Как шахматы влияют на развитие личности

Игра в шахматы, как фактор личностного развития ребенка

Игра в шахматы, как фактор личностного развития ребенка

Пройдя многовековой путь своего развития, шахматы из элитарной игры превратились в любимое занятие миллионов.

Несмотря на появление в последнее время множества компьютерных программ, интерес к этой древней игре не пропадает. Тем более, что сейчас можно сразиться и с компьютером.

Игра в шахматы это не просто отдых и развлечение, но и своеобразная гимнастика ума, эффективное средство воспитания и развития человека.

«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры.»
В. Сухомлинский

Практика использования шахмат при воспитании детей, подтверждает их уникальные возможности в процессе развития личности учащихся различного возраста.

Обратите внимание

Поэтому к числу наиболее важных социальных функций шахмат, несомненно, должна быть отнесена и функция педагогическая, ориентированная на формирование творческих качеств личности, развития познавательной активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в самых различных ситуациях, требующих повышенного внимания, избирательности в оценке разнообразных факторов… Конечно, шахматы не единственное средство развития творческих способностей у ребенка. В педагогической литературе приведены разнообразные средства формирования творческих качеств учащихся разного возраста. Но даже наличие таких средств не может поставить под сомнение целесообразность использования шахмат. Отличаясь доступностью, простотой и привлекательностью, шахматы вносят весомый вклад во всестороннее, гармоничное развитие человека, независимо от его возраста и профессии. В начальной школе шахматы положительно влияют на совершенствование у детей таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, самоконтроля (управления поведением). Способствуют становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детям, так называемого, некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет им преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Введение шахмат в школьный курс позволило бы сделать обучение радостным, поддерживало бы устойчивый интерес к знаниям. Важное значение, при преподавании шахматного курса, имело бы специально организованная игровая деятельность на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Стержневым моментом уроков становилась бы деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выявляют закономерности.

Все это еще надлежит ввести в наших школах, что позволит явно улучшить личностное развитие ребенка и быстрее, чем обычно достигнуть отличных результатов.

Источник: http://vletapat.ru/samoobuchenie/igra-v-shaxmaty-kak-faktor-lichnostnogo-razvitiya-rebenka.html

Возможности использования русских шахмат в православной гимназии как одного из ресурсов развития воспитания личности

Cтатья Черного М.М. 

Черный Максим Максимович, учитель по шахматам, Мастер ФИДЕ, воспитатель ГПД.

АНОО Гимназия «Святителя Василия Великого», Россия, Московская область, д. Зайцево, Кокошкинское шоссе д.1 blacksmolgt@mail.ru

Аннотация. В статье описана взаимосвязь обучения русскими шахматами с ее воспитательными и развивающими возможностями.  Формирующее влияния шахмат на развитие качеств личности.

Ключевые слова: личностно-формирующие, воспитательные и образовательно-развивающие возможности, эмоционально-физические нагрузки, развитие мышления, исторические корни русских шахмат.

            Шахматы привносят в нашу жизнь только доброе и хорошее, а значит, укрепляют нас также и с нравственной стороны [1].

            Несмотря на исторически непростые отношения Церкви и шахмат, сегодня перед лицом наступающей бездуховности Русская Православная Церковь видит в шахматах явного союзника. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил популяризацию шахмат среди молодежи.

Первой акцией Русской Православной Церкви стал детский турнир в Свято-Даниловом монастыре (18.09-19.09.2004) [2].

В приветственном обращении наместника обители Архимандрита Алексия отмечено, что шахматы – это удивительный сплав искусства и науки, и выражается надежда, что шахматы смогут противостоять негативу, заполнившему современное информационно-развлекательное пространство. Шахматы сегодня в какой-то мере являются естественным союзником Церкви.

            Актуальность программы обучения Русскими шахматами взаимосвязана с ее воспитательными и развивающими возможностями. Шахматы оказывают благотворное, формирующее влияние на развитие качеств личности, которые сегодня востребованы в самых различных областях профессиональной деятельности: это целеустремленность, воля, самодисциплина, способность к стратегическому мышлению и другие.

             Сегодня, в эпоху компьютеров и информационных технологий, важное значение приобретает умение быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, способность ее анализировать и делать логические выводы. В формировании логического и системного мышления шахматы способны сыграть существенную роль.

Важно

Включение  русских шахмат в систему образования способствует повышению уровня интеллектуального развития детей, выработке умения концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного времени.

Формирование умения правильно и корректно вести себя в стрессовой ситуации, возникающей в течение шахматной партии, позволяет отнести шахматы не только к учебному, но и воспитательному фактору.

Занятия русскими шахматами с традиционной точки зрения относятся к физкультурно-спортивному направлению. Вместе с тем, характер и содержание обучения этой игре в значительной степени связаны с интеллектуально-мыслительной деятельностью, с общекультурным развитием и обладают широкими личностно-формирующими и образовательно-развивающими возможностями.

Русские Шахматы как вид спорта (особенности и проблемы эмоционально-физической нагрузки).

             Известно, что способность успешно справляться с нервно-эмоциональным напряжением, возникающим во время игры, в значительной мере определяет спортивную форму шахматиста.

Более того, эмоциональное напряжение необходимо для результативного творчества ребенка. Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины.

Именно этому подчинен каждый ход шахматиста.

        В процессе игры ребенок сам учится управлять своим эмоциональным состоянием. Этому способствует соблюдение рационального режима. Опытные шахматные бойцы сохраняют эмоциональную устойчивость, необходимую для успешной игры, с помощью переключения на другую деятельность, включающую мышечные нагрузки, прослушивание классической музыки и др.

Воспитательные возможности шахмат и развитие мышления.

           Шахматная игра не без основания относится и к спорту, и к искусству, и даже – к науке. Влияние русских шахмат на формирование интеллекта, логического, тактического и стратегического мышления общепризнанно.

          Шахматы – подлинно стратегическая игра. Клетчатая доска – это своеобразное поле сражения, на котором деревянные войска ведут бескровные шахматные схватки по законам, имеющим много общего с военной стратегией.

Совет

Детей привлекает в шахматную школу желание научиться успешно командовать этими войсками и общаться с противником через фигуры и игру.

