Константин батюшков – уникальные факты

Батюшков Константин Николаевич – «Энциклопедия»

БАТЮШКОВ Константин Николаевич [18(29).5.1787, Вологда – 7(19).7.1855, там же], русский поэт. Дворянин. Двоюродный племянник М. Н. Муравьёва.

Учился в петербургских частных пансионах (1797-1802), с 1802 года сотрудник департамента Министерства народного просвещения. В 1807-09 годах участник военных действий русской армии в Пруссии, Финляндии; был тяжело ранен.

Выйдя в отставку, сблизился с В. А. Жуковским, П. А. Вяземским, В. Л. Пушкиным.

В 1813-15 годах Батюшков вновь в действующей армии. Осенью 1815 года заочно принят в члены литературного общества «Арзамас». В 1817 году вышли два тома сочинений Батюшкова – «Опыты в стихах и прозе». В 1818 Батюшков причислен к русской дипломатической миссии в Италии.

Обратите внимание

В начале 1820-х годов обострилось тяжёлое наследственное психическое заболевание Батюшкова.

В 1824-28 годах он находился в больнице для душевнобольных в Саксонии, затем – под наблюдением врача в Москве; в 1833 году Батюшков был официально уволен со службы, перевезён к племяннику в Вологду, в доме которого и умер от тифа.

Реклама

Батюшков дебютировал в печати в 1805 году («Послание к стихам моим»).

Признание пришло в начале 1810-х годов, когда в журнале «Вестник Европы» были опубликованы лучшие образцы его лёгкой поэзии, в которой призывы к наслаждению радостями бытия сочетались с трагическим ощущением мимолётности красоты и скоротечности жизни.

Известность получила написанная в 1809 году и разошедшаяся в списках сатира Батюшкова «Видение на брегах Леты», направленная против членов «Беседы любителей русского слова», враждебной сторонникам Н. М. Карамзина, к которым относился Батюшков.

Отечественная война 1812 года расширяет тематический диапазон поэзии Батюшкова, резко меняя её общий тон: в ней появляются темы человеческих страданий, торжества зла («К Дашкову», 1813, и др.), религиозного настроения (элегии «Надежда», «К другу», обе 1815) и вместе с тем глубокий пессимизм («Ты знаешь, что изрек…», 1821).

Мечтательная меланхоличность поэзии Батюшкова, её психологизм, проявившийся в интересе к внутренней жизни человека, едва заметным движениям его души, культ свободы творчества способствовали формированию эстетики русского романтизма.

Батюшков предвосхитил осуществлённый романтиками разрыв с жанровыми канонами: так, в элегию он ввёл гедонистические мотивы («Весёлый час», 1810; «Мой гений», 1815, и др.), историческую тематику («На развалинах замка в Швеции», 1814; «Умирающий Тасс», «Гезиод и Омир, соперники», «Переход через Рейн», все 1817).

Другой излюбленный Батюшковым жанр, послание, удаляясь от традиции сатирических посланий, становится интимным, камерным, повествуя о жизни частного человека («Мои Пенаты», 1814, и др.). Батюшков создал замечательные образцы антологической лирики (цикл «Подражания древним», 1821, и др.

), в которую нередко привносил нехарактерные для неё ноты меланхолической грусти («Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы…», 1819, опубликован в 1857 году). Особое место в творчестве Батюшкова занимают его переводы-переложения из Ф. Петрарки, Т. Тассо, Э. Парни, Дж. Касти, Тибулла, других античных поэтов («Из греческой антологии», 1817-18).

Музыкальная гармония стиха, создаваемая многочисленными аллитерациями и зияниями, в сочетании с отточенностью, скульптурностью поэтической формы – характерные приметы батюшковского стиля.

Важно

Эстетические принципы, воплотившиеся в поэзии Батюшкова, были сформулированы им в прозаических сочинениях: «Речь о влиянии лёгкой поэзии на язык», «Нечто о поэте и поэзии», «Ариост и Тасс», «Петрарка» (все 1816), и др. Поэзия и проза Батюшкова оказали большое влияние на последующее развитие русской литературы, подготовив во многом творчество А. С. Пушкина.

Соч.: Полн. собр. стихотворений. М.; Л., 1964; Опыты в стихах и прозе. М., 1977; Избр. сочинение М., 1986.

Лит.: Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М., 1965; Фридман Н.В. Проза Батюшкова. М., 1965; он же. Поэзия Батюшкова. М., 1971; Varese М. F. Batjuskov: Un poetatra Russia е Italia. Padova, 1970; Кошелев В. А. К. Батюшков. Странствия и страсти. М., 1987.

Т. Г. Юрченко.

Источник: http://knowledge.su/b/batyushkov-konstantin-nikolaevich

Константин Батюшков —

Константин Николаевич Батюшков (18/29 мая 1787, Вологда -7/19 июля 1855, Вологда) – русский поэт Золотого века.

Известный представитель Золотого века русской поэзии, один из предшественников «солнца русской поэзии» Александра Сергеевича Пушкина,  Константин Николаевич Батюшков  происходил из древнего дворянского рода. Ранние детские годы поэта прошли в родовом имении Даниловское.

Затем он учился в частной школе в Санкт-Петербурге, успешно овладев несколькими европейскими языками. В 15 лет образованный молодой человек начал служить в Министерстве народного просвещения.

Среди его знакомых были известные литераторы того времени: Александр Радищев, Николай Языков, Николай Гнедич.

В 1805 году было опубликовано первое стихотворение молодого поэта. Довольно быстро К. Н. Батюшков стал одним из самых известных поэтов России. Юный А.С.Пушкин считал Батюшкова своим учителем в литературе.

Позднее Пушкин стал относиться к Батюшкову менее восторженно, но все же отдавал дань его таланту. Современник Батюшкова, популярный писатель Александр Бестужев-Марлинский так писал о поэте: «С Жуковского и Батюшкова начинается новая школа нашей поэзии.

Оба они постигли тайну величественного гармоничесого языка нашего…».

В 1805 году Россия вела войну с Францией. Константин Батюшков хотел вступить в армию, но отец категорически запретил юноше делать это. Между тем, война была для Российской Империи неудачной, войска Наполеона неуклонно продвигались к ее границам.

Совет

В начале 1807 года Константин Батюшков написал отцу письмо, в котором попросил прощение за непослушание и нарушение запрета, и записался в ополчение. 22 февраля 1807 года 19-летнего дворянина К.Н.

Батюшкова  назначили командиром сотни в батальоне петербургских ополченцев.

