Никита михалков – уникальные факты

Никита Михалков: интересные факты из жизни режиссера

Сегодня, 21 октября, у Никиты Сергеевича Михалкова юбилей.

Известному режиссеру, актеру, ресторатору, культурному и общественному деятелю исполняется 70 лет! Всего в копилке у прославленного режиссера и обладателя «Оскара» за фильм «Утомленные солнцем» более 70 наград. В день его рождения мы собрали самые интересные факты из жизни Никиты Михалкова.

Никита Михалков родился в семье советского литератора Сергея Михалкова (1913-2009) и поэтессы и переводчицы Натальи Кончаловской (1903-1988). Именно его отец когда-то написал текст гимна СССР, а также был автором «Дяди Степы» и ряда других известных произведений.

Старший брат режиссера – Андрей Кончаловский (78).

Когда Никите было 14 лет, он дебютировал в кино, получив эпизодическую роль в картине «Солнце светит всем» Константина Воинова (1918-1995). А первой крупной его работой в кинематографе стала картина «Приключения Кроша», в которой он получил одну из главных ролей.

Обратите внимание

Его прапрадед по материнской линии – известный русский художник Василий Суриков (1848-1916).

В 1963 году Никита Михалков доказал всем, что он очень талантливый актер. Главная роль в фильме «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии (85) сделала его известным на весь Советский Союз.

Со второй женой, манекенщицей Московского дома моделей Татьяной Соловьевой (68), они вместе уже 42 года. А первой его супругой была известная актриса Анастасия Вертинская (70), однако этот союз был недолгим.

Одну из сцен «Сибирского цирюльника», режиссером которого был Никита Сергеевич, спародировал Стивен Спилберг (68) в фильме «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа».

У Никиты Михалкова четверо детей – Степан (49) (от первого брака с Анастасией Вертинской), Анна (41), Артем (39) и Надежда (29).

Режиссер увлекается охотой и теннисом.

По словам Никиты Михалкова, он абсолютно не обидчивый человек. «Мне мама в свое время сказала: «Если хотят обидеть – не доставляй удовольствия. А если не хотят – значит, можно простить». Эти слова меня от огромного количества бед в жизни оградили», – рассказывает режиссер.

В 1994 году Никита получил свой первый «Оскар» за картину «Утомленные солнцем», рассказывающую о страшном периоде сталинских репрессий 1930-х годов. Также два раза он был номинирован на эту престижную премию за фильмы «Урга – территория любви» и «12».

На съемках «Свой среди чужих, чужой среди своих» режиссера чуть не посадили в тюрьму. Его ошибочно обвинили во взяточничестве.

Важно

Своими единомышленниками из мира кино он считает Акиру Куросаву (1910-1998) и Бернардо Бертолуччи (75). Несмотря на то что с Эмиром Кустрицей (60) они разные во всем, тем не менее, по словам Михалкова, они «синхронно дышат».

Этим летом Никита Михалков представил свою автобиографическую книгу под названием «Территория моей любви». В книге мэтр отечественной кинематографии откровенно рассказал о себе, о своем детстве, взаимоотношениях с родителями и братом и, конечно, своих фильмах.

Любит мультфильмы о Микки Маусе и Бэмби. «Мультфильмы – очень чистый жанр: как босанова в музыке, как вестерн в кино», – делится режиссер.

Никита Сергеевич Михалков никогда не читает лежа, так как, по его мнению, это расслабляет, а чтение требует дисциплины.

Источник: https://peopletalk.ru/article/nikita-mihalkov-interesnyie-faktyi-iz-jizni-rejissera/

Никита Михалков

Никита Сергеевич Михалков – советский и российский режиссер, киноактер. Обладатель премии «Оскар». Народный артист РСФСР.

Никита Сергеевич Михалков появился на свет 21 октября 1945 года в Москве. Отец, Сергей Владимирович Михалков, написал текст гимна СССР, был автором «Дяди Степы» и ряда других известных произведений. Мать, Наталия Кончаловская, была переводчицей и известной поэтессой.

Обучался Никита в московской спецшколе №20. После четвертого класса перешел в обычную среднюю школу. Причина была простой – мальчик почувствовал, что «не вытягивает» усложненную программу обучения. Точные науки давались ему сложно.

В 1956 году Никита поступил и в музыкальную школу, где обучался три года по классу фортепиано. Также посещал уроки в театральной студии при Театре Станиславского. Уже в то время мальчик начал ощущать, что его влечет актерское дело.

Когда Никите было 14 лет, он дебютировал в кино, получив эпизодическую роль в картине «Солнце светит всем» Константина Воинова. В том же 1959 году Никита стал членом ВЛКСМ. В 1960 году последовали съемки в фильме «Тучи над Борском».

Первой крупной работой Михалкова в кинематографе стала картина «Приключения Кроша» (1961), в которой Никита получил одну из главных ролей. После выхода картины Никита быстро стал знаменитостью. Как позже рассказывал он сам, это вскружило ему голову. Но потом отец объяснил сыну, что нужно быть скромнее. С тех пор, как признается Михалков, он не выставляет напоказ своих фотографий.

Окончив школу, Никита начал работу в труппе Театра имени Станиславского. К тому времени он был еще совсем неопытным, так что роли перепадали редко и только самые незначительные.

Совет

В 1963 году Михалков всем доказал, на что он способен как актер. Главная роль в фильме «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии сделала Никиту известным на весь Советский Союз.

Вскоре после выхода фильма Михалков стал студентом Театрального училища имени Щукина. Там он познакомился с актрисой Анастасией Вертинской. В 1966 году они поженились. В том же году у них родился сын Степан.

В 1966 году Михалкову пришлось покинуть Щукинское училище. Причиной стали съемки в кино. Руководство училища запрещало студентам сниматься. Никита попросту игнорировал запрет и постоянно отлучался на съемки. В результате на четвертом курсе его исключили.

После этого Никита поступил во ВГИК на режиссерский факультет, обучался под руководством Михаила Ромма. В этот период Михалков снимает несколько сюжетов для сатирического киноальманаха «Фитиль». Курсовой работой была короткометражка «…А я уезжаю домой». Сценарий к ней Михалков написал совместно с Евгением Стебловым, с которым снимался в «Я шагаю по Москве».

Одновременно с обучением во ВГИКе Михалков снимается в кино. В этот период он работает в картинах «Красная палатка», «Дворянское гнездо», «Станционный смотритель».

В 1970 году Михалков развелся с Анастасией Вертинской. Никита считал, что главная задача женщины – забота о семейном очаге. Но и Анастасия уже была известной актрисой, так что посвящать все время заботе о доме не могла. Тем не менее, и после развода Никита и Анастасия сохранили хорошие, дружеские отношения.

В 1971 году Никита окончил ВГИК. Короткометражка «Спокойный день в конце войны» была его дипломной работой. Фильм получил приз журнала «Советский экран».

После этого Михалков начал готовиться к съемкам своей первой полноформатной картины «Свой среди чужих, чужой среди своих». В 1972 году на «Мосфильме» должны были начинаться съемки, но им помешало непредвиденное обстоятельство.

Обратите внимание

Партийное руководство заговорило о том, что многие деятели театра и кино не идут в армию. В результате решили забирать с «Мосфильма» всех молодых людей призывного возраста.

