Мифы о мозге топ-10

Топ-10 мифов о работе мозга

Ниже приведен список “десятка мифов” о работе человеческого мозга. Конечно, их много больше. Под описанием каждого мифа я привожу результаты проведенного нами опроса. Далее Вы увидите, насколько мы, порой, заблуждаемся о работе мозга.

Миф № 10. Мозг взрослого человека способен изменяться: ВЕРНО

Наш мозг представляет собой самообучающуюся машину с двумя эволюционировавшими механизмами. Первый называется обучение, обусловленное ожиданием опыта. В мозгу ребенка формируется на 100% больше нейронных связей (синапсов), чем в мозгу взрослого человека.

Устройство нашего мозга обусловлено тысячелетиями эволюции и является продуктом не изменявшейся за это время внешней среды. Первые синапсы, которые формируются в нашем мозгу, запрограммированы ожидаемыми событиями и явлениями (напр. способность к овладению языком и речью).

И в первые годы жизни личный опыт каждого ребенка определяет, какие из синапсов нужно сохранить, а какие – атрофировать из-за неиспользования. Так, синапсы, воспроизводящие звуки родной речи, сохраняются, а речи на чужом языке &‐ утрачиваются.

Обратите внимание

Тем не менее, по мере того как мы приближаемся к определенному количеству синапсов, будучи уже взрослыми людьми, этот механизм обучения становится менее рабочим и полезным.

Таким образом, не все обучение может исходить из ожидания, что наша окружающая среда должна содержать определенную информацию. Нам нужны средства обучения новым технологиям, новым окружениям и т.п.

Так, в добавление к потере синапсов как средства обучения, мы также формируем новые синапсы, чтобы закодировать инновационный опыт.

Это называется обучением посредством нового опыта, и этот способ обучения доступен нам на протяжении всей жизни.

Обучение заканчивается формированием устойчивых нейронных связей, и тогда новое поведение становится привычным. Однако, так как привычки формируются путем многократного использования, новые поведенческие модели могут вытеснить старые, если их практиковать достаточно часто, – вот тогда и формируются устойчивые, крекие нейронные связи. Старую собаку можно научить новым трюкам!

Миф № 9. Наш рептильный мозг контролирует наши эмоциональные реакции: НЕВЕРНО

Это похоже на слегка неверную интерпретацию литературы. Я склонна согласиться, что существует примитивная, реактивная эмоциональная система, характерным образом реагирующая на эмоционально окрашенные события, а после нее – более развитая, проактивная система, способная в большинстве случаев обеспечить нам контроль над нашими эмоциональными реакциями. 

Проблема в том, что то, что Маклин определил как рептильный мозг, представляет собой не более чем стволовую часть мозга и мозжечок, ответственные за крайне стереотипные эмоциональные реакции (напр. реакция агрессии при виде разозленной кошки).

Мое же понимание реактивного эмоционального мозга основано на мозжечковой миндалине и структурах этого уровня (которые Маклин определил как Лимбический мозг).

Важно

Контекстно специфичная, проактивная эмоциональная система, вероятно, находится в орбитофронтальной коре, которая развилась только у приматов в одном из самых поздних эволюционных периодов.

Именно эта часть мозга позволяет нам изменять наши реакции на события, способные в прошлом высвобождать у нас сильнейшие непродуктивные эмоциональные реакции.

Миф № 8. Наши воспоминания о прошлых событиях нашей жизни неточны: ВЕРНО

В целой серии исследований Элизабет Лофтус продемонстрировала, что взрастить фальшивые воспоминания – вполне возможно.

В одном эксперименте участникам дали по индивидуальному буклету с тремя историями из детства, подтвержденными родственниками, и одной фальшивой историей о том, как участник в возрасте 5 лет якобы потерялся в магазине (и родственники подтвердили, что этого никогда не было). 

По прочтении буклета участников попросили написать, что они помнят о каждом событии, и если они не помнили ничего, сказать: «Я этого не помню». Этот эксперимент повторялся трижды. 6 из 24 участников в каждом эксперименте «вспоминали» фальшивое событие в цветах и красках.

В результате своих исследований Элизабет и ее коллеги перечислили обстоятельства, в которых проявляются фальшивые воспоминания. Среди них: ожидания социума (роль социума в данном эксперименте сыграли экспериментаторы), конструирование воображаемых событий при невозможности вспомнить, и предложение не думать о том, было на самом деле событие или нет.

Это обнаруживает кое-что о природе нашей памяти: мы уверены, что наши воспоминания являются действительным отражением событий, а на самом деле они модифицируются разными факторами и со временем становятся смесью памяти и воображения.

Миф № 7. Мы знаем, что может сделать нас счастливыми: НЕВЕРНО

Вероятно, вы сами испытали это на своем собственном опыте, опыте вашей семьи. Вспомните, что вы страстно желали получить и вскоре получили это. Затем вспомните уровень счастья, которое вы ожидали испытать. Как он соотносится с действительно испытанным вами уровнем?

Или вспомните, чего ваш ребенок так хотел на Рождество или День рождения. Как долго он играл с этой игрушкой – пока не появилась новая?

Исследования Дэниела Гилберта и его команды показали, что мы очень плохо представляем себе последствия как счастливых, так и печальных событий.

Совет

Мы переоцениваем как степень своего несчастья при наступлении чего-то плохого (в реальности мы справляемся со своими чувствами намного быстрее, чем предполагали), так и степень своего счастья при наступлении хороших событий (счастье длится намного короче, чем мы ожидаем).

Фактически, мы можем максимизировать счастье посредством его предвосхищения! Мы наиболее счастливы непосредственно перед получением желаемого, если мы желали этого какое-то время. Теперь подумайте, какую экономию в шоппинге вам могут принести эти знания!

Миф № 6. После 40 лет (или 50 или 60) наступает упадок мозговой активности: НЕВЕРНО

Да, это правда, что объем нашей оперативной памяти с возрастом уменьшается и соображаем мы медленнее, но картина со старением мозга не такая уж удручающая.

Лора Карстенсен, профессор Стэнфордского Университета, вывела теорию о том, что некоторые различия в памяти молодых и пожилых людей обусловлены разницей во временном фокусе.

Молодые люди, полагающие, что жить они будут неопределенно долго, стремятся запомнить ка можно больше фактической информации, которая с большой долей вероятности поможет им в будущем.

По сравнению с ними у пожилых людей более ограниченное восприятие будущего, и для них важнее эмоциональное благополучие.

Группа Лоры доказала, что разницу в свойствах памяти этих двух групп нивелирует манипулирование их чувством времени: пожилых людей просили представить, что изобретен новый препарат, продлевающий их жизнь на 20 лет, а молодых людей тестировали сразу же после катастроф, что само по себе усиливало в них ощущение смертности. К тому же, пожилые помнят больше позитивных, нежели негативных событий, а потому имеют лучшее по сравнению с молодежью эмоциональное здоровье.

