6 частых ошибок в русском языке

14 нелепых ошибок в русском языке, которые хоть раз в жизни делал каждый

Мы решили собрать 14 самых частых и глупых ошибок, которые хоть раз в жизни допускал каждый из нас (а если нет — мы ваши фанаты!). Давайте, наконец, оставим все нелепые ошибки в правописании и произношении в прошлом.

Всё про ЕГЭ. Рассылка

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Правильно: в течение дня отвечу на письмо

Если вам кто-то пообещал ответить в «течении дня» — дело плохо. Можно точно не ждать ответа в этот день. И лучше заранее подготовиться, что в письме будут орфографические ошибки. «В течении» — сочетание предлога с существительным «течение» (ручья или реки). «В течение» — это целиком предлог, связанный с временными промежутками.

Чтобы больше не ошибаться, научитесь подбирать правильные вопросы: если к словам «в течении/в течение» нельзя задать вопрос «где?», тогда точно пишем на конце -е. Например: «Маша уронила в реку яблоко, и оно скрылось в течении реки». Скрылось — где? В течении реки. «В течение трёх дней я отвечу вам на письмо».

Три дня — промежуток времени, значит пишем «в течение».

Правильно: потихоньку

Обратите внимание

Когда что-то идёт потихоньку — это даже хорошо. Вот только иногда ваши собеседники в чатах сообщают об этом неграмотно, зачем-то добавляя наречию дефис. Напрасно делают.

Наречия, которые начинаются с приставки по-, действительно пишутся через дефис, но только в том случае, если оканчиваются на -ому, -ему, -и, -ски, -цки, -ки и -ьи. Это всем известные наречия «по-английски», «по-птичьи», «по-хорошему» и так далее.

К слову «потихоньку» это правило не подходит. Так же, как и к словам «помаленьку» и «понемногу». Выкидываем дефис и пишем слитно.

Правильно: навряд ли

Передаем привет тем, кто постоянно сомневается. Не только в написании частиц «вряд ли» и «навряд ли», но и вообще во всём.

Чтобы хоть немного стать увереннее (хотя бы в русском языке), запомните: «вряд ли» и «навряд ли» всегда пишутся раздельно.

Даже если в интернете на каждому шагу «вряд-ли» и «наврядли»: гугл, например, больше находит у каждого примера большее 400 тысяч результатов. Жаль. Если не можете никак запомнить — вспоминайте Брюса Ли. Его имя подскажет.

Правильно: прийти к шести вечера

Возмутительно: мы пишем «идти», но когда дело доходит до слова «прийти» — никакого «ДТ» больше нет. Всё потому, что глагол «идти» очень давно писался как «итти». Да что там давно — ещё в 1956 году у нас в стране слово«прийти» как только не писали: «придти», «итти» и даже «притти». Теперь, к счастью, осталась лишь одна правильная форма. Больше никакого мучительного выбора.

Правильно: Дима учится в школе

Правильно: Маша любит учиться в школе

-Тся или –Ться — вот в чём вопрос. Как-то так вышло, что мы ни разу не рассказывали о самой распространённой орфографической ошибке. Хотя, надо признать, даже подкованный в русском языке человек способен ошибиться, например, из-за спешки.

На самом деле проверить правописание прощего простого: нужно всего лишь задать к глаголу вопрос. Если в вопросе есть мягкий знак («что делать / что сделать?»), пишем -ться, если его нет («что делает / что сделать?») будет –тся.

Важно

Пример с соцсетями: «мне нравиТСЯ пост» (что делает?) и «хочу поделиТЬСЯ» (что сделать?).

Правильно: надеть — что-то на себя / кого-то

Правильно: одеть — кого-то во что-то

Про «надеть» и «одеть» мы, наоборот, писали не раз, но повторение пройденного еще никому не мешало. Запоминайте: надеваем что-то на себя, а одеваем кого-то во что-то. Например: «Не забудь надеть шапку и шарф!» и «Сегодня одевайте детей теплее».

Хотя «надеть» можно не только себя, но и на кого-то или что-то: «Я надел на куклу платье».

Ещё одно уточнение, которое может помочь в правильном выборе: глагол «надеть» сочетается с неодушевлёнными существительными (шляпа, наушники, пальто), а «одеть» — чаще всего с одушевлёнными и с некоторыми неодушевлёнными, которые означают подобие человека (кукла, манекен, животное).

Правильно: ты мне позвонИшь?

Многострадальный глагол «позвонить». Если вы спрашивали у кого-то «А ты мне позвОнишь?» и не дождались звонка — нечего удивляться. Это ещё одна чудовищная ошибка, которую допускает каждый пятый (вам повезло, если в вашем окружении реже) и ненавидит каждый второй.