За Михалкова вступились многие видные деятели кинематографа, но военных это лишь разозлило.

Начальник Генштаба лично пообещал Михалкову, что отправит его служить куда подальше. Кстати, он не солгал, — Никиту отправили на Камчатку, на базу атомного подводного флота.

В 1973 году Михалков демобилизовался и вскоре женился на Татьяне Шигаевой, с которой познакомился еще до призыва. У них родилось трое детей: Анна (1974), Артем (1975) и Надежда (1986).

В 1974 году были завершены съемки картины «Свой среди чужих, чужой среди своих». Поначалу критики восприняли ее негативно, да и у зрителей реакция была неоднозначной. Тем не менее, впоследствии фильм все же обрел заслуженную славу.

После этого на советские экраны фильмы Михалкова выходят практически каждый год. Следующее десятилетие было очень плодотворным. В этот период Михалков снимает фильмы «Раба любви» (1975), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977), «Пять вечеров» (1979), «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979), «Родня» (1981), «Без свидетелей» (1983).

Параллельно с этим Михалков активно работает и как актер. Наиболее известными актерскими работами в этот период являются фильмы «Сибириада» (1979), «Вокзал для двоих» (1982), «Жестокий романс» (1984).

В 1984 году Никита Михалков стал Народным артистом РСФСР.

В 1986 году расположение властей сменилось на немилость. На V съезде кинематографистов поддали жесткой критике известного режиссера и обладателя «Оскара» Сергея Бондарчука. В духе того времени критиковали Бондарчука многие коллеги, еще вчера бывшие его друзьями. А вот Михалков решил заступиться за Бондарчука.

Важно

Как результат – последующие картины Никиты советские критики нещадно громили, хотя на международном уровне эти фильмы пользовались заслуженным признанием. Примером может служить драма «Очи черные» 1987 года. Картина получила ряд наград международных кинофестивалей, но была очень негативно встречена в СССР.

В том же 1987 году Михалков с несколькими единомышленниками основал творческо-производственное объединение «Студия ТриТэ». В 1991 году объединение представило свой первый фильм «Урга — территория любви». Картина была номинирована на «Оскар».

В 1994 году Михалков получил свой «Оскар» за картину «Утомленные солнцем», рассказывающую о страшном периоде сталинских репрессий 1930-х годов. На Каннском фестивале фильм чуть не получил «Золотую пальмовую ветвь», но проиграл «Криминальному чтиву» Квентина Тарантино.

В 1998 году Никита Михалков стал председателем правления Союза кинематографистов России.

Следующей крупной работой Михалкова стал фильм «Сибирский цирюльник», выпущенный в 1998 году. На съемки картины было потрачено 45 миллионов долларов. Для постсоветского кинематографа сумма просто огромная. Тем не менее, фильм даже не окупился, хотя и был отмечен Государственной премией РФ.

После этого Михалков на долгое время отошел от режиссерской работы. В новом тысячелетии он снялся в фильмах «Вера, надежда, кровь» (2000), «Русские без России» (2003), «Жмурки» (2005), «Персона Нон Грата» (2005), «Статский советник» (2005), «Мне не больно» (2006).

В 2007 году Михалков вернулся к режиссерской деятельности, представив фильм «12». На Венецианском фестивале картина получила «Золотого льва».

В 2010 году режиссер снял картину «Утомлённые солнцем 2: Предстояние», а в 2011 году на экраны вышло продолжение «Утомлённые солнцем 2: Цитадель».

Основные достижения Михалкова

  • 21 режиссерская работа. 6 документальных фильмов. 43 актерские работы. 19 сценариев. 8 продюсерских работ.
  • Премия жюри МКФ в Дели – 1975.
  • «Пластина Золотого Тура» — 1976.
  • «Лучший фильм кинофестиваля «Мосфильм» — 1976.
  • Приз МКФ «Молодое кино» — 1976.
  • «Большая золотая раковина» — 1977.
  • «Золотой Хьюго» — 1978.
  • Гран-при фестиваля «Фест» — 1978.
  • «Давид ди Донателло» — 1978.
  • Приз МКФ в Йере – 1979.
  • Приз фестиваля в Бенальмадене – 1982.
  • Приз ФИПРЕССИ – 1983.
  • Приз ВКФ в Киеве – 1984.
  • Приз МКФ в Вальядолиде – 1984.
  • Приз Каннского кинофестиваля – 1987, 1994.
  • Гран-при МКФ индустриальных фильмов в Вашингтоне – 1990.
  • Премия «Ника» — 1992.
  • «Золотой лев» — 1991.
  • Приз Европейской киноакадемии – 1993.
  • Государственная премия Российской Федерации – 1993, 1995, 1999.
  • «Серебряный голубь» — 1994.
  • «Золотой витязь» — 1994, 1999.
  • «Оскар» — 1994.
  • Гран-при МКФ «Янтарная пантера» — 1994.
  • Приз кинофестиваля «Кинотавр» — 2005.
  • Премия им. Сергея Параджанова – 2005.
  • Венецианский «Специальный лев» — 2007.
  • Премия Акиры Куросавы – 2008.
  • Приз «За духовность в культуре» — 2010.
  • Приз кинофестиваля «Балтийские дебюты» — 2010.
  • Народный артист РСФСР.
  • Почётный член Российской академии художеств.
  • Президент Российского фонда культуры.
  • Представитель России в Европейской киноакадемии.
  • Почётный профессор ВГИКа.
  • Президент Совета Российского союза правообладателей.
  • 21 октября 1945 года – рождение в Москве.
  • 1959 год – кинодебют, эпизодическая роль в фильме «Солнце светит всем».
  • 1961 год – первая главная роль в фильме «Приключения Кроша».
  • 1963 год – всесоюзная известность с картиной «Я шагаю по Москве». Поступление в Театральное училища имени Щукина.
  • 1966 год – женитьба на Анастасии Вертинской. Рождение сына Степана. Поступление во ВГИК.
  • 1970 год – развод с Анастасией Вертинской.
  • 1971 год – окончание ВГИКа.
  • 1972-1973 годы – служба в армии.
  • 1973 год – женитьба на Татьяне Шигаевой.
  • 1974 год – рождение дочери Анны. Выход фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих».
  • 1984 год – звание Народного артиста РСФСР.
  • 1987 год – основано творческо-производственное объединение «Студия ТриТэ».
  • 1991 год – номинация на «Оскар» за фильм «Урга — территория любви».
  • 1994 год — «Оскар» за картину «Утомленные солнцем».
  • 1998 год – избрание председателем правления Союза кинематографистов России. Фильм «Сибирский цирюльник».
  • 2010 год — «Утомлённые солнцем 2: Предстояние».
  • 2011 год — «Утомлённые солнцем 2: Цитадель».

Интересные факты о Михалкове

  • По словам самого Михалкова, он происходит из древнего дворянского рода.
  • Неоднократно подвергался критике за неподобающее поведение, неточности в фильмах и использование связей в личных целях.
  • На съемках «Свой среди чужих, чужой среди своих» Михалкова чуть не посадили в тюрьму. Его ошибочно обвинили во взяточничестве.
  • Одну из сцен «Сибирского цирюльника» спародировал Стивен Спилберг в фильме «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа».
  • Сторонник монархических убеждений.

