Александр островский – уникальные факты

интересные факты об Островском Александре Николаевиче

  1. Александр Островский всю жизнь любил одну женщину – актрису Любовь Косицкую, которая отнюдь не питала к нему ответных чувств. Его любовь так и осталась чисто платонической, сожительствовал автор более двадцати лет с простой крестьянкой Агафией Ивановной.

  2. Писателя не хотели публиковать. Несмотря на очевидный для нас талант, цензоры не особо ценили пьесы его. Огромное количество времени писатель проводил ругаясь с театральной цензурой.

  3. Бросил университет. Александр решил отчислиться с юридического факультета и заняться творчеством, но его отец, узнав о решении сына, заставил его поработать в Московском совестном суде, который внушал отвращение будущему драматургу. В последствии, Островский использовал образы знакомых судей и просителей встреченных им в суде, в своих сатирических произведениях.

  4. Островский умер на работе. При написании новой пьесы у него начался приступ стенокардии, от которого автор и скончался. Очень жаль.

  5. Слава пришла к писателю при публикации произведения «Свои люди-сочтемся», но вышла пьеса в свет не сразу, так как сначала была запрещена цензурой за оскорбление купеческого сословия.

Интересные факты из биографии Островского Александра Николаевича

  1. Писатель любил принарядиться. Александр Николаевич любил красивую и довольно экстравагантную одежду. Живя в Замоскворечье, он даже лишний раз не хотел выходить на улицу, боясь что местные мещане засмеют его.

  2. Островский чуть не лишился всего имущества из-за связи с простолюдинкой. Драматург хотел жениться на Агафье Ивановне, но строгий отец категорически запретил сыну это делать. Пришлось послушаться отца.

  3. Юность писателя была бурной. Островский не отличался скромностью и тихим нравом, наоборот, он любил погулять как следует: карты, вино, женщины, всего этого было более чем достаточно.

  4. У этого человека был весьма не простой характер. Мало кто мог смириться с его заносчивостью, любовью похвастать и самолюбию. Если его работу, по его мнению, недооценили, драматург, не стесняясь начинал скандал. Так даже разругался с Некрасовым, который не достаточно хвалебно отзывался об одной из пьес.

  5. Несмотря на то что в начале своего писательского пути Александр смеялся над купцами в своих произведениях, под конец жизни он стал ярым защитником этого сословия видя в нем носителя исконных русских традиций.

  6. Непросто складывались отношения драматурга с актерским составом. Постоянные интриги и ссоры становились спутниками практически каждой репетиции, так некоторые актеры и вовсе уходили с репетиций громко хлопнув дверью.

  7. Произведения Александра Островского неоднократно экранизировались, всего было снято более сорока фильмов по его пьесам, что указывает на востребованность творчества писателя и драматурга в современном мире.

литературафактыкнигиписатели

Источник: https://golos.io/ru–literatura/%40bovarro/interesnye-fakty-ob-ostrovskom-aleksandre-nikolaeviche

А.Н.Островский — домосед с бледной биографией

Александр Николаевич Островский – великий драматург XIX века и один из создателей современного русского театра. Его пьесы известны всему миру и регулярно ставятся на подмостках, но какие интересные факты из жизни Островского известны широкой публике?

Домосед с бледной биографией

Дом, в котором родился писатель.

Биография и личность Островского кажется несколько обыденной. Он не воевал, не дрался на дуэли, не был в ссылке, не сидел в тюрьме, не играл, не бывал при дворе. Всю свою жизнь Островский провёл в Москве, поменяв квартиру только раз: после смерти первой жены он переехал с Яузы на Волхонку.

Человек со связями, или «Свои люди – сочтёмся»

Младший брат драматурга Михаил Николаевич был чиновником и добился чрезвычайных успехов по службе: в конце жизни он, будучи министром государственных имуществ, дослужился до высшего чина Российской империи – стал действительным статским советником. Всего у Островского было четырнадцать братьев и сестер, шестеро из которых умерли ещё в детстве. Александр Николаевич был самым старшим.

«Как денди лондонский одет»

Островский с коллегами из издательства журнала «Современник»

Островский всю жизнь любил хорошо одеваться и подолгу крутился перед зеркалом. В юношеском возрасте, живя среди мещан Замоскворечья, он порой боялся выходить на улицу в своей экстравагантной одежде. Не искушённые в светской моде соседи могли неправильно понять богемные привычки юноши.

Двоечник Островский

После окончания гимназии Островский, следуя желанию отца, поступил на юридический факультет. Но на третьем курсе драматург бросил учёбу, завалив экзамен по римскому праву.

По одной из версий неудача была связана с нечестным преподавателем, который хотел получить взятку с обеспеченного студента.

Но скорее всего Островский, заболевший к тому времени театром и уже остававшийся на второй год, просто плохо подготовился.

Не бери приданого, бери милую

Агафья Ивановна

Первая жена Островского Агафья Ивановна (её фамилия осталась неизвестной) была бедной простолюдинкой. Узнав об этой связи, отец Александра Николаевича пригрозил выгнать его из дома, если он женится на Гане.

