Знаменитые картины репина

7 знаменитых картин Ильи Репина

Илья Репин – гениальный портретист, мастер бытовых зарисовок и создатель скандальных исторических полотен. Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь предстает во всем ее многообразии.

«Бурлаки на Волге» (1870-1873)

О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».

Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Это работа, которую они делают по привычке из сезона в сезон, – чрезвычайно тяжелая, изнурительная, забирающая здоровье, а, порой, и жизнь, но позволяющая прокормить семью.

Тема расставания длиной почти в жизнь становится главной на репинской картине «Проводы новобранца».

Обратите внимание

В духе передвижничества художник создал многофигурную композицию, на которой жизнь показана в мельчайших деталях.

Мастерский световой акцент на главных персонажах, созданный Репиным, формирует центр картины и ее идею – разлука неизбежна, она будет долгой, печальной и только Богу известно, суждена ли встреча.

Шесть лет потратил Репин, чтобы композиционно выстроить сюжет: практически сливающаяся с темнотой спина священника и освещенное лучами восходящего солнца лицо сидящего на постели революционера.

О чем эта история? О непримиримости двух мировоззрений: одного – прогрессивного, гонимого, почти растоптанного, но не сломленного, другого – заскорузлого, костного, меркантильного, утратившего истинность? Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий»? А, может… Впрочем, у каждого может быть свой ответ и своя трактовка этого непридуманного сюжета, в основу которого художник положил собирательный образ русских революционеров.

Запрет на экспонирование картины «Отказ от исповеди» лишь подстегнул живописца – он самозабвенно принимается за воплощение своих замыслов и пишет «Крестный ход в Курской губернии». Сам Репин был уверен, что картина произведет фурор, и он оказался прав.

Реакционная пресса критиковал автора «за несправедливое обличение и ядовитый сарказм», а вся передовая общественность восторгалась работой, превознося Репина до небес. «Следить» за «Крестным ходом» можно, пожалуй, бесконечно.

Разношерстная толпа «разваливается» на отдельных персонажей: несущие тяжелый фонарь певчие, склоненные над пустым киотом из-под чудотворной иконы женщины, высокомерная барыня, несущая сам чудотворный образ. Но прежде всего в глаза бросается калека-горбун, который пытается приблизиться к фонарю.

Однако для «таких» доступ закрыт – торжественная процессия надежно охраняется конными полицейскими и сотскими. Кто же из персонажей картины истинно верует: тот, кто идет во главе Крестного хода, или те, кого секут плетьми и стараются выкинуть на обочину?

Важно

Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.

Веселый, удалой танец, счастливые лица людей… Эта работа была написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, которые старались показать секундное мгновение того, что происходит здесь и сейчас.

Каждая фигура прописана четко и динамично, вероятно, именно поэтому картина так напоминает стоп-кадр хорошего фильма.

Репин был очень дружен с Мамонтовым. На одном из вечеров было зачитано письмо XVII века, написанное запорожскими казаками турецкому султану Мохаммеду IV. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.

Гости Мамонтова, слушавшие ответ казаков, буквально покатывались со смеху – так ловко издевательства смешивались в нем с озорством. Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины.

Совсем скоро художник отправится на Украину, чтобы зарисовать старинные укрепления, сохранившиеся на месте Запорожской Сечи, и найти прототипы среди реальных казаков для будущих персонажей.

Больше 12 лет потребовалось мастеру, чтобы в мельчайших подробностях изучить и отразить разухабистую и удалую жизнь тех, кто, невзирая ни на что, оставался свободным. Не случайно здесь нет главных или второстепенных персонажей, ведь равенство и братство, наряду со свободой, столь значимы для пишущих письмо турецкому султану людей.

Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время, и именно в той позе, которой требовала композиция картины.

Совет

Ей предрекали провал, но Репин мастерски сумел реализовать навязанное ему задание – заказ последовал от императора, и вряд ли художник мог от него отказаться.

Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин? Репин никуда не делся! Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Мастер остался верен себе – улавливать в жизни самое главное и стараться не грешить против истины.

Источник: https://cyrillitsa.ru/past/39465-7-znamenitykh-kartin-ili-repina.html

Найдите 10 отличий: современники Репина на его портретах и в жизни

Многие исторические личности нам знакомы только по скульптурам и портретам, так что об их внешности приходится судить по чужим интерпретациям.

К счастью, в истории был короткий период, когда уже появилась фотография и еще не ушла в прошлое классическая живопись.

Давайте сравним, как выглядели люди «в жизни» и на портретах, на примере Ильи Репина — одного из величайших портретистов в истории, который был еще и тонким психологом.

(Всего 11 фото)

Источник: Kulturologia

Слева: Максим Горький и Мария Андреева позируют Репину. 1905 год. Справа: портрет Марии Андреевой, сделанный Репиным в 1905 году.

Роковая Мария Федоровна Андреева (урожденная Юрковская) была одной из самых известных и влиятельных актрис начала ХХ века: она помогала Станиславскому открывать Московский художественный театр, очаровала Савву Морозова и обратила его чувства на финансирование нужд театра и партии. С Репиным она была знакома с детства и еще в 15 лет позировала для иллюстраций к «Каменному гостю» Пушкина: художник писал с нее донну Анну.

В 1900 году, когда МХТ выехал в Севастополь показать Чехову «Чайку», писатель познакомил Андрееву с Максимом Горьким.

Примерно в то же время она увлеклась марксистской литературой, начала сближаться с большевиками и помогать им в партийных делах. Даже в РСДРП актриса вступила раньше Горького.

Обратите внимание

Через несколько лет Андреева стала гражданской женой писателя и его литературным секретарем. Переехав в Финляндию, они часто бывали в гостях в усадьбе Репина и позировали художнику для портретов.

Горький и Андреева позируют Репину. Финляндия, 1905 год.

Еще до того, как этот портрет был окончен, его увидел писатель Александр Куприн с супругой: их пригласили в мастерскую на чтение пьесы Горького «Дети солнца». Когда Репин спросил, что Куприн думает о картине, тот замешкался: «Вопрос застал меня врасплох. Портрет неудачен, он не похож на Марию Федоровну.

