Новые стандарты толерантности

Формирование толерантности подростков в образовательном процессе современной школы

Муратова Л. Л. Формирование толерантности подростков в образовательном процессе современной школы // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 339-341. — URL https://moluch.ru/archive/208/50996/ (дата обращения: 14.03.2019).



В статье раскрывается понятие толерантности. Описывается опытно-экспериментальная работа с подростками. Делается вывод, что коррекционно-развивающая программа свидетельствует о своей эффективности в воспитании толерантности у подростков.

Ключевые слова: толерантность, диагностика, образовательный процесс, опытно-экспериментальная работа, воспитание толерантности, формирование толерантности, подросток.

Проблема толерантности была актуальна всегда, но в последние годы она приобретает особенно большую значимость. Поскольку сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития.

Современный культурный человек это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Обратите внимание

Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки.

Задача школы в том, чтобы из ее стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции [1].

Подростковый возраст является наиболее подходящим периодом для воспитания толерантности.

Его особенностями являются как положительная динамика поведенческих и личностных изменений, так и возникновение деструктивных проявлений вследствие нарушений в сфере отношений к другим и себе, процессов социализации и адаптации, усвоения социокультурных норм и ценностей, образцов поведения. Все перечисленные изменения требуют организации деятельности, определения способов, принятия мер снижения влияния негативных факторов, как на личность, так и на социальное окружение подростка.

Школа, как социальный институт, имеет большие возможности для организации целенаправленного и систематического воспитания толерантности учащихся. Задачу воспитания толерантной личности, а соответственно и профилактики бытового расизма, ксенофобии, экстремизма можно признать одной из важнейших в современной российской школе.

В теоретических и научно-практических исследованиях исследуемая нами проблема освещена в достаточном объеме. Единого подхода к пониманию феномена толерантности мы не обнаружили.

Так же нами не были определены конкретные эффективные способы воспитания толерантности в условиях общеобразовательных учреждений, что определяет потребность в их выявлении и целесообразность проведения исследования в рассматриваемой области [2].

В исследовании Н. И. Элиасберг, Г. А. Сунгуровой, Д. А. Нерознак предлагаются следующие определения толерантности:

– способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнение;

– готовность и способность без протеста воспринимать личность или явление;

– взаимопонимание;

– уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов;

– уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности [3].

Важно

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа по воспитанию толерантности подростков на базе лицея № 2 г. Дюртюли, Республики Башкортостан. Для выявления уровня толерантности ребят нами была использована «Методика изучения толерантности детей» Доминика Де Сент Марса.

Методика состоит из трех серий: «Толерантность в кругу друзей», «Толерантность и окружающий мир», «Толерантность у себя дома». В каждой серии детям необходимо завершить по 8 незаконченных предложений.

После каждого предложения предлагалось 2 варианта ответа, из которых нужно было выбрать наиболее подходящий для них.

Ответы оценивались в баллах, что позволило определить высокий, средний и низкий уровни сформированности эмоционального компонента толерантности.

Нами было обследовано 25 подростков 7А класса, возраст от 13 до 14 лет. После проведения исследования мы получили следующие результаты: 10 чел.

(40 %) — это дети с высоким уровнем эмоционального компонента толерантности, это говорит о готовности детей к дружественным и приятельским отношениям с представителями других национальностей. Средний уровень развития эмоционального компонента толерантности имеют 8 чел. (32 %).

Они обладают такими способностями как сопереживание и формирование адекватной самооценки; деятельностью, дающей возможность реализовать повышенную поведенческую активность и потребность в самореализации. У 28 %, 7 чел. был выявлен низкий уровень.

Они продемонстрировали свое агрессивное отношение и к дружбе, и к представителям других национальностей. Можно предположить, что в данном классе возможны конфликты на национальной почве, если вовремя не начать профилактическую деятельность.

На наш взгляд, наиболее благоприятной для формирования толерантности является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личное отношение к более широкому кругу людей и сверстников.

На основе анализа психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, изучения опыта работы по теме исследования и данных эксперимента, мы разработали и реализовали социально-педагогическую программу «Между нами больше общего, чем мы думаем».

