Фазиль искандер – уникальные факты

5 интересных фактов из жизни Фазиля Искандера

Писатель и поэт Фазиль Искандер ушел из жизни 31 июля. Его известные произведения, такие как «Сандро из Чегема», «Детство Чика», «Человек и его окрестности», «Софичка», разошлись на цитаты. Редакция РИАМО собрала интересные факты из жизни классика современной литературы.

Путин выразил глубокие соболезнования семье Искандера в связи с его кончиной>>

Сменил три института

© РИА Новости, Анатолий Гаранин

Фазиль Искандер родился 6 марта 1929 года в абхазском городе Сухум. Будущий писатель очень хорошо учился и окончил школу с золотой медалью. Однако на вступительном экзамене на факультете философии МГУ Искандеру напрямую заявили, что «нация находится на особом контроле и на нее есть разнарядка».

Задетый за живое, он решил пойти в Московский библиотечный институт (ныне Московский государственный институт культуры). На третьем курсе Фазиль Искандер осознал, что писать ему нравится намного больше, чем анализировать работы других авторов, и перешел в Литинститут имени А. М.

Обратите внимание

Горького, где у студентов было больше творческих возможностей. После окончания института молодой писатель работал журналистом и редактором, a в конце 50-х напечатал свои первые стихотворения в журнале «Юность».

Известность Фазиль Искандер получил после публикации повести «Созвездие Козлотура» в 1966 году, где он иронизировал над манипулированием общественным мнением в СССР и высмеивал кукурузную кампанию Хрущева.

Фазиля Искандера похоронят на Новодевичьем кладбище в Москве>>

Роман, который писал всю жизнь

© РИА Новости, Сергей Гунеев

Детские воспоминания оставили яркий след в творчестве Фазиля Искандера. В основу юмористических новелл для романа-эпопеи «Сандро из Чегема» легли эпизоды его детства, проведенного в селе Чегем. Он говорил, что «из мухи делает слона, но муха обязательно должна быть живой», то есть большинство героев его произведений имели реальных прототипов.

Фазиль Абдулович часто сталкивался с непониманием со стороны друзей и знакомых, которые узнавали себя в его отрицательных персонажах. Искандер до последних дней дополнял роман новыми новеллами, так как в его памяти навсегда остались детали того времени.

Компьютер писатель так и не освоил, и все произведения набирал по старинке – на печатной машинке.

«У человека есть еще одна возможность быть счастливым — это умение радоваться чужому счастью. Но взрослые редко сохраняют это умение»

Фазиль Искандер, «Сандро из Чегема»

5 интересных фактов из жизни Альберта Филозова>>

Творческие порывы

По словам самого Искандера, он мог подолгу не писать вообще ни строчки и готовить основу для будущих произведений – собирать впечатления.

После этого наступал момент, когда писатель чувствовал творческий порыв и собирал все впечатления в единую литературную форму, проводя за печатной машинкой дни напролет.

Финальный вариант рассказа мог вдвое превышать объем черновой версии, так как Фазиль Абдулович дорабатывал свои произведения, постоянно развивая тему.

Неизвестные фильмы

© РИА Новости, Виталий Белоусов

Важно

Мало кто знает, что помимо известного фильма «Маленький гигант большого секса» с Геннадием Хазановым в главной роли (по мотивам новеллы «О, Марат»), были экранизированы и другие произведения Фазиля Искандера.

Например, одним из лучших фильмов считаются «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (новелла «Пиры Валтасара»), «Расстанемся, пока хорошие» (новелла «Дудка старого Хасана») и «Воры в законе» (новеллы «Чегемская Кармен» и «Бармен Адгур»).

Личное участие Фазиль Абдулович принял в съемках документального фильма «Апсны-Абхазия. Страна души», который вышел на экраны в 2010 году.

5 ярких ролей Натальи Крачковской>>

Астероид Искандера

В 1983 году астроном Крымской астрофизической обсерватории Людмила Карачкина назвала в честь Фазиля Искандера астероид, за которым до сих пор можно наблюдать в космосе.

Кроме того, еще при жизни писателя Московская библиотека семейного чтения № 185 была переименована в «Культурный центр Фазиля Искандера».

A в 2009 году Национальный банк Республики Абхазия выпустил памятную серебряную монету, посвященную творчеству и общественной деятельности писателя.

«То, что мы собираемся сделать завтра, делает нас сегодня такими, какие мы есть»

Фазиль Искандер

Пять лучших фильмов Рязанова: комедия, трилогия о любви и трагикомедия>>

Источник: https://riamo.ru/article/151615/5-interesnyh-faktov-iz-zhizni-fazilya-iskandera.xl?mTitle=&mDesc=&mImg=&mImgWidth=&mImgHeight=

Биография писателя Фазиль Искандера

В наше время, к сожалению, завершает свой век, потрясающая эпоха действительно уникальных людей, родившихся в начале 20 века и внесших неоценимый вклад в культурное наследие, оставивших воистину неповторимый отпечаток на развитие культуры нашего государства.

Поэтому пока еще есть возможность, необходимо познакомиться с ними поближе, ведь они пока еще живут и продолжают трудиться рядом с нами.

Человеком, заслуживающим нашего внимания, является потрясающий абхазский поэт, писатель, журналист, прозаик, духовный авторитет общества, а также общественный деятель Фазиль Абдулович Искандер.

Сегодня его заслужено величают патриархом отечественной и мировой литературы.

Фазиль Искандер: биография

Родители мальчика познакомились в городе Сухуми (Абхазия) где и родился будущий писатель 6 марта в 1929 году. Мама Фазиля родом из села Чегем, там же прошло детство мальчика под присмотром родственников. Отец, успешный владелец завода по производству кирпичей, был широко известен в городе Сухуми.

В то время половина городских зданий была выстроена из кирпича, производимого на заводе. Да и сегодня еще можно встретить в городе домики из красного кирпича особого оттенка, известные в городе как « искандеровские кирпичи». Мы знаем из истории, что тогда было непростое время. Время ссылок, репрессий и депортаций. Не удалось этого избежать и семье Фазиля.

Его отец был депортирован в 1938 году из-за своего иранского происхождения. С того момента семья его больше не видела.

Совет

Учеба в сухумской школе давалась смышленому парнишке легко. Закончил он школу золотым медалистом. Прежде чем поступить в Государственный библиотечный институт, Фазиль Абдулович пробовал свои силы в поступлении на факультет философии в МГУ.

При сдаче экзамена его обидели слова экзаменатора о том, что «их нация находится на особом контроле и на нее есть разнарядка». Он забрал документы и с легкостью прошел в Библиотечный институт.