Источник: http://biografix.ru/nikita-mihalkov

Никита Михалков: «Не люблю провокаций!»

Выпускники Академии кинематографического и театрального искусства Н. Михалкова представили спектакль «Метаморфозы-2: жёны артистов», худруком которого выступил сам Никита Сергеевич. «Метаморфозы», выстроенные на основе прозы Чехова и Бунина, стали своеобразной визитной карточ­кой академии. 

«Чтобы Шекспир не обиделся»

– Никита Сергеевич, театральные фестивали сегодня, как правило, в свою программу включают спектакли провокационные. А вам самому что ближе – провокация или те ценности русского классического искусства, которые отстаивает «Золотой Витязь»?

Читайте также:  Знаменитая речь сталина 3 июля 1941 года

– Я вообще не люблю провокаций. Провокация – это вещь, которая несёт зло. Вспомните судьбу Гапона – его же повесили, в конце концов.

Да, художник имеет право защищать своё эстетическое кредо. Но и зритель имеет право на своё понимание искусства. И если ты, художник, выражаешь своё кредо за деньги того большинства, которому эти эстетические прин­ципы неблизки, – это неправильно.

Ты можешь это делать за свой счёт или за счёт спонсоров. Но не бери деньги у налогоплательщиков. Это не значит, что надо вновь вспомнить про лапти, портянки, онучи – и вперёд, в прош­лое! Нет… Просто существуют определённые границы, и они очень понятны.

Чехов хорошо в своё время сказал: «Ставьте Гамлета, как хотите. Только делайте это так, чтобы не обиделся Шекспир». Этот принцип, на мой взгляд, самый главный.

А то некоторые режиссёры ставят спектакли по произведениям великих писателей и драматургов так, что вряд ли бы классики после этих постановок захотели встретиться с их авторами.  

– Спектакль ваш называется «Метаморфозы». А метаморфозы, которые происходят сегодня в нашем обществе, вас удивляют, расстраивают?

– Это зависит от ситуации. Есть метаморфозы очень опасные, которые шокируют. (Задумывается.)

– А то, что радует, есть?

– Конечно! Меня радуют ребята, которые за год учёбы в моей академии очень меняются. Радует то, что люди начинают понимать, что свобода слова – всё-таки не беззаконие и не наслаждение от того, что ты можешь любому сказать что угодно, а возможность не бояться высказывать свою точку зрения.  

Умей держать удар

– Кстати, о деньгах. Дело Серебренникова обострило вопрос о роли государства. Кто оно – спонсор, который безропотно даёт день­ги? Или оно имеет право потребовать от художника соблюдения определённых правил игры?

– Вообще-то кто платит, тот и музыку заказывает. Но под этот тезис можно любую цензуру подвести. Повторю уже сказанное: если ты хочешь свою эстетическую концепцию донести до зрителя, но она, твоя концепция, интересует только узкий круг людей, то делай это за свой счёт.

А если делаешь за госсчёт, то имей в виду и других людей, которые живут кроме тебя на этой земле. Представьте себе, что те спектакли, которые мы имеем в виду, говоря о провокации, показали бы в небольшом шахтёрском городе. Какая была бы реакция? В этом-то и проблема! Всё это творчество не касается большой страны.

Но не может искусство существовать полноценно, если оно адресовано только очень небольшому количеству людей. 

И уж если ты идёшь на провокацию, то должен быть готов, что она может вернуться к тебе бумерангом. Поэтому не обижайся, если тебя назовут идиотом, обругают, встретят в подъезде и набьют тебе физиономию за то, что ты оскорбил серьёзное человеческое чувство. 

Совет

Замечу: я не призываю бить физиономии! Я говорю лишь о том, что ты должен быть готов к такому развитию событий. Ведь похожая история произошла и с картиной «Матильда». Я её ещё не видел, но обязательно посмотрю…

– А я видела. И после просмотра была сильно удивлена, что такие страсти разгорелись вокруг абсолютно проходного фильма.

– Вот! Это подтверждает мою точку зрения! Если ты берёшь человека, причисленного к лику святых, новомученика, чей образ висит в огромном количестве церквей и которому люди приходят высказать свои беды или радости; если ты этот образ помещаешь в бытовые условия, то должен быть готов к тому, что это может вернуться к тебе неприятностями. Потому что есть вещи абсолютно неприкасаемые.

Где потеряли поколение?

В спорах, бушевавших вокруг «Матильды», звучали и такие мнения: Церковь не имеет права влезать в светскую культуру, что дело Церкви – окормлять верующих. На ваш взгляд, Церковь имеет право что-то разрешать или запрещать светскому искусству?

– Нет!

– А чем она тогда должна заниматься?

– Воспитывать людей, исповедующих общенравственные ценности. Причём воспитывать с младых ногтей, а не потом вмешиваться со словами: «Что же вы наделали?!» Как сказал мой отец: сегодня дети – зав­тра народ. Церковь должна влиять на формирование нравственного начала маленького человека.

Чтобы дети понимали: они должны существовать в той парадигме, которая веками складывалась на этой земле. И совершенно необязательно, чтобы тех, кого это не устраивает, в школах заставляли на горохе стоять на коленях – я не об этом говорю.

Но если Церковь вынуждена вмешиваться в происходящее – значит, она очень плохо работала с теми, кого должна воспитывать. Потому что в таких случаях она навлекает на себя нарекания. А Церковь должна вести себя так, чтобы нареканий не возникало в принципе. Она не должна быть подвержена публичному осуждению.

А для этого надо воспитать поколения, которые с малых лет будут понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

– Картинка из жизни: в вагоне метро рядом со мной стоят два парня лет 15. Один гордо рассказывает: «Я на уроке истории сижу в наушниках. А когда ко мне подходит учительница и говорит: «Вынь наушники», я её просто посылаю». И я задумалась: этого мальчика на каком этапе потеряли? И главное – как его теперь очеловечить?

– Вот как раз этим должна заниматься Церковь, причём пока мальчик ещё в школу не пошёл. Мама моя говорила замечательно: воспитывать надо, пока поперёк кровати лежит. Лёг вдоль – уже поздно. А у нас в течение по крайней мере двух десятилетий было изъято само понятие «воспитание».

Было объявлено: всем цветам цвести! Мы не должны воспитывать – мы должны обучать перспективных и удачливых менеджеров. Как сказал один из бывших минист­ров образования: мы должны воспитать просвещённого потребителя.

А кто же будет созидать-то для этого потребителя? Но проблема заключается в том, что родители таких детей уже сами росли в условиях, когда происходило искривление и истребление этого понятия – «воспитание». А оно должно впитываться с молоком матери.

Почему сегодня ещё есть поколение людей, которые того провокативного искусства, которое мы с вами обсуждали, не приемлют. Не потому, что они пуритане. Не потому, что они подвержены аскезе. Не потому, что они ханжи. Нет! Просто ценности, которые им предлагают, не вписываются во внутреннюю структуру национального характера нашего человека. 

