3 самые популярные педагогические методики

10 наиболее эффективных методик воспитания детей

Дети обладают огромным интеллектуальным и эмоциональным потенциалом.

Многие психологи считают – если целенаправленно заниматься с ребенком, он станет лучше усваивать информацию в детском саду и школе.

Для этой цели известными педагогами были разработаны эффективные методики воспитания, которые с успехом применяются по всему миру. Какую же из них выбрать? Прочитайте нашу статью и сделайте выбор.

Глен Доман – воспитываем с пеленок

Американский педиатр создал уникальную методику формирования умственных способностей у детей раннего возраста. Он считал, что самое благодарное время для обучения – до семи лет, пока происходит активное развитие мозга. В основе метода лежит уверенность в поистине безграничных возможностях ребенка усваивать информацию, получаемую из картинок со словами и изображениями.

Доман также придавал огромное значение и физическому развитию грудничков, связывая его с интеллектом. Автор крайне негативно относился к пеленанию и всему тому, что сковывает движения и препятствует двигательной активности малышей. Систематические упражнения по системе Домана стимулируют раннее речевое развитие, скорочтение и детскую любознательность, расширяют словарный запас.

(Подробно о методике Глена Домана)

Вальдорфская школа – подражаем взрослому

Главное в этом методе – не строгая «зубрежка» и принуждение, а подражание взрослым через сюжетно-ролевые игры. Вальдорфские педагоги крайне отрицательно относятся к раннему интеллектуальному развитию. Например, обучение чтению и письму начинается только с 12 лет.

Огромное внимание уделяется раскрытию индивидуальности детей через народную культуру и творческую деятельность. Ребенка вводят в волшебный мир сказок (влияние сказок на развитие ребенка), музыки, танцев и мифов. Основные занятия – пение, театрализованные представления, рисование, работа с натуральными природными материалами.

А вот отношение к достижениям цивилизации – телевизору и компьютеру – неоднозначное. Они считаются источниками ненужной для малышей информацией.

Мария Монтессори – всестороннее воспитание

Одна из самых распространенных методик, которую успешно используют родители вот уже несколько десятилетий. Главная идея монтессори-школы – детей нужно учить письму раньше, чем другим навыкам: счету, чтению. Центральное место в этой педагогический концепции занимает Его Величество ребенок.

В специально организованной среде, состоящей из нескольких зон (математическая, сенсорная, творческая, речевая и т. д.), малыши совершенствуют умения, которые соответствуют их возрасту, приобретают знания на собственном опыте.

Взрослый же наблюдает за игровым процессом, предлагает детям необходимые материалы и игрушки (но не навязывает), благодаря которым они могут всесторонне развиваться.

Обратите внимание

Кстати, данная методика направлена не только на познавательное развитие, но и на формирование трудовых навыков и уважительного отношения к другим людям. Подробно Методика Марии Монтессори: достоинства и недостатки

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Нужно ли учить ребенка писать до школы?

Леонид Береславский – воспитываем каждую минуту

Доктор философии, изобретатель Леонид Береславский считает, детям необходимо развиваться ежеминутно, а взрослые обязаны предоставить им такую возможность. Автор рекомендует заниматься с ребенком по своей методике с полутора лет, чтобы не пропустить ни один важный сенситивный период, предназначенный для овладения определенным навыком.

Так, в полтора годика приоритет отдается развитию мелкой моторики, внимания, изучению видов животных. С трехлетнего возраста добавляются задачи на логику, геометрические фигуры и пространственные представления. А к моменту поступления в школу необходимо тренировать память и логическое мышление, постепенно упорядочивая ранее приобретенные знания.

Еще одна изюминка – раннее обучение шахматам, знакомство с которыми начинается в 3,5 года.

Сесиль Лупан – учимся понимать малыша

Автор методики – не ученый и даже не педагог, а, в первую очередь, любящая мама двух дочек, пожелавшая дать им необходимые навыки для познания мира.

Испытав систему Глена Домана на своих малышках, Сесиль решила переработать ее, справедливо полагая, что нужно учитывать интересы малыша и проводить развивающие упражнения по волнующим его темам.

Если кроха гремит кастрюлями, предоставьте ему возможность поиграть на барабанах. Если малыш тянется к вязаному шарфу, дайте ему тканевые образцы для тактильных экспериментов.

В этой программе большое количество игр на совершенствование восприятия, а также множество разделов, посвященных музыке, истории, географии, иностранному языку, чтению и т. д. Есть даже специальные упражнения по плаванию (польза плавания с самого рождения) и верховой езде!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Жан Ледлофф – естественное воспитание

Врач-психотерапевт Жан Ледлофф провела несколько лет с индейцами племени екуана и прониклась их воспитательскими традициями. Эти люди были по-настоящему счастливы, не испытывали негативных эмоций, а их дети плакали очень редко.

