, я заключил краткое надгробное слово в следующей простой фразе: «Большой очаг интриг погас вместе с ним».

— Но это как раз моя мысль, которую вы тут передали… Слушайте, господа…

Он повторяет два раза мою формулу. Наконец, серьезным тоном, с авторитетным видом, он произносит:

— Смерть графа Витте была для меня глубоким облегчением. Я увидел в ней также знак Божий.

По этим словам я могу судить, насколько Витте его беспокоил».

Запись беседы с Николаем II в дневнике посла Франции в Петербурге Ж.-М. Палеолога

12 фактов о Сергее Витте

  • Предки Сергея Витте переселились в Прибалтику из Голландии в XVII веке. В XIX веке семья получила потомственное российское дворянство.
  • Со стороны матери, Екатерины Андреевны, Сергей Юльевич Витте происходил из старинной дворянской семьи Фадеевых, которая была ветвью рода князей Долгоруких.
  • Именно Витте пригласил Дмитрия Менделеева заведовать Палатой мер и весов.
  • Витте был инициатором открытия новых вузов – трех политехнических институтов, 73 коммерческих и множества иных учебных заведений.
  • Согласно воспоминаниям министра царского двора Ивана Тхоржевского, консервативная пресса, выражая недовольство реформами Витте, называла их «Виттовой пляской».
  • Сергей Витте был дважды женат, причем оба раза отбивал своих жен у прежних их мужей.
  • После Портсмутского мира недоброжелатели прозвали Сергея Витте «графом Полусахалинским», намекая на уступку Японии половины острова Сахалин.
  • Японский министр иностранных дел Дзютаро Комура, у которого Витте смог добиться уступок на мирных переговорах, был отправлен за это в отставку.
  • Витте показан в романе Андрея Белого «Петербург» под именем графа Дубльве.
  • После смерти Сергея Витте российская полиция охотилась за рукописью его мемуаров, стремясь не допустить публикации. Проводились обыски в домах Витте в Санкт-Петербурге и Биаррице. Рукопись находилась в одном из парижских банков. В 1920 году мемуары напечатали в Берлине, а спустя три года – и в Советской России.
  • Двоюродной сестрой С. Витте была Елена Блаватская.
  • В фильме Франклина Шеффнера «Николай и Александра» (1971) роль графа Витте исполнил Лоуренс Оливье.

Материалы о Сергее Витте

Статья о Сергее Витте в русской Википедии

Сочинения С. Ю. Витте в библиотеке Мошкова

Статьи и документы о Сергее Юльевиче Витте На сайте Отделения ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)

Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. «Сергей Юльевич Витте и его время»

Читайте также:  Тайна стоунхенджа - уникальные факты

Сергей Витте в проекте «Хронос»

Источник: https://polit.ru/news/2015/06/29/vitte/

Витте Сергей Юльевич

Сергей Витте кисти Ильи Репина,  фрагмент полотна
“Торжественное заседание Государственного совета” (1901-1903)

Какую роль в развитии России сыграл С. Ю. Витте?

С. Ю. Витте был крупным государственным деятелем, который внес значительный вклад в существенное переустройство хозяйственного уклада и государственного строя страны в конце XIX — начале XX в.

Способности выдающегося управленца и экономиста Витте проявил далеко не сразу и первоначально демонстрировал таланты в области математики. Будучи студентом, написал работу «О бесконечно малых величинах», получившую высокую оценку в России и во Франции.

В 1871 г. Витте поступил в Управление Одесской железной дороги и поднялся по служебной лестнице от кассира до начальника дороги. Здесь он много внимания уделил повышению доходности железных дорог, чему посвятил свою книгу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов». В 1886 г.

Витте стал управляющим Юго-Западными железными дорогами и уже тогда предпринял первые меры к проведению реформ в масштабе России. Он разработал идеи государственного регулирования железнодорожных тарифов, концепцию нового железнодорожного устава, поднял доход дорог.

Витте стал известен как крупный администратор, но войти в высший эшелон руководства ему помог случай. Опасаясь за безопасность императора, он не согласился с решением министра путей сообщения, распорядившимся увеличить скорость царского поезда.

