Редкие и уникальные фото ахматовой

Фидель в Крыму: фотовыставка уникальных снимков легендарного кубинского революционера – МК Крым

На полуостров привезли редкие и малоизвестные фотографии легендарного революционера

28.11.2016 в 13:00, просмотров: 3369

Выставка приурочена к 90-летию Фиделя Кастро – выдающегося политического и государственного деятеля, который более полувека был на руководящих постах Кубы. Возможность увидеть собрание интереснейших снимков у крымчан и гостей Крыма появилась благодаря Фонду развития русской культуры «Крафт-Павлова» при  содействии Управления делами Президента РФ.

Елена Крафт представила свой проект в знаковом для России месте

Экспозиция развернута в Итальянском дворике Ливадийского дворца. Вечнозеленые экзотические растения и архитектурные изыски органично дополняют оформление выставки с фотографиями лидеров кубинской революции Фиделя Кастро, его брата Рауля, Че Гевары… Подбором снимков занимался Андрей Будаев.

– Какие-то фотографии нам прислал Рауль Кастро из семейного архива, – рассказывает московский галерист. – Какие-то снимки предоставил архив кинофотодокументов.

Меня особенно впечатлила фотография, где кубинский диктатор Фульхенсио Батиста держит на руках маленького Рауля, не подозревая, что именно этот мальчик со своим старшим братом будут бороться и свергнут его режим. Также невероятны снимки из серии о партизанской войне и фотографии Фиделя Кастро в дни его пребывания в СССР.

Этот выставочный проект стартовал 13 августа в Москве. Сейчас он в знаковом для России месте – Ливадийском дворце, а еще через несколько дней продолжение будет в МИДе, где открывать выставку будет Сергей Лавров.

Фидель с бойцами на бейсболе….

Идейный вдохновитель и руководитель проекта, замечательная художница Елена Крафт-Павлова уточнила, что в Крыму представлена только часть фотографий:

– Эта выставка формировалась не один год. И в Крыму выставлены уникальные снимки, которые вряд ли где-то еще можно увидеть в свободном доступе. Они собраны из самых разных архивов и производят, конечно, неизгладимое впечатление.

Обратите внимание

Когда всматриваешься в эти остановившиеся мгновения, то невольно погружаешься в ту атмосферу – ожесточенной борьбы и революционной романтики. Фидель Кастро и его образ будут ассоциироваться с победой еще много веков.

Я считаю, что эта выставка должна побывать в разных странах мира – и в ближайшее время мы планируем привезти ее на Кубу.

“Все дороги ведут в Гавану…”

Среди почетных гостей выставки в Ливадийском дворце был и Андрей Брежнев – внук генерального секретаря КПСС Леонида Ильича Брежнева.

– С Фиделем я виделся всего лишь один раз, – рассказал «МК в Крыму» Андрей Юрьевич. – И видел его только издалека, потому что Леонид Ильич разграничивал работу и семью. Отдых в Завидово с Кастро был скорее работой, потому что там проводились переговоры, обсуждались различные вопросы.

Леонид Ильич часто пользовался моментом, чтобы вывезти его на охоту и в непринужденной обстановке все решить. Безусловно, помимо работы они все-таки и отдыхали, потому что Леонид Ильич был страстным поклонником рыбалки, охоты и вообще любил природу. В нашем семейном архиве также есть фотографии с Фиделем Кастро.

Благодаря работе фотографа Владимира Мусаэльяна за 18 лет собралось довольно много снимков и даже есть такие, которые никто и никогда не увидит – настолько они личные и семейные… Для меня открытие этой выставки – какая-то ностальгия, потому что часть фотографий я видел и на них столько знакомых лиц.

Вообще Фидель Кастро – это эпоха и никуда от этого не денешься!

Андрей Брежнев на открытии выставки в Итальянском дворике Ливадйиского дворца

ФОТОРЕПОРТАЖ

Источник: https://crimea.mk.ru/articles/2016/08/30/fidel-v-livadii-fotovystavka-unikalnykh-snimkov-legendarnogo-kubinskogo-revolyucionera.html

Редкие книги, автографы, открытки на аукционе 7 апреля

Инскрипты Поликсены Соловьевой, Анны Ахматовой, Ирины Одоевцевой, письма Нины Берберовой в разделе “Женщины в русской литературе”, фотографии и рукописи из личных архивов Маргариты Алигер и Виктории Беломлинской, письма маршалов Климента Ворошилова и Георгия Жукова, редкие книги и более тысячи дореволюционных открыток с видами Крыма и Севастополя вобрала коллекция 38-го аукциона.                         

Открывает каталог раздел «Редкие и ценные книги». Среди религиозных старопечатных изданий – экземпляр «Октоиха» типографа Андроника Тимофеева Невежи (1594), «Евангелие» (1633) и две Библии (1766, 1801).

Важно

Один из бесспорных топ-лотов аукциона – первый полный перевод Корана на русский язык, выполненный Гордием Каблуковым и впервые изданный в Казани (1877).