Проучившись там три года, Фазиль понял, что ему намного интереснее писать самому, нежели заниматься классификацией чужого творчества. Было принято решение о переходе в Литературный институт имени А.М.Горького.

Закончив институт в середине 50-х, работал журналистом и редактором в Брянске и Курске. Взлет по карьерной лестнице продолжился в работе в отделении Госиздата Абхазии. Уже в 1957 году читатель познакомился с Фазилем Абдуловичем как с поэтом.

Учитывая то, что Искандер является великолепным знатоком русского языка и все свои произведения писал на русском, невозможно не отметить, что все его стихотворения пропитаны любовью к природе и в целом к Абхазии.

Взяв любое произведение в руки, вы увидите Абхазию настолько прекрасной, как будто на земле нет другого места краше, будто весь мир уместился в этом райском уголке. И каждый читатель начинает верить в это с первых строк рассказа или повести.

Широкая известность к Фазилю Искандеру, как к писателю, приходит после выхода повести «Созвездие Козлотура». На этой повести хотелось бы остановиться отдельно, ведь она одна из самых первых, что высмеивает глупость, а также общественное мнение, которым чрезвычайно легко манипулировать.

Посвящена она была хрущевской кукурузной кампании, что призывала отдавать под кукурузу лучшие земли страны. Такое безумное распространение этой культуры Искандер считал дискредитацией. Это вызывало в нём горестное чувство. И хотя человечество не стоит на месте, повесть актуальности так и не потеряла.

Обратите внимание

По ней все так же можно проводить аналогии уже в нашем времени. Яркий слог на злободневную тему принес Фазилю Абдуловичу всенародную любовь. С этого момента произведения Искандера стали экранизировать.

Большая часть произведений была перенесена на экран к 1989 году, но для сегодняшнего поколения больше на слуху будет «Маленький гигант большого секса» с Г. Хазановым в главной роли по повести «О, Марат!», выпущенной в 1992 году.

Главные сюжеты произведений Фазиля Абдуловича тянутся к нам из его детства и описаны в уникальном своеобразном чегемском стиле. Несмотря на знакомство с творчеством многих писателей, по признанию Фазиля, никто так и не смог произвести на него такое впечатление, чтобы в будущем повлиять на его стиль.

По словам Искандера, он из мухи может раздуть слона, но муха обязана быть живой. Точное описание персонажей списанных с реальных людей иногда играло злую шутку с писателем и приводило к неприятным ситуациям.

Как признавался Фазиль в одном из интервью: «Я даже не подозревал, что я описываю людей так детально, что понятно не только мне, о ком я пишу, но и общим знакомым!» Таким ярким романом-эпопеей стал «Сандро из Чегема». Это юмористические новеллы описывающие приключения старого дяди Сандро в разные периоды времени от предреволюционных до современных.

В них можно узнать многих друзей и знакомых Фазиля. После «соседских разборок» Искандер стал тщательно камуфлировать отрицательных героев. И только положительных персонажей писал всё так же явно.

У писателя нет никакого рабочего графика. Есть вдохновение и желание — он садится писать, нет — занимается общественной деятельностью. Процесс написания произведений совершенно не регламентирован, но если он берется что-то переписывать, то на-гора выдается в два раза больше материала.

Как признается сам Фазиль, отдавая материал на доработку, обратно машинистка получит не 20, а 40 листов. Во время написания текстов Фазиль мало ориентировался на широкий круг читателя, он больше добивался того, чтобы читать интересно было ему, и в итоге выходил отличный роман.

И оказалось многим созвучно то, как и о чем он пишет.

Все свои произведения Фазиль Искандер печатал на печатной машинке, компьютер он так и не освоил. Сегодня у него есть помощница, которая ему во всем помогает.

Время, когда нет желания писать Фазиль также использует для общения и сбора новых впечатлений.

Источником вдохновения Фазиля Искандера писателя, несмотря на прожитую непростую жизнь, были и остаются воспоминания детства, его запахи и вкус, которые до сих пор живут в нем и заставляют творить.

Большое место в своем творчестве писатель уделяет тому, что может вызвать улыбку и смех. Ведь только юмор помогает преодолевать трудности, и пока мы смеемся, мы еще живы и можем что-то поменять в себе и в окружающих.

Важно

Свой труд писателя Искандер рассматривает, как возможность изменить мир к лучшему, переписав его правила и указав на болевые точки, заставляя всех задуматься и совершенствоваться.

Себя он называет исключительно русским писателем, воспевающим Абхазию.

В ходе своей общественной деятельности Фазиль Абдулович, будучи духовным авторитетом, множество раз выступал в защиту небольших народов. В конце 80-х был избран депутатом от оппозиционных сил. Это было еще одно сложное время для нашей страны.

Фазиль был в партии тех, кто активно ратовал за так называемую «свободу» для нашей страны в 1991 году и которая обернулась катастрофой. Думая, что государство загнало народ в яму и, увидев результат на который он не рассчитывал, он признался: государство народ оберегало. Эту горькую страницу в своей жизни Фазиль Абдулович перевернул и зарёкся заниматься политикой.

Ярый противник войн к конфликту в родной Абхазии относится болезненно. Хочет, чтобы в мире все жили, как добрые соседи, без принуждения.

Уже больше сорока лет писатель живёт со своей семьей в Москве. Он яркий представитель людей ещё той закалки, для которых важно прожить всю жизнь с любимым человеком. Совсем недавно он и его супруга Антонина Искандер (Хлебникова) отпраздновали свою золотую свадьбу. Подарком стал выпущенный сборник стихотворений «Снег и виноград». У супругов двое детей.

Интересные факты биографии Фазиля Искандера:

Принимал участие в выпуске не подцензурного журнала «Метрополь». За свою деятельность был наказан отлучением от возможности печататься в официальных изданиях. Запрет сняли в 1984 году.

  • Был одним из членов жюри в КВН в конце 80-х.
  • Выпущена монета с изображением Фазиля Искандера.
  • Совсем скоро отпразднует изумрудную свадьбу.
  • Награждён многими орденами и премиями.
  • Самый уважаемый абхазец в диаспоре в Москве.
  • На сегодняшний день писателем издано 21 повестей и романов в прозе, 9 сборников стихов, осуществлено 8 экранизаций по мотивам его произведений.
  • Произведения Фазиля переведены на множество языков мира.
Читайте также:  Евгений мартынов - уникальные факты

Источник: https://tanci-kavkaza.ru/fazil-iskander/

«Человеколюбие – главная черта Фазиля Искандера». Александр Кожедуб / Православие.Ru

Сегодня, 8 августа 2016 года, девять дней, как отошел в мир иной наш замечательный писатель Фазиль (в святом крещении Василий) Абдулович Искандер. В этот день портал «Православие.