Цель программы — формирование у подростков толерантного отношения и навыков бесконфликтного взаимодействия с представителями других национальностей.

Задачи программы:

  1. Сформировать у подростков способности к проявлению толерантности.
  2. Развить способность подростков ценить и уважать права, свободу и достоинство всех людей, не зависимо от национальной принадлежности, принимать их индивидуальность.
  3. Привить подросткам принципы толерантности, научить следовать им в повседневной жизни.
  4. Сформировать у подростков навыки предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов.
  5. В ходе деятельности применять разнообразные методы по формированию толерантности: беседа, упражнения, видеоролики.

Программа включает 9 занятий, по 1 занятия в неделю продолжительностью 45 минут. Программа может быть использована как в полном объеме, так и частично, в зависимости от стоящих задач.

На заключительном этапе экспериментальной работы было проведено повторное исследование, целью которого стала проверка эффективности реализованной программы «Между нами больше общего, чем мы думаем».

«Методика изучения толерантности детей» Доминика Де Сент Марса.

В ходе итоговой диагностики для выявления уровня сформированности толерантности нами были получены следующие результаты (Таблица 1).

Таблица 1

Уровень сформированности толерантности

Исходная диагностика Итоговая диагностика
Уровень Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
Проценты(%) 40 32 28 48 36 16
Количествочеловек 10 8 7 12 9 4

По окончанию эксперимента нами была проведена контрольная диагностика, показавшая положительную динамику роста уровня сформированности толерантности.

Таким образом, на основании полученных данных по сравнительному анализу опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу о том, что, несмотря на краткосрочность, реализуемая программа «Между нами больше общего, чем мы думаем» свидетельствует о своей эффективности в воспитании толерантности у подростков в условиях лицея.

Литература:

  1. Иванова Н. М. Толерантность как проблема воспитания/ Н. М. Иванова //Тендерные основания механизмов и профилактика девиантного поведения личности в малых группах в XXI веке: материалы международного симпозиума 27–28 октября, Кострома. — Кострома, 2014. — С. 119–122.
  2. Клепцова, Е. Ю. Психология и педагогика толерантности /Е. Ю. Клепцова. — М.: Акад. Проект, 2004. — 174 с.
  3. Элиасберг Н. И., Сунгурова Г. А., Нерознак Д. А. К толерантности — шаг за шагом: учебное пособие для учащихся основной школы — 2-е изд., перераб. — Санкт-Петербург: Перспектива: Союз, 2008. — 203 с.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитание толерантности, опытно-экспериментальная работа, подросток, толерантность, формирование толерантности, эмоциональный компонент толерантности, Доминика, итоговая диагностика.

Источник: https://moluch.ru/archive/208/50996/

Ледерер В.И. Толерантность как условие стандарта третьего ФГОС (Саратовская обл., г. Маркс)

Слово толерантность прочно вошло в жизнь современного человека двадцать первого века.

История появления понятия толерантность, которое переводится как «терпение», относится к I-III векам н.э. и связана с возникновение новых принципов во взаимоотношениях между императорским Римом и провинциями.

Современное звучание понятие толерантность получило в 1995 году, когда 185 государств-членов организации ЮНЕСКО в Париже подписали Декларацию принципов толерантности.

Совет

Русский язык дает характеристику слову толерантность в следующем значении: способность и умение мириться с существованием чего-либо или кого-либо, а также считаться с чужим мнением, принимать его и быть снисходительным к этому мнению.

Как правило, термин применяется в области религии, культуры, политики, морали. Это означает, что человек или люди терпимо относятся к другому человеку или группе, которая своими высказываниями или поступками вызывает у большинства стойкое раздражение.

Толерантность можно определить в следующих значениях: 1) способность переносить неблагоприятное влияние среды; 2) снижение иммунитета к чему-либо чужеродному; 3) терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность сегодня должна позволить существовать иным общепринятым религиям, культурам, мнениям, личностям, группам и не допускать их дискриминации, признавая существование других воззрений.

Смысловое значение толерантности как термина многозначительно, ибо это и устойчивость к неопределенности, и устойчивость к стрессу, конфликту, девиантному поведению, а также этническая, религиозная, культурная и гендерная устойчивость.