Большую историческую и культурную ценность являет «Выпись из Поместного приказа стольнику и адмиралтейцу Федору Матвеевичу Апраксину» (1703), одному из сподвижников Петра Великого.

Среди изданий XVIII столетия отметим несколько сочинений, конфискованных из книжных лавок во время усиления цензуры после Французской революции, — «Блаженного Августина Зеркало» (1787) и «Собрание поучительных слов…» епископа Илии Минятия (1787). Стоит обратить внимание на «Французский устав», изданный крупнейшей ложей «Великий восток Франции» (1801), а также на одну из настольных книг отечественных «вольных каменщиков» —«Иоанна Месона рассуждение о познании самого себя» (1820).

Украшают каталог парадные издания XIX столетия, связанные с домом Романовых: «Письма о путешествии Государя Наследника Цесаревича по России от Петербурга до Крыма» (1864), «В память священного коронования государя императора Александра III и государыни императрицы Марии Федоровны» (1883) и мемориальный сборник «Император Александр III» (1895).

Интересен ряд книг, посвященных географии и путешествиям: том иллюстраций к ч.

1-6 «Всеобщего путешествия вокруг света» Жюля Дюмон-Дюрвиля (1835), «Географический атлас» Никиты Зуева (1854), работы знаменитых первопроходцев  и исследователей братьев Ливингстонов и Уильяма  Гильдера, наконец,  капитальный труд  гидрографа Александра Андреева «Ладожское озеро» (1875) и масштабная работа «Человек и земля» Элизе Реклю (1906-1909), «русские» главы которой написаны при непосредственном участии Петра Кропоткина. Особого внимания заслуживает один из первых отечественных трудов по истории философии «История философских систем» (1818-1819), написанный профессором кафедры философии, лицейским учителем Пушкина, Александром Галичем.

Вошли в раздел прижизненные издания литераторов Владимира Сологуба, Сергея Аксакова, Андрея Мельникова-Печерского и ключевых представителей Серебряного века — Андрея Белого, Николая Клюева, Сергея Клычкова, Алексея Крученых, Вадима Шершеневича, а также один из лучших образцов отечественной книжной графики – «Книга Маркизы» Константина Сомова (1918).

В разделе «От двуглавого орла к красному знамени» —  открытки, фотографии, литографии, исторические документы и письма, связанные с историей армии и флота Российской империи и Советского Союза.

К топ-лотам раздела относится первая серия литографий английского художника Уильяма Симпсона «Виды театра военных действий Войны на Востоке» (1855), которого называли «Симпсоном Крымским» за блестящие рисунки, сделанные во время Крымской войны 1853-1856 годов.

Еще один лот крымской тематики – уникальная коллекция (более 1000 штук!) открыток с видами крупнейших городов и  курортов, памятников природы и иных достопримечательностей полуострова.

Совет

Любопытны яркие лубки эпохи Первой мировой войны, открытки, посвященные двум Отечественным войнам и Первой мировой, а также кавалерии Императорской армии, и несколько фотографий легендарного оружейника Василия Дегтярева с его автографом.  Завершают раздел личные письма маршалов Климента Ворошилова и Георгия Жукова и секретная записка наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе.

Впервые на торгах в России представлен тематический стринг “Женщины в русской литературе”.

  Коллекция, — в нее вошли первые издания, книги с автографами, рукописи и редкие фотографии — охватывает три века и включает в себя более 70 имен, среди которых — подлинные звезды отечественной словесности, а также фигуры, не столь известные, но, безусловно, заслуживающие пристального внимания.

Особо отметим редкий поэтический сборник “Плакун-трава” (1909) Поликсены Соловьевой с инкриптом поэтессе и художнице-авангардистке Елене Гуро,  томик стихотворений Анны Ахматовой с ее дарственной надписью «старому другу» Лидии Гинзбург (1961), редкую фотографию, сделанную во время вручения Ахматовой премии Этна-Таормина (1964), черновики неопубликованной прозы Лидии Гинзбург (1950-е), уникальные предметы из архива Иды Наппельбаумархив-расследование места захоронения Марины Цветаевой с письмами ее сестры Анастасии, иллюстрации Трауготов к двухтомнику Ольги Берггольц (2003) и книгу художника Вадима Бродского “Анна Ахматова. Голос” (1995). Среди заявленных изданий  – книги с дарственными надписями Агнии Барто, Бэллы Ахмадулиной, Юнны Мориц, Олеси Николаевой, Татьяны Вольтской, представительниц “неофициальной литературы”  Натальи Горбаневской, Юлии Вознесенской, Елены Шварц, Татьяны Щербины, Тамары Буковской, письма Натальи Медведевой, Ольги Седаковой, автографы стихов Нины Самойлович и Юлии Беломлинской и мн. др.

