Что такое внимание человека и как оно работает

Как работает внимание человека

Вам понадобится

  • Научная литература, иллюстрации типа «Найди три отличия», научные публикации, статьи по данному вопросу.

Инструкция

Внимание в качестве проявления активности человека выражается в познавательных процессах. В этом вопросе у психологов нет единого мнения. Одни исследователи утверждают, что отдельного и независимого такого процесса не может быть.

Внимание в этом случае может выступать только как одна сторона всего психического процесса личности.

Другие ученые уверены, что внимание может представлять независимое состояние человека, то есть какой-то специфический внутренний процесс, который имеет собственные особенности.

Обратите внимание

Среди свойств внимания человека выделяются следующие качества. Внимание обладает устойчивостью, которая представляет собой способность человека длительное внимание концентрироваться на объекте изучения. Внимание отличается сосредоточенностью, то есть концентрированностью на одном объекте при отвлечении от всего остального.

Внимание обладает таким свойством, как переключаемость, то есть способность человека в зависимости от вида деятельности переключаться с одного объекта на другой. Распределение внимания является способность рассредоточивать его в пространстве и во времени.

Объем внимания – это такое количество информации, которое человек способен сохранять и концентрировать в одно время.

Физиологические механизмы внимания человека определяются формированием очага повышенного возбуждения, его доминанты. Благодаря этому процессу в определенной части коры головного мозга создаются необходимые условия для более полного и точного отражения значимого момента или объекта. Все, что не имеет к этому отношения, просто блокируется.

Физиология внимания также находится в зависимости от ориентировочного рефлекса. То есть это способность мозга выделять из окружающей действительности новый и необычный раздражитель. Этот процесс может сопровождаться и настройкой анализаторов.

Повышается также активность деятельности головного мозга в момент наибольшей сосредоточенности функции внимания на каком-либо объекте.

Развитие внимания человека зависит от первоначальной его формы. Она может быть высшей и низшей. Это зависит от того, какое внимание, произвольное или непроизвольное, задействовано в данный момент.

Непроизвольное внимание может проявляться без видимых раздражителей и волевых усилий со стороны человека. Произвольное внимание можно проявиться только, когда у человека поставлена конкретная цель.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-885086-kak-rabotaet-vnimanie-cheloveka

Что же такое внимание человека?

Внимание — это способность сконцентрироваться на одном конкретном объекте для его познания или изучения. Внимание направлено на то, чтобы помочь индивиду максимально успешно ориентироваться в окружающем мире.

При этом оно устроено таким образом, что когда мы сознательно концентрируемся на нужном объекте, все остальные как-бы расплываются и теряют свою яркость.

Таким образом, определение внимания таково — это природой предназначенная общая опция для максимально легкого и эффективного познания чего-либо.

Также внимание является как самостоятельной единицей психических свойств человека, так и в то же время спутником других процессов мозговой деятельности. К примеру, мы вполне способны слушать с вниманием или невнимательно, с тем же успехом говорить, смотреть, выполнять любые действия.

Виды

Внимание человека бывает двух видов: произвольное и непроизвольное. Непроизвольное еще называют пассивным, а произвольное — активным.

Рассмотрим каждый из видов подробнее.

Непроизвольное внимание возникает само собой, и не зависит от воли человека. То есть, для того, чтобы оно случилось, никаких усилий человеку прикладывать не нужно. Этот вид внимания фиксирует в сознании те моменты, которые каким-то образом попадают в наше поле зрения, и то, что мы воспринимаем своими органами чувств, специально на этом не концентрируясь.

А вот произвольным видом внимания управляет сам человек — по своей собственной воле и желанию. Он может сконцентрировать внимание, например, на том материале, который ему необходимо освоить для учебы. Или сосредоточиться на доске, где преподаватель объясняет новую тему.

Важно

Произвольное внимание человека — это осознанная общая опция, а непроизвольное, соответственно — неосознанная. Эта характеристика внимания необходима для того, чтобы работать, учиться, применять свои знания и навыки в жизни.

Но следует заметить, что уже достаточно давно существуют техники, позволяющие помочь человеку освоить какой-то материал или приобрести определенные навыки через непроизвольное внимание. Например, когда в поле зрения человека на его рабочий стол кладется картинка или надпись с нужной информацией, человек непроизвольно, то есть не прикладывая к этому сознательных усилий, ее запоминает.

Некоторые психологи еще рекомендуют в этой классификации выделять и третий вид внимания — послепроизвольный. Этот вид имеет характеристики непроизвольного, но возникает после произвольного. Приведем пример: человек, приложив определенные усилия к «вхождению» в тему, затем углубляется в нее и работает уже практически на автомате, непроизвольно.

Свойства

Следует отметить, что эти свойства характерны для обоих видов человеческого внимания. Еще одно название — механизмы внимания, их на сегодняшний день известно пять:

  1. Устойчивость внимания.

    Это максимальная общая продолжительность времени, которую индивид способен посвятить одному объекту.

  2. Объем внимания.

    Эта характеристика внимания имеет врожденное свойство, дается человеку генетически, это его физиологические основы. Но при помощи тренировок в течение жизни уровень доступного объема можно существенно увеличить.

    Объем внимания можно измерить, это то максимальное количество объектов или информации, на котором человека может одновременно сконцентрироваться без ущерба и ясности познания для каждого из них.

    Средний человек способен одинаково ярко воспринимать 4-5 объекта, максимально 7-9. То, что свыше девяти — уже не воспринимается.

    Поэтому для продуктивной работы многие тайм-менеджеры рекомендуют одновременно иметь в поле своего зрения не более 7-9 стикеров с напоминалками-заданиями — большее их количество уже сделает работу неэффективной.

  3. Распределяемость.

    Это то определенное количество действий, которые может одновременно осуществлять индивид без ущерба для каждого из этих действий.

    Структура внимания среднего человека построена таким образом, что одновременно мы можем совершать один-два действия без ущерба их качеству. Иногда — три-четыре, если эти действия достаточно простые. К примеру — говорить по телефону, помешивать суп на плите, грызть семечки и поглаживать ногой кошку.

