Олег меньшиков – уникальные факты

7 интересных фактов об Александре Меншикове

25 октября 1714 года Александра Даниловича Меншикова избрали членом Лондонского королевского общества. При всех своих званиях Меншиков был неоднозначной фигурой.  Мы вспомнили 7 интересных фактов о выдающемся государственном деятеле.

Меншиков стал первым русским членом Лондонского королевского общества. Однако говорить о его вкладе в науку не приходится. Решение об избрании носило, прежде всего, политический характер.

Похоже, члены Королевского общества не решились отказывать «Могущественнейшему и достопочтеннейшему владыке господину Александру Меньшикову, Римской и Российской империй князю, властителю Ораниенбурга, первому в Советах Царского Величества, Маршалу, Управителю покоренных областей, кавалеру Ордена Слона и Высшего Ордена Черного Орла и пр.»,  лично писавшему Ньютону с просьбой об избрании. Тем более, что такой высокопоставленный чиновник мог поддержать ученых финансово. Возможно именно потому, что Меншиков осознавал скромность своих научных достижений, он никогда не добавлял к своему пышному титулу еще и эти три слова: член Королевского общества.

В наше время, когда политиков и общественных деятелей регулярно ловят на плагиате, а доктор исторических наук, не имеющий понятия о методике работы с источниками, по преступному недоразумению назначен министром культуры, вряд ли вызывает удивление тот факт, что первый русский член Королевского Общества, по всей видимости, не умел ни читать, ни писать.

Обратите внимание

О безграмотности самого близкого сподвижника императора свидетельствовали как иностранные дипломаты, так  и придворные, например, личный токарь Петра I Андрей Нартов.

И хотя появилось немало «патриотически» настроенных историков (патриотизм понимающих весьма превратно), которые пытаются опровергнуть представление о безграмотности светлейшего князя, доводы их пока не отличаются убедительностью. Историк С. П.

Луппов отмечал: «За многолетнюю работу в архивах над фондами Петровского времени нам не удалось видеть ни одного документа, написанного Меншиковым, а приходилось встречать только бумаги, написанные другими лицами и только подписанные неуверенной рукой Меншикова». Однако тот факт, что Александр Данилович не разумел грамоты, нисколько не отменяет его многочисленных заслуг на государственном поприще.

Вопрос о происхождении светлейшего князя до сих пор вызывает много споров. Сам Меншиков настойчиво продвигал версию о том, что вышел он из литовско-польского дворянского рода Менжиков. Он даже добился официальной бумаги от съезда литовской шляхты.

Однако позже, не удовлетворившись таким происхождением, Меншиков попытался обосновать свою генеалогию от варягов, близких к роду Рюрика. Версия о дворянском происхождении фаворита Петра вызывала сомнения еще при его  жизни.

В народе было очень популярно представление, что вышел светлейший князь из самых низших кругов, а перед тем как попасть в окружение к императору был простым разносчиком пирожков. Версию о пирожках в частности подтверждают свидетельства токаря Нартова.

Секретарь австрийского посольства Иоганн Корб пренебрежительно называл Меншикова «Алексашкой» и отмечал, что он «вознесен до верха всем завидного могущества из низшей среди людей участи».

Говорят, что после смерти Лефорта Петр I скорбно заметил: «Осталась у меня одна рука, вороватая, да верная». Это он о Меншикове. Светлейшего князя не раз ловили на воровстве.

Важно

Свое несметное богатство он добыл совсем неблагородным способом: незаконно захватывая земли, закрепощая казаков и прямо обкрадывая казну.

Меншикову предъявляли обвинение в хищении более чем полутора миллионов рублей, и это в то время, когда годовые расходы государства составляли около 5 миллионов. Спасала князя дружба с царем и заступничество Екатерины.

Вовремя поданные челобитные заметно снижали сумму долга, которую надо было выплатить уличенному в воровстве Меншикову. Не мог Петр держать долго гнева на своего любимца. О воровстве Александра Даниловича знали все, но пока его осеняла царская милость, ничего нельзя было сделать.

Предприимчивость – вот главная характеристика князя Меншикова. И проявлял он ее не только на поле боя, в государственных делах, придворных интригах и безбожном казнокрадстве.

Меншиков был предпринимателем в самом современном и даже положительном значении этого слова: он был бизнесменом. Для извлечения прибыли князь использовал любую возможность.

Не довольствуясь стандартным оброком, он организовывал на своих землях многочисленные промыслы по переработке сельскохозяйственной продукции и добыче полезных ископаемых.

Кирпичное производство, распиловка леса, винокуренные, соляные и рыбные промыслы, хрустальный завод – вот лишь неполный перечень организованных Меншиковым предприятий. Он же создал первую в России шелковую мануфактуру, по образцу парижской. Ну чем не молодой, амбициозный стартапер?

Строителем светлейший князь был примерно в том смысле, в каком им был и Юрий Михайлович Лужков. Будучи губернатором Ижорской земли (сегодня это Петербург и Ленинградская область), Меншиков отвечал за строительство Шлиссельбурга, Кронштадта, Петергофа и Петербурга.

Совет

Естественно, что такая должность как нельзя лучше влияла на бизнес высокопоставленного чиновника: фактически он руководил формированием крупнейшего строительного рынка Империи, обеспечивающего устойчивый спрос на продукцию его многочисленных предприятий.

Промышлял Меншиков и государственными продовольственными подрядами. Цены, конечно же, изрядно завышались, а контракты оформлялись через подставных лиц. Как выяснило следствие, чистая прибыль Меншикова за поставку провианта государству в 1712 году превысила 60%.

 Общий ущерб от продовольственной подрядной деятельности князя был оценен в 144 788 рублей. Впрочем, по сравнению с объемами прямого казнокрадства Меншикова, это сущие копейки.

Не секрет, что амбиции Меншикова не имели предела. После смерти Петра он привел на престол Екатерину и фактически стал главным человеком в государстве. Меншиков намеревался породниться с императорской фамилией, обручив свою дочь с внуком Петра Великого.

Свои амбиции ему удалось запечатлеть даже на государственных монетах. В 1726 году светлейший князь задумал провести денежную реформу, понизив пробу серебряной монеты, что должно было принести дополнительную прибыль от чеканки.

В будущем планировалось вообще чеканить гривенники из дешевого сплава «новой инвенции».

Новые монеты отличались необычным вензелем, который состоял не только из литеры «I» («Императрица») и литеры «Е» («Екатерина»), но и включал дополнительный элемент – литеру «Y», не имевшую никакого обоснования в имени императрицы.

Дело в том, что в сочленении с буквами «I» (литеры «I» и «E» были даны в зеркальном отражении), «Y» давала «M», то есть «Меншиков». Монеты, однако, вышли настолько низкого качества, что были совершенно непригодны для обращения и быстро изъяты. А уже в 1727 году, после смерти Екатерины, Меншиков проиграл в придворной борьбе, был лишен имущества, чинов и наград, и сослан в сибирский город Березов, где спустя два года умер.

Александр Славич

7 главных правил чтения икон

Источник: https://russian7.ru/post/7-interesnyx-faktov-ob-aleksandre-menshikove/

Олег Меньшиков: «Нам только кажется, что мы живём в свободном мире»

31 августа на экраны выходит «Гоголь. Начало» — фильм, выбивающийся из привычных нам жанров. Во-первых, уникальный формат: впервые в истории художественный фильм выйдет в кинопрокат в 4 частях.

Во-вторых, на экране тоже творится полная фантасмагория: ведьмы и демоны, убийства и мороки.

А в центре интриги оказываются следователь Яков Гуро (Олег Меньшиков), которого отправили из столицы расследовать эти безобразия, и вызвавшийся ему помогать писарь Николай Гоголь (Александр Петров), обладающий паранормальными способностями. 

«Искусство должно быть здоровым!»

