Как бесы достоевскому памятник ставили

Памятник Ф.М. Достоевскому

Памятник Ф.М. Достоевскому, 1914 год.

Скульптор Сергей Дмитриевич Меркуров (1914 г), архитектор И.А. Француз (1956 г)

На нынешней улице Достоевского, в одном из флигелей бывшей Мариинской больницы для бедных в семье штаб-лекаря М. А.

Достоевского в 1821 году родился будущий великий русский писатель – Федор Михайлович Достоевский. Здесь он провел первые 16 лет своей жизни, здесь же, с 1928 года размещается уникальный музей-квартира писателя.

А во дворе, с 1936 года, стоит интереснейший памятник работы скульптора С.Д. Меркурова.

Обратите внимание

История создания памятника невероятно интересна. Задуман он был скульптором еще в 1905 году, тогда Сергей Дмитриевич около 20 бюстов, прежде чем перешел к материалу – шведскому граниту. Скульптор писал: “Мне кажется, что я открыл законы, которым подчиняются настоящие произведения искусства…

В своих теориях зацепился кончиком за четвертое измерение… Достоевского сделаю уже сознательно”. Позднее он определил свое творение как фигуру “о двух осях и об одном центре, причем центр вне фигуры…”.

 Силуэт писателя меняется вместе с изменением ракурса, словно перед нами актер пантомимы. Не случайно моделью послужил А.Н. Вертинский. «Отличный был натурщик, – вспоминал Меркуров. – Усвоил мой замысел, принял правильную позу. А как держал свои изумительные пластичные руки!».

В 1914 году памятник, выполненный по заказу миллионера Шахова, был готов, хранился в мастерской скульптора.

Казалось бы, шансов увидеть свет у памятника было очень немного. Но в 1918 году советская власть приняла декрет о памятниках историческим деятелям. 2 августа 1918 года в газете “Известия ВЦИК” публикуется список лиц, которым намечалось поставить памятники в Москве и других городах Российской Федерации, где, в частности, значилось и имя Ф. М. Достоевского.

Сергей Дмитриевич предложил Моссовету готовую статую. Была создана специальная комиссия во главе с А.В. Луначарским, которая, посетив мастерскую скульптора, помимо статуи Достоевского сочла возможным приобрести у автора еще две работы. Один из членов комиссии, Н. Д. Виноградов рассказывал в 1939 году: «Этот памятник был выполнен скульптором С.Д.

Меркуровым еще до Великой Октябрьской революции и находился у него в мастерской на Цветном бульваре, д. 9. Поскольку в списке новых памятников стоял памятник Достоевскому, Меркуров предложил Моссовету приобрести у него уже готовую статую. Была образована комиссия в составе товарищей А.В. Луначарского, В.М. Фриче и меня.

При осмотре фигуры Достоевского, признанной вполне приемлемой, были намечены к приобретению еще две фигуры: Льва Толстого (что стоит теперь в Новодевичьем сквере) из красного гранита и фигура задумавшегося человека (из черного гранита), которую автор назвал «Мысль». От платы за фигуру Льва Толстого автор отказался, сообщив, что она давно оплачена известным филантропом Н.

Важно

А. Шаховым, но не была поставлена, будучи запрещена к постановке царской властью. Фигура Достоевского, представляющая собой громадную гранитную глыбу в три метра высотой, была передвинута из мастерской на место постановки – у фонтана на Цветном бульваре – способом, который применялся еще в Древнем Египте. Она была уложена на два бревна, связанные в форме саней.

Под бревна подкладывались вальки, по которым «сани» катились с помощью ворота, укреплявшегося по пути движения статуи. Вся эта операция была проделана тремя рабочими вместе с самим автором. Передвижение статуи привлекло большие толпы зрителей. Памятник был установлен на временном кирпичном цоколе, на котором он простоял до переноса его в сквер больницы им.

Достоевского на Старой Божедомке. Статуя «Мысль» стояла у входа на Цветной бульвар со стороны Трубной площади».

Действительно, первоначально монумент был установлен на Цветном бульваре 7 ноября 1918 года, затем, в 1936 году, в связи с реконструкцией бульвара, памятник перенесли в сквер Мариинской больницы. Двадцать лет скульптура стояла прямо на земле, в 1956 году архитектор Исидор Аронович Француз соорудил для нее невысокий постамент темного гранита.

Мнения о памятниках Меркурова были различные. Сергей Городецкий, к примеру, писал: “Все линии статуи Достоевского бегут изнутри.

Впечатление искания, вечного беспокойства, мучительной тревоги дают эти линии. Нервные руки, соединенные на груди.

