Загадочная цивилизация этрусков

Цивилизация этрусков (часть 1)

Древняя столица загадочных этрусков.

Древние Рим и Греция — цивилизации, олицетворяющие Античность, эпоху, которая стала фундаментом для более развитой цивилизации Европы.

Но свет их славы отбросил огромную тень на другие достойные внимания историков цивилизации Античности, в чем-то повлиявшие на две основные цивилизации Европы и многое перенявшие от них. Одна из таких «маленьких» цивилизаций — загадочные этруски.

Хотя мы знаем о них в основном благодаря римлянам, осталось немало и других свидетельств, но что-то до сих пор покрыто мраком: откуда они пришли? На каком языке говорили? Почему были поглощены Римом?

Обратите внимание

Впрочем, в отличие от других народов древнего мира, этруски никогда полностью не погружались во тьму забвения. Так, древние римляне многое переняли из их культуры и передали это наследие уже цивилизации европейской.

Известны крупные города этрусков, среди которых особняком стоит столица цивилизации Тарквинии.

Ее из учение, возможно, прольет свет на многие вопросы и сделает более понятной для нас одну из самых ярких цивилизаций древности.

Сокровище этрурии.

Сегодня на месте древних Тарквиний стоит городок с похожим названием — Тарквиния. Расположен он в 90 км севернее Рима в живописной местности. История этого города насчитывает три тысячелетия и может поведать многое об этрусках, сделавших небольшое поселение столицей своей цивилизации.

На месте города, основанного приблизительно в VIII–VII вв. до н. э. на реке Марта, до этого стояло поселение местных жителей, которых вытеснили этруски. По преданию, город был основан выходцем из Лидии, неким Тархоном. В истории этого города было многое: и периоды расцвета, и трагические времена истребления всех жителей.

Так, Тарквинии, вероятно, были центром (то есть столицей) союза двенадцати этрусских городов. Город уже в древности был соединен дорогой с Римом, что говорит о его значимости. Славился он льняными изделиями, керамикой и другими предметами быта, которые ценились во всем Средиземноморье.

После римско-этрусских войн 359– 351 и 310–308 гг. до н. э. город начал терять самостоятельность. Во время этих войн почти все жители Тарквиний были истреблены, а город утратил свое величие, превратившись в небольшое поселение, население которого после этих событий быстро романизировалось, а этрусская цивилизация сошла с исторической сцены навсегда.

Сегодня область, в которой располагается город, названа Этрурией как напоминание о тех, кто здесь жил три тысячелетия назад.

Важно

Сохранились и другие доказательства былого величия цивилизации: массивные остатки городских укреплений, различные археологические находки, древний фундамент, терракотовые рельефы большого храма, саркофаги, украшенные скульптурами, и многочисленные росписи в подземных усыпальницах (VII–I вв. до н. э.).

Масштаб этих находок, несомненно, свидетельствует о том, что в древности Тарквинии были крупным экономическим, культурным и административным центром. Но что мы знаем о жителях города?

Этруски – кто они?

Мы не знаем самого главного — кто такие этруски и откуда появились в Этрурии. Есть разные версии на этот счет. Их внезапное появление «как бы из ниоткуда» приблизительно в VIII в. до н. э. дает основание говорить об их иноземном происхождении.

Так, греческий историк Геродот утверждал, что этруски (или тиррены, как их называли в древности) приплыли с востока, из Лидии. В трудах римлянина Тита Ливия есть указание на то, что этруски пришли с севера. Другой грек, Дионисий Галикарнасский, возражая Геродоту, доказывал, что этруски — народ местный.

Все же наиболее основательной пока считается теория их ближневосточного происхождения, на что указывают некоторые формы зодчества, имена, божества и другие свидетельства.

В VII–VI вв. до н. э.

этруски подчинили практически все западное Средиземноморье и построили такие крупные города, как Цере, Тарквинии, Клузий, окружили их массивными оборонительными стенами, распланировали развитую сеть городских кварталов, мостов, каналов и дорог.

