Самая большая подводная лодка: грозная «акула»

Самая большая в мире атомная подводная лодка «Тайфун» («Акула»)

К началу 70-х годов главные участники ядерной гонки СССР и США вполне обоснованно сделали ставку на развитие атомного подводного флота, оснащённого межконтинентальными баллистическими ракетами. В результате этого противостояния на свет появилась самая большая в мире подводная лодка.

Противоборствующие стороны приступили к созданию атомных тяжёлых ракетных крейсеров. Американский проект – АПЛ типа «Огайо» предполагал размещение 24 межконтинентальных баллистических ракет.

Нашим ответом стала подводная лодка проекта 941, условно названная «Акула», известная больше как «Тайфун».

История создания

Выдающийся советский конструктор С. Н.

Ковалёв

Разработка Проекта 941 была поручена коллективу ленинградского ЦКБМТ «Рубин», которым бессменно несколько десятилетий подряд руководил выдающийся советский конструктор Сергей Никитович Ковалёв.

Строительство лодок осуществлялось на северодвинском предприятии «Севмаш». Во всех отношениях это был один самых грандиозных советских военных проектов, до сих потрясающих своими масштабами.

Тайфун на стапелях завода Севмаш

Своим вторым названием — «Тайфун» «Акула» обязана генсеку ЦК КПСС Л. И. Брежневу. Именно так он представил её делегатам очередного съезда партии и всему остальному миру в 1981 году, что в полной мере отвечало её всесокрушающему потенциалу.

Компоновка и размеры

Особого внимания заслуживают размеры и компоновка ядерного подводного исполина. Под оболочкой лёгкого корпуса находился не совсем обычный «катамаран» из 2-х прочных корпусов, расположенных параллельно. Для торпедного отсека и центрального поста с примыкающим к нему отсеком радиотехнического вооружения были созданы герметичные отсеки капсульного типа.

Все 19 отсеков лодки сообщались между собой. Горизонтальные складывающиеся рули «Акулы» располагались в носовой части лодки. На случай всплытия её из-подо льда было предусмотрено значительное усиление боевой рубки округлой крышкой и специальными подкреплениями.

«Акула» поражает своими исполинскими размерами. Не зря она считается самой большой подводной лодкой в мире: её длина — почти 173 метра соответствует двум футбольным полям. Что касается подводного водоизмещения, то здесь также не обошлось без рекорда – около 50 тыс. тонн, что почти втрое превышает соответствующую характеристику американской «Огайо».

Характеристики

Подводная скорость у главных конкурентов была одинаковой – 25 узлов (чуть более 43 км/ч). Советская ядерная субмарина могла нести дежурство в автономном режиме в течение полугода, погружаясь на 400-м глубину и, имея в резерве дополнительно 100 метров.

Сравнительные данные по современным РПЛ СН
Проект 941 Ohio Проект 667БДРМ Vanguard Triomphant Проект 955
Страна Россия США Россия Великобритания Франция Россия
Годы постройки 1976-1989 1976-1997 1981-1992 1986-2001 1989-2009 1996-н.в.
Построено 6 18 7 4 4 2
Водоизмещение, тнадводноеподводное 2320048000 1674618750 1174018200 15900 1264014335 1472024000
Число ракет 20 Р-39 24 Trident 16 Р-29РМУ2 16 Trident 16 M45 16 Булава
Забрасываемый вес, кг 2550 2800 2800 2800 н.д. 1150
Дальность, км 8250 7400-11000 8300-11547 7400-11000 6000 8000

Чтобы привести в движение этого монстра, его оснастили двумя 190-мегаваттными ядерными реакторами, которые приводили в действие две турбины мощностью около 50 тыс. л.с. Двигалась лодка, благодаря двум 7-лопастным гребным винтам диаметром более 5,5 метров.

«Экипаж машины боевой» состоял из 160 человек, более трети которого – офицеры. Создатели «Акулы» проявили поистине отеческую заботу о бытовых условиях экипажа. Для офицеров были предусмотрены 2-х и 4-х местные каюты.

Матросы и старшины располагались в маломестных кубриках с умывальниками и телевизорами. Во все жилые помещения подавался кондиционированный воздух.

В свободное от вахты время члены экипажа могли посетить бассейн, сауну, спортзал или отдохнуть в «живом» уголке.

Боевой потенциал

Пусковые шахты АПЛ «Тайфун»

В случае ядерного конфликта «Тайфун» могла обрушить на врага одновременно 20 ядерных ракет Р-39, с десятью 200-кт разделяющимися боеголовками каждая. Такой ядерный «тайфун» мог бы за считанные минуты превратить в пустыню всё восточное побережье США.

Кроме баллистических ракет в арсенале лодки находились более двух десятков обычных и реактивных торпед, а также ПЗРК «Игла». Специально для оснащения «Тайфунов» ракетами и торпедами был разработан транспортный корабль «Александр Брыкин» водоизмещением 16 тыс. тонн и рассчитанный на перевозку 16 БРПЛ.

В строю

Всего за 13 лет с 1976 по 1989 со стапелей «Севмаша» сошло 6 АПЛ «Тайфун». Сегодня службу продолжают 3 единицы — две в резерве и одна — «Дмитрий Донской» используется в качестве основного объекта для испытаний нового ракетного комплекса «Булава».

Источник: https://www.techcult.ru/technics/2353-samaya-bolshaya-podvodnaya-lodka

Самые грозные подлодки СССР распилят на иголки

На флоте до сих пор решают судьбу гигантских “Акул”

На фоне провала российской программы строительства и ремонта боевых кораблей, подводный флот, пожалуй, чувствует себя лучше всего. Проигрывая вчистую американцам по количеству авианосцев, фрегатов и корветов, Россия сохраняет свои позиции во всех трех океанах во многом благодаря субмаринам, построенным еще в советское время.

Новейшие российские подлодки, вроде стратегического “Борея” или многоцелевого “Ясеня” только-только начинают поступать во флот. Главными охотниками за авианосцами США остаются “Антеи”, вооруженные ракетными комплексами “Гранит”. А основу стратегического флота составляют еще советские “Дельфины” и “Кальмары”. Новых “Бореев” с ракетами “Булава” пока только три.

Но самую грозную советскую подлодку “Акулу” удалось сохранить только нескольких экземплярах. Да и то, после 2020 года их могут разрезать на металлом. ТК-208 “Дмитрий Донской” продержалась дольше всех, так как помогала “Борею” испытывать “Булаву”.

