Перестройка и распад ссср

Перестройка и распад СССР

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава I. Предпосылки перестройки………………………………………………7

Глава II. Реализация реформ перестройки……………………………………..15

2.1. Курс на ускорение……………………………………………………..15

2.2. Экономические реформы………………………………………………19

2.3. Политические реформы……………………………………………….25

Глава III. Распад СССР………………………………………………………….30

3.1. Новое политическое мышление………………………………………30

3.2. Процесс распада СССР………………………………………………..34

Заключение……………………………………………………………………….41

Библиография…………………………………………………………………….44

Введение

Прошло восемнадцать лет с момента сложения Горбачевым с себя обязанностей президента СССР, в связи с формально-правовым прекращением существования этого государства.

Придя к власти в марте 1985 г., М.С. Горбачев провозгласил курс на Перестройку, которая за короткий срок изменит облик страны, а СССР прекратил свое существование. Грандиозные идеологические, политические, экономические и социальные перемены потрясли самую большую державу мира, перетряхнув с Октября 1917 г.

не только экономическую и политическую структуры, но коренным образом изменив не только европейский порядок, но и мировой. Актуальность данной темы заключается именно в этом. Ведь данный период, несомненно, занимает большое значение в истории государства.

Обратите внимание

В литературе представлено множество определений этому понятию, но в данной работе представлено следующее определение: Перестройка – совокупность государственно-правовых, политических и социальных явлений и процессов, связанных с реформами и разрушением государственно-правовых и общественно-политических институтов СССР, происходивших в период 1985-1991 годов. С самого начала возникали сомнения в отношении реформаторских возможностей Горбачева. Сомнения вызывала сама возможность реформирования системы, которая воспринималась как окостеневшая, полностью исчерпавшая свой потенциал. Изменения могли носить лишь поверхностный характер. Длительный период политической косности, в условиях которой Советский Союз прожил двадцать лет (1965-1985), казалось, подтверждает правоту этой точки зрения. Пришедшие к власти в марте 1985 г. политические деятели не осознавали глубину кризиса, вся его природа требовала встряски страны. Речь шла о том, чтобы коренным образом изменить условия производства и методы управления экономикой, отношение к СССР на международной арене, избавиться от сталинизма и административно-командной системы управления. Реформа Горбачева началась под тремя лозунгами: «гласность», «ускорение», «перестройка». Гласность могла бы быть определена следующим образом: сделать достоянием людей то, что до сих пор скрывалось. Здесь все понятно. А вот ускорение и перестройка…с этим сложнее. Лозунг «ускорение» на первый взгляд выглядел весьма традиционно – как призыв к ускорению темпов развития экономики. Венчала же все это «перестройка», которая определялась как настоящая реконструкция всего здания советского общества в целом, но на деле приведшая к разрушению и распаду системы. Таким образом, целью курсовой работы является освятить политику перестройки как внутри страны, так и на международной арене и показать каким образом она способствовала разрушению существующей системы.

Объектом курсовой работы является перестройка и последующий за ней распад СССР.

Предметом являются объективные связи, предпосылки, причины, последствия перестройки.

Перед написанием курсовой работы были поставлены следующие задачи:

  1. Охарактеризовать предпосылки перехода к перестройке;

  2. Показать каким образом реализовывался намеченный курс, как во внутренней, так и во внешней политике;

  3. Охарактеризовать факторы, которые способствовали кризису системы и ускорили распад СССР.

Поставленные задачи решаются при опоре на источники и литературу:

Мемуары М.С. Горбачева «Жизнь и реформы»1. В первой книге своих мемуаров последний президент СССР рисует эмоциональными, насыщенными, уникальными фактами и откровениями, яркими эпизодами картину своего пути к вершине власти. Становятся понятными истоки политического выбора «архитектора перестройки».

Критически анализируется ход реформ и их влияние на развитие ситуации в стране. Вторая книга посвящена внешнеполитическим последствиям реформ, формированию нового типа взаимоотношений с зарубежными странами, особенно США, а также с соцстранами.

Интересен анализ автора трагических событий, связанных с распадом союза.

Осенью 1987 г. выходит книга Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира»2. Это размышления о перестройке, о проблемах, которые встали перед страной. Значительная часть посвящена новому политическому мышлению.

Интересна и другая работа Горбачева: «Август-91: Моя позиция»3. Автор вводит читателя в атмосферу декабря 1991 г., месяца, который имел большое значение для страны и президента СССР. Здесь представлены отрывки из бесед, интервью, записи телефонных разговоров, заявления и другие документы объединенные комментариями автора.

Также использовался труд «Августовский путч: причины и следствия»4, использовался «Доклад на совещании ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса»5, «Доклад на Пленуме ЦК КПСС»6, «Выступление М.С. Горбачева на встрече в ЦК КПСС с руководителями средств массовой информации»7.

Использовались труды таких авторов, как Ванюков Д.А. Его монография «Демократическая Россия конца XX – начала XXI века»8представляет для нас большой интерес, т.к.

здесь автор поясняет почему после смерти Черненко именно на Горбачева пал выбор, в чем заключалась перестройка и новое политическое мышление. Труд Верта «История советского государства»9 достаточно ценна тем, что автор пользуется объективностью изложения, концептуальной стройностью.

Важно

Все это позволяет достаточно легко воспринимать изложенный материал. Труд Согрина В.В.

«Политическая история современной России 1985 – 1994»10 написана в жанре хорошо документированного, но живого исторического повествования, в отличие от большинства изданий на эту тему, лишена политической ангажированности, отличается объективным и взвешенным научным подходом. Использовались также труды таких авторов как Боффа Дж., Волкоганов Д., Бояринцев В.И. и др.

Глава I Предпосылки Перестройки.

Еще в начале 80-х гг. в СССР назревает глубокий кризис. Он охватывает не только экономику, но и социальную и духовную сферы. Одновременно за внешне спокойной оболочкой происходят пока еще незримые перемены. Власть уже не могла осуществлять тотальный контроль над обществом. К середине 80-х гг.

все нагляднее проявляется неспособность государства обеспечить устойчивое развитие экономики и рост благосостояния народа в 1971-1985 г. г. налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям. «Темпы роста национального дохода за последние три пятилетки упали более чем вдвое, а к началу 80-х г.

упали до уровня, который фактически приблизил население к экономической стагнации»11 (национальный доход составлял в восьмой пятилетке – 41%, в девятой 28%, в десятой – 21%, в одиннадцатой – 17%. Рост производительности труда в восьмой пятилетке был 37%, в девятой – 25%, в десятой – 17%.).

Хотя и по ряду показателей (по производству тракторов, цемента, добыче каменного угля и железной руды) СССР значительно опережал США, но по прежнему отставал в выпуске предметов потребления.

К тому же, качество тех же советских тракторов оставляло желать лучшего: техника довольно часто выходила из строя, ее дальнейшая эксплуатация становилась малорентабельной – целесообразнее было купить новые комбайны и тракторы, чем ремонтировать прежние. Следует вспомнить, что прототипами советской сельхозтехники еще в 1930-е гг.

