Великий баснописец иван крылов

Баснописец Иван Крылов: как он прослыл великим чудаком

Иван Андреевич Крылов ещё при жизни прослыл великим чудаком. О его выходках и шалостях современники рассказывали анекдоты. В некоторых историях эксцентричность Крылова буквально зашкаливает.

Иван Андреевич был страстным обжорой. Начавшись с «отменного аппетита», обжорство со временем превратилось в страсть, которую Крылов, казалось, совсем не стремился победить.

Сокрушался по поводу дворцовых обедов, откуда всегда уходил голодным: суп подают чуть на донышке, пирожки – с грецкий орех, на десерт, стыдно сказать, пол-апельсина с вареньем, за добавкой не дотянешься… Сущее наказание для того, кто знает толк в еде! А потому он не имел привычки отказываться от вкусностей.

Обратите внимание

На одном из обедов у императрицы Марии Федоровны, чувствующий неловкость за соседа Жуковский шепнул Крылову: «Откажись хоть раз! Дай императрица тебя попотчует». В ответ от продолжавшего «нагружать» тарелку Крылова услышал: «А вдруг не попотчует!»

Друзья, знавшие об отменном аппетите Крылова, обычно готовили на званый обед дополнительное кушанье или предлагали специальное меню – исключительно для Ивана Андреевича. На одном из таких обедов, увидевший вынесенное произведение искусства из громадных гусиных печенок и трюфелей, Крылов сделал вид, что обижен – о «сюрпризе» его не предупредили.

На слова хозяина: «Найдется ли еще местечко?», самодовольно и иронично оценивая собственные габариты, Крылов протянул: «Место-то найдется, но какое? Первые ряды все заняты, партер весь, бельэтаж и все ярусы тоже. Один раек остался».

Он предпочитал не ложиться спать натощак: тарелочку кислой капусты да кувшинчик кваска на сон грядущий – так, на всякий случай, чтобы в горле не пересохло.

Ивана Андреевича мало заботила собственная внешность. Ходил вечно не чёсанный, исподнее менял по праздникам, мылся и того реже, отчего обладал «специфическим» амбре. Некоторые светские особы не могли устоять перед «очарованием» баснописца – падали в обморок.

Рассказывали, что однажды императрица Мария Федоровна увидела Крылова и попросила привести к себе. Тот отнекивался, ссылаясь на ненадлежащий вид, но в итоге согласился. Перед царицей предстал тучный мужчина в заляпанном жирными пятнами кафтане, панталоны которого были художественно изукрашены подозрительными пятнами желтоватой гаммы.

Через дырку в сапоге умиленно взирал на мир большой палец, хозяин которого, пытаясь поцеловать императрице ручку, чихнул чуть ли ей не в лицо. Царица была в восторге: громко смеялась и подарила «мудрейшему из русских писателей» новый костюм и сапоги из оленьей кожи.

В другой раз, собираясь на маскарад, Крылов все никак не мог решить, кем же ему нарядиться. Попросил помощи, а советчики порекомендовали ему… помыться. «Так вас точно никто не узнает!» – резюмировали они.

Важно

Если будучи в Петербурге Крылов периодически пытался «соответствовать», то где-нибудь в глуши, на даче расслаблялся окончательно. Однажды это чуть не стоило ему жизни. Отдыхая у одного из друзей в загородном доме, Крылов отправился на прогулку.

Традиционно с взлохмаченными волосами, но на этот раз… в чем мать родила. Местные крестьяне приняли бродящего в роще Крылова, размышляющего, видимо, над очередным сюжетом, за лешего и попытались его утопить.

Наудачу вернулся хозяин дачи, который спас «хозяина леса» и уговорил впредь не пугать аборигенов своим эксцентричным внешним видом. Впрочем, гений не внял совету: во время визита князя Голицына, Крылову было лень спросонья одеваться и он уселся к конторке голышом.

Увидев картину, князь не смог удержаться от смеха: «Вот люблю Крылова! Вечно за своим делом! Жаль только, что слишком легко одет».

Еще одной странностью Крылова была страсть к пожарам. Ни один петербургский дом не полыхал без его личного «участия».

Чем привлекала баснописца стихия огня? Почему он с несвойственным ему проворством спешил на очередную катастрофу? Возможно, он искал новые характеры для своих историй, ведь, как известно, в стрессовых ситуациях обнажаются все скрытые тайники человеческой души.

Видимо, зная о пристрастии Крылова к огню, его арендодатель предложил подписать контракт, в котором Крылов, в случае неосторожного обращения с огнем и возникновения пожара в доме, будет обязан выплатить 60 тысяч рублей. Иван Андреевич с легкостью подписал документ.

Прибавил к цифре еще пару нулей и заметил: «Для того, чтобы вы были совершенно обеспечены, я вместо 60 000 рублей поставил 6 000 000. Это для вас будет хорошо, а для меня все равно, ибо я не в состоянии заплатить ни той, ни другой суммы».

Совет

Крылов обожал петушиные и кулачные бои. По словам современников, он с особенным удовольствием посещал «народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрой толпой, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов». Но Крылов не только созерцал.

Он принимал непосредственное участие в боях стенка на стенку и нередко выходил победителем. Любил баснописец и большую карточную игру. По словам Пушкина, был не обычным картежником, а «настоящим фокусником».

Существует мнение, что именно удача за карточным столом позволила Крылову «продержаться», когда он в очередной раз оставил службу. А вот музыкальными способностями Крылов, по-видимому, не обладал. Несмотря на это, очевидцы утверждают, что он обожал играть на скрипке.

Существует байка, что  Иван Андреевич, проводя зиму за городом, терзал инструмент с таким рвением, что распугал голодных волков, терроризирующих деревню.

https://www.youtube.com/watch?v=Ptnsc0eJYiU

Тучность не позволяла Крылову вести активный образ жизни. Он был неуклюж, и чтобы спасти дом от очередных разрушений, предпочитал дремать в кресле. Впрочем, неуклюжесть его зачастую оправдывалась находчивостью.

Известна история, когда он выпросил у Оленина редкую и дорогую книгу. Усевшись утром с чашечкой кофе, он наслаждался роскошными гравюрами, приложенными к раритетному изданию. Вдруг стул покачнулся, и весь кофе оказался на книге. Не мешкая, Крылов бросился на кухню.

Перед кухаркой и соседом Гнедичем, решившими, что Иван Андреевич «слегка того», предстала следующая картина: на полу – море, а Крылов из ведра льет на фолиант воду, пытаясь смыть остатки кофейной гущи.

Между тем, этот небрежный и ленивый человек, был чрезвычайно усерден в работе: он снова и снова выправлял и отшлифовал свои тексты, доводя их до совершенства.

Крылов подарил потомкам настолько «родные» сюжеты, что фразы из его басен прочно утвердились в русской речи: «А Васька слушает да ест», «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона», «Да только воз и ныне там» и многие другие. Не менее остроумен, а зачастую и саркастичен, был Крылов и в жизни.

Так известен комментарий Крылова на постановку комедии «Урок дочкам», главные роли в которой сыграли знаменитые Катерина Семенова и Софья Самойлова. К тому времени обе женщины были матерями семейств, в почтенных летах и довольно объемисты.

Крылов не поленился прийти на спектакль, а когда у него спросили мнение, ответил, что «опытные актрисы сыграли очень хорошо», только вот комедию надобно было назвать не «Урок дочкам», а «Урок бочкам». А вот еще анекдот. Как-то была у Крылова на ноге рожа. Он с трудом вышел на прогулку по Невскому.

Обратите внимание

Проезжающий мимо знакомец, не останавливаясь, кричит: «Как рожа? Прошла?» «Проехала!» – пробубнил Иван Андреевич.

Крылов не изменял своим привычкам до конца дней. Он нежился в лени и гурманстве. Этот умный человек, казалось, наслаждался ролью нелепого чудака. По просьбе Крылова каждый из друзей вместе с приглашением на его похороны получил экземпляр изданных басен, на котором под траурной лентой значилось: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».