Источник: http://www.AiF.by/social/persona/nikita_mihalkov_ne_lyublyu_provokaciy

Никита Михалков. Биография режиссера и актера

Дата рождения: 21 октября 1945 года Место рождения: город Москва

Никита Михалков — величайший режиссер. Н. С. Михалков родился в Москве 21.10.1945 года. Отец, Сергей Михалков, является известным детским писателем, а мама является детской писательницей Натальей Кончаловской.

Обучение Никиты осуществлялось до четвертого класса в стенах московской спецшколы номер 20. По окончании четвертого класса окончательно было выяснено, что Никита не имеет способностей к освоению точных наук, это поспособствовало его переводу в обычную школу для продолжения обучения.

В период с 56-го по 59-й годы Никита обучался в музшколе и одновременно с этим занимался в студии театра им. Станиславского. Первое появление Никиты Сергеевича на киноэкране произошло еще в период школьных лет. Дебютировал будущий творческий деятель в 14 лет в киноленте «Солнце светит всем». 1961 год отмечен в судьбе актера игрой настоящей роли в киноленте Г.

Оганесяна «Приключения Кроша». После завершения обучения в школе Михалков зачисляется в труппу театра Станиславского, но выходы на сцену осуществлялись актером редко и в эпизодах. В 1963 году Михалков вступил на актерский факультет училища им. Щукина. В 1963 году выходит на широкий экран кинолента «Я шагаю по Москве». В этом кинофильме Михалков снимался в главной роли.

Обратите внимание

После показа на широком экране этого кинофильма Михалков стал всенародно известным актером. Помимо самой роли известность принесла Михалкову песня, которую он исполнил в фильме. Эта песня является популярной даже сегодня. По истечении трех лет обучения в Театральном училище Михалков был исключен из-за систематического нарушения правил учебного заведения.

Вскоре после отчисления из училища Михалков поступает на факультет режиссерского мастерства ВГИКа. ВГИК Никита Сергеевич закончил в 1971 г. Диплом Никиты Сергеевича представляла собой фильм «Спокойный день в конце войны». Сценарий к этому кинофильму был написан Рустамом Ибрагимбековым. Обучаясь во ВГИКе, Н. Михалков участвовал в съемках сюжетов для «Фитиля».

Курсовой работой Михалкова была короткометражка на лирическую тему под названием “… А я уезжаю домой”, сценарий этой ленты был написан совместно с Е. Стебловым. Начиная свою актерскую деятельность, будущий творческий деятель исполнил роль в киноленте «Перекличке» Д. Храбровицкого, старлея Ежова в ленте «Песне о Маншук» режиссера М.

Бегалина, летчика Чухновского в кинофильме «Красной палатке», снятом режиссером М. Калатозовым, молодого князя в ленте «Дворянское гнездо», ротмистра Минского в киноленте «Станционный смотритель» режиссера С. Соловьева. 1972 год — в соответствии с призывом режиссер уходит в армию и проходит ее на подводном флоте.

После демобилизации Михалков возвращается в кинематографию и в период с 1974-го по 1982-й годы занимается творчеством на «Мосфильме». В этот период своей творческой деятельности Михалков ставит целый ряд художественных кинолент. Фильмы Никиты Михалкова получили международное признание. Многие из кинолент получили призы на разнообразных международных и всесоюзных кинофестивалях.

Первая короткометражка, над которой работал Михалков в качестве режиссера, носит название «Девочка и вещи», снята она была в 1967 году. Первую полноценную картину «Свой среди чужих, чужой среди своих» режиссер снял в 1974 г. В период с 74 по 84 гг. Михалков снимает шесть кинолент, которые были встречены, как кинозрителями, так и кинокритиками достаточно доброжелательно.

Этот период жизни творческого деятеля также характеризуется участием в съемках последнего в ряде кинолент в качестве актера, среди наиболее известных лент этого периода следующие: «Сибириада» и «Жестокий романс». Никита Михалков, при съемках ленты «Свой среди чужих, чужой среди своих», главную роль исполнил сам. Его героем был есаул Брылов.

Основой фильма, который стилизован был под вестерн, стала повесть «Красное золото». Эта повесть написана Михалковым и Э. Володарским. Фильм выиграл премию фестиваля в Дели. Позже свет увидела кинолента «Раба любви», которая получила приз на кинофоруме в Тегеране и диплом за режиссерскую работу на кинематографическом фестивале молодых кинематографистов.

Важно

Лента «Неоконченная пьеса для механического пианино» на кинофестивале в Чикаго получила приз «Золотая пластина». Фильмы «Сибириада», «Пять вечеров» отмечены многими призами международных фестивалей. Кинолента «Несколько дней из жизни Обломова» получила «Золотой щит Оксфорда». Эта лента признана была лучшей иностранным кинолентой на киноэкранах Польши и Болгарии.

Этот же кинофильм получил первый приз на фестивале авторского кино в Малаге, помимо этого этот фильм признан лучшим фильмом Нацсоветом кинокритиков США. Киноленты «Родня», «Без свидетелей» получили приз на МКФ в Москве. В 1987 году Н. Михалков снял киноленту «Очи чёрные», основой фильма стал рассказ «Дама с собачкой». Съемка велась на территории Италии.

Главная роль исполнена была знаменитым Марчелло Мастроянни. За актерскую игру актер удостоен приза Каннского фестиваля. «Урга – территория любви» является первой кинолентой снятой Михалковым при содействии объединения «ТРИТЭ».

Эта кинолента номинировалась на Оскар, кроме этого эта картина выиграла «Золотого льва» на фестивале Венеции, а также приз «Феликс», который присужден был картине за лучшую режиссуру от Европейской киноакадемии и Госпремию РФ. В 1993 году режиссер работает в жанре документального кино и снимает картину о своей дочери. Фильм носит название «Анна: от 6 до 18».

Эта лента имеет приз «Серебряный голубь» кинофестиваля в Лейпциге, «Золотого витязя» кинофестиваля в Тирасполе и диплом кинофестиваля в Берлине. Среди работ в жанре документального кино снятых режиссером можно выделить «Реквием Великой Победы». В 1990 году Михалков создал короткометражный ролик с названием «Автостоп». Этот рекламный ролик был заказом фирмы Fiat.

В течение всего времени работы режиссером Никита Сергеевич активно снимается в кинолентах в качестве актера. Список его работ включает в себя роли в кинофильмах «Сибириада», «Собака Баскервилей», «Инспектор ГАИ», «Униженные и оскорбленные», «Ревизор» С. Газарова, «Статский советник» Ф. Янковского и т.д. Помимо этого Михалков снимается в кинолентах собственной постановки.

Никита Сергеевич не один раз являлся автором и соавтором сценариев кинолент снятых другими режиссерами. Среди таких фильмов можно выделить следующие: «Ненависть», «Транссибирский экспресс», «Одинокий охотник» В 1987 году режиссер осуществил постановку спектакля на сцене Римского гостеатра «Арджентино». Эта постановка осуществлялась по мотивам произведений написанных А. Чеховым.

В1988 году творческий деятель осуществляет постановку спектакля на сцене театра «Ди Рома» в Италии. Спектакль носил название «Механическое пианино» и был поставлен по мотивам произведений написанных А. Чеховым. 1987 год отмечен в судьбе творческого деятеля созданием совместно с единомышленниками объединения ” ТРИТЭ”, которое является успешным. В 1994 г. Н. С.

