Николай носов – уникальные факты

Николай Носов: интересные факты из биографии создателя “Незнайки”

23 ноября исполняется 110 лет со дня рождения детского писателя, драматурга и сценариста Николая Носова. Его самым знаменитым произведением стало “Приключения Незнайки”.

В память о великом творце в сотрудничестве с журналом “Личности” мы вспоминаем о том, чем запомнился миру этот писатель.

В начале прошлого века через пригородный поселок Ирпень провели ветку железной дороги Киев-Ковель, и в живописный окруженный лесом городок потянулась небогатая киевская интеллигенция  – отдыхать на природе. У родителей писателя, Варвары и Николая Носовых, не было средств на покупку жилья в Киеве, поэтому они приобрели кусочек земли и дом в набиравшем популярность, при этом отличавшемся дешевизной дачном Ирпене.

Обратите внимание

Николай Носов-старший происходил из простых мещан и, как позже писал его сын, “богачом не стал, потому что не знал, как это делается”. Николай Петрович был артистом и певцом, ремесло свое любил до самозабвения.

Он воевал в русско-японскую войну 1905 года, с войсками дважды прошел по Сибири, где насмотрелся на житье и быт каторжан и, вернувшись, организовал квартет “Сибирские бродяги”. Его участники, обрядившись в рваное тряпье и лапти, пели “Дубинушку” и прочие песни “тюрьмы и воли”.

Квартет гастролировал по империи, бывало, делал и неплохую кассу, но достатком Носовы все равно похвастаться не могли.

Незадолго до революционных событий 1917 года цензура запретила “Бродяг”, и Николай Петрович оставил сцену ради совсем уж черной работы: устроился кочегаром на паровозе, а потом плотничал в киевских железнодорожных мастерских. Но до конца дней считал себя человеком искусства и мечтал описать перипетии своей жизни в мемуарах.

Мать писателя, Варвара Петровна, неплохо пела, но о сцене не думала, растила детей, была неприметной, но надежной опорой семьи. Детей в семье поначалу было двое: Николай родился 23 ноября 1908-го, его брат Петр был полутора годами старше.

Мальчики крепко дружили между собой и если и бедокурили, то всегда на пару: то новенькие сандалии, промоченные на болоте, в духовке изжарят, то на ножной швейной машинке по дому катаются, то с соседской крыши в бочку с водой сигают. Оба наследовали родительский артистический склад натуры, любили музыку.

Петр рано осознал свое призвание – увлекся живописью и, как старший из погодков, заметно влиял на поведение и выбор пути брата.

Николай от рождения отличался большой остротой чувств, наблюдательностью и талантом сочинять. В автобиографической повести “Тайна на дне колодца” писатель вспоминал, как фантазировал, будучи четырехлетним ребенком:

Важно

К пяти годам Коля самостоятельно выучился читать, а подаренные вскоре братьям “Волшебные сказки” дали новое направление его и без того безудержной фантазии. В 1914 году Носовы продали свой ирпенский дом и перебрались в Киев. Переезд затеяли ради старших сыновей: их отдали в частную киевскую гимназию Стельмашенко.

К тому времени в семье подрастали и младшие – Лариса и Борис. Всего Носовых было шестеро, и в новую квартиру на Глубочицкой они втиснулись с трудом. По сути, это были трущобы, домишко на грязной, убогой, проложенной по дну оврага улочке. После ирпенского раздолья он казался нестерпимо тесным, да таким и был.

Но и новая съемная квартира на Борщаговке лучшей не была – тоже “коротышечный” домик.

Впрочем, после революции, в 1918-м, когда дворянские дома превратили в коммуналки, семейство Носовых на время перекочевало в настоящий особняк с кариатидами на Большой Караваевской улице –  в квартиру бежавшего белого генерала. Тут были безмерно высокие потолки, вычурная лепка и… вечная промозглость: отапливать целых три комнаты было нечем и, чтобы согреться, семейство вновь вшестером обреталось в одной.

В первую же киевскую зиму вся семья заразилась тифом. Его переносили вши, которыми в это нищенское время были заражены многие. Мать Николая вываривала вещи в огромном пятиведерном самоваре, но уберечь семью от болезни так и не смогла.

Тифом переболели все, но она и Николай перенесли болезнь тяжелее других: мать в бреду пыталась выскочить из окна, и все боялись ее помешательства.

Николай долгое время был на грани жизни и смерти, а когда пошел на поправку, оказалось, что у него отказали ноги, и пришлось заново учиться ходить. Но эти маленькие жизненные драмы не оставили рубцов на памяти ребенка.

Носов считал свое детство очень счастливым, а его ранние воспоминания о Киеве носили оттенок беззаботного любопытства и спонтанной радости бытия – так свойственной и его сказочным героям.

В приготовительном классе гимназии Николай просидел лишний год  – не из-за неспособности к наукам, а потому что вслед за братом заданных уроков не делал. Вот только Петра перевели в первый класс, а Николая оставили второгодничать.

А потом и в самой гимназии начался хаос: в гражданскую войну Киев без конца переходил из рук в руки. Белополяки и красные,Петлюра и Махно, Деникин и Врангель брали и оставляли город.

Гимназические учителя бежали в деревни – там хоть можно было прокормиться.

Писатель вспоминал: “утром мы являлись в класс, и кто-нибудь из учителей говорил нам: 

О жизненном пути Николая Носова и неизвестных фактах его биографии можно прочитать в журнале “Личности” (№98). Текст опубликован с разрешения редакции журнала “Личности” (Статья Ольги Петуховой “НИКОЛАЙ НОСОВ: БЕЗ «ТЕТУШКИ СКУКИ”).

Источник: https://podrobnosti.ua/2270804-nikolaj-nosov-interesnye-fakty-iz-biografii-sozdatelja-neznajki.html

Н.Носов — автор знаменитого приключенческого цикла о Незнайке

Николай Носов известен всем нам как автор знаменитого цикла о Незнайке. Многие дети выросли на этих замечательных книгах. Но не все знают малоизвестные, но интересные факты из жизни Носова, которые раскрывают этого человека с другой стороны.

С самого детства Николай интересовался многими вещами. Его родители считали, что мальчик пойдет по стопам отца — эстрадного артиста. Все потому, что будущий писатель получал огромное удовольствие от его выступлений и часто присутствовал на них в качестве зрителя.

Совет

Но эту страсть победила другая — Николай захотел стать скрипачом, упрашивая приобрести ему инструмент. Правда, желанная скрипка быстро отошла в прошлое, уступив место театру. Потом шахматам. Затем пришел черед фотоаппарата и радиоэлектроники — юноше было интересно многое. Он даже сам выпускал свой собственный журнал — для узкого круга своих друзей, конечно.