Голова тянется куда-то в сторону, словно великий прозорливец вглядывается в последние бездны человеческого духа”. А Демьян Бедный выразился стихотворным образом:

«Глубже и ниже, к подъему крутому,
 где отдается с букетом в руке
 Трубная площадь бульвару Цветному,
 где Достоевский застыл в столбняке…»

Оценить удивительный памятник можно и сегодня, если доехать до станции метро «Достоевская» и пройти к музею (который заслуживает отдельного посещения!) писателя.

Источник: https://um.mos.ru/monuments/pamyatnik-f-m-dostoevskomu/

В дрездене открыт памятник федору достоевскому

В Дрездене открыт памятник Федору Михайловичу Достоевскому – в этом городе писатель неоднократно бывал и подолгу жил во второй половине ХIХ века. Накануне в присутствии находящегося здесь с рабочим визитом президента России Владимира Путина и канцлера Германии Ангелы Меркель был открыт памятник автору “Братьев Карамазовых” и “Бесов”.

Президент Путин, выступая на церемонии открытия памятника, выразил сердечную благодарность властям города, земли Саксонии, а также правительству ФРГ за открытие памятника. “Особенно приятно, что в год 800-летия Дрездена власти города объявили этот год Годом России”, – сказал президент.

Неслучайным совпадением, по словам Путина, стало то, что в год 800-летия Дрездена и 185-летия Достоевского памятник открыт именно здесь.

“Одним из лозунгов Достоевского было: “Красота спасет мир”, – и это прежде всего относится к гармонии между людьми”, – сказал Путин.

Он отметил, что открытие памятника знаменитому русскому писателю говорит о том, что “мы живем в едином европейском культурном пространстве”.

Ангела Меркель в свою очередь отметила, что “открытие памятника Достоевскому – хороший знак для тесных дружественных отношений между Германией и Россией”. Канцлер ФРГ выразила надежду, что люди, которые придут к памятнику, возможно, захотят прочесть произведения Достоевского, а “если они будут читать его в оригинале, это внесет еще больший вклад в развитие двусторонних отношений”.

Совет

Сейчас в Дрездене проходят Дни Достоевского, приуроченные сразу к трем юбилеям: отмечаемым в этом году 185-летию со дня рождения писателя, 125-летию со дня смерти и 500-летию рода Достоевских. Памятник, созданный известным московским скульптором Александром Рукавишниковым, открыл премьер-министр Саксонии Георг Мильбрадт.

Скульптура была отлита в 2004 году и осенью того же года перевезена в Дрезден. Потребовалось время на решение вопросов о месте установки памятника, финансирования, достойного художественного оформления постамента, прилегающей территории и других. Памятник установлен рядом со зданиями Конгресс-центра, ландтага и нового отеля “Маритим”.

Большая заслуга в этом принадлежит действующему в Дрездене Германо-российскому институту культуры, созданному в 1993 году, отмечает ИТАР-ТАСС. Эта некоммерческая организация, ставящая своей целью содействовать развитию диалога культур Германии и России, проводит встречи с известными писателями двух стран, кинонедели, устраивает выставки, выступления художественных коллективов.

В Дрездене действуют курсы русского и немецкого языков, работает библиотека имени Достоевского, в которой более 16 тыс. книг. В рамках проекта “Русские следы в Дрездене” ведется сбор материалов, рассказывающих о многовековых контактах немцев и россиян.

Достоевский впервые посетил Дрезден в 1862 году, а затем заехал туда в октябре 1863 года. В апреле 1867 писатель приехал на два месяца в город со своей женой Анной Григорьевной, а потом, с 1869 года, семья Достоевских жила в Дрездене почти два года. Там в сентябре 1869 у них родилась дочка Люба. В Дрездене Достоевский написал романы “Вечный муж” и “Бесы”.

Источник: https://www.newsru.com/cinema/11oct2006/dost.html

Памятник Достоевскому в Москве

Оценка: +14 / 3 участники / 1 рекомендация / (+0) (-0) качество

  • Российская Федерация›Московская область, Москва›Москва

В центре столицы, России на улице Возвдвиженка расположен  – памятник Федору Достоевскому. Памятник находится рядом с библиотекой имени Ленина, известной в наше время, как Российская государственная библиотека. Достоевский сидит на скамье и задумчиво осматривает окружающую его площадь. Проходя мимо памятника, создается впечатление, что взгляд великого писателя обращен именно на тебя.