Ru» публикует беседу с прозаиком Александром Константиновичем Кожедубом, который хорошо знал Искандера, поскольку долгие годы писатели были соседями по этажу и часто общались.

Мы попросили Александра Константиновича рассказать о том, каким ему запомнился автор «Сандро из Чегема», а также о том, чему молодые писатели могут поучиться у Искандера.

Фазиль Искандер

Александр Константинович, вы много общались с Фазилем Искандером, хорошо его знали. Каким он вам запомнился?

– Во-первых, Искандер – это писатель в чистом виде. Мы с ним жили в Доме творчества писателей «Внуково» с середины 1980-х до конца 1990-х годов (потом он получил дачу в Переделкине и уехал туда). Во «Внуково» жили писатели, которые были уже состоявшимися личностями. Почти никто не служил, не работал – это было обычное дело.

Совет

Я тоже с 1985 по 1992 год нигде не работал, потому что был писателем и мне на жизнь хватало, что называется. И Искандер был единственным из всех нас, внуковцев, а нас было больше 37, кто всегда и в любой ситуации писал. Он всю жизнь писал. У него и жизнь такая была несколько замкнутая. Он очень мало контактировал со своими собратьями по перу. И вообще с другими людьми.

Потому что был занят творчеством. Это был писатель в чистом виде.

Причиной его затворничества была работа?

– Да-да, именно так.

Это роднит его с Дж. Сэлинджером.

– Да, причем они оба такие необычные. И Искандер очень нетипичный писатель. Он выделялся из советской литературы, да и из российской. И юмор его неподражаемый. Мне он нравился как писатель еще до того, как я с ним познакомился. Я первую его книжку купил в 1974 году – «Дерево детства». Там рассказы. С того момента я его и полюбил.

Чем выделялся Фазиль Искандер?

– Он был ни на кого не похож. Говорят, что писателей заставляли творить. Описывать соцреализм. Но это ерунда. Никто никого не заставлял. Писали, как хотели и как умели. Искандер вообще выделялся. Он особняком стоит в советской, в русской и в мировой литературе.

Какие его основные произведения вы можете выделить? Какие произведения должен прочитать современный образованный человек?

– Искандер – «взрослый» писатель. Хотя и писал о детях. О детях большие писатели всегда писали очень хорошо. Возьмите Толстого, Горького… С Искандером такая же история. Он очень хорошо писал о детях. Его детские рассказы обязательно нужно изучать в школе. «Созвездие Козлотура» – прекрасная вещь. Его первая.

Его крупнейшее произведение – «Сандро из Чегема». Его лучшая вещь, с моей точки зрения. Хотя мне он весь нравится. Я помню его повести и рассказы, которые уже, может, никто и не помнит сейчас. Например «Лов форели в верховьях Кодора». Совершенно замечательный рассказ! Или «Морской скорпион».

Эта повесть была опубликована в журнале «Современник».

В чем загадка слова Искандера?

– Писатель – это талант. У него был талант. Это раз. Второе: писателя, талантливого человека всегда формирует среда. Абхазия в этом сыграла огромную роль. Я много раз бывал в Абхазии. Я ее уже видел глазами Искандера в каких-то ситуациях… ну, и своими глазами тоже. Сухуми был супермногонациональным городом.

Мои однокурсники родом оттуда, друзья. И мы могли встретиться, сидеть за столом – четыре человека разных национальностей. Это был, может быть, один такой в Советском Союзе город. И это сыграло свою роль в формировании личности Искандера. То же самое и с юмором. Он ведь один такой в русской литературе.

  

Вы назвали несколько произведений Искандера. Мне на память пришел «Тринадцатый подвиг Геракла». Можно ли считать образ Харлампия Диогеновича автобиографичным?

– Можно. Но не автобиографичным, а биографичным. Таких людей Искандер показывал, может быть, по-своему, но то, что они существовали в природе, – это факт, это несомненно.

Говорят, Искандер – писатель для зрелого человека.

– Мне этот посыл не кажется таким уж безусловным. Я его прочитал молодым человеком, только-только закончив университет. Никакой я не был ни зрелый, ни умный, ни мудрый. И он мне, как писатель, понравился и пленил меня. Мне было 22 года тогда. Писатель же свой мир создает. Вот он и создавал свой мир. Свои идеалы реализовывал. Он хорош для всех.

Фазиль Абдулович однажды сказал: «Вся серьезная русская и европейская литература – это бесконечный комментарий к Евангелию. И комментарию этому никогда не будет конца». А какой комментарий оставил сам Фазиль Искандер?

– Это правда. Роль Искандера в том, что он сумел внести в эти комментарии толику юмора. Как перчинку. Знаете, есть абхазский перец. И вот это прекрасно. Он ведь может любую ситуацию высветить по-новому. И он это умел делать неподражаемо.

Что лично вам запомнилось?

– Во-первых, Искандер мне запомнился своей добротой. Он был очень добрым человеком. Он очень тепло и по-хорошему относился к людям. Мне кажется, что он не подписал ни одного письма в осуждение кого-то. В то время было модно подписывать письма.

А он если и подписывал письма, то только в защиту человека. Человеколюбие – это главная его черта. Он любил свою семью, Антонину Михайловну – супругу. С соседями был доброжелателен.

Он никогда никого не осуждал, что в наше время и в нашей среде, надо сказать, не так часто можно встретить.

Он любил всю русскую классическую литературу. Пушкина, конечно, больше других. Льва Толстого. Он, кстати, очень мудро комментировал. Прекрасные статьи. Искандер рос под влиянием, под солнцем русской поэзии – Александра Сергеевича Пушкина.

Чему могут поучиться у Фазиля Искандера молодые писатели?

– Молодые писатели у него обязательно должны учиться! Я бы ввел такой спецкурс. Чтобы его читали. У Искандера нужно учиться и учиться. Понимаете, мастерство может приходить с учебой. Как мастер Искандер очень много дает авторам. Его надо читать.

С Александром Константиновичем Кожедубом
беседовал Никита Филатов

***

Пять высказываний Фазиля Искандера

1. Если жизнь представляется невозможной, есть более мужественное решение, чем уход из жизни. Человек должен сказать себе: если жизнь действительно невозможна, то она остановится сама. А если она не останавливается, значит, надо перетерпеть боль.

Так суждено. Каждый, перетерпевший большую боль, знает, с какой изумительной свежестью после этого ему раскрывается жизнь. Это дар самой жизни за верность ей, а может быть, даже одобрительный кивок Бога.