Вернувшись на родину, Жан отбросила западные представления о воспитании и написала необычную и неоднозначную книгу о естественном развитии «Как вырастить ребенка счастливым».

Смысл данного метода в том, чтобы в первые месяцы быть с малышом постоянно, а в дальнейшем – не мешать формированию самостоятельной личности: не контролировать, не опускаться до его уровня, а быть для него образцом поведения.

Николай Зайцев – читать раньше, чем говорить

Знаменитый педагог, автор множества научных разработок создал собственный популярный ныне метод обучения чтению, применяющийся с раннего возраста. Дети поют, веселятся, обучаются строить слова-башенки и паровозики. Судя по отзывам родителей, пользующихся этой методикой, 4-летние малыши начинают читать уже через несколько уроков.

В основе методики – специальные кубики, на которых нарисованы не буквы, а слоги. Из них дети и складывают слова. Кубики отличаются друг от друга по размеру, цвету, весу и звучанию (наполнитель издает звонкие или глухие звуки).

Играя с подобными блоками, ребенок освоит речевые навыки, получит начальные представления о русском языке и значительно опередит сверстников в развитии.

Никитины – здоровые и умные дети

В основе метода классиков отечественной педагогики Бориса и Елены Никитиных лежат их наблюдения за собственными детьми. Чтобы пробудить в малыше тягу к знаниям, необходимо подготовить развивающую среду – повесить различные таблицы, буквы, географические карты.

Для физического воспитания нужны тренажеры, спортивные снаряды и оздоравливающие упражнения (вплоть до купания в ледяной воде и обтирания снегом). Педагогами разработаны интересные развивающие пособия – кубики, головоломки, главной особенностью которых является многофункциональность и возможность достижения цели различными способами.

Эта обучающая система, разработанная несколько десятилетий назад, до сих пор актуальна, несмотря на противоречивые отклики и неоднозначные мнения.

Шалва Амонашвили – гуманная педагогика

Доктор психологических наук, профессор Амонашвили разработал собственную педагогическую концепцию на основе гуманного подхода к дошкольникам и школьникам. Главный принцип метода – взрослый должен сотрудничать с ребенком на равных, видеть в нем личность. Эта методика находит все больше и больше сторонников, так как является по-настоящему особенной.

Автор предлагает не готовый перечень упражнений для формирования отдельной способности или навыка, а список правил, которыми нужно руководствоваться учителям и родителям. По мнению знаменитого психолога, ребенок добьется лучших результатов, если его не принуждать и не контролировать. Не бывает плохих детей, есть взрослые, которые не умеют общаться с ними.

Доктор Сузуки – воспитание музыкой

Шиничи Сузуки верил, что все дети талантливы и умны от природы, а значит, каждого ребенка с ранних лет можно научить свободно обращаться с музыкальными инструментами.

Если с детства окружить малыша прекрасной классической музыкой, он научится любить искусство, получит всестороннее и полноценное образование.

Однако цель данной методики – не воспитать великого скрипача или пианиста, а вырастить хорошего, открытого человека. (Читаем: влияние музыки на развитие детей)

Каждый малыш индивидуален, поэтому так сложно оставаться в рамках какой-то одной развивающей методики. Лучший выход – брать из них то, что кажется важным в развитии своих детей. В этом случае вы становитесь педагогом-новатором, который имеет собственную эффективную методику воспитания своего ребенка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

  • Методики раннего развития ребенка
  • Какие вы родители: 9 ошибок воспитания

Ирина Синицына, психолог, логопед, автор собственной методики воспитания детей:

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/10-naibolee-effektivnyih-metodik-vospitaniya-detey.html

Лучшие авторские методики воспитания детей

Одна из самых известных методик зарубежных авторов, ее создала Мария Монтессори, врач, педагог, психолог.

Девиз методики – «Помоги мне сделать самому», то есть воспитание ребенка таким образом, чтобы он мог и умел выполнять поставленные задачи самостоятельно, а задача родителей – поддержать и направить его.

Важно

Каждый ребенок – индивидуальность, поэтому его не нужно сравнивать с другими детьми или общепринятыми нормами. Система Монтессори предполагает отсутствие принуждения, критики или вмешательства посторонних взрослых.

Ребенок должен сам захотеть подражать взрослым и выполнять требуемые действия, так что педагог руководствуется именно потребностями ребенка, а не пожеланиями родителей. Какой маме не хочется, что ее ребенок чуть ли не в год начал читать? Но ведь нужно учитывать и возможности самого ребенка.

