Семь чудес света 3 – храм артемиды эфесской

Семь чудес света: Храм Артемиды Эфесской

Храм Артемиды Эфесской – это третье чудо света. Возможно, некоторые не сразу поймут, что было удивительного в этом сооружении. Но мы приведем некоторые интересные факты, которые позволят вам дать объективную оценку одному из семи чудес света. К слову сказать, в самом названии скрывается происхождение знаменитого храма – это древнегреческий город Эфес.

Если бы он существовал до наших дней, то вам бы пришлось отправиться в Турцию, в город Сельчук, провинции Измир, чтобы посмотреть на него своими глазами. Но мы вынуждены довольствоваться только фотографиями реконструкций и инженерных моделей храма Артемиды Эфесской.

Сразу отметим, что на месте архитектурного сооружения, где появилось одно из семи чудес света, существовало два храма. В VI веке до н. э., там был построен уникальный, вошедший в летописи культовый центр. Однако его предал огню человек, решивший таким образом прославиться. Знаете ли вы, кто сжег Храм Артемиды Эфесской? Имя этого грека – Герострат.

Как известно, в 356 году до н. э., родился Александр Македонский. Считается, что именно тогда безумный грек совершил свое злодеяние. Власти города решили предать забвению его имя, однако оно, все же, вошло в историю.

Обратите внимание

После этого здание было восстановлено в прежнем виде, при помощи средств, выделенных самим Александром Великим. В благодарность, жители Эфеса за огромную сумму денег заказали портрет полководца, чтобы повесить картину в одном из внутренних помещений храма.

Размеры третьего чуда света — храма Артемиды Эфесской, были такими. Ширина – 52 м., длина – 105 м., а высота – 18 метров. Крыша лежала на 127 колоннах.

Остались сведения о том, что при открытии храма Артемиды, горожане пришли в неописуемый восторг. Это и не мудрено, ведь над отделкой этого чуда света работали лучшие скульпторы, художники и мастера античного мира. Статуя Артемиды Эфесской состояла из золота и слоновой кости.

Не стоит думать, что описываемый объект имел исключительно религиозное назначение. На самом деле, храм представлял собой крупнейший экономический, деловой и культурный греческий центр в Эфесе.

В середине 263 года культовое сооружение было разграблено готами. В конце четвертого века нашей эры, когда языческие религии были запрещены, на месте храма построили христианскую церковь. Однако и она через некоторое время была разрушена. Вряд ли бы мы что-то знали о месте былой греческой славы, если бы не титанический труд английского археолога Джона Вуда.

В 1869 году ему удалось найти следы одного из семи чудес света — Храма Артемиды Эфесской. Несмотря на множество проблем, и болотистой местности на территории раскопок, Вуду удалось найти останки некогда величественной постройки. К сожалению, мало что сохранилось, и сегодня вы можете увидеть единственную, восстановленную колонну, гордо стоящую на месте Храма Артемиды.

Раскопки храма Артемиды (Турция)

Фундамент здания вскрыли лишь в 20 веке, а под ним обнаружили остатки храма, который сжег Герострат. До сих пор это место в Турции привлекает множество туристов, желающих посмотреть на местонахождение одного из семи чудес света.

Подписывайтесь на InteresnyeFakty.org, если любите интересные факты.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Источник: https://interesnyefakty.org/sem-chudes-sveta-hram-artemidyi-efesskoy/

Как сейчас выглядит одно из семи чудес света — Храм Артемиды Эфесской

Главная / Вид путешествия / Бюджетные путешествия / Бесплатные достопримечательности / Как сейчас выглядит одно из семи чудес света — Храм Артемиды Эфесской

Интересный факт — на территории современной Турции находятся остатки сразу двух из семи чудес света античного мира. Мы, конечно же, не упустили возможности и посмотрели оба (первое чудо — Галикарнасский мавзолей). Сегодня я хочу рассказать про Храм Артемиды Эфесской, который был построен недалеко от древнего Эфеса.

1. Краткая историческая справка

Храм Артемиды был построен в 6 в. до н.э. в честь покровительницы города (Эфеса) богини Артемиды. Причем культ богини уходит корнями в глубокую древность — еще до появления в этих местах греков в городе поклонялись богине, которую называли «Великая мать». Греки назвали ее Артемидой и возвели огромный и невероятный по тем меркам храм в ее честь.

Артемида — одна из самых значимых богинь в древнегреческой мифологии, покровительница всего живого на земле, богиня охоты, целомудрия и плодородия, прекрасная, но жестокая.

Для постройки храма было выбрано очень необычное место — на болоте. В те времена многие постройки разрушались частыми землетрясениями, поэтому архитектор решил возводить храм на болотистой местности в надежде, что при землетрясении почва самортизирует и храм останется целым. В последствии это решение оказалось ошибочным — в настоящее время практически все остатки храма ушли на дно болота.

Когда храм был достроен (а на строительство ушло почти 120 лет!), окончательные размеры составляли 110 м в длину и 55 м в ширину, в храме было установлено 127 колонн высотой 18 м. Так что зрелище действительно впечатляющее.

В Стамбуле нам удалось посмотреть, как на самом деле выглядел храм раньше. Это мини-копия храма Артемиды из стамбульского парка миниатюр:

Копия храма Артемиды Эфесской

Интересно, что храм выполнял не только свои прямые функции — он был также финансовым и деловым центром, здесь совершались сделки, люди отдыхали и прославляли богиню.

Но храм простоял недолго — в 336 г. до н.э. безумец Герострат поджег храм Артемиды. Важные конструкторские детали были выполнены из дерева, поэтому от храма остались только колонны.

Важно

Зачем же Герострат сделал это? По его словам, таким образом он хотел навсегда войти в историю. И у него это получилось даже несмотря на то, что власти Эфеса запретили упоминать его имя.

Один из историков все же написал имя безумца, и оно вошло в историю.

Впоследствии храм был восстановлен Александром Македонским, но в 263 г. н.э. был разграблен племенами готов и постепенно пришел в упадок.

2. Полезная информация

Сейчас от когда-то великолепного храма Артемиды осталось немного — всего лишь одна колонна, собранная из обломков. Поэтому ожидать чего-то грандиозного не стоит, все же это утраченный памятник древнего мира.

2.1. Время посещения и стоимость

Территория никак не охраняется, поэтому проходить можно свободно в любое время — нет ни определенных часов работы, ни кассы с билетами.

2.2. Где находится и как добраться

Расположен храм вблизи небольшого городка Сельджук прямо на въезде в город, так что можно даже дойти пешком. Также можно добраться на городском автобусе-долмуше от Кушадас или пешком от расположенного неподалеку древнего города Эфес.

Удобно сначала съездить в Эфес, а потом (если останется время), сходить и к храму Артемиды. Насколько я знаю, многие тур.агентства как раз и предлагают экскурсию, в рамках которой можно посетить оба места.

Расположение на карте:

Мы сначала доехали до Эфесе, побродили по его развалинам, а после дошли пешком до Артемиды. Затем за 5 минут добрались до остановки в Сельджуке и поехали на долмуше обратно в Кушадасы.