Сын не посмел ослушаться отца, но прожил с это женщиной в гражданском браке почти двадцать лет и тяжело переживал её смерть от туберкулёза. Рано умерли и все дети, рождённые от этого союза.

Шестерых детей подарила драматургу уже его вторая жена, актриса Мария Бахметьева.

Истина в вине

Работая в начале своей творческой деятельности в журнале «Москвитянин», Островский вёл по-настоящему разгульную жизнь. Ночные бдения с приятелями, выпивкой и женщинами (без которых, по воспоминаниям современников, драматург не мог жить) сильно подорвали его здоровье. В более позднем возрасте Островский отличался умеренностью в страстях.

Язык до Киева доведёт

Александр Николаевич был полиглотом и сам занимался переводом своих пьес. Он владел семью языками: помимо обязательных для образованного человека XIX века французского, латыни и древнегреческого Островский говорил на испанском, итальянском, английском и немецком. Сохранились его переводы шедевров мировой литературы К. Гольдони, Н. Макиавелли, М. Сервантеса и У. Шекспира.

История одного плагиата

Свою первую пьесу Островский писал в соавторстве с бывшим актёром Дмитрием Горевым, который к тому времени уже публиковался в журналах Встретившись три или четыре раза с Александром Николаевичем, Горев отказался с ним работать, сославшись на занятость.

Впоследствии эти несколько вечеров обернулись большими проблемами. Когда первые пьесы Островского были опубликованы и получили широкую известность, Горев стал распускать слухи о том, эти тексты якобы принадлежат его перу.

К счастью, после серии неприятных статей грязноватая история закончилась: клевета была разоблачена.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Островский был страстным рыболовом. В путешествия он всегда брал необходимое снаряжение, а друзья, знавшие о его увлечении, первым делом вели его к рыбным местам. Сохранились письма, в которых Александр Николаевич дает профессиональные советы рыбака брату и друзьям. Возможно, и его частые поездки на Волгу были связаны вовсе не с поиском этнографического материала для пьес…

«Я так хорош, что сердце замирает»

Островский был знаменит своим дьявольским самолюбием и хвастливостью. Он не терпел, если о нём или его пьесах говорили без превосходной степени, даже мог рассориться с друзьями на этой почве. Известно, что он обиделся на Некрасова, который недооценил его «Снегурочку» (недооценил буквально, заплатив маленький гонорар). Заносчивым называл Островского и Лев Толстой.

«Я ещё и вышивать могу, и на машинке тоже…»

Ещё один интересный факт из жизни Островского – его любовь к рукоделию. Проводя в детстве много времени в компании сестры Наташи, которая была годом младше, и ее подруг, он заодно с девочками научился шить и кроить. Это умение драматург использовал и позднее: например, кроил панталоны для своего маленького сына.

Женская натура

Пьеса «Гроза»

Несмотря на внушительную внешность, стойкость и твёрдую волю Островский обладал не только способностью к рукоделию, но и ещё одним замечательным женским качеством – повышенной чувствительностью. Лучше всего ему удавалось чтение женских ролей – не только комических, но и трагедийных. А почерк драматурга признают женским даже современные исследователи.

Из какого сора растут стихи

Святочная комедия Александра Николаевича Островского

Один из монологов Катерины в «Грозе» навеян Островскому разговором с актрисой Любовью Павловой, в чьей коляске он ехал с похорон Николая Гоголя. Пытаясь отвлечь драматурга от мрачных мыслей, женщина по дороге рассказывала ему о своём детстве и запомнившемся ей звоне колоколов соседской церквушки

Источник: http://writervall.ru/interesnye-fakty-iz-zhizni-ostrovskogo/

Интересные факты из жизни и биографии Александра Островского

Пьесы Александра Николаевича Островского сейчас не в моде. Там нет ни истеричных праведников, ни неправдоподобно злобных антигероев. Жизнь, как она есть, с обычными моральными принципами. Но именно это и сделало драматурга новатором в русском театре середины XIX века. Театральную сцену тогда заполняли в основном переводы и переделки западноевропейских пьес.

Большой популярностью пользовались водевили с флиртом, фарсовыми сценками, переодеваниями, обыгрыванием одних и тех же анекдотичных ситуаций. Не меньше шло на сценах и мелодрам, причём не лучшего качества.

Они обеспечивали кассовые сборы, но не имели ничего общего с реальной жизнью в Российской империи. Имена подавляющего большинства драматургов тех лет мало что скажут в наше время даже завзятым театралам.

По настоянию отца

Отец Александра, родившегося 12 апреля 1823 года, был человеком образованным и энергичным. Окончив Московскую духовную академию, он добился в 1838 году права на потомственное дворянство. Владел пятнадцатью домами в Москве, солидным состоянием, а в отставку вышел в чине надворного советника. Естественно, что для старшего сына он хотел похожего будущего.

Александр получил прекрасное образование, а в 1840 году поступил по настоянию отца на юридический факультет Московского университета.

Но всё больше увлекаясь литературой, просто перестал ходить на экзамены, а получив единицу по истории римского права, подал прошение на увольнение из учебного заведения.