Запоминаем раз и навсегда: ударение падает на окончание слова. Всегда. Даже если мы звонИм, а вы перезвонИте. Согласитесь, когда слышишь ударение на первом слоге («он звОнит»), тут уже всплывают какие-то параллели с неприятным словом «вонь».

А ведь у него со «звонками» нет ничего общего. Хотя…

Правильно: в общем и вообще

Слово «вообщем» встречается так часто, что уже нет сил раздражаться и пытаться объяснять: такого слова в русском языке не существует. Да-да, вам не показалось: нет такого «вообщем».

Вместо него есть два похожих наречия «в общем» и «вообще», которые некоторые любят соединять. Об этом же свидетельствуют больше 20 миллионов (!) запросов по слову «вообщем» в гугле (год назад было на пять миллионов меньше).

Кстати, вот отличная онлайн-шпаргалка.

Правильно: положи сюда или клади сюда

С глаголами — беда, недаром по нашей личной статистике самыми популярными темами «Грамотности» были запятые и неправильные глаголы. Существует глагол совершенного вида «положить».

А вот форма несовершенного вида у него будет не «ложить», как некоторые ошибочно думают (и что часто можно услышать от кого-либо), а «класть».

Глагол «ложить» употребляем только с приставками («положить», «приложить», «уложить», «наложить»), а «класть», наоборот — без приставок. Ну и честно скажем, что «ложить», как и «ихний», сразу выдают уровень грамотности человека.

Совет

Не стоит путать глагол «ложить» с глаголом «ложиться», который можно смело произносить без приставок, например, когда мы собираемся спать.

Правильно: с днём рождения!

День рождения — в самом деле грустный праздник. Как только над ним не извращаются! И «день рожденья», и «моё день рождение», и «с днём рождением», и даже «с днёмрожденьем». Всё неправильно.

«День рождения» — это устойчивое словосочетание, в котором склоняется только главное слово (день), а зависимое (день чего? — рождения) остаётся неизменным: с днём рождения, на день рождения, мамин день рождения.

Правильно: онлайн-трансляция

Если ещё несколько лет назад слова «онлайн» и «офлайн» были в диковинку, то сейчас их можно встретить практически на любом сайте: онлайн-курс, онлайн-консультация, онлайн-игра, офлайн-режим и так далее.

Рассказываем, как их писать. Первые части сложных слов «онлайн» и «офлайн» (обратите внимание на одну букву «Ф») пишутся кириллицей и присоединяются дефисом.

Так что никаких «буду он-лайн через час» или «онлайн урок».

Правильно: их

Для обозначения принадлежности к 3 лицу во множественном числе правильно говорить (и уж тем более писать) местоимение «их»: это не их дело, их работа, их расписание. Других вариантов нет, даже если вы много раз слышали «ихний», «евоный» (местоимение «его»), «ейный» (местоимение «её»). Ошибка очень грубая, лучше так никогда не говорить.

Правильно: делай так же, как он

Правильно: он ходил в музыкалку, а также в художку

Чтобы безошибочно проверить, пишется «также» слитно или раздельно, нужно мысленно заменить союзом «и», «к тому же» или наречием «ещё». Например: «Вова ходил на плавание и волейбол, а также увлекался рисованием».

Раздельный же вариант употребляется в значении «таким же образом, как…» (и, кстати, часто идёт в сочетании со словом «как»), в котором частицу «же» можно без ущерба опустить: «Игра так же формирует личность, как и знания».

В интернете даже сайт такой есть: tak-zhe.ru.

Правильно: да ты будущий Розенталь!

Есть такая вредная привычка: писать «будующий» вместо «будущего». Да, возможно, это слово чем-то напоминает «следующий», но пишутся они по-разному. Запомнить можно так: «следую» — «следующий», «буду» — «будущий». А проверить, Розенталь вы или Шариков, можно в нашем тесте на грамотность.

Источник: https://mel.fm/pravopisaniye/5218976-10_fails

20 ошибок в русском языке, которые совершают почти все

Фактрум хочет напомнить читателю о том, как правильно пишутся и произносятся слова, в которых чаще всего делают ошибки.

День рождения

Запомните: правильно говорить и писать «день рождения»! Никакого «дня рождения» не может быть и в помине! Кроме того, недопустимо писать оба слова с большой буквы, ведь день рождения — это не государственный или международный праздник.

Ихний, егошний, еёный

Бедные притяжательные местоимения! Как их только не коверкают… Правильно — «его», «её», «их», а все эти дополнения в виде «-ний» и «-ный» оставьте для бабушек из глухих деревень или для писателей, использующий эти слова в качестве литературного приёма.

В общем

Одна из самых распространенных ошибок в написании — это «вообщем» и «вобщем» вместо «в общем». Это слово пишется раздельно с предлогом.

ЗвонИт

Ударение в слове «звонит» падает на второй слог, а не на первый. Запомните и постарайтесь больше не допускать эту ошибку в разговорной речи.

