Краткая история письменности

Письменность

Письменность играет чрезвычайно важную роль в человеческом обществе, она – двигатель человеческой культуры. Благодаря письменности люди могут использовать огромный запас знаний, накопленный человечеством во всех сферах деятельности, и развивать далее процесс познания.

История письменности начинается с того момента, когда человек стал использовать графические изображения для передачи информации. Хотя и до того люди общались разнообразными способами и средствами.

Известно, например, «письмо» скифов персам, состоявшее из птицы, мыши, лягушки и пучка стрел.

Обратите внимание

Персидские мудрецы расшифровали его «ультиматум»: «Если вы, персы, не научитесь летать, как птицы, прыгать по болотам, как лягушки, прятаться в нору, подобно мышам, то будете осыпаны нашими стрелами, как только ступите на нашу землю».

Следующим этапом было использование условной сигнализации, в которой предметы сами по себе ничего не выражают, но выступают как условные знаки. Это предполагает предварительную договоренность общающихся, что именно должен обозначать тот или иной предмет. Примерами условной сигнализации могут служить письмо инков – «кипу», ирокезское письмо «вампум», зарубки на деревянных дощечках‑«бирках».

«Кипу» – это система шнуров из шерсти различного цвета с завязанными узелками, каждый из которых имеет определенное значение.

«Вампум» – нити с нанизанными на них кружочками из раковин разного цвета и размера, нашитые на пояс. С его помощью можно было передать достаточно сложное послание. Используя систему «вампум», американские индейцы составляли мирные договора, заключали союзы. У них были целые архивы таких документов.

«Бирки» с зарубками использовались для счета и закрепления различных сделок. Иногда бирки расщеплялись на две половины. Одна из них оставалась у должника, другая – у кредитора.

Собственно письмо представляет собой систему графических знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звукового языка. Исторически в развитии начертательного письма сменилось несколько типов. Каждый из них определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или звуки) служили единицей письменного обозначения.

Изначальным этапом развития письма явилось рисуночное, или пиктографическое, письмо (от лат. pictus  «нарисованный» и греч. grapho –  пишу). Оно представляет собой изображение на камне, дереве, глине предметов, действий, событий с целью общения.

Но этот вид письма не позволял передать информацию, не поддающуюся графическому изображению, а также абстрактные понятия. Поэтому с развитием человеческого общества на базе пиктографического письма возникло более совершенное – идеографическое.

Его появление связано с развитием человеческого мышления и, как следствие, языка. Человек стал мыслить более абстрактно и научился разлагать речь на составные элементы – слова. Сам термин «идеография» (от греч. idea –  понятие и grapho –  пишу) указывает на способность этого вида письма передавать отвлеченные понятия, воплощенные в словах.

В отличие от пиктографии, идеографическое письмо фиксирует сообщение дословно и передает, кроме словесного состава, еще и словопорядок. Знаки здесь не изобретаются заново, а берутся из готового набора.

Иероглифическое письмо – высший этап развития идеографии. Оно возникло в Египте около IV тысячелетия до н. э. и просуществовало до второй половины III в. до н. э.

Важно

Египетские иероглифы использовали для монументальных надписей на стенах храмов, статуях богов, пирамидах. Их еще называют монументальным письмом. Каждый знак высекался самостоятельно, без связи с другими знаками. Не было установлено и направление письма.

Как правило, египтяне писали столбцами сверху вниз и справа налево. Иногда встречались надписи столбцами слева направо и справа налево в горизонтальную строку. Направления строки указывали изображаемые фигуры.

Их лица, руки и ноги смотрели в сторону начала строки.

Эволюция письма привела к тому, что язык народных масс начал передаваться исключительно иератическим письмом, из которого позднее выделилась более беглая и лаконичная форма, названная демотическим письмом.

Расшифровка надписей, сделанных на древнеегипетском языке, позволила установить, что египетское письмо состояло из трех видов знаков – идеографических, обозначавших слова, фонетических (звуковых) и детерминативов, в качестве которых употреблялись идеографические знаки. Так, например, рисунок «жук» обозначал жука, действие «идти»» передавалось изображением шагающих ног, изображение человека с посохом символизировало старость.

Не менее древней, чем египетские иероглифы, разновидностью идеографического письма является клинопись. Эта система письма возникла в междуречье Тигра и Евфрата и позже распространилась по всей Передней Азии.

Материалом для нее служили мокрые глиняные плитки, на которых при помощи резца выдавливались нужные графические знаки. Полученные углубления были утолщенными вверху, в месте нажима, и утончались по ходу резца.

Они напоминали клинья, отсюда и название этой системы письма – клинопись.

https://www.youtube.com/watch?v=fC8qPMfEHMg

Первыми стали применять клинопись шумеры.

Наряду с египетской и шумерской одной из древнейших письменностей считается китайская. Старейшими из дошедших до нас памятников китайской письменности являются надписи на черепашьих панцирях, сосудах из керамики и бронзы. Они были обнаружены в конце XIX века в бассейне реки Хуанхэ. В письменах каждый отдельный знак соответствует отдельному понятию.

Китайское письмо развилось из рисуночного письма.

Китайские иероглифы обычно писались вертикальными столбцами сверху вниз и справа налево, хотя сейчас для удобства применяется и горизонтальное письмо.

Недостаток китайской иероглифической системы в том, что для ее усвоения требуется запоминать большое количество иероглифов. Кроме того, начертание иероглифов весьма сложно – самые употребительные из них состоят в среднем из 11 штрихов каждый.

Совет

Недостатком идеографических систем является их громоздкость и трудность в передаче грамматической формы слова. Поэтому, по мере дальнейшего развития человеческого общества, расширения сфер применения письма, произошел переход к слоговым и буквенно‑звуковым системам.

В слоговом, или силлабическом (от греч. syllabe ) письме каждый графический знак обозначает такую единицу языка, как слог. Появление первых слоговых систем относят ко II–I тысячелетиям до н.э.

Формирование слогового письма шло разными путями. Некоторые слоговые системы возникли на основе идеографического письма (шумерская, ассиро‑вавилонская, критская, майя). Но они не являются чисто слоговыми.

Другие, такие как эфиопская, индийские – кхарошта и брахми, появились на основе звукового письма, в котором знаками обозначались только согласные звуки (так называемое консонантно‑звуковое письмо) путем добавления знаков, обозначающих гласные звуки.