Именно в этот период этруски достигают наибольшего могущества. Этрурия того времени представляла собой сеть независимых городов-государств, управляемых царями. В VI–V вв. до н. э. 12 самых крупных из них образовали союз, столицей стали Тарквинии.

К этому времени в большинстве этрусских городов начали править выборные должностные лица — представители местной аристократии. Остается неясным, перешли ли подобно греческим полисам-государствам этрусские города к демократии или были гражданскими общинами.

Совет

Все же они не были совсем автономными — об этом говорит существовавшая система союза городов. Расцвет цивилизации этрусков был недолговременным, и уже к началу V в. до н. э. начинают проявляться первые признаки кризиса.

Вызван он внутренними и внешними причинами: аристократические кланы ведут постоянную борьбу за власть, на море этрусков теснят греки. В середине V в. до н. э. этруски теряют власть над Кампанией, да и этрусский род Тарквиниев изгнан из Рима.

Попытка Порсены, царя города Клузия, вернуть этот род обратно к власти заканчивается неудачей. Уже к IV в. до н. э. этруски борются с одной стороны против натиска римлян, с другой — против галлов. К III в. до н. э.

этруски начинают романизироваться, хотя влияние между римской и этрусской цивилизациями можно назвать взаимопроникающим. Так что в этом отношении более справедливо говорить, что к этому времени этрусская цивилизация не поглощается римской (хотя внешне так оно и выглядело), а полностью с ней сливается.

Богатые сокровища, найденные при археологических раскопках усыпальниц и городов, дают представления об этрусской цивилизации, которые получают подтверждения при сопоставлении с литературными свидетельствами греков и римлян. Еще один неразгаданный вопрос: была ли эта цивилизация самобытной или же подражала своим более развитым соседям?

Источник: https://www.abcfact.ru/5006.html

Читать

Этрусская цивилизация — самая первая из всех, расцветших на земле Италии. Ее «золотой век» относится примерно к 700–450 гг. до н. э.

Несмотря на то что эта цивилизация развивалась главным образом в центральной Италии, между рекой Арно, Тирренским морем и Тибром, она вырвалась весьма далеко за пределы этого региона, — как на север (Паданская равнина), так и на юг (Кампания), — вплоть до того, что Катон Старший полагал, будто вся Италия целиком находилась под влиянием этрусков.

Но сила этрусков не сводится к одному лишь политическому доминированию. На фоне других народов Италии (умбры, оски и др.) в I тыс. до н. э.

этруски имели выдающуюся культуру: никто не оставил такого количества надписей, не породил столько произведений искусства, не имел такого сильного влияния на соседние народы, в том числе на Рим, — согласимся, что одно лишь это имеет серьезнейшие последствия.

На этих основаниях обоснованно можно говорить об этрусской цивилизации, несмотря на то, что некоторые осторожничают в использовании данного термина по отношению к другим современным ей италийским «народам». Во всяком случае, когда Джузеппе Микали издает в 1826 г.

свой знаменитый труд «L’Italia avanti il dominio dei Romani», [1]написанный в духе романтизма и пронизанный антибонапартизмом, в первую очередь он обращает свой интерес к этрускам. Это был решительный поворот в сторону этрускологии, к исследованиям об этрусках. Другие итальянские историки начала XIX в.

, такие как Сисмонди или Пиньотти, также обращались к истории этрусков, когда разрабатывали свою теорию трех крупных эпох в истории Италии, которая должна была дать легитимную силу политике объединения Италии, а значит, и возрождения нации. Италия, по этой теории, уже переживала три величайших момента цивилизации и политического могущества: эпоху этрусков, эпоху Римской империи и период Ренессанса. Туристы, посещающие этрусский некрополь Монтероцци в Тарквинии, испытывают ярчайшие эмоции, рассматривая погребальные фрески в небольших подземных гробницах. Даже на Стендаля колоссальное впечатление произвел визит, в ходе которого он, будучи французским консулом в Чивитавеккье, в 1830-е гг. впервые увидел «расписные подземелья Пер-Лашез» в Тарквинии. Это восхищение, однако, не помешало ему участвовать, как и любому другому, в торговле древностями, извлеченными из погребений Вульчи или Тарквинии.

