Николай языков: любимец золотого века литературы

Любимец века золотого | Слава Севастополя

В эти осенние дни в библиотеке-филиале N 39 села Орлиного особенно многолюдно. В канун 146-летней годовщины со дня рождения русского писателя, поэта-революционера Степана Гавриловича Петрова-Скитальца, чье имя вот уже на протяжении 16 лет с гордостью и честью носит наш филиал, здесь проходят литературные встречи и чтения произведений автора.

Роскошно оформленный краеведческий зал библиотеки удивил присутствовавших на мероприятиях школьников и жителей нашей многонациональной долины своим тематическим многообразием.

Здесь можно было познакомиться с жизнью библиотеки, вспомнить и полистать произведения севастопольских писателей и поэтов — членов ЛИТО имени А.Н. Озерова, являющихся нашими желанными гостями.

Обратите внимание

Представленные на выставке книги об истории благословенной Тавриды, природе, ландшафте первозданного Крыма пленили взор посетителей. Кульминацией стала выставка «В гостях у Скитальца в Байдарской долине», посвященная жизни и творчеству писателя.

Имя Скитальца не очень много говорит современному читателю, т.к. книг его в последние советские годы издавалось мало. Большинство из них стали библиографической редкостью.

Но сегодня, когда возрос интерес к изучению истории родного края, мы с радостью возвращаем из далекого прошлого имена людей, незаслуженно забытых, многим незнакомых, но оставивших свой литературный след на крымской земле. И в этом ряду имя С.Г.

Петрова-Скитальца для нас, жителей Байдарской долины, стоит на первом месте. Именно здесь, в «изумрудной долине», на небольшом участке земли он нашел приют для своей «странствующей» души.

Красота и величие окружающей природы вдохновили писателя на создание новых литературных шедевров. В автобиографическом романе «Дом Черновых» он с любовью и восхищением описывает свое участие в строительстве дома: «Сам сочинил план дома и сам руководил постройкой.

Полгода жил в шалаше, когда знаешь, что строишь дворец, когда собственный рисунок превращается в реальность, когда из диких камней, глины и дерева создаешь что-то художественное.

Таким реальным творчеством я первый раз занялся и, несмотря на тысячу неприятностей и трудностей всяких, строил с наслаждением. Вот, посмотрите: какое дикое место! С сотворения мира не было здесь ноги человека, земли этой не касались плуг, топор, лопата.

А теперь вырос, как по волшебству, прекрасный дом, земля обработана, посажены культурные деревья! Меня такая работа увлекает и радует…»

Важно

Герои его романа путешествуют по улочкам нашей долины: «Перевалив горный хребет и проехав какое-то татарское селение с мечетью, базаром и глинобитными кофейнями, свернули вправо, за околицу. Здесь пошла мягкая проселочная дорога.

Перед глазами Силы Гордеича (герой романа) неожиданно предстала широкая, овального вида зеленая долина в несколько верст длиною, окаймленная голубыми горами, густо заросшая кудрявым лесом. Кругом была необыкновенная тишина. По краям долины, на склонах гор там и сям белели татарские деревушки, а по сторонам дороги зеленели всходы ржи и пшеницы.

Кое-где попадались одинокие приземистые, ветвистые дубы… Да, жизнь здесь — настоящая, деревенская. Трудовая.

Навстречу попадались татары с косами и граблями, татарчонок, ехавший шагом в телеге-«мажаре», запряженной парой белых волов с цветами на рогах… Поперек долины, наискось, вилась малюсенькая извилистая речонка, вытекавшая от подножия гор в глубине равнины и уходившая в ущелье между зеленых лесистых холмов. На выгоне паслось стадо коров, по оголенным склонам гор ползали овцы…»

Произведение Скитальца помогает читателю воссоздать живую картину жизни в Байдарской долине начала ХХ столетия.

Роман «Дом Черновых» был написан Скитальцем на чужбине, в далеком Харбине. Но с какой тоской и любовью он описывает жилище и путешествия своих героев! Видимо, уголок в Байдарской долине был особенно дорог писателю.

Здесь, на своей даче, он завершает работу над историческим сказом в трех частях «Кандалы», в основу которого легли события, происходившие в Среднем Поволжье накануне революции 1905 года. «1940. Крым. Байдарская долина» — значится под последней строкой эпилога этой книги.

