Аграрная революция первобытных людей

Аграрная революция первобытных людей

На сегодняшний день ученым известно более 75 тыс. видов съедобных растений, но всего три из них – пшеница, кукуруза и рис – составляют 60 % рациона жителей Земли. Давайте узнаем, с чего все начиналось, и что известно истории о первой аграрной революции.

В древности, когда наши предки занимались охотой и собирательством, они ели дикорастущие растения. Они быстро поняли, что, если выкопать и съесть все найденные и понравившиеся им растения, они навсегда исчезнут.

Если же собрать только часть их или дождаться момента, когда созревшие семена сами упадут на землю, они вырастут на том же месте снова. Это стало началом аграрной революции древнего мира.

Обратите внимание

Первые попытки окультуривания растений начались около 10-11 тыс. лет тому назад на Ближнем Востоке, на территории Плодородного полумесяца, тянущегося от дельты Нила до восточного берега Средиземного моря, включая долины Тигра и Евфрата.

Здесь первобытные люди научились собирать зерна дикой пшеницы и ячменя и высевать их. Рис же возделывали в Китае около 6500 г. до н. э., а возможно, еще и раньше.

Никакой целенаправленной селекции при первобытном способе выращивания и сбора урожая не происходило.

Здесь следует заметить, что в обычной дикой пшенице зерна легко выпадают из колоса, а зерна, которые выпали, потеряны для будущего урожая, потому что собрать и посеять можно только те зерна, которые остались в колосе.

Однако оказалось, что этот недостаток легко устранить. Во время уборки урожая посевное зерно собирали только с растений, имевших менее ломкие соцветия.

В результате такого отбора появились хлебные злаки с неразламывающимися соцветиями и с крепко сидящими зернами – пшеница-однозернянка с нераспадающимся колосом.

Первая аграрная революция

8 тысяч лет назад на полях древних земледельцев было примерно поровну культурной и дикой пшеницы, и только 6,5 тыс. лет назад культурные сорта полностью вытеснили дикие.

Вблизи полей, на которых возделывали однозернянку, и даже в ее посевах встречались сорняки близкородственного пшенице рода эгилопс. Изредка при произвольных скрещиваниях между однозернянкой и одним из видов эгилопса возникали гибриды.

Они росли быстрее однозернянки, а зерна были крупнее. Из этих гибридов возникла полба. Из полбы возник целый ряд культурных пшениц, в том числе и твердая пшеница.

Важно

В древности сажать пшеницу было невыгодно: когда земледельцы сажали один колос, они собирали только шесть колосьев. Сажать маис (кукуруза), который появился в Америке 7000 лет назад, было намного выгоднее.

На каждое посаженное зерно – 45 зерен! Так как пшеница была менее продуктивна, она превратилась в культурное растение, и процесс ее окультуривания шел намного быстрее, чем процесс окультуривания кукурузы в Америке.

Маис давал такой урожай, что, если земледелец сажал его для пропитания, а не для продажи, то у него не было стимула выводить новые сорта.

Злаковые культуры были первыми растениями, селекцией которых стал заниматься человек в древности. Сначала он сажал ячмень и пшеницу, а вслед за ними – рис и кукурузу.

Позже, примерно 8000-5000 лет назад, люди научились выращивать корнеплоды и овощи, такие как, например, свекла или фасоль.

За ними последовали фруктовые деревья, густолиственные овощи и кормовые культуры. Через 2000 лет начали выращивать лекарственные травы и приправы.

Одомашненные растения отличаются от своих дикорастущих предков: селекция резко изменила у них те характеристики, которые нужны людям в первую очередь, – величину плодов и семян, их продуктивность и вкусовые качества.

Если для дикорастущих растений они постоянны, то у одомашненных это не так. Но зато, в отличие от дикорастущих растений, без помощи человека одомашненные растения укорениться не могут.

Сорняки и борьба за существование

В дикой природе понятия сорняков не могло быть. Но окультуренные растения стали бороться за свое место под солнцем с растущими рядом с ними их дикими видами.

Они были менее плодовиты, чем окультуренные, но выносливее. Сейчас земледельцы выпалывают сорняки полностью, а садовые растения подкармливают удобрениями и поливают их.

Интересные факты

Невозможно представить себе Италию без помидоров или Флориду без апельсинов? Однако в конце последнего ледникового периода большинство культурных видов растений росли только там, где когда-то появились их дикие предки.

Основные даты

9000–8000 Люди начали сеять однозернянку.
8000 На территории Плодородного полумесяца возделывают ячмень.
6000 Люди стали выращивать двузернянку.
5000 В Южной Америке культивируют маис (кукурузу).

Если вам понравилась статья про аграрную революцию древних людей – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся интересные факты – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Источник: https://interesnyefakty.org/agrarnaya-revolyutsiya/

Экономика первобытного общества. «Аграрная революция»

В предгосударственую эпоху человек первобытного общества эффективно мог заниматься только охотой и собирательством. Человек пытался усовершенствовать процесс добывания пропитания и насущных вещей, изобретая элементарные технические орудия. Но смысл всех технических достижений древнего человека сводился к попыткам расширения экологической ниши, пишет С.А.

Нефедов. Несомненно, что эти усовершенствования привели к существенным изменениям и оказали большое влияние на жизнь людей. Но человечеству был нужен мощный толчок к дальнейшему развитию. Согласно парадоксу Салинза, охота и иные виды присваивающего хозяйства обеспечивали куда более высокую производительность труда, чем земледелие.

Даже если природные условия позволяли заниматься производящим хозяйством, племена не делали этого. Но постепенно из-за истощения природных ресурсов производительность труда охотников начала падать, и рост населения требовал перехода с охоты на земледелие, либо вымирания охотников от голода.

Совет

Этим толчком стал голод, и произошла аграрная революция в период позднего неолита, в IX-VIII тысячелетии до н. э. Была в полной мере освоена технология земледелия и совершился переход от присваивающего хозяйства к производящему.

К охотникам, вынужденным постоянно сражаться за существование, неожиданно пришло неслыханное изобилие, начался «золотой век» в истории человечества. Неолит был высшей и последней стадией многотысячелетнего каменного века.

Стоит сразу отметить, что также очень многое зависело от месторасположения племен: те, что оказались на Севере, в суровых условиях, долгое время оставались на прежнем уровне развития, а в южных зонах эволюция была более быстрой.

И прогресс развития общества в ходе неолитической революции проявляется в повышении плотности и численности населения. Согласно оценкам, переход от охоты и собирательства к земледелию позволил повысить плотность населения в сотни раз.

Смена основных видов производственной деятельности привела, по мнению Г.Чайлда, к развитию постепенного социального распада (дифференциация), археологическими показателями которой являются монументальная архитектура, иерархия поселений и развитое искусство.

Освоение земледелия надолго обеспечило людей пищей, но вместе с тем породило ряд новых проблем: переход на другую пищу породил новые болезни, требовалась длительная адаптация, появились проблемы хранения пищи и трудности с жилищем.

Произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий, что способствовало прогрессу в развитии производительных сил, и второе общественное разделение труда – выделение ремесла из сельского хозяйства, что способствовало индивидуализации труда.

Самые общие признаки производящего хозяйства, выделенные советским историком В.М.Бахтой: оседлость, создание и хранение запаса, интервал в последовательность работ, цикличность труда, расширение спектра деятельности. Особенно важен второй признак: создание и хранение запасов теперь способствовали разделению людей на классы богатых и бедных.