Эта большая шляпа бросает тень на ее лицо, и потом он (Репин) придал ее лицу такое отталкивающее выражение, что оно кажется неприятным. Я почувствовал себя неловко, сразу не нашелся, что сказать, и молчал. Репин внимательно посмотрел на меня и проговорил: «Портрет вам не понравился.

Я согласен с вами — портрет неудачен»».

Слева: портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского, 1881 год.

Илья Репин был приятелем композитора Модеста Мусоргского и поклонником его творчества. Он знал о пьянстве своего друга и горько писал об этом:

«Невероятно, как этот превосходно воспитанный гвардейский офицер, с прекрасными светскими манерами, остроумный собеседник в дамском обществе, неисчерпаемый каламбурист

Когда художник узнал, что Мусоргский в тяжелом состоянии попал в больницу, он отправился к нему и за четыре сеанса (с 2 по 5 марта 1881 года) написал этот портрет.

Как рассказывал очевидец, работать пришлось «со всякими неудобствами; у живописца даже не было мольберта, и он должен был кое-как примоститься у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский». Через 10 дней после этого композитор скончался.

От платы за работу художник отказался, пожертвовав деньги на памятник покойному другу.

Портрет Льва Толстого, 1887 год, и фото писателя.

Репин и Толстой тепло дружили почти 30 лет, вплоть до самой смерти писателя. Репин создал 3 бюста писателя, 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям — и акварелью, и пером, и карандашом. Даже переселившись в Петербург, Репин в каждый приезд в Москву встречался с Толстым.

Важно

В воспоминаниях художник признавался, что в присутствии Льва Николаевича, как загипнотизированный, мог только подчиняться его воле и всякое положение, высказываемое Толстым, казалось ему в ту минуту бесспорным.

Писатель критиковал картины Репина и подсказывал ему детали, а об одной из работ восхищенно сказал: «Мастерство такое, что не видать мастерства!»

В доме художника бывала и старшая дочь Толстого Татьяна Сухотина, которая также стала его моделью. Татьяна Львовна увлекалась живописью и копировала портреты отца, выполненные Репиным (хотя новый написать не решалась). После революции она даже открыла в Москве студию рисования.

Татьяна Сухотина (Толстая).

Валентин Серов начал рисовать по рекомендации Репина, в 9 лет, и состоявшийся художник шесть лет занимался с подростком. В матери Серова Валентине Семеновне Репин нашел черты горделивой царевны Софьи Алексеевны. Он давно хотел написать царевну Софью в заключении, но никак не мог найти натурщицу, а тут ему повезло.

В картине «Царевна Софья» художник соединил эскизные портреты переводчицы Бларамберг-Апрелевой, портнихи и Валентины Серовой. Считается, что у Софьи немного портретного сходства с матерью художника: Репину важно было создать собирательный образ и показать силу духа, упорство и несломленную волю женщины.

Валентина Серова на фото и на картине «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре», 1879 год.

Валентина Серова на фото и на портрете Репина.

Репин не раз предлагал своему другу Павлу Третьякову позировать ему для портрета, но галерист долго не соглашался: он был замкнутым человеком и не хотел, чтобы его узнавали. Затерявшись в толпе посетителей своих выставок, он мог, оставаясь неузнанным, услышать их искренние отзывы.

Репин же считал, что все должны знать в лицо одного из самых выдающихся культурных деятелей эпохи, и все же уговорил его на портрет. Художник изобразил друга в его привычной позе, поглощенным своими размышлениями, в любимой галерее.

Совет

Современники называли портрет удачным и узнавали в нем скромного одухотворенного Третьякова — такого, каким он был в жизни.

Справа: портрет Павла Третьякова, 1883 год.

Современники Алексея Феофилактовича Писемского утверждали, что Репину удалось очень точно запечатлеть характер писателя — саркастичный, скептический, насмешливый — и что его работа вышла за рамки обычного портрета.

Но во взгляде писателя заметна еще и тоска: Репин знал, что писатель нездоров и пристрастился к спиртному, что один его сын покончил с собой, а второй неизлечимо болен, и показал это на картине.

Портрет сделан за год до смерти писателя.

Справа: портрет Алексея Писемского, 1880 год.

Особенной нежностью проникнут портрет старшей дочери художника Веры на картине «Осенний букет». В письме к Татьяне Сухотиной (Толстой) Репин поделился: «Начинаю портрет Веры, посреди сада с большим букетом грубых осенних цветов, с бутоньеркой тонких, изящных; в берете, с выражением чувства жизни, юности, неги».

Справа: Осенний букет. Портрет Веры Ильиничны Репиной, 1892 год.

Источник: https://BigPicture.ru/?p=896093

Репин илья ефимович – галерея произведений (344 изображения)

Пожалуй, никто из русских художников 19 века не пользовался при жизни такой славой и признанием как Илья Репин. Он занимал в художественном мире место, близкое к тому, что в мире литературном – Лев Толстой. Каждая его новая картина ожидалась с напряженным вниманием и становилась событием и знаковым произведением в истории русской живописи

«Бурлаки на Волге», «Запорожцы», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван» — всемирно известные шедевры Репина и этапные полотна в развитии художественной мысли в России.

Читайте также:  Типы личности - уникальные факты

Крупнейший портретист своего времени, Илья Репин создал выдающуюся галерею образов современников художника – Л.Н.Толстого, М.П.Мусоргского, А.Г.Рубинштейна, Н.И.Пирогова, В.В.Стасова, П.М.Третьякова, С.И.Мамонтова и многих других великих людей русской культуры.

Наделенный необычайно острым ощущением жизни, её трудных социальных проблем и глубоких духовных запросов, он обозначил своими произведениями самые существенные стороны русского реализма.

Художественный мир Ильи Репина – явление, обладающее необычайной внутренней целостностью, целостностью особой, которая существует не вопреки, а благодаря многообразию творческих задач, широте охвата действительности.

Целостность эта была органически связана с общим характером русской демократической художественной культуры второй половины 19 века, с её стремлением осознать свою социально-историческую миссию и постановке кардинальных проблем человеческого бытия.