Источник: https://russian7.ru/post/basnopisec-ivan-krylov-kak-on-proslyl/

Иван Андреевич Крылов. Великий баснописец России

…Вы посмеялися и прочь пошли смеясь,
Того не угадав, как побасенки эти
Достались старику, и как не раз пришлось
Ему, слагая их, смеяться – но сквозь слез…
И то, что в басенке является моей
Как шутка, – от того во времена былые
Вся, может, плакала Россия,
Да плачет, может быть, еще и до сих дней!
                                                                            Аполлон Майков, «Крылов», 1868В феврале 2019 года Россия отмечает 250-летие со дня рождения И.А. Крылова. Кажется, что Иван Андреевич Крылов всегда был не только в нашей литературе, но и в русской жизни.Благодушный толстяк, дедушка Крылов – как же он забавлял нас в начальной школе своими баснями о зверушках! Разве мы могли догадаться, что за масками зверей прячутся самые несимпатичные стороны грешной человеческой души?Какое это вообще недоразумение: отнести Крылова с его сложными гротескными образами и жесткой сатирой к детской литературе! Но, наверное, так удобнее взрослым. Правда глаза колет. Может, поэтому и не слышно пока о подготовке к юбилею великого мудреца? Впрочем, ожидаются небольшие выставки в Третьяковской галерее и Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.Крылов был не только мудрый, но добрый, чистый человек. Не напиши Иван Андреевич свои 236 басен – он и без них остался бы в истории русской словесности. Ведь, быть может, лучшее произведение Крылова – это жизнь Ивана Андреевича. Причем к его написанию он не приложил никаких усилий. Жил, почти не сдвигаясь с места. Не попадал в приключения, не сидел в темнице, не стрелялся на дуэлях и крайне неохотно волочился за барышнями.Когда современники читали у Пушкина в «Евгении Онегине» безобидную строчку «Мой дядя самых честных правил…», они сразу вспоминали начало басни Крылова: «Осел был самых честных правил…» Пушкин очень высоко ценил талант Крылова. Кстати, считается, что из его рассказов о детстве в Оренбурге и об отце, отличившемся при обороне Яицка от войск Пугачева, Пушкин многое почерпнул при написании «Истории Пугачевского бунта» и «Капитанской дочки».Будущий баснописец родился в Москве, но когда его отец, армейский офицер, во время восстания Пугачева оборонял Яицкий городок, семья жила в осажденном Оренбурге. У начальника Белогорской крепости в «Капитанской дочке» был чин капитана, как и у Андрея Прохоровича Крылова, а отца героя повести звали Андрей Петрович. Петра Гринева зачислили на службу по протекции еще до рождения, а Иван Андреевич Крылов «служил» в магистрате с семи лет. Думаю, это не случайные совпадения.Бытует мнение, что большинство басен Крылова – вольные переводы из Лафонтена, позаимствовавшего, в свою очередь, сюжеты у Эзопа. К таким басням относятся знаменитые «Лиса и виноград» и «Стрекоза и муравей». Однако большинство известных и любимых нами басен оригинальны и созданы на русской почве. Мне с детства запомнились история про наглого кота («А Васька слушает да ест») и «Демьянова уха». Я тоже, угощая родных и гостей, приговариваю: «Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!»До того как окончательно выбрать стезю баснописца, Крылов выступал как автор сатирических комедий, где весьма зло и бесстрашно высмеивал известных людей. Например, драматурга Княжнина он вывел в пьесе «Проказники» под именем Рифмокрада. Что же касается басен, то до сих пор мы цитируем в различных ситуациях: «А вы, друзья, как ни садитесь…», «Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» и т. д. Особенно мы любим сравнивать своих недругов с Моськой, что лает на Слона. Мне показалось забавным переложение басни «Стрекоза и муравей» на уголовный жаргон, сделанное филологом Александром Сидоровым, пишущим под псевдонимом Фима Жиганец. Когда Стрекоза (девушка с пониженной социальной ответственностью) обращается за поддержкой к Куму (начальнику лагеря), предлагая ему свою любовь, он цинично отвечает: «Вот кайло – иди маши!»Иван Андреевич не был женат, но когда умерла его кухарка, он воспитывал ее дочь Александру как свою, выдал замуж, потом нянчил ее детей, а свое имущество и права на свои труды завещал ее мужу. С возрастом Крылов приобрел репутацию добродушного нелепого чудака, лентяя и обжоры. Будучи умным человеком с ироничным складом ума, он чувствовал себя в этой роли весьма комфортно. Вспоминается другой национальный герой – дедушка Кутузов. Наш великий полководец тоже мог притворяться и выглядеть простоватым. В «Войне и мире» Лев Толстой изображает сцену перед битвой под Аустерлицем в 1805 году (проигранной Наполеону), когда Александр I приказывает начать сражение, несмотря на то что не все войска подтянулись, и говорит: «Ведь мы не на Царицином Лугу, Михаил Ларионович, где не начинают парада, пока не придут все полки». Кутузов отвечает ему довольно грубо: «Потому и не начинаю, государь, что мы не на параде…», но затем принимает вид тупого служаки и подчиняется приказу.Кстати, басню «Волк на псарне», где Наполеон выведен под видом Волка, а Кутузов – Ловчего, написанную Крыловым во время Отечественной войны 1812 года, Кутузов зачитывал перед войсками, и при словах «Ты сер, а я, приятель, сед…» снимал фуражку и качал седой головой. Надо сказать, что Крылов откликнулся на события Отечественной войны 1812 года не менее чем десятком басен. Эвакуации жителей перед занятием Москвы французами посвящена басня «Ворона и Курица». Непатриотичная Ворона решает остаться, объясняя курице свое решение:

…ведь Ворон ни жарят, ни варят:

Так мне с гостьми не мудрено ужиться,
А, может быть, еще удастся
поживиться
Сырком иль косточкой, иль чем-нибудь.
Прощай, хохлаточка, счастливый путь!»
Ворона подлинно осталась;
Но, вместо всех поживок ей,
Как голодом морить Смоленский стал
гостей —
Она сама к ним в суп попалась.Здесь ясно, что Смоленский (Князь) – это М.И. Голенищев-Кутузов, получивший этот титул. Концовка басни (мораль) пророчески предрекает судьбу Наполеону:

Так часто человек в расчетах слеп и глуп.

За счастьем, кажется, ты по пятам
несешься:
А как на деле с ним сочтешься —
Попался, как ворона в суп!
С этой концовкой перекликается стихотворение «Он» (Николай Соколов, 1850), давшее жизнь народной песне «Шумел, горел пожар московский»:

Судьба играет человеком;

Она, лукавая, всегда
То вознесет тебя над веком,
То бросит в пропасти стыда.
В басне «Обоз» Крылов откровенно противопоставляет неверной военной тактике Александра I осторожность и выдержку Кутузова. Кстати, известная басня «Щука и Кот», начинающаяся словами «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник…», была направлена, по свидетельству современников, против адмирала П.В. Чичагова, упустившего возможность захватить в плен Наполеона при переправе его через Березину.Подводя итог, можно сказать, что Крылов по праву может называться великим национальным писателем.

Иван Андреевич Крылов изображен на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде. Этот монумент был воздвигнут в 1862 году.

В советское время юбилей Ивана Андреевича Крылова отметили бы блистательно! В Большом театре было бы всё правительство, потому что Крылов вошел в плоть, кровь и духовное состояние русского народа и русской культуры. На руке пять пальцев, и один из них – Крылов.

Источник: https://www.chitalnya.ru/work/2481241/

Иван Крылов – великий русский баснописец

Пожалуй, нет ни одного человека, который бы не читал хотя бы одну из басен Ивана Андреевича Крылова. Довольно часто, некоторые басни перечитываются по нескольку раз, потому что при каждом прочтении улавливаются все новые и новые моменты, которые автор хотел преподнести читателю.

Иван Андреевича Крылов называют баснописцем, опираясь на его основные труды последних лет. На самом же деле, Иван Крылов был не плохим сатириком и начинал именно с этого жанра. Был одним из соучредителей юмористического журнала “Почта духов”.

Читайте также:  Авраам линкольн - уникальные факты

Иван Андреевичем написано порядка двухсот двадцати басен. Большинство работ являются собственными сочинениями и не встречаются в мировой литературе, также имеются заимственные басни, переведенные с других языков.

Еще при жизни мастера его басни пользуются широкой популярностью в народе и издаются десятками тиражей. Многие из басен были переведены на различные языки мира. Полное собрание сочинений составляет солидный девятитомник.

Иван Андреевич Крылов является исконным москвичем, родился в шестьдесят девятом году восемнадцатого века. Отец Ивана Андреевича служил в драгунском полку, несколько раз отличался и был назначен представителем в Твери. Семья переезжает вместе с отцом, но вскоре отец скоропостижно скончается от болезни. Мать Ивана Андреевича становится вынуждена воспитывать и содержать двух малолетних детей.