Вскоре ополченцы встретились с противником. 24 мая 1807 года Константин Батюшков впервые участвовал в сражении. 25 мая он оказался среди тех, кто преследовал отступающие войска французского маршала Нея. 29 мая в бою под Гейльсбергом молодой офицер получил тяжелое пулевое ранение.

Он чудом выжил и был отправлен в город Ригу на лечение. Выздоровление шло крайне медленно. Молодой офицер жил в доме коммерсанта Мюгеля. В одном из писем, адресованном  другу, поэт восторженно написал: «Его дочь — восхитительна».

Если для поэта Александра Пушкина музой долгое время была рижанка Анна Керн – «гений чистой красоты», то для Константина Батюшкова музой стала другая жительница Риги — Эмилия Мюгель. Эмилия выросла в интеллигентной семье, где очень ценили искусство, в частности, музыку «И все…

для меня музицируют»-, написал Константин Батюшков в том же письме к другу.

Молодой офицер был страстно влюблен — и главным в его творчестве стала любовная лирика. Через несколько лет в стихотворном послании к русскому интеллигенту, с которым он познакомился в Риге, поэт предлагал вспомнить «…счастливы времена, когда нас, юношей, увидела Двина». Заметим, что любовь Батюшкова не осталась неразделенной.

Поэт даже думал о женитьбе, а выздоровев, он поехал в имение своего отца, чтобы обсудить вопрос о создании семьи. Но здесь его ждали неприятные сюрпризы. Отец (мать поэта к тому времени давно умерла) решил жениться вторично, сына от первого брака он встретил неласково, произошла ссора, поэт вынужден был задуматься, сможет ли он содержать семью.

Вместе с сестрами Константин Батюшков вынужден был уехать из имения отца. К.Н. Батюшков продолжил военную службу, был переведен в гвардейский полк.

В Санкт-Петербурге поэт вновь тяжело заболел, долго лечился, когда же выздоровел, обязан был немедленно отправиться в Финляндию, так как шла война между Россией и Швецией, и русская армия вела в Финляндии наступление. Лишь летом 1809 года Батюшков получил отпуск, но тут он узнал, что его сестры живут в бедности и счел себя обязанным заняться их делами.

Обратите внимание

В результате, на своей музе Эмилии Мюгель Константин Батюшков так и не женился.  Но поэт написал ряд талантливых стихотворений о Риге и о своей возлюбленной. Это, к примеру, «Воспоминания 1807 года», «Выздоровление», «Послание г. Велеурскому».

Исследователь творчества Константина Батюшкова, кавалер ордена Трех Звезд профессор Борис Инфантьев и его соавтор А.Лосев использовали термин «рижский цикл» стихов Константина Батюшкова. Они отмечают, что о чем бы Батюшков ни писал «…

о желанном выздоровлении и приятных рижских воспоминаниях, об отъезде в действующую армию, неизбежном расставании с возлюбленной и печали, навеянной трагедией Лауры и Петрарки, – всюду угадывается легкая тень Эмилии, всюду слышатся ее «милые слова»».

Со временем Константин Батюшков становился все более известен как поэт, он пользовался все большим уважением русской интеллигенции. Увы, тяжелая душевная болезнь (которая некогда поразила и его мать) заставила поэта прекратить литературную деятельность, последние три десятилетия своей жизни он не писал стихов. 

Константин Батюшков умер от тифа 7/19 июля 1855 года в Вологде. Могила поэта находится  в Спасо-Прилуцком монастыре, что расположен недалеко от Вологды.  

Александр Гурин

Алла Новикова-Строганова «Два креста Константина Батюшкова»

Источник: http://www.russkije.lv/ru/lib/read/k-batyushkov.html?source=persons

Батюшков Константин

Батьшков Константин Николаевич (18 (29) мая 1787, Вологда — 7 (19) июля 1855, там же), русский поэт.

Детство и юность. Начало службы

Родился в старинной, но обедневшей дворянской семье. Детство Батюшкова было омрачено смертью матери (1795) от наследственной душевной болезни. В 1797-1802 он обучался в частных пансионах в Петербурге. С конца 1802 Батюшков служил в Министерстве народного просвещения под началом М. Н.

Муравьева, поэта и мыслителя, оказавшего на него глубокое влияние. При объявлении войны с Наполеоном Батюшков вступает в ополчение (1807) и принимает участие в походе на Пруссию (тяжело ранен под Гейльсбергом). В 1808 участвует в шведской кампании.

В 1809 выходит в отставку и поселяется в своем имении Хантоново Новгородской губернии.

Начало литературной деятельности

Литературная деятельность Батюшкова начинается в 1805-1806 публикацией ряда стихов в журналах Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Одновременно он сближается с литераторами и художниками, группировавшимися вокруг А. Н. Оленина (Н. И. Гнедич, И. А. Крылов, О. А.

Кипренский и др.). Оленинский кружок, ставивший своей задачей воскрешение античного идеала красоты на базе новейшей чувствительности, противопоставлял себя как славянизирующей архаике шишковистов (см. А. В.

Важно

Шишков), так и французской ориентации и культу безделок, распространенному среди карамзинистов. Сатира Батюшкова «Видение на берегах Леты» (1809), направленная против обоих лагерей, становится литературным манифестом кружка. В эти же годы он начинает перевод поэмы Т.

Тассо «Освобожденный Иерусалим», вступая в своего рода творческое состязание с Гнедичем, переводившим «Илиаду» Гомера.

«Русский Парни»

Литературная позиция Батюшкова претерпевает некоторые изменения в 1809-1810, когда он сближается в Москве с кругом младших карамзинистов (П. А. Вяземский, В. А. Жуковский), знакомится с самим Н. М. Карамзиным. Стихотворения 1809-1812, в т. ч. переводы и подражания Э.

Парни, Тибуллу, цикл дружеских посланий («Мои Пенаты», «К Жуковскому») формируют определяющий всю дальнейшую репутацию Батюшкова образ «русского Парни» — поэта-эпикурейца, певца лени и сладострастия. В 1813 он пишет (при участии А. Е.

Измайлова) одно из самых известных литературно-полемических произведений карамзинизма «Певец или певцы в Беседе славянороссов», направленное против «Беседы любителей русского слова».

Перелом

В апреле 1812 Батюшков поступает помощником хранителя манускриптов в петербургскую Публичную библиотеку. Однако начало войны с Наполеоном побуждает его вернуться на военную службу. Весной 1813 он отправляется в Германию в действующую армию и доходит до Парижа. В 1816 вышел в отставку.

