Денис фонвизин – автор «недоросля»

Недоросль (сборник) — Денис Фонвизин — читать книгу онлайн, на iPhone, iPad и Android

  1. В данное издание входят две пьесы Дениса Ивановича Фонвизина: “Недоросль” и “Бригадир”. Начнем с первого.

    “Недоросль” примечателен тем, что в нем в полной мере раскрыт образ законопослушных и справедливых граждан (например, Правдин), высоконравственных и добрых людей (например, Софья, Милон и Стародум), необразованных и отсталых от жизни неграмотеев (например, Скотинин, Простаковы). Автор прекрасно выполнил свою работу, чем заслужил внимание Белинского:

    Бестужева:

    Гоголя:

    и многих, многих других известных личностей того времени.

    Так почему же данная пьеса не актуальна в наше время, как, например, стихотворения Маяковского или Есенина? Почему молодежь не восхищается этим произведением? Ведь в нем и смехотворные реплики Простаковых, и глупая страсть Скотинина к свиньям, а не людям, и, признаюсь, чрезмерное морализаторство Стародума; но, как я считаю, для того времени это было в новинку: все только и делали, что восхищались “Недорослем” и “Горем от ума”, но при этом не забывали их сравнивать. Их пьесы без передышки ставили на сцену, а все потому, что это был фурор в истории русской литературы, благодаря которому, может быть, вдохновлялись и Пушкин, и Лермонтов, и другие писатели. Так что стоить отдать должное Денису Ивановичу Фонвизину.

    А что же в “Бригадире”? Признаюсь, и не ведал, что у Фонвизина есть еще что-то, кроме “Недоросля”.

    Там, знаете ли, нет ни одного человека, который бы никого не любил. Есть и религиозный Советник, любящий

    спойлерглупую Бригадиршу,свернуть

    которая, в свою очередь, не понимает, чего от нее хотят; грубый Бригадир, любящий… кого, как думаете? Правильно,

    спойлерСоветницу.свернуть

    Но не он один ее любит, а еще его сынуля Иванушка побывавший во Франции и с тех пор не прекращяющий о ней думать

    спойлер(Советница его-то и полюбила, да-да!);свернуть

    Софья, дочь Советника, искренно любит Добролюбова, человека, который по финансовой причине не мог быть ей мужем.

    Обратите внимание

    Что же объединяет этих людей? Все глупы, и каждый о себе думает, что он умнее всех. Кроме, конечно же, Бригадирши. Она действительно глупа, но у нее есть хотя бы такие качества, как верность и терпение. Софья и Добролюбов, в конце произведения показавшие себя очень благородно, тоже глупы, но это хорошо скрывают их качества.

    Слог в обеих пьесах прост, читается легко, особенно из-за напряженной обстановки во второй пьесе, где каждый, думаю, вопрошал: “Чем же все кончится? Каждый будет с тем, кого любит?! Кто-нибудь умрет? Может самоубийство будет, а?” и не мог отвлечься от чтения.

    Обе пьесы носят комедийный характер. Действительно, при чтении хочется смеяться, но после закрытия книги начинаешь о многом размышлять, так что не стоит расценивать эти произведения как сплошной анекдот.

  2. ***

    Первая пьеса – «Недоросль» – знакома всем со школьной скамьи, но о ней надо говорить, ведь на самом деле она гораздо интереснее и глубже, чем кажется на первый взгляд.

    «Недоросль» написан по всем канонам русского классицизма: действие умещается в одном временном и пространственном промежутке, а всех персонажей можно без труда поделить на плохих и хороших – такой вот этюд в черно-белых тонах.

    При этом, несмотря на отсутствие оттенков, образы героев комедии очень яркие и, как будто, с четко очерченными, точными, конкретными контурами.

    Госпожа Простакова и сам недоросль Митрофан – в произведении одни из самых ярких примеров «как не надо», но если первая является практически главным двигателем событий, второй находится ближе ко второму плану.

    Помимо отрицательной Простаковой, важные роли занимают и положительные персонажи, один из которых – Стародум, примечательный длинными монологами, направленными на воспитание в зрителях гражданственности и видения правильных жизненных ориентиров.

    Но несмотря на объемы и открытость этих поучений, они не кажутся навязчивыми. Нравоучительные речи Стародума очень органично вписаны в сюжет и воспринимаются легко, как беседа с близким другом.

    Если же говорить о «Бригадире», в нем напротив нет такой «неприкрытой» морали, а сатиры и иронии только больше. Героями здесь владеют низкие страсти и эмоции, и среди персонажей первого плана положительных отыскать крайне трудно (а, скорее всего, невозможно).

    Важно

    Здесь так же, как и предыдущей пьесе, все происходит за один день, который действительно насыщен крайне комичными событиями, и они, временами, кажутся даже несколько абсурдными.

    В общем и целом, пьеса очень яркая и запоминающаяся, она читается быстро, но долго не отпускает. «Недоросль» и «Бригадир», конечно, в чем-то похожи, но при этом в основе своей довольно сильно отличаются, отчего сборник получился таким удивительно контрастным.

  3. Вот умели классики так описать персонажа, что чувствуется, что он существует. Можно предположить как он себя поведёт. У персонажей была своя психология. А в пьесе это сделать сложнее, поскольку мы слышим только реплики персонажей.

    Фонвизин был действительно умным человеком и замечательным писателем, раз ему удалось создать таких персонажей, которые будут поняты и через века.Обе комедии показывают дурное воспитание, произвол и невежество помещиков, дворян. Но мне, всё же больше, понравилась вторая пьеса “Недоросль”. В ней больше комичности и говорящие имена.

    “Бригадир” был первым произведением писателя и там не так много действия. Всё, что там происходит – пусто и бессмысленно. И, в итоге, главные персонажи так ни с чем и остаются. В “Недоросле” же присутствуют не только отрицательные, но и положительные персонажи. Они по-своему мудры и ведут свою философию.

    Но под всей этой комичностью произведений скрывается реальная жизнь помещиков XVIII века. Фонвизин видел эту жизнь и потому знал о чём он пишет.