    Совет

    Это четыре одновременных действия, которые может выполнить практически любой человек. Но если эти процессы, требующие внимания, усложнить, то подобное станет невозможным, поскольку физиологические основы человека не позволяют ему выходить за рамки предусмотренных функций.

    Но, говорят, Цезарь был способен одинаково успешно выполнять 12 действий одновременно. Интересно, что это были за действия.

  4. Переключаемость.

    Это определение внимания отвечает за быстроту, с которой человек переходит от одного действия к другому.

    Если эта опция достаточно быстрая, то человек может практически моментально переключиться с выполнения рабочего задания на, скажем, прослушивание анекдота своего коллеги.

    Но как правило, среднему человеку требуется некоторое количество времени, чтобы отодвинуть мысленно предыдущее занятие и сконцентрироваться на новом.

    При этом, если одно из действий доведено до автоматизма, оно не потребует приложения усилий для переключения. К примеру, водитель со значительным стажем спокойно может вести машину — что довольно сложное занятие — и одновременно поддерживать беседу со своим пассажиром.

  5. Сосредоточенность.

    Сосредоточенность — это способность внимания максимально концентрироваться на каком-то одном объекте при одновременном отвлечении от остальных. Развитие внимания в онтогенезе «оснастило» человека такой вот полезным свойством. Некоторые ученые называют это свойство концентрацией.

Рассеянность

Следует иметь в виду, что ни одно действие не может протекать эффективно, а в некоторых случаях и безопасно, без достаточной доли внимания. Часто так бывает, что вроде бы все слышали и видели, но ничего не усвоили и не запомнили. Также при полной концентрации на чем то одном — своих мыслях, к примеру, человек может совершенно не замечать того, что делается у него перед носом.

Учеными-психологами давно изучается такое свойство внимания, как рассеянность. Вернее, это свойство считается дефектом. При наличии рассеянного внимания человек не может сконцентрироваться на чем-то одном, его постоянно «уносит» мысленно, он отвлекается.

Многие школьники, особенно в младших классах, страдают от своей рассеянности.

Большинство детей со временем, натренируют процессы своего внимания и будут способны воспринимать объяснения учителя и выполнять свои задания достаточно эффективно. Но некоторые так и не смогут преодолеть это барьер рассеянности.

Обратите внимание

Как правило, у детей, чье внимание рассеянно — низкая успеваемость и неважные перспективы, поскольку любая сколько-нибудь ответственная работа требует концентрации.

Но следует заметить, что иногда рассеянность включает механизмы внимания совсем другого типа. К примеру, многие гении-ученые славились своей рассеянностью.

Большинство из них не замечало, что на них надето, что они едят, где живут и т.д. Они могли думать только о своих исследованиях.

В этом случае люди сознательно максимально сконцентрировались на чем-то одном — а все остальное так же сознательно отпустили, чтобы не отвлекало от главного.

Зачем нам развивать внимание

Дело в том, что наличие развитого внимания в психологическом портрете человека говорит о таких его полезных качествах, как:

  • Наблюдательность. Весьма полезное определение внимания, которое может пригодиться человеку во многих сферах деятельности.
  • Способность максимально адекватно и правдиво воспринимать окружающий мир.
  • Быстрая реакция. Структура внимания в этом случае предусматривает возможность развития быстрой переключаемости.
  • Более глубокие чувства и эмоции. Это основы психо-эмоционального здоровья человека.
  • Способность к обучению. Хорошо развитое тренированное внимание может помочь человеку концентрироваться и достаточно успешно выполнять даже малоинтересную и нудную работу, что бывает очень полезно в жизни.

У некоторых людей внимание развито прекрасно, у других — слабо. Но хорошая новость в том, что внимание человека в психологии давно научились тренировать. Обычно для этого рекомендуют использовать картинки, которые встречаются во многих периодических журналах, особенно в детских. Ведь внимание представляет собой, по сути, мускул, который развивается.

(оценок нет)

Источник: https://pamyatplus.ru/harakteristika/vnimanie-cheloveka.html

Что такое внимание

Что такое внимание можно рассматривать с точки зрения психологии, а можно с точки зрения энерго-информационных взаимодействий.

Внимание в толковом словаре Ожегова определяется как  «Сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на чем-н.».

В Энциклопедическом словаре внимание – это  « сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект».

Среди учёных до сих пор не существует общего мнения по поводу того, что такое внимание. Одни считают, что не существует такого самостоятельного явления, как внимание. Они полагают, что внимание – это лишь  составляющая, часть любого психического процесса. Другие учёные считают, что внимание – это вполне самостоятельный психический процесс, имеющий свои особенности.

Здесь мы будем рассматривать человека не с точки зрения  психологии, а как энерго-информационную структуру, способную к самоорганизации.

С этой позиции внимание можно рассматривать как функцию сознания или, точнее, как инструмент сознания, способный настраиваться на восприятие определённого спектра энергий.

Выделенный вниманием спектр энергий  воспринимается сознанием и обрабатывается (изучается, исследуется, идентифицируется).

Человек способен в большей или меньшей степени управлять своим вниманием. По этому признаку можно выделить произвольное внимание и непроизвольное.

Непроизвольное внимание не контролируется сознанием человека.  И, обычно, «включается» каждый раз, когда какой-либо раздражитель выходит за пределы фонового режима в одну или другую сторону. Например:  резко похолодало или потеплело, потемнело или зажглись фонари, всё стихло или раздался громкий звук. Вы обязательно обратите на это внимание.

Произвольное – это когда человек сознательно направляет своё внимание на выбранный объект или процесс. Произвольное внимание можно развивать  и тренировать. При помощи  развитого произвольного внимания человек практически может осознавать и контролировать весь спектр своих энергоинформационных взаимодействий и контролировать все свои реакции, вплоть до инстинктивных.

В принципе развитие сознания человека напрямую связано со способность  контролировать своё внимание. Обычно, чем более высокий спектр энергий человек пытается воспринять, тем сложнее направить туда своё внимание. Требуется проявлять упорство и прилагать значительные волевые усилия.  Это касается как чакр, так и тонких тел.

Важно

Как уже отмечалось, внимание – это инструмент, который настраивается на восприятие определённого спектра энергий. Там, где внимание оттуда и получает человек энергию, туда же и передаёт свою – этот канал работает в обе стороны.

