Андрей вознесенский – уникальные факты

Андрей Вознесенский

Андрей Вознесенский – советский поэт-шестидесятник, публицист, поэт-песенник. Несмотря на прохладное отношение власти к творчеству поэта, в 1978 году Андрей Андреевич удостоился Государственной премии СССР. Вошел в плеяду классиков XX столетия.

Андрей Андреевич Вознесенский родился в мае 1933 года в столице. Его отец – инженер-гидротехник по специальности, строил знаменитые Братскую и Ингурскую гидроэлектростанции. Позже он стал профессором и возглавил Институт водных проблем.

Поэт-песенник Андрей Вознесенский

Ранние детские годы будущий поэт провел в городке Киржаче Владимирской области, откуда была родом мама Антонина Сергеевна. В семье также подрастала старшая сестра Андрея – Наташа.

Грянувшая Великая Отечественная война и последовавшая эвакуация заставили 8-летнего Андрея вместе с мамой перебраться в Курган, где мальчик ходил в школу. Позже Вознесенский поделился, что эвакуация хотя и забросила его в дыру, но «какая добрая это была дыра».

Андрей Вознесенский в молодости

В Москве Андрей Андреевич закончил одну из старейших столичных школ, в которой также учился Андрей Тарковский. Стихи мальчик начал писать рано, а в 14 лет отважился послать некоторые из них своему любимому поэту Борису Пастернаку. Тот оценил произведения юного коллеги очень высоко, и они подружились. Влияние Пастернака на Вознесенского было огромным.

Обратите внимание

После получения аттестата Андрей Вознесенский стал студентом архитектурного института.

В престижный вуз Андрей отправился по настоянию Пастернака, который боялся, что преподаватели литературного института загубят талант Вознесенского.

В 1957-ом, получив диплом о высшем образовании, поэт отметил это событие строками: «Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!..». По специальности Вознесенский не работал никогда.

Литература

Творческая биография Андрея Вознесенского развивалась стремительно. В 1958 году впервые были опубликованы его стихи.

Они оказались яркими, насыщенными метафорами, звуковыми эффектами и усложненной ритмической системой. В каждой строчке сквозил подтекст, что было непривычным и новым для того времени.

Влияние на поэзию Андрея Андреевича оказал не только Борис Пастернак, но и творчество Владимира Маяковского и футуриста Семена Кирсанова.

Андрей Вознесенский

Дебютный сборник поэзии Вознесенского увидел свет в 1960-ом. Он получил название «Мозаика». За критику власти и советского строя молодой поэт сразу же оказался в опале.

Его произведения были поставлены в один ряд с такими же «неформатными» стихами «шестидесятников» Евгения Евтушенко и Беллы Ахмадулиной.

Редактор, позволивший издать сборник Вознесенского, был с треском выгнан с должности, а тираж едва удалось сберечь от уничтожения.

Однако все неприятные обстоятельства, сопутствовавшие выходу первой книги, не испугали Вознесенского. Спустя несколько месяцев вышел второй сборник, названный «Парабола».

Он тут же превратился в библиографическую редкость, хотя был издан огромным тиражом. Андрея Андреевича начали приглашать на закрытые вечера, где свои произведения читали такие же опальные коллеги.

Важно

Вместе с тем поэты, воспевающие советский строй, делали Андрея Вознесенского героем стихотворных карикатур.

Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский и Роберт Рождественский

На Вознесенского ополчился Никита Хрущев. Он вознамерился выгнать неудобного литератора из страны, но после личной просьбы Джона Кеннеди генсек оставил поэта в покое. Среди поклонников Вознесенского был Роберт Кеннеди. Он даже переводил произведения советского поэта на английский язык.

По просьбе Кеннеди Андрея Андреевича начали выпускать за рубеж. В Америке Вознесенский познакомился с коллегой Алленом Гинзбергом, знаменитым драматургом Артуром Миллером и голливудской кинодивой Мэрилин Монро, которой затем посвятил стихотворение. Побывал поэт во многих странах Европы, где его талант почитали, а стихи любили.

Аллен Гинзберг и Андрей Вознесенский

В 1962 году Вознесенский выпустил новый сборник, названный «Треугольная груша», что вызвало новую волну негодования представителей власти. Поэта критикуют и унижают, в газетах выходят разгромные статьи критиков, зато народ его любит. Произведения Андрея Вознесенского перепечатывают и выпускают в «самиздате», передавая друг другу «из-под полы».

Поэт работает не покладая рук. Каждый год Вознесенский радует почитателей новым сборником великолепной поэзии. Поэт-романтик воспевает чувство любви в стихах «Не возвращайтесь к былым возлюбленным», «Сон», «Романс», «Вальс при свечах». Каждый раз эмоции, рождающиеся в строках произведений о любви, словно маятник стремятся то к полюсу вселенской любви, то к полюсу всеобъемлющего трагизма.

Поэт-песенник Андрей Вознесенский

В 1981 году на всю Москву прогремела ленкомовская постановка рок-оперы «Юнона и Авось» на либретто Андрея Вознесенского и музыку Алексея Рыбникова. Вокальные номера «Я тебя никогда не забуду», «Аллилуйя» производили на зрителей оглушительное впечатление.

Зал с первых дней показа спектакля был переполнен. Несколько осложнила ситуацию публикация в иностранной прессе статьи о постановке, после которой советское правительство долго не выпускало театральную труппу на гастроли с рок-оперой за рубеж, а также препятствовало распространению пластинки.

Рок-опера «Юнона и Авось» оказалась не первым театральным воплощением поэзии Вознесенского. В театре на Таганке с аншлагами шла постановка поэтического цикла «Антимиры» на музыку Бориса Хмельницкого и Владимира Высоцкого.

Алексей Рыбников, Марк Захаров, Андрей Вознесенский и Николай Караченцов

Потомкам поэт оставил 8 поэм, среди которых значатся «Лонжюмо», «Оза», «Ров». Произведение «Андрей Полисадов» литератор посвятил своему прадеду, муромскому архимандриту.

Последняя поэма, безразмерный молитвенный сонет «Россия воскресе», появилась в 1993 году на страницах издания «Дружба народов». В литературное наследие Вознесенского входят также мемуарная проза и публицистика.

Единственное крупное прозаическое произведение Андрея Андреевича «Прорабы духа» появилось в 1984 году.

Сегодня Андрей Вознесенский знаком стихами, превратившимися в популярные музыкальные хиты «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане».