Вошли в коллекцию записная книжка Маргариты Алигер (1950-1960-е), ее фотопортрет, выполненный Моисеем Наппельбаумом (1943), переписка с Александром Фадеевым, Эммануилом Казакевичем, Марией Петровых, двухтомник Каролины Павловой (1915), подаренный Павлом Антокольским, автографы стихов Павла Семынина, инскрипты Николая Заболоцкого, Арсения Тарковского, Михаила Дудина, Андрея Вознесенского и др. В разделе “Из собрания Алигер-Коваленковых” представлены графические и станковые работы, книжные иллюстрации внучки Маргариты Алигер – поэтессы и художницы Анастасии Коваленковой

“Петербургская коллекция” включает предметы из двух семейных архивов – Аренсов и Беломлинских. Льву Аренсу адресована дарственная надпись поэта Тихона Чурилина, Вере Аренс – письма Всеволода Рождественского и Михаила Лозинского.

Читайте также:  Никол воваевич пашинян

Второй семейный архив содержит рисунки Михаила Беломлинского, в том числе портрет Иосифа Бродского с автографом поэта, рукописи Виктории Беломлинской, ее переписку с Юрием Нагибиным, Александром Кушнером, Евгением Рейном, Львом Лосевым, Юнной Мориц, автографы стихов Алексея Хвостенко и др.

Коллекционный каталог венчает раздел «Тамиздат», в который вошли книги представителей трех волн русской эмиграции.

Среди них редкие поэтические сборники Саши Черного, вышедшие в Берлине в начале 1920-х годов, последнее прижизненное издание Владислава Ходасевича — книга воспоминаний «Некрополь» и «Портреты русских поэтов» Ильи Эренбурга.

Несколько примечательных изданий с автографами литераторов Бронзового века — Наума Коржавина, Юза Алешковского, Семена Липкина, Александра Глезера, Феликса Розинера, а также «Современная русская проза» Петра Вайля и Александра Гениса с дарственной надписью, адресованной Венедикту Ерофееву.

Обратите внимание

Невыполнимая задача – в рамках одного пресс-релиза подробно описать, а тем более достаточно полно проиллюстрировать все достойное внимания, в связи с чем настоятельно рекомендуем ознакомиться с электронной версией на сайте и приглашаем на предаукционную выставку, которая открыта по 6 апреля с 12-00 до 20-00 по нашему адресу:

Москва, улица Садовая-Кудринская, д. 25, «Антикварный центр на Садовой», 3-й этаж,

галерея Аукционного дома “Антиквариум” (офис 302).

Оставить заочный бид или заявку на телефонные торги можно:

– по телефону +7 (495) 374-5090

– на странице лота или по электронной почте info@anticvarium.ru

Заявки на заочное участие и торги по телефону принимаются до 6 апреля включительно.

Все ориентировочные цены в каталоге указаны в рублях РФ.

Источник: http://anticvarium.ru/news/show/500

Анна Ахматова

Одна из самых ярких, самобытных и талантливых поэтесс Серебряного века Анна Горенко, более известная своим почитателям как Ахматова, прожила длинную и насыщенную трагическими событиями жизнь.

Эта гордая и одновременно хрупкая женщина была свидетельницей двух революций и двух мировых войн. Её душу опалили репрессии и смерти самых близких людей.

Биография Анны Ахматовой достойна романа или экранизации, что неоднократно и предпринимали как её современники, так и более позднее поколение драматургов, режиссёров и литераторов.

Поэтесса Анна Ахматова

Анна Горенко появилась на свет летом 1889 года в семье потомственного дворянина и отставного инженера-механика флота Андрея Андреевича Горенко и Инны Эразмовны Стоговой, принадлежавшей к творческой элите Одессы. Девочка родилась в южной части города, в доме, который располагался в районе Большой Фонтан. Она оказалась третьей по старшинству из шестерых детей.

Анна Ахматова в детстве

Едва малышке исполнился год, родители переехали в Санкт-Петербург, где глава семьи получил чин коллежского асессора и стал чиновником Госконтроля для особых поручений. Семья поселилась в Царском Селе, с которым и связаны все детские воспоминания Ахматовой.

Няня водила девочку гулять в Царскосельский парк и другие места, которые ещё помнили Александра Пушкина. Детей обучали светскому этикету. Читать Аня научилась по азбуке Льва Толстого, а французский язык выучила ещё в раннем детстве, слушая, как учительница преподаёт его старшим детям.

Анна Ахматова в детстве

Образование будущая поэтесса получала в Мариинской женской гимназии. Анна Ахматова стихи начала писать, по её утверждению, в 11 лет.

Примечательно, что поэзия для неё открылась не произведениями Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, которых она полюбила несколько позже, а величественными одами Гавриила Державина и стихотворением Николая Некрасова «Мороз, Красный нос», которые декламировала мама.  

Юная Горенко влюбилась в Петербург навсегда и считала его главным городом своей жизни. Она очень тосковала по его улицам, паркам и Неве, когда пришлось уехать с мамой в Евпаторию, а потом и в Киев. Родители развелись, когда девушке исполнилось 16 лет. 

Анна Ахматова в молодости

Предпоследний класс она доучивалась на дому, в Евпатории, а последний оканчивала в киевской Фундуклеевской гимназии.

