Сказочник шарль перро

Шарль Перро: биография и сказки для детей

Шарль Перро как автор известных детских сказок

Загадочная история про авторство известных нам сказок

Кто же написал «сказки Шарля Перро»?

Сказки Шарля Перро были написаны как сказки «нравственные» и обучающие жизни. И они были.. в стихах! Как??? Удивитесь вы… почему в стихах, ведь мы читаем сказки Шарля Перро детям в прозе, а не в стихах? Давайте разберемся в этой очень загадочной истории о том, какие же сказки написал Шарль Перро и вообще кто их написал.

История создания сказок Перро похожа на детективную задачку, у которой до сих пор нет единого ответа. Со времен издания сказок Шарля Перро в прозе (1697 год) до сих пор ведутся споры об их авторстве.

Известен и общепризнан лишь тот факт, что основу всех сюжетов сказок Шарля Перро составляют известные народные сказки, а не его авторский замысел. Перро же создал на их основе авторскую литературную сказку.

Существуют самые разные версии о написании сказок Шарля Перро

Версия 1. Шарль Перро написал только сказки в стихах, а известные всем нам детские сказки в прозе написал его сын Пьер.

Вот как это было – одна из версий.

Известные нам сказки Шарля Перро входили в его сборник «Сказки Матушки Гусыни», которые переиздавался несколько раз с изменениями и дополнениями.

В четвертом издании сборника были сказки в стихах (1691 год – сказки «Гризельда», «Ослиная шкура», «Потешные желания»). И издан он был под именем самого Шарля Перро.

В пятом же издании этого же сборника «Сказки Матушки Гусыни» (1697 год)  было пять сказок в прозе: «Спящая красавица», «Красная Шапочка», «Синяя Борода», «Господин Кот, или Кот в сапогах» и «Волшебницы». Но… есть одно очень  важное «но».

Обратите внимание

  Все эти сказки были подписаны не Шарлем Перро, а именем его младшего сына как автора сказок! Автором известных нам сказок был заявлен «Пьер д’Арманкур».

  Он его же имени дано посвящение в сборнике (он был посвящен юной племеннице Людовика XIV Елизавете Шарлотте Орлеанской).

Сохранилась рукопись «Сказок Матушки Гусыни», подписанная инициалами П.П (Пьер Перро – сын Шарля Перро). Отец знал, что делал. Пьер преподнес рукопись сказок принцессе. И.. очень скоро Пьер получил дворянский титул. Когда же сборник вышел в свет, то вместо П.П. в нем уже значилось авторство «Пьер д’Арманкур».

Еще через год «Сказки Матушки Гусыни» были еще раз переизданы и в них появились еще три новые сказки: «Золушка, или туфелька, отороченная мехом», «Рике с хохолком» и «Мальчик – с пальчик». Сказки раскупались. И их автор – Пьер Перро – стал известен.

Но ситуация изменилась резко в трагичную сторону. Пьер – сын Шарля Перро – в драке убил шпагой человека, соседского парня. За это его арестовали. Шарлю Перро удалось выкупить сына из тюрьмы и отправить лейтенантом в армию, где он погиб в сражении. А через три года умер и сам Шарль Перро.

Еще двадцать лет книга издавалась под именем сына Перро – автором на обложке значился Пьер Перро д’Арманкур.

А после этого на обложке сказок в прозе появилось другое имя — Шарль Перро, так как он был гораздо более значимой фигурой в жизни государства и французской литературы.

После этого сказки в прозе и сказки в стихах были объединены в один сборник «Сказки Матушки Гусыни» и стали издаваться под единым именем автора – Шарль Перро.

Важно

Так  сказки про Золушку, Кота в сапогах и Красную Шапочку и  издаются до сих пор в сборниках под названием — «Сказки Матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями» Шарля Перро.

При жизни же Шарль Перро никогда не претендовал на свое авторство сказок в прозе, их автором считался и был его сын. И даже в своей автобиографии он ни словом не упомянул об авторстве сказок в прозе и ни разу в жизни не поставил под ними свою подпись.

Версия 2. Традиционная версия. Шарль Перро сознательно скрыл свое авторство и представил автором сказок своего сына, так как сказки не считались тогда серьезным занятием для «настоящего литератора».

В 1697 году Шарль Перро издает сборник «Сказки Матушки Гусыни» под именем своего сына  и на обложке сборника как автор значитсяПьер Перро д’Арманкур.

В сборник включены восемь сказок: «Спящая красавица», «Красная Шапочка», «Синяя Борода», «Кот в сапогах», «Феи», «Золушка», «Рике с хохолком», «Мальчик с пальчик».

В следующих изданиях сборник пополнился еще тремя сказками: «Потешные желания» (в других  переводах – «Смешные желания»), «Ослиная кожа», «Гризельда».

Посвящение в книге было таким (написанным от имени сына Шарля Перро как автора сказок): «Ваше высочество. Вероятно, никто не найдет странным, что ребенку пришло в голову сочинить сказки, составляющие этот сборник; однако все удивятся, что у него хватило смелости вам их поднести». Действительно, что нельзя взрослому, то простительно ребенку или юноше.

Доказательством этой точки зрения считается то, что в частности в сказках отражены жизненные впечатления именно Шарля Перро, а не его сына. Считается известным фактом, что замок Спящей красавицы – это знаменитый замок Юссе на Луаре.

Совет

Сейчас в нем находится музей Шарля Перро с восковыми фигурами его сказочных персонажей. Шарль Перро впервые увидел этот замок, когда был интендантом королевских построек.

В то время замок уже был в запустении, в густых зарослях, над которыми возвышались зубчатые башни – именно такой, каким он описан в сказке Шарля Перро.

А также в доказательство приводится тот факт, что сказки заканчиваются стихами – моральными нравоучениями, которые вряд ли бы написал ребенок или юноша.

Шарль Перро был первым европейским писателем, взявшим на себя смелость ввести в круг классической литературы «низкий жанр» сказки». И именно поэтому Шарлю и пришлось скрывать своё имя в авторстве сборника с простонародным названием «Сказки Матушки Гусыни». Ведь в то время он стал новатором, а новаторство не всегда было безопасным и не всегда поощрялось.

Традиционная версия убедительно доказывается французскими литературоведами 20-21 века, в частности, Marc Soriano. А также в учебниках литературы.

Версия 3. Юный Пьер Перро записал народные сказки, а его отец Шарль Перро их серьезно отредактировал.  Или, может быть, Шарль Перро сочинял эти сказки для своего сына, когда тот был маленьким и позже их просто записал от его имени.

Согласно этой версии, каждый вечер Шарль Перро рассказывал своим детям волшебные сказки, которые помнил с детства. Потом историй стало не хватать, и он стал их собирать у слуг, кухарок, горничных, чем очень забавлял их, ведь сказки не считались тогда чем-то серьезным.

Его увлечение сказками унаследовал и младший сын Пьер. Мальчик завел тетрадку, в которую записал все услышанные им от отца и других людей волшебные истории.

Именно эта тетрадка и стала основной для любимых нами волшебных сказок в прозе, созданных в сотворчестве отца Шарля Перро и его младшего сына.

Обратите внимание

Как бы ни было и кто бы ни сочинил сказки, общепризнанно то, что именно  Шарль Перро первым ввел народную сказку в знатное общество.  И стал основателем целого направления – литературной волшебной сказки для детей.

А кто же был истинным автором «Золушки» или «Кота  в сапогах» – сам Шарль Перро или его младший сын, вероятно, так и останется тайной. Я придерживаюсь традиционной точки зрения (версия 2) и поэтому называю автора сказок в этой статье – уже привычным всем нам именем — Шарль Перро.