Обратите внимание

Но отец всё же надеялся на благоразумие сына, и определил его канцеляристом в Московский коммерческий суд. Для Александра это стало тяжёлой повинностью, но в будущем дало немало материала для творчества.

Читайте также:  Юрий яковлев - уникальные факты

Ранний интерес к литературе не был случайным. Его отец был не только образованным, но и очень начитанным человеком, писавшим в молодости стихи. Чтение было главным увлечением Островского с детства. Этому способствовала большая библиотека, которая была в их доме.

Формирование взглядов

Литературно-эстетические взгляды А.Н. Островского формировались в 40-е годы XIX века. Это было время накануне отмены крепостного права.

По воспоминаниям самого Александра Николаевича, в Москве тогда насчитывалось почти сорок литературных кружков. Наиболее ярким человеком из окружавших молодого Островского был А.Ф.

Писемский, писатель и драматург, с которым он долго сохранял дружеские отношения.

Особенное внимание Островский уделял крестьянам, их бытом и нравам. Любовь к устной поэзии, народной песне и обычаям заметна на всём протяжении его творческой жизни. Сохранились варианты песен, записанные им на бланке коммерческого суда. Некоторыми записями начинающий литератор делился с известными собирателями фольклора: П.И. Якушкиным, П.В. Штейном и другими.

От поэзии к драматургии

Писать Островский начал очень рано, ещё в гимназии. Это была лирическая поэзия, а позже – переводы романсов, в том числе Генриха Гейне. С начала 40-х годов он начал пробовать свои силы в прозе.

Задумал ряд зарисовок из купеческого быта под общим названием «Очерки Замоскворечья». Но опубликован был только первый из этих очерков: «Иван Ерофеич».

К тому времени уже была набросана вчерне комедия «Банкрот», позднее переименованная в «Свои люди – сочтёмся».

Первым испытанием таланта Островского-драматурга стало публичное чтение одноактной комедии в квартире С.П. Шевырева, профессора Московского университета.

Он был человеком очень консервативным, но после выступления первым поздравил Александра с успехом. Когда пьесу опубликовал «Московский городской листок», её перечитал весь город.

«Картина семейного счастья», как называлась комедия, стала предвестницей славы великого драматурга.

И сразу – успех

Свой первый шедевр Александр Николаевич создавал почти четыре года. Ещё не будучи опубликованной, пьеса «Свои люди – сочтёмся» стала событием в литературно-общественной жизни старой столицы. Её читали вслух в самых разных домах, и люди различных социальных слоёв были единодушны в высокой оценке произведения.

Следующая значительная пьеса Островского «Бедная невеста» вызвала более разноречивые толки. И.С. Тургенев, например, признавая её достоинства, указывал и на крупные недостатки. Именно на этом закончился первый этап творчества А.Н. Островского.

Несостоявшийся редактор

В Москве тех лет был только один литературно-художественный журнал. Это был «Москвитянин», который издавал М.П. Погодин. Скупой, непростой в общении человек, он, тем не менее, понимал необходимость обновления своего начавшего терять популярность детища. Островский и сформировавшийся вокруг него круг молодых людей давал шанс на это, но издатель передал им только два отдела журнала.

Вскоре, однако, у Островского появляется возможность стать полноправным издателем и редактором «Москвитянина». Но переговоры не привели к желаемому результату.

Погодин решился только на создание при журнале «молодой редакции» с ограниченными правами. Тем не менее благодаря новым сотрудникам, там стали появляться произведения новых, прогрессивных литераторов.

Событием стала публикация нескольких романов Жорж Санд.

Островский – славянофил

Второй этап творчества А.Н. Островского характерен упрочением его славянофильских взглядов. В таких пьесах, как «Не в свои сани не садись» появляются образы купцов, которые являются хранителями нравственно-бытовых обычаев народа.

https://www.youtube.com/watch?v=c_ODQaU8TTw

В то же время в этих произведениях сатирически обыгрываются образы дворян. Такой поворот вызвал разочарование у многих революционно-демократических критиков, в первую очередь – у Чернышевского. Консерваторы и славянофилы, напротив, выражали шумное одобрение. «Сани» понравились и императору Николаю I.

Но разногласия между членами «молодой редакции» всё-таки привели к почти полному разрыву отношений. Островский начинает всё теснее сотрудничать с редакцией «Современника», особенно с Н.А. Некрасовым. После закрытия «Современника» почти все свои пьесы он публикует в журнале «Отечественные записки».

Работа до конца

Кроме драматургии, А.Н. Островский оказал большое влияние и на развитие русского театра. Как талантливый чтец и режиссёр, он стал одним из воспитателей артистов новой школы. В любительских спектаклях он сам выступал исполнителем некоторых ролей. Новые пьесы требовали и нового театра. Он начинает добиваться разрешения на открытие частного заведения.

Обстоятельства этому помешали, но зато он стал заведующим репертуаром московских театров. Открывались новые возможности, но воспользоваться ими он не успел. В 1886 году, второго июня по старому стилю Александр Николаевич скончался.

Источник: https://vivareit.ru/interesnye-fakty-iz-zhizni-i-biografii-aleksandra-ostrovskogo/

Интересные факты из жизни Островского

12 апреля 1823 года родился русский писатель Александр Островский в семье судейского служащего, проживающего в Замоскворечье, купеческом районе старой Москвы.

