Вечернее размышление о божием величестве

«Вечернее размышление о Божием величестве…» М. Ломоносов

В мае 1743 года Ломоносов был заключен под стражу. Причиной тому послужил конфликт с иностранными профессорами, работавшими в Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге. Михаил Васильевич пробыл в тюрьме восемь месяцев. Этот период отмечен его активной научной и творческой деятельностью. В частности, он написал «Вечернее размышление о Божием величестве».

Упоминание о Господе в официальном названии продиктовано желанием угодить цензуре. При этом в самой оде Ломоносов высказывал мысли, которые вызвали негодование со стороны церковников того времени. Речь идет в первую очередь о вполне материалистических представлениях, касающихся устройства вселенной.

С большой долей уверенности можно сказать, что Михаилу Васильевичу были близки некоторые идеи деизма. Последователи этого религиозно-философского течения не отрицают существования Бога и факта сотворения Им мира, но отказываются принимать религиозный догматизм, значительную часть явлений, носящих сверхъестественный и мистический характер.

Обратите внимание

Когда Ломоносов в стихотворениях упоминает Господа, то в качестве синонимов стоит рассматривать слова «природа», «естество».

Стихотворение «Вечернее размышление о Божием величестве» тесно связано с научными изысканиями Михаила Васильевича, что легко подтверждается на примере буквально нескольких строк. Примерно в середине оды написано следующее: «Там разных множество светов».

Ломоносов утверждал наличие большого количества населенных миров. Мысль эту он пытался доказать в труде «Явление Венеры на Солнце», написанном в 1761 году. Значительная часть стихотворения посвящена рассуждениям о природе северных сияний, изучению которых Михаил Васильевич посвятил немало времени.

В оде задается вопрос: Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар?

Адресован он немецкому ученому Христиану фон Вольфу. По его мнению, северные сияния образуются вследствие возгорания в небе «тонких испарений», рождающихся в земных недрах. Далее следует обращение к группе бреславльских ученых-натуралистов: «…Иль тучных гор верхи горят…».

В 1716 году они высказали идею о том, что северные сияния тесно связаны с исландским вулканом Гекла. Якобы его огни отражаются в морских льдах при их передвижении. Ближе к финалу Ломоносов транслирует собственную теорию: «…И гладки волны бьют в эфир».

Согласно гипотезе Михаила Васильевича, северные сияния имеют электрическую природу. Надо отметить, что необычным явлением он интересовался в течение всей жизни. В 1743 году (время создания рассматриваемой оды) приступил к регулярным наблюдениям за северными сияниями.

В научной работе «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» (1753) имеется их описание в прозе, удивительное по силе и красоте.

«Вечернее размышление о Божием Величестве» Ломоносов включил в «Риторику» (1748) – книгу по мировой литературе, в которую также вошли произведения русских писателей. Затем ода была напечатана в двух собраниях сочинений Михаила Васильевича, изданных в 1751 и 1758.

Каждый раз текст стихотворения подвергался изменениям. Главная задача переделок – воспроизведение хода научной мысли с максимальной точностью и простотой. В итоге цели автор достиг.

Важно

Четырехстопный ямб в сочетании с мужскими рифмами позволил идеально воплотить в стихотворной форме пафос естествоиспытателя и поэта.

Современники по достоинству оценили «Вечернее измышление о Божием Величестве». Ода приобрела необыкновенную популярность не только в образованных кругах. Она часто встречалась в рукописных песенниках, широко распространенных в восемнадцатом столетии.

Источник: http://pishi-stihi.ru/vechernee-razmyshlenie-o-bozhiem-velichestve-lomonosov.html

Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния

М. В. ЛОМОНОСОВ

Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния

1

Лице свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы черна тень;

Лучи от нас склонились прочь;

Открылась бездна, звезд полна;

Звездам числа нет, бездне – дна.

2

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне,

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!

3

Уста премудрых нам гласят:

“Там разных множество светов,

Несчетны солнца там горят,

Народы там и круг веков;

Для общей славы божества

Там равна сила естества”.

4

Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мещут огнь моря?

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!

5

О вы, которых быстрый зрак

Пронзает в книгу вечных прав,

Которым малый вещи знак

Являет естества устав,

Вам путь известен всех планет, –

Скажите, что нас так мятет?

6

Чтозыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

Стремится от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар?

7

Там спорит жирна мгла с водой;

Иль солнечны лучи блестят,

Склонясь сквозь воздух к нам густой;

Иль тучных гор верьхи горят;

Иль в море дуть престал зефир,

И гладки волны бьют в эфир.

8

Сомнений полон ваш ответ

О том, что окрест ближних мест.

Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале звезд?

Несведом тварей вам конец?