Обратите внимание

2. Верующий человек, как бы он ни был одарен, гораздо менее, чем неверующий, склонен самоутверждаться среди других людей.

Его честолюбие направлено всегда по вертикали и всегда ограничено любящим признанием невозможности сравняться с Учителем. Он вечно тянется вверх, заранее зная, что нельзя дотянуться.

И самим настроением своей натуры он не может стремиться к коренным, внезапным изменениям в жизни человеческого рода, поскольку не может и не хочет заменять собой Учителя.

Наоборот, неверующий и честолюбивый человек, не имея этого высокого ориентира над собой, чаще сравнивает себя с живущими рядом людьми и, замечая свое превосходство, постоянно укрепляется в нем.

3. Зло может со стороны внезапно войти в человека, и он, не успев опомниться, совершает злодейство.

Тогда в чем же он виноват? Он виноват в том, что ему была дана вся жизнь, чтобы не оставлять в душе свободного места для зла.

Но он осторожно придерживал свободное место, не давая добру заполнить его, и это место в конце концов заняло зло. Не давал добру расширяться, и в этом был его сознательный грех.

4. Говорят о бесконечных возможностях искусственного разума. Но ни один ученый не может даже заикнуться об искусственной совести. Из этого следует, что любой искусственный разум в главном ограничен.

Важно

5. Вся серьезная русская и европейская литература – это бесконечный комментарий к Евангелию. И комментарию этому никогда не будет конца.

Все псевдоноваторские попытки обойтись без этического напряжения, без понимания, где верх, где низ, где добро, где зло, обречены на провал и забвение, ибо дело художника – вытягивать волей к добру из хаоса жизни ясный смысл, а не добавлять к хаосу жизни хаос своей собственной души.

Источник: https://pravoslavie.ru/95928.html

Лучшие цитаты из Фазиля Искандера

Классик — о женщинах, козах, вечности, воровстве, мещанах и о других важных материях

Подготовила Юлия Штутина

Фазиль Искандер. 1980 год © Анатолий Гаранин / РИА «Новости»

О женщинах

«— А правда ли, — спросил один из застольцев у него, — что ваша жена была необыкновенной красавицей?
— Это была гремучая змея, — ответил Виктор Максимович и после небольшой паузы добавил: — Но с глушителем, что делало ее особенно опасной».

«Стоянка человека»

«Гораздо больше ему нравились те женщины, что краснели, встречаясь с ним глазами, и, опустив голову, быстро проходили мимо. Дядя Сандро считал, что стыд — это самое нарядное платье из всех, которые украшают женщину. Иногда он говорил, что стыд — это самое дразнящее платье, но, в сущности, это одно и то же».

«Сандро из Чегема»

«Женщины — библиофилы товарных прилавков».

«Чадра, удлиняя разгон соблазна, делает его более мощным и неотвратимым».

«В парижском магазине»

«Чем больше он пил, тем больше трезвела ревность».

«Молодой архитектор и красотка»

О мужчинах

«Подобно тому, как можешь не замечать глупость красивой женщины, так можешь не заметить великолепия глупого мужчины».

«Святое озеро»

«…Мужчины дичают быстрее. Гнет исторического бездействия в основном ложится на мужчин… потому они так много пьют, чтобы забыться, чем еще больше усугубляют свою общественную анемичность».

«Золото Вильгельма»

О вечности

«В тишине над ней долго жужжал какой-то шмель, назойливо напоминая ей о великой мелочности вечности».

«Софичка»

О жизни

«Жизнь, не жестокость уроков твоих грозна, а грозна их таинственная недоговоренность!»

«Современный человек чувствует неустойчивость всего, что делается вокруг него. У него такое ощущение, что все должно рухнуть, и все почему-то держится. Окружающая жизнь гнетет его двойным гнетом, то есть и тем, что все должно рухнуть, и тем, что все еще держится».

«Сандро из Чегема»

Фазиль Искандер. 1994 год © Геннадий Прохоров / ТАСС

О человеке и человечности

«…Человек — это нечто среднее между козой и Шекспиром».

«Козы и Шекспир»

«Ничто так не раздражает человека, как затянувшаяся благодарность».

«О, мой покровитель!»

«Неблагодарность человечества слегка уязвила меня, и я почувствовал себя совсем взрослым».

«Детский сад»

О мещанах и недоучках

«Мещанин всегда непрост, и это следствие сознания внутренней неполноценности. Если же он благодаря особой одаренности перерастает это сознание, он прост и естествен, как Чехов».

«Председатель колхоза… был человек из того всероссийского типа яростных недоучек, которых тогда обильно вытягивал из толпы магнит времени».

«Сандро из Чегема»

О скоте

«По мнению коллег из-за хребта, получается, что все наши козлотуры шагают не в ногу и только единственный северокавказский турокоз шагает в ногу. Но с кем?»

«Созвездие Козлотура»

«Козы, в отличие от овец, паслись, часто подымая голову, чтобы оглядеть стадо или в глубокой полководческой задумчивости оценить окружающую местность». 

«Сотрясаясь от внутренних рыданий, я следил за козой и думал, до чего большевики довели коз, что они забыли о всяком родстве. Смирилась гордая коза, рыдай, Россия!»

«Козы и Шекспир»

О воровстве

«Воровство — тоска по творчеству, имитация творчества».

«Мимоза на севере»

«Если в стране перестали воровать книги, значит, воруют все остальное».

«Ночной вагон»

О государстве и государственности

«Сбивай сосульку и думай о России! Какой цинизм!»

«Думающий о России и американец»

«Гражданственность — это донести свой окурок до урны. Государственность — это сделать так, чтобы путь до очередной урны был не слишком утомительным».

«Светофор»

«Я боюсь, что скоро наше обедневшее правительство объявит всенародный добровольный сбор средств на постройку народной гильотины. После чего — так оно пообещает — нищих в стране не будет. В каком смысле не будет? — станут уныло гадать наши нищие граждане».

«Ночной вагон»

О паранойе

«Необычайная бодрость глухонемых тоже вызывала подозрения. Такая бодрость свойственна заговорщикам. А что, если в стране зреет заговор глухонемых с целью захвата власти? Кстати, заговор глухонемых очень трудно разоблачить.

Читайте также:  Владимир владимирович путин

Для этого нужны глухонемые стукачи, пользующиеся доверием глухонемых заговорщиков и одновременно доверием чекистов, понимающих язык глухонемых, но отнюдь не являющихся таковыми.

     Все возрастающие признаки глухоты и немоты правителей могли глухонемых привести к мысли, что этому процессу надо дать логическую завершенность и в России должна воцариться династия глухонемых…»

«Обвинение моего знакомого лунатика, если память мне не изменяет, звучало так: за попытку нелегального воздушного перехода границы, научная несостоятельность которой не может смягчить преступность самого замысла».

