Как изучение иностранных языков влияет на наш мозг

Иностранный язык и развитие мозга: 6 удивительных фактов

Мы учим иностранные языки, чтобы преуспеть в карьере, уехать в другую страну или просто потому, что нам нравится этот язык и культура его носителей. Между тем изучение языков несет в себе огромную пользу для нашей психики и для развития мозга. Любопытно, что с этой точки зрения лучше владеть несколькими языками не в совершенстве, чем выучить один иностранный досконально.

Если вы учите иностранные языки, ваш мозг растет, причем в буквальном смысле слова. Точнее, растут его отдельные области — гиппокамп и некоторые участки коры больших полушарий.

Исследователи, опубликовавшие результаты изучения мозга у профессиональных переводчиков, отмечали рост объема серого вещества у тех из них, кто в течение как минимум трех месяцев занимался углубленным изучением языка. Причем чем больше усилий прилагал конкретный участник исследования, тем более заметно было увеличение объема серого вещества.

Обратите внимание

Билингвам (носителям двух или более языков) положена в среднем пятилетняя отсрочка от деменции, вызываемой синдромом Альцгеймера. К такому удивительному результату пришла команда нейропсихологов, сравнивавшая течение болезни у людей, освоивших иностранные языки и, наоборот, не владеющих ими.

Из 211 участников исследования 102 пациента владели как минимум двумя языками, а остальные 109 не удосужились выучить никакого языка, кроме родного.

Изучив течение болезни у представителей этих двух категорий, ученые пришли к выводу, что в первой категории первые признаки синдрома диагностировались в среднем на 4,3 года позже, а состояние деменции, к которому приводило его развитие, — на 5,1 года позже, чем во второй категории.

Ранее медики высказывали мнение, что усиленное развитие мозга замедляет развитие синдрома Альцгеймера.

Речь не обязательно идет о изучении языков, подойдут также занятия математикой, регулярное решение сложных головоломок, логические игры. Упомянутое исследование стало одним из первых подтверждений этой гипотезы.

Отметим, что профилактический эффект, который оказывает изучение языков, гораздо сильнее любых лекарственных способов терапии этого недуга.

Изучение иностранного языка заставляет мозг открывать для себя изобилие звуков, которые он раньше не трудился выделять и разграничивать.

Европеец, изучающий китайский, с удивлением обнаруживает, что то, что ему казалось звуком «с», на самом деле оказывается тремя совершенно другими звуками.

Важно

Китаец, осваивающий русский, обнаруживает, что по богатству изменения интонации внутри предложений этот язык может дать фору тональному разнообразию китайского слога.

Человек, овладевающий иностранным языком, учится куда лучше распознавать звуки — и в дальнейшем делает более заметные успехи в овладении музыкальными инструментами. Впрочем, не следует благодарить за улучшение способностей к музыке свои уши — основную работу по распознаванию звуков выполняет мозг, а не органы слуха.

Те, кто владеет несколькими языками, способны легче переключаться между задачами и параллельно решать в уме несколько разных проблем. Кроме того, они быстрее и легче приспосабливаются к неожиданным изменениям обстоятельств.

Авторы исследования, установившие этот факт, провели два эксперимента. В первом билингвам и людям, знающим только родной язык, была предложена серия тестов, по итогам которой выяснилось, что билингвы лучше справляются с одновременным выполнением нескольких задач и переходом от задач одного типа к заданиям совершенно другого, нового.

Второй эксперимент был сложнее: в нем тесты были предложены монолингвам и билингвам разных возрастных групп. Вполне ожидаемым был результат, что молодежь лучше решала логические задачи, чем люди 45-50 лет и старше.

Однако у билингвов разница между юными, зрелыми и пожилыми была не столь ярко выраженной: как выяснилось, билингвы с возрастом лучше сохраняют умение одновременно решать сложные задачи.

Правда, чтобы добиться таких способностей, языки желательно учить с детства, отмечают исследователи.

Дети, выросшие в многоязыковом окружении, отличаются намного лучшей памятью, чем те, кто с детства слышал только родную речь. Более того, как установили исследователи, это, как правило, означает и то, что они лучше считают в уме, отличаются лучшими способностями к чтению и другим подобным навыкам.

Совет

Дети-билингвы также лучше запоминают последовательность любых предметов и событий — что позволяет им, например, гораздо увереннее ориентироваться на незнакомой местности, а также крепче удерживать в голове список дел, которые нужно сделать. Разница проявляется уже в 5-7 лет, а сохраняется, по-видимому, на всю жизнь.

