Наталья науменко – уникальные факты

Что не так с фильмом «Лето» о Цое и Науменко?

Претензий было много: кого-то смущали Рома Зверь в роли Науменко и не говорящий по-русски Тео Ю в образе Цоя, других — что о Ленинградском рок-клубе вдруг решили высказаться столичные хипстеры. Чтобы по совету режиссера окончательно убить в себе скептиков, мы посмотрели фильм вместе с культуртрегерами андеграунда 1980-х Всеволодом Грачом, Виктором Сологубом, Сергеем и Инной Семкиными.

Миф: «Ложь от начала до конца»Так безапелляционно обвинение сформулировал Борис Гребенщиков — один из узнаваемых героев фильма (там его зовут реальной кличкой Боб), прочитав присланный продюсером Ильей Стюартом сценарий. После замечаний БГ синопсис значительно поменялся, но слава картины, в которой место вполне допустимой художественной правды заняла спекуляция на культовых героях, осталась. Поэтому, еще не видя «Лето», его с недоверием ждали очевидцы эпохи перемен. Переделкой раскритикованного первого варианта занимались сценаристы Михаил и Лили Идовы. Вместе с Серебренниковым они выбрали другую отправную точку — мемуары самой Натальи Науменко. Она же стала главным консультантом фильма вместе с Ишей — другом Майка Игорем Петровским и звукорежиссером Андреем Тропилло.

Миахил и Лили Идовы: «Это музыкальная фантазия на тему субъективных воспоминаний – подход был не строго документальным, важнее было уловить дух событий».

Всеволод Грач, директор «Зоопарка»: «Я читал первый вариант сценария, по поводу которого все причастные начали ругаться, — это был ужас нечеловеческий. А вот после просмотра впечатление у меня позитивно-нейтральное. Радует, что фильм станет толчком к камбэку, — молодняк будет слушать Майка».

Инна Семкина, психолог, входила в тусовку рок-клуба: «Изначально у меня была идиосинкразия из-за информации, что картина якобы о малоизвестных фактах романа между Виктором Цоем и Наташей Науменко в тот момент, когда она была замужем за Майком. Дело не в том, что они были святые, но хотелось защитить память покойных приятелей, которые уже не могут ответить сами».

Виктор Сологуб, музыкант групп «Странные игры», «Игры» и «Deadушки»: «Это художественное кино. Кто просит, чтобы все в нем было достоверно? Главное — атмосфера создана такая же. Я для себя не нашел ничего отрицательного, хотя дружил со всеми персонажами ленты».

Миф: Разве Рома Зверь — Науменко?!Неодобрение фанатов «Зоопарка» вызвал и кастинг Кирилла Серебренникова: якобы лидер сочиняющей незатейливые песенки про районы-кварталы группы «Звери» просто не мог сыграть Майка — печального белого рыцаря рок-н-ролла.

Рома Зверь, играет Майка Науменко: «Я был не уверен в своих силах и сказал Кириллу Серебренникову, что если он хочет видеть меня в проекте, то это его ответственность. Режиссерская логика была в том, что музыканта должен играть музыкант».

Ирина Старшенбаум, играет жену Майка: «Когда Наталья Науменко увидела Рому в гриме и костюме в первый раз, она не смогла сдержать эмоций, настолько он был похож. Это было так трогательно, что я тоже прослезилась».

Всеволод Грач: «Что-то вышло похоже, например общение между Витей и Майком — он правда подсказывал Цою, как сделать песни лучше. Но Науменко в жизни не стал бы пить на пляже.

Он был человек абсолютно урбанистический. Есть знаменитая серия его фотографий с Гребенщиковым для обложки альбома „Все братья — сестры“, но это была специальная сессия.

Также не до конца схвачена речь Майка — у него был чистый петербургский интеллигентский акцент».

Сергей Семкин, фотограф, был в тусовке рок-клуба: «Рома хороший актер на самом деле — он даже пошел на такие жертвы, что нажрал себе рожу: поправился килограммов на десять. Он мне понравился гораздо больше, чем Тео Ю».

Инна Семкина: «Меня просто поразила актерская работа. Сначала я думала, что сходство найдено через ракурсы съемки и как только Рома снимет очки, магия пропадет: у Майка был очень специфический взгляд, который сложно передать. Но даже без них он остался внутри истории и образа».

Миф: Почему Цой — актер, который даже не знает русского?Если кандидат на роль Науменко был только один, для Цоя отсмотрели две с половиной тысячи человек, в том числе объявляли всенародный кастинг. Выросший в Германии актер корейского происхождения Тео Ю был выбран Серебренниковым не случайно: кто-то вне российской культуры создал нужное отстранение, не был зажат культовым статусом и не впал в карикатурность. Выпускник нью-йоркского института Ли Страсберга (большого поклонника системы Станиславского), Тео тщательно вживался в роль: не только учил язык и слушал песни и записи «Кино», но и до начала съемок жил в петербургской коммуналке, питаясь аутентичной 1980-м едой — сосисками и вареными яйцами. Его актерскую работу одобрил и сын Виктора Цоя Александр.

Александр Цой: «Я увидел довольно неплохое кино. Оно, конечно, не претендует на историческую достоверность, но ничего предосудительного, на мой взгляд, в нем нет».

Сергей Семкин: «Точного сходства не хотелось. Если бы оно было нужно, надо брать Сергея Безрукова. (Смеется.) Актер, который играет Цоя, совершенно необязательно должен быть абсолютнейшей копией».

