Джордж бернард шоу

Бернард Шоу

Джордж Бернард Шоу – великий драматург ирландского происхождения, лауреат Нобелевской премии в области литературы, автор множества пьес и нескольких романов.

Детство и юность

Будущий драматург родился в Дублине, столице Ирландии, в 1856 году. Отец Джон Шоу торговал зерном, но вскоре прогорел и постепенно пристрастился к выпивке. Мать Люсинда Шоу была профессиональной певицей. Кроме Бернарда в семье росло еще двое детей, девочки Люсинда Франсес и Элинор Агнес.

Бернард Шоу в молодости

В детстве мальчик посещал дублинский колледж Уэсли, а с одиннадцати лет – протестантскую школу, где особое внимание уделялось не точным наукам, а духовному развитию детей. При этом пастыри не гнушались физическими наказаниями и лупили детей розгами, что, как тогда считалось, шло им только на пользу.

Юный Бернард терпеть не мог школу и всю систему образования, каковой она ему виделась со школьной скамьи. Впоследствии он вспоминал, что был одним из худших, если не последним учеником в классе.

В возрасте пятнадцати лет Шоу устроился клерком в контору, занимавшуюся продажей недвижимости.

Обратите внимание

У родителей не было денег, чтобы оплатить сыну учебу в колледже, но родственные связи помогли юноше занять неплохую по тем временам должность. В его обязанности, в том числе, входил сбор денег за жилье с бедняков.

Воспоминания об этом нелегком времени нашли отражение в одной из «неприятных пьес» под названием «Дома вдовца».

Когда юноше было шестнадцать, его мать, забрав обеих дочерей, бросила отца и уехала в Лондон. Бернард остался с отцом в Дублине, продолжив карьеру в сфере недвижимости. Спустя еще четыре года, в 1876 году, Шоу все-таки уехал к матери в Лондон, где занялся самообразованием и устроился на работу в одну из столичных газет.

Творчество

Первое время по приезду в Лондон Бернард Шоу посещал библиотеки и музеи, заполняя пробелы в своем образовании. Мать драматурга зарабатывала на жизнь, давая уроки пения, а сын с головой ушел в общественно-политические проблемы.

Писатель Бернард Шоу

В 1884 году Шоу вступил в Фабианское общество, названное так в честь римского полководца Фабия.

Фабий одержал победу над врагами благодаря медлительности, осторожности и умению ждать.

Основная идея фабианцев заключалась в том, что социализм – единственно возможный тип дальнейшего развития Великобритании, однако прийти к нему страна должна была постепенно, без катаклизмов и революций.

В тот же период в Британском музее Бернард Шоу познакомился с писателем Арчером, после общения с которым будущий драматург решил попробовать себя в журналистике. Сначала он работал внештатным корреспондентом, затем шесть лет трудился как музыкальный критик в журнале London World, после чего три года вел колонку, посвященную театру, в «Сатердей ривью».

Бернард Шоу за работой

Одновременно с журналистикой Шоу начал писать романы, которые на тот момент никто не брался издавать.

В период между 1879 и 1883 годами Бернард Шоу написал пять романов, первый из которых был опубликован только в 1886 году.

Впоследствии критики, проанализировав первые литературные опыты Бернарда Шоу, пришли к выводу, что в них проявились яркие черты, присущие дальнейшему творчеству драматурга: краткие описания ситуаций и насыщенные парадоксами диалоги.

В бытность театральным критиком Шоу увлекся творчеством норвежского писателя Генрика Ибсена. В 1891 году он выпустил книгу «Квинтэссенция ибсенизма», в которой вычленил основные характеристики пьес скандинавского драматурга.

Важно

Во времена молодости Шоу на театральных подмостках преобладали исключительно пьесы Шекспира, а также малозначимые мелодрамы и комедии.

Ибсен же, по мнению Шоу, стал настоящим новатором в европейской драматургии, подняв ее на новую ступень посредством вскрытия острых конфликтов и дискуссий между персонажами.

Вдохновленный пьесами Ибсена, в 1885 году Бернард Шоу пишет первую из своих «неприятных пьес» под названием «Дом вдовца». Считается, что с этого произведения началась биография Шоу как писателя-драматурга. Здесь же родилась и новая эра европейской драмы, острой, злободневной, построенной на конфликтах и диалогах, а не на активных действиях героев.

Далее последовали пьесы «Волокита» и «Профессия миссис Уоррен», буквально взорвавшие чопорную викторианскую Англию своей неприкрытой злободневностью, едкой сатирой и правдивостью. Главная героиня «Профессии миссис Уоррен» – проститутка, зарабатывающая на жизнь древнейшим ремеслом и не собирающаяся отказываться от этого способа получения дохода.

Бернард Шоу в последние годы

Противоположностью этой продажной женщине в пьесе выступает ее дочь. Девушка, узнав об источнике заработка матери, уходит из дома, чтобы честно зарабатывать себе на хлеб.

В этом произведении Шоу ярко проявился реформаторский характер творчества, поднимающего новые для английской литературы и театра темы, острые и злободневные, политические и социальные.

Жанр реалистической драмы Бернард Шоу дополняет тонким юмором и сатирой, благодаря чему его пьесы обретают необыкновенную притягательность и силу изложения.

Создав небывалый по тем временам прецедент своими «неприятными пьесами», Шоу выпустил серию «приятных пьес»: «Оружие и человек», «Избранник судьбы», «Поживем — увидим», «Кандида». 

Бернард Шоу наблюдает за репетицией спектакля

На рубеже веков уже зрелый автор, человек с полностью сформировавшимся мировоззрением создает такие шедевры, как «Майор Барбара», «Цезарь и Клеопатра», «Человек и сверхчеловек» и «Пигмалион».

«Пигмалион» – одна из пьес Бернарда Шоу, емкая, многогранная и сложная вещь, которой посвящено немало книг и научных монографий. В центре повествования судьба бедной продавщицы цветов Элизы Дулитл и состоятельного, благородного светского джентльмена Хигинса. Последний хочет слепить из цветочницы даму высшего света, как мифический Пигмалион создал свою Галатею из куска мрамора.

Афиша пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион»

Удивительное преображение Элизы помогает раскрыть душевные качества, врожденные доброту, благородство простой цветочницы. Шуточный спор двух джентльменов грозит обернуться трагедией для девушки, внутреннюю красоту которой они не разглядели

Следующим знаковым произведением драматурга стала пьеса «Дом, где разбиваются сердца», написанная после Первой мировой войны.

Шоу недвусмысленно обвинял английскую интеллигенцию и сливки общества в том, что они ввергли страну и всю Европу в пучину разрухи и ужаса.

Совет

В этом произведении отчетливо прослеживается влияние Ибсена и Чехова на творчество Шоу. Сатирическая драма приобретает черты гротеска, аллегории и символизма.

Бернард Шоу много путешествовал

Война еще больше утвердила Бернарда Шоу в его приверженности идеям социализма.

Он до конца своих дней продолжал верить в то, что социалистическая Россия является примером для всего цивилизованного мира, а общественно-политический строй СССР – единственно верный и правильный.