Совет

А песня в исполнении Аллы Пугачевой «Миллион алых роз» по праву считается главным шлягером советской эпохи.

На стихи Вознесенского создавали свои шедевры композиторы Раймонд Паулс, Оскар Фельцман, Микаэл Таривердиев, Игорь Николаев, Стас Намин, Евгений Мартынов.

Вознесенский вместе с семьей жил в знаменитом поселке «Переделкино». Его дом находился в близком соседстве с дачей Пастернака.

В свое время дому-музею Вознесенским был подарен портрет наставника, который Андрей сделал еще в 7 классе на уроке труда, используя маленькое фото Пастернака.

Ежегодно благодарный ученик в день рождения и день смерти учителя посещал его дачу. Пережить Пастернака Вознесенскому удалось на 50 лет и два дня.

Личная жизнь

Первой супругой Андрея Вознесенского стала Белла Ахмадуллина. Поэтесса ушла от мужа Евгения Евтушенко именно к нему. Но прожили Вознесенский и Ахмадуллина недолго. Есть версия, что сборник «Треугольная груша» получил название из-за этого любовного треугольника.

Андрей Вознесенский и Белла Ахмадуллина

Личная жизнь Андрея Вознесенского почти полвека была связана с другой женщиной, преданной музой и хранительницей семейного очага Зоей Богуславской – прозаиком, драматургом и поэтессой. На момент знакомства поэта с будущей супругой Зоя была состоявшимся литератором, в благополучном браке у нее подрастал сын. Но любовь к поэту оказалась сильнее.

Зоя Богуславская и Андрей Вознесенский

Есть слухи о еще одном романе Вознесенского, на который его супруге Зое одно время приходилось закрывать глаза. Поговаривают, что Андрей Андреевич был влюблен в актрису Татьяну Лаврову. Якобы стихи из рок-оперы «Юнона и Авось» «Я тебя никогда не забуду» посвящены именно этой женщине. Этот роман был описан в одной из повестей Василия Аксенова.

Зоя Богуславская и Андрей Вознесенский

Тем не менее, большую часть жизни поэт прожил с Зоей Богуславской. В этом браке не было общих детей. Но Зое Борисовне суждено было находиться с супругом до последних минут его жизни.

Смерть

Первый тревожный звоночек для поэта прозвучал в 1995 году. У Андрея Вознесенского нашли первые признаки болезни Паркинсона. У литератора начали слабеть мышцы горла, рук и ног.

Могила Андрея Вознесенского

В 2006-ом у Вознесенского случился первый инсульт, следствием которого стал паралич руки и проблемы с ногами. В 2010-ом – новый инсульт и полная потеря голоса.

Весной поэта прооперировали в Мюнхенской клинике. Но в первый же летний день, когда Андрей Андреевич уже был в Переделкино, грянул третий инсульт, которого поэт не смог пережить.

Обратите внимание

Умирал Андрей Андреевич на руках у жены, которой перед смертью нашептывал новые стихотворные строки.

Похоронили знаменитого литератора на Новодевичьем кладбище, где покоятся тела его родителей.

Библиография

  • 1960 – «Мозаика»
  • 1960 – «Парабола»
  • 1964 – «Антимиры»
  • 1972 – «Взгляд»
  • 1974 – «Выпусти птицу!»
  • 1976 – «Витражных дел мастер»
  • 1984 – «Иверский свет»
  • 1990 – «Аксиома самоиска»
  • 1996 – «Не отрекусь»
  • 2000 – «Моя Россия»
  • 2004 – «Возвратитесь в цветы!»
  • 2008 – «Тьмать»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/3075-andrei-voznesenskii.html

Андрей Вознесенский

Родился в семье научного работника. Стихи начал писать еще в школе, тогда же серьезно занимался живописью, скульптурой, что, несомненно, сказалось на формировании его поэтического мироощущения и стиля. В 1957 окончил Московский архитектурный институт.

Первые его стихи были напечатаны в 1958 в «Литературной газете» и сборнике «День русской поэзии». Уже первые публикации обратили внимание критики на талантливого поэта, со свежим голосом, энергичными интонациями и ритмикой, неожиданной образностью и звукописью.

В 1960 в Москве и Владимире параллельно вышли книги «Парабола» и «Мозаика». Они были неоднозначно восприняты поэтами и критиками. Так, упреки в формализме вызвало одно из ключевых для этого периода стихотворений — «Гойя» (1957).

Сквозная пронизанность созвучьями, внутренними рифмами отчетливо ощутима в программной для поэта «Параболической балладе» (1958): «Судьба, как ракета, летит по параболе / обычно — во мраке и реже — по радуге»; «Идут к своим правдам, по-разному храбро, / червяк — через щель, человек — по параболе».

Уже в этих относительно ранних стихах проявилось своеобразие поэтической манеры Вознесенского — острота видения мира в его сложности и трагических противоречиях, в стремительном движении, «в образных сгустках» (Е.А.

Евтушенко), сила лирического чувства, экспрессивно-романтический характер образов, метафор, ассоциаций, а также сжатость и динамизм языка, лексическая и интонационная широта, свобода и разнообразие ритмов, богатая инструментовка стиха. В его творчестве заметно влияние поэтики Б.Л. Пастернака и В.В. Маяковского, В.В.

Хлебникова и М.И. Цветаевой, других поэтов Серебряного века, ряда художников и архитекторов 20 века.

Видными вехами эволюции поэта-шестидесятника стали поэмы «Мастера» (1957), «40 лирических отступлений из поэмы Треугольная груша» (1962) и «Оза» (1964).

В «Мастерах» Вознесенский ставит важнейшие для себя в это время вопросы творчества и решает их на материале художественной интерпретации одного из периодов русской истории — времени строительства народными умельцами храма Покрова на Нерли. В книге «40 лирических отступлений…

», обратившись к современной жизни Америки, России, планеты и выражая свое понимание задач искусства, взгляды на поэзию, он еще более настойчиво и последовательно отдает приоритет метафоре, ассоциациям, звуку.

Так, в «Архитектурном» отступлении — «Ночной аэропорт в Нью-Йорке» развертывается цепочка метафор и сравнений из самых разных сфер бытия, сознания, воображения. Аэропорт предстает как «Автопортрет мой, реторта неона, апостол небесных ворот», «небо, приваренное к земле»

Важно

В последующие годы вышли книги «Антимиры» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966), «Тень звука» (1969), «Взгляд» (1972), «Дубовый лист виолончельный» (1975), «Витражных дел мастер» (1976).