Виктор Сологуб: «То, что было неявно в Цое, в фильме доведено до совершенства: подчеркнуто прямо в точку — он и был таким молчуном».

Инна Семкина: «У Виктора — специфическое обаяние, которое не передавала ни одна камера. Он был очень ироничный и шутил всегда с серьезным лицом. В фильме Цой показан сопливым мальчиком. Хотя он не был брутален, у него природная мужская харизма и энергетика. Не зря же его так любили девочки. Никакого соплежуйства в нем не было».

Миф: Детали не те!Конечно, Цой и Науменко познакомились не на пляже Финского залива, лестницы внутренних двориков, где зависали после концертов герои Ленинградского рок-клуба, не аутентичные, как и гримерки, куда пробирались восторженные поклонницы. Коммунальную квартиру, в которой жили Майк с Натальей, нашли на Кирочной улице, обставив ее предметами с «Авито» и развалов «Удельной». На Рубинштейна, 13, где раньше располагался рок-клуб, теперь театр «Зазеркалье», а само здание выкрашено в розовый цвет. Поэтому сцены снимали в Кронштадте — в практически разрушенном доме культуры. Но общая атмосфера эпохи и ее воздух, в этом сходятся все очевидцы, переданы достаточно точно: каждый кадр — черно-белое фото из 1980-х. Это заслуга оператора «Лета» Владислава Опельянца. Часть материала снимали на пленку, а не бездушную «цифру», старыми камерами и длинными кадрами.

Владислав Опельянц, оператор: «У нас актеры работали на 360 градусов, Кирилл никогда их не ограничивал в пространстве. Когда они набирали градус, им удобнее не терять его, как могло бы быть при перестановке камеры. Это называлось документальная работа в художественном кино».

Виктор Сологуб: «Дворик, пожарные лестницы, сам зал рок-клуба — это частности, которые нужны в споре против тех, кто не согласен. Но фильм совсем про другое. В нем нет никакого протеста — это трогательное игровое кино о друзьях и любви».

Источник: http://www.sobaka.ru/city/cinema/74018

«Говорить о романе Цоя с женой Майка Науменко — перегиб палки» – МК

Мнение Гребенщикова о фильме Серебренникова «Лето» стало поводом обсудить правду и вымысел в картине

16.02.2018 в 17:25, просмотров: 30086

Скандал пришел, откуда не ждали. Скандалом стало мнение. Мнение Бориса Гребенщикова о фильме Кирилла Серебренникова «Лето» о Викторе Цое. Гребенщиков не хотел, но так получилось. Мы поговорили с Артемием Троицким, Александром Липницким и Евгением Додолевым о правде и вымысле в картине Серебренникова.

Презентация нового альбома БГ «Время N» шла как по маслу. Вдруг из зала задали вопрос о новом фильме Кирилла Серебренникова «Лето».

(Напомним, что сюжет фильма основан на мало известных фактах биографии рок-музыканта Виктора Цоя. События разворачиваются летом 1981 года в Ленинграде, где зарождается русский рок. В это время Цой знакомится с лидером группы «Зоопарк» Майком Науменко и его женой Натальей. К этому же году относится становление ленинградского рок-клуба и запись первого альбома Цоя).

Гребенщиков назвал фильм — вернее, его сценарий – «ложью от начала до конца» и заявил, что ничего общего люди, о которых картина, с ее героями не имеют. «Мне кажется, в те времена сценарист работал бы в КГБ», – сказал музыкант.

Чтобы уточнить и понять ситуацию, мы обратились к свидетелям того времени.

Евгений Додолев, тележурналист:

– Крайне редко бываю согласен с Борисом Борисовичем Гребенщиковым, но здесь я на все сто поддерживаю его тезис. Месяца два назад я читал сценарий: это удивительно дилетантская и безграмотная вещь. Единственная надежда на талант Кирилла, что он смог это облагородить.

Мотивации, которые приписаны героям, и вообще их портреты — я в этом вижу глубокую неприязнь автора сценария ко всему рок-движению и к людям, которые его персонифицировали в те годы. Они показаны там плоскими. примитивными. Человек совершенно не знает материала.

Александр Липницкий, рок-музыкант и режиссер-документалист:

– Знаете, я не хочу, как раньше партийные деятели «Пастернака не читали, но осуждали». Сценарий я не читал, но в принципе выступаю против этого проекта.

Обратите внимание

В свое время я делал документальный фильм о группе «Кино» и брал тогда интервью у писателя Александра Житинского, который в то время работал над книгой о Цое. Он мне рассказал, что Наташа Науменко ему прислала свои дневничковые записи, где рассказала о легких романтических отношениях, которые у них были с Цоем. Такие легкие, на уровне флирта.

С тех пор прошло много лет. И когда я года два назад в Питере узнал о том, что на основании этих воспоминаний делается фильм, то отнесся к этому иронично, потому что там вся история высосана из пальца, она не тянет на фильм.

Даже если это и правда, в чем я сомневаюсь. Поэтому у меня нет никаких иллюзий, что из этого получится что-то интересное. При том, что к Кириллу Серебренникову, как к театральному режиссеру, я отношусь с большим уважением.

Артемий Троицкий, музыкальный критик:

– Я читал сценарий и еще попросил, чтобы мне показали Цоя и остальных героев этого фильма. Мне их показали, и у меня это раздражения не вызвало.