Для детей ли писал сказки Шарль Перро?

Очень интересные факты сказочной истории

Сборник «Сказки Матушки Гусыни» вовсе не предназначался для детей, он был написан в первую очередь для взрослых и имел взрослый подтекст. Каждая сказка Шарля Перро заканчивалась нравоучением в стихах. Давайте рассмотрим, какие же уроки закладывались в некоторые сказки.

Красная Шапочка

Например, сейчас многие сказкотерапевты спорят о сказке про Красную Шапочку и заложенных в ней смыслах. А ведь смысл раскрыл сам Шарль Перро в своем стихотворном послесловии к сказке. Вот оно:

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/sharl-perro-biografiya-i-skazki-dlya-detej/

Шарль Перро – великий сказочник

Родился Шарль Перро 12 января 1628 года. Он не был дворянином, но отец, как мы знаем, стремился дать всем своим сыновьям (их у него было четверо) хорошее образование.

Двое из четверых стали по-настоящему знаменитыми: во-первых, старший — Клод Перро, который прославился как архитектор (он, кстати, автор Восточного фасада Лувра). Второй знаменитостью в семье Перро стал самый младший — Шарль. Он писал стихи: оды, поэмы, очень многочисленные, торжественные и длинные.

Сейчас мало кто помнит о них. Но позднее он особенно прославился как глава партии «новых» во время нашумевшего в свое время спора «древних» и «новых».

Суть этого спора была вот в чем. В XVII веке еще царило мнение, что древние писатели, поэты и ученые создали самые совершенные, самые лучшие произведения. «Новые», то есть современники Перро, могут лишь подражать древним, все равно они не способны создать ничего лучше.

Главное для поэта, драматурга, ученого — это стремление быть похожим на древних. Основной противник Перро поэт Никола Буало даже написал трактат «Поэтическое искусство», в котором установил «законы», как писать каждое произведение, чтобы все было в точности как у древних писателей.

Вот против этого и стал возражать отчаянный спорщик Шарль Перро.

Почему мы должны подражать древним? — удивлялся он. Разве современные авторы: Корнель, Мольер, Сервантес хуже? Зачем цитировать Аристотеля в каждом ученом сочинении? Разве ниже его Галилей, Паскаль, Коперник? Ведь взгляды Аристотеля давно устарели, он не знал, например, о кровообращении у людей и животных, не знал о движении планет вокруг Солнца.

«За что так уважать древних? — писал Перро. — Только за древность? Мы сами — древние, потому что в наше время мир стал старше, у нас больше опыта». Обо всем этом Перро написал трактат «Сравнение древних и современных».

Важно

Это вызвало бурю возмущения у тех, кто считал, что авторитет греков и римлян непоколебим.

Тут-то Перро и припомнили, что он — самоучка, стали обвинять его в том, что он критикует древних потому лишь, что не знаком с ними, не читал, не знает ни греческого, ни латыни. Это однако было совсем не так.

Чтобы доказать, что его современники ничем не хуже, Перро выпустил огромный том «Знаменитые люди Франции XVII столетия», здесь он собрал более ста биографий знаменитых ученых, поэтов, историков, хирургов, художников. Он хотел, чтобы люди не вздыхали — ах, прошли золотые времена древности, — а наоборот, гордились своим веком, своими современниками. Так и остался бы Перро в истории только как глава партии «новых», но…

Но вот наступил 1696 год, и в журнале «Галантный Меркурий» без подписи появилась сказка «Спящая красавица». А на следующий год в Париже и одновременно в Гааге, столице Голландии, вышла книжка «Сказки матушки Гусыни». Книга была небольшая, с простенькими картинками. И вдруг — невероятный успех!

Сказки Шарль Перро, конечно, выдумал не сам, одни он помнил с детства, другие узнал в течение жизни, ведь когда он сел за сказки, ему было уже 65 лет. Но он не просто записал их, но сам оказался отличным рассказчиком.

Как настоящий сказочник, он сделал их ужасно современными. Хотите узнать, какая мода была в 1697 году — прочтите «Золушку»: сестры, собираясь на бал, одеваются по самой последней моде. А дворец, в котором заснула Спящая красавица.

— по описанию точь-в-точь Версаль!

То же самое и язык — все люди в сказках говорят так, как говорили бы и в жизни: дровосек и его жена, родители Мальчика с пальчик говорят, как простые люди, а принцессы, как и подобает принцессам. Помните, Спящая красавица восклицает, увидев разбудившего ее принца:

«Ах, это вы, принц? Вы заставили себя ждать!»
Они волшебные и реалистические одновременно, эти сказки. И герои их действуют, как вполне живые люди.

Кот в сапогах — настоящий ловкий парень из народа, который благодаря собственной хитрости и находчивости не только устраивает судьбу своего хозяина, но и сам становится «важной особой». «Он больше не ловит мышей, разве только иногда, для развлечения».

Мальчик с пальчик тоже вполне практично не забывает в последний момент вытащить у Людоеда из кармана мешок с золотом, и так спасает от голодной смерти своих братьев и родителей.

Совет

Перро рассказывает увлекательно — от сказки, от любой, будь то «Золушка», «Спящая красавица» или «Красная Шапочка», невозможно оторваться, пока не дочитаешь или не дослушаешь до самого конца.

Еще бы, действие развивается стремительно, все время хочется узнать — что же будет дальше? Вот Синяя Борода требует жену на расправу, несчастная женщина кричит сестре: «Анна, сестра моя Анна, ты ничего не видишь?» Жестокий мстительный муж уже схватил ее за волосы, занес над ней свою страшную саблю. «Ах, — восклицает сестра.

— Это наши братья. Я подаю им знак, чтобы они торопились!» Скорее, скорее, — волнуемся мы. В самый последний момент все кончается хорошо.

И так каждая сказка, ни одна из них не оставляет читателя равнодушным. В том, наверно, и заключается секрет удивительных сказок Перро. После того как они появились, стали выходить многочисленные подражания, их писали все, даже светские дамы, но ни одна из этих книг не дожила до наших дней. А «Сказки матушки Гусыни» живут, они переведены на все языки мира, знакомы в каждом уголке земли.

На русском языке сказки Перро впервые вышли в Москве в 1768 году под названием «Сказки о волшебницах с нравоучениями», причем озаглавлены они были вот так: «Сказка о девочке с красненькой шапочкой», «Сказка о некотором человеке с синей бородой», «Сказка о батюшке котике в шпорах и сапогах», «Сказка о спящей в лесу красавице» и так далее. Потом появились новые переводы, выходили они в 1805 и 1825 годах. Скоро русские дети, также как и их сверстники в других. странах, узнали о приключениях Мальчика с пальчик, Золушки и Кота в сапогах. И сейчас нет в нашей стране человека, который не слышал бы о Красной Шапочке или о Спящей красавице.

Мог ли думать прославленный в свое время поэт, академик, что его имя обессмертят не длинные поэмы, торжественные оды и ученые трактаты, а тоненькая книжка сказок. Все забудется, а она останется жить в веках. Потому что ее персонажи стали друзьями всехз детей, — любимые герои замечательных сказок Шарля Перро.
Е. Перехвальская

Шарль Перро скончался 16 мая 1703 года в Париже.

Читайте также:  Жизнь простого человека в графиках

Источник: https://interesno-e.ru/sharl-perro-velikij-skazochnik

Шарль Перро

Рейтинг:  3 / 5

Ему предрекали славу блестящего адвоката или даже судьи. А он мечтал стать прославленным писателем, с серьезными и глубокомысленными произведениями за плечами. В его послужном списке есть трактаты, поэмы, философские размышления, но не они оставили имя Шарля Перро в веках. Он остался великим сказочником, автором бессмертной «Золушки», «Кота в сапогах», «Спящей красавицы».