Индийское письмо брахми состояло из 35 знаков. Оно положило начало многим индийским письменностям, а также слоговым системам Бирмы, Таиланда, Центральной Азии и островов Тихого океана (Филиппины, Борнео, Суматра, Ява). На его основе в XI–XIII в. н. э. возникло современное слоговое письмо Индии – деванагари.

Первоначально оно использовалось для передачи санскрита, а затем и для передачи ряда современных индийских языков (хинди, маратхи, непали). В настоящее время деванагари является общегосударственным индийским языком. В нем насчитывается 33 слоговых знака.

Пишут на деванагари слева направо, покрывая буквы и слова горизонтальной чертой.

Третью группу составляют слоговые системы, возникшие первоначально как дополнение к идеографическим для обозначения грамматических аффиксов. Они возникли в конце I – начале II тысячелетия н.э. К ним относится японская слоговая азбука кана.

Японская кана сформировалась в VIII веке н. э. на основе китайской идеографической письменности.

Обратите внимание

В основе большинства современных буквенно‑звуковых алфавитов лежит финикийское письмо. Оно состояло из 22 знаков, расположенных в строгой последовательности.

Следующий шаг в развитии буквенно‑звукового письма был сделан греками. На основе финикийского они создали алфавит, добавив знаки, обозначающие гласные звуки, а также знаки для некоторых согласных, которые отсутствовали в финикийском алфавите.

Даже названия греческих букв произошли от финикийских: альфа от алеф, бета от бет. В греческом письме несколько раз менялось направление строки.

Первоначально они писали справа налево, затем получил распространение способ «бустрофедон», при котором, закончив написание строки, следующую начинали писать в противоположном направлении. Позже было принято современное направление – справа налево.

Наиболее распространенный в современном мире латинский алфавит восходит к азбуке этрусков – народа, жившего на территории Италии до прихода римлян. Та, в свою очередь, возникла на основе западно‑греческого письма, письма греческих колонистов. Вначале латинский алфавит состоял из 21 буквы.

По мере расширения Римского государства он приспосабливался к особенностям устной латинской речи и насчитывал 23 буквы. Остальные три были добавлены в Средние века. Несмотря на использование латиницы в большинстве европейских стран, она плохо приспособлена для передачи звукового состава их языков в письме.

Поэтому в каждом языке есть знаки для обозначения специфических звуков, отсутствующих в латинском алфавите, в частности шипящих.

Современная славянская азбука возникла на основе азбуки, составленной братьями Кириллом и Мефодием во второй половине IX в. н. э. Хотя еще до них был известна другая разновидность славянского письма – глаголица.

Важно

Она во многом схожа с кириллицей, отличаясь лишь количеством букв (в глаголице – 40, в кириллице – 44), а также цифровым значением и написанием букв. 24 из 44 букв кирилловского алфавита совпадали с греческими.

Остальные обозначали звуки, присущие лишь славянской речи.

Появление и развитие письменности отражает путь, который прошло человечество, познавая окружающий мир и свое место в нем. Благодаря ей мы можем восстановить основные этапы этого пути.

[wp_ad_camp_1]Как, вы еще не читали? Ну, это зря…

[wp_ad_camp_3]

Источник: https://izobretaika.in.ua/istory-izobreteniy/pismennost/

Возникновение письменности

Первая письменность, которая возникла на Земле – шумерская. Произошло это примерно 5 тысяч лет назад.
      Письменность их названа клинописью по своей позднейшей форме.

Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки из камыша. Если таблички обжигались в печи и высушивались, то стали вечными (дошли до нашего времени), благодаря им, мы можем проследить историю возникновения письменности.

      Существуют 2 гипотезы о зарождении письменности:

  • моногенеза (изобретена в 1м месте)
  • полигенеза (в нескольких очагах).

      Письменность представлена в 3х первичных очагах, связь которых не доказана:

  1. месопотамский (шумеры)
  2. египетский (по теории моногенеза занесено от шумер)
  3. письменность дальнего востока (китайская, по теории моногенеза занесена от шумер).

      Письменность всюду развивается однообразно – от рисунков к письменным знакам. Пиктография превращается в графическую систему. Рисуночное письмо превращается в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки (например, в Египте использовались рисунки, но это не рисуночное письмо), а когда мы можем угадать, на каком языке текст написан.

     Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.      Греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., рассказывает о “письме” скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришел в лагерь персов и положил перед царем подарки, “состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел”. Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание.

Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл “письма”. Долго совещался Дарий со своими воинами и наконец сказал, как он понял послание: мышь живет в земле, лягушка живет в воде, птица подобна лошади, а стрелы — военная храбрость скифов.

Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость.       Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал “письмо”: “Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел”.

      Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий. Персы не смогли победить неуловимых скифов, кочевавших в степях Северного Причерноморья, Дарий ушел со своим войском из скифских земель.       Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков.

Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus — живописный и греческого grapho — пишу). В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке.

Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы — лодку, дом и др.       Первые надписи были о хозяйственных заботах – еде, оружии, запасах – предметы просто изображались. Постепенно происходит нарушение принципа изоморфизма (т.е.

Совет

достоверного изображения количества предметов – сколько ваз есть, столько и рисуем). Изображение теряет связь с предметом. Вместо 3-х ваз теперь ваза и 3 черточки, которые передают количество ваз, т.о. количественная и качественная информация даются отдельно. Первые писцы должны были разделить и осознать различие качественных и количественных знаков.

Потом развивается иконичность, появляется собственная грамматика.       На рубеже IV — III тысячелетия до н. э. фараон Нармер покорил Нижний Египет и приказал увековечить свою победу. Рельефный рисунок изображает это событие. А в правом верхнем углу — пиктограмма, которая служит подписью к рельефам.

Сокол держит веревку, продетую сквозь ноздри человеческой головы, которая как бы выходит из полоски земли с шестью стеблями папируса. Сокол — символ царя-победителя, он держит на привязи голову побежденного царя Севера; земля с папирусами — это Нижний Египет, папирус ее символ. Шесть его стеблей — шесть тысяч пленных, так как знак папируса означает тысячу.

Но можно ли было рисунком передать имя царя? Откуда известно, что его звали Нармер?       Оказывается, в это время египтяне из рисунков уже начали выделять знаки, которые обозначали не нарисованный предмет, а звуки, составлявшие его название. Рисунок навозного жука означал три звука ХПР, а рисунок корзины — два звука НБ.