Репина отличал поразительный дар ощутить и отразить в своих произведениях главную идею эпохи, умение увидеть её в частных судьбах и характерах людей. Люди в картинах и рисунках Репина – это сама историческая действительность, её духовная энергия, её мучительные противоречия и глубокие драмы.

Илья Ефимович Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 года в городе Чугуев Харьковской губернии в семье военного поселянина. Первоначальные художественные навыки получил в Школе военных топографов в Чугуеве (1854-1857) и у чугуевского иконописца И.М.Бунакова. Вместе с иконописными артелями расписывал церкви и писал иконы для церквей Чугуева, окрестных сел и сел Воронежской губернии.

В 1863-1864 занимался в Рисовальной школе ОПХ в С.-Петербурге. Учился в Императорской Академии Художеств (1864-1871) в классе исторической живописи, где преподавали Ф.Бруни, А.Марков, П.Шамшин.

Обратите внимание

Был награжден малыми и большой серебряной медалями, за программу «Воскрешение дочери Иаира» (ГРМ) был награжден большой золотой медалью, получил звание классного художника 1-й степени и право пенсионерской поездки за границу на шесть лет.

Одновременно с учебой в Академии продолжал занятия в Рисовальной школе ОПХ, где познакомился с И.Крамским, и начал посещать вечера Петербургской артели художников. Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ.

В май 1873 года выехал за границу, посетил Всемирную выставку в Вене, был в Италии, с осени 1873 обосновался в Париже. Здесь он сблизился с кружком И.С.Тургенева и Полины Виардо, вместе с художниками В.Поленовым, А.

Боголюбовым, К.Савицким и А.Беггровым летом 1874 работал в местечке Вёль в Нормандии. В июле 1876 до окончания пенсионерского срока вернулся в Россию. За исполненную в 1876 году картину «Садко» удостоен звания академика.

В 1876-1877 жил в Чугуеве, с 1877 переехал в Москву. В своей московской мастерской устраивает рисовальные и акварельные вечера. Летние месяцы в 1877-1879 годах Репин гостит в имении Абрамцево у Мамонтовых,  становится членом абрамцевского художественного кружка. Член Товарищества передвижных художественных выставок (1878-1890 и 1897-1918).

В сентябре 1882 года переехал в С.-Петербург, профессор-руководитель живописной мастерской ВХУ (1894-1905, 1906-1907). В 1892 получил звание профессора, с 1893 – действительный член ИАХ.  Почетный член Академий и художественных обществ многих стран Европы. Неоднократно совершал поездки по России и Европе для работы над картинами и участия в выставках.

В 1895-1899 преподавал в Рисовальной школе княгини М.К.Тенишевой в С.-Петербурге и Смоленске. В 1892 приобрел имение Здравнево в Витебской губернии (ныне Дом-музей и.е.Репина), где до 1900 года работал в летние месяцы.

В 1899 купил в дачном поселке Куоккала под С.-Петербургом усадьбу, названную им «Пенаты», где с 1903 года и до конца жизни жил постоянно. С 1948 года поселок носит название Репино, здесь работает Музей-усадьба И.Е.Репина «Пенаты».

Автор книги воспоминаний «Далёкое близкое», «Писем об искусстве», а также многочисленных статей в периодической печати.

1. Репин Илья «Автопортрет» 1878 Холст, масло 69,5х49,6 Государственный Русский музей2. Репин Илья «Портрет В.А.Шевцовой, впоследствии жены художника» 1869 Холст, масло 83х67 Государственный Русский музей3. Репин Илья «Портрет А.В.Прахова» 1866 Бумага, соус мокрый 64х47,8 Государственный Русский музей4. Репин Илья «Портрет Е.Д.Шевцовой» 1865 Бумага, соус мокрый 62х46 Государственный Русский музей5. Репин Илья «Портрет отца художника Е.В.Репина» 1879 Холст, масло 89х70 Государственный Русский музей6. Репин Илья «Портрет матери художника Т.С.Репиной» 1867 Холст, масло 64х59 Национальная галерея, Прага7. Репин Илья «Портрет В.Е.Репина, музыканта, брата художника» 1867 Холст, масло 85,5х67,8 Государственная Третьяковская галерея8. Репин Илья «Портрет В.Е.Репина, музыканта, брата художника» Конец 1860-х — начало 1870-х Холст, масло 40,5х33 Государственный Русский музей9. Репин Илья «Портрет Ф.Д.Хлобошина» 1868 Холст, масло 45,5х61 Государственный Русский музей10. Репин Илья «Портрет И.С.Панова» 1867 Холст, масло 58х49 Государственный Русский музей11. Репин Илья «Портрет А.С.Бочаровой» 1859 Картон, масло 20х16,7 Государственная Третьяковская галерея12. Репин Илья «Приготовление к экзамену» 1864 Холст, масло 38х46,5 Государственный Русский музей13. Репин Илья «Портрет М.М.Антокольского» 1866 Бумага, графитный карандаш 37,5х28,3 Государственная Третьяковская галерея14. Репин Илья «Портрет мальчика» 1867 Холст, масло 46х40 Таганрогская картинная галерея15. Репин Илья «Иов и его друзья» 1869 Холст, масло 133х199 Государственный Русский музей16. Репин Илья «Голгофа (Распятие Христа). Эскиз» 1869 Холст, масло 80х99 Киевский музей русского искусства17. Репин Илья «Плач пророка Иеремия на развалинах Иерусалима» 1870 Картон, масло 91,3х75 Государственная Третьяковская галерея18. Репин Илья «Портрет старушки. Копия с оригинала Рембрандта, 1654» Начало 1870-х Холст, масло 110,7х87 Государственная Третьяковская галерея19. Репин Илья «Портрет Яницкой» 1865 Холст, масло 59х49 Государственная Третьяковская галерея20. Репин Илья «Портрет К.Ф.Яницкого» 1865 Холст, масло 59х48 Государственная Третьяковская галереяСтраницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Источник: http://cultobzor.ru/2015/07/ilya-repin-gallery/

Илья Репин

Творчество русского художника Ильи Репина – на особом месте на родине и за рубежом. Работы живописца – ярчайшее явление в мировой культуре, ведь создатель картины «Бурлаки на Волге» едва ли не первым почувствовал приближение революции, предугадал настроения в обществе и отобразил героизм участников протестного движения.