Кампания и компания

Часто люди путают эти два слова. Слово «кОмпания» произошло от латинского слова «panis» и означало сотрапезников, а «кАмпания» уходит своими корнями к слову «campus», означающему «поле», в том числе и «поле боя». В давние времена кампанией назывался и военный поход. Запомнить разницу в этих словах просто: кОмпания решила провести кАмпанию.

Ложить

Вот есть глагол совершенного вида «положить», а его несовершенной формой является «класть». Ни о ккаких «ложить» не может быть и речи. Вообще, глагол с корнем «лож» употребляется только с приставками «по», «на», «за» и так далее.

Частицы «не» и «ни»

При письме частица «не» выражает отрицание, а частица «ни» используется для усиления отрицания и может выступать в качестве соединительного союза.

Одеть и надеть

Есть простая фраза, которая поможет вам навсегда запомнить правильное употребление этих слов: «НАдеть одежду, Одеть Надежду». Дело в том, что одевать можно только кого-то, а надевать что-то — только на себя или другого человека.

Единица

Проверочным при написании является слово «един». Именно поэтому никакой «еденицы» нет и быть не должно в вашем письме.

Как будто

Частица «будто» всегда пишется раздельно. А вот дефис ставится только в том случае, если после «как» идут частицы «то, «либо» и «нибудь».

Читайте также:  Антуан гризманн - уникальные факты

Что ли, вряд ли

Частица «ли» всегда пишется отдельно от стоящего перед ней слова. Просто вспомните Брюса Ли и используйте его фамилию в качестве эффективного мнемонического приёма.

Фраза «сколько времени?»

Если вас кто-то просил: «А сколько время?», то знайте, что вам задали вопрос неправильно. Правильно спрашивать «сколько времени» или «который час», а лучше всего формулировать вопрос так: «Простите, не будете ли вы столь любезны и не подскажите ли сколько сейчас времени?».

Эспрессо

Совершенно недопустимо втискивать в это слово букву «К», получая «эКспрессо». Так и кажется, что сейчас на экспрессе«Москва — Санкт-Петербург» приедет чашечка кофе. Также стоит запомнить, что в названии «латте» ударение падает на первый слог, а в «капучино» не может быть двух «ч».

Одолжить и занять

Эти слова постоянно путают. «Занять» означает «взять взаймы», поэтому нельзя занять КОМУ-ТО, можно занять У КОГО-ТО. Правильно будет, если вы попросите у друга: «Можно мне занять у тебя денег?» или «Одолжи мне денег, пожалуйста».

В течение

Недопустимо писать это слово слитно, да еще и с неверным окончанием. Наречие «в течение» является неделимым и всегда пишется с «е» на конце, а вот предлог «в» со словом «течении» можно разделить зависимым словом, пример: «в быстром течении реки».

Будущий

Как бы вам не хотелось написать в этом слове «ю» в конце по аналогии со словом «следующий», делать этого не стоит. Нет слова «будуЮщий», есть только «будущий».

Прийти и придти

Часто люди пишут совершенный вид глагола «идти» как «придти», но это является устаревшей формой. Правильно писать «приЙти», поскольку здесь имеет место супплетивизм, то есть образование различных форм слова от различных корней.

Иметь в виду

Некоторые путают предлог «ввиду», который имеет значение «по причине» с «в виду», являющееся тандемом предлога и существительного. Словосочетание «иметь в виду» всегда следует писать раздельно.

«Ться» и «тся»

Проверить грамотность написания можно при помощи вопросов «что (с)делает» и «что (с)делать». Если в вопросе присутствует мягкий знак, то он будет присутствовать и в глаголе, отвечающем на этот вопрос.

Постановка запятой между подлежащим и сказуемым

Между ними не может быть никакой запятой. Единственный случай, когда подлежащие отделяется от сказуемого запятой, — это наличие между ними вводного слова, выделяемого запятыми с обеих сторон.

Татьяна Таранова10.10.2018

Источник: https://www.factroom.ru/kultura/20-oshibok-v-russkom-yazyke-kotorye-sovershayut-pochti-vse

20 главных ошибок, которые мы допускаем в русском языке

Абсолютное большинство людей сегодня образованные, учились в школах, оканчивали ВУЗы, но есть два десятка слов и выражений, в которых очень часто мы продолжаем делать ошибки.

Бывает в русском языке так, что частота употребления слов и устойчивых оборотов стирает напрочь все языковые нормы. Так случилось, например, с «днем рождения». Как его только ни коверкают!

Во первых, никаких «я иду на день рождение», ни «я поздравляю вас в днем рождением» быть не может.