Семья Крылова довольно часто переезжает, меняет место жительства. Письму, чтению Иван Андреевич научился в кругу семьи.

Благо было что почитать, – отец, Андрей Прохорович, – был любителем книги и после смерти оставил несколько сундуков с книгами. Иван Андреевичу удалось обучиться и французскому языку.

Он бегал к соседям, к детям которых ежедневно приходил преподаватель для индивидуальных занятий по французскому языку.

Важно

Официально, трудовая деятельность Ивана Андреевича начинается с работы в нижнем земском суде. Но зарплаты он там не получал, как и не посещал работу из-за учебы.

После окончания учебы сына, мать Крылова отправляется в Петербург – просить пенсию, а сам Крылов устраивается на работу в Петербургскую казенную палату.

Но и данная работа не привлекала у него внимания, его больше увлекало чтение книг и посещение театров.

Не успели они обжиться в Санкт-Петербурге, как в семнадцатилетнем возрасте он теряет мать, которая была так ему дорога. Во всем мире он остается один со своим младшим братом, содержание которого ложится на плечи Ивана Андреевича.

Уже в двадцатилетнем возрасте Крылов выпускает свои первые сатирические оперы для театра, среди которых необходимо отметить оперу “Кофейница” и комедию “Проказники”.

С конца восьмидесятых годов восемнадцатого века Иван Андреевич активно участвует в изданиях сатирического журнала “Почта духов”. В своем журнале он в волшебных образах высмеивал сложившееся на тот момент общество в Российской империи.

После нескольких лет существования журнал закрывают из-за низкой подписки на него среди населения. При этом надо отметить, что журнал не остался не замеченным как внутри страны, так и за пределами.

В частности, во время приезда в Россию, Жорж Пьер Сера встречал данный журнал в архивах центрального издательства.

Совет

Несмотря на небольшой успех журнала “Почта духов”, он начинает переиздаваться через пару лет, но количество читателей также оказывается не большим. Понимая, что причина всего этого, в недостатке времени, – Иван Андреевич Крылов подает в отставку с государственной должности. Ему было двадцать один год.

К моменту выхода в отставку он уже был владельцем собственной типографии, где издавал работы других мастеров, а сам начинает выпуск журнала “Зритель”, который начинает пользоваться высокой популярностью среди читающих слоев населения.

В “Зрителе” Крылова, публиковались различные работы известных на то время авторов, но считается, что успех журнала был предрешен за счет собственных произведений издателя.

Через три года существования журнала он переименовывается в “Санкт-Петербургский Меркурий”. Основным направлением переименованного журнала был анализ произведений тех или иных авторов. Больше всего анализировались работы Карамзина и его учеников.

Довольно много критики выливалось в их сторону за прозападную направленность их произведений. Довольно много произведений печатается в журнале для высмеивания работ Карамзина.

Но данная политика редакторского журнала не находит понимания среди читателя, и вскоре журнал прекращает издаваться.

Иван Крылов довольно часто высмеивал стиль жизни народа, устои в стране. Доставалось и царской власти. В пьесе “Трумф или Подщипа” он высмеивает императора Павла I, который не нравился ему особенно. Пьеса показывалась в узких кругах, и официальное ее признание пришло только после смерти автора.

После смерти Павла I Голицын приглашает Крылова на работу его секретарем. В течение двух лет он занимает данную должность, затем снова выходит в отставку и отправляется в поездки по стране. Именно в это время он меняет свой жанр и начинает писать басни.

Обратите внимание

В течение пяти лет Иван Крылов издает порядка двадцати басен, среди которых и оказывается, знаменитая до сих пор, – “Слон и моська”.

Но известность как величайший баснописец, к Ивану Крылову приходит после издания первого сборника басен в тысячи восемьсот девятом году. Именно басни сделали Ивана Крылова известным и уважаемым человеком. Басни сделали для него то, чего не могла сделать сатира.

Талант Ивана Андреевича признается не только в высших сословиях и узких кругах писателей, – он становится любителем всего народа. Что подтверждает пятидесятилетний юбилей, который отмечал весь народ Российской империи.

Скончался Иван Андреевич Крылов на семьдесят четвертом году жизни и был похоронен в Санкт-Петербурге. Несмотря на это его басни до сих пор знают все – от мала до велика.

Источник: https://megaobzor.com/newsnew-10045.html

Иван Андреевич Крылов

Когда один из величайших русских баснописцев, поэт, переводчик и писатель Иван Андреевич Крылов был ещё совсем маленьким, он, конечно, и не догадывался, что будет стоять в самом центре Петербурга, в виде бронзового памятника, украшая ландшафты знаменитого Летнего сада.

Крылов родился в Москве 2 (13) февраля в 1769 году, но практически весь период его творчества пришёлся на жизнь в Петербурге, где он и скончался 21 ноября 1844 в году. Крылов, автор более 200 басен. Многие не знают, но множество цитат из басен Крылова стали настолько известными, что вошли в повседневную культуру общения.

Произведения Крылова переведены на многие языки мира и переиздаются и по сей день.

Иван Андреевич Крылов родился в семье бедного армейского офицера. Семья очень часто переезжала с места на место, что исследователи так и не смогли точно установить, где именно родился писатель. Есть версия, что где-то в Заволжье.

В 1775 году отец Крылова покинул военную службу и, поселившись в Твери, устроился работать мелким чиновником. Именно тогда у отца будущего баснописца появилась возможность дать сыну неплохое образование – Иван учился вместе с детьми в семье тверского губернатора.

 Дальнейшего образования Крылов так и смог получить, но и тверскому образованию весьма удивлялся сам Пушкин. Отец Крылова умер, когда тому было всего десять лет. Пришлось начать работать, где придётся, чтобы поддерживать семью. Уже тогда, за малую плату он начал служить писцом при тверском магистрате.

Важно

 Когда Крылову исполнилось четырнадцать лет, он переехал в Петербург, поступил на работу в Казенную палату и тогда же он начал пробовать свои силы в литературе – сочинять комедии. С 1789 по 1793 год Крылов издавал со своими друзьями сатирические журналы: “Почта духов”, “Зритель”, “Санкт-Петербургский Меркурий”.

С 1805 года начинается самый плодотворный период творчества Крылова – он начинает писать басни, принесшие Ивану Андреевичу всероссийскую славу. Собрание басен Крылова сам Гоголь оценил как “книга мудрости самого народа”.

Живописный язык Крылова

Так в чём же прелесть басен Крылова? Почему его часто цитируют, даже и не вспоминая, что это – Крылов? Прежде всего, в самобытности этого талантливого автора. Как говорил о нем Пушкин, у Крылова “живописный способ выражаться”. Его язык настолько простой, но в то же время живой и образный, что его можно сравнивать с живописью.

Богатство художественного языка Крылова сформировалось под влиянием литературных тенденций XVIII века, которые значительно отличаются от языка XIX века, и на основе прекрасного знания писателем тонкостей народной разговорной речи. И впечатления от чтения Крылова, такие, что басни написаны талантливым человеком из простонародья.

И. С.

Тургенев, написал выразительный портрет Крылова последних лет, встретив знаменитого баснописца в доме «одного чиновного, но слабого петербургского литератора»: «Он сидел часа три слишком, неподвижно, между двумя окнами — и хоть бы слово промолвил! — вспоминает Тургенев. — Ни сонливости, ни внимания на этом обширном, прямо русском лице,— а только ума палата, да заматерелая лень, да по временам что-то лукавое, словно хочет выступить наружу и не может — или не хочет — пробиться…»

Источник: https://www.advantour.com/rus/russia/culture/literature/krylov.htm

Сценарий к внеклассному мероприятию по теме: “Великий баснописец Иван Андреевич Крылов”

Сценарий к внеклассному мероприятию по теме:

“Великий баснописец Иван Андреевич Крылов”

Цель:

Эстетического воспитания школьников, пробудить интерес к изучению творчества Ивана Андреевича Крылова; воспитания любознательности читателей, формирования навыков выразительного чтения; способствования проявлению и развитию творческих способностей при инсценировке басен, сплочению детей при подготовке к коллективному творческому делу; развития внимания, памяти, воспитания любви к литературе; формирования навыков выразительного чтения; воспитывать высокие моральные качества

Ведущий 1:
В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник. Около памятника всегда много детей. Они с интересом рассматривают фигуру человека, который сидит в кресле. У него доброе, умное лицо.

