Тайна шапки мономаха

Шапка Мономаха. История, факты, загадки

     Что мы знаем о Шапке Мономаха – о самой древней регалии русских князей и символе самодержавной власти? Какова её история? Как на самом деле она попала на Русь? Где она сейчас находится? Читайте об этом в статье.

     Все мы ещё по урокам истории Древней Руси помним Шапку Мономаха. Мы знаем, что она является главным символом, как самодержавия, так и самого царя.

Обратите внимание

Что досталась она государям в дар от императора Византии. Мы можем видеть её на коронационных портретах царей России. И на этом все наши познания о Шапке кончаются.

Давайте поближе ознакомимся с её историей и попробуем разобраться, где правда, а где легенда.

Царская регалия

    Первое упоминание о Шапке относится к 1328 году – в духовной грамоте (то есть завещании) Ивана Калиты среди прочих сокровищ названа «шапка золотая». Многие современные исследователи считают, что здесь подразумевается именно она – Шапка Мономаха.

    Знаменитая регалия весит чуть менее килограмма. По изначальным описаниям следует, что её основа изготовлена из дерева и изнутри обклеена бархатом. С внешней стороны она обложена восьмью филигранными пластинами из золота.

Её украшения составляют соболиный мех на оторочке и 43 драгоценных камня: сапфиры, изумруды, рубины и жемчуг.

Интересен тот факт, что стоимость Шапки никогда не была переведена в денежные единицы; до сих пор на сей счёт нет свободной информации.

    Шапка имела особый статус и функцию. Ею венчали на правление всех государей с Ивана Грозного (1546) до Ивана V (1682), старшего брата Петра Первого.

Причём каждый государь надевал Шапку лишь однажды: во время торжественной церемонии её прилюдно возлагали на голову нового царя, а после празднества прятали в сокровищницу. Но Пётр Первый повысил статус русских государей, и эту традицию упразднили.

Отныне императоров короновали венцом (а с 1762 Большой императорской короной), а Шапка присутствовала на празднествах только в качестве реликвии.

Важно

    Любопытно, но в Оружейной палате Московского кремля хранятся две Шапки Мономаха: Шапка Большого наряда (о которой сейчас идёт речь) и так называемая «малая шапка второго наряда».

Она во всём копирует историческую регалию, лишь немного уступая ей в богатстве и красоте. Откуда она взялась?  Дело в том, что вторая была изготовлена специально для венчания Петра Алексеевича, как соправителя Ивана V.

На престол всходили два правителя, и требовалось две коронационные регалии.

Основная версия

    В большинстве учебников, исторических справочников и энциклопедиях мы можем найти следующую версию того, как Шапка попала на Русь и стала княжеской и царской регалией.

    История Шапки связывается с Владимиром Всеволодовичем (1053 – 1125), прозванным Мономахом в честь своего деда – императора Византии Константина IX Мономаха.

Стоит сделать отступление: сейчас родство русского князя с византийским родом Мономахов оспаривается некоторыми исследователями, которые считают, что его мать была не дочерью императора, а просто родственницей.

Так вот, легенда гласит, что когда сын Владимира Всеволодовича Мстислав захватил Фракию и Дунайские земли, Византия поспешила заключить с Русью мир и прислала посольство с богатыми дарами, среди которых была и Шапка. Она потом перешла к владимирским князьям, а затем и к московским.

    Существует ещё одна легенда, утверждающая, что Шапка была подарена Владимиру Всеволодовичу его византийским дедом как символ преемственности власти императоров Византии Русскими княжествами.

Мало того, в легенде утверждается, что этот головной убор принадлежал византийским императорам рода Мономаха.

Совет

А к ним она попала якобы от великого вавилонского царя Навуходоносора, жившего в 7-6 веках до нашей эры.

    Но, если глубже капнуть в историю, то обнаружится, что все эти легенды появляются в летописях не раньше 1518 года. А сама Шапка (как было сказано выше) фигурирует с 1328 года. Так откуда же она взялась? И кто написал эти легенды?

Вторая версия

    Своё название «Шапка Мономаха», а также красивые легенды, связывающие её с Византией, «шапка золотая» обрела намного позднее: в «Сказании о князьях Владимирских», написание которого относится к правлению Василия III Ивановича (1440 – 1505).

    Но зачем этому князю потребовалось переписывать историю? Ответ прост: политика Василия III переориентировалась с Золотой Орды на Византийскую империю. И родство с Владимиром Мономахом (а через него и с византийскими императорами) очень поднимало популярность Василия III.

    Так откуда же взялась Шапка Мономаха?

    На этот вопрос отвечает вторая версия. Она гласит, что Шапка попала на Русь из Орды через князя Ивана Калиту – он получил её в дар от хана Узбека за верную службу. В начале 14 веке Русь была раздроблена и находилась под властью монголо-татар.

  Но Иван Калита вёл хитрую политику с Ордой, благодаря чему смог заслужить доверие хана и возвысить среди прочих городов Москву. Российский историк Н. С. Борисов утверждает, что хан, следуя обычаю, одаривал верных слуг одеждой со своего плеча. И Ивану Калите досталась золотая тюбетейка.

Очевидно, московский князь позже украсили её крестом и соболиным мехом, а затем завещал своим потомкам.

    Подтверждением этой версии служат не только летописи, но и изучение филигранного орнамента на регалии. Он имеет сходство со среднеазиатскими узорами. И если поверить в правдивость этой версии, то Шапку следует называть уже не Мономаха, а Ивана Калиты.

Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/history/shapka-monomaha-istorija-fakty-zagadki.html

Шапка Мономаха

Что собой представляет шапка Мономаха, и какие тайны за ней хранятся? Почему она на протяжении всей истории Российской империи имела такое сакральное значение для русских царей и императоров?Итак, шапка Мономаха – это основная регалия или символ русских царей.

Что она собой представляет? Если говорить об этом кратко, то она, по сути, является обычным головным убором с остроконечной вершиной.Разумеется, «обычной» ее можно назвать очень условно, так как она украшена всевозможными драгоценными камнями, жемчугом, рубинами и изумрудами.

На самом верху установлен крест, как знак божественного избрания.