Обратите внимание

Во-вторых, есть «день рождения», но нет никакого «дня рожденья». Наконец, многие пишут оба слова с заглавной буквы, что как будто придает выражению значимости, но по правилам русского языка это неправильно. Допустимо, хотя и не совсем верно (день рождения не является международным торжеством), писать с заглавной буквы первое слово, но никак не оба.

Что только не вытворяет наш креативный народ с притяжательными местоимениями!  Говорят и «ихний» (их), и «евоный» (его), и «еёный» (её). Мы не пуристы и не станем утверждать, что таких слов быть не должно. Они есть, только это просторечные слова, употребление которых может быть оправдано либо в разговорной речи, либо в художественной литературе как приём.

Есть слова «вообще», «в общем», наконец, но недопустимо использование слов «вобщем» и «вообщем». Несмотря на очевидность этого тезиса, такая ошибка остается одной из самых распространенных.

Тут можно долго не говорить. Употребление слова «звОнит» с ударением на первый слог является настолько частой ошибкой в устной речи, что подчас охота бежать поскорее в библиотеку и устраивать себе детоксикацию Ожеговым.

Есть люди компанейские, с ними хорошо сходить за компанию на какую-нибудь вечеринку. Собственно, само слово «компания» произошло от латинского слова panis (хлеб), то есть изначально компанией называлась группа сотрапезников.

Слово «кампания» происходит от другого слова – campus, то есть «поле», в том числе поле боя. Изначально словом «кампания» обозначался военный поход.
Эти два слова – омофоны, то есть звучат одинаково, но пишутся по-разному. Запомнить разницу можно так: компания решила провести кампанию.

Есть глагол совершенного вида «положить». Форма несовершенного вида – «класть», но никак не «ложить», как можно часто услышать. Эта форма просторечная, употреблять её рекомендуется иностранным шпионам, чтобы сойти за своего на сельской завалинке.

Настоящая головная боль корректоров и редакторов. Правомерное употребление этих частиц подчас не всегда очевидно. Частица «ни» обычно усилительная и употребляется при отрицании у сказуемого, также она может использоваться в качестве соединительного союза. Частица «не» обычно выражает отрицание. Если вы сомневаетесь, лучше заглянуть в словарь.

Важно

Еще одна очень часто встречающаяся ошибка в устной речи. Можно одеть кого-то и надеть что-то на себя или кого-то. Для усвоения этого немудреного правила достаточно вспомнить мнемоническую фразу «Надеть одежду, одеть Надежду».

Несмотря на то, что правописание «ться « и «тся» в глаголах очень просто проверить (Нужно задать вопрос «что (с)делает?», «что (с)делать?». Если в вопросе есть мягкий знак, то он будет и в «ться») эта ошибка встречается крайне часто.

Казалось бы, пишешь слово «единица», проверь его словом «един» и всё встанет на свои места, но нет… Многие настойчиво почему-то пишут «еденица» и всё тут…  Не надо так.

Писать где попало дефисы – распространенная прихоть многих людей. «Как» с дефисом пишется, если за ним следует «то», «либо», «нибудь». Частица «будто» пишется раздельно.

Тут все просто: частица «ли», как бы ни хотелось присовокупить её дефисом, пишется раздельно. Просто нужно запомнить. В качестве мнемонического приёма можно вспомнить Брюса Ли и представить, что он делает с тем, кто делает ошибки в таких простых словах.

Если к вам подходит человек и спрашивает: «Сколько время?», вы, вероятно, ответите, но знайте – он спросил неправильно. Правильно будет «сколько времени?» и «который час?».

Не везет заморским словам в русском языке. Их постоянно переиначивают. Из слов ныне общеупотребительных можно вспомнить названия кофе «эспрессо», «латте» и «капучино». Первое постоянно хотят назвать «экспрессо», во втором постоянно норовят сделать ударение на последний слог, хотя правильно на первый, в третьем при написании зачем-то ставят два «ч».

Финансовая грамотность в России оставляет желать лучшего, поэтому неудивительно, что слова «занять» и «одолжить» у нас постоянно путают. «Занять»- это взять взаймы, поэтому говорить «займи мне денег» неправильно. Также нельзя занять кому-то, можно только у кого-то. Правильно будет «одолжи мне денег» или «можно мне занять у тебя?».

Совет

Начиная со школы, слова «в течение» и «в течении» пишут часто неправильно. Во-первых, пишут слитно, что является грубой ошибкой, во-вторых, путают буквы в конце слов.

Запомнить, как правильно писать, можно так. Предлог с существительным «в течении» можно разделить зависимым словом, а предлог «в течение» неразрывен.

Например, в быстром течении реки (предлог с существительным), в течение вечера.

Совершенный вид глагола «идти» часто пишут как «прийти» или «придти». Что правильно? Правильно по современным правилам языка писать «прийти». Сложности в написании этого глагола идут от такого явления русского языка как супплетивизм, то есть образование разных форм слова от разных корней. То есть мы пишем «идти», но «прийти». Вариант «придти» сейчас считается устаревшим.