А вот двум другим оставшихся на плаву “Акулам” – “Северстали” и “Архангельску” повезло меньше. Из-за того, что украинский “Южмаш” перестал выпускать для них ракеты Р-39 еще в 1991 году, лодки поставили в резерв и вывели из состава флота.

Обратите внимание

Только “Дмитрия Донского” с трудом, но все-таки модернизировали по проекту 941УМ, чтобы субмарина могла запускать новые ракеты “Булава”.

В итоге модернизацию “Северстали” и “Архангельска” признали нецелесообразной. После 2020 года их утилизирует “Росатом”.

Остальные три – ТК-202, ТК-12 “Симбирск” и ТК-13 были разобраны на металлолом при активном участии американской стороны.

Подлодки, несущие по 20 ракет с десятью боевыми блоками в каждой, были настоящей костью в горле у генералов Пентагона, поэтому они сделали все, чтобы “Акулы” попали в так называемую программу “Совместного уменьшения угрозы”.

Российские адмиралы с огромной горечью говорят о предстоящей утилизации двух “Акул”. Все они, включая бывшего главкома ВМФ РФ Владимира Высоцкого считают, что у этих лодок очень большие модернизационные возможности. По мнению моряков, современная российская кораблестроительная промышленность не в состоянии создать такую же лодку.

Но похоже, что все упирается в деньги. Видимо, на то, чтобы строить новые лодки “Бореи” и при этом сохранить “Акулы”, средств просто нет. Тем более, что флот в последнее время столкнулся с огромными трудностями, в том числе из-за санкций и разрыва с украинскими предприятиями, где традиционно производили комплектующие для военных кораблей ВМФ СССР.

Итак, какую же лодку рискует потерять военно-морской флот России? Один бывших подводников, служивших на “Акуле” сказал следующее: если установить эту подлодку в виде памятника в центре Москвы, у людей пропадет всякое желание развязывать какую-либу войну. Огромный железный многоэтажный дом высотой в 26 метров. Длина 172 метра, ширина более 23 метров при общем водоизмещении 71200 тонн. Для сравнения, у американского конкурента “Огайо” – 35496 тонн, то есть в два раза меньше.

“Акула” разгонялась под водой до 25 узлов (46,3 км/час). Это быстро и для современной подлодки. Рабочая глубина погружения лодки – 400 метров. Самой современной американской субмарине “Сивулф” она проигрывает лишь 80 метров. Но последняя многоцелевая. У стратегической “Огайо” – это 365 метров.

Впервые о создании серии “Акула” объявил генсек Леонид Брежнев. На XXVI съезде КПСС в 1981 году он сказал, что американцы создали новую подводную лодку “Огайо” с ракетами “Трайдент-I”. А затем добавил: аналогичная система “Тайфун” имеется и у нас. При этом Леонид Ильич сознательно назвал “Акулу” “Тайфуном”, чтобы ввести империалистов в заблуждение.

Важно

Сама лодка по конструкции представляет собой катамаран. Два корпуса диаметром по восемь метров объединены одним общим, легким корпусом. Поэтому подводный ракетоносец такой широкий. Кстати подводники отмечают легкость управления гигантской “Акулой”. Во многом, благодаря такой конструкции.

В каждом из корпусов, разделенных на восемь отсеков, размещено по атомному реактору и паровой турбине. Между корпусами расположены три прочных модуля. Всего отсеков у лодки девятнадцать, и как было сказано выше, двадцать ракетных шахт.

Подводники, служившие на “Акуле” отмечают, что лодка славилась своим комфортом. Есть телефонная станция на сто номеров, удобная и доступная для всех членов экипажа. В офицерских каютах установлены умывальники, телевизоры и секретеры. Матросы живет в каютах, напоминающих купе поезда.

Было чем занять и свободное время. В распоряжении экипажа библиотека, кинотеатр и обширная зона отдыха. В нее входят сауна, бассейн, спортивный зал, солярий, оранжерея и даже бесплатные игровые автоматы “торпедная атака”.

Когда проектировали “Акулу” инженеры постарались сделать максимум для того, чтобы экипаж мог оставаться под водой как можно дольше времени. Теоретически без всплытия лодка могла находиться на боевом дежурстве до полугода. Однако обычно “автономки” “Акулы” продолжались два-три месяца.

Источник: https://utro.ru/army/2018/03/23/1354981.shtml

Подводная лодка Акула – железный хищник эпохи

Так уж сложилось в истории “холодной войны”, что Советский Союз всегда делал второй шаг в развитии вооружения вслед за США.

Однако этот второй шаг в большинстве случаев всегда равнялся двум, что означало создание оружия не только уравнивающего ситуацию, но и превосходящего вооружение противника. Так случилось и с подводной лодкой “Акула”.

Лодка Акула создавалась по проекту 941 и относилась к третьему поколению отечественных атомных подлодок. “Акула” была нашим опережающим ответом на принципиально новую систему ракетно-ядерных сил морского базирования “Огайо”, разработанную США.

Эта подлодка – настоящая самостоятельная ракетная база – представляет собой особую веху и в научном, конструкторском и политическом отношении.

Уникальные особенности подводной лодки Акула

Подводная лодка Акула оказалась не только самой большой подводной лодкой, оснащенной таким большим количеством вооружения, но и самой бесшумной (двухкаскадная система амортизации), что значительно увеличивало ее потенциальную скрытность.

К тому же Акула была предназначена для несения боевого дежурства в северных широтах Арктики, т.е. приспособлена к автономной работе во льдах и под ними.

Это был уверенный козырь по условиям эксплуатации наших “Акул” по сравнению с “тепловодными” американскими субмаринами, для которых северные моря были изначально закрыты.

Совет

Несмотря на свои огромные размеры (2 футбольных поля в длину и девятиэтажный дом в высоту) и водоизмещение в 50 тыс.

тонн (больше, чем у тяжелого авианесущего крейсера), “Акула” демонстрировала высокие показатели скорости и маневренности и могла производить боевые пуски ракет с более низких глубин (до 55 метров без всяких ограничений по погоде над поверхностью воды), а также с надводного положения.

Изображение: Размеры подводной лодки “Акула”

Свои выдающие показатели размеров подлодка “Акула” запечатлела в книге рекордов Гиннеса.

Смотреть видео – Подводная лодка Акула:

Часть 1

Часть 2

Субмарина Акула в гонке вооружения

Однако эти размеры были не самоцелью конструкторов. Ракетоносец-гигант создавался под новую царь-ракету, которая была сконструирована исходя из технических преимуществ ракеты Трайдент-1 американской системы “Огайо”, и которой снова-таки удалось по некоторым показателям превзойти своего зарубежного “коллегу”.