Смысловое многообразие значения термина толерантность вызвано тем обстоятельством, что данное явление вызывает живейший интерес со стороны различных отраслей знаний человечества.

Проявление терпимости, однако, категорически отрицает согласие человека с социальной несправедливостью, а также отказ от своих убеждений в угоду чужим. Это означает следующее: человек по своей природе различен по отношению к другому индивиду, поэтому каждый человек имеет право жить в обществе себе подобных, сохраняя свою индивидуальность.

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчужденности по отношению к другим членам общества. Моральные ценности способствуют формированию в подрастающем поколении независимого мышления, критического осмысления.

Современная реальность вкладывает в жизнь человека новое содержание и смысловые нагрузки.

Изменение реальности в конце ХХ века создало новое государство со старым именем Россия, на обломках Советской империи. Как известно, человек «советский» был коллективистом и поэтому для него в принципе не стояла проблема реализации толерантности ни на каком уровне своего существования.

Ситуация меняется с началом построения в нашей стране капитализма с «человеческим лицом». На первый план выходит индивидуализм. Утверждение самоценности человеческой личности, защита ее прав, противостояние конформизму становятся приоритетными задачами российского общества.

Обратите внимание

Современная концепция образования гласит следующее: преподаватели должны культивировать творчество обучающихся, их оригинальность, поощрять инициативу и поиск, креативность своих студентов.

Преподаватели должны показать студенту во время обучения разные альтернативы решения той или иной ситуации, и право выбора решения остается за студентом, ибо только свободная личность способна осознавать то, что она делает, и отвечать за свои принятые решения.

В процессе обучения преподаватели должны научить студентов находить компромиссные решения даже в безвыходных ситуациях.

Роль образования очень велика и в современном, стремительно изменяющемся мире. Человеческое поколение измеряется цифрой в 25 лет. Сама жизнь человека благодаря медицине продолжает увеличиваться. Стремительность изменений жизни людей приводит к тому, что очень быстро устаревают профессии, которые были востребованы ранее.

По подсчетам ученых, сегодня человеку приходится учиться заново или переучиваться на улучшение своих профессиональных качеств как специалиста до шести раз за свою жизнь. И становится совершенно ясно из этого примера, какую огромную роль играет образование.

Поэтому образование в современном мире становится непрерывным, постоянным, разноуровневым и разнообразным.

Новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования основано на идеологии формирования содержания образования «от результата», и его системообразующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпускников.

Важно

Определенным основанием, обеспечивающим взаимодействие и взаимосвязь в педагогическом процессе, является характер взаимоотношений между различными участниками данного процесса.

Поликультурное образовательное пространство наиболее эффективно способно воспитывать толерантность сознания. Важности понимания значения культурного пространства и своей идентичности в нем способствуют преподаватели как организаторы педагогического процесса.

Педагогика сотрудничества говорит о том, что обучающийся сегодня – это активный участник процесса взаимоотношений преподавателя и студента. Такое взаимодействие способствует тому, что развиваются такие качества в человеке, как терпимость к разнообразию мнений, принятие себя и других, ответственность, гуманизм.

От педагога и его личных качеств формируемое качество толерантность у обучающихся становится стабильным.

Формирование толерантности должно носить комплексный характер с учетом особенностей каждого обучающегося.

Общая закономерность такова: толерантное сознание – толерантная культура – толерантная личность.

Терпение как одно из ведущих качеств человеческих взаимоотношений воспитывалось на Руси издревле. Если посмотреть на устное народное творчество, то мы прочитаем многие мысли народные о терпении и терпимости к самому себе и другим людям. Терпение и терпимость преподносятся как несомненная добродетель.

Современность характеризуется высокой социальной мобильностью, миграционными процессами, взаимным проникновением культур, изменением ценностных ориентиров.

Совет

При этом во всех сферах отмечается и повышение уровня межэтнической агрессии, культурной нетерпимости, религиозного и этнического экстремизма.

Преодолеть эти негативные явления возможно только в том случае, если в новом поколении будет воспитана толерантность сознания и она будет характеризовать внутреннюю сущность современной личности.