Вскоре вблизи Одессы произошло крушение этого состава, в кото-ром едва не погибла семья самодержца. После этого Александр III назначил Витте в 1890 г. директором департамента железнодорожных дел министерства финансов.

Витте приступил к постепенным преобразованием этой отрасли. Свои экономические взгляды он выразил еще в 1888 г. в монографии «Национальная экономия и Фридрих Лист» (немецкий экономист XIX в.).

Обратите внимание

Основой всей системы реформ Витте являлся протекционизм, рассчитанный на решение важнейших экономических и политических задач модернизации России, создание своей промышленности, осуществление перехода от аграрного общества к индустриальному.

В 1891 г. был введен таможенный тариф протекционистского характера, увеличивший государственные доходы. Комплекс экономических мер, направленных на защиту интересов России, также дал позитивный результат. В 1892 г. Витте стал управляющим Министерством путей сообщения, а в 1893 г. Александр III назначил его министром финансов.

Витте превратил это Министерство в самое влиятельное в правительстве, которое стало формировать экономическую политику. Получив доверие власти и поддержку общественного мнения, он проявил себя как профессионал, осознававший необходимость реформ и видевший возможности их осуществления.

Витте действовал решительно, считая, что «в России необходимо проводить реформы быстро и спешно, иначе они большей частью не удаются и затормаживаются».

Для индустриализации страны и достижения цели — в течение 10 лет догнать развитые страны Европы — требовались дополнительные средства. В 1894 г.

Витте ввел винную монополию, что дало увеличение доходов казны на 25%; были повышены прямые и косвенные налоги; обеспечены рост доходов государственных предприятий, привлечение в банки вкладов частных лиц.

Сбережения населения в сбербанках увеличились в 4 раза.

В 1897 г. Витте провел денежную реформу, имевшую огромное значение для укрепления финансового положения России. До этого существовали серебряный рубль — основная денежная единица и неразменное денежное обращение ассигнациями. Благодаря Витте был введен золотой рубль, что обеспечивало финансовую стабилизацию, открывало доступ в мировую денежную систему и привлекало иностранные капиталы.

В результате осуществления реформ 90-х гг. общий объем промышленного производства по сравнению с 60 гг. вырос в 8 раз. К концу XIX столетия по основным показателям Россия приблизилась к ведущим странам и по общему объему производства заняла 5-е место в мире.

Страна вступила в полосу быстрого промышленного подъема. Ускоренно развивались банковское дело и транспорт.

Важно

Буржуазно-демократические преобразования Витте, его экономическая система государственно-капиталистической модели регулирования экономического развития страны были чрезвычайно полезны для России.

Успехи Витте вызывали зависть и раздражение в высших кругах. Основным его противником был министр внутренних дел В. К. Плеве. Недоброжелательно и даже с ненавистью относился к нему и царь Николай II. К тому же с наступлением в начале XX в. мирового экономического кризиса, захватившего и Россию, затормозилось развитие экономики, что ставилось в вину Витте.

В это время Витте добивался также достаточно радикального решения аграрного вопроса, включающего в себя капитализацию крестьянских хозяйств, отмену круговой поруки в общине и даже передачи на определенных условиях части помещичьих земель крестьянам. В 1902 г.

была создана специальная комиссия с целью введения личной собственности в деревне. Противоборствующие силы, как позже писал Витте, провозгласили крестьянскую общину особенностью русского народа, и посягать на нее — значит разрушить «цемент русской народной жизни».

Витте не удалось решить крестьянский вопрос, но его идеи были частично воплощены в паллиативной аграрной реформе П. А. Столыпина.

Занимался Витте и рабочим вопросом, чтобы не допустить столкновений рабочих с предпринимателями. В 1897 г. при его содействии был принят закон об ограничении рабочего дня 11,5 часами. В 1903 г. введены выплаты рабочим за полученные увечья на производстве и выборы старост. Но и небольшие социальные реформы вызвали недовольство буржуазии.

Витте стал вызывать открытое раздражение со стороны Николая II — ретрограда и консерватора. В 1903 г. Витте был снят с поста министра финансов и назначен председателем Совета министров. Как ни парадоксально, но пост главы правительства уже не обеспечивал ему прежнего влияния в стране.