    Получилась добрая и нравоучительная сатира. Не зря так много писателей хвалило его творчество.

Источник: https://MyBook.ru/author/denis-fonvizin/nedorosl-sbornik/

Денис Фонвизин Недоросль Читать

Простаков.

Г-жа Простакова, жена его.

Простаков, сын их, недоросль.

Еремеевна, мама Митрофанова.

Правдин.

Стародум.

Софья, племянница Стародума.

Милон.

Скотинин, брат г-жи Простаковой.

Кутейкин, семинарист.

Цыфиркин, отставной сержант.

Вральман, учитель.

Тришка, портной.

Слуга Простакова.

Камердинер Стародума.

Действие в деревне Простаковых.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ЯВЛЕНИЕ I

Г-жа Простакова, Митрофан, Еремеевна.

Г-жа Простакова (осматривая кафтан на Митрофане). Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку. (Еремеевна отходит.) Он, вор, везде его обузил. Митрофанушка, друг мой! Я чаю, тебя жмет до смерти. Позови сюда отца.

Митрофан отходит.

ЯВЛЕНИЕ II

Г-жа Простакова, Еремеевна, Тришка.

Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?

Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну, да извольте отдавать портному.

Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!

Тришка. Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет.

Г-жа Простакова. Ища он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился? Говори, скот.

Тришка. Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего.

Митрофан (вбегает). Звал батюшку. Изволил сказать: тотчас.

Г-жа Простакова. Так поди же вытащи его, коли добром не дозовешься.

Митрофан. Да вот и батюшка.

ЯВЛЕНИЕ III

Те же и Простаков.

Г-жа Простакова. Что, что ты от меня прятаться изволишь? Вот, сударь, до чего я дожила с твоим потворством. Какова сыну обновка к дядину сговору? Каков кафтанец Тришка сшить изволил?

Простаков (от робости запинаясь). Me… мешковат немного.

Г-жа Простакова. Сам ты мешковат, умная голова.

Простаков. Да я думал, матушка, что тебе так кажется.

Г-жа Простакова. А ты сам разве ослеп?

Простаков. При твоих глазах мои ничего не видят.

Г-жа Простакова. Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.

Простаков. В этом я тебе, матушка, и верил и верю.

Г-жа Простакова. Так верь же и тому, что я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…

ЯВЛЕНИЕ IV

Те же и Скотинин.

Скотинин. Кого? За что? В день моего сговора! Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева; а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу. Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою. Да за что ж ты так прогневалась?

Г-жа Простакова. Да вот, братец, на твои глаза пошлюсь. Митрофанушка, подойди сюда. Мешковат ли этот кафтан?

Скотинин. Нет.

Простаков. Да я и сам уже вижу, матушка, что он узок.

Скотинин. Я и этого не вижу. Кафтанец, брат, сшит изряднехонько.

Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова. Как же это?

Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.

Простаков (в сторону). Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо…

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.

Митрофан с Еремеевною входят.

ЯВЛЕНИЕ V

Г-жа Простакова, Простаков, Скотинин.

Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?

Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может еще подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.

Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась они младенцем. Тому с полгода, как ее матушке, а моей сватьюшке, сделался удар…

Г-жа Простакова (показывая, будто крестит сердце). С нами сила крестная.

Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка ее, господин Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нем ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли ее в нашу деревеньку и надзираем над ее имением, как над своим.

Г-жа Простакова. Что, что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ища братец может подумать, что мы для интересу ее к себе взяли.

Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.

Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.

Читайте также:  Неприятный запах изо рта

Простаков. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.

Г-жа Простакова. Хотя бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!

Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.

Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?

Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.

Простаков. Так по соседству ее деревеньки?

Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то ее водится и до чего моя смертная охота.

Г-жа Простакова. До чего же, братец?

Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.

Простаков. Странное дело, братец, как родня на родню походить может. Митрофанушка наш весь в дядю. И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости.

Скотинин. Это подлинно диковинка! Ну пусть, братец, Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Тут есть какое-нибудь сходство; да отчего же я к свиньям-то так сильно пристрастился?

Простаков. И тут есть же какое-нибудь сходство, я так рассуждаю.

ЯВЛЕНИЕ VI

Те же и Софья.

Софья вошла, держа письмо в руке и имея веселый вид

Г-жа Простакова (Софье). Что так весела, матушка? Чему обрадовалась?

Софья. Я получила сейчас радостное известно. Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал. Вот письмо, которое я от него теперь получила.

Г-жа Простакова (испугавшись, с злобою). Как! Стародум, твой дядюшка, жив! И ты изволишь затевать, что он воскрес! Вот изрядный вымысел!

Софья. Да он никогда не умирал.

Г-жа Простакова. Не умирал! А разве ему и умереть нельзя? Нет, сударыня, это твои вымыслы, чтоб дядюшкою своим нас застращать, чтоб мы дали тебе волю. Дядюшка-де человек умный; он, увидя меня в чужих руках, найдет способ меня выручить. Вот чему ты рада, сударыня; однако, пожалуй, не очень веселись: дядюшка твой, конечно, не воскресал.

Скотинин. Сестра, ну да коли он не умирал?

Простаков. Избави боже, коли он не умирал!

Г-жа Простакова (кмужу). Как не умирал! Что ты бабушку путаешь? Разве ты не знаешь, что уж несколько лет от меня его и в памятцах за упокой поминали? Неужто таки и грешные-то мои молитвы не доходили! (К Софье.) Письмецо-то мне пожалуй. (Почти вырывает.

) Я об заклад бьюсь, что оно какое-нибудь амурное. И догадываюсь от кого. Это от того офицера, который искал на тебе жениться и за которого ты сама идти хотела. Да которая бестия без моего спросу отдает тебе письма! Я доберусь. Вот до чего дожили.

К деушкам письма пишут! деушки грамоте умеют!)

Софья. Прочтите его сами, сударыня. Вы увидите, что ничего невиннее быть не может.

Г-жа Простакова. Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому. (К мужу.) Читай.

Простаков (долго смотря). Мудрено.

Г-жа Простакова. И тебя, мой батюшка, видно, воспитывали, как красную девицу. Братец, прочти, потрудись.