Это чувство заставляет взглянуть на скульптуру и в очередной раз удивиться мастерской работе скульптора А. Рукавишникова. Стоит отметить, что памятник Федору Достоевскому, рядом с библиотекой имени Ленина, не первый в Москве. Другой, более ранний памятник писателю установлен на улице Достоевского, рядом с одноименным домом-музеем. Гранитная статуя писателя существует в Москве с 1918 года.

Читайте также:  Владимир ильич ленин: гений или злодей?

 Источник

Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821г. в Москве, По линии отца, Достоевские — одна из ветвей рода Ртищевых, который берёт своё начало от Аслан-Челеби-мурзы, крещённого московским князем Дмитрием Донским. В 1506 году Даниле Ртищеву пожаловали часть села Достоева в Пинском повете. Отсюда и «Достоевские».

Обратите внимание

Отец Достоевского много пил, был чрезвычайно жесток со своими крепостными и они убили его. Ранее от чахотки умерла мать. 1837 год стал важной датой для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, творчеством которого он зачитывался с детства, год переезда в Петербург и поступления в Главное инженерное училище. В 1843 г.

Достоевский впервые перевёл и издал «Евгению Гранде» Бальзака. Год спустя вышло в свет его первое произведение «Бедные люди», и он сразу стал знаменитым.

Вскоре после публикации «Белых ночей» писатель был арестован и военный суд приговорил его «за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского… лишить на основании Свода военных постановлений… чинов и всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием» В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ. Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске. Впечатления от пребывания в остроге нашли потом отражение в повести «Записки из Мёртвого дома». В 1854 году Достоевский был освобождён и отправлен рядовым в Семипалатинск.  В февраля 1855 года умер император Николай I. Достоевский написал верноподданническое стихотворение, посвящённое его вдове, императрице Александре Фёдоровне, и в результате стал унтер-офицером,а затем был произведён в прапорщики. Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Христос. В 1859 году в «Отечественных записках» Достоевский опубликовал свои повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон». В 1860 году Достоевский с женой вернулся в Петербург и вместе с братом начали выпускать журнал «Эпоха». На страницах журнала появились такие произведения как «Униженные и оскорблённые», «Записки из мёртвого дома», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья». Достоевский предпринял поездку за границу в Баден-Баден увлёкся разорительной игрой в рулетку, женщинами, испытывал постоянную нужду в деньгах, потерял жену и брата. Непривычный уклад европейской жизни довершил разрушение иллюзий юности, сформировал критическое неприятие Запада. В безвыходном материальном положении Достоевский написал главы «Преступления и наказания».. Под угрозой потери прав на свои издания в октябре 1866 года за двадцать шесть дней был написан роман «Игрок». С 1872 по 1878 годы писатель прожил в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти годы жизни были очень плодотворными: «Бесы»,  «Дневник писателя» «Подросток»,  «Кроткая». В 1878 году Достоевский возвращается в Петербург, и проживает до дня своей смерти 28 января 1881 года. В 1880 году он заканчивает написание своего последнего романа «Братья Карамазовы». Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

При жизни Достоевского в культурных слоях общества противоборствовали по крайней мере два политических течения — славянофильство и западничество, суть которых приблизительно такова: приверженцы первого утверждали, что будущее России в народности, православии и самодержавии, приверженцы второго считали, что русские должны во всем брать пример с европейцев.

И те, и другие размышляли над исторической судьбой России. У Достоевского же была своя идея — «почвенничество». Он был и оставался русским человеком, неразрывно связанным с народом, но при этом не отрицал достижения культуры и цивилизации Запада.

С течением времени взгляды Достоевского развивались: и он превратился в религиозного консерватора, стал убеждённым монархистом.

Источник

Как добраться к точке: 

Россия, Москва, ул. Воздвиженка

1 ФотоVikont 1 ФотоGAB 1 Фотоbutilkavodi

Источник: https://www.shukach.com/ru/node/25536

Памятник Фёдору Достоевскому у здания РГБ

Памятник Фёдору Достоевскому – один из наиболее известных памятников Москвы, расположенный на ступенях у здания Российской государственной библиотеки, бывшей “Ленинки” – Государственной библиотеки имени Ленина. Памятник открыт в 1997 году в преддверии 850-летия Москвы.

Фёдор Михайлович Достоевский (1821 – 1881) – известный русский писатель, мыслитель и публицист, вошедший в историю как новатор русского реализма и один из лучших романистов мирового значения.

Наиболее значительными произведениями писателя, благодаря которым он прославился в России и за рубежом, стали “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Братья Карамазовы” и “Бесы”, многие из его трудов были экранизированы или поставлены в театре.

 Местами ужасающий реализм произведений Достоевского сделал его популярным ещё при жизни (хотя современники оценивали его творчество весьма неоднозначно), но и после смерти писателя поднятые в них темы не утратили своей актуальности.