И опять же, эта разница может быть нивелирована манипулированием ожиданиями долголетия. Таким образом, несмотря на то, что с возрастом в мозгу наблюдается некоторый дефицит, картина в целом не такая уж негативная – фактически, с годами она становится все позитивнее!

Миф № 5. Ваша память способна удерживать 7 +/- 2 объекта одновременно: НЕВЕРНО

Этот «факт» основан на одном из наиболее цитируемых трудов Джорджа Миллера по психологии «Магическое число семь, плюс-минус два: Некоторые ограничения нашей способности обрабатывать информацию», опубликованном в Психологическом Обзоре в 1955 г.

В этом труде он описал исследование по оценке количества категорий одного измерения звука (напр. высоты) или пространства (напр.

местоположения), которое укладывается приблизительно в 7 (но может варьироваться от 5 до 10 в зависимости от самой категории).

Обратите внимание

Он также описал эксперименты, предполагающие, что количество единиц информации, которое мы способны припомнить сразу после прослушивания, также приблизительно 7 (опять же, с вариациями от 5 до 10).

Так как 7 фигурировала в обеих оценках, он попытался убедиться, что эта цифра обусловлена некоторыми аспектами человеческого мозга (напр. что цифра 7 – это «магическое» отражение некоторых способностей человеческого мозга).

Он совершенно отчетливо показал, что оценки не зависели от одного механизма, а 7 – отнюдь не магическое число. А последующие исследования показали, что объем памяти зависит от того, что именно подлежит запоминанию (7 – для чисел, 6 для букв и 5 для слов).

Итак, количество объектов, которые мы можем запомнить одновременно, не имеет никакого отношения к магической цифре 7.

Миф № 4. Прослушивание Моцарта не делает вас умнее: ВЕРНО

Должна признаться, что я сама являюсь поклонницей творчества Моцарта, иногда даже слушаю его, когда работаю. Однако я не слушаю музыку, чтобы стать умнее! 

Первые исследования по эффекту Моцарта были проведены Гордоном Шоу и Франсом Раушером из Калифорнийского университета. Они протестировали пространственное мышление группы студентов колледжа до и после прослушивания 10-минутного фрагмента сонаты Моцарта для двух фортепьяно, и обнаружили, что студенты показали краткосрочное улучшение пространственного мышления.

Попытки повторить даже этот скромный результат с треском провалились.

Миф № 3. Есть правополушарные и левополушарные люди: НЕВЕРНО

Большинство мифов основаны на доле истины, и этот – не исключение. Ясно, что два полушария головного мозга эволюционировали и выполняют разные функции.

И в то же время, две стороны нашего мозга имеют больше сходств, чем различий. Для повышения нашего мозгового потенциала мы также эволюционировали таким образом, что некоторые задачи выполняются с предпочтением мозговой ткани одной из половин коры головного мозга.

Таким образом, например, наш языковой центр, т.е. область Брока, находится в левой передней доле. Тем не менее, не все языковые способности ограничиваются левым полушарием, а правое и левой полушария взаимодействуют друг с другом, поэтому левое полушарие справляется с языком относительно лучше правого. Аналогично, правое полушарие лучше левого обрабатывает сложные пространственные паттерны.

То есть большинство людей выполняют определенные задачи одним полушарием немного лучше, чем другим – но задачи не выполняются исключительно одним полушарием. А быстро обмениваться информацией полушариям позволяет мозолистое тело.

Что это говорит нам о тренинге, нацеленном на усиление функций правого или левого полушарий? Исследования Американской Национальной Академии Наук пришли к выводу: да, тренинг может одновременно использовать различные стили обучения (логический и интуитивный, например), но это не является результатом улучшения функции левого или правого полушарий. Любые видимые изменения – результат улучшения функций обоих полушарий.

Миф № 2. Мы используем только 10% нашего мозга: НЕВЕРНО

Этот миф появился из-за неверной интерпретации утверждения, сделанного в XIX веке психологом Уильямом Джеймсом. Он очень осторожно заметил, что, по его мнению, маловероятно, что средний взрослый использует более 10% своего интеллектуального потенциала.

Это было превращено в утверждение, что люди используют только 10% своего мозга. Исследования пациентов с повреждениями мозга показали, что у них не было ни единого участка мозга, не имеющего функции. А функциональная магнитно-резонансная томография обнаружила различные функции во всех и каждой частях нашего мозга.

Нам также известно, что при ампутации любой части тела часть мозга, контролировавшая недостающую часть, используется соседними частями тела, – так что даже небольшие участки мозга, утратившие нейронные связи, используются повторно. На это есть причина: наш мозг, занимая около 2-3% массы всего тела, потребляет 20% кислорода!

Поэтому крайне маловероятно, что эволюция создала орган, потребляющий столько ресурсов, а затем позволила 90% этого органа оставаться неиспользованными!

Миф № 1. После рождения в мозгу человека новые нейроны не появляются: НЕВЕРНО

Наши нейронные сети контролируют наше поведение, эмоции, память. У взрослых поведение в основном фиксированно (хотя и не неизменяемо), и формирование большого количества новых нейронов просто не нужно.

Большинство требуемых изменений может быть достигнуто формированием новых синапсов (связей) между уже существующими нейронами. Тем не менее, каждое наше новое воспоминание требует электрической активности в сети нейронов.

Следовательно, возможно, что по мере взросления нейроны для хранения новой информации просто закончились бы, и мы не смогли бы помнить вновь приобретенный опыт. Эта проблема решается созданием новых нейронов в той части мозга, где они нам особенно необходимы – в гиппокампе. Эта часть мозга отвечает за своеобразную адресную книгу – где хранится каждое наше воспоминание.

Важно

Нам известно, что создание этих новых нейронов имеет важную функцию – возможно, мы вспомните случаи, когда под влиянием сильного стресса вам было сложно запоминать новую информацию. Под влиянием стресса или депрессии в гиппокампусе формируется очень мало нейронов.

Читайте также:  Мачу-пикчу: тайны города инков

Но есть и хорошая новость: есть одно условие, при котором создается больше нейронов: это упражнение. Причем в этом случае создается гораздо больше нейронов, чем теряется в стрессе. Таким образом, если вы хотите сохранить здоровое тело и гиппокампус, – упражняйтесь!

Как видите, в большинстве случаев мы живем под действием мифов о мозге, которые нам внушили СМИ.

Д-р Триш Ридделл, перевод Ольга Кабалик
metodmaster.ru

Источник: https://hr-portal.ru/article/top-10-mifov-o-rabote-mozga

Миф о 10 % использования мозга

Уже довольно давно существует мнение, что человек использует свой мозг всего лишь на 10 %. В наше время это мнение было опровергнуто многими исследователями, благодаря чему оно перешло в разряд мифов… Однако здесь ещё есть над чем поразмыслить…

pixabay.com

В предлагаемой вашему вниманию статье мы поговорим на очень актуальную тему, которая волнует сегодня умы многих людей – это использование человеком своего мозга.