Во времена Перро, сказки были чем-то несерьезным. Даже жанра такого не было, истории для детей существовали только в устной форме, каждый рассказывал их на свой лад, добавляя собственных персонажей, детали, повороты сюжетов.

Академик и автор многочисленных трактатов Шарль Перро, не признавался в авторстве сказок. Произведения подписывались именем сына – Пьера Перро. И даже в предсмертных мемуарах ни одного слова о «Золушке» или «Синей бороде».

Детство

Обратите внимание

Будущий сказочник появился на свет в Париже 12 января 1628 года, в весьма состоятельной семье.

Отец – Пьер Перро – судья столичного парламента, мать – ПакеттЛеклерк происходила из знатного французского рода и была женщиной очень образованной и богатой.

Шарль шестой ребенок в семье, он родился с братом-близнецом Франсуа, который был старше на несколько часов. К сожалению, Франсуа умрет в полугодовалом возрасте.

Шарль растет ребенком шустрым и любознательным. Любимая игрушка в детстве – средневековый замок. Это была большая постройка в рост ребенка, где можно было свободно перемещаться. Шарль часами просиживает внутри замка, представляя себя великим и отважным рыцарем.

Образование

Образованию детей в семье Перро уделяется большое внимание. С ними занимаются не только приглашенные гувернеры и учителя, но и родители. Будущего писателя читать научила мама.

Все дети впоследствии поднимутся высоко вверх по служебной лестнице и сделают блестящую карьеру.

Сын Жан станет известным юристом, Николя – профессором Сорбонны, Клод – архитектором, который спроектирует Лувр, а Пьер – генеральным сборщиком финансов Парижа.

Младший Шарль до восьми с половиной лет учится дома. Затем родители определяют его в известный колледж Бовэ на факультет искусств. Занимается юный Перро хорошо, известно, что за годы обучения его ни разу не били розгами, это свидетельствует об сверхпримерном поведении и прилежании.

Но в 1644 году, на 8 году обучения, после спора с учителем Шарль уходит с урока и в колледж не возвращается. «Он (учитель) приказал мне молчать, на что, поднимаясь с места, я ему ответил, что раз мне не дают отвечать, что раз никто не будет больше спорить со мной, то мне больше нечего делать в классе.

Я поклонился учителю, всем ученикам и вышел из класса».

Вместе с Перро уходит и его друг Борэн. Они решают заняться самообразованием и составляют собственный план занятий.

Важно

Много читают, в списке Библия, Вергилий, Гораций, История Франции, занимаются переводами с латыни, дискутируют.

По прошествии лет Перро скажет, что именно эти 3-4 года дали ему очень много в плане образования. Затем Шарль берет частные уроки по юриспруденции и получает лицензию адвоката.

Карьера

По специальности Шарль Перро практически не работает, он успешно защищает два дела, после чего устраивается клерком в архитекторскую контору брата Клода.

Дело в том, что умирает отец Перро и никто больше не настаивает на адвокатской практике. Работу с бумагами Шарль успешно совмещает с началом писательской карьеры.

Первые произведения выходят длинными, громоздкими, при этом не содержат особого смысла, автор уделяет внимание форме, а не содержанию.

Вскоре Шарль Перро попадает под покровительство могущественного Жана Кольбера, приближенного Людовика XIV, именно этот человек диктуетдворцовую политику в сфере искусств. Кольбер создает Академию изящной словесности и надписей, определяя Шарля Перро туда секретарём. Позднее писатель становится действующим членом этой академии и получает титул дворянина.

На литературном поприще

Шарль Перро мечтает снискать славу серьезного автора, виртуоза пера. Он много работает, создавая одним за другим труды, соответствующие духу времени.

Так он пишет трактат «Сравнение древних и современных», где очень живо доказывает, то нынешние авторы ничуть не хуже античных.

«За что ценить древних? Только за то, что они древние? Так и мы такие же, потому что в наше время мир более взрослый, да и мы обладаем большим опытом».

  • «Знаменитые», книга, которая стала закономерным продолжением трактата. Это огромный том, где Перро собрал биографии выдающихся французских деятелей 17 столетия;
  • В 1653 году автор пишет пародийную поэму « Стена Трои или Происхождении бурлеска»;
  • В 1687 году создаёт историческую поэму «Век Людовика Великого»;
  • В 1694 году свет увидела сатира «Апология женщин» и повесть «Потешные желания»;
  • В 1703 году Шарль Перро за несколько месяцев до смерти приступает к «Мемуарам»;
  • Также писатель является одним из авторов «Всеобщего словаря французского языка».

Сказочник Перро

При жизни Шарль Перро никогда не упоминал, что именно он является автором сказок. Сначала «Спящая красавица», опубликованная в 1696 году в журнале «Галантный Меркурий», а затем весь сборник «Сказок матушки гусыни» (1697 год) был выпущен под именем Пьера Перро де Арманкура, младшего сына писателя. Де Арманкур – это приставка поместья, принадлежавшего семье.

И только после смерти Шарля Перро, было доказано, что именно он автор сказок. Хотя некоторые были уверены, в писательском таланте сына. Споры на эту тему не утихают до сих пор. Но общепринятым считается факт, что именно Перро-отец автор знаменитых сказок.

Казалось, Шарль не сделал ничего особенного. Он просто пересказал существующие в народе истории, и только одну сказку «Рике с Хохолком» придумал сам. Но сборник еще при жизни Перро разлетался как горячие пирожки.

Совет

Было подсчитано, что он пользовался большей популярностью, чем нежели «Гарри Поттер» сегодня. Все дело в том, что в 17 веке детской литературы не существовало совсем. Малыши учились читать по книжкам для взрослых.

Сказки, пришедшие из средневековья, напоминали больше кровожадные страшилки, чем увлекательные истории и передавались только в устной форме.

Перро по большому счёту создал жанр сказки, написанной литературным языком. Страшилки наполнились сюжетом, характерами, атмосферой, приобрели собственный стиль. Шарль Перро из низов бытия вознес сказку на вверх литературного Олимпа.

Интересные факты

Сказки Перро нашей стране впервые появились в середине XVIII века ( 1768 год). Сборник назывался «Сказки о волшебницах с нравоучениями».

Интересно, что привычные нам названия произведений тогда звучали несколько иначе.

Так в заглавии значились: «Сказка о некотором человеке с синей бородой», «Сказка о спящей в лесу красавице», «Сказка о девочке с красненькой шапочкой» и «Сказка о батюшке котике в сапогах и шпорах».

Легендарный писатель Шарль Перро скоропостижно скончался 16 мая 1703 года. Но его имя осталось в веках, благодаря бессмертным сказкам.

Популярные сказки:

  • Красная шапочка
  • Спящая красавица
  • Золушка
  • Кот в сапогах
  • Мальчик-с-пальчик

Все сказки Шарля Перро

Источник: http://moreskazok.ru/biografii/3921-sharl-perro.html

Шарль Перро (12 января 1628 – 16 мая 1703) , французский писатель-сказочник, поэт и критик

Шарль Перро, французский писатель-сказочник, родился 12 января 1628 года в Париже. Перро известен большинству современников как сказочник, между тем, он был маститым поэтом своего времени, академиком Французской академии, автором знаменитых научных трудов. Его знали как публициста, сановника и академика.

Он был адвокатом, первым приказчиком министра финансов Франции Кольбера.

Однако всемирную известность и память потомков принесли ему именно замечательные сказки «Кот в сапогах», «Золушка», «Синяя Борода». Литературная деятельность Шарля пришлась на то время, когда в высшем свете появилась мода на сказки.