Группы в школах по методике Монтессори могут состоять из детей разных возрастов, при этом взрослые помогают пройти каждому малышу свой путь становления и развития.

Без скандалов, критики, грубого вмешательства и изучения предметов, не соответствующих возрасту, ребенок расцветает.

Весь игровой материал и пособия доступны детям, малышей приучают к самостоятельности через освоение первоначального опыта, это дисциплинирует и помогает в дальнейшей жизни. Разностороннее раннее развитие ребенка по методике Монтессори придется по душе многим мамам.

2. Методика Макаренко

Антон Семенович Макаренко – педагог-гуманист, который воспитывал «трудных детей» в коллективе. Макаренко был сторонником раннего развития, он говорил, что главное не упустить ребенка, ведь заниматься перевоспитанием куда сложнее.

Решающий фактор в воспитании – пример родителей, ведь для ребенка важны не только поучительные беседы, но и то, как ведут себя взрослые.

Трудовое воспитание Макаренко базируется на том, что у ребенка должно быть любимое дело, с помощью которого он будет познавать мир, одновременно малышу прививается умение работать в коллективе – он не будет замкнутым одиночкой.

В то же время плодами своего труда дети могут распоряжаться самостоятельно, родители могут поощрять его, хвалить за достижения, а вот неудачи, наоборот, закаляют характер, поэтому трястись над ребенком, который набил первую шишку на лбу, не нужно.

Обязательно соблюдение режима – в этом отношении авторитет родителей должен быть непоколебимым. Когда ребенку исполняется 2-3 года, родители должны уметь твердо ответить «нет» и настоять на своем, чем-то методика напоминает французскую систему воспитания.

Раннее развитие начинается в группе: дети учатся сотрудничать и познавать мир вместе.

3. Методика Зайцева

Николай Зайцев – известный педагог-новатор, предложивший особую систему развития, согласно которой малышей учат говорить и читать с раннего возраста. Для этого созданы учебные пособия, но не с буквами, а со слогами и даже готовыми словами.

Некоторые кубики издают звуки, которые ребенок может повторять, а если их потрясти – даже шум будет отличаться: так ребенок впервые узнает о глухих и звонких звуках.

Читайте также:  Как избавиться от икоты

Малыш одновременно может подражать взрослым, осваивая навыки речи, и запоминать написание, играя в кубики.

Совет

Обучение проводится в игровом режиме: дети поют, танцуют, прыгают, играют, но в процессе познают окружающий мир.

Для уроков математики Зайцевым были разработаны специальные таблицы, музыкальные инструменты, даже паззлы и картинки могут служить учебными пособиями.

Начинается обучение как можно раньше, годовалые дети одновременно осваивают разговор и чтение, но оптимальный возраст все же после 3 лет.

4. Методика Амонашвили

Шалва Александрович Амонашвили – известный педагог, создавший собственную методику. Он утверждает, что воспитание может быть традиционным – по традициям семьи, стихийным – как получится, идейное и системное. Именно системное развитие является наиболее гармоничным.

Прежде всего, определите для себя, кем вы видите своего ребенка, каким хотите его воспитать, какой подход для вас наиболее приемлем, соответствует ли ваш личный пример тем догмам, которые вы хотите внушить чаду.

Зачастую именно в семье закладываются основы развития личности: задача родителей – научить малыша всему личным примером, всячески помогать ему в покорении новых вершин, радоваться вместе с ним, в то время как обычные детсады и школы попросту уравнивают учеников «под одну гребенку».

Интересно, но в 70-х годах Амонашвили верили немногие, ему дали самую отстающую школу в Москве, где училось немало «двоечников». Всего за два года школа стала образцовой, «недоразвитые и отстающие» исчезли.

Шалва Александрович ответил, что детей нужно любить, заниматься с ними, открывать их таланты – тогда они расцветут.

Откажитесь от критики и строгого оценивания, дайте своему ребенку поддержку и любовь, он должен чувствовать себя достойным и верить в себя – тогда у него все получится.

5. Методика Жан Ледлофф

Современная, но достаточно противоречивая методика, ее автором стала женщина-француженка, которая три года прожила в племени екуана. Она настаивает, что ребенок вырастет счастливым только если он постоянно находится рядом с родителем.

До года родители практически неразлучны с ребенком, постоянно носят его с собой, повзрослевшие дети ухаживают за младшими. Индейцы с малолетства приучают своих потомков к труду, внушают им уважение к природе.

Индейские мамы спокойные, они занимаются своими делами, но всегда готовы прийти на помощь ребенку, поддержать и помочь ему.