были машины американских концернов («Фордзон», «Катерпиллер» и др.), причем «уже тогда закрепилась тенденция технологического отставания Советов от Запада примерно на одно поколение машин и оборудования»12. Она рисковала стать необратимой к рубежу 70 – 80-х гг. прошлого столетия, когда мир вступил в период так называемой микроэлектронной революции.

Критерием развития той или иной страны служило уже не количество выплавленной стали или добытого угля, а использование микроэлектронной техники, в то время как советская экономика была по-прежнему ориентирована на производство традиционной для периода индустриальной революции продукции: стали, чугуна, кокса, железной и марганцевой руды.

Совет

Устаревшие отрасли промышленности были чрезвычайно энергоемкими и в силу этого обременительными для хозяйства. Первоначальное значение придавалось отраслям, которые обеспечивали потребности военно-промышленного комплекса: «В 70-гг. экономика страны была предельно милитаризирована, работала в основном на ВПК. В общей объеме продукции машиностроения производство военной техники составляло более 60%, а доля военных расходов в валовом национальном продукте – около 23%»13.

Хронические проблемы испытывало сельское хозяйство. Страна, имевшая в своем распоряжении более половины мировых площадей чернозема, была не в состоянии полноценно накормить население.

Одно из противоречий советской экономики заключалось в отрыве науки от производства. Предприятия, сориентированные главным образом на количественные плановые показатели, не проявляли интереса к научным разработкам.

Между тем СССР не имел собственных технологий, на основе которых можно было бы за короткий срок наладить в стране выпуск ЭВМ нового поколения – персональных компьютеров. Отставание в развитии и использование вычислительной техники, – констатировал впоследствии академик Н.Н.

Моисеев, – было на самом деле симптомом, точным индикатором абсолютной смертельной болезни.

Ярко выражено было и отставание от США в гонке космических вооружений: неспособность в силу экономических причин дать ответ на программу «звездных войн» убедила правящие круги СССР в том, что соревнование в сфере высоких технологий уже почти проиграно.

Советская экономика носила плановый характер. Роль товарно-денежных отношений как регулирующего фактора в распределении общественного продукта признавалась второстепенной. Понятие рынок использовалось лишь применительно к сфере потребления. Однако плановое производство уже не могло достаточно быстро реагировать на постоянно изменяющийся спрос и предложение.

Все больше товаров народного потребления переходило в разряд дефицитных: качественные товары приходилось не покупать, а «доставать втридорого у спекулянтов, быстро освоивших не занятую государством экономическую нишу»14. К концу 70-х гг. наряду с плановой государственной экономикой существовали нелегальные производственные и торговые организации.

Обратите внимание

Доходы от «теневой» деятельности исчислялись миллиардами рублей. В этой ситуации некоторые специалисты и политики все больше склонялись к мысли о том, что в качестве экономического регулятора в советском хозяйстве целесообразно запустить рыночной механизм. Причем речь шла уже не о рынке товаров, а о рыночной экономике.

Само государство утратило регулирующую роль, о чем говорит появление множества различных ведомств, которые преследовали свои интересы. Каждое из ведомств присваивало себе какую-либо часть хозяйства, что подрывало одну из главных основ советского строя – общенародность собственности и хозяйства.

Необходимость интенсивного развития технологий требовала объединения отраслевых усилий. Ведомственность становилась сильнейшим тормозом на пути научно-технического прогресса.

В обществе, которое утратило единство целей и действий, заметно снизилась роль нравственных регуляторов: о моральном кодексе строителей коммунизма уже никто не вспоминал. Мелкая коррупция и произвол чиновников стали обычным явлением (1984 г. – в ЦК КПСС поступило 74 тыс. анонимных писем с жалобами на это)15.

Труд перестал восприниматься как одна из основных норм жизни (1983 г. – выявлено 390 тыс. безработных)16. Власти не могли подобрать ключ к решению таких острых социокультурных проблем, как рост массового алкоголизма или новая волна бродяжничества.

На все эти явления накладывался и общий кризис советской идеологии: несмотря на внешний пафос, она была уже не в состоянии придать осмысленность существованию миллионов людей, изначально ориентированных на достижение высоких идеалов.

Стал проявляться культ идеализированного Запада: «столичная золотая молодежь не стеснялась называть потребляемую всей страной докторскую колбасу «плебейской», а поколение своих родителей «совками»»17. Внутри страны оживляется диссидентское движение. В различных слоях населения СССР нарастало отчуждение от государства.

«В рабочем классе, крестьянстве, в партийном аппарате, в центрах и на местах постепенно стали задумываться над тем, что происходит в стране, росло понимание того, что жить так больше нельзя»18. Все сильнее осознавалась необходимость поставить во главе страны энергичного нестарого человека. Поэтому в 1985 г. после смерти К.У.

Черненко новым Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран самый молодой член политбюро 54-летний М.С. Горбачев. «В политбюро Горбачев смотрелся «белой вороной». Он не злоупотреблял спиртным, гладко говорил, обладал присущим только западным политикам «опережающим обаянием»»19

Источник: https://works.doklad.ru/view/ka90i80CIG0.html

Политика «перестройки» и распад СССР

Россия на современном этапе

1. Политика «перестройки» и распад СССР.

В середине 1980-х годов в СССР наступил экономический кризис. Он выражался в падении темпов роста производства, снижении уровня жизни населения, усилении коррупции, развитии теневой экономики. Ухудшилась трудовая дисциплина, массовым стало неуважение к честному труду.

Попытка партийного руководства сохранить власть путем “закручивания гаек”, предпринятая Ю. В. Андроповым, оказалась безуспешной. Общество нуждалось в кардинальных переменах.

Начало нового этапа в истории СССР, получившего название “перестройка”, связано с именем М. С. Горбачева (с марта 1985 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС). Главной задачей перестройки было остановить распад “системы” государственного социализма и обеспечить интересы его правящей элиты.

Важно

В 1987-1988 гг. перестройка сводилась главным образом к “радикальной экономической реформе”, затем в нее включили реформу политической системы и курс на “обновление” идеологии.

Идея перевода централизованного, планово-государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу (в рамках социализма) стала стержнем концепции перестройки.

Первыми шагами к рыночной экономике стали Закон о Государственном предприятии (1987), предоставивший значительные права предприятиями и трудовым коллективам, Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (1989 г.), открывшие простор для коллективного и частного предпринимательства.

Однако справиться с кризисом не удалось. Экономические реформы не давали желаемых результатов без обновления политической системы. Осознавая это, Горбачев и его сторонники решились на демократизацию политических структур.

Решение о реформе политической системы СССР было принято на XIX конференции КПСС (летом 1988 г.).

В качестве первоочередной задачи выдвигалось четкое разграничение функций партийных и советских органов, проведение демократических выборов народных депутатов, формирование новых органов власти. Был провозглашен курс на создание правового государства.

Читайте также:  Планета юпитер - уникальные факты

После партконференции началось изменение структуры управления в СССР. В советскую систему были привнесены элементы парламентаризма и разделения властей. Учреждается новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР.