Будучи выходцем из простой семьи сначала крепостного, после — рабочего, вольного гусляра, Скиталец с детства прошел «сквозь строй» тяжелого гнета и лишений, на себе испытал трудности того времени.

Совет

В литературной карьере на долю молодого писателя выпала редкая удача. Знакомство с М. Горьким определило его судьбу. Будучи любимым учеником своего наставника, Скиталец формируется в исключительно благоприятной литературной среде.

Его окружают такие столпы российской словесности, как Толстой, Чехов, Сергеев-Ценский, Бунин, и другие признанные писатели.

Степан Гаврилович смог выступить в литературе со своим видением мира, присущей ему художественной манерой, сумел откликнуться на важнейшие проблемы современности.

И спустя годы в таком тесном литературном кругу писатели встречаются на даче в Байдарской долине, устраивают литературные чтения, размышляют о жизни:

А за окном, бросавшим свет,

Сидели властелины слова —

Певец, писатели, поэт —

Любимцы века золотого!

Не раз в гостях у Скитальца бывал и Ф. Шаляпин. Дуэтом они исполняли русские народные песни так, что жители окрестных деревень приходили послушать:

Со всей долины шел народ

От песен этих черпать силы.

В Байдарской вольнице живет

И по сей день любовь к России!

Приобретению участка в Байдарской долине послужил и тот факт, что первая жена Скитальца, Александра Николаевна, была очень больна. Благодаря помощи тестя, волжского собственника пароходов Н. Ананьева, в с. Скели (Родниковское) был построен дом.

Предчувствуя в результате длительной тяжелой болезни свою скорую смерть, Александра Николаевна благословила Степана Гавриловича и Веру Федоровну, работавшую долгие годы секретарем у Скитальца, на брак.

Несмотря на разницу в возрасте, равную двадцати годам, они потом прожили долгую и счастливую жизнь.

Обратите внимание

Вера Федоровна Скиталец, шведка по происхождению (Юшен-Вильгельмина-Мария Фридриховна), родилась в России и выросла в Советском Союзе. Она была интересным и образованным человеком, владела иностранными языками: английским, французским, немецким и японским. С большим старанием и любовью переводила произведения мужа, хлопотала об их издании.

Построенный руками мужа дом со временем разрушился. Отремонтировав часть дачи, Вера Федоровна провела в ней последние годы.

Писатель всей душой любил Байдарскую долину, ее людей, историю. Он навсегда хотел остаться на крымской земле. В своем стихотворении «Завещание» он пишет:

Схороните меня не на родине милой,

Где непризнанным, лишним и чуждым я жил.

И откуда ушел я, гонясь за мечтой легкокрылой,

Где я юность свою схоронил.

Схороните меня не над Волгой широкой,

Не на старом кургане родных Жигулей,

Не в деревне родной, у ручья под зеленой осокой,

Подле вечно бесплодных полей.

Схороните меня в изумрудной долине,

Где извечным путем шли народы забытых времен,

Где могилы скитальцев заметны еще и поныне,

Нет им счета и нет им имен…

Имя Скитальца не должно исчезнуть с литературной карты Байдарской долины. Люди должны знать и помнить о нем.

На снимке: М. Горький (слева) и С. Петров-Скиталец.

Источник: https://slavasev.ru/2015/12/03/lyubimec-veka-zolotogo/

Петербург в произведениях поэтов «Золотого» и «Серебряного» века русской литературы

В книге использованы фрагменты работ Виктора Меркушева

© Меркушев В.В., составление, 2017

© «Знакъ», 2017

Стихи поэтов «Золотого» века

От составителя

В истории России не было античности, но период первой трети девятнадцатого века стал для неё своеобразным Возрождением, «Золотым веком» русской культуры, как назовут его впоследствии историографы и культурологи.

И дело даже не в том, что в поэзии, прозе, живописи и графике обретали новую жизнь гуманистические идеалы античной эпохи – просто в российском обществе произошёл необычайный интеллектуальный и духовный подъём, сказавшийся, прежде всего, на литературе, как самой влиятельной форме национальной культуры.