 Но и на этом Носов не успокоился, организовав себе, уже будучи студентом, мини-лабораторию химика.

Кинематограф — самая главная страсть

В итоге Николай сделал решивший его судьбу шаг и поступил в Московский институт кинематографии. Он прошел путь от постановщика до режиссера.

Причем снимал не только учебно-научные фильмы, но еще и работал в сфере мультипликации. А в военное время режиссировал учебные сюжеты для воюющей армии. За что и получил орден (Красную Звезду).

Самым известным является его учебное пособие для танкистов.

Человек множества профессий

Правда, до того как занять свое место в киноиндустрии, Носову пришлось сменить множество занятий. Он продавал газеты, косил, работал землекопом, был рабочим на различных заводах и даже чернорабочим. Начал же работать он еще мальчиком — времена были голодные.

Дружба с беспризорниками

В страшное время послереволюционного разгула Коля свел дружбу с уличными мальчишками. Произошло же это из-за того, что однажды он опоздал на последний поезд, на котором ездил домой с работы, и был изгнан с вокзала сторожем. Так он столкнулся с группой беспризорных, которым стал настолько симпатизировать, что не раз и после оставался ночевать у них.

От сказок на ночь до известности

У Николая родился сын и ему нужно было рассказывать ему истории и сказки. Но постепенно он осознал, что его творчество может стать интересно и другим детям.

Он со всей тщательностью подошел к работе, и так появился озорной и самоуверенный Незнайка, а также остальные герои. Все они и принесли известность Носову, закрепив его в плеяде писателей.

Но его фантазия создала не только маленьких человечков. Были и другие герои. Первый рассказ автора вышел в печать в 1938 г.

Незнайка изначально был эльфом

Но не по замыслу Носова — он просто вдохновился сказками Хвольсон, рассказывающими о приключениях эльфов. Правда, оттуда он взял лишь имя и некоторые частички характера.

Фабула и концепция сюжета — это полностью заслуга автора. Отчасти он наградил главного героя не только своими чертами, но еще и частичками характера сына.

А многие герои книги, как подозревают знавшие автора люди, написаны с детей его знакомых.

Франтоватость Незнайки — отголосок предпочтений автора

Знаменитая голубая широкополая шляпа с кисточкой берет свое начало в привязанности самого автора к подобным экстравагантным головным уборам.

Не только Незнайка

Писатель активно издавался в журнале “Мурзилка”. Помимо детских произведений он написал серьезные повести (автобиографические): “Повесть о моем друге Игоре”, а также “Тайна на дне колодца”.

Не только режиссер, но и сценарист

Н.Носов с женой и внуком.

Носовым были подготовлены сценарии к следующим фильмам:

  • “Приключения Коли Клюквина”;
  • “Дружок”;
  • “Два друга”;
  • “Фантазеры”.

Увековеченный в нумизматике

По случаю столетия со дня рождения писателя Центробанк выпустил серебряную двухрублевую монету с изображением его самого и героев его книг. Эта монета причислена к серии “Выдающиеся личности России”.

Отзывчивость и поклонники

По словам родственников, Носов частенько отправлял свои книги по просьбам маленьких читателей — ведь в те времена не все могли приобрести их сами. Причем поклонники были не только у нас, но и за границей — произведения переводились на разные языки.

Также часто посещали Николая и иностранные гости, которых он принимал в своей скромной квартире. По словам его внука, как-то раз он получил в подарок большую коробку со сладостями от японцев. На ней был изображен Незнайка — как оказалось, он стал символом кондитерской.

Как видно, не только советским детям полюбились его приключения.

По стопам деда

Н.Носов с внуком Игорем

Внук писателя, о котором рассказывается в “Мой друг Игорь”, также стал писателем, а заодно и издателем.

https://www.youtube.com/watch?v=BGbIZZfrN1Q

Таковы интересные факты из жизни Носова Н.Н. — писателя, чьи книги пронизаны добрым юмором и освещают самые разнообразные житейские аспекты. Кстати, кое-кто из дальних родственников писателя все также живет в его родной местности — Ирпене. Дом писателя стоит на своем месте по сей день, вот только музея там нет, в нем живут обычные люди.

И продолжает жить память о Николае — не зря ведь считается, что писатель (как и его герои) жив пока хоть один читатель читает его книги и помнит персонажей и его самого.

Хочется верить, что Носов еще на долгие годы будет вспоминаться благодарными читателями и жить в их душах и сердцах.

Так же, как и маленький озорник Незнайка, Винтик и Шпунтик, Кнопочка и многие другие герои, созданные богатым воображением автора.

Источник: http://writervall.ru/interesnyie-faktyi-iz-zhizni-nosova/

Школа жизни Николая Носова

Детство в Ирпене

Николай Николаевич Носов появился на свет 10 (23) ноября  1908 года в Киеве. После рождения  Коли родители решили переехать в  небольшой городок Ирпень поблизости Киева, с тем, чтобы Коленька и его старший брат Павел проводили больше времени на лоне природы. Воспоминания Носова о  первых годах жизни передают атмосферу счастливой и дружной семьи и рассказывают и мирных и веселых днях:

«В наш механизированный век детям рассказывает сказки машина, называемая телевизором.

  В дни моего детства таких машин не было,  и детям рассказывали сказки ближайшие родственники,  чаще всего дед  или  бабка или  какая-нибудь прижившаяся в  семье старушка нянюшка.

  В  нашей семье не было ни дедки,  ни бабки,  ни прижившейся нянюшки, а сказки рассказывал отец. И, нужно сказать, хорошо умел  это  делать».

Обратите внимание

Коля и Павлик проводили долгие дни, наполненные простыми мальчишескими радостями – ходили в лес, купались на речке, придумывали различные забавы и переживали приключения. Иногда, конечно, шалили и совершали различные мелкие проступки.

Носов в своей автобиографической повести «Тайна на дне колодца» писал:  «Я был счастлив хотя бы уже тем, что меня никогда не воспитывали при помощи наказаний.

  Меня никто никогда не ставил в  угол или на  колени,  не  оставлял без обеда или без сладкого,  не заставлял сидеть в  душной комнате,  когда так  хотелось побегать на  свежем воздухе во  дворе,  и  т.д.