Читайте также:  Идеи, что подарить на новый год

Краткие сроки, выделенные государством на создание “адекватного ответа” американцам вынужденно форсировали научные работы по разработку нового, до тех пор не использовавшегося у нас типа ракет – твердотопливного вида.

Все типы ракет, начиная с разработок Королева, в нашей стране были жидкостными, и никакими научными решениями и технологиями твердотопливных ракет наши военные не располагали.

Все предыдущие подводные ракетоносцы с жидкостными ракетами уже не справлялись с главной задачей подлодок – скрытностью, так как подготовка и запуск такой ракеты, в виду своих технических особенностей, создавали шумы, уже фиксируемые ПЛА противника, что означало демаскировку корабля, а в отдельных случаях и нанесение противником упреждающего удара по лодке.

Новое твердотопливное детище, создаваемое в сжатые сроки и без надлежащих проработок, вышло очень большим – 90 тонн веса при 16 метров “роста”, чем сильно отличалось от американской Трайдент-1.

Теперь для такой богатырской ракеты создавали Акулу. А потом для соединения этих гигантских ракетоносцев Северного флота (всего “Акул” было задумано 6) надо было строить специальное плавучее тыловое обеспечение.

В 1977 году началось переоборудование базы (с учетом большой осадки корабля и его длины) по приему этих субмарин, было спланировано создание специальных пирсов для обслуживания “Акул” и снабжения всем необходимым, начиная с энергоресурсов.

Обратите внимание

Однако высокотехнологические пирсы, так же как и уникальная инфраструктура берега для стратегических подлодок 941 “Акула” достроены не были. Детище Советской оборонки “Акула” с распадом империи на некоторое время осталось безотцовщиной.

Больше того, эти ракетоносцы стали “заложниками” переговоров по ограничению стратегических вооружений. И сами подлежали распиливанию на деньги вероятного противника, т.е. на их утилизацию США выделяло России значительные суммы.

В живых остался только один корабль – “Дмитрий Донской”, остальные ржавели на пристани, проиграв бой не на своей территории – в водных глубинах, а на политической арене.

Фото атомной подводной лодки “Дмитрий Донской”

Подводная лодка Акула – ракетоносец для Булавы

Спасением для субмарины Акулы стала уникальная возможность модернизации новой ракетой “Булава”, этот потенциал был заложен в стратегии 941 проекта конструкторами “Акулы” изначально, и подразумевал уникальную операцию.

Так как отсек с ракетами расположен вне основных прочных конструкций машины, имелась возможность его легкого вырезания из субмарины, с дальнейшим устройством там новой шахты для новой ракеты. Это была сильная сторона комплекса 941, недостижимая на других ракетоносцах.

Таким образом, “Дмитрий Донской”, единственный уникальный и безаналоговый атомный корабль стратегического назначения стал испытательной базой для создания ракет уже следующего, 4 поколения ракетоносцев.

Видео – Запуск с подводной лодки всего боекомплекта (из под воды):

Чем ещё удивит железный хищник?

В начале третьего тысячелетия для спасения “Акул”, выведенных из ВМФ и подлежащих утилизации выдвигались различные проекты, в том числе и использование их в качестве огромных транспортировщиков грузов по полярным акваториям северных морей, благо демонтированный ракетный отсек мог принимать до 10 тонн грузов.

Но судьба выделила Акулам только четверть века. 9 февраля 1982 года – был датой рождения, т.е. вхождения в состав Северного флота самого большого подводного корабля.

Почти 10 лет конструкторы “Рубина” под руководством С.Ковалева выходили отечественного гиганта от чертежей до запуска первых ракет (декабрь 1972 г. – было дано задание на техническую разработку, а с 1973 г. в рамках стратегической ядерной программы морского базирования “Тайфун” начались работы по созданию ракетоносцев проекта 941).

Подводная лодка Акула впечатлила современников не только военной мощью:

  • 20 баллистических ракет с 10 боеголовками индивидуального наведения и возможностью единого старта всего боекомплекта ракет с малыми интервалами;
  • 6 торпедных аппаратов 533 калибра;
  • 8 комплектов ПЗРК “Игла-1” для противовоздушной обороны.

Поражала “Акула” и своими уникальными конструкторскими решениями компоновки лодки, когда под одним внешним легким корпусом располагаются два основных прочных, соединенных 3 модулями.

Такой “катамаран” обеспечивал повышение живучести подлодки, а размещение ракет вне основных корпусов и в отдельных прочных автономных корпусах в случае аварии гарантированно сохраняло оставшийся ракетный комплекс. 2 атомных реактора, дающих жизнь “Акуле”, могли сами себя “заглушить” при возникновении чрезвычайных ситуаций, что также обеспечивало жизнестойкость субмарины.

Ну и, конечно, максимально комфортно был размещен весь огромный экипаж супергиганта – 170 человек несли службу на корабле с продуманными удобствами и комплексами восстановления и релаксации.

Посмотреть видеоролик – Устройство подводной лодки:

Первая Акула – начало лидерства среди субмарин

Интересно, что подлодка Акула уже встречалась в российском флоте на заре отечественного подводного кораблестроения. Это была одна из первых субмарин с водоизмещением в 400 тонн (что тоже делало ее самой большой на тот момент времени подлодкой).

Технический проект первой “Акулы” был одобрен в 1905 году, а спуск на воду состоялся в 1909 году.

Первая субмарина Акула стала классическим образцом русского типа подлодок – однокорпусного и с размещением балласта в оконечностях (на корме и на носу), который в дальнейшем и разрабатывался нашими конструкторами. На боевом счету первой “Акулы” 16 рейсов (она участвовала в Первой мировой войне).

Наша Акула начала прошлого века первая в мировой практике стала искать противника, а не ожидала его в засаде, как было принято при маневрах. 17 поход “Акулы” стал последним, в 1915 году она ушла ставить мины, и не вернулась, о причинах ее гибели с тех пор пока ничего неизвестно.

Самая большая атомная подводная лодка Акула

Щит и меч в одном титановом корпусе, гигантские ножны для мощнейшего оружия, колоссальный подводный корабль, нашпигованный электроникой и управляемый специально подготовленной командой – все это характеристики одной и той же серии атомных подводных крейсеров, этаких мастодонтов эпохи холодной войны.

Самая большая атомная подводная лодка класса “Акула” способна одна нанести колоссальное поражение любой стране мира, кроме, разве что Новой Зеландии и некоторых стран Южной Америки.