Ни для кого не секрет, что на Руси со времен Владимира Крестителя всех правителей называли помазанниками Божиими. Собственно по этой причине на шапке Мономаха и изображен крест.

История происхождения шапки Мономаха не имеет однозначной трактовки. Существует несколько мнений историков о том, как возникла эта регалия при российских великих князьях. Мы рассмотрим лишь два основных варианта, так как остальные вообще не выдерживают никакой критики.

Версия перваяОсновываясь на различных источниках первая версия свидетельствует о том, что рассматриваемая царская принадлежность является даром Узбек-хана великому князю Юрию Даниловичу или Ивану Калите (два родных брата).Якобы в качестве московско-ордынского союза она была подарена одному из выше названных князей.

Версия вторая (официальная)Эта версия считается официальной и в корне отличается от предыдущей. Она возникает буквально сразу после того, как Московское княжество полностью переориентируется с Золотой Орды на Византию.История происхождения шапки Мономаха выглядит следующим образом.

Обратите внимание

Византийский император Константин IX Мономах преподносит головной убор в качестве дара киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху.Интересен факт, что сам Владимир Мономах по матери приходился внуком императору Византии, то есть Константину.

Для чего же он сделал такой подарок? Дело в том, что это было символом преемственности власти русских правителей от императоров великой Византии.

Несмотря на красоту данной версии и ее официальный статус, она имеет крайне сомнительную историческую подлинность. Ведь на момент смерти Константина (1055 год) Владимиру было всего лишь 2 года.

А теперь вернемся к той фразе, которую мы упомянули в начале статьи: «Тяжела ты шапка Мономаха». Если привести данные о том, сколько весит этот царский головной убор, то вы подумаете, что поняли суть данной поговорки.

Ведь полный вес реликвии составляет целых 993,66 грамма, то есть почти килограмм.
На самом деле значение этого фразеологизма, как правило, используется в переносном смысле.

Тяжесть шапки Мономаха обозначает то, что человек, облеченный властью, несет на себе тяжелое бремя ответственности за тех, кто ему подчинен.В более узком смысле эту фразу можно применить к любому начальнику.

Когда люди видят, как характер человека меняется в худшую сторону после того, как его повысили на должности, тогда они со вздохом произносят фразеологизм: «Ох, тяжела ты шапка Мономаха». Значение фразы мы вам рассказали.

Источник: https://www.colors.life/post/1293785/

Шапка Мономаха – не Мономаха

Шапка Мономаха .

Конец 13 — начало 14 века . Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; скань, зернь, литье, чеканка, гравировка . Высота 18,6 см; окружность 61 см . Оружейная палата .

Москва Самая знаменитая из всех царственных головных уборов Русских царей является Шапка Мономаха . Она находится в Оружейной палате; этой шапкой венчались на престол все русские цари и князья вплоть до Федора Алексеевича.

Что интересно : четко установлен факт: никакого отношения ни к Византии, ни к XI веку она не имеет!

Важно

Шапка была изготовлена в Средней Азии, в Бухаре, в первой половине XIV века, спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха.

Оказалось также, что никакой связи головного убора с Мономахом вплоть до начала XVI века не отмечалось; а московские князья, оставляя ее своим наследникам, вели речь о «золотой шапке». Доказано также, что первым ее владельцем был Иван Калита.

И шапка, и конская упряжь («золотая лошадиная снасть») были подарены Ивану Калите его современником — золотоордынским Узбек-ханом.

Так что никак этот венец не мог принадлежать князю Владимиру Мономаху (ок. 960 — 15 июля 1015) По такому — же подобию изготавливаются и другие шапки — венцы .,

Ну и давайте продолжим про венцы и короны Российских правителей.

Шапка Казанская .

Середина 16 века .

Золото, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, резьба, чернь Ша́пка Каза́нская — золотой филигранный венец, изготовленный, приблизительно в 1553 году, для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Точных сведений о том, когда и кем был изготовлен венец, нет. Существует версия, что её изготовили ювелиры покорённого ханства.

Венец .»Большой наряд». Астраханская шапка. 1627 .

Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение . Высота 30,2 см. окружность 66,5 см . Оружейная палата . Москва . Принадлежал царю Михаилу Романову. Работа Мастерских Московского Кремля .

Астраханской же шапкой она навана потому , что к правлению 1 царя из династии Романовых Михаила Федоровича было закончено покорение Астраханского ханства и водружение креста по обеим берегам Волги , и выход к Каспийскому морю. И так же , этот венец присутствует на гербе Астрахани .

Как известно , после смерти царя Алексея Михайловича на престол посадили малолетних Ивана и Петра , для них в мастерских Кремля были изготовлены личные венцы .

Шапка Алтабасная . ( Сибирская ) . 1684 .

Совет

Ткань, парча, золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение . Оружейная палата . Москва . Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля

Шапка Алмазная . 1682 — 1687 .

Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль Оружейная палата . Москва . Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля На более крупном плане выдны узоры и двухглавые орлы на венце .

Шапка Алмазная . 1682 — 1684 .

Золото, серебро, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, эмаль . Оружейная палата . Москва . Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля .

Шапка Мономаха второго наряда» . 1682 .

«

Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба Оружейная палата . Москва . Россия . Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля

Далее идут императорские короны . Одна из первых императорских корон была корона , которой царь Петр I короновал Екатерину I . Но от нее остался один каркас , т.к. последующие поколения использовали бриллианты для своих нужд .

Читайте также:  Загадочная цивилизация этрусков

Корона российской императрицы Анны Иоанновны

Корона российской императрицы Анны Иоанновны — драгоценный венец, изготовленный в Петербурге в 1730—1731 годах, предположительно мастером Готлибом Вильгельмом Данкелем. Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны.

Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов.

И наконец , ценнейший экспонат Алмазного фонда :

Большая Императорская Корона России .

Большая императорская корона Российской империи изготовлена для коронации в 1762 году известными ювелирами Георгом-Фридрихом Экартом, который был автором эскизов и каркаса, а также руководил работой и Жереми (Иеремией: в России его величали Еремеем Петровичем) Позье, который занимался подбором камней.

Работа осуществлялась по специальному заказу Екатерины II. Знаменитым мастерам было поставлено лишь одно условие — корона должна была весить не более 5 фунтов (2 килограмма). Ювелирное чудо было создано всего за два месяца. Это была самая знаменитая корона Российской империи до заката монархии олицетворявшей верховную власть в России.