За участие в “кружке Петрашевского” Достоевский был осуждён на 4 года каторги и сослан; примечательно, что суд приговорил его и ряд других членов кружка к смертной казни через расстрел, но позже приговор был смягчён: сначала до 8 лет каторги, затем, когда император Николай I утверждал подготовленный приговор, до 4 лет каторги. Тем не менее, приговорённым о смягчении приговора сказали в самый последний момент, после переломления над головой шпаги. Позднее Достоевский был полностью амнистирован.

Скульптура изображает писателя в довольно неловкой позе: Достоевский восседает на покрытой тканью скамье, тело откинуто назад и сгорблено, на его лице – выражение глубокой задумчивости, безысходности и грусти; одна рука уложена на колено, другой он неловко опирается о скамью.

Удивительно выразительны глаза писателя: на первый взгляд кажется, что он их прячет, но при этом бронзовый Достоевский словно провожает взглядом каждого, кто на него смотрит.

Важно

Памятник отлит из бронзы и размещён на фигурном гранитном постаменте, спереди которого высечена надпись “Достоевский”, а на боковых гранях – рельефное изображение набережной Невы (Санкт-Петербург).

Авторы монумента: скульптор Александр Рукавишников, архитекторы Михаил М. Посохин и Александр Кочековский, художник Сергей Шаров.

“Памятник русскому геморрою”

Любопытно, что неловкая поза Достоевского, которую демонстрирует скульптура, стала объектом для насмешек – вероятно, наиболее жестоких среди прочих “неоднозначных” монументов.

Дело в том, что в народе скульптура прославилась как “памятник русскому геморрою”: Достоевский, полуприсевший и сгорбленный, опирающийся о скамью, словно вот-вот упадёт назад из-за своей неудобной позы, со сведёнными ногами и скорбным лицом выглядит так, словно пришёл на приём к проктологу.

Тем не менее, скульптора Рукавишникова такие народные ассоциации не смутили. По его мнению, это лишь иллюстрирует культуру жителей.

Памятник Фёдору Достоевскому перед зданием РГБ (Библиотеки имени Ленина) расположен на углу Моховой улицы и Воздвиженки. Добраться до него можно пешком от станций метро “Библиотека имени Ленина” Сокольнической линии, “Арбатская” Арбатско-Покровской и “Александровский сад” Филёвской.

Источник: http://mosprogulka.ru/places/pamjatnik_dostoevskomu_rgb

Ленинский план монументальной пропаганды в Москве: история в деталях

Оглавление

  • В. И. Ленин: «Я назвал бы то, о чём я думаю, монументальной пропагандой…»
  • Памятник Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу (плюс рассказ о его «потомках»)
  • Мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов» (и немного о мавзолее Ленина)
  • Монумент Свободы (Обелиск Советской конституции) (а также — о его предшественнике и «последователе» плюс чуть-чуть о здании Моссовета, памятнике Ленину и гербе Москвы)
  • Памятник Революционным мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся (и, конечно, про то, чем он был прежде… и после)
  • Скульптура «Мысль», памятник Ф. М. Достоевскому, памятник К. А. Тимирязеву
  • Памятник А. Н. Радищеву
  • Памятник Робеспьеру
  • Памятник А. В. Кольцову
  • Памятник И. С. Никитину
  • Памятник Т. Г. Шевченко (плюс о его «новой версии»)
  • Памятник И. П. Каляеву
  • Памятник М. Е. Салтыкову-Щедрину
  • Памятник М. А. Бакунину
  • Степан Разин с ватагой (и коротко о Лобном месте)
  • Памятник Ж.-Ж. Дантону (плюс печальная история двух памятников Гоголю)
  • Памятник Ж.-П. Марату
  • Памятники А. И. Герцену и Н. П. Огарёву
  • Памятники К. Марксу, памятник С. Н. Халтурину, памятник С. Л. Перовской, памятник Ж. Жоресу, памятник Г. Гейне, памятник Э. Верхарну (их изображения не обнаружены)
  • Источники

Кроме того, для перехода со страницы на страницу вы можете пользоваться навигацией, которую видите внизу страниц.

В качестве предисловия…

О ленинском плане монументальной пропаганды (или, как я его любя называю, за что заранее прошу прощения, «монументальном плане») сказано довольно много. Увы, сведения в основном или разрозненные, или же, если охватывается большой пласт целиком, рассказы не слишком информативные — скорей, ознакомительные.

Читайте также:  Федор емельяненко – последний император

Поскольку некогда я сама сильно заинтересовалась этой темой, то решила собрать как можно большее количество материала и представить его на суд публики.