Читайте также:  Как остановить кровь

Всякий, кто намеревается писать или читать об истории этрусков, опираясь на четкую и подробную хронологию, рискует оказаться разочарованным. Давно уже прошли времена императора Клавдия, который, по словам Светония, мог описать на греческом языке всю длинную историю этрусского народа.

Все наши «письменные» источники, содержащие или нет ссылки на историков, будучи косвенными, предоставили нам некоторые сведения о датах, но лишь в той мере, в которой греческие и римские историки были вынуждены упомянуть о военных столкновениях между этрусками, греками и римлянами.

Обратите внимание

Например, благодаря Геродоту мы имеем сведения о крупном военном сражении, в ходе которого между 540 и 535 гг. до н. э. в Тирренском море этруски из Цере (Черветери), выступившие в союзе с карфагенянами, разбили греческий флот где-то между Корсикой и итальянским побережьем. Несколько десятилетий спустя, в 474 г. до н. э.

, неподалеку от города Кумы, то есть немного южнее, этруски были разгромлены новым хозяином Западного Средиземноморья, сиракузским тираном Гиероном, который в качестве дара Зевсу в Олимпии преподнес этрусский шлем (по меньшей мере). Гораздо больше точных дат появляется, как только в игру вступает Рим, и с осады города Вейи в 406–396 гг. до н. э.

начинается завоевание Этрурии. Только отсутствие второй декады (книги 11–20) сочинения Тита Ливия «История Рима от основания Города» лишило нас основных сведений о дате завершения этого завоевания. Также мы имеем весьма точные даты правления этрусской династии в Риме в 615–509 гг. до н. э.

: еще предстоит проанализировать значение этого периода в общей истории этрусков. Однако сами этруски не оставили нам никаких сведений о своей истории. Глядя на обширные консульские списки Рима, мы не имеем списков этрусских царей или магистратов, и любая попытка выстроить политическую хронологию становится напрасной.

Таким образом, этрусская цивилизация, которую мы собираемся изучать, — это больше, чем история этого народа, основанная всецело на хронологии.

Однако это совершенно не означает, что мы отказываемся от диахронического видения: закрывать глаза на его важность означало бы представить искаженную и обездвиженную картину этрусского общества, все сферы которого находились в постоянном развитии в начале I тыс. до н. э.

Косвенные источники, в частности археологические, заполняют некоторые лакуны, но не полностью, а опубликованные интерпретации этих археологических источников всегда порождают различные споры. Мы не считаем, что, просто сложив все эти гипотезы, можно восстановить всю историю этрусского общества.

ЗАГАДКА ВОСЬМОЙ ПЛАСТИНЫ

10 октября 1992 г. в городе Кортона, что возвышается над знаменитым Тразименским озером, к карабинеру Камучи подошел человек, чтобы сообщить итальянским властям о находке семи небольших бронзовых пластин.

Этот скромный рабочий открыл новую страницу в этрускологии, поскольку найденные бронзовые пластины были покрыты красивой, очень аккуратной надписью, несомненно выполненной на этрусском языке, что не удивительно, поскольку Кортона была одним из крупнейших городов независимой Этрурии и играла, среди прочих, решающую роль в исследованиях об этрусках, предпринятых в эпоху Нового времени. Этрусская академия, основанная в 1727 г., была одной из наиболее активных организаций, среди ее членов-корреспондентов и важных персон были Монтескье и Вольтер, и по сей день туристы могут посетить Музей Этрусской академии, гордостью которого, помимо других экспонатов, является богато украшенный бронзовый светильник, созданный в V в. до н. э. и впоследствии немного отреставрированный.