После октябрьской революции полуразрушенное и разорённое бандами «большевиков» молодое коммунистическое государство советов рабочих и крестьян нуждалось в финансах. Правительство искало займы и обратилось к Майклу Коллинсу , министру финансов Ирландии.

Королевские драгоценности использовались в качестве имущественного залога советской республики при займе в 25000 долларов.

Обратите внимание

Передача ценностей и денег осуществлялась в Нью-Йорке, между руководителем «советского бюро» — советским послом в Америке, Ладвигом Мартенсом, и ирландским послом в США, Гарри Боландом .

После возвращения в Ирландию Боланд хранил драгоценности в доме своей матери — Кэтлин Боланд О’донован , проживавшей в Дублине. Весь период ирландской войны за независимость драгоценности хранились у матери Боланда.

Госпожа Боланд О’донован передала драгоценности России правительству Ирландской республики в лице Имона де Валера только в 1938, которые хранились в сейфах правительственных зданий и о которых на время забыли.

В 1948 году, ценности были обнаружены и по решению нового правительства Ирландии, во главе с Джоном А. Костелло , принималось решение о продаже залоговых королевских драгоценностей России на публичном аукционе в Лондоне.

Однако, после консультаций относительно правового статуса залоговых ценностей и переговоров с советским послом, решение о продаже было отменено. Ценности должны были быть возвращены в Советский Союз в обмен на сумму 25000 долларов, первоначально выданную взаймы в 1920. Драгоценности возвратились в Москву в 1950. Этой короной короновались на царство все последующие после Екатерины II императоры России .

Малая императорская корона Российской империи

Малая императорская корона Российской империи — одна из императорских регалий. Малая корона создана ювелиром Зефтигеном к коронации императрицы Марии Александровны, супруги Александра Второго в 1856 году.

Диадема. 1810 .

Золото, серебро, розовый бриллиант, мелкие бриллианты . Москва Скорее всего она принадлежала Елизавете Александровне , жене Александра I .

Корона российской империи из одноименного кинофильма. Наши мастера изготовить такую не смогли, заказывали в Праге, умельцам студии «Баррандов». Украшена горным хрусталем, является художественной редкостью. Обошлась «Мосфильму» в 2000 долларов.

А вот сейчас нет никакого головного убора правителя. А жаль 🙂

Источник: https://masterok.livejournal.com/3523433.html

Шапки русской монархии

Шапка для русского человека всегда была больше, чем головной убор. Да, нас часто обвиняют в шапкозакидательстве, но есть в нашей истории такие шапки, которые мы ни в кого не бросим. В них венчали на царство русских монархов…

Шапка Мономаха

Символ Русской монархии. Ею венчались на царство все русские цари в XVI—XVII века.

Есть легенда, что в XII веке византийский император Константин прислал ее и другие регалии на золотом блюде киевскому великому князю Владимиру Мономаху, от которого через много поколений этот венец перешел к московским царям.

Правда, есть версия, что шапка — дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Шапка могла быть изготовлена по их заказу восточными мастерами. Установлено, что впервые шапкой Мономаха был в 1498 году венчан на царство внук Ивана III, Дмитрий, которому так и не суждено было стать монархом.

Первоначально шапка Мономаха была украшена жемчужными и золотыми подвесками, позже ее опушили темным собольим мехом и увенчали золотым гравированным навершием с крестом.

Высота шапки с крестом около 25 сантиметров, ее диаметр — примерно 20 сантиметров. На шапке расположено шесть видов камней общим числом 43 штуки. Вес шапки – 993, 66 гр. В общем-то, не так тяжела шапка Мономаха…

В 2002 году к 50-летию Владимира Путина группа российских ювелиров создала точную копию шапки Мономаха, оцененную в 50 тысяч долларов США.

Шапка Казанская

Важно

Запасной головной убор русских монархов. Шапка была изготовлена примерно в 1553 году для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Есть версия, что её изготовили ювелиры покоренного ханства.

В ее производстве использовались золото, серебро, рубины, изумруды, жемчуг, мех. Венчает шапку жёлтый сапфир в 90 каратов. Кстати, в современном гербе Казани именно этот головной убор венчает щит.

Астраханская шапка

Она же – венец «Большой наряд». Была изготовлена в 1627 году специально для царя Михаила Романова.

Астраханской же шапкой она названа в честь покорения Астраханского ханства. Двухъярусный венец имеет массивный металлический корпус, к нижней части внешнего каркаса добавлена диадема с восемью зубцами.

Внизу к короне присоединен соболиный мех, традиционное для такого типа корон — «шапок». Шапка украшена 177 камнями и жемчужинами. Сегодня эта корона венчает герб Астрахани.

Шапка Сибирская

Она же – «Альтабасная». Названа так по названию ткани, похожей на парчу, из которой была сшита в 1684 году для царя Ивана V Алексеевича.

Для того чтобы шапка не заминалась и сохраняла форму, ее укрепили изнутри на каркасе из гладких серебряных дуг. На чуть мерцающем фоне ткани четко читается узор из ажурных золотых запоя, расцвеченных яркими эмалями и драгоценными камнями.

В описи 1702 года шапка оценивается в 909 рублей.

Шапка Алмазная для Ивана

Запасной головной убор Ивана V. Был рассчитан для повседневного использования. Шапка также была богато убрана драгметаллами и алмазами, часть из которых Иван перенес на свою любимую Сибирскую шапку.

Шапка Алмазная для Петра

Совет

Первый венец царя Петра. В этом головном уборе примечательно то, что по высоте и окружности она значительно уступала аналогичной «алмазной шапке» старшего брата Петра – Ивана V.

После поездки в заморские страны и знакомства с местной модой Петр стеснялся носить на людях этот венец. Видимо, считал немодным.

Шапка Мономаха Второго наряда

Запасная шапка (копия) Мономаха. Тоже предназначалась для головы Петра. Судя по всему, надевал он ее один раз – на «дуэтное» венчание на царство в 1682 году вместе с братом Иваном – на том, правда, был оригинал шапки Мономаха.