Уже на протяжении довольно продолжительного времени существует мнение, что человек использует свой мозг всего лишь на 10 %.

Однако в наше время это мнение было опровергнуто многими исследователями, благодаря чему оно перешло в разряд так называемых мифов.

О самом мифе и его происхождении

Говоря об этом мифе более конкретно, можно сказать, что мнения по поводу 10 % разнятся: одни учёные склоняются к тому, что человек использует мозг не 10 %, а на 7 %, другие говорят, что обычные люди используют мозг вообще только 5 %, а 10 % – только гении, такие как, к примеру, Альберт Эйнштейн. Есть также гипотеза, что каким-то образом человек может повысить показатели использования своего мозга. Но как бы то ни было, в настоящее время процент использования мозга, согласно мифу, ничтожно мал по сравнению со всеми его возможностями.

В качестве одной из версий происхождения этого мифа приводятся результаты работы двух философов – Уильяма Джеймса и Бориса Сайдиса. В далёком 1890 году они разрабатывали теорию ускоренного развития ребёнка.

Испытуемым был сын Бориса Сайдиса Уильям Сайдис. В результате их работы уровень IQ вундеркинда достиг максимального показателя 250–300.

Сам же Уильям заявлял, что люди используют потенциал своего мозга по минимуму, а профессор Джеймс говорил, что этот минимум как раз и составляет 10 %.

pixabay.com

Есть и вторая версия происхождения мифа – это недопонимание или неверная трактовка проводившихся на рубеже XIX–XX веков нейробиологических исследований.

Так, например, функции большого количества отделов головного мозга настолько сложны для изучения и понимания, что последствия каких-либо повреждений неочевидны, что значительно затрудняло понимание учёными их назначения.

Профессор психологии Джеймс Калат отмечает, что уже в первой половине XX века нейробиологам были известны особые «локальные» нейроны, но их функции были неизвестны. Это также могло послужить причиной для возникновения рассматриваемого нами мифа о 10 %.

Научное опровержение мифа о 10 % использования мозга

Даже в наши дни, когда технологии и наука достигли высочайшего уровня, а функции многих отделов мозга достаточно изучены, остаются загадкой некоторые особенности взаимодействия клеток, которое приводит к расстройствам и сложному поведению.

Наиболее же трудным для понимания является вопрос того, как благодаря совместной работе отделов мозга формируется сознание.

Никакой единый центр сознательной деятельности ещё не определён, поэтому учёные умы и склоняются к мнению, что сознание – это результат совместной работы всех отделов.

wikimedia.org

Переходя к вопросу о развитии интеллекта, стоит заметить, что при помощи определённых упражнений его действительно можно развить, но идея о частичном использовании мозга не имеет серьёзных оснований.

Согласно последним данным, все части мозга отвечают за выполнение своих функций, и до сих пор не было найдено ни одной такой части, которая не отвечала бы ни за что.

К тому же, позитронно-эмиссионные исследования и магнитно-резонансная томография показали, что даже в состоянии сна все области мозга активны, а неактивные участки могут присутствовать только в случае серьёзных повреждений.

https://www.youtube.com/watch?v=gb74A216WBc

Теперь же можно поговорить непосредственно об опровержении мифа о 10 % использования мозга. Так американский нейробиолог Барри Гордон заявил, что миф от 10 % является ошибочным и абсурдным. В доказательство этого он приводит несколько причин.

  • Во-первых, если повреждены неиспользуемые части мозга, значит и деятельность его не должна нарушаться, но даже небольшое повреждение вызывает нарушения в работе.
  • Во-вторых, функционирование мозга – это очень энергозатратный процесс, значит, те 90 % мозга, которые не используются человеком, со временем просто исчезли бы – мозг бы стал меньше.
  • В-третьих, посредством томографии удалось обнаружить, что неактивные участки мозга появляются лишь в результате его повреждений.
  • В-четвёртых, каждый отдел мозга выполняет свою функцию, а «не рабочего» отдела просто не было найдено.

Нейробиолог и психолог Барри Бейерштейен, в свою очередь, также приводит ряд аргументов, которые опровергают миф о 10 %.

  • Изучение повреждений головного мозга показали, что даже малейшие травмы способны привести к серьёзным последствиям. Из этого следует вывод, что неактивных зон мозга быть просто не может, т. к. в ином случае повреждения никак бы на мозговой деятельности не сказывались.
  • Т. к. мозг требует огромного количества кислорода и почти 20 % всей энергии, находящейся в распоряжении человека, то в случае со «свободными» 90 % мозга в процессе эволюции преимущество было бы на стороне тех, у кого наименьший, но наиболее эффективный мозг. Другие особи просто не смогли бы выдержать условий естественного отбора. Да и сам мозг такого размера, какого он есть сейчас, не смог бы сформироваться, ведь в нём не было бы никакой потребности.
  • Вместо того чтобы представлять собой одну единую массу, мозг разделяется на отделы, каждый из которых отвечает за свои функции. И снова речь заходит о том, что долгие годы изучений человеческого мозга, его отделов и их функций не выявили никаких признаков наличия отдела, который бы бездействовал.
  • Современные научные разработки позволяют учёным регистрировать особенности деятельности отдельных нейронов и наблюдать за тем, как происходит процесс жизнедеятельности одной клетки. И если бы 90 % мозга находилось бы в состоянии бездействия, то аппараты, при помощи которых проводятся наблюдения, сразу бы это зафиксировали.
  • У клеток мозга есть такая особенность: если они долгое время не используются, то происходит их постепенное вырождение. Это означает, что если бы человек использовал лишь 10 % своего мозга, то при вскрытии мозга практически любого взрослого человека можно было бы зафиксировать масштабное вырождение его неиспользуемых клеток.
  • Мозг большого размера требует и черепа, который бы ему соответствовал. А наличие крупного черепа существенно увеличивает вероятность смерти при рождении. Соответственно, если бы 90 % мозга были не нужны, то в процессе эволюции череп человека постепенно становился бы меньше, т. к. мозг должен был бы сократиться в размерах.

Заключение

Несмотря на большое количество противников мифа об использовании человеком 10 % потенциала своего мозга, эта тема нашла и продолжает находить своё отражение в современной культуре.

Идея о минимальном использовании главного органа центральной нервной системы послужила основой нескольких художественных фильмов: «Газонокосильщик» (1992 год), «Области тьмы» (2011 год), сериал «Кайл XY» (2006–2009 годы), а также легла в основу рассказа Айзека Азимова «Чтобы мы не помнили» (1982 год). Но наибольшую популярность возымел нашумевший кинофильм Люка Бессона, вышедший в 2014 году, под названием «Люси», со Скарлетт Йоханссон в главной роли. Благодаря возможностям современной компьютерной техники в фильме в мельчайших подробностях описана работа мозга при увеличении человеком процентов его использования.