Что ожидает самые большие атомные подводные лодки?

Стоит ли рассматривать “Акулу” как мощное, но абсолютно не нужное сегодня оружие? Да и обслуживание этих стратегических крейсеров обходиться весьма недешево – 300 миллионов рублей ежегодно на каждую боевую единицу.

С тремя подводными гигантами из шести построенных поступили просто – их разрезали на куски, предварительно вынув ядерное топливо из реакторных блоков, герметизировав и захоронив их на севере России. В результате демонтированы ТК-202, ТК-12 и ТК-13 – их больше нет, но сэкономлены миллиарды рублей, которые пришлось бы затратить на содержание этих боевых кораблей.

Смотреть видеоролик – Самая большая АПЛ Акула:

Размышляя о судьбе стратегических ракетоносцев, стоит учесть один важный момент – ежегодно США расходуют на вооружение и модернизацию армии порядка 400 миллиардов долларов ежегодно!

Важно

Россия же – в десять раз меньше и здесь еще нужно учитывать ее большую, по сравнению со Штатами, территорию.

“Холодная война” в прошлом уравнивала баланс сил в мире и самая большая атомная подводная лодка “Акула” была далеко не самым ее дорогостоящим проектом. Хаос, возникший после краха СССР, нарушил многие перспективные планы перевооружения, сменились руководители, цели и задачи.

Были потеряны четыре “Акулы” из семи – последняя субмарина (ТК-201) была разобрана еще в стадии корпусных работ.

Между тем уникальность этих судов очевидна: неожиданная для таких гигантов бесшумность и высокая скорость хода; способность к многомесячному подледному плаванию в ледяных водах Антарктики; всплытие в любом месте, независимо от толщины льдов; эффективная система обнаружения противолодочных субмарин противника; отличная плавучесть.

АПЛ класса Акула – самые опасные из всех субмарин

Самая большая атомная подводная лодка класса “Акула” – единственная субмарина в мире, способная, несмотря на свои внушительные размеры, передвигаться на мелководном шельфе под толщей льда. На такой поступок не отважится ни один из капитанов атомных субмарин стран НАТО – высока угроза повреждения подлодки.

С точки зрения современной военной стратегии, стационарные баллистические ракеты неэффективны – их можно засечь из космоса и нанести ракетный удар по ним прежде, чем те покинут пусковые шахты.

С другой стороны, независимая и свободно перемещающаяся стратегическая ракетная установка, которой, по большому счету, и является каждая субмарина проекта 941, становится основным джокером в рукаве Генштаба РФ.

Смотреть видео – Подводная лодка Акула в действии:

Атомные подводные лодки Акула всегда будут востребованы

Неоднократно поднимался вопрос о переводе “Акул” с военной службы на мирную деятельность, при этом расходы на их содержание значительно сократились бы.

К примеру, самая большая атомная подводная лодка “Акула” могла бы перевозить грузы – ее реконструкция в этих целях позволит перевозить до 10 000 тонн грузов.

Подводные транспортировки выгодны по ряду причин: более безопасны и не зависимы от штормов, никакие пираты и им подобные группировки не в состоянии захватить подводный транспорт, а, в случае с транспортировкой в северных морях, еще и наиболее быстрые.

Гражданским “Акулам” не требовалась бы открытая вода, на их борту груз поступал бы кратчайшим путем в северные порты Европы и Америки без каких-либо помех, связанных сегодня и на протяжении сотен прошлых лет с обледенением северных морей.

В мирных или военных целях “Акулы” могут послужить еще долгие годы – ведь они являют собой результат десятилетий напряженной работы ученых и конструкторов, инженеров и военных моряков.

Подводная лодка Акула – самая опасная субмарина

Внушительные размеры самой большой субмарины Земли, ее необычная компоновка – два параллельно расположенных внутренних корпуса, закрытые внешним – по меньшей мере, удивительны. Зачем требовалось создание такого гиганта, несомненно, обошедшегося в крупную сумму?

Основной причиной стало ее вооружение – 20 твердотопливных ракет, каждая из которых несла 10 ядерных боеголовок. Они были огромны даже по сравнению с “Трайдент”, основной баллистической ракетой подводных ракетоносцев США 80-х годов.

Советские Р-39 обладали практически в два раза большей длиной, а их вес превышал американские ракеты троекратно.

Совет

Вместить 20 пусковых шахт для таких гигантов в классический сигарообразный корпус лодки было невозможно – так появилась подводная лодка “Акула”, ракетоносец проекта 941.

Атомарины класса “Акула” оснащались самыми мощными баллистическими ракетами, когда-либо запускаемыми с борта подлодок: длина 16 метров; диаметр первых двух ступеней – 2,4 метра; вес – 90 тонн. Ракеты Р-39 несли боеголовки общим весом 2550 кг, забрасывая их на дистанцию до 10000 км.

Для сравнения – характеристики баллистической ракеты “Трайдент-I” (США): длина 10,3 метров; диаметр первых ступеней – 1,8 метра; вес – 32,3 тонны; дальность полета – 7400 км; максимальный вес боеголовок – 1360 кг.

Видеосюжет – Подводная лодка Акула:

Особенности проекта атомных лодок “Акула”

Главное оружие “Акул” могло стартовать как с надводного положения, так и с глубины, не превышающей 55 метров – после открытия внешних люков ракетных шахт, морская вода удалялась из них давлением пороховых газов (мини взрывом), т.е. баллистическая ракета вылетала из сухой шахты, даже если субмарина в момент запуска находилась под водой.

Читайте также:  Великий философ иммануил кант

Второе название – Тайфун – подводная лодка “Акула” получила благодаря ракетному комплексу из 20 баллистических ракет, собственно, это было его название (Д-19 “Тайфун”).

В середине 80-х конструкторы стратегических ракет компании “Локхид Мартин” (США) приступили к созданию ракеты четвертого класса – “Трайдент II”. В это время работы над проектом новой баллистической ракеты начали и советские конструкторы – новый тип ракет должен был заменить ракеты Р-39.

Система “Тайфун” была крайне дорогой, к тому же она сильно отставала от показателей “Трайдента II”: больший в два раза вес, в три раза меньшая мощность, а по точности попадания она уступала американской вдвойне.

Поэтому, еще до завершения первого ракетного крейсера проекта 941, советские конструкторы приступили к созданию новой стратегической ракеты, получившей название “Барк”.