В дальнейшем они учатся планировать операции, вести атаку, стойко защищаться, быстро ориентироваться, быть выдержанными и организованными.

        Играя партию, ребенок стремится к победе, напрягая свой ум, волю, духовно мобилизует себя. В значительной мере это становится привычкой, и целеустремленность, приобретенная в занятиях шахматами, со временем проецируется на другие виды жизненной деятельности, в том числе на учебу и работу.

      Развивающее влияние шахмат особенно органично проявляется у детей в возрасте 7-12 лет. В этот период складывается специфическая интеллектуальная способность общего характера – умение действовать в уме.

Как нельзя лучше этот процесс мышления представлен в шахматной игре, поэтому она признана оптимальным материалом или моделью для развития способностей действовать в уме. Развитие мышления в шахматах складывается как искусственно-естественный процесс, в котором «искусственная» составляющая определяется усилиями обучающего.

Развитое мышление шахматиста характеризуется такими показателями, как самостоятельность, практичность, дисциплинированность, изобретательность, самообладание. Эти пять показателей являются основополагающими при формировании мышления шахматиста как личности.

 Русские шахматы воспитывают логическое мышление, волевые качества, потребность в личностном самосовершенствовании. Но, почему именно русские шахматы, а не классические (индийские) шахматы?

           История шахмат начинается в Азии, а родиной шахмат считается Индия. Древнейшая, примитивная форма шахмат – военная игра «чатуранга» — возникла в этой стране еще в первом пятисотлетии н.э. Из Индии игра проникает в Китай, Иран. Большой вклад в развитие шахмат вносят народы Средней Азии. После завоевания Средней Азии арабами в VIII веке н. э.

Обратите внимание

шахматы получают распространение на обширнейшей территории Арабского халифата. Через завоевателей-арабов игра попадает в Испанию и вообще в Европу. К восточным славянам (антам) шахматы, по мнению некоторых историков, проникли в V-VI вв. н.э. из Индии или из Средней Азии. Законченный вид, который игра имеет сегодня, она приобрела в XVI в.

Правила игры изменялись на протяжении длительного времени.

           История Русских шахмат, которые раньше называли таврелями (от «тавро» – клеймо, изображение), уходит корнями в глубокую древность, во времена дохристианской Руси и переплетается с мифологией, верованиями и прикладным искусствам древних славян.

Фрагменты шахматно-шашечных игр неоднократно обнаруживали в скивских курганах Приазовья, в этрусских могильниках, венедских и варяжских захоронениях по берега Рутении – Южного побережья Балтийского моря. При раскопках в Новгородских землях, а также на Черниговщине было найдено множество прекрасных изделий для игры в таврели, датированных IX-X вв.

Упоминание об этой игре встречается в былинах о Владимире Красном солнышке и Садко [3, c. 10]. Археологи признают, что русские шахматы (таврели) являются древнейшей русской игрой.

           Игру стали постепенно забывать с крещением Руси, так как шахматы были связаны с языческими верованиями и церковь в данный исторический период не очень поощряла игры.

Полное их забвение произошло в эпоху Петра I, распространившего в России модную в Европе игру – индийские (классические) шахматы [4, c. 11]. После более чем двухсотлетнего забвения, в середине 90-х годов XX века, группа единомышленников, состоявших из ученых и шахматистов решила возродить древнюю игру.

Все приходилось делать впервые: издавать правила игры, ее теорию и методику обучения. Так родилась Федерация русских шахмат.

         Прежде всего, нам близки исторические корни нашей игры, ее тесная связь с Русской историей.

Важно

Меня удивило и привлекло в ней то, что наши древние предки придумали игру, которая и сегодня, как утверждают специалисты и шахматисты с мировым именем, является по сложности и интеллектуальному потенциалу выше всех известных настольных игр в мире, включая и индийские шахматы. Наши праотцы были ближе к природе.

Они по-другому воспринимали окружающий их мир. Их объемно-пространственное мышление было более естественным, и потому трехмерным, как наша вселенная, а мы учимся ему через фильмы в формате 3D. Русские шахматы – это трехмерный формат и это делает их современными.

Чтобы воспитывать в человеке личность, необходимо возбудить в нем потребность в интеллектуальной деятельности. И игра в русские шахматы является одним из наиболее эффективных методов. Интеллектуальная безопасность нашей страны не менее важна, чем любая другая: политическая, экономическая, военная и т.д. Очень хочется, чтобы у нас в стране было больше умных людей.

Литература

1.    В. Ивановский, З. Исаев, Ю. Долженков, Д. Корнилович, О. Свирин Русские шахматы – С.: СГТ, 2013. – 118с.

2.     Авербах Ю.А. Шахматная школа. – Ростов-на Дону: Феникс, 2000.

3.     Герушанский Б.С. Шахматы – школе. – М.: Педагогика, 1991.

4.     Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. – М.: Просвещение, 1991.

5.     Старцев В. Десять лет спустя или субъективные заметки о перспективах шахмат. – М., 2001.

6.   Сухин И.Г. Шахматы для детей. – М.: Новая школа, 1994.

7.  Православная газета Екатеринбург. Митрополит Алексий (Поликарпов) [1]

8.    Православие и шахматы. Москва. Сентябрь 2004 [2]

9.    Русские шахматы. Москва. 2013 –  [3]

10.   Русские шахматы. Москва. 2013 – [4]

Источник: http://www.rus-chess.ru/vozmozhnosti-ispolzovanija-russkih-shahmat-v-pravoslavnoj-gimnazii-kak-odnogo-iz-resursov-razvitija

Что такое Шахматы? Эзотерическая суть Шахмат, их влияние на человека

На планете Земля давно уже существует такая интересная и популярная игра, как шахматы. Но шахматы – это не просто игра. Давайте разберемся, что такое Шахматы, в чем эзотерическая суть шахмат, каково их влияние на человека?

Считается, что эта древнейшая игра возникла в Индии или Египте. В ту пору, да и по сей день, существовало и существует такое понятие, как агрессия, ненависть и воинственность между людьми.

Так вот шахматы потому и существуют, что лучше воевать за шахматной доской, чем с оружием в руках. И это отличный способ сближения между людьми.