Скажите ж, коль велик Творец?

Комментарий. Уже в самом начале этого стихотворения привлекает не только четкая ритмическая организованность строфы, ударение на последнем слоге (мужская рифма), но и более близкая к народной речи лексика.

Ломоносов считал, что нельзя искажать слова путем неестественного переноса ударений в угоду силлабическому строю стиха.

Тоническое стихосложение дало возможность привести естественную форму слова в соответствие с ритмом. Кроме того, поэта вдохновила совершенно новая для поэзии того времени тема – научное познание беспредельного мира. Созерцая потрясающее величием Божье творение – Вселенную, поэт чувствует себя не ничтожным в своем непонимании, а мыслящим и способным понять законы сотворения мира.

В стихотворении делается вывод, утверждающий возможность познания человеком высших законов мироздания: “Скажите ж, коль велик Творец?” То есть поэт уравнивает величие и гармонию созданного Творцом мира и всепроникающую мысль человека.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/vechernee-razmyshlenie-o-bozhiem-velichestve-pri-sluchae-velikogo-severnogo-siyaniya/

План-конспект урока по литературе (9 класс) на тему: Анализ оды М.В. Ломоносова “Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния”

Интегрированный урок литературы и физики в 9 классе

Анализ оды М.В. Ломоносова “Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния”

Полещенко Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Музыкально-эстетический лицей им. А.Г. Шнитке»

Цель: формирование системы знаний об окружающем мире через интеграцию учебных дисциплин.

Задачи:

1.

Совет

Познакомить с творчеством М.В. Ломоносова как реформатора русского литературного языка и стихосложения, определить пафос стихотворения «Вечернее размышление о Божьем величии при случае северного сияния».

2. Выработать навыки анализа лирического текста через многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного смысла, развивать творческое мышление, внимание, совершенствовать навыки монологической речи.

3. Воспитывать интерес к изучению жизни людей, внесших вклад в развитие науки,  гордость за достижения соотечественников.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор, презентации
  2. Текст оды М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».
  3. Учебник. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 под ред. Коровиной В.Я. – М., «Просвещение», 2012 г.

Методы и приемы:

словесные (беседа, рассказ),

наглядно-иллюстративные (демонстрация),

использование ИКТ (презентация, демонстрация слайдов).

Ход урока

  1. Приветствие, проверка отсутствующих, создание благоприятного настроя.

II. Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса.

Учитель физики: Сегодня мы обращаемся к научному и творческому наследию Михаила Васильевича Ломоносова – русского поэта и выдающегося ученого.

Он изучал многие науки и совершил поразительные открытия, значительно опережавшие своё время. М.В. Ломоносов занимался исследованиями в области математики, физики, астрономии, географии, геологии, биологии, языкознания, философии, истории.

Учитель литературы: Для учёного не существовало границ между науками и искусством: М.В. Ломоносов постигал мир через призму науки, пытаясь понять, как всё в мире взаимосвязано, и описывал это в замечательных одах. Результатом стало становление и появление новых наук, открытие многих основополагающих законов и реформа русского языка и стихосложения.

Учитель физики: – Пожалуйста, приведите примеры научных открытий М. В. Ломоносов в химии, физике. Как это отразилось на дальнейшем развитии наук?

  1. Этап получения и усвоения новых знаний и способов действий
  1. Индивидуальные сообщения обучающихся «Ломоносов – химик», «Открытия М.В. Ломоносова в области физики, астрономии»,
  2. Запись в тетрадях информации, полученной в ходе сообщений. Заполнение таблицы.

Открытия М.В. Ломоносова

Наука Достижения и открытия
Химия Любимая наука. 1748 год: открыл в России первую химическую лабораторию. Составил рецепт для приготовления фарфоровых масс, и смальты, которую использовал для своих мозаик 1751 года. Разработал принципы новой науки – физической химии. «Слово о пользе Химии» Ломоносова.
География Составил «Полярную карту»; разработал приборы для морского кораблевождения; приборы для морского кораблевождения. Доказал существование материка на Южном полюсе (Антарктиды); возможность Северного морского пути в Индию.
Геология Первым в России обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых. М.В. Ломоносов составил каталог минералов России. Металлург, геолог
Астрономия Усовершенствовал подзорную трубу, которую называл «ночезрительной» прибор «для сгущения света». Создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора. Открыл атмосферу на Венере.
Физика Открыл закон сохранения материи. Первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, открытие которой часто связывают с именем Д. Бернулли. Сконструировал термометр. Высказал догадку о вертикальных течениях в атмосфере, правильно на электрическую природу северных сияний и оценил их высоту. Разрабатывал эфирную теорию электрических явлений, думал о связи электричества и света, которую хотел обнаружить экспериментально. Поддержал волновую теорию Гюйгенса и разработал оригинальную теорию цветов.
Русский язык и литература Разработал правила русского языка, составил «Русскую грамматику». Разработал теорию «трёх штилей». В 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова».
Живопись, мозаика Открыл секрет изготовления смальты. Открыл мозаичную мастерскую. Изготовил 40 мозаичных картин. Избран почетным членом Петербургской Академии художеств
Читайте также:  Самый одарённый человек на земле