В разнообразных стихах и поэмах отражались сложные современные проблемы и конфликты.

Тяга к емкости и содержательности образной мысли и чувства, облеченных в классически ясную поэтическую форму (например, в элегии «Кромка», 1970), нередко сочеталась с ориентацией на формальный поиск, синтаксическую и метафорическую усложненность стиха.

В творчестве Вознесенского 1970-х гг. усиливаются нравственные и художественно-эстетические искания. Поэт ощущает необходимость обновления прежде всего духовного содержания своей поэзии.

Оставаясь верным себе, он неустанно продолжает художественный поиск и эксперимент, не раз добиваясь на этом пути разнообразных успехов — от «Повести под парусами» — «Авось» (1969), ставшей основой известной рок-оперы «Юнона и Авось» (на музыку А.Л.

Читайте также:  Редкие фото марины цветаевой

Рыбникова), — до включившей произведения визуальной поэзии книги «Видеомы» и оригинальных скульптурных творений.

Диапазон его творчества необычайно широк. Продолжив интенсивные жанровые и стилевые искания в сфере поэмы («Дама треф», 1974, «Андрей Полисадов», 1979), он выступил и как автор великолепной поэтической, в том числе мемуарно-биографической прозы («Мне четырнадцать лет», посвященная встречам с Б.Л. Пастернаком, определившим во многом его судьбу в поэзии).

В 1980-1990-е гг.

наряду с усилением социально-нравственным мотивов, особенно в сборниках «Прорабы духа» (1984), «Ров» (1987), идет активизация художественного поиска, эксперимента, игры — в книгах, характерных самими названиями: «Аксиома самоиска» (1990), «Видеомы: Стихи, визуальные объекты, проза» (1992), «Гадание по книге: Вещи последних лет / Рисунки автора» (1994).

Совет

В книгах «Casino «Россия» (1997) и «Жуткий Crisis Супер стар: Новые стихи и поэмы (1998-1999)» Вознесенский с болью и горечью размышляет об уходящем столетии и современности, продолжая активно экспериментировать над словом в его взаимодействии с изобразительными искусствами — графикой, живописью, инсталляцией и скульптурой (визуальные палиндромы, «видеомы», «кругометы», восходящие к его «Изопам» — «опытам изобразительной поэзии» конца 1960-х гг.).

По поводу распространенного мнения, что в 21 веке интерес к поэзии почти угас, поэт заметил: «Сейчас поэзия уходит в Интернет.

Там она живет в чистом виде, и к ней проявляют огромный интерес, который даже не сравнить с шестидесятыми годами, когда поэзия жила на стадионах. Я хочу опоэтизировать Интернет, как в свое время футуристы опоэтизировали плакаты и витрины».

Подтверждением этих слов стала его новая книга «www.Девочка с пирсингом.ru Стихи и чаты третьего тысячелетия» (2000).

При всем многообразии путей художественных исканий в сфере современного искусства, точнее, синтеза искусств, Вознесенский остается прежде всего выдающимся поэтом-лириком, о чем свидетельствует и одна из поздних его книг с симптоматичным названием «Не отрекусь: Избранная лирика» (1996). Самобытное творчество поэта опирается на широкий пласт литературных и художественных традиций в отечественной и мировой культуре и получило признание в стране и в мире.

Источник: https://www.livelib.ru/author/20286-andrej-voznesenskij

Мемория. Андрей Вознесенский – ПОЛИТ.РУ

12 мая 1933 года родился поэт Андрей Вознесенский

Личное дело

Андрей Андреевич Вознесенский (1933–2010) родился в Москве в семье инженера-гидротехника, директора Гидропроекта, одного из строителей Братской ГЭС. Писать стихи начал еще в школе.

В шестом классе послал подборку Борису Пастернаку, творчеством которого восхищался, и был приглашен в гости.

Встреча положила начало тесному общению двух поэтов, которое продолжалось до самой смерти Пастернака.

В 1957-м Вознесенский окончил Московский архитектурный институт, а в следующем году начал публиковаться. Настоящим событием стала вышедшая в 1959-м поэма «Мастера». В 1960-м увидели свет сразу два сборника поэта: «Мозаика» вышла во Владимире, а «Парабола», в одночасье ставшая библиографической редкостью – в столичном «Советском писателе».

Поэзия Вознесенского с самого начала привлекла внимание не только читателей, но и властей, с которыми у него сложились и в дальнейшем сохранялись весьма неоднозначные отношения.

Так, редактора «Мозаики» Капитолину Афанасьеву сняли с работы, а тираж сборника хотели уничтожить; в адрес начинающего автора раздавались почти роковые по тем временам обвинения в формализме. В 1963 году Вознесенский «удостоился» личной критики Никиты Хрущева на встрече с творческой интеллигенцией в Кремле.

Обратите внимание

При этом поэт был «выездным», причем не только в страны соцлагеря: уже в 1961 году он посещает США, где быстро становится лицом современной советской поэзии и обзаводится многочисленными знакомствами.

Встреча с одним из лидеров движения битников Аленом Гинзбергом вылилось в многолетнюю дружбу; в числе других американских знакомых Вознесенского – Артур Миллер, Боб Дилан и Мэрилин Монро. «Поэтическим отчетом» о визите за океан стала книга «40 лирических отступлений из поэмы “Треугольная груша”».

Затем сборники выходят регулярно: в 1964 – «Антимиры», в 1966 – «Ахиллесово сердце». Еще пять – «Тень звука», «Взгляд», «Выпусти птицу!», «Дубовый лист виолончельный», «Витражных дел мастер» и «Соблазн» – увидели свет в 70-е. Самыми известными поэмами стали «Оза» и «Лонжюмо». Последняя, посвященная жизни Владимира Ленина в эмиграции (со знаменитым финалом: «И Ленин отвечает.

На все вопросы отвечает Ленин»), частью читателей была воспринята как антисоветская – как пояснил Вознесенский в позднейшем интервью, потому, что «тогда ведь Ленин был анти-Сталиным». «Подитог» был подведен в 1983–84 годах, когда «Художественная литература» выпустила собрание сочинений в трех томах – «три синих», как называл их сам поэт.

В 2000–2006 «Вагриус» подготовил семитомник поэта.

О популярности на родине свидетельствовали не только большие тиражи и широкое распространение стихов в списках, но и регулярное появление песен на стихи Вознесенского – их кладут на музыку Давид Тухманов и Евгений Клячкин, Раймонд Паулс и Владимир Высоцкий.