Скотинин. Я? Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.

Софья. Позвольте мне прочесть.

Г-жа Простакова. О матушка! Знаю, что ты мастерица, да лих не очень тебе верю. Вот, я чаю, учитель Митрофанушкин скоро придет. Ему велю…

Скотинин. А уж зачали молодца учить грамоте?

Г-жа Простакова. Ах, батюшка братец! Уж года четыре как учится. Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркиц. Оба они приходят сюда из города.

Вить от нас и город в трех верстах, батюшка. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год. Сажаем за стол с собою. Белье его наши бабы моют. Куда надобно – лошадь. За столом стакан вина. На ночь сальная свеча, и парик направляет наш же Фомка даром. Правду сказать, и мы им довольны, батюшка братец.

Он робенка не неволит. Вить, мой батюшка, пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего натерпится. Как кому счастье на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лежа, летят себе и чины.

Чем же плоше их Митрофанушка? Ба! да вот пожаловал кстати дорогой наш постоялец.

ЯВЛЕНИЕ VII

Те же и Правдин.

Г-жа Простакова. Братец, друг мой! Рекомендую вам дорогого гостя нашего, господина Правдина; а вам, государь мой, рекомендую брата моего.

Правдин. Радуюсь, сделав ваше знакомство.

Скотинин. Хорошо, государь мой! А как по фамилии, я не дослышал.

Правдин. Я называюсь Правдин, чтоб вы дослышали.

Скотинин. Какой уроженец, государь мой? Где деревеньки?

Правдин. Я родился в Москве, ежели вам то знать надобно, а деревни мои в здешнем наместничестве.

Скотинин. А смею ли спросить, государь мой, – имени и отчества не знаю, – в деревеньках ваших водятся ли свинки?

Г-жа Простакова. Полно, братец, о свиньях-то начинать. Поговорим-ка лучше о нашем горе. (К Правдину.) Вот, батюшка! Бог велел нам взять на свои руки девицу. Она изволит получать грамотки от дядюшек. К ней с того света дядюшки пишут. Сделай милость, мой батюшка, потрудись, прочти всем нам вслух.

Правдин. Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны.

Софья. Я вас о том прошу. Вы меня тем очень одолжите.

Правдин. Если вы приказываете. (Читает.

) «Любезная племянница! Дела мои принудили меня жить несколько лет в разлуке с моими ближними; а дальность лишила меня удовольствия иметь о вас известии. Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири.

Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно. Сими средствами, с помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу…»

Скотинин и оба Простаковы. Десять тытяч!

Правдин (читает). «…которым тебя, моя любезная племянница, тебя делаю наследницею…»

Г-жа Простакова, Простаков, Скотинин (вместе):

– Тебя наследницею!

– Софью наследницею!

– Ее наследницею!

Г-жа Простакова (бросаясь обнимать Софью). Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя! Я вне себя от радости! Теперь тебе надобен жених. Я, я лучшей невесты и Митрофанушке не желаю. То-то дядюшка! То-то отец родной! Я и сама все-таки думала, что бог его хранит, что он еще здравствует.

Скотинин (протянув руку). Ну, сестрица, скоряй же по рукам.

Г-жа Простакова (тихо Скотинину). Постой, братец. Сперва надобно спросить ее, хочет ли еще она за тебя вытти?

Скотинин. Как! Что за вопрос! Неужто ты ей докладываться станешь?

Правдин. Позволите ли письмо дочитать?

Скотинин. А на что? Да хоть пять лет читай, лучше десяти тысяч не дочитаешься.

Г-жа Простакова (к Софье). Софьюшка душа моя! пойдем ко мне в спальню. Мне крайняя нужда с тобой поговорить. (Увела Софью.)

Скотинин. Ба! так я вижу, что сегодни сговору-то вряд и быть ли.

ЯВЛЕНИЕ VIII

Правдин, Простаков, Скотинин, слуга.

Слуга (к Простакову, запыхавшись). Барин! барин! солдаты пришли, остановились в нашей деревне.

Простаков. Какая беда! Ну, разорят нас до конца!

Правдин. Чего вы испугались?

Простаков. Ах ты, отец родной! Мы уж видали виды. Я к ним и появиться не смею.

Правдин. Не бойтесь. Их, конечно, ведет офицер, который не допустит ни до какой наглости. Пойдем к нему со мною. Я уверен, что вы робеете напрасно.

Правдин, Простаков и слуга отходят.

Скотинин. Все меня одного оставили. Пойти было прогуляться на скотный двор.

Конец первого действия.

Источник: http://www.100bestbooks.ru/read_book.php?item_id=559&page=6

«Недоросль» Фонвизина: 10 фактов из жизни Митрофанушки

«Не хочу учиться, а хочу жениться» — жизнеутверждающее высказывание Митрофанушки вот уже третье столетие не теряет актуальности. Первая в истории русской драматургии реалистическая, или бытовая, комедия Дениса Фонвизина подарила и массу ярких образов, и полезных афоризмов. Узнаем 10 фактов из жизни Митрофанушки вместе с Натальей Летниковой.

Идеи «Недоросля» у Фонвизина оформились в Европе. На протяжении полутора лет литератор, будучи во Франции, знакомился с философией, юриспруденцией и жизнью страны. При написании «Недоросля» драматург опирался на статьи из сатирических журналов, произведения Вольтера, Руссо, Дюкло и даже комедии, написанные самой Екатериной II.

Говорящие фамилии — лучшие авторские характеристики.

В набросках главного героя звали Иванушка, но к выходу комедии в свет — уже Митрофанушка, в просторечии «маменькин сынок» — госпожи Простаковой.

Псевдоученый Вральман и чиновник Правдин, Стародум и Скотинин, Софья и Милон, Цыфиркин и Кутейкин — герои самого известного произведения Фонвизина и законченные портреты своей эпохи.

История недорослей в России. Так в ХVIII веке именовали дворянских детей, не достигших возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. Фонвизин наполнил образ ироническим смыслом. Недоросль — необразованный, неотесанный, грубый, эгоистичный молодой человек, а имя Митрофанушка с легкой руки драматурга стало нарицательным.