Сказки стали одним из любимых увлечений светского общества. Кто-то предпочитал слушать философские сказки, другие отдавали дань старинным сказкам, дошедшим в пересказе нянюшек и бабушек. Литераторы активно откликнулись на модные тенденции света, стали записывать и обрабатывать знакомые с детства сюжеты.

Так устная сказочная традиция начала переходить в письменную.

Перро сначала не решался публиковать сказки под своим именем, и подписывал их именем своего восемнадцатилетнего сына, П.Дарманкура – им двигало опасение, что написание сказок будет воспринято в обществе как занятие несерьезное и легкомысленное, неподобающее авторитету серьезного литератора. Славу Перро принес сборник «Сказки матушки гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями» (1697). В основе его сказок лежали известные фольклорные сюжеты, которые он изложил с присущим ему талантом и юмором. Фактически Перро ввел народную сказку в систему жанров «высокой» литературы. Но это не все: пожалуй, Перро можно считать родоначальником детской мировой литературы и литературной педагогики. На сюжеты сказок Перро созданы знаменитые оперы «Золушка» Дж.Россини, «Замок герцога Синяя Борода» Б.Бартока, балеты «Спящая красавица» П.И. Чайковского, «Золушка» С.С. Прокофьева и др.

Есть и мультфильм «Спящая красавица», а в 2014 году вышел фэнтезийный фильм «Малефисента», где роль злой феи исполняет Анджелина Джоли.

Помимо сказочного творчества, Перро является автором аллегорических поэм, од, стихов и посланий в стиле галантной придворной поэзии.

Шарль Перро скончался 16 мая 1703 года в Париже.

Обратите внимание

В 20 веке возникла дискуссия об авторстве сказок, в ходе которой пытались доказать, что сказки действительно написаны Перро-сыном. Всё же, по-видимому, традиционная версия об авторстве более вероятна.

Источник: https://www.calend.ru/persons/815/

Шарль Перро: неизвестные факты об известном сказочнике | Хочу читать

Сегодня отмечаем день рождения Шарля Перро. Знаменитый французский сказочник появился на свет 12 января 1628 года в весьма уважаемой семье. Его отец, судья Парижского парламента, Пьер Перро сделал все, чтобы вывести своих многочисленных отпрысков в люди. И, надо сказать, весьма преуспел. Так, один из старших братьев Шарля, Николя, стал богословом.

А другой – Клод Перро – знаменитым архитектором. Он построил несколько церквей, Парижскую обсерваторию, его имя носит колоннада восточного фасада Лувра. Но день рождения все же не у Клода, а у его брата, так что вернемся к нему.

Но сразу предупреждаем: меньше всего Шарль Перро похож на уютного старичка, который сидит у камина в кресле-качалке в окружении толпы детишек и рассказывает им добрые сказки…

Итак, знаете ли вы, что…

…у Шарля Перро был брат-близнец?
Вообще-то, мама с папой надеялись, что у них родится долгожданная красавица дочь. А родились мальчишки.

Опять! Да еще и сразу двое! Отец назвал близнецов Шарлем и Франсуа – в честь знаменитых французских королей Карла Великого и Франциска I (очень хочется рассказать об Их Величествах подробнее, но получится, что мы опять отвлекаемся – имениннику это не понравится!). Но, увы, Франсуа было отпущено на этом свете всего полгода.

…Шарль Перро был «трудным» подростком?
В детстве мальчик был замкнут и нелюдим. Возможно, причиной тому стала потеря брата. Известно же, как прочны незримые нити, связывающие близнецов. Так что серьезная душевная травма не исключена.

Ему исполнилось восемь, когда отец отдал его в университетский колледж Бовэ. Ничего хорошего из этого не вышло. Учителя считали Шарля, как бы помягче выразиться, глуповатым. Однокашники не хотели с ним дружить, правда, и задирать боялись: старшие братья Перро учились здесь же.

В один прекрасный день Шарль заступился за своего друга – смешного и неуклюжего паренька, которого все вокруг нещадно травили. Да не просто заступился, а обратил обидчиков в бегство, покусав и расцарапав им физиономии. С этого момента мальчишку словно подменили.

Он стал отвечать на уроках (выяснилось, что его латынь практически безупречна) и яростно спорить с учителями по поводу и без. А когда уставшие педагоги запретили ему высказываться, взял и бросил школу.

Засел дома, стал читать книги, чуть позже купил лицензию адвоката, но с юридической практикой быстро завязал, а потом на всех углах повторял, что мечтал бы запалить костер и бросить туда все судебные дела мира.

…к Шарлю Перро прислушивался король Людовик XIV? Со стороны может показаться, что Шарль Перро вел «двойную жизнь». Он был чиновником, занимался делами своего брата-архитектора Клода, служил сборщиком налогов. Его покровителем был всесильный министр финансов Николя Фуке.

Важно

Причем, когда Фуке обвинили в заговоре и приговорили к пожизненному заключению (романтизированные подробности ищите у Александра Дюма в романе «Виконт де Бражелон»), его любимец Перро удержался при дворе. Мало того – стал первым секретарем нового министра финансов Жана Кольбера. Дальше – больше.

Перро (то ли счастливчик, то ли высококлассный интриган, а возможно, и то, и другое разом) заведует королевским строительством, под его началом оказываются дворцовые мастерские гобеленов.

Он – секретарь Академии надписей и изящной словесности, позже – член Французской академии, а еще придумывает девизы и лозунги для триумфальных арок, прославляющие Людовика XIV. Король обожает похвалы, а потому ценит и прислушивается к тем, чья лесть изысканна и небанальна.

Так, например, именно благодаря совету Перро в садах Версаля появились 39 фонтанов на сюжеты басен Эзопа. Королевские милости тешат не только самолюбие Перро, но и его карман: у него появились личные апартаменты в Лувре и Версале, восемь домов в Париже и замок Розье.

Но все время, свободное от дел и интриг государственной важности, Перро отдает творчеству. Он пишет стихи, поэмы, посвящая их то королю, то королеве.

…Шарль Перро был первым футуристом?
Вы же помните, что наш именинник еще со школьных лет любил высказываться радикально и во всеуслышание? Вершиной этой страсти стало его участие в историческом споре о «древних и новых».

В отличие от своего оппонента Николя Буало, считавшего, что истинными творцами были только античные авторы – «богатыри – не вы», Перро всячески защищал современников. По его мнению, искусство Великого века должно было развиваться по собственным законам, «сбросив с корабля современности» греческих и римских кумиров.

Буало только за сердце хватался, слушая, как Перро рассуждает о преимуществах прозы перед поэзией, романа перед эпосом и оперы перед трагедией.

…сказки Шарля Перро, возможно, писал не Шарль Перро?
Да-да, исследователи до сих пор не уверены, кому на самом деле принадлежат волшебные истории, опубликованные в 1697 году в сборнике «Сказки матушки гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями».

Одни говорят, что «Спящую красавицу», «Красную Шапочку», «Синюю Бороду», «Кота в сапогах», «Золушку» и «Мальчика-с-пальчик» собрал и записал сын Шарля Перро Пьер, а отец лишь отредактировал эти пересказы старинных сюжетов и добавил к ним мораль в стихах. Другие утверждают, что Пьер тут не при чем.

Читайте также:  Мифы о мозге топ-10

Шарль услышал эти истории от кормилицы мальчика, но, будучи серьезным государственным мужем, решил не подписывать такую несерьезную книжку и в качестве псевдонима взял имя сына. Но как бы оно ни было на самом деле, успех был оглушительный. Ежедневно в парижском магазине Клода Барбена продавали до 50 книжек со сказками Перро.