Читайте также:  12 фраз, которые не стоит говорить детям

  Если мне иногда и  влетало,  то  это можно было рассматривать  лишь  как  случайность,   непредвиденное  обстоятельство  или стихийное  бедствие  вроде  наводнения  или   землетрясения,   от   чего  не убережешься и на что нельзя сердиться, как нельзя сердиться на угол стола, о который ушибся».

Мать мальчика занималась воспитанием детей (позже у Николая появились еще брат и сестра), а отец был актером. Зарабатывал он на жизнь тем, что в составе квартета «сибирских бродяг» исполнял песни каторжников.

  Однако спустя некоторое время по цензурным соображениям эти выступления прекратили.

Отец Носова устроился на работу плотником в киевские железнодорожные мастерские, где делал  деревянные лопаты для очистки железнодорожных путей от снега, а летом  работал кочегаром на паровозе.

Страшные годы

Незадолго до революции Колю и Павла приняли в гимназию в Киеве. После вольной жизни мальчикам было тяжело привыкать в дисциплине и зубрежке. Однако это еще было не самое страшное. Вскоре произошла революция, и Киев оказался в самом центре гражданской войны – город постоянно переходил из рук в руки, а  привычная жизнь разрушилась.

Носов мало написал об этом смутном времени, но все же  глухо обмолвился:

“Старуху соседку, жившую за стеной от нас, подстрелили в один из таких боев на улице. Долгое время она лежала с закрытым какой-то дерюжкой лицом у двери своей квартиры, вытянувшись поперек узкого прохода так, что попасть к себе домой мы могли, лишь перешагнув через ее труп. Время было зимнее. Учились мы во второй смене. Темнело рано.

Важно

И весь день неизменно преследовала мысль, что придется, возвращаясь домой, прыгать в темноте через труп старухи. А мертвецов я ужасно боялся. Хоронить ее было некому, она была совсем одинокая. Наконец за нее взялись собаки. Только тогда ее похоронили. Кто, где и как – этого я уже не знаю. Впрочем, я мог бы порассказать истории и пострашней.

Но в них нет ничего поучительного. Так что я уж помолчу лучше”.

Зато Носов рассказал о том, как много ему пришлось работать – с самых ранних лет. Он торговал углем в магазине своего дяди, был мальчишкой-газетчиком, возил лес на подводе, а затем устроился на бетонный завод. При этом он продолжал учиться. Вот что пишет Носов:

“Время мое в тот период было уплотнено до предела. Проснувшись на рассвете и едва позавтракав, я бежал с молотком в руках на бетонный завод и дробил щебень. Часа в четыре я работу кончал и бежал домой. Пообедав, я бежал на станцию, чтоб не опоздать к поезду.

В поезде я спокойно мог отдохнуть, вернее сказать – почитать какую-нибудь книжку или учебник в течение 45-50 минут, то есть пока поезд шел от Ирпеня до Киева. Занятия в школе были с семи часов вечера до десяти или одиннадцати.

После занятий я мчался обратно на вокзал, снова отдыхал в поезде под убаюкивающий стук колес и являлся домой частенько, когда уже было за полночь”.

Однажды  у него не было денег на дорогу из Киева, и он остался ночевать на вокзале. Однако в 12 ночи вокзал закрылся, и милиционер выгнал юношу на улицу. И там Носов познакомился в беспризорниками и ночевал вместе с ними! Он даже подружился  с ними и потом часто ночевал в их компании – в заброшенных домах и чердаках.

Удивительно, что при такой тяжелой жизни Носов все равно находил время для мальчишеских радостей – он прочел много приключенческих книг, пел в хоре, играл на гитаре и мандолине, выпускал самодельный журнал, научился сам собирать приемник. Все эти навыки потом найдут отражение в его повестях и рассказах. Героям Носова сразу веришь, потому что они настоящие и умеют делать множество разных вещей – ведь многим из них Носов придал свои собственные черты.

Особенно серьезно он увлекался химией, даже оборудовал химическую лабораторию. Носов собирался стать химиком, но соответствующего учебного заведения тогда в Киеве не было. Тогда юноша решил поступить в Киевский художественный институт, так как всерьез заинтересовался фотографией, даже сам сделал фотоаппарат.

“Наилучшая” работа

Через два года учебы Носов перебрался в Москву, где учился в институте кинематографии, который окончил в 1932 году.

Много лет он проработал в кино – был режиссером мультфильмов, научных и учебных фильмов.

Совет

Во время войны он снимал учебные фильмы для армии и даже был награжден орденом Красной Звезды.

Еще до войны он начал по чуть-чуть писать детские рассказы, но долгое время считал это баловством. Однако затем он все же начал печататься – сначала во всеми любимом журнале «Мурзилка».

Его герои так полюбились читателям, что они постоянно требовали новых рассказов и повестей.

Сам Носов тоже увлекся творческим процессом, и в результате в 1951 году он решил оставить работу в кино и стать профессиональным литератором.

«Я постепенно понял, что сочинять для детей является для меня наилучшей работой. Она требует много знаний, и не только лишь литературных…»

И действительно, по его книгам можно было учиться – как вывести цыплят, как разводить пчел, или даже как не надо варить кашу.

А прочтя его сказочную трилогию о Незнайке, читатели получали массу различных сведений. Можно сказать, что советские дети впервые столкнулись с капитализмом в его книге «Незнайка на Луне» и узнали, что такое акции, биржа, реклама, кредиты и т.д…

Носов был  известным  писателям, книги его переводили на многие языки, но по воспоминаниям его внука, всегда оставался скромным и неприхотливым человеком, долгое время прожившим в коммунальной квартире и работавшим на износ.

Однако тяжелая работа, начатая еще в раннем детстве, рано подкосила Носова. Он умер в 1976 году, не дожив до своего 68-летия. На надгробии могилы писателя на Кунцевском кладбище куда-то весело бежит в своей огромной шляпе Незнайка – самый любимый герой Носова…

Источник: http://www.chronoton.ru/bio/nikolay-nosov

Николай Носов: занимательная биография детского писателя в рассказах и картинках

Николай Носов: занимательная биография детского писателя. Список литературы. Краткая биография  Н. Носова для детей. Фильмы по рассказам Носова для детей.

Николай Носов: «Сочинять для детей — наилучшая работа»

Иногда кажется, что у известных людей в их жизни всё было гладко и понятно. Сразу же стали писать, нашли своё призвание, получили известность. Но это не так. Всё в жизни Николая Носова складывалось таким образом, что он должен был заниматься техникой, но … он стал любимейшим детским писателем многих поколений.