Под конец жизни Шоу стал идейным приверженцем сталинского режима и даже посетил СССР в 1931 году.

В течение непродолжительного времени драматург склонялся к мысли, что порядок в обществе и стране может навести только диктатор, но после прихода к власти в Германии Гитлера отказался от такой идеи.

Бернард Шоу побывал в России

В 1923 году свет увидела лучшая, по мнению критиков и поклонников творчества Бернарда Шоу, пьеса «Святая Иоанна», посвященная жизни, подвигам и мученической гибели Жанны д’Арк. Последующие пьесы «Горько, но правда», «На мели», «Миллионерша», «Женева» и другие не получили признания публики при жизни автора.

После смерти Бернарда Шоу драмы ставили театры разных стран, идут они на театральных подмостках и сегодня, а некоторые произведения обрели новую жизнь в кино. Так, в 1974 году в Советском Союзе вышел фильм «Миллионерша» по одноименной пьесе, имевший оглушительный успех. Роли исполнили Ю. Борисова, В. Осенев, В. Этуш, Ю. Яковлев и другие актеры.

Личная жизнь

В 1898 году Бернард Шоу женился на Шарлотте Пейн-Таунзенд, с которой писатель познакомился в Фабианском обществе. Девушка была богатой наследницей, но Бернарда не интересовали ее миллионы. В 1925 году он даже отказался от получения Нобелевской премии, и деньги пришлось получать английскому послу Артуру Даффу. Впоследствии эти средства потратили на создание фонда для переводчиков.

Бернард Шоу с женой

С Шарлоттой Бернард Шоу прожил душа в душу сорок пять лет, до самой ее кончины. Детей у них не было. Конечно, брак не всегда идеален, и между Шоу и его супругой тоже случались ссоры. 

Бернард Шоу и Стелла Патрик Кэмпбелл

Так, поговаривали, что писатель был влюблен в знаменитую актрису Стеллу Патрик Кэмпбелл, для которой он и написал «Пиглмалиона», придумав прелестную Элизу Дулитл.

Смерть

Вторую половину жизни драматург провел в Хартфордшире, где у них с Шарлоттой был уютный двухэтажный дом, утопающий в зелени. Писатель жил и творил там с 1906 по 1950 годы, до самой смерти.

Памятник Бернарду Шоу

Под конец жизни потери начали преследовать писателя одна за другой. В 1940 году скончалась Стелла, его негласная возлюбленная, отвечавшая драматургу взаимностью. В 1943 году ушла из жизни верная Шарлотта.

Последние месяцы жизни Бернард был прикован к постели. Он мужественно встретил кончину, оставаясь в сознании до конца. Бернарда Шоу не стало 2 ноября 1950 года.

По завещанию писателя его тело было кремировано, а прах развеяли вместе с прахом его любимой супруги.

Цитаты и афоризмы

  • Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи.
  • Самый большой грех по отношению к ближнему – не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности.
  • Идеальный муж — это мужчина, считающий, что у него идеальная жена.
  • Тот, кто умеет, тот делает, кто не умеет — тот учит других.

Библиография

  • «Immaturity (1879);
  • «The Irrational Knot» (1880);
  • «Love Among the Artists» (1881);
  • «Профессия Кашеля Байрона» (1882);
  • «Не социальный социалист» (1882).

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/3983-bernard-shou.html

Список книг и других произведений Бернард Шоу (Bernard Shaw) Сортировка по году написания

Джордж Бернард Шоу – Британский (ирландский и английский) писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы. Общественный деятель (социалист-фабианец, сторонник реформы английской письменности). Один из основателей Лондонской Школы Экономики и Политических Наук. Второй (после Шекспира) по популярности драматург в английском театре.

Единственный человек, удостоенный одновременно и Нобелевской премии в области литературы (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой») и премии «Оскар» (1938, за сценарий фильма «Пигмалион» (англ.)русск.).

Шоу отказался от денежной части Нобелевской премии, однако принял медаль лауреата.

Рано увлёкся социал-демократическими идеями; обратил на себя внимание меткими театральными и музыкальными рецензиями; позже выступил сам в роли драматурга и тотчас же вызвал резкие нападки лиц, возмущавшихся их мнимой безнравственностью и чрезмерной смелостью; за последние годы становится всё более популярным у английской публики и находит почитателей на континенте благодаря появлению критических статей о нём и переводов его избранных пьес (например, на немецком языке — Требича). Шоу совершенно порывает с чопорной пуританской моралью, всё ещё свойственной значительной части зажиточных кругов английского общества. Он называет вещи их настоящими именами, считает возможным изображать любое житейское явление и до известной степени является последователем натурализма.

В пьесе «The Philanderer» отразилось довольно отрицательное, ироническое отношение автора к институту брака, каким он являлся в то время; в «Widower’s Houses» Шоу дал замечательную по своему реализму картину жизни лондонских пролетариев. Очень часто Шоу выступает в роли сатирика, беспощадно осмеивающего уродливые и пошлые стороны английской жизни, особенно — быта буржуазных кругов («John Bull’s Other Island», «Arms and the Man», «How He Lied to Her Husband» и др.).

Обратите внимание

У Шоу есть и пьесы в психологическом жанре, иногда соприкасающиеся даже с областью мелодрамы («Candida» и др.).

Ему принадлежит также написанный в более раннюю пору роман «Любовь в мире артистов».

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

В первой половине 1890-х годов работал критиком в журнале «London World», где его сменил Роберт Хиченс.

Источник: http://librebook.me/list/person/bernard_shaw

Бернард Шоу: биография, факты, цитаты и видео

Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Бернард Шоу: биография, факты, цитаты и видео» — краткая история о жизни английского писателя и уникального драматурга.

Биография Бернарда Шоу

Джордж Бернард Шоу родился и вырос в Дублине (Ирландия). Дата рождения 26.07.1856, знак зодиака – Лев. Отец торговал зерном, мать была профессиональной певицей. В семье со скромным достатком было трое детей.

Между супругами нередко случались скандалы. Родительской душевной теплоты Джордж не помнил. Вместо ласки малыш часто получал подзатыльники.

В детстве мальчик посещал колледж. Затем его отдали в протестантскую школу, в которой внимание уделялось духовному развитию, а не наукам. Здесь же практиковались физические наказания за непослушание. Представьте, что пришлось терпеть парню, ведь он был одним из худших учеников.

Юноша терпеть не мог школу. Школьный период был самым ужасным в его жизни. В 15 лет он с удовольствием начал работать клерком в конторе по недвижимости. Вскоре его родители развелись. Мать с дочерьми уехала в Лондон. Джордж остался с отцом, продолжая трудиться в конторе.

Через четыре года он с легкостью покинул Дублин, с которым его связывали лишь грустные воспоминания, и переехал к матери.

Читайте также:  Интересные факты о россии

Бернард Шоу в молодости

Лондон

На дальнейшее образование Бернарда денег не было и в семье матери. 20-летний Джордж занялся самообразованием: много читал, посещал музеи. Допоздна засиживался в читальном зале Британского музея.