Юлия Шигарева, «АиФ»: Вы, Олег Евгеньевич, большой любитель смелых экспериментов, раз согласились сниматься в фильме «Гоголь. Начало». Вполне возможно, что после этого фильма ревнители классики разорвут вас в клочья за столь нетрепетное отношение к ней и классику.

Олег Меньшиков (язвительно): А где это у нас завелись такие ревнители, которые про классику-то очень заботятся и волнуются? Где это они проживают? Мне адреса их дайте! Или они только на определённые места реагируют?

Олег Меньшиков. Актёр, режиссёр, народный артист РФ, трижды лауреат Госпремии России. С 2012 г. худрук и директор Театра им. Ермоловой. Женат. Дважды сыграл роль Есенина в западных театрах – с Ванессой Редгрейв в Англии и в «Комеди Франсез» в Париже.

— Ревнители? Тот же Дмитрий Энтео, который на ступеньки МХТ свиную голову приволок за, по его мнению, недостаточно почтительное отношение к Достоевскому.

— С нашей классикой, по-моему, уже сделали всё, что угодно и кто угодно, где угодно и как угодно. А наш проект — это не байопик и не рассуждения о личности Николая Васильевича.

Это лёгкая фантазия на тему Гоголя и его произведений. И, если кто-то на нас окрысится… Ну, слушайте, окрысятся так окрысятся.

Я в таких случаях говорю: «Ребята, если у вас других проблем нет, если всё в семье нормально и больше заняться нечем — ну крысьтесь».

— Да и сайт украинский «Миротворец» раскроет перед вами свои объятия.

— А эти-то за что? (смеётся)

— За насмешки над образом простого украинского крестьянина.

— Да ради бога! Я, когда на всю эту ситуацию в Украине смотрю, у меня только один вопрос возникает: а как они будут откатывать назад? И в таком состоянии войны (а это состояние войны, пусть и не открытой, явной — то, что у них сейчас происходит) они не смогут существовать.

Обратите внимание

А возможные реакции на фильм… Бог его знает. Я слышал мнения, чтоСаша Петров на Гоголя совершенно не похож. Меня это так всегда забавляло! А его, Гоголя, кто-то видел? С ним кто-то знаком был? Кто-то может описать его точно? Мы знаем его лишь по портретам и по воспоминаниям тех, кто писал про Гоголя. И, если судить по этим книгам, у Гоголя там такое творилось — чёрт ногу сломит.

Поэтому не думаю, что режиссёр сериала Егор Баранов или продюсер Саша Цекало ставили перед собой задачу разобраться во внутреннем мире Николая Васильевича.

Мне кажется, их поманила та атмосфера, которую Гоголь создал в своих книгах, миф, сотворённый им, о его собственной жизни. А ещё мне очень понравился подход Егора — чуть, знаете, с иронией: и к себе, и к тому, что мы делаем. С возможностью шутить, цитировать фразы из других фильмов.

Я считаю, что искусство должно быть весёлым и здоровым. Так вот, это весёлое и здоровое искусство.

— Это же вечный спор последних лет о том, как относиться к классике: как к музейному экспонату, бережно смахивая пыль и точно следуя тексту вплоть до запятой? Или всё же допустимо её осовременивать, делая ближе и понятнее нам сегодняшним?

— Что значит «до запятой»… Раньше я был сторонником позиции: как написано, так и должно быть произнесено. Сейчас же спокойно отнесусь, если услышу некие изменения, но до определённой степени, естественно. А с осовремениванием классики… Тут я, видимо, расхожусь с театром и кино, потому что то, что они называют осовремениванием классики, я называю… Да никак я это не называю.

Ни к современности, ни к классике это не имеет никакого отношения. У меня возникает ощущение, что я смотрю один и тот же спектакль. Я не чувствую разницы: Островский это, к примеру, или Чехов. И вот уже не нужны декорации, костюмы.

Даже авторский текст не очень-то нужен: режиссёры берут и переделывают Шекспира, Булгакова так, как им удобно.

— А зачем?

— У меня этот вопрос тоже всегда возникает. И ответ один, к сожалению: потому что так, как написано, очень трудно. Потому что легче — в современном костюме, при двух фонарях. Затрат меньше: и материальных, и духовных. Ведь эмоции уже давно не проигрываются. Эмоции называются.

Сказал «я тебя люблю» — и всё! И зрители обязаны в это верить, не требуя от актёра доказательств, что он действительно этого человека любит или ненавидит.

Мы кричим про приверженность системе Станиславского и при этом идём в такой далёкой параллели от того, чему учил великий Константин Сергеевич! Понятно, что всё вернётся на круги своя, а сейчас, видимо, мы проживаем такой вот этап. Честно скажу: мне он не очень интересен, этот этап.

Важно

Но мы работаем, ищем какие-то возможные варианты существования. Как написал поэт, «времена не  выбирают, в них живут и умирают». Поэтому — ну, такое это время. Будем в нём жить!

Источник: http://www.AiF.by/timefree/stars/oleg_menshikov_nam_tolko_kazhetsya_chto_my_zhivyom_v_svobodnom_mire

Бесконечно загадочный Олег Меньшиков

Опубликовано пользователем сайта

Про звездSnowden 100 15 октября 2016, 16:16

Вот искала на днях в интернете информацию о любимой иностранной актрисе, и вдруг гугл совершенно неожиданно выдал эту давнюю статью о Меньшикове.

Итак, статья “Бесконечно загадочный Олег Меньшиков”, издание “Оракул”, 1996 год:

Oлeг Меньшиков в свои тридцать пять – лауреат самой громкой нашей премии – “Триумф” и самой почетной театральной награды Великобритании – преммм сэра Лоуренса Оливье…

Он из тех артистов, что “наутро ПРОСНУЛИСЬ знаменитыми” после первых своих ролей, – его Костик из “Покровских ворот” обаял и пленил всех девушек страны, а крошечная эпизодическая роль в “Родне” заставила кинотеатральный мир ахнуть от уникальной способностм этого артиста, на КОРОТКОЙ дистанции умеющего сказать о герое все, причем сказать молча, сказать взглядом.. Меньшиков – человек бесконечно одаренный. Меньшиков – человек бесконечно загадочный. А загадочные люди провоцируют, подначивают на то, чтобы их самих заставить хоть что-то отгадывать. Вот и сейчас, здесь Олегу Евгеньевичу предлагается КРОССВОРД – или, как говорил любимый им Набоков, – крестословица. Всего из трех слов. Вернее – трех имен. Его друзей, а точнее – ПОДРУГ, наперебой отвечавших на множество наших вопросов о том, что же такое за явление – Олег Меньшиков. Кто эти трое? Кто что сказал? Пусть догадается сам артист…
 

Меньшиков – романтический герой? Характерный артист? Или “уникальный актер интеллектуального плана” – как судачили о нем еще во время съемок “Родни“?  – Он как Олег Даль может играть, что угодно: и шута в “Лире”, и Зилова…  – Возьми любую хорошую пьесу, и там окажется роль для Олега.

Хочешь – Чацкого, хочешь – Хлестакова.  – Это даже не индивидуальность такая, а такое амплуа: Меньшиков.  – Меня он поразил в спектакле “Спортивные сцены”, где этот мальчик-супермен вдруг сыграл ущербного болезненного, рефлексующего хлюпика.

Кстати, в спектакле по Набокову “Приглашение на казнь” он хотел играть Цинцинната, а не Пьера. Характерную роль. 

– В “Утомленных солнцем” он сыграл подлеца. И как!