Немного ниже кресла на памятнике – различные животные. Здесь и лиса, и волк, и обезьяна… Это памятник Ивану Андреевичу Крылову – великому русскому баснописцу. А животные – это герои его произведений.

Ведущий 2:
Великого русского баснописца наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, издавал журналы. Но ярче всего его талант проявился в баснях.

Басни писали и до Крылова, но Иван Андреевич писал басни так просто, доходчиво, по народному, что каждый легко их запоминает. За свою жизнь И.А.Крылов написал 205 басен. Он был очень добрым человеком.

Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.

Ведущий 1:

Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве в семье небогатого армейского офицера. Отец был постоянно занят, и маленького Ваню воспитывала мать, простая женщина, без всякого образования, но умна и добрая.

Ведущий 2: После смерти отца семья оказалась в крайней нужде. С десяти лет мальчик вынужден работать. У него хороший почерк, и его берут в канцелярию переписывать бумаги. Ведущий 1: Нужда и служба рано познакомили Крылова с бедственным положением простого народа.

Он видел, как чиновники берут взятки и невинный оказывается виновным, как расправляются с крестьянами в суде по малейшим жалобам помещиков. Ведущий 2:

 Герои басен – животные, вещи, растения.

Совет

Но под их видом изображаются всё те же люди: добрые и злые, умные и глупые, трудолюбивые и ленивые, имеющие власть и бесправные.

Ведущий 1:

Итак первыми приглашаются учащиеся 1 А класса с басней «Слон на воеводстве»

(ВЫСТУПЛЕНИЕ 1-А  КЛАССА)

Ведущий 2:

Спасибо вам огромное ребята за прекрасное выступление и мы продолжаем дальше. Ведущий 1:

В баснях Крылов обвиняет помещиков, живущих за счёт крепостных крестьян, несправедливый суд, решающий все дела в пользу богатых.

Ведущий 2:

Итак встречайте учащихся  2-А класса с басней «Крестьянин и собака»

(ВЫСТУПЛЕНИЕ 2-А КЛАССА)
Ведущий 1:

Спасибо вам за выступление и мы продолжаем дальше.

Ведущий 2:
Иван Андреевич Крылов прожил 75 лет. Жизнь сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

Ведущий 1:

Учащиеся 2-Б класса с басней «Волк на псарне»

(ВЫСТУПЛЕНИЕ 2-Б КЛАССА)

Ведущий 2:

Сами по себе вошли в нашу жизнь крыловские умные звери с их вполне человеческими мыслями, поступками, размышлениями и рассуждениями. В просторном халате, а может быть, в причудливой мантии в окружении своих удивительных героев Крылов невольно смыкается с волшебным миром народной сказки, столь богатой самыми необыкновенными превращениями.

Ведущий 1:

Учащиеся 1-Б класса с басней «Кукушка и петух»

(ВЫСТУПЛЕНИЕ 1-Б КЛАССА)

Ведущий 2:

При всей конкретности персонажей, наличии в основе многих из них исторических прототипов, басенные образы Крылова тем и замечательны, что смысл их неизмеримо шире

Ведущий 1:

Приглашаются учащиеся 3А класса с басней «Квартет»

(ВЫСТУПЛЕНИЕ 3-А  КЛАССА)

Ведущий 2:

Познакомиться с новой басней Крылова – значит, узнать что-то новое, важное о себе и о людях. Крылов учил людей узнавать самих себя, помогал обнаруживать недостатки и подсказывал, как можно от них избавиться. Крылов учил мудрости жизни.

Ведущий 1:

Приглашаются учащиеся 3Б класса с басней «Лисица»

(ВЫСТУПЛЕНИЕ 3-Б  КЛАССА)

Ведущий 2:

Крылов высмеивал лень, праздность, тщеславие, хвастовство, самомнение, невежество, лицемерие, жадность, трусость- все те отрицательные качества, которые особенно ненавистны народу.

Ведущий 1:

Приглашаются учащиеся 4Б класса с басней «Волк и журавль»

(ВЫСТУПЛЕНИЕ 4-Б  КЛАССА)

Ведущий 2:

Человек и зверь живут у писателя в одном прекрасном мире сказки, разговаривают они на одном языке, великолепно понимают друг друга, по- одинаковому они «думают», хитрят, обманывают, вызывая наше негодование, сочувствие, жалость, смех.

Ведущий 1:

Приглашаются учащиеся 4Акласса с басней «Змея и ягнёнок»

(ВЫСТУПЛЕНИЕ 4-А  КЛАССА)

Ведущий 2:

Басни не ушли  вместе с Крыловым. Они живы и поныне. И теперь их читает и стар и млад, и меткие, ставшие пословицами стихи его басен служат нам во всех случаях жизни.

Обратите внимание

Число читателей Крылова будет всё увеличиваться и со временем его будет читать весь народ. «Это слава, это триумф! Из всех родов славы, самая лестная, самая великая, самая неподкупная слава народная!»

Источник: https://infourok.ru/scenariy_k_vneklassnomu_meropriyatiyu_po_teme_velikiy_basnopisec_ivan_andreevich_krylov-413244.htm

Иван Крылов

Иван Андреевич Крылов родился в феврале 1769 года в Москве, в семье бедного армейского офицера. Проявив героизм и мужество во время усмирения пугачёвского бунта, Андрей Крылов не получил никаких наград и чинов.

После выхода в отставку он поступил на гражданскую службу и переехал с женой и двумя сыновьями в Тверь. Должность председателя магистрата не приносила ощутимого дохода, семья жила в бедности. Умер Крылов-старший в 1778 году в чине капитана.

Жизнь вдовы и детей (старшему сыну Ивану выполнилось лишь 9 лет) стала ещё бедней.

Иван Крылов

Иван Андреевич Крылов не имел возможности получить хорошее образование. От отца он перенял большую любовь к чтению, получив в наследство лишь огромный сундук с книгами. Состоятельные соседи Крыловых позволили Ивану присутствовать при уроках французского языка, которые давались их детям. Таким образом Иван Крылов сносно выучил французский.

Будущий баснописец очень рано приступил к работе и познал тяжесть жизни в нищете. После смерти отца Ивана взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал Крылов-старший.

Копеечное содержание позволяло разве что не умереть с голоду. Через 5 лет мать Ивана Крылова, прихватив детей, отправилась в Санкт-Петербург хлопотать о пенсии и обустройстве старшего сына на работу.

Так Иван Крылов получил новую должность, устроившись приказным служителем в казённую палату.

Иван Крылов в молодости

Молодой Крылов, не получив никакого системного образования, настойчиво занимался самообразованием. Он много читал, самостоятельно научился играть на разных инструментах. В 15-летнем возрасте Иван даже написал небольшую комическую оперу, сочинив для неё куплеты и назвав «Кофейница».

Это был его первый, пусть неудачный, но всё же дебют в литературе. Язык написания был очень богат, чему Крылов обязан своей любви толкаться среди простого народа на ярмарках и разных простонародных увеселениях.

«Благодаря» бедности, Иван Андреевич отлично был знаком с бытом и нравами простых людей, что в будущем ему очень пригодилось.

Читайте также:  Адольф гитлер - уникальные факты

Творчество

Переезд Ивана Андреевича Крылова в Санкт-Петербург совпал с появлением в городе общедоступного театра. Молодой человек, тянувшийся к искусству, сразу же побывал в открывшемся театре.

Там он познакомился с некоторыми артистами и с этих пор жил интересами этого храма искусства. Серьёзно заниматься карьерой на новой казённой службе Крылову не хотелось, все его интересы были направлены совсем в другую сторону.

Поэтому 18-летний юноша ушел в отставку и занялся литературной деятельностью.

Баснописец Иван Крылов

Поначалу она была неудачной. Иван Крылов написал трагедию «Филомела», подражая классикам. Здесь были некоторые проблески таланта и свободомыслия начинающего автора, но в плане литературном «Филомела» была очень посредственным произведением. Но останавливаться молодой литератор не собирался.

За трагедией последовали несколько комедий. «Бешеная семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей» и другие тоже не поразили читателей и критиков дарованием. Но рост мастерства в сравнении с «Филомелой» всё же был заметен.

Важно

Первые басни Ивана Андреевича Крылова были напечатаны без подписи. Они появились в журнале «Утренние часы» в 1788 году. Три произведения, называвшиеся «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осёл», были почти не замечены читателями и не получили одобрения критиков. В них было много сарказма, едкости, но не мастерства.

