Великий гений микеланджело

Великий гений Микеланджело Буонарроти

Микеланджело Буонарроти – один из величайших мастеров эпохи Возрождения. Он еще при жизни получил признание и считался гением мирового значения.

Родившись 6 марта 1475 года, он прожил долгую жизнь, умерев в 1564 г. За свои 88 лет он создал столько великолепных работ, что их хватило бы на добрый десяток талантливых людей. Кроме того, что Микеланджело Буонарроти был великим художником, скульптором и архитектором, он является также крупнейшим мыслителем и известным поэтом Ренессанса.

Наверняка все видели знаменитые скульптуры Давида и Моисея, а также потрясающие фрески потолка Сикстинской капеллы. К слову статуя «Давид», по словам великих современников мастера, «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». Она и до сих пор считается одним из самых известных и совершенных произведений искусства.

Портрет Микеланджело Буонарроти

Любопытно, что этот выдающийся деятель обладал весьма неказистой внешностью. Подобная ситуация обстояла и с внешностью другого гения – Александра Пушкина, о котором мы уже писали. Может именно поэтому Микеланджело не оставил ни одного автопортрета, как это делали многие художники?

Обратите внимание

По описанию людей, знавших мастера, он имел редкие, немного вьющиеся волосы, жиденькую бороденку, круглое лицо с квадратным лбом и впалыми щеками. Широкий нос с горбинкой и выпирающие скулы не делали его привлекательным, а скорее наоборот.

Но это совершенно не мешало правителям того времени и самым знатным людям с благоговейным трепетом относиться к невиданному до тех пор гению искусства.

Итак, вашему вниманию предлагаются интересные факты из жизни великого Микеланджело Буонарроти.

История одной фальшивки

В Древнем Риме знатные и богатые граждане жаловались, что в продаже стало появляться слишком много различных подделок еще более древних шедевров искусства.

Во времена великого итальянца, о котором мы рассказываем, этим также грешили талантливые умельцы.

Однажды Микеланджело сделал копию одной известной греческой статуи. Она была очень хороша, и близкий друг сказал ему: «Если ты закопаешь ее в землю, то через несколько лет она буде выглядеть как оригинал».

Недолго думая молодой еще гений последовал этому совету. И действительно, в прошествии некоторого времени он весьма удачно и за высокую цену продал «древнюю скульптуру».

Как видите, история фальшивок и всевозможных подделок стара, как мир.

Флорентиец Микеланджело Буонарроти

Известно, что Микеланджело никогда не подписывал своих произведений. Однако тут имеется единственное исключение. Он подписал скульптурную композицию «Пьета». Говорят, что это происходило следующим образом.

Когда шедевр был готов и выставлен на всеобщее обозрение, молодой 25-летний мастер затерялся в толпе и пытался определить, какое впечатление оказывает его работа на народ.

И вот к своему ужасу он услышал, как двое жителей итальянского города Милана активно рассуждали о том, что такую дивную вещь мог создать только их земляк.

Важно

А в то время между культурными центрами Европы происходили настоящие состязания за звание наиболее престижных и плодовитых, в плане гениев, городов.

Будучи же коренным жителем Флоренции, наш герой не стерпел гнусного обвинения в том, что он миланец и пробрался ночью в собор, прихватив с собой необходимые резцы и прочие инструменты. При свете лампы он высек на поясе Мадонны гордую надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец».

После этого никто не смел «приватизировать» происхождение великого мастера. Однако говорят, что он потом жалел об этой вспышке гордости.

Кстати, вас может заинтересовать один забавный случай из жизни Тициана, также великого художника эпохи Возрождения.

«Страшный суд» Микеланджело

Когда художник работал над фреской «Страшный суд», римский папа Павел III нередко посещал его и наблюдал за продвижением дела. Нередко он приходил смотреть фреску со своим церемониймейстером Бьяджо да Чезена.

Однажды Павел III спросил у Чезена о том, как ему нравится создаваемая фреска.

– Ваша светлость, – отвечал церемониймейстер, – эти изображения скорее подходят для какого-нибудь трактира, а не для вашей святой капеллы.

Услышав это оскорбление, Микеланджело Буонарроти на фреске изобразил своего критика в виде царя Миноса, судьи душ умерших. У него были ослиные уши и обмотанная змеей шея.

В следующий раз Чезена сразу же заметил, что этот образ написан с него. Придя в ярость, он настойчиво просил папу Павла, чтобы тот приказал Микеланджело стереть его изображение.

Но римский папа, забавляясь бессильной злобой своего придворного сказал:

– Мое влияние распространяется только на небесные силы, а над представителями ада я, к сожалению, не имею никакой власти.

Таким образом, он намекал, что Чезара должен был сам найти общий язык с художником и обо всем договориться.

По трупам к искусству

В начале своего творческого пути Микеланджело Буонарроти очень слабо разбирался в особенностях строения человеческого тела. Но его сильно привлекала данная тема, ведь чтобы стать хорошим скульптором и художником нужно было безупречно знать анатомию.

Интересно, что для восполнения недостающих знаний юный мастер много времени проводил в морге, который находился при монастыре, где он изучал трупы умерших людей. К слову сказать, великий Леонардо да Винчи промышлял в своих научных изысканиях подобным образом.

Сломанный нос Микеланджело

Гениальные способности будущего мастера проявились очень рано. Обучаясь в школе скульпторов, которой покровительствовал сам Лоренцо де Медичи, глава Флорентийской республики, он нажил себе немало врагов не только необычным дарованием, но и упрямым характером.

Известно, что однажды один из учителей по имени Пьетро Торриджано ударом кулака сломал нос Микеланджело Буонарроти. Говорят, что он не совладал собой из-за дикой зависти к талантливому ученику.

Разные факты о Микеланджело

Интересен факт, что великий гений до 60 лет не имел близких отношений с женщинами. По всей видимости, искусство всецело поглотило его, и всю свою энергию он направил только для служения призванию.

Однако в 60 лет он повстречал 47-летнюю вдову, которую звали Виктория Колонна, маркиза Пескара. Но даже тогда, когда он писал ей множество сонетов исполненных сладостной тоски, по мнению многих биографов у них не было более близких отношений, чем платоническая любовь.

Когда Микеланджело Буонарроти работал над фресками Сикстинской капеллы, он серьезно подорвал свое здоровье. Дело в том, что он без помощников, целых 4 года не покладая рук трудился над этим мировым шедевром.

Свидетели сообщают, что он неделями мог не снимать обувь и, забывая о сне и еде, расписывал тысячи квадратных метров потолка собственноручно. При всем этом он дышал вредными парами красок, которые, к тому же, постоянно попадали в глаза.

Совет

Напоследок стоит лишь добавить, что Микеланджело отличался резким и чрезвычайно сильным характером. Его воля была тверже гранита, и этот факт признавали многие современники, имевшие с ним дело.

Рассказывают, что Лев X говорил про Микеланджело: «Он страшен. С ним нельзя иметь дела!».