Совет

Дети-билингвы также лучше запоминают последовательность любых предметов и событий — что позволяет им, например, гораздо увереннее ориентироваться на незнакомой местности, а также крепче удерживать в голове список дел, которые нужно сделать. Разница проявляется уже в 5-7 лет, а сохраняется, по-видимому, на всю жизнь.

https://www.youtube.com/watch?v=98c6eu-Ovqc

Общество часто представляет знатоков иностранных языков какими-то рассеянными «ботаниками», однако этот стереотип, кажется, далек от истины. Напротив, именно билингвы отличаются более сильным вниманием как к основной сути какого-либо важного явления, так и к его деталям. Например, они схватывают на лету суть взаимодействия между людьми в новом коллективе, в который они только что попали.

Еще один стереотип — люди, учащие несколько языков, хуже знают свой родной — отчасти справедлив: оказывается, словарь родного языка у них в среднем действительно более узкий, чем у тех, кто не знает другой речи, кроме родной.

По крайне мере, если речь идет о людях без высшего образования, выучивших чужой язык просто в силу мультикультурного окружения.

Однако у билингвов в любом случае более развитое понимание логики родного языка — в частности, грамматики и способов словообразования.

Источник: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/individuality/inostrannyiy-yazyik-i-razvitie-mozga-6-udivitelnyih-faktov/

Как изучение иностранных языков влияет на мозг?

О гипотетической пользе знания нескольких языков может рассказать каждый. И для каждого выгоды будут свои – ведь и цели при изучении языков у нас отличаются. Изучение нового языка влияет не только на качество жизни и карьерные перспективы, но и на наш мозг, причем сразу на трех уровнях – физиологическом, психологическом и на уровне мышления.

Известно, что с возрастом клетки мозга разрушаются, и их количество сокращается. Но увеличить мозг в объеме тоже можно – достаточно начать изучать иностранный язык. Расти будут лишь отдельные участки коры мозга, покрывающей его большие полушария, а также гиппокамп – собственно область, ответственная за речевую деятельность.

При этом, согласно исследованиям Йохана Мартенссона из университета Лунда, важно количество усилий, которые прикладывает во время учебы человек – чем оно больше, тем более значительными будут изменения объема мозга.

Обратите внимание

Интересно, что, узнавая новую информацию другого рода и обучаясь другим новым навыкам, мозг также увеличивается, однако значительно медленнее, чем когда мы учим новый язык, и количество новых клеток не столь значительно.

Еще один физиологический эффект от освоения иностранного языка – профилактика или хотя бы отсрочка болезни Альцгеймера. Нейропсихологи наблюдали за пациентами, страдающими от этого синдрома.

Те, кто знал хотя бы один иностранный язык, начали испытывать его симптомы почти на 5 лет позже, чем те, кто владел лишь одним языком – родным.

В итоге врачи назвали языковое образование более действенным профилактическим средством, чем любое из существующих лекарств.

Что делает мозг пока мы отдыхаем?

Изучение языков активизирует все мыслительные процессы, и этот эффект является долгосрочным.

Так, те, кто начинает изучать иностранный язык, улучшают свою память: это касается непременно запоминания последовательности, в которой произошли события, располагались предметы.

То есть тому, кто изучает иностранный язык, проще запомнить список покупок или найти дорогу, по которой он уже однажды прошел. При этом снижение памяти, связанное со старением, у владеющих хотя бы двумя языками людей наступает позже за счет лучшей работы нейронных связей в мозге.

Внимание и способность к концентрации также увеличиваются, когда вы начинаете учить новый язык. Вам становится проще сосредоточиться на деталях, выделить основные признаки явления, а также составить целостное представление об этом явлении и его связях с другими. То есть тренируется одновременно способность как к индуктивному, так и к дедуктивному мышлению.

Еще один результат активного освоения языков – развитие способности к многозадачности.

Важно

Доказано, что би- и полилингвы достаточно легко переходят от выполнения одного дела к другому, переключая свое внимание между ними без ущерба для качества работы, и могут одновременно искать решение нескольких проблем.

Как следствие, им проще приспособиться к новым условиям, будь то внезапная смена языка в разговоре или кардинальные перемены в жизни.

Изучение языков позволяет тренировать логическое мышление, причем в любом возрасте. По данным исследований Б.

Голда, те, кто владеет хотя бы двумя языками, быстрее и проще справляются с заданиями на логику.

При этом билингвы сохраняют эту способность почти в любом возрасте – скорость мышления по мере старения у них снижается значительно медленнее и в меньшей степени, чем у тех, кто знает лишь один язык.

Наконец, благодаря изучению новых языков меняется их восприятие на уровне грамматики и словообразования – то есть, выучив хотя бы один язык помимо родного, человек легче прослеживает и понимает грамматические и лексические закономерности в новых языках.

Все эти факты положили начало теории «билингвального когнитивного превосходства», предполагающей, что мышление би- и полилингвов более быстрое, гибкое и продуктивное, чем мышление монолингвов. Разрабатывается эта теория в университете Торонто на протяжении почти 40 лет, за которые Э.

Совет

Биалисток и ее приверженцы провели множество экспериментов. В их ходе участники решали задачи на выбор релевантной информации, быстрое переключение фокуса внимания, умение действовать в ситуации конфликта.