Гребенщиков, может, один из немногих, кто имеет право говорить об этом времени, поскольку на самом деле он там был от начала до конца, поэтому его мнение весит очень много.

Но, думаю, Боря немного погорячился в том смысле, что его заявление только лишь по поводу одного сценария не вполне справедливо, тем более, что режиссер тут тоже неординарный — Кирилл Серебренников, который из любого сценария может сделать что-то интересное и стоящее.

Но вся эта история кажется мне очень сомнительной и не вызывает положительных ответных чувств ни у кого, кто об этом слышал.

Говорить о романе Цоя с женой Майка Науменко Наташей — это, конечно, очень сильный перегиб палки. Если даже и было какое-то дуновение этого романа, то думаю, никто этого даже не заметил, включая, возможно, даже кого-то из участников «любовного» треугольника.

С другой стороны, я воспринял этот сценарий не более чем повод рассказать о по-настоящему веселых и вдохновенных временах, которые царили в Питере в начале 80-х годов.

Важно

И вот тут уже надо смотреть фильм: насколько передана эта атмосфера и насколько убедительно то, что режиссер хотел этим фильмом высказать.

А он, насколько я понимаю, хотел снять фильм в первую очередь о времени, а не о любовной драме.

Поскольку меня тоже снимали в качестве участника тамошних событий (там даже есть парень, который играет мою роль), то за свои речи я отвечаю, в них никакой фальши нет. А что уж из этого осталось в фильме, я понятия не имею.

Но хочу сказать, что у зрителей будут все шансы для того, чтобы скорректировать впечатления от этой картины, потому что Алексей Рыбин, сооснователь группы «Кино», сейчас находится в процессе съемок фильма опять же о Цое, причем того же самого периода — начало 80-х.

Остается надеяться, что г-н Учитель будет Учителем тех времен, когда он снял честный и настоящий документальный фильм «Рок», а не нынешних с его «Матильдой».

Источник: https://www.mk.ru/culture/2018/02/16/govorit-o-romane-coya-s-zhenoy-mayka-naumenko-peregib-palki.html

Жена Майка Науменко Наталья – биография

Жена легендарного музыканта, лидера «Зоопарка», Майка Науменко – Наталья была соучастницей процесса возникновения и развития русского рока. Через коммунальную квартиру, где жили Наталья и Майк, прошли выдающиеся личности того времени, ставшие легендами.

Наталья Науменко (в девичестве Россовская) родилась в Ленинграде 21 января 1960 года. Биография Натальи содержит в себе много легенд и домыслов. Это связано с тем, что публику интересует период совместной жизни с Майком, к тому же саму Наталью такая ситуация вполне устраивала и о своей жизни «до Майка» она всегда умалчивала.

Наталья познакомилась с Майком Науменко в 19-летнем возрасте. Первая встреча произошла в одной из питерских коммуналок. Будущих супругов познакомил кузен Натальи по имени Вячеслав. Следующая встреча произошла спустя полтора месяца на свадьбе того же Вячеслава.

Майк поразил девушку своим искрометным чувством юмора и пригласил прийти к нему в гости на его тогдашнее место работы. Речь шла о репетициях Большого Театра Кукол. Через некоторое время Майк сделал Наталье предложение. Однако процесс бракосочетания был отложен до решения квартирного вопроса.

Совет

Наталье удалось преодолеть в себе страх достаточно угрюмой обстановки котельной, где она работала кочегаром. Впоследствии профессия кочегара становилась пристанищем (укрытием от статьи за тунеядство) для многих деятелей русского рока.

Вместе с тем, на работе девушка продолжала заниматься самообразованием: изучала английский язык, читала много разнообразной литературы.

В итоге свадьба произошла достаточно спонтанно и неподготовленно. Наташа легла в больницу по причине беременности, а после выписки Майк, не откладывая дело в долгий ящик, повел ее в ЗАГС расписываться.

Несмотря на то, что жила молодая семья крайне бедно, это не было для них большой проблемой, поскольку в те годы все жили более или менее на одном уровне достатка. В гостях у Натальи и Майка часто бывал Виктор Цой. В том числе он помогал молодой маме управляться с младенцем, что плохо получалось у Майка.

Бытует версия о том, что отношения Цоя и Наташи были более тесные, нежели просто дружеские. Косвенное подтверждение версии о романе между ними можно найти в книге о Викторе Цое, написанной Александром Житинским.

Автор книги получил от Натальи записи ее дневников и включил эти воспоминания в книгу. Позднее, в интервью разным изданиям, Наташа сожалела о своем решении предоставить дневники.

Майк согласился, а сам поцелуй произошел в его отсутствие дома. Правда, со слов Натальи, поцелуй был скорее дружеским, чем страстным. Кроме этого они с Цоем вели стабильную переписку.

В сумме Майк и Наташа прожили вместе 10 лет. Развод был оформлен в середине августа 1991 года, незадолго до загадочной смерти Майка Науменко. Забрав сына, Наталья перебралась в столицу. Спустя 12 дней Майка не стало.

Обратите внимание

Согласно информации, размещенной на странице Натальи в социальной сети, она замужем, имеет троих детей и двоих внуков. Большую часть времени уделяет своим внукам, вязанию и созданию кукол при помощи специальной техники.

Фильм вызвал неоднозначную реакцию у непосредственных свидетелей тех событий еще до его выхода. Борис Гребенщиков, ознакомившись со сценарием, назвал фильм враньем от начал до конца.