Выводы:

М.В. Ломоносов был выдающимся учёным энциклопедических знаний. Не случайно А.С. Пушкин назвал его «первым русским университетом». Он сделал много для развития науки в России. Именно по инициативе Ломоносова и по его проекту в 1755 году был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий

  1. Изучение материала «М.В. Ломоносов – реформатор русского литературного языка».

Работа с учебником. «Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 под ред. Коровиной В.Я.» – М., «Просвещение», 2012 г. – С. 43-44

  1. Заполнение таблицы в тетрадях

«Теория «трёх штилей»

«Штиль» Лексика Жанры
«Высокий» Церковнославянские слова и русские Героические поэмы, оды, трагедии, похвальные надписи
«Средний» Русские слова с небольшой примесью церковнославянских Драмы, сатиры, эклоги, идиллии, послания, дружеские письма, элегии
«Низкий» Русские слова разговорного языка с   добавлением просторечий. Малое число церковнославянских слов Комедии, эпиграммы, басни, песни
  1. Анализ оды М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великаго севернаго сияния».

1.

 Учитель литературы: «Утреннее размышление о божием величестве», посвященное описанию Солнца и солнечной атмосферы, и «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великаго севернаго сияния» являются частью единого замысла. Сам Ломоносов датирует «Вечернее размышление…» 1743 годом. К этому же времени относит начало своих наблюдений над северными сияниями. Как учёный, он пытается найти объяснение одному из прекраснейших явлений природы.

2.Объяснение учителя физики «Современная трактовка теории происхождения северного сияния». (Слайд 20)

Михаил Ломоносов, проведя бесчисленное количество опытов, высказал предположение об электрической природе этого явления. (Слайд 21)

Обратите внимание

Наш земной шар – это огромный магнит. Вокруг него, как и вокруг обычного магнита, существует магнитное поле. Когда на Солнце происходят взрывы, то в верхнюю часть земной атмосферы – ионосферу – от Солнца устремляются потоки летящих с огромной скоростью заряженных частиц. Это протоны и электроны, образующие так называемый солнечный ветер. (Слайд 22)

Вторгаясь в земную атмосферу, частицы солнечного ветра направляются магнитным полем Земли. (Слайд 23) 

Сталкиваясь с атомами и молекулами атмосферного воздуха, они ионизируют их, в результате этого возникает свечение, которое мы видим и воспринимаем как полярное сияние. (Слайд 24)

Свечение разреженных газов происходит в ионосфере, то есть в верхней части атмосферы.  (Слайд 25)

Значит, северное (полярное) сияние – это свечение верхних слоёв атмосферы Земли, которое возникает вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра. (Слайд 26)

3.Учитель литературы: В 1753 г. Ломоносов в «Изъяснениях», приложенных к «Слову о явлениях, от электрической силы происходящих», сообщал: «Ода моя о северном сиянии, которая сочинена 1743 года, а в 1747 году напечатана, содержит мое давнишнее мнение, что северное сияние движением эфира произведено быть может». (ПСС, т. 3. С. 123).

В этой оде М.В. Ломоносов представляет собой опыт поэтического оформления вполне конкретной естественнонаучной темы. Это своеобразный литературный эксперимент, так как ода принадлежит к так называемой «физико-теологической» традиции, видевшей в различных природных явлениях главное доказательство существования Бога.

4.Выразительное чтение оды заранее подготовленным учеником или аудиозапись чтения оды «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великаго севернаго сияния» Борисом Ветровым. Музыка Э. Артемьева к фильму «Солярис».

(Приложение. Презентация 2)

5.Анализ оды.

Текст из учебника «Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 под ред. Коровиной В.Я.» – М., «Просвещение», 2012 г. – С. 50-51

5.1. Беседа по вопросам:

– Какое впечатление осталось после знакомства с текстом? Почему?

– Повлияли ли на восприятие произведения музыкальное сопровождение и зрительный ряд?

– Какова композиция оды?

В начале оды М.В. Ломоносов изображает явления, знакомые человеку по его ежедневным впечатлениям: поздний вечер, сумерки, наступление ночи.