Кстати, дорога от Эфеса до Артемиды довольно удобная — вдоль трассы проложен тротуар и велодорожка.

Аллея для прогулок от Эфеса до храма Артемиды:

Забавно, но местные приезжают на эту аллею на пикник — мы как раз увидели семью, расстилающую ковер прямо на одной из дорожек.

Храм Артемиды точно не пропустите, т.к. на дороге будет указатель:

3. Что осталось от храма Артемиды

Мы повернули по указателю в надежде увидеть одно из семи чудес света, а увидели вот что:

Толпы туристов и огромное болото с обломками храма. Почему не все камни ушли под воду — загадка:

Схема храма Артемиды:

Это и есть все, что осталось от одного из семи чудес света, кстати, оригинальные колонны были выше на 4 метра, чем эта восстановленная колонна:

А на самой верхушке колонны сейчас живут аисты:

Совет

Часть обломков лежит на суше:

Также на прилегающей территории есть небольшая лавка с сувенирами, как и в любом туристическом месте.

4. Выводы и впечатления

Конечно, я ожидала от древнего храма немного больше, чем просто болото и одна-единственная колонна. Заранее ничего про храм не читала, хотелось просто посмотреть, что от него осталось. Ехать туда специально, наверное, не стоит — смотреть там нечего, разве что просто прочувствовать место, представить, как все это выглядело раньше.

Но вот после посещения Эфеса вполне можно сходить — находится храм совсем близко, дорога живописная и удобная. Удивительно все-таки, насколько природа сильнее, чем любые рукотворные сооружения — как до строительства храма здесь было болото, так и сейчас, спустя почти пару тысяч лет, здесь по-прежнему болото.

Кстати, в храме была установлена необычная статуя Артемиды, которой сейчас, конечно, нет. Тем не менее, в одном из тайников Эфеса мы нашли копию той самой необычной статуи (совершенно нетипичной для скульптуры Древней Греции). Прочитать о нашей поездке в Эфес можно в этой статье.

5. Видео

И, конечно, небольшое видео, которое мы сняли на болоте с храмом Артемиды:

А Вы видели когда-нибудь чудеса света или, может, были в тех местах, где они когда-то были построены? Какие ощущения возникают, когда находитесь в таком значимом месте с богатой историей? Где стоит побывать? Поделитесь в комментариях!

(3

Источник: https://allcantrip.ru/xram-artemidy/

Храм Артемиды в Турции

В далекой древности греческий Эфес был крупным торговым портом. И именно здесь располагалось одно из семи древних чудес света – храм Артемиды Эфесской.

Храм Артемиды в Эфесе: история, краткое описание, интересные факты

Согласно древнегреческой вере Артемида была богиней охоты и плодородия, покровительницей всего живого на земле. Она присматривала за зверями в лесу, стадами домашних животных, растениями. Артемида обеспечивала счастливый брак и помощь при родах.

Артемида

В честь Артемиды в Эфесе на месте бывшего святилища карийской богини, также отвечающей за плодородие, был построен храм. Храм Артемиды в Эфесе был настолько большим, что сразу же попал в список семи чудес света античного мира.

Финансирование строительства покрыл лидийский царь Крез, строительными делами руководил архитектор из Кносса Харсифрон. При нем успели возвести стены и колонны. После его смерти пост главного архитектора принял его сын Метаген.

Последним этапом строительство руководили Пеонит и Деметрий.

Строительство храма Артемиды Эфесской было завершено в 550 году до нашей эры. Перед местными жителями открылось восхитительное зрелище, подобного здесь не строили никогда.

И хотя в настоящее время нельзя воссоздать былое убранство храма, можно быть уверенным, что лучшие мастера своего времени, занятые здесь на работах, не могли оплошать.

Сама статуя виновницы постройки была выполнена из слоновой кости и золота.

Воссоздать образ былого величественного храма богини Артемиды в Эфесе удалось только после проведения археологических раскопок. Храм имел размеры 105 на 51 метр. Крыша сооружения поддерживали 127 колонн, каждая высотой 18 метров. По легенде каждая колонна была подарена одним из 127 греческих властителей.

Кроме религиозных служений в храме кипела финансовая и деловая жизнь. Это был независимый от властей центр Эфеса, подчиняющийся местной коллегии жрецов.

В 356 году до нашей эры, когда родился знаменитый Александр Македонский, храм Артемиды сжег эфесский житель Герострат. Мотив этого подвига — остаться в истории в память потомкам.

Поджигателя после поимки ждала высшая мера наказания. В дополнение к ней было также решено искоренить имя этого человека из истории.

Но то, что запрещено, еще прочнее усаживается в памяти людей, а имя Герострата сейчас является нарицательным.

Обратите внимание

К III веку до нашей эры чудо света храм Артемиды в Греции удалось восстановить по инициативе вышеупомянутого Александра Великого, но с приходом готов он снова подвергается разрушению.

Позже с запретом языческих культов власти Византии закрывают храм. Затем начинают постепенно разбирать на строительные материалы, в результате чего храм уходит в небытие.

На его месте  была возведена христианская церковь, но ее также ждала участь разрушения.

31 октября 1869 года английскому археологу Вуду удается найти расположение былого храма Артемиды в Турции, и начинаются раскопки. Сейчас на его месте стоит одна восстановленная из обломков колонна. Несмотря на это, место все равно привлекает тысячи туристов.

Видео про храм Артемиды в Эфесе

План храма Артемиды в Эфесе

Где находится храм Артемиды в Эфесе на карте?

Подпишитесь на наc ВКонтактеПоделитесь интересным материалом с друзьями

Источник: https://1chudo.ru/khramy/41-khram-artemidy-v-turtsii.html

Храм Артемиды в Эфесе

Древнегреческий Эфес знавал период небывалого расцвета. Основанный в XII веке до н.э., город являлся крупнейшим центром торговли и излучал богатство и достаток. Покровительствовала ему Артемида.

Она, как известно, была богиней плодородия и покровительницей животных, охранительницей рожениц и охотников.

Свято почитая ее, горожане решили построить в честь Артемиды величественный храм, который, к тому же, должен был значительно приумножить доход города. 
 

Храм Артемиды в Эфесе

В VI веке до н.э. в Эфес прибыл Харсифрон, известнейший архитектор. Именно ему принадлежит идея постройки здания из мрамора. Согласно его замыслу, храм должны были опоясывать два ряда внушительных колонн.

При этом мастер, судя по всему, обладал незаурядным инженерным умом, поскольку проект является самым сложным и в то же время оригинальным из всех, что разрабатывались в то время.

Так как город был богатым и мог себе позволить постройку такого большого и дорого здания.

Но было одно препятствие – не было еще найдено месторождение, способное удовлетворить аппетиты проекта. Но вскоре, благодаря случаю, достаточное количество камня было найдено, и храм успешно построили.

Важно

Отдельное место в конструкции здания заслуживают как раз монолитные мраморные колонны. Их перевозили сюда прямиком из каменоломен, расположенных в десятке километров от строительной площадки.

Фундамент храма представляет собой высший пилотаж инженерной мысли.