С именем последнего связан и успех спектакля «Антимиры» по стихам поэта, поставленного в 1965 году Театром на Таганке и ставшего громким событием театральной Москвы; в нем Высоцкий исполнял «Песню акына» («Ни славы и ни коровы…»).

По-настоящему же всесоюзная «театральная» известность пришла после выхода в «Ленкоме» рок-оперы Алексея Рыбникова «Юнона и Авось» в 1981-м; запись была издана на двойной пластинке, а романс «Ты меня на рассвете разбудишь…» по стихотворению «Сага» стал одной из самых широко известных песен на стихи поэта.

Главными же хитами стали «Миллион алых роз» на музыку Паулса в исполнении Аллы Пугачевой и «Первый лед» («Плачет девочка в автомате…»), положенный на музыку Оскаром Фельцманом и впервые исполненный Ниной Дордой. Впоследствии песню пели Юрий Антонов, «Веселые ребята» и Евгений Осин. 

Важно

В поздние годы Андрей Вознесенский обратился к жанру визуальной поэзии. Рисовать поэт начал еще в школе и всегда стремился к синтезу искусств. В поздних выступлениях он соединял чтение стихов с музыкой и демонстрацией текстово-графических композиций, для которых придумал название «видеомы».

За четыре года до смерти Андрей Вознесенский перенес первый инсульт. От второго он так и не оправился – поэт скончался 1 июня 2010 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Чем знаменит

Андрей Вознесенский. Фото Владимира Мержевича

Яркий представитель плеяды шестидесятников в советской поэзии, Вознесенский заметно выделялся среди ровесников и единомышленников поэтическим языком.

Его лирику отличала экстравагантность сравнений, усложненность ритмической системы, активное использование звуковых эффектов и использование авторских неологизмов, явно унаследованные от футуристов первой трети XX века.

Обильно используя в стихах реалии современности, Вознесенский в большей степени пытался через них понять место человека в мире, чем разрешить актуальные социальные вопросы.

О чем надо знать

В 1978 году вполне легально издававшийся Вознесенский принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь». Тем не менее у ряда чисто «самиздатских» авторов поэт вызывал резкое неприятие – были подозрения, что его безнаказанный эпатаж одобрен и санкционирован КГБ.

Женой и музой Вознесенского в 1964 году стала Зоя Богуславская – литературный  критик, писатель и драматург.

Она работала редактором в издательстве «Советский писатель», читала лекции в Московском высшем театральном училище, заведовала отделом литературы в Комитете по Ленинским и Государственным премиям.

На момент знакомства Богуславская была замужем, у нее был сын, но Вознесенского это не остановило. Когда она отправилась с сыном в путешествие по Волго-Балтийскому каналу, поэт буквально бомбардировал ее телеграммами, которые зачитывались из радиорубки на весь теплоход.

Богуславская стала инициатором и координатором премии «Триумф». В 2011 году был снят документальный фильм «Андрей и Зоя», работа над которым началась при жизни Андрея Вознесенского и была закончена уже после его смерти.

Прямая речь

О славе: «Шумная слава, все ее ругают, она якобы ужасно вредит, но по крайней мере в одном смысле она хорошо влияет на судьбу: когда на тебя устремлено много глаз, у тебя сильный стимул вести себя по-человечески. Больше шансов не сподличать.

Соблазн – в хорошем смысле – сделать красивый жест, совершить приличный поступок: люди же смотрят! И враги тоже смотрят. Поэтому улыбайтесь. Пример нашего поколения тут довольно убедителен: среди тех, кого действительно знали, за кем следили, – никто не замечен в подлости.

Ошибались все. Приличия помнили тоже все».

Совет

Об авангарде: «Ничего более живого в искусстве ХХ века не было, из русского и европейского футуризма выросло все великое, что этот век дал. Русская провинция продолжает давать прекрасные молодые имена, потому что футуристична по своей природе.

Там без утопии не проживешь. Противопоставление авангарда и традиции, кстати, ложно – по крайней мере в России. Авангард с его максимализмом и есть русская традиция. “Слово о полку Игореве” как будто футуристы писали.

Авангарднее русского фольклора вообще ничего нет – рэп шестнадцатого века».

О диссидентах: «Из [физиков] получилось почти все диссидентское движение… Диссидент чаще всего получается из элиты, из слоя верхнего, избалованного, где у него есть возможность всему научиться, где царят идеальные отношения, где нет иссушающей заботы о куске: всех этих принцев сталинской эпохи в тридцать седьмом осиротили, и получилось поколение диссидентов. А были еще советские принцы пятидесятых, ядерщики и прочие оборонщики, которые купались в государственной любви, которые были элитой в греческом смысле – культуру знали, за поэзией следили, жили пусть в закрытых, но теплицах… И потом они вдруг поняли, что служат дьяволу. Так и сформировалось это движение – физикам же больше присуща умственная дисциплина, гуманитарий разбросан, “пугливое воображенье”… Сахаров потому и стал его вождем, что – физик, другая организация ума и другая степень надежности. Потом по-разному у всех сложилось, кто-то уехал, кто-то разочаровался, но в общем я не видел в жизни лучшей среды».

Об оттепели: «Я думаю, ее бы никто не смог прикрыть, если бы она развивалась. Но она именно выдохлась, и это понимают немногие – было видно тогда, изнутри.

Антисталинский посыл закончился довольно рано – все уже было сказано на ХХ съезде. Надо было идти дальше.

Чтобы дальше идти, нужно было опираться на что-то более серьезное, чем социализм с человеческим лицом, – или на очень сильный, совершенно бесстрашный индивидуализм, или на религию».

Зоя Богуславская о браке с Андреем Вознесенским: «У Андрея были романы при мне, очень яркие влюбленности, но расставались мы за 40 лет только на полтора месяца».

Никита Хрущев – Андрею Вознесенскому (в Кремле, 1963 год): «Можете сказать, что теперь уже не оттепель и не заморозки – а морозы… Ишь ты какой Пастернак нашелся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра получить паспорт? Хотите?! И езжайте, езжайте к чертовой бабушке. Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам!» (Аплодисменты.)

Обратите внимание

Борис Пастернак – Андрею Вознесенскому: «Нынешнее [заболевание] совпало с Вашим вступлением в литературу, внезапным, стремительным, бурным. Я страшно рад, что до него дожил. Я всегда любил Вашу манеру видеть, думать, выражать себя. Но я не ждал, что ей удастся быть услышанной и признанной так скоро».