Объекты, на которые человек часто, регулярно направляет своё внимание, со временем перестают требовать постоянного контроля со стороны сознания – внимание начинает удерживаться на них автоматически, подсознательно. В таких случаях говорят о наработанных каналах или просто о наработках. Эти наработки и определяют доминирующие интересы человека  и качество его жизни.

Читайте также:  Цитаты форда: 10 правил жизни

Основные особенности и характеристики процесса внимания

 Внимание, как инструмент, обладает рядом свойств и характеристик:

–  концентрация внимания (способность удерживать внимание на одном объекте);

–  распределение внимания (способность направлять внимание на несколько объектов или на несколько видов деятельности одновременно);

–  объём внимания (определяется количеством  объектов, на которые человек способен обратить внимание одномоментно);

–  переключаемость внимания (скорость перевода внимания на другой объект или другой вид деятельности);

устойчивость внимания (определяется временем, в течение которого человек способен удерживать внимание в одном состоянии).

P.S.  Знать, что такое внимание и как его развивать, полезно  каждому человеку, который стремится достигнуть  успеха  в любом деле, и в духовном развитии, в частности.

Напишите отзыв на эту статью.

Поделитесь ссылкой с друзьями в соц. сетях – нажмите на кнопку под статьёй.

Источник: http://kirizli.ru/poniyatiya-i-kategorii/chto-takoe-vnimanie

Что такое внимание. Виды внимания

В течение жизнедеятельности на человека воздействует огромное количество различных раздражителей. Но сознание человека не способно осознать одновременно и достаточно ясно все эти объекты. Одни объекты осознаются достаточно ясно, другие слишком неясно, третьи вообще остаются вне поля внимания.

Из всей массы окружающих его предметов и явлений человек выделяет те, которые представляют для него интерес и соответствуют его потребностям и жизненным планам.

Внимание — это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него.

Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость.

Внимание не существует само по себе. Просто быть внимательным невозможно, для этого необходимо функционирование психических процессов.

Первоначальной формой внимания является ориентировочный рефлекс, который является реакцией на все новое, неизвестное, неожиданное. Внимание можно отнести к особой форме психической активности человека. Оно является необходимым условием любой деятельности.

Виды внимания.

Рассмотрим две классификации.

  1. Внимание может быть внешним (направлено на окружающее) и внутренним (сосредоточенность на собственных переживаниях, мыслях, чувствах).

Такое деление до некоторой степени условно, так как часто люди погружены в собственные мысли, обдумывая свое поведение.

  1. В основе классификации лежит уровень волевой регуляции. Выделяется внимание непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает без всякого усилия со стороны человека, при этом отсутствует какая-либо цель и специальное намерение.

Непроизвольное внимание  является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности.

Непроизвольное внимание может возникать:
1) Из-за определенных особенностей раздражителя. К числу таких особенностей относятся:

а) сила, причем не абсолютная, а относительная (в полной темноте внимание может привлечь огонек от спички); б) неожиданность; в) новизна и необычность; г) контрастность (среди европейцев человек негроидной расы скорее привлечет к себе внимание);

д) подвижность (на этом основано действие маяка, который не просто горит, а мигает);

Совет

2) Из внутренних побуждений личности. Сюда относятся настроение человека, его интересы и потребности. Произвольное внимание возникает тогда, когда сознательно ставится цель, для достижения которой прикладываются волевые усилия.

В отличие от непроизвольного внимания, главной особенностью произвольного внимания  является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным.

Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, а на том, что должен делать.

Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности, волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи.

Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду.

Важным условием поддержания произвольного внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточить внимание. Значительно ослабляет произвольное внимание эмоциональное возбуждение, вызванное посторонними причинами.

Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако оба вида внимания тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного.

Наиболее вероятно произвольное внимание  в следующих ситуациях:

1) когда человек четко осознает свои обязанности и конкретные задачи при выполнении деятельности;

Обратите внимание

2) когда деятельность выполняется в привычных условиях, например: привычка все делать по режиму заранее создает установку на произвольное внимание;

3) когда выполнение деятельности касается каких-либо косвенных интересов, например: исполнение гамм на фортепиано – дело не слишком увлекательное, но необходимое, если хочешь быть хорошим музыкантом;

4) когда при выполнении деятельности создаются благоприятные условия, однако это не означает полной тишины, так как слабые побочные раздражители (например, тихая музыка) могут даже повышать эффективность работы.

Послепроизвольное внимание является промежуточным между непроизвольным и произвольным, сочетая в себе черты этих двух видов.

Оно возникает как произвольное, однако спустя какое-то время выполняемая деятельность становится настолько интересной, что уже не требует дополнительных волевых усилий.

_____________________________
Читайте еще статьи на эту тему:
Великая сила внимания

Источник: http://psihogrammatika.ru/?p=1133

Статьи и полезные материалы

Программы разработаны таким образом, чтобы вы видели результат уже после первого занятия и применяли полученные знания в жизни.

На сколько обманули продавца?

Разное

Говорят, что эту задачу придумал Лев Толстой для своих учеников в сельской школе. Как быстро вы сможете найти правильный ответ?

Читать полностью

Обучение детей

Разное

Дорогие ребята и уважаемые родители! Мы предлагаем Вам программу тренировки качеств, без которых не может состояться ни один настоящий Разведчик.

Читать полностью

Для улучшения памяти и работы мозга

Тренировка памяти

Важно

С новым учебным годом, с новыми знаниями и успехами! Но чтобы старания вашего школьника были эффективны, помогите ему улучшить память, концентрировать свое внимание, не только запомнить, но и хранить важную информацию. Как? Об этом пойдет речь в статье.

Читать полностью

Обращение к родителям и педагогам

Разное

Уважаемые родители и педагоги, те, кому интересна деятельность “Аксонии”.

Эта информация для вас!

Читать полностью

Как выучить стихотворение?

Тренировка памяти

Задали стихотворение выучить к завтрашнему уроку, а оно ну никак не желает запоминаться?  А ты твёрдо решил в этой четверти получать только четвёрки и пятёрки. Как же быть?