– А правда, что инсценировку по Набокову он написал сам?  – Дело было так. Заказывали инсценировки трем маститым драматургам. Но что такое – уловить загадочную театральность набоковской прозы? Здесь “новые формы нужны”, что еще Треплев у Чехова в “Чайке” провозглашает. Короче говоря: ни у кого не получилось. И мы отчаялись, были на грани отказа от набоковского спектакля. Но тут, мирно сидевший в углу дивана, Олег лениво спрашивает: а сколько платят за инсценировку? – 800 рублей. Такая цена была. – Ну, давайте я сделаю. На него едва не обиделись: не до шуток было. А он – сделал! То, что нужно. Адекватное Набокову и очень театральное.  – Он, по-моему, в искусстве что угодно может сотворить. 

Читайте также:  Система станиславского: 7 основных принципов

– Это как: “что угодно”? Кому угодно

– Ему.  – В Олеге “сидит” режиссер. Ведь знаменитый спектакль “Нижинский” после многих попыток опытных режиссеров поставил он.  – А тебе известно, что Олег окончил музыкальную школу по классу скрипки? И на фоно играет, отлично поет, фехтует и танцует… 

– “ЧЕЛОВЕК-ТЕАТР”? 

– Между прочим, да. 

– А чего больше: человека или театра? 

– Ну, знаешь. Это не вопрос. Как их разделишь? 

– У него кончик носа мягкий: он всем дает потрогать – действительно, нет хряща… 

– Олег очень закрытый человек. Хотя внешне – душа нараспашку, кумир компаний. Но чем известнее становится, тем закрытее. 

– Вот что остается от многократных встреч: обаятельно улыбающийся супермен, либо в белом шарфе, либо в белом свитере, либо в белых носках… И постоянно кого-то показывающий. А от его театральных или киноработ получаешь какой-то творческий оргазм: запредельное, невероятное ощущение.

С его появлением на сцене случается праздник: играл ли он Калигулу – насильника, убийцу и тирана, вызывающего почему-то в зале жалость и сострадание. Играл ли этого самого Сережу в “Спортивных сценах” – едва ли не бесполого “слабака”. Или вот – Робеспьера! Почти призрака. Сухого, внеэмоционального.

Ну, наконец, Ванесса-то Редгрейв выбрала именно его. 

– А как Ванесса Редгрейв выбрала на роль Есенина именно Меньшикова?  – Она просматривала артистов, специально приезжавших на показ. Она ходила на спектакли. И случайно забрела на “Калигулу”… 

– Так просто

– В судьбе Олега все кажется “так просто”.  – Может быть, потому, что он – если при жизни называть вещи своими именами – просто гений.  – Он мамонт, понимаешь?  – Честно говоря, не очень…  – У него до сих пор нет машины. И шоферы такси удивленно спрашивают: а твой “Мерседес” что, в починке? 

– Бессребреник. Абсолютный. Последний рубль отдаст. 

– Он человек, не типичный для театральной среды: порядочный, чистый…  – Один раз на день рождения приходит ко мне с мешком подарков. В буквальном смысле – с мешком. Там было все, что я люблю: от джина с тоником до украшений…  – Он любит и умеет устраивать праздники другим. Вот у нас в актерской среде принято отмечать премьеры. А в Англии, где Олег с Ванессой Редгрейв играл спектакль о Есенине, все сами по себе. Но и там Олег сумел пригласить людей, устроить им праздник. 

– Он тут по телевидению рассказывал, как ночевал в Англии в замке с привидениями… 

– Его в Англии обожают. Те, кто был на спектакле, а Ванесса играла на английском, Олег – на русском, все понимали, все чувствовали и были в восторге.  – Это не шуточки: стать первым русским артистом, награжденным премией Оливье. 

– А он не зазнался? Вот интервью, говорят, перестал давать. Может, это уже снобизм? 

– Какой снобизм? Да он хохмач, хулиган, они с Пашей Каплевичем махровые советские песни распевают…  – Он так разыграет… Сам москвич, из семьи военного инженера и врача. Но в детстве жил у бабушки в Тамбове. И вот мы год назад приехали в Тамбов, а там Олег – национальный герой, шампанское в его честь распивали даже возле детского сада, в который он ходил… Так он от всего этого ухохатывался.  – Сноб, даже если он артист из массовки, ходит по улицам в темных очках. И зимой, и летом. А Олег – с открытым лицом. 

– У вас получается совместный портрет ангела без крылышек. 

– Ну почему? С крылышками.  – Он может обидеться.  – Он постоянно влюбляется. И очень быстро разлюбливает. 

– А как он с барышнями расстается? 

– Красиво. И с большим трудом.  – Как любой порядочный человек.  – Если бы имел дачу, машину и бриллианты – все бы оставил им…  – Но при таком характере, как у Олега, их у него не будет. 

Барышень? 

– Дачи, машины и бриллиантов
– Он понимает, что является артистом “первого ряда”? 

– Думаю, да. 
А почему он не работает в стационарном театре?  – Предпочитает выбирать роли и режиссеров. Олега зовут в разные театры, на разные роли. Но он ждет своей…  – Он ждет режиссера Някрошюса. И Гамлета. 

– А почему он отказался работать с самим Штайном, – европейской знаменитостью? 

– Интуиция. Он долго думал, прежде чем отказаться от роли Ореста…  – Спектакль в итоге-то получился не гениальный.  – Хотя Женя Миронов сыграл Ореста замечательно. Как и ту роль в фильме “Анкор, еще анкор”, которая тоже сначала предназначалась Олегу.  – Он не снимается даже за рубежом, если не нравится роль. Отказывается и от денег, и от престижа.  – Я знаю только двух людей, которые выбирают, что им играть в кино или театре, и делают только то, что им нравится: это Марина Неелова и Олег. 

– А из уже сыгранного, из тех, с кем уже свела судьба, Олег любит кого-нибудь? 

– Любит “Покровские ворота”, “Дюба-Дюба”… Любит “Калигулу”, хотя в какой-то момент сам сказал: хватит… – “Нижинского”.  – Любит своих друзей – Таню Догилеву, Сашу Балуева, Башмета…  – Обожает Володю Ильина, они вместе снимались в фильме “Мой любимый клоун”, Сашу Феклистова. 

– Что-то из ваших восторгов не складывается “типичный образ” Скорпиона. Давайте я буду читать характеристику знака, а вы отвечайте: да – нет… 

– Идет. 

– “Характер сильный, жизнь интересная” 

– Да. 

“Тип контрастный, темпераментный, очень привлекательный, но жестокий”. 

– Да. Кроме жестокости. 

– “Первая трудность для него – это жить“. 

-Да. 

– “Из-за раздражительности у него много врагов“. 

– У него нет врагов!  – Есть завистники.  – Я одной актрисе сказала: ты же не смогла бы играть Есенина, это мужская роль, почему ты так ему завидуешь? 

– “Скорпион Свой яд направляет на себя“. 

– Конечно, он больше не доволен собой, чем другими. А когда не доволен, то замыкается, уединяется.  – Он максималист. 

– “Когда на него нападают, гнев его поистине страшен“. 

– Такого еще не было.  – На него пока не нападали.  – Тьфу-тьфу-тьфу. 

– “Он проявляет железную волю“. 

– Воли ему не всегда хватает. Вот скорпионье упрямство наблюдается. 
“В отношениях с людьми проявляет порядочность и честность, но редко привязывается по-настоящему”.  -Да.  – Пожалуй. 

“Это индивидуалист, которому очень дорога его независимость”. 

-Да. 

“Он иногда кажется дьяволом, иногда – святым“. 

– Может быть.  – Нет.  – Смотря кого играет. 

“Любовь – жизненное горючее Скорпиона“. 

– О, да! 

– “В нем есть авантюризм“. 

-Да. 

“Молчаливый и своевольный“. 

– Молчаливым его не назовешь. 

– “Скорпион агрессивен“. 

-Нет. 

– Хватит хора. Последний вопрос: ваше самое яркое впечатление, связанное с Олегом Меньшиковым

– Все впечатления яркие. 