Наш «Золотой век» фактически сформировал современный литературный русский язык. Ведущую роль в этом сыграла поэзия – поэтические книги наличествовали в каждом дворянском доме, журналы и альманахи издавал всякий сколько-нибудь значимый литератор, стихи записывались в альбомы, ходили в списках, заучивались наизусть.

Создалась особая атмосфера поэзии, в которой жило всё образованное сообщество, когда дух поэзии проникал во все сферы социального устройства, становился определяющим в поведении отдельных людей и больших групп.

Сочинительство, как и сама поэзия, становится явлением модным, практически необходимым. Всё это не могло не сказаться на утверждении культа человеческого достоинства, свободомыслия, на стремлении к просвещению, творчеству и общественному служению.

Как писал об этом времени Константин Яковлевич Грот: «Поэзия была ответом на всё».

«Золотой век» русской поэзии совпадает с творческим веком Александра Сергеевича Пушкина, оттого его называют ещё «Пушкинским временем».

После Пушкина вектор русской литературы начинает смещаться от поэзии к прозе, но последняя, несомненно, была обязана русскому «Золотому веку».

Поэтические шедевры «Золотого века» до сих пор являются непревзойдёнными образцами литературного мастерства, классикой, эталоном совершенства поэтической формы и стиля.

Как это ни покажется странным, но поэзия этого времени определила не только горизонты развития, но и значительно повлияла на формирование национальных особенностей носителей языка, того, что нередко называют загадочностью и непостижимостью русской души.

Если период, предшествующий «Золотому веку», с большой долей справедливости можно назвать придворным, то поэзия «Золотого века», в первую очередь, обращена к простому человеку, к его нуждам, к его поиску себя, к его надеждам и к его совести.

Пришедшие на смену классицистической традиции, сентиментализм и романтизм наиболее полно отвечали чаяниям эпохи, когда само чтение становилось творческим актом.

Читатель искал в текстах ответы на серьёзнейшие проблемы своего бытия, ибо литература в условиях цензуры и отсутствия легальной политической жизни являлась единственным способом идеологического и эстетического выражения взглядов. Возможно, этим и обуславливается отсутствие романтического пантеизма и анимизма, несмотря на множество поэтов-романтиков в самом романтическом периоде русской литературы.

В стремлении к широте и грандиозности, поэтическая мысль литераторов «Золотого века» часто не содержала в себе описательного измерения, что приводило к тому, что в их произведениях мы найдём не так много стихотворений, посвящённых Петербургу.

Здесь можно провести параллель с искусством живописи, когда такой жанр, как пейзаж, сформировался значительно позже, нежели сюжетная или жанровая картина. Город ещё не получил своей субъектности, воспринимаясь лишь суммой деталей, которые пока не составляли цельного образа.

Зато на фоне чисто орнаментальной картины Петербурга или пустынных невских берегов раскрывается тема душевных переживаний поэта, столь близкая для своих современников.

Душой и характером город наделят позднее – другие поэты и времена иные.

В.М.

Александр Сергеевич Пушкин
(1799–1837)

Великий русский поэт. Создатель современного литературного языка.

Медный всадник. Отрывок

Михаил Юрьевич Лермонтов
(1814–1841)

Поэт, драматург, прозаик, художник. Творчество Лермонтова отмечено не только высокой гражданственностью, но и глубоким лиризмом, философской наполненностью. Наряду с Пушкиным является классиком русской литературы.

Сказка для детей
Отрывок

…………………..

………………….

«Примите дивное посланье…»
Отрывок

……………

………………

Сашка
Отрывок

…………..

…………………

Пётр Андреевич Вяземский
(1792–1878)

Поэт, переводчик, литературный критик, историк, государственный деятель. Происходил из древнего княжеского рода. При дворе Императора Александра II пользовался большим влиянием и принимал участие в подготовке его реформ. Награждён многими орденами Российской империи.

Близкий друг Александра Сергеевича Пушкина.

Петербург
Отрывок

………………………………..

Поэт. Из дворян. Служил в Департаменте Министерства юстиции. Не имея склонности к гражданской службе, перешёл юнкером в Кавалергардский полк. На двадцать первом году жизни утонул в Неве. Единственный стихотворный сборник был издан посмертно его друзьями и родственниками.