Отец будущего драматурга, Николай Островский, работал судебным стряпчим по коммерческим и имущественным делам.

Мать, Любовь Саввина, родом из низшего духовенства, дочь пономаря, рано умерла, оставив четырёх детей, когда Александру было семь лет.

Семья в достатке жила и появление мачехи в семье, баронессы Эмилии Андреевны фон Тессин, не нарушило большое внимание, уделяемое обучению детей. Мачеха заботилась о детях.

Пять лет до 1840 года Александр учится в гимназии в Москве, а осенью этого года поступает на юридическое отделение Московского университета. В это время молодой Островский проявляет большой интерес к театру.

Важно

Посещает спектакли в Петровском, сейчас Большой театр, ходит в Малый театр. На третьем курсе, поссорившись с преподавателем университета, Александр по собственному желанию уходит из вуза и канцелярским служащим – писцом в Московский совестный суд.

Основной работой в суде были дела между родителями и детьми.

В 1845 году Александр переходит на службу Московского коммерческого суда, в канцелярию.

Этот отрезок жизни и работы будущего писателя вплоть до 1851 года послужили хорошим подспорьем для его произведений.

После выхода в свет комедии Свои люди – сочтёмся Островский принимает решение посвятить себя литературному творчеству. После этой комедии купечество и цензура начали гонения против писателя.

В 1847 году Островского впервые напечатали в Московском городском листе, опубликовали сцены из комедии Несостоятельный должник. Пьеса была запрещена и пять лет драматург был под особым надзором полиции. Пьеса была отредактирована и издана в 1859 году, но с большими изменениями.

В 1856 году писатель становится постоянным сотрудником журнала Современник. Он отправляется в литературно-этнографическую экспедицию и занимается исследованиями верховьев Волги.

Островский пишет статью Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода, в которой отражает условия труда, жизни, быт жителей этих мест, собирает материалы об обычаях, языке, нравах жителей верховьев Волги.

Эти материалы писатель впоследствии использовал в своих произведениях.

Знаменитая пьеса Гроза появилась в печати в 1860 году. Её Добролюбов назвал Лучом света в тёмном царстве.

У Александра Островского было две жены – одна простолюдинка Агафья – гражданский брак 20 лет – умерла и через два года другая – актриса Мария Бахметьева, родившая писателю двух дочерей и четырёх сыновей.

Здоровье писателя от усиленной работы пошатнулось и 14 июня 1886 года Александр Островский умер. Похоронили его на церковном кладбище, в селе Николо-Бережки Костромской области.

Сорок лет трудился Александр Островский и оказал влияние на целую эпоху русского театра. В 1863 году его награждают Уваровской премией. В этом же году он становится членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Он один из руководителей Артистического кружка, в котором растили будущие таланты.

Александр Островский – создатель театральной школы, последователи которой Станиславский и Булгаков.

Концепция писателя включала построение театра на условностях, языковом мастерстве, выраженном речью и игрой в психологии героев.

Драматург говорил, что пьесу можно прочесть, а зритель приходит посмотреть игру, а не пьесу.

Островский имел противников своих нововведений. Одним из них был знаменитый актёр Щепкин, который даже ушёл с генеральной репетиции пьесы Гроза.

Источник: http://mir-faktov.com/chelovechestvo/art/item/297-interesnye-fakty-iz-zhizni-ostrovskogo.html

Александр Островский

Ранние годы. Образование и карьера.Творчество ОстровскогоТеатр ОстровскогоЛичная жизнь писателяПоследние годы жизниИнтересные фактыТест по биографииРанние годы. Образование и карьера.

Родился 31 марта(12 апреля) 1823 года в Москве, вырос в купеческой среде. Мать умерла, когда ему было 8 лет. И отец женился снова. Детей в семье было четверо.

Островский получал образование дома. У его отца была большая библиотека, где маленький Александр впервые стал читать русскую литературу. Однако отец хотел дать сыну юридическое образование.

В 1835 году Островский начал учебу в гимназии, а затем поступил в Московский университет на юридический факультет.

Совет

Из-за увлечений театром, литературой, он так и не окончил учебу в университете (1843), после работал писцом в суде по настоянию отца. В судах Островский служил до 1851 года.

Творчество Островского

В 1849 году было написано произведение Островского «Свои люди — сочтемся!», которое принесло ему литературную известность, его высоко оценили Николай Гоголь и Иван Гончаров. Затем, невзирая на цензуру, было выпущено множество его пьес, книг.

Для Островского сочинения являются способом правдиво изобразить жизнь народа. Пьесы «Гроза», «Бесприданница», «Лес» являются одними из самых главных его произведений.

Пьеса Островского «Бесприданница», как и другие психологические драмы, нестандартно описывает характеры, внутренний мир, терзания героев.

С 1856 года писатель участвует в выпуске журнала «Современник». Театр Островского

В биографии Александра Островского почетное место занимает театральное дело.
Островский основал Артистический кружок в 1866 году, благодаря которому появилось много талантливых людей в театральном кругу.