Толерантность как процесс адаптации человека к жизни в обществе сегодня, как никогда, актуална, ибо современная агрессивная внешняя среда играет негативную роль в воспитании гражданственности подрастающего поколения.

Исчезновение такого понятия из человеческих качеств современного человека делает возможным неконтролируемый рост экстремизма. А где существует экстремизм, там всегда присутствует вероятность вооруженных конфликтов.

Российское государство многонационально. Образовательный процесс должен не только учить человека новым знаниям, но и воспитывать этого человека, ибо без воспитания человек будет образованным «хамом». Этого категорически допускать нельзя.

Поэтому совершенно оправдано, что третий стандарт ФГОС одним из приоритетов образовательного процесса ставит задачу воспитания нового поколения россиян в духе толерантности.

Такова задача сегодняшнего дня для того, чтобы существовало великое многонациональное государство – Россия.

Литература

1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. – 2003. – № 3. – С. 78-82.

2. Алексеева Е.В., Братченко С.Л. Психологические основы толерантности учителя // Монологи об учителе. – СПб.: СПбАППО, 2003. – С. 165-172.

Обратите внимание

3. Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности. На пути к толерантному сознанию. – М.: Смысл, 2000. – 255 с.

4. Бадмаева С.В. Формирование толерантной личности в поликультурном образовательном пространстве // Начальная школа. – 2006. – № 6. – С. 109-110.

5. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 120 с.

6. Клёнова Н.В. Как воспитать толерантность? // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – № 3. – С. 17-22.

7. Леонтьев Д.А. К операционализации понятия «толерантность» // Вопросы психологии. – 2009. – № 5. – С. 3-16.

8. Риэрдон Б.Э. Толерантность – дорога к миру! – М.: Бонфи, 2001. – 304 с.

9. Федотова Н.Н. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность // Философские науки. – 2004. – № 4. – С. 5-28.

Источник: https://nmcsova.ru/konf/tso1/vosp/lederer-vi-tolerantnost-kak-uslovie-standarta-tretego-fgos-saratovskaya-obl-g-marks

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТРАДИЦИЯХ ЭТНОЭТИКЕТА В КОНТЕКСТЕ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

НА ТРАДИЦИЯХ ЭТНОЭТИКЕТА В КОНТЕКСТЕ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

    Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от психифизических особенностей, т.е. защита права каждого ребенка на любом этапе его развития и формирования у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщение к общечеловеческим ценностям.

     Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

     В современном мире за последние 10-15 лет вопрос толерантного сознания приобрел документальную основу, разработанную на уровне международных деклараций и конвенций.

Важно

     Толерантность – означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.  

     Поволжье – многонациональный регион, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.

     В 2014 году бала разработана муниципальная программа городского округа Самара «Самара многонациональная» на 2014-2016 годы.

     Цель программы:

– обеспечение условий гармоничного развития межнациональных отношений и этнокультурной комфортности для всех жителей г. Самары.

Основные направления работы:

– дополнительное образование в сфере межличностных отношений жителей г. Самары;

– создание в городе благоприятной информационной среды и др.

     В связи с этим, как следствие должны поменяться компетенции педагога.

Основные компетенции педагогического работника (в требованиях к условиям реализации Основной образовательной программы ФГОС ДО):

•создание условий для позитивных,  доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным социально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям (и);

•для организации конструктивного взаимодействия в группе;

• вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения;

•уважение индивидуальности каждого ребенка, его прав – быть непохожим на других.

     Основные задачи, направленные на становление первичной ценностной ориентации и социализации воспитанников (в соответствии со Стандартом):

•формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой Родине;

•овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений.

   Пути и способы применения средств этноэтикета для формирования основ толерантности у старших дошкольников (в соответствии с требованиями Стандарта):

– Основная образовательная программа:

а) обязательная часть;

б) часть, формируемая участниками образовательных отношений:

1) она может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно)

2) может быть ориентирована на специфику национальных социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность

Совет

     В процессе реализации Программы следует опираться на пять образовательных областей:

1. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в организации.

2. Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира и т.д.

3. Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры.

4. Художественно-эстетическое – на формирование элементарных представлений о видах искусства, фольклоре.

5. В направлении физического развития детей следует обратить внимание на овладение подвижными играми с правилами.

     Методических разработок по воспитанию у детей нравственных ценностей в настоящее время недостаточно, не всегда они несут в своем содержании региональный компонент приемлемый для работы с нашими детьми. Именно социальная потребность, пробелы в работе нашего педагогического коллектива с детьми побудили меня начать разработку данного проекта.

Цель проекта: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника.

Задачи данного проекта:

1. Создать условия в ДОУ для формирования основ толерантности детей дошкольного возраста.

2. Организовать системную работу в ДОУ по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, народов других республик РФ.

3. Содействовать формированию толерантного поведения дошкольника, формированию активной позиции родителей воспитанников.

Обратите внимание

5. Организовать систему взаимодействия детского сада и семьи по формированию толерантной культуры.

Перспективный план

по формированию основ толерантности у старших дошкольников на традициях этноэтикета

(на основе этнокультур Поволжья)

Сентябрь

Образовательные области 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Познавательное развитие Беседа “Россия – Родина моя многонациональная” Знакомство с традициями русского народа Знакомство с традициями мордовского народа Рассказ приглашённых гостей (родители, бабушки, дедушки), представителей мордовской национальности.
Речевое развитие Чтение стихотворения М. Исаковского “Поезжай за моря-океаны” Чтение русской народной сказки Чтение мордовской  народной сказки Заучивание мордовских пословиц и поговорок
Художественно-эстетическое развитие Знакомство с элементами русского орнамента.Выкладывание орнамента из геометрических фигур. Аппликация “Русские узоры” Знакомство с элементами мордовского  орнамента.Выкладывание орнамента из геометрических фигур. Аппликация “Мордовские узоры”
Физическое развитие Русская народная игра “Горелки” Мордовская народная игра “Котёл”
Читайте также:  Семь чудес света 5 - мавзолей в галикарнасе

Октябрь

Образовательные области 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Познавательное развитие Знакомство с традициями татарского народа Рассказ приглашённых гостей (родители, бабушки, дедушки), представителей татарской национальности. Знакомство с традициями чувашского народа Рассказ приглашённых гостей (родители, бабушки, дедушки), представителей чувашской национальности.
Речевое развитие Чтение татарской народной сказки Заучивание татарских пословиц и поговорок Чтение чувашской народной сказки Заучивание чувашских пословиц и поговорок
Художественно-эстетическое развитие Знакомство с элементами татарского орнамента.Выкладывание орнамента из геометрических фигур. Аппликация “Татарские  узоры” Знакомство с элементами чувашского орнамента.Выкладывание орнамента из геометрических фигур. Аппликация “Чувашские узоры”
Физическое развитие Татарская народная игра “Продаём горшки” Чувашская народная игра “Хищник в море”

Ноябрь

Образовательные области 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Познавательное развитие Рассматривание русского национального костюма Национальные блюда русского народа. Рассматривание мордовского национального костюма Национальные блюда мордовского народа.
Речевое развитие Чтение русских колыбельных. Чтение русской народной сказки Чтение мордовских колыбельных. Чтение мордовской народной сказки
Художественно-эстетическое развитие Слушание русских колыбельных (аудио, видео запись) Слушание русских народных песен (аудио, видео запись) Слушание мордовских колыбельных (аудио, видео запись) Слушание мордовских народных песен (аудио, видео запись)
Физическое развитие Русская народная игра “Жмурки” Мордовская народная игра “Салки”

Декабрь

Образовательные области 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Познавательное развитие Рассматривание татарского национального костюма Национальные блюда татарского народа Рассматривание чувашского национального костюма Национальные блюда чувашского народа
Речевое развитие Чтение  татарских колыбельных. Чтение татарской народной сказки Чтение чувашских  колыбельных. Чтение чувашской народной сказки
Художественно-эстетическое развитие Слушание татарских колыбельных (аудио, видео запись) Слушание татарских народных песен (аудио, видео запись) Слушание чувашских колыбельных (аудио, видео запись) Слушание чувашских народных песен (аудио, видео запись)
Физическое развитие Татарская народная игра “Займи место” Чувашская народная игра “Луна или солнце”

