Древняя медицина: как лечили в древности

Как лечили в старину

Несмотря на то, что сейчас мы достаточно часто жалуемся на нашу медицину и непрофессионализм врачей, нужно понимать, что современные способы лечения все же достаточно эффективны, в особенности, если сравнивать их с тем, как лечили своих пациентов врачи прошлого.

Хорошо известно, что продолжительность и качество жизни раньше были значительно ниже, чем в наши дни. Так, еще в средние века человек, доживший до 40 лет, считался практически стариком. Значит, что-то было не так. И не надо говорить, что наши предки умели жить в единстве с природой и знали некие уникальные, забытые способы лечения болезней.

Внимательный взгляд на врачебные практики прошлого раскрывает нам ужасную, но одновременно забавную картину того, как развивалась медицина, как накапливались знания и как мы пришли к современным методам лечения тех или иных болезней.

Ужасы древней стоматологии

Проблемы с зубами преследовали, преследуют, и видимо будут преследовать человечество. А если есть проблема, значит должны быть способы или хотя бы попытки ее решения. Итак, как же лечили зубы раньше?

Если обратиться к глубокой древности, оказывается, что во времена Древнего Египта и Финикии стоматология была развита совсем не плохо. «Стоматологи» этих ушедших в небытие стран умели сверлить и протезировать зубы.

Об этом говорят данные археологических исследований. Обнаружены вставные «мосты» из золотой проволоки и пластин, которыми древние лекари крепили удаленные зубы пациентов к здоровым зубам.

Найдены даже сверла, которыми древние египтяне сверлили зубы.

Обратите внимание

Красивая башня построенная отдельно от замка в Квиздыне, это и есть данскер — «прогрессивный» средневековый туалет.

С такими прическами и одеждой, куртуазным дамам и господам было не до личной гигиены.

Типичный чемоданчик средневекового лекаря-цирюльника. Из инструментов только набор для кровопускания — панацеи от всех болезней

Атлас точек для кровопускания из средневекового манускрипта для медиков. Познания автора в анатомии, оставляют желать лучшего.

Римские бани, надолго забытый Европой способ содержать в чистоте свое тело и поддерживать личную гигиену.

А это типичный средневековый туалет в рыцарском замке. Продукты жизнедеятельности прекрасных дам и благородных рыцарей стекали прямо по стене сказочного замка.

Конечно, говорить о том, что подобные процедуры были доступны всем нельзя. Такие методы лечения зубов чаше применялись богатыми вельможами и знатью. Простые же люди либо ждали, когда зубы выпадут сами, либо рвали их, теми способами какие только им были доступны.

И способы эти порой были не самыми приятными. К примеру, привязать больной зуб к коню и пустить его в галоп. Еще одним способом было привязать зуб к камню и бросить его со скалы.

Важно

Как видите везунчикам можно считать того, кто мог оплатить «профессионально зубодёра» имеющего хоть какой-то инструмент и опыт. А рвать было что, поверьте.

Из-за особенностей питания жителей Древнего Египта проблемы с зубами были настоящим бедствием простого народа и рабов. Грубый помол муки в хлебе и частицы песка в еде, приводили к тому, что зубы стачивались очень быстро. Анализ показывает, что у достаточно пожилых людей из низов общества, зубы зачастую оказывались сточенными до самых десен.

Как не странно, но с течением времени ситуация только ухудшилась. Врачи средневековья, утеряв даже те минимальные знания в области стоматологии которыми обладали их предки, придумали совсем уж экзотические методы лечения.

Так в средние века повсеместно бытовало мнение, что кариес вызывают «зубные черви». Несуществующих паразитов выводили жестоко и радикально. К примеру, заливая в дырки в зубах яд или засовывая раскаленное и даже расплавленное железо.

Мучения больных при подобных операциях можно себе только представить, а об эффективности таких процедур можно даже не говорить.

Однако существовал и достаточно безобидный метод лечения зубов. Нужно было всего лишь просидеть всю ночь, в полнолуние, открыв рот в сторону луны. Считалось, что свет луны способен исцелять зубы. Нужно ли говорить, что случаи излечения зубов таким способом до нас не дошли?

Постепенно и средневековые врачи осваивали забытое искусство протезирования зубов. Ими даже был освоен «творческий» подход к делу.

В отличие от древних врачей, средневековые лекари крепили к здоровым зубам не только выпавшие или удаленные зубы пациента, но и их имитации из металлов, жемчуга, камня и даже зубов животных, для тех, кто не особо брезглив. Однако, как и раньше, зубы чаще просто «драли» нежели лечили.

Совет

Интересный факт, зубы в средневековой Европе лечили вовсе и не лекари, этим занимались брадобреи — мастера на все руки. Они же и кровь людям пускали, а кровопускание считалось самым эффективным средством от всех болезней.

Отдельно внимания заслуживают люди, лишившиеся своих зубов полностью, как жили они? Ну, те, что победнее так и жили без зубов. Весело, но не долго. А вот богатые заказывали себе вставные челюсти из различных материалов.

На изготовление шли золото, стремительно желтеющая слоновая кость, кости и зубы животных. А особым «шиком» была натуральная человеческая челюсть.

Как бы омерзительно это не звучало, но был налажен даже теневой бизнес по покупке «запчастей» у палачей, могильщиков или просто грабителей могил.

https://www.youtube.com/watch?v=vTTkPaEyRJw

Так продолжалось вплоть до середины 19 века, когда стоматология наконец-то начала входить в более менее научное русло. Люди стали понимать, что за своими зубами нужно ухаживать и стали их чистить. Тогда же стала применяться и изобретенная Джеймсом Беалл Моррисоном бормашина.

Древняя гинекология

С гинекологией дела обстояли немного лучше, чем со стоматологией. Дело видимо в важности здоровья женщины для общества и продолжения рода. Да и занимались вопросами женского здоровья и рождения ребенка вовсе не парикмахеры.

Именно в этом вопросе существовала строгая специализация. Следить за женским здоровьем были признаны особые знахарки — бабки повитухи.

Хотя в некоторых местностях принимать роды и обследовать женщин могли и специально обученные мужчины лекари, это все же было исключением.

Интересно, что для определения женских проблем с незапамятных времен использовалась пальпация, метод, применяемый и сегодня для обнаружения опухолей и других патологий. А при раскопках уничтоженного Везувием города Помпеи, было даже обнаружено древнее гинекологическое зеркало, применявшееся безымянным лекарем для осмотра пациенток.