Своим нежеланием считаться с «общественным мнением» придворных кругов и резкостью суждений Витте вызывал у «великих персон» неприязнь.

Совет

Однако император и правящие круги в период русско-японской войны не смогли обойтись без «большого ума» и снова обратились к Витте.

В 1905 г. Сергей Юльевич возглавил делегацию России на переговорах с Японией в Портсмуте. Победившая в войне Япония предъявила тяжелые ультимативные требования.

Витте проявил дипломатические способности и добился выгодных условий подписанного мира с минимальными потерями.

Но за уступку Южного Сахалина и Курильских островов Японии в русском обществе в насмешку его стали называть «граф Полусахалинский», хотя это был просчет лично Николая II.

Витте всегда защищал монархию, заявляя, что представительная демократия и абсолютизм несовместимы. Зная это, самодержавие призвало его на помощь в период революции 1905—1906 гг.

Исходя из реальной ситуации, прагматик Витте убедил царя в необходимости для успокоения общества принятия либеральных мер в направлении конституционной демократии и привлечения к государственному управлению народных представителей. В написанном Витте Манифесте 17 октября 1905 г.

— первой русской квазиконституции, объявлялись гражданские свободы и учреждался представительный орган — Государственная Дума с ограниченными законодательными функциями.

Витте подобными мерами сохранял самодержавные права монарха, пытаясь найти равновесие сил в обществе и спасти трон Николая II, что в принципе ему в конечном счете тогда удалось сделать.

Позже он признавался: «Сердцем я за самодержавие, — умом за Конституцию, самодержавию я всем обязан и люблю его, а умом понимаю, что нам нужна Конституция». Однако правые партии считали его левым, а либералы-кадеты утверждали, что в политике он пошел намного правее, чем мог бы. К тому же и сам Сергей Юльевич проявлял колебания: от реформ в усовершенствовании государственного порядка до призыва к беспощадному подавлению Московского вооруженного восстания в декабре 1905 г., за что его резко осуждали левые партии.

Обратите внимание

В апреле 1906 г. у Витте усилился конфликт с царем, что вынудило его подать в отставку. Продолжившего в основном его политику Столыпина ждала судьба еще хуже — этот премьер был убит в 1911 г. с молчаливого одобрения придворных кругов.

Деградирующее самодержавие оказалось не в состоянии понять и оценить значение реформ Витте, способных предотвратить революционные катаклизмы. Даже современники отмечали, что появление такого выдающегося деятеля в общественной жизни, как С. Ю.

Витте, создало новую политическую обстановку, новое политическое положение в стране и при твердой поддержке его действий со стороны общественных сил, властных структур, Николая II, страна могла бы пойти действительно другим путем.

При всей значимости С. Ю. Витте в судьбах реформ в России, яркой индивидуальности талантливого организатора, оценка его деятельности в истории неодинакова и противоречива. Недоброжелатели считали его беспринципным политиком, неопытным дельцом в народном хозяйстве, плохо знавшим русскую действительность.

Одни считали его либералом, другие — консерватором, третьи утверждали, что он не был ни тем ни другим и временами проявлял себя реакционером. Однако чаще давалась положительная характеристика и очень высокая оценка его деятельности. Один из лидеров кадетской партии П. Н.

Милюков писал в своих воспоминаниях о Витте: «Это был редкий русский самородок — со всеми достоинствами этого типа и с большими его недостатками. Конечно, он стоял головой выше всей той правящей верхушки, сквозь которую ему приходилось пробивать свой собственный путь к действию». В исторической литературе имеют место сравнения великого немецкого канцлера О. Бисмарка с С.

Витте. На рубеже XIX—XX вв., когда решались проблемы модернизации России, ему не находится равного реформатора. П. Б. Струве, считавший Витте исключительно одаренным человеком, писал: «В истории русского управления мало фигур можно поставить рядом с Витте, и одного только человека можно поставить выше его: Сперанского…

» Но Витте не только разрабатывал реформы, но и претворял их в жизнь. Будучи убежденным монархистом, Витте содействовал буржуазному развитию и модернизации страны, придав российскому капитализму европейский облик.