Далее он говорит об изумлении, которое охватывает человека, рассматривающего бескрайнее звёздное небо и великолепное северное сияние. Затем автор приподнимает завесу над невидимой, скрытой областью Вселенной, вводящей читателя в новые, неизвестные ему миры.

Важно

Поэт вопрошает себя и читателей: кто создал прекрасное и неподвластно человеческому разуму явление, как не Бог.

На протяжении всей оды он задаётся вопросами, ответ на которые сложно дать обычному человеку, незнакомому с началами наук.

– Что придаёт тексту возвышенность и торжественность? (Церковнославянская лексика, архаизмы, устаревшие грамматические формы).

– Приведите примеры. (Лице – лицо, тёмна, звездАм, мАла, углублён, утомлён, несчётны, верьхи и другие; неполногласие в церковнославянских словах: хладна, престал и другие).

– Будет ли нарушен или стиховой ритм первой строки, если заменить старославянское выражение «лице свое» русским «своё лицо»? Что изменится? (Ритм сохранился, но исчезнет торжественность).

– Каково лексическое значение и какова этимология существительного «бездна»? Какие естественнонаучные знания оно отражает? («Без дна». Используя существительное «бездна», М.В. Ломоносов говорит о бескрайности мира: «Звездам числа не, нет бездне дна».

– Какие и чувства охватывают нас при виде звездного неба? (Мысли о своей незначительности в бескрайнем мире, размышления о своем месте в нем.)

 — Как это передает М.В. Ломоносов? (Многочисленные сравнения помогают передать ощущение своей незначительности и бренности:

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне, —

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!)

 – Что побудило поэта к размышлению о Божьем величии? (Наблюдение северного сияния).

– Как описывается это физическое явление в оде? (Ученики приводят примеры)

5.2.Учитель физики:

– В следующей строфе М. В. Ломоносов высказывает предположения о причине северного сияния:

Там спорит жирна мгла с водой;

Иль солнечны лучи блестят,

Склонясь сквозь воздух к нам густой;

Иль тучных гор верхи горят;

Иль в море дуть престал зефир,

И гладки волны бьют в эфир.

Согласно старинным учениям, все мировое пространство заполнено особой средой — эфиром. А греческим словом зефир называют легкий ветерок. Море успокоилось, и волны стали «гладкими», потому что перестал дуть зефир. Такие волны «бьют в эфир» и вызывают его свечение. Как это соотносится с современным представлением о природе северного сияния?

Сравните научную и поэтическую гипотезы М.В. Ломоносова. (Гипотеза в поэтической форме о происхождении северного сияния «в море дуть престал зефир, и гладки волны бьют в эфир» и научная гипотеза М.В.

Ломоносова вполне соотносятся: учёный предположил, что причиной полярных сияний служат электрические разряды, происходящие в разреженных слоях воздуха, а природа полярного сияния такая же, как и свечения газового разряда).

– В научном труде Ломоносова «Oratio de meteoris vi electrica ortis» – «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих, предложенное от Михаила Ломоносова» мы читаем: «Возбуждённая электрическая сила в шаре, из которого воздух вытянут, внезапные лучи испускает, которые в мгновенье ока исчезают, и в то же время новые на их места выскакивают, так что беспрерывное блистание быть кажется. В северном сиянии всполохи или лучи вид подобный имеют».

– Какие предположения М.В. Ломоносова нашли подтверждение в современной науке? (причиной полярных сияний служат электрические разряды, происходящие в разреженных слоях воздуха; полярные сияния происходят на очень больших высотах).

Объясняя природу северных сияний, Ломоносов не смог ответить на вопрос, какие же электрические частицы вызывают грандиозное свечение воздуха в его верхних, разреженных слоях. Это стало возможным благодаря развитию физики в ХХ веке и успехам в области космических исследований.

5.3.Учитель литературы:

– Какова главная мысль духовно-философской оды «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великаго севернаго сияния»? (Преклоняясь перед могуществом Творца, человек должен постигать законы мира, искать и находить ответы на вопросы о смысле жизни и Божественном  замысле. На это ему дан разум).

Читайте также:  Полезные советы родителям о воспитании

– Вера в человеческий разум, стремление познать «тайны множества миров» сочетается в духовной оде с преклонением перед безграничной созидательной силой Творца, неизмеримое величие которого являет себя в устройстве мира, картинах грандиозной природы, ее могуществе и силе. Подтвердите это текстом оды.

(Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале звезд?

Несведом тварей вам конец?

Скажите ж, коль велик творец?

Ода М.В. Ломоносова поражает неколебимостью веры в непостижимую мудрость Творца, в совершенство Его творения, жаждой познания, творчества, сознания силы человеческого разума.

Разум человека, способный объять Вселенную и отыскать ее законы — «уставы», представляет ее бесконечной, вечно живой, никуда не исчезающей. В этом состоит величие Бога и сотворенной Им Вселенной.