Запасной головной убор значительно легче подлинника – около 700 грамм.  Но для Петра Алексеевича, видимо, все равно была тяжела, поскольку надевал он ее один единственный раз.

Источник: http://storyfiles.blogspot.com/2017/06/blog-post_10.html

Шапка Мономаха (доклад для 4 класса) | ДоклаДики

Шапка Мономаха – символ самодержавия на Руси, одна из самых древних ценностей России. Она принадлежала великим русским царям и князьям.

Шапка Мономаха весит немного больше одного килограмма. Это головной убор, сверху покрытый золотом, а снизу – опушкой из соболя. На золоте красуются 43 драгоценных камня: рубины, сапфиры, изумруды, жемчуг.

Конец Шапки украшен крестом. Основа была сделана из дерева, а внутри была покрыта бархатом. На Шапке Мономаха больше драгоценных камней, чем на любом королевском или царском головном уборе в Европе и России.

В самом начале существовала только верхняя часть Шапки. Её создали из золотых пластин, на которых красовались узоры. Мех и драгоценные камни добавили позже.

В старом предании говорится, что император Константин Девятый Мономах подарил Шапку князю Владимиру Второму Всеволодовичу. Это предание возникло в 15 веке. Но, скорее всего, эта история – неправда, потому что император умер, когда Владимир был еще младенцем.

Существует еще одна версия о происхождении Шапки Мономаха. В ней говорится, что её создали в Азии в конце 13 или начале 14 века. Известно, что Шапка появилась на Руси в 14 веке. Первые упоминания о ней можно встретить в документах московского князя Ивана Калиты. Он называл ее «шапка золотая».

В начале 14 века Русь принадлежала монголо-татарам. Ими властвовал хан Узбек. Иван Калита смог войти в доверие к хану и получить от него награду за хорошую службу. Этой наградой стала шапка из золота. Когда прошло несколько времени, московский князь Иван Калита приказал украсить головной убор мехом из соболя и драгоценностями. Так появилась Шапка Мономаха.

Эта версия является более правдивой. Подтверждения можно найти в летописях, а также в орнаменте на золотых пластинах Шапки. Эти узоры очень похожи на среднеазиатские, а это значит, что её создали монголо-татары.

Русских царей, начиная с Ивана Грозного, венчали на правление Шапкой Мономаха. У нее была особенная функция: государь надевал этот головной убор один раз в жизни, когда принимал титул царя. Затем Шапку убирали в место, где хранили сокровища. Иван V был последним царём, которого венчали на царство Шапкой Мономаха.

Шапка Мономаха хранится в Оружейной палате в Московском Кремле. Но там есть еще одна. Она называется «малая шапка второго наряда». Этот головной убор очень похож на Шапку Мономаха, но он украшен менее богато. Откуда взялась вторая шапка? Причина в том, что Иван V принимал титул царя вместе со своим соправителем Петром Алексеевичем. Ему тоже была нужна такая шапка для коронации.

Обратите внимание

Обе шапки являются самыми дорогими экспонатами в Оружейной палате. Их цену определить очень сложно. На Шапке Мономаха много драгоценных камней, а их качество очень высокое. Сколько стоит Шапка Мономаха – пока не известно.

Источник: http://dokladiki.ru/doklad/shapka-monomaha-doklad-dlya-4-klassa

Шапка Мономаха в истории и современности

«Тяжела ты, шапка Мономаха!» – часто говорим мы, имея в виду нелегкое бремя власти или какой-либо ответственности. Приведенный фразеологизм в первую очередь касается людей, занимающих руководящие посты. Хотя не менее часто этой фразой характеризуют любое тяжелое положение. Как же появилось это распространенное выражение?

Происхождение фразеологизма

Указанный фразеологизм имеет конкретного автора. Им является не кто иной, как Александр Пушкин. Именно он в трагедии «Борис Годунов» (сцена «Царские палаты», монолог Бориса Годунова) впервые употребил упомянутое выражение.

Но сразу возникает вопрос, что представляет собой шапка Мономаха? Фразеологизм распространился благодаря тому, что каждый ассоциировал указанный предмет с властью и ответственностью.

Ведь шапка Мономаха была венцом московских царей, символом их власти. Она являет собой золотой остроконечный головной убор, выполненный в среднеазиатском стиле.

Шапка имеет опушку из соболиного меха, расшита жемчугом, изумрудами, рубинами и увенчана крестом.

Мономах (гр. «единоборец») – это фамильное имя византийских императоров. В древнерусскую эпоху оно закрепилось за киевским князем Владимиром Всеволодовичем (1053-1225 гг.), который был внуком византийского правителя Константина IX Мономаха (1000-1055 гг.).

От Владимира Мономаха выводили свой род московские цари, поэтому великокняжеский венец стал одним из главных атрибутов власти правителя всея Руси. Важным элементом церемонии восшествия на трон стало водружение на голову нового правителя шапки Мономаха.

Этот обряд называли «венчанием на царство».

Правда, во времена Петра I обряд венчания на царство был заменен церемонией коронации. Поэтому вместо архаичного царского венца стали использовать корону Российской империи, которая изготовлялась придворными ювелирами в соответствии с европейскими традициями.

Читайте также:  Семь чудес света 7 - колосс родосский

Тайна шапки Мономаха

Важно

Согласно преданию в 12 в. византийский император Константин IX подарил киевскому правителю Владимиру Мономаху указанный царский венец. Но многие исследователи уверенны, что описанная история – просто красивая легенда.

Ведь Константин IX умер за 59 лет до восшествия Владимир Мономах на киевский престол. Кроме того, многие историки считают, что упомянутое предание возникло в конце 15 в. Тогда эта легенда обосновывала преемственность власти московских царей от императоров Византии.

Кроме того, она служила подтверждением идеи о том, что Москва являлась «третьим Римом».

В летописях шапка Мономаха впервые упоминается во времена Ивана Калиты (1283-1341 гг.). Фактически первое венчание на царство шапкой Мономаха состоялось в 1498 году. Тогда московский царь Иван III провел торжественную церемонию венчания на царство своего внука Дмитрия.