Из числа народных депутатов были сформированы постоянно действующие Верховные Советы. На I съезде Народных депутатов СССР (май – июнь 1989 года) М. С. Горбачев был избран главой государства – Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г.

Президентом СССР с правом издавать указы и постановления.

Совет

Важнейшим инструментом демократизации стала гласность – объективное освещение всех сторон жизни общества. В процессе дальнейшей демократизации общественной жизни в стране из Конституции СССР была исключена 6-ая статья о руководящей роли КПСС, ликвидирована однопартийная система руководства страной, стали создаваться различные партии и общественные движения.

12 июня 1990 г. I съезд народных Депутатов принял Декларацию о Государственном суверенитете РФ. К этому времени другие союзные республики уже провозгласили свою независимость (Литва, Латвия, Эстония и др.).

Россия не могла оставаться с стороне от этого процесса. При своей политической и экономической значимости для страны Россия была той республикой, которую командно-бюрократическая система истощила особенно сильно.

Провозглашение суверенитета России было вызвано и экономическими причинами. К этому времени выявилась неспособность центра вывести страну из кризиса. Руководство России стремилось в кратчайшие сроки перейти к рынку. С осени 1990 г.

параллельно разрабатываются две экономические программы – правительственная (Н. И. Рыжков) и программа “500 дней” (С. Шаталин – Г. Явлинский), за которой стояло российское руководство. Правительственную характеризовала постепенность введения рыночных методов, их регулируемость государством.

Программа “500 дней” была рассчитана на максимальное ускорение рыночных процессов.

Переход России к рынку (октябрь 1991 г.) резко обострил противостояние центра и республик, “война законов” переросла в новую стадию. Вступило в высшую фазу и соперничество союзного и российского лидеров – Горбачева и Ельцина. В основе его лежала борьба за власть. В июне 1991 года первым Президентом России был избран Б. Н. Ельцин.

Августовский путч 1991 года (ГКЧП) ускорил распад СССР. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще под Брестом руководители Белоруссии (С. Шушкевич), РФ (Б. Н. Ельцин), Украины (Л.

Кравчук), подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Позже на встрече в Алма-Ате к Содружеству присоединились еще 8 республик. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М. С.

Обратите внимание

Горбачев в связи с прекращением существования СССР сложил свои полномочия. Россия вступила на путь самостоятельного существования.

2. Россия на современном этапе

В результате резкого слома устоявшейся политической системы и перехода к рыночной экономике Россия оказалась в сложнейших условиях переходного периода, характеризующегося следующими чертами.

В экономической сфере:

– отсутствие проработанной научной концепции реформаторства, его спонтанность;

– экономический, финансовый кризис, сопровождающийся социальным расслоением общества и обнищанием его большей части;

– борьба за передел собственности с формированием криминальных группировок и коррупции;

– зависимость экономики страны от иностранного капитала;

– продолжающийся спад производства.

В политической сфере:

– противостояние исполнительной и законодательной власти;

– усиление позиций представителей региональной власти;

– отсутствие консолидирующей идеи в масштабах государства для объединения политических сил;

– слабая социальная база существующих политических партий;

– несовершенство многих конституционных положений;

– центробежные тенденции на геополитическом пространстве России с угрозой российскому федерализму;

В области внешней политики:

– участие в прекращении вооруженных конфликтов в «ближнем зарубежье»;

– решение проблемы русскоязычного населения, вытесняемого из бывших советских республик;

– осложнение межгосударственных отношений в рамках СНГ (раздел имущества, территориальные вопросы, вооруженные силы и др.);

– проблема разрушения единого пространства безопасности в связи с расширением НАТО на восток;

– борьба за ядерное разоружение;

– участие в разрешении конфликта на Балканах.

Таким образом, затянувшийся переходный период можно объяснить тем, что к началу 90-х годов нашему отечеству пришлось решать одновременно глобальные исторические задачи: переход от унитарного государства к сообществу национальных государств; переход от системы планового, социалистического, обобществленного хозяйства к рыночной экономике; переход от однопартийной тоталитарной системы к демократическому обществу, основанному на свободных выборах и свободной борьбе политических сил в рамках закона.

Такой опыт не приходит сразу, тем более в обществе, где практически отсутствуют демократические традиции.

В январе 1992 года российское правительство приступило к реализации программы глубоких экономических преобразований. Программа предусматривала переход к рыночным методам хозяйствования.

Первым шагом было освобождение цен на большинство товаров и услуг и упразднение централизованно-фондовой системы распределения ресурсов.

В условиях сохранявшейся монополизации производства это привело к резкому скачку цен в сотни, тысячи раз, причем повышение зарплаты отставало от новых цен на порядок.

С конца 1992 года в стране началась приватизация государственной собственности. К осени 1994 года она охватила треть промышленных предприятий и две трети предприятий торговли и услуг. В деревне происходило преобразование колхозов в производственные паевые товарищества и фермерские хозяйства.

Важно

Однако сложное экономическое положение, доставшееся России в наследство от СССР, начавшийся раздел союзной собственности между бывшими «братскими» республиками, разрушение единого, складывающегося десятилетиями народнохозяйственного комплекса резко усугубили экономический кризис. Ряд отраслей производства, в особенности военно-промышленный комплекс, пребывали в бедственном положении, многие колхозы, не сумев освоить рыночные отношения, стали банкротами.

В декабре 1992 года VII съезд народных депутатов РФ оценил работу правительства как неудовлетворительную. Главой правительства вместо Е. Гайдара стал опытный промышленник В. Черномырдин. Он подтвердил курс на рыночную экономику, но пообещал внести в него коррективы.

К концу 1994 года темпы инфляции удалось снизить. Начался новый этап приватизации – через свободную куплю-продажу частных и акционерных предприятий на биржах по рыночному курсу.

Однако принятые меры не привели к сколько-нибудь заметному росту промышленного производства. В 1995 – 1996 годах спад в промышленности и сельском хозяйстве усилился.

Выросли инфляция, внешний долг, задолженность по зарплатам, пенсиям, социальным выплатам.

Перед многонациональным Российским государством стояла задача укрепления его целостности. Все автономные республики России провозгласили себя суверенными государствами.

Некоторые из них (Татарстан, Башкортостан, Якутия) пытались взять курс на постепенный выход из состава РФ. Местные правящие элиты стремились вырваться из подчинения центру. Это могло привести к распаду страны и междоусобицам.

Ряд народов Северного Кавказа провозгласили суверенитет и выступили с территориальными претензиями к России.

Совет

В этих условиях политика центра не была последовательной. Не были разоружены формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономной республики. Тяжелейшим испытанием и унижением для России стала первая война в Чечне в 1994-1996 гг., закончившаяся подписанием в 1996 году Хасавюртовских соглашений, фактически признавших независимость Чечни.

В апреле 1998 года президент отправляет в отставку правительство Черномырдина. Кабинет Министров возглавил С. Кириенко. Новое правительство пыталось реализовать антикризисную программу, но не смогло переломить ситуацию в налогово-бюджетной сфере, что привело к самому разрушительному после 1991 года кризису.