Читайте также:  10 мест в москве, которые стоит посетить всем

Вместе с Артистическим кружком он значительно реформировал, развил русский театр.

Дом Островского часто посещали известные люди, среди которых И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, Иван Тургенев, А. Ф. Писемский, Фёдор Достоевский, П. М. Садовский, Михаил Салтыков-Щедрин, Лев Толстой, Пётр Чайковский, М. Н. Ермолова и другие.

В краткой биографии Островского стоит обязательно упомянуть о появлении в 1874 году Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, где Островский был председателем. Своими нововведениями он добился улучшения жизни актеров театра. С 1885 года Островский возглавлял театральное училище и был заведующим репертуаром театров Москвы. Личная жизнь писателя

Нельзя сказать, что личная жизнь Островского была удачной. Драматург жил с женщиной из простой семьи — Агафьей, которая не имела образования, но была первой, кто читал его произведения.

Она поддерживала его во всем. Все их дети умерли в раннем возрасте. С ней Островский прожил около двадцати лет.

Обратите внимание

А в 1869 году женился на артистке Марии Васильевне Бахметьевой, которая родила ему шестеро детей.

Последние годы жизни

До конца своей жизни Островский испытывал материальные трудности. Напряженная работа сильно истощала организм, а здоровье все чаще подводило писателя. Островский мечтал о возрождении театральной школы, в которой можно бы было обучать профессиональному актерскому мастерству, однако смерть писателя помешала осуществить давно задуманные планы.

Островский умер 2(14) июня 1886 года в своём имении. Писателя похоронили рядом с отцом, в селе Николо-Бережки Костромской губернии.

Интересные фактыОстровский с детства знал греческий, немецкий и французский языки, а в более позднем возрасте выучил еще и английский, испанский и итальянский. Всю жизнь он переводил пьесы на разные языки, таким образом, повышал свое мастерство и знания.

Творческий путь писателя охватывает 40 лет успешной работы над литературными и драматическими произведениями. Его деятельность оказала влияние на целую эпоху театра в России. За свои труды писатель был награжден Уваровской премией в 1863 году.

Островский является основоположником современного театрального искусства, последователями которого стали такие выдающиеся личности как Константин Станиславский и Михаил Булгаков.Тест по биографии

Чтобы узнать насколько хорошо вы знаете краткую биографию Островского — пройдите этот небольшой тест:

Источник: https://biography.uz/biography/iskusstvo/587-aleksandr-ostrovskiy.html

Александр Островский

Александр Николаевич Островский – российский драматург и писатель, на произведениях которого строится классический репертуар театров России. Его жизнь полна интересных событий, а литературное наследие исчисляется десятками пьес.

Детство и юность

Александр Островский родился весной 1823 года в Замоскворечье, в купеческом доме на Малой Ордынке. В этом районе драматург провел свои юные годы, а дом, где он появился на свет, существует по сей день. Отец Островского был сыном священника. Окончив духовную академию, молодой человек решил посвятить себя светской профессии и подался в судейские чиновники.

Александр Островский

Мать Любовь Островская скончалась, когда сыну было 8 лет. Спустя 5 лет после смерти жены Островский-старший женился вновь. В отличие от первого брака с девушкой из мира духовенства, в этот раз отец обратил внимание на женщину из дворянского сословия.

Карьера Николая Островского шла в гору, он получил дворянское звание, посвятил себя частной практике и зажил на доходы от предоставления услуг богатым купцам. В его собственность вошло несколько имений, и к финалу трудовой деятельности он перебрался в Костромскую губернию, в село Щелыково, где стал помещиком.

Александр Островский в молодости

Сын поступил в Первую московскую гимназию в 1835 году и стал выпускником в 1840-м. Уже в юности мальчик увлекался литературой и театральным делом.

Потакая отцу, он поступил в Московский университет на юридический факультет. В годы обучения там Островский проводил все свободное время в Малом театре, где блистали актеры Павел Мочалов и Михаил Щепкин.

Увлечение молодого человека заставило его покинуть институт в 1843 году.

Отец питал надежду на то, что это прихоть, и пытался пристроить сына на выгодную должность.

Важно

Александру Николаевичу пришлось пойти работать писцом в Московский совестный суд, а в 1845 году в канцелярию Московского коммерческого суда. В последнем он стал чиновником, принимавшим просителей устно.

Этот опыт драматург часто использовал в своем творчестве, вспоминая немало интересных случаев, услышанных им за время практики.

Литература

Литературой Островский увлекся в юности, зачитываясь произведениями Гоголя и Белинского. В какой-то степени молодой человек подражал своим кумирам в первых произведениях.

В 1847 году состоялся дебют писателя в газете «Московский городской листок». Издательство опубликовало две сцены из комедии «Несостоятельный должник».

Это первый вариант известной читателям пьесы «Свои люди – сочтемся».

Портрет Александра Островского

В 1849 году автор закончил работу над ней. Характерная манера писателя просматривается в первом же его произведении. Он описывает общенациональные темы сквозь призму семейно-бытового конфликта. Персонажи пьес Островского – обладатели колоритных и узнаваемых характеров.