На протяжении восьми лет молодой человек писал романы и статьи. Свои труды он направлял в разные издательства Лондона, из которых приходили лишь отказы. Но молодой писатель не отчаивался, сохранял веру в себя, оптимизм и любовь к жизни. Стесняясь своей бедности, парень не общался с девушками.

После прочтения «Капитала», Шоу объявил себя социалистом и вступил в общество, пропагандирующее социалистические идеи. Он стал активно выступать с лекциями, не получая за это ни пенса.

Важно

Случайное знакомство с писателем Арчером внесет коррективы в жизнь Бернарда. Джордж решает попробовать себя в журналистике. Сначала он работал внештатным корреспондентом, трудился как музыкальный критик в журнале London World. Затем, в журнале «Сатердей ривью», он работал в качестве театрального критика.

Дебютом 36-летнего драматурга стала пьеса «Дом вдовца». Первый настоящий успех принесла пьеса «Ученик дьявола» (1897).

Дом писателя в Хартфордшире, недалеко от Лондона. Здесь он жил и работал последние 44 года

В 1913 «жемчужиной» драматургии стала пьеса «Пигмалион», имевшая ошеломляющий успех. В 1925 Шоу получил «Оскар» за сценарий фильма «Пигмалион». За свою долгую жизнь драматург написал 56 пьес.

Вы не поверите, но писатель был равнодушен к деньгам. В 1925 он был удостоен Нобелевской премии по литературе, но от денег отказался!

Путешествия

Бернард Шоу очень любил путешествовать. Несмотря на почтенный возраст, он побывал во многих странах, включая СССР. Являясь социалистом, в 1931 году он встречался с Иосифом Сталиным.

Личная жизнь

Писатель впервые женился, когда ему было 40 лет. Его супругой стала 20-летняя Шарлотта Пейн-Таунзенд. Она была богатой наследницей, но Шоу был абсолютно равнодушен к ее миллионам.

Шарлотта Пейн-Таунзенд (1876-1940)

Брак оказался счастливым. Супруги прожили вместе 45 лет. Шарлотта умела создать домашний уют, была опорой и помощником в делах мужа. Детей у пары не было. Свою супругу Бернард пережил на 7 лет.

В семейной жизни был и сложный период, когда супруг увлекся актрисой Стеллой Патрик Кэмпбелл. Для нее была написана главная роль в пьесе «Пигмалион». Затем бурный роман актрисы и драматурга перешел в дружеские отношения.

Стелла Патрик Кэмпбелл (1865 — 1940)

Любимый сад

В пожилом возрасте у него была отличная память, ясность ума. Он продолжал трудиться, но произошел несчастный случай. Работая в любимом саду, Бернард упал и сломал бедро. Пришлось перенести две операции.

Вскоре великий драматург покинул этот мир. Ему было 94 года. Неунывающий жизнелюб легко бы прожил еще десяток лет! Кстати, писатель был вегетарианцем.

Могилы Бернарда Шоу не существует. Согласно его завещанию, тело было кремировано, а прах развеян в саду. Неповторимый, неунывающий, с тонким чувством юмора, бесстрашный, независимый, остроумный, оригинальный и непредсказуемый Шоу…

Цитаты Бернарда Шоу

Лучшие цитаты гениального Шоу представлены в этом видео:

Дополнительная информация «Бернард Шоу: биография, факты, цитаты, видео» ↓

Друзья, поделитесь этой статьей «Бернард Шоу: биография, факты, цитаты» в социальных сетях.

Источник: https://damy-gospoda.ru/bernard-shou-biografiya/

Бернард Шоу

Долго думала, стоит ли писать рецензию на это произведение, но потребность собрать воедино свои мысли, создать цельное мнение об этой пьесе всё-таки пересилила природную лень.

Когда прочитала пьесу, естественно, полезла копаться в разного рода информации. И была сбита с толку вот этим утверждением:

Сама я по ходу пьесы всё чётче видела эту пропасть — только заключалась она не столько в непреодолимом классовом неравенстве, сколько в совершенно различных взглядах на жизнь и у представителей этих самых классов, и у представителей разных поколений.

В самом деле, современному человеку, для которого знания и коммуникативные навыки становится чуть ли не главной ценностью, может быть непонятно, почему же у Элизы остаются какие-то претензии к двум джентльменам, которые, пусть и не по доброте душевной, а штуки ради, но всё же безвозмездно вытаскивают её из «грязи в князи», дают ей сверх того, что она просила, да и в дальнейшем не собираются бросать её на произвол судьбы. Сейчас бы где найти таких спорщиков! Но, мне кажется, чтобы разобраться в этом вопросе, нужно повнимательнее присмотреться к истории отца Элизы.

На первый взгляд, мистер Дулиттл — второстепенный персонаж, существующий в пьесе только для того, чтобы более полно раскрыть среду, в которой воспитывалась и жила молодая цветочница, и чтобы максимально эту самую среду высмеять.

Однако, если подумать, что такое история мистера Дулиттла, если не краткий пересказ истории самой Элизы? Он так же, как и она, в краткие сроки меняет свой социальный статус, причем совершенно случайно; так же, как и у неё, это происходит после знакомства с мистером Хиггинсом; и так же, как и у неё, это является результатом шалости, шутки.

И так же, как и Элиза, её отец остаётся недовольным своим новым положением и обвиняет своего, казалось бы, благодетеля:

Совет

Почему же так происходит? По завещанию, бывший мусорщик будет получать 3 тысячи годового дохода, если будет читать лекции о морали.

Не думаю, что Дулиттл сам не осознавал, что его представления о морали несколько отличаются от общепринятых, и что, честно говоря, он сам плохо подходит на роль блюстителя нравственности.

Но его печалит не необходимость читать лекции, а то, что из него «джентльмена сделали», и теперь он ни минуты покоя не знает:

Но отказаться от этих денег и этого положения не может:

А что же происходит с Элизой? В начале пьесы уличная торговка цветами хочет исправить своё произношение, чтобы открыть цветочную лавку. В конце же пьесы, получившая такие знания, о которых не могла даже подумать, она обвиняет профессора в том, что он отнял у неё независимость.

Как же он отнял её? Научив девушку грамотно говорить? Или привив ей кое-какие манеры? Нет, она недовольна тем же, чем и её отец — тем, что из неё без ее желания леди сделали, навязали ей те потребности и тот образ жизни, которые были ей никогда не нужны.

И да, Хиггинс и Пикеринг не собираются выкидывать её на улицу (Хиггинс так вообще предлагает ей остаться у него), более того, как видно из послесловия, профессор будет обучать её каллиграфии, а полковник возьмет на себя финансовые расходы.

Но этого ли она хотела? Её жизнь сильно поменялась — намного сильнее, чем она рассчитывала, когда пришла к Хиггинсу просить его о частных уроках.

К тому же (и это важный момент), воспитывая в ней леди, они не сделали из неё леди в полном понимании этого слова: и в отношении она осталась для них цветочницей, да и социальный статус у неё не особо поднялся: манеры и потребности высшего общества не делают человека членом этого общества.