А вот с лечением пациенток дело обстояло вовсе не так радужно как с диагностикой. Элементарное отсутствие знаний и невежество в вопросах гигиены, не позволяло применять иных методов лечения кроме молитв, окуривания благовониями и в лучшем случае употребления лекарственных трав.

При родах, чаще надеялись на магию, поверья и приметы, чем на реальную медицинскую помощь.

И лишь к 19 веку гинекология начала приобретать черты реальной медицинской науки, что постепенно позволило снизить смертность рожениц и детей во время родов.

Древняя гигиена

Ситуация с гигиеной в старые времена весьма не однозначна. Многое зависит от страны и времени.

К примеру, древние египтяне не слишком сильно заботились о гигиене, однако и совсем уж безграмотными в этой области их не назовешь. Цивилизации же античного мира, такие как древняя Греция и Римская империя, были подкованы в вопросах гигиены гораздо лучше. Связано это, по-видимому, с культом тела, исповедуемым в данных регионах.

Греки и римляне регулярно мылись, и по возможности следили за своей чистотой. Хотя конечно, о бытовой гигиене на достаточном уровне говорить все же сложно. Однако в сравнении с наступившими потом мрачными средними веками, эпоху античности можно считать просто образцом для подражания в вопросах гигиены.

Обратите внимание

Интересно, что древние римляне не использовали в своих банях — термах мыло. Грязь удалялась при помощи натирания тела маслами и последующего соскребания их специальными скребками.

Когда же Европа и весь известный тогда мир, погрузились в средние века, гигиена как таковая была практически забыта. Забота о теле и даже наблюдение собственных обнаженных дряблых и рахитичных телес, стали считаться грехом.

Заботиться настоящему христианину надлежало лишь о своей душе. Вот и не мылись годами прекрасные дамы и благородные рыцари.

А уж какой запах стоял в замке, когда вернувшийся из командировки (очередного крестового похода) рыцарь снимал свои сверкающие доспехи и являл миру годами не мытое мужественное тело, даже не хочется представлять.

Если же его прекрасная дама, не отличалась праведностью и потому ждала его в знаменитом «поясе верности», в семейном гнездышке, наверное, дохли даже мухи, блохи и клопы, верные спутники наших романтических героев.

А как вы думаете, куда девались нечистоты в средневековых замках? Нет, канализации там не было.

Всё куда прозаичнее: туалеты просто весели на стене замка, своеобразными «вороньими гнездами», а все продукты жизнедеятельности обитателей замка просто стекали на землю… прямо по стене.

Лишь некоторые прибалтийские замки были оборудованы вынесенной за территорию замка отдельной башней-данскером, особым средневековым туалетом.

Важно

В городах же все было еще хуже. Типичный городской туалет на узкой и предельно загаженной улице средневекового города, это пара досок между домами на высоте второго этажа, иногда огороженных стенами, для особо стеснительных граждан.

Так что все, что кушал ваш сосед вчера, вполне могло попасть вам прямо на голову, если вы решили немного прогуляться. Ну, а те, кто пользовался ночными горшками, тоже не слишком заботились о том, как их потом опустошить. Содержимое просто выплескивалось в окно.

Конечно самые «интеллигентные» из горожан сначала предупреждали прохожих о своем предприятии.

Поэтому нечему удивляться, что именно Европа послужила прекрасным резервуаром для черной смерти, неоднократно вспыхивавшей эпидемии чумы. Да, пришла чума из Азии, вместе с крысами и их спутниками — блохами. Однако именно в Европе это зерно зла упало на ту благодатную невежественную почву, которую оно искало.

Но перейдем из средних веков в эпоху просвещения и к куртуазным временам 17 — 18 веков, наверное, тут стало лучше пахнуть? Как ни странно совсем нет. И дело тут вовсе не в религиозных нормах, к тому времени они стали формальными. Дело в моде.

Дамы и их кавалеры стали носить настолько сложные платья и прически, что о том, чтобы снимать их каждый день, можно было просто забыть. В результате в огромных париках придворных красавиц заводились блохи, клопы и даже мыши. Ну, а боролись с ними, так как могли. Дамы носили специальные, богато украшенные ловушки для блох.

А для борьбы с мышами, свившими гнездо в гигантской прическе, отлично подходили тонкие спицы, которыми так легко можно проколоть несчастное животное.

А если уж о том, чтобы снять платье и разобрать прическу можно забыть, то забыть можно и о регулярном мытье. Да и лицо, тщательно намазанное белилами, замечу, «очень полезными» -свинцовыми умывать тоже не хочется.

И самое забавное то, что, по сути, мы можем быть обязаны Наполеону тем, что к началу 19 века модникам и модницам удалось избавиться от негигиеничных нарядов и париков.

Успехи полководца в построении своей новой империи, привели к зарождению целого стиля — ампир (империя) и эталоном этого стиля стала империя римская. Появились легкие платья в римском стиле, похожие на туники, простые прически подобные прическам римских женщин.

Совет

В результате люди желавшие оставаться на пике моды, наконец то смогли вздохнуть свободнее и пойти помыться.

Кстати весь этот гигиенический кошмар в большей степени характерен именно для Европы, в странах востока все обстояло куда как лучше. А на Руси таких проблем не знали вовсе. Просторы России позволяли не скучиваться в городах до последней крайности.

В отличие от европейских городов, русские города имели широкие улицы. А самое ценное, что было у наших предков, это конечно же баня.

Великое изобретение нашего народа, позволявшее витязям средневековой Руси, смотреть на своих западных коллег, как на немытых варваров.

Заключение

В наши дни, широко распространилось мнение, что именно сейчас в медицинских знаниях наступил некий регресс. Проскальзывают утверждения о том, что раньше-то все было хорошо, чуть ли не золотой век медицины. Мол, наши предки мало болели, и знали многие секреты лечения, которые мы по головотяпству своему утратили. А врачи сейчас способны только химией лечить да отрезать, все из ненужного.

Однако, как видим, медицина, как и любая другая научная дисциплина, развивалась последовательно, от полного примитива к получению истинных знаний. И предел ее развития еще очень далек от нас с вами.

Но однозначно можно утверждать, что как бы мы не ругали современную медицину, она шагнула далеко вперед в сравнении с древними, немного смешными, но чаще ужасными методами лечения и представлениями о человеке.