Важно

После завершения учёбы Горенко становится студенткой Высших женских курсов, выбрав для себя юридический факультет.

Но если латынь и история права вызывали в ней живой интерес, то юриспруденция показалась скучной до зевоты, поэтому девушка продолжила образование в любимом Санкт-Петербурге, на историко-литературных женских курсах Н. П. Раева.

Стихи

В семье Горенко поэзией не занимался никто, «сколько видит глаз кругом». Лишь по линии матери Инны Стоговой нашлась дальняя родственница Анна Бунина – переводчица и поэтесса.

Отец не одобрил увлечение дочери поэзией и попросил не срамить его фамилию. Поэтому Анна Ахматова стихи свои никогда не подписывала настоящей фамилией.

В своём генеалогическом древе она отыскала прабабушку-татарку, которая якобы вела свой род от ордынского хана Ахмата, и таким образом превратилась в Ахматову.

В ранней юности, когда девушка училась в Мариинской гимназии, она познакомилась с талантливым молодым человеком, впоследствии известным поэтом Николаем Гумилёвым.

И в Евпатории, и в Киеве девушка переписывалась с ним. Весной 1910 года они обвенчались в Николаевской церкви, которая и сегодня стоит в селе Никольская Слободка под Киевом.

На тот момент Гумилёв уже был состоявшимся поэтом, известным в литературных кругах.

Молодожены отправились праздновать свой медовый месяц в Париж. Это была первая встреча Ахматовой с Европой.

По возвращении муж ввёл свою талантливую жену в литературно-художественные круги Санкт-Петербурга, и её тут же заметили. Сначала всех поразила её необычная, величественная красота и царственная осанка.

Смуглая, с отчётливой горбинкой на носу, «ордынская» внешность Анны Ахматовой покорила литературную богему.

Анна Ахматова и Амадео Модильяни. Художник Наталия Третьякова

Вскоре питерские литераторы оказываются в плену творчества этой самобытной красавицы.

Совет

Анна Ахматова стихи о любви, а именно это великое чувство она воспевала всю свою жизнь, пишет во времена кризиса символизма. Молодые поэты пробуют себя в других вступивших в моду течениях – футуризме и акмеизме.

Гумилёва-Ахматова приобретает известность как акмеистка.

1912-ый становится годом прорыва в её биографии. В этом памятном году не только рождается единственный сын поэтессы – Лев Гумилёв, но и выходит маленьким тиражом её первый сборник под названием «Вечер».

На склоне лет женщина, прошедшая все тяготы времени, в котором ей выпало родиться и творить, назовёт эти первые творения «бедными стихами пустейшей девочки».

Но тогда стихи Ахматовой нашли первых своих почитателей и принесли ей известность.

Великая поэтесса Серебряного века Анна Ахматова

Спустя 2 года выходит второй сборник, названный «Чётки». И это уже был настоящий триумф. Поклонники и критики восторженно отзываются о её творчестве, возводя в ранг самой модной поэтессы своего времени.

Ахматовой больше не нужна протекция мужа. Её имя звучит даже громче, чем имя Гумилёва. В революционном 1917-ом Анна выпускает свою третью книгу – «Белая стая». Она выходит внушительным тиражом в 2 тысячи экземпляров. Пара расстаётся в неспокойном 1918 году.

А летом 1921-го Николая Гумилёва расстреляли. Ахматова тяжело переживала смерть отца своего сына и человека, который ввёл её в мир поэзии.

Анна Ахматова читает свои стихи студентам

С середины 1920-х для поэтессы наступают тяжёлые времена. Она под пристальным вниманием НКВД. Её не печатают. Стихи Ахматовой пишутся «в стол». Многие из них утеряны при переездах. Последний сборник вышел в 1924 году. «Провокационные», «упаднические», «антикоммунистические» стихотворения – такое клеймо на творчестве стоило Анне Андреевне дорого.

Новый этап её творчества тесно связан с изматывающими душу переживаниями за родных людей. Прежде всего, за сына Лёвушку.

Поздней осенью 1935-го для женщины прозвучал первый тревожный звонок: одновременно арестованы второй муж Николай Пунин и сын. Их освобождают через несколько дней, но покоя в жизни поэтессы больше не будет.

Обратите внимание

С этого момента она будет чувствовать, как кольцо преследования вокруг неё сжимается.

Анна Ахматова с сыном Львом Гумилевым

Через 3 года сын арестован. Его приговорили к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. В этом же страшном году прекратился брак Анны Андреевны и Николая Пунина. Измождённая мать носит передачи сыну в Кресты. В эти же годы выходит знаменитый «Реквием» Анны Ахматовой.

Чтобы облегчить жизнь сыну и вытянуть его из лагерей, поэтесса перед самой войной, в 1940-ом издаёт сборник «Из шести книг». Здесь собраны старые отцензуренные стихотворения и новые, «правильные» с точки зрения правящей идеологии.

Грянувшую Великую Отечественную войну Анна Андреевна провела в эвакуации, в Ташкенте. Сразу же после победы вернулась в освобождённый и разрушенный Ленинград. Оттуда вскоре перебирается в Москву. 