А ты когда-нибудь пробовал стихотворение … нарисовать?

Читать полностью

Как написать отзыв о книге

Разное

Авторы этой статьи, Маша и Илья, в течение трех лет писали интересные и грамотные отзывы о книгах.

Когда они стали выпускниками начальной школы, мы попросили у них разрешение воспользоваться данными отзывами как образцами для подрастающего поколения.

Искренне надеемся, что мнение этих ребят послужит хорошим подспорьем для создания отзывов о книгах не только во время летнего чтения, но и всего года!

Спирина Елена Викторовна, учитель нач. классов МБОУ лицей № 11, г. Челябинск

Читать полностью

Интеллект-карты – изменение к лучшему

Тренировка памяти

Время летит незаметно, игры сменяются контрольными работами. И с каждым годом они становятся все более сложные. В такой ситуации технология интеллект-карт является увлекательной и необременительной, но при этом эффективной подготовкой к экзаменам.

Читать полностью

Школа скорочтения

Скорочтение

Многим из нас знакомы проблемы с памятью. То, как назло, не можешь вспомнить важный телефон, то забываешь дни рождения лучших друзей, то опаздываешь на жизненно важную встречу, потому что забыл о ее начале. В очередной раз, потратив полчаса на восстановление забытого пароля для странички в «Фейсбуке», решаю: надо что-то предпринять!

Читать полностью

Запомнить быстро и правильно

Тренировка памяти

Сегодня мы с вами попробуем не только слышать слова, но нюхать их, пробовать на вкус и трогать руками. Как? Всему свое время.

Читать полностью

Вредные советы для улучшения памяти

Тренировка памяти

Совет

В литературе мы часто сталкиваемся с разного рода экспериментами или советами, вывод из которых не совсем согласуется с практикой. Их можно назвать как псевдонаучными или научными, оторванными от практики. О мифах и фактах человеческой памяти и внимания мы сегодня поговорим.

Читать полностью

Как запомнить цифры?

Тренировка памяти

А как у вас получается запоминать цифры? Попробуем разобраться, как запоминать и вспоминать цифровую информацию на примере таблицы умножения? Возможно, как твои друзья, мама и папа, и даже бабушка с дедушкой, ты зубришь таблицу умножения, повторяя бессчетное число раз примеры ее столбиков. Да, занятие не очень увлекательное!

Но вместе мы можем превратить это в интересную игру!

Читать полностью

Скорочтение и развитие памяти

Скорочтение

Читаем ли мы для души или повышаем свою квалификацию – всем нам хочется освоить текст как можно быстрее. Важное условие при этом – отлично понимать и запоминать прочитанное. Оказывается, научиться такому под силу каждому.

Читать полностью

Играть, чтобы учиться

Тренировка памяти

Источник: http://izhevsk.aksonia.ru/articles/trenirovka-vnimaniya/chto-takoe-vnimanie-i-kak-ego-trenirovat/

Внимание в жизни — особый ресурс человека

Именно тогда я сделал для себя открытие: внимание, вот тайна жизни! Острое внимание вовне и внутри. Обычно мы живем в каком-то полусонном состоянии и только во время мгновенных вспышек внимания способны по-настоящему видеть и чувствовать.

«Один в океане», Слава Курилов

Здесь есть еще один игрок, который незаслуженно был оставлен в стороне — и это внимание. Если мы расширяем ситуативную задачку до масштабов событий жизни человека. Мы снова сталкиваемся с этой проблемой.

Представим отца, который забыл, в каком классе учится его сын, или парня, перепутавшего ответ на вопрос, какого цвета глаза его девушки… Во всех приведенных иллюстрациях камнем преткновения на первый взгляд кажется память: что человек просто забыл.

Возможно, это и так! Однако можно предположить, что причина кроется именно в распределении такого ресурса, как внимание! В качестве небольшой иллюстрации вы можете посмотреть это видео.

В современном мире скорость жизни существенно увеличилась, и человек пребывает в постоянной дихотомии нескончаемой информации, которая затрагивает все уровни его восприятия.

И просто в целях экономии энергии человек снижает громкость на приемнике впечатлений: сужает внимание, делает его очень избирательным или даже слишком поверхностным.

Организм стремится сфокусировать внимание на абсолютно конкретных задачах, которые кажутся ему на данном этапе максимально существенными.

Обратите внимание

Сегодня люди не столько склонны сами распределять фокус своего внимания, сколько им просто приходится, или же они привыкли следовать туда, куда ведут их внешние раздражители и детерминанты.

Так управляют нашим вниманием задачи, поступившие от руководства по работе, провокационные манипуляции со стороны СМИ и общих модных тенденций… Таким образом, вокруг человека создается среда, которая максимально снижает его желание созидательного внимания, собственного вглядывания и выискивания того, что важно, того, что затронуло и пробудило бы его естественный интерес.

Ошибки внимания и невнимания

Да, позитивное свойство избирательности внимания позволяет экономить наши ресурсы. Когда человек сосредотачивается на определенном процессе (внешнем или внутреннем), он становится устойчивым к посторонним раздражителям.

Но одновременно с этим сколько всего человек упускает в эти моменты?! Это замечательно, если человек занят чем-то ценным и важным для себя, и окружающий мир просто перестал существовать, уступая пространство такому насыщенному действию.

А что, если внимание человека просто было взято в плен, и он сам упускает нечто действительно важное?!

Есть и обратный процесс — поверхностное внимание или рассеянность, с которыми человек сталкивается вследствие неспецифического внимания, распределенного по всем происходящим одновременно процессам.

Получается, что человек в этом состоянии схватывает по кусочкам всё, одновременно всё же и упуская.

Когда большинство дел и задач отточены до автоматизма, существенную часть дня обычный человек пребывает в состоянии функционирования.

Особенности внимания у различных людей

Да, существует связь внимания с типом темперамента человека, что обнаруживается во всем: в жесте, тоне голоса, манере говорить, способе держать себя в жизни. Так, например, для экстравертов характерен более низкий уровень возбуждения в ответ на внешние стимулы, причем различие приходится на раннюю предвнимательную стадию обработки информации.