Источник: https://narmed.ru/articles/zdorove/kak_lechili_v_starinu

Искусство врачевания: как лечили древние

По-настоящему лечить свои болезни человечество научилось не так давно. Во всяком случае, не раньше, чем началось интенсивное развитие науки и технологий. Так принято считать. А между тем профессиональное врачевание существует с незапамятных времен. Своим становлением современная медицина во многом обязана врачебному искусству Шумера и Древней Греции.

Шумерские прописи

Пустыня. Под палящими лучами солнца неторопливо движется караван. Разомлевшие от жары верблюды тяжело ступают по раскаленному песку. На их спинах устало покачиваются погонщики. Две недели пути вконец измучили восседающего на первом верблюде бритоголового человека в длинных одеяниях.

На боку у него большая сумка с лекарствами и инструментами. Это врач… Возможно, именно так выглядела скорая помощь древней Месопотамии, «спешащая» к больному.

Впрочем, это было так давно, что уже греческий историк Геродот, живший в V веке до н.э., отзывался о врачебном наследии Междуречья как об очень примитивной форме медицины.

Хотя в древнем мире шумерские и ассиро-вавилонские медики пользовались большой известностью. Иногда они даже совершали путешествия за границу, чтобы оказать помощь высокопоставленным особам. Например, к серьезно захворавшему египетскому фараону Аменхотепу III (XV век до н.э.) был направлен ассирийский медик. А в 1300 г. до н.э.

Читайте также:  Ирина винер: первая леди художественной гимнастики

один из вавилонских врачей ездил в Малую Азию для лечения царя хеттов.

Медицинские знания в древней Месопотамии передавались устно. И лишь приблизительно в середине бронзового века (III–II тысячелетие до н.э.) их стали записывать на табличках знаменитой клинописью. Таблички делались из глины — единственного в этой части света материала, который всегда был под рукой.

Самый древний из дошедших до нас медицинских текстов на таком носителе информации был обнаружен американской археологической экспедицией в 1889 году, при раскопках шумерского города Ниппура (в 160 км от современного Багдада). Найденная здесь табличка, датированная концом III тысячелетия до н.э.

, является древнейшей в истории человечества «фармакопеей».

В 145 строках уместились прописи 15 рецептов на шумерском языке. Судя по тексту, врачеватели Месопотамии были большими знатоками флоры и фауны. В лечебных целях они использовали разнообразные травы, коренья, семена (их специалисты насчитали около 50 видов), овощи, листья и плоды деревьев.

А среди продуктов животного происхождения, упомянутых в рецептах, попадаются и вовсе экзотические, например, кровь мангуста, панцирь черепахи, кожа козла, экскременты овец. Не обходили вниманием древние лекари и минеральные вещества (нефть, природную смолу, поваренную соль).

Лаконичный текст таблички говорит о тщательности, с которой врач подходил к лечению болезней.

Месопотамский рецепт № 12

«Просеять и хорошо перемешать растолченный панцирь черепахи, побеги растения нога (из которого добывают соду — Прим. авт.), соль и горчицу. Омыть больное место крепким пивом (его тогда использовали исключительно как лечебное средство — Прим. авт.) и горячей водой.

Натереть больное место приготовленным составом, после чего растереть растительным маслом и обложить растертыми в порошок иглами пихты».

К сожалению, табличка не содержит указаний, при каких недугах следует применять данный рецепт (нужно думать, это было известно любому мало-мальски сведущему врачевателю).

Впрочем, современным медикам, пожелай они воспользоваться шумерскими рецептами, трудно было бы достать, к примеру, кровь мангуста. С другими компонентами, скажем, экскрементами мелкого рогатого скота, равно как и крупного, дело обстоит попроще.

Понятно, что при отсутствии электронных микроскопов и компьютеров, свойства лечебных снадобий приходилось исследовать эмпирически, то есть путем проб и ошибок, а также используя опыт, накопленный предыдущими поколениями.

Жизненной сущностью людей тогда считали, прежде всего, кровь, которую делили на «кровь дня» (имея в виду артериальную) и «кровь ночи» (венозную). Большое значение также придавали сердцу, печени, почкам, кишечнику, желудку.

Обратите внимание

В то же время явно игнорировались такие органы, как, например, мочевой пузырь и селезенка, а нервы вообще не отличали от сухожилий. Каждому органу приписывалось определенное свойство, причем некоторые наделялись способностью управлять душевными волнениями и умственной деятельностью.

К примеру, считалось, что уши и глаза управляют вниманием, сердце руководит разумом, печень — настроением, желудок отвечает за хитрость, нос — за высокомерие.

Некоторые ученые предполагают, что в те времена уже существовали очки, то есть были известны свойства шлифованных линз.

Видимо, древние врачи изготавливали их для богатых и знатных пациентов, страдавших близорукостью или дальнозоркостью.

Свидетельством тому может служить выпуклая линза, найденная в руинах дворца на месте ассирийского города Калху. Этот предмет, изготовленный из горного хрусталя, оказался отличным увеличительным стеклом.

Суровый закон, но закон

Представления врачевателей о причинах болезней подразделялись на несколько категорий. Чаще всего недуги связывались с нарушением принятых в обществе правил поведения — обрядовых, моральных и прочих предписаний. Вот, например, как могло звучать заключение древнего врача: «Он приблизился к замужней женщине. В течение трех дней он выздоровеет и будет жить».

Кроме того, учитывалось влияние различных соприкосновений с окружающей средой: употребление нездоровой пищи, купание в грязной воде. Свою лепту вносили религиозные верования («рука бога», «козни злого духа» и т.п.).

Кстати, ни в одном медицинском тексте древней Месопотамии нет упоминаний об операциях, таких как удаление зубов, прижизненное кесарево сечение, трепанация черепа. Это, конечно, не означает, что операций в те времена не делали. Они упоминались в других документах — сборниках законов, которые дошли до нас высеченными на базальтовом столбе два с половиной метра высотой.

Некоторые из положений непосредственно касаются деятельности врачей. Примером древнего кодекса могут служить законы Хаммурапи, шестого вавилонского царя, правившего в XVIII веке до н.э.

Бытовавший в Междуречье талион (принцип соответствия между причиненным ущербом и полагающимся за это наказанием: око за око, зуб за зуб) превращал врачевание в довольно опасное занятие.

В случае неблагоприятного исхода лечения, врача могли подвергнуть довольно суровому наказанию.