Совет

Но столь же величествен и разум человека, направленный на изучение законов мирозданья).

V.Систематизация и обобщение: 

Свои обширные познания в области науки М.В. Ломоносов сделал предметом поэзии. Его стихотворения – настоящая поэзия, рожденная вдохновением, поэтическим восторгом от возможности познания мира, постижения Божественных тайн природы. В то же время в них даётся научное объяснение явлений природы. Язык этих произведений лаконичен и лишен всякого рода «украшений».

А.С. Пушкин считал духовные оды М.В. Ломоносова лучшими его произведениями: «Они останутся вечными памятниками русской словесности; по ним долго еще должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему». А мы можем добавить, и способности познания мира, постижения его научных законов

VI. Рефлексия.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что ещё хотели бы узнать?

– Над чем вы задумались, уходя с урока?

VII. Домашнее задание: Учебник, стр. 51-58, выразительное чтение и анализ оды «На день восшествия …», повторить наизусть отрывок «Науки юношей питают».

Сочинение-рассуждение на одну из тем: «Роль риторических вопросов в оде «Вечернее размышление» или «Актуальность обращения М.В. Ломоносова к молодым в оде «На день восшествия…».

Источники

1.

Западав А. Отец русской поэзии. – М., 1961

2. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч.: В II т. -М.; Л. 1959

Интернет-ресурсы:

Ломоносовская энциклопедия. http://feb-web.ru/feb/lomonos/

Библиотека классической музыки. http://music.lib.ru/b/boris_w/indexdate.shtml 

Ломоносов М. “Вечернее размышление о Божием величестве..”

http://poem4you.ru/classic/lomonosov/vechernee-razmyishlenie-o-bojiem-velichestve–.html

Вклад Ломоносова в русскую литературу. http://www.rosimperija.info/post/1592

Стихи в голосе. Искусство художественного чтения. http://www.stihophone.ru/works.php?G=9&ID=17951

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/04/01/analiz-ody-m-v-lomonosova-vechernee-razmyshlenie-o-bozhiem

«Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве, при случае великого северного сияния»

История создания и жанр. В XVIII веке духовными одами назывались стихотворные переложения псалмов — лирических текстов молитвенного характера, составляющих одну из книг Библии — Псалтирь. Для русского читателя XVIII в. Псалтирь была особенной книгой: любой грамотный человек знал Псалтирь наизусть, потому что по текстам этой книги учили читать.

Поэтому переложения псалмов (стихотворный русский перевод старославянских текстов) как лирический жанр были весьма популярны.В творчестве выдающегося ученого, мыслителя, поэта М.В. Ломоносова жанр духовной оды получает распространение не только в своей традиционной форме, но и как особый жанр научно-философской лирики.

В этих произведениях он выражает веру в науку и человеческий разум, восхищается природой как Божественным творением.Хотя духовная тематика не была самой распространенной в литературном творчестве Ломоносова, однако целый ряд его поэтических произведений посвящен именно этим вопросам.

К жанру духовной оды в творчестве Ломоносова принято относить следующие произведения: «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Утреннее размышление о Божием величестве», а также стихотворные переложения из текстов Священного Писания (фрагменты из книги Иова; переложения псалмов 3,14, 26, 34, 70, 116, 143, 145).

Обратите внимание

Все духовные оды Ломоносова написаны в промежутке между 1743 и 1751 гг. Ученый-энциклопедист в эти годы интенсивно занимается научными изысканиями.

Это время, когда Ломоносов стремится всеми силами способствовать развитию отечественной науки, утверждая свои научные взгляды в Петербургской Академии Наук, где большинство ученых и административных постов тогда занимали ученые из европейских стран, главным образом немцы.

Его духовные оды стали философской декларацией писателя-ученого, отстаивающего свой взгляд на устройство мироздания, значение науки и определяющего сферу ее приложения в условиях своего отечества.

Тематика и проблематика. Для духовных од Ломоносова характерен широчайший диапазон проблем.

Писатель задается разнообразными нравственно-философскими вопросами, размышляет о роли и месте человека и науки в мироздании, о совершенстве природы как Божественного творения. При этом Ломоносов отличается от православных писателей прошлого тем, что он не чуждается «свободного философствования».

Будучи глубоко верующим человеком, он отвергает «стеснение сферы науки религией». «Неверно рассуждает математик, — замечает М.В. Ломоносов, — если хочет циркулем измерить Божью волю, но неправ и богослов, если он думает, что на Псалтири можно научиться астрономии и химии». Известна ломоносовская формула: «Испытание натуры трудно, однако приятно, полезно, свято»1. Святость научного знания в понимании Ломоносова обозначала необходимость всецело посвятить себя науке. Универсализм его дарования проявлялся в нерасчленимости для него науки и литературы, религии и науки.