Чем мог великий скульптор и художник так запугать всемогущего римского папу – неизвестно.

Предлагаем вам ознакомиться с самыми известными произведениями Микеланджело. Многие работы мастер делал без всяких набросков и эскизов, а просто так, держа в голове готовую модель.

Страшный Суд

Фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане.

Потолок Сикстинской капеллы

Известнейший цикл фресок Микеланджело.

Давид

Мраморная статуя работы Микеланджело в Академии изящных искусств во Флоренции.

Бахус

Мраморная скульптура в музее Барджелло.

Мадонна Брюгге

Мраморная статуя Мадонны с младенцем Христом в церкви Богоматери Нотр-Дам.

Мучения Святого Антония

Итальянская картина 12-ти или 13-летнего Микеланджело: самая ранняя работа маэстро.

Мадонна Дони

Круглая по форме картина (тондо) 120 см в диаметре с изображением Святого Семейства.

Пьета

«Пьета» или «Оплакивание Христа» – единственная работа, которую маэстро подписал.

Моисей

Мраморная статуя высотой 235 см, которая занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II в Риме.

Распятие Святого Петра

Фреска в Апостольском дворце Ватикана, в Капелле Паолина.

Лестница в библиотеке Лауренциана

Одно из величайших архитектурных свершений Микеланджело — лестница Лауренцианы, которая напоминает поток лавы (поток мысли).

Проект купола Собора Святого Петра

По причине смерти Микеланджело, строительство купола заканчивал Джакомо Делла Порта, сохранив замыслы маэстро без отступлений.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://hochyznat.ru/blog/43937186302

Микеланджело – неистовый гений Эпохи Возрождения

Неистовый гений

Микеланджело (1475 –1564)

Великий скульптор, живописец, архитектор, инженер, поэт. Человек огромного дара, грандиозных свершений, масштабных созданий, колоссальной силы.

Он родился в небольшом местечке близ Флоренции. Любовь к камню впитал вместе с молоком кормилицы, простой женщины из Сентиньяно, где жили каменщики. С детства его любимое занятие – работа с инструментами, которыми обтесывали камень. Понимание камня, особенностей мрамора, его души он пронес через всю жизнь.

Отец нехотя отдал его в мастерскую Гирландайо. Отец Микеланджело считал, что труд художника недостоин такой знатной семьи, как семья Буонаротти.

В 14 лет мальчик стал подмастерьем и учился всему, что должен был уметь подмастерье. Но Микеланджело тянуло не к живописи, а к скульптуре. Вскоре он стал учеником школы Лоренцо Медичи Великолепного. В этом заведении он изучал античные произведения, учился их копировать, тренировал руку и глаз.

Он сам изваял копию головы фавна по античному образцу. Интересен его ранний барельеф из мрамора «Битва Геркулеса с Кентаврами». Мы видим драматические события, бурную схватку, напряжение всех сил, бесстрашие сражающихся, энергию, пластику. Это все черты будущего стиля Микеланджело.

Замечателен барельеф «Мадонна у лестницы». Юный скульптор демонстрирует оригинальность при решении фигуры младенца Христа, знание перспективы видно при изображении лестницы, которая превращается в подобии креста.

Уже в этих юношеских работах вырисовываются главные черты творчества Микеланджело – монументальность, пластическая мощь и драматизм образов, благоговение перед красотой человека.

Обратите внимание

В 1492 году Лоренцо умер, а через два года в 1494 году Медичи были изгнаны из Флоренции монахом-фанатиком Савонаролой.

Микеланджело отправился в Болонью. Там он создал статую ангела на гробнице в Сан Доменико.

Слава о его работах пошла по Италии, и в 1498 году его вызвали в Рим. В Риме Микеланджело сделал «Купидона» и «Вакха» с чашей в правой руке и гроздью винограда и шкурой тигра в левой. Но главной его работой в Риме стала «Пьета» (оплакивание). В Карраре он сам выбрал мрамор и привез его в Рим.

https://www.youtube.com/watch?v=Z1QpplIhDFs

Перед нами проникновенная и глубоко психологическая сцена. Мертвый Христос на руках Марии. Безмерно горе матери. Наклон головы, отчаянный жест левой руки – все помогает ощутить скорбь. При этом Мадонна поразительно прекрасна.

Скульптура представляет саму силу скорби. С удивительным мастерством передан рельеф тела Христа. Обе фигуры составляют замкнутый силуэт. На перевязи, опоясывающей грудь Мадонны, скульптор высек свое собственное имя.

«Пьета» находится в Риме, в соборе Святого Петра.

В 1501 году мастер вернулся во Флоренцию и вскоре приступил к произведению, которое стало самым прославленным из всех скульптурных шедевров мира.

«Давид» (1501 –1504)г.

До Микеланджело к этому персонажу уже обращались самые известные скульпторы Флоренции: Донателло и Вероккьо. Давид символизировал для жителей Флоренции идеалы гражданского служения и подвига, защиту родного города.

Уже около 40 лет во дворе собора Санта Мария лежал кусок мрамора, который считался испорченным. Мастер смело взялся за дело, он обязался высечь из этого куска фигуру Давида. Он сделал восковую модель и принялся за работу, запершись ото всех в мастерских при соборе.

Уже к этому времени у Микеланджело выработался свой стиль. Он как бы видел в куске мрамора уже готовое произведение и начинал его обрабатывать с любой точки, не симметрично и не с головы или плеч, как обычные скульпторы.

Такой метод требовал предельного напряжения сил и умения чувствовать камень и видеть в нем свое будущее творение.

Важно

В отличие от Донателло и Верроккьо, мастер изобразил Давида не после, а перед сражением с великаном Голиафом. Юноша предельно собран, его мышцы напряжены, брови нахмурены. При этом внешне поза кажется спокойной. Он стоит, опираясь на одну ногу и немного выставив другую.

Только резкий поворот головы в сторону врага напоминает о готовящемся поединке. Вот-вот он метнет камень из пращи, которую держит его левая рука. Такое движение можно назвать зарождающимся, и его открывателем был Микеланджело. Статую можно рассматривать с любой точки, и каждый раз она будет открываться по-новому.

Высота статуи – 5,5метров. Современники прозвали ее «Гигантом».

Во Флоренции собрался специальный совет для решения, куда установить статую. В совет вошли Боттичелли, Сангалло и другие. Приглашали и Леонардо, но он уклонился.

Так как статуя символизировала идею защиты города и республики, решено было ее поставить перед палаццо Веккьо на площади Синьории.

Там она и стояла до 1873 года, когда стало ясно, что свежий воздух разрушает мрамор, и ее перенесли в закрытый двор Академии, а на ее место поставили копию.

Совет правителей города привлек Микеланджело к росписи новой залы Совета. Над этим же заказом трудился Леонардо. Это было в августе 1504 года.