Когда мы говорим слово «будущий» так и хочется добавить в него по аналогии с таким, например, словом как «следующий» лишнюю «ю». Но делать этого не стоит, как бы ни хотелось.

«Иметь в виду» всегда пишется раздельно. Просто запомните это, если хотите, чтобы вас считали грамотным человеком. Но есть предлог «ввиду», имеющий значение «по причине», не путайте.

Никогда не ставьте запятые между подлежащим и сказуемым. Это является грубой ошибкой. Разве что между ними оказывается вводное слово или определение, но они обособляются по своим правилам.

Источник: https://russian7.ru/post/20-glavnykh-oshibok-kotorye-my-dopuskaem/

Презентация “Проект по русскому языку на тему “Орфографические ошибки, допускаемые учениками 6-х классов”

Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Презентация “Проект по русскому языку на тему “Орфографические ошибки, допускаемые учениками 6-х классов”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Проект ученицы 6 г класса МБОУ «СШ имени Д.И.Коротчаева» г. Новый Уренгой Нурасовой Нурии Орфографические ошибки , допускаемые учениками 6-ых классов http://lara3172.blogspot.ru/

Читайте также:  Интересные факты о пушкине

2 слайд Описание слайда:

http://lara3172.blogspot.ru/

3 слайд Описание слайда:

Цель: Узнать, какие орфографические ошибки допускают ученики шестых классов в контрольных, творческих и рабочих тетрадях. http://lara3172.blogspot.ru/

4 слайд Описание слайда:

http://lara3172.blogspot.ru/

5 слайд Описание слайда:

Задачи: 1. Узнать классификацию (виды) орфографических ошибок в русском языке. 2. Узнать (найти, исследовать), какие ошибки чаще всего допускают ученики 6-ых классов. http://lara3172.blogspot.ru/

6 слайд Описание слайда:

http://lara3172.blogspot.ru/

7 слайд Описание слайда:

Классификация орфографических ошибок школьников (6 классов) 1. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 2. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОШИБКИ 3. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 4. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ http://lara3172.blogspot.ru/

8 слайд Описание слайда:

http://lara3172.blogspot.ru/

9 слайд Описание слайда:

Ошибки в моих рабочих тетрадях за 1 и 2 четверть 2015 – 16 учебного года Орфографические – 22 Речевые – 6 Пунктуационные -11 http://lara3172.blogspot.ru/

10 слайд Описание слайда:

http://lara3172.blogspot.ru/

11 слайд Описание слайда:

Ошибки в контрольных тетрадях учеников 6 г класса ( диктант 12.02.

16 по теме «Деепричастие») Орфографические: безударная гласная, проверяемая ударением – 9 безударная гласная, не проверяемая ударением – 7 н и нн – 6 суффикс –ыва-, -ива- – 1 ь в существительных – 1 з и с на конце приставок – 7 правописание согласных – 2 слитное и раздельное написание – 3 правописание приставок- 3 http://lara3172.blogspot.ru/

12 слайд Описание слайда:

http://lara3172.blogspot.ru/

13 слайд Описание слайда:

Обратите внимание

Ошибки в творческих тетрадях учеников 6 г класса (Сочинение по картине К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы» 26.01.16) Орфографические: Безударная гласная, не проверяемая ударением– 13 Безударная гласная, проверяемая ударением- 3 Суффикс –ыва-,-ива- – 1 Дефисное написание – 5 Н и нн – 1 З и с на конце приставок – 2 Ь и ъ – 1 http://lara3172.blogspot.ru/

14 слайд Описание слайда:

http://lara3172.blogspot.ru/

15 слайд Описание слайда:

Вывод: Ученики 6-го г класса чаще всего допускают орфографические ошибки в орфограммах безударная гласная, проверяемая ударением и безударная гласная, не проверяемая ударением. http://lara3172.blogspot.ru/

16 слайд Описание слайда:

http://lara3172.blogspot.ru/

17 слайд Описание слайда:

Пожелание одноклассникам Чтобы ученики не допускали ошибки, я им желаю читать больше книг, пользоваться орфографическим словарем, участвовать в олимпиадах и конкурсах, быть внимательными, проверять написанное. http://lara3172.blogspot.ru/

18 слайд Описание слайда:

http://lara3172.blogspot.ru/

19 слайд Описание слайда:

http://lara3172.blogspot.ru/

20 слайд Описание слайда:

http://lara3172.blogspot.ru/

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-proekt-po-russkomu-yaziku-na-temu-orfograficheskie-oshibki-dopuskaemie-uchenikami-h-klassov-1084296.html

Речевые ошибки русского языка — примеры типичных ошибок в речи

В иванове или в иваново?