Весна

Владимир Григорьевич Бенедиктов
(1807–1873)

Закончил кадетский корпус в Санкт-Петербурге, откуда был выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Измайловский полк. Участвовал в польском походе 1831 года. Выйдя в отставку, поступил в Министерство финансов, дослужившись до директора государственного заёмного банка.

Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук по отделению русского языка и словесности. Стихотворные сборники Бенедиктова расходились тысячами экземпляров, что для первой трети XIX века было явлением исключительным.

«У вас удивительные рифмы, ни у кого нет таких рифм», – говорил о нём Пушкин.

Заневский край

……………..

Анна Петровна Бунина
(1774–1829)

Рано лишилась родителей и воспитывалась в доме своей тётки. Принадлежала к старинному дворянскому роду, из которого позднее вышел знаменитый писатель И.А. Бунин.

Первая книга «Неопытная муза» была сочувственно встречена критикой и привлекла внимание Императрицы, назначившей поэтессе пожизненную пенсию. Была активной участницей литературного объединения «Беседы любителей русского слова».

В 1821 году вышло трёхтомное издание её сочинений. В последние годы жизни Бунина тяжело болела и почти ничего не писала.

Майская прогулка болящей
Отрывок

……….

Источник: https://fictionbook.ru/author/litagent_znak/peterburg_v_proizvedeniyah_poyetov_zolot/read_online.html

Poe3 (poetry) Поетри

Толпа ли девочек крикливая, живая, На фабрику сучить сигары поспешая, Шумит по улице; иль добрый наш сосед, Окончив чтение сегодняшних газет, Уже глядит в окно и тихо созерцает, Как близ него кузнец подковы подшивает Корове иль ослу; иль пара дюжих псов Тележку, полную капусты иль бобов, Тащит по мостовой, работая всей силой; Служанка ль, красота, развившаяся мило, Склонилась над ведром, готова мыть крыльцо, А холод между тем румянит ей лицо, А ветреный зефир заигрывает с нею, Теребит с плеч платок и раскрывает шею, Прельщенный пышностью живых лилей и роз; Повозник ли, бичом пощелкивая, воз Высокий, громоздкой и длинный-передлинный, Где несколько семей под крышкою холстинной, Разнобоярщина из многих стран и мест, Нашли себе весьма удобный переезд, Свой полновесный воз к гостинице подводит, И сам почтенный Диц встречать его выходит, И «Золотой Сарай» хлопочет и звонит; Иль вдруг вся улица народом закипит: Торжественно идет музыка боевая, За ней гражданский полк, воинственно ступая, В великолепии, в порядке строевом Красуется, неся ганавский огнь и гром: Защита вечных прав, полезное явленье. Торопится ль в наш дом на страстное сиденье Прелестница, франтя нарядом щегольским, И новым зонтиком, и платьем голубым, Та белотелая и сладостная Дора… Взойдет ли ясная осенняя Аврора, Или туманный день, печален и сердит, И снегом и дождем в окно мое стучит,- И что б ни делалось передо мною — муки Одни и те ж со мной; возьму ли книгу в руки, Берусь ли за перо — всегда со мной тоска: Пора же мне домой… Россия далека! И трудно мне дышать, и сердце замирает; Но никогда меня тоска не угнетает Так сокрушительно, так грубо, как в тот час, Когда вечерний луч давно уже погас, Когда всё спит, когда одни мои лишь очи

Не спят, лишенные благословений ночи.

Конец июня — сентябрь 1839, Ганау, “Золотой Сарай”

На горы и леса легла ночная тень, Темнеют небеса, блестит лишь запад ясный,- То улыбается безоблачно-прекрасный,

Спокойно, радостно кончающийся день.