Читайте также:  Бенито муссолини - уникальные факты

Особую роль играют также пол и возраст человека. К примеру, у женщин гораздо сильнее, чем у мужчин, развита потребность видеть конечные результаты своих действий, они меньше сомневаются. Внимание женщин больше сосредотачивается на деталях, на эмоциональном содержании событий.

Мужчинам время кажется длиннее действительного на 35%, женщинам же на 111%, а особенности детской памяти заключаются в том, что ближайшие факты помнятся детьми сильнее отдаленных, а для пожилых людей все наоборот.

Однако человек не набор биометрических и гендерных характеристик, и всё по-настоящему связано только с ним самим.

Внимание и воображение

Воображение — это процесс творчества, который связан с внутренними образами, возникающими в сознании человека. Человек способен воображать тогда, когда его мысли и действия не сосредоточены на нем самом, когда он не проецирует в своей деятельности (рисовании, танце, сочинении) самого себя: свои собственные эмоции, переживания, ощущения.

Какую роль внимание играет в описанном процессе воображения? Когда приходящие образы начинают меняться и развиваться с очень большой скоростью, с большим количеством подробностей и красок.

Важно

Именно тогда, чтобы не потеряться в данном многообразии красок и событий, творцу важно уметь сосредотачивать свое внимание на важном, что требует определенного развития, тренировки, понимания его природы и сущности.

Процесс воображения лежит за пределом физического восприятия слухом, зрением или осязанием, поэтому там действуют иные законы… В повседневной жизни человек может освежать своё внимание, разбавляя рутинные дела размышлениями о мечтах и целях, рассматривая их перед своим внутренним взором.

Внимание как особая осознанность происходящего

Кстати, о жизни в целом… Внимание к жизни означает особую осознанность, пребывание здесь и сейчас в текущем моменте, в настоящем событии жизни.

Некоторые философы, психологи и восточные духовные учителя соотносят описанное состояние с состоянием пробуждения ото сна.

Словно в своей обычной жизни человек находится во сне, и только через акт осознания происходящего он через усилие способен проснуться на какое-то время.

Ведь, проживая жизнь невнимательно, рано или поздно человек задумывается о времени, оглядывается назад и заглядывает вперед… И понимает, что какие-то моменты прошли словно бы мимо него, что он был там, и в то же время не проживал те события.

Особенно болезненно осознание того, что что-то в жизни прочувствовано не до конца и безвозвратно потеряно.

Здесь снова речь идет о внимании, пусть и не до конца…Скорее уместно уже говорить об осознанности, которая и наполняет жизнь полнотой и красками текущего момента.

Однако просыпаться снова и снова может каждый. Осознавание и чувствование того, что «я сейчас живу» невозможно, пока взор человека не упадет на этот факт, пока он вниманием не направит себя в эту мысль, в это чувство. В этой точке человек перестает функционировать и начинает жить, быть здесь и сейчас.

Совет

Так поздно вечером уставший человек перебирает ногами в направлении дома, на улице светят фонари, он от чего-то щурится и кутается в шарф, множество комканных мыслей обо всем и ни о чем сразу… И тут — как вспышка света: «Ой, какая красота, снег же идет! И не холодно вовсе, какие причудливые узоры на ветках…» В такие моменты глаза распахиваются шире, дыхание становится глубже и ровнее, а человек просыпается ото сна.

Сам акт жизнетворчества, в котором человек сам является строителем собственной жизни, своего жизненного пути, подразумевает кропотливое внимание к событиям жизни и включенность в нее. Да, сложно позволить себе внимательно взглянуть на то, что происходит сейчас.

А вдруг мне это может не понравиться?! К тому же для этого требуются силы, какая-то жизненная энергия и драйв. Ведь, если ты усталый на последнем издыхании плетешься с работы, прекрасен тот факт, что твое внимание улетело к параллельной вселенной и ее событиям.

Выбор остается в каждый момент за самим человеком.

Однако при желании можно натренировать построение образов, можно вспоминать о решении быть здесь, быть сейчас, уделить внимание моменту и своей жизни. Сама мысль, само напоминание о том, что человек хочет «не упустить» момент, а прожить его, помогает очнуться от функционирования и начать внимательно проживать жизнь.

Есть множество упражнений и практик для этого, и в зависимости от вероисповедания, культурной традиции, общего мировоззрения и состояния каждый волен выбирать себе здесь помощь под стать.

Практики медитации и молитвы, танцы и занятия йогой, боевые искусства и рыбалка — вот лишь малая часть тех упражнений, которые даны человеку для тренировки особого внимания, осознанности жизни. По крайней мере, небольшой «шпаргалкой осознанности» в жизни может послужить дыхание.

Оно может помочь приостановить бег мыслей и задержаться в текущем событии. Чтобы ощутить момент, обратите внимание на свое дыхание, замедлите его и сделайте чуть глубже, полнота мира приходит с полнотой дыхания.

P.S. автор удивительных картин, сопровождающих данную статью, — украинский художник Олег Шуплюк. Интересно, как по-разному люди выделяют первостепенные образы в каждой его картине.

Источник: http://www.cablook.com/mixlook/vnimanie-v-zhizni-osobyj-resurs-cheloveka/

Внимание – Психологос

Тот, кто хочет увидеть сразу все, не увидит ничего. Если мы будем реагировать на все сигналы, приходящие к нам извне, наше поведение будет хаотичным. Внимание – система отбора информации, позволяющая нам воспринимать только значимую для нас информацию, помогающая нам реагировать лишь на то, что для нас важно или представляет для нас интерес.

Непроизвольное внимание реагирует обычно на все новое, яркое, громкое и движущееся. Произвольное и послепроизвольное – на то, что мы мы выбираем сами.

Чтобы начать читать книгу, вначале нужно направить на нее свое внимание.

Внимание – сконцентрированная энергия сознания, направленная на тот или иной объект. Внимание можно уподобить лучу или потоку света: то, на что направлено внимание, становится для нас более ясным, освещенным светом сознания.

Наиболее известно определение, которое дал вниманию Уильям Джемс: «Каждый знает, что такое внимание. Это когда разум охватывает в ясной и отчетливой форме нечто из того, в чем видится одновременно несколько возможных объектов или ходов мысли.