Обратите внимание

Можно, конечно, сказать, что человек — сам кузнец своего счастья, и что Элиза может сама вершить свою судьбу; в конце концов, она может отказаться от своего ненавистного положения, взять корзинку с цветами и снова вернуться на улицу, раз она всем недовольна. Но, к сожалению, человек, меняясь, не может вернуться к первоначальному своему состоянию. Для Дулиттлов — что для дочери, что для отца — статус «джентельмен» и «леди» сравним с рабством: оба они не чувствуют, что принадлежат сами себе.

Самое интересное в пьесе — это её название. Кто такой Пигмалион? Скульптор, который вырезал из слоновой кости настолько прекрасную женскую статую, что влюбился в неё, влюбился с такой силой, что это растрогало богиню Афродиту, и она оживила для мастера его творение.

И когда только начинаешь читать эту пьесу, думаешь, что название подразумевает одно: профессор из материала будет создавать своё прекрасное творение. Может, поэтому, руководясь мифом, многие ждут воссоединения Элизы и Хиггинса в конце, и удивляются, не найдя его.

Сам же Шоу в конце предисловия объясняет это так:

Но, много думая об этой пьесе, для себя сделала вывод: Хиггинс — это Пигмалион наоборот: если скульптор делал из неживого материала живое существо (хоть и идеальное, но всё же живое), то профессор делает из живого человека какую-то идеальную вещь: он и воспринимает её как предмет мебели, не признаёт у нее возможности иметь какие-то чувства. Для него это материал, такой же, как и слоновая кость, но только в конце не выходит Галатеи — выходит человек, поменявшийся кардинально (и то более поверхностно, чем хотелось бы), но не приспособленный к жизни в той среде, из которой его вытащили, а в новую среду при этом не помещенный. Можно долго рассуждать, что именно помешало сделать новую Галатею: отсутствие божественного вмешательства, или отсутствие любви мастера к своему творению, или же высокомерное презрение экспериментатора к чужой жизни. Ясно одно: если между классами, может, и нет непреодолимой пропасти, то между сознанием двух разных людей с разными взглядами на жизнь эта пропасть всё же существует.

Источник: https://www.livelib.ru/author/14230-bernard-shou

Книга: Джордж Бернард Шоу. Афоризмы

Шоу читал лекцию о телесных наказаниях. Один из слушателей, священник, спросил:

– А известно ли вам, что провинившиеся солдаты нередко сами просят о телесном наказании?

– Тема моей лекции – телесные наказания, а не телесные наслаждения, – ответил Шоу.

* * *

Перед первым представлением «Пигмалиона» Шоу написал Уинстону Черчиллю: «Вот два билета на премьеру моей новой пьесы – один для Вас, другой для Вашего друга, если, конечно, он у Вас есть».

Черчилль ответил: «Сожалею, что не могу быть на премьере, но буду рад увидеть второе представление, если, конечно, оно когда-нибудь состоится».

* * *

Корнелия Скиннер сыграла главную роль в пьесе Шоу «Кандида». После премьеры между драматургом и актрисой состоялся обмен телеграммами.

Шоу: «Превосходно! Великолепно!»

Актриса: «Не заслуживаю такой похвалы».

Шоу: «Я имел в виду пьесу».

Актриса: «Я тоже».

* * *

Шоу отказался от предложения продать право на экранизацию одной из своих пьес. Голливудскому кинопродюсеру Сэмюэлу Голдвину он послал телеграмму:

«Вся беда в том, мистер Голдвин, что вас интересует только искусство, а меня – только деньги».

* * *

Загородные зрители просили Шоу переделать эпилог пьесы «Святая Иоанна», чтобы они могли успеть на свои пригородные поезда.

– Переделайте расписание поездов, – ответил Шоу.

* * *

Стелла Патрик Кэмпбелл попросила у Шоу разрешения опубликовать их интимную переписку. Шоу ответил: «Дорогая Стелла, в моем возрасте я не стану играть роль коня для Вас в роли леди Годивы».

* * *

В букинистической лавке Шоу нашел книгу, на которой имелась его собственная дарственная надпись: «От Джорджа Бернарда Шоу с искренним уважением».

Шоу купил эту книгу и послал ее прежнему владельцу, дописав: «С возобновленным уважением, Дж. Б. Ш.»

* * *

Вторую половину своей жизни Шоу прожил в деревушке Эйот-Сент-Лоренс. Когда его спросили, почему он выбрал этот ничем не примечательный уголок Англии, он повел спрашивающего на кладбище и показал надгробный камень, на котором было начертано:

«Джейн Эверли. Родилась в 1815 году. Умерла в 1895 году. Ее жизнь была коротка».

– Если о женщине, прожившей здесь восемьдесят лет, можно было сказать, что ее жизнь коротка, то этот климат как раз то, что мне нужно.

* * *

О калифорнийском дворце Уильяма Рэндолфа Херста, американского газетного магната, Шоу заметил:

– Должно быть, так устроил бы свою резиденцию Господь Бог, если б у него были деньги.

* * *

Во время поездки Шоу по США газета, издававшаяся в Майами, поместила большую статью об этом событии. Здесь сообщалось, что миссис Шоу обедала там-то и там-то, ужинала там-то и там-то, гостила у того-то и того-то, сказала то-то и то-то. Заканчивалась статья сообщением: «Миссис Шоу сопровождал ее муж, Джордж Бернард, писатель».

* * *

После обеда в честь Герберта Уэллса писатель Арнолд Беннет записал в своем дневнике: «В основном говорил один Шоу, или, говоря точнее, Шоу не закрывал рта ни на минуту».

Шоу, узнав об этом годы спустя, возмутился:

– Вот ведь черт! Люди идут специально меня послушать. Наверно, не жаловались на концерте Падеревского, что слишком много играет!

* * *

На завтраке в Кливленде леди Астор однажды проронила:

– Ненавижу, когда убивают ради удовольствия.

Она была совершенно уверена, что подобное замечание будет по душе Шоу.

Читайте также:  Самые интересные факты о космосе

– И вы ненавидите убийство ради удовольствия? – тут же спросил у Шоу какой-то недоросль.

– Смотря кого убивать, – ответил Шоу.

* * *

Незнакомка из Цюриха сообщила Шоу свой адрес и предложила: «У вас лучший в мире мозг, а у меня лучшая в мире фигура. У нас должен быть лучший в мире ребенок».

Шоу ответил: «А если дитя унаследует мою фигуру и ваш умишко?»

(«Этот рассказ долго связывали с именем Айседоры Дункан, но то была не она», – замечает биограф Шоу Хескет Пирсон.)

* * *

Шоу, возможно, был самым богатым английским писателем своего времени. Ему напомнили: Иисус велел богачу продать имение и раздать деньги нищим.

Шоу тоже напомнил:

– У Иисуса не было никакой собственности. Всю деловую сторону он взвалил на плечи Иуды.