Конец 1841 или начало 1842

* * * Сияет яркая полночная луна На небе голубом; и сон и тишина Лелеят и хранят мое уединенье. Люблю я этот час, когда воображенье Влечет меня в тот край, где светлый мир наук, Привольное житье и чаш веселый стук, Свободные труды, разгульные забавы, И пылкие умы, и рыцарские нравы…

Ах, молодость моя, зачем она прошла! И ты, которая мне ангелом была Надежд возвышенных, которая любила Мои стихи; она, прибежище и сила И первых нежных чувств и первых смелых дум, Томивших сердце мне и волновавших ум, Она — ее уж нет, любви моей прекрасной! Но помню я тот взор, и сладостный и ясный, Каким всего меня проникнула она: Он безмятежен был, как неба глубина, Светло-спокойная, исполненная бога,- И грудь мою тогда не жаркая тревога Земных надежд, земных желаний потрясла; Нет, гармонической тогда она была, И были чувства в ней высокие, святые, Каким доступны мы, когда в часы ночные Задумчиво глядим на звездные поля: Тогда бесстрастны мы, и нам чужда земля, На мысль о небесах промененная нами! О, как бы я желал бессмертными стихами Воспеть ее, красу счастливых дней моих! О, как бы я желал хотя б единый стих Потомству передать ее животворящий, Чтоб был он тверд и чист, торжественно звучащий, И, словно блеском дня и солнечных лучей,

Играл бы славою и радостью о ней.

1846 (?)

Как я люблю тебя, халат! Одежда праздности и лени, Товарищ тайных наслаждений И поэтических отрад! Пускай служителям Арея Мила их тесная ливрея; Я волен телом, как душой. От века нашего заразы, От жизни бранной и пустой Я исцелен — и мир со мной! Царей проказы и приказы Не портят юности моей – И дни мои, как я в халате, Стократ пленительнее дней

Царя, живущего некстате.

Ночного неба президент, Луна сияет золотая; Уснула суетность мирская – Не дремлет мыслящий студент: Окутан авторским халатом, Презрев слепого света шум, Смеется он, в восторге дум, Над современным Геростратом; Ему не видятся в мечтах Кинжалы Занда и Лувеля, И наша слава-пустомеля Душе возвышенной — не страх. Простой чубук в его устах, Пред ним, уныло догорая, Стоит свеча невосковая; Небрежно, гордо он сидит С мечтами гения живого – И терпеливого портного

За свой халат благодарит!

Декабрь 1823

Моя любимая страна, Где ожил я, где я впервые Узнал восторги удалые И музы песен и вина! Мне милы юности прекрасной Разнообразные дары, Студентов шумные пиры, Веселость жизни самовластной.

Совет

Свобода мнений, удаль рук, Умов небрежное волненье И благородное стремленье На поле славы и наук, И филистимлянам гоненье.

Мы здесь творим свою судьбу, Здесь гений жаться не обязан И Христа ради не привязан К самодержавному столбу! Приветы вольные, живые Тебе, любимая страна, Где ожил я, где я впервые Узнал восторги удалые

И музы песен и вина!

7 апреля 1825

Источник: http://poe3.ru/antologiya/zolotoj-vek/yazykov.html

Топ-5 поэтов золотого века

Золотой век русской литературы вообще, и русской поэзии в частности – это не просто временной период. Скорее даже дело вовсе не в рамках времени, ограничивающих человеческую жизнь, или рисующих тонкие границы бытия в пределах ста лет.

Среди литературоведов «Золотым веком русской поэзии» принято называть первую половину девятнадцатого века, точнее первые сорок лет. Этот период характеризуется всплеском творческой активности, озарённой гением Александра Сергеевича Пушкина.

Именно поэзия начала девятнадцатого века стала тем самым движителем развития русской литературы, который продолжает «работать» до сих пор.

Созданные в то время гениальными поэтами произведения по сию пору остаются непревзойдёнными шедеврами классики, образцами высшего поэтического мастерства, великолепными эталонами величия русского слова и русского языка.

Потом, во второй половине девятнадцатого века одновременно с началом политического и социального брожения, на фоне перемен начнёт бурно развиваться русская романистика. Она раз и навсегда одарит нас бессмертными строками великих столпов русского романа: Тургенева, Достоевского и Толстого, подарит произведения Гончарова. Век девятнадцатый однозначно и непререкаемо будет восприниматься как «Золотой век русской литературы», который впоследствии органично породит не менее знаменитый и не менее талантливый «Серебряный век».

Читайте также:  Анна астраханцева (вартаньян)

Возвращаясь к поэзии «Золотого века», надобно отметить, что одновременно с Пушкиным закрома русской поэзии наполняют своими произведениями поэты так называемого «второго ряда», практически все они – друзья, знакомые поэта, соученики по Царскосельскому лицею.