Спорят ученые и о том, кем был изготовлен знаменитый царский венец. Одни уверены, что над шапкой Мономаха потрудились византийские мастера. Другие думают, что шапку изготовили арабские ювелиры, а некоторые даже считают её произведением бухар. Существует даже мнение, что будущий царский венец был передан Владимиру Всеволодовичу золотоордынским ханом Узбеком.

Источник: https://autogear.ru/article/606/88/shapka-monomaha-v-istorii-i-sovremennosti/

Шапка Мономаха

Шапка Мономахаd_34November 10th, 2017Оригинал взят у netrmed в Какие тайны хранятся за шапкой Мономаха?Что собой представляет шапка Мономаха, и какие тайны за ней хранятся? Почему она на протяжении всей истории Российской империи имела такое сакральное значение для русских царей и императоров?В небольшом сообщении о шапке Мономаха мы постараемся кратко ответить на все эти вопросы. Хотя история хранит по этому поводу свою собственную тайну.Наверняка вы слышали фразу: «Тяжела ты шапка Мономаха». Так вот она напрямую связана с тем, о чем мы сейчас вам расскажем.

Кратко о шапке Мономаха

Итак, шапка Мономаха – это основная регалия или символ русских царей. Что она собой представляет? Если говорить об этом кратко, то она, по сути, является обычным головным убором с остроконечной вершиной.

Разумеется, «обычной» ее можно назвать очень условно, так как она украшена всевозможными драгоценными камнями, жемчугом, рубинами и изумрудами. На самом верху установлен крест, как знак божественного избрания.

Ни для кого не секрет, что на Руси со времен Владимира Крестителя всех правителей называли помазанниками Божиими. Собственно по этой причине на шапке Мономаха и изображен крест.

Шапка Мономаха История

История происхождения шапки Мономаха не имеет однозначной трактовки. Существует несколько мнений историков о том, как возникла эта регалия при российских великих князьях. Мы рассмотрим лишь два основных варианта, так как остальные вообще не выдерживают никакой критики.

Версия первая

Основываясь на различных источниках первая версия свидетельствует о том, что рассматриваемая царская принадлежность является даром Узбек-хана великому князю Юрию Даниловичу или Ивану Калите (два родных брата).Якобы в качестве московско-ордынского союза она была подарена одному из выше названных князей.

Версия вторая (официальная)

Эта версия считается официальной и в корне отличается от предыдущей. Она возникает буквально сразу после того, как Московское княжество полностью переориентируется с Золотой Орды на Византию.История происхождения шапки Мономаха выглядит следующим образом.

Совет

Византийский император Константин IX Мономах преподносит головной убор в качестве дара киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху.
Великий князь Владимир II Всеволодович МономахИнтересен факт, что сам Владимир Мономах по матери приходился внуком императору Византии, то есть Константину.

Для чего же он сделал такой подарок? Дело в том, что это было символом преемственности власти русских правителей от императоров великой Византии.Несмотря на красоту данной версии и ее официальный статус, она имеет крайне сомнительную историческую подлинность.

Ведь на момент смерти Константина (1055 год) Владимиру было всего лишь 2 года.

Сообщение о шапке Мономаха

Впервые шапка Мономаха упоминается в Летописи, повествующей о поставлении Дмитрия (внука Ивана III) на великое княжение в 1518 г. Согласно легенде византийские императоры послали в Вавилон целую экспедицию. Именно тогда шапка Мономаха была обнаружена среди прочих сокровищ, оставшихся от древнего царя Навуходоносора.

Интересен факт, что великие князья надевали драгоценный головной убор только в тот день, когда происходило торжественное восхождение на престол.После праздника и соблюдения всех уставов, реликвия пряталась в определенное место, где хранилась со всеми остальными сокровищами правителя. Царь же в дальнейшем пользовался специальным «ежедневным» венцом.

Последний раз шапка Мономаха была использована при восхождении на престол Ивана V. Это случилось в 1682 году. Тогда произошла весьма примечательная история, и обойти стороной этот интересный факт мы не можем.Дело в том, что Иван V, сын царя Алексея, был законным наследником, однако при этом обладал крайне слабым здоровьем.

По некоторым данным он имел слаборазвитую психику, и править страной, разумеется, не мог.Именно по этой причине вместе с пятнадцатилетним Иваном V был коронован и его младший брат – десятилетний Пётр I, который впоследствии войдет в историю как один из величайших императоров России.

Но как быть в этом случае, ведь шапка Мономаха одна, а венчать на царство нужно двоих? Несмотря на необычайность ситуации, придворная знать не растерялась и приказала изготовить «шапку второго наряда». Она полностью повторяла форму и украшения настоящей регалии, хотя конечно была гораздо менее художественна.

На сегодняшний день шапка Мономаха хранится в Оружейной палате России вместе со своей копией, изготовленной для Петра I. Надо сказать, что официальной цены этому уникальному историческому наследию не дано. Поэтому уверенно можно сказать, что она бесценна.

Тяжела ты шапка Мономаха

А теперь вернемся к той фразе, которую мы упомянули в начале статьи: «Тяжела ты шапка Мономаха». Если привести данные о том, сколько весит этот царский головной убор, то вы подумаете, что поняли суть данной поговорки. Ведь полный вес реликвии составляет целых 993,66 грамма, то есть почти килограмм.На самом деле значение этого фразеологизма, как правило, используется в переносном смысле. Тяжесть шапки Мономаха обозначает то, что человек, облеченный властью, несет на себе тяжелое бремя ответственности за тех, кто ему подчинен.В более узком смысле эту фразу можно применить к любому начальнику. Когда люди видят, как характер человека меняется в худшую сторону после того, как его повысили на должности, тогда они со вздохом произносят фразеологизм: «Ох, тяжела ты шапка Мономаха». Значение фразы мы вам рассказали.

Источник: https://d-34.livejournal.com/111992.html

Происхождение Шапки Мономаха (рушим свидомые мифы)

?Category:Оригинал взят у amp_amp в Происхождение Шапки Мономаха
Ну не могут русофобы не попытаться изгадить историю России. На то они и русофобы. Само собой, такой символ, как Шапка Мономаха не мог пройти мимо их липкого взгляда.

Шапка Мономаха.

Одна из главных регалий русских великих князей и царей. Символ самодержавия на Руси. Шапка имела особый статус и функцию. Со времён первой церемонии венчания на престол Дмитрия (внука Ивана III), состоявшейся в 1498 году, регалия использовалась в ритуале венчания московских государей.