Портрет Ильи Репина. Художник Валентин Серов

История, религия, социальная несправедливость, красота человека и природы – Репин охватил все темы и реализовал художественный дар сполна. Плодотворность живописца поразительна: Илья Ефимович подарил миру сотни полотен, написанных в жанре реализма. Не бросил рисовать даже в глубокой старости, перед смертью, когда руки не подчинялись мастеру.

Детство и юность

Родился мэтр русского реализма летом 1844 года в Харьковской губернии. Детство и юность прошли в малорусском городке Чугуеве, где ранее обосновался неслуживый казак Василий Репин, дед художника. Василий Ефимович содержал постоялый двор и торговал.

Отец Ильи Репина – старший из детей, продавал лошадей, пригоняя табуны за 300 верст из Донщины (Ростовской области). Отставной солдат Ефим Васильевич Репин участвовал в трех военных кампаниях и прожил на Слобожанщине до последнего дня.

Родители Ильи Репина

Позже украинские мотивы в творчестве Ильи Репина заняли важное место, связи с малой родиной художник не обрывал никогда.

Влияние на сына оказала мама, образованная женщина и подвижница Татьяна Бочарова. Для крестьянских ребятишек женщина организовала школу, где преподавала чистописание и арифметику. Детям Татьяна Степановна вслух читала стихи Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, а когда семья нуждалась в деньгах, шила шубы на заячьем меху.

Важно

Илья Репин в молодости

Художника в маленьком Илье открыл дядя Трофим, принеся в дом акварельные краски. Мальчик увидел, как под кистью «ожил» черно-белый арбуз в азбуке, и пропал для остальных занятий. Илью с трудом отрывали от рисования, чтобы он поел.

В 11 лет Илью Репина отдали в топографическую школу – профессия считалась престижной. Но когда учебное заведение через 2 года упразднили, юный художник устроился учеником в иконописную мастерскую. Здесь Репина научили основам живописи, и вскоре подрядчики из округи засыпали мастерскую заказами, прося отправить к ним Илью.

Автопортрет Ильи Репина

В 16 творческая биография молодого живописца продолжилась в иконописной артели, куда Илья Репин устроился за 25 целковых в месяц.

Летом артельщики путешествовали, подыскивая заказы за пределами губернии. В Воронеже Репину рассказали об Иване Крамском, художнике из Острогожска, покинувшем родные края для учебы в петербургской академии искусств. Осенью 19-летний Илья Репин, вдохновленный примером Крамского, отправился в северную столицу.

Живопись

Работы юноши из Чугуева попали к конференц-секретарю академии. Тот, ознакомившись, отказал Илье, раскритиковав за неумение рисовать тени и штрихи. Илья Репин не опустил руки и остался в Санкт-Петербурге. Сняв комнатку в мансарде, парень устроился в рисовальную школу, на вечернее отделение. Вскоре учителя хвалили его как самого способного ученика.

Илья Репин работает в мастерской

В следующем году Илья Репин поступил в академию. Внести плату за учебу студента согласился петербургский почт-директор и благотворитель Федор Прянишников.

8 лет в академии принесли художнику бесценный опыт и знакомство с талантливыми современниками – Марком Антокольским, Василием Поленовым и критиком Владимиром Стасовым, с которым жизнь связала на десятилетия.

Ивана Крамского живописец из Чугуева назвал учителем.

Один из талантливейших учеников художественной академии Илья Репин получил медаль за полотно «Воскрешение дочери Иаира». Библейский сюжет никак не удавалось воплотить на холсте, тогда Илья вспомнил умершую подростком сестру и представил, какие выражения лиц были бы у родных, если бы девушка воскресла. Картина ожила в воображении и принесла первую славу.

Картина Репина «Воскрешение дочери Иаира»

В 1868 году студент, набрасывая этюды на берегу Невы, увидел бурлаков. Илью поразила пропасть между праздно шатающейся публикой и тягловой живой силой.

Репин набросал сюжет, но отложил работу: впереди был выпускной курс. Летом 1870 года живописцу выпала возможность побывать на Волге и вторично наблюдать работу бурлаков.

На берегу Илья Репин встретил прообраз бурлака, которого изобразил в первой тройке с головой, обвязанной тряпкой.

Картина «Бурлаки на Волге» произвела сенсацию в России и Европе. Каждый из нарисованных рабочих несет черты индивидуальности, характера, пережитой трагедии. Немецкий искусствовед Норберт Вольф провел параллель между картиной Репина и процессией проклятых из «Божественной комедии» Данте.

Картина Репина «Бурлаки на Волге»

Слава о талантливом живописце из Санкт-Петербурга докатилась до Москвы. Меценат и предприниматель Александр Пороховщиков (предок известного российского актера) заказал Илье Репину картину для ресторана «Славянский базар». Художник взялся за дело и летом 1872 года представил готовую работу, получившую похвалы и комплименты.

Весной следующего года Илья Репин отправился в путешествие по Европе, посетил Австрию, Италию и Францию.

Совет

В Париже познакомился с импрессионистами, работы Эдуарда Мане вдохновили на создание полотна «Парижское кафе». Но чуждая культура и манера модного во Франции импрессионизма раздражали русского реалиста.

Рисуя картину «Садко», на которой герой пребывает в чужом подводном царстве, Репин, похоже, представлял себя.

Картина Репина «Садко»

В середине 1870-х за работу «Садко» живописцу присвоили академическое звание, но некоторые критики не удержались от ядовитых замечаний в адрес Репина, указав на разительные отличия между волжскими бурлаками и «человеком в аквариуме».

Возвратившись из Европы на родину, Илья Репин 11 месяцев жил в родном Чугуеве. В Москву переехал поздней осенью 1877 года и, примкнув к передвижникам, написал «Царевну Софью».

Для погружения в материал Репин поселился рядом с Новодевичьим монастырем и трудился над полотном год, изучая архивы, посещая театральные мастерские и музеи.

Читайте также:  Чарльз диккенс - уникальные факты

Полотно оценили неоднозначно, безоговорочное восхищение выразил лишь Крамской.