Всем тем, кто долгое время считал этрусскую цивилизацию загадкой, крупно повезло.

Рассмотрим же обстоятельства этой находки: если рабочий утверждал, что случайно нашел эти таблички на строительной площадке, наиболее вероятно, что они были трофеем одного из многочисленных tombaroli,грабителей могил и различных археологических памятников, которые постоянно орудуют в Италии и, особенно, на территории древней Этрурии. Несомненно, в этом случае вознаграждение, полученное в результате честной передачи находки государству, предпочтительнее, чем рискованная торговля на международном рынке антиквариата. Самое интересное — большой перерыв между передачей находок полиции и Археологическому управлению Флоренции и моментом, когда о них стало официально известно научному миру (что вызвало небывалый ажиотаж) и широкой общественности. Этот источник, который отныне стал называться табличкой из Кортоны (Tabula cortonensis), — по аналогии с табличкой Клавдия, великолепной латинской надписью, высеченной на бронзовой пластине, найденной в Лионе в XVI в., — был опубликован лишь через десять лет после его обнаружения. Табличка еще в древности была разбита на восемь кусков (рис. 9). Восьмой фрагмент не сохранился. Однако нехватка одного фрагмента ничуть не препятствует пониманию текста, представленного в конце 2000 г. на крупной выставке «Gli Etruschi», организованной венецианским Палаццо Грасси, а затем выставленном в самой Кортоне. Теперь всякий может увидеть табличку из Кортоны в Музее Этрусской академии, наряду со знаменитым бронзовым светильником и замечательными статуэтками божеств, также выполненными из бронзы.

Отныне мы имеем третий по длине текст на этрусском языке (40 строк — 32 на лицевой стороне и 8 на оборотной, 206 слов).

Однако загадочные обстоятельства, окружившие этот источник до его публикации и обнародования, заставляют вспомнить о романтических условиях находки самого длинного этрусского текста, известного на сегодняшний день — Загребской мумии (1200 слов).

Это удивительное название отсылает нас к настоящему роману о мумии: хорватский аристократ, привезя из путешествия по Египту мумию в качестве сувенира, что было распространено в XIX веке (европейские музеи полны туристическими покупками такого рода), обнаружил, что ленты, которыми была обернута мумия, были покрыты очень длинным текстом, написанном главным образом черными чернилами. И лишь в конце века было обнаружено, что текст написан на языке этрусков: это был ритуальный календарь, странную историю которого мы попытаемся воспроизвести чуть ниже. К этому же списку принадлежит вторая по длине этрусская надпись, табличка из Капуи, которая долгое время в специальной археологической литературе называлась Черепицей из Капуи, поскольку эта надпись из 300 слов была высечена на прямоугольной плоской плитке из терракоты и была сделана более неумелым почерком, чем в двух вышеупомянутых случаях.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=146063&p=1

Черветери: загадки этрусской цивилизации. Елена Васильева

Дорогие друзья,
позвольте предложить Вам увлекательную не только для взрослых, но особенно для детей, экскурсию «Загадки этрусской цивилизации» Этот тур для тех, кто уже неоднократно был в Риме и любит загадочные приключения в очень далекое прошлое!

Загадочные этруски появились на территории центральной Италии примерно в X веке до н. э. Еще в древности историки спорили о происхождении этой удивительной цивилизации которая оставила после себя множество загадок и вопросов.

Греки называли этрусков ТУРСЕНОЙ, латины ТУСКИ или ЭТРУСКИ, а сами этруски называли себя РАСЕНА. По мнению древнегреческого историка Геродота, этруски — выходцы из Лидии. Другой греческий историк Гелланик в V веке до н. э. считал, что этруски — это имигрировшие пеласги поселившиеся в центральной части Италии. Греческий историк Страбон в I веке до н. э.