* * *

На вопрос о главной идее пьесы «Дом, где разбиваются сердца» Шоу ответил:

– А мне откуда знать? Я ведь только автор.

* * *

Френолог, осмотревший голову Шоу, нашел, что там, где у людей обычно бывает «шишка почитания», у Шоу была впадина.

* * *

Независимые лейбористы попросили Шоу написать поздравление для их специальной рождественской открытки. Шоу написал следующее:

«Не унывайте, товарищи, все мы ненавидим Рождество, но оно бывает только раз в год и длится недолго».

* * *

Лорд Нортклиф, известный своей полнотой, заметил:

– Глядя на вас, мистер Шоу, можно подумать, что в стране голод.

– Глядя на вас, мистер Нортклиф, можно подумать, что причина этого голода – вы, – ответил Шоу.

* * *

Шоу сказал Честертону:

– Будь я таким толстяком, как вы, я бы повесился.

– Если я на это решусь, я воспользуюсь вами вместо веревки, – ответил тот.

* * *

Бернарда Шоу пригласили послушать струнный квартет из Италии. Во время концерта Шоу не проронил ни слова.

– А вы знаете, – сказали ему, – что они играют вместе уже двенадцать лет?

– Двенадцать? – переспросил Шоу. – Право, мы просидели здесь уже больше.

* * *

На пароходной палубе, битком набитой пассажирами, Шоу мог работать так же спокойно, как в тиши и одиночестве кабинета.

– У меня безошибочный нюх на беззащитных дам, созревших для встречи со знаменитостью, – рассказывал он своему биографу. – Выбрав жертву, я ставлю возле нее свой стульчик и спрашиваю, не обидится ли она, если я помолчу и немного поработаю над новой пьесой.

Дама бывает так счастлива взять на себя охрану Джи-Би-Эс, что всякого, кто приближается ко мне, отгоняет заклинающими жестами, шепча: «Мистер Шоу работает над новой пьесой». Так я обзавожусь новым другом и в течение всего путешествия наслаждаюсь полным покоем.

* * *

Когда Шоу объявили больным и журналисты жаждали узнать подробности, он сказал им:

– Будьте любезны, сообщите всем, что я умер. Это резко сократит мои мучения.

* * *

Шоу, уже глубокого старика, спросили:

– Какой род вашей деятельности заслужит, по-вашему, высшей оценки Господа?

– Если Бог вздумает выставлять оценки за мою деятельность, я не поручусь за наши с ним дальнейшие отношения, – ответил Шоу.

Источник: https://www.e-reading.club/bookreader.php/21733/Dushenko_-_Dzhordzh_Bernard_Shou._Aforizmy.html

Джордж Бернард Шоу (краткая биография)

Шутка ли, получить сразу две высшие награды английской литературы? Нет, это совсем не шутка, а реальное достижение драматурга Бернарда Шоу.

Жизнь драматурга: краткие сведения

Джордж Бернард Шоу – англичанин ирландского происхождения, рожденный в семье торговца и певицы. Мать драматурга Люсинда профессионально занималась музыкой, а отец Джордж вел торговлю зерном.

Школьные годы

Учеба давалась Бернарду легко, а вот саму систему образования он попросту ненавидел. В зрелом возрасте Шоу множество раз критиковал систему английского образования, указывая на неэффективность телесных наказаний, и на скудность духовного развития в школьных стенах.

Тем не менее Шоу в детстве учился в школе грамматике. Затем посещал колледж в Дублине. Еще ему довелось ходить в протестантскую школу.

Первые карьерные шаги

Сначала Шоу работал простым клерком. Он не любил свою должность, но не оставлял ее несколько лет. Заступив на работу в 15, Бернард собирал плату за жилье с жителей бедных районов. Это оставило неизгладимый след в его мировоззрении.

В возрасте 20 лет юноша принял решение переехать в Лондон. Там уже жили его мать и сестры. В Лондоне Шоу ходил по местным библиотекам, пробовал писать литературные произведения, но первые его попытки были не слишком удачными.

В 1885 году к его романам и пьесам начали присматриваться видные деятели искусства. Тогда же Бернард Шоу стал пробовать себя в роли критика.

До 36 лет творчество драматурга не имело большого успеха. Он пытался показывать свои пьесы режиссерам и руководителям театров, но они не принимали их для постановок.

После знакомства с работами норвежского драматурга Ибсена, Шоу вновь поверил в свои силы, и взялся за работу с утроенным рвением.

В 1902 году в Лондоне все же поставили пьесу Шоу «Дома вдовца». Английская публика приняла постановку довольно холодно. Но все же отзывы критиков были положительными.

В Вене, Берлине и Штатах произведения драматурга имели огромный успех. После его заслуги признали и на родине.

Бернард Шоу и политика

В период Второй мировой Шоу критиковал военные действия. В 1931 году он был приглашен в СССР, где удостоился аудиенции у Сталина. Бернард был очарован советским политическим режимом.

Вернувшись домой, он стал хлестко критиковать буржуазию и ее ценности.

Личная жизнь Бернарда Шоу

Признанный английский драматург был женат на Шарлотте Таузенд. Его жена была меценаткой, и в периоды творческих неудач поддерживала мужа во всем.

Перед своей смертью в 1950 году, Шоу успел написать несколько пьес, которые получили восторженные отзывы критиков и зрителей. Его «Тележка с яблоками» много раз ставилась на сценах разных драматических театров.

Важно

После смерти от проблем с почками, прах Бернарда Шоу развеяли в том же месте, где был развеян прах его покойной жены.

При жизни Шоу получил за свои работы «Оскара», а также Нобелевскую премию в области литературы. Всю свою жизнь он работал и жил в доме в Хартфодшире. Его творчество считается образцом драматургии. Кроме того, Бернарда Шоу негласно называли «вторым Шекспиром».

О чем писал шоу?

Персонажи пьес, которых создавал драматург, были философами, простолюдинами и типичными обывателями. Они больше рассуждали о жизни, чем действовали и принимали решение.

В произведениях Шоу все неприглядные вещи и поступки всегда назывались своими именами, не вуалировались, а гротеско выставлялись напоказ.

Шоу любил посмеяться над недостатками и пороками английского общества. Простые зрители обожали его работы, а аристократия долго не могла привыкнуть к его стилю.

Но все же потом и у этого социального слоя Бернард Шоу снискал признание. Великий драматург часто работал до изнеможения, полностью отдавая всего себя искусству и серьезной литературе.

Его труды поздно получили заслуженную славу, но Шоу продолжал упорно трудиться, и добился успеха.

(1

Источник: https://EnglandLife.ru/dzhordzh-bernard-shou/

Автор Шоу Бернард Джордж – Страница 1 – читать онлайн

Джордж Бернард Шоу ― английский писатель ирландского происхождения, основоположник «драмы идеи», эссеист, драматург, реформатор театрального искусства начала ХХ века, сторонник упрощения английской письменности и активный общественный деятель. Бернард Шоу ― занимает второе место после Шекспира по популярности среди англоязычных драматургов.