Картина Репина «Крестный ход в Курской губернии»

Три года Илья Репин трудился над полотном «Крестный ход в Курской губернии». Первое название картины – «Чудотворная икона». Типажи для работы живописец собирал в Чернигове, Киеве и Курске, перенося сроки окончания все дальше.

Репин представил картину в 1883 году и снова услышал неоднозначные оценки. Одни увидели в изображении напор, силу и мощь, другие лишь изобличение взглядов Ильи Ефимовича на жизнь. Позже художник не раз прибегал к библейским сюжетам, подарив миру гениальные полотна «Голгофа», «Искушение Христа» и «Тайная вечеря».

В 1885-м мастер представил поклонникам новый шедевр – полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Сюжет картины Репину навеяла музыка Николая Римского-Корсакова.

Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Полотно показали на выставке передвижников, но трактовка сюжета не понравилась Александру III. Царь приказал не допускать работу на выставки, но в защиту творения Репина выступили десятки именитых людей. Император снял запрет.

Картину «Не ждали» мэтр представил в 1888-м, и ее тут же признали очередным шедевром. На полотне Илья Репин мастерски передал психологические портреты персонажей.

Интерьером для полотна стала комната дачи в Мартышкино под Петербургом. Лицо главного героя Репин изменял неоднократно, даже когда картина попала в экспозицию галереи Павла Третьякова.

Илья Репин тайно пробирался в зал и переписывал лицо нежданного гостя, пока не добился желаемого выражения.

Картина Репина «Не ждали»

Летом 1880-го живописец отправился в Малороссию, прихватив с собой ученика Валентина Серова. В творческом запое он рисовал все: избы, людей, одежду, домашнюю утварь. Репину был удивительно близок местный веселый народ.

Обратите внимание

Результатом поездки стали полотна «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Гопак. Танец запорожских казаков». Первая работа появилась в 1891-м, вторая – в 1927 году. Работу «Дуэль» Илья Репин написал в 1896-м. Ее приобрел Третьяков, поместив картину в московской галерее, где она хранится в наши дни.

Картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Особенное место в наследии художника занимают царские заказы. Первый поступил Илье Репину в середине 1880-х от Александра III.

Царь пожелал увидеть на полотне прием волостных старшин. После успешно выполненного первого заказа поступил второй. Картина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» нарисована в 1903-м.

Из «царских» картин знаменит «Портрет Николая II».

Картина Репина «Портрет Николая II»

На закате дней мэтр творил в финской Куоккале, в имении «Пенаты». В Финляндию к пожилому мэтру приезжали коллеги из Советского Союза, уговаривая перебраться в Россию. Но Репин, тосковавший по родине, так и не вернулся.

За несколько лет до кончины у Репина отнялась правая рука, но Илья Ефимович не представлял, как жить без работы. Он писал левой, пальцы которой вскоре перестали слушаться хозяина. Но недуг не стал препятствием, и Репин продолжал трудиться.

Картины Репина «Большевики» и «Царевна Софья»

В 1918-м Илья Репин написал полотно «Большевики», сюжет которого называют антисоветским. Какое-то время оно хранилась у американского коллекционера, потом «Большевики» попали к Галине Вишневской и Мстиславу Ростроповичу. В 2000-х хозяева выставили коллекцию на лондонский аукцион «Сотбис».

Чтобы не допустить дробления коллекции, русский бизнесмен Алишер Усманов выкупил все 22 полотна, в числе которых и «Большевики». Экспозиция выставляется в городе на Неве.

Личная жизнь

Живописец был женат дважды. Первая супруга Вера родила мужу четверых детей – трех дочерей и сына. В 1887 году, через 15 лет брака, последовало болезненное расставание. Старшие дети остались с отцом, младшие – с матерью.

Первая жена Ильи Репина Вера на картине «Отдых»

Илья Репин запечатлел родных на портретах. На картине «Отдых» изобразил юную супругу, старшей дочери Вере посвятил картину «Стрекоза», младшей Наде – полотно «На солнце».

Вторая жена – литератор и фотограф Наталья Нордман – ради брака с Репиным порвала с семьей. Именно к ней в «Пенаты» отправился живописец в начале 1900-х.

Наталья Нордман, вторая жена Ильи Репина

Нордман умерла от туберкулеза летом 1914 года. После ее смерти управление имением перешло в руки дочери Веры, оставившей подмостки Александринского театра.

Смерть

В 1927 году Илья Репин жаловался друзьям, что силы покидают его, он становится «форменным лентяем». Последние месяцы перед кончиной рядом с отцом были дети, поочередно дежурившие у постели.

Музей-усадьба Ильи Репина «Пенаты» в Куоккале

Художника, отпраздновавшего в августе 86 лет, не стало в сентябре 1930 года. Его похоронили в имении «Пенаты». В России и странах СНГ действует 4 музея художника, самый известный – в Куоккале, где он провел последние три десятка лет.

Произведения

  • 1871 – «Воскрешение дочери Иаира»
  • 1873 – «Бурлаки на Волге»
  • 1877 – «Мужик с дурным глазом»
  • 1880-1883 – «Крестный ход в Курской губернии»
  • 1880-1891 – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
  • 1881 – «Портрет композитора М.П.Мусоргского»
  • 1884 – «Не ждали»
  • 1884 – «Стрекоза»
  • 1885 – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
  • 1896 – «Дуэль»
  • 1896 – «Портрет императора Николая II»
  • 1903 – «Тайная вечеря»
  • 1909 – «Самосожжение Гоголя»
  • 1918 – «Большевики»
  • 1927 – «Гопак. Танец запорожских казаков»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/6329-ilia-repin.html

Илья Репин: картины, биография художника

Искусство Репина не знало равно­душия зрителей и критики. С са­мых первых лет его жизни в ис­кусстве вокруг работ Репина скрещивались противоборствую­щие мнения и взгляды.

Его под­держка начинаний передвижников многое предопределила в общест­венном признании и судьбах их демократической по своим соци­альным позициям живописи.

И уже в бурные двадцатые годы нашего столетия, в совершенно иную ис­торическую эпоху имя Репина не раз всплывало в разгар самых острых творческих дискуссий.