Здание строили на болотистой местности, поскольку еще жива была печальная память об обрушившихся на Элладу землетрясениях. На месте будущего строения был вырыт огромный котлован, который строители заполнили древесным углем и шерстью. Это и плюс весьма неортодоксальный фундамент Храма должны были стать гарантией того, что здание выстоит при подземных толчках любой мощности.

Читайте также:  Редьярд киплинг - уникальные факты

В главном зале Храма была установлена удивительной красоты статуя богини Артемиды, высота которой составляла около 15 метров. Она была очень дорогой, поскольку сплошь и рядом ее инкрустировали драгоценными камнями и золотом.

В художественном оформлении здания принимали участие выдающиеся греческие художники и скульпторы.

Слухи о прекрасной святыне быстро распространились по всему античному миру, и впоследствии Храм Артемиды стал одним из Семи чудес света.

Следует отметить, что Харсифрон не успел довести строительство до конца. Но дело продолжил его сын, а после – архитекторы Пеонит и Деметрий. И вот примерно в 450 году до н.э. мир увидел непревзойденный Храм Артемиды.

Говорят, что если бы он сохранился по нынешний день, то мог бы затмить любой из ныне существующих шедевров архитектурного искусства. Но, к сожалению, в 356 году до н.э.

Герострат, одержимый идеей прославиться любой ценой, устроил в здании пожар.

Здание было практически полностью уничтожено, естественно, за исключением тех элементов конструкции, которые были изготовлены из мрамора. После этого Храм Артемиды несколько раз возрождался и вновь прекращал свое существование. Но в 263 году до н.э.

он был в последний раз разграблен готами. Окончательно «мраморное» здоровье постройки было надломлено болотистой почвой, а также протекавшей неподалеку рекой Каистрой.

И чтобы восстановить первоначальный облик здания, ученым со всего мира понадобилось несколько десятилетий. 

Источник: http://www.letopis.info/themes/7wonders/hram_artemidy.html

Храм Артемиды в Эфесе. Семь чудес света –

Артемисион, храм Артемиды в Эфесе (древний город в Карии, на западном побережье Малой Азии), был одним из самых прославленных центров паломничества античного мира.

Артемида с давних времен почиталась в городах Малой Азии, как богиня плодородия. Но малоазиатская Артемида и греческая богиня охоты Артемида как бы не один персонаж истории. Древние жители малой Азии посему называли свою богиню Артемида Эфесская.

Праздник богини Артемиды был и там, и там. В Эфесе в этот месяц устраивались пышные празднества в честь рождения богини.

Кто построил храм Артемиды

Согласно легенде, древний храм Артемиды был построен легендарными амазонками, которые считались также и основательницами города. В VI веке до н. э. жители города решили построить новый храм, который красотой и величием превосходил бы все предшествующие святилища.

Возведение храма было поручено архитектору Херсифрону из Кносса. Он предложил проект гигантского мраморного диптера (тип храма, при котором святилище опоясывалось двумя рядами колонн). Выбор в качестве материала белого мрамора отчасти обусловлен тем, что именно в тот период залежи белого мрамора были обнаружены недалеко от Эфеса.

Совет

Витрувий рассказывает об этом так: «Когда эфесские граждане задумали построить Диане храм из мрамора и обсуждали, доставлять ли его из Пароса, Проконнеса, Гераклеи или Фасоса, случилось, что пастух Пиксодар погнал своих овец пастись на это самое место; и там два бежавших друг другу навстречу барана проскочили один мимо другого, и с налету один из них ударился о скалу, от которой отскочил осколок ослепительно белого цвета. Тут, говорят, Пиксодар бросил овец в горах и бегом принес осколок в Эфес в самый разгар обсуждения помянутого вопроса».

Храм предполагалось построить возле устья реки Каистр, где почва была влажной и болотистой. Подобный выбор был обусловлен желанием предохранить храм от часто случающихся в Эфесе землетрясений. По предложению Херсифрона был вырыт котлован, в который насыпали смесь древесного угля и шерсти. Затем началась закладка фундамента.

Длительное стороительство

По преданию, строительство Артемисиона продолжалось 120 лет. В нем, так или иначе, принимали участие все города Малой Азии. Херсифрон умер, когда работы были в самом разгаре. Какая именно часть была построена при нем, точно неизвестно. Сведения древних авторов на этот счет противоречивы. Ученые сходятся лишь в том, что он успел закончить основное здание и колоннаду.

Строительство верхней части храма продолжил его сын Метаген. Возведение этого сооружения способствовало совершенствованию техники строительного дела и появлению новых, неизвестных ранее приемов.

Метаген также не дожил до завершения грандиозного объекта. Закончили постройку храма архитекторы Пеонит и Деметрий. Артемисион вызывал восхищение у всех, кто его видел.

Правда, простоял он недолго, около 100 лет.

Грек сжегший храм Артемиды

В 356 году до н. э. некто Герострат, житель Эфеса, решил оставить свое имя в анналах истории, уничтожив главную святыню Малой Азии. Он поджег храм. Здание было сильно повреждено.

Крыша рухнула, колонны и стены обгорели. Весть о гибели Артемисиона потрясла весь эллинистический мир.

Существует легенда, что в тот день, когда был уничтожен храм Артемиды Эфесской, родился Александр Македонский.

Жители всех ионийских городов приняли совместное решение нигде и никогда не произносить имя Герострата. Но как видите, мы знаем это имя, Герострат увековечил свое имя!

Писатели не должны были упоминать его даже во время рассказа о пожаре в храме. Тем самым они хотели, чтобы желание Герострата прославиться, толкнувшее его на уничтожение величайшей святыни, не было исполнено.

Тем не менее имя его осталось в истории, но это не та слава, которой стоит гордиться.

Обратите внимание

Не случайно выражение «геростратова слава» стало синонимом известности, достигнутой путем преступления или какого-либо неблаговидного поступка.

Жители Эфеса не могли смириться с гибелью храма и решили начать сбор средств на его восстановление. Горожане щедро отдавали сбережения и драгоценности. Храм отстраивали заново по прежнему плану, но он был поднят на более высокое ступенчатое основание, для того чтобы святилище не затерялось среди тех зданий, которые были сооружены после его разрушения.

Храму быть

Восстановленный храм поражал своими масштабами. Он занимал площадь 110 на 55 метров и был окружен двойным рядом колонн, каждая высотой 18 метров. В архитектуре нового здания соединялись черты ионийского и коринфского ордера. Внутри установили 36 колонн, украшенных рельефами.

Храм был облицован изнутри мраморными плитами, кровлю также покрывала мраморная черепица. В центре основного помещения находилась огромная (высота 15 метров) статуя Артемиды, которая была вырезана из дерева и украшена множеством драгоценностей. В отделке храма принимали участие известные скульпторы и живописцы.

Рельефы одной из колонн были выполнены знаменитым художником и скульптором Скопасом, создавшим статую царицы Артемисии в Галикарнасском мавзолее. Афинский скульптор Пракситель украшал рельефами алтарь. Известные художники того времени дарили храму свои картины, например уроженец Эфеса Апеллес.