Использованы материалы кн.: История России в вопросах и ответах. Сост. С.А. Кислицын. Ростов н/Д. 2001, с. 340-344. Автор М.Е. Трусова.

Вернуться на главную страницу Витте

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_we/vitte5serg.php

Сергей Витте

Гениальный государственный деятель, новатор своего времени, радеющий за индустриализацию экономики и развитие железных дорог. Имя Сергея Юльевича Витте вошло в историю благодаря реформам и строительству Транссибирской магистрали. Личность министра финансов вызывала противоречивые мнения и высказывания, но вклад его в развитие страны очевиден.

Детство и юность

Биография министра берет начало на Кавказе, в Тифлисе, 17 июня (29 июня по новому стилю) 1849 года. Родился мальчик в небогатой семье провинциальных дворян. Отец Сергея Юльевича по национальности – выходец из прибалтийских немцев, получил дворянский титул в середине XIX века. А вот по линии матери родословная уходила корнями к знаменитым князьям Долгоруким, чем Витте очень гордился.

Сергей Витте

В семье воспитывались пять детей – три сына и две дочери. Детство будущего министра прошло у деда по материнской линии – А. М. Фадеева.

Бабушка научила любимого внука азам грамотности, дав мальчику первоначальное образование. Поступив в Тифлисскую гимназию, ученик не отличался блестящим поведением и страстью к точным наукам.

Гимназист предпочитал уроки фехтования, музыки и верховой езды.

Сергей Витте в молодости

Несмотря на слабые отметки в аттестате, Сергей Юльевич отправился в Одессу для поступления в университет. Впрочем, первоначальная попытка не увенчалась успехом, и незадачливому гимназисту пришлось вернуться в гимназию. После усердных занятий Витте удалось поступить на физико-математический факультет Новороссийского университета в 1866 году.

Карьера

После получения диплома выпускник планировал остаться на кафедре и заниматься научной работой. Однако мать и дядя юноши высказались против такого выбора, посчитав, что научные труды – недостойное занятие для дворянина. По мнению родственников, Витте полагалось поступить на государственную службу.

Государственный деятель Сергей Витте

В России бурно развивалось строительство железных дорог. Частные конторы вкладывали немалые капиталы в развитие отрасли. Перспективная сфера привлекла и молодого Витте. По предложению графа А. П. Бобринского, Сергей Юльевич взят на должность специалиста по эксплуатации железных дорог в управление Одесской железной дороги.

Карьера талантливого управленца висела на волоске после произошедшей в 1875 году Талигульской катастрофы, унесшей жизни пассажиров. Витте и начальник дороги были приговорены к 4 месяцам тюрьмы.

Однако заслуги Витте, отмеченные великим князем Николаем Николаевичем, спасли мужчину от заключения.

Важно

Наказание заменено на две недели гауптвахты, где Витте проводил только ночи, в дневное время продолжая трудиться в управлении.

Министр Сергей Витте за работой

Карьера амбициозного сотрудника шла вверх. Витте получает назначение на должность начальника службы эксплуатации в администрации Общества Юго-Западных железных дорог.

Читайте также:  Билл гейтс - самый богатый человек планеты

В конце 80-х железнодорожный управляющий знакомится с императором Александром III. А в 1889 году Витте по просьбе главы государства занимает пост начальника только что образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов.

Сергей Витте и Александр III

На государственной службе, несмотря на противоречивое отношение двора и других государственных деятелей к собственной персоне и проводимой политике, быстро становится министром путей сообщения. После результативной работы, в 1892 году, получил назначение на должность министра финансов.

Занимая высокий пост, Витте продолжает продвижение железных дорог, выкупает линии в государственную собственность. Одним из достижений Витте называют форсирование строительства Транссибирской магистрали. Сергей Юльевич – автор денежной реформы 1897 года. Страна получила твердую валюту, обеспеченную золотом, что укрепило положение России на мировом уровне и привлекло инвесторов.

Документальный фильм о Сергее Витте из серии “Исторические Хроники с Николаем Сванидзе”

Важный вклад в экономику внесен введением винной монополии государства, обеспечившей поток денежных средств в бюджет.