Николай Асеев об Андрее Вознесенском: «Если отыскивать черты родоначального поэтического свойства, то это больше всего напоминает стилистическую манеру Маяковского: тот же неуспокоенный, внетрадиционный стих, то же стремление выразить мысль своими средствами, не заимствуя их у других, свободное обращение со строкой в ее ритмическом и синтаксическом разнообразии».

Михаил Жванецкий о поэзии Андрея Вознесенского: «Вознесенский создал свой язык в поэзии, новую особую структуру языка, поэзия Вознесенского бессмертна, как бессмертно все великое и прекрасное, как бессмертен Петербург, как бессмертна Москва… Людей, которые строили Москву и Петербург, уже нет, а все, что они построили, есть – и дома, и мосты…»

Читайте также:  Стендаль - уникальные факты

Дмитрий Быков – Андрею Вознесенскому к 75-летию: «Не любя в кругу волкодавов рассуждать о добре и зле, переживши столько ударов (и буквальнейших в том числе), каждый день добывая с бою, как в Отечестве повелось, вы осмелились тут собою воплощать великий А Вось. В вечных поисках абсолюта продолжайте смущать умы. Будьте здравы. Пока вы тута – не свихнемся авось и мы».

9 фактов об Андрее Вознесенском

  • Одним из главных «трамплинов» для Вознесенского стал Политехнический музей, где проходили собиравшие полные залы поэтические вечера
  • Документальная съемка из Политехнического использована Марленом Хуциевым в фильме «Застава Ильича», а в ленте Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» поэт читает свои стихи у памятника Маяковскому
  • На улице Горького в «Окнах сатиры» в 60-х годах была выставлена карикатура: рабочий, убирающий метлой «нечисть», в том числе Вознесенского со сборником «Треугольная груша»
  • «Антимиры» были не единственным «таганским» спектаклем по стихам Вознесенского: «Берегите ваши лица» был закрыт сразу после премьеры
  • Текст песни «Миллион алых роз» основан на предании о художнике Нико Пиросманишвили, изложенном Константином Паустовским в его воспоминаниях
  • Вознесенский удостоен орденов Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, Государственной премии СССР
  • Вознесенский – автор архитектурной части монумента «Дружба навеки» (совместно с Ю.Н. Коноваловым), установленного на Тишинской площади в Москве в 1983 году в память двухсотлетия добровольного присоединения Грузии к России.
  • Поэт был почетным членом десяти академий мира
  • Вознесенский повлиял на решение о выпуске «Мелодией» первого диска группы «Аквариум» в 1987 году

Материалы об Андрее Вознесенском

Андрей Вознесенский. Официальный сайт

Чтобы помнили. Андрей Вознесенский

Статья об Андрее Вознесенском в Википедии

Андрей Вознесенский: «Поэт должен разделять иллюзии своего народа»

Андрей Вознесенский: «Я не тихушник и другим не советую»

Дмитрий Быков. Три четверти

Источник: https://polit.ru/news/2016/05/12/voznesenskiy/

Вознесенский, Андрей Андреевич

Проверить нейтральность.На странице обсуждения должны быть подробности.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Вознесенский.

Андре́й Андре́евич Вознесе́нский (12 мая 1933(19330512), Москва — 1 июня 2010, Москва) — советский и российский поэт, публицист, художник и архитектор. Лауреат Государственной премии СССР (1978) и Премии Правительства РФ (2010, посмертно).

Биография

Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве.

Отец — Андрей Николаевич Вознесенский (1903—1974), инженер-гидротехник, доктор технических наук, профессор, директор Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР, участник строительства Братской и Ингурской гидроэлектростанций, заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР; мать — Антонина Сергеевна (1905—1983), урожд. Пастушихина была родом из Владимирской области. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде.

В Киржаче Владимирской области Вознесенский провел часть детства. Во время Великой Отечественной Андрей с матерью были эвакуированы из Москвы и жили в городе Кургане в семье машиниста. Андрей учился в 1941—1942 годах в школе № 30. Позднее, вспоминая эту пору, Андрей Андреевич написал: «В какую дыру забросила нас эвакуация, но какая добрая это была дыра».

После возвращения из эвакуации учился в одной из старейших московских школ (ныне Школа № 1060). В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу. Окончил в 1957 году Московский архитектурный институт. 46 лет прожил в браке с писательницей, кино- и театральным критиком Зоей Богуславской.

Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами.

Он ученик не только Маяковского и Пастернака, но и одного из последних футуристов — Семёна Кирсанова. Вознесенский написал стихотворение «Похороны Кирсанова», позже положенное на музыку под названием «Памяти поэта» большим поклонником Кирсанова Давидом Тухмановым (песню исполнял Валерий Леонтьев).

Первый сборник Вознесенского — «Мозаика» — был издан во Владимире в 1959 году, и навлёк на себя гнев властей. Редактора Капитолину Афанасьеву сняли с работы и даже хотели уничтожить тираж.

Второй сборник — «Парабола» — вышел в Москве и сразу стал библиографической редкостью.

Важно

Одно из лучших стихотворений этого периода — «Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, — было обвинено в формализме.

Файл:Voznesensky 2t.jpg

А. Вознесенский

В то время устраивались многочисленные встречи с поэтами. Проходили ставшие известными вечера в Политехническом музее, где звучали строки Вознесенского:

Вознесенский наряду с Евтушенко и Ахмадулиной вызывал резкое неприятие у некоторой части советской литературной общественности. Это неприятие выражалось и в стихах — например, в стихотворении Николая Ушакова «Модный поэт», 1961 (Он сменною модой недельной / когда-то пленял молодёжь.

/ Так что ж ты, цветок рукодельный, / сегодня не модно цветёшь?) или в стихотворении Игоря Кобзева «Комсомольским активистам», 1963 (Им служат оружьем трясучие джазы / И разный заморский абстрактный бред. / У них, говорят, появился даже / Собственный свой популярный поэт…).

На улице Горького в «Окнах сатиры» уже в 60-х годах изображён рабочий, выметающий «нечисть» метлой, — и среди сора-нечисти был изображён Вознесенский со сборником «Треугольная груша». В марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле Никита Хрущёв подверг поэта резкой критике.

Под аплодисменты большей части зала он кричал: «Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам. Я прикажу Шелепину, и он подпишет вам заграничный паспорт!».

Не менее резкое неприятие вызывал Вознесенский у представителей неподцензурной литературы, которых советская власть не допускала в печать, вынуждая публиковать свои произведения исключительно в самиздате, — например, Всеволод Некрасов обращался к Вознесенскому с такими стихами: «Слушай Же Не ке ге бе Ву Па Не ке ге бе Ву Понимаешь Ты Же», — намекая на то, что бунтарская позиция Вознесенского санкционирована КГБ СССР.