И хотя такие звуки оставались рисунками, они уже стали фонетическими знаками. В древнеегипетском языке были слова с одно-, двух- и трехбуквенными слогами. А так как египтяне гласных не писали, то односложные слова изображали один звук. Когда египтянам надо было написать имя, они использовали однобуквенные иероглифы.

      Переход от конкретных к абстрактным предметам, которым не соответствует наглядный образ. Китайские иероглифы возникли из рисунков (13в до н.э.) До настоящего времени иероглифы мало изменились, но изменилась грамматика языка (современный китаец может прочитать тексты, написанные до н. э., узнает символы, но смысла не уловит). Рисунок стилизуется, упрощается, стандартизируется.

Читайте также:  Несколько слов о ценности времени

      В конце концов во всех очагах земного шара знаки начинают отображать звуки. Знаки получали привязку к звучанию целого слова. Пользоваться таким письмом было очень сложно – это искусство. Очень сложная система письма, но она удовлетворяла древних, т.к. ею могла пользоваться лишь ограниченная каста людей, для которых это знание было средством к существованию.       Необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты привела к тому, что рисунки упростились, стали условными значками — иероглифами (от греческого hieroglyphoi — священные письмена).

      В 12-13 вв. до н.э. на ближнем востоке – время появления синайских надписей. Это шаг к резкому уменьшению количества письменных знаков. Были выработаны знаки, которые обозначали слог. Письменность стала слоговой. Для разных слов сочетание согласного и гласного разное.

      Благодаря наличию таких однослоговых знаков, обозначающих один звук, из сложной системы письма выделился алфавит. Финикийцы, познакомившись с этими буквами, на их основе создали свое алфавитное письмо, упростив знаки слоговой письменности. Каждому знаку этой письменности была приписана безразличная огласовка. Арабами и евреями использовалось письмо без гласных. Существовала сложная система угадывания, дававшая тем не менее постоянные сбои. Позднее появилась система огласовок, но тем не менее в быту евреи и арабы пользовались письмом без огласовок.       Греки заимствовали финикийскую систему. Греческий язык – индоевропейский. Греки вводят знаки для гласных – это переворот. Греки изобрели полную систему письменности. Изображались все гласные. Позже стали изображать ударение (место и тип), придыхание. Также ввели изображение просодики (аналог нотам), что невозможно в случае русской письменности и потому нами не используется.       Можно ли ответить на вопрос: кто, какой человек изобрел систему письменности? Кто первым стал применять алфавитное письмо? На эти вопросы нет ответа. Возникновение письменности было вызвано требованием жизни общества и государства, хозяйственной деятельности людей — и письменность появилась. Но алфавиты создавались и позже, в эпоху нашей, новой эры, образованными людьми своего времени. Так, Кириллом и Мефодием было создано письмо для славянских языков. Месроп Маштоц создал алфавитное письмо для армянского языка. Вместе со своими учениками Маштоц отправился в разные страны изучать письменность. Это была “настоящая научная, быть может, первая в мире лингвистическая экспедиция, поставившая своей целью выработку алфавита”, — писал член-корреспондент АН СССР Д. А. Ольдерогге.       У народов Крайнего Севера и Сибири до Октябрьской революции не было письменности. Теперь научные сотрудники Института народов Севера создали для них алфавитное письмо.       В Таджикской республике было много неграмотных, так как арабское письмо, которым некогда пользовались таджики, очень сложное. Теперь таджики пишут по-таджикски русскими буквами.

      Создаются письменности и в странах современной Африки.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43426709081

Краткая история письма

Языкознание. Происхождение письма

Содержание

  • Введение
    • 1. Происхождение письменности
      • 1.1 Краткая история письма
      • 1.2 Азбука Константина и кириллическое письмо
    • 2. Происхождение глаголицы и азбучная молитва
    • 3. Этапы эволюции письма
    • Заключение
    • Список литературы
    • Приложения

Введение

Вопрос о происхождении графики будоражит умы ученых и любознательных людей с того момента, когда на язык как таковой было обращено внимание, т.е. его стали осознавать и замечать, а потом и изучать как отдельное явление.

Однако эта проблема оказалась наиболее трудной для разрешения, если иметь в виду происхождение буквы как таковой (происхождение пиктограммы или иероглифа как рисунка ситуации или предмета понятно само по себе).

И трудность, с которой сталкивалось и сталкивается решение этой проблемы, будет в какой-то степени понятна, если мы учтем тот факт, что различие между такими феноменами языка, как буква и звук, очень трудно давалось не только простым грамотным людям, но и профессиональным лингвистам.

Обратите внимание

Можно сказать, что вплоть до конца 19 века смешение звука и буквы было массовым явлением в ученых трудах языковедов, т.е. смешивалась первичная звуковая семиотическая система языка и его поздняя вторичная семиотическая система — письмо.

Более того, колоссальное направление в лингвистике — сравнительно-исторический метод и лингвистика – построены на априорном допущении, что древняя буква точно передает звук.

Можно предположить, что древнейшая протобуква (самая первая буква) действительно соответствовала звуку (хотя это совсем не обязательное условие), однако даже если это так, все-таки сразу же мы сталкиваемся с проблемами орфографии: система письма не обязательно должна быть транскрипцией даже в начальный период развития письменности, из чего следует, что слово звучащее и написанное могли не соответствовать друг другу уже в момент возникновения письменности. Так, например, в северосемитских языках, из двадцатидвухбуквенной азбуки которых позже произошли многие другие азбуки, гласные звуки просто не отражались на письме, однако в языке они были и в речи также звучали. Подобным алфавитом был и финикийский алфавит (древнейшая надпись датируется 11 веком до н.э.) — в этом алфавите было 22 буквы, передающие только согласные звуки.

И.А.Бодуэн де Куртенэ первым в мировой лингвистике провел отчетливую грань между буквой и звуком, а затем прибавил к этим чисто материальным лингвистическим объектам и ментальные соответствия: звуку соответствовала фонема, букве — графема.

О различии между “произносительно-слуховой и писанно-зрительной” формой речевой деятельности Бодуэн писал в работе “Об отношении русского письма к русскому языку”. Но к одному различию и противопоставлению в теории Бодуэна дело не сводилось, он также аргументированно объяснил взаимосвязь между ними.

Так, он пишет: “Действительная связь между письмом и языком может быть связью единственно психическою. При такой постановке вопроса как письмо и его элементы, так и язык и его элементы превращаются в психические величины, в психические ценности.