Две рассматриваемые оригинальные оды Ломоносова не имеют библейского источника, как остальные, они навеяны научными занятиями поэта астрономией и физикой.

«Утреннее размышление о Божием величестве» и «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» представляют собой опыты создания научной картины мира поэтическими средствами. В «Вечернем размышлении…

» поэт-ученый выдвигает научную гипотезу об электрической природе северного сияния. В «Утреннем размышлении…» рисуется научно достоверная, как ее себе представляли в XVIII в., картина солнечной поверхности:

Тогда б со всех открылся стран Горящий вечно Океан.

Там огненны валы стремятся И не находят берегов;Там вихри пламенны крутятся,Борющись множество веков;Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.

В этих одах появляется образ человека-исследователя, он подобен титану-первооткрывателю, который вопрошает Творца:

Творец, покрытому мне тьмою Простри премудрости лучи,И, что угодно пред Тобою,Всегда творити научи.(«Утреннее размышление…»)

Лирический герой этих стихотворений стремится проникнуть в тайны мироздания, познать законы природы:

Но где ж, натура, твой закон?С полночных стран встает заря!Не солнце ль ставит там свой трон?Не льдисты ль мещут огнь моря?Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!

При этом он говорит о смятении человека перед непознаваемостью законов мироздания:

Открылась бездна, звезд полна,Звездам числа нет, бездне дна.Песчинка как в морских волнах,Как мала искра в вечном льде,Как в сильном вихре тонкий прах,В свирепом как перо огне,Так я, в сей бездне углублен,Теряюсь, мысльми утомлен!

Важно

Вера в человеческий разум, стремление познать «тайны множества миров» сочетаются в этих духовных одах с преклонением перед безграничной созидательной силой Творца, неизмеримое величие которого являет себя в устройстве мира, картинах грандиозной природы, ее могуществе и силе.

Это приводит поэта в благоговейный восторг, подобный духовному состоянию автора библейских псалмов, и облекается в насыщенную мощными образами поэтическую картину;

От мрачной ночи свободились Поля, бугры, моря и лес,И взору нашему открылись,Исполнены твоих чудес.

Там всякая взывает плоть:«Велик Зиждитель наш Господь!»

Идея и пафос. В духовных одах Ломоносова выразились не только его важнейшие идеи, но и нашла отражение творческая индивидуальность писателя. Ломоносов во всю мощь своего энциклопедического научного мышления создает грандиозные космические картины, в описании которых сливаются лирические эмоции человеческого восторга перед стройностью божественного творения, а также ощущение неисповедимого божественного Промысла и непознаваемости глубинных связей, конечных причин, лежащих в основе мироздания.Поэт выражает в этих духовных одах чувство потерянности и религиозный энтузиазм человека, охватывающие его ум при созерцании величественных картин природы. У человека, выросшего среди сурово-величественной природы. Севера и ставшего ее исследователем и певцом, картина первозданной природы вызывает особое отношение:

Сия ужасная громада Как искра пред Тобой одна!О, коль пресветлая лампада Тобою, Боже, возжена,Для наших повседневных дел,Что Ты творить нам повелел!(«Утреннее размышление о Божием величестве») ,

Именно этот эмоциональный диссонанс — с одной стороны, восторг, вызванный ощущением божественной гармонии и взаимосвязи всех элементов мироздания, с другой — смятение перед непознаваемостью мира — порождает в духовных одах Ломоносова сложную двойную интонацию. Они являются гимном и элегией одновременно.

Значение произведения.

Духовные оды Ломоносова по праву признаются наиболее совершенными в художественном отношении поэтическими произведениями писателя. Медная крепость их стиля удивительно гармонирует с грандиозностью рисуемых образов.

В дальнейшем не раз русская литература вновь и вновь обращалась к духовным проблемам, создавая высочайшие художественные творения, которые принесли ей мировую славу. В конце XVIII века дело Ломоносова продолжил Державин, а затем в поэзии XIX века натурфилософская поэзия Тютчева наследует традиции ломоносовских духовных од, особенно в создании картин ночного пейзажа.

Конечно, классицизм с его строгим делением на стили и жанры безвозвратно ушел в прошлое, оды, столь популярные среди писателей этого литературного направления, сменились другими стихотворными жанрами. Но сам накал духовного искания, выраженный в возвышенных художественных образах, связанных с библейской первоосновой, не мог исчерпать себя.