Эта статья — необычная биография писателя — «живая» и «человечная», без сухих фраз, но зато с жизненными уроками для всех нас. Рассказывая о биографии Николая Носова мы постараемся увидеть в ней  тот урок жизни, который поможет и  нам идти к своим целям, понимать себя и делать добрые дела в этом замечательном мире!

Биография Николая Носова: загадки интересной судьбы

Говоря о детском писателе, хочется максимально  приблизиться к нему с позиции ребенка, понять, почему же дети в разных странах так любят Незнайку и откуда эта неисчерпаемая фантазия, создавшая целый мир удивительных героев?

Попробуем  раскрыть тайны «тайну на дне колодца» — именно так назвал Н. Носов книгу — автобиографию о своих детских года. И искать ответы на загадки его интересной творческой судьбы мы начнем в детстве писателя, ведь именно это время  жизни человека выбрано им в качестве основного в своих произведениях.

Детство Николая Носова: откуда взялся Незнайка и кто он такой?

Николай рос в многодетной семье, были еще два брата и сестренка, а их папа был актером. Николаю очень нравились выступления отца, в семье даже думали, что он пойдет по стопам родителя.

Мальчик решил научиться играть на скрипке, представляя себя музыкантом.  Но, оказалось, что это не так-то просто, и Коля забросил скрипку.

Потом он увлекся химией, мечтая уже видеть себя ученым в белом халате, делающим  потрясающие открытия в области науки.

Обратите внимание

Увлекался он и фотографией, шахматами, игрой на мандолине, даже собак дрессировал. В школьные годы Николай выпускал рукописный журнал «ИКС», ставил на любительской школьной сцене «Тараса Бульбу»

На рисунке  ниже в этой статье представлены все увлечения и профессии Николая Носова. Они нашли отражение в его произведениях, особенно в  «Приключениях Незнайки».

Каждого коротышку автор наделяет социальным статусом, то есть дает ему профессию: художник Тюбик, музыкант Гусля, астроном Стекляшкин, доктор Пилюлькин, механики Винтик и Шпунтик, ученый Знайка и тд.

 А коротышка рад стараться, он преданно следует своему предназначению. Вот только главный герой – Незнайка – пока не определился с выбором  своего жизненного пути.  Автор позволяет нам с вами проследить, как Незнайка ищет себя.

И согласитесь это весьма интересно.

Такой путь — путь поиска своего жизненного пути, путь Незнайки — прошел и Николай Носов в своей жизни. 

Детство Николая Носова пришлось на тяжелое время, Первая мировая война и Гражданская война оставили свой след. Вся семья писателя переболела тифом, а Коля болел дольше всех. Но все выжили, это воспринималось как чудо в то время.  Носов на всю жизнь запомнил, как мама плакала от радости, когда он выздоровел: «Так я узнал, что плакать можно не только от горя».

К слезам у автора  сформировалось чуткое  отношение, особенно к детской слезинке.  Он считал, что плачущего ребенка непременно нужно утешить, спросить, кто его обидел, что случилось.

Потому что когда ребенок плачет, «ему не менее тяжело, чем нам, в минуту душевной невзгоды,  а мы ка-то равнодушно смотрим на его слезы и…  считаем их просто дурью или капризом».

Важно

 Не верит Носов физиологам, что «дети и старики часто плачут оттого, что… слезные железы у них легко выделяют влагу. Я-то знаю, что это не так! Они плачут потому, что у них еще нет (или уже нет) сил справляться с чувствами, которые внушает им эта непонятная и неумолимая жизнь.

  Страдание от этого не уменьшается, а лишь увеличивается».  Такого Носова мы не увидим напрямую в его рассказах, но его внимательность к проблемам ребенка, торжество добра и нравственности проходят сквозь все творчество.

Маленький Николай не был идеальным учеником или идеальным ребенком. Было время, когда гимназист Николай бросил делать уроки, получил двойки и остался на второй год. После чего он числился в самых отстающих учениках. Но однажды он услышал такой диалог взрослых.

На вопрос «Как он учится» его учитель ответил: «Ничего», на секунду замявшись. У мальчика сразу же поменялся взгляд на взрослых людей и появилось доверие к ним.  Проще всего было назвать его отстающим, сложнее было — поверить в его возможности.

И это случилось! После этого Николай всегда старался видеть хорошее в людях и в героях своих произведений.

После этого началась эпопея освоения маленьким Николаем программы гимназии — надо было наверстать всё упущенное за предыдущие годы. Математику он изучает по учебнику и справляется с алгеброй «самоучкой».

Физика и химия вдруг неожиданно увлекают его так, что он делает дома на чердаке настоящую лабораторию и мечтает стать химиком.

А еще он играет в оркестре, много читает, поет в школьном хоре, прекрасно играет в шахматы! Изучает гармонию, много читает русской классики.

Совет

Он сам подготавливает брата и сестричку к поступлению в четвертый класс гимназии, обучая их! Даже встретившись на улице с беспризорниками, Николай не избегает их, а входит в их круг и знакомит с книгой и объясняет, что «книга — это пища для ума», читает им рассказ Лескова и учит с ними наизусть «У лукоморья дуб зеленый».

В жизни Николая Носова были разные люди и разные случаи. Но он очень разумно подходил к жизни и исповедовал принцип «всё видеть, никого не винить».

Отрочество  и юность Николая Носова

Чтобы прокормить семью Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив её в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпенe, потом на частном кирпичном заводе в городе Буча.

Читайте также:  Русский без ошибок

Именно маленький Николай в трудные годы голода спас свою семью — он боронил огород, сажал картошку вместе со старшим братом и сестрой. Ведь отец был на заработках, мать занята по женским хозяйственным работам, старший брат в то время уже учился живописи.

Николай не боялся трудной работы — дробил щебень на бетонном заводе, работал на кирпичном заводе, косил траву для козы, торговал газетами, возил тяжелый бревна на станцию, обучал детей грамоте, и спокойно относился к работе за «кусок хлеба».  Но — работая за кусок хлеба — он всегда мечтал найти свое призвание.

Николай писал, что он ощущал себя в душе «Шерлоком Холмсом, Оводом и Христофором Колумбом — одним в трех лицах; и если уж говорить до конца правду,  то капитан Немо — это тоже был я».

Всё шло к тому, что Николай явно должен был бы пойти учиться в политехнический институт.  Николай страстно мечтал о профессии химика! Но — вмешался Его Величество Случай.

Николай хотел поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но не смог, так как он не закончил профшколу, дающую законченное среднее образование. Но зато к нему вдруг пришло новое увлечение в жизни, которое дало совсем другое направление его жизни!