За свои заслуги писатель был удостоен Нобелевской премии по литературе (1925 год) и премии «Оскар» (за сценарий к фильму «Пигмалион в 1938 году).

Творчество Бернарда Шоу представлено огромным количеством произведений. Свою первую пьесу автор написал в 1892 году. К началу нового века его имя занимало почетное место среди драматургов Англии. За всю творческую карьеру Шоу написал 63 пьесы, несколько романов, критических произведений, эссе и более чем 250 тысяч писем.

Книги Бернарда Шоу онлайн:

Краткая биография Бернарда Шоу

Родился Бернард Шоу в 1856 году в семье дублинского торговца и профессиональной певицы.

Свое первое образование автор получил в грамматической школе, после обучался в протестантской школе, где по воспоминаниям Шоу не отличался высокой успеваемостью.

Писатель не любил посещать уроки и не раз критиковал всю систему образования, из-за зацикленности учителей на умственных способностях, а ни на духовном развитии.

После окончания школы устроился на работу. Семейные связи помогли Шоу найти неплохое место в агентстве по продаже недвижимости. В обязанности входил сбор квартплаты с дублинских жителей. Позже свои воспоминания об этом периоде жизни автор выразит в работе «Дома вдовца».

Бернард Шоу ответственно выполнял свою работу, аккуратно вел книгу учета, писал разборчивым почерком. Впоследствии это сослужило ему хорошую службу в его писательской карьере. В шестнадцатилетнем возрасте мать покинула Бернарда и он решил остаться жить с отцом. Автор получил высшее образование и получил должность служащего в конторе по недвижимости.

В 1876 году переехал к матери в Лондон. В городе он начал посещать музеи и библиотеки. Увлекся написанием произведений, позже ему предложили вести колонку в одном из местных журналов. До 1885 года его романы не отличались большой популярностью.

В конце ХІХ века работал творческим критиком в лондонском журнале. В этот период заинтересовался революционными социал-демократическими идеями и стал членом Фабианского общества, целью которого было установление социализма посредством мира. На собраниях писатель познакомился со своей будущей женой.

Последующие годы писатель прожил в своем доме, занимаясь литературой и общественной деятельностью. Умер в возрасте 94 лет от почечной недостаточности. 

Читайте книги Бернарда Шоу онлайн бесплатно без регистрации на сайте нашей библиотеки.

Перед первым представлением «Пигмалиона» Шоу написал Уинстону Черчиллю: «Вот два билета на премьеру моей новой пьесы – один для Вас, другой для Вашего друга, если, конечно, он у Вас есть».

Черчилль ответил: «Сожалею, что не могу быть на премьере, но буду рад увидеть второе представление, если, конечно, оно когда-нибудь состоится».

Крупнейший английский драматург конца XIX – первой половины XX в.

Джордж Бернард Шоу (1856-1950) в своих произведениях выступает как мастер интеллектуальной драмы-дискуссии, построенной на острых диалогах, полной парадоксальных ситуаций, разрушающей все традиционные представления о театре. Его пьесы бичуют политическую реакцию, нормативную мораль, лицемерие, ханжество. В 1925 г. писателю была присуждена Нобелевская премия.

Совет

Пьеса «Ученик дьявола» была опубликована в 1901 году сборнике «Три пьесы для пуритан». Здесь окончательно формируется драматургический метод Шоу.

Один из создателей «драмы идей», Шоу утверждает тип пьесы-дискуссии. В её центре – столкновение мнений, враждебных идеологий, ставящее острейшие проблемы общественной и личной нравственности.

Персонажи Шоу характеризуются прежде всего тем, какие взгляды на жизнь они отстаивают.

Поставленный в Америке Р.Мансфилдом «Ученик дьявола» – первая пьеса Шоу, имевшая кассовый успех.

«Тележка с яблоками» – сатирическая комедия подчеркнуто политического направления. Она была первой из тех пьес Шоу, которые он сам назвал «политическими экстраваганцами».

Объективно новая форма была обусловлена двумя обстоятельствами: сатира Шоу обращалась отныне против политической системы и государственного строя капиталистической Англии.

Таким образом, «Тележка с яблоками» – острый политический памфлет, пьеса-гротеск, обличающая буржуазную демократию и изображающая будущее Англии.

В оформлении обложки использован плакат Н. П. Акимова к одноименному спектаклю Ленинградского государственного театра комедии.

Источник: https://online-knigi.com/author/1016/shou-bernard-dzhordzh

Шоу, Джордж Бернард

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шоу.

Джордж Бе́рнард Шо́у (англ.

 George Bernard Shaw; 26 июля 1856 года, Дублин, Ирландия — 2 ноября 1950 года, Хартфордшир, Англия) — ирландский драматург, писатель, романист, лауреат Нобелевской премии в области литературы и один из наиболее известных ирландских литературных деятелей.

Общественный деятель (социалист-фабианец, сторонник реформы английской письменности). Один из основателей Лондонской школы экономики и политических наук. Второй (после Шекспира) по популярности драматург в английском театре.

Единственный человек, удостоенный и Нобелевской премии в области литературы (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой»), и премии «Оскар» (1938, за сценарий фильма «Пигмалион»).

Биография

Джордж Бернард Шоу родился в Дублине 26 июля 1856 года в семье Джорджа Шоу, торговца зерном, и Люсинды Шоу, профессиональной певицы. У него было две сестры, Люсинда Франсес, театральная певица и Элинор Агнес, умершая от туберкулёза на 21 году жизни.

Шоу посещал Wesley College в Дублине и грамматическую школу. Среднее образование получил в Дублине. В одиннадцать лет его отдали в протестантскую школу, где он был, по собственным его словам, предпоследним или последним учеником. Школу он называл самым вредным этапом своего образования: «Мне в голову не приходило готовить уроки или говорить правду этому всеобщему врагу и палачу — учителю».

Но система образования была не раз раскритикована Шоу за сосредоточение на умственном, а не духовном развитии. Особенно автор критиковал систему физического наказания в школе. В пятнадцать лет он стал клерком. У семьи не было средств для того, чтобы послать его в университет, но дядины связи помогли ему устроиться в довольно известное агентство Таунзэнда по продаже недвижимости.

Обратите внимание

Одной из обязанностей Шоу был сбор квартплаты с обитателей дублинских трущоб, и грустные впечатления этих лет впоследствии нашли воплощение в «Домах вдовца». Он был, по всей вероятности, довольно способным клерком, хотя однообразие этой работы надоедало ему. Он научился аккуратно вести книги учета, а также писать вполне разборчивым почерком.

Читайте также:  Редкие фото титаника

Все написанное почерком Шоу (даже в преклонные годы) было легко и приятно читать. Это сослужило Шоу хорошую службу впоследствии, когда он стал профессиональным писателем: наборщики горя не знали с его рукописями. Когда Шоу было 16 лет, его мать убежала из дома с любовником и дочерьми. Бернард решил остаться с отцом в Дублине. Он получил образование и поступил служащим в контору недвижимости.

Этой работой он занимался несколько лет, хотя она ему не нравилась.