Как часто мы слышим: «Мы живем в Иванове» или «Мы живем в Иваново». Правильно – жить в городе Иваново, жить в Иванове.
Ниже приведены примеры типичных речевых ошибок в русском языке и особенность употребления этих слов.

Вовнутрь? ВНУТРЬ!

Одеваясь, мы заправляем кофточку ВНУТРЬ юбки. Открывая конверт, мы смотрим ВНУТРЬ. Никаких приставок «во» не должно быть.

Одеть? НАДЕТЬ!

Этот случай, пожалуй, самое распространенное неправильное употребление слова в речи. Существует простое правило, по которому легко запомнить правильное употребление этих слов в зависимости от контекста. НАДЕТЬ шляпу – ОДЕТЬ дочку. Когда дело касается вас самих, в этом случае НАдеть, кого-то другого – Одеть.

Мэрилин Монро внимательно читает книгу

Закончить школу, вуз? ОКОНЧИТЬ!

В школе задали сделать собственный проект. И вот дело ЗАкончено. Вы прибрались дома – ЗАкончили. Как вы поняли, заканчивают дело, а учебное заведение (вуз, школа, автокурсы) Оканчивают.

Кипельно-белый? КИПЕННО-БЕЛЫЙ!

Вы варите макароны или мясо, а на поверхности всегда образуется белоснежная пена – кипень, так называли ее наши предки когда-то в давние времена.

Коллеги по работе? Просто КОЛЛЕГИ!

Слово «коллега» уже по умолчанию имеет следующее значение: «человек, который со мной вместе работает, или имеющий аналогичную профессию», поэтому пояснять, что «Вася – мой коллега по работе» – избыточное выражение.

Крема, свитера, джемпера? КРЕМЫ, СВИТЕРЫ, ДЖЕМПЕРЫ!

Окончание «а» в этих словах мы слышим регулярно, оно привносит в разговорную речь некой «простецкости». Намного более «поэтичнее» и правильнее использовать на конце «ы»: сегодня ходили по магазинам и купили теплые джемперы, а потом зашли в отдел косметики и купили питательные кремы.

Кушать? ЕСТЬ!

Произнося фразу «я покушала», помните, что звучит она словно из уст манерной кокетки. Слово «есть» универсально. Стоит различать границы можно-нельзя. Спросить ребенка, кушал ли он, вполне этично. Однако взрослый мужчина, ответивший о себе: «я покушал» – это моветон.

Ложить? КЛАСТЬ!

Одной из самых распространенных ошибок в речи считается именно эта. Запомните правило: слова «ложить» не существует, оно употребляется только с приставками: ПОложить на стол, Сложи в стопку и т. д. Знаменитая фраза из фильмов: «положь трубку» тоже не является нормой. Только «положи, клади».

Навряд ли, напополам? ВРЯД ЛИ, ПОПОЛАМ!

Помните популярную в 90-х группу «На-на»? Так вот: в случае этих слов никакие «на-на» не нужны: ВРЯД ЛИ сегодня мы куда-нибудь пойдем, разделим фрукт ПОПОЛАМ.

Мэрилин Монро читает книгу в постели

По приезду, по прибытию, по окончанию? ПО ПРИЕЗДЕ, ПО ПРИБЫТИИ, ПО ОКОНЧАНИИ!

Правильное употребление этих слов в первую очередь возлагается на вашу зрительную память, частое чтение и интерес к словарям, так как проверочных правил к ним нет. Остается только хорошенько запомнить, зазубрить.

Простынь? ПРОСТЫНЯ!

Как легко ошибиться с окончанием слов «нь, ня». Изыди разговорный вариант «простынь» из нашего лексикона! Для этого придется вспомнить детство и известное стихотворение Чуковского «Мойдодыр»:

Пылесошу? Пылесосю? ЧИЩУ ПЫЛЕСОСОМ!

Борьба за чистоту в доме часто заканчивается борьбой за правильную речь! Вы наводите порядок, но вдруг позвонила подруга и спрашивает, чем вы занимаетесь. Вы отвечаете: «пылесосю…пылесошу…сосу пыль»… Правильно – «чищу пылесосом»!

Согласно приказа, распоряжения? Согласно ПРИКАЗУ, РАСПОРЯЖЕНИЮ!

После предлога «согласно» всегда идет существительное в родительном падеже, то есть отвечающее на вопрос «чему»: «согласно чему? Приказу.» Премия за месяц выписана согласно приказу директора предприятия.

Стираться? СТИРАТЬ!

Употребляя в словах стирать, полоскать, убирать добавочное окончание «ся», вы как бы приписываете действие себе, то есть вы собрались себя любимую полоскать, стирать и оттирать от грязи.

Туфлей? ТУФЕЛЬ!