Важно

предполагает, что этруски — это одновременно выходцы из Лидии и пеласги ассимилировавшиеся вместе в центральной части Италии. Другой греческий историк I века до н. э. Дионисий Галикарнасский отрицает любые версии и считает этрусков независимо сформировавшейся цивилизацией.

Читайте также:  Величайшие русские полководцы

Современные ученые склоняются к версии восточного происхождения этрусков, но затрудняются в определении даты миграции (R. Bianchi Bandinelli, M. Torelli, L’arte dell’antichita' classica). Ученые в состоянии прочитать этрусские тексты, но не могут расшифровать загадочный язык существенно отличающийся от других древних языков.

Даже находка золотых пластин в Пиржи на которых записаны тексты на этруском и финикийском языках, в связи с некоторым различием текстов, не позволили расшифровать язык загадочной цивилизации.

https://www.youtube.com/watch?v=56zpIfyU9J8

Этруски доминировали в центральной части Италии, 12 основных городов были объединены в федерацию. Наиболее важными этрусскими городами на территории нынешнего Лацио были Цере, Вулчи и Вейо. В 396 году до н. э.

римляне завоевали город Вейо и ассимилировались с этрусками. 10 лет длилась война, победа в которой гарантировала римлянам контроль за Тибром и торговыми путями. В 273 году до н. э. город Цере теряет свою независимость и попадает под римский контроль.

Даже среди семи римских царей два правителя были этрусского происхождения.

Этруски ассимилировались с римлянами, передав секреты своей цивилизации, и оставив потомкам свои обширные «города мертвых», выполненных по аналогии с домами в которых проживали, но из камня — более прочного материала, так как верили в вечную жизнь после смерти, оставив навечно те предметы которыми пользовались и которыми гордились. В представлении этрусков загробный мир не отличался от земного, именно поэтому склепы выглядят не иначе как дома в которых проживали сами этруски, в которые помещали все необходимое для другой загробной жизни, а именно, еду и питье, вазы, драгоценности, оружие и орудия труда, все то, чем пользовались при жизни и что могло бы потребоваться в другой жизни. В некрополях царит тесная связь двух миров, далекого прошлого и настоящего, поэтому входы в склепы ничуть не пугают, а выглядят как двери в жилища.

Этрусские некрополи занимают территорию приблизительно 450 Га и пока только незначительная часть этого «города мертвых» раскопана и изучена археологами. По приблизительным расчетам ученых население этрусского города Цере составляло 80.

000 человек и занимало территорию порядка 150 Га (B. Zapicchi). В своем «городе мертвых» этруски оставили своим потомкам тайны 16 поколений из очень далекого прошлого.

Некрополь Banditaccia в 2004 году ЮНЕСКО заносит в список объектов всемирного наследия.

Во время экскурсии попытаемся представить как жил этот удивительный народ, чем занимался, откуда в X веке мог появиться на территории Италии, приоткроем дверь в далекое прошлое воспользовавшись средствами современной анимации и нашим воображением. Добро пожаловать в очень далекое прошлое!

с уважением,
Ваш экскурсовод Елена

СтоимостьEUR
На Вашем транспорте 200 с группы
На моей машине до 3 чел 300 с группы
На Минивэн до 6 чел 400 с группы

Источник: https://elenafabbi.tourister.ru/excursions/35082

Этруски: самый загадочный народ Древнего мира

Этрусков по праву считают одной из самых удивительных загадок в истории. Ученые точно не знают, откуда они пришли и на каком языке говорили. До сих пор не прояснен вопрос о возможной связи между этрусками и русскими.

Под завесой тайн

В середине I тысячелетия до н.э. на территории Италии между реками Тибр и Арно простиралось легендарное государство – Этрурия, ставшее колыбелью Римской цивилизации. Римляне с жадностью учились у этрусков, позаимствовав у них систему управления и богов, инженерное искусство и мозаику, бои гладиаторов и гонки на колесницах, погребальные обряды и одежду.