Наталья не отвечала однозначно о своем отношении к фильму. Она выступала главным консультантом фильма, участвовала в правке первого сценария, который перессорил всех ныне живущих участников русского рока. На этапе съемок, ей нравилось происходящее на площадке, поскольку оно очень точно отображало эпоху.

После выхода на экран ленты Наталья не подтвердила, но и не опровергла достоверность фильма в целом и конкретных эпизодов в частности.

Источник: https://gidinform.ru/zhena-majka-naumenko-natalya-biografiya/

Daily Talking -> Наталья Науменко: У нас с Цоем была, смею надеяться, нежная дружба

Наталья, бывшая супруга лидера группы «Зоопарк», легендарного музыканта Майка Науменко, рассказала АиФ.ru о том, как относится к снимаемому фильму о Майке и Викторе Цое, сценарий которого описывает «романтические отношения» между ней и Цоем.

– Наталья, могли бы вы прокомментировать ситуацию с фильмом?

– А зачем? Не хочется уподобляться тем, кто Пастернака не читал, но осуждает. Подождем, посмотрим, вот тогда можно будет и поговорить предметно. То, что мне удалось увидеть на съемочной площадке — атмосфера, отношения актеров и режиссера — очень понравилось. Я Кириллу верю.

Да, мне было бы намного проще жить, если бы много лет назад не поддалась на уговоры старого нашего приятеля Александра Житинского: «Я пишу книгу о Цое, а никто не может толком рассказать о нем — не знаменитом, не плакатном, юном…».

Мы договорились, что мой текст Александр будет использовать исключительно во вспомогательных целях. Поэтому и разоткровенничалась. Но Саша писал письма с просьбой оставить все как есть, потому что герои выглядят благородно, и все такое прочее. Опять повелась.

Вот теперь и расхлебываю…

– Майк ревновал вас к Цою? 

– Не было поводов ревновать. Хотя он считал, что такие дружеские отношения намного опаснее, чем всё остальное.

Не пойму, что вдруг вцепились в эту историю? Я к Вите очень хорошо отношусь, но неинтересно мне быть его «одноклассницей» (условно говоря), которых, наверняка, уже набралось класса на три, подружкой, неизвестной любовью, известной любовью…

В течение очень короткого времени у нас была, смею надеяться, нежная дружба. Поздравления с Днем Девочек и Днем Мальчиков (как в Японии, вместо 23 февраля и 8 Марта) и бесконечные разговоры (кто бы что ни твердил о Цое-буке, Цое-молчуне). Глубокий человек, умница.

Не слишком часто, но мог и веселиться, и рассмешить отменными шутками. А вся наша «любовная история» — детский сад. Слава богу, можно вспоминать, не смущаясь, но с огромной нежностью.

– Вы были музой для своего мужа Майка Науменко? 

– Нет. Все лучшие песни о женщинах написаны до моего появления в его жизни. «Сладкая N» — это собирательный образ, идеал, Вечная Женственность…

Конечно, все понимала про лирического героя, но было немного обидно слушать «Отель под названием «Брак» или «Песню простого человека». А вдруг подумают, что про меня, жалеть будут бедного Майка…

Важно

Майк моей глупости улыбался и обещал объявлять на концертах, что песня не про его жену, что его жена — совсем другая…

– А есть песни, которые он вам посвятил? 

– Нет. Разве что однажды подарил рукописный текст одной песни, где была строчка: «Наталье с тем, чтоб не знать ее другой»…

– Вы всё время бедствовали в те времена? 

– Мы тогда не считали, что бедствуем. Все жили примерно одинаково. Потом стало легче — хорошие авторские поступали. Тогда мы рухлядь на нормальную мебель поменяли. Это было событием.

– Кем был Майк для своих друзей? 

– Для некоторых — учителем, для некоторых — понимающим другом, для кого-то — тем, с кем классно выпить и молча послушать хорошую музыку. Думаю, в какой-то мере, Майк был (как и Борис ) просветителем. Он великолепно знал английский, читал Rolling Stone, Melody Maker, Guitar player… Откуда брал — не знаю.

Самое любопытное и интересное пересказывал гостям. От Майка можно было узнать, какая вышла пластинка, что стоит послушать. И переводил на слух. Вряд ли я (и не только я) стала бы слушать Лу Рида, если бы не знала, о чем его песни. И Боба Дилана, и Коэна он тоже представлял как больших поэтов.

Вот бы за Нобелевку Дилана порадовался!..

– А каким он был отцом?

– Близких отношений с сыном у него не случилось. Думаю, Майк смог бы хорошим отцом для повзрослевшего уже мальчика. Помню, как радостно он учил нашего первоклассника выводить двойки из дневника. Или завести второй дневник.

Я тогда спросила: «А от кого двойки будем скрывать?». Долго смеялись… Есть мужчины, которым нескучно возиться даже с новорожденным. Цой именно таким был. Я видела, как он своего Сашеньку купал — ловко бережно.

Светился от счастья, наслаждался отцовством. 

– А какие у Цоя и Майка были отношения? Они были друзьями?

– Нет, особой дружбы не было. Думаю, приятельские отношения… Какое-то время Майк для него был учителем. Цой говорил, что ему обязательно нужно знать мнение Майка о новой песне. В тот период он сильно комплексовал и был очень неуверен в себе. А Майку верил. 

– Вы вынуждены были пойти работать в котельную, чтобы получить комнату в коммуналке на Боровой. Почему вы, а не муж, занимались решением жилищного вопроса? 