А так как и преходящие звуки языка во всем их разнообразии, и остающиеся буквы мы должны представлять себе происходящими и существующими во внешнем мире, то, когда дело доходит до психических величин и психических ценностей, и буквы и звуки надо заменить их психическими источниками, т.е.

представлениями звуков и букв, существующими и действующими постоянно и беспрерывно в индивидуальной человеческой психике”.

Цель данной работы – рассмотреть вопросы происхождения алфавитного письма.

Задачи:

– рассмотреть происхождение письменности;

– изучить происхождение глаголицы и азбучную (алфавитную) молитву;

– выявить этапы становления письма.

Происхождение письменности

Краткая история письма

Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое.

Важно

Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.

Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян.

Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.

Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником.

Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка (а это был, вероятно, один из диалектов древнеболгарского языка) основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны.

В старославянском языке мы не встретим такого расхождения между звучанием слов и их произношением, как, например в английском или французском.

Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне (украинцы, белорусы, русские).

В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры.

Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ, а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

Совет

Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.

В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык.

Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава.

(Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их).

И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. ( В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл).

Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/38251.html

Как и когда древние цивилизации научились письменности?

Во все времена человечество нуждалось в фиксации своих знаний: впечатлений, опыта и истории. Первоначально для этой цели служили рисунки, самые древние из которых называют наскальной живописью.

Со временем зарисовки упрощались и обретали все большую условность.

Большие объемы информации зарисовывать со всеми деталями было очень долго, поэтому реалистичные изображения постепенно заменялись символами.

Пиктографическая письменность

Свое начало письменность нашла в пиктографии. Пиктограмма является наглядным схематическим изображением предметов и явлений. Позже к ним добавились своего рода условные обозначения, например луна, всегда стала изображаться в виде круга с точкой, а вода, как волнистая линия.

Такой способ записи впервые был применен шумерами около 3200 года до н.э. Они использовали клинопись, нанося пиктограммы тростниковыми перьями на сырые глиняные плитки. Позже вся их письменность представляла собой только символы и знаки. Клинопись Месопотамии также переняли цивилизации вавилонян, ассирийцев и персов.

Иероглифическая письменность

Этот вид письменности стал следующим важным этапом в ее развитии. Иероглифами называли знаки, которые изображали не только предметы, но и звуки. Такой метод фиксации информации зародился в Древнем Египте в 3100 году до н.э.

Позднее иероглифы появились в восточных цивилизациях, например, Корее, Японии и Китае. В этих странах с помощью иероглифов можно было выразить практически любые размышления. Единственный минус такого письма заключался в том, что нужно было выучить больше тысячи символов. Этот фактор значительно снижал степень распространенности грамотности среди обычного населения.

Первый алфавит

Большинство лингвистов сходится на том, что первым полноценным алфавитом можно назвать финикийский. В нем было 22 буквы, обозначающие только согласные звуки. Символы были заимствованы из греческой письменности, претерпев небольшие изменения.

Жители Ханаанского государства, финикийцы, писали чернилами справа налево на глиняных табличках. Первые черепки с их записями датируются XIII в. до н.э.

Правда, сохранилось их немного, лучше всего ученым удалось разобрать надписи, оставленные на камнях, например, надгробиях.

https://www.youtube.com/watch?v=DwdFOB9dby8

Новый алфавит быстро получил распространение благодаря тому, что Финикия лежала на пересечении многих торговых путей. На его основе были сформированы арамейские, древнееврейские, арабские и греческие буквы.

Теперь вы знаете, как и когда люди научились писать. Делитесь этими интересными фактами с друзьями в социальных сетях и ставьте лайк!

Источник: https://facte.ru/inventions/istoriya-vozniknoveniya-pismennosti

Краткая история письменности

Современный русский алфавит является непосредственным продолжением одной из старославянских азбук, кириллицы. Такое название эта азбука получила в честь первого просветителя славян, создателя славянской письменности Константина Философа, имевшего в Конце жизни второе, монашеское, имя Кирилл.

Кириллица была создана на основе греческого алфавита византийской эпохи, который, как было уже отмечено ранее, возник на базе финикийского алфавитного письма, также имевшего свои источники, в частности древнеегипетское фонетизированное иероглифическое письмо.

Это, так сказать, предыстория русского письма.

Она занимает несколько тысячелетий, но примерно тысячелетие продолжается уже и собственная его история, основными этапами которой являются само возникновение русского письма (конец X в.

), введение книгопечатания (середина XVI в.), реформы Петра I (начало XVIII в.), академические реформы азбуки в первой половине и в середине XVIII в., реформа орфографии в первые годы Советской власти.

При более строгой, где это возможно, хронологической характеристике эти  этапы истории и предыстории русского письма могут быть представлены следующим образом (предыстория русского письма в общих чертах была уже представлена ранее и здесь воспроизводится еще раз в интересах общей перспективы):

Обратите внимание

1) Древнеегипетское иероглифическое  письмо известно с IV тысячелетия до н. э.  2) Финикийское консонантно-фонетическое алфавитное письмо (буквами обозначались только согласные звуки) существовало в период со II тысячелетия до н. э.

  3) Греческое вокализованное алфавитное письмо (буквами обозначались не только согласные, но и гласные звуки) было создано в X-IX вв. до и. э.  4) Создание старославянской письменности относится ко 2-й половине IX в. н.э. (ориентировочный год – 863).

Читайте также:  Времена в английском с примерами: просто о сложном

  5) Возникновение письменности на Руси связывают с принятием христианства и относят к концу X в. (ориентировочный год – 988, в соответствии с летописным свидетельством о так называемом крещении Руси).  6) Книгопечатание на Руси введено в шестидесятые годы XVI в.: 1564 г.- дата первопечатной русской книги, московского «Aпoстола».

  7) Петровские реформы «русской азбуки охватывают период 1707-1710 гг.: правка Петром «Гражданской азбуки» датирована 29 января 1710 г.  Академические реформы русской азбуки были в 1735 и 1758 гг. 

9) Советская реформа азбуки и орфографии декретировалась дважды – в декабре 1917 г. и в октябре 1918 г.

Поделиться…

Краткие сведения по истории русской письменности

Древнейшие сохранившиеся русские  рукописи восходят к XI в. Они написаны кириллицей — славянской азбукой, созданной  на основе греческого алфавита (рис. 89).