Несмотря на свою известность, этруски для нас – одна сплошная загадка. Об этрусках сохранилось много свидетельств, но они не дают нам убедительной и достоверной картины жизни этого народа. Ученым доподлинно неизвестно, как появились этруски и куда они исчезли. До сих пор не установлены точные границы Этрурии и не расшифрован этрусский язык.

Правивший в I веке нашей эры римский император Клавдий I оставил потомкам 20-томную «Историю этрусков», а также словарь этрусского языка. Но судьбе было угодно, чтобы эти рукописи целиком погибли в пожаре Александрийской библиотеки, лишив нас возможности приподнять завесу тайн этрусской цивилизации.

Народ с Востока

Сегодня существуют три версии происхождения этрусков. Тит Ливий сообщает, что этруски проникли на Апеннинский полуостров с севера вместе с альпийскими ретами, с которыми состояли в родстве. Согласно гипотезе Дионисия Галикарнасского, этруски были аборигенами Италии, перенявшими достижения предыдущей культуры Вилланова.

Впрочем, «альпийская версия» не находит никаких материальных подтверждений, а культуру Вилланова современные ученые все чаще связывают не с этрусками, а с италиками.

Историки давно заметили, насколько этруски выделялись на фоне своих менее развитых соседей. Это послужило предпосылкой для третьей версии, по которой этруски заселили Апеннины из Малой Азии. Такого взгляда придерживался Геродот, утверждавший, что предки этрусков пришли из Лидии в VIII веке до н.э.

Совет

Существует немало доказательств малоазийского происхождения этрусков. Например, способ создания скульптур. Этруски, в отличие от греков, предпочитали не высекать образ из камня, а ваять его из глины, что было характерно для искусства народов Малой Азии.

Есть и более важное свидетельство восточного происхождения этрусков. В конце XIX столетия на острове Лемнос, расположенном недалеко от малоазийского побережья, археологи обнаружили надгробие.

Надпись на нем была сделана греческими буквами, но в совершенно необычном сочетании. Каково же было удивление ученых, когда они, сопоставив эту надпись с этрусскими текстами, обнаружили поразительное сходство!

Болгарский историк Владимир Георгиев предлагает любопытное развитие «восточной версии». По его мнению, этруски – это никто иные, как легендарные троянцы. Ученый основывает свои предположения на легенде, согласно которой возглавляемые Энеем троянцы из охваченной войной Трои бежали на Апеннинский полуостров.

Свою теорию Георгиев подкрепляет и лингвистическими соображениями, находя родство между словами «Этрурия» и «Троя». К этой версии можно было бы относиться скептически, если бы в 1972 году итальянские археологи не раскопали этрусскую гробницу-памятник, посвященную Энею.

Генетическая карта

Не так давно ученые из Туринского университета с помощью генетического анализа решили проверить гипотезу Геродота о малоазийском происхождении этрусков. В процессе исследования сопоставлялись Y-хромосомы (передающиеся по мужской линии) населения Тосканы и жителей других регионов Италии, а также острова Лемнос, Балканского полуострова и Турции.

Выяснилось, что генетические образцы жителей тосканских городов Вольтерра и Мурло больше схожи с образцами жителей Восточного Средиземноморья, чем соседних итальянских регионов.

Более того, некоторые генетические характеристики жителей Мурло абсолютно совпадают с генетическими данными жителей Турции.

Обратите внимание

Исследователи из Стэндфордского университета для реконструкции демографических процессов, затронувших население Тосканы за последние 2500 лет, решили использовать метод компьютерного моделирования. В этом методе изначально были задействованы данные антрополого-генетической экспертизы.

Результаты оказались неожиданными. Ученым удалось исключить генетическую связь между этрусками, древними жителями центральной Италии и современными обитателями Тосканы. Полученные данные заставляют предположить, что этрусков с лица земли стерла какая-то катастрофа или же они представляли собой социальную элиту, которая имела мало общего с предками современных итальянцев.