– Майк не хотел жить с родителями. И я не хотела. Выход один — стать дворником или кочегаром. Или сторожем. Майк стал сторожем, я — кочегаром. И работа сменная, и комнату дают.

А дальше можно заниматься тем, что нравится. На работе — тоже. В моей маленькой газовой котельной хорошо читалось, и письма друзьям можно было писать, и английским заниматься. Майк в бытовке тоже песни писал.

Там гостей было не в пример меньше, чем у нас дома…

– Вы говорили, что он был вам больше другом, нежели мужем? 

– Я так сказала? Не очень корректно… Может быть, позже… Здорово же, когда и через несколько лет после свадьбы тем для разговоров хватает на всю ночь!..

Майк очень любил Петербург (кстати, никогда не называл его Ленинградом), и ему нравилось показывать красивые дворы, уголки симпатичные, набережные маленьких рек. В мае, когда расцветала сирень, мы с ним шли от нашего дома на Боровой до Марсова поля по набережной Фонтанки.

На Марсовом у каждого куста дышали сиренью и возвращались по Невскому. Не торопясь. Заходили в кафе. За чашкой кофе или бокалом сухого разговаривали… И так каждый год…

– Никаких атрибутов звёздной жизни у вас не было? 

– Не совсем поняла вопрос… Что вы имеете в виду? 

– Даже фотографий совместных у вас очень мало. Почему? 

– Во-первых, у нас попросту не было фотоаппарата. Во-вторых, я ненавижу сниматься. Ну, если бы знали, что пригодится, если бы знали, что мальчики так быстро покинут нас… Конечно, очень жаль, что мало фотографий и киносъемок!.. Зато если по телевизору вдруг мелькал «Аквариум», «Секрет» или «Последний шанс», такая была радость! Наших показывают!

– Часто ли были гости в вашей коммуналке? 

– Почти всегда. Телефон в коридоре появился не сразу, так что гости могли явиться с поезда и поздно вечером, и рано утром. Да и с телефоном легче не стало. Если человек едет из Калининграда, Челябинска или Владивостока, разве можно его не принять?..

Часто оставались ночевать. Некоторые и неделями жили. Ничего, справлялись.. Если гости не помещались в нашей комнате, парочку-другую забирали соседи.

Прекрасная была коммуналка! Замечательные соседи! Гитарист «Зоопарка» Саша Храбунов это понял и женился на одной из соседок — нашей певунье Тасе.

– А много тогда выпивали?

– Думаю, да. Гости приносили и привозили. Цой пил мало, я вообще его не помню пьяным… Майк очень любил пиво. Какие напитки ему нравились — не знаю; выбор был убогим. Что принесут, то и наливали всем. Вообще, это больная тема…

– В последние годы жизни он вообще ничего не писал? 

Читайте также:  Как убрать елку после праздников

– Песни затормозились, сам он говорил о самоповторах, что теперь у него стихи лучше получаются… Я не врач, но сейчас мне кажется, что у него тогда начала развиваться депрессия…

– После вашего ухода от него он так и остался один? 

– Наверное, просто не успел поменять жизнь. Мы развелись 15 августа 1991-го, а 27-го его не стало…

Источник: https://dailytalking.ru/interview/naumenko-natalya/457/

Майк Науменко – биография, фото, личная жизнь и его жена, смерть, слушать песни онлайн

Майк Науменко (настоящее имя – Михаил Васильевич Науменко) – музыкант, певец, поэт-песенник, ведущий вокалист и арт-директор рок-группы 80-х «Зоопарк». Майка Науменко можно по праву считать одним из родоначальников русского рока.

Музыкант пошел отнюдь не по пути бардовской традиции, прижившейся на почве отечественной культуры, в своих песнях он адаптировал западный рок – в какой-то мере Науменко был первооткрывателем этого жанра для «продвинутого» советского слушателя.

Хотя некоторые композиции группы «Зоопарк» в музыкальном и смысловом плане явно отсылали к оригинальным иностранным песням, взятым за основу, Майк сумел наделить их отличительными особенностями: он всегда тщательно работал над текстами, которые своей ироничностью и откровенностью порой удивляли слушателей. По словам ценителей его творчества, в его сочинениях не было плагиата, а только игра в рок-н-ролл и другие, любимые им, жанры.

Тексты многих песен из наследия музыканта были созданы на основе композиций западных авторов и по сути являлись их интерпретациями. Часто он оставлял в них и оригинальную мелодию – так, он познакомил отечественных слушателей с .

К примеру, знаменитая «Буги-вуги каждый день» больше, чем похожа на «I Love To Boogie» британского рок-коллектива T.Rex, «Позвони мне рано утром» – явный аналог «Meet Me In The Morning» Боба Дилана, а источником вдохновения для Майка при создании композиции «Дрянь» были Игги Поп и Лу Рид.

Впоследствии практически все российские рок-исполнители признавали его влияние на их творчество. 

В 2018 году вышел биографический фильм Кирилла Серебренникова «Лето», в котором было рассказано о ленинградской андеграундной рок-культуре, Майке Науменко (Рома Зверь), его взаимоотношениях с супругой Натальей (Ирина Старшенбаум) и участии Майка и Бориса Гребенщикова в судьбе Виктора Цоя (актер Тео Ю).

Картина, где в исполнении группы «Звери» прозвучали песни Науменко и Цоя, участвовала в основной программе Каннского фестиваля, была встречена аплодисментами зрителей и получила награду за лучший саундтрек.