Нельзя не вспомнить знаменитую фразу из фильма «Кавказская пленница», ставшую чуть ли не крылатой: «Чей туфля». Слово «туфли» неизменно. Правильное употребление: сегодня меряла пару туфель, которая мне очень понравились.

Чаю, сахару или ЧАЯ, САХАРА?

Эксперты справочной службы русского языка «Грамоты.ру» отвечают: оба варианта допустимы. И добавляют: если раньше формы на -у, -ю (выпить чаю, съесть супу, добавить сахару) были предпочтительнее, то сейчас они приобрели разговорный оттенок и постепенно уступают свою популярность формам на -а, -я (налить чая, положить сахара).

Мэрилин Монро читает книгу, лёжа на кушетке

Экспрессо? ЭСПРЕССО!

А не пойти ли выпить чашечку любимого эКспрессо. Если вы это слышите, вы практически оскорблены до глубины души! Это самое распространенное неправильное употребление слова в речи.

Причина путаницы – смешение двух слов из итальянского и английского языков, имеющие похожее звучание и одинаковое значение: espresso – быстрый по-итальянски, express – «быстрый, срочный, экстренный» по-английски.

На эКспрессе мы поедем из Москвы в Питер, наслаждаясь чашечкой любимого эспрессо, сидя в вагоне-ресторане.

Какие виды распространенных ошибок в разговорной речи встречаются:

  1. Произносительные: плотит (неверно) – платит (верно), конешно (неверно) ‒ конечно (верно).
  2. Лексические: индианка – индейка.
  3. Фразеологические: объединение двух устойчивых фраз («спустя рукава» и «сложа руки») – «Нельзя это делать сложа рукава».
  4. Морфологические: полотенцев, пианинов, подешевше и др.
  5. Синтаксические: на столе лежат много книг (неправильное согласование).
  6. Орфографические: тубарет, вогзал, сдесь и т. д. (встречаются в письменной речи).

Смешные ошибки в словах

Частенько мы допускаем смешные ошибки в словах и даже не замечаем этого. Иногда это происходит случайно (оговорка), но чаще всего человек действительно не знает, как правильно произносится слово. Евошний, евонный, ихний – это так по-деревенски. Это неверные производные от слов «его» и «их».

«Было бы смешно, если бы не было так грустно». Самые распространенные ошибки в русском языке часто делаются на автомате. Мы где-то услышали это слово, запомнив его на подсознательном уровне. Поэтому если вы не хотите случайно опозориться на каком-то выступлении на работе, на публике, тщательно «фильтруйте базар».

«Этовать» – что за зверь такой?

Мало кто знает такое слово, как этовать. А оказывается оно существует. По значению его можно сравнить с английским Do, обозначающим действие, но неопределенное. Это универсальный глагол, которым можно заменить другой в зависимости от контекста.– «Чем занималась сегодня?»– «Да этовала весь день!»или– «Хватит тут этовать мне!»

Читайте также:  Игра синий кит

Вот такой он, разнообразный русский язык, разные в нем и особенности употребления слов в речи. Некоторые слова, которые сейчас не употребляются, нередко принимают за речевые ошибки те, кто не знает их значение. Например: агнец – ягненок, град – город, черница – монахиня и др.

Примеры предложений с частыми речевыми ошибками постоянно на слуху:

  1. У меня не оплОчены счета.
  2. Нужно ложить вещи вот так.
  3. Ты позвОнишь мне?

Даже в СМИ нередко допускают подобное: «Благодаря землетрясению погибли тысячи жителей».

Заключение

Говорить на родном языке правильно – это не только обязанность гражданина страны, но и уважительное отношение его к другим членам общества. Именно поэтому так важно уже с детства прививать ребенку любовь к изучению языка. Неправильная косноязычная речь приводит к непониманию при общении между людьми.

Источник: https://sunmag.me/stil-zhizni/08-07-2015-klast-a-ne-lozhit-samye-chastye-oshibki-v-nashej-razgovornoj-rechi.html

15 главных ошибок в употреблении русского языка

Ошибки в русском языке были очень модными в 90-х годах и где-то до середины 2000-х. Сейчас ситуация исправляется, многие люди уже пишут на хорошем русском, причем чаще это делают иностранцы (шутка). Если серьезно, то русский язык – это наше все.Не надо понимать это буквально, как, например, А.

Лебедев, который своим матом уже в три слоя покрыл все население страны. А хороший русский с умеренным чувством юмора является признаком хорошего тона. Я собрал небольшую подборку самых распространенных ошибок в употреблении слов в русском языке. Даже не сомневаюсь, что кому-то будет очень полезно.

1 ошибка: себя не одевают

Одеть можно кого-то, а надеть что-то можно только на себя.

2 ошибка: «вообщем» и «вобщем» не существует

Только слова «вообще» и «в общем». И даже не спорьте.