Военные потрясения, как и переживаемая в эти годы несчастная любовь к воспитаннице Олениных А. Ф. Фурман, приводят к глубокому перелому в мироощущении Батюшкова.

Место «маленькой философии» эпикуреизма и житейских наслаждений занимает убежденность в трагизме бытия, находящая свое единственное разрешение в обретенной поэтом вере в загробное воздаяние и провиденциальный смысл истории.

Новый комплекс настроений пронизывает многие стихотворения Батюшкова этих лет («Надежда», «К другу», «Тень друга») и ряд прозаических опытов. Тогда же были созданы и его лучшие любовные элегии, посвященные Фурман,— «Мой гений», «Разлука», «Таврида», «Пробуждение».

Читайте также:  Вахтанг беридзе - уникальные факты

В 1815 Батюшков был принят в «Арзамас» (под именем Ахилл, связанным с его былыми заслугами в борьбе с архаистами; прозвище нередко превращалось в каламбур, обыгрывающий частые болезни Батюшкова: «Ах, хил»), однако разочарованный в литературной полемике, поэт не сыграл в деятельности общества заметной роли.

«Опыты в стихах и прозе». Переводы

В 1817 Батюшков выполнил цикл переводов «Из греческой антологии». В том же году вышло двухтомное издание «Опыты в стихах и прозе», в котором были собраны наиболее значительные произведения Батюшкова, в т. ч. монументальные исторические элегии «Гезиод и Омир, соперники» (переделка элегии Ш.

Мильвуа) и «Умирающий Тасс», а также прозаические сочинения: литературная и художественная критика, путевые очерки, нравоучительные статьи. «Опыты…» укрепили репутацию Батюшкова как одного из ведущих русских поэтов. В рецензиях отмечалась классическая гармония лирики Батюшкова, породнившего русскую поэзию с музой юга Европы, прежде всего, Италии и греко-римской античности.

Батюшкову принадлежит и один из первых русских переводов Дж. Байрона (1820).

Душевный кризис. Последние стихи

В 1818 Батюшков получает назначение в русскую дипломатическую миссию в Неаполе. Поездка в Италию составляла многолетнюю мечту поэта, но тяжелые впечатления от неаполитанской революции, служебные конфликты, чувство одиночества приводят его к нарастанию душевного кризиса.

В конце 1820 он добивается перевода в Рим, а в 1821 едет на воды в Богемию и Германию. Произведения этих лет — цикл «Подражания древним», стихотворение «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы…», перевод фрагмента из «Мессинской невесты» Ф.

Совет

Шиллера отмечены усиливающимся пессимизмом, убежденностью в обреченности красоты перед лицом смерти и конечной неоправданности земного существования.

Мотивы эти достигли кульминации в своего рода поэтическом завещании Батюшкова — стихотворении «Ты знаешь, что изрек, / прощаясь с жизнью, седой Мельхиседек?» (1824).

Болезнь

В конце 1821 у Батюшкова появляются симптомы наследственной душевной болезни. В 1822 он едет в Крым, где болезнь обостряется.

После нескольких покушений на самоубийство его помещают в психиатрическую больницу в немецком городе Зоннештейне, откуда выписывают за полной неизлечимостью (1828).

В 1828-1833 он живет в Москве, потом до смерти в Вологде под надзором своего племянника Г. А. Гревенса.

Источник: http://scanpoetry.ru/poets/batyushkov-konstantin

Константин Батюшков

Что за чудотворец этот Батюшков!
Александр Сергеевич Пушкин

Живи, как пишешь, и пиши, как живешь:
иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы.
Константин  Батюшков

Константин Николаевич  Батюшков – один из крупнейших русских поэтов XIX века, друг Вяземского и Жуковского, предшественник и кумир Пушкина. Его творчество сыграло значительную роль в русском историко-литературном процессе.

Ясно и точно определивший место поэта в этом процессе Белинский писал: «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно.

Одной этой заслуги со стороны Батюшкова достаточно, чтоб имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и уважением».

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

Из биографии

Детство

Родился  Константин Николаевич в Вологде 18 мая (29 н. с.) 1787 г. в старинной дворянской семье, но детство провел в родовом именье отца в селе Даниловском Тверской губернии.

Его отец, Николай Львович Батюшков – человек просвещённый, но неуравновешенный, потерпев неудачи на военной службе, вынужден был выйти в отставку и поселиться в деревне. Это вызывало в нем недовольство жизнью и болезненно развитую подозрительность.

Детство поэта было омрачено также психической болезнью и ранней смертью матери Александры Григорьевны, урожденной Бердяевой. Она умерла, когда Константину не было и 8 лет.

Его домашним воспитанием руководил дед, предводитель дворянства Устюженского уезда. С десяти лет Батюшков обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, курс наук в которых был самым элементарным. Обучению в пансионах Батюшков был обязан лишь основательным знанием французского и итальянского языков. Впоследствии он владел многими иностранными языками.

Юность

Обратите внимание

На шестнадцатом году жизни Батюшков оставил пансион и занялся чтением русской и французской литературы. В это время он нашел своего покровителя и наставника, которым стал его двоюродный дядя – писатель и просветитель Михаил Никитич Муравьёв, у него юный поэт жил после оставления пансиона. Муравьёв был одним из образованнейших людей своего времени.

Он сыграл решающую роль в формировании личности и таланта поэта. Под его влиянием Батюшков в совершенстве изучил латинский язык и занялся изучением литературы древнего классического мира; стал поклонником Тибулла и Горация, которым он подражал в ранних своих произведениях. М. Н. Муравьёв помог племяннику на первых порах его самостоятельной жизни.

В 1802 г. Батюшков был определён на службу в Министерство народного просвещения. В конце 1804 – начале 1805 г. служил письмоводителем в канцелярии Муравьёва по Московскому университету. На службе и в доме Муравьёва Батюшков сблизился с представителями тогдашнего литературного мира – Г. Р. Державиным, Н. А. Львовым, В. В. Капнистом, А. Н.

Олениным и другими.

Зрелые годы

В 1807 г., ослушавшись воли отца, поэт записался в ополчение и отправился с милиционным батальоном в Пруссию. Во время боевых действий был ранен и отправлен на лечение в Ригу, а затем – на восстановление в родное именье. В 1808 г. Батюшков участвовал в войне со Швецией. После нее взял продолжительный отпуск, поскольку ухудшилось здоровье.