  * Первоначально буква передавала звук, отсутствующий в современном русском языке 

89. Алфавит древнерусского языка

В богослужебных книгах и документах, рассчитанных на длительное хранение, материалом для письма служил пергамен («харатья») — специально выделанные телячьи, козьи и бараньи кожи. С середины XIV в.

появляется бумага, долгое время привозная, которая употреблялась наравне с пергаменом, постепенно его вытесняя (окончательно — в XVIII в.).

Важно

Старая бумага имеет специфическую фактуру, а нередко и водяные знаки («филиграни»), по которым ее можно датировать, пользуясь специальными справочными изданиями.

Чернила старых рукописей особого состава, обычно коричневатого оттенка. Писцы  пользовались заточенными гусиными перьями, дававшими сильно выраженный нажим.

Древнейшие  рукописи написаны так называемым уставом  — типом письма, при котором  написание букв наиболее близко к  позднейшему печатному. В XIV в. устав  сменяется полууставом, для него характерно несколько более свободное  написание букв, часто с наклоном. С XV в. появляется скоропись — наиболее свободный и вместе с тем сложный тип письма (рис. 90).

          Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма.          Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь.

И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое.          Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.

            Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян.          Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.            Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка (а это был, вероятно, один из диалектов древнеболгарского языка) основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны. В старославянском языке мы не встретим такого расхождения между звучанием слов и их произношением, как, например в английском или французском.            Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне(украинцы, белорусы, русские).   

        В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии.

Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры.

Русский народ отдает дань памяти и благодарности “славянских стран учителям… “

ИСТОКИ РУССКОЙ  ПИСЬМЕННОСТИ

СЛАВЯНСКАЯ  АЗБУКА И ГРЕЧЕСКИЙ АЛФАВИТ     

 Знаете ли вы, как возникла русская письменность? Если не знаете, то мы можем вам рассказать. Но ответьте сначала на такой вопрос: чем отличается азбука от алфавита? 
Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):

  АЗБУКА: АЗ + БУКИ 

а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: 

АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА    

 Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв.  И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу. 
     Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?    

 В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава.

(Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их).       И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей.

( В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл). 

Совет

     Как же они создали азбуку?

Кирилл и Мефодий  взяли греческий алфавит и  приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука — “дочка” греческого алфавита.

https://www.youtube.com/watch?v=rpKmQfAB8fY

Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому  они и с виду на них похожи.

греческие   Aa  Bb  Gg  Dd  Ee  Kk  Ll Mm славянские  Аа  Вв  Гг  Дд  Ее  Кк  Лл Мм

“ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ  ЛЕТ О НАЧАЛЕ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

От нашего главного свидетеля первоначальной истории  Руси — “Повести временных лет” — мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел  отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами:

“Земля  наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем  мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”.     

 Тогда вызвал  к себе царь Михаил двух  ученых братьев — Константина  и Мефодия и “уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”.        Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность.   

      Однако нашлись такие люди, которые стали хулить славянские книги и говорили, что “ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян, как в надписи Пилата, который на кресте Господнем написал только на этих языках”.     

 Чтобы защитить  славянские письмена, братья Константин и Мефодий отправились в Рим. Римский епископ осудил тех, кто ропщет на славянские книги, сказав так: “Да исполнится слово Писания: “Пусть восхвалят Бога все народы!” То есть, пусть каждый народ молится Богу на своем родном языке”. Так он утвердил Богослужение на славянском языке. 

  90. Образцы основных видов древнерусского письма   1 — устав (Изборник Святослава, 1073 г.);   2 — полуустав (Апостол, 1544 г.);   3 — скоропись (Решение Земского собора, 1653 г.);  

4 — вязь (Годуновская Псалтырь, 1595 г.)

Наивысшее развитие характерные черты  скорописи получили в XVII в. и сохранились с некоторыми изменениями до конца XVIII в.

Полуустав сравнительно долго продолжал существовать одновременно со скорописью, главным образом в церковном обиходе.

Обратите внимание

При делопроизводстве применялась скоропись, поэтому ею написано подавляющее большинство текстов, могущих заинтересовать исследователя памятников русского зодчества (рис.91).

 
91. Пример документа,написанного скорописью.Первый лист “Книгигородового дела ” Кирилло-Белозерского монастыряза 1656-1657 гг.

До конца XVII в. документы писались на отдельных листках («склейках»), которые в зависимости от объема текста склеивались по длине в  длинную полосу («столбец», или «свиток») — от двух-трех листков до десятков, а иногда и сотен метров, свернутую в рулон.

На местах соединений ставились пометы — «скрепы» дьяка или подьячего, на обороте грамоты писалось, кому адресован документ, а иногда давались и другие сведения. Только отдельные типы документов, например описи имущества, сшивались в книги. С начала XVIII в. в тетради стали сшивать все документы вообще.

В книгах и тетрадях нумеровались не страницы, а листы.

Изменения алфавитно-буквенного состава  русского письма

Изменения алфавитно-буквенного состава  русского письма по их характеру и целям подразделяются па три основные группы.

К первой из этих групп относилось исключение букв, заимствованных из греческого алфавита и с самого начала ненужных для  передачи славянской речи, а также  букв, ставших ненужными вследствие исторических изменений славянской, в том числе русской речи. К началу XVIII B., Т.е.

ко времени петровских реформ, таких букв в русском алфавите оказалось девять: «пси», «кси», «фита», «ижица», «омега», одно из двух кирилловских «и» («и» — «иже»), одно из двух кирилловских «з» («зело» — «земля»), «ять» и «малый юс», иногда применявшийся вместо буквы «я» (остальные три «юса» перестали применяться в русском письме еще раньше).

Петр I при изготовлении в 1707—1708 гг. первого  комплекта разработанного по его указанию нового русского так называемого «гражданского» шрифта исключил из русского алфавита восемь из девяти этих букв: «пси», «кси», «омегу», «ижицу», «юс», а также «ферт» (оставив «фиту»), «землю» (оставив «зело»), «иже» (оставив «и»).

Однако  впоследствии большинство этих букв Петр восстановил, и в учебную азбуку 1710 г. не вошли только «юсы», «пси», «омега», а также лигатура «от» — «омега» с надписанным над ней «т». В результате этого с 1711 по 1735 г. русские гражданские книги набирались различно — то одним, то другим составом азбуки.