Читайте также:  Типы личности - уникальные факты

В отличие от Леонардо, который показал на своем картоне весь ужас войны, Микеланджело решил прославить свою республику и выбрал сюжетом эпизод битвы при Кашине, где флорентийцы разгромили пизанцев. Его картон изображал солдат, купающихся в реке Арно и застигнутых тревогой. Они спешат одеться, вооружиться и вступить в бой.

Разнообразны ракурсы, фигуры: старик, не успевший одеться к бою, барабанщик и многие другие. Картон был огромного размера, его разрезали на несколько кусков, и ни один из них не дошел до нашего времени.

Совет

В 1503 году умер папа Александр Шестой, затем Пий Третий, и на престол в Риме вступил Юлий Второй. Это был настоящий гуманист, ценитель прекрасного, покровитель искусств. В марте 1505 года он призвал к себе Микеланджело и дал ему грандиозный заказ на свою гробницу, которую папа хотел поставить в новом соборе Святого Петра.

В апреле Микеланджело отправился в Каррару за мрамором, а затем переслал его в Рим. Мрамор занял половину огромной площади Святого Петра перед собором. Работа заняла у мастера 40 лет, но он не смог воплотить и десятой доли задуманного, так как папа к ней охладел, а новый папа не был заинтересован в гробнице для своего предшественника.

От первоначального замысла в сорок фигур сохранились всего пять.

  1. «Моисей» в церкви Сан Пьетро ин Винколи

  2. «Рахиль и Лия» там же

  3. Двое пленников в Лувре

  4. 4 пленника во Флоренции

  5. «Победа» во Флоренции

«Моисей» – последнее героическое произведение скульптора. Вновь перед нами зарождающееся движение. Вождь народа Моисей еще сидит, но он уже услышал божий глас и начал медленно подниматься во весь свой гигантский рост.

В одной руке у него дощечки – скрижали, на которых он написал по велению бога закон для еврейского народа. Другая рука гладит бороду. Все детали проработаны с величайшим умением: мускулы рук, волосы бороды, складки одежды.

В многочисленных пленниках появляется новый тип движения – задержанное движение. Скованные пленники пытаются вырваться из пут, страдают, напрягают все силы.

Отношения Микеланджело с папой порой принимали трагический характер. В 1506 году он даже бежал из Рима.

В мае 1508 года скульптор получил новый заказ. Папа решил расписать потолок Сикстинской капеллы, построенной в честь дяди папы. До этого мастер никогда не работал в технике фрески и не очень это любил. Но он решил доказать, что может справиться и с этим заданием.

Он выполнил работу в одиночку за четыре года, расписав 600 кв. метров и поместив 300 фигур. Это поистине подвиг великого гения. Мастер вдохновлялся высоким религиозным чувством и античными образцами.

Роспись запечатлела основные события Библии и представила историю создания мира от первого дня творения до Христа.

На фреске «Сотворение светил» Бог проносится перед нами, и вот мы уже видим его со спины как бы в трехмерном измерении, ведь это произведение скульптора. «Сотворение Адама» – одно из лучших произведений западной живописи, необыкновенно проникновенное и самобытное.

Бог отец в окружении ангелов рассекает пространство и, кажется, вот-вот коснется руки Адама. Тело Адама прекрасно, но еще беспомощно, но вот сейчас от прикосновения божьей руки словно токи потекут по нему, и оно воспрянет. Во взгляде Адама, устремленном на Бога, – удивление и покорность.

Центр фрески – руки Бога и первого человека, руки, необыкновенно прекрасные и скульптурно объемные.

Обратите внимание

На фреске «Грехопадение» и «Изгнание из рая» действия разворачиваются слева направо. Слева Ева принимает от змея запретный плод, а справа архангел Михаил изгоняет испуганную чету из райской обители. Прекрасен ракурс тела Евы, в нем столько скульптурного совершенства.

По углам панно Микеланджело изобразил обнаженных юношей, античная любовь в красоте человеческого тела – важнейший объект искусства скульптора.

Несколько лет, запрокинув голову, работал мастер над своим шедевром. Сырая штукатурка текла ему в глаза, он испортил себе зрение, сам учился всем приемам работы в технике фрески, но то, что он сделал – поистине гимн разуму и мирозданию.

Папа Юлий Второй умер, и на престол вступил папа Лев Десятый. Он был флорентийцем и потребовал, чтобы мастер вернулся на родину.

В 1520 году Микеланджело приступил к работе над «Капеллой Медичи» в церкви Сан Лоренцо. Работа заняла много лет.

Вновь мастер задумал огромный проект, но осуществить смог немногое, так как в это время Флоренция воевала. К 1545 году он создал две гробницы: Джулиано и Лоренцо Медичи.

Изображая их, он не стремился к портретной точности, а создавал идеальные образы энергии и грустных размышлений.

В это время Микеланджело переживал кризис мировоззрения, вызванный кризисом всей эпохи. Поднятый на необыкновенную высоту человек не мог справиться со своими трагедиями. Отсюда образы скованных рабов, отсюда и вся концепция гробницы Медичи.

Важно

На гробницах герцогов мы видим как бы узкие ниши, в которых трудно развернуться человеку. По две аллегорических фигуры на каждой гробнице символизируют быстро идущее время. Это – «Утро» и «Ночь», сделанные полностью, и «День» и «Вечер», которые не были закончены.

В этих фигурах мастер открыл еще один вид движения – борьбу воли и подсознания. Так мы видим фигуру «Ночи», которая, кажется, борется с собственными сновидениями и от этого мучается. «День» хочет повернуться к нам спиной, но его голова упрямо, против его воли поворачивается к дневному свету.

Лицо фигуры не закончено, и кажется, что перед нами страшная маска. Капелла Медичи представляет собой единство скульптуры и архитектуры в решении пространства.

В это время началась осада Флоренции войсками французского короля. Микеланджело был назначен главным строителем военных укреплений. Он отдавал этой работе все силы, но 6 мая 1527 года город был взят. Еще через два года – новые военные действия, и вновь после поражения город разграблен, а мастеру пришлось скрываться.

В 1533 году папа Климент Седьмой предложил мастеру расписать алтарную стену Сикстинской капеллы. Темой был выбран «Страшный суд».

Весь европейский мир тогда переживал смутные времена, шла Крестьянская война в Германии, разгоралось пламя Реформации, тяжелые мысли одолевали мастера.

Если плафон Сикстинской капеллы поражает ясностью и гармонией, то «Страшный суд» мрачен, трагичен, носит черты смятения.

На фреске около 400 фигур в самых различных позах и положениях. Даже на лицах праведников тревожное и угрюмое выражение. Центр композиции – фигура Христа.

Он исполнен ярости и отворачивается от грешников, даже отмахивается от них рукой. В ужасе от этого Богоматерь, как бы съежившаяся в своем плаще.

Совет

Христос окружен фигурами пророков, святых, патриархов, которые смотрят на него в ужасе и смятении.

Страшна фигура Святого Варфоломея, который держит в руке собственную кожу, содранную с него гонителями первых христиан. Считается, что искаженному страданием лицу Святого, Микеланджело придал собственные черты, что говорит о его душевном смятении.