Таким образом, получилась у меня весьма объёмная статья, на подготовку которой ушло много-много месяцев (ну, я же не только о плане монументальной пропаганды писала в этот период). В целом, это такой своеобразный «реферат», квинтессенция данных, обнаруженных на просторах интернета.

Конечно же, по старой доброй традиции, я старалась описать всё своими словами, чтобы рассказ вышел более-менее связным и интересным (это я для тех пишу, кто подумал, что я банальным «копипастом» занимаюсь).

К сожалению, именно из-за длительности процесса подготовки, был безвозвратно утерян первый, основной список источников, которыми я пользовалась при написании статьи. Что-то удалось восстановить, а прочие авторы статей и фотографий, безусловно, могут связаться со мной и приобщиться к списку «использованной литературы».

Правда, вот об одном источнике хочу высказаться особо — и прямо сейчас.

Дело в том, что некто Бардин ещё в 2008 году поведал на Форуме военных коллекционеров о своей необычной находке: в заброшенном гараже он разыскал… забытый всеми архив архитектора Виноградова (кто это такой, узнаете прямо на следующей странице).

Состояние бумаг оставляло желать лучшего, но они были просто-таки бесценны — вся история того периода всплывала перед глазами при их прочтении. Я набралась смелости добавить часть этих документов в данную статью, и, пусть размер изображений невелик, вы тоже сможете приобщиться к тем далёким временам.

На этом заканчиваю вступление и желаю приятного прочтения.

Источник: http://vovse-ne.ru/?p=314&page=8

Бесы

«Вечерняя Москва» № 119, 27 мая 1933 г.

Когда в период своего крайнего озлобления и духовного одичания Федор Достоевский решил нанести в угоду покровительствовавшей ему реакции самый свирепый удар по русскому революционному движению, он написал свой знаменитый роман «Бесы».

Этот роман представляет собой сплошную клевету, поскольку он старается охарактеризовать тогдашнее, хотя бы даже недоразвитое и страдавшее многими недостатками, мелкобуржуазное подпольное революционное движение.

Достоевский или вовсе не знал революционеров или сознательно лгал на них. Центральные фигуры «бесовского мира» были явно надуманы.

Совет

Позднее, в своем «Дневнике писателя» (в эпоху написания романа «Братья Карамазовы») Достоевский говорил что–то не совсем членораздельное о том, что, конечно, «социалистические мечтатели» в большинстве случаев люди глубоко честные и т. п. Сам Достоевский, вероятно, не верил в написанный им грязный пасквиль.

То, что было неверно относительно зачаточной революции в России, было бы совершенно верно относительно господствующей сейчас реакции в Германии.

Да, бесы. Словно из какой–то черной, смрадной бездны поднялись некультурные, дикие люди. Словно какая–то отрыжка давно прошедших веков варварства вдруг отравила атмосферу великой страны.

Как это возможно? — спрашивают себя некоторые.

И отвечают: Германия, конечно, великая страна; Германия — страна великих философов и поэтов в прошлом, страна великих ученых и изобретателей в настоящем; страна с широким слоем поразительно гибкой, открытой для всяких новых идей, интеллигенции, страна, общей культуре которой можно завидовать.

Но эта светлая, даже блестящая Германия составляла только поверхность всей ее массы. Германский народ, как таковой, не был пронизан светоносной силой германской цивилизации; наоборот, реакционные силы помещичества удержали немецкого крестьянина, особенно на востоке, на чрезвычайно низком уровне культурного развития.

Чрезвычайное развитие милитаризма — это и была миссия Гогенцоллернов и всего германского дворянства. Народ ради будущих войн прогоняли муштрой через большую армию, большой флот. В нем разжигались шовинистические страсти и необыкновенная любовь к солдатчине.

Когда, однако, эти усилия германского милитаризма привели к катастрофе последней войны, то в низах германского народа, т. е.

в его толще, так говорят нам, соединились вместе страдания от незаслуженной нужды, отсутствия перспектив выйти из этой ямы, хотя бы ценой самого тяжелого труда — это с одной стороны, а, с другой стороны — надрыв национального, военного самолюбия, и отсюда непомерная жажда реванша. И вот на этой–то почве возможной оказалась демагогия самого последнего образца. Оказалось возможным, что именно самые бессовестные, способные наобещать все, что угодно, способные не стесняться никакими средствами на своем пути, смогли сделаться вождями этой народной толщи. И, видите: они опрокинули светлую Германию.

Однако это построение не выдерживает критики.