«Ночной вагон»

Ценные указания и предложения

«Поди вымой лицо и ноги. А потом приведи в порядок мышеловку. Что-то у нас снова развелись мыши. Они, кстати, чувствуют, когда в доме нет ясности и твердости».

«Оладьи тридцать седьмого года»

«Поговорим о вещах необязательных и потому приятных».

«Начало»

«Чтобы не обижать талантливого человека и отчасти улучшить повесть, сибиряку рекомендовали не оживлять труп провинившегося лесничего и указали ему, что во время лесного пожара партийцы должны управлять разумными действиями народа, а не кидаться в огонь, как взбесившиеся староверы».

«О, мой покровитель!»

И другие наблюдения

«Огурец всегда едят бодро… а помидор задумчиво».

«Чик чтит обычаи»

«Проводница нам выдала белье, блондинистое происхождение которого еще можно было угадать за стойкой смуглостью».

«Лежать под этой укороченной простыней, глядя на свои голые неподвижные ступни, было неприятно, словно ты стал мертвецом, при этом почему-то не утратившим эстетическое чувство».

«Ночной вагон»

«Поиски снежного человека, — говорил он, — это, может быть, тоска человека по своему началу в предчувствии своего конца. Люди хотят увидеть своего далекого пращура, чтобы попытаться понять, когда и где именно они свихнулись».

«Стоянка человека»

«Вот так, когда нам представляется сделать доброе дело, мы чувствуем, что слишком трезвы для него, а когда в редчайших случаях к нам обращаются за мудрым советом, оказывается, что именно в этот час мы лыка не вяжем».

«Сандро из Чегема»  

Источник: https://arzamas.academy/materials/800

Мудрый человек с открытой улыбкой Писатели и критики вспоминают Фазиля Искандера — Meduza

Фото: Геннадий Прохоров/ ТАСС

В Москве 31 июля умер писатель Фазиль Искандер, классик русской литературы второй половины XX века. Автора «Сандро из Чегема», создателя магического реализма в отечественной литературе и самого веселого представителя поколения шестидесятников вспоминают писатели и критики. 

писательница

Умер один из самых обаятельных, умных, достойнейших людей. Я даже не говорю, что он был великий писатель и что поменял отношение к жизни очень многих людей, потому что он предложил такой род литературы, который мы не знали, мы к ней не прикасались.

Потом, когда мы подросли, и время прошло, и мы узнали Маркеса, узнали южноамериканскую литературу, совершенно исключительную, мы поняли, из какого корня идет это творчество. Это тот самый общий корень, глубоко народный, с такой подпиткой фольклорной.

И, конечно, это была уникальная, изумительная литература. Она и есть.

Дмитрий Быков

писатель

Искандер был одним из наиболее вероятных кандидатов на Нобелевскую премию от России, об этом говорили многие, прежде всего, потому что он нанес на литературный глобус территорию, которой там не было, за это обычно Нобеля и дают, — Абхазию. Конечно, она была очень далеко от реальной Абхазии, это была метафизическая Абхазия, страна его детства, счастья.

Он понимал, конечно, что ни Грузия, ни Абхазия никогда прежними не будут, никогда не будет прежнего братства. Понимал он и то, что страна вообще утратила какие-то базовые ценности, поэтому последние годы он провел в довольно глубокой депрессии, и последние его рассказы были очень мрачными, почти безнадежными.

Дядя Сандро, он не идеал, конечно, Искандер не идеализирует его. Это плут, тамада, герой застолья, но именно дяде Сандро было дано распознать в Сталине злодея, то есть нравственно он безупречен.

Павел Басинский

писатель, критик

Это очень большая утрата для русской и мировой литературы, потому что Фазиль Абдулович был представителем той традиции, которая, возможно, уже уходит, — когда человек из глубины кавказского, абхазского народа становится одним из лучших русских писателей и переводится на многие языки.

Писал он на русском, но вся его проза пронизана воздухом Кавказа, бытом Кавказа, мудростью кавказских стариков. Особенно «Сандро из Чегема».

У Искандера вся его проза, даже такие памфлетные вещи, как «Кролики и удавы» или совершенно юмористическая вещь «Маленький гигант большого секса», освещена веселым, мудрым, жизненным, все расставляющим по своим местам взглядом Сандро. Это очень солнечный писатель.

Хибла Герзмава

оперная певица

«Человечный мой человек…» Дорогой мой Фазиль, какое счастье, что я жила с тобой в одно время. Мой Абхаз! Моя великая история! Гордость и невероятная всемирная любовь! Покойся с миром… Низкий поклон… Хибла.

Юрий Сапрыкин

Умер Фазиль Искандер, один из немногих доживших до наших дней великих советских литераторов, автор «Сандро из Чегема» и десятков блистательных рассказов, мудрый человек с открытой улыбкой, который всегда казался каким-то вечным — и в своих текстах, без сомнения, таким и останется. Светлая память.

Олег Лекманов

филолог

Это был, наверное, самый веселый и обаятельный писатель из поколения шестидесятников. Он первым в повести «Созвездие Козлотура» иронически переосмыслил утопические «розовые» идеалы эпохи. Наверное, у каждого из читателей советского времени есть «свой» Искандер.

Евгений Водолазкин

писатель

У Фазиля Абдуловича было все, что должно быть у великого писателя. Он видел мир в целом, а не в частностях, и описывал его с особым, бесподобным, юмором.

Сергей Шаргунов

писатель

Мне довелось несколько лет назад общаться с Фазилем Абдуловичем, он уже был серьезно болен, и он поразил меня потрясающей, живой детской непосредственностью, он совершенно солнечный человек, а как он общался — ярко и афористично отвечал на вопросы.

Его проза мирового уровня бесценна, снова и снова перечитываешь и видишь его влюбленность в мир, это и острая сатира, и глубина, и обращение к детству, которое совершенно не случайно, эту детскость он пронес сквозь всю свою литературу.

Георгий Данелия

режиссер

Фазиль для меня всегда ассоциировался с чем-то светлым, и, если разобраться, когда я перечислял великих писателей Советского Союза и России и вообще с кем мне удалось встречаться в жизни, то всегда среди них не на последнем месте был Фазиль Искандер, а часто и на первом. Я считаю, что Фазиль Искандер был прекрасным писателем и человеком.

Сергей Степашин

бывший глава Счетной палаты, бывший премьер-министр РФ

Я лично знал этого великого человека и поставил бы его в один ряд с такими писателями как Чингиз Айтматов, Расул Гамзатов. Это был великий русский писатель, и он был совестью русской нации.