Ею, кстати, венчали на царство и Ивана IV Грозного в 1546 году. Причём каждый государь надевал Шапку лишь однажды: во время торжественной церемонии её прилюдно возлагали на голову нового царя, а после празднества прятали в сокровищницу.

Последний раз Шапка Мономаха использовалась для венчания в 1682-м году во время уникальной церемонии совместной коронации братьев-соправителей Ивана и Петра Алексеевичей.

Обратите внимание

Старшего брата, Ивана V, венчали оригиналом, а младшего, Петра Алексеевича (Первого и Великого), венчали, используя Шапку второго наряда, более простой дубликат, изготовленный специально для этой цели. Ныне Шапка Мономаха хранится в архиве Оружейной Палаты в Москве. Это все известные факты.

А вот происхождение этой реликвии вызывает множество вопросов. И всего существует две версии происхождения Шапки Мономаха, каждая из которых имеет свои более детализированные подверсии. Первая версия – легендарная, византийская, согласно которой Шапка, это дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу (Мономаху). Эта легенда символизирует преемственность власти русских православных государей от византийских императоров. И хотя сам факт подарка вызывает законные сомнения, это, все же, не дает повод автоматически отмести возможность византийского происхождения самого головного убора.

Вторая версия, азиатская. Согласно ей, Шапка была изготовлена восточными мастерами. Подверсии – дар хана Узбека русскому князю Ивану Калите за верную службу и… женская ордынская тюбетейка.

Надо ли сомневаться, какая версия выбрана в качестве основной у свидомых историков? Хотя, причем тут версия? Украинские свидомые «історики» не утруждают себя такими понятиями, как версия, гипотеза или предположение. Зачем? В черно-белом свидомом мозгу «ордынская тюбетейка», это догма.

А ее наличие в русской истории – яркое свидетельство ордынского происхождения загадочной страны «Московии».

Шапка Монома́ха (корона московських Великих князів) — головний убір (тюбетейка) з соболиним обрамленням, прикрашений коштовним камінням і хрестом (XIV ст.).

Саму корону було зроблено для татарського хана (мабуть, для Узбека) у 1330-х. Найвірогіднішою видається версія, що хан Узбек подарував головний убір московському князю Юрію Даниловичу в 1317 при його одруженні з донькою хана Кончакою.

УкроВики

В очередной раз убеждаюсь, что УкроВики, это, мягко говоря, сборище предвзятых и малограмотных русофобов. Кто ее пишет? Похоже, что те, кому русофобия заменила профессионализм и знания. Корона московских Великих князей? Про русских царей, которых на «Всея Руси» венчали, само собой свидомые позабыли. Да и уверенная последовательность дат впечатляет. «Зроблено для татарского хана в 1330-х» (тут только одно сомнение – “может для Узбека?”), но «вероятно подарено Юрию Даниловичу в 1317-м». Гм…Уж не знаю, как вам, но лично мне свидомые неоднократно торжествующе предъявляли «научно доказанную» «всеми учеными» версию, что Шапка Мономаха – это, не что иное, как ордынская женская тюбетейка. Хотя какая же это версия? Мне это преподносили именно, как доказанный факт. С доказательствами, правда, у них не очень.К слову, азиатская, как и византийская теория происхождения Шапки Мономаха имеет своих горячих сторонников и противников и, пока что, речь все же идет о версиях и мнениях. Но вот версия о Шапке Мономаха, как о женской тюбетейке, достаточно нова и исходит от доктора искусствоведения Гюзель Фаудовны Валеевой-Сулеймановой. По крайней мере, я не нашел никого, кто бы говорил об этом до нее.Нисколько не пытаюсь оспорить профессионализм госпожи Валеевой-Сулеймановой, но все же она пока единственная, кто так считает, хотя, оставаясь профессионалом, и говорит все же о версии и своем мнении.

Желающие могут прочитать ее статью «Татарские шапки – короны русских царей» полностью, я же выделю лишь пару абзацев, в которых госпожа Валеева-Сулейманова приводит то, что, по ее мнению, доказывает, что Шапка Мономаха – ордынская женская тюбетейка.

По нашему мнению, шапка Мономаха до того, как попала к русским князьям, была женской, принадлежала знатной татарской особе. Доказательством этого являются, во-первых, существовавшие ранее подвески (свидетельство С. Герберштейна), которые были характерными для женского головного убора тюркских народов. Во-вторых, детали золотоордынских женских головных украшений из знаменитого Симферопольского клада, находящегося в фондах Государственного исторического музея в Москве. В кладе были найдены фрагменты золотого женского головного убора и серебряного навершия от головного украшения, декорированные жемчугом и драгоценными камнями. Поражает сходство крепления камней к навершию и в гнезда шатонов, а также орнаментация шатонов скаными завитками в виде кругов на деталях головного убора из клада и шапки Мономаха.
Т.е. доказательств всего два. Первое, это подвески, характерные для «золотордынских женских головных уборов», а второе, это завитки в форме кругов в гнездах шатонов.

Ну что ж, понятно. Если головной убор с подвесками, то он, несомненно, женский. Мне лично непонятно только одно. А почему русский князь Владимир, тот самый, крестивший Русь и живший задолго до золотоордынского периода, изображался в шапке с подвесками? Интересно, он знал, что это тюркская традиция женских головных уборов?

Читайте также:  Жизнь и смерть императора николая ii

А византийские императоры были в курсе, что они носят тюркские женские тюбетейки?

В общем, мне это доказательство не кажется убедительным.

Мне кажется, что госпожа Валеева-Сулейманова все же должна была доказать не то, что подвески носили тюркские женщины, а то, что кроме них никто их не носил. Очевидно, что это не так.

Теперь давайте посмотрим на детали золотоордынского женского головного украшения, на который ссылается Валеева-Сулейманова, из знаменитого Симферопольского клада. Вот они.

А вот «поражающее сходство» орнаментации шатонов «скаными завитками в виде кругов» на деталях головного убора из клада и шапки Мономаха. Специально располагаю рядом, чтобы была возможность сравнить.