Читайте также:  Алексей серебряков - уникальные факты

Билингвы неизменно показывают в них более высокие результаты, чем носители одного языка.

Как полушария влияют на изучение иностранных языков?

Психологические изменения при изучении языков также неизбежны. Прежде всего у билингва меняется привычная, а если верить Т.

Черниговской – появляется новая, дополнительная картина мира.

Это связано с тем, что в языке обязательно отражаются реалии иной культуры, и, постигая их, человек постигает иной взгляд на окружающую действительность.

Люди, изучающие языки, часто демонстрируют высокие творческие способности. Психологи связывают это с тем, что в ходе овладения иностранной речью человек задействует ассоциативные механизмы памяти. А именно ассоциации составляют базу для творческого осмысления действительности.

Для тех, кто владеет несколькими языками, характерны большая самодостаточность и самостоятельность – они не зависят от других людей в путешествиях, более свободны в выборе карьеры и использовании открывающихся перспектив.

С изучением языков развивается эмоциональный интеллект и способность к пониманию и принятию других людей – как на личностном уровне, так и на уровне восприятия иных культур и цивилизаций. Следовательно, увеличение количества билингвов теоретически может привести к сокращению конфликтных ситуаций и смягчению международной обстановки, уменьшению случаев ксенофобии.

Изучение иностранных языков – один из лучших тренажеров для мозга, доступных практически каждому. При этом действует накопительный эффект – чем больше языков вы узнаете, тем больше станет объем мозга, гибче мышление, лучше память, выше психологическая приспособляемость и эмоциональный интеллект.

Кривая забывания Эббингауза

P. S. Для тех, кто хочет развиваться, предлагаю заглянуть по ссылкам ниже:

Источник: https://www.edutur.org/edu/kak-izuchenie-inostrannyih-yazyikov-vliyaet-na-mozg

Ася Казанцева — о том, как изучение иностранного языка влияет на мозг

Изучение иностранных языков делает наш мозг сильнее. Раньше считалось, что за речь и её восприятие отвечают определённые части мозга. За грамматику, например, зона Брока, за семантику — зона Вернике. Но не так давно учёные выяснили, что всё несколько преуменьшено. Чтобы разговаривать и понимать речь, нужен весь мозг полностью.

А значит, чем больше мы думаем, чем сильнее напрягаем «мышцу» в черепной коробке, тем сильнее она становится.

Изучая иностранные языки, думать приходится много, причём о самых разных предметах, цветах и формах. Вывод очевиден: учить новый язык полезно! И тому есть научные подтверждения.

Обратите внимание

Решили как-то раз учёные провести эксперимент и заставить шведских разведчиков выучить иностранные языки. И не английский какой-нибудь, а кое-что посложнее: персидский, арабский и русский.

В качестве контрольной группы были приглашены студенты-медики, которым тоже приходится хорошенько напрягать мозги.

Через три месяца сравнили результаты, и оказалось, что у разведчиков-переводчиков утолщение коры головного мозга было значительно большим, чем у студентов.

Кстати, если учить второй язык с рождения, коре головного мозга от этого не поправиться.

При этом, если ребёнка погрузить в языковую среду до 7 лет, он с лёгкостью выучит новый язык. А вот если он растёт вне таковой среды, а учит новый язык параллельно с родным, то тут у взрослого будет фора. Нам, взрослым людям, учить язык легче, поскольку у нас больше развита логика, да и опыта жизненного хватает.

И ещё одна новость для родителей: независимо от того, в 8 лет или в 11 ваш ребёнок начал изучать второй язык, к 16 годам уровень знаний и понимания сравняется. Так зачем платить больше, то есть учить дольше?

Мы начинаем мыслить рациональнее

Ещё один интересный эксперимент провели учёные в попытке выяснить, как освоение новых языков влияет на мозг.

Представьте себе поезд, который мчится по рельсам. Впереди на рельсах лежат пять человек, которые крепко привязаны. Вы можете спасти их, переведя стрелки. Тогда умрёт только один человек, который тоже привязан к рельсам.

Этот вопрос задали испытуемым из трёх групп:

  • испанцам на испанском языке;
  • испанцам, которые знали английский на уровне выше среднего, на английском;
  • испанцам, которые знали английский ниже среднего уровня, на английском.

В итоге практически 80% всех респондентов согласились с тем, что нужно пожертвовать одним и спасти пятерых, то есть перевести стрелку.

После этого тем же товарищам задали вопрос посложнее. Тот же поезд, на рельсах те же пять человек. Но спасти их можно, скинув с моста упитанного мужчину, который своим телом остановит поезд.

И вот тут ответы были интереснее:

  • Только 20% испанцев, услышавших вопрос на испанском, согласились скинуть с моста человека.
  • Среди тех, кто хорошо понимал на английском, — около 40%.
  • Среди тех, кто на английском понимал намного хуже, — 50%.