Внизу – перевозчик мертвых Харон, он гоняет обреченных на муки веслом, что напоминает картины Ада в «Божественной комедии» другого великого флорентийца _ Данте. Слева – мертвецы, восстающие из могил по звуку трубы Страшного суда.

Одни из них легко устремляются к небесам, другие – не могут преодолеть тяжести собственных грехов.

Фреска вызвала неудовольствие в папских кругах, поражало, как мог мастер написать обнаженными стольких святых людей. Тридентский собор постановил прикрыть обнаженные тела драпировками. Только позже фреска вернула свой первоначальный вид.

В 1534 Микеланджело навсегда переезжает в Рим. Последние тридцать лет жизни Микеланджело ознаменованы постепенным отходом его от скульптуры и живописи и обращением преимущественно к зодчеству и поэзии.

В 50-ые годы мастер обращался к теме «Пьеты», но был чаще всего недоволен своими созданиями и не заканчивал их.

В архитектуре Микеланджело господствует пластическое начало; в создании динамических контрастов масс большую роль играют напряжённый, насыщенный светотенью рельеф стены, сильно выступающие пилястры, пластически выразительные наличники, “большой ордер”.

С 1546 и до конца жизни главным трудом Микеланджело было возведение собора св. Петра и строительство ансамбля Капитолия в Риме – духовного и светского центров “вечного города” (обе работы завершены по планам Микеланджело после его смерти).

По замыслу Микеланджело площадь Капитолия обрела трапециевидный план; она замыкается дворцом Консерваторов, симметрично фланкируется двумя дворцами по бокам, к открытой её стороне ведёт широкая лестница, а в центр площади Микеланджело перенес античный конный монумент Марка Аврелия.

На Капитолии Микеланджело впервые создал площадь, раскрытую к пространствам города, продемонстрировав глубокое понимание законов оптического восприятия архитектуры.

Строя собор св.

Обратите внимание

Петра, Микеланджело сохранил принцип центричности (квадрат, вписанный в греческий крест), характерный для плана Браманте, но добился большой слитности композиции и безусловного преобладания пространства средокрестия над остальными частями. Мощный купол он решил поставить на массивном барабане, увенчать его фонарем и украсить двойными колоннами. Спроектировав этот купол, Микеланджело решил главную архитектурную задачу эпохи.

По образцу купола собора Святого Петра было построено множество зданий в Европе и в Америке: Дом Инвалидов и Пантеон в Париже, Казанский собор и Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, Капитолий в Вашингтоне и многие другие сооружения.

В старости Микеланджело всё чаще обращался к поэзии. Лирика Микеланджело отличается глубиной мысли и высоким трагизмом; в ней Микеланджело рассказывал о любви, трактуемой как извечное стремление человека к красоте и гармонии, об одиночестве художника во враждебном мире, о горьких разочарованиях гуманиста при виде торжествующего насилия.

Микеланджело умер в мае 1564 года в Риме, и вскоре его тело было перевезено во Флоренцию и погребено в церкви Сан Кроче.

Творчество Микеланджело стало высочайшим достижением эпохи Высокого Возрождения, пережило вместе с эпохой кризис и фактически заложило основы нового стиля во всех видах искусства. Впервые после античности скульптура полностью стала свободной и дала такие шедевры. Сам образ неистового гения стал одним из самых притягательных в истории мирового искусства.

4

Источник: https://multiurok.ru/files/mikielandzhielo-nieistovyi-ghienii-epokhi-vozrozhdieniia.html

Гений Микеланджело Буонарроти

Главным героем сегодняшней публикации будет еще один гениальный художник, поэт, скульптур, архитектор эпохи Возрождения, младший современник Леонардо да Винчи – Микеланджело Буонарроти (1475-1564).

Родился Микеланджело в небольшом итальянском городке Капризе, близ города Флоренция. С самых ранних лет у мальчика проснулась огромная тяга к творчеству, и отец отдает его в художественную школу при дворе герцога Лоренцо Медичи, который был великим покровителем науки и искусства.

(А благородное семейство Медичи в то время правило городом Флоренция).

Там, во флорентийской художественной школе молодой юноша Микеланджело впервые знакомится с красотой античного искусства, гуманистическими ценностями эпохи Ренессанса, вдохновляется творчеством своих выдающихся старших современников – Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Сандро Боттичели и другими талантливыми деятелями искусства.

Важно

Прежде всего Микеланджело более известный как скульптур и архитектор, а уже затем как художник. К большому сожалению, не все из его скульптур сохранились до нашего времени.

Это скульптурное изображение выдающегося библейского героя из старого завета, будущего царя Израиля Давида. Молодой Давид на скульптуре готовится к своему поединку с исполинским богатырем Голиафом, которого побеждает, попав тому из пращи камнем прямо в лоб.

На скульптуре обнаженный Давид спокоен и сосредоточен, уверенно смотрит на своего невидимого противника, левая рука уже забросила пращу за плечо, вот уже через несколько мгновений Голиафу придет конец.

Скульптура сделана в 1504 году и самими флорентийцами была воспринята как символ Флорентийской республики, которая будто Давид противостояла в поединке таким политическим великанам как Рим и Венеция.

А вот еще одна выдающаяся скульптура художника, на ней изображена Богородица Мария, держащая на руках снятого с креста мертвого Иисуса. Скульптура называется “Оплакивание Христа”. Копии этой скульптуры можно найти во многих католических церквях западной Европы.

Это скульптурное изображение великого еврейского пророка Моисея сидящего в раздумьях.

Интересно, что на скульптуре пророк изображен с рожками. С рожками его изобразил Микеланджело через несколько неправильный перевод Вульгаты (латинского перевода Библии), а именно нескольких строк старого Завета.

Там где речь шла о Моисее, в оригинальном тексте Торы на иврите было сказано, “что евреям было трудно смотреть на лице Моисеево, ибо оно светилось лучами”, однако слово “лучи” на иврите имеет несколько значений, одно из которых как раз рога.

Поэтому и перевели, сначала неправильно текст как рога, а Микеланджело, поэтому и изобразил рогатого Моисея.

Все скульптуры Микеланджело были сделаны из мрамора. По легенде, однажды один человек спросил Микеланджело:
– Как вам удается делать такие замечательные скульптуры из этих кусков мрамора?
– О очень просто! – Ответил художник: “Я всего лишь беру кусок мрамора и отсекаю из него все лишнее”.

Кроме скульптур Микеланджело прославился еще и как архитектор, это именно он спроектировал великолепный собор святого Петра в Риме.

Совет

Но наибольшую заслугу и славу на поприще искусства ему принесла знаменитая роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане.

В 1508 году Микеланджело был приглашен папой Римским Юлием вторым в Рим, где папа поручил художнику разрисовать потолок знаменитой Сикстинской капеллы. Сама Сикстинская капелла была построена в 1481 году архитектором Джордже де Дольче по заказу папы Римского Сикста четвертого (отсюда и название “Сикстинская”) и является одной из самых известных архитектурных памятников эпохи Ренессанса.