Российский рынок практически перестал существовать, резко упал рубль, пенсии оказались на треть ниже прожиточного минимума, правительство объявило трехмесячный мораторий на все выплаты по возврату иностранных кредитов, ряд крупных банков практически прекратил работу с клиентами.

Правительство Кириенко было отправлено в отставку.

Усилия правительства Е. Примакова, сформированного осенью 1998 года, были направлены на преодоление последствий кризиса.

В 1999 году в развитии экономики появились позитивные тенденции. Это произошло благодаря резкому скачку мировых цен на нефть, росту объемов промышленного экспорта.

Началось восстановление промышленных предприятий, вырос объем производства продуктов питания, медикаментов, оживился финансовый рынок. Россия сократила получение кредитов Международного Валютного Фонда и регулярно выплачивала свои долги. Правительства С. Степашина и В. Путина пытались закрепить наметившиеся положительные тенденции в экономике.

За это время претерпела коренные изменения социальная структура страны. Резко усилилось расслоение общества на богатых и бедных. Появилась значительная масса безработных, возникло забастовочное движение.

Безработица, нищета, потоки беженцев из горячих точек привели к обострению социальных противоречий и росту криминальных элементов в обществе.

Обратите внимание

В то же время формирование среднего класса, обеспечивающего устойчивость общества, происходило медленно.

Серьезные перемены произошли в политическом развитии страны. После распада СССР первоочередной задачей, стоящей перед российским руководством, было принятие новой Конституции РФ.

Обсуждение ее проекта шло в обстановке ожесточенной политической борьбы между законодательной (Съезд народных депутатов России и избираемый им Верховный Совет) и исполнительной (Президент и назначенное им правительство) ветвями власти. Конфликт между Б.

Ельциным и Верховным советом во главе с Р. Хасбулатовым привел к прямому столкновению. 21 сентября Президент издал указ № 1400, в котором объявил о роспуске парламента. Однако депутаты отказались подчиниться. Ельцин ввел в столице чрезвычайное положение.

4 октября 1993 года Белый дом (здание Верховного совета) был обстрелян из танковых орудий. Руководители Верховного совета были арестованы.

Вскоре система законодательной власти была преобразована. Вместо Верховного совета были созданы две палаты Федерального Собрания: Совет Федерации и Государственная Дума.

12 декабря 1993 года состоялись выборы в Государственную Думу, которые проходили как по одномандатным избирательным округам, так и по партийным спискам.

Источник: https://cyberpedia.su/16×16274.html

Перестройка и распад ссср перестройка

«ПЕРЕСТРОЙКА» И РАСПАД СССР

«ПЕРЕСТРОЙКА» И РАСПАД СССР Предпосылки перестройки: 1) неэффективность экономики 2) ухудшение снабжения населения, рост дефицита товаров народного потребления; 3) деформация общественно-политической жизни: – монополия власти у КПСС, – принижение роли Советов всех уровней, – господство «номенклатурного» чиновничества, – отсутствие реальных политических свобод; – аполитичность населения; 4) падение авторитета власти и закона: – неудовлетворение деятельностью престарелого руководства страны; – разрыв между словом и делом в государственной политике, – главным становилось «телефонное право» , а не закон; – разочарование значительной части населения в социалистических и коммунистических идеалах.

«ПЕРЕСТРОЙКА» И РАСПАД СССР Первоначальные цели перестройки: – ускорение экономического развития на основе научнотехнической революции, – перераспределение власти между партией и Советами, в пользу советов, но при сохранении руководящей роли КПСС, – демократизация политической системы, – повышение эффективности управления, обновление кадров, борьба с коррупцией, бюрократизмом, протекционизмом и т. п. , – обновление идеологии: возвращение к ленинским принципам, новое политическое мышление, приоритет общечеловеческих ценностей и т. п. В конечном итоге стратегическая цель была обозначена, как построение гуманного, демократического социализма.

«ПЕРЕСТРОЙКА» И РАСПАД СССР 11 марта 1985 г. пленум ЦК КПСС на пост Генерального секретаря избрал М. С. Горбачева. Из политбюро были удалены «брежневцы» : Романов, Тихонов, Гришин, Алиев, Соломенцев, Громыко, Долгих. Одновременно Политбюро пополнялось сторонниками перестройки: Шеварднадзе, Рыжков, Яковлев, Никонов, Медведев. В ЦК партии обновление кадров достигло 85%.

«ПЕРЕСТРОЙКА» И РАСПАД СССР Экономические реформы: Апрельский Пленум ЦК КПСС 1985 г.

: – провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны; – ставились задачи: преодолеть отставание темпов экономического роста; – увеличить объем машиностроения; – реформировать структуру управления народным хозяйством; – внести новые элементы во взаимоотношения с мировым сообществом; Лозунги реформы Горбачева: ускорение, перестройка, гласность. февраль 1986 г. – XXVII съезд КПСС. Подтверждение правильности курса. Новое руководство было поддержано народными массами: – темпы прироста производительности труда в промышленности и строительстве превысили показатели в 1, 3 раза; – показатели в железнодорожном транспорте выросли втрое; – выросли капиталовложения в социальной сфере; – началась антиалкогольная кампания.

«ПЕРЕСТРОЙКА» И РАСПАД СССР В экономике наблюдается две тенденции: 1. Расширение самостоятельности государственных предприятий 30 июня 1987 года выходит закон «О государственном предприятии» , который предусматривает: а) переход на хозрасчет, б) самофинансирование, в) самоокупаемость, г) выполнение государственных заказов.

Но государство продолжало: – спускать план; – устанавливать цены; – определять выпуск той или иной продукции; – устанавливать уровень налогообложения. Рынка как такового не получалось. 2.

Была разрешена частная деятельность: – Закон «об общих началах предпринимательства в СССР» , – создание коммерческих банков, – рост иностранных инвестиций, – создание совместных с зарубежными фирмами предприятий.

«ПЕРЕСТРОЙКА» И РАСПАД СССР Сельское хозяйство Реформа пришла с большим опозданием. Май 1988 г. – закон о передачи земли в аренду на 50 лет крестьянам или фермерам. Однако реформа носила половинчатый характер (землю в частную собственность не передали).

К концу 80 -х годов советская экономика находилась в глубоком кризисе (нарастал товарный голод; падала платежеспособность рубля; усиливался «черный рынок» ).

Важно

Причины: – не развивались отрасли, производящие предметы потребления; – экономика была сверхмилитаризована; – отсутствовала серьезная финансовая политика; – не создавалось новых рычагов управления экономикой; – правительство Рыжкова рассчитывало за 1, 5 года осуществить программу стабилизации экономики; – в мае 1990 года обнародуется программа Рыжкова-Абалкина перехода к рыночной экономике, которая предусматривала вмешательство государства – программа « 500 дней» Явлинского и Шаталина (основы рынка, децентрализация и разгосударствление экономики, формирование частной собственности и стабилизация финансов путем либерализации цен).

«ПЕРЕСТРОЙКА» И РАСПАД СССР Политические реформы На январском (1987 г. ) Пленуме ЦК КПСС провозглашалась политика гласности. Все вопросы политического реформирования решались летом 1988 г. на ХIХ партийной конференции.