Январь

Образовательные области 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Познавательное развитие Праздники русского народа Русские национальные музыкальные инструменты Праздники мордовского народа Мордовские национальные музыкальные инструменты
Речевое развитие Чтение стихов русских поэтов Чтение русской народной сказки Чтение стихов  мордовских поэтов Чтение мордовской  народной сказки
Художественно-эстетическое развитие Рисование “Украшение одежды русским орнаментом” Русские народные танцы (просмотр видео) Рисование “Украшение одежды мордовским орнаментом” Мордовские народные танцы (просмотр видео)
Физическое развитие Русская народная игра “Краски” Мордовская народная игра “Круговой”

Февраль

Образовательные области 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Познавательное развитие Праздники татарского народа Татарские национальные музыкальные инструменты Праздники чувашского народа Чувашские национальные музыкальные инструменты
Речевое развитие Чтение стихов татарских поэтов Чтение татарской народной сказки Чтение стихов чувашских поэтов Чтение чувашской  народной сказки
Художественно-эстетическое развитие Рисование “Украшение одежды татарским орнаментом” Татарские  народные танцы (просмотр видео) Рисование “Украшение одежды чувашским орнаментом” Чувашские народные танцы (просмотр видео)
Физическое развитие Татарская народная игра “Мяч по кругу” Чувашская народная игра “Кого вам?”

Март

Образовательные области 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Познавательное развитие Неофициальные символы русского народа Русские народные игрушки Неофициальные символы мордовского народа Мордовские народные игрушки
Речевое развитие Мифы и легенды русского народа Чтение русской народной сказки Мифы и легенды мордовского  народа Чтение мордовской  народной сказки
Художественно-эстетическое развитие Разучивание элементов русского народного танца Изготовление русского народного костюма (работа  подгруппами – каждая подгруппа украшает один элемент одежды) Разучивание элементов мордовского народного танца Изготовление мордовского народного костюма (работа  подгруппами – каждая подгруппа украшает один элемент одежды)
Физическое развитие Русская народная игра “Заря” Мордовская народная игра “Раю-раю”

Апрель

Образовательные области 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Познавательное развитие Неофициальные символы татарского народа Татарские народные игрушки Неофициальные символы чувашского народа Чувашские народные игрушки
Речевое развитие Мифы и легенды татарского  народа Чтение татарской народной сказки Мифы и легенды чувашского  народа Чтение чувашской народной сказки
Художественно-эстетическое развитие Разучивание элементов татарского народного танца Изготовление татарского народного костюма (работа  подгруппами – каждая подгруппа украшает один элемент одежды) Разучивание элементов чувашского народного танца Изготовление чувашского народного костюма (работа  подгруппами – каждая подгруппа украшает один элемент одежды)
Физическое развитие Татарская народная игра “Спутанные кони” Чувашская народная игра “Расходитесь!”

Май (мониторинг)

Целевой ориентир “У ребенка  сформированы знания о малой Родине, уважительное отношение к традициям народов Поволжья, стремится  к проявлению толерантности”

№п/п Фамилия, имя, ребёнка сформированы основы уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой Родине овладел элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений Итоговый показатель по каждому ребенку(среднее значение)
Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года
1
2
3
4
5
6
7
Итог. показатель

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/10/25/formirovanie-osnov-tolerantnosti-u-doshkolnikov-na

Толерантность. Основы воспитания толерантности учащихся

«Воспитание – это прежде всего человековедение»
В.А.Сухомлинский

В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие.

Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» – активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды. 1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности.

С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: “Толерантность (от лат.

tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии.

Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений”.

Толерантность – терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д… Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира  и  ведет от культуры войны к культуре мира.

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить  в  мире разных людей и идей,  способность  иметь  права  и  свободы,  при  этом,  не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность  –  это  не уступка, снисхождение  или  потворство,  а  активная  жизненная  позиция  на основе признания иного.

Важно

Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. 2003 год был объявлен ЮНЕСКО  годом  толерантности.