«Если врач сделает человеку глубокий надрез бронзовым ножом и тем самым причинит ему смерть или, снимая бронзовым ножом бельмо, повредит человеку глаз, то ему следует отсечь руки» — гласит один из законов Хаммурапи. Вот так, коротко и ясно.

Суровые законы Междуречья, видимо, не только поднимали на должный уровень ответственность врачей за здоровье и жизнь пациента, но и регулировали их численность. Так или иначе, но врачей там было значительно меньше, чем магов-заклинателей, которые тоже считали себя причастными к медицине. В библиотеке Ашшурбанипала, ассирийского царя VII века до н.э.

(а сей правитель создал в столице своего государства Ниневии огромное хранилище клинописных текстов), было обнаружено собрание заклинаний на 40 глиняных табличках под общим названием «Когда заклинатель идет в дом больного».

Судя по этим текстам, искусство заклинателя сродни современной психотерапии, но отличается от нее активным использованием различных лекарств.

Иногда в процессе обряда заклинатель лепил из глины, смолы, воска, теста или изготавливал из дерева фигурки злых духов и сжигал их, чтобы изгнать болезнь.

Важно

Магических текстов у заклинателей было так много, что для удобства поиска их группировали в разделы («Освобождение от чар», «Избавление от злых духов») и даже создавали специальные каталоги.

Обычно заклинатель еще до начала лечения делал прогноз, определяя болезнь и ее причины, и если больной был безнадежным, «лекарь» удалялся, не начиная врачевания. В большинстве случаев прогноз был неблагоприятный: «он умрет», «он не выздоровеет» и т.п.

Светская медицина Эллады

В отличие от шумерской, вавилонской и ассирийской, медицина Древней Греции, свободная от магических приемов и заклинаний, изначально носила светский характер. Однако в каждой местности существовали культовые предметы и места (деревья, водные источники, пещеры и, разумеется, храмы), к которым стекались больные греки, чающие исцеления.

Свое начало греческая медицина берет еще в крито-микенской эпохе, но первые достоверные сведения о ней датированы XII веком до н.э. (период Троянской войны). В поэмах Гомера описано 141 повреждение человеческого тела (ранения, ушибы, нагноения, последствия укусов ядовитых змей и др.).

Фактически первые греческие лекари, оставившие след в истории, — это хирурги, которые извлекали из тел воинов вражеские стрелы, останавливали кровотечения, зашивали и перевязывали раны, применяя при этом болеутоляющие средства.

В Древней Греции, так же как и в Шумере, было запрещено вскрывать умерших, и тем не менее многие медицинские термины из «Илиады» и «Одиссеи» вошли в анатомический словарь и до сих пор используются медиками.

В период наивысшего расцвета, то есть в V веке до н.э., в Древней Греции существовало несколько категорий врачей, в том числе военные хирурги, придворные врачеватели и так называемые периодевты.

Последние не привязывали свою врачебную практику к определенному месту, а переезжали из полиса в полис, действуя на свой страх и риск.

Иногда они по нескольку лет работали в одном полисе в должности общественного врача, который обычно избирался народным собранием после предварительного экзамена.

Нанятым на службу общественным врачам город предоставлял для работы специальные помещения. Здесь больным оказывалась главным образом хирургическая помощь, те же заболевания, которые не требовали хирургического вмешательства, чаще лечились на дому.

Кабинет представлял собой большое светлое помещение, снабженное медными ваннами и разнообразным врачебным инвентарем. Нужно сказать, что уже тогда врачи использовали довольно большой набор медицинских инструментов и приспособлений.

Среди них — банки для мазей, скальпели, разнообразные подставки, кисти, ушные ложечки и зонды, ножницы, зубные щетки, губки, бинты, клистиры.

Главное — верить

Один из самых, пожалуй, интересных способов лечения в асклепейонах основывался на так называемой инкубации. Практиковался он в специальных помещениях — абатонах. Так назывались длинные крытые галереи, тянувшиеся вдоль стен храма. Сюда никто не мог попасть без специального разрешения.

Больной вводился в состояние «искусственного сна» (видимо, гипноза или транса) с помощью наркотика или гипнотического воздействия. Затем разворачивалось настоящее театральное действо: в «операционной» появлялся сам бог Асклепий — его представлял загримированный врач, который собственноручно и производил операцию.

Правда, в просвещенных кругах Древней Греции отношение к ритуалу было весьма скептическое. В храмах «консультировали», а то и оперировали светские доктора, к услугам которых прибегали в особо сложных случаях.

Хотя древнегреческие врачи отдавали предпочтение рациональным методам лечения, греки, по сути, не видели особой разницы между светской медициной и врачеванием в храмах. Они верили в своих богов и их исцеляющую силу.

И то, что, например, во время торжеств в честь бога виноделия Дионисия афинские граждане с удовольствием выставляли на осмеяние самого главного бога Зевса, ровным счетом ничего не значило. Смеяться можно было сколько угодно, не верить — нельзя. Неверие считалось нечестивостью, за которую наказывал строгий суд ареопаг.

Совет

Подобные взгляды, безусловно, влияли на этические воззрения светских медиков. Например, согласно неписаным правилам, врач не должен был начинать прием больного с обсуждения размера своего вознаграждения. Иногда даже подобало лечить даром, ибо добрая память важнее материальных ценностей.

Источник: http://www.likar.info/narodnaya/article-42952-iskusstvo-vrachevaniya-kak-lechili-drevnie/

Древняя медицина удивляет ученых

Древняя медицина не была настолько примитивной, как сегодня принято считать. Врачи в разных архаичных культурах владели не только рецептурой лекарственных смесей, но даже хирургией. Археологические исследования последнего времени проливают свет на медицину древнего мира с неожиданной стороны.

Одна из таких находок была сделана недалеко от Парижа археологами из Национального института превентивных археологических исследований.

Окаменелые останки мужчины эпохи неолита, найденные недавно, помогли ученым сделать вывод о том, что 7 тысяч лет назад люди умели ампутировать конечности.

Это свидетельствует о том, что некоторые несложные медицинские знания были известны людям уже в 4900 году до нашей эры.

У древнего мужчины было ампутировано предплечье, причем для ампутации использовался острый кремень. Кость была отсечена очень ровно и аккуратно, чуть выше головки суставного конца.

Ученые даже смогли определить, что перед операцией пациенту была сделана анестезия с помощью некоторого средства, предположительно, с помощью галлюциногенного дурмана.