Читайте также:  Игра синий кит

Принятием резолюции «О гласности» создавались фактические условия для политического плюрализма: – последовали реабилитации государственных деятелей 20 -30 -х годов; – создана комиссия по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 30 -50 -х годов; – произошло ограничение цензуры; – процесс либерализации затронул литературу, печать, кино, театр, телевидение.

«ПЕРЕСТРОЙКА» И РАСПАД СССР В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в Советы. Весной 1989 г. в стране прошли первые альтернативные выборы (1/3 делегатов I Съезда Советов народных депутатов была выбрана не в территориальных округах, а от общественных организаций). I Съезд начал работу 25 мая 1989 года.

На Съезде были сформированы различные подходы к конечным целям перестроечного периода; образовали депутатские группы ( «Межрегиональная» , «Союз» ). Горбачев избран Председателем Верховного Совета СССР. После съезда обсуждались предложения о введении в СССР поста президента. В январе 1990 г.

конференция 162 партклубов из 13 республик СССР образовала Демократическую платформу в КПСС, что означало конец существования прежней модели партии. В марте 1990 года III съезд Советов избрал президентом СССР Горбачева.

Съезд также отменил в Конституции 6 -ю статью о руководящей роли партии, что привело к формированию новых партий и движений разной направленности (от коммунистических до социал-демократических и национал-патриотических).

«ПЕРЕСТРОЙКА» И РАСПАД СССР Национальный вопрос Перестройка породила усиление центробежных тенденций в республиках: – активизируются национальные движения; – возникают вооруженные конфликты; – ухудшается положение русскоязычного населения в ряде республик; – набирает обороты борьба за независимость республик (Украина, Грузия, Прибалтика – «парад суверенитетов» ). Осенью 1988 г.

на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989 г. ) и Молдавской ССР (1990 г. ).

Затем состоялись избрания президентов бывших союзных республик.

Источник: https://present5.com/perestrojka-i-raspad-sssr-perestrojka/

4 Кризис перестройки и распад СССР

Кризис перестройки и распад СССР.

1. Согласно плану политической реформы, весной 1990 г. про­шли выборы в парламенты во всех союзных республиках.

Только Россия скопировала союзную структуру парламента, учредив съезд народных депутатов РСФСР. Все остальные республики отказались от идеи съезда и учредили верховные советы, избираемые напрямую народом.

Политическая реформа 1990 г. (учреждение и избрание парламентов в союзных республиках) привела к катастрофиче­ским последствиям для союзного центра и руководства КПСС:

ü    благодаря выборам в парламенты к власти сразу в не­скольких республиках (Латвии, Литве, Эстонии, Грузии, Армении, Молдавии) легально пришли антикоммунистиче­ские силы;

ü    антикоммунистические парламенты избрали новых, неком­мунистических и националистических лидеров — В. Ланд­сбергиса (Литва), З. Гамсахурдиа (Грузия), А. Горбунова (Латвия), А. Рюйтеля (Эстония), Л. Тер-Петросяна (Ар­мения), которые оттеснили от власти первых секретарей республиканских компартий и стали реальными лидера­ми своих республик;

Совет

ü    вновь избранные парламенты ряда республик начали от­крытую борьбу за выход республик из состава СССР (пар­ламент Литвы, в первый же день своей работы и первым из республик, 11 марта 1990 г. объявил о выходе Литвы из СССР);

ü    съезд народных депутатов России — самой большой союзной республики СССР — также начал оппозиционную по­литику по отношению к центру и избрал новым лидером России Б.Н. Ельцина (приход к власти в России сторон­ников ее независимости наносил самый большой вред един­ству СССР);

ü    республики Средней Азии, не выступая за выход из СССР, на деле стали ускоренно строить собственную государст­венность. Весной 1990 г.

(всего через несколько дней по­сле введения должности Президента СССР) одновремен­но две республики (Узбекистан и Казахстан) первыми в Союзе учредили посты президентов республик, пост Прези­дента СССР перестал быть единственным президентским постом в СССР, впоследствии посты президентов рес­публик были введены в большинстве союзных республик;

ü    осенью 1990 г. Туркмения впервые в истории СССР провела всенародные выборы президента республики; ее примеру вес­ной 1991 г. последовала Грузия, где прошли вторые в СССР всенародные президентские выборы; летом 1991 г. всенародные выборы Президента прошли в России;

ü    12 июня 1990 г.

парламент России принял Декларацию о суверенитете, в силу которой законы России имели отны­не приоритет перед союзными; примеру России вскоре последовали все остальные союзные республики — в СССР начался “парад суверенитетов” и строительства го­сударственности республик, противопоставляемой союз­ной государственности и ослабляющей ее.

К середине 1990 г. произошла фактическая дезинтеграция СССР:

ü    Конституция СССР не действовала на большей части тер­ритории страны;

ü    Президент СССР уже не являлся единственным президен­том в стране и почти не имел власти — одновременно дей­ствовали еще 15 президентов и иных глав республик, объ­явивших о своем суверенитете;

ü    съезд народных депутатов СССР утратил свое значение; на смену ему пришло 15 республиканских парламентов, реально контролировавших ситуацию на территории рес­публик;

ü    руководящая роль КПСС — силы, ранее цементировавшей СССР и обеспечивающей управляемость Союза, была конституционно отменена; с введением многопартийно­сти в половине республик КПСС оказалась в роли оппо­зиции.

2. Несколько раз руководство СССР пыталось оказать силовое воздействие на республики:

ü    в апреле 1989 г. были применены войска для подавления демонстрации в Тбилиси (Грузия), требующей ухода в от­ставку тогдашнего руководителя республики Д. Патиа­швили;

Обратите внимание

ü    в январе 1990 г. в Азербайджан были введены войска с це­лью подавления народных выступлений против руково­дства республики во главе с А. Везировым;

ü    в январе 1991 г. была предпринята попытка военным пу­тем отстранить от власти руководство Литвы во главе с В. Ландсбергисом;

ü    в марте 1991 г. воинские части были введены в Москву с целью оказать воздействие на съезд народных депутатов РФ, часть депутатов которого предприняла попытку сме­стить с должности Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина.

Во всех случаях указанные попытки повлиять на разви­тие республик закончились провалом.

3. 23 апреля 1991 г. в Ново-Огарево под Москвой состоялась встреча М.С. Горбачева с руководителями ведущих союзных рес­публик. Сэтого дня кардинально поменялась политика центра по отношению к союзным республикам и проблеме сохранения СССР.

В результате данной встречи было подписано Ново-Огаревское соглашение, согласно которому:

ü    впервые было официально заявлено о невозможности со­хранить Союз ССР в существующем виде;

ü    было принято принципиальное решение не препятствовать выходу из СССР тем республикам, которые этого добиваются;

ü    впервые Президентом СССР и президентами союзных республик было заявлено согласие на возможный выход из СССР шести республик — Латвии, Литвы, Эстонии, Гру­зии, Армении и Молдавии;

ü    было принято решение образовать новый Союз из девяти республик(России, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении — трех славянских республик, пяти средне­азиатских и одной закавказской);

ü    новый Союз было решено образовать путем подписания нового Союзного договора, который заменил бы собой До­говор об образовании СССР 1922 г.