Язык произведений легок и прост, а финал ознаменован моральной подоплекой. После публикации пьесы в журнале «Москвитянин» на Островского обрушился успех, хотя цензурный комитет запретил постановку и повторную публикацию произведения.

Книги Александра Островского

Островского внесли в перечень «неблагонадежных» авторов, что сделало его положение невыгодным. Ситуацию усложнил брак драматурга с мещанкой, который не благословил отец.

Островский-старший отказал сыну в финансировании, и молодые люди испытывали нужду.

Даже сложное материальное положение не помешало писателю отказаться от службы и с 1851 года полностью посвятить себя литературе.

Пьесы «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок» допустили к постановке на театральных подмостках. Их созданием Островский совершил революцию в театре.

Публика шла смотреть на простую жизнь, и это в свою очередь требовало иного актерского подхода к воплощению образов.

Совет

Декламация и откровенная театральность должны были смениться естественностью существования в предлагаемых обстоятельствах.

Памятник Александру Островскому в Москве

С 1850 года Островский стал членом «молодой редакции» журнала «Москвитянин», но материальную проблему это не исправило.

Редактор был скуп на оплату большого объема работы, которую проводил автор. С 1855 по 1860 годы Островский вдохновлялся революционными идеями, влиявшими на его мировоззрение.

Он сблизился с Тургеневым и Толстым, стал сотрудником журнала «Современник».

В 1856 году участвовал в литературно-этнографическом путешествии от Морского министерства. Островский побывал на верховьях Волги и использовал воспоминания и впечатления в творчестве.

Александр Островский в пожилом возрасте

1862 год ознаменовался путешествием по Европе. Писатель посетил Англию, Францию, Германию, Италию, Австрию и Венгрию.

В 1865 году он оказался в числе основателей и руководителей артистического кружка, из которого вышли талантливые российские артисты: Садовский, Стрепетова, Писарева и другие.

В 1870-м Островский организовал Общество русских драматических писателей и был его председателем с 1874 года до последних дней жизни.

За всю жизнь драматург создал 54 пьесы, переводил произведения зарубежных классиков: Гольдони, Сервантеса, Шекспира. К популярным произведениям автора относятся «Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова», «Без вины виноватые» и другие пьесы. Биография писателя была тесно связана с литературой, театром и любовью к родине.

Личная жизнь

Творчество Островского оказалось не менее интересным, чем его личная жизнь. Он состоял в гражданском браке с супругой 20 лет. Они познакомились в 1847 году. Агафья Ивановна вместе со своей юной сестрой поселилась неподалеку от дома писателя. Одинокая девушка стала избранницей драматурга. Никто не знал, как они познакомились.

Александр Островский и Агафья с ребенком

Отец Островского был против этой связи. После его отъезда в Щелыково молодые люди стали жить вместе. Гражданская жена была рядом с Островским независимо от того, какая драма происходила в его жизни. Нужда и лишения не погасили их чувств.

Ум и сердечность Островский и его друзья особенно ценили в Агафье Ивановне. Она славилась гостеприимством и пониманием. Супруг часто обращался к ней за советом, работая над новой пьесой.

Любовь Косицкая-Никулина

Их брак не стал законным даже после кончины отца писателя. Дети Александра Островского были незаконнорожденными. Младшие умерли в детском возрасте. В живых остался старший сын Алексей.

Островский оказался неверным мужем. У него был роман с актрисой Любовью Косицкой-Никулиной, сыгравшей роль Катерины в премьерном спектакле «Гроза» в 1859 году. Артистка предпочла писателю богатого купца.

Александр Островский и Мария Бахметьева

Следующей возлюбленной стала Мария Бахметьева. Агафья Ивановна знала об изменах, но не теряла гордость и переносила семейную драму стойко. Она умерла в 1867 году. Где находится могила женщины, неизвестно.

После кончины супруги Островский два года жил один. Его возлюбленная Мария Васильевна Бахметьева стала первой официальной супругой драматурга. Женщина родила ему двух дочек и четырех сыновей. Брак с актрисой был счастливым. С ней Островский прожил до конца жизни.

Смерть

Здоровье Островского истощалось пропорционально нагрузке, которую писатель брал на себя. Он вел бурную общественную и творческую деятельность, но все время оказывался в долгах. Постановки пьес приносили немалые сборы. Также Островский имел 3 тыс. рублей пенсии, но этих средств постоянно было недостаточно.

Плохое материальное положение не могло не влиять на самочувствие автора. Он находился в заботах и хлопотах, которые сказывались на работе сердца. Активный и живой, Островский был в веренице новых планов и идей, требующих скорейшего воплощения.

Могила Александра Островского

Многие творческие задумки не реализовались из-за ухудшения здоровья писателя. 2 июня 1886 года он скончался в костромском имении Щелыково. Причиной смерти считают стенокардию. Похороны драматурга прошли вблизи семейного гнезда, в селе Николо-Бережки. Могила литератора расположена на кладбище церкви Николая Чудотворца.

Читайте также:  Самые знаменитые слоны

Похороны писателя организованы за счет пожертвования, которое приказал сделать император Александр III. Он передал родственникам почившего 3 тыс. рублей и такую же пенсию назначил вдове Островского. На воспитание детей писателя государство выделяло 2400 рублей ежегодно.