Вознесенский неоднократно выезжал в различные зарубежные страны для выступлений: 1961 — Польша; 1961, 1966, 1968, 1971, 1974, 1977, 1984 — США; 1962, 1966, 1969, 1976, 1977, 1983 — Италия; 1962, 1963, 1973, 1982, 1984 — Франция; 1967, 1977, 1983 — ФРГ; 1971 — Канада; 1964, 1966, 1977, 1981 — Великобритания; 1973 — Австралия; 1968 — Болгария; 1981 — Мексика и мн. др. Он стал одним из самых популярных русских поэтов в США. Вознесенский сдружился с поэтом-битником Алленом Гинзбергом, стал другом семьи Артура Миллера. Его встреча с Мэрилин Монро позднее запечатлелась в строках: «Я Мэрлин, Мэрлин. / Я героиня / Самоубийства и героина». Другие стихи ещё более откровенны:

Через год после сборника «Треугольная груша» вышла посвящённая Ленину поэма Вознесенского «Лонжюмо». Стихотворный сборник «Антимиры» послужил основой знаменитого спектакля Театра на Таганке в 1965 году. Для этого спектакля Владимир Высоцкий написал музыку и спел «Песню акына» на стихотворение Вознесенского.

В 1970-е Вознесенского стали издавать достаточно хорошо, он выступал по телевидению и получил в 1978 году Государственную премию СССР, но в том же году принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь» (1978).

Вознесенский — автор архитектурной части монумента «Дружба навеки» (совместно с Ю. Н. Коноваловым), установленного в 1983 году в память двухсотлетия добровольного присоединения Грузии к России на Тишинской площади в Москве. Скульптурная часть памятника выполнена З. Церетели.

Вознесенский дружил со многими деятелями искусства, о встречах с которыми вспоминал в статьях и мемуарно-биографических книгах. Он был собеседником Сартра, Хайдеггера, Пикассо, встречался с Бобом Диланом.

Совет

На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане», «Песня на „бис“» и главный хит «Миллион алых роз», где поэт в стихах пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к французской актрисе.

С автором четырёх последних песен Раймондом Паулсом Вознесенский сотрудничал очень много. Рок-опера «„Юнона“ и „Авось“», написанная на либретто Вознесенского Алексеем Рыбниковым, была поставлена в 1981-м Марком Захаровым в Московском театре имени Ленинского комсомола и до сих пор не сходит со сцены.

Наиболее известен романс «Я тебя никогда не забуду», основанный на стихотворении «Сага».

Жил и работал в подмосковном Переделкине, по соседству с дачей-музеем Бориса Пастернака, где два раза в год, 10 февраля (день рождения Пастернака) и 30 мая (день смерти поэта) проводил поэтические чтения. Встречам с Пастернаком посвящена книга Вознесенского «Мне четырнадцать лет».

Первый инсульт поэт пережил за 4 года до смерти . В 2010 году Андрей Вознесенский перенёс второй инсульт, после которого он окончательно не оправился.

Андрей Андреевич Вознесенский скончался 1 июня 2010 года после продолжительной болезни на 78-м году жизни у себя дома в Москве. Отпевание поэта по православному обряду состоялось в полдень 4 июня в церкви святой мученицы Татьяны при МГУ. Андрея Вознесенского похоронили 4 июня 2010 года на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с родителями.

Могила А.А. Вознесенского на Новодевичьем кладбище в Москве

Дополнительная информация

Андрей Вознесенский является одним из героев документального фильма Владислава Виноградова «Мои современники» (1984)

Награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (5 мая 2008) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность.
  • В 1978 г. в Нью-Йорке Вознесенскому А. А. присуждена премия Международного форума поэтов за выдающиеся достижения в поэзии.
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (15 января 2004) — за большой вклад в развитие отечественной литературы.
  • Орден Трудового Красного Знамени (1983).
  • Премия Правительства Российской Федерации 2010 года в области культуры (17 декабря 2010) (посмертно) — за книгу «Тьмать».
  • Государственная премия СССР (1978) — за сборник «Витражных дел мастер» (1976).
  • Он является почётным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования (1993), Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.
  • Золотой Почетный знак «Общественное признание» (2003).

В популярной культуре

На стихи Вознесенского написано много популярных песен (в основном на его уже опубликованные стихотворения). Он также удачно выступал в качестве поэта-песенника, написал посвященное Софии Ротару стихотворение «Голос».

Песня в исполнении Евгения Осина «Плачет девочка в автомате», ставшая популярной в начале 90-х, известна с конца 60-х как один из номеров дворовой музыкальной городской культуры. На самом деле это песня на стихотворение А. А. Вознесенского «Первый лёд». В песне местами изменены слова.

Андрей Вознесенский упоминается (и по свидетельству очевидцев относился к этому с юмором) в песне рок-группы «Адо» «Веди себя хорошо» (1996):

Обратите внимание

Неоднократно упоминается как герой реальных и нереальных историй в произведениях В. Аксёнова, С. Довлатова.

А. А. Вознесенский участвовал в принятии положительного решения о выпуске на всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» первого диска группы «Аквариум» в 1987 году (диск-гигант, составленный из песен с магнитофонных альбомов «День Серебра» и «Дети Декабря»).

Известная статья А. А. Вознесенского о Б. Гребенщикове была помещена на конверте этой пластинки. Лидера группы Бориса Гребенщикова, склонного в поэтическом творчестве к сложной метафоре, Вознесенский назвал своим преемником в поэзии.

[источник не указан 930 дней]

Общественная позиция

В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ.