Совет

Будущий рок-музыкант появился на свет 18 апреля 1955 года в Северной столице и стал вторым ребенком в семье, где уже подрастала 8-летняя дочь Татьяна. Его родители были истинными ленинградцами – интеллигентными, начитанными, скромными.

Отец Василий Григорьевич преподавал в ЛИСИ (ныне СПбГАСУ), а мама Галина Флорентьевна работала в библиотеке. В воспитании маленького внука принимала участие и его бабушка, которая также была высокообразованным человеком.

Неудивительно, что в 5 лет мальчик уже умел читать, а среднее образование он получал не в обычной, а специальной, школе с англоязычной подготовкой, где, кстати, и приобрел прозвище «Майк».

В подростковом возрасте он увлекался авиамоделизмом и детективами, а интерес к музыке у Майка появился, когда он услышал одну из песен знаменитой ливерпульской четверки The Beatles. Кроме них, он слушал также Rolling Stones, T.Rex, The Doors, Jefferson Airplane, Чака Берри, Дэвида Боуи, Боба Дилана, Лу Рида и других самых влиятельных рок-музыкантов. Знание английского языка позволяло ему оценивать и восхищаться не только музыкой своих рок-кумиров, но и поэтическим содержанием их творчества, а также читать о них западные журнальные статьи.

В 8 классе Науменко научился игре на гитаре. Первый инструмент ему подарила на 16-летие бабушка.

Тогда же он начал писать собственные композиции: сначала на английском, а в 1972-м, под влиянием популярного в местной рок-тусовке Бориса Гребенщикова, – экспериментировать со стихосложением на русском.

Получив аттестат, по совету отца он поступил в ЛИСИ (архитектурно-строительный институт), но на 4 курсе бросил учебу. Затем некоторое время Майк трудился на должности звукорежиссера в Большом театре кукол, а позже – сторожем на стадионе имени Ленина.

В начале творческой деятельности юноша сотрудничал как бас-гитарист с различными ленинградскими рок-группами. Познакомившись в 1974-м с БГ, он иногда подыгрывал «Аквариуму». В 1978 году они выпустили совместную пластинку «Все братья – сестры», посвятив ее рождению у Бориса Борисовича дочери Алисы. Запись композиций проходила на берегу Невы.

Многие из этих сочинений – «Дочь», «Баллада о Кроки, Ништяке и Карме», «Седьмая глава», «Ода ванной комнате», стали впоследствии хитами. В тот же период Майк Науменко дал свой первый подпольный концерт в столице, буквально взорвавший публику. Особенно впечатлила слушателей блюзовая песня «Дрянь», в которой герой грубо высмеивает легкомысленную девушку.

В зале не только возникали жаркие споры, но даже вспыхнула драка между теми, кто встал на сторону новоявленного рок-менестреля, и теми, кого он возмутил. Присутствовавший на выступлении Андрей Макаревич якобы охарактеризовал выступление музыканта словами «просто безобразие».

Ты спишь с моим басистом и играешь в бридж с моей женой.

/ Я все прощу ему, но скажи, что мне делать с тобой? / Тебя снимают все подряд – и тебе это лестно, / Но скоро другая займет твое место. / Ты – дрянь!

Обратите внимание

В 1980-м при содействии БГ Науменко записал свой дебютный сольный диск «Сладкая N и другие». В его трек-лист вошло 16 песен, включая «Если ты хочешь», «Свет», «Утро вдвоем», «Пригородный блюз», «Прощай, детка!», «Всю ночь». Ироничность, внимание к бытовым деталям и стремление называть вещи своими именами подкупали слушателей.

Автора стали называть «ленинградским Бобом Диланом».

По мнению экспертов, на формирование музыкального стиля рок-исполнителя в значительной мере повлияло его общение с художницей и писательницей Татьяной Апраксиной.

Как позже заявлял журналист и создатель музыкальных проектов Александр Кушнир, Майк однажды признался, что все его композиции посвящены ей.

В конце 1980 года Науменко решил создать собственную группу «Зоопарк».

На вопросы о символике названия коллектива сам Майк обычно отшучивался, но для многих было очевидно, что одним из животных зоопарка (который олицетворял для него не только СССР, но и шире – общий консерватизм, стремление людей к несвободе и узости мышления) ощущал себя он сам.

«В 70-е годы […

] он чрезвычайно остро и как-то болезненно ощущал себя несвободным; чувствовал себя как бы загнанным в клетку, из которой ему страстно хотелось вырваться. А клеткой для него были и запреты на книги, и гонения на музыку, и учеба в институте, и рутинная работа, и даже устои родного дома», – рассказывала Галина Науменко.

Дебютное выступление коллектива прошло на пригородной танцплощадке. Весной 1981-го их уже приняли в Ленинградский рок-клуб, где и состоялся их дебютный концерт, вызвавший фурор.

В том же году свет увидела дебютная концертная пластинка, созаписанная в столице на выступлении группы в ДК «Москворечье» с соответствующим названием «Blues de Moscou». Автором всех двадцати прозвучавших песен был сам ведущий вокалист и основатель, Майк Науменко.

В 1982-м он выпустил сольник «LV» («Пятьдесят пять» – последние цифры его года рождения). Три композиции оттуда он посвятил коллегам: «Лето» – Виктору Цою, «Песня Гуру» – Юрию Морозову, «Я не знаю, зачем (Бу-Бу)» – Андрею Панову.