Обратите внимание

Памятник Александру Островскому в имении Щелыково

Произведения Александра Николаевича Островского неоднократно переиздавались. Он стал знаковой фигурой для классической русской драматургии и театра. Его пьесы до сих пор ставятся на сценах российских и зарубежных театров. Творчество драматурга способствовало развитию литературного жанра, режиссуры и актерского мастерства.

Книги, в которых собраны пьесы Островского, расходятся большим тиражом спустя несколько десятилетий после его гибели, а произведения разобраны на цитаты и афоризмы. Фото Александра Николаевича Островского опубликованы в Интернете.

Библиография

  • 1846 – «Семейная картина»
  • 1847 – «Свои люди- сочтемся»
  • 1851 – «Бедная невеста»
  • 1856 – «Доходное место»
  • 1859 – «Гроза»
  • 1864 – «Шутники»
  • 1861 – «Женитьба Бальзаминова»
  • 1865 – «На бойком месте»
  • 1868 – «Горячее сердце»
  • 1868 – «На всякого мудреца довольно простоты»
  • 1870 – «Лес»
  • 1873 – «Снегурочка»
  • 1873 – «Поздняя любовь»
  • 1875 – «Волки и овцы»
  • 1877 – «Последняя жертва»

Цитаты

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/20532-aleksandr-ostrovskii.html

Это интересно) – Островский А. Н

Родился 31 марта (12 апреля) 1823 г. в Москве в семье чиновника-юриста; мать – родом из низшего духовенства.

В 1840 году Островский окончил Первую Московскую гимназию с гуманитарным уклоном. В 1840-1843 гг. учился в Московском университете на юридическом факультете. Но еще в гимназии Островский увлекся литературным творчеством и оставил занятия юридическими дисциплинами.

В 1847 году Островский с успехом прочитал свою пьесу “Семейная картина”, которую считал началом своей профессиональной деятельности.

Следующую пьесу “Свои люди – сочтемся!” (первоначальное название “Банкрут” (1849) к постановке не разрешили, и автор был отдан под негласный надзор полиции.

Триумф этой комедии завершает первый, ранний, этап творчества (1847-1851) – пробу сил, поиски своего пути.

Следующий период (1852-1854) характеризуется активным участием в кружке сотрудников журнала “Москвитянин”. Островский пишет пьесы “Не в свои сани не садись”, “Бедность не порок”, “Не так живи, как хочется”.

Важно

Окончательно мировоззрение автора определяется в предреформенный период (1855-1860). Островский сближается с революционерами-демократами и пишет пьесы “В чужом пиру похмелье” (1855-1856), “Доходное место” (1856), “Воспитанница” (1858), “Гроза”.

И последний, пореформенный период (1861-1886), отличается от предыдущих дробных периодов творчества своим единством, невозможностью выделить хронологически сменяющие друг друга этапы.

Островского как художника волнуют вопросы о путях развития России, в поле зрения автора попадает все больше областей современной жизни.

Социально-бытовые темы из жизни купечества (“Не все коту масленица”, “Правда хорошо, а счастье лучше”) соседствуют с циклом пьес “из жизни захолустья” (бальзаминовская трилогия – “Праздничный сон до обеда” (1857), “Свои собаки грызутся, чужая не приставай” и “За чем пойдешь, то и найдешь” (“Женитьба Бальзаминова”) (1861), “Шутники” (1864), “Пучина” (1866), “Не было ни гроша, да вдруг алтын” (1872).

Пьесы на исторические темы, сатирические комедии, уникальная “Снегурочка” и разрабатываемая в 70-80 гг. психологическая драма – это новые направления в творчестве известного русского драматурга.

Становление драмы было связано с поисками героя, который был бы способен вступить в драматическую борьбу, вызвать сочувствие зрителя, имея достойную цель. Но Островский не находил такого героя.

Главные действующие лица его пьес были либо преуспевающие дельцы, либо пошлые, циничные прожигатели жизни, либо идеалисты, бессилие которых было очевидно. Они не могли стать центром драматического действия, и тогда Островский выводит на первое место женщину, что акцентирует внимание зрителей на чувствах персонажа. А именно это является условием развития психологической драмы.

Самой совершенной из таких драм по праву считается “Бесприданница” (1879). Характер героини не изменяется в процессе драмы, а постепенно раскрывается перед зрителями. Такими же шедеврами являются пьесы “Последняя жертва” (1878), “Таланты и поклонники” (1882), “Без вины виноватые” (1884). Именно эти произведения заложили основу для дальнейшего развития драмы.

Создав целый репертуар, Островский перевел еще двадцать две пьесы (“Усмирение своенравной” Шекспира, “Кофейная” Гольдони, интермедии Сервантеса и многие другие).

Совет

Умер Александр Николаевич 2(14) июня 1886 г. в Щелыково, ныне Островского района Костромской области.