– Как в финале “Нижинского” он выпрыгивал в окно. Ведь это высота шестого этажа! У меня в этот момент все внутри словно обрывалось. Понимаешь, он ведь не цирковой артист, а драматический, но для спектакля, похоже, может стать кем угодно и что угодно преодолеть… 

Оставьте свой голос:

Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/pro_zvezd/135773_beskonechno-zagadochnyy-oleg-menshikov

Олег Меньшиков – режиссёр,автор,актёр,исполнитель, фото, факты из биографии, события на listim.com

Родился 8 ноября 1960 года, в городе Серпухов Московской области, в семье военного инженера и врача.

После окончания общеобразовательной и музыкальной школ (1977) поступил в Московское театральное училище им. Щепкина, на курс Н.Н. Афонина. Со своими однокурсниками создавал номера, поставил спектакль, капустники. 

Дебют в кино состоялся в 1980 году в картине Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь». Затем последовали фильмы «Родня» Никиты Михалкова и «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна, где Олег Меньшиков обратил на себя внимание даже в эпизодических ролях. 

В 1981 году, после окончания театрального училища, поступил в Малый театр. 

Учась на последнем курсе Театрального училища, был приглашен Михаилом Козаковым на роль Костика в картине «Покровские ворота». На экран этот фильм вышел в 1982 году, именно эта роль принесла актеру популярность и любовь зрителей.

Совет

После роли Костика последовал ряд разноплановых ролей, в том числе в фильмах «Капитан Фракасс» (1984), «Володя большой, Володя маленький» (1985), «Мой любимый клоун» (1986), «Моонзунд» (1987). Роль в последнем принесла актеру Серебряную медаль им. А.П. Довженко.

Через год работы в Малом театре, не принесшей ярких ролей, Олег Меньшиков, отбывал воинскую обязанность, играя в Центральном театре Советской Армии. Одна из самых ярких ролей, сыгранных им в этом театре, – роль Ганечки в спектакле по роману Ф.М. Достоевского «Идиот».

В 1985-1989 годах – актер Московского драматического театра им. Ермоловой, где наиболее заметными ролями стали роли в спектаклях «Спортивные сцены 81 года» и «Второй год свободы» (реж. Валерий Фокин).

За роль римского императора Калигулы в одноименном легендарном спектакле Петра Фоменко, поставленном в 1990 году, получил премию и диплом Фестиваля «Московские сезоны».

В 1991 году сыграл роль Сергея Есенина в спектакле «Когда она танцевала» Лондонского театра «Глобус», с Ванессой Редгрейв в роли Айседоры Дункан. В 1992 году был удостоен за эту роль премии имени Лоуренса Оливье Британской Академии искусств. Затем там же актер участвовал в спектакле по Н.В. Гоголю «Игроки» в роли Ихарева. 

Следующей театральной ролью, также имевшей большой успех, стала роль великого русского танцовщика Вацлава Нижинского в спектакле «Нижинский» (1993 год, антреприза «Богис»), где он также выступил и в качестве режиссера. А годом позже Меньшиков снова играл Есенина в спектакле «Когда она танцевала», но уже в постановке парижского Комеди Франсез на Елисейских полях.

Продолжая сниматься в кино, сыграв главную роль в фильме Александра Хвана «Дюба-дюба» (1992), Олег Меньшиков в 1994 году снялся в фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». Роль в фильме-лауреате американской премии «Оскар» (1994) стала одной из самый ярких в творческой биографии актера и принесла ему несколько премий. 

Следующая роль в фильме режиссера Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» (1996) была также отмечена наградами. 

Обратите внимание

В 1998 году вновь снялся у Никиты Михалкова в фильме «Сибирский цирюльник», за работу в котором удостоился Государственной премии России.

В 1995 году организовал антрепризу «Театральное товарищество 814», где в качестве постановщика и актера создал спектакли «Горе от ума» (1995), «Кухня» (2000), «Игроки» (2001) и сыграл главную роль в постановке Кирилла Серебренникова «Демон» (2003).

В 2001 году учредил премию для российских театральных критиков – «Лучший критик сезона» им. А. Кугеля, в жюри которой входят актеры и режиссеры Москвы, Петербурга, Воронежа.

Входит в постоянный состав независимого жюри премии в области литературы и искусства «Триумф».

В Голливуде Меньшикова прозвали “русский, который не приезжает” за то, что он отказывается от неоднократно поступающих предложений сняться на “фабрике грёз”.

С апреля 2012 года – художественный руководитель Московского драматического театра имени Ермоловой.

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ

Кино:

За роль в фильме “Брызги шампанского (1988) – Серебряная медаль имени А.П. Довженко;

За роль в фильме «Утомленные солнцем» (1994) – Государственная премия России в области киноискусства; “Зеленое яблоко – Золотой листок” – профессиональная премия за лучшую мужскую роль; Приз Кинопрессы – лучшему актеру года;

Важно

За роль в фильме «Кавказский пленник» (1996) – Государственная премия России в области киноискусства; Гран-при фестиваля «Кинотавр» за лучшую мужскую роль; Профессиональная кинематографическая премия “Ника” за лучшую мужскую роль; Приз за лучшую мужскую роль на международном кинофестивале “Балтийская жемчужина” (1997); Российская независимая премия “Триумф” – за выдающийся вклад в отечественную культуру (1996); Приз “Золотой Овен” по итогам года – “Универсальному актеру – лидеру кинематографического поколения” (1996).

За роль в фильме «Сибирский цирюльник» (1999) – Государственная премия России в области киноискусства.

Народный артист России (2003).

Театр:

За роль в спектакле «Калигула» (1990) – премия и диплом Фестиваля «Московские сезоны»;

За роль в спектакле «Когда она танцевала» (1991) – Премия Британской Академии Театральных Искусств имени Лоуренса Оливье за 1992 год. 

В 2004 году получил одну из главных французских наград в области искусства – правительственный орден “Академические пальмы”.

Награжден орденом Почета (2010).

Источник: https://listim.com/persons/2096

Олег Меньшиков: личная жизнь, ориентация

Личная жизнь таких медийных личностей, как Олег Меньшиков (тщательно скрываемые тайны и ориентация), всегда служат предметом особого интереса публики и журналистов.

Ранее предпочитали умалчивать тот факт, что в богемной среде есть много представителей нетрадиционной сексуальной ориентации.

Совет

Пожалуй, впервые об этом открыто заговорила Ирина Алферова, которая с горечью рассказала о том, как молодые и талантливые актеры становятся геями, чтобы получить покровительство режиссеров или мэтров, чтобы сыграть роли, прославиться или обрести материальное благополучие.

В современном обществе толерантность достигла того уровня, когда иные сексуальные пристрастия стали чуть ли не обязательным штрихом, дополняющим облик талантливого представителя богемы, и скрывать это практически перестали.

Четыре женщины или грустные попытки маскировки

Олег Меньшиков, личная жизнь и ориентация которого достаточно тщательно скрывались до определенной поры, пытался построить «традиционную» любовь. Однако, попытки оказались тщетны. Те поклонницы актерского и режиссерского таланта, для которых новость о его ориентации стала абсолютной неожиданностью, могли бы догадаться об этом, прочитав только воспоминания одноклассников.

Во времена, когда не приветствовались нетрадиционные сексуальные пристрастия, их маскировали дружбой с женщинами, выдаваемой за любовную страсть, или номинальным браком для стыдливой общественности. И только сейчас об этом стали заявлять с гордостью и самодовольством, демонстрировать напоказ и изображать непременной отличительной особенностью таланта.

Олег Меньшиков

Сейчас уже не кажется странным, что самый высокооплачиваемый актер России бездетен, и никогда публично не высказывался на тему семейных ценностей, брака, и деторождения.

Объяснимым представляется и отсутствие в прославивших его ролях амплуа мачо или страстно любящего мужчины.