Болезнь матери отразилась и на детях, она была наследственной. Примерно с этого времени Батюшков начинает мучиться галлюцинациями. На Рождество 1809 г. поэт приехал по приглашению Е. Ф. Муравьёвой в Москву, где вскоре вошел в круг московских литераторов, особенно сблизившись с Н. М. Карамзиным, П. А. Вяземским, В. Л. Пушкиным и В. А. Жуковским. В мае 1810 г.

, получив отставку, Батюшков полностью посвятил себя литературному творчеству. Страшное предчувствие своей болезни не давало ему спокойно жить. Он метался между Москвой и деревней, где жили его сёстры. В 1812 г. поэт переехал в Петербург и при помощи Оленина поступил на службу в Публичную библиотеку, в которой его сослуживцем стал И. А. Крылов.

Затем в биографии Константина Батюшкова снова наступил военный период. В 1813-1814 гг. он участвовал в заграничном походе русской армии против Наполеона. Был адъютантом генерала Раевского, принимал участие во взятии Парижа. Домой Батюшков вернулся лишь в 1814 г. В период с 1814 по 1817 г. он много ездит, редко оставаясь на одном месте более полугода.

Переживает тяжелый духовный кризис, в том числе разочарование в идеях просветительской философии. В 1818 г. Батюшков получает назначение в русскую дипломатическую миссию в Неаполе. Поездка в Италию была всегда его любимой мечтой, но, отправившись туда, Батюшков почти сразу почувствовал невыносимую скуку, хандру и тоску. С конца 1820 г. у него стало проявляться тяжёлое нервное расстройство.

К 1821 г. ипохондрия приняла такие размеры, что Батюшков вынужден был оставить службу и Италию и заняться лечением. Но лечение в лучших европейских клиниках не увенчалось успехом: нервная болезнь перешла в психическую, и поэт уже не вернулся к нормальной жизни. В 1824 г. Батюшков впал в полное беспамятство и провёл в нём около 30 лет.

Важно

К концу жизни его состояние несколько улучшилось, но здравый рассудок так и не вернулся. Душевная болезнь вдвое сократила сознательную жизнь Батюшкова. Он потерял рассудок тридцати четырех лет и прожил еще столько же, изредка приходя в себя как бы для того, чтобы констатировать свою гибель. «Меня уже нет на свете», – писал Батюшков, пораженный страшным недугом.

Вяземский за два года до смерти Батюшкова говорил о судьбе этого «заживо познавшего свой закат» страдальца:
Он в мире внутреннем ночных видений
Жил взаперти, как узник средь тюрьмы,
И был он мертв для внешних впечатлений,
И Божий мир ему был царством тьмы!

Последние годы поэта прошли у родственников в Вологде. Скончался К. Н. Батюшков 7 июля (19 н. с.) 1855 г. в Вологде от тифа. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре.

Творчество

Литературная деятельность Батюшкова начинается в 1805-1806 гг. публикацией ряда стихов в журналах «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». Одновременно он сближается с литераторами и художниками, группировавшимися вокруг А. Н. Оленина. В печати он дебютировал в 1805 г.

, опубликовав в журнале «Новости литературы» свои стихи «Послание к стихам моим». Первые стихотворения поэта проникнуты эпикуреизмом: человек в его лирике страстно любит земную жизнь; главные темы в поэзии этого периода – дружба и любовь.

Отказавшись от морализма и манерности сентиментализма, он находит новые способы выражения чувств и эмоций, предельно ярких и жизненных. Как отмечают критики, уже в первых стихотворениях Батюшкова гармония чувствуется в каждой строке.  В начале XIX в. Н. М.

Карамзин проводит свою стилистическую реформу, целью которой было сблизить книжный язык с разговорным. Поддерживая его, Батюшков в 1809 г. пишет сатиру «Видение на холмах Леты». В ней автор борется с употреблением старославянских слов в поэзии. Это произведение знаменует собой начало зрелого этапа творчества Батюшкова.

В 1810–1812 гг. поэт активно сотрудничает в журнале «Вестник Европы», сближается с Карамзиным, Жуковским, Вяземским и другими литераторами. Появляются его стихотворения «Веселый час», «Счастливец», «Источник», «Мои Пенаты» и др.

Многие стихи Батюшкова: «Пленный», «Судьба Одиссея», «Переход через Рейн», «Тень друга» и др. – написаны под впечатлением от Отечественной войны 1812 г., он участвовал в заграничном походе 1813–1814 гг. Эти произведения являются образцами гражданской поэзии, патриотический настрой которых соединяется с глубоко индивидуальными переживаниями поэта.

Тяжелые военные картины отразились в творчестве Батюшкова сквозь призму мечтательной любви к жизни.  Однако после пережитых военных событий в его поэзии  начинают звучать ноты разочарования и тревоги, возможно, это были предчувствия близящейся душевной болезни. В 1815 г.

было основано литературное общество «Арзамас», участником которого стал и Батюшков, получив в качестве арзамасского имени прежнее свое прозвище Ахилл.

Совет

Важнейшею эпохой поэтического творчества Батюшкова были 1816 и  1817 годы. В этот период, когда болезнь еще не помрачила его мысли,  придавая ей только элегический оттенок, тридцатилетний поэт, тяготея к романтизму, достиг высшей степени совершенства в отделке стиха.

К числу лучших стихотворений этого периода принадлежат «Умирающий Тасс», посвящённые трагической судьбе итальянского поэта Торквато Тасс. А также переделка из Матисена: «На развалинах замка в Швеции». Черты северной поэзии Батюшков воспроизвёл в «Песне Гаральда Смелого».

Батюшков, будучи поэтом большой культуры, проявлял живейший интерес к иностранной литературе. В 1817 г. он создал цикл переводов «Из греческой антологии».

Владея французским, итальянским и немецким языками, Батюшков приобщал отечественных читателей к произведениям французской (Лафонтен, Буало, Парни, Мильвуа), итальянской (Петрарка, Тассо), немецкой (Шиллер) и английской (Байрон) литературы.

Батюшковым написано 119 стихотворений, из которых 26 переводов и 6 подражаний. Самые популярные его оригинальные стихотворения: «Выздоровление», «Веселый час», «Мои пенаты», «К Д. В. Дашкову», «Переход через Рейн», «Тень друга», «На развалинах замка Швеции», «Таврида», «Разлука», «Пробуждение», «Воспоминания», «Мой гений», «Надежда», «Умирающий Тасс», «Вакханка», «Из греческой антологии».

Кроме стихов Батюшков писал повести, очерки, литературно-критические статьи, философско-публицистические раздумья.