Храм Артемиды Эфесской стал одним из знаменитых музеев древности. Множество картин и скульптур находилось как во внутреннем помещении храма, так и в каменной ограде возле него. Также там была установлена статуя женщины, изготовленная самосским мастером Ройком, который, по свидетельству древних авторов, первым изобрел способ отливки скульптур из меди.

Своеобразный банк

Артемисион был не просто музеем и картинной галереей. Как и другие греческие храмы, он был своеобразной кассой взаимопомощи и банком.

Здесь хранили свои деньги и люди, и целые государства со всех концов эллинского мира. Например, известный историк Ксенофонт, ученик Сократа, перед походом в Персию оставил жрецам на хранение большую сумму денег.

В период его отсутствия жрецы храма могли распоряжаться ими, как сочтут нужным.

В случае его гибели все деньги переходили храму. После возвращения Ксенофонт в знак благодарности построил на сохраненные деньги в городе Скиллунте, в Элиде, небольшой храм, точную копию эфесского. Жрецы храма Артемиды не просто берегли деньги, переданные им на хранение. Они давали их всем желающим под большие проценты и тем самым приумножали богатства храма.

Во II веке до н. э. в Малой Азии установилась власть Рима. Многие города подверглись разграблению и пришли в упадок. Но Эфес по-прежнему продолжал процветать.

Он стал резиденцией римского проконсула, и потому на его благоустройство выделялись значительные средства. Продолжал богатеть и Артемисион.

  • Во-первых, крупную сумму ему выделяли городские власти.
  • Во-вторых, храм получал часть тех денег, которые поступали в казну после конфискации имущества и взыскания штрафов.

Живший во II веке н. э. писатель Дион Хризостом писал: «У эфесян… вложено в храме Артемиды много денег частных лиц, не только эфесян, но и иностранцев и людей откуда угодно, а также деньги, принадлежащие народам и царям.

Все помещающие вклады, помещают их ради безопасности, так как никто никогда не осмелится обидеть это место, хотя были бесчисленные войны и город не раз был взят.

Ясно, что деньги лежат просто на счете, но обычно их дают взаймы эфесцам под заемные письма».

Храм Артемиды славился своим  богатством

Богатство храма составляли не только деньги, но и земли. А основным источником пышности храма были дары, которые преподносили богине благочестивые граждане. Многие по завещанию оставляли храму свое имущество.

Благодарственные декреты с именами дарителей, преподнесших богине особо щедрые подарки, выбивались на камне и выставлялись в храме для поощрения остальных. Среди тех, кто удостоился особой благодарности, был знатный и богатый житель Эфеса – Дамиан.

На свои средства он выстроил вдоль дороги, шедшей от города к храму портик длиной 200 метров. В портике, названном именем жены Дамиана, могли укрыться во время непогоды все идущие в храм.

Важно

На нескольких каменных плитах был выбит благодарственный декрет римскому всаднику Вибию Салютарию, который пожертвовал храму Артемиды много серебряных и золотых статуй и крупную сумму денег. Этими статуями эфесцы очень дорожили. За ними ухаживал специально назначенный жрец, а в дни больших праздников их под охраной переправляли в театр и устанавливали на постаменте.

Римляне оставили за Артемисионом и традиционно существовавшее у него право убежища – ни один государственный преступник или беглый раб не мог быть схвачен на территории храма. Считалось, что он находится под защитой самой богини Артемиды.

Захват Эфеса

В III веке н. э. былое могущество Рима сошло на нет. Государство с трудом сдерживало напор многочисленных врагов. Они неоднократно устраивали набеги, грабя и разоряя местное население. В 263 году Эфес был захвачен готами, святилище Артемиды разграблено.

С утверждением христианства храм языческой богини стал подвергаться нападкам со стороны христианских проповедников, которые натравливали на него толпы верующих. Мраморные плиты Артемисиона использовали при строительстве различных сооружений.

А затем на месте храма возвели христианскую церковь, которая также вскоре была разрушена.

Сильнее всего здание храма пострадало от того, что было построено на болотистой почве. Со временем остатки разрушенного храма затянула трясина. Сам город Эфес потерял свое былое значение, гавань обмелела, корабли перестали приставать к пристани. А в 1426 году он был захвачен турками, и на месте древнего города возникла небольшая турецкая деревня.

Раскопки

Лишь со второй половины XIX века началось серьезное изучение этих мест археологами. Почти семь лет работала экспедиция Британского музея во главе с английским инженером и археологом Дж. Т. Вудом, проводившая раскопки на месте Эфеса.

За это время археологи сделали множество находок. Был обнаружен эфесский театр, рассчитанный на 24 тысячи зрителей, библиотека и много других величественных сооружений.

А в канун 1870 года под 60-метровым слоем ила археологи обнаружили следы знаменитого храма Артемиды Эфесской, считавшегося в Древнем мире одним из чудес света.

Раскопки были продолжены под руководством австрийского ученого Антона Баммера. Удалось выяснить, что храм представлял собой прямоугольник, окруженный колоннами.

Внутри его находился двор, а в центре – плита, на которой, по всей видимости, располагался либо жертвенник, либо сама статуя Артемиды.

В 1903 году англичанин Дэвид Хогарт, обследуя руины храма, обнаружил брошки, заколки для волос, драгоценные серьги и множество мелких монет из сплава золота с серебром, в древности называвшегося электроном.

Совет

Археологи нашли обломки колонн с рельефами, которые хранятся теперь в Британском музее. Был полностью вскрыт фундамент храма. Тем не менее этого недостаточно, чтобы восстановить подлинный облик Артемисиона.

Внешний вид статуи Артемиды реставрируют по изображениям на монетах и по найденной в середине XX века копии.

Мы можем лишь предполагать, как на самом деле выглядел храм – одно из величайших чудес, созданных гением и трудом человека.

источник

Источник: http://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/xram-artemidy-efesskoj.html

Храм Артемиды в Эфесе одно из семи чудес света

В список семи древних чудес света входят самые известные памятники искусства Древнего мира. За красоту, уникальность и техническую сложность они получили названия чудес. Список менялся со временем, однако число входящих в него чудес оставалось неизменным.

По некоторым версиям, автором классической версии списка считается древнегреческий инженер и математик Филон Византийский, живший в III веке до н. э.

Храм располагался в Эфесе, находящемся сегодня на территории Турции рядом с известным курортом Кушадасы.

Это к Юго-западу от Измира, к югу от Бурсы, к северу от Мармариса и к востоку от Памуккале.

В VI веке до нашей эры небывалого расцвета достиг древнегреческий город Эфес, основанный на западном побережье Малой Азии в Карии еще в XII веке до н.э. Покровительницей города была Артемида — дочь царя богов и людей всемогущего Зевса и Лето, сестра златокудрого Аполлона.

Артемида была богиней плодородия, покровительницей животных и охоты, а также богиней луны, потом — покровительницей целомудрия и охранительницей рожениц.