Самая репертуарная пьеса ХVIII века русской сцены. За год до премьеры автор испытывал произведение на домашних чтениях. Поставить пьесу намеревались и в Петербурге, и в Москве.

Московская цензура рисковать не стала. Премьера прошла в 1782 году в Вольном российском театре Петербурга. «Недоросль» пережил множество любительских постановок.

В спектакле Нежинской гимназии роль Простаковой играл Гоголь.

Автор, он же режиссер. Работал над постановкой, распределял роли и сам Фонвизин, и «первый придворный российского театра актер» — Иван Дмитриевский.

Самый знаменитый актер ХVIII века исполнил роль Стародума и стал главным магнитом для публики.

Роль Правдина сыграл яркий актер и драматург Петр Плавильщиков, а образ Еремеевны с блеском воплотил ведущий комик того времени Яков Шумский.

«Умри, Денис, лучше не напишешь» — фраза, приписанная Григорию Потёмкину, стала настоящим историческим анекдотом.

По театральной легенде, после премьеры спектакля в Петербурге к Фонвизину якобы подошел князь Потёмкин с этой фразой. По другой версии — лестный отзыв принадлежит Державину.

«Драматический словарь» того времени сообщал: «Публика аплодировала пьесу метаньем кошельков».

Смехом казнить пороки. Главную свою задачу своего времени комедия выполнила сполна. «Слишком верные списки с натуры», — говорил о персонажах «Недоросля» Белинский; «Всё взято живьем с природы», — вторил коллеге Гоголь; первой народной комедией называли «Недоросля» декабристы. «Единственный памятник народной сатиры», — называл произведение «русского Мольера» Пушкин.

От бытовой комедии к сатирическому журналу. В 1783 году вышло первое печатное издание «Недоросля», а спустя пять лет Денис Фонвизин пытался выпускать собственный сатирический журнал с говорящим названием «Стародум» — по имени самого рассудительного героя комедии. Журнал запретила императрица Екатерина II.

«Недоросль» в любимцах и у современных режиссеров. История о Митрофанушке — в репертуаре самого северного театра в мире — Норильского заполярного, а также Рязанского и Нижегородского тюзов.

С музыкой Дмитрия Шостаковича и русскими народными мелодиями комедию представляет Детская филармония Петербурга. А в 2015 году «Недоросль» стал еще и мюзиклом — с легкой руки композитора Александра Журбина.

30-летний юбилей Митрофанушки в Малом театре. Современная версия «Недоросля» на этой сцене начинает отсчет с 1986 года. Сыграно более 700 спектаклей.

«Надоело ужасно, — вспоминал Афанасий Кочетков, игравший Стародума, — но вдруг на каком-то спектакле пришли на утренник школьники, и по их реакции я понял… что им интересна позиция этого персонажа, его философия, его размышления…»

Читайте также:  Нина маслова - уникальные факты

Источник: https://www.culture.ru/materials/138316/nedorosl-10-faktov-iz-zhizni-mitrofanushki

Фонвизин, “Недоросль”: анализ, краткое содержание, персонажи, смысл названия :

Тема сегодняшнего повествования – история создания и анализ «Недоросля» Фонвизина. Произведение автора екатерининской эпохи не утратило актуальности и сегодня. Комедия Фонвизина «Недоросль» вошла в фонд классической литературы. В этом произведении затронут ряд проблем и вопросов, привлекающих читателей во все времена.

Анализ «Недоросля» Фонвизина должен включать краткую характеристику героев этого драматургического произведения. Стоит также рассказать об идее русского литератора.

Что вдохновило Фонвизина на написание комедии, популярной на протяжении более двухсот лет? Какие недостатки общества автор прежде всего хотел высмеять в своем сочинении? И какова была реакция современников на это произведение? Ответы на все эти вопросы содержатся в статье.

Совет

Но прежде чем приступить к анализу «Недоросля» Фонвизина, следует рассказать о главных событиях, изображённых в пьесе.

Действия, как и в любом другом драматургическом произведении эпохи классицизма, совершаются в течение всего одного дня.

Краткое содержание «Недоросля» Фонвизина

События происходят в деревне помещиков Простаковых. В чём заключается смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина? Даже не зная значения этого слова, можно догадаться, что имеет оно негативный оттенок. Смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина следует искать в реалиях XVIII века.

Современники писателя использовали этот термин по отношению к молодым дворянам, не получившим особого удостоверения, свидетельствующего о получении образования. Такой документ выдавал учитель. Если же у юноши удостоверения не было, его не принимали на службу и не позволяли вступать в брак.

Недорослем в комедии назван сын главной героини – помещицы Простаковой. Начинается произведение со сцены, происходящей в ее доме. Простакова злится на Тришку, потому как тот сшил чересчур широкий кафтан ее сыну Митрофанушке. То, что слуга не имеет необходимых навыков в портняжном деле, и давать ему подобные поручения было изначально ошибкой, она не учитывает.

Шестнадцатилетний отрок не проявляет особого рвения в учебе, чему способствует необразованность и глупость его матери. Подробнее об этих персонажах расскажем позже. Прежде автор знакомит читателей с Софьей – положительной героиней произведения.

Девушка не так давно проживает в доме Простаковой. Она родственница помещицы, и у неё нет никакого состояния. По крайней мере, так полагает Простакова. Но однажды Софья получает письмо от своего дяди Стародума.

Послание госпожа Простакова прочитать не в состоянии, потому что грамоте не обучена. Правдин, прочитав письмо, излагает ей краткое содержание.

В «Недоросле» Фонвизина этот герой, наряду со Стародумом, является сторонником просвещения.

Обратите внимание

О чём же письмо, полученное Софьей? Стародум пишет племяннице о том, что завещает ей огромное состояние. Это приводит в возбуждение почти всех персонажей комедии. Простакова полагала, что девушка – круглая сирота. Но неожиданный поворот событий наводит на мысль о том, что племянницу Стародума можно выдать замуж за безалаберного Митрофана.