 На протяжении десятилетий его искусство выступало как бы в роли своего рода эталона, с кото­рым сверяли свои произведения как последователи, так и оппоненты мастера.

Искусство Репина менялось, раз­вивалось, оно знало периоды высокого взлета и годы относитель­но неудачные. (Как разочаровал он, скажем, всех почитателей своего таланта написанным к юбилею Гоголя в 1909 году полот­ном «Самосожжение Гоголя. Го­голь жжет свои рукописи».

) Но всегда Репин был верен одному из главных принципов своего творчества — его картины обра­щались к «массовому» зрителю, смело вмешивались в идейные споры, в лучшем смысле этого сло­ва отвечали «злобе дня». Для Репина жизнь, сама русская действительность в ее поразитель­ных противоречиях была вели­чайшим источником творческого вдохновения.

Жизнь он воспри­нимал страстно, темпераментно, с несравненной эмоциональностью. «Бурлаки, как тяжелая туча, заслонили веселое солнце»,— эти репинские слова из воспоминаний

об истории возникновения замыс­ла одной из самых известных кар­тин художника чрезвычайно харак­терны и примечательны для него.

Важно

В молодости ему Франция наску­чила прежде всего потому, что не хватало контактов с неприглаженной, непосредственной жизнью и их не могли заменить и восполнить ни впечатления от современных па­рижских салонов, ни вызывавшее у него глубокое волнение старое, классическое искусство.

Позже он не раз бывал в европейских стра­нах, «заметил» некоторых из импрессионистов, хотя в целом и отрицал необходимость подоб­ной художественной работы в рус­ском искусстве, изучал сложную гармонию Рембрандта, но всегда спешил возвратиться в Россию, окунуться в повседневную толчею жизни. Здесь он чувствовал себя настоящим художником, нужным людям.

Вот Репин пишет «Бурлаков», «Крестный ход в Курской губер­нии», «Не ждали» — любая из его больших капитальных работ — изобразительный роман, продуман­ный и согласованный во взаимо­действии всех деталей. Репин не иллюстрирует сюжет, а психологи­чески обосновывает, выстраивает его смысловую композицию.

Долго можно изучать характеры и типы в репинской картине, вникать в их взаимоотношения. Сочиненные им композиции обладают убедитель­ностью реальной жизни. Каждая деталь для мастера, подобно голосу в хоре, важна и необходима.

Как далека от благостности, например, самодовольная купчиха с иконой в «Крестном ходе в Курской губер­нии», как важно в «прочтении» картины выражение лиц персона­жей «Не ждали». Репин с увлече­нием описывает неповторимость внешнего облика каждого челове­ка.

Он не задается обычно целью дать всесторонний психологиче­ский анализ его внутреннего мира, нюансы душевных порывов.

Но эта внутренняя жизнь несомненно ска­зывается в яркости и сочности внешнего своеобразия героя, кото­рый выступает чаще всего как определенный социальный и психо­логический тип, порой (например, в «Протодьяконе») как образ обоб­щенный и собирательный. Правда жизни, убедительность психологической ситуации возни­

кают во взаимоотношениях персо­нажа со средой. Для Репина при точности и реальности всех дета­лей важна и общая эмоциональная атмосфера действия.

Совет

Зритель, гля­дя на репинские полотна, ощущает изнуряющую, знойную жару лет­него полдня в «Крестном ходе в Курской губернии», а само это красочное шествие толпы по пыль­ной дороге как бы теряет свою торжественную привлекательность и великолепие и воспринимается как весьма разоблачительное изображение разноречивого крестьянского быта, вызывает раз­мышления о сложности и драмати­ческих контрастах жизни. Худож­ник выступает как умный наблю­датель и критик социальной дей­ствительности.

В «Не ждали» скромная комната, наполненная и преображенная светом, становится как бы камер­тоном общего настроения картины.

Лучи солнца, играющие на стенах, скользящие по мебели, и струйки недавнего дождя на стекле балкон­ной двери — все это делается созвучным нежданной радости семьи, в которую возвращается по­литический ссыльный.

Сама мрач­ная келья в полотне «Царевна Софья» в не меньшей мере выра­зительна, чем грузная, тяжеловес­ная фигура женщины, которой тесно в этом сдавленном простран­стве. Радостный солнечный пей­заж в портрете Л. Н. Толстого — тоже своего рода психологическая черта характеристики его внутрен­него мира.

Репин написал множество чело­веческих типов, его картины обычно «населены» плотно.

Перед нами проходит уникальная гале­рея типов России от самого импе­ратора и его родовитых сановников в большом (написано с ученика­ми) парадном портрете-картине, изображающей Государственный Совет, до девочки-нищенки, изо­браженной с большой любовью и сочувствием. Именно по репинским портретам мы представляем себе облик многих деятелей культуры, его современников (М. Мусорг­ского, А. Фета).

Многоопытный, незаурядный порт­ретист, умевший писать точно, метко и выразительно, живо, Репин отдавал предпочтение показу ге­роя в моменты необычные, когда все свойства его характера, натуры

выявляются рельефнее ц ярче. Этот дар психологического вос­создания в творческой фантазии необычайного события, воссозда­ния глубокого реального ц убеж­дающего, в высшей степени ха­рактерен для Репина. Именно этот дар лежит в основе непреходящего успеха такого ре­пинского полотна, как «Иоанн Грозный и сын его Иван.

16 октяб­ря 1581 года», обычно называемо­го просто — «Иван Грозный уби­вает своего сына». Репин ведет работу сразу в двух направлениях, напоминая в этом театрального режиссера: проникается духом истории, эпохи и ищет прототипы прошлого в сегодняшнем дне.

Обратите внимание

Для него было немаловажным то, например, обстоятельство, что ему для картины позировал человек такого драматического мироощу­щения, как писатель Всеволод Гаршин, лицо которого уже само по себе как бы выражало траге­дию.

Другой момент, характерный для творчества Репина периода зре­лости,— стремление к тому, чтобы живописное решение картины ста­новилось вкупе с другими компонентами выразителем смысла.

Так, охвативший царя ужас, при­ступ безумия, вызванный свер­шившимся, раскрывается и пла­стическими средствами: кровавые пятна на красном ковре, красное на красном, придают особую зло- вещность сцене. Красочность кар­тины становится контрастным фоном трагического эпизода.