Выходит, когда мы думаем на иностранном языке, мозг сосредотачивается на основной задаче, отбросив мораль, жалость и прочие вещи, мешающие принять рациональное решение.

Знание языков может отсрочить болезнь Альцгеймера

Людям преклонного возраста учить иностранные языки не сложнее, чем молодёжи. Главное — правильно подобрать методику и материалы для изучения. При этом те, кто знает хотя бы один иностранный язык на хорошем уровне, выигрывают у болезни около пяти лет жизни. Неплохо для хобби.

Источник: https://Lifehacker.ru/kazanceva-o-jazykah/

6 фактов того, как изучение иностранных языков влияет на Ваш мозг

Источник: https://MozgPortal.ru/razvitie-mozga/inostrannyj-yazyk-i-mozg.html

Изучение английского — как оно влияет на мозг? – Английский Язык

Изучение английского приносит несомненные преимущества в путешествиях, работе и развитии кругозора. А как изучение английского языка влияет на мозг? Сегодня мы расскажем о его «побочных эффектах». 

Когнитивные навыки — level up!

Многочисленные исследования показывают, что у людей, которые говорят на двух или более языках, заметно лучше развиты  когнитивные (познавательные) функции в целом.

Стоимость обучения: От 590 руб/часСкидки: Покупка пакетов занятий, приглашение друзейБесплатный урок: ПредусмотренМетодика обучения: Зависит от курса, определяется преподавателемОнлайн тестирование: ПредусмотреноПерейти на сайт Прочитать обзорСтоимость обучения: От 1000 руб/месяцСкидки: Бонусы за предоплатуРежим обучения: Онлайн/ОфлайнБесплатный урок: ПредусмотренМетодика обучения: СамообразованиеОнлайн тестирование: ПредусмотреноЛитература: Собственная литература школыАдрес: 308000, г. Белгород, а/я 80, ЕШКО, info@escc.ruПерейти на сайт Прочитать обзор

Ученые отмечают гибкость ума, особенно в планировании и принятии решений, креативность, способность быстро переключаться между разными заданиями и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.

Также у билингвов и изучающих иностранный язык лучше развиты концентрация и внимание, память, навыки слушания и понимание других точек зрения.

Изучение английского и изменение структуры мозга

МРТ исследование, проведенное до начала изучения нового языка, и после, показывает увеличение гиппокампа – области мозга, ответственной за формирование, хранение и воспроизведение воспоминаний.

Помимо этого увеличивается количество нейронных связей между разными областями мозга. Так у англоговорящих испытуемых, изучающих китайский, были замечены изменения в самой структуре мозга спустя шесть недель обучения.

Причем, структурные изменения произошли и у людей старшего возраста. Это привело к выводу, что пластичность мозга, способность меняться и расти – гораздо больше, чем предполагалось ранее.

Замедление старения

Знание второго языка может отсрочить возрастные изменения. Сканы мозга показали заметную разницу в мозговой активности пожилых людей, говорящих на двух языках. Они гораздо больше похожи на сканы мозга молодого человека.

Стоимость обучения: От 390 рублей/урокМетодика обучения: Зависит от курса, определяется преподавателемОнлайн тестирование: ЕстьПерейти на сайт Прочитать обзорСтоимость обучения: От 80 рубчасСкидки: Бонусы, сезонные скидкиБесплатный урок: ПредусмотренМетодика обучения: Определяется курсом/преподавателемОнлайн тестирование: Не предусмотреноПерейти на сайт Прочитать обзор

Ученые полагают, что у такого мозга больше резервной силы. Дело в том, что используя два языка, человек больше тренирует нейронную сеть управляющей системы. Это база нашей способности думать, самая важная часть нашего разума. Она включает в себя префронтальную кору и другие области мозга. Она контролирует внимание, силу воли, и благодаря ей вы можете думать о двух вещах одновременно и легко переключаться с одной на другую.

Исследования европейских, американских и канадских ученых доказали, что изучение иностранного языка – лучшая профилактика болезни Альцгеймера. Они протестировали несколько сотен пациентов, и пришли к выводу, что даже при предрасположенности к болезни, владение иностранными языками, может отсрочить ее в среднем на 4-5 лет.

О детях билингвах

Раньше считалось, что у детей, растущих в билингвальной семье, могут быть задержки в развитии из-за путаницы между двумя языками. Но последние исследования показывают, что если такие задержки и происходят, они временные, и примерно к трём годам билингвы догоняют и перегоняют своих сверстников.

Так как изучение языка улучшает когнитивные (познавательные) функции в целом, билингвы и дети, изучающие иностранный язык получают преимущество в обучении. Это распространяется не только на уроки английского, дети лучше выполняют и стандартизированные тесты и творческие задания в разных областях.

Исследование в группе детей 4-6 лет показало, что изучение другого языка развивает помимо интереса к разным культурам и идеям, еще и эмпатию.