О женитьбе на Софье начинает мечтать и Скотинин. Однако сердце Софьи занято. Она влюблена в офицера Милона, с которым познакомилась в Москве еще до того, как осиротела. Вскоре она встретит молодого человека снова, и он спасет ее от притязаний корыстного Скотинина и деспотичной Простаковой.

В небольшой город, в котором происходят главные события, приезжает Стародум. Он узнает в одном из учителей Митрофанушки своего бывшего кучера. Преподаватели сына Простаковой достойны особого внимания.

Кутейкин – недоучившийся семинарист. Цыфиркин – отставной сержант. Вральман, фамилия которого говорит о его человеческих качествах весьма красноречиво, Митрофанушку ничему не учит, потому как и сам мало чего знает.

Как уже было сказано, раньше он трудился кучером. Но был уволен, подходящей работы не нашел, а потому пошёл в учителя.

То, что в преподавательском деле Вральман некомпетентен, Простакова не замечает, так как сама крайне невежественна.

История написания

Замысел комедии «Недоросль» у Фонвизина возник в 1778 году. Более года русский литератор провел во Франции, где изучал юриспруденцию, философию.

Он наблюдал за тем, как живут европейские аристократы, и пришел к довольно неутешительному выводу: русское дворянство погрязло в косности и невежестве.

Важно

По возвращении домой Фонвизин приступил к написанию произведения. На это ушло у него более трех лет.

Идея комедии «Недоросль» Фонвизина была по тем временам весьма оригинальной. Писатель стремился высмеять недостатки типичных представителей помещичьего сословия. Неудивительно, что и в Москве, и в Петербурге его комедию долгое время отказывались ставить.

Критика современников

Тема комедии «Недоросль» Фонвизина цензорам показалась интересной, однако слишком много в ней было смелых реплик. В 1782 году состоялась премьера спектакля. Произведение Фонвизина имело ошеломительный успех. Правда, театр, на сцене которого была поставлена пьеса, едва не закрыли. Кроме того, комедия вызвала недовольство Екатерины II.

Идея произведения

Духовное разложение представителей дворянства в условиях крепостного права – основная тема комедии, о которой речь идет в этой статье. По мнению Фонвизина, педагогические методы определяют нравственный облик целого поколения.

В 18-м веке помещики нередко доверяли воспитание своих детей недоучившимся дьячкам, неграмотным нянькам, иностранцам, имеющим сомнительные образование.

Такие «педагоги» способны учить лишь юношей, подобных Митрофанушке – центральному персонажу комедии Фонвизина «Недоросль».

Автор этого произведения на простых примерах показал, что дворяне в большинстве своем не помнят ни о чести, ни о достоинстве. Они не служат интересам государства, не соблюдают нравственных и государственных законов.

Остроту драматургическому произведению Фонвизина придает победа добра над злом, которая, впрочем, имеет случайный характер. Если б Стародум не вернулся из Сибири вовремя, а Правдин не получил предписания взять имущество Простаковой, всё закончилось бы для Софьи не столь благополучно.

Она бы не покинула город с молодым образованным офицером Милоном, а стала бы женой глупого Митрофанушки.

Персонажи

Система образов в «Недоросле» Фонвизина довольно проста. Герои делятся на положительных и отрицательных, почти все из них имеют говорящие фамилии: Вральман, Стародум, Правдин.

Отрицательные персонажи – представители старого дворянства, пытающиеся удержаться всеми силами за устаревшие идеи крепостнического строя.

Им противопоставлены герои, поддерживающие идеи Просвещения, – Правдин, Софья, Милон, Стародум.

Положительные и отрицательные герои

Среди персонажей комедии можно выделить несколько дуальных пар. Так, Софья противопоставлена Митрофанушке. Стародум – приверженец просветительских взглядов. Это человек нового времени. А потому он представляет собой противоположность помещицы Простаковой.

Милон противопоставлен Скотинину. Если первый образован и воспитан и испытывает к Софье искренние чувства, то второй хочет жениться на девушке из корыстных соображений.

Скотинин мечтает обзавестись землей, где будет активно заниматься животноводством, а именно разводить свиней.

Митрофанушка

Анализ «Недоросля» Фонвизина не может обойтись без описания этого яркого персонажа. Глупый избалованный юноша абсолютно не подготовлен к самостоятельной жизни. Всё за него делает мать, слуги или няни.

От Простаковой отрок перенимает неуправляемую страсть к деньгам. Он, как и мать, груб, неуважителен к родным. Безвольность Митрофанушка наследовал от своего отца. Шестнадцатилетний юноша не хочет учиться, но хочет жениться.

Он представляет собой противоположность Софье, образованной, серьезной, умной девушке с нелегкой судьбой.

Простакова

Делая анализ «Недоросля» Фонвизина, следует уделить внимание отрицательной героине. Простакова – необразованная, глупая женщина, однако при этом очень хитрая. Она практичная хозяйка, любящая мать.

Для Простаковой беззаботное будущее и счастье Митрофанушки стоят превыше всего. Но в воспитании она совершает роковые ошибки, потому как не знает ничего о правильных педагогических методах. Она обращается с сыном так, как обращались когда-то с ней ее родители.

В ведении хозяйства и воспитании сына помещица используют исчерпавшие себя ценности и идеи.

Стародум

При анализе «Недоросля» Фонвизина особое внимание следует уделить герою, символизирующему просветительские идеи, о которых в 18-м веке в России известно было немногим. Стародум общается с Софьей совсем не так, как Простакова с Митрофанушкой.

Он использует совершенно иные методы воспитания. Беседуя с Софьей на равных, наставляет, дает советы, исходя из своего богатого опыта. Ничего не зная о чувствах Софьи к Милону, он не принимает за неё решений.

Стародум хочет, чтобы племянница вышла замуж за умного, образованного офицера, однако не навязывает ей своих взглядов.

В этом образе автор изобразил свой идеал воспитателя и родителя. Стародум – авторитетная сильная личность, прошедшая достойный путь. Для современных читателей этот герой, конечно же, не является идеальным воспитателем. Но на современников Фонвизина, вдохновленных просветительскими идеями, он оказал сильное впечатление.