Обратите внимание

Если мама дарит заботу, папа учит ребенка быть независимым, обучает новым искусствам и труду. Одобрение папы заработать куда сложнее, дети это понимают, поэтому стараются еще больше.

Старшим детям доверяют, от возложенной на ребенка ответственности зависит и уверенность ребенка в себе. Если старшему дают понянчить сестренку, ему говорят, что он обязательно справится – так он себя и чувствует.

По методике Жан Ледлофф, именно гармония взаимоотношений с родителями и природой – это первый шаг к полноценному развитию ребенка.

6. Вальдорфская методика

Считается одной из самых гуманных, поэтому ее любят многие педагоги. Главная задача этой методики – развивать способности ребенка в соответствии с его потребностями и личностными особенностями. В мире более 1000 школ, работающих по этой методике, частично ее используют и в домашнем обучении.

Автором педагогики стал Рудольф Штафнер, философ и ученый, он объяснил, что не нужно торопить малыша и посягать на его личное время и пространство – детские таланты развиваются по-разному, взрослые могут разве что помочь, но не навязывать свои взгляды.

Педагоги, которые являются приверженцами вальдорфской системы, знают, что каждый ребенок – личность, а значит, к его потребностям и желаниям нужно относиться с уважением.

Одновременно ведется развитие активного мышления, детям предлагаются творческие задания, занятия танцами и музыкой, а уж потом традиционными дисциплинами. Логическое мышление развивают после 10 лет, до этого малыши познают все на своем опыте.

Интересно, но в детских садах и младших школах вместо игрушек используются специальные «заготовки», из которых ребенок сам может сделать себе куклу или машинку. Система оценивания сначала тоже отсутствует, словесная похвала – лучшая мотивация.

Дети, которые обучаются в вальдорфских школах, творческие, эмоциональные, легко приспосабливаются к любой среде и не боятся выразить мысли и чувства. 

Источник: https://nashideti.temaretik.com/980325285111007478/luchshie-avtorskie-metodiki-vospitaniya-detej/

5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы

Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок.

Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение.

Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития.

При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет.

Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Плюсы методики:

Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.

Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Минусы методики:

Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.

Важно

Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.

На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.

Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым.

В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков.

Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой.

Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.
Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста.

Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Плюсы методики:

Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.

На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Минусы методики:

В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.

Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества.

По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения.

Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

Плюсы методики:

Дети запоминают большое количество информации.

Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.

Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

Минусы методики:

При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.

Совет

Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей.

В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей.

Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.

Плюсы методики:

Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.

Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.

Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Минусы методики:

Обратите внимание

Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.

Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.

Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности.

Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет.

Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Читайте также:  Эвристика и ее методы

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Плюсы методики

Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.

Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.

Система помогает очень рационально организовать время.

Минусы методики:

Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.

Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.

Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

Важно

Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям.

Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный.

Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей.

А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Источник: https://chips-journal.ru/reviews/populyarnie-metodiki-rannego-razvitiya-detei

Обучение и воспитание детей – методики развития детей дошкольного возраста

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок рос умным, талантливым и сообразительным.

Родные часто задаются вопросом, как сделать процесс познания окружающего мира наиболее увлекательным для малыша.

На помощь приходят разнообразные методики развития детей дошкольного возраста. Чтобы выбрать для своего ребенка подходящие системы обучения и воспитания, нужно выяснить их особенности, а также узнать достоинства и недостатки.

Самые популярные методики развития детей дошкольного возраста

Для реализации любой из систем требуется серьезная подготовка. Нужно не только обладать знаниями, но и обеспечить соответствующую развивающую среду: предметы и игровой материал.

Методика Марии Монтессори

Автором является итальянский педагог 19 века Мария Монтессори. Согласно данной системе, ребенка нельзя заставлять заниматься, его нужно заинтересовать.

Малыш погружается в ситуацию естественного развития и обучения.

Ему предоставляется полная свобода выбора. Ребенок сам определяет, чем, каким образом и как долго ему заниматься.

Окружающая среда должна включать все, что необходимо для полноценного развития: игрушки, предметы, музыку, общение.

Методика предусматривает целую систему упражнений, а также наличие разнообразных материалов:

  • дощечек;
  • фигур;
  • рамок;
  • вкладышей и других пособий.

Взрослый выступает лишь посредником между ребенком и предметом исследования. То, что малыш в состоянии сделать сам, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает самостоятельность и уверенность в собственных силах.

К сожалению, в методике отсутствуют сказки и ролевые игры, так любимые детьми. Систему довольно сложно применять по отношению к гиперактивному ребенку.