А после операции рана была обработана каким-то отваром трав для дезинфекции.

Как показали исследования, эти останки принадлежат эпохе линейно-ленточной керамики, когда у древних охотников-собирателей появилось земледелие, скотоводство и гончарное ремесло.

Обратите внимание

Ученые предполагают, что умерший человек имел в обществе высокий статус, так как его могила имеет длину 2 метра, и в ней были найдены топор из сланца, кремниевая кирка и останки животного.

Все эти предметы являются свидетельством высокого общественного положения в те времена.

Исследователи также считают, что операция завершилась успешно, и рана зажила. После этого мужчина прожил еще какое-то время, не потеряв свое положение в обществе.

 Предполагается, что он был воином и получил ранение во время боевого столкновения или после нападения животного.

О том, что в Древнем Египте знали о свойствах травяных настоев, известно из найденных трактатов, посвященных медицине. В папирусах эпохи Среднего царства, датированных 1850 годом до н. э., рекомендовалось пить винные настойки при различных заболеваниях – герпесе, заболеваниях пищеварительной система и головных болях.

Найденные сосуды старее этих папирусов на полторы тысячи лет, и это является доказательством того, что египтяне знали о целебных бальзамах еще в додинастический период. Патрик Макговерн подчеркивает, что алкогольные напитки в древности, до появления синтетических лекарств, были универсальной основой для лекарственных настоев.

Читайте также:  Василий шукшин - уникальные факты

Следующее открытие о древней медицине уже относится к Древнему Египту, к 3150 году до нашей эры. Основанием для него послужило исследования сосудов для вина, найденных в Абидосе при раскопках захоронения правителя Хора Скорпиона I.

С помощью современных методов спектрометрии и хроматографии историк Патрик Макговерн из Университета Пенсильвании исследовал органические остатки на стенках сосудов и обнаружил нечто интересное. Оказывается, в сосудах было не просто вино, а травяные бальзамы и настойки на основе вина для лечения различных заболеваний.

В частности, были найдены остатки шалфея, розмарина, смолы фисташкового дерева, кориандра, мяты, мелиссы.

Важно

Древние греки не только лечились травами на своей территории, но и продавали свои лекарства другим государствам. Это выяснилось благодаря исследованию древнего судна, затонувшего в море недалеко от Греции. На борту были найдены в больших количествах архаичные лекарства из трав, похожие на наши современные таблетки.

 Их состав показался ученым достаточно сложным и интересным – таблетки сдержали в себе натуральные травяные смеси. По мнению ботаников, эти лекарства лечили не хуже современных, и, возможно, до сих пор не утратили своих свойств. В будущем ученые надеются доказать, что древнегреческие таблетки даже эффективнее современных лекарств.

Но, пожалуй, самая интересная находка из области древней медицины была сделана в Англии. Там в могиле друида, древнего врачевателя, обнаружили целый хирургический набор из инструментов, которыми хирурги пользуются по сей день. В частности, в захоронении присутствовали скальпель, игла, пинцет, клещи и другие предметы. Находка датируется 55 годом до нашей эры.

Как известно, сегодня обширные знания древних знахарей перекочевали в статус нетрадиционной медицины. Травы, настои, бальзамы, эфирные масла – мало кто из современных врачей разбирается в свойствах этих природных средств.

Тем не менее, от этого они не утратили своих лекарственных свойств, которые были хорошо известны в древности. Возможно, наши представления о древней медицине вовсе не соответствуют реальности, и эти древние знания в чем-то превосходили нашу современную систему лечения, которая ведет ко многим побочным эффектам.

В древности врачи были не просто знахарями и травниками, они были священнослужителями, волхвами и жрецами. Их функции переплетались с функциями религиозных служителей, а обращение к высшим силам было частью ритуала лечения. Целители владели многими тайными знаниями, забытыми в настоящее время. 

Подробнее о знаниях, которыми обладали древние, и которые были впервые опубликованы в уникальных книгах Анастасии Новых, вы можете прочитать из этих самых книг, доступных для совершенно бесплатного скачивания с нашего сайта. Ниже одна из цитат на эту тему из книг.

(кликните на цитату, чтобы бесплатно скачать книгу целиком):

— А что касательно людей науки в те времена — да, талантливые женщины тоже добивались значительных успехов на этом поприще. Взять ту же медицину.

Даже сегодня ты можешь найти упоминание о том, что «первую в истории врача-женщину, практиковавшую в Мемфисе в III тысячелетии до новой эры, звали Песечет».

Совет

Хотя на самом деле это была далеко не первая женщина-врач, просто археологи нашли единственное более раннее документальное упоминание об этом, поэтому и назвали эту женщину первой… Медицина же в то время считалась священной наукой и её изучали при храмах.

Считалось, что выздоровление человека зависело не только от врачебных практических знаний, но и от божественной воли, поэтому помимо медицинских знаний медики изучали священные тексты. Жрец-врач не имел право начать лечение больного, не прочитав молитву.

—  Анастасия НОВЫХ “Сэнсэй IV” Ссылка на книгу

Источник: http://sokrovennik.com/drevnyaya-medicina-udivlyaet-uchenyx

Медицина древности

Древняя медицина всегда манила учёных своими тайнами.

Многие научные умы годами изучали египетские папирусы и древние манускрипты, считая, что в них могут содержаться тайные зелья и лекарства, которые могли бы помочь человечеству излечить большую часть современных заболеваний.

Как ни странно, большинство современных болезней были известны людям многие тысячелетия тому назад. И даже тогда, они находили лекарственные средства для их излечения.

Стоит отметить, что в древней медицине практиковалось лечение основной части заболеваний с использованием натуральных ингредиентов. Сегодня же подобные методы лечения называют нетрадиционной медициной и считают их нецелесообразными и малоэффективными. Но как же тогда наши предки, используя только эти методы лечения, смогли достичь колоссальных результатов в медицине и хирургии?

Проводя раскопки в Египте, учёные не раз обнаруживали занимательные находки, которые повергали в шок всю медицинскую науку современного мира. К примеру, учёными были обнаружены останки мужчины со следами явной хирургической ампутации верхней конечности.

Изучив найденный артефакт учёные ужаснулись.

Данная находка говорила современности о том, что уже три тысячи лет назад человечество проводило операции по ампутации конечностей с использованием примитивных медицинских инструментов, которые ничем не уступали современным аналогам.