Пластическая сила, своеобразие репинского искусства выдвинули его из «общего ряда», сделали его картины значительнейшим явле­нием истории русского искусства, утвердив идею единства искусства и жизни народа как основу реали­стического метода.

Картины Репина

Видеопрезентация картин Репина

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1444-repin.html

Иван Грозный. Проклятье картины Репина

?Кот Ученый (lenarudenko) wrote,
2015-02-15 20:00:00Кот Ученый
lenarudenko
2015-02-15 20:00:00Categories:Знаменитая картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» или “Иван Грозный убивает своего сына” вызывает необъяснимое беспокойство и панический страх у многих зрителей.

Читайте также:  Александр трифонович твардовский

Сам художник вспоминал о наваждениях, которые преследовали его: «работал как завороженный. Минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины. Прятал ее. Но что-то гнало меня к ней, и я опять работал. Порой пробирала дрожь, а потом чувство кошмара притуплялось…»

Репин закончил полотно к 300-летию смерти Ивана Грозного (в 1884 году). Картина выставлена весной 1885 года, вызвала одновременно шок и интерес общественности, поначалу была запрещена к показу.

Однако спустя спустя три месяца запрет был снят, полотно снова выставили в Третьяковской галерее на радость публике.Друзья опасались за психическое здоровье Репина, у которого после завершения картины отнялась рука.

Друг художника – Всеволод Гаршин, который позировал для картины в роли убитого Ивана, сошел с ума. Гаршина начал преследовать «стеклянный шар». В момент приступа безумия, он бросился с лестницы.

Во время работы над полотном «Иван Грозный…» Репин писал и другие картины, навлекая злой рок на людей, заказавших ему свой портрет. Говорили, будто художник потревожил злобный призрак царя-душегубца.

Несчастья настигли и друзей художника, позировавших ему для другого шедевра – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Когда картина «Иван Грозный» была выставлена в 1885 году, некоторые впечатлительные зрители теряли сознание.

«Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют … влекущую к себе силу… В то время на всех выставках Европы в большом количестве выставлялись кровавые картины.

И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену Иван Грозный с сыном. И картина крови имела большой успех» – объяснял художник психологический успех своей работы.

Важно

Всеволод Гаршин, позировавший для картины “Иван Грозный…”Версия об убийстве Иваном Грозным родного сына была предложена Карамзиным – историком времен Пушкина. Карамзин основывался на трудах князя Курбского, писавшего о «подвигах» царя немало страшилок, где смешались правда и сплетни.

Карамзин красочно описывал муки царя после смерти сына – «…тосковал ужасно; не знал мирного сна: ночью, как бы устрашаемый привидениями, вскакивал, падал с ложа, валялся среди комнаты, стенал, вопил; утихал только от изнурения сил; забывался в минутной дремоте на полу, где клали для него тюфяк в изголовье; ждал и боялся утреннего света, боясь видеть людей и явить им в лице своем муку сыноубийцы…»

По одной из легенд, царевич желал скорой смерти отца, пытался навести на него порчу, даже ставил свечи за упокой в храмах.

Царь прознал о делах сына и в припадке гнева ударил его посохом… Другие летописцы, напротив, отмечают дружбу сына с отцом, что они даже «любовницами и любовниками обменивались…». Иван Грозный по «греховодным утехам» не отставал от европейских коллег-монархов.

По свидетельству других документов, сын Ивана Грозного скончался от продолжительной болезни. Современная экспертиза останков царевича установила смертельное количество ртутного яда. Ртутные вещества в те времена использовались для косметических и лекарственных средств.

Ивану Грозному накануне смерти являлся призрак сына – «…лежа на одре в беспамятстве, Иоанн громко звал к себе убитого сына, видел его в воображении, говорил с ним ласково…» – пишет историк Карамзин.

Один из рисунков к картине. По верованиям древних египтян душа умершего может возвращаться в наш мир через изображения. Говорили, что реалистичные работы художника для картины привлекли тень Ивана Грозного. Картина «Иванг Грозный…» имела успех, но были попытки запретить полотно к показу.

Шел 1885 год – прошло четыре года с момента трагической гибели императора Александра II от рук террористов в 1881 году. Власти опасались провокаций, этим и воспользовались недоброжелатели Репина, занимавшие должностные места в «цензурных комитетах».Говорили, будто картину пытались запретить не по политическим, а суеверным соображениям.

Вдруг тень Рюриковича новое зло над Романовыми сотворит. Александр II был убит в 1881 году, в этот год Репин начал работу над зловещим полотном. Репин приступил к работе над картиной в феврале 1881 года, а в марте 1881 погиб Александр II.

Сам Репин вспоминал:

«Какая-то кровавая полоса прошла через этот год, чувства были перегружены ужасами современности, но к ней страшно было подходить — не сдобровать!…»

Будто тень Ивана Грозного преследовала его:

«Как-то в Москве в 1881 году я слышал новую вещь Римского-Корсакова — „Месть“. Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване».

«…Естественно было искать выхода наболевшему в истории»

Изрезанная картина В начале 20 века картина “Иван Грозный” подверглась акту вандализма. В 1913 году один из присутствующих исполосовал лицо нарисованного царя. Безумцем оказался сын крупного фабриканта Балашова, который ранее не был замечен в подобных приступах.

Совет

Узнав об испорченной картине хранитель Третьяковской галереи в припадке истерии бросился под поезд. Гнев призрака Ивана Грозного настиг музейного хранителя и помутил его рассудок. Жертвами проклятье Ивана Грозного стали заказчики портретов, которые Репин написал в роковой 1881 год.

Композитор Модест Мусоргский – умер во время работы Репина над портретом, 1881 годХирург Николай Пирогов – умер через месяц после завершения Репиным его портрета, 1881 год Работая над «Иваном Грозным…» Репин также писал этюды для картины «Запорожцы пишут письмо Турецкому султану». Прототипами веселых казаков стали друзья художника.

Репин в своих работах изменил их внешность, создав колоритные персонажи. Друзья избежали скорой гибели, но на их семьи обрушились трагедии и неудачи. Идея написать картину об ответе запорожцев бусурманину возникла у Репина после встречи с другом Дмитрием Яворницким, который похвастал копией письма 17 века.