Новые требования и проблемы

В ближайшей перспективе каждая подводная лодка класса “Акула” должна была пройти модернизацию под новый ракетный комплекс.

Преимуществами новой ракеты были: система самостоятельного прохода через 2,5-метровый слой льда Ледовитого океана; большая дальность полета при сохранении числа ядерных зарядов; меньшие затраты по производству и хранению.

За время разработки “Барка” появились серьезные препятствия: скончался руководитель проекта В.П. Макеев, исчез Советский Союз, а вместе с ним прекратилось стабильное финансирование проекта.

Ракета Булава для подводной лодки

В 1998 году проект баллистической ракеты “Барк” был окончательно свернут, а начавшаяся было модернизация под него одной из “Акул” – прекращена. И в этом же 1998 стартовал новый проект стратегического комплекса, оснащенного ракетами Р-30 или “Булава”.

Характеристики “Булавы”: длина 12,1 метров; диаметр 2 метра; при массе в 36,8 тонн она способна выводить на цель ядерный заряд весом 1150 кг на максимальную дистанцию в 12000 км.

Источник: http://laguna-akul.ru/akulinfo/akuly-v-nashei-zhizni/podvodnaja-lodka-akula.html

“Акула”, “Щука”, “Огайо”. Размер имеет значение

«Ты лжец, Нам-Бок, ибо все знают, что железо не может плавать»
/Джек Лондон/Уважаемые товарищи, наверняка, многие из вас посещали военно-морские салоны, поднимались по неудобным трясущимся сходням на палубы огромных кораблей.

Бродили по верхней палубе, рассматривая пусковые ракетные контейнеры, раскидистые ветви радаров и прочие фантастические системы.

Даже такие простые вещи, как толщина якорной цепи (каждое звено с пудовую гирю) или радиус обметания стволов корабельной артиллерии (размером поболее дачных «шести соток») могут вызывать у неподготовленного обывателя искренний шок и недоуменее. Размеры корабельных механизмов просто Огромны.

Подобные штуки не встречаются в обычной жизни – о существовании этих циклопических предметов мы узнаем только во время визита на корабль в очередной День ВМФ (День Победы, в дни проведения Санкт-Петербургского международного военно-морского салона и т.п.).

Обратите внимание

Действительно, с точки зрения отдельно взятого человека, маленьких или больших кораблей не существует. Морская техника поражает своими габаритами – стоя на пирсе рядом с пришвартованным корветом человек выглядит как песчинка на фоне огромной скалы.

«Крошечный» 2500-тонный корвет выглядит как крейсер, а «настоящий» крейсер имеет вообще паранормальные размеры и выглядит как плавающий город.Причина данного парадокса очевидна:Обычный четырехосный ж/д вагон (полувагон), нагруженный до краев железной рудой, имеет массу порядка 90 тонн. Очень громоздкая и тяжелая штука.

В случае с 11 000-тонным ракетным крейсером «Москва» мы имеем всего лишь 11 000 тонн металлических конструкций, кабелей и топлива. Эквивалент – 120 железнодорожных вагонов с рудой, плотно сконцентрированных в едином массиве.
Якорь подводного ракетоносца пр. 941 “Акула”
Как вода удерживает ЭТО?! Боевая рубка линкора “Нью-Джерси”А ведь крейсер «Москва» еще не предел – американский авианосец «Нимиц» имеет полное водоизмещение 100 с лишним тысяч тонн.Воистину, велик Архимед, чей бессмертный закон позволяет держаться этим громадинам на плаву!

Большая разница

В отличие от надводных кораблей и судов, которые можно увидеть в любом порту, подводная компонента флота обладает повышенной долей скрытности. Субмарины сложно увидеть даже во время захода в базу – во многом благодаря особому статусу современного подводного флота.

Ядерные технологии, опасная зона, государственная тайна, объекты стратегической важности; закрытые города с особым паспортным режимом. Все это не прибавляет популярности «стальным гробам» и их славным экипажам. Атомные лодки тихо гнездятся в укромных бухточках Заполярья или скрываются от посторонних глаз на побережье далекой Камчатки.

О существовании лодок в мирное время ничего не слышно. Они не годятся для военно-морских парадов и пресловутой «демонстрации флага». Единственное, что умеет делать эти гладкие черные корабли – убивать.

Малышка С-189 на фоне “Мистраля”Как же выглядят «Батон» или «Щука»? Насколько велика легендарная «Акула»? Правда ли это, что она не помещается в океане?Выяснить данный вопрос довольно трудно – никаких наглядных пособий на этот счет нет.

Музейные субмарины К-21 (Североморск), С-189 (Санкт-Петербург) или С-56 (Владивосток) являются полувековыми «дизелюхами» времен ВОВ* и не дают никаких представлений о реальных размерах современных подлодок.

*даже сравнительно «свежая» С-189 постройки 1950-х годов создана на базе трофейного немецкого «Электробота»

Читатель наверняка почерпнет много интересного из следующей иллюстрации:
Сравнительные размеры силуэтов современных подлодок в едином масштабеСамая толстая «рыбина» – тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 (шифр «Акула»).

Ниже – американская ПЛАРБ типа «Огайо».Еще ниже – подводный «убийца авианосцев» проекта 949А, т.н. «Батон» (именно к этому проекту принадлежал погибший «Курск»).

Важно

В левом нижнем углу притаилась многоцелевая российская АПЛ проекта 971 (шифр «Щука-Б»)А самая маленькая из представленных на иллюстрации лодок – современная немецкая ДЭПЛ «Тип 212».

Конечно, наибольший интерес публики связан с «Акулой» (она же – «Тайфун» по классификации НАТО). Лодка действительно поражает воображение: длина корпуса 173 метра, высота от днища до крыши рубки равняется 9-этажному дому!

Надводное водоизмещение – 23 000 тонн; подводное – 48 000 тонн. Цифры ясно указывают на колоссальный запас плавучести – для погружения «Акулы» в балластные цистерны лодки закачиваются более 20 тыс. тонн воды. В результате, «Акула» получила на флоте забавное прозвище «водовоз».

При всей кажущейся иррациональности данного решения (для чего ПЛ такой большой запас плавучести??) «водовоз» имеет свои особенности и даже достоинства: в надводном положении осадка чудовищного монстра немногим больше, чем у «обычных» подводных лодок – около 11 метров.

Это позволяет заходить в любые места базирования, без риска наскочить на мель, и пользоваться всей имеющейся инфраструктурой для обслуживания АПЛ. Кроме того, огромный запас плавучести превращает «Акулу» в мощный ледокол. При продувании цистерн, лодка, по закону Архимеда, с такой силой «прет» наверх, что её не остановит даже 2-метровый слой прочного, как камень, арктического льда.