Читайте также:  Император гелиогабал - развратный безумец

В русской литературе он отразился в той ее пророческой ветви, которая дала нам незабываемых «Пророков» Пушкина и Лермонтова, навсегда связавших воедино в русской литературе имя Поэта с высокой миссией Пророка.

Источник: http://lit-helper.com/p_Utrennee_razmishlenie_o_Bojiem_velichestve_Vechernee_razmishlenie_o_Bojiem_velichestve_pri_sluchae_velikogo_severnogo_siyaniya

Поэт и тайны Вселенной в стихотворениях «Утреннее размышление о Божием величестве» и «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» М.В. Ломоносова

Торжественная ода была не единственным жанром в поэзии Ломоносова. В своих одах Ломоносов не только прославляет победы русских над врагами” («Ода на взятие Хотина») или отмечает различные торжественные даты. Он писал и оды, посвященные религиозным и научным темам.

Таковы, например, его два «Размышления»: «Утреннее размышление о божием величестве» (вторая половина 1740 годов) и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния» (1743). Стоит отметить, также, что среди научных трудов Ломоносова были и исследования по астрономии.

Одно из них называлось “Явление Венеры на Солнце” (1761).

Стихотворения с научной тематикой Ломоносов посвятил явлениям природы, прежде всего космической теме. Будучи философом-деистом, Ломоносов видел в природе проявление творческой мощи божества, но в своих стихах он раскрывает не богословскую, а научную сторону этого вопроса: не постижение бога через природу, а изучение самой природы, созданной богом.

В них он, как никто и после него, вплоть до наших дней, сумел дать сочетание науки и поэзии в едином целом. В образной, поэтической форме Ломоносов даёт в «Утреннем размышлении» научное описание физического строения солнца, а в «Вечернем размышлении» — свою теорию происхождения северного сияния.

В «Вечернем размышлении» у Ломоносова есть несколько предположений о северном сиянии: это преломление солнечных лучей, или «тучных гор верхи горят», или это связано со штилем на море и волны бьют в эфир, и т.д.

В заключении он фактически говорит о бессилии современной науки в ответах на некоторые вопросы.

Совет

В природе, где всё, казалось бы, идёт единожды и навечно установленным порядком, случаются порой дивные вещи, смущающие ум своей непостижимостью.

В каждом из «Размышлений» повторяется одна и та же композиция. Сначала изображаются явления, знакомые человеку по его ежедневным впечатлениям. Затем поэт-ученый приподнимает завесу над невидимой, скрытой областью Вселенной, вводящей читателя в новые, неизвестные ему миры. Так, в первой строфе «Утреннего размышления» изображается восход солнца, наступление утра, пробуждение всей природы.

Затем Ломоносов начинает говорить о физическом строении Солнца. Рисуется картина, доступная только вдохновенному взору ученого, способного умозрительно представить то, чего не может увидеть «бренное» человеческое «око», — раскаленную, бушующую поверхность солнца. Сложные явления, происходящие на поверхности Солнца, Ломоносов раскрывает с помощью обычных, сугубо зримых «земных» образов.

Поэт представляет строение этой планеты как «горящий вечно Океан», где «камни, как вода кипят, горящи там дожди шумят».

Мысли о величии солнца приводят поэта к осознанию величия Творца: «Светило дневное блистает лишь только на поверхность тел; но взор твой бездну проницает, не зная никаких предел».

В финале Ломоносов сравнивает светило с просвещением, и просит Творца помогать ученому познавать вселенную, чтобы прославлять его творение: «Творец! покрытому мне тьмою / Простри премудрости лучи / И что угодно пред тобою / Всегда творити научи».

В этих двух Размышлениях поэт выходит к главным вопросам, которые пытался разрешить всю жизнь. Что представляет собой Вселенная? Познаваема ли она человеческим разумом? Какое место занимает в ней человек?

Открылась бездна звезд полна,

Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,

Так я в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!

Хотя в заглавие стихотворения вынесено “Божие величество”, на равных с мотивом великого Творца выступает мотив животворящих сил материи, “природного естества”: Уста премудрых нам гласят:

“Там разных множество светов,

Несчетны солнца там горят,

Народы там и круг веков;

Для общей славы божества

Там равна сила естества”.

Обратите внимание

Форма стихотворений экспрессивна. Построение фраз, синтаксические конструкции провоцируют взволнованный тон повествования. В «Вечернем разымышлении» обилие вопросов рождает напряженную эмоциональную атмосферу поиска разгадок удивительнейших тайн природы:

Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мещут огнь моря?

Финальная строфа “Вечерних размышлений” демонстрирует позицию истинного исследователя-ученого: главное в науке – поставить новый вопрос. А затем уже искать на него ответы и сомневаться.