Обратите внимание

Несмотря на то, что их имена известны, по силе своих произведений, по их эмоциональной и смысловой структуре равных Пушкину не было. Возможно, именно поэтому литературоведы, а вслед за ними и обычные читатели объединяют этих блистательных молодых людей в созвездие, «Пушкинскую плеяду».

Этот круг единомышленников позднее будет разбит, разобщен разными идеями и тем будущим, которое каждый из этих талантливейших людей представлял наилучшим для любимой России.

Но «Золотой век русской поэзии» — это не только и не столько поэты «Пушкинской плеяды». Современниками Пушкина были несколько воистину великих поэтов, которых мы сегодня объединим в нашем рейтинге, в топовой пятёрке.

Критериями для отбора этих пяти имён будет не количество написанных лирических произведений, не их популярность в разное время, и даже не «громкость» имён.

Для составления рейтинга пяти самых талантливых поэтов «золотого века» русской поэзии за основополагающие критерии мы принимаем силу личности, талант и вклад каждого конкретного поэта в становлении и развитии русской литературы.

Мы начнём с пятого, последнего, места в нашем рейтинге, но отнюдь не последнего в русской литературе. Пятым в нашем списке станет автор единственной, но блистательной, остроумнейшей, ироничной комедии «Горе от ума», Александр Сергеевич Грибоедов.

По иронии судьбы единственная поэтическая вещь, созданная Грибоедовым и дошедшая до нас целиком, перечеркнула всё остальное творчество поэта. Мало людей знают его стихотворения, статьи и публицистику, но практически все, иногда сами того не сознавая, так или иначе прикоснулись к гению «Горе от ума».

Комедия была моментально подхвачена тысячами людских языков, разодрана на цитаты, пословицы, поговорки, от чего нисколько не пострадало её величие, напротив, это обеспечило произведению бессмертие.

«Говорящие» фамилии, блистательные остроумные характеристики персонажей, эмоциональная речь, критика общества, облечённая в лёгкую и запоминающуюся форму поэзии – всё это стало нашим достоянием на века.

«А судьи кто?», «Карету мне, карету!» «Кричали женщины Ура! И в воздух чепчики бросали»… Мы до сих пор с удовольствием пользуемся этими меткими выражениями, которые совершенно точно, и вместе с тем, с невероятной иронией отражают разные жизненные ситуации. Итак, номер пять в нашей топ-пятёрке — Александр Сергеевич Грибоедов, русский поэт, драматург, дипломат.

Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) занимает четвёртое почётное место в нашем своеобразном рейтинге. На протяжении всей жизни Фет занимался литературным поэтическим творчеством.

Несмотря на то, что его произведения публикуются в основном во второй половине девятнадцатого века, он всё-таки вошёл в наш рейтинг, ибо его стихотворения – это своеобразный мир лирика с тонкой душой, овеянной трагедией бытия.

Важно

Его стихи высоко оценивал Белинский, ставя Фета практически на одну ступень с прекрасным «русским Байроном» – Лермонтовым. Лирика Фета – пронзительнейшая, щемящая, исполнена мотивов грусти, трагичности.

Печальной дымкой овеяны красивейшие образцы поэзии, вышедшие из-под пера Фета, где красота мира познаётся автором с двух сторон, внешней, черпающей истоки вдохновения в красотах родной природы, и внутренней, главным стимулом которой является любовь. Четвёртое место мы отдали Афанасию Афанасьевичу Фету – тонкому ценителю красоты, в том числе и красоты слога.

Третье место в нашем рейтинге принадлежит по праву Фёдору Ивановичу Тютчеву. За свою длинную жизнь поэт написал всего около 300 стихотворений, но его гений проявился в них в полной мере.

Будучи учеником и последователем Пушкина и учителем для последующего поколения поэтов, Тютчев создал прекрасные образцы философской лирики. Его стихотворения исполнены величественной красоты, пронизаны размышлениями о сущности бытия.

Интересно, что Фёдор Иванович, практически не употребляющий в повседневной жизни русскую речь и создающий публицистические произведения только на французском языке, стихи писал исключительно на русском.

Его стихотворение Silentium о невыразимости мыслей посредством человеческого языка, в том числе и посредством «великого и могучего», казалось, опровергает этот тезис. Несмотря на собственное критическое и даже слегка небрежное отношение Тютчева к собственным произведениям его лирика до сих пор является великолепным образцом золотого века русской поэзии.