Читайте также:  Самые богатые мертвецы

Но едва расступившиеся над головой тучи – сына выпустили из лагерей – снова сгущаются. В 1946-ом её творчество разгромлено на очередном заседании Союза писателей, а в 1949-ом Лев Гумилёв арестован снова. На этот раз его осудили на 10 лет. Несчастная женщина сломлена. Она пишет просьбы и покаянные письма в Политбюро, но её никто не слышит.

Пожилая Анна Ахматова

После выхода из очередного заточения отношения между матерью и сыном долгие годы оставались напряженными: Лев считал, что мама на первое место поставила творчество, которое любила больше, чем его. Он отдаляется от неё.

Чёрные тучи над головой этой знаменитой, но глубоко несчастной женщины расходятся лишь под конец её жизни. В 1951-ом её восстановили в Союзе писателей. Стихи Ахматовой печатаются. В середине 1960-х Анна Андреевна получает престижную итальянскую премию и выпускает новый сборник «Бег времени». А ещё известной поэтессе Оксфордский университет присваивает докторскую степень.

Ахматовская “будка” в Комарово

На исходе лет у поэта и литератора с мировым именем наконец появился свой дом. Ленинградский «Литфонд» выделил ей скромную деревянную дачу в Комарово. Это был крошечный домик, который состоял из веранды, коридора и одной комнаты. 

Анна Ахматова. Рисунок Амадео Модильяни

Вся «меблировка» – это жесткая кровать, где в качестве ножки были сложены кирпичи, стол, сооруженный из двери, рисунок Модильяни на стене и старинная иконка, когда-то принадлежавшая первому мужу.

Личная жизнь

Эта царственная женщина имела удивительную власть над мужчинами. В юности Анна была фантастически гибкой. Говорят, она могла с лёгкостью перегнуться назад, достав головой пола.

Даже балерины Мариинки поражались этой невероятной природной пластике. А ещё у неё были удивительные глаза, менявшие цвет.

Одни говорили, что глаза у Ахматовой серые, другие утверждали, что зелёные, а третьи уверяли, что они небесно-голубые.

Важно

Николай Гумилёв влюбился в Анну Горенко с первого взгляда. Но девушка была без ума от Владимира Голенищева-Кутузова, студента, который не обращал на неё никакого внимания. Юная гимназистка страдала и даже пыталась повеситься на гвозде. К счастью, он выскользнул из глиняной стены. 

Анна Ахматова с мужем и сыном

Кажется, дочь получила в наследство мамины неудачи. Замужество ни с одним из троих официальных мужей не принесло поэтессе счастья. Личная жизнь Анны Ахматовой была сумбурной и какой-то растрёпанной. Изменяли ей, изменяла она.

Первый муж пронёс любовь к Анне через всю свою короткую жизнь, но при этом у него появился внебрачный ребёнок, о котором все знали. К тому же Николай Гумилёв не понимал, почему любимая жена, по его мнению, вовсе не гениальная поэтесса, вызывает такой восторг и даже экзальтацию у молодёжи.

Стихи Анны Ахматовой о любви казались ему слишком длинными и напыщенными.

Анна Ахматова с сыном

В конце-концов они расстались.

После расставания у Анны Андреевны от поклонников не было отбоя. Граф Валентин Зубов дарил ей охапки дорогих роз и трепетал от одного её присутствия, но предпочтение красавица отдала Николаю Недоброво. Впрочем, вскоре его сменил Борис Анрепа.

Второе замужество с Владимиром Шилейко так измучило Анну, что она обронила: «Развод… Какое же это приятное чувство!».

Анна Ахматова и Николай Пунин

Через год после смерти первого мужа она расстаётся и со вторым. А спустя полгода выходит замуж в третий раз. Николай Пунин – искусствовед. Но личная жизнь Анны Ахматовой не сложилась и с ним.

Заместитель наркома просвещения Луначарского Пунин, приютивший бездомную Ахматову после развода, тоже не сделал её счастливой. Новая жена жила в квартире вместе с бывшей супругой Пунина и его дочерью, сдавая деньги в общий котёл на еду. Приезжавший от бабушки сын Лев помещался на ночь в холодный коридор и чувствовал себя сиротой, вечно обделённым вниманием.

Личная жизнь Анны Ахматовой должна была измениться после встречи с врачом-патологоанатомом Гаршиным, но перед самой свадьбой тому якобы приснилась покойная мать, умолявшая не брать в дом колдунью. Бракосочетание отменили.

Смерть

Смерть Анны Ахматовой 5 марта 1966 года, кажется, потрясла всех. Хотя ей на тот момент уже исполнилось 76 лет. Да и болела она давно и тяжело. Скончалась поэтесса в подмосковном санатории в Домодедово. Накануне смерти она попросила привезти ей Новый Завет, тексты которого хотела сличить с текстами кумранских рукописей.