Читайте также:  Редкие фото леры кудрявцевой

Что такое Шахматы, их суть

Итак, что такое шахматы? Конечно, шахматы несут определенные знания для человека. Считается, что они были переданы во время рассвета Египетской цивилизации через Гермеса Трисмегиста.

Однако существуют сведения, что шахматы существовали еще во время Лемурийской цивилизации, а это было сотни тысяч лет назад. Само собой, на планете Земля сначала не было людей вообще. И первые жители Земли – это существа с Созвездия Плеяд и Орион, а потому и шахматы пришли оттуда.

По своей эзотерической сути шахматы выражают собой черно-белый узор из квадратов, который напоминает всем людям о безбрежности и бесконечности всего поля бытия и важности ориентации в нем.

Суть шахматной доски

Можно сказать, что узор шахматной доски выражает собой сложную версию креста или пересекающихся крестов, выражающих взаимозависимую природу всего Мироздания. Вот такая шахматная сетка, представленная в виде пересечений квадратов, и каждое пересечение выражает собой портал или вихрь энергии, где реальности и нереальности сливаются.

Каждый квадрат шахматной доски существует в виде символа энергии, где черный квадрат выступает символом негативной энергии, а белый — позитивной, подобно электрическим зарядам, имеющим минус и плюс.

И вроде бы шахматы – просто игра и выражение культуры человечества, все же они несут именно знания чередования противоположностей в Мироздании.

В давние времена люди знали свою роль в такой игре бытия, знали, что жизнь бесконечна, и что именно мировоззрение определяет, кем они будут, и какие изменения нужно внести в свою жизнь.

Шестьдесят четыре клетки шахматной доски объясняют построение энергии в существующей реальности. Черное поддерживает белое, а белое поддерживает черное.

И по своей сути шахматная доска есть символ противоположностей: мужское и женское, свет и тьма, инь-янь.

Влияние шахмат на человека

Шахматы оказывают безусловное влияние на человека в эзотерическом смысле. Шахматная доска побуждает человека жить по космическим и духовным законам. Например, в Индонезии и на Бали шахматная доска напоминает людям о мудром равновесии между светом и тьмой.

Наши предки могли управлять реальностью методами, незнакомыми большинству людей. Они могли активировать коды своих ДНК, выходя за рамки обычного времени и перемещаясь между различными мирами.

Майя даже знали о черной дыре в нашей галактике Млечный Путь, которую астрономы открыли сравнительно недавно.

Совет

Довольно часто древние церкви и храмы строились на перекрестках, где пересекались энергии Земли, таким образом подключаясь к планетарной сети и накапливая энергию и силу.

По сути, шахматы несут в себе знания по астрономии и сакральные знания управления своей энергией. Когда человек живет в обычной жизни, он действует порой, не задумываясь, а когда играет в шахматы, то всегда понимает, что он именно играет за доской. И это одна из причин рождения на Земле, обучение управлению энергией.

Сам вид шахматной доски, на которой есть белое и черное, наводит на мысль, что все энергии должны быть в гармонии и равновесии. Существующие Законы Бога или заповеди ведут к гармонии в проявляющихся энергиях мира.

Как в шахматах, так и в реальной жизни, нужно понимать игру дуальности. Важно понимать, что гармонию и равновесие создает сам человек через проживание своей жизни на Законах Творца, проявляясь на безусловной Любви к окружающим, не требующей ничего взамен.

Каково влияние шахмат на человека с точки зрения эзотерики? Наличие черных и белых квадратов в шахматах указывают человеку, что существует полярность или дуальность, и именно от человека зависит, будут ли эти противоположности в гармонии и единстве, или они будут в разделенном состоянии.

Когда человек в своих действиях, мыслях и эмоциях поступает в согласии с Законами Творца, тогда дуальности и разделения больше нет, а есть гармония и единство.

А если человек нарушает Законы Бога и создает негатив, то появляется дисгармония, увеличивается темная сторона Души, происходят потери и болезни как следствие непонимания функционирования всеобщего бытия.

Вот что такое шахматы по своей сути, их влияние на человека важно правильно оценивать. Понимание противоположностей на основе шахмат позволяет человеческому сознанию расшириться и проявиться совершенно по-другому.

ActionTeaser.ru – тизерная рекламаЧто такое дуальность и разделение – это когда воспринимается лишь одна теневая, материальная сторона, и тогда происходит разделение личности человека и его Души. Однако соединение физического и материального состояния человека с его духовным состоянием дает целостность, и человек становится совершенно другим или целостным.

Так устроено в Мироздании и не только на планете Земля, что полярность дуального проживания на противостоянии должна перейти во взаимодействие, и тогда идет ускоренное развитие как Души, так и личности человека. А это происходит тогда, когда человек отдает в этот мир Любовь, во всем видит позитив и проживает на Законах Бога.

Обратите внимание

Об этом я уже рассказывал ранее, но, как видите, в жизни все взаимосвязано. И сегодняшняя статья о том, что такое шахматы, каково их влияние на человека, в чем эзотерическая суть шахмат, – также наводит на мысли об Абсолютной Любви, красоте Души и смысле Жизни человека.

Источник: https://samosoverhenstvovanie.ru/chto-takoe-shakhmaty-yezotericheskaya-sut-shakhat-ih-vliyanie-na-cheloveka/

Игра в шахматы – путь к активному долголетию

Играя в шахматы – мы приобретаем привычку не падать духом при современном состоянии наших дел, а надеяться на благоприятное изменение и упорно продолжать поиск новых возможностей.

Б. Франклин

Самое главное в жизни – это здоровье!Что может сохранить и помочь нашему здоровью?

Положительные эмоции и динамика увлечённости победоносно спешат на помощь нашему здоровью.

Одним из таких увлечений являются шахматы. Если говорить о прямом воздействии игры в шахматы на физическое здоровье человека, то положительное влияние они оказывают в комплексе с физическими упражнениями и правильным питанием.

Шахматы – это древнейшая игра, обожаемая многими учёными, писателями, политическими деятелями. С обретением в результате современных исследований глубоких познаний об особенностях работы мозга можно совершенно уверенно утверждать, что эта игра служит замечательным стимулятором для улучшения умственной деятельности.