Впрочем, это намерение имело и практическое значение. Жители Эфеса вели крупные ростовщические операции, под большие проценты отдавали деньги в займы. Старейшины надеялись, что новое сооружение увеличит оборот «банка» Артемиды.

Строительство храма

Храм Артемиды строился многократно.

Но ранние деревянные здания приходили в ветхость, сгорали или гибли от нередких здесь землетрясений, и поэтому в середине VI века до нашей эры было решено построить, не жалея средств и времени, великолепное жилище для богини-покровительницы, тем более что удалось заручиться обещанием соседних городов и государств участвовать в столь солидном предприятии.

Читайте также:  Евгений шварц - уникальные факты

Плиний в своем описании храма, говорит: «…его окружают сто двадцать семь колонн, подаренных таким же количеством царей». Вряд ли нашлось столько благожелательно настроенных к Эфесу царей в округе, но очевидно, что строительство стало до какой-то степени общим делом соседей Эфеса. По крайней мере богатейший из деспотов – Крез, царь Лидии, внёс щедрую лепту.

В архитекторах, художниках и скульпторах недостатка не было. Лучшим был признан проект знаменитого Херсифрона. Тот предложил строить храм из мрамора, причём по редкому тогда принципу ионического диптера, то есть окружить его двумя рядами мраморных колонн.

Обратите внимание

Строить храм было поручено знаменитому архитектору античности Херсифрону, который предложил строить храм из мрамора и окружить его двумя рядами мраморных колонн.

Учитывая сейсмическую активность региона, Херсифон решил строить храм на заболоченном участке, предполагая, что мягкие почвы будут работать на смягчение колебаний почвы. (Такой принцип работает до сих пор, только дома сейчас строят на пружинах)

А чтобы под своей тяжестью мраморный колосс не погрузился в землю, был вырыт глубокий котлован, который заполнили смесью древесного угля и шерсти – подушкой толщиной в несколько метров. Эта подушка и в самом деле оправдала надежды архитектора и обеспечила долговечность храму.

Для доставки по вязким болотистым почвам тяжёлых блоков и колонн Херсифрон применил гениальное и простое решение. В торцы стволов колонн вбили металлические стержни, а на них надели деревянные втулки, от которых шли к быкам оглобли. Колонны превратились в валики, колёса, послушно покатившиеся за упряжками из десятков пар быков.

Когда же сам великий Херсифрон оказывался бессильным, на помощь ему приходила Артемида: она была заинтересованным лицом. Несмотря на все усилия, Херсифрон не смог уложить на место каменную балку порога. Артемиде пришлось вмешаться и за ночь балка самостоятельно опустилась в нужные пазы.

Херсифрон не дожил до завершения храма. После его преждевременной смерти функции главного архитектора перешли к его сыну Метагену, а когда и тот скончался, храм достраивали Пеонит и Деметрий. Храм был закончен примерно в 450 году до нашей эры.

Строительство первого храма Артемиды в Эфесе продолжалось около 150 лет.

Источник: https://posmotrim.by/article/hram-artemidy-v-efese.html

Храм Артемиды Эфесской: кто сжег, история, описание, фото

Храм Артемиды Эфесской входил в число семи чудес света, но до наших дней в своем первозданном виде не сохранился. Более того, осталась лишь малая часть этого шедевра архитектуры, которая напоминает, что некогда древний город Эфес славился своими красотами и чтил богиню плодородия.

Немного о деталях, связанных с храмом Артемиды Эфесской

Храм Артемиды Эфесской располагался на территории современной Турции. В античные времена здесь был процветающий полис, в нем велась торговля, проживали выдающиеся философы, скульпторы, живописцы.

В Эфесе почитали Артемиду, она была покровительницей все даров, которые преподносили животные и растения, а также помощницей в деторождении.

Именно поэтому в честь нее был составлен масштабный план строительства храма, который по тем временам было непросто возвести.

Важно

В итоге святилище получилось довольно большим, с шириной 52 м и длиной 105 м. Высота колонн составляла 18 м, всего их насчитывалось 127. Считается, что каждая колонна была подарком одного из царей.

Сегодня увидеть чудо света можно не только на картинке. В Турции воссоздан великий храм в уменьшенном виде. Для тех, кому интересно, где расположена копия, можно посетить парк Миниатюрк в Стамбуле.

Храм богине плодородия возвели не только в Эфесе, ведь строение с таким же названием было на острове Корфу в Греции. Этот исторический памятник был не таким масштабным, как эфесский, но также считался выдающимся произведением архитектуры. Правда, на сегодняшний день и от него мало что осталось.

История создания и воссоздания

Храм Артемиды Эфесской возводили дважды, и каждый раз его ждала печальная судьба. Масштабный проект был разработан Херсифроном в начале VI в. до н. э.

Именно он выбрал необычное место для возведения будущего чуда света.

В этой области часто были землетрясения, поэтому для основания будущего строения избрали болотистую местность, которая уменьшала толчки и предотвращала разрушения от природного катаклизма.

Средства на строительство были выделены царем Крезом, но ему так и не удалось увидеть этот шедевр в законченном виде. Дело Херсифрона продолжил его сын Метаген, а закончили Деметрий и Пеоний в начале V в. до н. э. Храм был построен из белого мрамора. Скульптуру Артемиды сделали из слоновой кости, украсили драгоценными камнями и золотом.

Внутренняя отделка настолько впечатляла, что строение по праву считалось одним из красивейших в мире. В 356 году до н. э. великое творение окутали языки пламени, отчего он потерял свое былое очарование.

Многие детали конструкции были деревянными, поэтому они сгорели дотла, а мрамор стал черного цвета от копоти, ведь потушить огонь в таком массивном строении в те времена было невозможно.

Все хотели знать, кто сжег главное здание в городе, но долго искать виновника не пришлось. Грек, сжегший храм Артемиды, сам назвал свое имя и гордился содеянным.

Герострат хотел, чтобы его имя навечно сохранилось в истории, поэтому решился на такой шаг. За это советом было поджигателю назначено наказание: стереть его имя со всех источников, чтобы он не получил желаемого.

Совет

С того момента его прозвали «одним безумцем», но и до наших времен дошло, кто спалил первоначальное здание храма.

К III в. до н. э. за счет средств Александра Македонского храм Артемиды восстановили. Его разобрали, укрепили основание и вновь воспроизвели в первозданном виде. В 263 году святое место разграбили готы в ходе нашествия. С принятием христианства язычество было под запретом, поэтому храм постепенно разбирали по частям. Позднее здесь была построена церковь, но и ее разрушили.

Интересное о почти забытом

За долгие годы, пока Эфес был заброшенным, святилище разрушалось все сильнее, а его руины тонули в болоте. Многие годы ни одному человеку не удавалось найти место, где находилось святилище. В 1869 году Джон Вуд обнаружил части потерянного достояния, но добраться до фундамента удалось лишь в XX веке.

Из вытащенных из болота глыб по описанию попытались восстановить одну колонну, которая получилась чуть меньше, чем была прежде. Ежедневно у нее делают сотни фото приезжающие туристы, мечтающие хотя бы отчасти прикоснуться к одному из чудес света.