Через его произведения я узнал, какой прекрасный абхазский народ. А такое произведение как «Кролики и удавы» должны читать все те, кто находится у власти. Я выражаю самые глубокие соболезнования семье и близким покойного и скорблю вместе с российским и нашим братским абхазским народами.

Рауль Хаджимба

президент Абхазии

Анна Наринская 

литературный критик 

Да, он наследник Толстого. И не только в формальном понимании: «Сандро из Чегема» — это симбиоз эпоса и романа, так же как и «Война и мир», но и в существенном, в совершенно толстовском осознании того, что мы «просто присутствуем при игре постижимого и непостижимого».

Да, он переизобретатель гоголевского смеха в нашей литературе — в его прозе видимый смех и невидимые слезы перемешиваются и становятся очищающими и облегчающими.

Источник: https://meduza.io/feature/2016/07/31/mudryy-chelovek-s-otkrytoy-ulybkoy

Интервью Фазиля Искандера

В последнее время из-за состояния здоровья он избегает публичности, да и раньше не часто давал интервью, но уж если удавалось его разговорить, “включался” на полную мощность – отвечал четко, емко, почти афористично. На сложные вопросы Искандер, как истинный мудрец, порой дает ответы, неожиданные в своей простоте.

Лидия Графова: Фазиль Абдулович, когда вы еще были депутатом горбачевского съезда, мы делали с вами беседу о совете мудрецов. Вы тогда выдвигали весьма наивную идею о создании некого надправительственного совета из безукоризненно честных авторитетных людей, которые будут насаждать в обществе и во власти законы совести.

Фазиль Искандер: Я и сейчас думаю, что совесть – самое главное. Мы вслед за Марксом заблудились, считая, что экономика это базис, а все остальное – надстройка.

Тысячелетний опыт человечества, все религии мира утверждают, что как раз наоборот: именно совесть – базис, а экономика – одна из важнейших надстроек. Вот та же рыночная экономика, она может хорошо работать при более или менее здоровом состоянии базиса.

А экономика без базиса совести – это зверинец с открытыми клетками, что мы и видим сегодня у нас.

Нас ждут трагические неудачи, пока мы не осознаем, что фундаментом человеческой жизни и целого государства является совесть. Разбуженная совесть – самый грандиозный источник человеческой энергии.

Графова: Раньше говорили: по закону и по совести. Теперь про совесть уже как-то и не принято говорить.

Искандер: Если бы самые идеальные законы автоматически ограничивали аморальные поступки человека, от этого могла бы захиреть совесть, разгруженная законами. И не устремится ли тогда бессовестность человека в такие области, куда не может проникнуть никакой закон?

Мы знаем, что отдельные люди поддаются воспитанию, но человечество в целом не воспитуемо. Божественный парадокс существования состоит в том, что мы, зная, что человечество не воспитуемо, должны жить так, как будто оно воспитуемо. Иначе наступит хаос.

В Евангелии Христос проявляет несвойственное ему беспокойство, когда видит в людях недостаток веры. Он как бы заранее подозревает, что эта человеческая слабость может оказаться роковой.

Графова: Вы говорите об энергии разбуженной совести, но как и кто ее может разбудить?

Искандер: Воля к добру заставляет знакомые слова сверкать заново, а вот то, что мы часто слышим от высокопоставленных чиновников, звучит вяло и неаппетитно. Слушая такие речи, не только человек, даже котенок не спрыгнет с табуретки.

Гумилев писал, как “дурно пахнут мертвые слова”. А живые слова, способные разбудить чью-то спящую совесть, может и должна, конечно, сказать интеллигенция.

Настоящий интеллигент – это человек, для которого духовные ценности обладают материальной убедительностью, а материальные ценности достаточно призрачны.

Интеллигентного человека бывает легко обмануть и ограбить в жизни, но настолько же трудно его ограбить в духовном отношении.

Потеряв многое, почти все, культурный человек по сравнению с обычным оказывается крепче в сопротивлении жизненным обстоятельствам. Богатства свои он хранит не в кубышке, а в Банке Мирового Духа.

И, многое потеряв, он может сказать, да и говорит себе: я ведь еще могу слушать Бетховена, перечитать Пушкина и Толстого – значит, далеко не все потеряно.

Совет

Сохранить чистоту своей совести при советской власти было легче, чем сегодня. Тогда зло было с достаточно четко очерченными границами. Если ты вопреки своей совести переходил эти границы, то ты знал, что делал. Это было свободным проявлением твоей личной воли и потому не слишком страшно.

Сегодняшнее зло расплывчато и потому страшней. Что будет со страной, что будет с нами – никто не знает. При советской власти была уверенность, что хуже не будет. Сейчас такой уверенности нет. Советская власть, загнав нас в яму, тем самым оградила нас от пропасти.

Вербовка в органы большого количества людей развращала население и заставляла многих бояться друг друга. Это и нужно было тоталитарному государству. Один мой лихой знакомый рассказывал, что когда его начали вербовать, он согласился, но потребовал, чтобы ему ежемесячно платили довольно большие деньги. Его безболезненно прогнали. Может быть, решили, что он уже достаточно развращен.

Когда стена коммунизма обрушилась, коммунисты сначала растерялись, потом взяли себя в руки, надели на себя спецовки демократов и стали руководить очистительными работами: “Вот эти обломки в эту кучу.

А эти обломки мы будем продавать, и не ваше дело, кому и за сколько мы их продадим. Это наши обломки”. И люди стали покорно разносить обломки стены.

И никто не обратил внимания, что обломки, которые сваливались в кучу, все больше и больше напоминают новую стену. Стену несвободы.

Сегодня некоторые крупные чиновники, когда их видишь по телевизору, невольно выдают свою уголовную сущность. Походка, рукопожатие, поцелуи, улыбки. Они по ту сторону закона и каждым движением как бы выражают свою тайную иронию над побежденным законом, а дополнительно еще и радуются, что эта их ирония, насмешка над нами не ловится законом: вот видишь, а ничего ведь не докажешь.

Графова: Герои ваших книг такие естественные, свободные люди. Как бы вы определили, что такое свободный человек?

Искандер: Свободный человек – это человек, чуткий к свободе другого, и потому он свободно и непринужденно самоограничивается. Понять свободу, как вещь для собственного потребления – все равно, что сказать: “Я щедрый человек. Я хорошо угостил себя”.

Ну а мой Чегем – это тоска по цельной жизни и по цельным характерам. Обломки этой цельной патриархальной жизни я еще застал в своем чегемском детстве. Из них я строил свой литературный дом.