Мне одному кажется, что завитки Шапки Мономаха (справа) действительно являются завитками, образующими непрерывный узор вокруг всего шатона, а завитки женского украшения (слева) всего лишь ряд кружков? А зубья держащие камень женского украшения? На Шапке Мономаха их нет. Соглашусь, что похоже, но все же не то.

Да и не кажется мне, что орнамент из кружков на украшении из Симферопольского клада является доказательством, что все остальные орнаменты из кружков (или похожие на них) во всем мире являются работой исключительно золотоордынских мастеров. Что-то мне подсказывает, что кружки, завитки и спиральки встречаются на многих древних артефактах.

Например, на известной Антиохийской чаше, изготовленной в Византии в 6-м веке.

Важно

Да и, вообще, как могут завитки или кружки в оранменте на одном женском головном уборе доказывать, что все остальные с таким оранментом тоже женские? Реально существуют чисто женские орнаменты? А были хоть где-то найдены тюркские женские (и не женские) головные уборы состоящие из восьми пластин, подобных тем, что являются основными элементами Шапки Мономаха? Женский головной убор из Симферопольского клада явно их не имел? А кто, вообще, изготовил эти элементы для головного убора золотоордынской женщины? Точно ордынский ювелир? Пока, увы, я не вижу ответов на эти вопросы.

Что же касается центральноазиатских и булгарских узоров в виде «арабских цветов», лотосов и звезд Давида, на которые ссылается госпожа госпожа Валеева-Сулейманова, то лучше всего об этом сказала доктор исторических наук Наталья Викторовна Жилина – автор двух серьезных исследований – “Зернь и скань Древней Руси XI-XIII вв.”  и “Древнерусский сканозерновой убор XI- XIII вв.” в своей труде «Шапка Мономаха. Историко-культурное и технологическое исследование» (издательство «Наука», 2001 год).

При обосновании восточного характера орнаментации «Шапки Мономаха» обычно указывается на широкую распространенность мотива лотоса в восточном искусстве. Эта распространенность неоспорима, но не доказывает принадлежности Шапки восточному искусству, а тем более ее изготовления среднеазиатскими или золотоордынскими ювелирами. Ранняя распространенность мотива лотоса в Византии (с VI–VII вв. н.э.) позволяет утверждать, что этот мотив органичен и византийскому искусству.
О популярности мотива широкого  цветка, который получил широкое распространение в XIII–XIV вв., свидетельствует обширный ряд памятников, происходящих из Поволжья, Причерноморья, Крыма и Египта… Одна из находок обнаружена и в Подмосковье, но все они стилистически позже цветка Шапки

Сравните, ради интереса, лотос под номер 1 (византийская эмаль 12-го века) и под номером 10 (Шапка Мономаха). Они почти идентичны.

Другие лотосы, чисто азиатского изготовления, тоже очень похожи, но все же они более позднего изготовления, чем византийская эмаль.

Другими словами, наличие «арабских цветков» в узоре не доказывает ордынское происхождение Шапки Мономаха. А что касается техники изготовления? Жилина считает, что и она вполне византийская.

Г.Ф. Валеева-Сулейманова, уверенно ссылаясь на технологические данные, которые, по ее мнению, доказывают золотоордынское изготовление «Шапки Мономаха», имеет в виду лишь общее наличие техники накладной и ажурной скани с X–XII вв. на территории Поволжья и Булгара. За общими постулатами о «ремесленной традиции» не стоит конкретного анализа этой традиции, а именно – изучения технологии изготовления скани, которая может быть различной
Напомню, Наталья Викторовна –  специалист именно по зерни и скани, т.е. в технике, которую и использовали при изготовлении Шапки Мономаха. Думаю, ее мнение достаточно весомо.Изучение стилистики сканного орнамента и вводных мотивов Шапки Мономаха позволяет рассматривать ее внутри византийского комплекса филигранных произведений. Причем большинство орнаментальных мотивов и элементов находят параллели в византийском искусстве XII–XIII вв. Скань Шапки Мономаха была изготовлена до периода расцвета стиля «клейм», т.е. до конца XIII в.
Исходя из реконструкции первоначального вида Шапки, согласно которой она имела форму митры, возможно отдать предпочтение поствизантийской и Палеологовской части этого периода, поскольку такие головные уборы императоров были распространены именно с 20–30-х годов XIII в. Сохранение старых византийских традиций после захвата Константинополя крестоносцами, может быть, даже несколько усиленное и архаизирующее, отвечало бы тогдашней ситуации.
Технологические данные показывают, что зернь и филигрань Шапки Мономаха изготовлены полностью в византийских традициях, зернь может быть отнесена к византийско-древнерусскому стандарту, скань – к византийскому стандарту XIII–XV вв. (эти технологические параллели также подчеркивают порубежное время создания Шапки, каковым является XIII в.). Ни восточная зернь и скань XIII–XIV вв., ни русская скань XIV–XV вв. не обнаруживают технологических аналогий со сканью Шапки Мономаха, так как относятся к иным технологическим стандартам
Думаю, достаточно исчерпывающе. И, кстати, по мнению Жилиной существовало три стадии существования Шапки Владимира Мономаха, причем навершие Шапки более позднее добавление.Золотая шапка завершает ряд княжеских головных уборов-регалий, подражавших византийским императорским венцам. Она характеризуется пластинчатой (дробничной, или диадемной) конструкцией и, возможно, сохраняет реликт венца-стеммы в виде воздушного перекрестья под золотым крестом-навершием. Нижняя часть Шапки, вероятно, состояла также из восьми более коротких золотых пластин, которые своей изогнутостью создавали форму, удобную для охвата головы. Пластины были закреплены по их контуру, следы первоначальных отверстий, фиксирующихся на боковых бордюрах, оказались искажены более поздними отверстиями. Навершием шапки I конструктивной стадии был золотой крест с жемчужинами. Группа кастов имеет трехчленное деление, относится к XV в. и добавлена на Шапку позже.
На II стадии существования, согласно предлагаемой реконструкции, Шапка утратила исконную нижнюю золотую деталь и была дополнена меховой нижней частью, воплощая традиции русского колпака. Нижняя граница пластин стала основной опорной линией, о чем свидетельствуют множественные отверстия по нижнему краю и центральной части пластин. Эту стадию можно относить к XV в., поскольку отверстия пробиты до украшения Шапки вторичным жемчугом и кастами. В таком виде Венец Мономаха открыл ряд русских Царских Венцов и навсегда осталась единственной подлинной Шапкой Мономаха, которой должен был венчаться Царь, чтобы стать законным
Желающие могут поискать книгу Жилиной и самостоятельно убедиться, что ее, действительно серьезное, исследование убедительно доказывает, что ни «арабские» узоры, ни стилистика, ни техника исполнения не позволяют отнести Шапку Мономаха ни к работе золотоордынских мастеров, ни, тем более, к женским тюбетейкам. Византийская версия наиболее вероятна.