Анестезия также использовалась в древнем мире. Изучая папирусы и рукописи, искатели ответов, находили их.

Как показывают научные исследования – наши предки владели технологиями и знаниями по изготовлению высококачественных обезболивающих препаратов из растительных компонентов.

Они использовали яды змей и ядовитые растения для ввода человека в транс и литургический сон, которые заменяли анестезию.

Обратите внимание

Врачи древности перед тем как начать лечение предупреждали заранее пациента о возможных последствиях и целесообразности проведения медицинских манипуляций. Если сегодня медики от бизнеса берутся даже за смертельно больных пациентов, то врачи древности сразу говорили больному, смогут ли они ему помочь, или уже нет.

Кроме всего прочего, начиная лечение, лекари читали специальные молитвы. Расшифровав манускрипты, учёные были шокированы, так как в них описывались целые магические ритуалы, которыми начиналось всякое лечение. Оказывается, лечение древности было направлено не только на оздоровление физического тела, но и на духовное восстановление человека.

Развитую сегодня теорию о том, что мысль материальна и причиной всех болезней являются психологические блоки и неверные установки – врачи знали довольно давно. Взывая к силам природы, и к внутренней энергии человека, лекари просили разрешения на проведение оздоровительной процедуры. Если высшие силы одобряли выбранный метод лечения – его проводили. Если нет – искали другой.

Сегодня медицина лечит всех стандартными методами, которые заключаются в излечении болезни только на физическом уровне и никакого внимания психологической поддержке болеющему они не уделяют.

Внедряемая повсеместно практика семейной медицины может кардинально изменить ситуацию, так как врач станет ещё и другом семьи. Пока говорить с полной уверенностью об этом – рано.

Рано, также и обосновывать перед научным миром целесообразность применения исключительно лекарств растительного происхождения.

Сегодня во всём мире практикуется нетрадиционная медицина, к которой стали причислять все методы медицины, которые не соответствуют общепринятым стандартам лечения традиционного.

К примеру, на востоке иглоукалывание применяется тысячелетиями, сегодня в западной медицине этот метод либо запрещён, либо не считается медицинским.

Важно

Но как же тогда объяснить многовековые наработки в этой отрасли, которые построены на положительных результатах от применения лечения иглоукалыванием?

Сегодня учёные, используя новейшие технологии не могут достичь такого эффекта в оздоровлении организма человека, какого достигали наши предки, используя мази и растирки из натурального сырья.

Изучая образ жизни древних египтян, сегодня учёные шокированы тем фактом, что несмотря на неразвитость классических методов стоматологических услуг, наши предки использовали растительное сырьё для приготовления настоек, снимающих зубную боль, пасты на основе трав для снятия чувствительности дёсен и укрепления эмали. Восстановив древние рецепты в стоматологии, учёные получили колоссальные результаты.

Но как древние люди смогли развить медицину до такого уровня? Ведь это на самом деле довольно сложно, изучить строение всех органов человеческого тела и найти природные источники для излечения недугов.

А хирургические операции? Как можно было проводить их в древности, когда в средневековье человек не решался на многие из них? Это означает, что на самом с развитием мира, человечество не развивалось, а деградировало. В какой-то момент наступила точка потери всех наработанных веками знаний.

Если бы сведения древней медицины были доступны человеку в средневековье, то можно было бы избежать эпидемий чумы и прочих болезней, унесших сотни тысяч жизней. Учёные рассматривают и ту возможность, при которой все знания прошлого были переданы людям либо от другой расы, проживавшей некогда на Земле, либо от жителей другой планеты, галактики.

Сегодня это только теории, но они и объясняют такой высокий уровень развития древней медицины. Современная медицина не спешит признавать, что существует достойная альтернатива, способная её полностью заменить.

Возвращение к природным источникам здоровья смогло бы помочь большому числу людей не только выздороветь, но и вернуть молодость, помочь зачать ребёнка, восстановить психологическое здоровье, как важную часть общего здоровья человека.

Но пока традиционная медицина полностью занимает нишу в оздоровлении человека, об официальном внедрении наработок предков говорить рано.

Подпишитесь на нас

Источник: http://tainoe.info/meditsina-drevnosti.html

Врачевание в Древней Руси

Зачатки врачевания у восточных славян отмечались еще в первобытнообщинный   период.   В   образовавшемся  после   объединения   славянских племен обширном Киевском государстве наряду с культурой продолжала развиваться медицина. Древняя Русь знала несколько форм медицинской помощи: ремесленно-медицинская практика частного характера, медицинское попечительство и больничная помощь.

В связи с развитием ремесла в Киевской Руси X—XIII веков получила дальнейшее развитие народная медицина. В Киеве и Новгороде были врачеватели, т. е. люди, для которых лечение было профессией. Врачебная профессия носила ремесленный характер, понималась как особый вид ремесла.

Врачеванием занимались светские люди — мужчины и женщины, а также духовенство (главным образом монахи в монастырях после принятия христианства). Врачевание считалось почетным занятием: «Врачебное художество и в мирских и в иноках несть отметно».

Многочисленные памятники письменности, дошедшие до нашего времени, подтверждают существование в феодальной Руси медицинского ремесла как в массе населения, так и в монастырях.

Совет

Необходимо отвергнуть ложное утверждение некоторых историков медицины (Рихтера) о Древней Руси как стране бескультурья, косности, о господстве в русской медицине того времени мистики, грубого суеверия, а в быту русского народа — вопиющей антисанитарии.

Памятники изобразительного искусства и письменности, исследования археологов показывают, что основные санитарно-гигиенические навыки русского народа стояли на значительной для того времени высоте. Наши предки еще на заре их истории имели правильные представления в области санитарии и гигиены— общественной, пищевой и личной.

Для времени Киевско-Новгородского государства характерно наличие у восточных славян определенного уровня санитарной культуры.

В некоторых случаях русский народ опережал соседние страны по внедрению в быт санитарно-гигиенических мероприятий. Улицы в Новгороде и Львове были вымощены в X веке, т. е. значительно раньше, чем улицы городов Западной Европы. В Новгороде уже в XI веке был деревянный трубопровод.

Археологические исследования обнаружили остатки бани в Новгороде в X веке, в Старой Ладоге — в слое IX—X веков. Иностранцы всегда с удивлением отмечали любовь русских к бане. В договор с Византией, отнесенный по летописи к 907 г.