Совет

Михалков одновременно в роли продюсера актера и режиссера участвовал в съемках киноленты «Утомленные солнцем». Эта кинолента выиграла Оскара как «лучший иностранный фильм». Помимо этого фильму присуждена госпремия РФ, а также Гран при жюри фестиваля в Каннах, Гран при Калининградского кинофестиваля и приз за лучшую киноленту РФ. В 1998 году Михалковым был снят «Сибирский цирюльник».

Читайте также:  Планета плутон - уникальные факты

Выход фильма в России осуществлен в 1999 г. 2003 год посвящен Михалковым был документальной публицистике. Он совместно с каналом «Россия» подготовил цикл программ о белой гвардии — «Никита Михалков. Русский выбор». В 2003 г. Н. Михалков выпустил также две документальные ленты с названиями «Отец» и «Мама». Картины были посвящены родителям Михалкова.

2005 год ознаменован выпуском документальной ленты приуроченной к полувековому юбилею министра МЧС РФ Сергея Шойгу. В течение 2006 года Михалков работал над картиной «12», которая стала ремейком ленты «Двенадцать разгневанных мужчин».

2007 год стал тем годом, когда режиссер во второй раз получает главный приз фестиваля в Венеции — «Золотого льва» Снятый Михалковым фильм «12» признан в 2008 году киноакадемиками РФ лучшей картиной года и удостоен 16 статуэток «Золотого орла». Эта же лента в Карловых Варах выиграла приз зрительских симпатий.

В 2006 году по заказу канала «Россия» Михалков снимает зарисовку, посвященную 55-летию Путина. В канун 65-летия Победы над Германией Михалковым на экраны выпущен кинофильм «Утомленные солнцем 2. Предстояние».

Этот фильм участвовал в программе фестиваля в Каннах, также этот фильм получил приз на кинофоруме «Виват кино России!» В 2010 году Михалков работает над третьим фильмом трилогии «Утомленные солнцем 3. Цитадель», который вышел в 2011 году. Режиссер является преподавателем ВГИКА и на Высших курсах режиссерского мастерства, занимается обучением в РФ и за границей.

Ему присвоено профессора ВГИКА. В 1990-91 годах являлся советником премьер-министра РФ по вопросам культуры. С 1990 по 1995 год занимает должность президента теннисной ассоциации РФ. С 1992 года входит в состав президиума международного фонда культуры РФ, в 1993 г. избран руководителем правления этого фонда, а с 1997 года является руководителем фонда культуры РФ. Режиссер является руководителем Союза кинематографистов России. С 2005 года Михалков отошел от дел на 1,5 года и сложил с себя полномочия. По окончании творческого отпуска в 2009 г. режиссера снова избирают на ранее занимаемую им должность. С 1999 года Н. С. Михалков занимает должность президента Московского кинофестиваля. Н. С.Михалков является председателем совета директоров кинокомпании «Синемапарк». Занимает должность представителя РФ в Европейской киноакадемии. Режиссер входит в состав совета директоров «Первого канала». С 2007 года состоит в составе Совета при Минобороны РФ, режиссер был женат два раза. Имеет четверых детей. Н. С. Михалков является знаменитым советским и российским деятелем кино и театра. Продюсер и режиссер — один из основателей кинообъединения ” ТРИТЭ”.

Достижения Михалкова Никиты Сергеевича:

Дебют в кино в 14 лет. Участвовал совместно с единомышленниками в создании объединения ” ТРИТЭ”. Никита Михалков является обладателем большого количества наград разных кинофестивалей. Ему присуждались несколько раз премии государства в области кинематографии.

Обратите внимание

Носит Звание народного артиста РСФСР, имеет орден Трудового Красного Знамени, Орден «За заслуги перед Отечеством», орден Святого Луки и церковный орден Святого Сергия Радонежского первой степени. Режиссер является также лауреатом премии «Человек года». В 2005 году творческий деятель награжден орденом Александра Невского.

Михалков является кавалером французского Почетного легиона и командором этого же ордена. Помимо этого Н. С. Михалков имеет в своем арсенале призы — «Золотой Голем”, «Оскар», Гран при Америки.

Ему присуждены премии «За вклад в кино» на фестивале в Юрмале и на форуме в Давосе, «Террачина» за укрепление мира и дружеских связей между Россией и Италией. Михалков в числе своих наград имеет «Золотой глобус».

Знаменательные даты в жизни Никиты Михалкова:

1963-1966 гг. — обучение в театральном училище. 1959 год — дебют Михалкова на актерском поприще. 1967 год — создание первого короткометражного фильма. 1971 год — получение диплома об окончании ВГИКа. 1974 год — работа над полнометражкой «Свой среди чужих, чужой среди своих» в качестве режиссера. 1995 год — Михалков становится членом Всемирного Русского Собора. 1997 год — избирается президентом российского культурного фонда. С 1997 года является руководителем Союза кинематографистов РФ. 1998 год — съемки фильма «Сибирский цирюльник», который получил много наград на разнообразных кинофорумах. 1999 год — избирается президентом Московского кинофестиваля. 2003 год — избран председателем совета директоров кинокомпании «Синемапарк». 2007 год — избран председателем совета при Минобороны России.

Интересные факты из жизни Никиты Михалкова:

После трех лет обучения в Театральном училище Н. Михалков был отчислен за регулярное нарушение правил учебного заведения, которые запрещали съемки в кино.

Источник: https://www.abcfact.ru/5982.html

Никита Михалков: «Нарциссизм становится принципом жизни»

Народный артист России Никита Михалков объявил о завершении работы над проектом восстановления Ялтинской киностудии. О том, чем вскоре порадует российских режиссеров реконструированная киносъемочная база в Крыму, мэтр отечественного кино рассказал обозревателю «Известий».

— Никита Сергеевич, насколько я знаю, вы готовы представить проект президенту России. Что нужно для его реализации, какой объем средств требуется?

— Подсчетами должны заняться специалисты, потому что основная часть средств должна пойти на оборудование. Никакой лепнины, колонн и так далее. Модули и первоклассное техническое оснащение с очень правильной системой обеспечения.

Если Ялтинская студия получит возможность обслуживать по 70 картин в год, то она будет работать бесперебойно. Что нужно? Гостиница для группы и гостиница для звезд и VIP­-участников съемочного процесса, цифровые камеры, звукозаписывающая аппаратура, свет, транспорт, павильоны.

Возможность иметь хотя бы временные монтажные для предмонтажа, подготовки саундтреков к стационарной перезаписи. А еще необходимо «воспитать» в Ялте среднее звено — осветителей, супертехников и других специалистов, чтобы не приходилось привозить их с собой.

В этом случае Ялта станет некой Меккой для кино.

— Сенсацией прошлого года прозвучало предположение, что «Ялтинская киностудия будет «русским Голливудом». Проект на самом деле настолько грандиозен?

— Голливуд — это прежде всего количество картин. Если Ялтинская студия сможет обеспечивать 70 картин в год, то хотят люди или нет, думают они про Голливуд или не думают, спорить о ее масштабности не придется.

В Ялте есть всё, чтобы снимать кино, — огромное количество солнечных дней, прекрасный климат, невероятное разнообразие натуры. Тут можно найти и пустыни, и тайгу, и моря, и водопады, и реки, и степи.