Один из знаменитых режиссеров в своем интервью сказал, что Меньшиков умеет изображать любовь, но в любовных сценах, где требуется высокий накал чувств, он входит в конфликт с самим собой и не срабатывает в кульминационных точках.

Свои отношения с женщинами Олег Меньшиков, личная жизнь, ориентация и талант которого, ожидаемо, были на виду у его поклонников и друзей, выстраивал необычно, и даже с успехом вводил в заблуждение некоторых из них.

Например, его бывший друг, актер Андрей Галушко, до сих пор убежден, что слухи о гействе – следствие зависти и сплетен, потому, что в Щепке у Меньшикова был роман с Викой Сорокиной.

Читайте также:  Развитие капитализма - уникальные факты

А некая Наталья Цыганова, автор биографии актера, на этом основании назвала Олега даже «дамским угодником».

Актера подозревают в нетрадиционной ориентации

Спустя продолжительное время возле знаменитости оказалась Маргарита Шубина, актриса театра имени Моссовета, отношения с которой внезапно прервались, и никто из близких так и «не догадался», по какой причине.

Обратите внимание

Циркачка Людмила Колесникова, по уверениям журналисток-поклонниц, стала способом отвлечься от неудачного романа с Шубиной, но быстро сошла с жизненной орбиты актера. А своей жене, Анастасии Черновой, он сделал предложение в день ее рождения по телефону, и тщательно скрывал от всех приготовления к грядущей свадьбе. Даже обручальные кольца покупал не сам.

Взволнованные комментарии его нынешних сотрудников, которые предпочли остаться анонимными источниками, говорят, что он носит два обручальных кольца на одном пальце, одно – настоящее обручальное, а другое – в знак привязанности к нынешнему другу.

Олег Меньшиков с женой Анастасией Черновой

Красавец, яркий, безмерно обаятельный, привлекательный внешне, объявленный «дамским угодником», Олег Меньшиков, личная жизнь, ориентация и связи которого были всегда на виду, пережил 4 «бурных романа»:

  • с Викой Сорокиной, которая неожиданно вышла замуж за другого и уехала в Лондон, а затем, якобы, спустя много лет, на лондонских гастролях обещала возлюбленному, отказавшемуся от такого предложения, бросить все и уйти к нему;
  • с Маргаритой Шубиной, которая, так же неожиданно, резко стала отдаляться от бывшего возлюбленного, хотя имела на него огромное влияние;
  • с Людмилой Колесниковой, о которой предпочитают упоминать вскользь и неохотно;
  • с Анастасией Черновой, которой он даже не удосужился сделать предложение о браке лицом к лицу.

Если верить тому, что написано в разных изданиях, брак с Черновой был условием, которое предъявила Меньшикову одна из высокопоставленных женщин, его покровительниц. А сама девушка, уже после свадьбы, весьма прозрачно намекала на то, что их брак – не более, чем фикция и существует только на бумаге.

Олег Меньшиков  и Никита Татаренков

Впрочем, фотографии их дебютного выхода в свет в качестве супружеской пары, демонстрируют это более, чем наглядно. Но «сплетники и завистники» упрямо продолжают перечислять очевидные факты.

Зато поклонницы утверждают, что второе кольцо Меньшиков носит исключительно как память о «сердечном друге» Никите Татаренкове.

Якобы актер женился на Черновой по настоянию преподававшей в ГИТИСе Галины Дубовской, пригрозившей оклеветать Никиту перед широкой столичной публикой.

Друзья, партнеры, или возлюбленные?

Объективных свидетельств и очевидных фактов, подтверждающих, что кумир публики и восторженных журналисток Олег Меньшиков, личная жизнь, ориентация и творческие проекты которого всегда были на виду, — представитель нетрадиционной сексуальной ориентации, предостаточно.

Но только когда общество стало спокойнее воспринимать подобные новости и оправдывать их яркими личностными характеристиками и талантом, а может, и потому, что актеру стукнуло уже 57, это прекратили скрывать и вуалировать. Никита Михалков предпочел заявить, что его не касается личная жизнь Меньшикова, а театральный художник Каплевич отказался комментировать «этот скандал». Хотя никакого скандала и не было.

Актер на премьере фильма «Гоголь. Начало»

Сначала красавчик Андрей Руденский, а затем – Никита Татаренков, которого всероссийская знаменитость с неизменным «Лонжином» на запястье опекала, баловала, перевела в свой проект и облагодетельствовала ролью в «Остапе Бендере», служили неизменными источниками слухов о нетрадиционности мэтра.

Олег Меньшиков сейчас

Расследования, предпринятые беспристрастными журналистами, показали, что супруга живет отдельно, и не присутствует в жилье своей «половины», даже во время ее отъездов на гастроли и съемки.

Все тот же бывший приятель актера Андрей Галушко продолжает утверждать, что его просто обожают женщины и поклонниц у него море, и этих фактов никто и не собирается отрицать.

А вот «многочисленные романы с женщинами» в случае с Меньшиковым сильно преувеличены, если посмотреть, скажем, на Табакова в молодости. Да и отдельное проживание супруги, «бесконечно его обожающей» достаточно характерно.

Хотя проще, наверное, было бы по-прежнему закрывать на это глаза.

Источник: https://showbiz-life.ru/lichnaya-jizn-oleg-menshikov/

Олег Меньшиков: « актерство — это всего лишь способ жизни»

Сегодня в Театре имени Ермоловой художественный руководитель,  Олег Меньшиков  празднует  свое 55-летие. Прошло три года, как актер возвратился в театр, в котором когда-то начал свою карьеру, только несколько в другом статусе.

С  приходом  Меньшикова  театр стал одним из самых современных и модных театров в Москве. Меньшиков  открывает новые имена. Александр Петров, Кристина Асмус  проявили свой актерский талант, благодаря работе в Театре имени Ермоловой.

Сам Олег Меньшиков сыграл в кино десятки интереснейших ролей, таких как Костик из «Покровских ворот», Дмитрий Арсентьев в «Утомленных солнцем», Алексей Толстов в «Сибирском цирюльнике», Эраст  Фандорин в «Статском советнике» и др.

Важно

Олег Меньшиков  стал финансово и творчески независимым уже давно. После театрального училища он успел поработать в пяти театрах. В Малом театре – год, затем работал в театре Советской армии. Через несколько лет оказался в Театр имени Ермоловой. Меньшиков даже не представлял тогда,  что через полтора десятка лет он  вновь придет сюда.

Два года Меньшиков работал в Лондоне. Потом вернувшись в Россию, создал своё “Театральное товарищество”. Много снимался в кино.

Свой праздник в театре Меньшиков назвал «Автобиография», это история одного вечера, когда каждое событие, каждый гость, каждая мелодия, каждый звук духового оркестра возникнет и тут же становится историей.

Загорелый и поджарый Меньшиков  бегает по театру как заведенный, на ходу отдавая распоряжения. Актер вспоминает, что с физкультурой  у него были плохие отношения.

Гораздо позже в Англии  он начал играть в теннис, тогда как футбол возник в его жизни пятнадцать  лет назад. Сейчас он  столько лет уже играет в одной и той же команде.

В понедельник и в четверг они собираются в «Лужниках» в любую погоду.

Олег называет себя индивидуалистом, стремящимся к коллективизации. Он когда-то покинул театр, но все равно мечта о команде осталась.

Меньшиков не понимает фраз, что друзей должно быть много или, наоборот, — мало. У него сейчас есть друг Никита Татаренков, с которым они дружат почти двадцать лет , и ему достаточно одного друга.

Актерство, говорит Олег, это всего лишь способ жизни.  В таком режиме он существует, и это нельзя разделить, где профессия, а где жизнь.

Вообще актерская работа должна доставлять наслаждение, а если от этого устаешь, то, может быть, это не твое дело.