Несмотря, однако, на такую недостаточную  продуманность и незавершенность  петровской реформы, она имела в  истории русского письма большое, революционное значение. Ясно показав необходимость перестройки и обновления русского алфавита, реформа эта, кроме того, повлекла за собой ряд последующих реформ, осуществленных Академией наук.

Так, в 1735 г. Академией наук, кроме исключенных  Петром «юсов», «пси» и «омеги», были дополнительно исключены буквы «кси», «ижица», «зело». В 1738 г.

Важно

Академией наук было унифицировано написание «и десятиричного» (с одной точкой вместо двух точек) и упорядочено применение этой буквы (перед гласными звуками, перед «й» и в слове «Mip» в значении «вселенная»).

Наконец, реформой Академии наук 1758 г. была почему-то снова восстановлена ненужная «ижица».

Ко  времени Октябрьской революции  из букв, ненужных для передачи русской  речи, в русском алфавите все еще  оставалось четыре буквы — десятиричное «и» («и с точкой»), «фита», «ижица» и особенно осложнявшая обучение грамоте буква «ять». Все эти буквы были окончательно упразднены советской реформой 1917—1918 гг.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_06/kratkaya-istoriya-pismennosti/77050.1473214.page1.html

История изобретения письменности и ее поэтапное становление

Письменность – важнейший элемент в развитии человечества, с ее помощью люди могут пополнять запас знаний и передавать его последующим поколениям. Письмо представляет собой специальную систему знаков, которая предназначена для формализации и фиксации данных.

История изобретения письменности берет начало с момента возникновения графических изображений, которые позволяли древним людям общаться и передавать информацию.

Формирование и совершенствование письменности – сложный и длительный процесс, занявший не одно тысячелетие и прошедший несколько этапов развития.

Древнейшие способы письма

Простейшим вариантом письменности считается пиктографическое письмо — система передачи информации с помощью рисунков. Изображение на камне и дереве различных событий из жизни людей было первой попыткой фиксации информации.

Рисунки представляли собой взаимосвязанный рассказ и служили способом общения. Этот вид письма был далеко несовершенен. Изображения можно трактовать по-разному, следовательно, суть такого послания была неоднозначной.

Кроме этого, такой способ не позволял фиксировать абстрактные понятия и информацию, которую сложно нарисовать.

https://www.youtube.com/watch?v=aN_fQMSe5t4

С развитием человечества на смену пиктографическому письму пришел другой вид передачи информации – идеографическое письмо. При этом способе письма каждое слово обозначалось определенным символом. Их назвали иероглифами. Текст, написанный подобным образом, выглядит как набор рисунков. Этот вид письма использовали три великие цивилизации древности:

  • шумерская письменность – древними шумерами использовалась одна из разновидностей идеографического письма – клинопись. Символы, похожие на клинья, наносились на глиняные дощечки, из которых составлялись целые библиотеки. Клинописное письмо возникло в III тысячелетии до н.э.;
  • египетская письменность – еще одним древнейшим видом письменности являются иероглифы Древнего Египта. Эта система представляла собой сочетание рисунков и специальных знаков, обозначавших слова. Более 6000 иероглифов использовались для описания окружающего мира, религиозных обрядов и различных событий из жизни людей;
  • китайская письменность – иероглифическое письмо в древнем Китае сформировалось во II тысячелетии до н.э. из пиктографического письма. Символы размещались вертикальными столбцами и имели очень сложное начертание. Данная система включала огромное количество иероглифов, запомнить которые было весьма сложно.

Главным недостатком идеографических систем является сложность в передаче информации. Поэтому далее история изобретения и становления письменности проходит следующий этап – создание алфавита.

Самые ранние алфавиты

Настоящим прорывом в формировании системы передачи информации стало создание звукового письма.

По мере совершенствования письменности, слова разделялись на слоги, из которых выделялись отдельные звуки, и, наконец, каждому звуку стал соответствовать определенный символ.

Со временем такой вид письма получил широкое распространение, так как для точного воспроизведения речи требовалось запомнить лишь пару десятков букв.

Одним из первых алфавитов был финикийский. Он включал 22 буквы, расположенные в установленном порядке. Каждая буква имела свое значение, например, буква алеф – это вол, бет – дом и т. д.

Дальнейшее развитие алфавит получил в греческой письменности, которая произошла от финикийской. В греческом алфавите количество букв увеличилось. Порядок остался прежним, однако буквы потеряли свое смысловое значение.

Читайте также:  Макс барских - уникальные факты

Латинский алфавит произошел от греческого и стал одним из главных в огромной Римской империи. Некоторые буквы видоизменились, однако их порядок остался прежним. Изначально в латинском алфавите была 21 буква, затем, по мере приспособления к устной речи, его состав расширялся. Современный латинский алфавит является основой письменности многих языков мира.

Древнейшие славянские письмена выполнялись с помощью двух видов азбуки – глаголицы и кириллицы. Они отличались количеством букв и способом их написания. Глаголица вполне соответствовала старославянскому языку.

Буквы этого алфавита по своему происхождению связаны с греческим, древнееврейским и самаритянским алфавитами. В кириллице значилось 43 буквы.

Часть их была заимствована из византийского письма, часть изобретена заново в соответствие с особенностями славянского языка.

Совет

История изобретения письменности отражает основные вехи в развитии и совершенствовании человечества. Благодаря различным способам передачи информации бесценные знания, накопленные за годы эволюции, сохраняются и передаются потомкам. 

Источник: https://vseonauke.com/1038257053207627954/istoriya-izobreteniya-pismennosti-i-ee-poetapnoe-stanovlenie/

Краткая история русского письма

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Историческим этапом на пути к русскому письму было славянское письмо.

Его можно было бы назвать общеславянским, но первоначально оно было создано лишь для одного славянского народа (древних моравов), да и в дальнейшем им пользовались не все славяне (болгары, сербы, русские).

В науке оно называется старославянским письмом. Основу его образует специально составленная (изобретенная) азбука, которую, как и письмо в целом, называют старославянской.

Славянские алфавиты

Сохранились свидетельства о том, что до принятия христианства у славян была письменность.

К этим свидетельствам относятся записи византийских и восточных авторов, а также летописные упоминания о составлении специально для «русов» копий договоров Руси с греками.

К сожалению, дохристианские памятники письменности не дошли до нас, но очевидно, что письменнность на Руси имеет более древнюю историю.Ученые выдвигают разные версии о прародителях славянской письменности.

Например, известный египтолог Брунш относит к ним письменность коптов – христианских средневековых жителей Египта.