В ходе экскурсии рассказывается множество интересных фактов, связанных с храмом Артемиды Эфесской, а всему миру теперь известно, в каком городе находился красивейший храм античного периода.

Источник: https://www.miroworld.ru/hram-artemidy-efesskoj-chudo-sveta/

Семь чудес света. Храм Артемиды Эфесской

Это история о двух храмах, двух зодчих и одном преступнике. О том, как одно творение было уничтожено и на его месте возникло новое Чудо Света – Храм Артемиды Эфесской.

Он располагался в городе Эфесе, находящемся сегодня на территории Турции, и был посвящен греческой богине охоты и дикой природы.

Храм был создан гениальным греческим архитектором Херсифроном, сожжен завистливым Геростратом и, как птица Феникс, восстал из пепла еще более прекрасным.

Храм Артемиды в Эфесе строился не раз, но деревянные здания то ветшали со временем, то сгорали или гибли от землетрясений. Поэтому в середине VI века до нашей эры было решено построить для богини-покровительницы, новое великолепное здание.

В грандиозном мероприятии приняли участие жители соседних городов и даже другие государства. Богатейший из деспотов – Крез, царь Лидии, также внёс свою лепту. Сегодня можно только догадываться о величии храма, если, со слов Плиния: “…

его окружают сто двадцать семь колонн, подаренных таким же количеством царей”.

Херсифрон, которому доверили строительство храма, принял, казалось бы, абсурдное решение – строить его на болоте, у реки. Архитектор рассчитывал, что мягкая почва послужит хорошим амортизатором при землетрясениях.

А чтобы под собственной тяжестью мраморный колосс не погрузился в землю, был вырыт глубокий котлован, который заполнили смесью древесного угля и шерсти.

Эта “подушка” и в самом деле оправдала надежды архитектора и обеспечила долговечность храму. Правда, не этому…

Строительство стало сплошной головоломкой. Чтобы возвести сооружение в таком необычно месте, Херсифрону все время приходилось придумывать новые инженерные приспособления. Не говоря уже о расчётах, которые приходилось вести для того, чтобы быть уверенным в столь необычном фундаменте. Встала и проблема доставки по болоту многотонных колонн.

Какие бы повозки не конструировали строители, по дороге к месту строительства они увязали в болотистой почве. Херсифрон нашёл гениально простое решение. В торцы колонн вбили металлические стержни, от которых шли к быкам оглобли. Колонны превратились в колёса, послушно покатившиеся за упряжками из десятков пар быков.

Обратите внимание

Не раз на помощь Херсифрону приходила сама Артемида. Например, когда храм был уже практически построен, строители не смогли уложить на место каменную балку порога.

Тогда архитектор решил, что эта балка – последняя капля, что его уже все это достало и, как в классической греческой трагедии, начал готовиться к самоубийству. Артемиде пришлось принять срочные меры.

Утром к архитектору прибежали возбужденные горожане и сообщили, что за ночь балка самостоятельно опустилась в нужные пазы.

Но Херсифрон все же не дожил до завершения строительства. После его преждевременной смерти функции главного архитектора перешли к его сыну Метагену, а когда и тот скончался, храм достроили Пеонит и Деметрий.

Примерно в 450 году до н. э. храм был закончен. Но как он был украшен, какие там были фрески и картины, как выглядела статуя самой Артемиды, никто не знает. Все это было уничтожено в пожаре, устроенном Геростратом. А дошедшие до нас описания убранства храма, его резных колоны, созданные кульптором Скопасом, принадлежат более поздней реконструкции храма.

История с Геростратом это, пожалуй, одна из наиболее поучительных притч в истории человечества. Человек, ничем не примечательный, решает добиться бессмертия, уничтожив чудо, которое, не одно десятилетие создавали жители античного мира.

И замысел его оказался легко осуществим. Деревянные части храма, просушенные солнцем, запасы зерна, сваленные в его подвалах, пожертвования, картины и одежда жрецов – вспыхнули в одно мгновение.

От огня с треском лопались балки перекрытий, падали, раскалываясь, колонны.

Если бы Герострата просто казнили, возможно, никто бы и не вспомнил его имя. Но судьба словно подшутила над хитроумными эфесцами, решившими предать забвению имя поджигателя.

Важно

По всей Ионии, в Элладе, в Египте, в Персии – всюду люди рассказывали: “А какую необычную казнь придумали в Эфесе этому поджигателю? Его теперь навсегда забудут. А кстати, как его звали? Герострат? Да, да.

Мы его обязательно забудем”.

Но, как бы там ни было, Герострата казнили, а храм решили построить вновь. И кому же еще можно было поручить такое сложное, фантастическое задание, как не Хейрократу. Он славился на всю Грецию, как невероятный выдумщик который, в свое время, хотел превратить гору Афон в статую Александра Македонского с сосудом в руке, из которого течет река.

На этот раз строительство заняло считанные годы. Теперь не было загадок и технических изобретений. Храм воссоздали, правда, в ещё больших масштабах, чем прежде. Новый храм достигал 109 метров в длину, 50 – в ширину.

Теперь его окружали два ряда 127 двадцатиметровых колонн, причём барельефы на них выполнил знаменитый скульптор Скопас. Нет худа без добра.

Новый храм Артемиды тут же был признан Чудом света, хотя, может быть, больше оснований для этого имел первый, построенный Херсифоном.

Но жаркие споры вокруг храма не утихали еще долго. “После того, как некий Герострат сжёг храм, граждане воздвигли другой, более красивый, собрав для этого женские украшения, пожертвовав своё собственное имущество и продав колонны прежнего храма”, – пишет Страбон.

А Тимей из Тавромения утверждал, что “эфесы строили храм на средства, отданные им персами на хранение”. Но Артемидор с гневом отвергает подобное подозрение. “У них не было в это время никаких денег на хранении! – восклицает он.

– А если бы они и были, то сгорели бы вместе с храмом.”

В разгар этих споров к Эфесу подошёл Александр Македонский. Взглянув на грандиозное строительство, царь тут же предложил покрыть все издержки, при условии, что в посвятительной надписи будет и его имя.

Совет

Но храм уже был посвящен – Артемиде. Положение было деликатное.

Как отказаться от благодеяния, за которым стоят вооруженные фаланги македонцев? А любимые женщины ходят без украшений, да и серебряная посуда продана соседям…

В городе лихорадочно шли тайные совещания. Но как ни заманчиво предложение, честь города дороже. И нашёлся один находчивый, как и все греки, гражданин, который смело ответил великому завоевателю:”Александр, не подобает богу воздвигать храмы другим богам” – на что великий полководец, пожал плечами и сказал: “Ну, как знаете…”

Чтобы загладить обиду, нанесённую Александру, эфесцы заказали для храма его портрет художнику Апеллесу, который изобразил полководца с молнией в руке, подобно Зевсу.

Когда заказчики пришли принимать полотно, они были столь поражены совершенством картины и оптическим эффектом (казалось, что рука с молнией выступает из полотна), что отвалили автору 700 килограммов золота.

Пожалуй, за последующие века ни одному из художников не удавалось получить такого гонорара за одну картину.