Обратите внимание

От охотников земледельцы унаследовали традицию народного собрания и родовую общину. И постепенно появление частной собственности, новые семейные отношения, начавшееся развитие городов, торговли, ремесел и искусств привели к новому типу общества – «традиционному обществу» земледельцев.

В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, были заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии, Египта, Китая, Японии и древней Америки. Коренное изменение материальной, художественной и религиозной сторон жизни людей произошло после появления письменности в Месопотамии и Египте к III тысячелетию до н. э.

Неолитическая революция завершается победой железных орудий над каменными, земледелия — над собирательством, оседлого образа жизни — над кочевым, патриархата — над матриархатом, а также разделением культуры на духовную и материальную, возникновением государства, городской цивилизации и архитектуры, письменности, разложением общинного строя и формированием социально-классового расслоения общества.

Чтобы перейти от охоты к земледелию, необходимы коренные изменения отношений собственности. Земледелие – принципиально оседлый вид деятельности: в течение многих лет земледельцы эксплуатируют один и тот же участок земли, урожай с которого зависит не только от погоды, но и от действий людей. Плодородная земля становится редким ресурсом, требующим защиты.

Возникает необходимость защищать обрабатываемые земли от попыток их захвата и разрешать земельные конфликты между членами общины. В результате начинает складываться государство как институт, главной экономической функцией которого является защита прав собственности. Вот каково одно из основных наиважнейших последствий аграрной или неолитической революции.

8. Развитие родоплеменных отношений и организация власти.

Первобытнообщинный строй – отправная точка в истории человечества. Это самая длительная по времени общественно-экономическая формация, она существовала у всех народов на ранней стации развития.

В истории первобытного строя выделяется несколько этапов по степени развития производительных сип, общественной организации, а также форм хозяйства и движения от более низкой ступени к более высокой – от каменного века к бронзовому, от бронзового – к железному.

Важным этапом в истории первобытного человека стала первая экономическая революция (неолитическая), когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему.

По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства.

На смену первобытному строю приходят классовые общества.

Источник: https://studopedya.ru/1-79860.html

Аграрная революция и «закат» первобытного общества

Общества архаические, с мифоритуальной культурой, были относительно неподвижны и как бы обречены на статику.

Изменения, конечно, происходили, но их можно сравнить с небольшими флуктуациями, колебательными движениями около некоего «нормального состояния», которое, как и в экосистемах, было ориентировано на гармоническое равновесие с естественной средой [63].

Возможности для расширения, роста желаний были крайне ограниченны, а система их блокировки – хорошо отлажена. Но примерно XII-Х тыс. лет тому назад произошло событие, которое повернуло ход истории в совершенно ином направлении.

Важно

Некоторые племена, жившие на западных склонах Иранского нагорья, в Палестине, Малой Азии, Туркменистане, начали сеять хлеб и разводить скот. Этот переворот известный археолог Г. Чайлд назвал «неолитической революцией», его именуют также революцией аграрной. Ее значение трудно переоценить: совершился переход от присваивающего хозяйства к хозяйству производящему, то есть люди научились не просто пользоваться дарами природы, но воспроизводить и умножать их.

Этот переход обозначил первую развилку в историческом развитии. Большая часть человечества еще долго продолжала жить, как и раньше: балансируя между природой и культурой, соразмеряя свою активность с непознанными, но интуитивно ощущаемыми природными императивами и столь же интуитивно ее сдерживая.

Меньшая часть встала на путь, который неизбежно вел к нарушению прежнего относительного равновесия между человеческим эгоизмом и законами природы.

Теперь преграды для дальнейшего развития эгоизма были сломаны, открылись возможности для появления, реализации и роста самых разнообразных потребностей и одновременно – все большего отрыва от «естества», от связи с природным универсумом.

Начав «сотрудничать с природой» (Г. Чайлд), человек избрал новую роль – роль демиурга, способного корректировать природные процессы, планировать их, совершенствовать природу за счет своей преобразующей деятельности. Установка на интеграцию с естественной средой сменилась установкой на расширяющийся ресурс.

Иначе говоря, именно в эпоху аграрной революции человечество встало на тот путь, который, в конце концов, привел к современной техногенной цивилизации, со всеми ее благами и сопутствующими проблемами. Правда, и плюсы, и минусы проявились далеко не сразу, а на первых порах вообще были практически незаметны.

«Аграрная революция» происходила крайне медленно: она постепенно, в течение многих тысячелетий распространялась по разным континентам, захватывала те или иные локусы в разных регионах мира.

И тем не менее, это была именно «революция», поскольку с переходом к сельскому хозяйству стало меняться все: не только хозяйственная деятельность, но и социальные отношения, религиозные воззрения, самоощущение человека, образ жизни, модели потребления.

https://www.youtube.com/watch?v=7XcuBxG_pG0

Каковы причины столь глубоких изменений? Их часто ищут в изменениях природной среды. До сих пор в научной литературе еще можно встретить утверждения, что отказ от охоты и собирательства был связан с глобальным похолоданием, хотя это полностью противоречит фактам.

Напротив, аграрная революция происходила в эпоху относительного потепления (приближался голоцен, послеледниковый период), и началась она в климатически благоприятном регионе – в зоне «плодородного полумесяца».

Есть также гипотеза, что в этот период произошла аридизация – уменьшение степени увлажнения территорий, что и побудило некоторые племена к освоению новых методов хозяйствования.

Совет

Однако климатические сдвиги, причем, гораздо более серьезные, случались и до этого, но в жизни первобытных обществ ничего существенно не менялось.

Более интересно и обоснованно другое предположение. Присваивающее хозяйство зашло в тупик – во многом благодаря деструктивной деятельности самого человека. XIII-XII тыс.

лет тому назад он уже располагал достаточно продвинутыми и разнообразными «охотничьими технологиями»: помимо хитроумных ловчих ям, крючков для рыбной ловли, силков для птиц, появилось первое дистанционное оружие – лук со стрелами, дротики, копьеметалки, духовые трубки [64].

Некоторые ученые полагают, что человек уже завоевал определенную власть над природой, а его техническая оснащенность позволяла нанести болезненный удар по воспроизводству животных.

Охота на мамонтов и другую крупную дичь приобрела характер бессмысленного уничтожения, животных часто убивали в количествах, которые далеко превосходили биологические потребности: на некоторых стоянках археологи находят целые кладбища убитых животных, чье мясо не было использовано [65].

Неограниченная и нецелесообразная эксплуатация природных ресурсов привела к их истощению, разрушению биоценозов, а это, в свою очередь, – к обострению межплеменных войн за территории, пригодные для охоты, и сокращению населения.

Разразился первый в истории человечества антропогенный экологический кризис, то есть кризис, вызванный активностью человека. Все более или менее удобные для расселения земли уже были заняты, поэтому просто перекочевать на новое место стало затруднительно.

В конце концов, нехватка пищи побудила кардинально изменить способ ее добывания.

Вполне возможно, что экологический кризис действительно произошел и сыграл свою роль в переходе к производящему хозяйству, но и эта гипотеза не объясняет того факта, что многие общества охотников и собирателей, оказавшись в сходных или даже гораздо более суровых условиях, подталкивающих их к изменениям, перехода не совершили. Некоторым удалось мигрировать, другие погибли или деградировали, третьи максимально усовершенствовали способы охоты и собирательства и добились на этом пути больших успехов, создав комплексные высокоспециализированные хозяйства.