Заслуги талантливого министра на этом не заканчиваются. Витте работал над рабочим законодательством. С его участием введено ограничение рабочего времени.

Считал необходимым реформирование крестьянской общины как пережитка прошлого.

Сергей Юльевич выступал за то, чтобы в правление государством попадали образованные люди с пытливым острым умом. Министр добился права на выбор сотрудников по заслугам, а не по наличию дворянских титулов. Витте относился к сторонникам буржуазии, цитата министра о том, что большинство наших дворян – кучка дегенератов, радеющих за собственную выгоду в счет народных средств, стала афоризмом.

Император Николай II

С приходом к власти императора Николая II противники Витте развернули провокационную кампанию.

Новый глава государства недолюбливал министра, поскольку харизматичный Сергей Юльевич затмевал фигуру самодержца. При этом обойтись без него Николай не мог, что раздражало еще больше.

Впрочем, Витте отвечал императору взаимностью. Для министра идеалом самодержавия оставался Александр III.

В 1903 году Сергей Юльевич вступил в почетную, но фактически номинальную должность председателя Кабинета министров. На новом посту Витте уже ничего не решал. В 1906 году окончательно уходит в отставку по собственной воле.

Личная жизнь

Сергей Юльевич дважды вступал в брак. Оба раза по любви, и оба раза избранницами становились замужние женщины. С первой супругой Надеждой Андреевной Спиридоновой будущий министр познакомился в Одессе. Узнав, что любимая уже связана узами брака, лично хлопотал о разводе.

Пара обвенчалась во Владимирской церкви, но счастье не продлилось долго. Жена Витте часто болела и большую часть времени жила на курортах. В 1890 году женщина скончалась от разрыва сердца.

Матильда Нурок, вторая жена Сергея Витте

Спустя год министр встретил новую даму сердца – Марию Ивановну Лисаневич, урожденную Матильду Исааковну Нурок. Согласно сохранившимся фото и отзывам современников, возлюбленная Витте отличалась привлекательной внешностью, которой успешно пользовалась.

Женщина состояла в законном браке, а несговорчивый муж отказывался давать развод. Витте, рискуя карьерой, был вынужден заплатить отступные и воспользоваться своим положением.

Совет

Сергей Витте и его жена Мария (Матидьда)

Скандал с разводом, женитьба на еврейке ставили под удар успех Сергея Юльевича на службе, но чувства оказались настолько сильны, что мужчина готов был рискнуть всем. Александр III, благоволивший Витте, встал на его сторону и оказал протекцию новоявленному новобрачному.

Впрочем, несмотря на старания, женщина не была принята в высшем обществе, где к ней, как и к ее мужу относились с презрением. Не имея собственных детей, Витте удочерил девочек обеих жен от предыдущих браков.

Смерть

Бывший министр-реформатор скончался в 1915 году. Причиной смерти стал менингит. По воспоминаниям посла Франции в Петербурге Ж.-М. Палеолога, Николай с облегчением узнал о кончине бывшего министра.

Могила Сергея Витте

Незадолго до кончины Сергей Юльевич работал над книгой мемуаров личного характера. «Воспоминания» изданы в начале 1920-х годов в Берлине, чуть позже в РСФСР.

В современном мире вклад Витте в становление российской экономики, а также незаурядная личность становились предметом оценки историков. О государственном деятеле сняты документальные фильмы, которые также неоднозначно, как и его современники, рассматривают Сергея Юльевича.

Интересные факты

  • Приступив к работе специалиста по эксплуатации, Витте, желая узнать тонкости управления и организации, прошел стажировку на различных должностях. Молодой управленец сидел в кассах, работал станционным смотрителем грузовых и пассажирских сообщений.

Подстаканники – идея Сергея Витте

  • При уходе с поста управляющего железной дороги и поступлении на государственную должность Витте значительно потерял в денежном жаловании. Вместо 40 тысяч в год новоявленный министр стал получать только 8 тысяч. Император из личных денег доплачивал Сергею Юльевичу еще 8 тысяч в качестве компенсации.
  • Современные и привычные железные подстаканники, до сих пор используемые в вагонах, введены в обиход именно в период работы Витте.