Из его прозаических сочинений, по мнению критиков, наиболее замечательны: «Речь о влиянии легкой поэзии на язык», «Нечто о морали, основанной на религии», «Отрывок из писем русского офицера из Финляндии», «Похвальное слово сну», «Прогулка по Москве», «О поэте и поэзии», «Прогулка по академии художеств», «О сочинениях Муравьева», «Вечер у Кантемира». Нельзя не упомянуть и о записной книге Батюшкова под названием: «Чужое – мое сокровище». В этой книге много переводного, но также и разных воспоминаний, набросков, самостоятельных мыслей, не лишенных интереса.

Читайте также:  10 советов от самых богатых людей мира

В 1817 г. впервые вышло отдельное издание Батюшкова «Опыты в стихах и прозе», включившее в себя наиболее значительные произведения поэта: переводы, статьи, очерки и стихи. «Опыты…

» укрепили репутацию Батюшкова как одного из ведущих русских поэтов.

Обратите внимание

В рецензиях отмечалась классическая гармония лирики Батюшкова, породнившего русскую поэзию с музой Европы, прежде всего, Италии и греко-римской античности.

Высказывания о Константине Батюшкове

Поэзия Батюшкова прочно вошла в золотой фонд русского классического искусства слова. Лучшие образцы лирики Батюшкова прошли проверку временем: они и сейчас воспитывают в наших современниках благородство чувств и безупречный эстетический вкус. Создателем этих редких художественных шедевров был человек, жизненная судьба которого сложилась весьма трагично.

Н. В. Фридман  

Философ резвый и пиит,
Парнасский счастливый ленивец,
Харит изнеженный любимец…

А. С. Пушкин

Батюшков, как талант сильный и самобытный, был неподражаемым творцом своей особенной поэзии на Руси.

В. Г. Белинский

Батюшкову немногого недоставало, чтоб он мог переступить за черту, разделяющую большой талант от гениальности.

В. Г. Белинский

Одна из современниц вспоминала о молодом Батюшкове так: «Дружба была его кумиром, бескорыстие и честность – отличительными чертами его характера. Когда он говорил, черты лица его и движения оживлялись, вдохновение светилось в его глазах. Свободная и чистая речь придавала большую прелесть его беседе».

Колоссально недооценённый поэт.

И. Бродский

Стихотворение Осипа  Мандельштама, посвящённое Батюшкову

Словно гуляка с волшебною тростью

Батюшков нежный со мною живёт.
Он тополями шагает в замостье,
Нюхает розу и Дафну поёт.
Ни на минуту не веря в разлуку,
Кажется, я поклонился ему:
В светлой перчатке холодную руку
Я с лихорадочной завистью жму.
Он усмехнулся. Я молвил: спасибо.

И не нашёл от смущения слов:
Ни у кого – этих звуков изгибы…
И никогда – этот говор валов…
Наше мученье и наше богатство,
Косноязычный, с собой он принёс
Шум стихотворства и колокол братства
И гармонический проливень слёз.

И отвечал мне оплакавший Тасса:
Я к величаньям ещё не привык;
Только стихов виноградное мясо
Мне освежило случайно язык…
Что ж! Поднимай удивлённые брови,
Ты, горожанин и друг горожан,
Вечные сны, как образчики крови,
Переливай из стакана в стакан…

Читайте в библиотеке!

К-444453-КХ
К-446657-КХ

Батюшков, К. Н.  Сочинения : в 2 т. / К. Н. Батюшков ; [сост.,  подгот. текста, вступ. ст. и коммент. В. А. Кошелева]. – Москва : Худож. лит., 1989.
Т. 1: «Опыты в стихах и прозе» ; Произведения, не вошедшие в «Опыты в стихах и прозе».  – 1989. – 510 с. : ил.
Т. 2: Из записных книжек. Письма. – 1989. – 718 с. : ил. –  Библиогр. в примеч.: с. 592–660.

М-426651-КХ

Батюшков, К. Н.  Стихотворения / К. Н. Батюшков ; [сост.,  вступ. ст. и примеч. И. О. Шайтанова]. – Москва : Худож. лит. , 1987. – 319 с. – (Классики и современники.   Поэтическая библиотека).

84Р1
Б 28
Д-88463-ОЧЗ
Д-950839-КХ

Батюшков, К. Н. Полное собрание стихотворений / К. Н. Батюшков ; вступ. ст., подгот. текста и примеч. Н. В. Фридмана. – Москва; Ленинград : Сов. писатель, 1964. – 353 с. – (Библиотека  поэта. Большая серия. – 2-е изд.)

84Р1Б 28Д-88463-ОЧЗ

Д-950839-КХ

Майков, Л. Н. Батюшков, его жизнь и сочинения / Л. Н. Майков. – [2-е изд.]. – Москва : Аграф, 2001. – 521 с. – (Литературная мастерская).

Книга, которая предлагается вниманию читателей, была написана более ста лет тому назад, но, по мнению специалистов, она до сих пор остается самой полной и авторитетной биографией К. Н. Батюшкова. Научная компетентность труда Л. Н.

Важно

Майкова, с одной стороны, и его увлекательность, с другой, сделали биографию Батюшкова интересной не только для ученых-филологов, но и для широкого круга читателей. В 1888 году труд Л. Н. Майкова был вознагражден – автор биографии Батюшкова получил за свое исследование престижную Пушкинскую премию.

Следует отметить, переиздание майковской биографии Батюшкова дополнено рядом историко-литературных статей, проливающих новый свет на некоторые факты судьбы поэта.

Заказать книги в ЧОУНБ

Читать в библиотеке ЛитРес*

* Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовлен  Верой Ильиной, библиографом ИБО. В его подготовке  использованы справочные издания ИБО, интернет-ресурсы и электронный каталог ЧОУНБ.

Источник: http://chelreglib.ru/ru/pages/about/godekologii/literaturnyi_kalendar_2017/May/Konstantin_Batjushkov/

Биография Батюшкова краткое содержание

На фоне Пушкина и Лермонтова другие российские поэты первой трети девятнадцатого столетия буквально теряются, очень сильно заслоняются. Между тем они, хотя и не достигли столь больших высот, тоже по-своему примечательны.

Батюшков Константин Николаевич – краткая биография

Вот, например, Константин Батюшков занимает не последнее место в отечественной культуре. Его биография типична для поэтов «переходного» периода – конца восемнадцатого и начала девятнадцатого века. Батюшков родился в конце весны 1787 года, в Вологде. Обучался в петербургских пансионах, где основное внимание уделяли преподаванию иностранных языков.

https://www.youtube.com/watch?v=ODVeF6Vrk5Y

В 1802 году будущий поэт становится работников министерства просвещения, изучает философию и входит в состав литературного общества, что тогда было очень модным.