Благодаря данному обстоятельству, «Акулы» могли нести боевое дежурство в самых высоких широтах, вплоть до районов Северного полюса.

Но даже в надводном положении «Акула» удивляет своими габаритами. А как иначе? – самая крупная лодка в мировой истории!

Можно долго восхищаться акульим видом:
“Акула” и один из РПКСН семейства 677
Лодка просто громадна, здесь добавить больше нечего
Современный РПКСН проекта 955 “Борей” на фоне исполинской рыбиныПричина проста: под легким обтекаемым корпусом скрываются две подлодки: «Акула» выполнена по схеме «катамаран» с двумя прочными корпусами из титановых сплавов. 19 изолированных отсеков, дублированная ГЭУ (каждый из прочных корпусов имеет независимую ядерную паропроизводящую установку ОК-650 тепловой мощностью 190 МВт), а также две всплывающие спасательные капсулы, рассчитанные на весь экипаж…Что и говорить – в плане живучести, безопасности и удобства размещения личного состава этот плавучий «Хилтон» был вне конкуренции.
Погрузка 90-тонной “кузькиной матери”
Всего в боекомплект лодки входило 20 твердотопливных БРПЛ Р-39

Огайо

Не меньше удивления вызывает сравнение американского подводного ракетоносца «Огайо» и отечественного ТРПКСН проекта «Акула» – неожиданно выясняется, что их габариты идентичны (длина 171 метр, осадка 11 метров)… при этом водоизмещение отличается в разы! Как же так?Никакого секрета здесь нет – «Огайо» почти вдвое уступает по ширине советскому монстру – 23 против 13 метров. Тем не менее, назвать «Огайо» маленькой лодкой было бы несправедливо – 16 700 тонн стальных конструкций и материалов внушают уважение. Подводное водоизмещение «Огайо» еще больше – 18 700 тонн.

Убийца авианосцев

Еще один подводный монстр, чье водоизмещение превзошло достижения «Огайо» (в/и наводное – 14 700, подводное – 24 000 тонн).Одна из самых мощных и совершенных лодок Холодной войны. 24 сверхзвуковые крылатые ракеты со стартовой массой 7 тонн; восемь торпедных аппаратов; девять изолированных отсеков. Рабочий диапазон глубин – более 500 метров. Скорость подводного хода свыше 30 узлов.

Для того, чтобы разогнать «батон» до таких скоростей на лодке применена двухреакторная ГЭУ – днем и ночью страшным черным огнем горят урановые сборки в двух реакторах ОК-650. Суммарное энерговыделение 380 Мегаватт – достаточно, чтобы обеспечить электроэнергией город на 100 000 жителей.

Но насколько оправданно было строительстве подобных монстров для решения тактических задач? Согласно распространенной легенде, стоимость каждой из 11 построенных лодок достигала половины от стоимости авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»! При этом «батон» был ориентирован на решение чисто тактических задач – истребления АУГ, конвоев, нарушения вражеских коммуникаций…Время показало, что для подобных операций наиболее эффективны многоцелевые АПЛ, например –

Щука-Б

Серия советских атомных многоцелевых лодок третьего поколения. Самое грозное подводное оружие до появления американских АПЛ типа «Сивулф».

Но, вы не подумайте, что Щука-Б так уж мала и тщедушна. Размер – значение относительное. Достаточно сказать, что крошка не помещается на футбольном поле. Лодка огромна. Надводное водоизмещение – 8100, подводное – 12 800 тонн (на последних модификациях оно увеличилось еще на 1000 тонн).

Совет

В этот раз конструкторы-проектировщики обошлись одним реактором ОК-650, одной турбиной, одним валом и одним гребным винтом. Превосходная динамика сохранилась на уровне 949-го «батона».

Появился современный гидроакустический комплекс и роскошный комплект вооружения: глубоководные и самонаводящиеся торпеды, крылатые ракеты «Гранат» (в перспективе – «Калибр»), ракето-торпеды «Шквал», ПЛУР «Водопад», толстые торпеды 65-76, мины… при этом, огромным кораблем управляет экипаж всего из 73 человек.

Почему я говорю «всего»? Просто пример: для управления современной американской лодкой-аналогом «Щуки» – непревзойденным подводным киллером типа «Лос-Анджелес» требуется экипаж в составе 130 человек! При этом, американка, как водится, до предела насыщена радиоэлектроникой и системами автоматизации, а её размеры меньше на 25% (водоизмещение – 6000/7000 тонн).

Кстати, интересный вопрос: почему американские лодки всегда имеют меньшие размеры? Неужели всему виной «советские микросхемы – самые большие микросхемы в мире»?!Ответ покажется банальным – американские лодки имеют однокорпусную конструкцию и, как следствие, меньший запас плавучести.

Именно поэтому у «Лос-Анджелесов» и «Вирджиний» так мала разница в значениях надводного и подводного водоизмещения.В чем заключается разница между однокорпусной и двухкорпусной лодками? В первом случае, балластные цистерны располагаются внутри единого прочного корпуса.

Такая компоновка забирает часть внутреннего объема и, в определенном смысле, негативно влияет на живучесть подводного корабля. И, разумеется, у однокорпусных АПЛ гораздо меньший запас плавучести. В то же время, это делает лодку маленькой (насколько может быть мала современная АПЛ) и более тихой.Отечественные лодки, традиционно, строятся по двухкорпусной схеме.

Читайте также:  Семь чудес света 2 - висячие сады семирамиды

Все балластные цистерны и вспомогательное глубоководное оборудование (кабеля, антенны, буксируемые ГАС) вынесены за пределы прочного корпуса. Ребра жесткости прочного корпуса также располагаются с наружной стороны, экономя драгоценный объем внутренних помещений. Сверху все это прикрыто легкой «оболочкой».

Достоинства: резерв свободного пространства внутри прочного корпуса, позволяющий реализовать особые компоновочные решения. Большее количество систем и оружия на борту лодки, повышенная непотопляемость и живучесть (дополнительная амортизация при близких взрывах и т.д.).
Хранилище ядерных отходов в Сайда-губе (Кольский п-ов)
Видны десятки реакторных отсеков подводных лодок.

Обратите внимание

Безобразные “кольца” – не что иное, как ребра жесткости прочного корпуса (легкий корпус предварительно снят)Недостатки у данной схемы тоже имеются и никуда от них не спастись: бОльшие габариты и площадь смачиваемых поверхностей. Прямое следствие – лодка громче шумит.