A Health Blog on Flickr.com

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что есть как противники мифа о 10 %, так и его сторонники. Чью позицию займёте вы – выбирать лично вам.

Но в любом случае стоит задуматься о том, что сугубо научный подход всегда был склонен к опровержению всего необъяснимого: телепатия, телекинез, психокинез и другие психические способности; осознанные сновидения и выход астрального тела; шаманские путешествия в нижние миры и на другие планеты – всего это воспринимается многими учёными с усмешкой и скепсисом на лице.

Можно, конечно, оценивать всё с позиции взаимодействия нейронов и синапсов, и искать тайну возникновения человеческого сознания в химических реакциях и строении атомов клеток. Но как же всё-таки становится приятно от мысли о том, что есть какая-то тайна в человеческом существе. И пусть её не удаётся раскрыть, а всевозможные приборы и датчики говорят о её невозможности.

Совет

Наверное, так и должно быть, ведь это можно лишь прочувствовать на своём собственном опыте, только пережив самому. Это же касается и наших 10 %. Нам не дано сейчас узнать, как обстоит всё на самом деле.

Но одно ясно точно: если 90 % мозга мы действительно не используем, то у нас в руках ценнейшее из сокровищ – огромный потенциал для саморазвития и раскрытия своих способностей!

Своё мнение относительно 10 % использования человеком своего мозга оставляйте в комментариях к этой статье.

Источник: https://factum-info.net/zabluzhdeniya/chel/257-mif-o-10-ispolzovaniya-mozga

10 мифов о мозге, в которые многие всё ещё верят

«Человеческое существо, по подсчетам ученых, использует лишь 10% собственных мозговых способностей. Вообразите, что будет, если мы получим доступ ко всем 100».

Звучит интригующе и весьма лестно для тех, кто хочет верить в собственный великий потенциал. Но, к сожалению, это неправда. Неврологам давно надоели подобные утверждения, не имеющие под собой научного обоснования, зато широко популярные в народе.

И они решили развенчать распространенные мифы, связанные с головным мозгом.

Neurobureau.org

Фактрум публикует подборку таких мифов, которые давным-давно пора выкинуть из головы.

Мы используем только часть мозга

В 1907 году известный психолог Уильям Джеймс заявил: «Мы расходуем лишь малую часть наших умственных и физических способностей». Один журналист позже неверно его процитировал, написав, что мы ИСПОЛЬЗУЕМ лишь 10% мозговых способностей.

Сканирование показывает, что человек использует каждую часть мозга, хотя не все они активны одновременно.

Вот почему повреждение любой области мозга, как, например, при инсульте, обычно влечет за собой перемены в умственной деятельности и поведении.

Дети умнеют от прослушивания классики

В американском штате Джорджия с 1998 года каждому новорожденному дарят диск с записью классической музыки, к которому прилагается поздравительная записка от мэра. В послании сказано: «Надеюсь, вам и вашему малышу понравится эта музыка, и пусть она делает вашего ребенка умнее». Что ж, трогательно, но не научно.

Так называемый «Эффект Моцарта» до сих пор должным образом не доказан. Идея распространилась после того, как в 1993 году в одном из университетов Калифорнии было установлено, что, слушая Моцарта, студенты показывают лучшие результаты IQ-теста, чем в тишине. После того случая никому больше не удалось подтвердить данное заявление.

Более того, гарвардское исследование 1999 года полностью его опровергло.

У взрослых новые мозговые клетки не образуются

Взрослые крысы, кролики и даже птицы способны обзаводиться новыми нейронами, в то время как на протяжении 130 лет ученые не могли увидеть рост новых клеток мозга у взрослых людей. Все изменилось в 1998 году, когда команда шведских ученых установила, что новые клетки мозга образовывались в участвующей в хранении воспоминаний структуре под названием гиппокамп.

А в 2014 году ученые Каролинского института в Швеции, используя метод датировки возраста клеток с помощью измерения следов углерода-14 в ДНК, заявили, что в полосатом теле — зоне мозга, ответственной за контроль над моторикой и познанием, также образуются новые нейроны в течение жизни. И хотя клеткам мозга далеко до дикой оргии необузданного размножения, все же, они постоянно вырабатываются.

Пребывание в коме подобно сну: вы просыпаетесь бодрым и хорошо отдохнувшим

В фильмах попавшие в кому выглядят неплохо. Обычно они, ухоженные и причесанные, спокойно лежат в кровати, а потом вдруг просыпаются и, как ни в чем не бывало, начинают болтать без устали, обаятельно улыбаться симпатичным медсестрам и даже вставать и прохаживаться по коридорам. В реальной жизни все обстоит иначе.

Читайте также:  Интересные факты о россии

После пребывания в коме человек находится в инвалидном состоянии и нуждается в очень долгой реабилитации. Сканирование объясняет, почему это так.

В 2012 году французскими учеными из Национального центра научных исследований было открыто, что высокоактивный участок мозга, яркость которого не исчезает даже во время сна, абсолютно затемняется у пациентов в коме, в то время как другие области остаются освещенными. Также, большинство коматозных состояний не длятся более двух-четырех недель.

Мужской мозг создан для математики и точных наук, а женский — для сопереживания

Придумавший этот миф руководствовался чем угодно, только не данными науки. Видимо, здесь что-то личное.

На самом же деле между мужским и женским мозгом имеются лишь незначительные анатомические различия: гиппокампус, ответственный за память, больше у женщин, а отвечающая за эмоции миндалина больше у мужчин (не совсем то, что вы ожидали, верно?).

Ожидания социума, а не анатомические особенности, принуждают женщин занижать или даже нивелировать собственные научные способности.

Это было доказано в 1999 году, когда в Университете Ватерлоо в Онтарио канадскими психологами был поставлен опыт с участием женщин-математиков.

В первом случае перед началом математического теста было сказано, что женщины, скорее всего, с ним не справятся, поскольку он труден и рассчитан больше на «мужские» мозги. Во втором же случае участницам сообщили, что тест будет легким.

Женщины показали плохие результаты в первом тесте и замечательные во втором. Трудность задач обоих тестов была совершенно одинаковая.

Кроссворды улучшают память

Если вам всегда казалось, что кроссворды переоценивают, — вы были правы. Ученые установили, что разгадывание кроссвордов улучшает (внимание, барабанная дробь!) способность разгадывать кроссворды. Исследователи из Медицинского колледжа им.

 Альберта Эйнштейна выяснили, что первоначально разгадывание кроссвордов задерживало ухудшение памяти у лиц в возрасте от 75 до 85 лет, но это сдерживающее свойство исчезало при первых признаках слабоумия. Врачи говорят, что разгадывание кроссвордов само по себе не несет никакой опасности.

Только не надо надеяться, что, посвятив выходные кроссвордам, утром в понедельник вы наконец-то вспомните, куда подевали ключи.