Так сомневается дерзкий мыслитель Ломоносов в безграничном “величестве” самого небесного Творца (с этим осторожнее, он сомневается, конечно, но в утреннем размышлении он его прославляет, прим. Бен.

), так подталкивает он научную мысль к новому, более современному, пониманию законов мироздания:

Сомнений полон ваш ответ

О том, что о´крест ближних мест.

Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале звезд?

Несведом тварей вам конец?

Скажите ж, коль велик Творец?

Таким образом, в этих произведениях Ломоносов соединяет науку и искусство. Затем он сделает это в известной в притче “Случились вместе два астронома в пиру” (1761).

Его восхищение и полет мысли вызывают не только необычные являения (северное сияние), но и вполне обыденные (восход), что присуще настоящему ученому.

Как ученый он задается вопросами о причинах этих явлений, а как поэт восхищается величием и непознанностью вселенной, рассуждает о своем месте в ней и прославляет Господа за столь грандиозное творение.

20. Научные доказательства пользы стекла в «Письме о пользе Стекла» М.В. Ломоносова.

Поэзия и наука органически сливаются в замечательном стихотворении Ломоносова «Письмо о пользе стекла» (1752), адресованном Шувалову. Объясняет свой интерес к стеклу: «Неправо о вещах те думают, Шувалов, которые стекло чтут ниже минералов» .

Важно

Ломоносов не только рассказывает о пользе стекла, но и доходит до глубокой научной, философской и социальной проблематики.

Нарисовав картину рождения стекла, разъяснив пользу стекла в быту и научном его употреблении, он логически переходит к другим темам: о человеческом разуме, дерзающем познать природу и подчинить ее, о борьбе разума и невежества на протяжении всей истории человечества, о религии как об «освещении невежества», о науке, объединяющей людей, о золоте, принесшем людям несчастье. Пишет с негодованием о губительной силе золота.

В этом произведении научные интересы исследователя природы сочетаются с опытом деятельного практика, пропагандой научного мировоззрения.

Найти цитаты о научных доказательствах!

М.В. Ломоносов – сатирик.

Ломоносов вел борьбу с официальной церковью и иностранной профессурой, которая препятствовала просвещению в стране. Эта борьба нашла отражение в его остросатирических стихотворениях. Как и Кантемир, Ломоносов использовал сатиру как средство борьбы за просвещение.

Но если пафос творчества Кантемира заключался в стремлении силой отрицательного примера способствовать просвещению в стране, то Ломоносов видел свою задачу в воздействии на гражданское сознание соотечественников силой положительного примера, и потому сатира занимала в его жизни весьма скромное место.

В печати при жизни Ломоносова сатиры не появились.

Сатирические произведения для него были прежде всего средством борьбы с церковниками. «Гимн бороде» – знаменитое едкое и злое пародийное стихотворение, направленное против корыстолюбивых, невежественных попов. Носители бороды – «дураки, врали, проказы», их церковное учение Ломоносов считает ложным.

Это стихотворение всполошило Синод, и он послал Елизавете донос на Ломоносова. Синод требовал сожжения гимна и присылки Ломоносова в Синод для «жестокой казни». К счастью, донос этот оказался без последствий.

Вокруг «гимна бороде» разгорелась ожесточенная литературная борьба. В 1757 церковники направили против Ломоносова ряд писем с приложением стихотворной пародии «гимн голове», в которой Ломоносов подвергался ругательствам. Письма эти были подписаны вымышленным именем Зубницкого.

Совет

Противником, скрывавшимся под именем Зубницкого, Ломоносов ошибочно считал Тредиаковского. Это было вызвано тем, что Ломоносов знал о доносах в Синод, котрые писал на Сумарокова Тредиаковский. Ломоносов ответил Зубницкому эпиграммой, начинавшейся словами: «Безбожник и ханжа, подметных писем враль!»

Ломоносову приходилось вести борьбу с церковниками и по поводу системы Коперника. Отстаивая систему Коперника в научных трудах, Ломоносов прибегает к поэтическим средствам, написав басню-эпиграмму «случилось вместе два астронома в пиру». Спор двух астрономов разрешает повар, призывающий к здравому смыслу: нет такого простака, который вертел бы очаг кругом жаркого.

22. М.В. Ломоносов о журналистике и журналистах (статья “О должности журналистов”).

Особое место в истории журналистики принадлежит полемической статье Ломоносова «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии».

Непосредственным поводом для написания статьи стала необходимость ответить немецкому рецензенту, подвергнувшему в 1752 году в лейпцигском журнале необоснованной критике разработанную Ломоносовым теорию теплоты («О причине теплоты и стужи»).

В 1754 году с критикой теории выступил и «Гамбургский корреспондент».

Источник: https://infopedia.su/10×9995.html

Ссылка на основную публикацию