А уж если возникнет резонанс между прочным и легким корпусом… Не стоит обольщаться, услышав про обозначенный выше «резерв свободного пространства». Внутри отсеков российских «Щук» по-прежнему нельзя гонять на мопедах и играть в гольф – весь резерв был потрачен на установку многочисленных герметичных переборок.

Количество обитаемых отсеков на российских лодках обычно колеблется в пределах 7…9 единиц. Максимум достигнут на легендарных «Акулах» – целых 19 отсеков, без учета герметичных технологических модулей в пространстве легкого корпуса.

Для сравнения – прочный корпус американских «Лос-Анджелесов» делится герметичными переборками всего на три отсека: центральный, реакторный и турбинный (естественно, не считая системы изолированных палуб). Американцы, традиционно, ставят на высокое качество изготовления корпусных конструкций, надежность оборудования и квалифицированные кадры в составе экипажей подлодок.Вот такие ключевые различия школ подводного кораблестроения по разным сторонам океана. А лодки по-прежнему огромны.
Здоровенная рыбина. Американская многоцелевая АПЛ типа “Сивулф”
Еще одно сравнение в одинаковом масштабе. Оказывается, “Акула” не так велика по сравнению с атомным авианосцем типа “Нимиц” или ТАВКР “Адмирал Кузнецов” – размеры авианесущих кораблей совершенно паранормальны. Победа техники над здравым смыслом
Маленькая рыбка слева – ДЭПЛ “Варшавянка”
Транспортировка вырезанных реакторных отсеков АПЛ
Новейшая российская многоцелевая АПЛ К-329 “Северодвинск” (принятие в состав ВМФ запланировано на 2013 год).
На заднем плане видны две проходящие утилизацию “Акулы”

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://topwar.ru/30220-akula-schuka-ogayo-razmer-imeet-znachenie.html

Акулы войны: от самой мощной до самой таинсвенной

Фото: СЕВМАШ

МОСКВА, 27 июля — РИА Новости, Андрей Коц. В пятницу в Северодвинске прошла церемония закладки атомной подводной лодки «Ульяновск» проекта «Ясень-М». Об этом сообщает пресс-служба завода «Севмаш», со стапелей которого новая многоцелевая субмарина сойдет к 2023 году.

«Ульяновск» станет седьмым и последним кораблем в серии: головной «Ясень» — «Северодвинск» — был принят в состав ВМФ России в 2014 году, вторая лодка «Казань» модернизированного проекта «Ясень-М» проходит испытания. «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск» и «Пермь» строятся.

Российская атомная подводная лодка «Ульяновск»

Корабли этого проекта — универсальные бойцы. Каждый будет вооружен арсеналом торпед и крылатых ракет, оснащен современным гидроакустическим оборудованием, новыми малошумными винтами и сможет эффективно бороться как с наземными целями, так и с морскими целями.

Подлодки усилят Северный и Тихоокеанский флоты и будут прикрывать районы боевого патрулирования своих стратегических собратьев — подводных ракетных крейсеров проекта «Борей», тоже во многом уникальных.

РИА Новости публикует подборку самых удивительных субмарин — российских и не только.

Самая большая

Тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения “Дмитрий Донской” — единственный представитель проекта 941 «Акула», оставшийся в составе российского флота. Этот гигант высотой с девятиэтажный дом и водоизмещением под 50 тысяч тонн остается самой крупной субмариной в истории.

Шесть крейсеров проекта, построенных в 80-х годах прошлого века, несли по 20 тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 и считались командованием НАТО главными козырями советского ВМФ.

Еще бы, ведь полный залп одной «Акулы» (или «Тайфуна», как эти лодки прозвали на Западе) мог испепелить полконтинента — одна ракета Р-39 несла 10 боевых блоков мощностью 200 килотонн каждый. Для сравнения: атомная бомба «Толстяк», сброшенная американцами на Хиросиму, «тянула» на 20 килотонн.

Таким образом, «Акула» была способна одним залпом устроить аж две тысячи хиросим.

Подводный крейсер-ракетоносец «Дмитрий Донской»

Важно

Впрочем, сегодня «Дмитрий Донской» используется в качестве «плавучей лаборатории» — именно с него осуществлялись испытательные пуски ракет «Булава», которыми вооружены более современные, компактные и малошумные «Бореи».

Тем не менее выводить последнюю «Акулу» из состава флота военно-морское командование пока не спешит, и «Дмитрий Донской» продолжает играть не последнюю роль в обороне страны.

Кстати, в День ВМФ 30 июля этот огромный подводный крейсер можно будет увидеть на Кронштадтском рейде.

Самая вооруженная

Пальму первенства по штатному количеству ракет держат американские стратегические ракетоносцы проекта «Огайо» — каждая из 18 подлодок, на сегодняшний день входящих в состав ВМС США, вооружена 24 баллистическими ракетами Trident I и Trident II.

Первые «Трезубцы» несут до восьми боевых блоков мощностью по 100 килотонн, вторые могут обрушить на цель уже 14 таких боеголовок или восемь более разрушительных мощностью по 475 килотонн.

Атомоходы «Огайо» являются основой американских сил стратегического сдерживания — по оценкам западных аналитиков, в их пусковых шахтах скрывается более половины всего боезапаса ядерной триады США.

Подводная лодка ВМФ США класса Ohio на военно-морской базе в Пусане, Южная Корея

К другим достоинствам лодок «Огайо» можно отнести мощные двигатели, способные разогнать крейсер под водой до 25 узлов, и внушительную максимальную глубину погружения — около 550 метров. По этому показателю она превосходит другие лодки своего класса.

Самая тихая

Шесть подлодок модернизированного проекта 636.3 «Варшавянка» строились для нужд Черноморского флота России стахановскими темпами — всю серию собрали и передали морякам с 2010-го по 2016 год. Кстати, еще две были заложены 28 июля в Санкт-Петербурге в преддверии Дня ВМФ.

Совет

Технологии их производства отлажены давно — более «простые» предшественницы этих лодок проекта 636 были одними из самых массовых дизельных многоцелевых подлодок в советском ВМФ. Новая серия во многом превосходит старые лодки, а одним из главных достоинств «Варшавянок» является их практически полная бесшумность на малом ходу, благодаря которой в НАТО эти корабли прозвали «черными дырами».

По этому показателю с российскими «дизелюхами» могут сравниться разве что французские стратегические атомоходы «Триумфан».