Источник: https://www.syl.ru/article/328455/fonvizin-nedorosl-analiz-kratkoe-soderjanie-personaji-smyisl-nazvaniya

«Недоросль» Денис Фонвизин

mvpphila Сен 26, 2017Недоросль Денис Фонвизин(оценок: 1, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка…

Название: Недоросль Год: 1782 Автор: Денис Фонвизин

Жанр: Драматургия, Литература 18 века, Русская классика, Юмористическая проза

Читать в приложении

Читать онлайн

Скачать книгу

Цитаты из книги

О книге «недоросль» денис фонвизин

В конце восемнадцатого века Денис Фонвизин подарил миру пьесу «Недоросль», актуальную по своему содержанию и поныне. В произведении просто и открыто показаны взаимоотношения отцов и детей, дворянства и крепостных, а также образованности, соперничающей с косностью и глупостью. Критики высоко оценили работу автора.

Герои пьесы «Недоросль» — помещики, государственные служащие, учителя, слуги, крепостные. Денис Фонвизин дает им фамилии, прямо указывающие на отрицательные или положительные качества: Правдин, Стародум, Вральман, Скотинин, Простаков.

Автор разделяет персонажей на три лагеря – положительные, отрицательные и «учителя». Между героями идет постоянное взаимодействие, борьба мировоззрений и контрастное противопоставление. Но так ли отрицательны персонажи, как пытается подать автор?

Совет

Главный персонаж пьесы – барыня Простакова, вздорная крикливая женщина, заправляющая крепостными и собственным мужем, но тающая при виде обожаемого сына Митрофанушки. Помещица нанимает лучших учителей, не жалея денег, чтобы дать любимому чаду хорошее образование.

Учителя на поверку оказываются мошенниками, а сынок – хитрецом, умело ускользающим от преподавателей. Митрофанушка превращается в недоросля – существо с «белым» билетом.

Простакова идет на все ради прихотей сына. Митрофанушка заявляет, что желает жениться, а вот и удачная партия – Софья, образованная и порядочная девушка, к тому же с хорошим приданным. Не важно, что у Софьи есть возлюбленный.

Денис Фонвизин рисует совершенно ослепленную материнской любовью особу и ее сына, умело пользующегося слабостью матери. Ко всему прочему следует прибавить недалекость ума обоих персонажей и последствия, вызванные их действиями.

На одну чашу весов в характере Простаковой падают вздорность, злобность, жадность, тупость, а на вторую — беспредельная любовь к сыну.

Однако пьеса «Недоросль» не только о слепой материнской любви. Она об откровенной глупости и нежелании учиться. Она об идеальных моралистах и мутных чиновниках. Она о добре и зле, соседствующем в каждом из нас.

Пьеса «Недоросль» не потеряла актуальности спустя 250 лет после выхода в свет. Персонаж Митрофанушки давно стал нарицательным. Денис Фонвизин в своем произведении создал массу крылатых фраз, разошедшихся по цитатникам поклонников.

На нашем сайте о книгах lifeinbooks.net вы можете скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Недоросль» Денис Фонвизин в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения.

Обратите внимание

Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов.

Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Недоросль» Денис Фонвизин

Скачать бесплатно книгу «Недоросль» Денис Фонвизин

(Фрагмент)

В формате fb2: Скачать
В формате rtf: Скачать
В формате epub: Скачать
В формате txt: Скачать

Рекомендуем к прочтению:

Источник: http://LifeInBooks.net/chto-pochitat/nedorosl-denis-fonvizin/

Недоросль

Комедия Фонвизина «Недоросль» была написана Денисом Ивановичем в 1782 году, во времена правления Екатерины Второй. Эта пьеса, состоящая из 5 действий, в свое время стала настоящим прорывом и важным шагом в развитии не только русской драматургии, но и всей литературы в целом.

Этап правления Екатерины II (Великой) ознаменовался в России господством расцвета науки и культуры, а идея просвещения дворянства как правящего класса, позаимствованная ею у французов, казалась слишком смелой.

Известно, что сама императрица Государства Российского была женщиной весьма неглупой, вела увлекательные переписки с Вольтером и Дидро, а посему являлась ярой поборницей всех инновационных идей, существующих в мире, в числе которых, в те времена, было и образование.

В какой-то степени она явилась продолжательницей идей Петра I, который и вовсе запретил дворянам-недорослям (подросткам) жениться и занимать государственные должности без образования.

Данные реформы с трудом приживались в российском обществе, таким образом, Фонвизину, в комедии «Недоросль», удалось с тончайшей иронией изобразить все заблуждения и отрицательные моменты увлекательного исторического процесса образования и окультуривания дворянства.

Читайте также:  Леонид ильич брежнев

«Недоросля» читать довольно непросто, так как написана пьеса в лучших традициях классицизма и с соблюдений всех литературных традиций той эпохи. Поэтому современному читателю, стиль повествования может показаться тяжелым для восприятия, но к тексту быстро привыкаешь, и затем просто наслаждаешься непревзойденным юмором произведения.

Пьеса делится на 5 действий, которые в свою очередь, разбиты на маленькие сцены – явления.

Поскольку книга написана с соблюдением всех стилистических рамок классицизма, автор использует в тексте, так называемые, «говорящие» фамилии, на примитивном уровне разделяя персонажей на «плохих» и «хороших».

Правдин, Милон, Стародум и Софья – положительные герои, а Скотинин, Простаков, Митрофан – отрицательные. Таким образом, Правдин, например, закономерно становится олицетворением морали, а Скотинин – фальши.

Важно

Глупая помещица Простакова вместе с сыном-недорослем Митрофанушкой – олицетворение целой эпохи, в которой идеалы и принципы дворянства зиждились на низких моральных устоях, жадности, необразованности и слепой власти, а не на вдумчивом и мудром правлении и хозяйствовании. Основная тема рассказа «Недоросль», к сожалению, остается актуальной и в наше время. Властью обладают не достойные, а изворотливые, не умные люди, а те, кто возвел хитрость и двоедушие в ранг искусства.