Цитаты

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/55338-sergei-vitte.html

​Сергей Юльевич Витте – выдающийся государственный деятель России

Сергей Юльевич Витте (1849-1915) – выдающийся государственный деятель России. Его экономическая политика отличалась дальновидностью, а дипломатические способности порождали мистические слухи.

Интересен факт, что Витте считали антиподом Столыпина. И действительно, их отношения складывались достаточно сложно.

У них были противоположные взгляды по поводу пути прогресса империи, но в главном они сходились: и Витте и Столыпин любили Россию, и делали все для того, чтобы прославить свое отечество.

Биографии великих людей, таких, какими были эти два мужа, являются олицетворением самоотверженного служения отчизне.

Перед началом краткой биографии, рекомендуем обратить внимание на воспоминания Витте об императоре Александре III.
Это будет чрезвычайно интересно для всех любителей истории, в особенности русской.

Происхождение Витте

Родился Сергей Витте в семье курляндского дворянина Христофа-Генриха-Георга-Юлиуса и дочери губернатора саратовского края Екатериной Андреевны в 1849 г.

Краткая биография отца семейства содержит сведения о высоком уровне его образования (он владел специальностями горного инженера и агронома). В начале сороковых годов он обосновался в Саратовской губернии и занимал должность управляющего крупного помещичьего хозяйства.

Обратите внимание

История умалчивает о том, чем он покорил сердце Екатерины Андреевны Фадеевой, но очевидно, что задача эта была не из простых.

Будущая его супруга и мать Сергея Юльевича происходила из высокообразованной дворянской семьи, ее дедом был князь Долгоруков.

Образование

До своего 16-летия, Сергей Витте посещал гимназию в Тифлисе. Затем семья недолго жила в Кишиневе. После получения аттестата зрелости они с братом стали студентами Новороссийского университета — одного из лучших в Российской империи.

Юноша терпеливо и настойчиво изучал математику, что позволило ему впоследствии стать выдающимся экономистом.

В Южной Пальмире, в 1870, он защитил диссертацию. Витте предлагали остаться в учебном заведении, но он отказался, в чем получил полную поддержку семьи, считавшей уделом дворянина служение государю и отечеству.

Карьера Витте

Краткая биография Сергея Витте не позволяет нам останавливаться на всех подробностях становления личности. Однако ключевые моменты его карьеры мы отметим.

Поступив на службу и заняв пост чиновника в канцелярии губернатора Новороссии, он просидел там недолго и вскоре стал специалистом-путейцем по рекомендации графа А. П. Бобринского.

Биография Витте содержит информацию о том, что он работал чуть ли не кассиром, но это не совсем так, хотя ему действительно приходилось много ездить по небольшим станциям, изучая во всех тонкостях работу железной дороги и занимать различные невысокие посты для углубления знаний.

Вскоре такая настойчивость дала результаты, и он возглавил эксплуатационную службу Одесской ЖД.

На тот момент Сергею Витте было 25 лет.

Дальнейший рост

Судьба Витте как чиновника могла бы закончиться, не успев начаться, по причине произошедшего на Тилигуле крушения поездов.

Однако его активная работа по организации оборонных грузоперевозок (шла война с Турцией) снискала благоволение начальства, и его фактически простили (наказали двумя неделями гауптвахты).

Развитие порта Одессы – тоже в значительной степени его заслуга. Итак, вместо отставки Сергей Витте получает новый толчок в своей карьере, но уже в Санкт-Петербурге.

Важно

В 1879 г. он становится руководителем пяти юго-западных железных дорог (Харьковско-Николаевской, Киево-Брестской, Фастовской, Брестско-Граевской и Одесской).

Затем биография Сергея Витте продолжается в Киеве, где он работает под руководством И. С. Блиоха, видного теоретика-экономиста и банкира. Здесь пройдут пятнадцать лет его жизни.

Достижения

В начале XX века в мировой экономике происходят тектонические процессы, от которых не остался в стороне и Витте.