Расчёты архитекторов, построивших храм на болоте, оказались точными. Храм простоял ещё 500 лет. Римляне высоко ценили его и способствовали его славе и богатству.

Читайте также:  Леонид якубович - уникальные факты

Известно, что Вибий Салютарий подарил храму, более известному в Римской империи под названием храма Дианы, много золотых и серебряных статуй, которые в дни больших праздников выносили в театр для всеобщего обозрения.

Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма.

Обратите внимание

Его слава и богатство во многом и стали причиной гибели во времена раннего христианства. Говорят, что эфесцы изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. Когда Эфес попал под власть христианской Византии, мраморную облицовку растащили на разные постройки, разобрали и крышу. Падающие колонны засасывало в болото.

Остатки храма, а также золотые и бронзовые статуи, были обнаружены 31 октября 1869 года английским археологом Вуду. Полностью его фундамент был вскрыт только в нашем веке. А под ним нашлись и следы храма Афины, сожжённого незабвенным Геростратом.

Екатерина Некрасова

Источник: http://www.newsinfo.ru/articles/2006-09-20/item/533951/

Храм Артемиды

Жители античного Эфеса очень почитали и преклонялись богине Луны и плодородия Артемиде, считали ее покровительницей животных, молодых целомудренных девушек и рожениц.В 560 году до н. э.

в Эфесе было начато строительство прекрасного храма в честь покровительницы города. На строительство храма было собрано много пожертвований от жителей города, но самое большое вложение сделал сказочно богатый царь Лидии Крез.

Храм решили строить на месте древнего святилища богини плодородия. Храм строился на болотистой местности, что по замыслу архитекторов должно было защитить грандиозное сооружение от разрушений во время частых в этих местах землетрясений.

Мягкая болотистая почва станет хорошим амортизатором во время колебания грунта. Чтобы храм не сильно просел в мягкую почву, вырыли огромный котлован, который засыпали смесью из шерсти и угля.

Согласно замыслу архитектора Херсифрона это грандиозное сооружение прямоугольной формы должно быть окружено гигантскими 18-ти метровыми колоннами. У главного фасада было возведено два ряда колонн по 8 в каждом ряду. Всего было 127 колонн. Чтобы повозки с колоннами не вязли в мягкой почве, колонны с помощью упряжки волов перекатывали к храму.

Легенды гласят, что сама Артемида вмешивалась в строительство храма. Однажды она помогла отчаявшемуся архитектору уложить строптивую каменную балку на предназначенное ей место. Много сил вложил в свое детище Херсифрон, при нем было возведено здание храма и установлены колонны. Однако ему не довелось закончить свой шедевр.

Продолжил строительство его сын Метаген, он закончил верхнюю часть знаменитого храма.

Важно

Строительство храма затянулось на долгих 120 лет и было закончено к 550 году до н. э. архитекторами Пеонитом и Деметрием. Длина этого величественного сооружения достигала 110 м, а ширина — 55 м. Крышу святилища покрыли мраморными плитами. Однако простояло это великое творение лишь 200 лет. В 356 году до н. э.

храм был подожжен жителем Эфеса Геростратом, который пожелал таким варварским способом увековечить свое имя. Обгорели стены храма, рухнула крыша. Согласно одной легенде, в ночь, когда сгорел храм, родился Александр Македонский. Артемида помогала рождению будущего Великого полководца и не смогла помешать пожару.

Жители Эфеса решили восстановить святилище Артемиды, на это святое дело они не пожалели ни денег, ни украшений. Большая часть средств поступила от Александра Македонского.

Благодаря архитектору Хейрократу перестроенный храм стал еще более прекрасным и величественным и занял достойное место в списке Семи чудес света античного мира.

К III веку до нашей эры закончилось восстановление храма, было приподнято его основание и увеличилось количество ступеней. Обрамляли храм, построенный из мрамора и известняка, сто двадцать 20-ти метровых колонн из огромных блоков.

Внутреннее убранство храма поражало прекрасными картинами, потрясающими рельефами работы Скопаса и бессмертными скульптурами Праксителя. Пятнадцатиметровая статуя Артемиды, изображавшая мать-кормилицу, была сделана из дерева, украшения и одежда богини были золотые.

Согласно одной легенды, жители Эфеса пожелали отблагодарить Александра Македонского за весьма щедрое пожертвование на восстановление храма. Они заказали портрет полководца художнику Апеллесу. Македонский был изображен, подобно отцу богов Зевсу, с молнией в руке.

Готовая картина была настолько прекрасна и совершенна, что художник получил за работу неслыханные по тем временам деньги. Ни один художник за последующие три столетия не смог получить за свое полотно такой суммы — 25 золотых таланов. Прошли столетия, величайший памятник древней архитектуры и скульптуры подвергся разрушениям.

В 263 году храм разграбили готы. Позже город перешел в подчинение Византийской империи с христианскими устоями. Здание храма разобрали на другие постройки, нарушилось единство конструкции, стали падать и рушиться колонны и спустя время величайший памятник древности, одно из Семи чудес света поглотила болотистая почва.

Совет

Лишь в 1869 году археологу Вуду удалось обнаружить фундамент храма, под которым были найдены остатки первого деревянного храма.

Источник: http://krasivijmir.ru/turciya/xram-artemidy.html

Галактика

Жалкое зрелище этих развалин не позволяет разглядеть, построенное на этом месте, одно из чудес света. Но это было…

Храм Артемиды в Эфесе — одно из семи чудес античного мира, находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время город Сельчук на юге провинции Измир (ил), Турция). Первый крупный храм был сооружён в середине VI века до н. э., сожжён Геростратом в 356 году до н. э., вскоре восстановлен в перестроенном виде, в III веке разрушен готами.

Храм располагался в Эфесе, находящемся сегодня на территории Турции рядом с известным в России курортом Кушадасы.

В VI веке до нашей эры небывалого расцвета достиг древнегреческий город Эфес, основанный на западном побережье Малой Азии в Карии ещё в XII веке до н.э.

Покровительницей города была Артемида — дочь царя богов и людей всемогущего Зевса и Лето, сестра- близнец златокудрого Аполлона.

По верованиям древних греков, Артемида заботилась обо всем, что живет на земле и растет в лесу и на поле. Она опекала диких зверей, стада домашнего скота, она вызывала рост трав, цветов и деревьев. Не оставляла Артемида без внимания и людей — она давала счастье в браке и благословляла рождение детей. Греческие женщины традиционно приносили жертвы Артемиде — покровительнице чадородия.

Вполне естественно решение процветающих горожан построить величественный храм в честь такой покровительницы. Впрочем, это намерение имело и практическое значение. Эфесцы вели крупные ростовщические операции, под большие проценты отдавали деньги взаймы. Старейшины надеялись, что новое сооружение увеличит оборот “банка” Артемиды.

Обратите внимание

Культ Артемиды в Эфесе возводился к временам полумифического Андрокла. В архаическую эпоху на месте будущего знаменитого храма последовательно существовали три святилища: VIII века до н. э., середины VII века до н.