Читайте также:  20 важных психологических фактов

Аграрная революция совершалась, прежде всего, в сознании человека. Тогда понятной становится необъяснимая, казалось бы, ситуация: мы уже говорили, что переход к земледелию и скотоводству не вел сразу к улучшению качества жизни. Напротив, многие племена, совершившие его, жили гораздо хуже своих «отсталых» соседей.

Обратите внимание

Обработка земли роговыми или каменными мотыгами даже на самых мягких почвах была тяжелейшим трудом, который к тому же обеспечивал лишь скудное пропитание. Урожайность зерновых была не слишком высокой, недавно прирученные животные давали мало молока, мяса и шерсти, а постоянное общение с ними вызвало новые болезни (эпизоотии).

Однако далеко не все отказались от новых способов хозяйствования, несмотря на то, что выгоды от них были более чем сомнительны. Лишь некоторые предпочли вернуться к охоте и собирательству, не оставляя, впрочем, полностью земледелия и скотоводства.

Кроме того, нужно учитывать и то, как сложно объяснить охотнику и собирателю, что добычу не обязательно сразу съедать, что животному можно сохранить жизнь, и оно принесет потомство, а зерно, брошенное в землю, даст урожай. Принцип отложенного удовольствия был чужд и непонятен архаическому человеку.

Таким образом, переворот в сознании, заданный логикой эволюции эгоизма, играл, безусловно, ведущую роль.

Положительные результаты перехода к производящему хозяйству проявлялись очень постепенно. На определенном этапе в наиболее благоприятных природных условиях сельское хозяйство стало давать излишки. Люди перешли к оседлому образу жизни.

Увеличилась рождаемость и несколько снизилась смертность. Возникли ремесла, усилился торговый обмен, расширилось потребление, более комфортным стал быт.

Но и тогда основной целью было по-прежнему поддержание существования, запасы удавалось накапливать в небольших количествах и только на самые крайние случаи – войны или природных бедствий. В VIII-VI тыс. до н.э.

лишь в некоторых регионах: в Малой Азии, Сирии, Палестине – начали возникать крупные и богатые поселения (Иерихон, Чатал-Гуюк) – предтечи будущих городов, окруженные защитными стенами. Тем не менее, кардинальные трансформации были неизбежны.

Первые земледельцы какое-то время еще продолжали коллективно обрабатывать землю и делить урожай. Но постепенно прежние обычаи, характерные для родовой общины, стали уходить в прошлое. И это был необратимый процесс. Сама община менялась: она разрасталась, превращалась в соседскую, состоящую уже не только из родственников.

Ее основными экономическими единицами были вполне самостоятельные хозяйства, принадлежащие большим патриархальным семьям, которые владели полями и скотом. Никаких общих прав на плоды их труда не признавалось, равнообеспечивающее распределение ушло в прошлое, хотя в общине существовала взаимопомощь.

Коллективный труд применялся теперь только в особых случаях: при строительстве укреплений, дорог, расчистке полей.

Важно

Возникновение собственности на землю неизбежно создавало условия для социальной и имущественной дифференциации: проще говоря, община стала делиться на бедных и богатых. Отношение к богатству все еще было двойственным: наиболее ценным качеством, как и раньше, считалась щедрость.

Богатство рассматривали как потенциальный источник раздач и дарений, и богатого человека уважали не за богатство само по себе, а за то, что он щедро делится им с соплеменниками.

Раздачи и дарения, в свою очередь, повышали престиж того, кто их устраивал, и, поскольку дар полагалось возвращать в той или иной форме, могла устанавливаться зависимость одного члена общины от другого: если человек был не в состоянии «расплатиться» эквивалентным даром, он его отрабатывал.

На дарообмене строилась особая, характерная для поздней первобытности, престижная экономика, благодаря которой формировался слой богатых, уважаемых и влиятельных людей (в научной литературе их обычно называют бигменами), занимающих высокие руководящие должности.

Должность вождя становилась наследственной, а подношения ему – все более регулярными и обязательными. В руках вождей концентрировались значительные богатства, в том числе и запасной фонд общины.

Но при этом еще не ставилась цель присвоить себе эти богатства: гораздо выгоднее было пользоваться правом распоряжаться ими от имени общины и распределять их среди соплеменников.

На этом этапе, который американский этнолог Э.

Сервис назвал вождеством (chiefdom) [66], возникают «зародыши» государственной власти и будущего стратифицированного общества – общества, разделенного на разные социальные слои (страты) и группы, которые имеют разный статус, доходы и права.

Но становление государства и разделенного общества – дело будущего, кардинальные изменения произойдут позднее, после того, как совершится еще один важнейший переход – к цивилизации, о котором мы будем говорить в следующей главе.

Пока же обратим внимание на то, что именно желание богатства, совершенно чуждое «классической» первобытности, идущее вразрез с ее нормами, являлось базой и едва ли не главным условием для всех описанных нами трансформаций (в том числе и для реализации зачатка желания власти), которые неизбежно вели к разрушению архаического «космоса». В эту эпоху оно проявлялось еще робко, как бы прячась за старыми привычными целями: стремлением добиться уважения соплеменников и получить престижную должность – и за старыми привычными формами отношений: коллективными пиршествами (потлачами), дарообменом. Но эти формы уже меняли свое содержание. Человек и общество перестраивались, и на следующем этапе стремление к богатству – в широком смысле этого слова – даст возможность создать новые социальные отношения и искусственную среду обитания, необходимую для развития цивилизации.

Источник: http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/109594

Исследование: европейцев белыми сделало сельское хозяйство « Gearmix

Аграрная революция стала одним из самых важных событий в истории человечества, приведших к возникновению современной цивилизации.

Первое в своём роде исследование международной команды учёных обнаружило, что после появления сельского хозяйства в Европе 8 тысяч 500 лет назад ДНК людей претерпела масштабные мутации, приведя к изменениям в росте, пищеварении, иммунитете и цвете кожи.

Исследователи нашли косвенные свидетельства некоторых из этих изменений, изучая геномы современных европейцев. Но новое исследование, сказали они, позволяет проследить эти изменения на протяжении тысячи лет.

«На протяжении десятилетий мы пытаемся выяснить, что произошло в прошлом, — говорит генетик из Калифорнийского университета Расмус Нильсен. — А теперь у нас есть машина времени».

Совет

До этого, чтобы понять историю европейцев, учёные полагались лишь на найденные в Европе кости древних людей. Самые древние найденные на континенте кости современного человека учёные маркируют возрастом 45 тысяч лет.

Ранние поселенцы на территории современной Европы вели образ жизни охотников-собирателей на протяжении более 35 тысяч лет. Но примерно около 8 тысяч 500 лет назад свой первый след в археологической летописи континента оставили люди, занимавшиеся сельским хозяйством.

Таким образом, до появления сельского хозяйства Европа была населена в основном охотниками-собирателями. Затем нахлынула волна кочевников, ДНК которых напоминает ДНК современных людей с Ближнего Востока. Вполне вероятно, что они могли принести с собой сельскохозяйственные навыки.

Наконец, около 4 тысяч 500 лет назад Европу заполонило кочевое населения из степей России, известное как ямная культура.

Исследователи также отслеживают изменения цвета кожи у европейцев.

У первобытных охотников-собирателей, которые были потомками людей, пришедших из Африки, была тёмная кожа – всего 9 тысяч лет назад. Люди с сельскохозяйственными навыками, прибывшие из региона Анатолии в Турции, имели более светлую кожу, и затем эта черта постепенно распространилась по Европе. Позже появился новый ген, который сделал кожу европейцев ещё светлее.