Обратите внимание

Юмор, ирония, сатира, лирика и сама правда, даже в ее высшем смысле, для меня имеют значение только тогда, когда поднимают и укрепляют дух человека. Похожая мысль есть у Мандельштама. Он говорит: если поэзия не лечит, значит, это не поэзия.

Читайте также:  Пирамида маслоу - уникальные факты

Ничто так не радует, как если ты вдруг узнаешь, что твою заветную мысль уже высказал другой. Значит, она объективна.

Графова: С каким желанием вы садитесь за письменный стол?

Искандер: Творческий аппетит приходит ко мне только тогда, когда я в том или ином сюжете нахожу угол сопротивления распаду. В остальных случаях писать мне лень. К лепету многих литературных новаций отношусь скептически. Думаю, что воля к добру и разуму должна господствовать над любым жизненным абсурдом. Нельзя забывать афоризм Шопенгауэра: кто ясно мыслит, тот ясно излагает.

Графова: Вы упомянули Шопенгауэра, а мне вспомнились ваши интересные рассуждения о Ницше.

Искандер: Вот представим, что знаменитое изречение Ницше: падающего толкни – стало бы государственным законом. Скольких не падающих толкали бы… “Он же не падал, почему ты его толкнул?” – “А мне показалось, что он падает”. Марксизм, в сущности, и есть ницшеанство, только без его поэзии. В роли сверхчеловека выступает диктатор.

Его главный лозунг: вокруг нас враждебное окружение, мы должны толкнуть их. И толкали как могли. В результате развалились сами, причем без всякого внешнего толчка. Это лишний раз напоминает нам о том, что каждый человек и каждое общество прежде всего должны быть озабочены собственной устойчивостью.

Сосредоточившись на мысли о чужой неустойчивости, и отдельный человек, и общество невольно забывают о собственной устойчивости.

Графова: Сегодня идет много споров о том, можно ли было сохранить Советский Союз…

Искандер: Распад Союза я считаю огромной трагедией – распалась по-живому реально существовавшая человеческая общность. Вот сын недавно меня спросил, испытывал ли я дискомфорт из-за того, что отношусь, как теперь считается, к “лицам кавказской национальности”. Да никогда раньше у нас таких глупостей не было!

Графова: Если у вас мать абхазка, отец перс, то вы – кто?

Искандер: Я – безусловно русский писатель, много воспевавший Абхазию. По-абхазски я, к сожалению, не написал ничего. Выбор русской культуры для меня был однозначен. Наша классическая литература признана всем миром как самая совестливая.

Мы редко задумываемся над тем, что это же настоящее чудо: за каких-то 70 лет – с 1820-го (начало зрелости Пушкина) до 1890-го (зрелость Чехова) – в России была создана по истине великая литература. Европейской культуре на подобный процесс понадобилось почти 500 лет.

“Война и мир” и “Братья Карамазовы” – это не только непревзойденные художественные образцы, в них – суть тысячелетней христианской цивилизации.

Графова: Так что же теперь случилось с советской дружбой народов?

Искандер: Неумение народа ладить с другим народом есть продолжение неумения ладить человека с человеком. Да что тут винить народ! Нет предела подлости той интеллигенции, которая не только не способствует смягчению нравов, развитию народной самоиронии, а нагло зарабатывает дешевую популярность, разжигая националистические страсти.

Определить национальный характер бывает не под силу даже величайшим умам. Но чем примитивней человек, тем он пристальней разбирается в “чистоте” крови. Хочется что ли скинуть на предков свои обиды и неудачи? А ведь в сущности национальных характеров нет, есть национально окрашенные добродетели и пороки. Иногда они так густо окрашены, что действительно кажутся национальными характерами.

Вообще-то национальный гений обладает парадоксальным свойством. Как французы повлияли на Пушкина – мы знаем. Как Шиллер повлиял на Достоевского – мы знаем. Как Достоевский повлиял на всю новейшую мировую литературу – мы знаем.

Но вот ведь что выясняется: предварительным условием углубленного национального самосознания является знание чужого, прививка чужого.

Важно

То, что либеральная политика (мысль о сближении народов) стремится доказать риторически, культура на практике уже давно доказала.

Графова: Вы говорите о взаимообогащении культур, но сегодня во многих европейских странах паника: политика мультикультурализма, считается, провалилась. Особенно накалились страсти в Германии.

Искандер: Думаю, в Германии эти страсти скоро остынут. Как раз Германия имеет очень сильную прививку против национализма. После поражения в войне Германии повезло с условиями для покаяния. Нация, считавшая себя непобедимой высшей расой, потерпела полный крах.

В условиях чудовищной наглядности этого краха – развалины тысяч городов, голод, миллионы убитых и искалеченных – происходило покаяние. Немцы опомнились: так это мы непобедимая высшая раса? Такой расы нет и не может быть.

Мы должны возвращаться, склонив повинно головы, в семью человечества. Происходило действительное всенародное покаяние. К тому же Германии повезло с Аденауэром и блестящими экономистами.

Впрочем, просто ли повезло? Скорее всего, чудо экономического возрождения ФРГ стало следствием покаяния. Та самая энергия разбуженной совести.

У нашей же страны не было таких наглядных признаков краха. Жить при советской власти было трудновато, но ведь и всегда было трудновато. Крах СССР был психологическим шоком для правящей номенклатуры. Власти, конечно, видели, что система исчерпала себя, не работает, но были бессильны что-то исправить.

А вот народу это приближение трагедии было почти незаметно. Психологический крах у народа наступил давно, простые люди привыкли к безнадежности, отчаялись. И народ подлечивался водкой. Знаете, вся Россия – это пьющий Гамлет.

И бессмысленно было упрекать советского человека: вот ты верил в коммунизм, а теперь, видишь, что получилось. Он же мог ответить: да я в коммунизм давно не верю, если и верил когда-то, то совсем чуть.

Так в чем же нам каяться? К общенародному покаянию приходят или при чудовищной наглядности наделанных бед, или при достаточно чуткой религиозной культуре. Чтобы каяться в безбожии, нужна ведь искра божья, а где ее взять?

Графова: А сегодня вместо покаяния больше половины населения нашей страны одобряют лозунг “Россия для русских”.

Искандер: По-моему, патриотизм – это театр, где вход без билетов. И у каждого зрителя есть шанс стать актером. Одни именно по этим причинам бегут туда, а другие именно по этим причинам смущаются и проходят мимо.

Совет

Современное человечество болеет многими болезнями, и одна из эпидемий – национальный вопрос. Вот смешной эпизод: мой немецкий переводчик, прочитав “Сандро из Чегема”, вдруг спросил: “Эндурцы – это евреи?” Я даже растерялся от недоумения, но потом оказалось, что этот вопрос возбуждает любопытство разных народов. А ведь эндурцев и кенгурцев я придумал еще в детском саду.