Информация воспринимается лучше, если поступает по «нужному» каналу

Все мы слышали об аудиалах и визуалах, и о том, что первые лучше усваивают на слух, а вторые — зрительно. Психологи из Университета Калифорнии в Санта-Барбаре в 2006 году экспериментально опровергли это утверждение. Как ни прискорбно, но путь к лучшему усвоению информации лежит через повторение, тестирование и посещение занятий, а не через особо развитые каналы восприятия студентов.

Алкоголь убивает клетки мозга

Если после трех-четырех стаканов вы чувствуете себя не очень, это не потому, что ваш мозг умирает.

Ученые из Бартолинского института в Дании сравнивали мозг алкоголика и здорового человека и выяснили, что количество нейронов было примерно одинаково. Что отличается, так это эффективность взаимодействия нейронов.

Поэтому опьянение ведет к проблемам с речью, прямохождением и самоконтролем. Впрочем, вы это уже знаете.

Экстрасенсорные способности — это научно-доказанный факт

Все началось в 1930 году, когда некий ботаник из Университета Дюка провозгласил, что был выполнен ряд экспериментов, в рамках которых некоторые люди могли отгадывать фигуры на спрятанных от них карточках.

И хотя другими исследователями этот удивительный факт так никогда и не был подтвержден, миф распространился, в особенности в рядах ЦРУ во время холодной войны.

Подразделение шпионов-экстрасенсов было упразднено в 1995 году, когда руководству стало очевидно, что экстрасенсорные способности не являются настоящим оружием. Или настоящим фактом.

У одних людей лучше развито левое полушарие, у других — правое

В 60-х нейрофизиолог Роджер Сперри из Калифорнийского Технологического института проводил эксперимент с мигающими образами букв, огней и других стимулов, направленными поочередно в левый и правый глаз испытуемых.

Сперри обнаружил, что левое полушарие лучше обрабатывает вербальную информацию, а правое — визуальную и пространственную. На протяжении последующих десятилетий эти выводы были неверно истолкованы как доминирование, в частности, в околонаучных книгах по психологической самопомощи.

А в 2012 году психологи из Университета Британской Колумбии установили, что творческое мышление активирует широкую нейронную сеть, охватывающую оба полушария.

Источник: https://www.factroom.ru/nauka/10-myths-about-the-brain

Топ 10 необоснованных мифов о мозге

Для прочтения этой статьи, вы наверняка задействуете более 10% мозга.

Один из главных героев популярного научно-фантастического боевика сказал: “Люди используют только десять процентов своего умственного потенциала. Можете себе представить, что бы было, если бы вместо десяти процентов было сто”.

Эта фраза стала расхожей еще в начале прошлого века, несмотря на то, что ничего общего с истиной она не имеет.

Однако студенты Университета Западного Онтарио, посмотревшие голливудскую картину, осмелились бросить вызов голословным мифам о человеческом мозге.

  • Человеческий мозг задействован только на десять процентов

В топе легенд о мозговой деятельности человека эта находится на первом месте, так как уверовали в нее почти все. Как родилась данная небылица? Психолог У. Джеймс в 1907 г.

высказал мысль, что люди привыкли использовать лишь небольшую часть своих ментальных и физических возможностей. Услышавший это журналист решил процитировать ученого, но по-своему, чем ввел миллионы людей, живущих на земле, в заблуждение.

В процессе сканирования головного мозга, было подтверждено, что мозг человеку служит на сто процентов, хотя не все его части единовременно функционируют.

  1. Младенцы, слушая классику, повышают свой интеллект

В далеком 1998 г. в штате Джорджия, США, главы семей, в которых были маленькие дети, скупали с прилавков все записи классической музыки. Предваряло запись обращение губернатора к своему народу.

Глава штата Джорджия выражал надежду на то, что взрослые мамы и папы не только сами будут довольны тем, что услышат, но и их младенцы, слушая серьезную музыку, станут умнее. Это увлечение классикой во имя ума даже получило название “эффект Моцарта”, однако на поверку оказалось небылицей.

Развенчало ее исследование, проведенное в Университете Калифорнии в 1993 г., в рамках которого учащиеся демонстрировали прекрасные результаты тестов на коэффициент интеллекта после того, как насладятся произведениями великого виртуоза. Однако результаты данного исследования не были подтверждены опытным путем. Спустя 7 лет, в 1999 г.

, в Гарвардском Университете был проведен анализ почти двух десятков исследований по данной теме и сделан вывод, что т.н. эффекта Вольфганга Амадея Моцарта в природе не наблюдается.

  1. Нервные клетки не реанимируются

Долгое время ученые, ставя опыты на животных, были уверены, что новые нейроны способны взрастить лишь крысы, кролики и птицы, а вот человек, увы, не может.

Ситуация кардинально изменилась после того, как шведские ученые выяснили, что у человека клетки головного мозга рождаются в части лимбической системы, в так называемом гиппокампе. Более того, в 2014 г.

специалисты из Каролинского института пришли к выводу, что нейроны также появляются и в стриатуме, причем, в течение всего существования человека.

Обратите внимание

Разумеется, бурно плодящимися нейроны назвать нельзя, но то, что определённая скорость восстановления постоянно присутствует, это факт.

  1. Мозг мужчины идеален для наук, основанных на математике, мозг женщины – для чувств

Ученые подтвердили тот факт, мозг мужчины и женщины не имеет большой анатомической разницы. У женщин гиппокампус, ответственный за память, крупнее, а мужчина обладает большим миндалевидным телом, которое несет ответственность за эмоции. Таким образом, можно смело утверждать, что различия мужчин и женщин кроются не только в половых различиях, но и в области культурных характеристик.

  1. Кома – это сон, несущий отдых и отбирающий память

Представление о том, что такое кома мы черпаем, как правило, из популярных телесериалов. В них кома выглядит довольно безобидно: пациенты месяцами тихо лежат в своих постелях и когда просыпаются, то владеют своим телом, как и до комы. Сразу оговоримся, что это сказки сценариста.

А в реальной жизни, человек, вышедший из комы, похож на беспомощного младенца, все его наработанные за целую жизнь навыки, исчезают, и ему предстоит тяжелейшая работа по их восстановлению. Что же происходит с мозгом во время комы? Интересное исследование провели сотрудники Французского национального центра научных исследований.

Они сканировали мозг пациента, находящегося в коме и были поражены увиденным. Те части мозга, которые обладали активностью даже во время сна, в период комы становились темными, как бы гасли. В то же время другие области мозга начинали светиться и сигнализировать о своей жизнедеятельности.

Получается, что человеческий мозг во время комы как бы переключается на другой режим работы.

  1. Человек может улучшить свою память, решая кроссворды

Вам посоветовали свою плохую память «полечить» решением заумных кроссвордов? Можете смело этот совет игнорировать, так как надеяться на этот метод бесполезно. Специалисты из Медицинского колледжа им. А.

Эйнштейна (Нью-Йорк, США) провели ряд экспериментов, и пришли к такому заключению: люди старше 75, работая над кроссвордами, действительно способны приостановить ухудшение своей памяти.