Сосредоточение, концентрация сознания — вот его суть.

Оно означает отвлечение от одних вещей ради того, чтобы эффективно работать с другими, и является условием, располагающим реальной противоположностью в том спутанном, сумеречном и распылённом сознании, которое по-французски называют distraction, а по-немецки — Zerstreutheit» (James, 1890).

Обратите внимание

Если внимание направлено к собственному мышлению или внутренним чувствам, его называют внутренним вниманием. Внешнее внимание направлено на объекты внешнего мира и на себя, если мы себя рассматириваем как внешний объект.

Внимание является не самостоятельным психическим процессом, а качественной характеристикой восприятия, памяти, мышления, обеспечивающей избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов.

Поскольку под внимание понимается лишь направленность, то оно, не может рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса.

Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, и, причем той их стороной, в которой они выступают, как деятельность, направленная на объект; постольку же — не имеет своего особого содержания.

При этом выражается специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа — содержание внимания определяется в зависимости от того, стороной какого психического процесса оно выступает: если восприятия, то как образ предмета, или явления действительности; если мышления, то как мысль, если припоминания или воображения, то как представление и т. д.

Однако внимание – не только свет, но и энергия, дающая возможность человеку лучше управлять тем, на что он в себе эту энергию направил.

Направляя внимание на свои руки, можно почувствовать их расслабленность и тяжесть. Внимание к расслабленности и тяжести в руках – та энергия, которая помогает сменить напряжение на расслабление. Внимательно следя на своими движениями, мы делаем их более точными. Внимательно подбирая слова, мы выбираем из них лучшие.

Цветок для любимой – знак внимания к ней.

Другая частая метафора в отношении внимания – это нить, которая нас привязывает к чему-либо.

Тот человек, к которому все время притягивается наше внимание, вначале человек для нас интересный, после – значимый, а в конце концов становится любимым.

Важно

Почему? Потому что за живым вниманием обычно следуют пусть маленькие, но действия, вниманием по жизни называют не только внутренний психический процесс, но и мелкую житейскую заботливость, выражающую теплое отношение к кому-то или чему-то.

Подал руку, выслушал до конца, открыл дверь и пропустил вперед – все это бытовые проявления внимания.

То, чему мы уделяем внимание, становится для нас важным, делается нашим вниманием жизненно ценным. Если мы начинаем уделять внимание какому-либо человеку, этот человек становится для нас все более и более значимым.

Многие люди удивительным образом убеждены, что вниманием управлять нельзя, и то, на что оказалось направлено их внимание – это единственно возможная реальность. “А что еще здесь можно увидеть?” Они уверены, что среда (внутренняя или внешняя) заставляет их сосредотачиваться на тех или иных предметах именно так, как это у них получается.

Они отрицают собственное участие в выборе того, на что переключать внима­ние, какие вычленить стимулы из всего их калейдоскопа, и ут­верждают, что это стимулы вынуждают их смотреть и фокуси­роваться определенным образом. Это не совсем так.

Если вниманием не управлять, оно будет управлять нами, но если мы будем тренироваться в управлении собственного внимания, мы сможем очень многое..

Управление вниманием окружающих

Женщины более, чем мужчины, склонны привлекать к себе внимание. Жестовые признаки этого – руки в формате «Советский цирк». Смотри Руки приветствия и Привлекательность

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/vnimanie

Виды внимания в психологии. Функции и виды внимания :

Человек – сложно устроенное существо. 3 составляющих определяют индивидуума: дух, разум и тело. Каждая его ипостась выполняет свои функции. Психика, являясь отражением реальности, помогает приспособиться к окружающей обстановке, как-то изменить ее или поменяться самому.

Психика человека осуществляет несколько жизненно важных процессов, которые помогают в деятельности. Внимание в жизни человека сложно переоценить. Оно помогает нам учиться, мыслить, отбирать нужную информацию и так далее.

Что именно делает для нас внимание, чем оно характеризуется, и как его развивать? На все вопросы мы постараемся дать ответы.

Психический процесс – внимание

Многие слышали и часто употребляют в речи такое словосочетание, как внимание человека. Психология определяет это понятие как процесс направленной и сосредоточенной фиксации сознания на конкретных объектах, вследствие чего они представляются четко и ясно.

Внимание отвечает за несколько важных действий в нашем сознании, с помощью них мы можем воспринимать информацию, выбирать из большого ее количества именно то, что нам необходимо. Основными функциями этого психического процесса являются:

  • Стимулирование к работе необходимых и замедление ненужных процессов психики в данный момент времени. Например, нам нужно запомнить несколько предложений дословно. В этот промежуток времени неактуален анализ этого текста, поэтому сразу же подключаются такие процессы, как память, воля, речь, а на второй план отходят мышление (конкретно – анализ), ощущение. Конечно, все процессы психики взаимосвязаны, поэтому существуют доминирующие и второстепенные процессы.
  • Обеспечивает отсеивание информации, воспринимаемой нами, в соответствии с нашими потребностями в конкретный промежуток времени. Например, мы читаем газету и хотим там увидеть рецепт приготовления новогоднего салата. Читаем-то мы все, но особое внимание и запоминание направлено именно на этот салат.
  • Обеспечение избирательности и концентрации на конкретном объекте или действии длительное время. В этой функции мы уже немного затронули виды внимания в психологии, поэтому объясним их подробнее.

Какие виды этого психического процесса бывают?

Поскольку внимание многогранно, из-за того что в его действии имеет место и работа других психических процессов, то и его разновидности классифицированы с нескольких сторон. Итак, виды внимания в психологии разделяют в зависимости от ведущего анализатора, деятельности, в которой участвует этот процесс, направленности на конкретный объект и так далее.

По виду деятельности, в которой принимает участие этот психический процесс, он бывает:

  • сенсорно-перцептивным (получение информации с помощью органов чувств, например, когда человек слушает музыку или следит за движением какого-либо предмета);
  • интеллектуальным (мы внимательны к какой-либо решаемой задаче, этот процесс начинает свое действие при мыслительных операциях);
  • двигательным (такой вид внимания активно проявляется себя при сложных движениях, например, у спортсменов или каскадеров).
Читайте также:  Забавные факты о кошках

В некоторых случаях эти виды объединяются в один процесс. Это происходит при сложных хирургических операциях, у инженеров, работающих с аппаратурой, и так далее.