Методика Никитиных

Это система развивающих игр, которую создали русские педагоги Елена и Борис Никитины. Являясь родителями семерых детей, авторы апробировали методику в своей семье. Основа игр – головоломки, направленные на развитие логического мышления. Каждая игра представляет собой определенный набор задач, которые ребенку нужно решить.

Во многих детских садах и центрах используются такие пособия, как:

  • «Сложи квадрат»;
  • «Сложи узор»;
  • «Уникуб»;
  • «Точечки»;
  • «Ящик Сегена»;
  • кубики, рамки и вкладыши Монтессори.

Методика Никитиных – сложи квадрат

Важно, что игры можно адаптировать к любому начальному уровню ребенка.

Основополагающее назначение методик не заключается в подготовке ребенка к садику или школе, в их основе лежит цель всестороннего гармоничного развития (мышление, анализ, внимательность, логика).

Методика Воскобовича

Вячеслав Воскобович разработал методику, которую назвал «Сказочные лабиринты игры». Основные принципы данного подхода: интерес, познание, творчество. Автор создал более 50 игр, представляющих собой многофункциональные пособия. Каждая из них может использоваться для детей разного возраста – от двух до семи лет.

К играм предложено большое количество заданий, начиная с манипулирования и заканчивая сложными упражнениями. Методика развивает творческий подход и воображение. Ребята проявляют большой интерес в процессе занятий и играют с удовольствием.

Игра Воскобовича «Чудо-крестики-2»

Совет

Благодаря системе Воскобовича, процесс обучения чтению и счету проходит легко и увлекательно. Ко многим играм прилагается методическое пособие, в котором представлены иллюстрации и готовый сказочный сюжет.

Игры являются универсальными – способствуют всестороннему развитию, позволяя решать такие задачи, как:

  • вызывать любознательность и стремление к познанию нового;
  • воспитывать желание наблюдать, изучать окружающий мир;
  • формировать представления об окружающей действительности;
  • развивать воображение и оригинальность мышления;
  • тренировать математические представления и навыки;
  • улучшать речевые умения;
  • способствовать эмоциональному и психическому развитию;
  • вырабатывать мелкую моторику.

Воспитание и развитие по Вальдорфской системе

Методика родом из Германии. Автором является Рудольф Штейнер. Согласно данному подходу, логические упражнения, а также обучение счету и чтению, следует отложить до времени, когда ребенку исполнится семь лет.

В период дошкольного детства необходимо формировать нравственные качества и развивать творческие способности малыша. Воспитание ребенка проходит в гармонии с природой.

Малыш учится рисовать, лепить, чувствовать музыку, петь и танцевать.

Методика Зайцева

Педагог Николай Зайцев разработал уникальное пособие для обучения чтению – набор кубиков, различающихся по:

  • цвету;
  • величине;
  • весу;
  • звучанию наполнителя.

Согласно этой системе, в качестве единицы языка выступает не буква, а слог.

Играя с кубиками, на гранях которых изображены склады, ребенок быстро осваивает чтение по слогам и учится составлять слова. Данная система требует регулярности.

Методика Глена Домана

Американский врач Глен Доман создал систему раннего обучения детей чтению. Методика предназначена для детей от года до трех. Именно в этот период происходит активное развитие головного мозга.

Взрослый в течение одной – двух секунд показывает ребенку карточку с напечатанным словом, одновременно произнося его. Рядом со словом находится соответствующее изображение.

Ребенок запоминает все слово целиком.

Карточки Домана

Методика имеет неоднозначные отзывы. Многие родители и педагоги отмечают, что, благодаря этой системе, дети начинают читать с двух – трех лет. Методика содействует обогащению словарного запаса, а также развитию зрительного внимания и памяти. Однако, наблюдается тенденция: ребенок, хорошо запомнив слово на карточке, затрудняется узнать его в другой ситуации.

Карточки Домана реализуются в магазинах или в интернете, а также изготовить самостоятельно. Слова должны быть напечатаны на карточке красными буквами одинаковой высоты.

Важно не мешать ребенку гармонично развиваться, а помогать ему в этом, создавая обстановку для самосовершенствования. Излишняя настойчивость и требовательность, может утомить его и вызвать потерю интереса.

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – последователь Глена Домана. В книге «Поверь в свое дитя» она представила собственный подход к воспитанию и развитию ребенка.

Сесиль Лупан обращает внимание на отсутствие необходимости в ежедневной строгой программе занятий.

Автор предлагает проводить обучение чтению с помощью карточек.