э., небольшой храм с двумя колоннами перед входом площадью в 16 * 31 м. Средства на строительство нового храма пожертвовал знаменитый богач, лидийский царь Крёз (на базах колонн храма сохранились две его надписи).

Приглашённый для составления проекта и строительства храма, согласно Страбону, известный архитектор Харсифрон из Кносса предложил построить мраморный храм, опоясанный двойным рядом стройных колонн. Однако дело осложнялось тем, что по близости не было мрамора. Помог случай. Однажды пастух Пиксодор пас стадо на зелёных холмах недалеко от Эфеса.

Два барана решили выяснить отношения. Наклонив головы, они помчались навстречу друг другу, но промахнулись. И один из них с разбегу стукнулся о скалу. Да так, что от неё отлетел осколок ослепительной белизны.

Дальнейшая судьба баранов неизвестна, но их битва оказалась исторической. Озадаченный пастух поднял камень, внимательно осмотрел его и вдруг, бросив стадо, поспешил в город.

Ликующие горожане приветствовали пастуха, облачили его в дорогие одежды, и неизвестный Пиксодор стал знаменитостью Евангелием, что значит: “Принёсший благую весть”.

Строительство храма продолжалось 120 лет. Его решили строить недалеко от устья реки Каистры. Почва здесь была болотистая. Полагали, что именно таким путём удастся ослабить толчки землетрясений, часто случавшихся на побережье Малой Азии.

Грунт посыпали толчёным углём, который тщательно утрамбовывали. По топкой земле было трудно перевозить мраморные колонны из каменоломен, находившихся в 12 километрах от храма. Колёса повозок вязли в болотистой почве.

Важно

Тогда Харсифрон предложил остроумный способ, которым древние выравнивали почву. В концы колонны забили железные прутья, укрепив их оловом, и на эти оси с обеих сторон колонны насадили колёса такого размера, что каменная колонна висела на железных осях.

Затем прикрепили длинные жерди, впрягли быков. Колонна, превращённая в своеобразное колесо, покатилась по топкой дороге.

При Харсифроне было возведено здание храма и установлена колоннада. Но до завершения постройки было ещё далеко. Строительство продолжил сын Харсифрона архитектор Метаген. Ему удалось закончить верхнюю часть храма. С большим трудом балки втаскивали канатами по наклонной плоскости на высоту храма. Но тут начиналось самое сложное.

Нужно было положить архитрав на вершину колонны так осторожно, чтобы не повредить её капитель. Как и в своё время, отец, Метаген остроумно разрешил возникшую трудность. На вершину колонны положили мешки с песком, на них осторожно опустили балки, под тяжестью которых песок постепенно высыпался, и балка плавно ложилась на место.

Впрочем, этот способ был известен ещё древнеегипетским строителям.

Метоген тоже не успел достроить храм, и это выпало на долю архитекторов Пеонита и Деметрия. В 550 году до н.э., когда легкое и изящное беломраморное здание с великолепной отделкой открылось взорам современников, оно вызывало удивление и восхищение.

Святилище было огромно, длинной 110 и шириной 55 метров. Вокруг него шли два ряда каменных колон высотой до 18 метров. По свидетельству Плиния Старшего, их было 127, установленные в восемь рядов, каждая из этих колонн была даром одного из 127 царей.

Двухскатная крыша была сделана не из черепицы, как в древних храмах, а из мраморных плит. Никому неизвестно, как именно он был украшен.

Известно только, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости.

Совет

Прошло почти 200 лет. В 356 году до нашей эры житель Эфеса Герострат, обуреваемый честолюбивой идеей любой ценой увековечить своё имя, поджёг святыню малоазиатских городов. Это произошло в 356 до н. э., в ночь рождения Александра Македонского.

Римский историк Плутарха писал позже по этому поводу: «богиня была слишком занята заботой о рождении Александра, чтобы спасти храм». Имя Герострата с тех пор стало нарицательным и все-таки вошло в историю, хотя по решению городского собрания должно было исчезнуть из памяти людской навечно.

В официальных документах о нем говорится просто как об «одном безумце». История не сохранила дат рождения и смерти поджигателя и не должна была сохранить даже его имени. Но предать вечному забвению его имя не удалось: в четвёртом веке до н.э. о нём упомянул древнегреческий историк Феолен. Храм сильно пострадал.

Добычей огня оказались деревянные конструкции. Треснули балки перекрытий и колонны. Это была большая потеря.

Жители Эфеса не могли с ней примирится. На восстановление храма отдали свои сбережения и драгоценности. Их поддержали жители других городов Малой Азии. Деньги на постройку нового Чуда Света выделил Александр Македонский.

В благодарность Александру Македонскому, эфесцы заказали для храма его портрет художнику Апеллесу, который изобразил полководца с молнией в руке, подобно Зевсу.

Когда заказчики пришли принимать полотно, они были столь поражены совершенством картины и оптическим эффектом (казалось, что рука с молнией выступает из полотна), что заплатили автору двадцать пять золотых талантов — пожалуй, за последующие три века ни одному из художников не удавалось получить такого гонорара за одну картину.

Восстановлением храма Артемиды занялся архитектор Хейрократ, который внёс некоторые изменения, поднял ступенчатое основание, чтобы храм возвышался над строениями, выросшими вокруг него за последние столетие. Изнутри храм был облицован мраморными плитами.

Обратите внимание

В главном зале стояла статуя Артемиды высотой 15 метров, покрытая золотыми украшениями и драгоценностями. В художественном оформлении приняли участие выдающиеся греческие ваятели и живописцы.

Рельеф для алтаря возле храма вырезал знаменитый афинский скульптор Пракситель, рельеф на одной из колонн — другой знаменитый скульптор Скопас.

К началу III в. до н. э. храм был полностью восстановлен в прежнем виде. Слухи о несравненной красоте, стройности, грандиозности и богатстве восстановленного храма распространились по всему античному миру. И не удивительно, что храм Артемиды в Эфесе стал одним из чудес света.

В 263 году храм Артемиды был разграблен готами. Во времена императора Феодосия I, когда в 391—392 гг. были запрещены все языческие культы, храм Артемиды в Эфесе закрыли. На месте храма была построена церковь, которая позже тоже разрушилась. Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции.

Довершили гибель храма болотистая почва, постепенно поглощавшая огромное здание, и река Каистра, наносами покрывшая остатки сооружения. Когда археологи заинтересовались храмом Артемиды, на поверхности земли ничего не было видно. Долгие месяцы потребовались английскому археологу Вуду, чтобы отыскать следы храма.

31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в двадцатом веке. А под ним — следы храма, сожжённого Геростратом. В настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна. Но слава и память о выдающемся архитектурном творении, осталась в веках.

Храм Артемиды в Эфесе.

Монета Палау.

Источник

Фотопрогулка по Земле style= background: transparent url(http://galactika.info/wp-content/uploads/2013/01/958ay-290×290.jpg) no-repeat scroll 0% 0%; width: 290px; height: 290px; >

Фотопрогулка по Земле
                   …

Источник: http://galactika.info/chram-artemida/

Ссылка на основную публикацию