  Это  объяснимо, ибо события,  происходящие  в  мире,  часто  носят  характер  межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации. Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно – терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед.

Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют.

Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания. В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные. Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят следующие компоненты:

Другой подход к укреплению толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека.

В сфере воспитания и развития толерантность означает открытость, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по её преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия.

Толерантность – это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным. Проблему толерантности можно  отнести  к  воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да  и  в обществе  в  целом.

Прекрасно  понимая,  что  мы  все  разные  и  что  надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем  себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг  к  другу,  что очень непросто.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа.

Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки. Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых – от дошкольной до послевузовской образовательной системы –  принадлежит, безусловно, педагогам.

Совет

В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить  формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования.

Читайте также:  Лучшие фото никиты михалкова

В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения.

  На мой взгляд, формирование таких  качеств,  как  признание  человеком другого,  принятие,  понимание  облегчило  бы  решение  проблемы  воспитания толерантности.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения  учителя и ученика, сущность которого сводится к таким  принципам  обучения,  которые создают  оптимальные  условия  для  формирования  у   обучающихся   культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор  боязни  неправильного ответа.

Толерантность в новом тысячелетии – способ  выживания  человечества, условие гармоничных отношений в обществе. На  сегодняшний  день  возникает  необходимость   воспитания   культуры толерантности с самых первых дней обучения. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут.

Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание.

Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Обратите внимание

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).

Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.

В связи с этим, педагог на предметных уроках, в особенности на классных часах, должен уделять внимание патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к  Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России.  Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона. Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом. Родина может ассоциироваться с домом, селом, краем, республикой, всем государством, и лучше всего, если границы Родины будут постепенно расширяться и включать в себя все части целого – дом, село (город), Россия. Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло. Система образования в России не должна быть основана на очередных планетарных утопиях и пренебрежении к религиозно-этической основе культуры, следовательно, наша цель – создание системы образования, основанной на глубоком освоении духовного наследия Рос¬сии. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.

В основу обучения учащихся положены педагогические принципы:

Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения. Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации.

В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизация межнациональных отношений. Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания.

Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания. Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции.

В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников.

Важно

Важно, чтобы классный руководитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д..

Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к.

резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования.

Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения. Уроки эстетического цикла имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение.

      Ориентация педагога на постижение смыслов  поведения  и  поступков  детей означает, что в воспитательной деятельности на первый  план  выходят  задачи понимания ребенка. Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Необходимо проведение  грамотной светской и религиозной политики в обществе, соответствующей направленности средств массовой информации, литературы, киноискусства. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд,  должно  осуществляться по формуле: “родители + дети + учитель”.

Мероприятия,  в  которых  принимают  участие  родители,  служат   хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка  школы  и семьи,  объединивших  свои  усилия  в  учебном  процессе,  направленном   на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому  многообразию.

Путь к толерантности –  это  серьезный  эмоциональный,  интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на  основе  изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл  и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в  свою  очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к  толерантности,  пониманию,  а путь  к  толерантному  взаимодействию,  взаимному пониманию.

Совет

  Если педагог толерантен, он уверен,  открыт,  доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника. Воспитание в духе терпимости должно быть  направлено  на  противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим.

  Оно должно  способствовать  формированию   у   молодежи   навыков   независимого мышления,  критического  осмысления  и  выработки  суждений,  основанных  на моральных ценностях.

Основная цель  воспитания:

Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.

Одним из способов достижения толерантных отношений подростков друг к другу является обучение ассертивному поведению. Ассертивность рассматривается как способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения.

Применительно к подросткам это обозначает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека.

Важно учить подростков умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с окружающими людьми.

Список литературы:

1.    Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12 2.    Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9 3.    Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001 4.    Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках. 5.    Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков.  6.    Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007 7.    Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1

Трегубова Ольга Ивановна учитель информатике и ИКТ МОУ «Нижнесортымская СОШ» Тюменская обл Сургутский р-он

ХМАО – Югра

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Источник: http://pedsovet.su/publ/28-1-0-1013

Ссылка на основную публикацию