Совет

Актер считает себя безумно ленивым. Но сегодняшний ритм его устраивает. Он сам поражается, что может продержаться двенадцать часов на ногах, даже больше, вечерние спектакли он играет по 9, а то и больше спектаклей в месяц.

Олег признается, что после «Легенды №17» он перешел из одного актерского возрастного качества в другое. Произошло это достаточно спокойно. Сама роль взяла и потащила его.

Актер всегда говорил  и будет говорить, что его никогда не тяготило его одиночное плавание, не волновало вообще. И если бы не Настя, он бы так и существовал в своем одиночном канкане. Но вот появилась Настя, слава богу, для него это огромное счастье.

Когда Олега спрашивают, куда он вкладывает деньги, он отвечает – в себя.  Он предпочитает хорошо одеваться,  следить за своим здоровьем,  дарить хорошие подарки. Так что его капитал — это он сам.

Олег Меньшиков всегда любил хорошо одеваться. Ему нравится посещать магазины и покупать хорошую и стильную одежду.  Если у него неприятность,  говорит актер, то он может  совершенно спокойно полечиться в магазинах.

Источник: https://z-aya.ru/index.php/m/menshikov-oleg/4027-oleg-menshikov-akterstvo-eto-vsego-lish-sposob-zhizni

Олег Меньшиков. Чего боится и что скрывает от публики Мистер Х российского кинематографа

Мистер ИКС

Жизнь этого актера похожа на закрытое мероприятие со свирепым фейсконтролем. Он человек-загадка, человек-вопрос. О нем известно только одно: его зовут Олег Меньшиков.

Он носит часы на обеих руках, потому что ему так нравится. Но еще больше ему нравится, что всех эта его привычка страшно занимает. На разгульную премьеру “Статского советника” он приходит в последний момент весь в черном и в таких же очках – чтобы мелькнуть на мгновение и исчезнуть.

А на съемки вторых “Утомленных солнцем” в Нижегородской области, где грязи по колено и копотью заволокло небо, подъезжает с шиком весь в белом и пляжном: шорты, майка, шлепанцы.

Время от времени он “ложится на дно”, и тогда до этого “дна” не добраться никому, включая ближайших помощников и друзей (про журналистов, даже из самых пафосных издании, нечего и говорить). А то вдруг ни с того ни с сего дает интервью газете-сплетнице самого невысокого пошиба. “Я вся такая внезапная…

такая противоречивая вся!” – шелестела героиня “Покровских ворот”, сделавших в 1982 году имя недавнему выпускнику Щепкинского училища Олегу Меньшикову. Спустя годы он возвел внезапность и противоречивость в принцип звездного существования – как он это существование понимает.

 Отказать Михалкову 

Один из сравнительно недавних его “финтов” – отказ сниматься у Никиты Михалкова в фильме “12”. Добро бы прочитал сценарии и отказался – так нет же. Прочитал, дал согласие, а за несколько дней до начала съемок прислал продюсеру письменное уведомление о том, что участвовать в работе не будет.

Потом говорил, что это не было отказом, что отказаться от фильма Михалкова может только умалишенный и решение сказать “нет” было продиктовано исключительно убежденностью в том, что эта роль не его и что согласие нанесло бы в первую очередь вред фильму. У сторонних наблюдателей свое мнение на этот счет. Вернее, их два.

Обратите внимание

Первое: Меньшиков не пожелал быть одним из двенадцати. Главным героем – пожалуйста, участником сильного дуэта – тоже. Но только не лицом из длинного списка. К тому же остальные в этой дюжине тоже далеко не последние лица в российском кино, и соревнования не избежать, а оно ему ни к чему.

Второе: Меньшикову не улыбалась необходимость выбрить себе на голове лысину, на чем Михалков жестко настаивал и на что легко согласился Сергей Маковецкий, который заменил выбывшего из игры строптивца. Сам Михалков, кажется, придерживается версии №2.

Публично по этому вопросу он не высказывался, но в кулуарах безо всякого одобрения говорил: проблема Олега – в нежелании стареть, а стареть артисту все равно приходится,и нужно это делать спокойно.

Михалкову легко рассуждать. Себе он, что характерно, придумал в “12” принципиально другую метаморфозу с внешностью: нарастил сзади гриву седых волос, спереди приклеил щегольскую бородку и вставил в зеленые глаза синие линзы: красавец мужчина и к тому же по сюжету, по раскладу – истина в последней инстанции.

А Меньшикову, значит, плешь на макушке и безумные разговоры с воробьем о метафизике выбора? Нечестно получается.

Если еще вспомнить, что именно Михалков десять лет назад подставил своего любимого артиста хуже, чем кролика Роджера, пригласив в “Сибирский цирюльник” на роль парнишки вдвое моложе его, то станет ясно, что “возрастные” вопросы в их творческом сотрудничестве предельно обострены.

Но в чем с Никитой Сергеевичем не поспоришь, так это в том, что переход из одного возраста в другой – о старении говорить не хочется и рано, Меньшикову нет и пятидесяти – представляет для Олега Евгеньевича очевидную проблему. Злополучный переход пришелся на нулевые годы, и его отпечаток на прекрасном меньшиковском лице, увы, не радует.

На иных неудачных фотографиях даже замечаешь, как на этом лице вдруг стали проступать черты сатира: так мутировала нежирная, летучая порочность, придававшая его облику шарм до первых “Утомленных солнцем” включительно.

Важно

А знаменитая внутренняя “лампочка”, озарявшая его изнутри, погасла – и об этом свидетельствуют уже не фотоснимки, а киноэкран. Глаза не горят, даже не тлеют – из них исчезла жизнь, зато там поселились усталость с безразличием. И как, скажите, с такими глазами играть великого комбинатора Бендера в “Золотом теленке”? Да так вот и играть, как у Меньшикова получилось. На голой технике, которая виртуозна. Но, увы, не спасает.

О любви к оперетте

Он с детства влюблен в оперетту. Школьником ездил с Каширки в театр на Пушкинской смотреть “Марицу” семь, кажется, раз. А сейчас репетирует у себя в “Театральном товариществе 814” знаменитую “Сильву” с живым симфоническим оркестром. Это удивительно.

Не то удивительно, что оперетту с оркестром, а что именно эту. Ведь в “Сильве” центральной, козырной роли для него нет.

Во всяком случае, офицера княжеских кровей Эдвина играть ему уже поздновато: обжегшись на “Цирюльнике”, он вряд ли теперь станет изображать пацана.

Когда на съемках “Доктора Живаго” зашла речь о юношеских сценах с участием главного героя, Меньшиков страшно напрягся, и режиссеру Александру Прошкину стоило больших усилии убедить его в том, что все будет сделано аккуратно, корректно и посмешищем никто выставлять его не собирается.

Даже в театре с его известной мерой условности Меньшиков едва ли пойдет на возрастные эксперименты. Потому в будущей “Сильве”  – не считая режиссуры – он взялся сыграть всего лишь роль дядюшки Ферри.

Но вот останови он внимание на другом легкомысленном сочинении того же автора – и там главная роль была бы ему по росту, по чину, а главное, по смыслу. Я имею в виду “Принцессу цирка”, разумеется.

Ведь кто такой Олег Меньшиков в отечественном культурном пространстве, начиная с ранних девяностых и по нынешнее время? Как есть Мистер Икс. Во всяком случае, в него играет, и эта игра ему по вкусу.

Совет

Практикуя предельно полное отключение от окружающего мира, он распространяет эту практику не только на досужую публику, но и на коллег в режиме общей с ними работы. Когда-то, в начале восьмидесятых, на заре туманной юности Меньшиков замыкал на себе съемочную площадку, превращался в ее энергетический центр, в сгусток веселья и радости.

Теперь же у него в правилах ни с кем на площадке в контакт не вступать. На съемках “Доктора Живаго”, например, Чулпан Хаматова долго и подробно репетировала с режиссером Прошкиным, в то время как исполнитель главной роли в одиночестве коротал время в отведенной ему комнате отдыха.