В 1789 году Иван Крылов вместе с Рахманиным начинает издавать журнал «Почта духов». Он стремится возродить ту сильную сатиру, которую раньше демонстрировали новиковские журналы. Но издание не пользуется успехом и в том же году прекращает свой выход. Но это не останавливает Крылова.

Через 3 года он создаёт с группой единомышленников другой журнал, назвав его «Зритель». Ещё через год появляется журнал «Санкт-Петербургский Меркурий».

В этих изданиях печатались некоторые прозаические произведения Крылова, наиболее яркие из которых повесть «Каиб» и довольно смелая для своего времени статья «Похвальная речь моему дедушке», обличающая помещичье самодурство.

Журнал Ивана Крылова “Почта духов”

Доподлинно неизвестно, что стало причиной временного отхода Ивана Крылова от литературной деятельности, и почему он покинул Санкт-Петербург.

Возможно, начались некие притеснения со стороны властей, а может литературная неудача толкнула писателя уехать из города, но до 1806 года Крылов почти забросил писательство.

В 1806 году Крылов возвращается к активной литературной деятельности.

Он пишет довольно талантливые переводы лафонтеновских басен «Дуб и трость», «Разборчивая невеста» и «Старик и трое молодых». Переводы с лестной рекомендацией Ивана Дмитриева печатает столичный журнал «Московский зритель».

В том же 1806 году Иван Крылов вернулся в Санкт-Петербург и поставил комедию «Модная лавка». В следующем году ещё одну – «Урок дочкам».

Общество, в связи с наполеоновскими войнами переживавшее подъём патриотических чувств, с большим воодушевлением встречает постановки. Ведь в них высмеивается французомания.

Совет

В 1809 году начинается настоящий творческий взлёт Ивана Крылова. Первое издание его басен, состоящее из 23 произведений (среди которых всем известное «Слон и Моська»), пользуется огромной популярностью.

С этих пор Крылов становится известным баснописцем, чьих новых произведений с нетерпением ждёт публика. Иван Андреевич возвращается к государственной службе.

Сначала он поступает на заметную должность в Монетный департамент, а через 2 года – в Императорскую публичную библиотеку, где работал с 1812-го по 1841-ый годы.

В этот период изменился Крылов и внутренне. Теперь он благодушен и сдержан. Не любит ссориться, очень спокоен, ироничен и всё больше ленив. С 1836 года Иван Крылов уже ничего не пишет. В 1838-ом литературная общественность торжественно чествует 50-летие творческой деятельности баснописца. Умер писатель в ноябре 1844 года.

Иван Крылов, Александр Пушкин, Василий Жуковский и Николай Гнедич

Из-под пера Ивана Андреевича Крылова вышло больше 200 басен. В одних он обличал русскую действительность, в других – людские пороки, третьи – просто стихотворные анекдоты.

Множество метких крыловских выражений со временем вошли в разговорную речь и обогатили русский язык. Его басни очень народны и общепонятны. Они ориентированы на всех, а не только на высокообразованную интеллигенцию. При жизни автора разошлось почти 80 тысяч экземпляров изданных сборников басен. На то время – небывалое явление.

Популярность Ивана Андреевича Крылова можно сравнить с прижизненной популярностью Пушкина и Гоголя.

Личная жизнь

О рассеянности, небрежной неряшливости и невероятном аппетите Ивана Крылова ходили легенды и слагались анекдоты. Вполне в его духе было положить в карман сюртука ночной чепчик вместо платка, вытянуть его во время пребывания в обществе и высморкаться.

Иван Андреевич абсолютно равнодушно относился к своему внешнему виду. Казалось бы, такой человек никак не мог пользоваться вниманием у дам.

Тем не менее сохранились сведения его современников, утверждавших, что личная жизнь Ивана Крылова хотя и не была бурной, но уж точно не отсутствовала.

Иван Крылов

В 22 года он полюбил дочь священника из Брянского уезда Анну. Девушка ответила ему взаимностью. Но когда молодые люди решили жениться, родные Анны воспротивились этому браку. Они были в дальнем родстве с Лермонтовым и, к тому же, состоятельны.

Поэтому выдать замуж дочь за бедного рифмоплёта они отказались. Но Анна так тосковала, что родители наконец согласились выдать её замуж за Ивана Крылова, о чём телеграфировали ему в Санкт-Петербург. Но Крылов ответил, что у него нет денег, чтобы приехать в Брянск, и попросил привезти Анну к нему.

Родные девушки были оскорблены ответом, и брак не состоялся.

Иван Крылов и императрица Мария Федоровна

Современники Ивана Крылова писали, что к неряшливому и сумасбродному баснописцу были неравнодушны именитые дамы. Якобы его любила балерина, бывшая содержанкой великого князя Константина Павловича.

Но баснописец отшутился, что к браку непригоден. Говорят, что обаятельному толстяку очень симпатизировала сама императрица Мария Фёдоровна.

И это несмотря на то, что Иван Андреевич осмелился появиться перед ней в дырявом сапоге, из которого торчал палец, да ещё и чихнуть, когда целовал руку императрице.

Памятник Ивану Крылову

Иван Крылов так никогда и не женился. Официально у него нет детей. Но современники баснописца утверждали, что у Ивана Андреевича всё же наличествовала гражданская жена. Это была его домработница Феня. Жениться на ней Крылов не мог, так как общество бы его осудило.

Обратите внимание

Тем не менее Феня родила девочку Сашу, которую считают внебрачной дочерью Крылова. О том, что это может быть правдой, говорит факт, что после смерти Фени Саша осталась жить у Крылова. А после её замужества Крылов с удовольствием нянчил её детей и переписал всё свое имущество на имя мужа Александры.

Во время кончины Ивана Крылова у его постели находились Саша, её муж и двое детей.

Басни

  • Стрекоза и Муравей
  • Лебедь, Рак и Щука
  • Ворона и Лисица
  • Волк и Ягнёнок
  • Мартышка и Очки
  • Квартет
  • Свинья под Дубом
  • Демьянова уха
  • Листы и корни
  • Разборчивая невеста

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/1293-ivankrylov.html

Нехрестоматийный баснописец: как Иван Крылов в Рижском замке голым сидел

Гениев изображают хрестоматийно. Так, великий баснописец Иван Крылов предстает на картинах пожилым, степенным, солидным. И не скажешь, что однажды генерал-губернатор С. Ф. Голицын застал его в Рижском замке средь бела дня полностью обнаженным. Ох, не похож был рижанин Иван Андреевич Крылов на человека, изображаемого в учебниках по литературе!

Как же получилось, что рижский генерал-губернатор однажды застал главу своей канцелярии (между прочим, влиятельного чиновника) на рабочем месте неодетым? Чтобы понять, как такое могло случиться, надо учесть — в 1801 году, когда И. А. Крылова назначили губернским секретарем, он слыл не великим баснописцем, а «крутым» молодым человеком.

В самом деле: в 13 лет после смерти отца Иван Андреевич начал работать, подростком участвовал в кулачных боях, порой побеждая взрослых, а став взрослым, оказался азартным и удачливым картежником.

(За то, что лихо обчищал за карточным столом карманы других, одно время даже был лишен права жить в столице Российской империи).

Добавим, что был Крылов отменным пловцом и большим любителем попировать: на званом обеде мог один съесть несколько тарелок ухи, пяток отбивных, целую жареную индейку и ряд других блюд. 

Что с того, что молодой человек в 16 лет сумел продать свою первую оперу, в юности издавал журнал, играл на скрипке, в совершенстве знал несколько иностранных языков?! Это отнюдь не так бросалось в глаза, как его сила и лихость, азарт и стремление к удовольствиям.

Итак, чем же занимался в Риге Крылов? Умея работать быстро и толково, шеф канцелярии генерал-губернатора справлялся с делами за несколько часов. После чего шел в свой кабинет, как он говорил окружающим, еще поработать. А там раздевался и спокойно ложился спать.

Необходимо было выспаться, ведь в 7-8 вечера (по тем временам почти ночь) Ивана Андреевича Крылова ждала бурная жизнь: рестораны, устроенные в Риге на западный манер, концерты, спектакли и карточный стол в Обществе праздного времени (первый рижский клуб, его здание сохранилось и поныне.

Важно

Находится в старой Риге на улице Вагнера — прим. автора). До сна ли тут!