Читайте также:  Редкие фото раневской

Потолок Сикстинской капеллы – великое художественное творение Микеланджело, является плодом его непрерывной и тяжелой работы, которая продолжалась в течение четырех лет, с 1508 по 1512 годы.

Сама роспись потолка, которой занимался мастер, была самым настоящим героическим поступком, ведь Микеланджело приходилось его делать в очень тяжелых условиях, при плохом освещении, лежа на спине, на специальном помосте.

Площадь потолка Сикстинской капеллы составляет около 600 квадратных метров, на которых были нарисованы около 300 фигур.

Росписью Микеланджело занимался один, без помощников, а заказчик работы – папа Римский Юлий второй оказался очень нетерпеливым и постоянно беспокоил мастера, желая видеть, как идет работа. Говорят, даже однажды разгневанный художник сбросил со своего помоста доски на папу, который донимал его своими замечаниями снизу.

Тем не менее, несмотря на все трудности, расписанный потолок капеллы оказался гениальным и грандиозным творением Микеланджело, на котором изображена вся история человечества, начиная с первых дней и до всемирного потопа.

Это, пожалуй, самый известный фрагмент потолка, изображающий создания первого человека Адама.

Этот фрагмент изображает сотворение Богом светил – Солнца, Луны и звезд.

Здесь грехопадения Адама и Евы

И следствие грехопадения – их изгнания из Рая.

Обратите внимание

Здесь уже изображен мировой потоп, на заднем фоне можем видеть силуэт ковчега, который построил Ной.

Кроме росписи самого потолка Сикстинской капеллы Микеланджело было сделано роспись одной из ее стен, где художник нарисовал монументальную фреску – “Страшный суд”.

Фреска “Страшного суда” была сделана уже во второй половине жизни великого мастера, делалась им с 1536 по 1541 годы по заказу папы Римского Павла третьего.

На фреске господствует атмосфера вселенской катастрофы, близится момент истины, ангелы в трубы трубят о начале Страшного суда, грешников влекут в ад, а праведников поднимают в небо.

В центре фрески изображен Иисуса Христа, который словно грозный языческий бог-громовержец вершит свой суд.

Последние годы жизни Микеланджело были не очень сладкими, для Италии настали другие времена, которые сопровождались давлением католической церкви на гуманистическую культуру эпохи Ренессанса, которой всю жизнь был предан Микеланджело.

Творения Микеланджело стали вызывать резкую критику в церковном окружении. Папа римский Павел четвёртая Карафа, пришедший на смену Павлу третьему, вообще считал творение Микеланджело неприличными, так как в них было много обнаженных фигур. Он даже потребовал, чтобы тот затер некоторые фигуры.

На, что возмущеный художник смело ответил: “Скажите папе, чтобы сначала мир привел в порядок, а тогда я и картины исправлю”. Вообще у Микеланджело был очень смелый, и прямолинейный характер.

Важно

Последние годы своей жизни Микеланджело совсем не занимался живописью и скульптурой, а только поэзией и архитектурой. В архитектуре его проекты стали началом архитектурного стиля барокко.

Источник

Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/622391/

Плохие новости о Микеланджело: великий гений был скрягой

Флоренция, Италия – На каждого гостя этого позолоченного города с первых мгновений производит впечатление щедрое творческое наследие Микеланджело. В своих куполах, церквях и статуях он оставил миру самые прекрасные произведения искусства.

Однако помимо них вырисовывается еще и менее привлекательная часть картины. Сейчас, через пятьсот лет после создания Давида, выясняется, что человек, который щедро расходовал свое время и энергию на создание шедевров эпохи Возрождения, не особо тратился на людей, в том числе и на себя.

Микеланджело просто-напросто был скрягой.

Это – один из выводов недавно опубликованной книги “Богатство Микеланджело”, написанной профессором истории искусства Рэбом Хатфилдом (Rab Hatfield), обнаружившим в архивах эпохи Возрождения неожиданные финансовые документы, свидетельствующие о неизвестном богатстве и чрезмерной экономии великого гения эпохи Возрождения.

Хотя Микеланджело часто жаловался на убытки, и о нем часто говорили как о бедном человеке, в 1564 году, когда он умер, его состояние равнялось десяткам миллионам долларов в современном эквиваленте, пишет профессор Рэб Хатфилд.

Эти деньги нашли дорогу к нему не в конце его жизни. Исследование профессора Хатфилда показывает, что большую часть из своих 89 лет жизни Микеланджело обладал скромным, умеренным или же чрезмерным богатством. Однако он не стремился ни демонстрировать его, ни делиться им.

“Он был самым богатым художником всех времен, по крайней мере, до нынешних дней, – сказал в интервью профессор Хатфилд. – Он собрал огромное состояние, просто феноменальное”.

И, тем не менее, говорит г-н Хатфилд, Микеланджело жаловался членам своей семьи на нехватку денег, театрально оплакивал свою судьбу, и отказывал, когда его просили о помощи.

Совершая поездки с парой своих помощников, Микеланджело заказывал одну кровать на всех, и причиной этого, по словам профессора Хатфилда, было не эротическое влечение, а экономия. Художник копил свое состояние.

Исследование профессора Хатфилда, начатое около восьми лет назад, привлекло всеобщее внимание всего несколько месяцев назад, после выхода в свет его научной работы, опубликованной в Италии на английском языке.

Совет

Это исследование подтверждает и дополняет множеством деталей следующее мнение о Микеланджело, которое разделяют многие искусствоведы: мучения, омрачавшие его радость, не были связаны с финансами.

К тридцати годам он уже был автором “Давида” и “Пьеты”, и его гонорары, как и его репутация, были весьма высоки.

Профессор Хатфилд пришел к этой мысли на основании нескольких банковских счетов Микеланджело, никогда не исследовавшихся ранее. Сам профессор изучил их в ходе выполнения другой задачи.

Он пытался определить точную дату написания различных сцен на потолке Сикстинской капеллы, и нескольких относящихся к тому периоду писем Микеланджело, в которых говорилось о работе. Кроме всего прочего, в них шла речь и о банковских депозитах.

“Если найти эти банковские счета, то можно датировать письма”, – пояснил профессор Хатфилд. И ему удалось найти их там, где ранее были обнаружены тщательно изученные счета Леонардо да Винчи.

В этих счетах он увидел суммы, эквивалентные сотням тысяч сегодняшних долларов США.

“Когда я увидел эти цифры, я напрочь забыл о потолке”, – признался профессор.

Он собрал воедино информацию из этих записей, записей о другом счете в Риме и добавил к ней хорошо изученные письма Микеланджело.

В результате получился портрет очень удачливого, до странности бережливого художника – предпринимателя, ставшего знаковой фигурой на этапе превращения творческих гениев из людей, в которых видели ремесленников, в людей, которых уважали и которым платили совсем иначе.

Микеланджело высоко ценили и платили соответственно.