Обратите внимание

В самом деле: что же значит, что эта культурная Германия так бессильна перед «варварами»? Неужели можно было ждать, что «великая страна», что вся ее «интеллигенция» в самом широком смысле этого слова преклонятся перед этим новым варварством, что все без исключения либеральные газеты превратятся в органы фашизма, что самым большим мужеством будет молчать или говорить шепотом?

Мы придаем гораздо большее значение другому делению страны. Она делится на буржуазию и пролетариат.

Подразделение буржуазии на более гнусные, правящие прослойки и более либеральные, передовые, как оказалось на деле, не имело большого значения.

Факт тот, что одни, сознательно желая того, другие, попустительствуя, спустили с цепи вышеупомянутых демагогов и дали им все средства, для того чтобы их безудержная демагогия действительно привлекла несчастных и темных людей «из толщи».

Это буржуазия выпустила бесов из бездны, это буржуазия сделала так, что бесы эти действительно вселились в десятки и сотни тысяч всякого рода люда, не только, конечно, уголовного, но и мелкобуржуазного, классоворыхлого, непросвещенного.

«Антисемитизм — это социализм дураков», — говорил Энгельс. Новым антисемитам изо всех сил помогали собрать возможно большее количество этих дураков не по своей вине, этих исстрадавшихся мужчин и женщин.

Хотели сознательно добиться того, чтобы, опираясь на организованные таким образом массы, «бесы» смогли расправиться с тем, что буржуазия считала самой большой угрозой для себя, — с сознательным, революционным пролетариатом.

Вот где был свет. Вот где была заря. Вот где был единственный исход из того ужасного кризиса, в который погружена не только Германия, но и весь «цивилизованный» мир. Но этот исход есть гибель для буржуазного класса. Погасить эти огни, хотя бы ценой самого разнузданного мракобесия, — вот была цель буржуазии.

Бесы. На улицу вырвались обмундированные, вооруженные банды. Начались массовые аресты. Арестованных избивали, над ними издевались. То, что мы знаем об издевательствах «бесов» не только и не столько на улицах, сколько в застенках, — это лишь малая доля того, что на самом деле происходило и происходит.

Важно

Затем началась чистка культуры. Не только все коммунистическое было уничтожено; уничтожено было, несмотря на неслыханные скандалы и позорное меньшевистское низкопоклонство, и почти все социал–демократическое. Этого показалось недостаточно. Стали уничтожать все свободомыслящее, все либеральное.

Гнали учителей за то, что они марксисты, за то, что они евреи, за то, что они прогрессивные люди, за то, что они не сразу вторили звериным голосам проповедников абсолютной ценности немецкой расы, которой предстоит победить мир и положить его к себе под ноги. Выгоняли из академии писателей — славу Германии. Разрушили писательский союз.

Откуда–то поползли никому неведомые, подзаборные писаки, порнографы, юродивые, которые теперь должны представлять германскую культуру.

Какие ползут вверх люди, такие ползут и идеи. Самые дикие суеверия, отрицающие разум и духовное развитие человечества, звериные теории, — все это реет теперь в германском воздухе. На площадях горят десятки тысяч книг. Буржуазные студенты и гимназисты охотятся за плодами человеческой мысли, чтобы ее уничтожить.

Но бесовский характер германского фашизма этим не ограничивается.

Достоевский прикладывал свое ухо к больному, по его мнению, организму революционного движения и старался расслышать там разные хрипы, разные показатели внутренней агонии, разложения, борьбы. Но незачем близко прислушиваться к тому, что происходит внутри фашизма, — это и издали ясно. Беспрестанно они убивают друг друга, убивают тех, которые стали не совсем верны, которые стали опасны.

У буржуазии нет выбора. Всюду, где коммунистическое движение грозно вырастет перед ней, она бросится в объятия фашизма, как бы они ни были дики и зловонны.

Но существует промежуточный слой, существует мелкая буржуазия, ее интеллигентная, трудовая часть. Вот эти должны будут понять постепенно на германском примере, что такое тот путь спасения, на который толкает их буржуазия.

Поймет это также и та человеческая мелкота, которая составляет главный фундамент ныне правящей силы в Германии.

Совет

Доктор Геббельс уже говорит, что, по его мнению, в ряды партии прокрались какие–то скрытые марксисты или полумарксисты.

Кто же это такие? А это те бедняки, которым обещали переворот, которым обещали налоги на богатых, снижение цен на пищу, которым обещали работу. Ничего этого они не видят.

Огонь и дым костров, на которых сжигаются лучшие произведения человеческого ума, не могут же накормить их? От всего хвастовства насчет политического реванша остается теперь очень мало.