Новый мир

Картина мира тесно связана с изучением языков. Постигая новые языки, мы получаем возможность взглянуть на знакомые вещи с нового ракурса и обнаружить новые понятия, для которых нет подходящих слов в родном языке. Это позволяет видеть мир шире и лучше понимать других людей.

Последние исследования показали, что язык, на котором мы говорим, не только выражает и отражает наши мысли, но также оказывает влияние на само формирование этих мыслей.

Ученые подчеркивают, что независимо от того, в каком возрасте вы начали изучение английского, он поможет на долгие годы сохранить острый ум.

Источник: https://angliyskiyazik.ru/izuchenie-angliyskogo-kak-ono-vliyaet-na-mozg/

Как мозг учит новые языки: 7 интереснейших научных фактов

Мы овладеваем родным и иностранным языками по-разному, но в обоих случаях эти процессы влияют на головной мозг. Вот 7 интересных научных фактов на эту тему.

На одной из своих открытых лекций Ася Казанцева, научный журналист, блогер, нейробиолог и автор научно-популярных книг, рассказала о том, как человек овладевает родным языком и кто способен лучше остальных выучить иностранный язык.

Больше всего ученых интересует процесс овладения родным языком, потому что он не похож на любое другое сознательное обучение (например, как это происходит с изучением иностранного языка). Если в детстве у человека не было возможности выучить родной язык, то он уже не сможет овладеть им в полной мере.

Джини — одна из самых известных девочек-маугли из Калифорнии. Дело было в 60-х годах: один мужчина запер свою маленькую дочку в отдельной комнате и бил ее, когда она пыталась что-то сказать. Так девочка прожила до 13 лет. Когда же Джини наконец была освобождена и попала к врачам и психологам, она знала только три фразы:

«извините», «остановите это», «не надо больше».

Раньше считалось, что, если ребенок до 12 лет не научился говорить, то он уже никогда не научится ничему вообще. Однако в случае с Джини удалось отработать небольшой словарный запас. Она научилась формировать фразы и короткие предложения, но овладеть грамматикой в полной мере так и не смогла.

Важно

Есть такой тест, в котором ребенок должен на игрушках показать, в чем разница между фразами «корова целует лошадь» и «лошадь целует корову». Обычные дети даже в возрасте 3 лет без труда справлялись с этой задачей.

Но Джини за всю свою жизнь так и не научилась понимать, где активный, а где пассивный залог.

Она строила отрицательные предложения, но при этом отрицание всегда ставила в начале предложения, например, вместо фразы «девочка не любит кошку» она произносила «не девочка любит кошку».

Патриция Куль, профессор Института исследований мозга при Вашингтонском университете, провела эксперимент, состоящий из двух частей.

В первом участвовали 6-месячные дети из Америки и Японии. Малыши, которые еще не умеют говорить, сидят на коленях у мам и играют с игрушкой. Дети слышат звук «ла-ла-ла», но как только он меняется на «ра-ра-ра», с другой стороны открывается черный ящик и начинается кукольный театр.

Как показал эксперимент, малыши достаточно быстро приучаются к тому, что когда «ла» меняется на «ра», надо повернуть голову в сторону с кукольным театром.

Вывод этой части эксперимента: в 6-месячном возрасте и американские, и японские дети одинаково хорошо справляются с этим заданием (более 60% участников с той и другой стороны реагировали на «ра»).

Важное примечание. В английском языке звуки «р» и «л» играют большую смыслоразличительную роль: они встречаются во многих словах, и при замене одного на другой слово приобретает совсем другой смысл. В японском же языке четко выраженного «р» нет вообще, а есть некий промежуточный звук, встречающийся в определенных словах.

Поэтому было решено провести тот же эксперимент уже с детьми постарше.

Во второй части эксперимента участвовали годовалые дети из Америки и Японии. Американские дети стали справляться с заданием лучше: в 80% случаев они поворачивали голову туда, куда надо, при звучании «ра-ра-ра».

А японские малыши, наоборот, в 1 год справлялись с заданием гораздо хуже, чем в 6 месяцев, так как они привыкли, что звук «р» не такой важный, их мозг перестал обращать на него внимание.

Финальный вывод. По мере того, как дети начинают учить звучащую вокруг них речь, у них меняется чувствительность звуков.

Младенцы слышат вокруг себя огромный массив звуков. Вся эта звуковая среда «записывается» на подсознание — начинает формироваться база данных, которую мозг все время обрабатывает. Для чего он это делает? Чтобы составить статистику и на ее основании понять, что в речи важно, а что нет.

Это и есть так называемое «статистическое обучение».

Здесь важны две интересные вещи:

Способность к статистическому обучению стремительно теряется с возрастом. Хорошо, если ребенок набрал себе языковую базу до 6 лет. Если база не набралась до подросткового возраста, то, скорее всего, человек не овладеет иностранным языком как родным.