Мы добрались до двух самых верхних позиций нашего рейтинга. Второе место в нашей топ-пятёрке. Лермонтов Михаил Юрьевич. Как и Грибоедов, как и Пушкин ушедший от нас непозволительно рано.

Но успевший за свою недлинную жизнь создать такие произведения, такие образы, которые стали краеугольными камнями в истории создания и развития великой русской литературы.

Совет

Демонический, мятущийся, алчущий правды и свободы дух Лермонтова вслед за своими героями устремляется далеко вперёд, заглядывая в будущее. Читая поэтические произведения Лермонтова, невозможно просто наслаждаться поэзией, его стихи заставляют думать и страдать, искать и находить.

Великий поэт встал в поредевший после убийства Пушкина ряд, нет, возглавил величественный пантеон русских поэтов, подхватив перо, выпавшее из рук великого мэтра, занявшего первое место в нашем рейтинге.

Пушкин, несомненно, наше всё! Пушкин – это сама гармония, само совершенство.

Безумно талантливый потомок арапа Петра Великого, русский по зову сердца, по широте души, по образованию и по крови, Александр Сергеевич стал непререкаемым авторитетом уже для своих современников.

Такой разный, такой неизменно прекрасный, такой неистребимо восхищённый жизнью, такой искренний в каждом моменте своего существования.

Даже в своих политических стихотворениях умеющий лирикой усилить воздействие и глубину идей, которые, принимая, возносил на небывалую высоту силой своего таланта. Воздвигший себе памятник, воспевший любовь и красоту. Поэт. Певец. Пророк. Он возглавляет наш рейтинг, нашу топ-пятёрку поэтов, имена которых окрашены светом истинного золота. Он – несомненный лидер, учитель и посредник между веками.

Источник: http://pishi-stihi.ru/top-5-poetov-zolotogo-veka.html

Золотой век в литературе

Золотой век русской литературы с середины XVIII века до конца XIX

Золотой век — первый период расцвета русской литературы, пришедшийся на начало XIX века. В этот период русские писатели перешли от классицизма к романтизму. Также резко изменился язык русской художественной литературы, в частности, поэзии, с появлением таких авторов, как Василий Жуковский, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов.

Вторая половина XVIII века – это подъем русской науки и культуры, успехи в книгопечатании и книжной торговле. Расширяется деятельность казенных типографий, перед которыми была поставлена задача «стараться переводить и печатать книги гражданские различного содержания, в которых бы забава и польза соединены были». С этого времени социальная роль книги резко увеличивается.

 При Иване Грозном книга должна была играть объединяющую роль, далее ее назначение было просвещение людей – и опять же с подачи правительства. И типографии были только казенные. К концу XVIII века русское общество достигло той стадии развития, когда оно уже само могло самостоятельно мыслить, без контроля и давления государственной власти.

Теперь не только правительство, но и просвещенное общество осознает социальную роль книги. Большой приток информации из западноевропейских стран, несущей в себе новые идеи устройства общества, позволил мыслящим русским людям взглянуть на Россию как бы со стороны, увидеть пороки общества. Начинается процесс нарастания оппозиционных мнений.

А инструмент у  оппозиции в условиях самодержавия только один – книга.<\p>

Обратите внимание

Именно с этого времени у печатного слова в русском обществе появляется особый статус. Именно с этого времени можно начать историю такой науки как социология книги, выделившуюся  в специальное направление в 70-е годы ХХ века.

 Екатерина II положила начало изданию литературно-публицистических журналов. «Многие книгу взяв в руки уже зевают, а листочку навстречу с улыбкой бегут», – рассуждала она, учреждая свой журнал «Всякая всячина»(1769). Именно эти журналы, по словам Бутенко И.А.

, уже с  40х годов XIX столетия являли собой не только и не столько издания, посвященные литературной критике, сколько общественные каналы выражения определенных политических взглядов.

 В этом же, 1769 году открывает свой журнал «Трутень» «ревнитель русского просвещения» Николай Иванович Новиков.

Именно этот журнал стал первым носителем оппозиционной мысли, вступив в полемику со «Всякой всячиной» по острым общественно-литературным вопросам, что вызвало гнев императрицы и последующие цензурные ограничения.