Скачать или читать полностью онлайн бессмертную пьесу Фонвизина можно на нашем сайте.

Источник: https://obrazovaka.ru/biblioteka/fonvizin/nedorosl-chitat-online

История создания комедии “Недоросль” Фонвизина: замысел, постановка и публикация пьесы

Комедия “Недоросль” является выдающимся произведением русской литературы XVIII века. 

В этой статье представлена история создания комедии “Недоросль” Фонвизина: замысел, постановка и публикация пьесы.

Смотрите: 
– Краткое содержание комедии
– Все материалы по комедии “Недоросль” 

Работа над пьесой 

Первый набросок “Недоросля” был создан Фонвизиным задолго до первой постановки пьесы. Первые рукописи появились в 1770-е гг. По мнению исследователей, работа Фонвизина над “Недорослем” была длительной и упорной.
Интересно, что первый вариант “Недоросля” по своему характеру ближе к пьесе “Бригадир”. В первой редакции “Недоросля” дворянского сынка зовут Иванушкой (в будущем автор назовет его Митрофанушкой).

При создании “Недоросля” Фонвизин использовал множество различных материалов: 

– статьи из сатирических журналов 1770-х годов

– произведения своих современников (Лукина, Чулкова, Эмина и др.)

– произведения английских и французских авторов XVII—XVIII вв. (Вольтера, Руссо, Дюкло, Лябрюйера и др.)

– комедий, написанные самой императрицей Екатериной II. 

В 1781 году Фонвизиным была завершена работа над текстом комедии “Недоросль”.

Первая постановка в 1782 году

Написав “Недоросля”, Фонвизин упорно боролся за постановку пьесы. Цензура не решалась пропускать “Недоросля”, поэтому разрешение было лично дано императрицей Екатериной.

Первая постановка пьесы “Недоросль” состоялась 24 сентября 1782 года в Вольном российском театре на Цырицыном лугу. Сам Фонвизин распределял роли и режиссировал постановку.

На премьере “Недоросля” роль Стародума исполнил выдающийся актер XVIII века – И. А. Дмитревский. Роль Правдина играл другой знаменитый актер и драматург – П. А. Плавильщиков.

Роль Еремеевны исполнял актер Я. Д. Шумский.

В “Драматическом словаре” о премьере “Недоросля” написано следующее: Первая публикация в 1783 году
В 1783 году комедия “Недоросль” была впервые напечатана. Об этом также говорится в “Драматическом словаре”:

Журнал “Стародум”

В 1788 году, спустя 6 лет после постановки “Недоросля”, Фонвизину пришла идея издавать собственный сатирический журнал. Он дает журналу “говорящее” название “Стародум” (по имени мудрого, рассудительного героя комедии “Недоросль”).

 

Фонвизин получил разрешение на печать журнала и начал готовить материалы. Однако императрица Екатерина запретила журнал. К счастью, материалы для несостоявшегося журнала «Стародум» сохранились и доступны современным читателям.

Такова история создания комедии “Недоросль” Фонвизина: история написания пьесы, интересные факты о замысле, постановке и публикации комедии.

Смотрите: Все материалы по комедии “Недоросль” 

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/06/istorija-sozdanija-nedorosl-fonvizin.html

Денис Иванович Фонвизин – биография, информация, личная жизнь, фото, видео

Денис Иванович Фонвизин. Родился 3 (14) апреля 1745 года в Москве — умер 1 (12) декабря 1792 года в Санкт-Петербурге. Русский писатель, создатель русской бытовой комедии.

Денис Фонвизин родился 3 (14 по новому стилю) апреля 1745 года в Москве.

Отец – Иван Андреевич Фонвизин. Его образ писатель позже воплотил в своём любимом герое Стародуме в произведении «Недоросль».

Происходил из старинного дворянского рода ливонских рыцарей. Предок Фонвизиных попал в русский плен во время Ливонской войны (1558—1583) и крестился в православие.

Фамилия Фон-Визен (нем. von Wiesen) или, с русифицированным окончанием Фон-Визин, писалась в XVIII веке в два слова или через дефис. Это же правописание сохранялось до середины XIX века.

Написание «Фон-Визин» использовал автор первой крупной биографии Фонвизина. Слитное написание установлено литературоведом второй половины XIX века Н. С.

Тихонравовым, хотя уже Пушкин находил это начертание правильным, как придающее более русский характер фамилии писателя. По выражению Пушкина, Фонвизин был «из перерусских русским».

Совет

В 1755—1760 годах учился в дворянской гимназии при Московском университете, затем в течение года — на философском факультете университета.

В 1760 году в числе лучших гимназистов Фонвизин и его брат Павел прибыли в Петербург. Здесь он познакомился с Ломоносовым, с первым руководителем русского театра Сумароковым и впервые увидел театральное представление, бывшее пьесой «Генрих и Пернилл» датского писателя, основоположника датской драмы Людвига Хольберга.

В 1761 году по заказу одного из московских книготорговцев Фонвизин перевёл с немецкого басни Хольберга.

Затем, в 1762 году, он переводит политико-дидактический роман французского писателя аббата Террасона «Геройская добродетель или жизнь Сифа, царя египетского», написанный в манере знаменитого «Телемака» Фенелона, трагедию Вольтера «Альзира или американцы», «Метаморфозы» Овидия, а в 1769 году – сентиментальную повесть Грессе «Сидней и Силли или благодеяния и благодарность», получившую у Фонвизина название «Корион».

Его любимым писателем был Руссо.

Одновременно с переводами стали появляться и оригинальные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона.

Так, предположительно к 1760-м годам относится не опубликованная при жизни автора пьеса, так называемый «ранний “Недоросль”», впервые изданная только в томе 9-10 серии «Литературное наследство» в 1933 году. Её действующие лица — прообразы персонажей знаменитого «Недоросля».

Так, Аксен схож с Простаковым, Улита с Простаковой, а Иванушка — с Митрофаном. Существует также версия, что ранний «Недоросль» не принадлежит Фонвизину.