Фашистам пришлось сильно поджать хвосты. Да, «гениальная розенберговская перспектива» перебить страх и ненависть к немецким людям в реванше страхом и ненавистью к СССР, по возможности переключить для начала ужас и ненависть буржуазии в войну на Востоке пока не вытанцовывается никак.

Ничего реального, никаких плюсов. Только бесовская пляска. Конечно, среди самых активных «бесов» царит удовлетворение: кое–где заняли места выгнанных марксистов и евреев, кое–где поживились за казенный счет, кое–где просто пограбили.

Но ведь не этим можно удовлетворить 17 миллионов избирателей?! Самое главное в фашистском бесовском наваждении — это то, что оно раскроет глаза колеблющимся.

Читайте также:  Краткая история ссср - от создания до развала

Огромен будет приток рабочих социал–демократов и беспартийных рабочих в ряды коммунистов, когда придет время, а оно придет скоро; огромен будет приток в эти ряды лучших людей из числа служащих, ремесленников, из числа трудовой интеллигенции.

Может быть, бесы покружатся еще не только над Германией; может быть закружатся бесы разные, будто листья в ноябре, над многими странами беспросветной буржуазной осенью, студеной буржуазной зимой, которая постепенно замораживает и капиталы, и капиталистов, не говоря уже об их жертвах. Но ничто не остановит пролетарской весны!

Источник: http://Lunacharsky.NewGod.su/lib/o-mezhdunarodnoj-politike/besy/

Какие «бесы» были у Фёдора Достоевского

Духовные метания его героев похожи на одержимость, в каждом романе происходит убийство, Петербург Достоевского – особый мир, тёмный и больной.

Болезнь

Эпилепсия – недуг особенный. Им были отмечены Цезарь и Сократ, Ван Гог и Флобер, Наполеон и Байрон. Эпилепсию долгое время считали и одержимостью, и озарением. Действительно, есть в этом заболевании элемент катарсиса. Эпилептический припадок характеризуется потерей контроля над телом.

Судорожные сокращения, неконтролируемые и опасные для самого больного и окружающих. Эпилептик всегда пребывает в особом пограничном состоянии. Для творчества Достоевского характерно развитие сюжетных линий при помощи конструкций со словом «вдруг».

Это «вдруг» – восприятие мира после эпилептического припадка.

Обратите внимание

Эпилепсия Достоевского носила особый характер. Это была истероэпилепсия. Она характеризуется тем, что её протекание не приводит к деградации личности и основными симптомами является беспорядочное сокращение мышц и крики о помощи. Конечно, эпилепсия влияла на Достоевского.

Его позднее творчество характеризуется вязкостью, склонностью к детализации, замедлением сюжета посредством вставок «междудействий», отступлениями с тщательными разборами, почему тот или иной герой поступили так, а не иначе.

Могли ли они поступить по-другому? Нисколько не умаляя талант писателя, нужно понимать, что когда говорят, что у Достоевского «больное творчество», доля истины в этом суждении есть.

Азарт

Ещё одной страстью и проклятием Достоевского была игромания. Висбаден, увековеченный Достоевским под именем Рулетенбурга, в XIX век был одной из туристических Мекк Европы, своеобразным Лас-Вегасом. Достоевский отдал казино 9 лет жизни.

В 1865 году он писал Ивану Тургеневу: «Пять дней как я уже в Висбадене, и все проиграл, все дотла, и часы, и даже в отеле должен. Мне гадко и стыдно беспокоить Вас собою. Обращаюсь к Вам как человек и прошу у Вас 100 талеров». Игромания мучила Достоевского.

Тяжек для него был и религиозный аспект восприятия этого недуга. Азарт – грех, форма праздности, страсть, православие осуждает это пристрастие.

Но даже в этом пристрастии Достоевский нашёл своё вдохновение, написал роман «Игрок», который был, впрочем, вынужден был написать, чтобы вернуть карточный долг.

Национализм

Национализм Достоевского – одна из болезненных тем при обсуждении творчества и взглядов писателя. В записных книжках Достоевский писал: «Над Россией корпорации. Немцы, поляки, жиды – корпорация, и себе помогают. В одной Руси нет корпорации, она одна разделена.

Важно

Да сверх этих корпораций еще и важнейшая: прежняя административная рутина. Говорят: наше общество не консервативно. Правда, самый исторический ход вещей (с Петра) сделал его не консервативным. А главное: оно не видит, что сохранять. Все у него отнято, до самой законной инициативы. Все права русского человека – отрицательные.

Дайте ему что положительного и увидите, что он будет тоже консервативен. Ведь было бы что охранять. Не консервативен он потому, что нечего охранять. Чем хуже, тем лучше – это ведь не одна только фраза у нас, а к несчастью – самое дело».