Через год был представлен первый студийный диск группы «Зоопарк» – «Уездный город N» с одноименной песней, которая оказалась уникальной в своем роде.

Ее продолжительность составляет около 15 минут – Майк никогда не боялся экспериментировать и вдохновлялся смелостью одними из своих кумиров – группой Лу Рида Velvet Underground, тоже не боявшейся нестандартных решений.

«Уездный Город N» лучше слушать после ознакомления с двумя песнями — предшественницами этого произведения. Это «Desolation Row» Боба Дилана с альбома «Highway 61 Revisited» 1965 года и «American Pie» Дона Маклина (1971)», — писал Алексей Рыбин, участник первого состава группы «Кино».

В 1984-м рок-герой порадовал поклонников новой пластинкой «Белая полоса».

Под первым номером значилась мгновенно ставшая знаменитой «Буги-вуги каждый день», которую позже включали в свой репертуар «Алиса», «Секрет», «Ноль», а также исполнили в музыкальной комедии Валерия Тодоровского «Стиляги».

Тогда «Зоопарк» много гастролировал, а в 1987 году прошел регистрацию в «Ленконцерте». Однако лидер группы вскоре стал страдать от депрессии и проблем с алкоголем.

Кроме музыки, Михаил занимался переводами статей об англоязычных рок-исполнителях, фантастических произведений Эрика Фрэнка Рассела и пр. Со своей супругой Натальей Майк прожил 10 лет. В браке у них родился сын Евгений, у которого уже есть своя семья и две дочери. Музыкантом он не стал, трудится на телевидении.

Важно

Наталья вспоминала, как однажды муж учил сына-школьника выводить двойки из дневника, хотя отмечала, что особенно близких отношений с сынишкой у него не было.

По ее словам, Михаил очень любил свой город и при этом никогда не называл его Ленинградом.

В мае, когда расцветала сирень, они с удовольствием гуляли по набережной Фонтанки, останавливались у каждого куста, наслаждаясь запахом душистых цветков.

В 1988 году из-за алкоголизма и постоянных депрессий музыканта в их семье начались проблемы. В итоге 15 августа 1991 года Наталья и Майк расстались. В марте 1991 года рок-музыкант принял участие в концерте в честь 10-летнего юбилея рок-клуба Северной столицы. Он исполнил «Пригородный блюз» в музыкальном сопровождении группы «Аквариум». Это было его последнее выступление. 27 августа его жизнь оборвалась от внутримозгового кровоизлияния. По мнению друзей, поражение головного мозга музыканта произошло из-за предшествующей травмы. Вечером его якобы ограбили и избили, а утром еще живого обнаружили близкие, вызвали «скорую», но было поздно. До сих пор точно не выяснены обстоятельства столь внезапной трагической гибели музыканта. У могилы Майка на Волковском кладбище практически каждую неделю собираются почитатели его творчества.

Источник: https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-mayk-naumenko.html

Читать

© Калгин В. Н., текст, 2016

© ООО «Музыкальное право», 2016

© ООО Группа Компаний «РИПОА классик», 2016

* * *

В наших глазах крики «Вперед!».

В наших глазах окрики «Стой!».

В наших глазах – рождение дня

И смерть огня.

В наших глазах – звездная ночь.

В наших глазах – потерянный рай.

В наших глазах – закрытая дверь.

Что тебе нужно – выбирай…

Виктор Цой

Виктор Цой. Лидер группы «КИНО». Поэт, музыкант.

Он погиб в «солнечный день в ослепительных снах», завершив перед этим запись своего последнего альбома, в котором голос его, кажется, уже тогда звучал из совершенно иного мира.

Смерть Цоя стала его вторым рождением. На следующий же день после его гибели родился миф, его легенда, и случилось это в далеком от нас, сегодняшних, августе 1990 года.

Сегодня, даже по прошествии четверти века с момента его трагической гибели, для многих в нашей стране никогда не вравший и не лицедействовавший Цой значит гораздо больше, чем иные политические лидеры, артисты и писатели. Он всегда был самим собой. Ему нельзя не верить.

Одинокая, справедливая, добрая и честная романтика Цоя привлекала людей всегда – и тогда, и сейчас. Сейчас, возможно, еще больше.

В конце 1997 года в журнале «Ровесник» журналист Алексей Поликовский написал такие слова:

«Миф о „КИНО“ отпечатался на серой штукатурке домов, где с помощью баллончика с краской было выведено краткое, как лозунг: „Виктор Цой жив!“ Это миф о рокере в черном, взлетевшем на небо в своем покореженном, всмятку разбитом автомобиле, миф о поэте, который, несмотря на смерть (или благодаря смерти), все равно остался здесь, с нами».

В 1990 году мне, автору этой книги, было 9 лет. Хорошо помню, как смерть Цоя, которого я уже тогда слушал, потрясла моих старших сестру и брата. Не буду писать и рассказывать о себе, – истории, подобные моей, можно прочесть в книге Ольги Лехтонен «Дети одного Солнца».