Для чего? Учёные долго думали, что светлая кожа помогает получать больше витамина D при солнечном свете в высоких широтах. Но охотники-собиратели успешно жили в тех условиях и с тёмной кожей. По мнению специалистов, они получали достаточное количество витамина D, благодаря употреблению мяса убитых животных.

Они считают,  что переход к сельскому хозяйству позволил уменьшить потребление витамина D, что, возможно, вызвало изменения в цвете кожи.

Источник: http://gearmix.ru/archives/24152

Сельскохозяйственная и промышленные революции

С изменением технологии приготовления пищи человек перешел от присваивающей экономики к производящей. Это стало началом отчуждения человека от природы. Пользование дарами природы в дальнейшем превратилось в узаконенное мародерство.

Первые очаги земледелия возникли в следующих районах земного шара — на Ближнем Востоке, в Египте, Индии и Китае. Сельскохозяйственная революция стала поворотным моментом в развитии человечества.

Теперь человеку требовался всего 1 га земли (а не 500 га, как это было у человека-собирателя) и он мог прокормить не только себя, но и свою семью. Сельское хозяйство потребовало создания новых орудий труда, способов переработки продуктов, емкостей для хранения урожая и семян.

Обратите внимание

Оно сделало человека оседлым. И, как результат, возникли разделение труда, обмен продуктами труда и торговля. Места для обмена стали прообразом городов. За правила обмена, разрешение споров, защиту производителя отвечали специальные люди — чиновники и воины, т. е. власть.

Так формировалась цивилизация, а вместе с ней менялись и взгляды человека на природу. Он постепенно стал чувствовать себя ее хозяином.

Темпы распространения сельскохозяйственных технологий постепенно нарастали. В первое тысячелетие эти технологии завоевали Европу и Азию, а после Великих географических открытий, начавшихся с освоения европейцами новых континентов, они охватили весь мир. Начиная с XVI в.

пишутся трактаты по земледелию, разрабатываются способы удобрений и мелиорации почв, позже появляются сельскохозяйственные машины на конной тяге.

Идет активный обмен культурными растениями между континентами: в Европе и Азии получают распространение картофель, помидоры, кукуруза из Америки, а в странах Америки — пшеница, овес, ячмень и т. д.

Освоение европейцами новых пространств обусловило прогресс науки и техники. Появилась первая паровая машина. Человек стал использовать для получения энергии ископаемое топливо — уголь. Началом промышленной революции принято считать 1830 г.

— завершение строительства в Великобритании первой сети железных дорог. Мир постепенно переходил к индустриальному производству. На крупных предприятиях развивалось массовое производство товаров при участии большого количества людей.

Если сельскохозяйственным технологиям потребовалось несколько тысяч лет, чтобы завоевать всю планету, то индустриальным — всего 150 лет.

В мире уже почти не остается таких стран, где бы не дымили трубы предприятий или электростанций, не были бы проложены железные или автомобильные дороги, и тем более нет стран, где армия или полиция не были бы вооружены современным огнестрельным оружием. Сейчас мир вступил в период развития информационных технологий, которые стали планетарными всего за 20 лет.

Важно

В местах развития сельского хозяйства происходит уничтожение дикого растительного и животного мира, но человек частично заменяет его культурными растениями и домашними животными. А в местах развития промышленности полностью уничтожается дикая природа и сооружаются дороги, аэродромы и т. д.

Поистине грандиозная деятельность человека, завоевание им всей поверхности суши, недр Земли и Мирового океана, наконец, проникновение его в космическое пространство породили у людей веру в беспредельные возможности науки и техники, в способность человечества решать любые проблемы.

В результате богов окончательно отправили на небо, а на земле их заменило другое божество — наука и техника.

Источник: https://geographyofrussia.com/selskoxozyajstvennaya-i-promyshlennye-revolyucii/

Неолитическая революция

Неолитическая революция (neolitic revolution) – произошедший в позднепервобытном обществе революционный переворот в производстве, связанный, как правило, с переходом от присваивающего к производящему хозяйству и создавший предпосылки для формирования раннеклассового общества.

Термин «неолитическая революция» ввел в 1949 английский археолог Гордон Чайлд, близкий по своим концептуальным предпочтениям к марксизму и предложивший термин по аналогии с марксистским понятием «промышленная революция».

Эта революция, по Чайлду, «трансформировала человеческую экономику, дала человеку контроль над его собственным запасом продовольствия», создав тем самым условия возникновения цивилизации. Поскольку понятие «промышленная революция» к середине 20 в. уже стало общепринятым, то и термин «неолитическая революция» быстро завоевал популярность.

Другие варианты названий этого исторического события (например, «революция в производстве пищи», «земледельческая революция») не получили поддержки специалистов.

В настоящее время неолитическая революция считается одним из трех главных революционных изменений в экономике – наряду с промышленной и научно-технической революциями.

Таблица 1. Современная периодизация развития первобытного общества по материалу орудий труда

Таблица 1. СОВРЕМЕННАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА ПО МАТЕРИАЛУ ОРУДИЙ ТРУДА
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭПОХИ ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ
I. Каменный век
1. Палеолит нижний 1500–100 тыс. лет назад
средний 100–40
верхний 40–14
2. Мезолит 12–8 тыс. лет до н.э.
3. Неолит* 8-5
II.Медный век* 5–3
III. Бронзовый век* 3–1
IV. Железный век* с 1 тыс. до н.э. до наших дней
* В Европе и Азии

В терминах «промышленная революция» и «научно-техническая революция» заложено указание на основные черты произошедших изменений (соответственно – превращение промышленности в главную сферу экономики и повышение наукоемкости применяемых технологий).

В отличие от них термин «неолитическая революция» указывает лишь на археологическую эпоху, когда произошли революционные изменения, но не уточняет, а каковы же собственно эти изменения (Табл. 1).

Это не случайно – дело в том, что о главном содержании неолитической революции продолжаются дискуссии и в наши дни.

Неолитическая революция как изменение технологий производства материальных благ

Сам Г.Чайлд считал главным содержанием неолитической революции переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство, рыболовство) к производящему хозяйству (земледелие и скотоводство).

Ранее люди забирали у природы ее дары (дикорастущие съедобные растения, зверей, рыбу), теперь же они начали производить то, чего в природе до них не было (производить селекцию культурных растений, выводить новые породы скота). Именно эта смена основных видов производственной деятельности привела, по мнению Г.

Чайлда, к развитию социальной дифференциации, археологическими показателями которой являются монументальная архитектура, иерархия поселений и развитое искусство.

Совет

Изучение археологических материалов (особенно, по Америке) и быта сохранившихся отсталых народов показало, однако, что жесткая связь между социальной стратификацией и переходом к производящему хозяйству встречается отнюдь не везде.

Известны народы, которые продолжали заниматься присваивающим хозяйством, но уже далеко ушли от первобытного равенства. Например, индейцы Аляски 18–19 вв.

занимались в основном рыболовством и охотой, однако ко времени прихода европейцев у них уже существовали такие институты как вождества, войны между племенами, патриархальное рабство.

Читайте также:  Самые смешные анекдоты про еврейскую маму

Для объяснения этого противоречия следует обратить внимание на самые общие признаки производящего хозяйства, выделенные советским историком В.М.Бахтой:

оседлость;

создание и хранение запаса;

интервал в последовательность работ;

цикличность труда;

расширение спектра деятельности.

Из этих пяти признаков для развития социальной стратификации достаточно лишь трех – 1-ого, 2-ого и 5-ого. Наиболее важным является признак (2): именно накопление редких материальных благ (прежде всего, пищи) дает начало делению на богатых и бедных.