В письме Майкову писатель утверждал: «…Надобно, чтоб политическое право и первенство великорусского племени над всем славянским миром совершилось окончательно и уже бесповоротно». Обвиняли Достоевского в антисемитизме, на что он отвечал в «Дневнике писателя»: «Когда и чем заявил я ненависть к еврею, как к народу.

Так как в сердце моем этой ненависти не было никогда, и те из евреев, которые знакомы со мной, это знают, то я с самого начала и прежде всякого слова, с себя это обвинение снимаю, раз навсегда, с тем, чтоб уж потом об этом и не упоминать особенно».

Достоевский видел за Россией и русскими особый путь развития, в этом отношении он был близок славянофилам, но славянофилом не был, скорее почвенником. Он живо переживал назревающие в обществе национальные вопросы, не мог на них не реагировать.

Беллетричность

Все мы знаем, что Раскольников убил старушку. Это знание мы несём в одном узелке с такими аксиомами, как «Герасим утопил Муму», а «Анна Каренина бросилась под поезд». Не обязательно читать классические произведения, чтобы быть в курсе их сюжетных коллизий.

В кратких пересказах, которые издаются многотысячными тиражами, произведения Достоевского изложены в нескольких страницах. Сюжетные повороты в романах Фёдора Михайловича близки к беллетристике. Недаром Достоевского принято считать одним из первых детективщиков в русской литературе. Достоевскому был важен сюжет.

Он был профессиональным писателем, его жизнь в прямом смысле зависела от того, будут ли его романы продаваться. Соответственно, он сознательно шёл на обострение. В каждом его романе происходит минимум одно убийство. Деньги-болезнь-убийство-раскаяние-грех…

Совет

Достоевский должен был хорошо чувствовать рынок, его просчеты могли ударить по карману и привести семью к бедности.

Ссылка

Фраза, ошибочно приписываемая Достоевскому о том, что «все мы вышли из гоголевской шинели», к самому Достоевскому относится только отчасти. Достоевский вышел из ссылки. Его становление произошло именно там, на каторге, куда он был отправлен после неожиданного смягчения приговора. Настольной книгой, которую читал в то время Достоевский было Евангелие.

Понимание простых людей, сопереживание тяготам их жизни – всё, наметившееся в раннем романе «Бедные люди», стало одной из сильных сторон творчества писателя. О своём пребывании в ссылке Достоевский вспоминал: «…те 4 года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и зарыт в гробу…

Это было страдание невыразимое, бесконечное, потому что всякий час, всякая минута тяготела как камень у меня на душе». Но одновременно Достоевский с воодушевлением писал: «И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей. Есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото …

Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров! … На целые томы достанет».

Деньги

Нужда, которая преследовала Достоевского, нашла прямое отражение в его творчестве. Тема денег -одна из ключевых. Из-за денег Раскольников совершает двойное убийство, деньги меняют князя Мышкина, из-за денег убивают Фёдора Карамазова. Пишет Достоевский тоже из-за денег, денежная мотивация для писателя – одна из основных.

Это немаловажный факт. Достоевский называл деньги чеканной свободой, но давали ли деньги свободу писателю? Долгое время они вгоняли его в азарт, из-за потери денег Достоевский потерял первую семью. Вторая (и последняя) жена Достоевского, Анна Снаткина, взяла все денежные дела семьи на себя, избавив мужа от этой страсти.

Провокативность

Творчество Достоевского в высшей мере провокативно. Это является одним из «продающих факторов» его произведений, но в то же время это стало и его «проклятием». За Достоевского «крепко взялись» фрейдисты. Можно даже сказать, что фрейдизм вырос из Достоевского.

Обратите внимание

Творчество Фёдора Михайловича дало плодотворную почву для развития фрейдистской теории.

Мотивы отцеубийства (отца Достоевского убили крепостные), эдипов комплекс, инцестуальные перверсии – всё это легко находится в творчестве Достоевского и, откровенно говоря, мешает чистому восприятию его творчества.

Подход к Достоевскому с позиций фрейдизма – однобокий метод, который в силу своей простоты и наглядности по сей день популярен. Внутренние тяжбы писателя, его непростой жизненный путь, его гениальные откровения и прозрения – всё это нивелируется фрейдистским подходом.

Информация для ознакомления.
Мнение редакции “Русский Мир”
может не совпадать с мнением авторов статей

Источник: http://rusmir.su/interes/allrussia/greatpeople/87056-kakie-besy-byli-u-fedora-dostoevskogo.html

Ссылка на основную публикацию