Помешала ему стать химиком страсть к учительству :). Вот как это произошло.

Брат Николая занимался рисованием. Николай объяснил брату, что он рисует неправильно: надо отображать на картине не что попало, а состояние души! Это в картине самое главное, особое состояние Художника в ее Творении! Поэтому нужно выбрать особое место по настроению картины.

Обратите внимание

Чтобы передать брату свою мысль, Коля решил сделать фотографию (рисовать он совсем не умел, поэтому в рисунке передать свою мысль он не мог). Для этого ему пришлось прочитать несколько подшивок журналов по фотографии, смастерить фотоаппарат, купить реактивы и всё необходимое.  Фотография получилась! И..

Николай вдруг увлекся фотографией и решил, что это будет его способ «сказать миру хоть сколько — нибудь доброго»! И он поступает на киноотделение Киевского училища живописи и ваяния. 

А через 2 года, в 1929 году, Николай Носов перевёлся в Московский институт кинематографии. Закончив этот институт, Николай стал постановщиком и режиссером научных, мультипликационных и учебных фильмов.

Более 20 лет своей жизни писатель отдаст кино, будет он работать и художником-мультипликатором.

Источник: https://shitikova-class-sch7-schel.edumsko.ru/articles/post/1242188

Николай Носов: «Любовь к детям как генеральная черта характера»

Быть детским писателем – нелегкое занятие. С детьми не стоит лукавить или пытаться их обмануть в желании показаться искренним. «Подумайте, взвесьте. Писать для детей – это трудный хлеб. Жить на это нельзя, а отдавать себя надо полностью…», – говорил известный детский писатель Николай Николаевич Носов.

«У этого талантливого человека вечно юная, детски чистая, чудесная душа».

«Он пленил ребят, нас, пишущих для них, своим великолепным, неистощимым юмором, который никогда и нигде не переходит в нарочитое комикование, не становится дурашливостью, изощряющейся в поисках смешного», – отзывались о Носове современники. Тем не менее, его называли человеком противоречивым, сложным, нелегко сходящимся с людьми, одиноким.

Николай Носов появился на свет 23 ноября 1908 года в Киеве.

Мать, Варвара Петровна, воспитывала детей, отец Николай Петрович выступал артистом в «квартете поющих бродяг», переодевающихся в старые крестьянские лохмотья и изображающих беглых заключенных, стремящихся попасть из Сибири на родину.

Впрочем, в разные периоды жизни он числился плотником, кассиром, рабочим железной дороги. Через некоторое время семейство переезжает в город Ирпень в восьми километрах от Киева.

Детство в Ирпени Носов описал в книге «Тайна на дне колодца». Автобиографическая повесть представляет собой удивительное сочетание детских воспоминаний и размышлений зрелого человека.

Автор рассказывает, как он представлял окружающие предметы в качестве живых людей, с присущим характером и внешностью, как относился к отцу («мой добрый великан»), матери («милая мамочка, ненаглядная»), какие приключения происходили с ним и старшим братом Петром.

Когда Николай подрос, в семье появились двое детей – «малыши Лялька и Бобка». Дружная и крепкая семья сумела пережить ужасы Первой мировой и Гражданской войн. «Для нас война была прозой жизни», – пишет Носов.

В 1924 году Николай заканчивает семилетнюю школу и идет работать на кирпичный завод, затем разносчиком газет, параллельно изучает предметы средней школы. Он показывает себя как разносторонне одаренная личность: увлекается музыкой, фотографией, химией, радиотехникой.

Он проявил интерес к игре на скрипке – «мечтал стать кем-то вроде Паганини, не меньше», но это занятие быстро наскучило. Затем Николай с другом организовывают небольшую химическую лабораторию.

Важно

Неожиданно он резко меняет курс и поступает в Художественный институт, будучи увлеченным фотографией, однако в 1929 году уезжает в Москву и сдает экзамены в Московский государственный институт кинематографии.

Двадцать лет Носов занимается режиссерской деятельностью. В 1943 году его награждают Орденом Красной Звезды за фильм «Планетарные трансмиссии в танках».

С фильмом связан интересный факт: он был посвящен устройству танка «Черчилль», который поставлялся СССР из Англии, и после демонстрации работы машины были выявлены неполадки. Иными словами, никто, включая опытного танкиста, не могли понять, как управлять танком.

Увидев это, Николай Николаевич попросил сесть в кабину вместе с танкистом и посмотреть, в чем дело. В то время как управляющий машиной танкист включал и выключал двигатель, поворачивал рычаги, Носов внимательно наблюдал за его манипуляциями.

В результате, Николаю Николаевичу удалось обнаружить ошибку, а танкист не мог поверить, что Носов знает устройство танка на любительском уровне.

Как Николай Носов стал писателем? В мемуарах он отзывался, что на этот вопрос, задаваемый читателями, ему хочется ответить: «Да как-то так вышло…».

Но стремление создавать детские произведения не возникло спонтанно. В немалой степени поспособствовал факт рождения собственного ребенка в 1931 году.

Николай Николаевич оказался близок к волшебному миру детства, был поражен и удивлен им, что и послужило причиной выбора.

Совет

Литературная деятельность автора начинается в 1938 году с публикацией небольшого рассказа «Затейники» в журнале «Мурзилка». Через несколько лет, в 1945 году выходит первый сборник рассказов «Тук-тук-тук», за ним, спустя год, второй – «Ступеньки».

В 1952 году повесть «Витя Малеев в школе и дома» приносит писателю Государственную премию СССР. В произведении рассказывается о двух друзьях Вите и Косте Шишкине, в течение одного школьного года ухитряющихся попадать в нелепые и поучительные ситуации.

По мотивам повести был создан фильм «Два друга».

Как утверждает сам автор, к написанию повести его подтолкнул подслушанный разговор двух учительниц, которые обсуждали, что неуспевающий ученик никогда не будет хорошо учиться, сколько ему ни помогай – ведь он привык, чтобы его «тянули».

«Мне ярко представился такой ученик, у которого нет-нет да и появляется желание, даже решимость взяться за дело и начать «новую жизнь», да вся беда в том, что решимость держится у него чаще всего не более одного дня.

Таким образом, созрел замысел будущей повести: отстающий ученик преодолевает свое отставание, борясь с недостатками своего характера (иначе говоря, формирует свой характер)».

В 1953 году Николай Носов приступает к написанию трилогии о Незнайке, в которую входят «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Персонажами повестей являются коротышки – маленькие человечки из Цветочного городка.