Поэтому советский историк В.А.

Башилов еще в 1980-е предложил понимать под неолитической революцией переход от производства прожиточного минимума к стабильному производству прибавочного продукта независимо от того, при каких именно формах хозяйства происходит данный переход.

Логика концепции В.А.Башилова такова. До неолитической революции производство избыточного продукта происходило случайно и неустойчиво, поскольку не было технологий длительного сохранения дефицитной пищи.

Когда же открывают способы длительного хранения запасов пищи (копчение, соление и т.д.), то сразу возникает мощный стимул не поедать немедленно всю добычу, как это происходило в раннепервобытном обществе, а накапливать ее на «черный день».

Обратите внимание

Владельцы большего запаса могут гарантировать стабильный уровень жизни не только самим себе, но и своим близким. Поэтому они приобретают более высокий социальный статус. Накопление богатства стимулирует грабительские набеги на соседние племена, чтобы отнять их накопления.

Таким образом, для формирования социального расслоения могут возникнуть достаточные условия даже при сохранении присваивающего хозяйства.

Концепция Башилова не опровергает, а дополняет концепцию Г.

Чайлда – она рассматривает переход к производящему хозяйству (неолитическую революцию в узком смысле слова) как частный случай возникновения технологий производства прибавочного продукта.

Если неолитическая революция в узком смысле слова, по Чайлду, включает все пять признаков производящего хозяйства, то неолитическая революция в широком смысле, по Башилову, – только три (1-й, 2-й и 5-й).

Сам же факт наличия прямой зависимости между усилением социальной стратификации и переходом от присваивающего хозяйства к производящему (особенно, к земледелию) сомнения не вызывает. Его иллюстрацией является, например, составленная современным российским историком А.В.Коротаевым на основе базы данных Дж.П.

Мердока (в ней отражены этнографические характеристики 165 народов разных стран и эпох) матрица взаимосвязи между типами хозяйства и уровнем классовой стратификации (Табл. 2).

Из нее видно, что для бесклассовых обществ типична присваивающая экономика (хотя есть бесклассовые земледельческие народы), а для обществ с высокой классовой стратификацией (3-й уровень по таблице) типично развитое земледелие.

Таблица 2. Типы хозяйства и уровень классовой стратификации (Матрица А.В. Коротаева)

Таблица 2. ТИПЫ ХОЗЯЙСТВА И УРОВЕНЬ КЛАССОВОЙ СТРАТИФИКАЦИИ (МАТРИЦА А.В. КОРОТАЕВА)
Уровни классовой стратификации Количество народов с
присваивающей экономикой ранним (переложным) земледелием развитым земледелием
0(классов нет) 39 6 6
1 18 21 14
2 5 11 14
3(высокая классовая стратификация) 2 29

Следует учитывать, что в разных регионах планеты неолитическая революция происходила асинхронно и с различной региональной спецификой. Выделяют три древнейших первичных очага:

Передняя Азия (территория современных Ирана, Ирака, Турции, Иордании), где к 7-6 тыс. до н.э. сложилось земледельческо-скотоводческое хозяйство (выращивание пшеницы, ячменя и гороха, разведение коз) и появились первые города планеты (Чатал-Гуюк, Джармо, Иерихон);

Мезоамерика (территория Мексики), где к концу 3 – началу 2 тыс. до н.э. сложилась земледельческая экономика, основанная на выращивании маиса; территория Перу, где ко второй половине 2 тыс. до н.э. формируется экономика оседлого земледелия (культивирование маиса) при сохранении большого значения рыболовства.

Важно

Неолитическая революция в каждом из первичных центров протекала долго, в течение 2–4 тысячелетий.

Когда же новая производящая экономика начала распространяться из этих центров в окрестные регионы, то перенимание уже накопленного производственного и социального опыта резко сокращало время перехода.

В современном мире отсталые народы, не пережившие неолитической революции, сохранились лишь в глухих уголках планеты с особыми природно-климатическими условиями.

Неолитическая революция как формирование института прав собственности

Тезис о стабильном производстве прибавочного продукта может быть воспринят как указание на повышение в процессе неолитической революции уровня и качества жизни: до нее люди жили-де на грани голодной смерти, а после этого в результате перехода к более прогрессивным технологиям жизнь стала более изобильной. Такое понимание было широко распространено до 1970-х, когда американский антрополог Маршалл Салинз доказал его ошибочность.

В своей монографии Экономика каменного века (1973) М.Салинз, обобщая этнографическую и историческую информацию, сформулировал парадоксальный вывод: ранние земледельцы трудились больше, но имели уровень жизни ниже, чем позднепервобытные охотники и собиратели.

Известные в истории раннеземледельческие народы работали, как правило, гораздо большее число дней, чем тратили на добывание пищи дожившие до 20 в. первобытные охотники и собиратели.

Представление о голодной жизни отсталых народов также оказалось очень сильно преувеличенным – у земледельцев голодовки носили более тяжелый и регулярный характер. Дело в том, что при присваивающем хозяйстве люди забирали у природы далеко не все, что она могла им дать.

Причина тому – не мнимая лень отсталых народов, а специфика их образа жизни, не придающая значения накоплению материального богатства (которое к тому же часто и невозможно накапливать из-за отсутствия технологий длительного хранения пищи).

Возникает парадоксальный вывод, который называют «парадоксом Салинза»: в ходе неолитической революции совершенствование аграрного производства ведет к ухудшению уровня жизни.

Можно ли в таком случае считать неолитическую революцию прогрессивным явлением, если она понижает уровень жизни? Оказывается, можно, если рассматривать критерии прогресса более широко, не сводя их только к среднедушевому потреблению.

В чем именно заключалась прогрессивность неолитической революции, можно объяснить по модели, которую предложили американские экономисты-историки Дуглас Норт и Роберт Томас (см. рис.).

В раннепервобытном обществе господствовала общая собственность: из-за немногочисленности населения доступ к охотничьим угодьям и местам рыбной ловли был открыт всем без исключения.

Это означало, что существовало общее право на использование ресурса до его захвата (захватит тот, кто будет первым) и индивидуальное право на использование ресурса после захвата.

Совет

В результате каждое племя, собирающее добычу с очередного участка, куда оно перекочевало, было заинтересован в хищническом потреблении ресурсов общего доступа «здесь и сейчас», без заботы о воспроизводстве. Когда ресурсы территории истощались, ее покидали и уходили на новое место.

Такая ситуация, когда каждый пользователь озабочен максимизацией личной сиюминутной выгоды без заботы о завтрашнем дне, экономисты называют трагедией общей собственности. Пока природные ресурсы были изобильны, проблем не возникало. Однако их истощение из-за роста населения привело примерно 10 тыс. лет назад к первой в истории революции в производстве и в социальной организации общества.

Согласно парадоксу Салинза, охота и иные виды присваивающего хозяйства обеспечивали куда более высокую производительность труда, чем земледелие. Поэтому пока демографическая нагрузка на природу не превышала некоторого порогового значения (на рис.

– величина qd), первобытные племена не занимались производящим хозяйством, даже если для этого были подходящие условия (скажем, пригодные для культивирования растения).

Когда же из-за истощения природных ресурсов производительность труда охотников начала падать, то рост населения требовал перехода с охоты на земледелие (на графике – с первоначально более высокого уровня VMPh на траекторию более низкого VMPa), либо вымирания охотников от голода.

В принципе возможен и третий выход – остановить демографическое давление у критического предела. Однако первобытные люди редко прибегали к нему из-за непонимания экологических закономерностей.