Читайте также:  6 мифов, о которых вы могли не знать

Руководитель стэндфордского проекта антрополог Джоанна Маунтин, отмечает, что «этруски во всех отношениях отличались от итальянцев и даже говорили на языке не индоевропейской группы». «Культурные и языковые особенности сделали этрусков настоящей тайной для многочисленных исследователей», – резюмирует Маунтин.

«Этруск – это русский»

Фонетическая близость двух этнонимов – «этруски» и «русские» – порождает среди исследователей гипотезы о непосредственной связи двух народов. Философ Александр Дугин понимает эту связь буквально: «этруск – это русский». Правдоподобности данной версии придает и самоназвание этрусков – Rasenna или Raśna.

Однако, если слово «этруск» сравнить с римским названием этого народа – «tusci», а самоназвание «расены» связать с греческим наименованием этрусков – «тирсены», то близость этрусков и русских уже не выглядит столь очевидной.

Подтверждений того, что этруски могли покинуть территорию Италии, существует достаточно.

Одной из причин исхода, возможно, стало изменение климата, сопровождавшееся засухой. Оно как раз совпало с исчезновением этого народа в I веке до н.э.

Предположительно маршруты миграции этрусков должны были распространяться на более благоприятный для ведения хозяйства север. Свидетельством этого, к примеру, являются обнаруженные в Верхней Германии урны для хранения пепла умершего, которые сходны с этрусскими артефактами.

Вполне вероятно, что часть этрусков дошла до территории нынешней Прибалтики, где могла ассимилироваться со славянскими народами. Однако версия о том, что этруски заложили основы русского этноса, ничем не подтверждается.

Источник: https://cyrillitsa.ru/past/39330-yetruski-samyy-zagadochnyy-narod-drevn.html

Цивилизация этрусков (часть 1)

?bagrat12 (bagrat12) wrote,
2017-06-23 09:59:00bagrat12
bagrat12
2017-06-23 09:59:00

Древняя столица загадочных этрусков.

Древние Рим и Греция — цивилизации, олицетворяющие Античность, эпоху, которая стала фундаментом для более развитой цивилизации Европы. Но свет их славы отбросил огромную тень на другие достойные внимания историков цивилизации Античности, в чем-то повлиявшие на две основные цивилизации Европы и многое перенявшие от них.

Одна из таких «маленьких» цивилизаций — загадочные этруски.

Хотя мы знаем о них в основном благодаря римлянам, осталось немало и других свидетельств, но что-то до сих пор покрыто мраком: откуда они пришли? На каком языке говорили? Почему были поглощены Римом?Впрочем, в отличие от других народов древнего мира, этруски никогда полностью не погружались во тьму забвения.

Так, древние римляне многое переняли из их культуры и передали это наследие уже цивилизации европейской. Известны крупные города этрусков, среди которых особняком стоит столица цивилизации Тарквинии. Ее из учение, возможно, прольет свет на многие вопросы и сделает более понятной для нас одну из самых ярких цивилизаций древности.

Сокровище этрурии.

Важно

Сегодня на месте древних Тарквиний стоит городок с похожим названием — Тарквиния. Расположен он в 90 км севернее Рима в живописной местности. История этого города насчитывает три тысячелетия и может поведать многое об этрусках, сделавших небольшое поселение столицей своей цивилизации.На месте города, основанного приблизительно в VIII–VII вв. до н. э.

на реке Марта, до этого стояло поселение местных жителей, которых вытеснили этруски. По преданию, город был основан выходцем из Лидии, неким Тархоном. В истории этого города было многое: и периоды расцвета, и трагические времена истребления всех жителей.Так, Тарквинии, вероятно, были центром (то есть столицей) союза двенадцати этрусских городов.