Шахматы это гимнастика для нервной системы, сохраняющая тело всегда молодым и исцеляющая болезни, вызванные стрессом, травмами, гиподинамией.

Умственные занятия полезны для продления жизни. Особенно, при переключении одного типа мышления на другой. В шахматах задействована левополушарная деятельность.

Депрессия- болезнь «правого» полушария, болезнь жизненных мотиваций и причин с постоянно «самогрызущим» вопросом «А зачем?»

Спокойная атмосфера игры, ее стройность и красота упорядочивает работу нервов – тонизируя возбудимость. Радостная и привлекательная картинка поднимет наше настроение, а, следовательно, укрепит наше здоровье.

Важно

Один из работающих компонентов – ритм. Как он реализуется? Ход, ещё ход, размышление-обдумывание, вдох-выдох-задержка, сердечный цикл. Всё синхронизируется с главными психофизиологическими процессами.

Посредством лечения ума происходит исцеление всей психики, где Ум и есть вершина. По высказыванию врача-психолога, гроссмейстера Прегера «шахматы воспитывают активное отношение к жизни…».

Каково влияние шахмат на здоровье? Физиологически очевидно: человек вовлечен всесторонне – повышается активность мозга, активизируются клетки и системы.

Дети и шахматы.

Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и способствуют развитию таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Примерно к 5-7 годам ребёнок овладевает знаковой системой родного языка и начинает осваивать процесс умственных действий, результат которых проявляется сразу в мыслях, вне движения или слова.

В норме умение совершать действия в уме формируются в 7-12 лет и шахматы являются почти идеальной моделью для успешного развития этих способностей.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысячам детей не коммуникативного типа. У них резко расширяется круг общения, появляется много новых возможностей для полноценного самовыражения, самореализации и это позволяет детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматная игра способствует выработать у человека сдержанность, самообладание, настойчивость и массу черт характера, которые в свою очередь будут воспрепятствовать возникновению стрессов, которые сказываются на работе не только сердца, но и всего организма.

Польза шахмат доказана в эксперименте, как оказалось, что многим детям, которые отличались плохим поведением, игра в шахматы помогла объяснить законы и ценности, которые общество безуспешно пыталось им навязать.

Шахматы могут изменить жизнь подростка, трансформировать агрессию в дух соревнования, улучшить успеваемость по школьным предметам и повысить самооценку.

Детям с проблемами поведения такая игра поможет развить усидчивость, концентрацию внимания и, таким образом, снизить гиперактивность.

Совет

Исследования в начальной школе показали что дети, которые занимаются шахматами, лучше считают, у них лучше развиты навыки понимания и восприятия, и более высокий уровень стремления к учёбе.

По высказыванию педагога-писателя В. Сухомлинского «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как одна из элементов умственной культуры».

А самое главное,что дают шахматы – это творческий процесс, который заставляет детей расти, развиваться! И именно, в этот момент ребёнка можно спасти от вина, наркотиков, преступлений. Познавший творческий процесс, испытавший на себе азарт, успех, не пойдёт курить, пить, ему это будет уже не надо.

Шахматы способствуют увеличению уровня развития коэффициента интеллекта (IQ)

Одно из проведённых зарубежных исследований подтвердило факт, что сам процесс игры способствует повышению интеллектуальных способностей игроков.

В эксперименте приняли участие 4 тысячи студентов, в ходе чего наблюдалось существенное повышение уровня IQ, как у парней, так и у девушек, которые в течение 4-х месяцев играли в шахматы.

Шахматы способствуют развитию творческого потенциала.

Так как, правое полушарие нашего мозга отвечает за творческую деятельность, то его активация в процессе игры в шахматы должно способствовать развитию творческих способностей у игроков.

В эксперименте, в течение 32 недель, студенты, играющие в шахматы проявляли большую креативность (творческая способность) при выполнении разных задач, чем их товарищи, которые занимались другими видами деятельности, стимулирующими развитие творческого мышления.

Шахматы объявляют мат старческим заболеваниям

Зачастую человек сталкивается с проблемой, которую не может не то что бы решить, а не знает, с какой стороны к ней подступиться и хорошо, если весь процесс сопровождается только мыслительной деятельностью и полностью исключает переживания и беспокойства. Но так бывает, как мы понимаем, далеко не всегда.

Обратите внимание

Конечно, чувства никто не отменяет, у любого живого человека они есть. Но вот помочь себе человек может управляя своими мыслями. И способ своего мышления можно дорабатывать, совершенствовать. Здоровое логическое мышление нужно в себе воспитывать и помогают в этом шахматы.

В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, уже нет сомнений.

Чем взрослее становится человек, тем он больше понимает, что самым главным условием для счастливой жизни является его здоровье. С возрастом происходят изменения в организме, приходят разные заболевания.

Как же сохранить своё здоровье? Как быть здоровым, счастливым в пожилом возрасте?

От чего оно зависит?

Всемирной организацией здравоохранения установлена формула здоровья:здоровый образ жизни – 50% (в том числе питание около 80%); наследственность – 20%; условия внешней среды -20 %; система здравоохранения – всего 10%.

Учитывая, что 50% здоровья зависят от образа жизни человека, получается, что мы можем сами контролировать своё здоровье. Ведь очень многое зависит от нашего режима дня, привычек, питания и от многих других факторов.

Следует сохранять молодость ума. Исследования показали, что если человек продолжает умственно работать, то в его организме могут замедляться процессы старения. По статистическим данным, такие люди меньше подвержены старческому слабоумию, они обладают высоким уровнем здоровья.

Читайте также:  Лучшие цитаты достоевского

Поскольку мозг функционирует, как и любая иная мышца, то ему,тоже нужны тренировки, которые позволят избежать проблем со здоровьем.

Одним из основных преимуществ игры в шахматы является их способность задействовать к работе сразу оба полушария головного мозга.

Игра в шахматы эффективно способствует улучшению и развитию кратковременной и долговременной памяти. В процессе этой деятельности нужно запоминать предыдущие ходы противника, постоянно вспоминать правила, помнить о своих предыдущих действиях и об опыте завершенных игр.