Мой любимый дядя хохотал над моими рисунками, где я изображал бесконечное сражение двух придуманных племен. Потом любимый дядя погиб в Магадане, а эти придуманные народы всплыли в романе как названия двух районов Абхазии. Впрочем, поиски и выявление среди людей “эндурцев” и есть первый признак самих эндурцев.

Позднейший лозунг: “Эндурское – значит отличное!” – ко мне никакого отношения не имеет.

Графова: Получается, “эндурцами” могут быть представители любой нации?

Искандер: “Эндурцы” – это и наш предрассудок (чужие), и образ дурной цивилизации, делающей нас чужими самим себе. Однажды мы можем проснуться, а кругом одни “эндурцы”. Правда, из этого не следует, что мы не должны просыпаться. А следует, что просыпаться надо вовремя.Отсюда:

http://www.rg.ru/2011/03/04/iskander.html?fb_action_ids=541422432574480&fb_action_types=og.recommends&fb_source=other_multiline&action_object_map=%5B10150109863034215%5D&action_type_map=%5B%22og.recommends%22%5D&action_ref_map=%5B%5D

Источник: https://ngasanova.livejournal.com/823785.html

Пять самых известных произведений Фазиля Искандера

Сегодня ночью в Москве скоропостижно скончался знаменитый советский и российский прозаик и поэт Фазиль Искандер. Он снискал народную любовь, за что и был награждён множеством почётных наград. Лайф вспоминает самые популярные произведения Искандера.

Роман “Сандро из Чегема”

Главное произведение в творчестве Искандера. Сам писатель отнёс роман-эпопею к жанру плутовского романа. Первое издание произведения подверглось цензуре и было напечатано со множеством поправок. Только в 1989 году советская власть эпохи гласности оценила по достоинству “Сандро из Чегема” и наградила Искандера Государственной премией СССР.

32 новеллы романа объединяет не сюжетная линия, а главный герой — Сандро. Место развития событий — Чегем — выбрано не случайно: в этом селе писатель провёл большую часть своего детства. Время действия романа-эпопеи Искандер простёр от дореволюционной России до эпохи Брежнева.

Писатель описывает неспешную сельскую жизнь, которая полна своих тревог: любви, ненависти и даже мести. Отсюда и жанровое своеобразие романа: драма, детектив, сказка. Пожилой Сандро, который прожил яркую и полную событий жизнь, делится с безликим автором своими воспоминаниями.

Не раз на него покушались, он был любовником сванской княгини, а прославился в своём краю как лучший тамада. Но произведение наполнено грустью — жизнь в Чегеме угасла и поселение ныне заброшено.

Повесть “Кролики и удавы”

Сам Искандер метко обозначил жанр произведения: сатирическая сказка. Действие разворачивается в далёкой стране Африке, где в большом государстве живут кролики и удавы.

За всей сказочной социальной организацией легко просматриваются герои и антигерои государства российского.

Обратите внимание

Вплоть до полного узнавания в отдельных Удавах и Великих Питонах, а также в Королях у кроликов конкретных исторических и не менее великих персон и персонажей.

Искандер, пользуясь сказочностью предлагаемой читателю ситуации, детально рассматривает философию диктатуры и власти вообще, психологию повиновения и непротивления насилию, ему удаётся, пусть и в ирреальной форме, показать читателю всю иллюзорность чиновничьей исключительности и раздербанить на клочки механизмы, по сути, государственно-властного управления. Поднимает писатель и другие вечные темы: предательство, трусость, измена своим идеалам ради права быть “допущенными”, судьба личности, восставшей против общества, психология власти.

Повесть “О, Марат!”, или “Маленький гигант большого секса” 

“О, Марат!” включена в центральное произведение Искандера — цикл новелл “Сандро из Чегема”, которые, хоть и не объединены общей сюжетной линией, рассказывают о жизни Сандро и его окружения. Главный герой повести “О, Марат!” — бывший курортный фотограф, который вспоминает свою бурную молодость.

Ни одна из приезжих красавиц не могла устоять перед ним. Из-за своего романтического характера Марат вляпывается в различные истории. Однажды он крутит роман с любовницей самого Берии, и эта победа обходится ловеласу дорого. Знаменитое пенсне Берии начинает преследовать героя наяву и во сне.

Марат теряет свою мужскую силу из-за постоянного стресса.

В 1992 году режиссёр Николай Досталь перенёс повесть на экран. Киноверсия называлась “Маленький гигант большого секса”. Ловеласа сыграл Геннадий Хазанов.

“Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным”

Ещё одна новелла из цикла “Сандро из Чегема”. Действие разворачивается летом 1935 года. Сандро Чегемский, как один из лучших танцоров Абхазии, был приглашён на ночной пир выступить перед самим Сталиным и его окружением.

Он неожиданно узнаёт в “вожде народов” бандита, встреченного им много лет назад. Этот бандит ограбил пароход и застрелил подельников. Сандро блеснул лихостью, подъехав с завязанными башлыком глазами прямо к ногам Сталина.

Вождь узнал его, хотя видел Сандро только раз в жизни, когда тот был ещё мальчишкой. После концерта начинаются репрессии, и друзья-артисты Сандро один за другим пропадают. В 1989 году новелла была экранизирована режиссером Юрием Карой.

Лента была стилизована под эстетику 1930-х годов. Иосифа Сталина сыграл Алексей Петренко, Сандро — Александр Феклистов, а Лаврентия Берию — Валентин Гафт.

“Тринадцатый подвиг Геракла”

Рассказ 1964 года тяготеет к излюбленному Искандером жанру притчи. Главный герой, уже будучи взрослым человеком, мысленно возвращается в своё прошлое, вспоминая урок, который преподал ему учитель математики Харлампий Диогенович.

Символично, что учитель — грек, это навело некогда нерадивого ученика на мысль сравнить его с Пифагором. И действительно: педагог проявляет себя не только как профессионал, но и как мудрый человек.

Важно

Не сделавший урок пятиклассник не хочет становиться объектом шуток остроумного Харлампия Диогеновича и решает саботировать занятие, поставив свой класс первым в очередь на обязательную вакцинацию от тифа. Педагог раскусил замысел хитрого школьника.

Обстоятельства складываются в пользу учителя, и ученику приходится выйти к доске, где он с треском проваливается. И Харлампий Диогенович рассказывает о 12 подвигах греческого полубога и заключает, что сейчас был совершён 13-й, но не из смелости, а по причине жалкой трусости.

 

Источник: https://life.ru/884740

Ссылка на основную публикацию