По специальному приглашению он ее покидал, молча входил в кадр, играл дубль и так же молча удалялся.

Что уж говорить о простых смертных, если с Хаматовой и Прошкиным – так.

Простые смертные, они же поклонники, чувствуют себя в его присутствии коллективной вдовой-богачкой Теодорой, которая истово добивается внимания Мистера Икса.

Читайте также:  Как использовать латеральное мышление

Но не факт, что в персональном сюжете Олега Меньшикова все закончится так же славно, как в оперетте Имре Кальмана. Далеко не факт. Жизнь жестче. Уж жестче оперетты во всяком случае.

Между прочим, в фильме Светланы Дружининой “Принцесса цирка” он вполне мог появиться. Его пробы были удачными. Но режиссер предназначала ему не Мистера Икса, а недотепу Тони. Извините, это не его сюжет. Дело было опять же в начале восьмидесятых. Меньшиков был тогда совсем другим. Или казался?

“Светлый мальчик”

Источник: http://olegmenshikov.ucoz.ru/publ/intervju_i_stati/stati/oleg_menshikov_chego_boitsja_i_chto_skryvaet_ot_publiki_mister_kh_rossijskogo_kinematografa/4-1-0-121

Олег Меньшиков: “Что нравится, то и беру”

В Театре имени М. Н. Ермоловой суета перед началом нового сезона.

Последние штрихи: заканчивается ремонт, вот-вот сбор труппы, гулкая пустота коридоров обманчива, наполнена ожиданием и громким веселым голосом художественного руководителя.

Олег Евгеньевич загорелый, только вернувшийся с отдыха в Грузии, подтянутый и оживленный, в белых шелковых шортах. Праздничный такой. И очевидно соскучившийся – ведь в театре он проводит процентов 80 своего времени.

У актера Меньшикова здесь просторная гримерка, а рядом кабинет – уже для него в роли художественного руководителя. И там, и там по-домашнему уютно.

Книги, подарки, любимые вещицы хозяина, всё бок о бок, пестро и эклектично, однако друг с другом в согласии – и портрет из “Демона”, и переходящее Красное знамя, полученное по наследству от Владимира Андреева, и старинное зеркало с туалетным набором позапрошлого века, и фото маленького Олега на стене – в шубке и шарфе белым зимним днем на белой московской скамейке начала 60-х.

Олег Меньшиков живет в парадигме “нравится – не нравится”. И в этом, похоже, согласен с Бродским, утверждавшим, что эстетика первична по отношению к этике и что в детстве мы впервые познаем мир исключительно по “нравится – не нравится”, а не по “хорошо или плохо”.

Олег Евгеньевич с годами совершенно не утратил этого непосредственного и яркого мироощущения, а вот актерской велеречивости и вальяжности не нажил – философствовать не любит, лирической компоненты или трогательных воспоминаний собеседнику от него ждать не приходится.

Он весь в дне сегодняшнем – стремителен в движении, стремительно отвечает и уходит от ответов так же стремительно: “Э, что-то нас не туда занесло!”

Олег Меньшиков

Обратите внимание

Олег, открытие сезона в театре совпало с кинопремьерой, фильмом “Гоголь. Начало”. Ваше участие в любой картине — это своего рода маркер ее качества и зрительского успеха. И вы это знаете, я думаю. А что вас увлекло в “Гоголе”?

Увлекло то, за что фильм, наверное, будут ругать! Это не байопик и не исследование творчества Гоголя, а своего рода фантазия на тему Николая Васильевича. В сценарий, как мне показалось, был сознательно заложен элемент легкого хулиганства, без чего творчество не может существовать. Есть такая фраза “Шутя играю” — это не все могут. А я люблю.

Общение с режиссером Егором Барановым меня убедило, что я не ошибся. Егор обладает колоссальным чувством юмора, собственным стилем. Плюс принципиальное доверие к Саше Цекало как к продюсеру и партнерство с Сашей Петровым. Мало того что он служит в театре, которым я руковожу, но мы с ним вместе уже играли — в “Притяжении”. Тандем намечается.

В “Гоголе” этот тандем явно шлет привет Холмсу и Ватсону. Ваш Яков Петрович Гуро, конечно, Холмс.

То ли Холмс, то ли Фандорин — в сценарии очень много и Акунину “приветов”. Я всегда мечтал сыграть в таком нуарном красивом детективе, как Ален Делон, Жан Габен… Но не получилось. Тогда давайте в таком попробуем, почему нет? Точку поставила Настя, моя жена.

Она сказала: “Круто! Надо играть!” Я знаю, что Егор какое-то время стеснялся мне это предложить… Саша Петров сказал: “Олег Евгеньевич, вам хотят предложить роль, но не знают, с какой стороны к вам подойти”.

Ну здрасьте, говорю! С Цекало я сто лет знаком, сам позвонил Саше, и мы сговорились.

Ваше красное пальто — единственная яркая точка в этой монохромной картине. Это для чего сделано? Чтобы вас — special guest star — особенно выделить?

Важно

Ну, видимо, они знают мою страсть к одежде. (Смеется.) В “Гоголе” отличный художник по костюмам, я посмотрел эскизы, померил, и мне все очень понравилось. И я лишний раз тогда подумал: кажется, в неплохую историю впрягаюсь.

Олег Меньшиков в съемке HELLO!

Вас не смущает, что в этой истории куда-то совершенно пропал гомерический смех, без которого невозможно читать “Вечера на хуторе близ Диканьки”?

А жути-то и мистики там сколько! Так что это вопрос к режиссеру, которому привиделась такая история — с забеленными лицами, со зловещей фактурой, с этой застывшей в воздухе дымкой.

Вы “Игру престолов” смотрели?

Я не смотрел. Все с ума сходят, я два раза начинал, но у меня не пошло. Но была “Сонная лощина”, был замечательный наш фильм “Город мастеров”, который, увы, уже забыли. Помните, с какими лицами там все ходят? Вообще с серебряными. На новое давно никто не претендует. Уже все открыто.

Но существует новизна в подходе — в умении смешивать стили, цитировать фразы, кадры, создавать атмосферу, сочетать несочетаемое. Мне это нравится! Это свобода завоеванная, и Егор получил на нее право. И если на него будут за это бросаться, ругать его, пинать и прочее — ну и пусть.

Этого права — быть свободным в творчестве — у него уже не отнять.

С Александром Петровым вам как работалось?

Очень хорошо работается с Сашей. Он один из тех артистов — а их немного, — с кем я могу входить в кадр без репетиции. В нашем деле все просто: ты или чувствуешь партнера, или не чувствуешь. Съемки были сложные, но нам было легко.

В постановке в рамках проекта “Кино на сцене”, посвященной “Покровским воротам”, вы отдали роль Костика Петрову. В нем, быть может, вы видите свое альтер эго в юности, как в свое время Михаил Козаков увидел себя в вас?

Знаете, нет, Козаков не увидел себя. Козаков искал, как он говорил Сергею Соловьеву, шпаликовского героя. На что Соловьев ему сказал: “Да ты такого никогда не найдешь, они уже все исчезли”. Но вот он одного нашел. (Смеется.

) Так что и я не вижу в Петрове себя 30 лет назад. Индивидуально мы очень разные. Саша абсолютный герой-неврастеник. Наверное, подуспокоится со временем, но постоянный нерв, который в нем есть сегодня, мне очень импонирует.

Петров играет в вашем театре Гамлета, вы осенью собираетесь выпустить “Макбета”. Такое внимание к трагедиям Шекспира с чем связано?

С личным интересом. Все, что я видел из шекспировских трагедий за последние лет пять, у меня вызывает чувство, мягко говоря, удивления.