Важно

Регулярное выполнение таких упражнений снижает вероятность появления прогрессирующей в современном обществе болезни Альцгеймера (прогрессирующее снижение памяти).

Современные исследования определили, что люди в возрасте от 75 лет, которые играют в шахматы, менее склонны к развитию болезни Альцгеймера, чем их не играющие в эту интеллектуальную игру сверстники.

Повышенная концентрация внимания и постоянная работа с памятью – единственные вспомогательные средства в профилактике и лечении данного недуга, так как эффективных медицинских препаратов против него ещё не изобретено.

Играя, бороться за молодость! Ещё одним фактом, подтверждающим пользу этой игры для мозга, является сильная стимуляция интеллектуальной деятельности.

При низком уровне умственной работы, ближе к старости,нейронные соединения мозга становятся более удалёнными, что значительно ухудшает их функционирование, именно по этой причине, люди редко работающие умственно на протяжении всей жизни, даже не достигнув 60 лет, часто действуют и высказываются не совсем логично.

В условиях отсутствия места работы с интеллектуальными нагрузками, простая ежедневная игра в шахматы не допускает такой деградации. Люди, не игнорирующие это занятие, могут в 80 лет по отношению к познавательной активности не отставать даже от молодых студентов.

Ещё древнеримский политик и писатель Марк Порций Катон писал: «Старости надо сопротивляться, надо поддерживать не только тело, но в гораздо большей степени ум. Ведь мозг как светильник: если не подливать масло, погаснет.

Старость не должна быть праздной, ленивой и сонливой. Я одобряю молодого человека, в котором есть что-то стариковское, а также одобряю стариков, в которых есть что-то молодое.

Тот, кто следует этому правилу, может славиться и телом и духом».

Постоянное поддерживание активной умственной деятельности пожилыми людьми игрой в шахматы замедляет старение организма.

Совет

Активная работа мозга во время выполнения логических задач стимулирует выработку гормонов, отвечающих за восстановление тканей, полноценное пополнение необходимыми веществами.

Соответственно, находящиеся в солидном возрасте люди, ежедневно заставляющие мозг работать, имеют упругую кожу, плотные мышцы, сосуды, крепкие кости.

Ещё в конце 19 века, первый шахматист мира В. Стейниц писал, что игра в шахматы способствует сохранению у пожилых людей интеллектуальных способностей, защищает мозг от увядания.

Это, в свою очередь, приводит к увеличению продолжительности жизни!

Таким образом, играйте в шахматы, шашки, старайтесь читать больше книг, занимайтесь творчеством, узнавайте что-то новое, интересуйтесь новостями. Старайтесь развиваться дальше как личность.

Здоровым нужно стремиться быть всегда! Ибо здоровье – физическое, психоэмоциональное, нравственное – определяет качество жизни и продолжительность жизни.

Здоровья Вам! Будьте здоровы, а значит – счастливы!

Материал подготовлен областным управлением здравоохранения

Источник: http://www.diapazon.kz/kazakhstan/kaz-othernews/103522-igra-v-shahmaty-put-k-aktivnomu-dolgoletiyu.html

Шахматы помогают даже тем, кто не умеет играть в них

Бытующие представления о том, якобы шахматы возникли как игровая модель враждующих армий, ошибочны. Шахматы – это модель социальной жизни. Шахматные фигуры как люди: каждый человек ведёт себя по-своему. Кто-то ищет лучший ход, кто-то – лучший…

Бытующие представления о том, якобы шахматы возникли как игровая модель враждующих армий, ошибочны. Шахматы – это модель социальной жизни.

Шахматные фигуры как люди: каждый человек ведёт себя по-своему. Кто-то ищет лучший ход, кто-то – лучший план. Прослеживается аналогия шахмат и отношений людей. Во время шахматной партии возникает своеобразная конфликтная ситуация.

Обратите внимание

Причём сплошь и рядом она выходит за рамки сугубо формального передвижения фигур на доске и как бы переходит на личности играющих. Жизнь подобно шахматной партии развивается в соответствии с принципами стратегии и тактики. Шахматы учат нас, как могла бы сложиться наша жизнь при равных возможностях и без случайностей.

Если партию в 40 ходов сравнить с человеческой жизнью длиной в 80 лет, то потеря темпа равносильна потере двух лет жизни.

Шахматы тесно переплетены с жизнью. Некоторые термины, бывшие некогда сугубо шахматными, стали общеупотребительными словами: вариант, дебют, цейтнот, форсирование. Взаимодействие людей друг с другом можно представить как шахматную игру. Жизнь подобно шахматам – это нестандартная задача.

И в шахматах, и в жизни нетривиальность действий зачастую приводит к успеху. Мир шахмат предельно условен, но в нём повторяются многие закономерности реального мира, в котором мы живём. То же бесчисленное количество ситуаций, та же неопределённость путей достижения цели.

Как шахматная фигура имеет относительную силу, так и человек – определённую значимость.

Мы знаем много случаев, когда человек добивался успеха тогда, когда он предпринимал блестящую жертву (подарок, услугу, деньги) в нужное время в нужном месте. За шахматными терминами стоит реальный социальный мир. Поведение, взаимодействие, потребности, намерения, отношения, планы, оценки, амбиции, мотивы, ошибки людей – всё это отражает шахматный язык.

Вот что означают шахматные термины. Белые и чёрные — 1. Свои и чужие. 2. Мужчина и женщина. 3. Родители и дети. 4. Начальник и подчинённый. 5. Конкуренты. 6. Соперники.

Ферзь — 1. Значимый человек. 2. Директор. 3. Человек, наделённый большой властью.

Ладья — 1. Взрослый человек. 2. Стратег. 3. Влиятельный человек.

Слон — 1. Юноша, девушка. 2. Тактик. 3. Человек, наделённый маленькой властью.

Шах — 1. Недовольство, замечание, недоверие, предупреждение, упрёк, оскорбление, угроза. 2. Сигнал тревоги. 3. Амбиция.

Миттельшпиль — Развитие взаимодействия (взаимоотношений) людей. Эндшпиль — окончание взаимодействия (взаимоотношений) людей.

Важно

Гамбит — приглашение к установлению взаимоотношений, сопровождаемое подарками, деньгами, услугами. Контроль поля — 1. Проницательность в отношении намерений партнёра. 2. Наблюдение (слежка) за действиями, поведением и/или речами партнёра.