Однако разгадывание кроссвордов людьми, у которых наблюдались признаки возрастного слабоумия, лишь усугубляло ситуацию, ускоряя процесс потери памяти.

  1. Учащиеся лучше запоминают информацию, которая доводится до них в удобной для восприятия форме

Случалось ли вам когда-нибудь требовать у преподавателя, чтобы он читал вам свой предмет в форме, которую вы больше всего предпочитаете? Например, он пытается вам рассказать о чем-то, а вы настаиваете на изображении предмета, чтобы лучше понять суть? Если да, то вы напрасно морочили своему терпеливому учителю голову. 10 лет назад, в 2006 г.

, психологи из Калифорнийского университета, проведя ряд исследований, сошлись во мнении, что форма принятия информации – визуальная или слуховая – никак на улучшение знаний учащегося не влияет.

Так что самым правильным будет применение привычных вариантов преподавания, реально способных улучшить результаты обучения, а именно – повторение, тесты, ну и, конечно, отдых.

  1. Алкоголь – убийца нейронов мозга

Если вы не являетесь принципиальным противником алкоголя и можете иногда себе позволить бокальчик-другой хорошего вина, то наверняка испытывали на себе легкое расслабление вкупе с затуманиванием сознания. Бытует расхожий миф, что это «приподнятое» состояние напрямую зависит от элиминации клеток мозга. Но это не так.

Специалисты из Бартолинского института (Дания) провели эксперимент, в процессе которого сравнивался мозг зависимых от алкоголя и вполне здоровых в этом смысле людей. Каково же было их удивление, когда они обнаружили абсолютно одинаковое количество нейронов, как у больных, так и у здоровых людей.

Оказывается, спирт способен убить клетки мозга только в огромных, критических дозах, однако умеренное употребление алкоголя не может привести к такому печальному результату.

Важно

Итак, можно смело утверждать, что алкогольное опьянение не убивает нейроны мозга, а осложняет их функционирование, которое, в свою очередь, нарушает речевую, двигательную и иные функции организма человека.

  1. Экстрасенсы читают мысли человека

В 30-х гг. прошлого века многие ученые всерьез интересовались загадками экстрасенсорики. Сотрудник Дюкского университета, ботаник по профессии, Джозеф Райн заявил о существовании индивидуумов, способных считывать любые данные с мозга других людей.

Бытовало мнение, что для них не было проблемой назвать скрытое от глаз изображение, используя метод «сканирования» информации с мыслей находящегося рядом человека.

Легенды о чудесах, якобы творимых экстрасенсами, подкреплялись и действиями руководства Центрального разведывательного управления США, нанимавшего на работу магов всех мастей во времена Холодной войны.

Однако справедливости ради надо отметить, что специалисты ЦРУ быстро разобрались в никчемности необычных шпионов и пришли к выводу, что ясновидение не оправдало надежд разведки. На этом практика найма экстрасенсов была прекращена.

  1. Правое полушарие мозга курирует творчество, левое – логику

Специалист по нейропсихологической диагностике из Калифорнийского технического института (США) Роджер Сперри в 1960 г. провел операцию на головном мозге у больных, страдающих т.н. падучей болезнью, или эпилепсией. Для того чтобы облегчить эпилептические припадки, Р.

Сперри разъединил ткани головного мозга, соединяющие левое и правое полушария. Позже ученый провел ряд тестов, демонстрируя пациентам карточки с разными картинками, предлагая их рассматривать поочередно то левым, то правым глазом.

В результате своих исследований нейропсихолог выяснил, что с вербальной информацией лучше справляется левое полушарие мозга, а с визуалом и окружающим пространством – правое. Однако данное открытие американского ученого с течением времени стало трактоваться неправильно.

Совет

Так и возник миф о превалировании одной части мозга над другой, подхваченный многими, в том числе, и авторами многочисленных образцов бульварной литературы, не очень-то следящими за точностью исторических фактов.

Читайте также:  Как выбрать елку

Кстати, доказательств того, что на тип и черты характера влияет то или иное полушарие мозга человека, тоже нет. Однако есть данные о том, что активизировать головной мозг, заставить работать нейронные сети может креативное мышление. Так что, будьте креативны и ваш мозг будет вам за это благодарен!

Источник: https://russianinseattle.com/top-10-neobosnovannykh-mifov-o-mozge/

Мифы о мозге или почему мозг работает на 100%?

Приветствуем вас, познающие себя! Сегодня мы по­го­во­рим про мифы о мозге. А имен­но о том, сколь­ко % мозга на самом деле ра­бо­та­ет. За что от­ве­ча­ют его разные по­лу­ша­рия. Имеет ли раз­мер мозга зна­че­ние. Чем оп­ре­де­ля­ет­ся ин­тел­лект. И как по­вы­сить ра­бо­то­спо­соб­ность це­реб­раль­ной сис­те­мы.

А чтобы вы могли быть уве­ре­ны в дос­то­вер­нос­ти пред­с­тав­лен­ной ин­фор­ма­ции, все факты под­креп­ле­ны ссыл­ка­ми на на­уч­ные ис­сле­до­ва­ния. Про­ве­рить ре­ле­вант­ность которых можно с по­мо­щью ис­точ­ни­ков.

Ну, а сей­час, во­о­ру­жив­шись экс­пе­ри­мен­таль­ны­ми дан­ны­ми, давайте пос­мот­рим, как «офи­ци­аль­ная на­у­ка» раз­би­ва­ет мифы о мозге!

Мифы о мозге, как правило, про­ис­те­ка­ют из ус­та­рев­ших научных данных или из их уп­ро­ще­ний. Нап­ри­мер, самый по­пу­ляр­ный миф о том, что мозг ра­бо­та­ет только на какой-то %, в общем-то, про­ис­те­ка­ет из хо­ро­ших научных ис­сле­до­ва­ний [1]. Просто эти ис­сле­до­ва­ния ус­та­ре­ли! Вернее, ус­та­ре­ли их выводы.

Пос­коль­ку тот факт, что од­но­вре­мен­но ин­нер­ви­ро­ва­ны не все ней­ро­ны, со­вер­шен­но не сви­де­тель­с­т­ву­ет в пользу того, что мозг ра­бо­та­ет не в полную силу. Просто функ­ции мозга ло­ка­ли­зи­ро­ва­ны. Одни нейроны от­ве­ча­ют за речь. Другие – за ходьбу. Третьи – за что-ни­будь другое.

Поэтому ин­нер­ви­ро­вать нейроны, от­ве­ча­ю­щие за ходьбу, в си­дя­чем по­ло­же­нии нет никакой не­об­хо­ди­мос­ти!