Главный герой – Незнайка, мальчишка с соломенного цвета волосами и огромной голубой шляпой, в широких штанах, непоседливый и задиристый, но честный и добрый.

Были ли реальные прототипы у этого героя? Кто-то считал, что Незнайка напоминает сына Носова Петра, кто-то сравнивал его с самим писателем за любовь к разным выдумкам.

Николай Николаевич описывал этого персонажа так: «это… ребенок вообще, с присущей его возрасту неугомонной жаждой деятельности, неистребимой жаждой знания и в то же время с неусидчивостью, неспособностью удержать свое внимание на одном предмете сколько-нибудь долгое время». В 1969 году писателя награждают Государственной премией РСФСР имени Крупской за трилогию.

По окончании работы над книгами о Незнайке и его друзьях, писатель переходит к созданию произведений для взрослых. Например, в 1969 году он пишет «Иронические юморески», сборник эссе на различные темы: воспитание детей, самовоспитание, отношение к литературе и многое другое.

Спустя два года издается книга «Повесть о моем друге Игоре», в которой описывается становление личности и характера ребенка. Последним произведением писателя могла бы стать «Повесть о первой любви», – «Сейчас мой герой подрос, повзрослел, и пришла пора ему полюбить».

Увы, эта задумка осталась нереализованной.

Исследователи творчества Николая Носова выделяют три основных периода его литературной деятельности. Первый период – рассказы и повести, произведения об обычных ребятах, в которых читатели могут угадать сами себя.

Обратите внимание

Повествование ведется от имени самих героев, поэтому нет давящего ощущения того, что взрослый человек поучает, как нужно поступить в той или иной ситуации – ребенок сам способен сделать выводы.

Второй этап связан со сказочной трилогией о Незнайке, где писатель усложняет задачу – помимо простых навыков, о приобретении которых можно узнать из его первых рассказов и повестей, писатель включает обучение арифметике или приготовление каши, он рассказывает о космосе, ракетостроении, устройстве общества. Третий этап, автобиографический, позволяет писателю понять особенности детской психологии уже со взрослой, осознанной точки зрения и поделиться этими знаниями с читателями.

В своем творчестве Носов особое внимание уделял балансу фантазии и правды – он считал, что через сказочное описание необходимо передать правдивые черты реальности. «Если писатель нарушит эту логику, то у него получится не художественное произведение, а сапоги всмятку, то есть нечто, не внушающее читателю никакого доверия».

Книги были не только частью работы писателя, но и помогали ему отдыхать.

По рассказам Игоря, внука Носова, он с дедушкой часто заходил в букинистические магазины, где Николай Николаевич выбирал себе книгу, а придя домой тут же садился за чтение с карандашом в руках.

При этом тематика выбираемых книг была очень обширна – от пчеловодства до космонавтики. Все почерпнутые сведения так или иначе впоследствии фигурировали в рассказах и повестях писателя – он не мог писать о том, в чем не разбирался.

Родственники писателя отмечали, что Носову была присуща такая черта, как умение объяснять. «Вообще, в нем много было от учителя», – пишет сестра жены Николая Николаевича.

«Надо ли было объяснить, как лучше добраться до отдаленного района Москвы, какую лучше выбрать книгу, как починить испорченный бытовой прибор – он с готовностью и даже радостью принимался объяснять».

Кроме того, для Носова было характерно обостренное восприятие смешного: «Он мог рассказать вполне обычную историю так, что обхохочешься, и все собирал в свою писательскую корзинку».

Носов был очень внимателен к своим читателям: он получал множество писем, не всегда и не всем успевал отвечать, но открыто рассказывал и детям, и их родителям о своих творческих планах, отвечал на их вопросы, давал советы, дарил свои книги, интересовался их мнением о своих произведениях. Однако, Николай Николаевич, несмотря на то, что писал веселые книги, не был весельчаком или юмористом в жизни. Он не стремился демонстрировать свой талант, был молчалив, но не боялся критики коллег по литературному цеху.

Важно

Герои, ожившие на страницах книг Носова, стали популярными не только в СССР, но и за рубежом. Например, владелец кондитерского магазина в Японии написал Носову письмо, в котором выражал желание назвать свое предприятие в честь Незнайки.

Николай Носов умер 26 июля 1976 года. Он похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Как писал Самуил Миримский, писатель и редактор, знакомый с Носовым: «Когда я читаю и перечитываю его книги, писатель всегда представляется мне человеком из детства, ярко одаренным мальчишкой.

Любознательность, жизнерадостность, простодушие, искренность, расположенность к дружбе были в человеческом характере писателя. Именно таким он был по глубинной сути своей.

И таким навсегда останется для своих читателей».

Читайте также:  Различия между искренними и фальшивыми людьми

Екатерина Постная



Источник: http://www.dailyculture.ru/stati/bio/nikolay_nosov_lyubov_k_detyam_kak_generalnaya_cherta_kharakt/

Николай Носов биография

Николай Николаевич Носов (1908 – 1976) – русский писатель, драматург, режиссер и киносценарист, лауреат Сталинской премии третьей степени, автор известных детских произведений о Незнайке.

Носов Николай Николаевич родился 10 (23) ноября 1908 года в Киеве в семье артиста эстрады.

Детство будущего писателя прошло под Киевом, в небольшом городке Ирпень. Начальное образование Николай Николаевич получил в местной гимназии, которая в 1917 году была переорганизована в школу-семилетку.

Семья Носова находилась в бедственном положении, поэтому будущему писателю пришлось с 14 лет начать работать, он был землекопом, торговцем газет, возчиком бревен, косарем.

В 1924 году Николай Николаевич окончил школу и пошел чернорабочим на бетонный завод в Ирпене, затем устроился на кирпичный завод в городе Буча. В 1927 году Носов поступил в Киевский художественный институт. Однако, увлекшись кинематографом и фотографией, в 1929 году перешел в Московский институт кинематографии.

Окончив в 1932 году учебное заведение, Николай Николаевич начал работать постановщиком и режиссером учебных, научных и мультипликационных фильмов для детей в студии «Союзкино». В 1938 году были впервые опубликованы рассказы Носова в журнале «Мурзилка», где также печатались такие известные детские писатели как С. Маршак, Е. Благинина, А.

Барто, С. Михалков, Б. Заходер.

Во время Великой отечественной войны Носов режиссировал учебные военно-технические киноленты. В 1945 году выходит сборник Носова «Тук-тук-тук», в который вошли ранее опубликованные рассказы.

В 1946 году был издан следующий сборник писателя «Ступеньки».

В 1947 году опубликовали сборник «Веселые рассказы», вскоре увидели свет подвести Носова «Веселая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950).