Чтобы перейти от охоты к земледелию, необходимы коренные изменения отношений собственности. Земледелие – принципиально оседлый вид деятельности: в течение многих лет или постоянно земледельцы эксплуатируют один и тот же участок земли, урожай с которого зависит не только от погоды, но и от действий людей.

Плодородная земля становится редким ресурсом, требующим защиты. Возникает необходимость защищать обрабатываемые земли от попыток их захвата чужаками и разрешать поземельные конфликты между соплеменниками.

В результате начинает складываться государство как институт, главной экономической функцией которого является защита прав собственности.

Обратите внимание

Д.Норт и Р.Томас предложили считать главным содержанием Первой экономической революции (так они назвали неолитическую революцию) появление прав собственности, закрепляющих исключительные права индивида, семьи, рода или племени на землю. Преодоление трагедии общей собственности позволило остановить падение предельного продукта труда, стабилизировало его.

Таблица 3. Повышение плотности и массы населения в ходе неолитической революции

Таблица 3. ПОВЫШЕНИЕ ПЛОТНОСТИ И МАССЫ НАСЕЛЕНИЯ В ХОДЕ НЕОЛИТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Типы хозяйства Плотность населения, чел. на 100 км2 Численность населения земного шара, млн. чел. (по Э.Диваю)
Охота и собирательство Австралийцы, бушмены – 1;индейцы доколумбовой Северной Америки – 5–7 Ок. 10 тыс. лет до н.э. (до неолитической революции) – 5,3
Раннее земледелие 1 тыс. (на Ближнем Востоке) Ок. 6 тыс. лет до н.э. (после неолитической революции в Старом Свете) – 86,5

Прогресс развития общества в ходе неолитической революции проявляется, таким образом, не непосредственно в росте среднедушевого уровня жизни, а в повышении плотности и численности населения (Табл. 3).

Согласно оценкам, переход от охоты и собирательства к земледелию позволил повысить плотность населения в сотни раз.

Поскольку этот переход происходил далеко не во всех регионах планеты, то рост общей численности населения планеты происходил более медленно – не в сотни, а только в десятки раз.

Латов Юрий

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/NEOLITICHESKAYA_REVOLYUTSIYA.html

Революционные события в Западной Европе

Неолитической революция (7 тыс.) – это переход к земледелию и скотоводству — главное завоевание нового каменного века, или неолита.

Появление производящего хозяйства.

Хозяйственная деятельность человека носила присваивающий характер. Постепенно люди перешли к оседлому образу жизни. Этот переход к производящему хозяйству стал важнейшей вехой в истории отношений человека с окружающей средой.

(Вторым аналогичным по значимости событием была промышленная революция XIX в.)

Переход от собирательства к производству англ. ученый Гордон Чайльд назвал «неолитической революцией». Это название не точное. Переход был не одноразовым событием, а серией многочисленных нововведе­ний, растянувшихся на тысячелетия. Более точное название этого процесса — «аграрная револю­ция».

Причины перехода к оседлому земледелию.

Исследова­тели считают, что людей заставил отказаться от охоты и собирательства в пользу земледелия и скотоводства экологи­ческий кризис, разразившийся в эпоху глобального потепле­ния.

Более теплый климат привел к бы­строму наступлению лесов и сокращению природных зерно­вых и разнообразной дичи. Благоприятные климатические условия способствовали росту населения, что также истощало запасы «дикой» еды. Т.к.

там, где природных продуктов питания было в избытке (в Австра­лии, Америке, Африке) условия, способствовавшие консервации старого об­раза жизни, сохранялись.

Важнейшие нововведения и разложение родового строя.

·         Зачатки земледелия возникли в палеолите, в мезолите. Однако переход к зем­леделию произошел в неолите.

·         Важным нововведением эпохи неолита было изобретение керамики, прядения, ткачества, колесного транспорта и па­русной лодки.

·         С появлением металлов – ремесло, которое стало отделяться от земледелия. Это шаг на пути обществен­ного разделение труда. появляется особый товар — деньги.

·          создание письменности.

·         Появляются отдельные семьи, они стали самостоятельно вести хозяйство.

·         На смену родовой общине пришла соседская, или территориальная, община.

·         Военные предводители и знать накаплива­ли богатства и быстро возвышались. Уси­ливалась власть жрецов — профессиональных служителей культа.

Образование рас и языковых семей.

В позднем палеолите – человеческие расы. Образовались три рас — европеоидная, негро­идная и монголоидная.

·         Прародиной европеоидной расы считается Юго-Западная Азия, Северная Африка и Южная Европа.

·         Негроидная раса – часть Африки к югу от Сахары.

·         Монголоидная возникла в Азии. На стыках рас происходило их смешение, формирова­лись промежуточные расовые типы, например эфиопы. Этот процесс продолжа­ется и в наши дни.

Языковые семьи. Формирование могло происходить за 13—7 тыс. лет до н. э.

·         Образование индоевропейских языков началось в бассейне Дуная, на Балканском полуострове.

·         В Западной Сибири находилась область формирования финно-угорских языков.

·         В Центральной и Восточной Азии сложилась алтайская языковая семья (например муньчжуры).

·         Предки народов китайско-тибетской семьи, обитавшие в Западном и Центральном Ки­тае, в III тыс. до н. э. освоили территорию Тибета, Южного Китая и часть Индокитая.

Религиозные верования. В эпоху неолита изменения произошли и в религии.

На ранних этапах родового строя основным объектом  поклонения – природа. Духи все обезличены, иерархии не существовало, жрецы не отделены от общинников.

Переход к земледелию, разложение родоплеменных отноше­ний и появление неравенства — все это оказало влияние на содержание религиозных представлений: безличные ду­хи стали наделяться именами, возникала иерархия духов.

Полидемонизм (почитание множества духов) посте­пенно превращался в политеизм (многобожие). Появились святилища и храмы, и жре­цы все больше стали отдаляться от массы верующих, превра­щаясь в особое сословие.

В языческой религии два типа верований:

1. Пастухи-кочевники поклонялись богу, который олицетворял силу животного, чаще всего быка.

Важно

2.Земледельцы – свой домашний очаг, семена и благодатную почву отожде­ствляли с плодородием в образе женщины.

На пути к государству. Образование государства связывают с исчезновением равенства и разделением людей на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Одна из наиболее распространенных версий происхожде­ния государства принадлежит английскому философу XVII в. Томасу Гоббсу. Государство, по его мнению, существовало не всегда. Естественным состоянием первобытных людей была «война всех против всех». Но постепенно люди пришли к мыс­ли положить конец этому ненормальному положению.

Они как бы заключили неписаный договор о том, что часть своей свободы передают государству в лице правителя и всех тех, кто помогает ему управлять. Люди обязуются повиноваться государству, а оно взамен обязуется защищать их от внешних врагов и поддерживать внутри общества порядок.

Это точка зрения на происхождение государства получила название теории «общественного договора».

Первые государства возникли в IV—III тыс. до н. э. в Ме­сопотамии, на юго-западе Ирана, а затем в Египте и Индии. Там, где появлялись государства, первобытный период закан­чивался.

Но он продолжал существовать в других местах, так как образование государств происходило в разное время.

В отдельных регионах Земли (Австралия, большая часть Америки и Африки) первобытный строй сохранился вплоть до прихода туда европейцев.