, было внесено обязательство побежденной Византии предоставлять возможность русским купцам в Константинополе пользоваться баней.

В феодальной Руси XI—XVI веков носителями медицинских знаний явились народные врачи ремесленники.

Читайте также:  Владимир ильич ленин: гений или злодей?

Свой практический опыт они передавали из поколения в поколение, использовали результаты непосредственной наблюдательности и опыта русского народа, а также различные способы и приемы врачевания многочисленных племен, входящих в состав обширного русского государства. Практика врачей-ремесленников оплачивалась и потому была доступна лишь имущим слоям населения.

Городские лекари содержали лавки для продажи лекарств. Лекарства в основном были растительного происхождения; с лечебными целями использовались десятки видов растений.

Обратите внимание

Археологические находки показывают, что русская земля изобиловала лекарственными растениями и давала богатый выбор для лечебного применения. Это обстоятельство отмечали западно-европейские писатели.

Применялись такие растения, которых не знали в Западной Европе.

Как было показано ранее, в Армении, Грузии и у народов Средней Азии медицинские сведения имели довольно широкое распространение уже при первобытно-общинном и рабовладельческом строе. Экономические и культурные сношения с Византией, Правом, Арменией. Грузией и Средней Азией способствовали распространению в Киевской Руси медицинских знаний.

Врачи приезжали в Киев из Сирии, например, врач князя Николая Черниговского (очень опытный врач). Приезжали также врачи из Армении.

Сведения о деятельности врачей в Киевской Руси содержатся в различных источниках: летописях, юридических актах того времени, уставах, других письменных памятниках и памятниках материальной культуры.

Медицинские элементы вводились в систему русских правовых понятий и юридических определений: при юридической оценке здоровья человека, телесных повреждений, установлении факта насильственной смерти.

К концу X века христианство стало официальной религией Киевского государства. Борьба насаждавшегося сверху христианства со старым местным язычеством сопровождалась и приспособлением их друг к другу.

Церковь не смогла уничтожить языческие обряды и культ и старалась заменить их христианскими.

На месте языческих мольбищ строились храмы и монастыри, вместо идолов и кумиров ставились иконы, свойства языческих ботов передавались христианским святым, тексты заговоров переделывались на христианский манер.

Христианство не смогло сразу вытравить существовавшую у славян религию природы. По существу оно не опровергало языческих богов, а ниспровергало их: весь мир «духов», которыми славянин населял природу, христианство объявило «нечистой силой», «демонами». Так древний анимизм превратился в народную демонологию.

Важно

Введение христианства оказало влияние на развитие древнерусской медицины. Привезенная из Византии православная религия перенесла в Киевскую Русь установившуюся там связь церквей и монастырей с лечением.

«Устав великого князя Владимира Святославича» (конец X или начало XI века) указал на врача, его выделенное и узаконенное положение в обществе, относя лечца в «люди церковные, богадельный». Устав определил и правовое положение лечцов и медицинских учреждений, отнеся их к категории, подлежащей церковному суду.

Кодификация эта знаменательна: она придавала авторитет лечцам и обеспечивала духовенству надзор за ними. Медицинское право утверждалось за определенными лицами и учреждениями.

Сводом юридических норм Киевской^ Руси «Русская правда» (XI—XII века) утверждалось право медицинской практики и устанавливалась законность взимания медиками с населения платы за лечение («а лечпу мзда»). Законы «Устава …Владимира» и «Русская правда» сохраняли силу в течение продолжительного времени. В последующие века они вошли в большинство законодательных сборников («Кормчие книги»).

Монастыри в Киевской Руси были в значительной мере преемниками византийской образованности.

В их стены проникали и некоторые элементы медицины, соединялись с практикой русского народного врачевания, что давало возможность заниматься лечебной деятельностью.

Патерик (летопись Киево-Печерского монастыря, XI—XIII веков) содержит сведения о появлении в монастырях своих лекарей и признании светских врачей. Среди монахов оказывалось много ремесленников, хорошо владевших своей профессией; были среди них и лечцы.

С XI века по примеру Византии при монастырях в Киевской Руси стали строиться больницы («строение банное, врачеве и больницы всем приходящим безвозмездно врачевание»). Больницы при монастырях предназначались для обслуживания не только монастырского, но и окрестного населения.

Монастыри пытались сосредоточить врачевание в своих руках, объявляли гонение на народную медицину.

«Устав о церковных судах» князя Владимира (X век) в числе преступлений против церкви и христианства считал волхвование и зелейничество, но церковь не смогла победить народной медицины.

Образование в Киевской Руси было в первую очередь достоянием лиц из правящего класса и духовенства.

Многие литературные произведения исторического, юридического и богословского характера, а также естественнонаучного содержания, сохранившиеся от времени Киевской Руси, свидетельствуют не только о высоком литературном таланте их авторов, но и об их широкой осведомленности, общей образованности, знакомстве с греческими и латинскими источниками и многими произведениями Древнего Востока.

Совет

В Киевской Руси XI—XIII веков видны зародыши настоящей науки, т. е. элементы объективного, истинного знания о материальной действп-1ельности в духе стихийного материализма.

Специальных медицинских книг от Киевской Руси до нас не дошло, но их существование весьма вероятно. Об этом говорят общий уровень культуры Киевской Руси и наличие биологических и медицинских вопросов в дошедших до нас от Киевской Руси книгах общего содержания.

В Шестодневе, например, содержится описание строения тела и функций его органов: описаны легкие («плюще»), бронхи («пролуки»), сердце, печень («естра»), селезенка («слезна»).

Внучка Владимира Мономаха Евпрак-сия-Зоя, вышедшая замуж за ‘византийского императора, оставила в XII веке сочинение «Мази», в котором отразила медицинский опыт своей родины.

Татаро-монгольское иго не способствовало сохранению древнейших литературных произведений специального характера, не имевших такого широкого распространения, как богословские сочинения или юридические кодексы.

Бич средневековых русских городов и монастырей — многочисленные пожары  уничтожили   много  ценных  источников.

В письменных источниках времени Киевской Руси видно знакомство с применением растительных лекарств и их действием на организм. Многие древние рукописи содержат миниатюрные рисунки, которые образно названы историком «окна, через которые можно видеть исчезнувший мир Древней Руси».

На миниатюрах изображено, как лечили больных, оказывали помощь раненым, как были устроены больницы при монастырях, приведены рисунки лекарственных трав, медицинских инструментов, протезов.