Фонвизин находился под сильнейшим воздействием французской просветительской мысли от Вольтера до Гельвеция. Он сделался постоянным участником кружка русских вольнодумцев, собиравшихся в доме князя Козловского. В комедии «Бригадир» действуют две семьи провинциальных помещиков. Образ Ивана, сына бригадира, неистового галломана, занимает центральное место.

Обратите внимание

Друг Фонвизина и первый исполнитель роли Стародума актёр Иван Дмитревский, рассказывая о премьере «Недоросля» писал: «Говорят, что при первом представлении сей Комедии на Придворном Театре покойный Князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический, выходя из театра, подозвал к себе Сочинителя и с обыкновенным своим просторечием сказал ему шутя: “Умри теперь, Денис, или больше ничего уже не пиши; имя твое бессмертно будет по этой одной пиесе”». Эта фраза в многочисленных своих вариациях была повторена в сочинениях о Фонвизине и Потемкине и в конце концов стала крылатой. Хотя многие исследователи сомневаются в достоверности истории, рассказанной Дмитриевским. Во-первых, по некоторым данным Потемкин не мог быть на премьере Недоросля, так как находился в это время на Юге России. Во-вторых, к Фонвизину Потемкин относился не слишком благосклонно и столь восторженная реакция с его стороны маловероятна.

Денис Иванович Фонвизин – Недоросль

Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь и в его служебной карьере. Обратил на себя внимание его перевод трагедии Вольтера и в 1763 году Фонвизин, служивший тогда переводчиком в иностранной коллегии, был назначен состоять при уже известном тогда кабинет-министре Елагине, под началом которого служил и Владимир Игнатьевич Лукин.

Ещё большим успехом пользовалась его комедия «Бригадир», для прочтения которой самой императрице автор был приглашён в Петергоф, после чего последовали и другие чтения, в результате которых он сблизился с воспитателем Павла Петровича, графом Никитой Ивановичем Паниным.

В 1769 году Фонвизин перешёл на службу к Панину, сделавшись, в качестве его секретаря, одним из наиболее близких и доверенных лиц.

Перед смертью Панина Фонвизин, по его непосредственным указаниям, составил «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей».

Это произведение содержит исключительно резкую картину деспотического режима Екатерины и её фаворитов, требует конституционных преобразований и прямо угрожает в противном случае насильственным переворотом.

В 1777—1778 годах Фонвизин выезжает за границу и довольно долго находится во Франции. Отсюда он пишет письма к своей сестре Ф. И. Аргамаковой, П. И. Панину (брату Н. И. Панина), Я. И. Булгакову.

Эти письма носили ярко выраженный общественно-социальный характер.

Острый ум Фонвизина, наблюдательность, умение разобраться в экономических, социальных и политических явлениях в жизни французского общества, позволили ему нарисовать исторически верную картину феодально-абсолютистской Франции.

Важно

Изучая французскую действительность, Фонвизин желал глубже понять процессы, происходящие не только во Франции, но и в России, и найти пути к улучшению социально-политического порядка на родине. Он оценивает по достоинству то, что заслуживает внимания во Франции — торговлю и промышленность.

Одним из лучших произведений русской публицистики является «Рассуждение о непременных государственных законах». Предназначалось оно для воспитанника Никиты Панина — будущего императора Павла Петровича. Говоря о крепостном праве, Фонвизин считает необходимым не уничтожение его, а введение в «пределы умеренности».

Его пугала возможность новой пугачёвщины, необходимо пойти на уступки, чтобы избегнуть дальнейших потрясений. Отсюда основное требование — введение «фундаментальных законов», соблюдение которых необходимо и для монарха.

Наиболее впечатляющим является нарисованная писателем-сатириком картина современной ему действительности: безграничный произвол, охвативший все органы государственного управления.

Говоря о творчестве Фонвизина, известный литературный критик Белинский писал: «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы: они говорят мне не о заоблачных первостепенностях по случаю плошечных иллюминаций, а о живой действительности, исторически существовавшей, о правах общества».

«В произведениях этого писателя впервые выявилось демоническое начало сарказма и негодования, которому суждено было с тех пор пронизать всю русскую литературу, став в ней господствующей тенденцией», — отмечал А. И. Герцен.

Выйдя в отставку, Фонвизин, несмотря на тяжёлую болезнь (паралич), до конца жизни занимался литературным трудом, но встретил непонимание и резкое неодобрение в лице императрицы Екатерины II, запретившей Фонвизину издавать пятитомное собрание сочинений.

Литературное наследие последнего периода жизни писателя состоит главным образом из статей для журнала и из драматических произведений: комедии «Выбор гувернера» и драматического фельетона «Разговор у княгини Халдиной».

Кроме того, в последние годы своей жизни он работал над автобиографией «Чистосердечное признание».

Совет

Умер Фонвизин в декабре 1792 года и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

надгробие Дениса Ивановича Фонвизина

По состоянию на 2013 год имя Фонвизина носят 15 улиц и 1 переулок городов России, в том числе улица Фонвизина в Москве, в Махачкале. Улицы Фонвизина есть также в Запорожье, Харькове и Херсоне.

Личная жизнь Дениса Ивановича Фонвизина:

Жена – Хлопова (Роговикова) Екатерина Ивановна (1747-1796). Детей не было.

Библиография Дениса Ивановича Фонвизина:

1768–1769 – Бригадир (комедия) 1770 – Послание к слугам моим – Шумилову, Ваньке и Петрушке (стихотворение) 1779-1781 – Недоросль (комедия) 1782-1783 – Рассуждение о непременных государственных законах (публицистика) 1783 – Опыт российского сословника (публицистика) 1788 – Друг честных людей, или Стародум (материалы к невышедшему журналу)

1791 – Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях

Экранизации произведений Дениса Ивановича Фонвизина:

1927 – Господа Скотинины (реж. Григорий Рошаль, по мотивам комедии Недоросль)
1987 – Недоросль (реж. Виталий Иванов, Владимир Семаков)

Источник: http://stuki-druki.com/authors/Fonvizin.php

Ссылка на основную публикацию