Важно

С целью подготовки нового Союзного договора (который бы детально регламентировал права центра и расширяющие­ся права республик) между Президентом СССР М.С.

Горба­чевым и лидерами девяти союзных республик на протяже­нии более 3 месяцев проходили переговоры. Данные перего­воры (“9+1”), вошли в историю как Ново-огаревский процесс. 2 августа 1991 г.

переговоры завершились. По результатам Ново-огаревского процесса были приняты следующие решения:

ü    был согласован проект нового Союзного договора и найдена “золотая середина” в отношениях между центром и республиками;

ü    на 20 августа 1991 г. было намечено его первое подписание.

В связи с неурегулированностью до конца отношений с некоторыми республиками (например, Украина до 15 сен­тября отказалась от участия в ново-огаревском процессе; особая позиция была у руководства Туркмении), было при­нято решение подписывать Союзный договор не в один день, а постепенно:

ü    20 августа 1991 г. договор подписывали только три рес­публики — Россия, Казахстан и Узбекистан;

ü    3 сентября к ним должны были присоединиться Белорус­сия, Киргизия и Таджикистан;

ü    после 15 сентября (после уточнения своих позиций) — Украина, Туркменистан и Азербайджан.

2 августа 1991 г. Союзный договор был “открыт к подпи­санию” всеми желающими. Республики должны были опреде­литься до конца 1991 г. После этого срока СССР в прежнем виде должен был прекратить свое существование. Республи­ки, не подписавшие договор до декабря 1991 г., становились независимыми государствами.

Совет

Республики, присоединившиеся к Договору, образовывали новое государство (рабочие названия — Союз Суверенных Советских Республик или Союз Суверенных Государств) правопреемник СССР.

После этого планировалось принятие Конституции нового Союза. До марта 1992 г. в новом Союзе должны были пройти выборы в новый двухпалатный парла­мент. На 28 июня 1992 г. были намечены всенародные выбо­ры Президента СССР/ССГ.

Планировалось, что Президентом обношенного СССР/ССГ с очень урезанными полномочиями останется М.С. Горба­чев, премьер-министром станет Н.А. Назарбаев, большинство министров будет заменено, КПСС будет распущена (со слов М.С. Горбачева, “разойдется по интересам”).

 4. Однако данные планы были сорваны. За сутки до подпи­сания Союзного договора в СССР 19 августа 1991 г. вспых­нул августовский путч:

ü    группа высших советских руководителей во главе с вице-президентом СССР Г. Янаевым и председателем КГБ В. Крючковым объявила Президента СССР М.С. Горбачева временно отстраненным от власти и создании Государст­венного комитета по чрезвычайному положению в СССР — ГКЧП;

ü    при этом не было предоставлено медицинское заключение о состоянии здоровья М.С. Горбачева, “путчисты” мало разъясняли свою программу — вместо этого в дни путча по телевидению шла многократная трансляция балета “Лебединое озеро”;

ü    не проводилось никаких репрессий, а попытки арестовать высших руководителей РСФСР провалились из-за не­умелых действий исполнителей — в результате противни­ки ГКЧП были на свободе и в открытую противодейство­вали путчу;

ü    в Москву начался ввод танков со снятыми боекомплекта­ми, солдаты были настроены мирно.

С самого начала путч выглядел ненастоящим, театраль­ной постановкой; лидеры путча вели себя нерешительно, по­стоянно давали противоречивые распоряжения, бледно вы­глядели на пресс-конференции.

Обратите внимание

В отличие от всех руководителей союзных республик, молчаливо поддержавших ГКЧП, решительную позицию занял Президент РСФСР Б.Н. Ельцин, выступивший с брони танка, объявивший путч незаконным и организовавший народное сопротивление в Москве и оборону Белого дома — в то вре­мя здания Верховного Совета РСФСР.

21 августа все лидеры путча выехали из Кремля на пере­говоры с М.С. Горбачевым и по пути были арестованы. Путч провалился. 22 августа М.С. Горбачев вернулся из Крыма “в другую страну”.

5. После провала путча начались радикальные изменения в системе государственной власти СССР, где теперь домини­рующее положение заняло российское руководство во главе с Б.Н. Ельциным:

ü    22 августа 1991 г. Россия восстановила исторический флаг — бело-сине-красный триколор;

ü    было отстранено от власти все прежнее руководство СССР, окружение М.С. Горбачева; вместо них в союзные струк­туры пришли ставленники Б.Н. Ельцина, которые начали на союзном уровне проводить сепаратистскую линию российского руководства, — М.С. Горбачев фактически потерял всю власть в стране;

ü    23 августа 1991 г. указом Президента РСФСР Б.Н. Ель­цина на территории РСФСР до решения суда была при­остановлена деятельность КПСС, начался захват имуще­ства партии;

ü    примеру Б.Н. Ельцина в августе — сентябре 1991 г. по­следовали лидеры других республик, где деятельность компартии была приостановлена или запрещена;

ü    26 августа М.С. Горбачев покинул пост Генерального сек­ретаря ЦК КПСС, что стало фактическим концом КПСС в прежнем виде;

ü    5 сентября 1991 г. под давлением лидеров республик Съезд народных депутатов СССР сам себя лишил власти и фактически самораспустился — в СССР был ликвидиро­ван парламент;

Важно

ü    вся власть в СССР перешла к новому органу — Государ­ственному Совету СССР, состоящему из лидеров союзных республик и заменившему парламент и правительство.

Фактически в результате указанных событий в течение 2 недель (с 21 августа по 5 сентября 1991 г.) в СССР были распущены все законные органы власти (парламент, прави­тельство, правящая партия). Власть полностью взяли в свои руки 12 человек — руководители союзных республик, среди ко­торых ведущую роль играли Б.Н. Ельцин и Н.А. Назарбаев.

Несмотря на заверения о желании возобновить Новоогаревский процесс и подписать Союзный договор, конкрет­ные действия лидеров республик говорили об обратном:

ü    своим первым шагом 6 сентября 1991 г. Госсовет СССР официально признал независимость Латвии, Литвы и Эс­тонии; из СССР вышли первые три республики, начался процесс демонтажа СССР;

ü    -в сентябре — ноябре 1991 г. лидеры 12 оставшихся в СССР союзных республик вели подготовку к обособле­нию своих республик от СССР.

Решающую роль в распаде СССР сыграли политические элиты союзных республик, в первую очередь — России и Украины:

ü    для элиты России распад СССР означал автоматическое устранение М.С. Горбачева как главы государства и со­юзного центра, возможность взять всю полноту власти, при этом — над 3/4 территории СССР, сбросить “бал­ласт” в виде союзных республик с их конфликтами и проблемами, сосредоточиться на собственных реформах;

Читайте также:  Идеи на новый год

ü    для элиты Украины распад СССР означал автоматиче­ское достижение независимости Украины;

ü    для других республиканских элит распад СССР означал повышение собственного статуса, бесконтрольность со стороны центра.