Виды внимания в психологии также различаются по анализатору: обонятельное, слуховое, вкусовое, кинестетическое, зрительное и другие.

Внимание может отличаться по направленности:

  • внутреннее – человек сосредотачивается на ощущениях, которые его беспокоят внутри тела, очень часто бывает при остром проявлении какого-либо заболевания или нестабильном душевном состоянии;
  • внешнее – процесс направлен на внешнее окружение, мир;
  • пограничное – это не внутренние ощущения, а те, которые идут с поверхности кожи и слизистых оболочек.

Психический процесс разделяют еще по степени волевого контроля. Эти виды внимания в психологии анализируются чаще всего, особенно у детей. Волевая сфера – очень сложная, требует постоянного развития не только в раннем возрасте, но и у взрослых людей. По силе воли в жизни оценивается сила самой личности, поэтому механизмы ее развития и действия имеют большое значение и для проявления внимания.

  1. Непроизвольное внимание наблюдается у детей младшего возраста почти всегда, пока они не умеют проявлять волю. Этот вид бывает и у всех взрослых, когда мы видим что-то интересное, яркое или слышим внезапный звук. Для сосредоточения не прилагаются в этом случае никакие усилия. Проверкой может быть внезапный хлопок руками в кругу знакомых – даже те, кто не участвует в разговоре, посмотрят, что там происходит. Иногда для каждого человека бывает свой объект непроизвольного внимания. Это зависит от его потребностей в конкретный промежуток времени.
  2. Произвольным считается внимание, которое контролируется волей. Для достижения поставленной цели, даже если нам что-то неинтересно, мы заостряем внимание на конкретном действии или объекте. Процесс удержания этого вида психического процесса на объекте может быть усилен с помощью действий, направленных на этот объект, и удаления каких-либо отвлекающих раздражителей. Развитие внимания произвольного начинается в возрасте 3-4 лет, когда ребенок уже способен по необходимости удерживать его на объекте или выполнять определенные действия, которые ему неинтересны. Яркий пример – выучить стишок в детском саду или собрать игрушки.
  3. Послепроизвольное, другими словами – переходящее, сначала требует определенных усилий, затем переходит во внимание непреднамеренное (непроизвольное). Это бывает при подготовке к экзаменам – сначала трудно себя заставить, потом информация нас заинтересовывает, и мы окунаемся в нее с головой.

Что такое свойства внимания в психологии?

Они помогают нам понять, какие психические операции мы выполняем. Также с их помощью мы можем охватывать вниманием несколько объектов, менять фокус, в зависимости от обстоятельств. Свойства внимания делятся на две подгруппы на основании того, какое количество объектов или действий мы хотим охватить: направленные на один объект и множество.

Направленные на один объект:

  • Концентрация – с этим свойством мы часто встречаемся в повседневной жизни. Часто бывает так, что человек играет или читает, и его не дозовешься. В этом случае у него хорошо развита концентрация внимания. Это очень хорошее свойство для тех, кто работает умственно среди шума. Дети, которые не могут вникнуть в материал на уроках, имеют низкий уровень концентрации.
  • Устойчивость – отличается от первого свойства своей продолжительностью, активным включением. Почему часто для младшеклассников делают маленькое количество уроков в день? Потому что они не в состоянии долго активно воспринимать информацию.
  • Избирательность – проявляется при сосредоточении внимания на одном или нескольких объектах. Свойства внимания характеризуются тем, что очень тесно пересекаются друг с другом. Это свойство похоже на концентрацию, то есть проявляется как выборочная концентрация среди каких-либо раздражителей, чаще всего шума. Избирательность больше нужна при умственной работе.

Следующая группа включает в себя свойства внимания в психологии, которые направлены на некоторое количество объектов.

  • Распределение – человек выполняет несколько дел одновременно (с полной осознанностью). Ярким примером такого свойства является поведение Юлия Цезаря, который мог выполнять много действий одновременно. Но такие люди встречаются нечасто, ведь невозможно сознательно и сосредоточенно делать 4-7 действий. Чаще всего многие достигают такого результата при выполнении двух действий, когда одно из них сведено до автоматизма. Если кто-то считает, что может поступать, как Юлий Цезарь, он путает распределение со следующим свойством, описанным ниже.
  • Переключаемость – это такая характеристика внимания, его свойство, при котором сознательно человек перемещает внимание с одного на другой объект. Это может происходить быстро, и создается впечатление, что несколько действий выполняется сразу. Свойство нам крайне необходимо в повседневной жизни, так как помогает ориентироваться и приспосабливаться к постоянно меняющейся ситуации. Переключаемость легко поддается тренировке.
  • Объем – количество информации, о которой мы можем четко и ясно думать одновременно. Наш мозг не может анализировать всю поступающую информацию извне, поэтому задача внимания – ее дробить. Это происходит с помощью объема, который от рождения практически не меняется при обучении. Практически у всех людей объем внимания равен 5 плюс-минус 2.

Взаимосвязь памяти и внимания

Память и внимание в психологической науке считаются двумя тесно связанными процессами. Сначала мы адаптируемся к изменяющейся ситуации, выделяя необходимые нам объекты, затем их запоминаем. Здесь уже подключаются виды и свойства памяти.

Кроме этого, они похожи по качеству получения информации. И память, и внимание зависят от того, получили ли они чувственный опыт при концентрации на объекте и его запоминании. Такой механизм восприятия связан с нашим отношением к информации, а также эмоциональным настроем в данный момент.

Совет

Поистине очень интересно устроена наша психика. Мы можем идти по улице, зная, где перешагнуть ямку на дороге, и совсем не отдавать себе в этом отчет. Мы часто делаем многие вещи автоматически, думая совсем о другом.

Как так получается? В этом состоит основная характеристика внимания и видов памяти: распределяя информацию извне, подключая процессы запоминания, переключения и концентрации, мы без ошибки найдем дорогу домой, сконцентрировавшись на проблемах учебы или работы.