Через пять лет Батюшков добровольно отправляется в действующую армию (сражаться в Пруссии с наполеоновскими войсками). Там он получает тяжёлое ранение, но несмотря на это идёт добровольцем уже на войну со Швецией.

После этого уходит в отставку, поселяется в Новгородской губернии. Именно тогда начинается его литературный путь.

Роль Батюшкова в развитии русской поэзии

Болезнь не позволила Константину Николаевичу сражаться в 1812 году, но его переживание окружающих событий нашло полное выражение в творчестве. Через два года в творчестве Батюшкова начинается кратковременный кризис. От сатиры оно избавляется, становится во всё большей мере психологическим.

В 1817 году выходит сборник «Опыты в стихах и прозе», который получает высокую оценку. Вскоре Батюшков становится дипломатическим чиновником в Италии. Но психика его оказалась очень деформированной, в 1821 году возникла настоящая мания преследования, избавиться от которой так и не получилось.

Таким образом, лишь короткое время Батюшков успел посвятить художественному творчеству. Между тем, это не помешало ему достичь немалых успехов. В частности – стать неформальным лидером анакреотического направления в лирической поэзии.

Батюшков и его стихотворение «К другу» — история создания

Душевный надлом поэта в середине 1810-х годов не был чисто психологическим. Прежде всего, случилось разочарование в мировоззрении эпохи Просвещения, переход к религиозным принципам. Батюшков всё время переезжает. Тональность произведений 1814 – 1817 годов становится всё более пессимистической. В чём же дело?

После 1812 года поэзия Батюшкова приобретает отчётливые черты консервативного романтизма. Всё больше в ней становится мотивов запустения по сравнению с прошлым. «К другу» буквально пропитано осознанием непрочности земного бытия и стремлением «духовно взлететь в горний мир».

Источник: https://interesnie-fakti.net/biografiya-batyushkova-kratkoe-soderzhanie/

Это интересно) – Батюшков Константин Николаевич

Родился 18 мая (29 н.с.) 1787 в Вологде в родовитой дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении — селе Даниловском Тверской губернии. Домашним воспитанием руководил дед, предводитель дворянства Устюженского уезда.

С десяти лет Батюшков обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими иностранными языками.

С 1802 жил в Петербурге в доме своего дяди М. Муравьева, писателя и просветителя, сыгравшего решающую роль в формировании личности и таланта поэта. Он изучал философию и литературу французского Просвещения, античную поэзию, литературу итальянского Возрождения. В течение пяти лет служил чиновником в Министерстве народного просвещения.

В 1805 дебютировал в печати сатирическими стихами “Послание к стихам моим”. В этот период писал стихи преимущественно сатирического жанра (“Послание к Хлое”, “К Филисе”, эпиграммы).

В 1807 записался в народное ополчение; его часть была отправлена на место военных действий против Наполеона в Пруссию. В сражении под Гейльсбергом был тяжело ранен и эвакуирован в Ригу, где находился на излечении.

Затем перебрался в Петербург, где перенес тяжелую болезнь и по выздоровлении вернулся в полк. Весной 1808, выздоровев, Батюшков отправился в войска, действовавшие в Финляндии. Свои впечатления отразил в очерке “Из писем русского офицера в Финляндии”.

Выйдя в отставку, целиком посвящает себя литературному творчеству.

Сатира “Видение на берегах Леты”, написанная летом 1809, знаменует собой начало зрелого этапа творчества Батюшкова, хотя была опубликована только в 1841.

В 1810 — 1812 активно сотрудничает в журнале “Драматический вестник”, сблизился с Карамзиным, Жуковским, Вяземскими другими литераторами. Появились его стихотворения “Веселый час”, “Счастливец”, “Источник”, “Мои Пенаты” и др.

Совет

Во время войны 1812 года Батюшков, из-за болезни не ушедший в действующую армию, испытал на себе “все ужасы войны”, “нищету, пожары, голод”, что позже нашло свое отражение в “Послании к Дашкову” (1813). В 1813 — 14 участвовал в заграничном походе русской армии против Наполеона. Впечатления войны составили содержание многих стихов: “Пленный”, “Судьба Одиссея”, “Переход через Рейн” и др.

В 1814 — 1817 Батюшков много ездил, редко оставаясь на одном месте более полугода. Пережил тяжелый духовный кризис: разочарование в идеях просветительской философии. Нарастали религиозные настроения.

Его поэзия окрашивается в печальные и трагические тона: элегия “Разлука”, “К другу”, “Пробуждение”, “Мой гений”, “Таврида” и др.

В 1817 вышел сборник “Опыты в стихах и прозе”, включивший в себя переводы, статьи, очерки и стихи.

В 1819 уехал в Италию по месту новой службы — он назначен чиновником при неополитанской миссии. В 1821 им овладела неизлечимая психическая болезнь (мания преследования). Лечение в лучших европейских клиниках не увенчалось успехом — Батюшков уже не вернулся к нормальной жизни. Его последние двадцать лет прошли у родственников в Вологде.

Умер от тифа 7 июля (19 н.с.) 1855. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре.

Источник: http://eto-interesno.ucoz.com/index/batjushkov_konstantin_nikolaevich/0-52

Константин Батюшков биография

Константин Николаевич Батюшков (1787-1855) – великий русский поэт. В биографии Батюшковаесть место ярким событиям, способствующим раскрытию его поэтического дара, а также незабываемым встречам с выдающимися людьми.

Константин Николаевич Батюшков родился 18 (29) мая 1787 года, в Вологде. Он происходил из старинного дворянского рода, был пятым ребенком в большой семье.

Рано потеряв мать, он вскоре поступил на обучение в один из петербургских пансионов.

Константин много занимался самообразованием. Под влиянием своего дяди, М. Н. Муравьева, он выучил латынь, увлекся трудами Горация, Тибулла.

В 1802 г. юноша, по протекции дяди, был определен на службу в Министерство народного просвещения. В 1804-1805 гг. занимал должность письмоводителя в канцелярии М. Н. Муравьева. Во время службы его продолжало тянуть к литературе. Он сблизился с основавшими “Вольное общество любителей словесности” И. П. Пнином и Н. И. Гнедичем.

В 1807 г. Константин Николаевич, вопреки мнению своего отца, стал членом народного ополчения. Весной этого года принимал участие в боевых действиях, за мужество был награжден Анной III степени.

В 1809 г. он переехал в Москву, где произошла его встреча с П. А. Вяземским, В.А. Жуковским и Н. М. Карамзиным.