Кроме того, исчез “становой хребет”, который 70 лет объединял союзное государство — КПСС.

Процесс распада СССР ускорил фактический выход Украи­ны из состава СССР:

ü    1 декабря 1991 г. состоялся референдум о государственной независимости Украины;

ü    более 90% участников референдума высказалось за неза­висимость Украины;

Совет

ü    одновременно Президентом Украины был избран Л.М. Крав­чук — действующий глава республики и сторонник выхода Украины из СССР.

6. 7—8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще (Белоруссия) состоялась встреча глав России, Украины и Белоруссии — Б.Н. Ельцина, Л.М. Кравчука и С.С. Шушкевича, на которой было принято решение о роспуске СССР.

Несмотря на то, что сама по себе встреча в Беловежской пуще и ее решения первые дни не имели юридической силы, ни Президент СССР М.С. Горбачев, ни другие союзные органы не предприняли никаких действенных попыток по предотвращению распада СССР. Советское общество также восприняло Беловежские соглашения как свершившийся факт и не выразило протестов по поводу их содержания.

Через 2 недели распад СССР был оформлен юридически:

ü    21 декабря 1991 г. решение о роспуске СССР приняли главы 12 союзных республик СССР на Алма-Атинской встрече глав республик;

ü    в декабре 1991 г. парламенты России, Украины и Бело­руссии денонсировали Договор об образовании СССР 1922 г.;

ü    25 декабря 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев “доб­ровольно” ушел в отставку с поста Президента СССР (несмотря на то, что его президентские полномочия ис­текали только в 1995 г.), советский флаг спущен с Кремля;

ü    26 декабря 1991 г. — одна из палат распушенного Вер­ховного Совета СССР — Совет Республики, приняла Декларацию о прекращении деятельности СССР,

ü    31 декабря 1991 г. в Минске состоялась последняя встре­ча глав 12 республик, на которой окончательно были ре­шены оборонные и иные вопросы в связи с распадом СССР;

ü    1 января 1992 г. место СССР в ООН заняла Россия, СССР был исключен из списка государств ООН.

Источник: https://studizba.com/lectures/15-istoriya/495-lekcii-po-istorii-rossii/7969-4-krizis-perestroyki-i-raspad-sssr.html

Перестройка и ее результаты. Распад СССР

Перестройка и её результаты. Распад СССР

Введение

Прошло уже более двадцати лет с тех пор, как М.С. Горбачев снял с себя обязанности президента СССР, в связи с формально-правовым прекращением существования этого государства. Придя к власти в марте 1985 г., М.С. Горбачев провозгласил курс на Перестройку, которая за короткий срок изменит облик страны, а СССР прекратил свое существование.

Грандиозные идеологические, политические, экономические и социальные перемены потрясли самую большую державу мира, перетряхнув с Октября 1917 г. не только экономическую и политическую структуры, но коренным образом изменив не только европейский порядок, но и мировой. Данный период, несомненно, занимает большое значение в истории государства.

Перестройка – совокупность государственно-правовых, политических и социальных явлений и процессов, связанных с реформами и разрушением государственно-правовых и общественно-политических институтов СССР, происходивших в период 1985-1991 годов. С самого начала возникали сомнения в отношении реформаторских возможностей Горбачева.

Обратите внимание

Сомнения вызывала сама возможность реформирования системы, которая воспринималась как окостеневшая, полностью исчерпавшая свой потенциал. Изменения могли носить лишь поверхностный характер. Длительный период политической косности, в условиях которой Советский Союз прожил двадцать лет (1965-1985), казалось, подтверждает правоту этой точки зрения. Пришедшие к власти в марте 1985 г.

политические деятели не осознавали глубину кризиса, вся его природа требовала встряски страны. Речь шла о том, чтобы коренным образом изменить условия производства и методы управления экономикой, отношение к СССР на международной арене, избавиться от сталинизма и административно-командной системы управления.

Реформа Горбачева началась под тремя лозунгами: «гласность», «ускорение», «перестройка». Гласность могла бы быть определена следующим образом: сделать достоянием людей то, что до сих пор скрывалось. Здесь все понятно. А вот ускорение и перестройка…с этим сложнее. Лозунг «ускорение» на первый взгляд выглядел весьма традиционно – как призыв к ускорению темпов развития экономики.

Венчала же все это «перестройка», которая определялась как настоящая реконструкция всего здания советского общества в целом, но на деле приведшая к разрушению и распаду системы.

1. Курс на социально-экономическое и политическое обновление страны

«Перестройка» – это крупномасштабное общественное явление, затронувшее мировоззренческие, политические, экономические, социальные аспекты жизни крупнейшей мировой державы, изменившие существовавший после Второй мировой войны европейский и мировой порядок.

Одни связывают «перестройку» с контрреволюционным переворотом и предательством социалистических идеалов, другие – с возможностью развития страны в русле мировых цивилизационных процессов, третьи – с неудавшейся попыткой реформирования экономики и общественных отношений в рамках социалистического строя.

Часть общества считают «перестройку» результатом всемирного заговора сионистов и империалистов (глобалистов), которые давно вынашивали планы ликвидации СССР.

Временная отдаленность от событий «перестройки» и современные процессы, происходящие в России, позволяют считать «перестройку» одним из самых значительных событий в мировой истории.

Основное содержание «перестройки» было связано с кардинальными социальными преобразованиями, основанными на вопросах собственности, с изменением типа власти и характера производственных отношений.

Все эти процессы настолько грандиозны, что они до сих пор не завершены, а положительных результатов перемен можно ожидать только в будущем.

«Перестройка» неразрывно связана с именем М.С. Горбачева, по инициативе которого была предпринята попытка реформировать советское общество в рамках социалистической системы. Перестроечный процесс, протекавший с весны 1985 г. по конец 1991 г., прошел три основных этапа:

Первый этап перестройки

Важно

Первый этап – март 1985-1986 г. – ознаменовался реконструкцией отстававших по уровню технологии от Запада промышленных отраслей.

Первый лозунг горбачевского времени – «Интенсификация производства и повышение качества продукции» – предполагал внедрение новых технологий, расширение прав предприятий и повышение трудовой дисциплины.

Был взят курс на ускорение развития общественного производства, который во многом понимался как форсированное развитие машиностроения. перестройка экономический реконструкция дефицит

Однако в условиях затратно-директивной экономики дополнительные капиталовложения в машиностроение не дали ожидаемых результатов. Неэффективными оказались меры по созданию госприемки для ужесточения контроля над качеством выпускаемой продукции.

Падение мировых цен на нефть лишило СССР возможности закупать на Западе современное оборудование. Попытки расширения самостоятельности предприятий столкнулись с сопротивлением министерских чиновников, а антиалкогольная кампания 1985-1987 гг.

почти не повлияла на укрепление дисциплины, однако серьезно ударила по госбюджету. С 1987 г. началось падение уровня производства почти по всем показателям.