Когда Микеланджело работал над Лаурентианской библиотекой во Флоренции, его месячная зарплата, выплачиваемая Папой Клементом VII, соответствовала доходу в 600000 долларов в год, говорит профессор Хатфилд.

Обратите внимание

За могилу Папы Юлия II Микеланджело получил сумму, равную более чем 10 миллионам нынешних долларов, хотя он и не закончил проект.

“Он брал себе в четыре раза больше работы, чем был в состоянии выполнить, однако всегда получал значительный аванс за работу”, – рассказывает Хатфилд.

Хотя он владел землей, хорошо платил своим помощникам и, на самом деле, существенно помогал своей семье, ему удалось сберечь большую часть своих денег.

По словам профессора Хатфилда, в доме в Риме, где умер Микеланджело, было мало мебели, не было книг и драгоценностей, однако там стоял сундук с золотыми деньгами, которых хватило бы на покупку дворца Питти.

Каким же человеком был Микеланджело? “Я думаю, можно назвать его скупым”, – говорит профессор Хатфилд.

Итальянский эксперт Фред Плоткин (Fred Plotkin), пишущий книгу “По следам Микеланджело”, считает, что нет ничего удивительного в том, что скупость художника иногда ошибочно воспринималась как отсутствие средств.

Даже сейчас, отметил г-н Плоткин, “мы знаем о нем совсем немного”.

То, что мы знаем, известно в основном из записей самого Микеланджело, надежность которых зависит от настроения, которому она обязана совим возникновением.

“У него часто было плохое, печальное настроение”, – говорит г-н Плоткин.

Профессор Хатфилд считает, что ошибочный образ Микеланджело как человека, работавшего без вознаграждения, является следствием рассказов, распространяемых поклонниками художника.

“Мы задаемся вопросом о том, сколько денег зарабатывают звезды спорта и кино, однако о художниках мы обычно думаем как о бедных людях, – сказал профессор. – Если они богаты, то тут что-то не так. Им положено голодать”.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник: https://inosmi.ru/untitled/20030122/169599.html

Микеланджело

Микеланджело Буонарроти – признанный гений эпохи Возрождения, который принес неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры.

6 марта 1475 года в семье Буонарроти Симони родился второй ребенок, которого назвали Микеланджело. Отец мальчика был мэром итальянского городка Карпезе и являлся отпрыском благородного рода.

Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной.

Важно

Через месяц после рождения сына срок службы Лодовико ди Лионардо на посту мэра подошел к концу. И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции.

Микеланджело Буонарроти

Франческа, мама малыша, постоянно болела, а будучи беременной, упала с лошади, поэтому не смогла самостоятельно выкармливать младенца.

Из-за этого крошечного Мике поручили кормилице, и первые годы его жизни прошли в семье каменотеса. Малыш с раннего детства играл с камушками и долотом, пристрастившись к окультуриванию глыб.

Когда мальчик подрос, то частенько говорил, что своим талантом обязан молоку приемной матери.

Портрет Микеланджело

Родная мама мальчика умерла, когда Мике исполнилось 6 лет. Это так сильно повлияло на психику ребенка, что он становится замкнутым, раздражительным и нелюдимым. Отец, беспокоясь за душевное состояние сына, отдает его в школу «Francesco Galeota». Рвения к грамматике ученик не проявляет, зато заводит друзей, которые прививают ему любовь к живописи. 

В 13-летнем возрасте Микеланджело объявил отцу, что продолжать семейное финансовое дело не намерен, а будет обучаться художественному мастерству. Таким образом, в 1488 году подросток становится учеником братьев Гирландайо, которые приобщают его к искусству создания фресок и прививают азы живописи.

Рельефная скульптура Микеланджело “Мадонна у лестницы”

В мастерской Ghirlandaio провел год, после чего отправился изучать скульптуры в садах Медичи, где талантом юноши заинтересовался правитель Италии Лоренцо Великолепный. Теперь биография Микеланджело пополнилась знакомством с молодыми Медичи, которые потом стали римскими папами.

Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа.

Изучая скелеты и мышцы мертвых тел, Микеланджело досконально познакомился со строением человеческого тела, но подорвал собственное здоровье.

Рельефная скульптура Микеланджело “Битва кентавров”

В 16 лет юноша создает две первые рельефные скульптуры – “Мадонну у лестницы” и “Битву Кентавров”. Эти первые барельефы, вышедшие из-под его рук, доказывают, что юный мастер наделен необычайным даром, и его ожидает блестящее будущее.

Творчество

После смерти Лоренцо Медичи на престол взошел его сын Пьеро, который политической недальновидностью разрушил республиканский строй Флоренции. В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. В стране вспыхивает революция.

Флоренция, раздираемая междоусобными фракционными войнами, не выдерживает военного натиска и сдается. Политическая и внутренняя обстановка в Италии накаляется до предела, что отнюдь не способствует творчеству Микеланджело.

Мужчина отправляется в Венецию и Рим, где продолжает обучение и изучает статуи и скульптуры древности.

Скульптуры Микеланджело «Вакх» и «Пьета»

В 1498 году скульптор создал статую «Вакх» и композицию «Пьета», которые приносят ему мировую известность. Скульптуру, где юная Мария держит на руках мертвого Иисуса, разместили в церкови Святого Питера.

Совет

Через несколько дней Микеланджело услышал разговор одного из паломников, который заявлял, что композиция «Пьета» создана Christoforo Solari. Этой же ночью юный мастер, охваченный гневом, пробрался в церковь и высек надпись на нагрудной ленте Марии.

Гравировка гласила: «MICHEL ANGELUS BONAROTUS FLORENT FACIBAT – это сделал Микеланджело Буонароти, Флоренция». 

Чуть позже он раскаялся в своем приступе гордыни и решил больше не подписывать свои работы.

Надпись на скульптуре Микеланджело «Пьета»

В 26 лет Мике взялся за невероятно трудную работу – высечение статуи из 5-метровой глыбы испорченного мрамора. Один из его современников, не создав ничего интересного, просто бросил камень.

Больше никто из мастеров не был готов облагородить искалеченный мрамор. Только Микеланджело не побоялся трудностей и спустя три года явил миру величественную статую Давида. Этот шедевр обладает невероятной гармонией форм, наполнен энергией и внутренней силой.

Скульптор сумел вдохнуть жизнь в холодный кусок мрамора.

Скульптура Микеланджело «Давид»

Когда мастер закончил работу над скульптурой, была создана комиссия, которая определила место размещения шедевра. Здесь состоялась первая встреча Микеланджело с Леонардо да Винчи.

Эту встречу нельзя было назвать дружественной, ведь 50-летний Леонардо сильно проигрывал молодому скульптору и даже возвел Микеланджело в ряды соперников.

Увидев это, молодой Пьеро Содерини устраивает соревнование между художниками, поручив им роспись стен Большого Совета в палаццо Веккьо.