Режиссер кладет в портфель пару комплектов белья и сценарий, приезжает и снимает кино.

Если это получится, я не стал бы называть это место  «Голливудом», но убежден, что оно стало бы центром притяжения кинематографистов.

— Определены ли сроки реализации проекта?

— В нормальных условиях без учета санкций и других кризисных явлений от начала строительства до начала полноценного функционирования студии должно пройти два с половиной – три года. Сегодня такой прогноз выглядит слишком смелым. Но это не повод, чтобы останавливать работу.

— Не терпится узнать подробности вашего нового фильма «Шоколадный револьвер». Сценарий закончен? Вы готовы к съемкам?

— Мы закончили сценарий и сейчас находимся в стадии пакетирования проекта. В фильме должны быть заняты много иностранных актеров, съемки пройдут в Лос-Анджелесе, Каннах, Берлине, Подмосковье и Москве.

Как только спакетируем проект, сразу проведем кастинг.

Думаю, что при всех прочих равных —  если мы сейчас отдадим сценарий в перевод, я напишу экспликацию, мы подберем группу и начнутся пробы — то где-то ближе к весне, Бог даст, можно начать снимать.

— Кого из российских артистов вы позовете?

— Такие есть, но пока я их не назову.

— Почему фильм называется «Шоколадный револьвер»?

— Вам еще и расскажи, почему (смеется). Бог даст — придете в кино, узнаете. Но мне лично название очень нравится — классное, интригующее.

— Обратимся к деятельности вашей Киноакадемии. Вы взялись за перевоспитание выпускников отечественных кино- и театральных вузов?

— Я занимаюсь в основном актерами. Задача моя и моих коллег — технически вооружить актеров на случай, когда им приходится работать с режиссерами, которые не могут им помочь. Это кропотливая работа.

Как вы упомянули, к нам приходят не абитуриенты, а актеры, имеющие профильное образование. Это люди, которые хотят поднять свое мастерство на новый уровень. И, как это ни странно, поток желающих всё увеличивается.

Важно

Например, в этом году из 216 человек мы взяли всего 19. То есть конкурс 11 с лишним человек на место.

— Чем ваш подход отличается от классического образования того же ВГИКа?

— Мы занимаемся не только профессией, наша задача — максимально расширить кругозор наших «академиков». Ребята заняты с утра до вечера.

Кроме специальных дисциплин, это еще уникальные мастер-классы, общение с самыми разными уникальными людьми, не только актерами или режиссерами.

В числе их епископ Тихон, художники — Михаил Шемякин и Юрий Купер, и композитор Эдуард Артемьев, и сценарист и художник Александр Адабашьян, и замечательная актриса Алла Демидова, и искусствовед Борис Любимов.

Кроме того, ребята имеют возможность посетить любую выставку или спектакль. Например, когда в Москву приезжала экспозиция из Ватикана, все слушатели Академии без исключения смогли ее посмотреть.

Или когда в Москву приезжает Борис Яковлевич Эйфман со своим Театром балета, на спектакли которого невозможно достать билеты,  — он дает возможность посмотреть свою работу всему нашему курсу. А потом еще сам читает у нас свой мастер-класс.

С этого года благодаря Благотворительному фонду Елены и Геннадия Тимченко обучение стало бесплатным, а с октября все ребята будут получать стипендию.

Киноакадемия — некая семья, и в этом есть определенная сложность. Мы набираем третий курс, а те, кто уже окончили первые два, всё равно стараются вернуться обратно — приходят, сидят, смотрят, работают, играют спектакли (смеется).

— Вас радует такая привязанность?

— Это приятно, но в достаточной степени чревато, потому что мы несем ответственность за них, но при этом не можем гарантировать, что все они разом будут трудоустроены.

Конечно, сегодня мы испытываем некоторые трудности — у нас еще нет своей площадки, и нам приходится играть в разных залах, не имея достаточного времени для репетиций и прогонов. Но московские власти идут нам навстречу, и я надеюсь, что скоро эта проблема будет решена.

Наш брендовый спектакль по произведениям Чехова и Бунина называется «Метаморфозы».

Но слово «метаморфозы» имеет еще и другой смысл, потому что самая настоящая метаморфоза — та, что происходит с ребятами от первого дня обучения к моменту получения диплома.

Это невероятная дистанция, и трудно проверить, что она пройдена всего за год. И самое главное, что они сами это замечают, глядя на работу друг друга.

— Ваша Киноакадемия призвана образовывать и воспитывать. Это особенно важно, когда в обществе постепенно укореняется мнение, что молодые люди оканчивают школу неучами и круг их интересов сосредоточен вокруг смартфонов.

— Я читал совершенно невероятный документ ООН, где сказано, что образование, безусловно, необходимо всем, но и перегибать с его уровнем нельзя. Чем выше уровень образования, тем больше люди потребляют. Если вдуматься, это чудовищная логика. Но мы не будем так далеко заглядывать…

Источник: https://iz.ru/649070/natalia-vasileva/nikita-mikhalkov-nartcissizm-stanovitsia-printcipom-zhizni

Никита Михалков получил «черную метку»?

В офисе Всероссийской организации интеллектуальной собственности, где также располагается Российское авторское общество прошли обыски. Визит СКР в организации, которые считаются подконтрольными Михалкову, может быть предупреждением режиссеру – следующим станет он.

Обыски в офисе, который делят ВОИС и РАО, источники, знакомые с ситуацией, связали с уголовным делом экс-руководителя РАО Сергея Федотова. Он, напомним, осужден за хищения на 1,5 года и отбывает наказание в колонии.

Якобы, пойдя на сделку со следствием, Федотов рассказал много интересного о работе РАО.

Однако в самом СКР сообщали, что обыски проходили в рамках другого уголовного дела, связанного с причинением тяжкого вреда здоровью жителю столицы, сообщает корреспондент «Документы и Факты«.

Эта же – официальная — версия была позже опубликована на сайте Главного следственного правления СК РФ по Москве. Сообщается, что следственные действия проведены с целью изъятия документов, связанных с профессиональной деятельностью потерпевшего, бывшего сотрудником ВОИС.

Совет

 Речь, надо полагать, идет о деле по факту жестокого сексуального надругательства над юристом ВОИС, которое расследует СК. В совершении преступления подозреваются четверо экс-сотрудников ППС, .

Однако официальная версия обысков выглядит несколько странно: как могут быть связаны рядовые, по сути, полицейские с работой юриста в ВОИС? Разве что предположить, что кто-то из организации, защищающей интеллектуальную собственность, «заказал» полицейским юриста.

Куда более правдоподобий выглядит версия, которую высказали источники в самом ВОИС, о связи обысков с деятельностью как этой организации, так и РАО. А через них к Никите Михалкову, который, по слухам, обе структуры курирует.

Более того, еще год назад на фоне скандалов вокруг министра культуры Владимира Мединского, пошли разговоры о том, что господин Михалков (креатурой которого считается министр) «утратил доверие» Кремля.

Не стали ли новые обыски в РАО, «замаскированные» другим уголовным делом, своеобразным намеком известному режиссеру на то, что вскоре силовики могут заинтересоваться и его, далекой от кино деятельностью?