А уж то, что свидомые видят какое-то сходство Шапки с тюркской тюбетейкой, то это их личная проблема с ограничением по зрению, жестко накладываемое русофобией. Что ж поделать, что форма человеческой головы накладывает ограничения на многообразие форм и размеров головных уборов.

Хотя, если говорить, конкретно, про тюбетейки… Кто-нибудь видел тюбетейку, сделанную из 8 клиньев, подобных 8 пластинам Шапки Мономаха? Так-то тюбетейки делают из 4-х клиньев, а не из восьми.

И на мой выпуклый взгляд шапка на картинке ниже гораздо более похожа на тюбетейку, чем Шапка Мономаха.

А что, чем не тюбетейка, богато инкрустированная драгоценностями? Узоры и мотивы сходятся, четыре клина… Среднеазиатским заводчикам тюбетеек просто не хватает бриллиантов и рубинов для изготовления полноценной короны.

Слався, Британия!

Кстати, желающие могут проследить за ходом дискуссии 3-х летней давности ССЫЛКА российского историка Клима Жукова (он частый гость у Гоблина) с парой свидомых о Шапке Мономаха, а также о разнице между гипотезой и доказанным фактом. Очень поучительно. Наглядно видно, что свидомые явно не видят разницы между этими двумя понятиями.

Совет

Я же соглашусь с Климом – не важно, чем были части Шапки Мономаха раньше, важно то, что сейчас это уникальный объект, не имеющий аналогов в мире и значимая часть нашей великой русской истории.

По клику – расширение. Наслаждайтесь действительно красивым образцом искусства.

Источник: https://peremogi.livejournal.com/31024372.html

Описание шапки Мономаха

На фотографиях шапка Мономаха приведена во фронтальном изображении (вид спереди), слева, и тыльном, оборотном изображении (вид сзади), справа.

Общее описание шапки Мономаха

Обратимся к «каноническому» текстовому описанию шапки Мономаха, содержащемуся в Описи московской Оружейной Палаты 1884 года:

«НАСЛЕДСТВЕННЫЙ ГОСУДАРЕЙ РОССИЙСКИХ ЦАРСКИЙ ЗОЛОТОЙ ВЕНЕЦ, НАЗЫВАЕМЫЙ ШАПКОЙ МОНОМАХА.

Золотой и украшенный драгоценными каменьями, он состоит из восьми продолговатых треугольных дощечек, покрытых с лицевой стороны сканью, соединенных острыми концами под яблоком.

Рисунок скани на дощечках, представляя собою общий характер греческих завитков, различается в подробностях так, что на однойдощечке, служившей передней, совершенно особый рисунок,

на трёх других он несколько сходен с рисунком первой дощечки, на четырёх остальных совершенно отдельный от рисунка подробностей первых дощечек.

Рисунок каждой дощечки окоймлён снизу поясом в роде угольчатой цепи, а около швов боковыми рамками: по открытым швам пробиты отверстия, для укрепления дощечек.

Яблоко по нижнему поясу прорезано, а в средних частях чеканено.

Навершие шапки Мономаха

На яблоке гладкий золотой крест; по концам и в подножии его четыре бурмитских зерна (жемчужины), верхнее продолговато, боковые круглы, а нижнее как бы несколько сдавлено и крупнеепрочих.

На яблоке в гнездах, украшенных сбоку колечками, на долгих согнутых спнях (застёжках) три крупных камня:

Обратите внимание

яхонт лазоревый (синий сапфир), яхонт жёлтый (жёлтый сапфир) и просверленный лал (красная шпинель);

между ними в репьях, на таких же долгих согнутых спнях (застёжках) три бурмитских зерна (жемчужины), величиной равные вышеописанным.

Идентификация камней шапки Мономаха

На каждой из восьми дощечек, в гнездах, из которых три украшены сбоку финифтью, находится посередине по крупному камню: два червчатых яхонта (рубина), два лала (красной шпинели), один гранёный розсыпью, один испорчен, и четыре изумруда.

Камни обставлены бурмитскими зернами (жемчужинами), в виде треугольников: на семи дощечках по три, а на восьмой, передней, четыре зерна.

Опушка и вес шапки Мономаха 

Внутри шапки винты медные и шести гаек золотых недостаёт. 

Опушка на шапке соболья.

Вес с опушкой и подкладкой два фунта сорок один золотник (1 фунт = 409,5 грамм, 1 золотник = 4,26 грамм, в пересчёте вес шапки Мономаха – 993,66 грамма).

Цена, одна тысяча девятьсот девяносто два рубля.

Шапка Мономаха по описи 1696 года

В хранящейся в архиве Оружейной Палаты подробной описи царской казны, 1696 года, описание шапки Мономаховой следующее:

«Шапка царская золота, сканная. Мономахова, на ней крест золотой гладкий, на нём по концам и в исподи четыре зерна гурмицких (жемчужины), да в ней каменья, в золотых гнёздах:

над яблоком, яхонт жёлтый (жёлтый сапфир), яхонт лазоревый (синий сапфир), лал (красная шпинель), промеж ними три зерна гурмыцких (жемчужины);

да на ней четыре изумруда, два лала (красная шпинель), две коры яхонтовых (рубин), в золотых гнёздах, двадцать пять зёрен гурмицких (жемчужин), на золотых спнях (застёжках);

около соболей: подложена атласом червчатым (красным атласом): влагалище деревянное, оклеено бархателью травчатою (узорчатым бархатом), закладки и крючки серебряны». 

к началу                              назад                              далее

Источник: https://lomoffart.ru/4monomah

Ссылка на основную публикацию