Островский занимает особое место в русской культуре – уже при жизни он был признан основоположником национального театра. Новая публика, которая сменила дворянскую первой половины XIX века, хотела видеть на сцене свою жизнь. Такие пьесы писал для них Островский. Он описывал жизнь героев глазами тех, кто трудится. Критерием оценки для Островского служили идеалы народной нравственности.

Почти пятьдесят пьес было написано великим драматургом, многие из них уходили корнями в родное Замоскворечье, за что Островского называли летописцем этой жизни, “Колумбом Замоскворечья”. Но значение его комедий быстро переросло рамки правдивого бытоописания, потому что за лицами персонажей возникали типы, а за бытовыми картинами – социальные явления.

Александр Николаевич Островский стал наследником русского реализма, реализма Гоголя.

Источник: http://eto-interesno.ucoz.com/index/ostrovskij_a_n/0-129

«Я – Александр Николаевич Островский»

«Прошел месяц, пора бы уже вам привыкнуть», – говорит Яков Борисович Гуткин, преподаватель литературы школы № 1799, когда одна из учениц робко садится за его стол. В этом классе каждый, кто рассказывает свою часть материала, садится на учительское место и оттуда ведет рассказ.

Разбор творчества Островского начинается с биографии. На экране перед учениками появляется портрет писателя. «Глядя в глаза этому человеку, придется рассказать, кто он для вас».

Яков Борисович делает акцент не на сухих фактах и классически важных датах жизни писателя, но просит рассказать об Островском как о живом человеке – о характере, судьбе, трудностях и жизненных перипетиях.

И вот доброволец – поднимается рука, и за стол во главе аудитории садится ученица.

– Я – Александр Николаевич Островский, – говорит она, и в классе раздаются смешки.

– Даже так? – с доброй усмешкой спрашивает Яков Борисович.

– Но ведь так можно?

– Конечно, можно.

После биографического рассказа от первого лица преподаватель вновь садится за свой стол и задает вопросы уже о портрете – а почему он, собственно, не фотографический? Был ли такой? А есть ли фотографические портреты других писателей того времени? Есть же фотографии сотрудников «Современника». Вы поищите, поищите, да и посмотрите, что там за люди. Как журнал попал в руки Некрасова? А как «Современник» стал одним из самых известных журналов России? Обязательно поищите эту информацию. «Это у вас в университете и будут спрашивать».

Затем за стол садится девочка, которая становится экскурсоводом. Она проведет класс по местам небольшого города Калинова – того, где обитают жители пьесы «Гроза».

– Все, что у тебя там написано – все закрой, – говорит Яков Борисович. – Помнишь место, где мы сейчас стоим? Расскажи, что мы должны видеть.

– Мы можем посмотреть церковь, которую описал Островский…

– Так, никакого Островского нет. Мы же на экскурсии!

В этом и состоит подход Якова Борисовича – ученики должны взглянуть на содержание произведения и на самого автора иначе, с нетипичной точки зрения.

Так и писателя запомнишь – ведь уникальные факты из биографии куда интереснее, потому проще запоминаются; и не забудешь название места, где происходит действие пьесы – ведь ты даже успел побывать там и осмотреть церковь, где Борис впервые увидел Катерину.

Обратите внимание

Экскурсовода сменяет новый персонаж – Марфа Игнатьевна Кабанова. С ней можно не только побеседовать о любимом сыне и жизни в Калинове, но и задать вопрос.

«Посмотрите на хронотоп пьесы», – отмечает Яков Борисович.

Параллельно с разбором персонажей он не забывает связывать литературу и историю – реформы, «Домострой», детали, что кажутся не столь важными при первом прочтении, но на самом деле значимы для понимания текста.

Яков Борисович задает вопросы, на которые не найдешь ответа в учебниках или Интернете: «Марфа Игнатьевна и все остальные, ответьте мне на вопрос: чувствуете ли вы вину за то, что Тихон таким вырос?».

Эти вопросы и выступают показателем, действительно ли учащиеся понимают произведение и героев, сюжетные линии, и если нет – то что не ясно? Важно, что дети не боятся поднимать руку, когда хотят высказать предположение – Яков Борисович не наказывает за неверные ответы плохими оценками.

Когда одна из учениц выступает в роли героя пьесы, Яков Борисович задает вопрос о характере персонажа. Девочка смело отвечает, на что педагог задает ей вопрос:

– Это все так думают?

– Это я так думаю.

Отвечает она, и видно, что в этом классе принято высказывать собственное мнение без страха, будь оно верным или ложным. Важнее мыслительный процесс. Я отмечаю это, когда мы с Яковом Борисовичем беседуем после урока. Он соглашается со мной и одобрительно кивает.

– Конечно. Важно ведь, чтобы они понимали произведения, а не просто заучивали.

Его тоже волнует, что в средней школе дети привыкли отвечать «правильно», а в старшей пора бы начинать думать самостоятельно и отстаивать свою точку зрения.

– Я так им и сказал – я здесь для того, чтобы научить вас думать и понимать. Ну ничего, мы еще над этим поработаем.

Алина Зражаева

Ссылка на источник >>>

Источник: http://lic1799.mskobr.ru/mass_media/mass_media_article/ya_aleksandr_nikolaevich_ostrovskij/

Ссылка на основную публикацию