Начиная с XI века в миниатюрах получили отражение общественная, пищевая и личная гигиена, а также санитария русского народа.

В середине XIII века Русь подверглась татарскому нашествию. В 1237—1238 гг. Батый напал на Северо-Восточную Русь, а в 1240—1242 гг. осуществил поход в Южную Русь. В 1240 г. татары заняли Киев, южную часть Польши, Венгрию и Моравию.

Обратите внимание

Татарское нашествие XIII века явилось страшным бедствием для русского народа. Разорение городов, увод в плен населения, тяжелая дань, сокращение посевов — все это нарушило экономическое, политическое и культурное развитие страны.

Монгольские завоеватели растоптали и расхитили цветущую культуру Киевской Руси в момент ее наивысшего подъема.

Героическая борьба русского народа против татаро-монгольских поработителей, не прекращавшаяся на протяжении XIII—XV веков, не позволила татарам двинуться на Запад, создала тем самым условия для развития западноевропейской цивилизации.

Татаро-монгольское иго, продолжавшееся с 1240 г. по 1480 г., своей экономической, политической и моральной тяжестью надолго затормозило развитие Руси. Экономическая разруха, связанная с монгольским игом, пагубно отразилась на санитарном состоянии Руси, способствуя развитию эпидемий.

«С этого злосчастного времени, длившегося около двух столетий, Россия и позволила Европе обогнать себя» (А. И. Герцен). Освободительная борьба русского народа против татаро-монгольских поработителей была завершена в XV веке объединением русских земель в единое национальное государство.

Медицина в Московском государстве XVI—XVII веков

Со второй половины XIV века происходил процесс национального и экономического объединения Руси вокруг Москвы. В конце XV века при Иване III создалось феодальное Московское государство.

Экономическое развитие приняло более быстрые темпы: оживился внутренний рынок, установились и расширились торговые связи с Востоком и Западом (в 1553 г. в устье Северной Двины вошло английское судно). К концу XVI века сложилось купеческое сословие: гостиная сотня, суконная сотня.

В городах образовались торговые и ремесленные посады. «Изумленная    Европа    в    начале царствования Ивана III едва замечавшая существование Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была поражена внезапным появлением на ее восточных границах огромного государства» ‘.

Централизация государственного управления и превращение Московской Руси из национального в многонациональное государство в XVI веке повели к значительному развитию культуры.

С образованием Московского государства, в особенности с начала XVI века, отмечался быстрый прогресс в развитии врачебного дела. В связи с ростом и укреплением Московского государства в XVI и XVII столетиях возникли преобразования и нововведения в области медицины.

В XVI веке в Московской Руси отмечалось разделение медицинских профессий. Их насчитывалось более десятка: лекари, дохтуры, зелейники, гравники, рудометы (кровопуски), зубоволоки, очные мастера, костоправы, камнесечцы, повивальные бабки.

Народные врачи и аптекари-травознатцы практической школы обслуживали медицинской помощью русский народ Практика, передаваемая веками, травники, лечебники были их наукой. Зелейники лечили болезни травами, кореньями и другими снадобьями. Лекари имели лавки в торговых рядах, где продавали собираемые травы, семена, цветы, коренья и привозные лекарственные средства.

Важно

Собственники подобных лавок изучали качество и целебную силу материалов, которыми они торговали. Владельцы лавок — врачи-ремесленники и травознатцы в подавляющем большинстве были русские.

Лекарей было немного и жили они в городах. Имеется много свидетельств о деятельности врачей-ремесленников в Москве, Новгороде, Ннж-нем-Новгороде и др.

Оплата за врачевание производилась в зависимости от участия лекаря, осведомленности его и затраты лекарства. Услугами зрачей пользовались в первую очередь состоятельные слои городского населения.

Крестьянская беднота, отягощенная феодальными повинностями, не могла оплачивать дорогие услуги врача и прибегала к источникам более примитивной медицинской помощи.

Учреждения аптечного типа в XVI веке были в разных городах Московского государства.

Дошедшие до нашего времени так называемые писцовые книги, представляющие собой перепись домовладений в городах в целях установления оброка, дают точные сведения (имена, адреса и характер деятельности) о русских лекарях XVI и XVII веков.

По этим данным, в Новгороде в 1583 г. было шесть лекарей, один доктор и одна лекарица, в Пскове в 1585—1588 гг. — три зелейника. Имеются сведения о зелейных рядах и лавках в Москве, Серпухове, Коломне и других городах.

Летописи раннего периода дают представление о том, как лечили раненых и больных. Многочисленные свидетельства и миниатюры в рукописных памятниках показывают, как в XI—XIV вв. на Руси переносили больных и раненых на носилках, перевозили на вьючных носилках и в повозках.

Уход за пострадавшим и больным был широко распространен на Руси. Попечительства существовали при церквах и по кварталам городов. Монгольское нашествие затормозило медицинское попечение со стороны народа и государства.

Совет

Со второй половины XIV века медицинское попечение стало приобретать прежнее покровительство со стороны государства и народа.

Это было следствием крупных хозяйственно-политических успехов в стране: усиление Московского княжества, подчинение ему других феодальных уделов, расширение территории, увеличение торговли и ремесла. Куликовская битва 1380 г. Медицинское попечительство заключалось в организации приютов и богаделен для увечных, калек и других хронически больных.

Богадельни в Московской Руси содержались главным образом самим населением, роль церкви была меньше, чем в Западной Европе.

Каждые 53 двора в селе и городе содержали на своем иждивении богадельню для обитания недужных и старых: известны богадельни в Новгороде, Коломне.Для оказания помощи в порядке благотворительности богадельню юсещали лекарь и кровопуск.

Сохранившим трудоспособность предоставилась возможность работать, для чего богадельням выделялась земля для обработки.

Богадельни оказывали населению медицинскую помощь и были связующим звеном между населением и монастырскими больницами. Городские богадельни имели своеобразные приемные покои «лавки». Сюда поступали больные для оказания помощи и сюда же доставляли умершего для предания погребению.

Стоглавый собор 1551 г., созванный Иваном IV для обсуждения внутреннего устройства страны, затронул также и вопросы «здравости, быта, семьи, общественного призрения». В решениях Стоглава записано: >>

Наверх>>>

Источник: https://azbyka.ru/zdorovie/vrachevanie-v-drevnej-rusi

Ссылка на основную публикацию