Больше того, даже если человек выпьет «NZT» или ка­кую-ни­будь другую фан­тас­ти­чес­кую таб­лет­ку, сти­му­ли­ру­ю­щую ра­бо­то­спо­соб­ность мозга, то из этого ни­че­го не вый­дет. Потому что ин­нер­ва­ция ней­ро­нов, от­ве­ча­ю­щих за ходьбу, никоим об­ра­зом не по­мо­жет че­ло­ве­ку в диалоге или в на­пи­са­нии книги.

Обратите внимание

Вер­нее, это ему только на­вре­дит. Пос­коль­ку нечто по­доб­ное ис­пы­ты­ва­ют во время прис­ту­пов эпи­леп­сии [2]. Когда че­ло­век на­чи­на­ет биться в су­до­ро­гах, это обус­лов­ле­но именно хао­тич­ной ин­нер­ва­цией нейронов.

По­э­то­му, если и сто­ит ожидать ка­ко­го-то эф­фек­та от сти­му­ля­ции «ра­бо­ты мозга на 100%», то им должны быть су­до­ро­ги и гал­лю­ци­на­ции.

Миф о полушариях мозга

Ну, хорошо! Допустим, что мозг дей­ст­ви­тель­но ра­бо­та­ет в полную силу. Но разве тот факт, что разные нейроны от­ве­ча­ют за разные функ­ции, не сви­де­тель­с­т­ву­ет в пользу того, что каж­дое по­лу­ша­рие го­лов­но­го мозга тоже вы­пол­ня­ет свои задачи? Сви­де­тель­с­т­ву­ет! Больше то­го, оно так и есть [3].

В част­нос­ти, ис­сле­до­ва­ние Род­же­ра Спер­ри 1960 года од­но­знач­но по­ка­за­ло, что левое по­лу­ша­рие в большей степени от­вет­с­т­вен­но за вер­баль­ные функ­ции, а правое – за эмо­ци­о­наль­ные и не­вер­баль­ные функции [4]. И это свойст­вен­но всем при­ма­там вообще [5].

А не яв­ля­ет­ся уни­каль­ным свойст­вом че­ло­ве­ка [6].

Но значит ли это, что су­щест­ву­ют люди с более развитым левым или правым по­лу­ша­ри­ем мозга? На се­год­няш­ний день это дис­кре­ди­ти­ро­ван­ная ги­по­те­за, ко­то­рая, тем не менее, под­т­вер­ж­да­ет­ся не­ко­то­ры­ми экс­пе­ри­мен­таль­ны­ми дан­ны­ми [7].

По­э­то­му го­во­рить о том, что гипотеза о до­ми­ни­ро­ва­нии по­лу­ша­рий яв­ля­ет­ся 100% мифом, было бы не­кор­рек­т­но. Скорее, этот миф о мозге про­ис­те­ка­ет из уп­ро­ще­ния. Нет людей, чьи спо­соб­нос­ти де­тер­ми­ни­ро­ва­ны раз­ви­тос­тью того или иного по­лу­ша­рия.

Но раз­ви­тие по­лу­ша­рий, воз­мож­но, ока­зы­ва­ет на них влияние. Точно так же, как это делает мно­жест­во других фак­то­ров [8].

Миф о размере мозга

Пожалуй, что размер мозга является самым дра­ма­тич­ным мифом. По­че­му-то люди крайне не­га­тив­но от­но­сят­ся к тому, что раз­мер мозга име­ет зна­че­ние. Хотя кон­сен­су­са по этому воп­ро­су среди учё­ных нет [9].

Но есть много ре­ле­вант­ных данных о том, что размер мозга кор­ре­ли­ру­ет с раз­ви­ти­ем не­ко­то­рых ког­ни­тив­ных спо­соб­нос­тей [10] и мор­фо­ло­гией мозга [11]. Причём, пос­коль­ку размер мозга кор­ре­ли­ру­ет именно с раз­ви­ти­ем оп­ре­де­лён­ных ког­ни­тив­ных спо­соб­нос­тей, эти данные друг друга под­твер­ж­да­ют.

Но дра­ма­тизм понятен! Пос­коль­ку приз­на­ние факта влияния раз­ме­ра мозга на ин­тел­лект им­ма­нент­но пред­по­ла­га­ет приз­на­ние факта влияния на ин­тел­лект по­ло­вой при­над­леж­нос­ти.

Женский мозг

Относительная масса женского мозга меньше, чем у мужчин [10]. Что, ес­тест­вен­но, не пред­по­ла­га­ет от­сут­с­т­вия ин­ди­ви­ду­аль­ной из­мен­чи­вос­ти. То есть у кон­к­рет­ной жен­щи­ны мозг может быть больше, чем у кон­к­рет­но­го муж­чи­ны.

Боль­ше того, раз­мер мозга не яв­ля­ет­ся единст­вен­ным или до­ми­ни­ру­ю­щим фак­то­ром, обус­лав­ли­ва­ю­щим ин­тел­лек­ту­аль­ные спо­соб­нос­ти че­ло­ве­ка [8]. Но и го­во­рить о том, что он не ока­зы­ва­ет ни­ка­ко­го влияния, так же не­кор­рек­т­но [9]–[11]. Поэтому не нужно бо­роть­ся с одними ми­фа­ми, по­рож­дая другие.

Пос­коль­ку кон­сен­су­са по вопросу влияния раз­ме­ра мозга на ин­тел­лект нет [9], а данные, сви­де­тель­с­т­ву­ю­щие в пользу этой ги­по­те­зы, есть [10], [11].

Мифы о развитии мозга

Мозг интенсивнее всего развивается в детстве [12]. И на его раз­ви­тие ока­зы­ва­ет влияние адек­ват­ность диеты [13], фи­зи­чес­кая ак­тив­ность [14] и ре­жим сна-бодр­с­т­во­ва­ния [15]. Вот по­че­му жен­щи­нам обя­за­тель­но следует ис­поль­зо­вать диету и тре­ни­ров­ки для бе­ре­мен­ных.

А детям обя­за­тель­но следует при­дер­жи­вать­ся ди­е­ты для де­тей и за­ни­мать­ся спор­том. Но это не зна­чит, что мозг можно раз­ви­вать только в детстве. Пос­коль­ку даже в по­жи­лом возрасте могут фор­ми­ро­вать­ся новые ней­ро­ны [16], [17]. В связи с чем, мозг можно и нужно тре­ни­ро­вать даже в зре­лом воз­рас­те.

Пос­коль­ку это по­мо­жет из­бе­жать бо­лез­ни Альц­гей­ме­ра. А помочь в этом может му­зы­ка!

Заключение

  1. Мифы о мозге, как пра­ви­ло, ос­но­ва­ны на не­пра­виль­ной ин­тер­пре­та­ции экс­пе­ри­мен­таль­ных дан­ных.

    А иног­да на их прос­том не­зна­нии! По­э­то­му мифы о мозге мож­но ра­зоб­ла­чить толь­ко пу­тём по­вы­ше­ния ка­чест­ва мас­со­во­го об­ра­зо­ва­ния.