Источник: http://gymn42-istoria.narod.ru/10_3_neolit_revolucia.htm

Неолитическая революция Источники История России и мира с

Неолитическая революция Источники: История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/Н. В. Загладин, Н. А. Симония. – 10 -е изд. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС» , 2010. – 400 с. ; ил.

Читайте также:  Александр макогон - уникальные факты

Время завершения мезолита и перехода к новому этапу развития человечества можно определить лишь приблизительно. У многих племен экваториальной зоны в Африке, Южной Америке, на островах Юго.

Восточной Азии и бассейна Тихого океана, у аборигенов Австралии, некоторых народов Севера тип хозяйственной деятельности и культуры с эпохи мезолита практически не изменился. В то же время в IX -VIII тысячелетиях до н. э. в некоторых районах мира начинается переход к земледелию и скотоводству.

Это время неолитической революции (от греч. «неос» – «новый» и «литос» – «камень» ) знаменует переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятльности.

• Человек примерно к X тысячелетию до н. э. утвердился на всех континентах как господствующий вид и в этом качестве идеально приспособился к условиям среды своего обитания.

Совет

Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья, что подрывало основы существования первобытных людей.

Голод и связанные с ним болезни, обострение борьбы между племенами за становящиеся все более бедными охотничьи территории, сокращение численности человеческой популяции – такова была плата за прогресс. • Этот первый в истории кризис развития цивилизации решался двумя путями. Человек и природа: первый конфликт

• Живущие в суровом климате Севера, пустынной местности, джунглях племена как бы замирали в своем развитии и в познании окружающего мира. Постепенно складывалась система запретов (табу), ограничивающих охоту и потребление пищи.

Это предотвращало рост численности населения, препятствовало изменению образа жизни и развитию знаний. • В других случаях происходил прорыв на качественно новый уровень развития. Люди переходили к осознанному воздействию на природную среду, к ее преобразованию.

Развитие земледелия и скотоводства происходило лишь в благоприятных природных условиях. Человек и природа: первый конфликт

• После удачной охоты в стойбища нередко попадали живые волчата, ягнята, козлята, телята, кабанята, жеребята, оленята. Первоначально их рассматривали как запас пищи, потом стало ясно, что они могут жить в неволе и давать потомство. Человек и природа: первый конфликт

• Разведение животных оказалось намного производительнее, чем охота на их диких сородичей. Потребовались тысячелетия, чтобы отдельные попытки одомашнивания привели к утверждению нового типа хозяйства. Человек и природа: первый конфликт

• За это время возникли новые породы одомашненных животных, большинство которых, в отличие от своих диких предков, уже не могли выжить в природной среде, нуждались в человеке для их защиты от хищников. Человек и природа: первый конфликт

• По мнению археологов, первым животным, ставшим жить с человеком еще в XV тысячелетии до н. э. , охраняя его жилище и помогая охотиться, была собака. Человек и природа: первый конфликт

• В X тысячелетии до н. э. племена Северной Евразии начали разводить оленей. В VII тысячелетии до н. э. в степях Прикаспия, Иране, Турции домашними стали овцы и козы. Еще через тысячелетие там же, а также в долине Инда началось разведение крупного рогатого скота. Человек и природа: первый конфликт

Человек и природа: первый конфликт

Человек и природа: первый конфликт

• Аналогичным образом происходил переход к земледелию. Собирательство пригодных в пищу растений всегда играло большую роль в жизни первобытного человека. Со временем из наблюдений и опыта пришло понимание того, что семена растений можно посеять вблизи поселения и при соответствующем уходе, поливе, прополке получить неплохие урожаи. Человек и природа: первый конфликт

• Первые земледельческие культуры VII-IV тысячелетий до н. э. возникли вблизи крупных рек, где мягкий климат и исключительное плодородие почвы позволяли получать хорошие урожаи – на территории современных Египта, Ирана, Ирака, Индии, Средней Азии, Китая, Мексики, Перу. Аграрно-скотоводческие культуры

• Первыми растениями, которые стали выращиваться в Европе, были пшеница и ячмень. В Юго-Восточной Азии в VII тысячелетии до н. э. выращивали фасоль и горох. В Китае из земледельческих культур IV тысячелетия до н. э. преобладало просо. В Южной Америке в VII-V тысячелетиях до н. э. высаживали кукурузу, тыкву, бобы. Аграрно-скотоводческие культуры

• В этот период жизнь людей претерпела очень существенные перемены. • На протяжении большей части первобытно-общинной эпохи существование людей было подчинено интересам борьбы за выживание. Все время уходило на поиски пищи. При этом человек случайно отбившийся от своего племени или изгнанный из него, не имел шансов выжить. Аграрно-скотоводческие культуры

• Память о том времени сохранялась и в последующие эпохи. Так, в городах-государствах Древней Греции смертная казнь нередко заменялась изгнанием, хотя в античные времена переезд из одного города в другой был достаточно распространенным явлением.

• Единственная форма разделения труда существовала между мужчинами, преимущественно занятыми охотой, и женщинами, остававшимися в стойбище и присматривавшими за детьми, ведущими хозяйство, занимающимися шитьем, приготовлением пищи. • С течением времени структура общественных отношений начала усложняться.

Благодаря возросшей производительности труда стало возможным производить больше продуктов, чем было необходимо для выживания племени. Аграрно-скотоводческие культуры

• Углубилось разделение труда. С одной стороны, земледелие отделилось от скотоводства, с другой – самостоятельное значение приобрел ремесленный труд. В V-IV тысячелетиях до н. э.

развились ткачество и гончарное дело (с помощью гончарного круга изготовлялась глиняная посуда). Появились лодки и первые колесные повозки, приводимые в движение тягловыми животными (лошадьми, волами и ослами).

Аграрно-скотоводческие культуры

• Чтобы ремесленник мог специализироваться на изготовлении продукции, необходимой всему племени, совершенствовать свое мастерство, он должен был быть свободен от добывания пищи. Ему приходилось обменивать продукты своего труда на мясо и зерно. Аграрно-скотоводческие культуры

• Сфера обмена постепенно расширялась. Племена, производившие больше продуктов, чем нужно для обеспечения выживания, начали обмениваться избытками. Это позволяло расширить рацион питания, сделать потребление более многообразным.

Между соседними поселениями постепенно сложились устойчивые хозяйственные связи, наладилось разделение труда. Например, в одних поседениях ремесленники специализировались на оружии, в других – на ткачестве, в третьих – на изготовлении посуды и т. д.

Аграрно-скотоводческие культуры

• В поселениях VII-V тысячелетий до н. э. жило от нескольких сот до 2 -3 тысяч человек. В теплых краях деревянный каркас домов покрывали кожей, соломой, обмазывали глиной.

В Северной и Центральной Европе дома строили из дерева, каждый дом вмещал несколько родственных семей. Поселения обычно окружали стенами из камней, глины, сооружали рвы для защиты от набегов враждебных племен.

В центре поселения чаще всего возводили монументальную постройку, жертвенник духам – покровителям племени. Аграрно-скотоводческие культуры

• Первоначально обмен носил натуральный характер. Но с его расширением появилась потребность в существовании единого эквивалента стоимости товаров, иначе говоря, в деньгах.

• Функцию денег в разных районах мира играли различные предметы, как правило, достаточно редкие и в то же время пригодные для употребления. У славянских, скандинавских племен, индейцев Северной Америки чаще всего это были меха, шкуры.

У арабских, части славянских племен – скот, у многих племен бассейна Тихого океана – редкие раковины. У племен Центральной Африки – слоновая кость, в Китае, Абиссинии – соль. Аграрно-скотоводческие культуры

• Возникновение избытков продукции стало основой не только развития торговли, но и зарождения имущественного неравенства. • Неолитические племена не знали частной собственности. Так, американские индейцы даже в XVII-XIX вв.