Рекомендует печатать на них согласные буквы в словах черным цветом, гласные – красным, а буквы, не обозначающие звуков, писать зеленым. Для более легкого освоения букв и цифр нужно рядом нарисовать изображение. С.Лупан считает, что для развития речи малыша необходимо часто читать ему книги. Советует объяснять ребенку сложные сказки и басни.

В книге Лупан можно найти подробные рекомендации по обучению детей:

  • музыке;
  • живописи;
  • иностранным языкам;
  • плаванию;
  • верховой езде.

Есть немало методик воспитания и обучения дошкольников. Добиться всестороннего развития можно лишь при сочетании разных систем. При этом нужно исходить из возраста и интересов ребенка. Важно помнить, что детство – прекрасная пора. Не следует перегружать малыша информацией или заставлять заниматься. Пусть ребенок развивается в самой комфортной и естественной для него ситуации – в игре.

Источник: https://momjournal.ru/uxod-za-rebenkom/rannee-razvitie/metodiki-razvitiya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Самые популярные методики развития детей всех возрастов (видео материал)

Данная методика подходит для развития детей в возрасте от 3 до 12 лет. Автор методики Вячеслав Воскобович по специальности инженер-физик. На создание развивающей методики его подтолкнули собственные дети, о развитии которых он думал больше всего. В результате, в начале 90-х годов родилась его методика, которая более чем востребована до сих пор.

Принцип его методики «от практики к теории». В результате игр малыш решает массу различных интересных задач, и совершенно незаметно для себя познает цифры, буквы, формы, цвета и т.д. Отлично тренируется моторика рук, совершенствуется речь, мышление, воображение, память и логика.

Методика Гленна Домана

Данная методика рассчитана на детей в возрасте от 2 до 4 лет. Автор методики Гленн Доман американский врач-физиотерапевт.

Благодаря своим ученым знаниям в области функций мозга, он изобрел уникальную методику развития. Он предлагает с раннего возраста давать ребенку огромный объем знаний с помощью специальных карточек.

Причина проста – мозг ребенка в этом возрасте впитывает все как губка.

Методика Сесиль Лупан

Данная методика подходит для детей в возрасте от 0 до 5 лет. Автор методики Сесиль Лупан не была ни психологом, ни педагогом. Она была успешной актрисой, которая оставила карьеру и занялась воспитанием детей. В основу ее методики вложена идея Гленна Домана.

Воспитание своих дочерей она осуществляла по его методике, но с учетом того, что не все получалось так, как хотелось, она внесла в нее свое новаторство. Она считает, что развитие ребенка исключительно индивидуальный процесс.

И нужно осуществлять воспитание не просто по возрастной категории, как у Домана, а именно по умственным и творческим способностям каждого отдельного ребенка. Ее книга называется «Поверь в своего ребенка».

Методика Масару Ибуки

Данная методика подходит для детей от 0 до 5 лет. Массару Ибука также не имеет ничего общего с психологией и педагогикой. Это один из основателей всемирно известной компании Sony. Его методика также очень похожа на методику Домана, но есть небольшая разница.

Читайте также:  Никита хрущев - уникальные факты

Масару Ибука убежден в том, что именно в первые 3 года ребенок усваивает абсолютно всю информацию. Буквально с пеленок необходимо вкладывать в его ум максимум. После 3 лет уже возможности такой не предоставится. Его книга так и называется «После трех уже поздно».

Аудиверсию книги вы можете послушать по следующему видео материалу.

Методика Николая Зайцева

Методика подходит для детей от 1 до 10 лет. Николай Зайцев настоящий педагог, который создал целую систему развития детей самых различных возрастов и в самых различных направлениях.

Он не просто вложил свой личный опыт, а подошел к вопросу исключительно с научной педагогической точки зрения. В его системе есть все: обучение чтению, письму, математике, иностранному языку и т.д.

Но главная задача лежит именно на плечах родителей, которые должны соблюдать следующие постулаты:

  • Обучение ведется от общего к частному и от частного к общему.
  • Обучение ведется от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
  • Необходимо обеспечивать наглядность, используя различные каналы восприятия.
  • Необходима четкая системная подача материала.
  • Весь учебный процесс должен быть алгоритмизирован.
  • Необходимо учитывать физиологию восприятия учебной информации и охранять здоровье учащихся.

Методика Никитиных

Данная методика подходит для детей от 2 до 17 лет. Никитины Борис Павлович и Елена Алексеевна по образованию педагоги. Но самое главное, они являются родителями семерых детей.

Этот бесценный опыт воспитания они и предложили в качестве уникальной методики. В основе методики игры детей с родителями, в процессе которых происходит развитие логического и образного мышления.

В качестве предметов для задач и их решений предлагаются пластилин, кубики, карандаши, рисунки и т.д.