И вот Иван Андреевич после бурной ночи старательно отсыпался днем, чтобы к вечеру быть свеженьким, как огурчик. Однажды его разбудил подчиненный и предупредил: сюда идет генерал-губернатор! Будущий великий баснописец вскочил, сел за стол, схватил в руку перо, стал что-то торопливо писать.

Князь Сергей Федорович Голицын, увидав голого Ивана Крылова, заметил:
— Ай, да Крылов! Вот люблю, всегда на своем месте и аккуратно исполняет свою службу. Только где же ты, братец, заказал себе такой славный костюм?

Впрочем, генерал-губернатор не разгневался — он хорошо относился к Крылову, ценил его работоспособность. Князь потом лишь подшучивал над своим протеже, интересуясь у Ивана Андреевича, придерживается ли он своего старого костюма.

Такая вот история. Так что же, гуляка Иван Крылов, подобно современным «новым русским», приехал в Ригу «оттянуться» по полной программе и два года жил развлечениями? Да, развлечения эти были разнообразны, однажды он даже отправился в плавание на маленьком кораблике знакомиться с островами Балтийского моря.

Предвижу вопрос: как же так? Иван Андреевич Крылов открыл для русской литературы жанр басни, стал составителем словаря, пополнил Императорскую публичную библиотеку сотнями экземпляров редких старинных книг, а в статье представлен каким-то гулякой и тунеядцем?!

Насчет ничегонеделанья, конечно, вполне могут возразить литературоведы.

По данным известнейшего исследователя рижского периода жизни Ивана Андреевича Крылова профессора Бориса Инфантьева, именно в Лифляндии Крыловым была написана пьеса «Пирог», причем премьера состоялась в Рижском замке, где спектакль поставил домашний театр князя Голицына.

В 1802 году спектакль по этой пьесе был поставлен в театре Санкт-Петербурга. Встречаются и утверждения, что в Риге Крылов заинтересовался творчеством знаменитого французского баснописца маркиза Лафонтена, а потом и сам стал писать басни.

А теперь — о главном. Тихо и незаметно Иван Крылов вошел историю Риги отнюдь не как литератор или известный бонвиван. Отнюдь не творчество, а правозащитная деятельность была основной для Ивана Андреевич во время его жизни и работы в Риге.

Совет

Позднее член рижского магистрата Бульмеринг написал в мемуарах: «Князь сам, а чаще его канцелярия, вмешивались в дела магистрата и не скупились на гневные слова». В чем же суть конфликта губернской канцелярии, руководимой И.А. Крыловым, и рижского магистрата?

Еще в Средние века рижский магистрат разделил горожан на бюргеров и бесправных небюргеров (среди последних было много латышей). Императрица Екатерина Великая отменила это деление, как несправедливое, но новый император Павел I из чувства неприязни к матери вернул старое законодательство.

Местный хронист Нейендаль позднее писал: «Жители Риги разделялись на граждан, неграждан и иноземцев». То, что канцелярия генерал-губернатора (в лице секретаря И.А.

Крылова) вмешивалась в дела магистрата, означает, что Иван Андреевич пытался ограничить произвол рижского магистрата, стремление городских властей угнетать ненемецкое население.

Что и было главным делом в «рижский» период жизни великого русского баснописца, поэта, публициста. Делом весьма серьезным.

Увы, почтеннейшую публику куда больше, чем серьезные события, интересует светская хроника. Так было и свыше 200 лет назад, оттого и упор при описании рижского периода жизни Ивана Андреевича Крылова делался вовсе не на его наиболее достойных поступках.

Источник: https://baltnews.lv/news/20160320/1015927884.html

Великий баснописец Иван Андреевич Крылов

Кто из вас хотя бы раз не читал произведения великого русского баснописца Иван Андреевича Крылова. Некоторые из них являются нарицательными, а цитаты из многих стали крылатыми. Всего поэт сочинил 236 басен, вышедших девятью сборниками при жизни автора.

Родился будущий поэт 2(13) февраля 1769 в Москве в семье военнослужащего. Отец умер, когда мальчику было 9 лет.

Грамоте юный Ваня обучался сам, с помощью отцовских книг, которых после смерти родителя остался целый сундук. Французскому языку его обучал состоятельный сосед.

Обратите внимание

Кроме чтения, молодой Крылов любил посещать разные народные сборища, толкаться на торговых площадях, впитывая речи простолюдинов. Впоследствии этот фольклор пригодился ему в творчестве.

С детства Иван рос крепким и выносливым парнем, что позволяло ему участвовать в кулачных боях и одерживать победу даже над более старшими соперниками.

После смерти матери опекался младшим братом, который звал его не иначе как «тятенька«.

Своей семьи у писателя не было, но у него была внебрачная дочь от кухарки, которую он отдал учиться в хороший пансионат, а позже выдал замуж. Поговаривают, что все права на свои произведения он завещал мужу дочери.

Иван Андреевич любил покушать и слыл большим докой в этом деле. Приглашая его в гости, друзья загодя запасались большим количеством продуктов.

Рассказывали, что однажды Крылов припозднился на ужин к одному своему знакомому, из-за чего подвергся «пищевому наказанию«. Хозяин банкета приказал подать порцию макарон, в несколько раз превышающую обычную.

Поэт спокойно съел принесенное блюдо, а после продолжил спокойно угощаться остальными яствами.

Так же ходили легенды о его чрезвычайной неопрятности и неряшливости. Он мог подолгу не мыться и не расчесываться, а также терпеть не мог менять одежду, и часто появлялся на публике в сюртуке, измазанном жирной пищей.

https://www.youtube.com/watch?v=_KpGwesA0oI

Несмотря на свою природную лень и тучность, Крылов много времени провел в разъездах по стране, изучая жизнь простого народа, что потом и послужило сюжетами для многих его произведений.

Около 30 лет он проработал в библиотеке, находясь там сутки напролет, предаваясь любимому занятию — чтению книг. Также любил вздремнуть пару часиков после обеда в мягком кресле, которое его друзья, зная эту его привычку, постоянно для него приберегали.

Баснописец очень увлекался творчеством Лафонтена, в юности переводил его произведения. Возможно это и послужило в дальнейшем направлению его творчества.

Важно

Уже в зрелом возрасте имел чин статского советника и неплохой доход, а так же ему весьма благоволила царская семья. С весны 1841 года жил в доходном доме, где полностью предавался лени и празднеству.

Скончался от воспаления легких 9(21) ноября 1844 года. На пышных похоронах, куда многие пришли попрощаться с усопшим, сам граф Алексей Фёдорович Орлов нес гроб.

Источник: https://surfingbird.ru/surf/velikij-basnopisets-ivan-andreevich-krylov–zGje15E0d

Иван Крылов. Мужицкий самородок :: Частный Корреспондент

Мы и перед самими царями говорим, хотя не нами выдуманную, однако истину; между тем как их вельможи, не смея перед ними раскрывать философических книг, читают им только оды и надутые записки об их победах.
Крылов

              Чтоб зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь!
              Грибоедовский ФамусовМужик ретивый был работник,

              И дюж, и свеж на взгляд…
              Крылов

Подлинное произведение искусства, заявлял Белинский, не поддаётся пересказу.

Иначе как пересказать обнажённую сущность «в чистом виде» – тайну крыловской басни? Ибо суть басни живёт во всём, везде и во всех нас – издетства.

В каждой фигуре, наизусть запомненных персонажах, типажах и деталях, – словно в материнских колыбельных, – составляющих образное единое и неделимое целое: «Издетства я к трудам привык…».

Читайте также:  Редкие и уникальные фото ахматовой

Крылов ввёл в литературу «мужицкий» взгляд на вещи, восходящий к традиционно-патриархальному строю мышления. Признав равноправность как народных, так и гуманистических суждений о насущном. Ему близка и людская правда, и правда сугубо личная.

Жизнь плебса – простая и безыскусная, – сейчас бы изрекли: априори «протестная», – становится для Крылова источником нравственных оценок.

С особой очевидностью это раскрылось в период Отечественной войны 1812 года: авторский «голос» эмоционального выражения – дан непосредственно населению.

Сочинитель Крылов говорил от имени народа. Устами сочинителя Крылова говорил великий творец – народ: «…Самобытный, неподражаемый Крылов обновлял повременно и ум и язык русский во всей их народности. Только у него были они свежи собственным румянцем, удалы собственными силами… Мужички его – природные русские мужички; зверьки его с неподкрашенною остью». (А. Бестужев. 1823 г.)