На протяжении года издатель трижды допечатывал тираж.

О том, какое влияние сказки Перро, возведенные им в «высокий жанр», оказали на развитие мирового искусства, наверное, можно не говорить? Братья Гримм и Андерсен в литературе, Россини, Чайковский, Барток и Прокофьев в музыке – всем им, так или иначе, помог знаменитый француз. Не говоря уж о студии «Уолт Дисней», которую Перро кормит и по сей день.

…на русский язык Шарля Перро переводил Иван Тургенев? Не секрет, что сказки Шарля Перро существуют в двух вариантах – детском и взрослом.

С детскими все понятно: Золушка прощает злых сестер, дровосеки спасают Бабушку и Красную Шапочку, а Спящая красавица открывает глаза, стоит принцу опуститься перед ней на одно колено.

Совет

Во взрослых историях все куда интереснее и страшнее: сплошные секс, кровь и ужасы! Недаром в XX веке психоаналитики принялись изучать взрослые редакции с лупой и карандашом, отыскивая там такие символы, о которых сам автор не имел ни малейшего представления!

Но, повторимся, это общее место. А вот о том, что Шарля Перро переводил на русский язык Иван Сергеевич Тургенев, знают немногие.

Да мало что переводил, еще и критические статьи о нем писал, отмечая, что «несмотря на свою несколько щепетильную старофранцузскую грацию, сказки Перро заслуживают почетное место в детской литературе», потому как «веселы, занимательны, непринужденны, не обременены ни излишней моралью, ни авторскою претензиею; в них еще чувствуется веяние народной поэзии, их некогда создавшей; в них есть именно та смесь непонятно-чудесного и обыденно-простого, возвышенного и забавного, которая составляет отличительный признак настоящего сказочного вымысла».

Источник: https://want2read.ru/vokrug-da-okolo/sharl-perro-neizvestnyie-faktyi-ob-izvestnom-skazochnike/

Какие сказки написал Шарль Перро: больше, чем просто сказочник

Чтобы вспомнить, какие сказки написал Шарль Перро, можно обратиться к его биографии.

Знакомство с ней показывает, что к жанру сказки литератор обратился в зрелом возрасте, а прежде отметился во многих «высоких» жанра литературы.

Кроме того, Перро был французским академиком и видным участником литературных баталий между сторонниками развития античных традиций в литературе и современных им французских.

Ранние опыты Шарля Перро

Первое сочинение Шарля Перро, которое можно с оговорками отнести к жанру сказки, относится к 1640 году. В том году ему было тринадцать лет, но юный Шарль успел получить неплохое образование. Вместе с братом Клодом и их знакомым Борэном они написали стихотворную сказку «Любовь линейки и глобуса».

Это было политическое произведения. В форме сатиры братья критиковали кардинала Ришелье. В частности, поэма содержала намеки, что принц Людовик в действительности – сын кардинала.

В форме аллегории «Любовь линейки и глобуса» изображала Людовика XIII как солнце и описывала трех его преданных помощников – линейку, пилу и компас. За этими образами видят советников монарха. В каждом из инструментов находят черты Ришелье, первого министра Франции.

В 1648 году Шарль Перро (вновь в соавторстве с Борэном) написал новую ироничную поэму – «Шутливая Энеида» (название ей дал исследователь творчества сказочника Марк Сориано).

Подобно написанной через два столетия «Энеиде» Котляревского поэма Перро была шутливым пересказом поэмы Вергилия, пронизанным национальным колоритом родины автора переложения. Но не всей, а только песни VI, в которой Эней спускался в царство мертвых.

Перед этим герой попадает в современный Шарлю Париж и изучает его. «Шутливая Энеида» тоже имела политический смысл и критиковала режим кардинала Мазарини.

В 1670-е годы Шарль был уже известным литератором и участвовал в литературных войнах своего времени. В споре между сторонниками «классической» литературы и современной Перро поддерживал последних. Вместе с братом Клодом Шарль написал пародию «Война ворон против аиста».

Первые стихотворные сказки

К жанру сказки Шарль Перро пришел в конце 1670-х годов. В это время он потерял жену и сам читал сказки детям. Он вспоминал сказки, которые сам слушал в детстве от нянек, и просил своих слуг рассказывать сказки уже его детям.

В начале 1680-х годов Шарль обращается к прозе и пишет короткие рассказы. Это еще не сказки, которые прославят его, но шаг на пути к новому жанру. Первую собственную сказку Перро написал в 1685 году.

Его вдохновила на это новелла из «Декамерона» Боккаччо. Сказка, которую писатель по имени главной героини назвал «Гризельда», была написана в стихах.

Обратите внимание

Она рассказывала о любви принца и пастушки, которая заканчивалась для героев счастливым воссоединением после всех трудностей.

Перро показал сказку своему другу Бернару Фонтенелю, писателю и ученому. Он посоветовал Шарлю Перро прочитать ее в Академии. Писатель прочитал «Гризельду» на заседании Академии, и слушатели приняли ее доброжелательно.

В 1691 году издательство в Труа, специализировавшееся на лубочной литературе, выпустило сказку Шарля Перро. В издании она получила название «Терпение Гризельды». Книга была анонимной, но имя ее автора стало достоянием публики.

Общество посмеивалось над дворянином, который решил записывать народные сказки, но Шарль решил продолжать работу.

Другая его стихотворная сказка «Ослиная шкура» не была опубликована, но ходила в списках и была известна всем интересующимся литературой.

В 1680-е годы Шарль Перро не оставался в стороне от продолжавшихся дебатов «древних» и «новых» и даже стал одним из лидеров «новых». Он пишет многотомное сочинение диалогов древних с новыми, которые становятся его литературной программой. Одна из причин увлечения писателя сказками – отсутствие этого жанра в Античности.

«Гризельду» и «Ослиную шкуру» подверг безжалостной критике Буало, оппонент Шарля Перро и один из главных идеологов «древних».

Переосмысливая теорию, созданную в то время племянницей Шарля, о том, что сюжеты сказок восходят к народу, Буало доказывает (с примерами), что сказки – пересказанные трубадурами эпизоды рыцарских романов.

Шарль Перро развил мысль племянницы и обратил внимание, что сюжеты сказок встречаются в произведениях более древних, чем романы Высокого Средневековья.

Важно

В начале 1690-х годов Шарль написал новую стихотворную сказку – «Смешные желания». Ее сюжет восходил к народному и неоднократно использовался современными ему литераторами.

В 1694 году Шарль Перро опубликовал первый сборник своих стихотворных сказок, куда вошли «Ослиная шкура» и «Смешные желания». Его издание было продолжением борьбы со своими оппонентами в литературе.

Писатель предварял книгу предисловием, где сравнивал записанные им сказки с историями времен Античности и доказывал, что они – явления одного порядка.

Но Перро доказывает, что античные истории часто содержат дурную мораль, а сказки, опубликованные им, учат добру.

Сказки матушки Гусыни

В 1695 году вышел стихотворный сборник сказок Шарля. Книга вызвала интереса и в течение года была переиздана еще трижды.

После этого Шарль продолжил изучать тетрадь сказок, записанных его сыном, и решил издать их после обработки в прозаическом виде. К каждой прозаической сказке писатель в заключении писал мораль в стихах.

В сборник вошло 8 сказок, сюжеты которых сегодня стали классическими:

  • “Золушка”;
  • “Кот в сапогах”;
  • “Красная Шапочка”;
  • “Мальчик-с-пальчик”;
  • “Подарки феи”;
  • “Спящая красавица”;
  • “Синяя борода”;
  • “Рике-хохолок”.