Читайте также:  Алиса фрейндлих - уникальные факты

Однако политическая и гражданская позиция Новикова завоевала множество приверженцев. И вскоре после закрытия «Трутня» журнал зарегистрировали под новым названием «Пустомеля».

 На его страницах острая сатира сменилась умеренной критикой, но это не спасло, и журнал закрыли. Та же участь постигла и следующую «модификацию» журнала – «Живописца».

Идейные взгляды Новикова расходились со взглядами господствующей власти, и в 1792 году Николай Иванович был заточен в Шлиссельбурскую крепость.

Последние годы Новикова прошли в родовом имении, где его, старого и больного навещали только родственники и друзья.

 В 1783 году был издан указ «О вольном книгопечатании», дававший право на открытие частных типографий. Для издания бесцензурных книг открыл свою типографию А.Н.Радищев, которого впоследствии за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» Екатерина назвала «бунтовщиком хуже Пугачева». Радищев был заключен в Петропавловскую крепость. 

 Арест и заключение Новикова и Радищева – первые в истории России аресты за неугодную правительству книгу.  При Павле I множество иностранных книг было запрещено к ввозу, тысячи книг – сожжены. В 1804 году принят первый цензурный устав.

С 1807 года, параллельно с официальной цензурой Министерства народного просвещения стала развиваться особая цензура тайной полиции.

Все эти факты лишь подтверждают ту огромную роль, которую с конца XVIII века стала играть книга в России (разумеется, речь идет о просвещенном дворянском обществе, крепостные крестьяне в большинстве своем были неграмотны, а простые люди довольствовались религиозными лубочными изданиями).

 Несмотря на все большее свирепствование цензуры (а при Николае I Россия вообще превратилась в полицейское государство), XIX век был назван «золотым веком русской литературы». В нем творили Пушкин, Лермонтов, Гоголь и многие другие выдающиеся писатели, поэты и литературные критики. Росла численность пишущей и читающей публики.

Важно

Период политической реакции стал временем расцвета искусства, и, прежде всего искусства слова.
 Неудивительно, что уже к середине XIX века в России сложилось особое отношение к печатному слову (в первую очередь, к художественному). Интеллигенция, активно читающая и пишущая, исполняла роль, отводимую в гражданском обществе оппозиции.

В связи с длительным существованием цензуры, отсутствием политических партий литературное творчество несло исключительную идеологическую нагрузку. Оно оставалось единственной возможностью выразить взгляды, отличные от общепринятых.

При этом авторы нередко прибегали к эзопову языку, что создало особую практику вдумчивого чтения, чтения между строк. Читатель стремился извлечь из текста нечто, не сказанное писателем прямо в силу цензурных ограничений, а «зашифрованное» им так, чтобы можно было понять намек, то есть значительно больше непосредственно напечатанного.

Тем самым подобное чтение становилось в значительно большей мере творческим актом, диалогом, в котором читатель играет весьма активную роль.

Статус «серьезной» литературы на протяжении более чем столетия оставался в России таким высоким именно в связи с ее обращением в художественной форме к таким проблемам, которые в литературе ни в одной стране мира не обсуждались. Это же обстоятельство придало особый статус и литературно-художественной критике, статус, сохранившейся до середины 90-х годов ХХ века.

 Конечно же, это касалось далеко не всех читателей. Массовое чтение отнюдь не сводилось к потреблению изданий, носивших на себе печать той или иной идеологии, выражавших ту или иную социальную тенденцию.

Говоря о русской культуре и о традиции вдумчивого чтения, о традиции отношения к книге, как к большой ценности (только русские люди в течение всей своей жизни собирают «домашнюю библиотеку», на Западе это не принято), очевидно, большинство исследователей имеют в виду наиболее интеллектуально нагруженные слои общества.

  19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.

  Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен.

Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.   А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма.

Совет

Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны.

Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю.

Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие.   Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.   А.С. Пушкин и Н.В.

Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

  Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор».

Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века.

При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».

  С середины 

XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.
Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.
Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.
Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. А.П.Чехов проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.
Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

Источник: http://999alina.blogspot.com/2013/09/blog-post.html

Ссылка на основную публикацию