Читайте также:  Как развить дикцию

Картина Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»

Да Винчи начал работу над фреской по сюжету «Битва при Ангиари», а Микеланджело взял за основу «Битву при Кашине». Когда 2 наброска выставили на всеобщее обозрение, то никто из критиков не смог отдать предпочтение ни одному из них. Оба картона оказались изготовлены так умело, что чаша справедливости уравняла талант мастеров кисти и красок.

Картина Микеланджело «Битва при Кашине»

Так как Микеланджело слыл еще и гениальным художником, его попросили расписать потолок одной из римских церквей в Ватикане. За эту работу живописец принимался дважды.

С 1508 по 1512 года разрисовал потолок церкви, площадь которого составляла 600 кв. метров, сюжетами из Ветхого Завета от момента Сотворения мира до Потопа. Ярчайшим образом здесь выступает первый человек – Адам.

Изначально Мике планировал нарисовать только 12 Апостолов, но проект настолько сильно вдохновил мастера, что он посвятил ему 4 года жизни.

Сперва художник расписывал потолок вместе с Франсеско Гранакси, Джулиано Бугардини и сотней чернорабочих, но потом в припадке гнева уволил подручных.

Моменты создания шедевра он скрывал даже от папы римского, который неоднократно порывался посмотреть на роспись. В конце 1511 Микеланджело настолько измучили просьбы жаждущих увидеть творение, что приоткрыл завесу тайны.

Увиденное потрясло воображение многих людей. Даже Рафаэль, находясь под впечатлением от этой росписи, частично изменил собственный стиль письма.

Фреска “Адам” Микеланджело в Сикстинской капелле

Работа в Сикстинской капелле настолько утомила великого скульптора, что он пишет в своем дневнике следующее:

Обратите внимание

Также он пишет, что от напряженной работы его глаза почти перестали видеть, а жизнь стала мрачной и серой.

В 1535 году Микеланджело вновь берется за роспись стен в Сикстинской капелле. На этот раз он создает фреску «Страшный Суд», которая вызвала бурю негодования среди прихожан.

В центре композиции изображен Иисус Христос, окруженный обнаженными людьми. Эти человеческие фигуры символизируют грешников и праведников.

Души правоверных поднимаются в небеса к ангелам, а души грешников собирает на своей ладье Харон и гонит их в Ад.

Фреска “Страшный суд” Микеланджело в Сикстинской капелле

Протест верующих вызвала не сама картина, а именно обнаженные тела, которые не должны находиться в святом месте. Неоднократно звучали призывы к уничтожению крупнейшей фрески итальянского Возрождения.

Во время работы над картиной художник упал с лесов, сильно повредив ногу. Эмоциональный мужчина увидел в этом божественный знак и решил отказаться от работы. Переубедить его смог только лучший друг, а по совместительству доктор, который помог больному исцелиться.

Личная жизнь

Вокруг личной жизни знаменитого скульптора всегда ходило множество слухов. Ему предписывают различные близкие отношения со своими натурщиками. В поддержку версии о гомосексуализме Микеланджело говорит и тот факт, что он никогда не был женат. Сам он объяснял это следующим образом: 

Точное подтверждение у историков находят его романтические отношения с маркизой Витторией Колонна. Эта женщина, отличавшаяся незаурядным умом, заслужила любовь и глубокую привязанность Микеланджело. Более того, маркиза Пескара считается единственной женщиной, чье имя связано с великим художником. 

Микеланджело с маркизой Витторией Колонна

Известно, что познакомились они в 1536 году, когда маркиза прибыла в Рим. Через несколько лет женщина была вынуждена покинуть город и отправиться в Витербо. Причиной послужило восстание ее брата против Павла III.

Важно

С этого момента начинается переписка Микеланджело и Виттории, которая стала настоящим памятником исторической эпохи. Считается, что отношения Микеланджело и Виттории носили лишь характер платонической любви.

Оставаясь преданной погибшему в бою мужу, маркиза испытывала к художнику лишь дружеские чувства. 

Смерть

Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. За несколько дней до смерти художник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Затем он направился в крохотную церковь Санта-Мария дель Анджели, где хотел довести до совершенства скульптуру Мадонны.

Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. И сам он не достоин встречи с Раем, так как не оставил после себя потомков, за исключением бездушных каменных изваяний.

Мике хотел в последние свои дни вдохнуть жизнь в статую Мадонны, чтобы таким образом завершить земные дела.

Могила Микеланджело в церкви Санта-Кроче

Но в церкви от перенапряжения он потерял сознание, а очнулся к утру следующего дня. Добравшись до дома, мужчина падает в кровать, диктует завещание и испускает дух.

Интересные факты

Великий итальянский скульптор и живописец оставил после себя множество работ, которые до сих пор восхищают умы человечества. Даже на пороге жизни и смерти мастер не выпустил из рук инструментов, стремясь оставить потомкам только лучшее. Но присутствуют в биографии итальянца моменты, которые известны не многим.

  • Микеланджело изучал трупы. Скульптор стремился к воссозданию человеческого теле в мраморе, соблюдая мельчайшие подробности. А для этого ему необходимо было хорошо знать анатомию, поэтому мастер провел десятки ночей в монастырском морге.
  • Художник не любил живопись. Удивительно, но Буонарроти считал создание пейзажей и натюрмортов пустой тратой времени и называл эти картины «пустыми картинками для дам».
  • Учитель сломал нос Микеланджело. Это стало известно из дневников Джорджо Вазари, детально описавший ситуацию, где учитель из зависти побил ученика, сломав ему нос.
  • Тяжелая болезнь скульптора. Известно, что последние 15 лет жизни Мике страдал от сильных суставных болей. В то время многие краски были ядовитыми, а мастер вынужден постоянно дышать испарениями.
  • Хороший поэт. Талантливый человек талантлив во многом. Эти слова можно смело отнести к великому итальянцу. В его портфолио находятся сотни сонетов, не опубликованных при жизни.

Творчество знаменитого итальянца принесло ему славу и богатство еще при жизни. И он смог в полной мере вкусить почитание поклонников и насладиться популярностью, что было недоступно многим его коллегам.

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/4228-mikelandzhelo-buanarotti.html

Книга 100 великих гениев. Содержание – МИКЕЛАНДЖЕЛО (1475—1564)

Самоуверенность и нескромность автора письма может показаться возмутительной.

Не многое ли он о себе возомнил? Инженер, фортификатор, изобретатель, гидротехник, архитектор, скульптор, художник – и во всем наилучший, искуснейший! Мыслимо ли такое? Да, написано было верно, ибо автором был Леонардо да Винчи. Его зачислили в состав коллегии инженеров герцога. В Милане ему суждено было прожить до конца XV века.

Леонардо да Винчи был сыном богатого нотариуса. Родился в городке Винчи, детство провел в семье бабушки и дяди. С 14 лет стал учеником флорентийского скульптора и живописца А. Верроккьо. Тогда же проявил интерес к наукам.

До 1481 года учился и работал во Флоренции. После 1499 года он переезжал из города в город, выполняя разные работы; руководил прокладкой канала, изучал анатомию, проектировал оборонительные сооружения; во Флоренции написана знаменитая «Мона Лиза (Джоконда)».