Интересные факты

  • В фильме «Москва слезам не верит» Андрей Вознесенский играет самого себя. У памятника Маяковскому он читает стихотворение «Параболическая баллада» (Жил огненно-рыжий художник Гоген). В фильме допущена фактическая ошибка. Эпизод датирован 1958 годом, а стихотворение написано в 1959 году.
  • Во время встречи Никиты Хрущева с интеллигенцией Вознесенский взял слово с трибуны, а Хрущёв после первых же слов поэта оборвал его и стал обвинять в «антисоветчине», кричал, чтобы он завтра же уезжал из страны. Вознесенский лишь повторял «Дайте мне договорить».
  • Андрей Вознесенский попал в аварию — такси выбросило в кювет. Вознесенского извлекали из покореженного автомобиля. С сильным сотрясением мозга он должен был лежать месяц. Но уже через пару дней сбежал в редакцию.
  • Неприятный случай произошёл с Вознесенским в Переделкине на даче. Поэт в шесть утра гулял, и вдруг на него напала стая собак. На нём было 40 укусов.
Читайте также:  Фото никиты панфилова

Источник: http://aforizmu.net/biography/Andrej%20Voznesenskij

Ностальгия по настоящему

Ее несколько удовлетворило открытие мемориальной доски поэту Андрею Вознесенскому, состоявшееся в Москве 6 июня

Фото: Алексей Комаров — «Новая»

Высотку на Котельнической набережной украсила еще одна мемориальная доска. Как будто еще один орден на широкой маршальской груди. Но доска эта уникальна. Уже самим фактом своего появления в культурном пространстве Москвы спустя всего три (!) года после ухода того, кому она посвящена.

Этот Тот, Кому – поэт Андрей Вознесенский, 80-летие со дня рождения которого мы отмечаем в нынешнем году.

Заслуга в таком раннем, но абсолютно своевременном увековечении памяти гениального поэта принадлежит прежде всего Департаменту культуры правительства Москвы и, конечно, вдове Вознесенского, писательнице Зое Борисовне Богуславской, без потрясающей энергии и обаяния которой, наверно, ничего бы не свершилось.

Мемориальная доска Вознесенскому была открыта 6 июня, в день рождения Пушкина. Но это не тот случай, когда «Муму» написал Тургенев, а памятник – Толстому. Это сближение вовсе не странное.

Не сравнивая масштабы и обстоятельства времени, можно легко определить то, что сближает этих поэтов: несомненное уникальное (у каждого, естественно, свое) дарование и отношение к родному языку как к живому растущему организму. И потому тот и другой были новаторами.

И того и другого за это ругали: Пушкина – за использование просторечий, слов «низкого штиля», Вознесенского – за неологизмы, введение в поэтическую ткань новых фразеологизмов, языка улицы и терминов НТР.

Но еще важнее, что Вознесенский, как и Пушкин, не забывал, что поэзия – род волшебства, что рифма – не просто созвучие, а уподобление понятий и уже этим метафора, образ, который неисчерпаем.

Вот только одна строфа из не самого знаменитого стихотворения Андрея Андреевича:

Ты молилась ли на ночь, береза?

Вы молились ли на ночь,

запрокинутые озера

Сенежь, Свитязь и Нарочь?..

Сама рифма береза – озера дает возможность березе отражаться в озере. И все видно, зеркально, прозрачно…

Важно

Обо всем этом во вступительном слове я, удостоенный такой чести, наверно, за то, что многие годы счастливо дружил с Андреем Андреевичем, и говорил.

А первым выступавшим был композитор Алексей Рыбников.

Причем, это было трогательно – только что отзвучал хит из «Юноны…», нашей лучшей рок-оперы, ну, конечно – «Ты меня на рассвете разбудишь…», и ее соавтор вспомнил о том, как на его глазах (ушах) появлялись гениальные строчки, про которые композитор говорил поэту: «Это золотом на мраморе». Но доска – не мраморная, тем не менее, на ней выбито из «Юноны…» — «Ты меня никогда не забудешь…»

Потом выступили: зам редактора прежней знаменитой «Юности», писатель Алексей Пьянов, глава Комитета по культуре Мосгордумы, народный артист РФ Евгений Герасимов, поэт, лауреат многих премий, в юности благословленный Вознесенским Юрий Кублановский, издатель последних прижизненных книг Вознесенского, лауреат премии «Парабола» (в честь АВ) Алексей Костанян, маэстро Владимир Спиваков и, конечно, Зоя Борисовна Богуславская.

Потрясающе, что все выступавшие прекрасно помнили наизусть стихи Вознесенского. Никто не сбился. И только Пьянов, читая уже третье, очень старое, стихотворение Андрея Андреевича, что-то забыл и стал заглядывать в его раритетную нынче «Параболу», вторую книжку стихов, в которой уже был явлен большой поэт Вознесенский.

Зато Пьянов не забыл принести с собой верстку «Юности», где половина стихотворений была перечеркнута цензором. Сейчас всё это классика, например – «Ностальгия по настоящему».

А народу было несколько меньше, чем ожидалось и хотелось. Правда. ровно в это время шли пушкинские торжества у памятника Александру Сергеевичу. И все равно вспомнилась эта самая вознесенская «Ностальгия по настоящему»:

Я не знаю, как остальные,

но я чувствую жесточайшую

не по прошлому ностальгию —

ностальгию по настоящему…

P. S.  Остается добавить, что мемориальную доску А.А. Вознесенского (см.

фото) создали скульптор Михаил Дронов и архитектор Михаил Крихели, многие годы помогавший Андрею Андреевичу с оформлением его видеом.

А в церемонии снятия золотистого покрывала с мемориальной доски принимал участие зам руководителя Федерального агенства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев.   

Источник: https://www.novayagazeta.ru/arts/58491.html

Андрей Вознесенский

С Вознесенским я в последнее время разговаривал несколько раз – в больнице, на панихиде по Аксенову, на вечерах, куда он приходил… Разговоры длились минут по пятнадцать, не больше, потому что боюсь его утомлять. Но странное дело – на людях он чувствует себя лучше. Это и давняя эстрадная выучка, и внутренний кодекс чести: никто не должен…

Переделкино – чудо, но Сталин ни при чем. Андрей Вознесенский – о своей малой родине

Прежде чем получить дачу в поселке советских писателей, Андрей Вознесенский стал самым известным поэтом-авангардистом Европы, заставил Нью-Йорк и Париж аплодировать себе, удостоился хрущевского разноса и долгой опалы. – Нет, – уточняет Андрей Андреевич. – Я оказался в Переделкине благодаря аллергии. Она внезапно у меня началась в городе – стало лицо краснеть и опухать…

Меня кормят розочки…

Это интервью записывалось шепотом. И не потому, что мы с поэтом Вознесенским вели секретные переговоры, о которых врагам знать не положено, нет. Андрей Андреевич теряет голос, у него проблемы со связками. Остатки былой роскоши надо беречь. Вот и в беседе со мной классик не напрягался и тихо шептал в диктофон…

Поэт до последнего вздоха

«Вечером, ночью, днём и с утра — благодарю, что не умер вчера» — эти строки Андрея Вознесенского стали особенно актуальны 1 июня, когда он ушёл. Навсегда. Он был тяжко болен, первый инсульт пережил 4 года назад. Затем была операция в Германии, следом — второй инсульт. 12 мая Вознесенскому исполнилось 77 лет…

Не умеющий петь хором

А самая грязная – политическая – кухня пахла крыльями убитых поэтов. Оба Андрея попытались сделать метафорические кино и поэзию самозащитой.