Первые семь сказок – обработка народных французских сказок. «Рике-Хохолок» – авторское произведение Шарля Перро.

Писатель не искажал смысл оригинальных сказок, собранных сыном, но дорабатывал их стиль. В январе 1697 года книга была опубликована издателем Клодом Барбеном. Сказки были изданы с мягкой обложкой – это было дешевое издание для торговли вразнос.

Сказки, авторами которых значился Пьер Перро, получили невероятный успех – ежедневно Барбен продавал до 50 книжек и трижды повторил первоначальный тираж. Вскоре книгу издали в Голландии и Германии. Позднее при переизданиях к имени Пьера стали добавлять как соавтора его отца.

В 1724 году вышло посмертное издание, единственным автором которого значился Шарль Перро.

Не каждый современный человек с ходу вспомнит,какие сказки написал Шарль Перро, но большинство легко узнают историю о Золушке, коте в сапогах или спящей красавице. Каждая из этих историй уже не ассоциируется с автором и сборником «Сказки матушки Гусыни».

Шарль Перро сумел сделать сказку литературным жанром, который получил признание читающей публики.

А классические балеты и голливудские фильмы по его сказкам показывают, что истории, которыми он, вопреки насмешкам современников, решил поделиться с читателями, действительно этого заслуживают.

Источник: https://vseonauke.com/1183803930127108685/kakie-skazki-napisal-sharl-perro-bolshe-chem-prosto-skazochnik/

Биография Шарля Перро

Шарль Перро (1628-1703) – французский писатель-сказочник, критик и поэт, был членом Французской академии.

Детство

12 января 1628 года в Париже в семье Пьера Перро родились мальчики-близнецы. Их назвали Франсуа и Шарль. Глава семейства работал судьёй в парламенте Парижа. Его жена занималась домашним хозяйством и воспитанием детей, которых уже до рождения близнецов было четверо.

Спустя 6 месяцев маленький Франсуа заболел воспалением лёгких и умер, а его брат-близнец Шарль стал любимчиком в семье и в будущем своими знаменитыми сказками прославил род Перро на весь мир.

Совет

Помимо Шарля известным был и его старший брат Клод – великий архитектор, автор восточной фасадной части Лувра и Парижской обсерватории.

Семья была обеспеченная и интеллигентная. Дед Шарля по отцовской линии был богатым торговцем. Мама происходила из дворянского рода, до замужества проживала в деревенском поместье Вири. В детстве Шарль частенько бывал там и, вероятнее всего, оттуда черпал потом истории для своих сказок.

Обучение

Родители приложили все силы, чтобы дети получили достойное образование. Пока мальчики были маленькими, с ними занималась мама, учила их чтению и письму.

Отец был очень занят на работе, но в свободное время всегда помогал жене. Братья Перро все учились в университетском колледже Бове, и папа иногда проверял их знания.

Все мальчики отлично проявляли себя в учёбе, за весь период обучения не были пороты розгами, в то время это была большая редкость.

Когда Шарлю было 13 лет, его выгнали с урока за пререкание с преподавателем. Парень бросил учёбу, потому что во многом был не согласен с учителями.

Дальнейшее образование он получал самостоятельно со своим лучшим другом Борэном. За три года они сами выучили латынь, историю Франции, греческий язык и античную литературу. Позднее Шарль говорил, что все познания, которые пригодились ему в жизни, были получены именно в период самообучения с товарищем.

Достигнув совершеннолетия, Перро занимался правоведением с частным преподавателем. В 1651 году ему был выдан диплом юриста.

Карьера и творчество

Ещё во время обучения в колледже Перро написал свои первые стихи, комедии и поэмы.
В 1653 году было издано его первое произведение – поэтическая пародия «Стены Трои, или Происхождение бурлеска». Но Перро воспринимал литературу как увлечение, карьеру свою он строил совсем в другом направлении.

Как хотелось его отцу, получив диплом юриста, Шарль какое-то время работал адвокатом, но такой род деятельности вскоре показался ему не интересным.

Он пошёл трудиться клерком к своему старшему брату, который к тому времени содержал архитектурное ведомство.

Обратите внимание

Надо отметить, что карьеру Шарль Перро строил успешно, дослужился до советника Короля, главного инспектора построек, затем возглавил Комитет литераторов и отдел Славы Короля.

Жан-Батист Кольбер, государственный деятель и главный контролёр финансов, фактически управлявший Францией во времена Людовика ХIV, покровительствовал Шарлю.

Благодаря такому покровителю в 1663 году при создании Академии надписей и изящной словесности Перро получил должность секретаря. Он добился богатства и влиятельности.

Наряду с основным родом деятельности, Шарль успешно продолжал писать стихи и заниматься литературной критикой.

Но в 1683 году Кольбер скончался, и Перро стал немилостив при дворе, сначала его лишили полагающейся пенсии, а потом и должности секретаря.

На этот период приходится написание самой первой сказки о пастушке под названием «Гризель». Особого внимания этому произведению автор не уделял и продолжал заниматься критикой, написанием большого четырёхтомного сборника диалогов «Сравнение древних и новейших авторов», а также публикацией книги «Знаменитые люди Франции ХVII века».

Когда в 1694 году были изданы два следующих его сочинения «Ослиная шкура» и «Смешные желания», стало понятно, что пришла новая эра сказочника Шарля Перро.

В 1696 году напечатанная в журнале «Галантный Меркурий» сказка «Спящая красавица» в один миг стала популярной.

Важно

А уже через год невероятным оказался успех вышедшей книги «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями».

Сюжеты девяти сказок, вошедших в эту книгу, Перро услышал, когда кормилица его сына рассказывала их малышу перед сном. Он взял за основу народные сказки и придал художественную обработку, тем самым открыл им путь в высокую литературу.

Он сумел многолетние народные произведения привязать к современности, его сказки были написаны так доступно, что их читали люди из высшего общества и из простых сословий. Прошло более трёх столетий, а по всему миру мамы и папы читают перед сном своим детям:

  • «Золушку» и «Мальчика-с-пальчика»;
  • «Кота в сапогах» и «Красную Шапочку»;
  • «Пряничный домик» и «Синюю бороду».

На сюжеты сказок Перро поставлены балеты и написаны оперы в лучших театрах мира.
На русский язык сказки Перро впервые перевели в 1768 году. По количеству изданных произведений в СССР Шарль стал четвёртым среди зарубежных писателей после Джека Лондона, Ганса Христиана Андерсена и братьев Гримм.

Личная жизнь

Шарль Перро женился довольно поздно, в 44 года. Его избранницей стал юная, 19-летняя девушка Мари Гюшон. У них родилось четверо детей. Но брак продлился недолго, Мари умерла в возрасте 25 лет от оспы. Шарль больше не женился и сам воспитал дочь и троих сыновей.

Умер знаменитый автор сказок 16 мая 1703 года.

В долине Шеврез, неподалёку от Парижа, расположены «Владения Кота в сапогах» –замок-музей Шарля Перро, где на каждом углу встречаются восковые фигуры персонажей его сказок.

Источник: https://stories-of-success.ru/sharlya-perro

Шарль Перро: биография, любопытные факты, видео

Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Шарль Перро: биография, любопытные факты, видео» — информация о жизни гениального сказочника и поэта.

Вот эти сказочные бестселлеры: «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Спящая красавица», «Синяя борода», «Золушка». Спустя 320 лет, их продолжают читать и пересказывать!

Читайте также:  Толщина озонового слоя

Друзья, давайте перенесемся во Францию, в тот период времени, когда этим Королевством правил Людовик XIV.