Подвел шотландский замок кума

К людям, связанным с культурой силовики в последнее время проявляют слишком пристальный интерес. Поговаривают, что дело режиссера Кирилла Серебренникова – лишь первая ласточка. Слишком много, по сути, бесконтрольных денег крутится в этой сфере. И даже столь влиятельный человек, как Никита Михалков могут появиться вопросы.

Тем более, что к нескольким скандалам режиссер уже причастен. И самый главный связан с бывшим главой РАО Сергеем Федотовым. Он, напомним, был признан виновным в мошенничестве и нанесении РАО ущерба в 297 млн рублей. В деле оказался замешан и РСП, которым наряду с Федотовым руководил Михалков.

Читайте также:  Как солдат петра i обхитрил

Сергей Федотов

На пару они оставляли себе собранные отчисления за авторские права. В частности, в 2013 году было присвоено 1,7 миллиарда рублей.

Говорят, что «соавторы» вложили в нефтяные месторождения Коми, а Федотов еще и приобрел себе шикарный старинный замок в Шотландии стоимостью более миллиона фунтов стерлингов, а также недвижимость поскромнее на берегу Туманного Альбиона. Собственно, шотландский замок и стал, говорят, причиной интереса силовиков к РАО.

Обратите внимание

И хотя Никита Михалков всячески открещивался от того, что имел какое-то отношение к деятельности РАО и Сергею Федотову, СМИ тут же припомнили народному артисту, что Никита Михалков не только является крестным отцом сына Федотова, но и частенько вел с экс-главой РАО бизнес-дела. Так, студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова и Федотов выступили инвесторами русской версии журнала The Hollywood Reporter, вышедшего в марте 2012 года. А в 2007 году соратники запускали журнал Billboard.

Да и сама система защиты авторских прав в России создавалась совместными усилиями Михалкова и Федотова.

С 2009 года Михалков начал лоббировать введение системы сборов с производителей и импортеров техники, которая в народе даже название получила соответствующее — «михалковский налог».

Примерно в это же время Никита Михалков совместно с гендиректором РАО Сергеем Федотовым и ВОИС создали новую структуру – Российский союз правообладателей (РСП).

А в октябре 2010 году правительство России приняло постановление № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях». Так, возглавляемый Михалковым и Федотовым РСП получил право собирать авторский налог в 1% с продаж флэшек, компьютеров, DVD-проигрывателей, мобильных телефонов, жестких и компакт-дисков.

Гендиректор с темным прошлым

Сейчас, поговаривают, должность «смотрящего» за РАО досталась еще одному старому знакомому Никиты Михалкова — Андрею Кричевскому. Он руководит РПС ВОИС, ФГУП «Мелодия». По данным СМИ, он также помог усадит в кресло главы РАО своего ставленника – Максима Дмитриева. Злые языки уверены, что все финансовые потоки по статье «авторское право» в стране проходят через руки Кричевского.

Кстати, аффилированности организаций, защищающих права авторов в России, Серегй Федотов, в отличие от своего кума, не скрывал.

В одном из интервью он прямо сказал, что «мы хотели построить некую естественную монополию и она уже по факту построена, потому что реально почти всеми организациями, которые имеют государственную аккредитацию в стране, управляю я и сложившаяся команда специалистов«.

Важно

При этом у самого Крричевского, как писали некоторые СМИ есть в биографии весьма темные пятна. Например, была версия, что в 1990-х он мог быть связан с орехово-зуевской ОПГ.

А супруга Кричевского Евгения Голенкова одно время возглавляла Агентство антикризисных технологий и инвестиций (АНТИ), которое сыграло столь роль в смене собственников (а по сути, как говорят, рейдерском захвате) ярославского завода «Красный маяк«.

Видимо, пример супруги оказался заразительным, потому что самого Кричевского в 2015 году СМИ обвиняли в попытке рейдерского захвата РАО, ВОИС и РПС.

Тогда им была проведена незапланированная конференция трех крупнейших российских организаций, занимающихся коллективным управлением смежными правами исполнителей, где он объявил о создании единой структуры — Профсоюза деятелей культуры (ПДК) под своим руководством. В РАО и РСП, впрочем, не признали итогов той конференции.

Михалков попал в опалу?

Когда разразился скандал вокруг Международного центра Рерихов, МЦР подал в Следственный комитет заявление о привлечении министра культуры к уголовной ответственности за грабеж , многие предрекали Владимиру Мединскому скорую отставку.

Но тогда наш источник высказал предположение, что министр останется и в новом в Кабмине, поскольку лоббирует интересы Никиты Михалкова. Якобы, без согласования с режиссером назначить на это пост кого-то другого невозможно.

Так это или нет – доподлинно неизвестно, однако Мединский все же остался в правительстве.

При этом поговаривают, что это назначение стало своеобразным реверансом в сторону Михалкова, который в прошлом году, опять же по слухам, попал чуть ли не опалу руководства страны.

Именно с этим связывали неожиданный уход в августе 2017-го Михалкова из попечительского совета Фонда кино.

Совет

Тогда Михалков упрекнул в СМИ руководство фонда в «безответственности» при оказании финансовой поддержки отечественным кинематографистам.

На фоне скандалов с нескольким фильмами и спектаклями, снятыми на государственные деньги и вызвавшие негатив в обществе, позицию Михалкова поддержали многие деятели культуры и рядовые россияне.

Никита Михалков

Вот только знакомые с «кухней» как самого Фонда, так и министерства культуры, засомневались, что Михалков этим своим демаршем преследовал исключительно благие намерения. По слухам, Михалков таким образом попытался дистанцироваться от своего протеже Мединского и вернуть таким образом якобы утраченное расположение первых лиц государства.

Казалось бы, включение Мединского в новый Кабмин, должно свидетельствовать о том, что Михалкову дали понять – волноваться режиссеру не следует. Но обыски в ВОИС показали, что повод для беспокойства все же есть. Видимо, у нас действительно становится все меньше неприкасаемых, когда речь идет о коррупции.

Читайте нас на Яндекс.ДзенАвторские права, владимир мединский, мошенничество, Никита Михалков, популярное, РАО, Сергей Федотов, скандал, Статьи, Тема дня, экономика, Экономика тема часа

Источник: http://dofa.news/nikita-mixalkov-poluchil-chernuyu-metku/

Десять интересных фактов о поэте Сергее Михалкове

На прошлой неделе не стало поэта, драматурга и публициста Сергея Михалкова. Его называли “патриархом отечественной литературы”, но каким был Сергей Михалков на самом деле?

1 Популярность Михалкову принесло стихотворение “Светлана”, обратившее на себя внимание Сталина в 1935 году. “Я Светлане Аллилуевой, дочери Сталина, ничего не писал, ничего не посвящал, – вспоминал эту страницу своей жизни сам Сергей Владимирович.

– Я написал стихотворение “Колыбельная”, которое вообще не имело отношения ни к кому конкретно. Был влюблен в девушку, которую звали Светлана, она училась вместе со мной в Литературном институте. Стихотворение должно было быть напечатано в газете. Я быстро сообразил, что можно еще исправить название…

А народ, читатели, все мои знакомые и незнакомые решили, что я посвятил стих Светлане Сталиной”.