Подобно Щедрину, морально «загнивающему», но, наизворот, творчески растущему в невыносимой пыли и скуке Вятского губернского правления, Иван Крылов прекрасно знал и суровые законы «маленькой» жизни, и непреложные правила «большой» сцены, и священные тайны этнической речи, её подноготную. Накрепко и с малолетства изучив всё это в присутственных местах – канцелярии тверского магистрата (1778), затем в петербургской Казённой палате (1782).

Будучи мальчишкой, Крылов стал непосредственным свидетелем системы взяток и подкупов, с помощью которых вершились судебные дела. Впоследствии он не забыл детских впечатлений. В журналах и баснях, принадлежащих к так называемому животному эпосу, впечатления детства отражены выпукло и верно.

Совет

Правда, Салтыков-Щедрин, Островский, Некрасов («Эту привычку к труду благородную нам бы не худо с тобой перенять…»), Сухово-Кобылин – будут идти по проторенным следам. Крылов же был первым. Ему было тяжелее всех.

Впитав ритм, чувства и удивительное разнообразие поэтических форм французского баснописца Лафонтена (1621 – 1695), в стихах следуя за Ломоносовым и Державиным, – задолго до Пушкина и Грибоедова, Добролюбова и Гоголя (…«Поэт и мудрец слились в Крылове воедино») – он предопределил «родовые черты» (В. Архипов) реализма 19 в. Основы будущей незыблемой пушкинской системы взглядов.

«Сам Пушкин не полон без Крылова»…

Мужицкий дух крыловских басен претил «образованному вкусу» истых карамзинистов: И. Дмитриеву, П. Вяземскому, В. Жуковскому, К. Батюшкову, В. Пушкину, А. Воейкову; – блестящим публицистам, критикам, общественным деятелям. Одновременно средней руки поэтам. Строившим литературные «потёмкинские деревни» во имя прославления крепостного права.

С 90-х годов 18 века, будучи неплохим журналистом, Крылов наносил сокрушительные удары по карамзинистам, изобличая ложь литературных мистификаций. Показывая героизм народа, стараясь быть крайне правдивым. Изображая подлинное бытие, нещадно карая зло.

Несмотря, кстати, на министерский запрет на освещение тугой доли трудящихся в крепостническом обществе и государстве. Предвосхищая «подцензурщину» Гоголя, Белинского и светлые озарения Тургенева. (Работает в журналах: «Лекарство от скуки и забот» (1787). «Утренние часы» (1788), – с первыми крыловскими притчами.

«Почта духов» (1789), – журнал, близкий по духу творениям Радищева.)

Правда, во дни безвременья и вынужденной безработицы: «…Как лист иссохший я оставлен среди ярящихся огней»; в неблагоприятные и неблагодарные дни екатерининского, а потом и павловского режимов (середина 90-х гг. XVIII в.), Иван Андреевич печатает пару-тройку стихотворений в альманахе Карамзина «Аониды». Что свидетельствует о его дружелюбном нраве и широких связях в «благородных кругах».

…А также неизменно пишет и пишет в стол. Созданные в то нелёгкое время сочинения – «средь нужды, нищеты и горя» – опубликуют, к сожалению, лишь после его смерти.

***

На протяжении многих лет своего большого жизненного пути Крылов тесно связан с театром. (Первые впечатления получил в театре духовной семинарии г. Твери, куда семья Крыловых переехала в 1775 г.

) Отдал сцене немало своих неуёмных сил, энергии, таланта: «Театр… есть училище нравов, зеркало страстей, суд заблуждений и игра разума». Его перу принадлежит 11 оригинальных пьес: «Клеопатра», «Филомела», «Пирог» и др. И две переводные: оперы «Сонный порошок» и «Американцы».

Выступал по вопросам театра в различных изданиях, – развивая передовые эстетические взгляды, носившие вполне демократический характер.

Обратите внимание

Наконец, Крылов был вдохновлённым актёром-любителем. Недурно играл на сцене и превосходно исполнял роли в собственных пьесах.

…Тут, вижу я, с ЧернавкойПодщипа слёзы льет;Здесь князь дрожит под лавкой,Там дремлет весь совет;В трагическом смятеньиПленённые цари,Забыв войну, сраженьи,

Играют в кубари.

(А. Пушкин о язвительной антиправительственной «шутотрагедии» И. Крылова «Подщипа», не напечатанной при жизни автора. Пьеса увидела свет в 1871-м.)

Впоследствии, сев, вспрыгнув на своего огненного конька – басню (написал их более 200), Крылов легко, подвижно и стремительно, будто в полёте на ершовском горбунке, развивал действие строго очерченных характеров-персонажей.

Изумляя читателя яркой выразительностью речи героев – индивидуальной, социальной. По-театральному ошеломляя публику тонкой драматургией злободневности. Точностью сатирического прицела.

Безошибочным определением личного и коллективного адресата.

– Почему басня?.. – спрашивали его.

– Этот род понятен каждому: его читают и слуги и дети, – отвечал И.А.

«Святость законов»

Кто бы мог подумать, что сегодняшняя «горячая» тема распределения богатств, тема продажной олигархии, коррумпированной верхушки – «мнимой власти», – на самом деле поднята на публицистический флагшток именно дедушкой Крыловым! 200 с лишним лет назад…

«Миллион», «мешок с деньгами» – вот властитель дум крепостной России XIX в. «Миллионы», «миллиарды» – разделяют и властвуют в России современной. России, невзирая ни на что крыловской – песенной, басенной, мифологичной. Полной иллюзий по поводу «законов» и «конституций». Где прогрессивные поначалу буржуазно-демократические течения оборачиваются по итогу ещё большим грабежом и гнётом.

Да и вообще дело Крылова живёт и здравствует!..

Взгляните, господа, – вокруг полно «баснописцев», направо и налево обличающих существующие порядки. Осмеивающих заискивание перед Царём прислужников-прихлебал.

Описывающих вторжение во все поры и сферы человеческой деятельности авторитета «денежных мешков» и «корпораций разных служебных воров и грабителей…» (Белинский).

Да и ваш покорный слуга, пожалуй, такой же апологист-публицист, раз сводит воедино сатирические концы двухсотлетней давности, примеряя их к сегодняшним реалиям… и к себе заодно: лекалом вдумчивости и вдохновения. И не безосновательно, – показывает практика.

Но и в стороне стоять невозможно. И Вы, дорогой читатель, должны это чувствовать как никто лучше, сопоставляя грани живой морали происходящего вокруг, – раздвигая горизонты познания с помощью книг, Инета, телекоммуникаций. Благо, с доступом к информации сейчас нет проблем: «Читатель, будь ты сам судьёю…»

Обаче в 19 в. выйти за пределы бесправия и унижений мыслящему читателю и гражданину было ой как непросто! Поскольку освобождение из сплетения социальных противоречий, контрастов и крайностей российской действительности извека реализовывалось – или в мужицких войнах, бунтах, – либо в революциях. Что и предприняли доблестные декабристы.

Крылов не призывал к тотальным преобразованиям, для себя не видя иного правления, кроме монархического: «…О царь! Наш добрый царь!» Одновременно благоговея перед громадною силой слова. Будучи идейно согласным и близким с революционным замыслом радищевского «Путешествия…»: «…вельможа – друг всякого придворного истопника и раб едва-едва при дворе нечто значущего».

Важно

И факт, что Великую французскую революцию подготовили писатели Франции, Крылов никак не отрицал: уж он-то с младых ногтей прочувствовал влияние меткой фразы, слова, литературы на социум.

При всём своём умеренном консерватизме политических воззрений, «практическая мудрость» гениального рассказчика Крылова полностью совпала с тогдашними декабристскими умонастроениями.

Аки в дальнейшем сошлась со взглядами многих русских революционеров. Вплоть, повторюсь, до идеологии сегодняшней либеральной оппозиции.

Но уже в качестве дополнительного окраса, живописного оттенка, примера. Эталона.

Поскольку нынешние оппозиционеры-баснописцы, конечно же, превзошли Крылова в жёсткости, даже жестокости, бескомпромиссности, прямоте и пронзительной жгучести творческого выражения мысли. Ну… на то он и классик, Иван Андреевич Крылов. Чтобы быть образцом. Быть наставником и отцом всем литераторам, творцам пародийно-сардонических, шаржированных форм.