  2. Некоторые мифы о мозге до сих пор ос­та­ют­ся спор­ны­ми, по­э­то­му о них не сле­ду­ет го­во­рить, как о дос­то­вер­но ус­та­нов­лен­ных фак­тах. Ведь имен­но та­кие спе­ку­ля­ции и ле­жат в ос­но­ве ми­фо­твор­чест­ва!

Источники

[1] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2151163/

[2] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2492886/

[3] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3897366/

[4] science.sciencemag.org/content/217/4566/1223.long

[5] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3737467/

[6] nature.com/articles/nrn3371

[7] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3487106/

[8] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2770698/

[9] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5319308/

[10] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2668913/

[11] science.sciencemag.org/content/360/6394/1222.long

[12] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3722610/

[13] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2805706/

[14] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5637843/

[15] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1978403/

[16] cell.com/cell/fulltext/S0092-8674(14)00137-8

[17] nature.com/articles/nm1198_1313

[свернуть]

Загрузка…

Источник: https://pop-science.ru/mify-o-mozge

8 мифов о человеческом мозге

Нейробиолог Барри Гордон (Barry Gordon) привёл сразу несколько доказательств ошибочности теории десяти процентов.

Сканирование мозга с помощью МРТ и позитронно-эмиссионной томографии показало, что в нём отсутствуют незадействованные зоны. Кроме того, многочисленные исследования мозга не обнаружили отделов, не имеющих определённой функции.

Теория десяти процентов противоречит принципам эволюции. Мозг потребляет слишком много энергии, чтобы организм позволил ему ничего не делать. В полном соответствии с этим учёные наблюдают вырождение неиспользуемых клеток мозга.

2. Люди с развитым левым полушарием более рациональные, а с развитым правым — более творческие

Учёные из Университета Юты исследовали более тысячи человек и не нашли доказательств тому, что они используют преимущественно левое или правое полушарие. Все участники исследования, включая учёных, в равной степени задействовали оба полушария мозга.

Однако преимущественное использование одного полушария для выполнения конкретных функций всё же реально. Учёные называют это латерализацией. Например, у правшей речевыми навыками управляет левое полушарие мозга. Однако это не означает, что гениальные писатели или ораторы использовали левое полушарие больше, чем правое, или что в нём было больше нейронов.

3. Алкоголь убивает клетки мозга

Когда этанол попадает в кровь, энзимы печени превращают его в токсичный ацетальдегид, а затем в ацетат, который, в свою очередь, расщепляется на воду и углекислый газ и выводится из организма.

Однако печень успевает справляться только с определённым количеством этанола. Если алкоголь поступает быстрее, чем печень может расщепить его, он продолжает путешествовать по крови до момента переработки.

Исследователи из Университета Вашингтона в Сент-Луисе пришли к такому же выводу. Этанол не убивает нейроны. Даже при непосредственном контакте с ними он просто препятствует передаче информации между нервными клетками.

4. Нервные клетки не восстанавливаются

Wellcome Images/Flickr.com

Долгое время учёные считали, что человек рождается с определённым набором нервных клеток и в течение жизни их количество только сокращается. Но исследования обнаружили, что у взрослых людей тоже появляются новые нервные клетки.

Питер Эрикссон (Peter Eriksson) из Института нейронаук и психологии при Гётеборгском университете в Швеции и Фред Гейдж (Fred H. Gage) из Института биологических исследований Солка в Калифорнии обнаружили нейрогенез в мозге человека 72 лет.

Эрикссон с коллегами использовали химический маркер для идентификации новых нейронов. Поскольку зрелые нейроны не способны делиться, появление новых клеток в мозге объясняется распространением стволовых клеток и их развитием до зрелых нейронов.

5. Отдельные области мозга воспринимают информацию только от конкретных органов чувств

Ранее считалось, что в мозге есть определённые зоны, заточенные под конкретные задачи, например, что зрительная кора существует исключительно для восприятия визуальной информации. Однако учёные доказали, что мозг очень пластичен, может приспосабливаться и использовать зоны и без поступления информации от органов чувств, якобы предназначенных для них.

Например, слепые люди, читая книги со шрифтом Брайля, используют те же самые области мозга, которые задействованы во время чтения у зрячих. Кроме того, у слепых людей визуальные зоны мозга активируются через слух. Возможно, поэтому они обладают более острым слухом.

Ещё одно доказательство пластичности мозга — фантомные боли в ампутированных конечностях. Когда человек теряет руку или ногу, область мозга, ответственная за чувствительность в этой зоне, перестаёт стимулироваться.

Важно

Тогда головной мозг формирует новые связи между нейронами таким образом, что возбуждение в зонах, отвечающих за моторные функции и чувствительность, сохраняется в обоих полушариях. Более того, мёртвая зона стимулируется сигналами из соседних к ампутированной конечности областей тела.

Из-за этого человек может чётко ощущать, что прикасаются к его ампутированным пальцам, когда на самом деле трогают другую часть тела.

Ещё один пример — когда вследствие удара отключаются нейроны, посылающие сигналы к руке. С помощью терапии можно помочь соседним областям мозга взять на себя функции мёртвой зоны, и человек получит возможность двигать конечностью.

6. Игры для развития мозга делают вас умнее

yuan2003/Flickr.com

Учёные из исследовательского института в Кембридже провели научный эксперимент, призванный доказать бесполезность популярных игр для развития мозга. В ходе него 11 430 участников несколько раз в неделю играли в развивающие игры, которые должны были улучшить память, внимание, зрительно-пространственную ориентацию, планирование и создание причинно-следственных связей.

Спустя шесть недель таких тренировок в каждой игре был замечен прогресс. Однако не было доказательств, что игры помогают развить эти навыки в целом, поскольку в новых заданиях, для решения которых необходимы тренируемые когнитивные функции, улучшения не наблюдалось.

7. С возрастом все функции мозга ослабевают

Память и логическое мышление действительно ухудшаются по мере нашего взросления, однако о других функциях мозга такого сказать нельзя. Например, принятие моральных решений, управление эмоциями и считывание социальных ситуаций в 40–50 лет работают гораздо лучше, чем в 20 или 30 лет.

При этом есть способы предотвратить возрастное снижение когнитивных функций и сохранить мозг молодым и здоровым.

8. Мы помним то, что было

На самом деле мы помним очень ограниченное количество визуальных образов и ощущений и не способны охватить всю ситуацию целиком даже в настоящий момент. Вспоминая историю первый раз, мы упускаем ещё больше деталей, во второй — обращаемся не к прошедшей ситуации, а к своему наполовину стёршемуся воспоминанию о ней.

Таким образом, чем дальше событие, тем меньше подробностей мы можем вспомнить, пока история не превращается в скелет. Поэтому нельзя с уверенностью сказать, что мы помним именно то, что было.

Если вы знаете другие распространённые мифы о мозге, делитесь в комментариях.

Источник: https://Lifehacker.ru/8-myths-about-the-brain/

Ссылка на основную публикацию