Ее использовали для расшифровки древнеегипетских иероглифов. «Коптское письмо с первого взгляда очень похоже на славянское… Мы полагаем, что славянская азбука составлена под влиянием коптской», – пишет он.

Существует также теория происхождения письменности славян от письменности этрусков, той самой, которая до сих пор мировой наукой признается сверхзагадочной и безуспешно расшифровывается вот уже 200 лет.

До Кирилла и Мефодия упорядоченной азбуки у славян, видимо, не было, но какие-то виды письма они уже использовали.

Черноризец Храбр упоминает, что первоначально славяне писали с помощью «черт и резов», к сожалению,о форме этих письмен, числе зникав, их значении ничего достоверного не известно.

Предположительно, они имели сходство с руническими письменами скандинавов, которые были исторически связаны с Русью. Позднее использовали греческое и латинские буквы, но без упорядочивания, «без устроения».

«Черты и резы» – это предшественники глаголицы (протоглаголица), а греческие и латинские буквы – кириллицы (протокириллица). После многих споров по поводу даты возникновения старославянской азбуки, укрепилось мнение, что это 863 год. Этот год и считается началом славянской письменности.

Кирилл и Мефодий

Вопрос о составлении славянских алфавитов связан с именами болгарских миссионеров Кирилла и Мефодия. Кирилл, прозванный за его ученость Философом (ок.

827 – 869), носивший до принятия монашеского сана имя Константин, и его брат Мефодий (815–885) родились в Солуни (ныне греческий город Салоники) – городе, имевшем преимущественно славянское население. В 863 г. братья были направлены византийским императором для проповеди православия в Моравию.

Перед отъездом, составив специальную азбуку, Константин (Кирилл) и Мефодий со своими немногочисленными учениками и помощниками перевели с греческого языка на славянский основные церковные книги и отправились в Моравию.

Обратите внимание

Обе азбуки ( кириллица и глаголица) почти полностью совпадают по составу, порядку, названию и значению букв, но резко отличаются по их графике.

Глаголица характеризуется крючковатостью, замысловатостью. Благодаря стремлению древних писцов к «украшательству», буквы имеют причедливую форму, которая и отличает ее отличительной особенностью.

Буквенные изображения кириллицы более четки и просты и характеризуются близостью к греческому уставному письму IX в. Эти азбуки предназначены для употребления в разных сферах письма.

В монументальном, торжественном письме употреблялась кириллица, в беглом деловом – глаголица.

Певоначально оба алфавита имелм 38 знаков, но в более поздние времена кириллица насчитывала 43 и даже 46 знаков.

Еще одно существенное отличие – глаголическая нумерация остнована на славянском алфавите, а в кириллице – нумерация греческого алфавита.

Судьба славянских алфавитов была разной. Сначала оба алфавита существовали параллельно. В дальнейшем алфавит глаголица, как более сложный для написания, был вытеснен (к XI веку) у восточных и южных славян кириллицей, которая, выдержав проверку временем, легла в основу современных славянских систем письменности: русской, болгарской, сербской и других.

Вся дальнейшая история славянской письменности представлена, в основном памятниками кириллического письма.

Русское письмо

Русское письмо существует уже около 1000 лет, оно является продолжением кириллицы.

Прежде всего, стоит напомнить, что письмо вызывается к жизни широкими общественными потребностями – государственными, хозяйственными, культурными: необходимостью фиксации законов, закрепления договорных отношений с другими народами, закреплении в памяти народа его истории и литературных памятников.

Но письмо – очень сложное общественное явление, и точная датировка его возникновения затруднительна. Так было и в истории русского письма.

Начало русского письма связывают с принятием христианства на Руси. Тогда повсеместно велось строительство храмов, поддерживаемое княжеской властью Владимира Мономаха, при церквах и монастырях создавались школы, что послужило причиной развития всеобщей грамотности.

К сожалению, время донесло до нас очень мало рукописных источников. Наиболее ранние из них относятся ко второй половине XI–XII в.

Важно

Первым датированным памятником русского письма является «Остромирово Евангелие» (1056-1057), а также два «Изборника» Святослава (1073, 1076), «Мстиславово Евангелие» (1115) и жалованная грамота киевского князя Мстислава Владимировоча, украшенная очень торжественно (буквы устава написаны золотом, разведенным на камеди, а документ украшала вислая серебряная печать великого князя).

Остромирово Евангелие.

Высокого уровня и расцвета книжное дело получило при Ярославе Мудром. «…Ярослав к книгам проявлял усердие, часто читал их ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг», – написано в летописи.

Следующий этап, на протяжении которого происходят развитие и изменения в области русской письменности, совпадает с периодом феодальной раздробленности на Руси, начавшимся во второй трети XII и продолжавшимся до последней четверти XV в.

Нашествие монголо-татар на Русь во второй четверти XIII в. нанесло непоправимый урон письменности, погибло большое количество памятников письменности.

Со второй половины XIV в. начался новый подъем русской культуры. Центром объединения русских земель и будущей столицей единого государства стала Москва.

В обстановке борьбы за объединение страны, развития феодального землевладения и зависимости крестьян возрастала роль актов.

Среди них выделяются духовные и договорные грамоты великих и удельных князей, княжеские жалованные грамоты духовным и светским феодалам. Древнейшим из актов этого периода является вкладная грамота Варлаама Хутынского 1192 г.

Она включала перечень земель, огородов, рыбных, птичьих ловель, а также холопов (текст написан уставом, чернилами на небольшом куске пергамена).

Совет

Наряду с деловыми документами от XII–XV вв. сохранились книги. Среди них следует выделить древнейший датированный список правовых норм Русского государства IX–XI вв.– Русскую Правду в составе Кормчей книги – сборника церковного и гражданского права (1282 г.). Рукопись написана поздним уставом на пергаменных листах, часть из которых имеют зашитые прорези («сшивки») и дыры.

Период XV–XVII вв. ознаменовался важнейшими событиями социально-экономической, политической и культурной жизни. В конце XV– начале XVI в. образовалось единое Российское государство. В этом государстве получил оформление самодержавный политический строй, сложилась своя организация управления – приказы.

Заметные изменения во всех областях экономической, политической и культурной жизни Российского государства способствовали расширению сферы применения письма и функций письменности в целом. Авторами приказного делопроизводства в центре и на местах были дьяки и подьячие.

Существовали даже так называемых площадных подьячих, которые составляли бумаги на городских площадях по заказу.