Это свойство памяти работает только при погружении в среду, то есть когда ребенок слышит речь в семье, школе, по телевизору и так далее.

Совет

В исследовании 1989 года ученые анализировали языковые данные людей из азиатских стран (китайцев, японцев и корейцев), которые давно переехали жить в Америку. Все эти люди хорошо знали английский язык. Чтобы выявить тонкие отличия во владении, им выдали грамматические языковые тесты.

Анализ показал, что набрать все 100 баллов могли не только те, кто там родился, но и те, кто переехал в возрасте до 7 лет.

У испытуемых, которые переехали в страну после 8 лет, результаты были хуже.

Еще ниже — у тех, кто приехали после 11 лет. И самые плохие — у участников, переехавших после 17 лет.

Все они, конечно, нормально разговаривали на английском языке в повседневной жизни, но в грамматических тонкостях путались.

Здесь речь пойдет о взрослых людях, которые изучают язык при погружении в языковую среду.

В 2000 году был проведен такой же эксперимент, как и в предыдущем пункте, но только с мигрантами из Венгрии. В этом случае цель исследования заключалась в изучении людей, которые погрузились в среду после 20 и даже после 30 лет и при этом справлялись с тестом так же хорошо, как если бы приехали маленькими детьми. В чем дело?

Этим участникам был предложен специальный лингвистический тест, который определял способности к изучению иностранных языков.

Тест показал, что у всех них имелись хорошие врожденные данные.

Исследователи сделали вывод: если человек оказался в языковой среде с детства, то неважно, есть ли у него предрасположенность к изучению языков, он все равно овладеет им хорошо. Если во взрослом возрасте — то способности к языкам очень помогают.

А вот если ребенок учит язык не в среде, а на уроках, то здесь работают другие механизмы. Рассмотрим их.

Проблема детского обучения заключается в том, что оно требует погружения в среду. Если ребенок учит язык вне среды, например, два раза в неделю ходит на уроки английского, то механизм статистического обучения не запустится даже в том случае, если он начал рано ходить на эти уроки.

Эксперимент. Еще в 1975 году состоялось большое исследование, в котором участвовали американские дети, изучающие французский язык. Одна группа начала учить его в 8 лет, вторая — в 11 лет.

Этих детей тестировали, когда им исполнялось 16 лет. Оказалось, что те, кто начал учить язык на несколько лет раньше, отличались от остальных лишь тем, что у них было немного лучше (на 10%) с произношением и восприятием речи на слух. А во всем остальном (чтении, грамматике, словарном запасе) не удалось найти вообще никакой разницы.

Обратите внимание

Для восприятия иностранного языка нам нужно аналитическое мышление, а кора головного мозга у 11-летнего ребенка более совершенная, нежели у 8-летнего.

Некоторые ученые говорят, что лучший возраст для изучения языка вне языковой среды — это 10-11 лет.

Это объясняется тем, что дети в этом возрасте имеют самую удачную комбинацию — способность к организованности, быстрому обучению и восприимчивость к фонетике для лучшего произношения.

Малыши учат языки на интуитивном уровне. В детстве при погружении в языковую среду у человека есть шанс овладеть иностранным языком как родным. Но если этот период упущен, то язык придется учить как иностранный, и примерно с одинаковой эффективностью — что в 15 лет, что в 25.

В таком случае подражание учителю — не самое главное в процессе обучения. В сознательном возрасте нам все равно надо аналитически обрабатывать информацию, учить грамматические правила, заучивать слова и прилагать сознательные усилия.

В эксперименте «Близнецовый метод» участвовало много пар близнецов — как однояйцевых (монозиготных), так и разнояйцевых (дизиготных).

Первые дети генетически одинаковые, поэтому у них максимальное внешнее сходство. У вторых внешность может быть совсем разной. Цель исследования — сравнить их способности.

Оказалось, что сходство в оценках в выпускных классах у однояйцевых близнецов существенно выше, чем у разнояйцевых. И поскольку воспитание и домашние условия и у тех, и у других сестер и братьев были одинаковые, данный факт объяснялся наследственностью — монозиготные близнецы ближе друг к другу, в том числе и в способностях изучения языка.

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/kak-mozg-uchit-novye-yazyki-7-interesneyshih-nauchnyh-faktov.htm

Чем полезно изучение иностранных языков для мозга?

Даже в век высоких технологий, есть люди, которые рассуждают так: «Голова – не чердак, и нет необходимости «забивать» её лишней информацией».

А тем временем, многолетние исследования учёных подтвердили, что изучение иностранных языков является отличной профилактикой болезни Альцгеймера и стимулирует мозг на дальнейшее развитие. Ведь все знают, что среднестатистический человек использует возможности головного мозга только на 20% и это в лучшем случае.

С какой целью люди изучают иностранные языки?