В 1952 году писатель был награжден Сталинской премией третьей степени за повесть «Витя Малеев в школе и дома» (1951). В 1954 году по произведению был снят детский фильм «Два друга». Вскоре были опубликованы другие сборники рассказов Носова – «На горке» (1953), «Прятки» (1956), «Веселые рассказы и повести» (1958).

Краткая биография Носова была бы незавершенной без упоминания о его позднем творчестве. В 1969 году был опубликован сатирический сборник писателя «Иронические юморески». В 1971 – 1972 годах Носов создает автобиографическое произведение «Повесть о моем друге Игоре», в 1977 – художественно-мемуарную повесть «Тайна на дне колодца» (первый ее вариант «Повесть о детстве).

26 июля 1976 детский писатель Носов умер. Похоронили Николай Николаевич на Кунцевском кладбище в Москве.

Совет

Наибольшую известность получили произведения Николая Николаевича о Незнайке. После первой сказки («Винтик, Шпунтик и пылесос»), Носов издал трилогию о своем маленьком, непоседливом, комичном и любознательном герое.

Сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» стали очень популярными. За детскую трилогию в 1969 году Николай Николаевич был награжден Государственной премией Крупской.

  • В 1920-х годах Носов увлекся химией, организовал на чердаке своего дома химическую лабораторию. Николай Николаевич даже собирался поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но в последний момент передумал.
  • Первые сказки Носов сочинял для своего сына Петра и не планировал их печатать.
  • По воспоминаниям современников Николай Носов, биография которого охватывала тяжелейшие периоды российской истории (Первую Мировую, Гражданскую и Великую Отечественную войны), в жизни был очень замкнутым и молчаливым человеком.
  • Трилогию о Незнайке иллюстрировали известные художники А. Лаптев, Г. Вальк, А. Каневский, Д. Бисти, И. Семенов, В. Горяев и другие.

Пройдите итоговый тест по краткой биографии Носова Николая Николаевича:

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/alpha/n/nosov-nikolaj-nikolaevich-nosov-nikolay-nikolaevich

Это интересно) – Носов Н. Н

Родился 10 (23) ноября 1908 в Киеве в семье актера-эстрадника.

Разносторонне одаренный мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством – наряду с шахматами, фотографией, электротехникой, радиолюбительством и т.д.

Был газетным торговцем, землекопом, косарем и т.п., в 1927–1929 учился в Киевском художественном институте, откуда перевелся в Московский институт кинематографии (окончил в 1932).

В 1932–1951 – режиссер-постановщик мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов, в том числе для Красной Армии, заслужив этим в 1943 орден Красной Звезды.

Начал публиковать рассказы в 1938 (“Затейники”, “Живая шляпа”, “Огурцы”, “Чудесные брюки”, “Мишкина каша”, “Огородники”, “Фантазеры” и др., напечатанные главным образом в детском журнале «Мурзилка» и составившие основу первого сборника Носова “Тук-тук-тук”, 1945).

В этих, а также последующих произведениях (сборники рассказов “Ступеньки”, 1946; “Веселые рассказы”, 1947; “Фантазеры”, 1957; “Приключения Толи Клюквина”, 1961, и др.

) Носов ввел в детскую литературу нового героя – наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации.

Живой, динамичный язык, сюжетная занимательность, отличное знание мальчишеской психологии сразу сделали творчество Носова интересным для миллионов юных читателей. Особенно широкую популярность завоевали его повести для подростков “Веселая семейка” (1949), “Дневник Коли Синицына” (1950), “Витя Малеев в школе и дома” (1951; Государственная премия СССР, 1952).

Последняя успешно решает одну из сложнейших задач художественной литературы для детей: назидание без скуки, показ эволюции детского характера в преодолении собственных недостатков (лени, неорганизованности, безответственности) без натяжек и скидок, в естественном, органичном и увлекательном изложении легко узнаваемых событий школьной и «домашней» жизни подростка.

Обратите внимание

Долговременную известность и любовь читателей получила трилогия Носова, включающая романы-сказки “Приключения Незнайки и его друзей” (1953–1954), “Незнайка в Солнечном городе” (1958) и “Незнайка на Луне” (1964–1965; Государственная премия РСФСР им. Н.К.Крупской, 1969).

Здесь в остроумной условной форме автор знакомит юного читателя с основными законами человеческого общежития, заменяя в первых двух частях реальные социальные конфликты противоречием между «взрослым» мироустройством и «детским» миросозерцанием героев, а в последней части, охарактеризованной самим автором как научно-фантастическая повесть о последних достижениях и перспективах развития советской науки в области ракетоплавания и телемеханики, сталкивая юного читателя и с серьезными проблемами возможного конфликта знания и нравственности, цивилизационного и духовного потенциала человека.

Действие трилогии протекает в утопической детской республике; персонажи, в классических традициях сказки – притчи и поучения, отсылающей, в числе прочих, к Городку в табакерке В.Ф.

Одоевского, носят «говорящие» фамилии (ученый Знайка, доктор Пилюлькин, художник Тюбик, братья Винтик и Шпунтик) и, представляя отдельные области знания, стремятся поделиться с Незнайкой своим опытом и умением, являя тем самым свой вариант развития ярко обозначенного в отечественной литературе ХХ в. Б.С.Житковым (“Что я видел”) жанра своеобразной научно-беллетристической детской энциклопедии.

Уважение к труду, знаниям, профессионализму, честное и доброжелательное отношение к людям внушаются в произведениях Носова мягко и неназойливо, с теплым, сочувственным юмором, сочетаясь с признанием самоценной личности ребенка и принципов свободного воспитания.

Эти черты свойственны и автобиографическим произведениям писателя – “Повесть о моем друге Игоре” (1971–72), написанной в форме дневниковых записей из жизни дедушки и внука (1-я часть – “Между годом и двумя”, 2-я часть – “От двух до двух с половиной лет”), и мемуарной повести “Тайна на дне колодца” (1977; два ее первоначальных варианта – “Повесть о детстве” и “Все впереди”, обе 1976).

Драматургически напряженные, динамичные, изобилующие мастерски построенными диалогами произведения Носова легко поддаются сценической обработке (сборник пьес “Два друга”, 1962; фильм “Дружок”, 1958, на основе рассказов “Мишкина каша” и “Дружок”, и др.).

Эстетические взгляды и конкретные художественные наблюдения изложены писателем с присущим ему остроумием в книге фельетонов “На литературные темы” (1957) и сборнике “Иронические юморески” (1969).