Несмотря на то, что в России в середине XVI в. появилось книгопечатание, оно не удовлетворяло спроса книжного рынка: тиражи печатной продукции были небольшими, а издания ограничивались почти исключительно церковными книгами. Этим объяснялось продолжение и расширение практики переписки произведений как светской, так и духовной литературы.

Крупными центрами переписки книг продолжали оставаться Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев, Чудов монастыри и Посольский приказ.

Учителями переписчиков были подьячие, представители низшего духовенства, книжные мастера. Учебными пособиями служили рукописные азбуки-прописи, печатные книги, буквари. Традиционной формой приобретения книг был их заказ у переписчиков.

В XV–XVII вв. среди общих законодательных памятников ведущее место принадлежит Соборному Уложению 1649 г., дошедшему до нас в подлиннике. Длина свитка, на котором было написано Уложение, составила 347,5 м. Свиток состоял из 959 «сставов».

Обратите внимание

Из памятников церковной и светской литературы можно выделить «Великие Четьи-Минеи» (50-е гг. XVI в.), т.е. помесячные чтения, составленные по инициативе митрополита Макария, «Лицевой летописный свод» (60–70-е гг. XVI в.), получивший свое название в связи с наличием в нем большого числа миниатюр.

В XIII веке создаются первые архивы для хранения старых документов.

В тысячелетней истории русской письменности можно выделить несколько периодов и основные, переломные моменты, когда в нем происходили существенные изменения:

  1. Конец X – середина XVI в., от начала русской письменности (988 год) до начала книгопечатания (1564 г.– год выхода первой датированной печатной книги в Москве):

  • период применения исключительно ручного (рукописного) письма;

  • выработка и смена основных типовых почерков: устав (X– середина XVI в.), полуустав (середина XVI–XVII в.), скоропись (с конца XIV в.)

  • начало русского книгопечатания (первая датированная книга – московский «Апостол», 1564 г.);

  • в основе печатного шрифта полуустав.

  • Введение гражданской (светской, не церковной) азбуки и печати;

  • 1710 год – официальное утверждение азбуки Петром I.

  1. Первые послереволюционные годы:

  • Реформа алфавита и орфографии.

Рукописная книга

Украшения рукописей

Художественный облик рукописной книги слагался из многих компонентов, начиная от графики букв и кончая окладом. Все компоненты, составлявшие древнерусскую книгу, как правило, были подчинены внутренней логике целостности ее оформления и восприятия.

Отсюда и обязательная согласованность формата листов, расположения текста, длины строк и межстрочных расстояний, высоты, ширины и графики букв как с отдельными элементами художественных украшений, так и с общим художественным стилем, в котором они были выполнены.

Основными средствами украшения русских рукописей были:

  • орнамент, в стиле которого выполнялись заставки, концовки, инициалы;

  • вязь;

  • миниатюры;

  • полевые цветки.

Заставка — это рисунок, который находился над текстом, в начале отдельной главы или страницы.

Концовка — рисунок под текстом, в конце главы или рукописи. Иногда роль концовки играл колофон, представляющий собой сведение конечного текста в воронку путем сокращения числа букв справа и слева строки.

Инициалом называлась начальная буква, которая открывала абзац, была по размеру больше остальных строчных букв и отличалась от них красивым оформлением.

Полевой цветок — украшение на поле рукописи в виде цветка или узора.

Кроме орнамента, древнейшие рукописи украшались миниатюрами, то есть иллюстрациями.

Отличительной особенностью древнейших миниатюр является их статичность, простота изображения и композиции, небольшое количество фигур.

Рукописи XI—XII вв., написанные на пергамене, дошли до нас в виде отдельных листов и книг.

Формат, или размер, листов зависел от объема текста и назначения памятника письменности. Книги, как правило, состояли из отдельных тетрадей, переплетенных вместе.

Переплет книг делался из деревянных досок, которые обтягивались кожей или тканью. Переплет дорогих книг мог быть окован серебряным или золотым окладом, украшен драгоценными камнями.

Так как кожаные листы древних пергаменных книг стремились свернуться в трубочку, да так, что снаружи оказывалась сторона, где раньше на коже была шерсть, пергаменные листы в книгах писались и сшивались таким образом, чтобы «шерстяная» сторона листов не примыкала к «мясной». Но это лишь частично предохраняло книгу от деформации.

Более радикальным средством от нее были застежки, плотно стягивающие блок книги и прессующие его досками переплета. По окончании пользования книгой ее необходимо было застегивать. Поэтому на старинных книгах могли быть написаны такие предупреждения: «Аше кои поп или диакон чтет сию книгу, а не застегнет — проклят будет!»

Застежки делались из кожи в виде ремешков, имеющих на концах медные петли. Они прибивались к нижней доске. В верхнюю доску вбивались медные стержни. Чтобы «застегнуть» книгу, чтецы набрасывали петли ремешков на стержни. Богатые рукописи могли иметь резные металлические застежки.

Для предохранения переплета от повреждений на его углах вбивались гвозди с широкими круглыми головками. Иногда эти головки делались в виде узорных блях — жуковин. В богатых книгах жуковины заменялись угольниками и середниками, сделанными из меди, золоченой бронзы, серебра, золота, украшенными изящной чеканкой, резьбой, эмалью.

Напечатанный в 1564 г. на Московском печатном дворе «Апостол» — великолепный образец средневекового печатного дела, иллюстрирующий старопечатный орнамент, заимствованный из рукописных книг.

Важно

В XVI и особенно в XVII в. скоропись становится главным типом письма в делопроизводстве, повсеместно вытеснив из него полуустав. Полуустав же стал письмом рукописных книг.

Скоропись это беглое, ускоренное письмо, отличающееся раскованностью написания букв. Путь к ускорению письма лежал в первую очередь через слитное написание букв в слове.

Чтобы научиться этому, потребовалось длительное время, в течение которого рука писца искала лучшие, наиболее приемлемые для слитного написания варианты графики отдельных букв.

Вот почему скоропись отличает многообразие вариантов одной и той же буквы иногда не только в одном тексте, но даже и в одном слове.

Раскованность написания, поиск лучших вариантов графики стали возможны только при наличии более дешевого и распространенного по сравнению с пергаменом, более прочного по сравнению с берестой материала, каким стала бумага. Поэтому скоропись и бумага — два сопутствующих друг другу палеографических признака.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/188368.html

Ссылка на основную публикацию