В письме без цензуры дословно приведен текст ответа казаков туркам.В 17 веке казаки получили от турецкого султана письмо с требованием сдаться на его милость. В ответ запорожцы послали бусурманина по известному адресу.

[Письмо султана казакам]Письмо сутлана запорожцам

Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Ибрагима I, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.
Султан турецкий Мехмед IV
.

[Ответ казаков (без купюр с матерными выражениями)]Отвiт Запорожцiв Магомету IV:

Ти, султан, чорт турецький, i проклятого чорта син і брат, самого Люцеферя секретарь. Якiй ты в чорта лицар, коли голою сракою їжака не вбъешь?! Чорт ти , висрана твоя морда.

Hе будешь ты, сукiн син, синiв христіянських пiд собой мати, твойого вiйска мы не боїмося, землею i водою будем биться з тобою,враже ти розпроклятий сину ! Распронойоб твою мать! Вавилоньский ты жихась, Макэдоньский колесник, Iерусалимський бравирник, Александрiйський козолуп, Великого і Малого Египта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всего свiту i пiдсвiту блазень, самого гаспида онук, а нашего хуя крюк. Свиняча ти морда, кобыляча срака, рiзницька собака, нехрещений лоб,ну и мать твою йоб. От так тобi Запоріжцi видказали, плюгавче. Не будешь ти i свиней христiанських пасти. Теперь кончаємо, бо числа не знаємо i календаря не маемо, мiсяц у небi, год у книзі, а день такий у нас, який i у вас, за це поцилуй за цэ в сраку нас!..
Пiдписали: Кошевой атаман Иван Сирко Зо всiм кошем Запорожськiм

Думаю, все понятно, но на всякий случай современный перевод.

Ответ Запорожцев Магомету IV

Запорожские казаки турецкому султану!Ты, султан, чёрт турецкий, и проклятого чёрта брат и товарищ, самого Люцифера секретарь. Какой ты к чёрту рыцарь, когда голой жопой ежа не убьёшь. Чёрт высирает, а твое войско пожирает. Не будешь ты, сукин ты сын, сынов христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться с тобой, распроёб твою мать.Вавилонский ты повар, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар, Александрийский козолуп, Большого и Малого Египта свинопас, Армянский ворюга, Татарский сагайдак, Каменецкий палач, всего света и подсвета дурак, самого аспида внук и нашего хуя крюк. Свиная ты морда, кобылиная срака, мясницкая собака, некрещённый лоб, мать твою ёб.Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти. Этим кончаем, поскольку числа не знаем и календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, за это поцелуй в жопу нас!

Подписали: Кошевой атаман Иван Сирко со всем лагерем Запорожским

Вскоре друзей художника, которые позировали для картины, начали преследовать беды.Михаил Драгомиров – генерал-губернатор Киева, позировал для картинного образа атамана казаков Ивана Сирко. Вскоре два младших сына Драгомирова покончили жизнь самоубийством, причина трагедии осталась семейной тайной. От пережитого ужаса дочь Драгомирова сошла с ума.Михаил Драгомиров – атаманМихаил Драгомиров в жизни, губернатор Киева Дмитрий Яворницкий – историк, который познакомил художника с текстом письма запорожцев. В роковой 1881 год по лживому доносу был признан неблагонадежным и выслан в Ташкент.Дмитрий Яворницкий – писарь. Для того, чтобы рассмешить друга, художник вручил ему журнал с карикатурами.Дмитрий Яворницкий в жизни. Он и познакомил художника с письмом запорожцев. Василий Тарновский – коллекционер украинских древностей, разорился и был вынужден продать любимое имение Качановку. Умер до завершения Репиным картины. Говорят, что призрак Тарновского до сих пор возвращается в любимое родное имение. Говорят, призрак Тарновского появляется в любимой Качановке.Александр Рубец – музыковед. Тяжело заболел и ослеп.Испугавшись “череды совпадений” Репин убрал с полотна портрет мальчика-казачка, которого писал со своего сына Юрия. Мальчик выжил, по примеру отца стал художником, но его всю жизнь преследовали жуткие видения. Юрий Репин был признан современниками, награжден королевскими наградами. Последние годы жизни он не смог бороться с безумием, умер в психиатрической клинике в 1954 году в возрасте 77 лет, выбросился из окна.Юрий Репин в детстве. Сын Ильи Репина, портрет которого художник убрал с картины “Запорожцы” Репин работал над картиной «Запорожцы» несколько лет. Полотно было выставлено в 1892 году. Картину купил сам Александр III за 32 тысячи рублей. Для сравнения, тысяча рублей – годовое жалование офицера. Картина с успехом выставлялась во Франции, Германии, Америке.Другой вариант “Запорожцев” с вымышленными лицами. Говорили, что так художник хотел отвести неудачи от друзей, которые ему позировали.Спустя годы «проклятье» снова проявилось. В 1910 году Репин закончил портрет Петра Столыпина. Через год Столыпин был убит.По другой версии, картины Репина стали приносить несчастья после того как он написал портрет «Мужика с дурным глазом» в 1877 году. Друзья отговаривали художника от этой затеи. Последние годы жизни Репин провел в своем имении «Пенаты» в Финляндии (сейчас это поселок Репино в Ленобласти). О правлении Николая II – наследника Александра III, художник отзывался грубо, предрекая, что вскоре «вся эта мерзость рухнет». Однако революция быстро разочаровала Репина, как и всех просвещенных людей эпохи. Репин остался в Финляндии, все предложения вернуться на родину он гневно отвергал, называя власть большевиков «быдлом». Он не желал иметь с такой властью ничего общего.Репин в Финляндии

Художника также возмутила реформа русского языка, когда были упразднены несколько букв. Когда букву «ять» заменили на «е», фамилия «Репин» читалась с ошибкой – «Рёпин». Получая корреспонденцию, художник возвращал такие письма почтальонам со словами – «никакого Рёпина здесь не живёт!»

Оглавление блога

Источник: https://lenarudenko.livejournal.com/241804.html

Ссылка на основную публикацию