В известной мере, баснописцев теперь пруд пруди. Иван Андреевич, в свою очередь, долгое время один-одинёшенек вёл самые острые темы века в самом остром их проявлении.

Мужественно и бесстрашно: «Как же было народу не полюбить своего родного заступника, который в некоторых случаях отваживался так дерзить народным угнетателям, что только диву даёшься, как могли подобные дерзостные басни увидеть свет» (Д. Бедный. 1944).

Как волка ни корми…

Согласитесь, даже и наше время: время «развитого капитализма», – при всех своих «прямых жанрах», свободе слова, открытости, – богато на аллегории, иносказания и дидактические звучания.

Потому что только басенные формы, близкие к народным притчам, – ныне переросшие в формы «городского романса», «блатной припевки», пародий, демотиваторов, стихов-разоблачений, «прозы в рифму» и т. д.

– могут художественно воспроизвести жизнь в её хлёсткой, карикатурно-гротесковой подлинности.

Но единственно басне это удалось как никакому другому зрелищу и жанру.

Совет

В закрытое советское время Сатира с большой буквы в облике простодушного филатовского сказа про Федота-стрельца со скрежетом, скрипом, но всё-таки прорывалась на сцену, под феерию рамп. Подобное было повсеместно и в различных проявлениях.

Крыловские басенные простодушие и придурковатость проникали и до сих пор помогают пробираться-продираться в запретные зоны жития. В её тридевятьземельные тайники и тридесятые царства, расположенные здесь, рядом. За высоким забором. В тайны, которые на виду – в нищету убогих хижин и роскошь дворцов – «пышные чертоги».

В подвалы застенков и сундуки откупщиков. Выставляя на позорище и на свет божий окружающие нас мерзости. Срывая маски. Переходя, перебрасываясь из мира аллегорического в мир обыденный. Закрепляя и фиксируя реальный смысл аллегорий. На столетия определяя структуру сатиры – беспощадного оружия! – структурой крыловской басни. На века и неизменно.

Для наших славных потомков.

«У сильного всегда бессильный виноват». «Виновен тем, что хочется мне кушать». «Волчью вашу я давно натуру знаю»… Всё обернулось устойчивыми национальными фигурами речи, символами.

Крылов создал неисчерпаемые слово-образы, воплотившиеся в нарицательное амплуа: «Как волка ни корми, он всё равно в лес смотрит», – произнесено именно о крыловском волке. (Хотя «крыловский волк» и пр.

умело взят, перенесён в свою очередь из сюжетов Эзопа и Гезиода.) Но этнос, народ этого уже не помнит, приспосабливая аллегорию к современным обстоятельствам и перипетиям.

Так происходит с каждым крыловским повествованием; с каждым персонажем, словообразом, – узнаваемым при первом же появлении.

В широком метафорическом смысле, – басни, аналогично сказкам, – наводят человека, особенно маленького человечка, ребёнка, на размышления о сущности и характере бытия.

Что представляется непреложным положением эстетического воспитания. Оттого герои Крылова стали эталоном соответствующих качеств и черт общественного поведения. Стали чертой национального характера.

Обратите внимание

Потому – по неколебимым выводам его басен – можно воссоздать целую эпоху в истории России!

Наше гражданское общество, – в разрезе политических, социальных сфер, – на века вперёд «анатомировано» крыловскими выводами, резюме. Публичными и персональными «приговорами навсегда».

Это и неограниченность прав сильного (Лев). Бесправие масс. Царство беспредельного хищничества и произвола (Волк). Царство лести, подстав, обмана (Лиса). Дворянские восторг и беснование перед всем иностранным (Лжец). Производительный благонадёжный труд (Лошадь.

У Щедрина, к примеру, – Коняга). Глупость, толстокожесть, властность и подлость (Осёл). Подвиг. Победа слабых над неизмеримо более сильным (Комар). Незначительный человек (Ягнёнок).

«Насмешки вечные над львами! над орлами; кто что ни говори – хотя животные, а всё-таки цари» (Грибоедов).

Детишки во многих и многих поколениях воспитаны на этих аллегорических смыслах. Сообразуя свою дальнейшую жизнь с существующими социальными системами, – прекрасно слыша и лицезря отклонения от стабильного курса «абсолютного закона», воплощённого в стойкие басенные образы: «Отцы и матери! Вам басни сей урок»…

Русская, советская, российская ребятня несколько веков учится на «нравоученьях» великого поэта. Воспитывающих тёплую заботу о родителях, желание хорошо и качественно трудиться. Искореняющих пороки, предотвращающие падение во грехи тяжкие – кажущиеся поначалу «шалостью»: «…но эта шалость нам к паденью первый шаг…».

Во всяком случае, судя по острополитическому характеру творчества, писал он отнюдь не для юных чад. Однако благодаря ясному, превосходному языку и высокохудожественной образности басен, они хорошо впитываются и усваиваются также и детьми.

Юбилей. 1838 г. 70 лет

Странный юбилей…

Год назад погиб Пушкин. Всем ясно: «державное благоволение» к русской литературе – одна из причин той страшной трагедии.

Важно

Посему очевидно, что крыловский «праздник» специально устроили для того, чтобы вызвать симпатии публики к царю – типа «покровителю искусства».

Дабы не только продемонстрировать любовь и уважение самодержавия, но и заставить забыть тяжёлое впечатление от смерти Пушкина. Покрыв странное сие празднество слезами «горькой правды» и туманом лживой «сладкой лести» (Вл. Соловьёв).

«На юбилее смело говорили о пятидесятилетии литературной деятельности Крылова, в то время как никаких оснований для утверждения, что Крылов начал писать или печататься именно в 1788 году, не было» (А. Десницкий).

Да и с семидесятилетием возникли нестыковки. Официальным годом рождения Крылова в 19 в. – считался 1768 г. Позднее, согласуясь с метрическими данными, оставили 69-й. Сам Крылов, как ни странно, настаивал на 66-м.

На празднование, в зале «благородного собрания», собралось более двухсот человек. Прибыли друзья: Жуковкий, Плетнёв, Одоевский: «Я принадлежу поколению, которое училось читать по вашим басням…».

Присутствовали многие государственные сановники: председатель госсовета, военный министр, министр финансов, министр внутренних дел, шеф жандармов Бенкендорф и мн.-мн. другие. Министр народного просвещения Уваров возложил на грудь Крылову звезду ордена св.

Станислава второй степени. Чуть позднее в его честь отчеканят памятную медаль.

П. А.

Плетнёв, близко знавший Крылова, так написал в «Современнике» о виновнике торжества: «…Но что выражало его полувесёлое и полузадумчивое лицо? О, в его душе, верно, теснилось всё прошедшее, одно, что не изменяется никогда в своей прелести. Он, верно, проходил мыслию по этому чудному пути, который указало ему тайное провидение, чтобы тёмное, заботам и трудам обречённое дитя увенчано было в старости по единодушному отзыву всего отечества».

Грусть Крылова на юбилее понятна. Было ясно без сомнения бестактное положение, в которое его поставили по отношению к Пушкину. Государство лезло в личную жизнь настолько же бесцеремонно, насколько лезло в жизнь недавно ушедшего гения: «Пиши, старик, пиши…», – милостиво пожелал юбиляру Николай I.

После чего Крылов совсем перестал писать…

***

Накануне своей смерти Крылов создал окончательный свод басен. Расположил их в нужном порядке, отредактировал и приурочил выход фолианта в свет – ко дню смерти. То была последняя ироничная ухмылка великого Сатира. Поэта и Драматурга. Он всё предусмотрел. Даже конец спектакля. Экземпляры книги раздавались в траурные дни как «приношение с того света» близким людям, читателям.

Совет

В час похорон, по его собственному желанию, об умершем должны были убедительно говорить его произведения. И в такой последовательности, какую он сам утвердил. Никак иначе.

Вернёмся под конец к Белинскому, с которого начали заметку:

«Иван Андреевич Крылов, больше всех наших писателей, кандидат на никем ещё не занятое на Руси место «народного поэта»; он им сделается тотчас же, когда русский народ весь сделается грамотным народом. Сверх того, Крылов проложит и другим русским поэтам дорогу к народности».

…К счастью, всё так и произошло, – скромно дополню я Белинского.

ОТПРАВИТЬ:       

Источник: http://www.chaskor.ru/article/ivan_krylov_muzhitskij_samorodok__37527

Ссылка на основную публикацию