Могила Анны Ахматовой

Тело Ахматовой из Москвы поспешили переправить в Ленинград: власти не желали диссидентских волнений. Похоронили её на Комаровском кладбище. Перед смертью сын и мать так и не смогли помириться: они не общались несколько лет.

На могиле матери Лев Гумилёв выложил каменную стенку с окошком, которая должна была символизировать стену в Крестах, куда она носила ему передачи. Сначала на могиле стоял деревянный крест, как того и просила Анна Андреевна. Но в 1969-ом появился крест.

Памятник Анне Ахматовой и Марине Цветаевой в Одессе

Музей Анны Ахматовой находится в Санкт-Петербурге на улице Автовской. Ещё один открыт в Фонтанном доме, где она прожила 30 лет. Позже музеи, памятные доски и барельефы появились в Москве, Ташкенте, Киеве, Одессе и многих других городах, где жила муза.

Стихи

  • 1912 – «Вечер»
  • 1914 – «Чётки»
  • 1922 – «Белая стая»
  • 1921 – «Подорожник»
  • 1923 – «Anno Domini MCMXXI»
  • 1940 – «Из шести книг»
  • 1943 – «Анна Ахматова. Избранное»
  • 1958 – «Анна Ахматова. Стихотворения»
  • 1963 – «Requiem»
  • 1965 – «Бег времени»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/3377-anna-akhmatova.html

Фотограф Муслима Магомаева Елена Каткова: В моей коллекции хранятся редкие, никому неизвестные фотографии великого баритона

Редкие фотографии великого певца и композитора Муслима Магомаева хранит одна из его поклонниц Елена Каткова. Она была его личным фотографом и на протяжении долгого времени сопровождала певца во время гастролей и поездок на Родину.

Каждый год, в день в рождения Муслима Магомаева Елена Каткова приезжает в Баку, чтобы возложить цветы на его могилу в Аллее почетного захоронения. На этот раз у нее в руках альбом с фотографиями, которые, как оказалось, еще нигде не демонстрировались.

«Москва-Баку» удалось уговорить Елену Каткову показать часть этих уникальных снимков, на которых изображена жизнь великого баритона.

– Как вы познакомились с Муслимом Магометовичем?

– Совершенно случайно. Мне было 14 лет, и я выступала в сборной России по лыжному спорту. 9 мая 1973 года, у нас проходила тренировка на стадионе «Динамо», а Муслим там же готовился к праздничному концерту.

Он неожиданно вышел нам на встречу, остановился и говорит: «Девочки, какие у вас красивые костюмы». Нам так приятно стало, мы же не думали, что он такой простой и может сам подойти пообщаться. Потом предложил, – если хотите придти на концерт, то скажите, – я вас проведу.

Совет

Мы решили не упускать такой шанс, ведь не каждый день Магомаев приглашает на свое выступление. Пришли на концерт несколько человек, но до конца с ним осталась только я (Смеется.) Ездила на его концерты, он всегда замечал меня, находил место в зале.

Мне кажется, он заботился обо мне как о дочери. Ведь, его родная дочь была далеко от него…

– И так вы попали в его команду?

– С 1976 года у меня стали падать спортивные результаты, а я так привыкла ездить по соревнованиям, участвовать в турнирах.

Я переживала из-за этого, и Муслим как-то спросил, почему я грущу, а когда узнал, что произошло, сказал: «Теперь ты будешь ездить со мной, это и будут твои спортивные сборы!».

Предложил стать фотографом, у меня до этого получилась неплохие снимки. Так я осталась с ним на долгие годы.

– Эти фотографии где-то уже публиковались?

– Долгие годы я храню редкие фотографии Муслима в своей личной коллекции и большая их часть неизвестна общественности. Таких снимков больше ни у кого нет.

Вот, например, кадр после съемок фильма «Низами» в городе Гяндже, Магомаеву тогда было 40 лет. А это фотография сделана в Калуге, где он учился водить.

Когда певец вышел из машины, его сразу обступили поклонники, чтобы получить автограф. Он был очень простой человек, никогда не отказывал во внимании.

Ему нравилось, как я снимаю, какие образы создаю. Вот, например, на одной из фотографий я поймала его хитрый взгляд, на другой он сходит с поезда, а на третьей выходит из гостиницы.

– А какие-то забавные истории происходили с Муслимом Магометовичем на сцене?

Читайте также:  Самый безопасный вид транспорта

– Таких случаев много, он же был жизнерадостный человек, любил пошутить и посмеяться. Помню, на стадионе в Кирове во время концерта был смешной случай. Первой на сцену вышла Тамара Синявская, петь «Казачку». И тут следом за ней выходит собака и садится рядом.

Тамара делает вид, что не замечает ее, начинает петь, а собака в это время навострила уши и прислушалась, а на припеве вдруг начала выть и подпевать ей. Зрители смеются, администраторы пытаются прогнать собачку, но не получается. Тамара отпела, ушла, а Муслим стоит за кулисами и смеется, говорит, а что будет когда я выйду? Вышел, садится рояль и поет «Лашата ми кантаре».