У каждого своря цель, но чаще всего к приобретению новых знаний прибегают для того чтобы:

  • поступить в европейский или американский ВУЗ, чтобы получить хорошее образование;
  • найти вторую половинку не в своей стране;
  • уехать на ПМЖ;
  • путешествовать;
  • построить карьеру;
  • повысить интеллектуальный уровень;
  • общаться с жителями других стран;
  • смотреть фильмы и телепередачи без перевода.

На самом деле, причин для изучения иностранных языков гораздо больше, и лишь немногие приступают к постижению этой науки ради того чтобы принести максимальную пользу своему мозгу и психике. Вероятно, не все знают, что изучение иностранного языка благотворно сказывается на состоянии здоровья.

Как влияет знание иностранных языков на мозг и психику

  1. Даёт возможность сконцентрировать внимание на чём-то важном, не упустив из виду деталей. Например, автомобилист, попавший в критическую ситуацию, может быстрее дать оценку событию и принять верное решение. Или сотрудник, влившийся в новый коллектив, быстрее и точнее оценит микроклимат, царящий в нём, и выберет правильную манеру поведения.

  2. Улучшение памяти – это ещё одно весомое преимущество. Давно замечено, что дети, выросшие в семьях, где говорят на двух и более языках, обладают более «крепкой» и «цепкой» памятью. То же самое можно сказать и о взрослых людях, приступивших к изучению иностранного языка «после школы», ведь им невольно приходится держать в памяти новые слова.

  3. Приобретение способностей, присущих Цезарю. Здесь не стоит использовать медицинский термин «синдром», потому что «синдром Цезаря» — это не очень хорошее заболевание. Доподлинно известно, что древнеримский правитель мог делать одновременно несколько дел, как минимум – три. И сейчас бы это свойство назвали простым словом – многозадачность.

    Многие люди, знающие иностранные языки, могут похвастаться аналогичными способностями, ведь есть уникумы-полиглоты, которые разговаривают по телефону, смотрят телепередачу и набирают текст на клавиатуре, причём одновременно.

  4. Появление способностей к музыке.

    Чужеродный язык полон непривычных звуков и тонов, и чем больше языков человек знает, тем богаче и ярче звуковая гамма, которую он может распознавать. Кстати, уши – лишь инструмент для распознавания звуков, потому что основную нагрузку берёт на себя мозг.

  5. Профилактика болезни Альцгеймера.

    Старческая деменция не грозит людям, владеющим иностранными языками, учащим наизусть стихи и постоянно разгадывающим головоломки и кроссворды. Учёные доказали, что в постоянно работающем мозге негативные изменения наступают гораздо позже, или же их может не быть совсем, и у интеллектуалов есть все шансы сохранить ясность ума до глубокой старости.

  6. Увеличивается объём мозга, что очень важно для каждого человека. В процессе изучения иностранных языков увеличиваются жизненно важные области головного мозга, в том числе, и гиппокамп.

Вместо заключения

До сих пор некоторые люди уверенны в том, что «меньше знаешь — крепче спишь» и искренне убеждены в том, что стремление к новым знаниям и получение новой информации губительно сказывается на психике и эмоциональном состоянии человека.

Неправда, что дополнительные знания создают путаницу и хаос в голове, потому что они наоборот – помогают систематизировать информацию и учат мозг быстрее раскладывать все по полочкам.

Ну а бытующее у некоторых личностей мнение, что у языковедов и полиглотов скудный словарный запас – не только ошибочно, но и просто смехотворно.

Ежедневные занятия иностранным языком, помогают не только расширить границы вашего мира, но и служат верными защитниками мозга, ясности ума, счастливой насыщенной жизни и долголетия.

Важно

По материалам онлайн школы по изучению иностранных языков https://way-to-success.net

Источник: http://yoga-altay.ru/chem-polezno-izuchenie-inostrannyx-yazykov-dlya-mozga.html

Иностранный язык — 7 удивительных фактов

Contents

  • 1 Что лучше – знать несколько языков, но плохо, или один – зато в совершенстве? Оказывается, для развития нашего мозга выгоднее первый вариант.
  • 2 Что нужно, чтобы овладеть иностранным языком?Перед вами, дорогой читатель, девять советов. Они помогут вам понять, что нужно, чтобы овладеть иностранным языком быстро и без чрезмерных усилий.
  • 3 “Владение языком без перевода.”
  • 4 Сознание при обучении
  • 5 В нашей статье мы поговорим с вами о роли сознания при обучении. 

Мы учим иностранные языки, чтобы преуспеть в карьере, уехать в другую страну или просто потому, что нам нравится этот язык и культура его носителей. Между тем изучение языков несет в себе огромную пользу для нашей психики и для развития мозга. Любопытно, что с этой точки зрения лучше владеть несколькими языками не в совершенстве, чем выучить один иностранный досконально.

Все мы известно, что изучение и владение несколькими языками развивает мышление и кругозор человека.