Школьные системы обучения

Кроме авторских методик воспитания и развития детей, существуют также и системы обучения детей школьного возраста, которые значительно отличаются от общепринятой.

Система Занкова

Источник: http://www.e-motherhood.ru/samye-populyarnye-metodiki-razvitiya-detej/

5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы обучения

В последнее время очень модно развивать ребенка с пеленок. Желательно это делать по какой-то методике, чтобы все было в едином ключе. В этой статье мы рассмотрим самые популярные педагогические методики раннего развития для детей

Воспитание – непростая задача для родителей. Нужно учитывать много факторов: наследственность, индивидуальные особенности ребенка. Ведь все дети развиваются в своем темпе и осваивает мир постепенно.

Методика Монтессори

Мария Монтессори свою методику разрабатывала для детей с разными физическими и ментальными нарушениями. Каким же было удивление, когда при сдаче экзамена, они показали лучше результаты, чем их здоровые сверстники.

Суть методики Монтессори базируется на индивидуальном подходе и свободе выбора. Главная задача воспитателя – не мешать ребенку учиться. Для освоения знаний детям оборудуют специальные помещения: они разделены на зоны.

В каждой зоне малыши могут развивать математические способности, бытовые навыки, например, они режут ножами, сенсорное развитие: вкус, запах, цвет; изучать космос и заниматься гимнастикой. Ребенка не подгоняют в учебе: выучил за полгода – отлично, за год – тоже хорошо.

 
Минус: дороговизна. Обучение воспитателей, создание среды – требуют больших затрат.

Методика Глена Домана

Карточки Глена Домана часто используют молодые мамы в раннем развитии. Они просты и не требуют больших затрат. Врач и педагог Глен Доман их разрабатывал для развития мозга ребенка до 7 лет – это пик освоения информации. В них написаны слова и нарисованы рисунки.

Методика требует систематических занятий. Развивает ум, память, усидчивость.
Минусы: родители часто гиперболизировано воспринимают методику и забывают, что помимо карточек, слово “курочка” можно выучить в деревне, непосредственно наблюдая за животными.

Плюс не остается времени на творческое развитие малыша.

Методика Масару Ибуки

Свою методику обучения сооснователь компании Sony выложил в книге «После трех уже поздно». Он считает, что до 3 лет ребенок, как губка, впитывает любые знания. В это время нужно использовать его мозг максимально активно. Только не переусердствовать. Чрезмерная наука включает у ребенка «автопилот», он перестает запоминать информацию.

Знания Масару Ибука советует базировать на произведениях мирового искусства: музыке, картинах, скульптуре. Не последнее место относит изучению иностранных языков. Масару Ибуки считает, что ранняя наука уходит в подсознание и «выстреливает» немного позже.
Минусы: разрешает шлепать ребенка до двух лет.

Мамы буквально воспринимают посыл «впихнуть» в ребенка знания до трех лет и не дают ему свободы развития.

Вальдорфская педагогика

Обратите внимание

Методика была разработана философом Рудольфом Штайнером. Основывается на «семилетках»: с рождения и до 7 лет ребенок имитирует взрослых через игру. В этот период задача воспитателя показать ребенку, что мир – добрый. С семи до 14 лет развивается сфера чувств.

Ребенок учится посредством рассказов и занятий изобразительным искусством. Учитель должен показать, что мир – прекрасный. После 14 лет ученики должны почувствовать, что мир – правдивый. Также дети не изучают все предметы сразу, как при классическом обучении.

Например, целый месяц они посвящают истории. Другие предметы дают «мазками» в это время. Следующий – географии, и т.д.
Минусы: методика оторвана от жизни. В основном она направлена на развитие изобразительного искусства.

У детей мало знаний по классическим предметам и четкое убеждение, что мир – добрый, прекрасный, хотя это не всегда так. 

Методика Жан Ледлоф 

Американская писательница Жан Лендлоф описала свою методику в книге «Как вырастить ребенка счастливым». Свои знания она базирует на наблюдениях за жизнью индейцев племени Екуана. Она отметила, что дети и родители в племени были спокойными. С раннего детства они приучались к работе, которая была в радость.

Малыши проявляли самостоятельность и участвовали в жизни племени
Суть методики: самый важный для ребенка – «ручной период». В это время, пока ребенок не научится ползать, мама должна максимально долго носить его на руках. При этом малыша берут с собой на все события племени и кормят по требованию.

Позже, когда малыш самостоятельно передвигается, функция мамы не опекать и оберегать ребенка, а давать свободу и, в случае форс-мажора, прийти на помощь: утешить, дать совет.
Минусы: методика оторвана от жизни. Ведь легко не оберегать, когда самая большая опасность – змея или пропасть.