Демаркационная линия — 1. Сложившиеся взаимоотношения людей без права их изменять. 2. Граница во взаимоотношениях людей. 3. Зона влияния.

Большой интерес представляют шахматные фразы – модели жизненных ситуаций. Преобразованные на житейский лад, они могут оказать самое благотворное влияние на регулирование поведения человека. Вот как звучат некоторые шахматные фразы в житейском контексте:

Очень полезно попытаться сбросить с себя груз уже найденных вариантов, оценок и мнений и посмотреть на ситуацию свежим взглядом, взглядом стороннего наблюдателя, изменить восприятие этой ситуации, стараясь думать и находить новые, не рассматривавшиеся до сих пор идеи.

Надо было не на словах, а на деле понять, что нет скучных дел и занятий, а есть неумение найти интерес в деле, есть скучные люди (скучная игра).

Но какая же это жизнь (шахматы) – без риска, без борьбы нервов, без прихотливых поворотов, которые избирает судьба во взаимодействии с другими людьми?! Ведь вашему плану, пусть глубокому и тщательно продуманному, партнёр способен противопоставить столь же хитроумный! Значит, если хочешь добиться чего-нибудь в жизни, – рискуй!

Итак, абсолютно безошибочной жизни (игры) не бывает.

И поражения, как это ни печально, сопутствуют житейской действительности, так что успешно взаимодействовать с другими людьми может лишь тот, кто найдёт способ, во-первых, сделать свое мышление возможно надёжнее (тогда сократится количество неудач), а, во-вторых, преодолевать последствия неудачи с минимальными нервными и материальными потерями.

Житейское дело (партия) представляет собой беспрерывную цепь тактических действий, соединённых стратегическими замыслами.

Совет

Не тратьте время на мошенничество (дебютные ловушки). Лохотрон хорош один раз в жизни. Другие на него не попадутся. Работать стоит над созданием целых систем, ориентированных не столько на сиюминутную выгоду (дебют), сколько на средину жизни (миттельшпиль) и даже будущее (эндшпиль).

Умение успеть сделать все необходимые приготовления (полезные ходы) до наступления нежелательных, но вполне реальных событий значительно упрощает достижение успеха. Наличие запасного аэродрома (форточки) чрезвычайно важно при начале конфликта.

Самый трудный мой противник – я. В жизни я часто невольно преувеличиваю значимость чего-либо или кого-либо, превращаю его в сверхзначимое, преувеличиваю стоящие передо мной трудности.

Не следует забывать, что взаимодействие людей (шахматы) – это противоборство. Оно разворачивается по воле двух партнёров (мужчина и женщина, начальник и подчинённый, конкуренты), каждый из которых преследует свои цели и всячески стремится воспрепятствовать достижению целей своего соперника.

В завершение экскурса даю шахматный комментарий детско-родительских отношений. Нерадивый сын — Родитель Во время игры между родителем и нерадивым сыном, играющим белыми фигурами, возникла позиция, в которой белый конь напал на чёрную ладью, угрожая ее сбить (наглец). Стоять и ждать осуществления планов нерадивого сына – тяжёлая задача.

Поэтому чёрные сами начинают контригру. Воспользовавшись домашней заготовкой, родитель делает промежуточный ход слоном (стратег). Стоит белым соблазниться ладьёй и прорыв обернётся в пользу чёрных. Нерадивый сын, не мудрствуя лукаво, схватил чёрную ладью своим конём (беспечный). Но теперь, после хода слона позиция изменилась. Инициатива нерадивого сына иссякла.

Видно, как плохо расположены его фигуры. Против них оборачивается давление слона и пешечный штурм. Инициатива перешла к родителю. Он фианкеттирует слона и занимает пешками центр (всемогущий). Смелое и вполне правильное решение. Следующим ходом нерадивый сын напал ладьёй на чёрного ферзя (трепач), но не заметил вилку, которую тут же сделал родитель.

Это был шах слоном с одновременным нападением на ладью (всемогущий).

Как и всюду в нашей жизни, так и тут бывает много причин, по которым мы отступаем от взятых на себя жёстких обязательств. Но эти исключения редки, а то, что шахматный слон, по хорошей длинной диагонали нацеленный на короля и ладью противника, лучше любой ладьи и коня – факт. Нерадивый сын ушёл королём на поле d1 (недовольный).

Обратите внимание

Родитель взял своим слоном ладью (лоцман семейного корабля). Что это? Родитель предложил нерадивому сыну жертву ферзя (иронический подстрекатель). Хитрый ход! Чёрные заблаговременно уводят слона и делают вид, что собираются энергично возразить посредством вечного шаха.

Если тридцатый ход родителя был маленькой неожиданностью, то 31-й вызвал у зрителей и комментаторов настоящий переполох.

Так вот в чём дело! Слон сбил ладью, чтобы выиграть время для концентрации тяжёлых фигур по вертикали d. Нерадивый сын занервничал. Он хватает чёрного ферзя (дармоед). Грубый просчёт.

Анализ показал, что позиция белых безнадежна. Попытка замутить воду взятием ферзя ни к чему не приводит. Родитель проводит комбинацию и ставит мат нерадивому сыну.

Хороший пример согласованной, дружной работы чёрных фигур и пешек.

Автор Ефим Рейтблат

Источник: https://econet.ru/articles/21591-shahmaty-pomogayut-dazhe-tem-kto-ne-umeet-igrat-v-nih

Тема: Влияние шахмат на развитие ребенка. Часть 3

Тема: Влияние шахмат на развитие ребенка. Часть 3

Влияние шахмат на развитие ребенка поразительно. Эта увлекательная интеллектуальная игра приносит детям много удовольствия и радости, одновременно с этим способствуя их умственному развитию.

 В былые времена играть в эту игру дозволено было лишь королям только между собой. Времена и порядки постепенно менялись и сегодня в эту удивительную игру играют все, кто хочет: дети, подростки, взрослые и пожилые. Почти в каждом городе и стране в настоящее время проводятся соревнования по шахматам, а также другие международные олимпиады и турниры.