Совет

И это великие трагедии великого трагика? Когда у вас ни один нерв не задет? Ребята, о чем вы говорите? К комедиям Шекспира я спокойно отношусь, я их не понимаю, а трагедию — уж будьте любезны… А поскольку я не играл ни в одной трагедии Шекспира, считаю, что бросил вызов самому себе.

И режиссером спектакля будете вы сами?

Да, и ставить, и играть Макбета. Во всяком случае, и все оплеухи сам получу. (Смеется.)

В этом смысле вам не привыкать. В “Театральном товариществе 814” вас упрекали именно в том, что всё сам, всё сам, а профессиональных режиссеров не приглашаете.

Тогда писали, что Меньшиков, наконец, доказал, что он вообще ничего не понимает в искусстве.

Это сильно. Как отреагировали?

Сначала я испытал просто недоумение и оторопь. Я думал: друг, я тебя лично не знаю, я тебе что плохого сделал? Ты зачем мне хамишь? Да за такие слова морду бьют. Ты тогда подойди ко мне, скажи в лицо, и я тебе вломлю… А ведь еще многие под псевдонимами писали. Меня это взбесило. На “Горе от ума” у нас были аншлаговые залы.

А это не бульварная французская пьеса, а классическая комедия XIX века в стихах, которой нас замучили в школе. И люди шли и шли, это был абсолютный успех. Поэтому я ничего не мог понять, у меня не сходилось. Было такое впечатление, что у критиков соревнование — кто кого переплюнет в гадости.

Как писала когда-то Фаина Георгиевна Раневская по другому поводу, вокруг “летали вихри говна”, я иначе даже сказать не могу. Но это меня здорово закалило.

Быть может, вам не могли простить той свободы и успеха, с которыми вы существовали сами по себе со своим “Товариществом”, в то время как многие ваши коллеги в 90-е годы были в полной растерянности?

Обратите внимание

Не знаю. Я знаю лишь, что делал свое дело так, как хотел. Как мне нравится. И мне было очень хорошо.

А вы не тоскуете по большой работе у большого театрального режиссера?

Мне сейчас тоскуется только по Петру Фоменко. Но таких, как Фоменко, больше нет. Они рождаются один раз в сто лет. А больше я ни по кому не тоскую (Олег Меньшиков сыграл в спектакле Петра Фоменко “Калигула” в 1991 году одну из своих самых выдающихся ролей. — Ред.).

Ваш театр находится в самом центре Москвы, буквально “а из нашего окна площадь Красная видна”. Насколько вас волнует то, что происходит за кремлевскими стенами? В обществе, за стенами вашего театра?

А вы знаете, что там происходит? В реальности? Я — нет. Нас приучили жить в мире, где нам не говорят правды. Мы не знаем, что происходит, не знаем причин и обстоятельств тех или иных событий. Всё, что говорят и пишут, — интерпретации. Расскажите всю правду, и я вам скажу свое отношение.

А так все наши разговоры — сотрясение воздуха. Одно я понимаю точно: ни театр, ни искусство вообще ничего изменить и никого переделать не могут. Ребята, вы действительно хотите кого-то там, во власти, переделать? Не забывайте только, что там к нам относятся как к клоунам.

И по-другому относиться не будут. Не стройте иллюзий. Это вообще глобальная история. Она касается не только нашей страны, во всем мире так. Мне неприятна власть. Но мне в той же мере неприятна оппозиция. Я считаю, что и те, и другие мне врут. Все говорят, что они борются за мое счастье.

А я не верю — ни тем, ни другим.

А во что вы верите?

В театр. В то, что театр — это веселая и здоровая история! Я отношусь к театру как к празднику. Театр не должен быть ментором, кафедрой, узким кружком по интересам с зашторенными окнами. Верю в то, что театр — для радости и для публики. А идеальная модель театра для меня — “Театральное товарищество 814” под руководством Олега Меньшикова.

Почему же вы распустили свое “Товарищество”?

Как любое дело, со временем оно стало изживать себя. Хотелось нового шага, новых возможностей. Ну посудите, там я ставил один спектакль в год, а здесь, в театре, 20 спектаклей за 5 лет, 14 приглашенных режиссеров. Большой котел, большое варево.

Но и ответственность другая. Тяжела шапка Мономаха?

Важно

Ну она пока не сгибается, спина-то. За эти пять лет очень много прожито и ошибок немало сделано. Гораздо больше, чем в “Товариществе”. Потому что там была благостная атмосфера. Там все любили меня, а я любил всех. Нет ничего лучше для театра, да? Здесь всё по-другому. Но и интереснее. Наверное, поэтому и интереснее.

Вы авторитарный или демократичный руководитель?

Я авторитарный. И считаю, что демократии в театре быть не может в принципе. Я могу очень долго слушать мнения людей, которые рядом. Но если я принял решение, то меня уже не сдвинуть.

А если есть несогласные?

На это есть белый лист бумаги и заявление об уходе. А как иначе? Или понимай, что я хочу. Максималистом я был всегда. Но с возрастом, безусловно, появилась определенная жесткость. Я научился говорить нет и отвечать за то, когда говорю да.

Научился придавать большее значение каждому слову, которое произношу на людях. Это такой ежесекундный режим доказательства. Нет, не в смысле доказывать свою значимость.

А быть готовым ответить на любой вопрос и принять ответственность за все здесь происходящее.

Но вы остались очень веселым человеком. Власть в одном отдельно взятом королевстве вас, кажется, не поменяла.

Да я совершенно и не намерен терять эту замечательную черту своего характера! Я и репетирую весело, и при любой возможности смеюсь, но вот эта шапка проклятая давит, эти ежедневные подходы с вопросами: “Олег Евгеньевич, а как вот это, а как вот то?” Времени похохотать остается все меньше, а очень жаль.

Вам свойственна ностальгия? Вы сохраняете письма, старые программки, рецензии из газет?

Совет

Я — нет. Но Настя, мне кажется, ведет какую-то историю. Правда, она мне особенно о ней не распространяется, но у нее есть какой-то тайный сундучок, посвященный мне.

Со своим прошлым и с людьми вы легко расстаетесь?

Не могу сказать, что легко, но я расстаюсь. И это не какая-то трагическая необходимость, предательство, вот этой ерунды нет. Просто иссякают отношения, становится неинтересно. Возникает стена. И с ней ничего невозможно поделать, так зачем длить то, чего уже нет?

Как и когда вы испытывали счастье? У каждого оно свое.

Я по-прежнему чувствую зал. Это на сто процентов. И иногда я ловил абсолютно счастливые моменты, когда ты понимаешь, что вот он! Держишь его в кулаке. Не в смысле, что ты хозяин-барин, а в смысле, что мы сошлись в одной точке здесь и сейчас, слетелись, сплелись. Мы на одной планете, мы на одном языке говорим. Это совершенное счастье.

А страх перед началом спектакля, вот этот актерский мандраж, он у вас с возрастом и опытом прошел?

Ни в коем случае! Я перед каждым спектаклем волнуюсь как пацан, руки ледяные, даже неудобно говорить. Это свойство личное, конечно. Меня Олег Иванович Янковский один раз спросил: “Слушайте, Олег, у вас холодеют руки перед выходом на сцену?” Я говорю: “Всегда”. — “Слава богу, значит, я не один”.

Как бы вы определили одним словом свой главный человеческий и творческий принцип?

Да никак. Как я выбираю роли, режиссеров, сценарии, путешествия, одежду? То, что нравится, то и беру. Вот и всё. Закон-то простой.

Продюсер, стиль: Юка Вижгородская. Ассистент стилиста: Алина Фрост. Ассистент фотографа: Павел Нотченко. Макияж: Юлия Антоненко/Giorgio Armani. Прическа: Марианна Ридзанич

Источник: https://ru.hellomagazine.com/zvezdy/intervyu-i-video/22398-oleg-menshikov-chto-nravitsya-to-i-beru.html

Ссылка на основную публикацию