Собака прислушалась, посидела немного и ушла. А Муслим потом говорит: «Ну, она просто на итальянском не понимает» (Смеется.)

– Вы помните, как Муслим Магометович отмечал свой день рождения?

– Очень скромно. Он почему-то отмечал его 25 августа, я всегда удивлялась этому, а он говорил, что для него эта особенная дата. 

– Никогда не думали написать книгу воспоминаний о нем?

– Идей много, хотелось бы и альбом с фотографиями издать, и выставку провести. Сейчас же я занимаюсь составлением родословного древа Муслима Магомаева.

– Ваш сын Андрей ведь тоже стал певцом?

– Да, и Муслим Магометович был его кумиром, который повлиял на судьбу моего сына. Когда сыну было два года, он впервые исполнил Муслиму его песню «О море, море». Потом по жизни, великий певец часто давал ему наставления, советы, которые сильно помогли Андрею. Муслим даже подарил ему свой любимый костюм, и теперь в нем Андрей выступает на своих концертах. Говорит, что он приносит удачу.

Источник: https://moscow-baku.ru/news/culture/fotograf_muslima_magomaeva_elena_katkova_v_moey_kollektsii_khranyatsya_redkie_nikomu_neizvestnye_fot/

Редкие книги и автографы

От Жуковского и Пушкина до Цветаевой и Ахматовой: редкие книги и автографы Свыше 1000 лотов редчайших изданий и автографов Золотого и Серебряного веков русской литературы в «Доме антикварной книги в Никитском»

Аукцион состоится 23 и 24 апреля в 19:00.

23 и 24 апреля в «Доме антикварной книги в Никитском» пройдут два уникальных аукциона, на которых будут представлены редкие книги, рукописи и автографы поэтов Золотого и Серебряного веков, происходящие из частного собрания. Коллекция составлена из 1000 лотов — прижизненные издания А.С. Пушкина и поэтов его окружения, первые книги Д.

Веневитинова, Н. Языкова, Е. Баратынского и К. Батюшкова, рукописный список знаменитого стихотворения М. Лермонтова на смерть А. Пушкина «Погиб поэт», редкие книги продолжателей пушкинской традиции — Ф. Тютчева, А. Майкова и А. Фета. Россыпь литературных драгоценностей «Серебряного века» — прижизненные издания и автографы А. Белого, В.

Обратите внимание

Маяковского, М. Цветаевой, А. Ахматовой и многих других. Практически все книги, выходившее из печати при жизни их авторов — А. Ахматовой, С. Есенина, Б. Пастернака, знаковые книги и автографы знаменитых представителей футуризма, имажинизма, символизма, акмеизма и даже таких редких литературных течений, как ничевоки, фуисты и биокосмисты.

Среди топ-лотов коллекции первое иллюстрированное издание басен И. Крылова по праву считающееся одной из самых замечательных русских иллюстрированных книг первой четверти XIX столетия.

Два автографа знаменитого друга и учителя А.С. Пушкина В.А. Жуковского, в том числе уникальный чек от банка Ротшильдов, подписанный В.А.

Жуковским для получения средств на издание последнего прижизненного собрания сочинений классика.

К разделу библиографических редкостей относятся первый поэтический сборник Тютчева, сохранившийся в издательской печатной обложке (1854); величайшая редкость — вышедшая «не для продажи» тиражом 50 экземпляров книга стихов А. Майкова «30 апреля» (1888), а также «Вестник» Велимира Хлебникова, отпечатанный к количестве 25 штук литографированный и раскрашенный от руки знаменитым художником П. Митуричем.

К топ-лотам раздела принадлежит автограф Марины Цветаевой на вышедшем в 1922 году в Берлине экземпляре поэмы «Царь-девица»: «Дорогому Александру Федоровичу Керенскому — русскую сказку, где ничто не сладится. Марина Цветаева. Прага, февраль 1924 г.». Общеизвестны лишь два автографа Керенскому от Цветаевой: на экземпляре берлинского издания «Психеи» 1923 года и на представленном экземпляре.

По словам генерального директора «Дома антикварной книги в Никитском» Сергея Бурмистрова «до сих пор не было представлено ни на одном аукционе столь полное собрание уникальных предметов, связанных с историей русской литературы. В аукционный дом поступило несколько предложений о покупке всей коллекции целиком, однако, по решению владельца собрания все раритеты будут проданы в ходе открытой аукционной продажи».

С коллекцией аукционов можно познакомиться в ходе предаукционной выставки, которая пройдет с 16 по 22 апреля с 10 до 20 часов (ежедневно, кроме понедельника) по адресу Никитский пер., д. 4а стр. 1 в «Доме антикварной книги в Никитском» с 10.00 до 19.00 (кроме понедельника).

Источник: http://family-values.ru/auktsion/redkie_knigi_i_avtografy_4625.html

«У него печальное свойство…»: Анна Ахматова и Амедео Модильяни

12 июля 1884 года в Италии, в семье евреев-сефардов родился Амедео (Иедидия) Клементе Модильяни — художник и скульптор, один из самых известных художников начала XX века.