 Шахматы, как всем известно, относятся к спортивным дисциплинам и хотя с физической точки зрения они не так сложны, как футбол, боевые искусства или баскетбол, однако они приносят человеку не меньшую пользу, представляя собой одновременно сложную и увлекательную игру. Так, влияние шахмат на развитие ребенка сказывается на развитии его логики, мышления, памяти и математического счета.

 Конечно же, от шахмат ребенок может и не станет следующим Эйнштейном и не сделает какое-либо великое открытие в науке (многие зачастую полагают, что если человек занимается шахматами, то он обязательно отлично знает или же будет знать математику, хотя на самом деле это не совсем так и увлечение шахматами не гарантирует математику “на отлично”). Но вот что можно сказать наверняка про влияние шахмат на развитие ребенка, так это то, что они развивают ум, память и логику, что непременно является весьма полезным для человека в нашем непростом современном мире.

 Хотя шахматы положительно влияют на всех людей, все же влияние шахмат на развитие ребенка особенно заметно, поскольку, как известно, именно с детства нам закладываются основные навыки и главное в этом деле заинтересовать ребенка игрой. Обычно эта задача отводится учителю (тренеру) шахмат.

Читайте также:  20 вдохновляющих фильмов

 В некоторой степени благодаря шахматам даже оценки в школе могут улучшиться и не понадобится нанимать репетитора. Учить стихотворения и запоминать различные тексты и формулы наверняка будет проще, чем другим ученикам, которые не занимаются шахматами.

 Хочется, чтобы все родители понимали, что кроме физического развития для ребенка еще необходимо и умственное. Физический спорт, бесспорно, очень полезен и заслуживает уважения, но никто ведь не запрещает комбинировать занятия, включающие как физические, так и умственные нагрузки, что способствует развитие гармоничной личности.

Важно

Влияние шахмат на развитие ребенка. Часть 2Игрушки для физического развития детей. Часть 1

Источник: http://www.finixclub.ru/articles/433–3

Что развивают шахматы?

Более 1,5 тысяч лет назад в Индии возник прообраз игры, которую сегодня мы называем шахматы. Со временем она проникла в Европу, Россию и стала популярной среди дворянского сословия, особенно в дипломатической среде.

Примерно с середины 19 века игра перестала быть привилегией знати и завоевала истинную народную любовь. Начали проводиться международные турниры и матчи, появился первый чемпион мира по шахматам.

Им стал немецкий мастер Вильгельм Стейниц.

Уже тогда люди нередко задавались вопросом – что развивают шахматы, какую пользу можно получить для своего развития, регулярно участвуя в сражениях на 64 клетках? Широко известно высказывание великого Гете: «Шахматы – это пробный камень человеческого ума». Но это общие слова, которые любят цитировать к месту и не к месту, когда разговор заходит об упомянутой игре. Мы же хотим разобраться более конкретно в данной теме.

Содержание статьи

Под увеличительным стеклом

Для начала попробуем дать определение этому феномену, рождение которого теряется в глубине далеких веков. Шахматы – настольная игра с многослойной логикой и своим игровым миром, живущим по строгим и, казалось бы, незыблемым законам. Однако вся прелесть шахмат заключается в том, что эти законы можно нарушать (мы имеем в виду не правила игры) и очень часто нарушитель оказывается прав.

Партия течет спокойно и неторопливо, и вдруг взрыв, удар молнии – жертвуется одна фигура, вторая… На ровном месте возникает стремительная и сокрушительная матовая атака.

Всего несколько ходов, а как изменилось течение игры! Армия противника в панике, и вражеский король вынужден склонить голову. Это и есть высшая логика шахматной игры и ее очарование! Вот что такое шахматы.

Конечно, данное определение немного эмоционально и далеко не полно, но в целом отражает одну из самых привлекательных сторон древней игры.

Ну а теперь посмотрим, что, кроме чувства победы над противником и удовлетворения от хорошей игры, дают шахматы человеку.

к содержанию ↑

Общая тренировка

Наш мозг так же восприимчив к тренировке и накачке «мыслительных мускулов», как и тело. Шахматы можно назвать универсальным тренажером для мозга, причем по эффективности им нет аналогов.

И вовсе не потому, что они мощно воздействуют на мозг. Нет. Дело в другом. Игра полностью загружает оба полушария, то есть заставляет усердно трудиться все наше серое вещество. И это медицинский факт.

Мало в какой сфере человеческой деятельности такое возможно.

к содержанию ↑

Логика

Шахматы – логичная игра. Все ходы взаимосвязаны, подчинены общему плану и вытекают из существующего положения. Умение логически мыслить развивается от партии к партии, от учебника к учебнику. Причем процесс этот идет как бы сам собой, без особых усилий. Игра сама обучает ваш мыслительный аппарат умению строить логические конструкции.

к содержанию ↑

Анализ и планирование

Одна из главных составляющих шахмат – анализ позиции. В силу своих знаний игрок проводит более-менее глубокий анализ и на его основе составляет план игры. Способности к анализу есть у любого человека, но благодаря шахматам они развиваются гораздо быстрей и эффективней.

к содержанию ↑

Память

Также к неоспоримым достоинствам шахмат можно отнести великолепную тренировку памяти. Расчет множества вариантов и удержание их в голове, запоминание типовых позиций заставляют наш мозг трудиться с максимальной нагрузкой. Причем работает вся память – и дальняя, и ближняя. Правда, существует еще так называемая шахматная память.

Игрок помнит все: десятки дебютных схем, сотни эндшпильных позиций и тысячи сыгранных партий, как своих, так и чужих. И в то же время он абсолютно рассеян в повседневной жизни и «не помнит с утра, как его зовут». Но такая специфическая память в большей мере присуща людям, обладающим выдающимися способностями в этой игре.

Обычный, рядовой любитель шахмат обходится стандартным запоминающим устройством, которое хорошо развивается при помощи шахмат.

к содержанию ↑

Концентрация и внимание

Игра в шахматы невозможна без собранности и внимательности. Но если они у вас отсутствуют, не беда. Регулярное участие в шахматных баталиях однозначно откроет и усилит в вас эти черты.