Гений Леонардо был поистине универсальным.

Но таково было время возврата Западной Европы (через Восточную – точнее, Византию – и арабов) к искусству, философии, наукам античности; шло преодоление эпохи веры, Средневековья, сковывавшей догмами, запретами, установлениями свободу творческих дерзаний.

Заявляла о своих правах и достоинстве человеческая личность. Вот и пытливый ум Леонардо стремился познать все на свете не с чужих слов – пусть даже начертанных в Священном Писании, – а обращаясь непосредственно к природе.

В биографии Леонардо, написанной Вазари, сказано: «Занимаясь философией явлений природы, он пытался распознать особые свойства растений и настойчиво наблюдал за круговращением неба, бегом луны и движением солнца… Вот почему он создал в уме своем еретический взгляд на вещи, не согласный ни с какой религией, предпочитая, по-видимому, быть философом, а не христианином».

Созданные Леонардо «Мадонна с младенцем» и «Тайная вечеря» (фреска в трапезной Миланского монастыря Санта Мария делла Грацие) прежде всего человечны и не оставляют места чуду.

Совет

В окна видны небо с облаками и гряды невысоких гор, уходящих вдаль. Иисус печально сообщает, что один из апостолов станет предателем. Каждый из них выражает чувства по-своему.

Центральное положение Христа подчеркнуто движением фигур и перспективой.

В отличие от всех предыдущих работ на этот сюжет, здесь Иуда находится среди апостолов как равный. Он лишь отстраняется от Иисуса, сжимая в руке мешочек с серебряниками. Выходит, предательство совершают не только явные выродки, отщепенцы, но и еще недавно преданные последователи.

Отношение Леонардо к религиозным предрассудкам было скептическим. О поклоняющихся иконам он отзывался так: «…Они будут просить милости у тех, кто, имея уши, не слышит; они и будут светить тем, кто слепы» [имея глаза]. О священниках: «Фарисеи сиречь – святые отцы».

Ему ненавистны суеверы и лицемеры, а более всех – пустые «прожигатели» жизни.

О них он отзывался особенно резко: «Мне думается, что люди грубые, дурных нравов и малого разума не заслуживают столь прекрасного орудия и столь большого разнообразия органов, как люди умозрительные и великого разума, а заслуживают они лишь мешка, куда поступала бы пища и откуда она выходила бы, так как поистине нельзя их считать ни чем иным, кроме прохода для пищи; вот почему, думается мне, они ничего не имеют общего с человеческой породой, кроме разве голоса и фигуры, и все прочее у них значительно ниже зверя».

Нет ли в этих словах пророчества великого труженика Леонардо да Винчи? Алчное общество потребления возникнет через пять веков после него.

Замечательные достижения техники будут направлены на удовлетворение похотей и прихотей, ненасытных материальных потребностей бездарных обывателей.

А тем «творческим деятелям», кто ссылается на мешающие им те или иные ограничения, неблагоприятные обстоятельства, можно припомнить басню Леонардо о творческой свободе:

«Растение жалуется на сухую и старую палку, которая торчит у него сбоку, и на сухие палки, обступившие его кругом. Но та держит его прямо, а эти охраняют от дурного соседства».

Героические эпохи рождают титанов. Творения титанов прославляют эти эпохи в веках. В кипении страстей, сражениях на поле боя и в столкновении мнений, соперничестве талантов формируются гении. Так разряды молний сопровождают буйство стихий, высокое напряжение разнозаряженных сил:

Зло скудно там, где скуден мир добром,

И грань меж них проложена нестрого.

Обратите внимание

Так писал поэт Микеланджело, более прославленный как скульптор, живописец, архитектор. Он был неутомимым и могучим вдохновенным творцом, не ведающим покоя (тяжкий крест и высокая привилегия гения). В бесформенных глыбах мрамора его воображение видело невоплощенные еще образы, и он высвобождал их резцом, считая своим соавтором саму природу:

Высочайший гений не прибавит

Единой мысли к тем, что мрамор сам

Таит в избытке, – и лишь это нам

Рука, послушная рассудку, явит.

Хотя конечно же тайна заключена не в материале, а в творце. И потому миллионы изваяний, созданные мастерами разных стран и столетий, чрезвычайно редко одухотворены мыслью и чувством, так как это удавалось сделать Микеланджело.

Особую выразительность придавала его скульптурам их изменчивость и пластичность в разных ракурсах, а порой – незавершенность, словно сохраняющая мощь каменной глыбы и возможность новых воплощений. Но главное, он в камне выражал свои муки и горести, утоляя неистовую жажду творчества:

Душа моя желает избавленья

От рабства, лжи, пороков и тоски.

Свершаю я, всем бедам вопреки,

Божественное таинство творенья.

Нет, он не мог жаловаться на судьбу, ибо выбрал ее сам, имея возможность жить совсем иначе, не изнуряя себя трудом. Ведь в городе Капрезе, где он родился, его отец занимал высокий пост подеста, правителя. Знатность рода определила и полное имя ребенка: Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонаротти Симони.

Он поступил в латинскую школу во Флоренции, но, проявив склонность и способности к живописи, в 1488 году стал учиться у художника Д. Гирландайо, а затем перешел в школу-мастерскую скульптора Бартольдо ди Джованни.

В юности жил во дворце Лоренцо Медичи, имея возможность знакомиться с богатыми коллекциями, среди которых были произведения крупных мастеров и памятники античной скульптуры.

Следы этого влияния – в лучшем проявлении – заметны на первой его выдающейся работе «Пьета» (1497—1499): тело Иисуса на коленях Марии, молодой женщины, сын для которой и младенец, и юноша, и взрослый мужчина одновременно – жертва во имя любви.

Микеланджело работал в разных городах Италии. По словам М. Алпатова, «он обладал страстным темпераментом, был неуживчив, горяч, но искренен и прямодушен. Молодым человеком он сблизился с кружком гуманистов при дворе Лоренцо Медичи. Здесь он заразился восторгом к древности, услышал об учении Платона.

Важно

Впоследствии на него произвело впечатление народное движение, возглавленное Савонаролой. В лице Микеланджело выступил мастер, который порывы своего творческого воображения оплодотворял философскими раздумьями. Он был всегда художником-гражданином.

Всю свою жизнь он воспевал в искусстве творческую мощь человека, с оружием в руках защищал свободу родного города».

Молодой ваятель проявил не только талант, но и дерзновенность, уверенность в своих силах, взявшись высечь статую из огромного монолита мрамора. Три года он трудился, создавая исполненный спокойного мужества и ума образ юного библейского Давида, готового выйти на бой с великаном Голиафом. Восторженные флорентийцы поместили изваяние на одну из главных площадей города.

115

Источник: https://www.booklot.org/genre/nauchnoobrazovatelnaya/istoriya/book/100-velikih-geniev/content/1071836-mikelandjelo-14751564/

Ссылка на основную публикацию