В России его имя известно не только благодаря творчеству, но и в связи с ярким и бурным романом с молодой Анной Ахматовой.

Их отношения продолжались всего пару месяцев, однако они оставили серьезный след в жизни и творчестве поэтессы.

Амедео Модильяни

Ахматова и Модильяни познакомились в 1910 году в Париже во время свадебного путешествия Анны Андреевны и Николая Гумилёва. В ту пору Модильяни был очень беден и никому не известен, однако многих он привлекал своей харизмой и обаянием.

Важно

Позже Ахматова вспоминала, что в их первую встречу Модильяни был одет очень ярко и аляповато, в желтые вельветовые брюки и яркую, такого же цвета, куртку.

Вид у него был довольно нелепый, но художник смог так изящно преподать себя, что показался ей элегантным красавцем, одетым по последней парижской моде.

Юная поэтесса поразила весь город своей красотой, в том числе и молодого художника, который попросил написать её портрет. Именно так началась история их короткой любви.

Анна Ахматова, рисунок Модильяни, 1911

Вскоре после возвращения в Петербург Гумилёв оставляет молодую жену и уезжает на полгода в свое знаменитое путешествие в Африку. Ахматову прозвали тогда «соломенной вдовой».

Юную красавицу начинает закидывать письмами заграничный воздыхатель Модильяни, признаваясь в любви и умоляя хотя бы о еще одной встрече. Крупная ссора Анны с супругом после его возвращения приблизила встречу влюбленных: она сбежала в Париж к Амадео.

Увиденное её поразило — худой, бледный, осунувшийся художник не выдержал нищенской жизни и пристрастился к вину и наркотикам. C виду казалось, что Амадео постарел сразу на много лет.

Однако влюбленной Ахматовой страстный итальянец все равно казался самым красивым мужчиной на свете, обжигающим, как и прежде, таинственным и пронзительным взглядом. Они провели вместе незабываемых три месяца. Модильяни был не в состоянии сводить Анну куда-либо, поэтому они просто гуляли вечерами по парижским улицам.

Анна Ахматова на рисунке Модильяни

В 1911 году Модильяни, как считается, подарил Ахматовой шестнадцать рисунков, из которых почти все погибли или были уничтожены при разных обстоятельствах. А некоторые исследователи насчитывают до 150 работ художника, в которых обнаруживается портретное сходство с Ахматовой. В России сохранился только один рисунок из подаренных ей Модильяни.

Совет

Но долго быть вместе им было не суждено. Ахматовой пришлось вернуться к мужу в Россию. Влюблённые расстались навсегда. Модильяни недолго горевал и вскоре увлёкся французской художницей Жанной Эбютерн, родившей ему дочь. Они прожили вместе до конца жизни и буквально умерли в один день: после смерти художника от простуды, беременная Жанна, обезумев от горя, выпрыгнула с 5 этажа.

Жанна Эбютерн, жена Амадео Модильяни

О смерти бывшего возлюбленного Ахматова узнала совершенно случайно, когда январским вечером 1920 года она открыла старый европейский журнал по искусству и увидела маленький некролог.

Мир признал Модильяни великим художником только через пару лет после его смерти. Сейчас его картины на аукционах оцениваются в миллионы. Ахматова спустя почти полвека все же решилась описать свои воспоминания о встрече с итальянским художником и их непродолжительном, но очень ярком романе.

«Среди ранних стихов Ахматовой как будто нет ни одного, в котором бы отразился образ Модильяни», — пишет М. Кралин в своих комментариях к двухтомнику Ахматовой 1996 года. По мнению специалистов, художник мог быть героем только одного стихотворения, «В углу старик…», написанного в конце 50-х годов. В 1990 г. были опубликованы две строфы, не вошедшие в «Поэму без героя»:

В синеватом Париж тумане, И наверно, опять Модильяни Незаметно бродит за мной. У него печальное свойство Даже в сон мой вносить расстройство И быть многих бедствий виной. Но он мне — своей Египтянке… Что играет старик на шарманке? А под ней весь парижский гул. Словно гул подземного моря, — Этот тоже довольно горя

И стыда и лиха хлебнул.

На Западе документов об Ахматовой, связанных с именем Модильяни, вообще не существует. Его письма, которые она цитирует в очерке, не сохранились. Основные источники — мемуары.

Таким образом, очерк, рисунок и две не вошедшие в «Поэму» строфы являются единственными опубликованными в России документами.

Их немного, но вполне достаточно, чтобы понять, почему Модильяни в жизни Ахматовой был «многих бедствий виной» и мог «даже в сон вносить расстройство», а также почему Ахматова была для него наваждением, счастьем, «ангелом с печальным лицом» — источником вдохновения для многих его работ.

Источники: Дилетант, Наталья Лянда «Ангел с печальным лицом»

Источник: http://www.izbrannoe.com/news/lyudi/u-nego-pechalnoe-svoystvo-anna-akhmatova-i-amedeo-modilyani

Ссылка на основную публикацию