Современный мир намного больше таит в себе опасностей. 

Вам также будет интересно узнать 4 вида эмоционального насилия над ребенком. 

Фото к статье: istockphoto.com

Источник: https://kolobok.ua/semya/vospitanie-detej/815775-populjarnyh-metodik-rannego-razvitija-detej-pljusy-i-minusy-obuchenija

Психологические материалы – Методики и тесты

Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Ранге

Методика измерения ригидности

Торонтская алекситимическая шкала (адаптация института им. Бехтерева)

Методика диагностики уровня социальной фрустрации Л. И. Вассермана (модификация В. В. Бойко)

Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)

Тест-опросник Г. Айзенка EPi (Адаптация Г. Шмелева)

Методика Айзенка – EPQ

Методика исследования “незаконченные предложения” Сакса и Леви

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге. Адаптация Т. И. Балашовой

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. А. Жмурова

Методика диагностики потребности в поисках ощущений М. Цукермана

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.

Важно

Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№ 187). Стимульный материал.

Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№ 187). Интерпретация.

Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В. В. Бойко

Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки

Методика диагностики агрессивности А. Ассингера

Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса

Методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко

Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения

Гиссенский опросник

Тест Люшера

Тест 'несуществующее животное'

Методика определения типа характера по К. Юнгу

Методика исследования личности “дом-дерево-человек” Дж. Бука

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

Методика диагностики темперамента Я. Стреляу

Методика определения психологической характеристики темперамента

Методика измерения уровня тревожности Тейлора

Методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина

Методика личностного дифференциала

Методика определений акцентуаций характера К. Леонгарда

Насколько хорошо вы справляетесь с критическими обстоятельствами

Общительный ли вы человек

Попросить о том, что вам нужно

Знаете ли вы секрет успеха

Довольны ли вы собой

Любите ли вы командовать

Идете ли вы в ногу со временем или застряли в прошлом

Насколько вы мягкий человек

Установки

Оптимист или пессимист

Умеете ли вы работать в команде.

Насколько вы уверены в себе.

Насколько вы терпеливы.

Могли бы вы стать участником реалити-шоу «Большой Брат».

Вы – карьерист?

Тест «Формула Темперамента» (А. Н. Белов)

Тест «Темперамент и социотипы» (П. Хейманс)

Методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла (адаптация Т. В. Нещерет )

Эксперементально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга (адаптированна в НИИ им. Бехтерева)

Методика “Q-сортировка” В. Стефансона. Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе.

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений (“социометрия”) Дж. Морено

Методика диагности предрасположенности личности к конфликтному поведению

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

Методика Рене Жиля

Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко

Методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин

Методика диагностики социальнопсихологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Опросник СПА

Методика диагностики поведенческой активности Л. И. Вассермана и Н. В. Гуменюка

Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности Т. В. Матолина

Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по сихомоторным показателям Е. П. Ильина (теппинг-тест)

Методика диагностики личности с помощью психогеометрического теста С. Диллингера

Совет

Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе “прогноз”

Рисуночный тест “деловые ситуации” Н. Г. Хитровой

Методика диагностики “рейтинг ценностно-потребностных ориентаций персонала”

Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной

Методика “ценностные ориентации” М. Рокича

Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости) Д. Марлоу и Д. Крауна

Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова и А. Л. Журавлева

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе А. Ф. Фидпера

Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина. Система человек-человек.

Методика диагностики направленности личности Б. Басса

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса

Экспресс – методика по изучению социально-психологичского климата в коллективе О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто

Методика «Дифференциально- диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова

Методика “карта интересов”

Методика выявления “коммуникативных и организаторских склонностей” (КОС-2)

Методика изучения профессионально важных качеств персонала системы “человек-машина-знаковая система”

Методика диагностики “Помех” в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко

Методика “Зеркало”

Рисование пальчиковыми красками

Методика «Мотивы учения»

Методика «Какой Я?»

Методика «Беседа о школе»

Изучение эмоционального отношения к школе

Диагностика личностной готовности

Методика “Анализ образца”

Методика “Образование представления”

Диагностика интеллектуальной готовности. Методика «Мышление и речь»

Ориентационный тест школьной зрелости Керна— Йирасека

Методика «Одномоментное восприятие количества»

Методика «Графический диктант»

Методика «Образец и правило»

Методика «Лабиринт»

Итоговая оценка по результатам трех методик («Графический диктант», «Образец и правило», «Лабиринт»)

Источник: http://test-metod.ru/index.php/metodiki-i-testy

Ссылка на основную публикацию