2 Во время войны Михалков спас жизнь главному редактору фронтовой газеты “За Родину!” Николаю Николаевичу Кружкову. Об этом “РГ” рассказал писатель и публицист Генрих Боровик:

– В свое время Кружкова арестовали, он был сослан, и его ждала смерть еще во второй половине войны. Кто-то написал на него донос, в результате чего он был приговорен к смертной казни. Позже он пришел работать в “Огонек”, где трудился и я.

Это уже случилось после смерти Сталина, когда его реабилитировали. Я с ним разговорился и спросил: неужели никто вас тогда не поддер жал, несмотря на то, что вы были известным журналистом, работали и в “Правде”, и главным редактором фронтовой газеты. Он сказал: “Поддержал.

Только один человек”. Я спросил кто. Он ответил, что “это был Михалков Сережа, который работал в этой фронтовой газете”. Михалков тогда написал письмо Сталину. А в то время это могло обернуться для него огромной трагедией – даже концом жизни.

Обратите внимание

Поддерживать врага народа! А он написал, что ручается за него, что Кружков – честнейший человек.

3 Женой и другом Сергея Михалкова на протяжении 53 лет была детская писательница, поэтесса и переводчица Наталья Кончаловская, дочь художника Петра Кончаловского и внучка живописца Василия Сурикова. На момент свадьбы Кончаловская была старше Михалкова на 10 лет. Говорят, семья Кончаловских не была в восторге от того, что их дочь выходит замуж за никому не известного молодого поэта.

Вместе они воспитали двух сыновей – Андрея и Никиту, которые стали режиссерами с мировыми именами. В 1997 году, через 9 лет после смерти первой жены, в возрасте восьмидесяти четырех лет Михалков женился на физике Юлии Субботиной, дочке академика, которая была моложе его больше чем на 40 лет. В большой семье Михалковых 10 внуков и 8 правнуков.

4 Как рассказал “РГ” старший внук Сергея Михалкова, кинорежиссер Егор Кончаловский, Сергей Владимирович всегда сохранял “подростковые” черты характера. Однажды дед и внук вместе путешествовали по Франции.

Сергей Михалков на тот момент уже был депутатом Верховного Совета, автором гимна страны, председателем правления Союза писателей.

Михалков купил в Париже поддельные сигареты, а на вопрос внука, зачем, отвечал: “Так, повыпендриваться в Москве”.

5 Произведения Михалкова изданы на разных языках в России и за рубежом тиражом почти 300 миллионов экземпляров. По данным Книжной палаты России, ежегодно печатается около миллиона экземпляров его произведений.

6 Виталий Стацинский, главный художник журнала “Веселые картинки” в 1956-1967 годах, вспомнил, как Сергей Михалков “отмолил” его перед ЦК комсомола:

– Раз в три месяца нас вызывали в ЦК комсомола. Вот как-то назревал очередной скандал, и мы решили позвать с собой для прикрытия Агнию Барто, но она сказала, что занята. Главный редактор сказал: “Виталий, самый надежный – это Михалков. Звони”. А Сергей Владимирович был членом редколлегии, печатал у нас какие-то стихи. Пришел. Немножко с опозданием.

Начал заседание такой Пустынин из “Крокодила”: вот, детский журнал при ЦК комсомола, а что творится – в номере 15 собачек, 26 кошечек, всякие лягушки, мышки, а пионеров почти нет. И вдруг Сергей Владимирович, как всегда, заикаясь: “А я считаю, что журнал очень хороший.

И если там будет 26 хороших мышек, зайчиков и петрушек, это лучше, чем 25 плохих пионерчиков!”

7 Михалков был потомком старинного дворянского рода, но происхождение свое при советской власти скрывал. В анкетах писал: “Из служащих”.

По воспоминаниям сына, Андрея Кончаловского, Сергею Михалкову рано пришлось зарабатывать на жизнь. Работал сначала разнорабочим на ткацкой фабрике, потом – в геолого-разведочной экспедиции в Восточном Казахстане.

От прежних владений, домов в Москве и имений у семьи ничего не осталось.

– Не так давно отец долечивал перелом бедра в санатории в Назарьево. Я приехал к нему. Двухэтажный старый особняк, достроенный и перестроенный, отделанный туфом и мрамором, алюминиевые двери со стеклами – архитектура брежневских времен.

– Видишь это окно? – сказал отец. – Из него папа кидал мне шоколадные конфеты. А я стоял вот здесь. Это было наше родовое имение, наш дом. А возле церкви похоронены твой прапрадед, его супруга и многие из нашей родни.

8 За Гимн Советского Союза Сергей Михалков получил 500 рублей. Окончательное утверждение текста проходило в Большом театре, накануне Нового, 1944 года. Присутствовало все руководство страны во главе со Сталиным.

На сцене оркестры и хоры исполняли гимны разных стран: и русский гимн, царский, и английский, и американский, и немецкий. После концерта Михалкова пригласили в ложу Сталина, принимать поздравления. Слова гимна утвердили.

Важно

Помимо пятисот рублей в награду Михалков получил ужин с вождем и продовольственный паек к Новому году: икру и колбасу.

9 Сатирический киножурнал “Фитиль”, созданный Михалковым по заказу ЦК партии, мешал спать генсеку Брежневу. Когда выходил свежий выпуск “Фитиля”, первым делом просили прислать его руководству страны.

– Я спросил у Брежнева: “Леонид Ильич, а Вы “Фитиль” смотрите?” – вспоминал Сергей Михалков. – Он говорит: “Фитиль” я смотрю, а потом три ночи спать не могу!” Я говорю: “Давайте его закроем”. – “Нет-нет, надо показывать”. И надо сказать, что принимали меры по исправлению того, что мы показали.

10 По признанию самого Сергея Михалкова он никогда не испытывал патриотического подъема, когда сочинял стихи для гимна. Он, как и многие, хотел прославиться:

– Ничего я не чувствовал. Я понимал, что государству нужен текст, нужен этот документ. Вообще, когда говорят “знаете, я чувствовал то-то”, это все врут люди. Все писатели, которые писали Гимн Советского Союза, что они чувствовали? Они пытались стать авторами. Желание прославиться. Что ты чувствовал? Ты чувствовал, что надо идти обедать.

Кстати

Главная тайна Сергея Михалкова – как ему удавалось приходиться ко двору многим и многим руководителям страны, неизменно находить общий язык со всеми.

На его глазах вершилась революция, он пережил всех генсеков. Он был при Ленине, при Сталине, при Брежневе, Андропове, Черненко, Горбачеве, Ельцине…

В семье объясняют такую удивительную способность Михалкова просто – он был настоящим аристократом.

“Глядя на отца, на то, как он пережил развал СССР, потерю всех постов, должностей, а вместе с этим и подхалимского окружения, всегда вокруг него существовавшего, на то спокойствие, с которым он воспринимал поток оскорбительных статей, именовавших его “гимнюк Советского Союза”, могу уверенно говорить, что аристократизм в нем, несмотря ни на что, сохранился”, – писал Андрей Кончаловский в книге “Низкие истины”.

Источник: https://rg.ru/2009/09/03/mihalkov.html

Ссылка на основную публикацию