Эмоции и внимание, или Какая польза от впечатлений?

Принимая полезную информацию, мы хотим, чтобы она хорошо запомнилась. Но не всегда это возможно – мы могли в этот момент отвлечься, переключиться на что-то другое и так далее. Поэтому на помощь здесь приходят наши впечатления.

Интерес к впечатляющему объекту делает нас внимательными, а также возникшие эмоции помогают развиваться долгосрочной памяти.

Сосредотачивая внимание на том, какие эмоции у нас возникали и впечатления остались после определенной информации, мы с легкостью сможем вспомнить ее суть.

Особенности внимания детей

Ребенок рождается как чистый лист – беспомощный, нежный и трепетный. С самого начала у него, при нормальном течении беременности и родов, присутствуют все психические процессы, которые развиваются в течение всей жизни.

Что касается внимания, то этот процесс психики также присущ ребенку – он фокусирует свой взгляд на маме, изучает ручки, ножки, занимается с игрушками, любит рисовать и смотреть мультики. Вся его деятельность не обходится без внимания.

При этом есть маленький, но очень важный нюанс – малыши не могут специально заострять на чем-то внимание. В раннем детстве действующий вид внимания – непроизвольный. С его помощью ребенок активно познает и приспосабливается к окружающей среде, как определяет наука психология.

Виды и свойства внимания в этом возрасте направлены на познание и восприятие новой информации обо всем, что окружает малыша.

Только к 3-5 годам начинает формироваться произвольное внимание, с помощью которого ребенок может выполнять уже некоторые поручения, задания, но ему еще очень сложно сосредоточиться на объекте продолжительное время. В этот период на первый план выходит непроизвольное внимание.

В школьном возрасте, когда происходит становление целостной личности, постепенно набирает обороты развитие произвольного и послепроизвольного внимания. Очень существенную роль в развитии этого психического процесса, его видов и свойств играет учитель.

Обратите внимание

Именно учителя помогают ученику организовать свое внимание, тем самым развивая такие свойства, как концентрация, распределение, избирательность, переключаемость. В период средней школы ребенок уже определяется с тем направлением, какое ему интересно, в котором он хотел бы развиваться.

Если нет никаких проблем со здоровьем (например, гиперактивность, которая напрямую зависит от свойств внимания), после школы у него нет проблем с усвоением информации и сосредоточением на ней.

Каким изменениям подвергается внимание в юношеском и зрелом возрасте?

В юношеском возрасте основной вид деятельности – учебно-профессиональный. Именно в данной деятельности продолжает свое развитие обсуждаемый психический процесс.

В механизм, который определяется как развитие внимания, в этом возрасте входят такие структуры личности, как направленность, способности, мотивация, формирование мировоззрения и другие.

Юноши и девушки обращают свое внимание на то, что прежде всего им интересно, а потом уже заставляют себя воспринимать информацию, проявляя интерес к ней впоследствии. Таким образом, в юношеском возрасте у человека функционируют все виды внимания и его свойства, продолжая развиваться.

Развитие внимания (психология определяет детство и юность как пиковые для рассматриваемого психического процесса) в зрелом возрасте происходит благодаря сформированным ранее ценностным ориентациям уже взрослого человека.

Желание не оставаться на достигнутом уровне, постоянный поиск новой информации, стремление познавать больше нового, практиковать, совершенствоваться – вот основные внутренние движущие силы, мотивы, помогающие человеку развивать не только внимание, но и другие когнитивные процессы.

В этом возрасте все-таки могут быть и определенные ограничения, которые мешают процессу развития, например, низкий уровень образованности, стрессы, деструктивные личностные качества и привычки.

Психический процесс у пожилых людей

Сам возраст наталкивает нас на мысль о том, что теоретически могут возникнуть проблемы внимания. Снижение памяти и функциональности внимания действительно имеет место среди людей пожилого возраста.

В период после 60-65 лет происходят структурные изменения в головном мозге, которые сопровождаются нейрофизиологическими и нейрохимическими процессами старения. Также снижаются компенсаторные функции мозга из-за изменения пластичности нейронов.

Важно

Вследствие этого пожилой человек не может приспосабливаться к изменениям окружающей среды, а это значит, что поражается одна из основных функций внимания. Кроме того, людей в пожилом возрасте начинают атаковать различные сосудистые и дегенеративные заболевания.

Поддержать организм можно, если следить за питанием, выполнять несложные задачки, вести здоровый образ жизни.

Диагностика внимания

Чтобы изучить особенности внимания человека, психологи используют тестовые материалы. Их множество, но каждый тест направлен на конкретный вид и свойство внимания.

Есть универсальные методики, которые позволяют узнать уровень развития внимания в общем. Чаще всего такие тесты используются для диагностики у детей, подростков и молодежи.

В зрелом возрасте применяют узконаправленные вопросники с профессиональным уклоном.

Основными методиками для изучения внимания являются: методика Мюнстерберга, таблицы Шульте, методика “10 слов” и некоторые другие, в зависимости от цели исследования. Эти задачи определяет наука психология.

Тема “Внимание” в последнее время поднимается очень часто, так как проблемы, связанные с этим психическим процессом, атакуют детей дошкольного и школьного возраста, даже взрослые страдают от нехватки концентрации, распределения и переключения.

Как развивать этот процесс психики?

Развитием внимания занимаются не только психологи, но и медики, логопеды, дефектологи, педагоги. Так как от этого процесса психики зависит многое в нашей жизни, существуют целые программы по исследованию и развитию отдельных видов и свойств.

В психологической практике повышение уровня функционирования внимания осуществляется двумя способами: индивидуальные коррекционные занятия и групповые, иногда элементы коррекции этого процесса мы можем наблюдать в тренингах развития личности.

Для этого специалистом подбираются специальные упражнения, в зависимости от того, с какой возрастной группой он будет работать.

Совет

Развивать внимание можно и самостоятельно, подыскав некоторые упражнения-картинки, на которых нужно что-то найти или отследить либо выполнить определенные действия.

Источник: https://www.syl.ru/article/167233/new_vidyi-vnimaniya-v-psihologii-funktsii-i-vidyi-vnimaniya

Ссылка на основную публикацию