Его биография содержит сведения о написанном им труде «Национальная экономия и Фридрих Лист». Вскоре эту книгу замечают во власти, и Сергея Витте назначают статским советником при железнодорожном департаменте.

Затем его карьера стремительно развивается, и вот он уже назначен на пост министра.

Д. И. Менделеев приглашен Витте на службу во вверенном ему ведомстве.

Заслуги Сергея Юльевича Витте перед государством колоссальны. Перечислим лишь наиболее значимые:

  1. Введение золотого обеспечения рубля. В результате российская денежная единица становится одной из главных мировых валют.
  2. Установление государственной монополии на продажу водки, вследствие чего в бюджет начинают поступать огромные денежные средства.
  3. Резкий рост железнодорожного строительства. За время работы Витте протяженность путей выросла вдвое и превысила 54 тыс. верст. Таких темпов не было даже в годы сталинских пятилеток.
  4. Перевод путей сообщения в госсобственность. 70 % компаний-перевозчиков казна выкупила у хозяев, это имело стратегическое значение для экономики страны.

Личная жизнь

Сергей Витте всегда пользовался успехом у дам. Со своей первой женой он познакомился еще в Одессе. На тот момент она состояла в формальном браке.

Н. А. Спиридонова (урожденная Иваненко) была дочерью предводителя дворянства из Чернигова. Вскоре они обвенчались в Киеве, в соборе Св. Владимира. Прожили супруги до самой смерти жены в 1890.

Совет

Через два года Витте женился вторично. Его избранница Матильда Ивановна Лисаневич сама растила дочь, которую Сергей Юльевич воспитывал как собственного ребенка.

Жена происходила их евреев-выкрестов, что обострило отношения чиновника со светским обществом. Сам он предрассудкам не придавал значения.

Последние годы

Отношения с императором Николаем II у Витте складывались чрезвычайно сложно, в отличие от полного взаимопонимания, которое он имел с отцом Николая – императором Александром III.

С одной стороны, Николай II ценил его как не имеющего равных специалиста, заслужившего признание еще в годы правления его отца; с другой же — придворные интриги (на которые, кстати, и сам Сергей Юльевич был весьма способен) сильно осложняли положение министра финансов, пост которого к тому времени занимал Витте.

В конце концов, в 1903 он лишился своего поста, но надолго без дел не остался.

Как только случалась какая-то безвыходная государственная ситуация, император Николай II тут же прибегал к помощи Сергея Витте.

Именно его послали вести мирные переговоры с правительством Японии, вследствие чего был подписан Портсмутский мирный договор. С заданием он справился виртуозно, а его наградой стал графский титул.

Затем возникли сложности с аграрным проектом, автором которого был Петр Аркадьевич Столыпин. Встретив сопротивление помещиков, Витте отступил, а автора спорного закона уволил. Долго, однако, лавировать между интересами противоборствующих группировок было невозможно. Неизбежная отставка, в конечном счете, состоялась в 1906 г.

На этом, собственно, биография Витте заканчивается. В феврале 1915 он заболел менингитом и умер.

Вся жизнь этого государственного деятеля является яркой иллюстрацией борьбы за процветание Родины.

Коротко о Сергее Витте можно сказать следующее:

  • Выдающийся русский экономист, дипломат, государственный деятель и реформатор.
  • Стабилизировал курс рубля, введя его золотое обеспечение.
  • Обеспечил приток первых в истории России иностранных кредитов на внутренний рынок.
  • Осуществил проект постройки самой большой в мире транссибирской магистрали.
  • Автор остановившего революцию 1905 года манифеста 17 октября, после которого был отстранен Императором Николаем II с поста председателя Совета министров.
  • Заключил мирный договор с Японией, по которому половина острова Сахалин переходила к Японии, вторая же половина после поражения сохранилась за Россией.
  • Благодаря своим уникальным дипломатическим способностям, сумел заключить союзный договор с Китаем, Портсмутский мир с Японией, торговый договор с Германией.

В качестве заключения следует сказать, что Сергей Юльевич Витте стал ярким примером выдающегося ума, который сделал очень многое для любимой им России.

Источник: https://www.abcfact.ru/6218.html

Ссылка на основную публикацию