Учения ТОФ по подъему экипажа аварийной подводной лодки в бухте Патрокл во Владивостоке

Каждая подлодка вооружена 18 торпедами и восемью ракетами класса «земля — воздух». Торпеды запускаются из шести торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра, которые автоматически перезагружаются каждые 15 секунд.

Выдающиеся тактико-технические характеристики дают небольшой флотилии «Варшавянок» хороший шанс подобраться как можно ближе к ордеру авианосной ударной группы вероятного противника и быстро разрядить по ней весь боезапас.

Достаточно всего одной торпеды, прорвавшейся к авианосцу, чтобы полностью его обезвредить, — он даст крен, и самолеты уже не смогут подняться с палубы.

Самая компактная

Самыми маленькими атомными подводными лодками в мире, стоящими на вооружении, по праву являются шесть французских многоцелевых «Рюби» (Rubis).

Подводное водоизмещение каждой составляет 2600 тонн — в 20 раз меньше, чем у «Дмитрия Донского». Длина «Рюби» — 73,6 метра, а ширина — всего восемь метров.

Обратите внимание

Таким образом, все построенные лодки проекта можно свободно разместить борт о борт на одном футбольном поле!

Французская атомная подводная лодка класса Rubis Amethyste движется в сторону военно-морской базы Портсмут, Великобритания

В то же время эти малютки далеко не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. Каждая «Рюби» вооружена 14 торпедами калибра 550 миллиметров.

Кроме того, они способны нести противокорабельные крылатые ракеты Exocet последних модификаций для атаки надводных целей.

А атомный реактор и удобная компоновка внутренних помещений позволяют экипажу из 57 человек с относительным комфортом находиться в автономном плавании 45-60 суток.

Самая таинственная

Российский проект беспилотной атомной подводной лодки «Статус-6» засветился в СМИ случайно. Десятого ноября 2015 на совещании президента России Владимира Путина с представителями Министерства обороны оператор федерального телеканала крупным планом снял страницу презентации, которую листал один из генералов. По имеющимся данным, эта лодка будет миниатюрной, малозаметной, быстрой и максимально автоматизированной, а ее основной задачей станет доставка к побережью вероятного противника мощного ядерного заряда. По сути дела, такая субмарина будет большой торпедой, способной уничтожить береговую инфраструктуру или даже вызвать цунами.Впрочем, 18 марта 2016 года представители Объединенной судостроительной корпорации, отвечая на вопрос журналистов о «Статусе-6», подтвердили разработку беспилотного подводного робота. Он будет достаточно крупным, чтобы нести собственные торпеды. В ОСК добавили, что корпорация также проектирует АПЛ-носители для таких роботов, что подтверждает оценки ряда экспертов, предположивших, что «Статус-6» — название концепции атомной подлодки пятого поколения, основным вооружением которой будут ударные дроны.

Источник: https://news.rambler.ru/articles/37514200-akuly-voyny-ot-samoy-moschnoy-do-samoy-tainsvennoy/

National Interest: Самая грозная подлодка была собрана на советских верфях

Последнее обновление: 21.11.2016 в 22:08

Советская подлодка типа «Акула», получившая широкую известность благодаря американскому роману «Охота за «Красным октябрем»», вошла в историю как одно из самых устрашающих вооружений. Она была создана на советских верфях, чтобы в случае опасности нанести разрушительный удар по территории США с Северного Ледовитого океана, пишет для National Interest журналист Кайл Мизоками.

«Крупнейшая из когда-либо существовавших подводных лодок была создана не на американских верфях – ее собрали в Советском Союзе.

При помощи своих боеголовок, мощность которых в шесть раз превышает мощность тех, что взорвались над Хиросимой, этот названный в честь акулы гигант времен холодной войны способен поразить до двух сотен целей.

Подводные лодки типа “Акула”  были среди наиболее устрашающих видов оружия из когда-либо созданных», – пишет для National Interest журналист – специалист по вопросам национальной безопасности и обороны Кайл Мизоками.

Важно

Тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» были призваны стать основой советских сил ядерного сдерживания на море. Узнав об американских ракетных подлодках типа «Огайо», советское командование решило, что необходимо разработать собственные подлодки, способные отразить американскую угрозу. Так появились подлодки типа «Акула», рассказывает журналист.

Советские подлодки были созданы для запуска ракет с относительно небольшого расстояния от границ СССР.

Они были предназначены для развертывания в рамках Северного полярного круга, где их должны были прикрывать военно-морские силы и авиация.

В результате у подлодок типа «Акула» укрепленный корпус, чтобы они могли проходить через арктические льды, большая плавучесть и пара защищенных винтов, чтобы избежать повреждений при соприкосновении со льдом.

Также в ходе работы над подлодкой появились новые ракеты с ядерной боевой частью Р-39, радиус действия которых был достаточно большим, чтобы с арктических бастионов поразить Соединенные Штаты. В отличие от подводных лодок других типов в лодках типа «Акула» ракетные шахты расположены впереди рубки, чем объясняется необычный вид таких подлодок.

Изначально планировали создать восемь подлодок этого типа, но в итоге сделали шесть, после распада СССР они перешли к России, отмечает Мизоками. Сегодня на службе российского флота только одна из них – «Дмитрий Донской», остальные, видимо, перешли в резерв, пишет автор.

О существовании подлодок типа «Акула» было известно мало. Широкая публика о них, вероятно, так бы и не узнала, если бы не роман Тома Клэнси 1984 года «Охота за “Красным октябрем”». В своем романе Клэнси представил усовершенствованный вариант подлодки типа «Акула» –  «Красный октябрь», – команда которого пытается бежать в США.

«Красный октябрь» по своим размерам превосходил подлодки типа «Акула». У него на борту было 26 ракет; на «Акуле» — 20.

Лодка Тома Клэнси также была оснащена водометным движителем, благодаря чему могла подойти незамеченной к восточному побережью США и нанести разрушительный удар по Вашингтону.

Совет

Таким образом, подлодка «Красный октябрь» была оружием первого удара и ценным трофеем для американцев, которым не терпелось заполучить советскую подлодку.

Тридцать два года спустя после публикации романа водометные движители можно найти на подводных лодках по всему миру. На российских подводных лодках проекта 955 «Борей», которые многое переняли от «Акулы», тоже установлен водометный движитель. «Еще один пример того, как вымысел становится реальностью».

Источник: https://achtungpartisanen.ru/podlodka-akula-sssr/

Ссылка на основную публикацию