вели хозяйство сообща и, выращенные и добытые продукты были общей собственностью племени. • Постепенно у вождей, колдунов (жрецов), наиболее умелых ремесленников стали накапливаться имущество и ценности.

Обратите внимание

Опытные ремесленники и знахари, труд которых особенно высоко ценился соплеменниками, начали скрывать секреты своего ремесла. Аграрно-скотоводческие культуры

• Появление собственности, имущества, знаний, трудовых, профессиональных навыков, которые передавались по наследству, было тесно связано с изменениями жизненного уклада людей эпохи неолита, возникновением такой ячейки организации общества, как семья. • Вопрос о происхождении семьи долгое время был спорным среди этнографов и археологов.

Наибольший вклад в его решение внес американский ученый Л. Морган (1818 -1881), изучавший быт индейцев Северной Америки в сравнении с жизнью других народов, оставшихся на уровне неолита. Согласно взглядам Моргана, семейные отношения первобытных людей претерпели длительную эволюцию, пройдя ряд последовательных стадий.

Переход от матриархата к патриархату

• Важнейшую роль в становлении семьи сыграл переход от матриархата к патриархату. • В период, когда основным источником пищи, была охота, век мужчин оказывался, как правило, недолог.

Лишь самые удачливые и умелые из них доживали до 25 -30 лет.

• Отзвуком времени, когда от количества мужчин – добытчиков пищи зависело выживание племени, остается особое значение, которое придается у многих народов рождению мальчика. Переход от матриархата к патриархату

• В этих условиях важную роль в сохранении рода играли женщины. Именно они давали жизнь новым поколениям охотников (степень родства определялась по матери), воспитывали детей, сохраняли домашний очаг; организовывали жизнь племени, члены которого были связаны кровнородственными узами.

Этот строй назывался матриархатом. • Труд земледельца, скотовода, ремесленника не предполагал такого риска для жизни, как охота. Смертность среди мужчин уменьшалась, число мужчин и женщин сравнялось. Это сыграло большую роль в изменении характера семейных отношений.

Переход от матриархата к патриархату

• Поля и загоны для скота обычно находились рядом с поселением, и мужчины теперь трудились вместе с женщинами, выполняли наиболее сложную, тяжелую работу. Приобретенные навыки, знания они передавали детям.

Это определило повышение роли мужчин в племени. У многих народов она постепенно стала главенствующей. • Складывающиеся традиции, обычаи, ритуалы также закрепляли нормы патриархата, т. е. особой роли мужчин в обществе.

Переход от матриархата к патриархату

• Люди эпохи неолита обычно жили большими семьями (несколько десятков человек), в которые входили кровные родственники.

Мужчины и женщины, принадлежавшие к одному роду, не могли вступать в брак друг с другом.

Время возникновения этого запрета, позволяющего избежать генетического вырождения, соблюдавшегося большинством племен, неизвестно, но он возник достаточно давно. Переход от матриархата к патриархату

• Подросших девушек отдавали замуж в другие рода, из них же мужчины брали себе жен. Иначе говоря, женщины переходили из рода в род, мужчины оставались в своей семье, и именно они стали ее постоянным ядром. Степень родства теперь учитывалась по мужской линии. В некоторых племенах женщины рассматривались как своеобразный товар, который одна семья продавала другой.

• При подобной системе родственных связей имущество, созданное или приобретенное семьей, в ней же и оставалось. Возникло понятие собственности. Ремесленники, знахари также стремились передать свои знания членам своей семьи. • Несколько родов, живущих по соседству, члены которых заключали браки друг с другом, составляли племя. Во главе племени стоял вождь.

Переход от матриархата к патриархату

• С ростом численности населения отдельные рода отселялись на неосвоенные или отвоеванные территории, со временем складывались новые племена. Родственные племена, говорящие на одном языке, имеющие сходные верования, обычно сохраняли тесные связи друг с другом. Вместе они образовывали союзы племен, поддерживающие друга в случае конфликтов, в неурожайные годы.

• Удалившиеся на большое расстояние от исходно занимавшейся территории племена (к переселениям особенно тяготели те, кто специализировались на скотоводстве) нередко теряли связи с очагом своего происхождения. Их язык развивался, в нем появлялись слова, позаимствованные у новых соседей, связанные с меняющимися формами хозяйственной деятельности.

Переход к энеолиту

Переход к энеолиту

• Классификация языков дает материал для определения исходных районов проживания народов, понимания основ их традиций и культуры.

Так, родство языков народов, разделенных обширной территорией говорит либо о том, что у них были общие корни, либо о проживании их в прошлом в рамках одного географического района и существовании между ними тесных связей, что нередко подтверждается схожестью обычаев и обрядов.

• Примерно в V-IV тысячелетиях до н. э. складываются основные центры распространения существующих и поныне языковых групп. Переход к энеолиту

• Всего на земном шаре насчитывается около 4 тысяч языков (точную цифру назвать нельзя, поскольку грани между языками и диалектами одного языка подвижны). Лингвисты объединяют их в крупные языковые семьи (индоевропейскую, финно-угорскую, тюркскую, монгольскую, семитохамитскую, берберо-ливийскую, кушитскую, сино-тибетскую и др.

) На языках наиболее крупной, индоевропейской, семьи говорит около 45% населения мира. Она включает языки славянской, балтийской, германской, кельтской, романской, албанской, греческой, армянской, иранской, нуристанской, индоарийской языковых групп.

• В современном мире люди, говорящие на индоевропейских языках, воспринимают их как различные (как, например, русский и английский), Однако, по данным археологии, племена, говорившие на близких диалектах, впоследствии развившихся в индоевропейские языки, в IV-III тысячелетиях до н. э.

проживали в ограниченном ареале – в Юго-Западной Азии, к югу от Причерноморья и Прикаспия. Позднее они расселились на обширных территориях Евразии. Переход к энеолиту

• В это же время в развитии земледельческих в пастушеских племен начинается новый этап: они переходят к освоению металлов.

Важно

В поисках новых материалов для изготовления орудий ремесленники находили самородки легкоплавких металлов (меди, олова, свинца и др. ) и со временем изготовлять из них оружие, инструменты и украшения.

Металлы лучше и быстрее поддавались обработке, чем камень, из них можно было изготовить более производительные орудия труда, лучшее оружие, доспехи. Переход к энеолиту

• Доступных запасов металла было еще немного, их обработка делала лишь первые шаги, поэтому еще долго использовались каменные орудия. Тем не менее время, начавшееся с освоения металла (первые металлические орудия датируются VII тысячелетием до н.

э. , но широко они распространяются лишь в IVIII тысячелетиях до н. э. ), называют энеолитом (медно-каменным веком). Он ознаменовался наступлением нового этапа в истории человечества связанного с появлением первых государств.

Переход к энеолиту

• Какие изменения в хозяйственной деятельности человека дали основание говорить о неолитической революции? • Расскажите о процессе перехода от присваивающего к производящему типу хозяйства.

• Объясните понятия: матриархат, патриархат. Подумайте, как связаны между собой процессы: складывание частной собственности и переход к патриархату.

• Какие изменения в человеческом обществе произошли с началом освоения металлов? Вопросы и задания:

Источник: https://present5.com/neoliticheskaya-revolyuciya-istochniki-istoriya-rossii-i-mira-s/

Ссылка на основную публикацию