В самом начале 1812 г. Батюшков перебрался в Петербург и поступил на службу в публичную библиотеку. Он регулярно встречался и общался с И. А. Крыловым.

Обратите внимание

Изучая краткую биографию Батюшкова,следует знать, что в июле 1813 г. он стал адъютантом генерала Н. Н. Раевского, героя Отечественной войны и дошел до Парижа.

Первая проба пера произошла в 1805 г. Стихотворение Константина Николаевича “Послание к стихам моим” было напечатано в журнале “Новости русской литературы”.

Во время военного похода 1807 г. Батюшков взялся за перевод “Освобожденного Иерусалима” Тасса.

Главной заслугой Батюшкова является его глубокая работа над русской поэтической речью. Благодаря ему русское стихотворение налилось силой, стало звучать гармонично и одновременно страстно. В. Г. Белинский полагал, что именно труды Батюшкова и Жуковского подготовили почву для раскрытия могучего таланта А. С. Пушкина.

Творчествосамого Батюшкова было достаточно своеобразным. С юности увлеченный трудами древнегреческих мыслителей, он невольно создавал образы, не совсем понятные отечественному читателю. Первые стихотворения поэта пронизаны эпикуреизмом. В них удивительным образом сочетаются мифологизм и быт обычной русской деревеньки.

Батюшковым были написаны такие прозаические статьи, как “Вечер у Кантемира”, “О сочинениях Муравьева” и “О характере Ломоносова”.

Читайте также:  10 матерей, родивших больше всего детей

В октябре 1817 г. вышло его собрание сочинений “Опыты в стихах и прозе”.

Батюшков Константин Николаевичстрадал тяжелым нервным расстройством. Это заболевание передалось ему по наследству. Первый припадок произошел в 1815 году. После этого его состояние только ухудшалось.

Важно

В 1833 г. он был уволен в отставку и помещен в своем родном городе, в доме родного племянника. Там он прожил еще 22 года.

Батюшков ушел из жизни 7 (19) июля 1855 г. Причиной смерти был тиф. Похоронили поэта в Спасо-Прилуцком монастыре, который находится в 5 верстах от Вологды.

  • От душевной болезни, передавшейся по наследству Батюшкову, страдала также его старшая сестра Александра.
  • В юности Батюшков был сильно влюблен. Он просил руки А. Фурман, но та дала свое согласие на брак только под влиянием своей родни. Поняв, что он ей не мил, Константин Николаевич сам отказался от брака.
  • В 1830 г. Батюшкова посетил Пушкин. Оказавшийся под тяжелым впечатлением от удручающего состояния поэта, он написал стихотворение “Не дай мне Бог сойти с ума”.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/alpha/b/batyushkov-konstantin-batiushkov-konstantin

Константин Николаевич Батюшков: биография, интересные факты, стихи :

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855) – один из прекраснейших русских поэтов своего времени. Долгое время возглавлял движение поэтов-анакреонтистов, был весьма известной фигурой в литературных кругах. Сегодня его имя практически забыто, мало кто знает, что жил когда-то столь замечательный писатель. Давайте же исправим эту несправедливость.

Батюшков: биография

Будущий писатель родился 18 мая в городе Вологде, в старинной, но обедневшей семье дворян. Он был первым сыном, до него у четы Батюшковых родилось четыре дочери. Константин оказался долгожданным мальчиком.

Отец поэта Николай Львович был человеком образованным, но его характер сильно испортила обида на правительство из-за опалы, которая постигла Батюшковых благодаря участию родственника в заговоре против Екатерины II.

Свою мать, Александру Григорьевну (в девичестве Бердяеву), Константин совсем не успел узнать – она тяжело заболела, когда мальчику только исполнилось шесть лет, и вскоре скончалась.

Ее хворь была душевной и передалась самому писателю и его старшей сестре.

Детство маленького Кости прошло в родовом имении, которое находилось в селе Даниловском. Но после кончины матери его отправили в петербургский пансион О. Жакино. Только в 16 лет Батюшков смог покинуть это учебное заведение. В это время он активно начинает заниматься литературой, много читает на французском, в совершенстве осваивает латинский, чтобы изучать классические тексты в оригинале.

Самостоятельная жизнь в столице

Батюшков Константин Николаевич решает остаться в столице. На первых порах ему помогает дядюшка, М. Н. Муравьев. Он же устраивает юношу в 1802 году в Министерство народного просвещения. Затем в 1804-м писатель переходит на службу в канцелярию Муравьева по Московскому университету, где занимает должность письмоводителя.

В эти годы Батюшков сближается с некоторыми сослуживцами, многие из которых начинают примыкать к карамзинскому правлению и в итоге основывают «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств». Самыми близкими его друзьями стали Н. Гнедич и И. Пнин. Благодаря их влиянию будущий поэт начинает пробовать свои силы в писательстве.

В 1805 году публикуется в журнале «Новости русской литературы» первое стихотворение Батюшкова – «Послание к стихам моим».

Народное ополчение

В 1807-м, несмотря на протесты отца, записывается в народное ополчение Батюшков. Стихи в эти годы отходят для молодого человека на второй план.

22 февраля этого же года его назначают сотенным в милиционном батальоне и отправляют в Пруссию. С мая Батюшков начинает принимать активное участие в боевых действиях.

Вскоре он получает тяжелое ранение и отправляется в Ригу на лечение. За свой героизм получает орден Святой Анны 3-й степени.

Пока длилось лечение, писатель влюбился в Эмилию, дочь местного купца. Однако продолжения любовное увлечение не имело, как память о нем остались только два стихотворения: «Воспоминания 1807 года» и «Выздоровление».

К 1808 году писатель физически окреп и был возвращен на службу. На этот раз он попал в гвардейский егерский полк, который командировали на войну со Швецией.

После возвращения из похода он взял отпуск и отправился навещать незамужних сестер, которые жили в Новгородской губернии.

В это время начало проявляться материнское “наследство” – Батюшков становился все более впечатлительным, иногда дело доходило до галлюцинаций. Сам писатель считал, что лет через десять окончательно сойдет с ума.

Возвращение в свет

В декабре 1809 года Муравьев приглашает племянника в Москву. С огромной радостью возвращается в свет Батюшков. Биография писателя говорит нам о том, что у него было множество друзей среди людей искусства, с которыми он познакомился в Петербурге и Москве. Особенно близко в это время писатель сошелся с П. Вяземским и В. Пушкиным.