Но зоркость охотничьих глаз цензуры обострялась по мере усложнения метафоричности.

Опозорившись на «Докторе Живаго», идеологи затхлости продолжали упражняться, правда, несколько трусливей, на поэтах, художниках, режиссерах. Настоящие стихи рождаются цельными отливками…

Миллион лирических отступлений

1 июня в Москве скончался Андрей Вознесенский — поэт, символ поколения шестидесятников. Ему только недавно исполнилось 77 лет. В последние годы он тяжело болел, в мае в Германии ему была сделана операция по устранению атеросклеротических повреждений артерий, однако улучшений она не дала…

Андрей Вознесенский: «Мы пятимся в будущее задом»

Три мавзолея — АНДРЕЙ Андреевич, на пожар в Манеже вы откликнулись поэмой. Там есть строки: «Кому-то беда случилась, кому — барыш. Россия, моя лучина, зачем так ярко горишь?!»… — Пожар в Манеже символичен: подожгли его или нет, но в том огне сгорали наши традиции и вера. Я ходил между обугленных стен, будто Нерон…

В столице открылась мемориальная доска Андрею Вознесенскому

У входа в главный подъезд знаменитой высотки на Котельнической открылась мемориальная доска поэту, прозаику и публицисту Андрею Вознесенскому. В этом доме Андрей Андреевич прожил 44 года — с 1966-го по 2010 год. Авторами памятника литератору стали скульптор, действительный Член Российской Академии художеств, Михаил Дронов и архитектор Михаил Крихели…

На севере столицы открылась библиотека им. Андрея Вознесенского

На севере столицы открылась библиотека имени Андрея Вознесенского.

На церемонии открытия присутствовали скульптор Степан Мокроусов-Гульельми, который сделал для библиотеки два бюста Вознесенского и разработал дизайн интерьера холла библиотеки, вдова поэта Зоя Богуславская, Писатель Константин Кедров и другие. На входе расположился бронзовый бюст Вознесенского, а в одном из залов – инсталляция.

Источник: http://andrey-voznesenskiy.ru/stati/

Скончался поэт Андрей Вознесенский

Андрей Вознесенский. Фото с labazov.livejournal.comОн умер после тяжелой болезни, на 78-м году жизни. 12 мая поэт отметил свое 77-летие.

“Это страшный удар для меня и для всех, кто любит русскую поэзию”, – так поэт, прозаик Евгений Евтушенко прокомментировал в эфире радиостанции “Эхо Москвы” смерть Андрея Вознесенского. “Я просто убит этим”, – добавил он.

“Вознесенский был одним из тех поэтов, без которого немыслимо было бы наше поэтическое шестидесятничество. Это добавочная потеря после тяжелых потерь Булата Окуджавы, (Василия – ЭМ), Аксенова, (Роберта – ЭМ) Рождественского”, – сказал Е.Евтушенко.

“Я вчера выступал в Казанском университете и сказал: я хочу прочитать стихи о Вознесенском. Ему плохо, тяжело со здоровьем, но я верю в силу человеческой энергии, ее передачу на расстояние. Давайте закроем глаза и все пошлем ему наше пожелание, чтобы он выздоровел. Все это сделали, но это не помогло”, – добавил поэт.

По его словам, Андрей Вознесенский “был одним из реформаторов русского стиха, он двинул русское стихосложение вперед, в частности, ввел одну длинную строку, которая чередовалась с очень короткой строкой. Никто еще так не работал”. “Его поэзия была прорывом в свободу, раскованность. Он был одним из тех людей, которых читали во всем мире, переводили на многие языки”, – отметил Е.Евтушенко.

Андрей Вознесенский “останется в веках, он часть нашей культуры и нас самих”. “Его улыбка, его голос, сила таланта, умение защитить свой талант от мимолетной накипи – это уникальное явление. Мы будем с ним всегда, он будет в нас всегда”, – сказал в эфире радиостанции “Эхо Москвы” писатель Виктор Ерофеев.

“Любимый всем миром Вознесенский сделал то, что должен был сделать поэт – он самовыразился. Он показал в своих стихах совершенно новый мир, который зарядил нас энергией. Я и многие мои соотечественники знают его стихи наизусть. Мы выросли из него, он в нас вдохнул потрясающую энергию”, – подчеркнул он.

“Смерть Андрея – это смерть огромной планеты, может быть, даже поэтической вселенной. Такая смерть переживается страшно”, – добавил В.Ерофеев.

“С него началась поэтическая линия. Юрий Петрович Любимов прозорливо выбрал именно Вознесенского, а дальше – уже вошедшие в онтологию мирового театра поэтические спектакли Любимова на Таганке”, – заявил в эфире радиостанции “Эхо Москвы” актер Вениамин Смехов.

По его словам, смерть поэта – “горе, к которому Андрей нас готовил не только мужеством своего преодоления болезни, но и мудростью своей поэзии”. “Граница между жизнью и смертью для поэтов или очень тонка, или вообще не существует в самом высоком, божественном смысле”, – отметил актер.

“Вознесенский, конечно, один из первых поэтов России, ему принадлежит своя необыкновенная страница. Вечная память”, – сказал В.Смехов.

Совет

Андрей Вознесенский “перевернул сознание своего поколения, это была настоящая революция”, сказал в эфире радиостанции “Эхо Москвы” композитор Алексей Рыбников. “Это был взгляд, который неповторим, необычайно остр. Без такого взгляда представить себе нашу поэзию, мировую литературу просто невозможно”, – добавил он.

“Это, прежде всего, человек близкий, дорогой друг, соавтор, с которым связаны самые лучшие годы моей жизни, годы творчества. Это величайший поэт, который сыграл в жизни многих людей колоссальнейшую роль. Его стихи открыли совершенно новый мир, новый взгляд на ту действительность, в которой мы жили”, – подчеркнул А.Рыбников.

“Такое ощущение, что великие поэты с уходом Вознесенского начинают вообще уходить. Великих уже не будет. Это страшное ощущение”, – отметил композитор.

Источник: echo.msk.ru

Источник: https://www.epochtimes.ru/content/view/37673/3/

Ссылка на основную публикацию