Для того чтобы не потерять нити игры, обязательно требуется полная концентрация на партии. Конечно, все это приходит не сразу, но с каждой игрой нужные качества будут прогрессировать.

Со временем вы сами почувствуете, как легко вам удается сосредоточиться на каком-то деле. И причем это будет касаться не только шахмат.

к содержанию ↑

Выработка воли и характера

Конечная цель любой шахматной партии – победа.

А если учесть, что вам противостоит враждебный интеллект (во всяком случае, на время партии), то волевые усилия по преодолению его сопротивления неизбежны.

Поиск наилучшего хода, умение хладнокровно отбить неожиданный тактический удар, собрать самого себя в кулак в критической ситуации и продолжить сражение – все это и есть воспитание характера и силы воли.

Как правило, все серьезные шахматисты имеют крепкий внутренний стержень, хорошие волевые навыки. И для выработки таких качеств совершенно необязательно становиться гроссмейстером.

Совет

Вполне достаточно периодически играть серьезные партии с равным или более сильным партнером, пусть даже это будет сосед по лестничной площадке.

Хотя в наше время отсутствие живого противника уже некритично – наличие компьютера снимает все вопросы по поиску подходящего соперника.

к содержанию ↑

Развитие целеустремленности

Еще одно качество, которое совершенствуется при помощи шахмат. И для его появления совсем необязательно ставить для себя цель стать чемпионом мира, хотя такой подход вызывает всяческое уважение. Игра сама по себе способствует развитию целеустремленности.

Любой стратегический (генеральный) план в партии имеет конечную цель, к которой стремится игрок, преодолевая сопротивление противника. В свою очередь, глобальная стратагема делится на множество мелких тактических задач, решение которых также способствует воплощению задуманной идеи.

Поэтому умение идти к цели, отбрасывая все ненужное, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты, вырабатывается от игры к игре и в конечном итоге выковывает целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной задачи.

к содержанию ↑

Развитие способности к обучению

Никому не нравится постоянно проигрывать. Однако если, например, в домино вам вряд ли придет в голову искать учебник по забиванию всем известного животного, то в случае с шахматами начинающий игрок рано или поздно отправится к книжной полке со специальной литературой или обратится к компьютеру. И тут начинается самое интересное.

Дело в том, что мало прочитать и запомнить то, что написано в умной книжке. Следует все это проанализировать, разобрать варианты – как правило, в большинстве учебников дается поверхностный анализ, с далеко не полными расчетными выкладками. Делается это и для экономии печатного места, и для побуждения новичка к самостоятельному размышлению.

Ну и, естественно, как и везде, необходимо полученные знания применить на практике, что тоже не так просто.

В общем, изучение шахмат является полноценной и многоэтапной учебой, ничем не уступающей хорошему институтскому курсу.

Тем более что шахматист большую часть времени познает законы древней игры в гордом одиночестве (шахматные тренеры обычно задают общее направление), а такая система вырабатывает самодисциплину и ответственность.

Поэтому после окончания «шахматных университетов» вам, без сомнения, будет по плечу одолеть любой другой учебный курс.

к содержанию ↑

Развитие творческих возможностей

Каждый человек хоть раз в жизни испытывал удивительное чувство, вырывающее нас из обыденности и повседневной серости, – вдохновение.

И неважно, чем вы занимались в этот момент – пели, играли в футбол или решали сложную математическую задачу.

Просто в определенный миг рутинная работа неожиданно превращалась во что-то яркое, сверкающее, и казалось, что для вас нет ничего невозможного. Человек, играющий в шахматы, испытывает такие эмоции очень часто.

Типичный пример. У вас грозная позиция. Все фигуры сконцентрировались напротив вражеского короля. Требуется найти всего один ход, смертельный удар, приводящий к разгрому противника. Однако напряженный поиск не дает результата, и мыслительный процесс постепенно переходит из разряда приятного в категорию мучительного.

Обратите внимание

Знакомая картина? Это так и называют – муки творчества. Но неожиданно, как озарение, вспышка – ход найден! А за ним, как будто сами собой, сыплются убийственные варианты, не оставляющие ни одного шанса сопернику. В этот момент вы становитесь творцом, человеком, способным решить любую задачу. И такое случается в шахматных партиях сплошь и рядом.

Соответственно, ваше творческое начало получает постоянную тренировку.

к содержанию ↑

Умение мыслить системно и нестандартно

Неорганизованность мыслительного процесса – вполне обычная вещь для большинства людей. И здесь шахматы оказывают неоценимую помощь. Сама игра и ее изучение обязательно приводят к дисциплине мышления.

Хотите вы этого или нет, но регулярные шахматные баталии выработают у вас умение мыслить системно, выстраивая стройные логические цепочки в зависимости от обстоятельств.

Они избавят вас от хаотического разброса мыслей при решении возникших задач.

Однако умение думать в какой-то системе координат вовсе не означает невозможность принятия решения, выходящего за пределы этой системы. Как раз шахматы и учат тому, как выходить за флажки.

Ситуации, когда следует применить оригинальный, нестандартный ход или план, встречаются чуть ли не в каждой партии.

А разбор и анализ партий сильных мастеров только помогают совершенствовать эту сторону интеллекта.

к содержанию ↑

Подводя итоги

Итак, мы детально разобрались, что развивают шахматы у детей и взрослых. Можно смело утверждать, что эта игра полезна в любом возрасте. Ведь, в отличие от физических нагрузок, у шахмат нет противопоказаний.

Они доступны и для здорового, и для больного человека. Заниматься ими можно в любом возрасте. Конечно, лучше начинать осваивать столь мудрую игру в раннем детстве.

В принципе, это же можно сказать о большинстве видов спорта.

Однако и здесь шахматы стоят особняком. Они, не в пример многим спортивным дисциплинам, полезны почти без ограничений.

Поэтому начинайте как можно раньше знакомить своих детей с шахматами, и это однозначно скажется на дальнейшем развитии ребенка в позитивном плане. Если не умеете играть сами – обязательно научитесь.

Важно

Поверьте, освоив эту королевскую игру, вы ни на минуту не пожалеете о времени, затраченном на ее изучение. Удачи!

Источник: https://TheDifference.ru/chto-razvivayut-shaxmaty/

Ссылка на основную публикацию