В 1876 году Шоу уехал к матери в Лондон. Семья встретила его очень тепло. В это время он посещал публичные библиотеки и музеи. В библиотеках начал усиленно заниматься и создал свои первые произведения, а позже вёл газетную колонку, посвящённую музыке. Однако его ранние романы не имели успеха до 1885 года, когда он стал известен как творческий критик.

В первой половине 1890-х годов работал критиком в журнале «London World», где его сменил Роберт Хиченс.

В это же время увлёкся социал-демократическими идеями и вступил в Фабианское общество, цель которого — установить социализм с помощью мирных средств. В этом обществе он встретил свою будущую жену Шарлотту Пейн-Таунсхенд, на которой он женился в 1898 году. Впрочем, их брак не был счастливым[источник не указан 346 дней], так как Бернард Шоу имел связи на стороне.

В последние годы драматург жил в собственном доме и умер в 94 года от почечной недостаточности. Его тело было кремировано, а прах развеян вместе с прахом его жены.

Творчество

Первая пьеса Бернарда Шоу была представлена в 1890-х гг. В конце десятилетия он стал уже известным драматургом. Он написал шестьдесят три пьесы, а также романы, критические произведения, эссе и больше чем 250 000 писем.

Романы

Шоу написал пять безуспешных романов в начале своей карьеры между 1879 и 1883 гг. Позднее они все были опубликованы.

Первый напечатанный роман Шоу был «Професcия Кашеля Байрона» (1886), написанный в 1882 году. Главный герой романа — своенравный школьник, который вместе с матерью эмигрирует в Австралию, где участвует в боях за деньги. Он возвращается в Англию на боксерский матч. Здесь он влюбляется в умную и богатую женщину Лидию Карью.

Эта женщина, привлеченная животным магнетизмом, соглашается на замужество, несмотря на их разное социальное положение. Потом выясняется, что главный герой благородного происхождения и наследник большого состояния. Таким образом, он становится депутатом в Парламенте и семейная пара становится обычной буржуазной семьей.

Роман «Не социальный социалист» опубликован в 1887 году. В начале описывается школа для девочек, но затем сосредотачивается на бедном рабочем, который на самом деле скрывает свои состояния от жены. Также он активный борец за продвижение социализма. С этого момента весь роман сосредотачивается на социалистических темах.

Роман «Love Among the Artists» написан в 1881 году, опубликован в 1900 году в Соединенных Штатах и в 1914 году в Англии. В этом романе на примере викторианского общества Шоу показывает свои взгляды на искусство, романтическую любовь и брак.

«The Irrational Knot» — роман, написанный в 1880 году и опубликованный в 1905 году. В этом романе автор осуждает наследственный статус и настаивает на благородстве рабочих. Институт брака ставится под вопрос на примере благородной женщины и рабочего, который разбогател на изобретении электрического мотора. Их брак распадается из-за неспособности членов семьи найти общие интересы.

Первый роман Шоу «Immaturity», написанный в 1879 году, стал последним опубликованным романом. Он описывает жизнь и карьеру Роберта Смитта, энергичного молодого жителя Лондона. Осуждение алкоголизма — это первый посыл в книге, основанной на семейных воспоминаниях автора.

Пьесы

Шоу совершенно порывает с чопорной пуританской моралью, всё ещё свойственной значительной части зажиточных кругов английского общества. Он называет вещи их настоящими именами, считает возможным изображать любое житейское явление и до известной степени является последователем натурализма.

Шоу начал работать над первой пьесой «Дома вдовца» в 1885. Через некоторое время автор отказался от продолжения работы над ней и доделал её только в 1892 году. Пьеса была представлена в Лондонском Королевском Театре 9 декабря 1892 года.

В этой пьесе Шоу дал замечательную по своему реализму картину жизни лондонских пролетариев. Пьеса начинается с того, что молодой человек собирается жениться на девушке, отец которой сдает трущобы беднякам, которые платят за них последние деньги.

Важно

Молодой хочет отказаться и от брака и приданого, которое получили через адский труд бедняков, но потом узнает, что и его доходы основаны на труде бедных.

Очень часто Шоу выступает в роли сатирика, беспощадно осмеивающего уродливые и пошлые стороны английской жизни, особенно — быта буржуазных кругов («John Bull’s Other Island», «Arms and the Man», «How He Lied to Her Husband» и др.).

В пьесе «Профессия госпожи Уоррен» (1893) молодая девушка узнает, что её мать получает доходы от публичных домов, а потому покидает дом, чтобы самой зарабатывать деньги честным трудом.

Пьесы Бернарда Шоу, как и пьесы Оскара Уайльда, включают острый юмор, исключительный для драматургов викторианской эпохи. Шоу начал реформировать театр, предлагая новые темы и приглашая публику к обдумыванию моральных, политических и экономических проблем. В этом он близок к драматургии Ибсена с его реалистической драмой, которую он использовал для решения социальных проблем.

Когда опыт и популярность Шоу возросла, его пьесы стали менее сосредоточены на реформах, которые он отстаивал, но их развлекательная роль не уменьшалась. Такие работы, как «Цезарь и Клеопатра» (1898), «Человек и сверхчеловек» (1903), «Майор Барбара» (1905) и «Врач перед дилеммой» (1906) показывают зрелые взгляды автора, которому было уже 50 лет.

До 1910-х Шоу был полностью сформированным драматургом. Новые работы, такие как «Первая пьеса Фанни» (1911) и «Пигмалион» (1912), были хорошо известны лондонской публике.

В наиболее популярной пьесе «Пигмалион», основанной на сюжете древнегреческого мифа, в которой скульптор просит богов, чтобы они оживили статую, Пигмалион предстает в виде профессора фонетики Хиггинса.

Его Галатея — это уличная торговка цветами Элиза Дулитл. Профессор пытается исправить произношения девушки, которая говорит на кокни (языке улиц). Таким образом, девушка стала похожей на благородную женщину.

Этим Шоу пытается сказать, что люди отличаются только внешне.

Совет

Взгляды Шоу изменились после Первой мировой войны, которую он не одобрял. Его первой работой, написанной после войны была пьеса «Дом, где разбиваются сердца» (1919). В этой пьесе появился новый Шоу — юмор остался прежним, но его вера в гуманизм поколебалась.

Ранее Шоу поддерживал постепенный переход к социализму, но сейчас он видел правительство под руководством сильного человека. Для него диктаторство было очевидным. Под конец жизни его надежды также умирали.

Так, в пьесе «Миллиарды Буянта» (Buoyant Billions, 1946-48), его последней пьесе, он говорит, что не стоит надеяться на массы, которые выступают, как слепая толпа и могут выбирать себе в правители таких людей, как Гитлер.

В 1921 году Шоу завершил работу над пенталогией «Назад к Мафусаилу», в которую вошли пять пьес, и которая начинается в Эдемском саду и кончается через тысячу лет в будущем. В этих пьесах утверждается, что жизнь усовершенствуется с помощью попыток и ошибок. Сам Шоу считал эти пьесы шедевром, но критики были другого мнения.