Биография Шарля Перро

Будущий сказочник появился на свет в 1628 году (знак зодиака – Козерог). Отец — адвокат в парламенте Парижа, а Шарль – младший сын из шестерых детей. По законам тех времен старший сын должен был унаследовать профессию отца.

С восьми лет Шарль обучался в университетском колледже Бовэ, недалеко от Сорбонны. Из четырех факультетов был выбран факультет искусств. Но колледж он бросил, не доучившись. Молодой человек приобрел лицензию адвоката.

Портрет Шарля Перро

А после двух судебных процессов покинул адвокатскую контору и пошёл трудиться клерком в архитектурное ведомство старшего брата Клода. Шарль начал заниматься любимым делом — писать стихи. Вскоре о нем заговорили, как об одаренном поэте.

Фаворит короля

Спустя несколько лет, судьба улыбнулась молодому Перро! На него обратил внимание сам министр Людовика XIV — Жан Кольбер (1619-1683).

Жан-Батист Кольбер, 1666 год

Жан-Батист Кольбер представил талантливого поэта королевскому двору и сделал своим советником в делах культуры, литературы и театра. Карьера стремительно шла в гору! В 1663 Шарль получил высокую должность секретаря Академии надписей и изящной словесности.

А в 1671 году фаворита короля — избирают членом Академии наук. За короткий срок он стал богатым и влиятельным дворянином. Наряду с основной деятельностью, он продолжал писать замечательные стихотворения и заниматься литературной критикой. Роскошный дом Шарля стал литературным салоном.

Славу Перро принесли его торжественные оды в честь короля. Но в 1683 году умер всемогущий покровитель Кольбер. Вскоре бывший фаворит стал немилостив при дворе, затем его лишили пенсии за литераторство, которую ему выплачивали при жизни покровителя.

Как Шарль Перро стал сказочником

Вскоре в светское общество приходит мода на чтение и слушание сказок. Поэтому в 1697 году появился сборник «Сказки матушки Гусыни». Эта книга состояла из семи народных сказок, которые переработал автор и из сказки «Рике-хохолок», которую сочинил сам гениальный сказочник.

«Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями»

Сборник стал бестселлером! Чудесные сказки полюбили богачи и бедняки. Сборник был доступен для людей любого сословия.

Совет

Свои сказки писатель не решался издавать под собственным именем. Автором сказок был указан его 19-летний сын Пьер. Этим Шарль Перро пытался уберечь свой авторитет серьезного литератора.

Шарль Перро первым ввел жанр народной сказки в  мировую литературу. Вслед за Перро появились сказки Братьев Гримм и Ханса Андерсена.

Отец семейства

Единственной и любимой женой 44-летнего писателя стала Мари Гюшон, которой в ту пору было 19 лет. От этой любви родилось четверо детей. Супруги были счастливы, но, к сожалению, недолго. В возрасте 25 лет Мари заболела оспой и ушла в мир иной. Вдовец больше никогда не женился и сам воспитал дочь и троих сыновей.

Великий сказочник умер в возрасте 75 лет в 1703 году, в Париже.

Шарль Перро: биография (кратко) → видео ↓

Друзья, поделитесь статьей «Шарль Перро: биография, любопытные факты, видео» в социальных сетях.

Источник: https://damy-gospoda.ru/sharl-perro-biografiya/

Несказочная жизнь великого сказочника Ш.Перро

Нам с детства Шарль Перро знаком

почти что так же, как Чуковский –

его мы сказки целиком

читали голосом отцовским.

Кот в сапогах как брат родной,

и Золушка родней сестрицы –

их вместе с кашей овсяной

мы ели, чтоб развеселиться.

Под серебристый патефон

мы так любили мир бумажный.

И Мальчик-с-пальчик прямо в сон
        спускался к нам, герой отважный…

В. Кулемзин

12 января 1628 года в самой обычной французской семье с фамилией Перро родились два мальчика, одного из которых назвали Шарль. Никто и подумать не мог тогда, что имя этого младенца и через несколько веков будут знать дети практически по всему свету. Поговаривают, что при рождении младенец закричал так, что было слышно на другом конце квартала, возвестив весь мир о своем появлении на свет. Забегая немного вперед скажу, что это сегодня дети и взрослые с удовольствием читают сказки Ш. Перро, а самому автору при жизни пришлось сильно поплатиться за свои сочинительства, – интригует зав.сектором Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Юлия Грехнева.
        С восьми лет Шарль обучался в университетском колледже Бовэ, недалеко от Сорбонны. Из четырех факультетов был выбран факультет искусств. Есть разные мнения о том, как учился юный Шарль. И все эти мнения очень противоречивые. Кто-то утверждает, что учился он очень плохо, кто-то что он был блистательным учеником. Есть ли факты? Да, есть.  Известно, что в первые годы Шарль Перро отнюдь не блистал успехами в обучении, но потом всё резко изменилось, когда он подружился с мальчиком по имени Борэн. Эта дружба очень положительно повлияла на Шарля, он выдвинулся в число лучших учеников и вместе с другом разработал свою систему занятий – такую, что даже перегнал программу по истории, латыни и французскому языку. Но колледж он бросил, не доучившись. 
Молодой человек по настоянию отца приобрел лицензию адвоката, но и тут на долго не задержался. Затем Перро пошел работать к брату, в его ведомство сборщиком податей. Он усердно делал карьеру, и о литературе как серьезном занятии даже и не думал, хотя занялся сочинительством еще обучаясь в колледже. Он стал богат, силен, влиятелен. Стал советником короля и главным инспектором построек, возглавлял Комитет литераторов и отдел Славы Короля.Шарль Перро женился в 1672 году на молодой красавице, на 13 лет моложе его. Жена Шарля умерла в 1678 году после рождения трех сыновей. О семейной жизни Шарля есть разные мнения и опять же противоречивые. Некоторые биографы Шарля пишут о нежной любви его к жене и к семье, другие имеют противоположное мнение. Прожили они семейной жизнью недолго – всего шесть лет. Жена Шарля Перро умерла достаточно рано – в 24 года – от оспы. Тогда эту болезнь вылечить было невозможно. После этого Шарль Перро сам воспитал своих детей и более никогда не женился.

Ничего странного не замечаете? Следуя биографии Ш. Перро, ему уже 50 лет, а о книгах для детей еще ни слова не сказано. И это не случайно! Первое опубликованное произведение Ш. Перро вышло в 1653 году, это была пародия «Стены Трои, или Происхождение бурлеска».

В 1673 Шарль вместе с братом Клодом написал сказку в стихах «Война ворон против аиста» – аллегорию войны сторонников классицизма и новой литературы. Этому противостоянию посвящено сочинение 1675 года «Критика оперы, или Разбор трагедии под названием «Алкеста». Работа написана совместно с братом Пьером.

Шарль много сотрудничал с братьями. Пьесы, включенные в «Сборник избранных произведений», пронизаны атмосферой дружеского состязания и диалога. Славу Перро принесли его торжественные оды в честь короля. Но в 1683 году умер всемогущий покровитель Кольбер.

Вскоре бывший фаворит стал немилостив при дворе, затем его лишили пенсии за литераторство, которую ему выплачивали при жизни покровителя.

По настоящему Перро увлекся литературным творчеством как дань моде. В светском обществе наряду с балами и охотой чтение сказок стало популярным увлечением. В 1694 году опубликованы сочинения «Смешные желания» и «Ослиная шкура». Через два года напечатана сказка «Спящая красавица». Книги, хотя и печатались тогда небольшими тиражами, быстро обрели поклонников. В 1697 году появился сборник «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». В ней-то впервые и появилась на свет великая сказка «Золушка», а кроме нее, такие жемчужины мировой литературы как «Мальчик-с-пальчик», «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Ослиная Шкура», «Красная Шапочка», «Волшебницы» и «Рике-Хохолок». Сначала Франция, а затем и вся Европа влюбляется в волшебные истории. Сказки привлекают внимание переводчиков и расходятся по всему миру. Вы только представьте, сказки Матушки Гусыни стали первой в мире книгой, написаннойдля детей. До этого книг для детей никто специально не писал.Зато потом детские книги пошли лавиной. Из шедевра Перро родился сам феномен детской литературы.