Но судьбоносным для него стало знакомство с В. Жуковским и Н. Карамзиным, последний очень скоро понял, насколько талантлив молодой человек, и высоко оценил его творчество.

В 1810 году, получив отставку из полка, отправился по приглашению Карамзина отдохнуть в судьбу Вяземских Батюшков.

Совет

Стихи поэта в эти годы становятся все более популярны, этим и объясняется желание знатных вельмож видеть его у себя в гостях.

В 1813 году писатель переезжает в Петербург, где устаивается на работу в Публичную библиотеку. Он продолжает знакомиться с новыми людьми и вести активную светскую жизнь.

Несчастная любовь

В 1815 году влюбился второй раз Батюшков. Биография гласит, что на этот раз его избранницей стала светская дама – Анна Фурман.

Однако писатель быстро понял, что девушка не отвечает ему взаимностью, а замуж готова выйти только по воле опекунов. Ситуацию усугубило то, что Константин Николаевич никак не мог получить перевода в гвардию.

Все это привело к тяжелому нервному расстройству, которое продлилось несколько месяцев.

Новым ударом для писателя стала смерть отца в 1817 году, с котором он всегда был в плохих отношениях. Чувство вины и неудачная любовь побудили его обратиться к религии, в которой он видел единственную возможность для человека сохранить свое высокое нравственное и духовное положение.

В эти сложные годы Батюшкову сильно помог Жуковский, который постоянно поддерживал поэта и убеждал продолжать писать. Это помогло, и Батюшков вновь взялся за перо. Через год он вернулся в Москву, где его ждали близкие друзья и знакомые.

Италия

В 1818 году русский поэт Батюшков отправляется в Одессу на лечение. Здесь он получил письмо от А. Тургенева, которому удалось выхлопотать для друга место в Неаполе при дипломатической миссии. Константин Николаевич долгие годы мечтал побывать в Италии, однако известие его не порадовало. В это время он испытывал сильное разочарование в жизни, и новость только ухудшила ситуацию.

Несмотря на эти настроения, в 1819 году Батюшков прибыл в Италию. Эта страна произвела на него сильное впечатление. Он познакомился со многими интересными людьми, в том числе и русскими художниками, жившими в Риме. Но счастье длилось недолго, и вскоре поэт начал скучать по родине.

Здоровье писателя не улучшалось, поэтому в 1821 году он отправился в Германию на воды. Его душевная болезнь проявлялась все сильнее, Батюшков начал подозревать, что за ним следят какие-то враги. Зиму 1821-го и весь 1822 год поэт провел в Дрездене. В это время им было написано лучшее, по мнению критиков, стихотворение – «Завещание Мельхиседека».

Последние годы и смерть

В 1822 году начал терять рассудок Батюшков (биография это подтверждает). Он возвращается на родину. Некоторое время живет в Петербурге, а затем отправляется в путешествие по Кавказу и Крыму. В поездке он несколько раз пытался совершить самоубийство.

В 1824 году поэта, благодаря финансовой помощи Александра I, поместили в частную психиатрическую лечебницу в Саксонии. Здесь он провел 4 года, но никакой пользы лечение не принесло. Поэтому родные решили перевезти его в Москву. На родине Батюшков Константин Николаевич почувствовал себя лучше, острые приступы практически прошли, и болезнь ненадолго отступила.

В 1833 году писателя перевезли в дом его племянника, который жил в Вологде. Здесь Батюшков провел остаток своих дней. Скончался поэт 7 июля 1855 года.

Константин Батюшков: интересные факты

Перечислим некоторые интересные моменты из жизни писателя:

  • Пушкин называл поэта своим учителем и преклонялся перед его творчеством, особенно выделяя ранний период.
  • Главным принципом Батюшкова при написании произведения было: «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь».
  • В 1822 году поэт написал свое последнее произведение, ему было всего 35 лет.
  • Батюшков прожил последние 22 года своей жизни, совершенно потеряв рассудок.

Особенности творчества

Очень много для русской словесности и поэтического языка сделал Константин Батюшков. Стихи о любви, обычно грустные и печальные, именно поэтому пользовались такой большой популярностью у современников.

Поэту удалось преобразить родной язык, сделать его гибче и гармоничнее. Белинский считал, что только благодаря трудам Батюшкова и Жуковского Пушкину удалось добиться такой легкости и изящества в своей поэзии.

Главное достоинство стихов Константина Николаевича заключается в совершенстве их формы, чистоте и правильности языка, всегда выдержанном художественном стиле. Батюшков долго и упорно работал над каждым словом, часто исправлял написанное. При этом он старался сохранить искренность, избегал любой надуманности и натянутости.

Переломный момент

Часто в своих произведениях обращался к прошлому Батюшков Константин Николаевич. Стихи о природе обычно перемежались с древними мифологическими традициями.

Его раннее творчество принято называть эпикурейским (или анакреонтическим). Поэт пытался воспроизвести легкий и изящный слог древних писателей, но считал, что русский язык еще грубоват для этого.

Хотя критики признавали, что в этой области он добился значительного успеха.

Но жизнерадостная эпикурейская поэзия привлекала Батюшкова недолго. После войны 1812 года, в которой поэт участвовал, его мировоззрение сильно изменилось. Причиной наполеоновских деяний он считал французское Просвещение.

Обратите внимание

А испытания, выпавшие на долю России, он полагал свершением ее исторической миссии. В это время его стихи сильно меняются. Нет в них больше легкости и беззаботности, в них говорится о реальности – войне, душе русского солдата, силе народного характера.

Лучшим стихотворением этого периода считается «Переход через Рейн».

Давайте ответим на вопрос о том, в каком направлении поэзии прославился Константин Батюшков, так как он задается наиболее часто. Как уже упоминалось, это анакреонтическая (или эпикурейская) лирика. Ее отличительные черты – легкость, беззаботность, радость, воспевание жизни и наслаждение ею.

Проза

Батюшков был известен не только как поэт, его проза также высоко оценивалась современниками. По их словам, основным достоинством его произведений был чистый, образный и яркий язык.

Однако к прозе писатель обратился намного позже, чем началась его литературная карьера. Произошло это уже после творческого перелома, поэтому в этих произведениях часто поднимаются религиозные и философские вопросы.

Большое внимание Батюшков уделял и теоретическим проблемам словесности («Нечто о поэте и поэзии», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык»).

Теперь мы видим, что значение трудов писателя для развития русской литературы невозможно переоценить.

Источник: https://www.syl.ru/article/301375/konstantin-nikolaevich-batyushkov-biografiya-interesnyie-faktyi-stihi

Ссылка на основную публикацию