После «Мафусаила» была написана пьеса «Святая Иоанна» (1923), которая считается одной из его лучших работ. Идея о написании работы о Жанне Д’Арк и её канонизации появилась в 1920 году. Пьеса получила мировую известность и приблизила автора к Нобелевской премии (1921 год).

В пьесе «Женева» (1938) автор утверждал мысль, что люди должны развивать технологию продления жизни для того, чтобы они могли развивать мудрость, которая понадобится им для самоуправления.

У Шоу есть и пьесы в психологическом жанре, иногда соприкасающиеся даже с областью мелодрамы («Кандида» и др.).

Автор создавал пьесы до конца своей жизни, но только некоторые из них стали такими же удачными, как его ранние работы. «Тележка с яблоками» (1929) стала наиболее известной пьесой в этот период. Поздние произведения, такие как «Горько, но правда», «На мели» (1933), «Миллионерша» (1935) и «Женева» (1935), не получили широкого признания публики.

Поездка в СССР

Почтовая марка СССР, 1956 год

С 21 по 31 июля 1931 года Бернард Шоу посетил СССР, где 29 июля у него состоялась личная встреча с Иосифом Сталиным. Возвращаясь из Советского Союза, Шоу говорил:

В интервью, предоставленном в Берлине по дороге на родину, Шоу дал высокую оценку Сталину как политику:

А уже в Лондоне 6 сентября 1931 года в своём докладе на тему поездки драматург говорил:

Обратите внимание

Будучи социалистом по своим политическим взглядам, Бернард Шоу стал также сторонником сталинизма и «другого СССР». Так, в предисловии к своей пьесе «На мели» (1933) он подводит теоретическую базу под репрессии ОГПУ против врагов народа. В открытом письме в редакцию газеты Manchester Guardian Бернард Шоу называет появившиеся в прессе сведения о голоде в СССР (1932—1933) фальшивкой.

В письме в газету Labour Monthly Бернард Шоу также открыто выступил на стороне Сталина и Лысенко в кампании против ученых-генетиков.

Драматургия

1885—1896

  • «Пьесы неприятные» (Plays Unpleasant, опубликованы в 1898 году)
    • «Дома вдовца» (Widower’s Houses, 1885—1892)
    • «Сердцеед» (The Philanderer, 1893)
    • «Профессия миссис Уоррен» (Mrs Warren’s Profession, 1893—1894)
  • «Пьесы приятные» (Plays Pleasant, опубликованы в 1898 году)
    • «Оружие и человек» (англ.) («Arms and the Man», 1894)
    • «Кандида» (Candida, 1894—1895)
    • «Избранник судьбы» (The Man of Destiny, 1895)
    • «Поживем — увидим» (You Never Can Tell, 1895—1896)

1896—1904

  • «Три пьесы для пуритан» (Three Plays for Puritans)
    • «Ученик дьявола» (The Devil’s Disciple, 1896—1897)
    • «Цезарь и Клеопатра» (Caesar and Cleopatra, 1898)
    • «Обращение капитана Брасбаунда» (Captain Brassbound’s Conversion, 1899)
  • «Великолепный Бэшвил, или Невознаграждённое постоянство» (The Admirable Bashville; or, Constancy Unrewarded, 1901)
  • «Воскресный день среди холмов Суррея» (1888)
  • «Человек и сверхчеловек» (англ.) («Man and Superman», 1901—1903)
  • «Другой остров Джона Булля» (John Bull’s Other Island, 1904)

1904—1910

  • «Как он лгал её мужу» (How He Lied to Her Husband, 1904)
  • «Майор Барбара» (Major Barbara, 1906)
  • «Врач перед дилеммой» (The Doctor’s Dilemma, 1906)
  • «Интерлюдия в театре» (The Interlude at the Playhouse, 1907)
  • «Вступление в брак» (Getting Married, 1908)
  • «Разоблачение Бланко Поснета» (The Shewing-Up of Blanco Posnet, 1909)
  • «Дурачества и безделки» (Trifles and tomfooleries)
    • «Страсть, яд, окаменение, или роковой газоген» (Passion, Poison and Petrifaction; or, the Fatal Gasogene, 1905)
    • «Газетные вырезки» (Press Cuttings, 1909)
    • «Очаровательный найденыш» (The Fascinating Foundling, 1909)
    • «Немного реальности» (The Glimps of Reality, 1909)
  • «Неравный брак» (Misalliance, 1910)

1910—1919

  • «Смуглая леди сонетов» (The Dark Lady of the Sonnets, 1910)
  • «Первая пьеса Фанни» (Fanny’s First Play, 1911)
  • «Андрокл и лев» (Androcles and the Lion, 1912)
  • «Охваченные страстью» (Overruled, 1912)
  • «Пигмалион» (Pygmalion, 1912—1913)
  • «Великая Екатерина» (Great Catherine, 1913)
  • «Лечение музыкой» (The Music-cure, 1913)
  • «О’Флаэрти, кавалер ордена Виктории» (O’Flaherty, V.C.,)
  • «Инка Перусалемский» (The Inca of Perusalem, 1916)
  • «Огастес выполняет свой долг» (Augustus Does His Bit, 1916)
  • «Аннаянска, сумасбродная великая княжна» (Annajanska, the Wild Grand Duchess, 1917)
  • «Дом, где разбиваются сердца» (Heartbreak House, 1913—1919)

1918—1931

  • «Назад к Мафусаилу» (Back to Methuselah, 1918—1920)
    • Часть I. «В начале» (In the Beginning)
    • Часть II. «Евангелие от братьев Барнабас» (The Gospel of the Brothers Barnabas)
    • Часть III. «Свершилось!» (The Thing Happens)
    • Часть IV.

      «Трагедия пожилого джентльмена» (Tragedy of an Elderly Gentleman)

    • Часть V.

      «У предела мысли» (As Far as Thought Can Reach)

  • «Святая Иоанна» (Saint Joan, 1923)
  • «Тележка с яблоками» (The Apple Cart, 1929)
  • «Горько, но правда» (Too True To Be Good, 1931)

1933—1950

  • «Сватовство по-деревенски» (Village Wooing, 1933)
  • «На мели» (On The Rocks, 1933)
  • «Шестеро из Кале» (The Six of Calais, 1934)
  • «Простачок с нежданных островов» (The Simpleton of The Unexpected Isles, 1934)
  • «Миллионерша» (The Millionairess, 1935)
  • «Новое окончание „Цимбелина“» (Cymbeline Refinished, 1937)
  • «Женева» (Geneva, 1938)
  • «Золотые дни доброго короля Карла» (In Good King Charles’s Golden Days, 1939)
  • «Миллиарды Байанта» (Buoyant Billions, 1948)
  • «Притчи о далеком будущем» (Farfetched Fables, 1948)
  • «Шекс против Шо» (Shakes versus Shav, 1949)
  • «Почему она не пожелала» (Why She Would Not, 1950)

Источник: http://aforizmu.net/biography/Dzhordzh%20Bernard%20Shou

Ссылка на основную публикацию