Сейчас трудно представить, но появление волшебных сказок Перро было смелым новаторством. Главным предметом восхищения во Франции в те годы были античные произведения. Все подражали им от мала до велика, что было, разумеется, невероятно скучно.

Попирая их авторитет, Шарль Перро без обиняков заявил, что такое слепое подражание губит культуру.

В знак протеста он опубликовал огромный том «Знаменитые люди Франции XVII столетия», где собрал более сотни биографий выдающихся ученых, поэтов, историков, хирургов и художников своего времени.

Неудивительно, что после засилья греческих трагедий, у которых было весьма мало общего с обыденной жизнью французов, тоненькая книжка сказок, полных волшебства и юмора, которую выпустил Перро, стала глотком свежего воздуха! Сказки были волшебные и реалистические одновременно. Перро рассказывал их так увлекательно и просто, что оторваться было невозможно.

Люди расхватывали его книжку с прилавков, читали в салонах, передавали знакомым при дворе. Знатные дамы тут же бросились писать сказки, а окрыленный прибылью издатель Клод Барбен трижды повторил тираж: в его парижском магазине ежедневно продавалось до 50 экземпляров книги Перро! В 1697-м, накануне XVIII века, это событие было подобно культурному взрыву.

Несмотря на ошеломительный успех сказок, счастья это дело автору не принесло. Изначально автором книги сказок Матушки Гусыни значился Пьер Д Арманкур. Но вскоре стало известно, что под этим псевдонимом скрывался сын Шарля Перро. Отец пошел на эту хитрость, чтобы ввести Пьера в высший свет, ко двору короля, хотя книга была написана им самим. Как мы уже знаем, имела большой успех, и юноша вошел в близкий круг принцессы Орлеанской, ведь именно ей была посвящена эта книга сказок. Но на свою беду в уличной драке Пьер (дворянин) заколол сына вдовы столяра (простолюдина) Гийоиа Колля. А в то время такое убийство считалось безнравственным поступком, и молодой человек оказался в тюрьме. Благодаря своим деньгам и связям Шарль Перро выручил сына из тюрьмы и купил ему чин лейтенанта в полку короля. На фронте, в очередном сражении, Пьер погиб. Но и для самого Шарля Перро дорога в высший свет была закрыта. За сочинительство сказок ученые и коллеги (а Шарль к этому времени уже был профессором) сживали его со свету, а дворянство закрыло перед ним двери своих домов. Уставший и издерганный он проклинает сочинительство сказок и в 1703 году умирает. В мемуарах он уделил своей знаменитой книжке всего несколько строк, так как не считал ее большим достижением. Однако именно ей предстояло покорить мир, легко перешагнув рубеж трех столетий.


На самом деле, книги Шарля Перро по сей день не только любимы детьми по всему миру, но и активно изучаются литературоведами, ведь сколько, оказывается, тайн и загадок связано со сказками автора! Предлагаю Вам, дорогие читатели, более подробно познакомиться с загадочными версиями о написании сказок Ш. Перро в блоге Власина А. Шарль Перро: биография и сказки для детей / А. Власина // Родная тропинка: [профессиональный блог о развитии ребенка от рождения до школы]. – Режим доступа: rodnaya-tropinka.ru/sharl-perro-biografiya-i-skazki-dlya-detej/

Хочется еще в заключение упомянуть, что сказки мы читаем не с авторскими текстами Ш. Перро в переводе, а адаптированные тексты сказок, специально созданные для детского восприятия русскими переводчиками.

Их пересказали для детей М. Булатов, А. Любарская, Н. Касаткина, Л. Успенский, А. Федоров, С. Бобров. В них нет стихотворных нравоучений, многие сюжеты изменены.

Обратите внимание

Сказки стали истинно детскими, из них убраны «взрослые» тексты и инциденты.

Примеры изменения сюжетов сказок Шарля Перро и адаптации их для детей:

– У Шарля Перро свекровь Спящей Красавицы была людоедкой.  Русские переводчики убрали эти фрагменты.

– Красная Шапочка непременно бывает спасена охотниками и снова появляется на Свет Божий. У Шарля Перро же она была погублена волком раз и навсегда.

– В сказке «Ослиная шкура» у Шарля Перро король, овдовев, влюбляется в собственную дочь и желает на ней жениться! Поэтому принцесса и бежит от него в ужасе и хочет замаскироваться под ослиной шкурой.

В русском переводе для детей нет покушения на инцест. Здесь принцесса не дочь, а воспитанница, дочь близкого друга короля, которую взяли на воспитание. И ей просто не хочется стать женой старого мужа.

– Мальчик–с–пальчик в сказке Шарля Перро изымает у людоеда его богатство и/или семимильные сапоги и богатеет, доставляя письма влюбленным. У нас же в сказке для детей этого нет. Дровосек просто зажил богато и больше не заводил своих детей в лес.

Приглашаем за книгами выдающегося сказочника в библиотеки Централизованной библиотечной системы г. Челябинска!

Перро, Шарль Рике с хохолком и другие сказки: [пер. с фр.] / Шарль Перро; худож. Д. Гордеев. – Москва: Росмэн, 2014. – 62 с.: цв.ил.

  Перро, Шарль Кот в сапогах: [сказки] / Шарль Перро; [худож. Л. Якшис]. – Санкт-Петербург: Иван Федоров, 1994. – 61 с.

Перро, Шарль Волшебные сказки: пересказ с фр. / Шарль Перро; ил. Б. Дехтерева. – Москва: Детская литература, 1984. – 127 с.: цв.ил

Перро, Шарль Сказки / Шарль Перро; худож. В. Жигарев. – Москва: Омега, 2012. – 58 с.: цв.ил. – (Для самых маленьких).

  Перро, Шарль Мальчик-с-пальчик / Шарль Перро; художники Дмитрий Непомнящий и Ольга Попугаева. – Челябинск: Фонд Галерея, 2004. – [12] с.: цв.ил.

Перро, Шарль Сказки матушки Гусыни: [пер. с фр.] / Шарль Перро. – Ленинград: Лира, 1990. – 463 с. : ил. – (в пер.)

Важно

Перро, Ш.  Золушка и другие сказки / Шарль Перро; [пер. с фр. И. Медведковой, И. Тургенева; худож.: Е. Лопатина, Р. Нигматулин]. – Москва: Стрекоза, 2013. – 47 с.: цв.ил. – (Читаем детям).

Перро, Шарль Спящая красавица: [сказка] / Шарль Перро; [худож. Е. Алмазова, В. Шваров]. – Москва: АСТ-Пресс книга, 2004. – 47 с.: цв.ил

Материал подготовлен на основе источников:

Кутерницкая Е. Золушка и ее сказка / Е. Кутерницкая // Нева. – 2009. – № 7. – С. 184 – 189.

Власина А. Шарль Перро: биография и сказки для детей / А. Власина // Родная тропинка: [профессиональный блог о развитии ребенка от рождения до школы]. – Режим доступа: rodnaya-tropinka.ru/sharl-perro-biografiya-i-skazki-dlya-detej/

Юлия Грехнева

Источник: http://vokrugknig.blogspot.com/2018/01/blog-post_41.html

Ссылка на основную публикацию