Город уже в древности был соединен дорогой с Римом, что говорит о его значимости. Славился он льняными изделиями, керамикой и другими предметами быта, которые ценились во всем Средиземноморье.После римско-этрусских войн 359– 351 и 310–308 гг. до н. э. город начал терять самостоятельность.

Во время этих войн почти все жители Тарквиний были истреблены, а город утратил свое величие, превратившись в небольшое поселение, население которого после этих событий быстро романизировалось, а этрусская цивилизация сошла с исторической сцены навсегда.Сегодня область, в которой располагается город, названа Этрурией как напоминание о тех, кто здесь жил три тысячелетия назад.

Важно

Сохранились и другие доказательства былого величия цивилизации: массивные остатки городских укреплений, различные археологические находки, древний фундамент, терракотовые рельефы большого храма, саркофаги, украшенные скульптурами, и многочисленные росписи в подземных усыпальницах (VII–I вв. до н. э.).

Масштаб этих находок, несомненно, свидетельствует о том, что в древности Тарквинии были крупным экономическим, культурным и административным центром. Но что мы знаем о жителях города?

Этруски – кто они?

Мы не знаем самого главного — кто такие этруски и откуда появились в Этрурии. Есть разные версии на этот счет. Их внезапное появление «как бы из ниоткуда» приблизительно в VIII в. до н. э. дает основание говорить об их иноземном происхождении.

Так, греческий историк Геродот утверждал, что этруски (или тиррены, как их называли в древности) приплыли с востока, из Лидии. В трудах римлянина Тита Ливия есть указание на то, что этруски пришли с севера. Другой грек, Дионисий Галикарнасский, возражая Геродоту, доказывал, что этруски — народ местный.

Совет

Все же наиболее основательной пока считается теория их ближневосточного происхождения, на что указывают некоторые формы зодчества, имена, божества и другие свидетельства.В VII–VI вв. до н. э.

этруски подчинили практически все западное Средиземноморье и построили такие крупные города, как Цере, Тарквинии, Клузий, окружили их массивными оборонительными стенами, распланировали развитую сеть городских кварталов, мостов, каналов и дорог. Именно в этот период этруски достигают наибольшего могущества.

Этрурия того времени представляла собой сеть независимых городов-государств, управляемых царями. В VI–V вв. до н. э. 12 самых крупных из них образовали союз, столицей стали Тарквинии.К этому времени в большинстве этрусских городов начали править выборные должностные лица — представители местной аристократии.

Остается неясным, перешли ли подобно греческим полисам-государствам этрусские города к демократии или были гражданскими общинами. Все же они не были совсем автономными — об этом говорит существовавшая система союза городов. Расцвет цивилизации этрусков был недолговременным, и уже к началу V в. до н. э. начинают проявляться первые признаки кризиса.

Вызван он внутренними и внешними причинами: аристократические кланы ведут постоянную борьбу за власть, на море этрусков теснят греки. В середине V в. до н. э. этруски теряют власть над Кампанией, да и этрусский род Тарквиниев изгнан из Рима. Попытка Порсены, царя города Клузия, вернуть этот род обратно к власти заканчивается неудачей. Уже к IV в.

до н. э. этруски борются с одной стороны против натиска римлян, с другой — против галлов. К III в. до н. э. этруски начинают романизироваться, хотя влияние между римской и этрусской цивилизациями можно назвать взаимопроникающим.

Так что в этом отношении более справедливо говорить, что к этому времени этрусская цивилизация не поглощается римской (хотя внешне так оно и выглядело), а полностью с ней сливается.

Богатые сокровища, найденные при археологических раскопках усыпальниц и городов, дают представления об этрусской цивилизации, которые получают подтверждения при сопоставлении с литературными свидетельствами греков и римлян. Еще один неразгаданный вопрос: была ли эта цивилизация самобытной или же подражала своим более развитым соседям?

Источник: https://bagrat12.livejournal.com/1156942.html

Ссылка на основную публикацию