3 ошибка: «ложить» говорить не модно

Нет такого слова «ложить» в русском языке, и баста.Если так нравится корень, употреблять можно только с приставками в таком виде:

Положить, Заложить, ПЕРЕложить, Выложить.

4 ошибка: никто никому не «звОнит»

Во все времена образованные люди употребляют: «тебе звонИт друг», «позвонИшь родителям».

5 ошибка: «оплатите за проезд» должно караться по всей строгости

Кондукторы, которые употребляют такую фразу, должны понять, наконец, что можно или «оплатить проезд», или «заплатить за проезд».

6 ошибка: пресловутые «тся» и «ться»

Некоторые продвинутые первоклассники уже знают, в каких случаях употребляется «тся», а в каких – «ться».Проверяется элементарно – задайте вопрос: «Что (с)делает?» или «Что (с)делать?»

Если в вопросе есть мягкий знак (Ь), то и в глаголе он должен быть, если нет, то и в глаголе его не должно быть.

7 ошибка: «приЙТи» или «приДТи»

Это надо просто запомнить. Единственное верное слово – это «приЙТи». Однако, если употребляете будущее время, то правильно: -«приду»-«придёшь»

-«придут».

8 ошибка: «извЕни»

Те, кто употребляет слово «извЕни» вместо правильного «извИни», достоин всяческого порицания. 

9 ошибка: Хотите кофе поскорее, и радостно сообщаете официанту: «Мне экспрессо»

Запомните, кофе называется «Эспрессо». Правильное употребление этого слова повысит ваш рейтинг до небес.

А если еще вы запомните, что есть слова «лАтте» (ударение на «А», две «Т») и «капуЧино» (одна «Ч»), то вы просто гений словесности.

10 ошибка: «Будующий»

Есть такая мания – вставлять лишние буквы в слова. Научного названия этой фобии еще не придумали, но лечить ее пора. Предлагаю бить словарем Даля и повторять, как заклинание: «буду» — «будущий», «следую» — «следуЮщий».

11 ошибка: не имейте «ввиду»

Вы должны иметь в виду, что «иметь в виду» пишется раздельно.

12 ошибка: поздравляйте правильно

Надо говорить: «Поздравляю с днем рождениЯ». Проверяется просто -поздравляю с (чем?) днём (чего?) рождениЯ!-иду (куда?) на день (чего?) рожденИЯ! Был на ДНЕ рожденИЯ.

Никаких «иду на день рождениЕ», «поздравляю с днем рожденИЕм» и тому подобной ереси!

13 ошибка: «олбанский» давно устарел

Милые дамы, если какой-нибудь крендель пишет вам в чате: «симпОтичная девчЁнка» или, еще хуже – «хорошо выглЕдиШ», даже не думайте – баньте его, не раздумывая!

Зачем вам такой грамотей?

14 ошибка: «ихний» и «евошний»

Мое личное убеждение все, кто употребляет такие слова, как «ихний», «евошний», должны отбывать суровое наказание, желательно в виде порки розгами!

15 ошибка: для продвинутых

Запомните, блогеры, в заголовках и подзаголовках статей и любого текста точка не ставится. И даже не спорьте, это правило русского языка соблюдается во всех нормальных книгах. Если начнете спорить, сразу будет видно, что вы книжек не читаете.

Простая философия современного мира, которой надо следовать – по настоящему успешный и достойный человек сегодня обязан быть грамотным.

Михаил Задорнов. Русский язык. 2012

http://u3poccuu.livejournal.com/568302.html

Источник: https://subscribe.ru/group/pozitiv/5218715/

Классификация грамматических ошибок – Материалы для подготовки к вступительным экзаменам в СГГА

 Вид ошибки  Пример
а) Смешение предлоговиз и с (со)в и наот и с

через и из-за 

Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.
Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.
Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни.
Настоящий героизм проявился при боях за Москву.
От утра до вечера он трудился в своей редакции.
Он чуть не погиб через предательство друга. 
б) Отсутствие предлога.  Нельзя не приклоняться его героизмом. 
в) Наличие ненужного предлога.  Автор описывает о событиях послевоенного времени. 

    В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся. 

    Найдите ошибки и постарайтесь исправить их.

    Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.

  1. В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
  2. Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
  3. В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
  4. Через дня четыре он добрался до своей деревни,
  5.  Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.

    Определите вид ошибки. Исправьте предложение.

  1. Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
  2. Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
  3. Через подобные ситуации порой гибнут люди.
  4. Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
  5. Они перестают понимать и доверять друг другу.

    Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.

  1. Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
  2. С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.

  3. Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
  4. Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.

  5. Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.

    В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.

    Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.

    В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.

  Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.

    1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4.

Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8.

Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка.

Источник: https://www.sites.google.com/a/ssga.ru/ssga4school/rus/rus-teor/glava-6

Ссылка на основную публикацию