Новые кооператоры наживались на перепродаже дефицитных товаров из государственной торговой сети, а жизненный уровень остальных слоев населения стал резко падать.

Второй этап перестройки

Начало второго периода «перестройки» (1987-1988), связано с январским (1987) Пленумом ЦК КПСС. На нем М.С. Горбачев изложил новую идеологию и стратегию реформ.

Совет

Главными преобразовательными лозунгами были выдвинуты «гласность» и «демократизация», а в основу реформаторской стратегии положена идея соединения социализма с демократией. Благодаря «гласности» и разрешенному «плюрализму» мнений началась переоценка ценностей в общественном сознании.

Из-за пробуксовки реформ и несоответствия реального результата желаемому в высших эшелонах партийного аппарата произошел раскол.

На октябрьском Пленуме ЦК КПСС 1987 г. с критикой руководства выступил первый секретарь Московского горкома Б.Н. Ельцин. Примерно в это же время и появилось слово «перестройка».

Предполагалось, что для дальнейшего движения вперед необходимо перестроить ряды руководителей и внести изменения в систему управления. Критический анализ сталинского периода в литературе и публицистике вызвал ответную реакцию консервативных сил, возглавляемых секретарем ЦК КПСС Е.К.

Лигачевым. Формальным проявлением этой реакции стала статья преподавателя ленинградского вуза Н. Андреевой. Статья носила просталинский характер и называлась «Не могу поступаться принципами».

Это выступление положило начало размежеванию общественных сил по вопросам реформ и «социалистического выбора». М.С. Горбачев как инициатор перестройки пытался занять центристскую позицию.

В экономике была предпринята попытка осуществления реформ. Поле деятельности командно-директивных механизмов хозяйствования ограничили госзаказом. Однако это не привело к заметным улучшениям. Продолжалось нарастание товарного дефицита и падение жизненного уровня населения.

Проблема изменения политической системы решалась на ХIХ партийной конференции летом 1988 г. Реформаторское крыло КПСС предлагало вернуться к старому лозунгу «Вся власть Советам!», то есть передать часть властных полномочий от партийных структур представительным органам. В декабре 1988 г.

Обратите внимание

Верховный Совет СССР, исполняя решение ХIХ партийной конференции, внес изменения в Конституцию СССР по реформе политической системы, был принят новый порядок выборов.

Высшим органом власти провозглашался Съезд народных депутатов СССР, из состава которого формировался двухпалатный постоянно действующий парламент – Верховный Совет. 26 марта 1989 г. впервые прошли выборы депутатов на альтернативной основе.

Треть депутатов (750 человек) избиралась от общественных организаций.

Третий этап перестройки

Третий этап, охвативший 1989-1991 гг., стал периодом размежеваний и расколов в лагере «перестройки». Борьба продолжилась в ходе избирательной кампании и на I Съезде народных депутатов СССР, который работал в мае – июне 1989 г.

Лидером демократов на съезде стал академик А.Д. Сахаров, вернувшийся из ссылки. На I Съезде впервые развернулась открытая борьба за национальный суверенитет, которую возглавили прибалтийские депутаты.

В эту борьбу активно включилась и Российская Федерация, что привело к политическому кризису 1990 года.

«Перестройка», планировавшаяся ее авторами как реформы сверху в рамках социализма, вышла из-под партийного контроля. Активность «низов» проявилась сначала в виде этнических конфликтов в национальных республиках. Кровавые столкновения произошли в Карабахе, Сумгаите, Фергане, Кишиневе, Баку, Оше. В 1988 г.

стали появляться оппозиционные КПСС объединения. Особенно сильны были народные фронты в Прибалтике и других союзных республиках. В 1990 г. о суверенитете объявила Литва. Митинги и демонстрации стали привычным явлением во многих городах Союза. Средства массовой информации перенесли огонь критики с И.В. Сталина на В.И.

Ленина и на «социалистический выбор» в целом.

. Итоги внутриполитического и внешнеполитического развития страны. Распад СССР

На всём этом фоне продолжалось ухудшение экономического состояния страны, как следствие – резко упал уровень жизни и рождаемости. Со второй половины 1989 г. в СССР нарастала социальная напряженность.

Руководство страны столкнулось с кризисом доверия, который вскоре перерос в кризис реформационного процесса. Проявлением его стали шахтерские забастовки лета 1989 г.

, поддержанные рабочими и служащими ряда промышленных предприятий.

Важно

Социальное недовольство подпитывалось товарным дефицитом на сахар, мыло, стиральный порошок, чай, табачные изделия и др. В январе 1990 г. в Ленинграде и некоторых других городах были введены карточки на продукты первой необходимости.

Отмена государственной монополии на внешнюю торговлю привела к созданию множества совместных предприятий, владельцы которых, большей частью представители коммунистической номенклатуры, сколачивали состояния, вывозя за рубеж природные богатства, полуфабрикаты цветных металлов, стратегическое сырье.

Летом 1990 г. в стране были разрешены частная собственность и приватизация (приобретение собственности в частное владение). Разрабатывались различные программы перехода к рыночной экономике.

Программа «500 дней» (один из авторов – Г.А. Явлинский) предлагала передать промышленные и торговые предприятия в частную собственность, изменить финансовую политику, ввести свободные цены на рынке с индексацией зарплаты, пенсий, выплат.

В программах же правительства сначала Н.И. Рыжкова, а затем В.С. Павлова предлагался замедленный переход к рынку при господстве социалистической собственности и жестком контроле государства над экономикой. Руководство страны пошло по затяжному пути, постепенно повышались цены.

Вмарте 1990 г. на III Съезде народных депутатов СССР М.С. Горбачев был избран президентом Советского Союза. В этом же месяце прошли выборы делегатов на Съезд народных депутатов РСФСР и в российский Верховный Совет.

мая 1990 г. начал работу I Съезд народных депутатов РСФСР. После продолжительной борьбы председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б.Н. Ельцин, а Р.И. Хасбулатов стал его заместителем.

июня 1990 г.съезд принял Декларацию «О государственном суверенитете РСФСР». Согласно этому документу, властные полномочия перемещались из центральных в республиканские органы, т. е. от Горбачева к Ельцину. Борьба между этими лидерами во многом определяла ситуацию до декабря 1991 г.

Совет

После съезда внутри России начался «парад суверенитетов», в авангарде которого шел Татарстан. Принятие в автономных республиках деклараций независимости прекратилось в марте 1992 г., когда был подписан новый российский Федеративный договор.

Этапными на пути распада Советского Союза явились события в Тбилиси в апреле 1989 г., в Баку в январе 1990 г. и в Вильнюсе в январе 1991 г., где в ходе столкновений населения с войсками пролилась кровь. Руководство суверенной РСФСР встало на сторону противников Кремля, конфронтация с союзным центром еще более усилилась.

Прошли массовые митинги протеста против использования вооруженных сил для подавления народных выступлений, начался массовый выход из рядов КПСС. Республики, минуя центр, стали заключать между собой двусторонние соглашения. Это осложнило подготовку нового Союзного договора.

марта 1991 г.

Источник: http://diplomba.ru/work/83004

Ссылка на основную публикацию