Умер Носов в Москве 26 июля 1976.

Источник: http://eto-interesno.ucoz.com/index/nosov_n_n/0-124

Кулинарный мир Николая Носова. Чем писатель «кормил» Незнайку?

В книгах писатель Николай Носов описывает те кушанья, которые любил сам.

«Удивляюсь твоей беспечности, — сказал Пончик. — Режим питания нарушать нельзя. Всё надо делать вовремя: и обедать, и завтракать, и ужинать. Всё это дело нешуточное!» Так говорит один из самых симпатичных персонажей писателя Николая Носова из его знаменитой трилогии о приключениях Незнайки.

Такой серьёзный подход к делу заставляет задуматься: наверное, один из самых любимых детских писателей просто обязан быть тонким знатоком кулинарии. И, как это часто бывает, подобные раздумья оказываются ерундой.

Воспоминания его знакомых рисуют если не аскета, то уж точно человека, далёкого от гастрономических наслаждений: «В жизни Николай Николаевич был совершенно нетребователен. Ему было безразлично, что будет на обед или ужин».

Немного разнообразит картину внук писателя — Игорь Носов: «А из еды дед любил варёную курицу, особенно белое мясо».

«Хотите — буду от мяса бешеный!» Ел ли Маяковский рябчиков?

Важно

Вот это абсолютно диетическое блюдо — белое мясо отварной курицы — может стать ключом к пониманию гастрономической картины Николая Носова. Если кто примется читать его произведения, вооружившись «кулинарной лупой», то результат получится весьма интересный. Набор блюд, в общем, невелик.

По частоте упоминаний абсолютным лидером являются пироги. На втором месте — кисель. Третье место делят каша и суп. Всё остальное идёт малообязательным фоном и достойно разве что простого перечисления.

Ливерная колбаса и мятные пряники из рассказа «Замазка», котлета из рассказа «Карасик», голубцы, сосиски, макароны, вермишель и картофельное пюре из «Незнайки на Луне», мороженое из «Фантазёров», «Нашего катка» и ещё из целой серии школьных рассказов… Перечислять можно долго, но кулинарная основа всегда и везде остаётся неизменной.

Этакая «великолепная четвёрка». Пироги, каши, супы и кисели в самом широком диапазоне — от яблочного в «Незнайке на Луне» до клюквенного из рассказа «Бобик в гостях у Барбоса».

Учитывая, что к кулинарии как таковой Носов относился равнодушно, придётся признать, что он просто добросовестно фиксировал то, что встречается чаще всего. То, что окружает его самого, его семью, а также миллионы самых обычных советских детей. Грубо говоря, благодаря Носову мы имеем точную достоверную картину наиболее типичного повседневного стола Советского Союза.

Она идеально совпадает с русской национальной кухней как таковой. Если посмотреть на меню не очень богатой разночинской семьи или ассортимент дореволюционной кухмистерской, то выйдет ровно то же самое, но с одним забавным нюансом. У Носова отсутствуют блюда, которые относятся к условно вредным.

Всё острое, жареное, соленья, маринады, копченья, всё то, что составляло как минимум половину рациона дореволюционных кухмистерских, не то чтобы специально изгоняется, просто его для героев Носова и для него самого как бы и нет вовсе. Бал правит традиционная отечественная кухня. Кстати, любопытный момент.

Именно эти блюда с восхвалением их питательности, пользы и диетических свойств составляли основу самого знаменитого кулинарного труда времён СССР — «Книги о вкусной и здоровой пище».

Императорский стол. Что готовили Петру I?

Разумеется, это просто совпадение, но весьма показательное.

Совет

Кулинарный мир Носова — точное отражение неплохих, в общем, советских гастрономических тенденций, направленных на оздоровление рациона и насыщение его диетическими блюдами.

Сейчас бы сказали, что писатель пропагандирует здоровое питание, основанное на достижениях русской кухни — простой, полезной, здоровой, с вековыми нерушимыми традициями.

Скажем, главный кулинарный герой рассказа «Мишкина каша» — разумеется, каша. Но какая? Писатель лукаво обходит этот вопрос, заявляя, что варили её из «крупы». Однако если взглянуть на другие упоминания этого блюда у Носова, то станет ясно, что эта крупа не что иное, как гречка.

Другой каши он просто не упоминает. Судя по всему, этот же продукт фигурирует и в рассказе «Весёлая семейка», где на свет божий появляется чрезвычайно архаичное русское блюдо: «Ты чего ковыряешь? Ведь и так видно, что они с кашей! Зачем пироги портить?» С какой кашей пироги — тоже гадать не приходится.

Всё с ней, с гречкой.

Ещё Михаил Ломоносов считал, что гречка — лучшая начинка для пирогов, и настаивал на том, чтобы его студентов кормили именно такими пирогами. Если учесть, что на общее торжество класса кроме пирогов с кашей приносят простоквашу, то кулинарная картина может относиться как к послевоенному СССР, так и к эпохе Ивана Грозного.

Подчёркнуто русские у Носова и сладости. Тот же Незнайка, прилетев на воздушном шаре в Зелёный город, попадает за стол. Чем его там угощают? «Мисочки и вазочки с разными вареньями, пирожками, крендельками, маковниками… Малышка с кудряшками доставала из буфета яблочную пастилу». С большой долей вероятности Носов вспоминал пастилу своего киевского детства.

Это был один из четырёх городов Российской империи, где держал своё полномочное представительство, производство и сеть фирменных магазинов «король белёвской пастилы» Амвросий Прохоров.

Кстати, сладость эта очень деликатная, лёгкая и, в общем, тоже укладывается в схему «здоровое питание по Носову», которое в точности совпадает с простой народной русской кулинарией.

Обратите внимание

Есть, правда, единственное отступление. Но зато какое — новогоднее! Единственный праздник СССР, не имеющий идеологической накачки, описан в рассказе «Бенгальские огни». Там же фигурирует блюдо, которое явно выбивается из общей канвы: «Мы стали пить чай с пирогом.

Пирог был вкусный, с вареньем, только он всё-таки пропитался дымом от бенгальских огней».

Поскольку в традиционной русской кухне варенье в качестве начинки нонсенс, остаётся только один вариант — это тот самый тёртый песочный пирог, пришедший к нам из Европы и очень быстро адаптированный сначала «барской», потом «разночинской», а потом уже и советской кухней.

Яблочный пирог

Источник: http://aif.md/kulinarnyj-mir-nikolaja-nosova-chem-pisatel-kormil-neznajku/

Ссылка на основную публикацию