Вы конечно спросите — почему?  

И Вот он главный фактор влияющий на развитие нашего мышления:

Каждый новый язык добавляет в нас новую личность

Да, да вы не ослышались — именно ещё одну личность.

В мировой практике уже есть несколько фактов.

Вот один из них:

Вы наверно помните, что ещё не так давно , корейские авиалинии были одной из самой проблемной компанией. Они имели максимальное количество крупнейших аварий при полётах. Их руководство пригласило мировых специалистов для решения этой проблемы. После изучения специалисты предложили поменять язык общения у лётных команд — с корейского на английский.

И о чудо, аварии прекратились.

В чём же дело?

Корейские обычаи и их язык не позволяли младшему лётчику сказать прямо и коротко главному лётчику, что он ошибается и направляет самолёт на скалу. Вместо краткой фразы (вы понимаете, чтобы в таком случае сказал русский

Источник: http://drlingvo.com/learning/flang-7facts/

Как слова влияют на наш мозг. Интервью с нейролингвистом Ириной Симановой

Измените язык — и ваш мозг будет работать иначе. Ирина Симанова, нейролингвист, научный сотрудник голландского Университета Радбауд, — о том, как наше восприятие окружающей реальности меняют слова, используемые для обозначения предметов и явлений, и может ли американец отличить голубой от синего

Иллюстрация: Gary Bates/Getty Images


Ɔ. Как именно слова могут влиять на структуру мозга?

Представьте, что мы видим какой-то предмет. Информация поступила с сетчатки глаза в зрительную кору, но на первом этапе мозг не «видит» картинки целиком, а узнает только линии, углы, очертания.

Далее из этих признаков мозг строит изображение: это многоступенчатый процесс, и на каждой ступени формируется все более сложный, осмысленный образ.

Сегодня все больше исследований говорят о том, что слова, которые есть в нашем лексиконе, могут влиять на то, какой именно образ возникнет в итоге.


Ɔ. «Возникает в нашем мозге» — что имеется в виду? В каком формате образы там существуют?

За отражение любого предмета отвечает нейросеть. Она активируется при взаимодействии человека с этим предметом. Пусть это будет яблоко. Если мы видим яблоко, точнее, когда мозг принимает решение, что перед нами яблоко, он активирует воспоминания о свойствах этого предмета (картинка, звуки, вкус).

Получается, что наш опыт — все, что мы по жизни делали с яблоками, — влияет на то, каким мы этот предмет себе представляем. Но, когда мы слышим или употребляем слово «яблоко», активируется та же сеть.

Таким образом, использование слов, названий — это тоже опыт взаимодействия с предметом, и он влияет на последующее восприятие.


Ɔ. Могут ли наши представления нас в некоторой степени обмануть?

Совет

Да, потому что на восприятие, как я уже говорила, в огромной степени влияет предыдущий опыт, ожидания, контекст. Возникновение иллюзий — это очень естественный процесс. Огромное количество вещей мы можем воспринимать неправильно. Например, мы смотрим на небольшой дом с двумя окошками и дверью, а видим лицо с глазами и носом.

Что происходит? Наш мозг старается как можно быстрее интерпретировать информацию и предлагает самый подходящий вариант: лицо. Просто потому, что мы очень часто видим лица, глаза-нос — это очень ожидаемый паттерн. Мозг строит догадки, исходя из имеющейся информации и предыдущего опыта.

Чаще всего эти догадки правильны, но иногда — нет.


Ɔ. Вернемся к разнице между языками: какие различия в восприятии могут быть у носителей разных языков?

В разных языках категории для обозначения предметов и явлений могут различаться. Один из самых известных примеров: в русском языке используются разные слова для обозначения голубого и синего цветов.

Это означает, что мозг человека, говорящего на русском языке, распознает голубой цвет как отдельную категорию.

А в английском языке есть только одно слово — синий, отдельного слова для светло-синего нет, такой категории не существует.


Ɔ. Означает ли это, что если сло́ва, которое называет явление, не существует, то и воспринимается этот объект совсем иначе? Грубо говоря, отличают ли американцы на самом деле голубой цвет от синего?

Хороший вопрос. Чтобы на него ответить, специально проводились исследования: сравнивали восприятие цветов между русскоговорящими и англоговорящими участниками. Конечно, англоговорящие участники замечают разницу между темно-синим и светло-синим, но, кажется, делают это чуть-чуть медленнее, чем русскоговорящие.

Кроме того, категории языка могут влиять на память: вот в русском языке нет отдельного слова для обозначения «светло-зеленого» цвета. Если ты увидишь человека в майке такого цвета, то решишь, что эта майка зеленая, и возможно, не запомнишь точно, светлая она была или темная.

Со светло-синей майкой такого не будет: ты просто запомнишь, что она была голубая.

Источник: https://snob.ru/entry/160368

Ссылка на основную публикацию