Читайте также:  Великая отечественная война в цифрах и людях

Удивительная музыка группы «КИНО» и неожиданная, странная смерть Цоя, повлекшая за собой суициды поклонников, побудили меня, как и сотни других, начать собирать свой собственный архив материалов о Викторе Цое и его группе. Я хотел знать о них все! Это было для меня как воздух, как хлеб, как жизнь…

Совет

Сначала появились кассеты для обычного советского кассетника «Романтик» с ужасного качества записями, вырезки из газет, журналов, мутные фотографии Цоя, продававшиеся в газетных киосках («А у вас Цой есть?»), и жуткие переводные картинки, которые нужно было гладить горячим утюгом, чтобы приклеить их к белоснежной футболке…

Это сегодня двенадцати-, пятнадцатилетние поклонники «КИНО» закачивают в МРз-плееры музыку, у них есть сканеры, принтеры, к их услугам магазины рок-атрибутики. А у нас, советских еще «киноманов», не было ничего.

Мы ходили в драных джинсах (особый кайф был, если удавалось достать черные, в которых мы парились даже летом в самую сильную жару), резиновых кедах советского производства, курили «Космос» (как и они!), сидели в подвалах и слушали «КИНО». Раз в неделю мы ездили на «сходку».

На одной из пригородных железнодорожных станций собиралась сотня таких же, как мы, «пэтэушников», жаждущих информации, музыки и общения.

Сегодня, глядя на раскрашенных красками для волос неформалов в косухах, с пирсингом и дорогим татуажем, я с грустью вспоминаю своих друзей-панков начала 90-х.

Один красил волосы зеленкой (краски было не найти), носил цепочки от унитаза на шее, второй сам разрисовал ужасную «вареную» куртку, вшил в рукава огромные молнии-тракторы, третий отлил из свинца необходимую атрибутику анархии и все такое прочее. Значки с Цоем я делал сам. Помню, как с завистью все разглядывали мои поделки…

Позже появились первые компакт-диски, книги, рок-журналы, цветные постеры, всевозможные модные неформальные вещи. Помню частые походы в городскую библиотеку, сидя в читальном зале которой я потихоньку острым скальпелем вырезал нужные мне материалы о Цое. Помню родительский видеомагнитофон «AKAI», переписанные у Оксаны Печкобей концерты «КИНО» и бесконечную боль оттого, что Цоя больше нет…

Помню групповые набеги на наконец-то появившийся местный рок-салон, в котором (чего уж тут скрывать), пока одни отвлекали продавцов, другие попросту воровали вещи, связанные с Цоем (богатые должны делиться!)…

Обратите внимание

Помню гопников, промышлявших у дверей этого салона, помню массовые драки с рэперами и мост «имени Цоя» (навсегда!).

Никогда не забуду август 2000 года – 10 лет без Цоя… Приезд в Питер, желтые розы Богословки, траурные ленты, ментовские буханки, забитые «киноманами», каменный уголь «Камчатки» и тепло ее топок, тогда еще не разобранных, не разбитых, не уступивших место столам, уставленным пивом… Куча дорогих друзей из разных городов страны и девушка, которую я встретил на Богословском кладбище, ставшая впоследствии моей женой. Помню обыкновенные почтовые письма, приходившие пачками, помню удивление родителей, вытаскивавших их из почтового ящика, помню посылки и бандероли с кассетами, на которых были записаны раритетные записи акустических концертов «КИНО»…

Осенью 2010 года случилась целая цепочка неких событий, которые привели к тому, что я задумался о написании книги о Викторе Цое. Книги, которая бы стала альтернативой написанному. Покойный писатель Александр Житинский как-то сказал, что за все 20 лет, прошедших со дня смерти Цоя, ни одной нормальной книги о нем написано не было. Пришло решение восполнить этот пробел.

И когда решение созрело, вышла книга самого Александра Житинского «Цой forever», и я почему-то решил, что это и есть то что нужно. Но, увы, я ошибся. Ошибся, как и большинство поклонников «КИНО».

Ни в коей мере не хочу обидеть память Александра Николаевича Житинского, но многие действительно были глубоко разочарованы этой работой.

Многостраничный труд оказался переработкой старого материала – книги 1991 года, написанной им с Марьяной Цой, плюс небольшие дополнения и изменения. К сожалению, там не оказалось ТОГО, чего всем так хотелось…

Не было ни интервью, ни комментариев участников группы «КИНО», ни редких, ранее не изданных материалов, а самое главное – в книге было мало правды, той правды, которую должны знать поклонники «КИНО».

Моя подруга Мария Бурдакова (администратор сайта www.posledniy-geroy.ru), приняв мое предложение помочь с подготовкой материала и написанием некоторых глав, написала на книгу «Цой forever» рецензию, впоследствии опубликованную на сайте издательского дома «Новый Взгляд». В этой статье она четко изложила, что разочаровало ее в книге Александра Житинского. Александр Николаевич в ответ написал:

«Со многим согласен, написал о том, что знал и видел. Привел свидетельства, собранные мною лично (на 90 %), что и считаю своей главной заслугой. Я не журналист, не музыкальный критик, не исследователь. Я свободный писатель. В этой книжке тот же „рок-дилетантский“ подход, что был в „Путешествии“ и в „Библии киномана“.

И рассчитана она в первую очередь на любителей музыки Цоя, которые, начиная слушать, еще мало знают о нем. В книге недостаточно освещены те стороны жизни и творчества, которые я либо не знаю, либо не понимаю. Но в том, что я знаю и понимаю, я не вру. И Вы, кажется, это заметили.

Обдумывая претензии к книге, я понял, что ее недостатки, как это часто бывает, – это продолжение ее достоинств. А достоинство ее, как мне кажется, в том, что Виктор предстает героем чистым и романтичным, то есть таким, каким он был в первый, «ленинградский» период. Бедный гордый поэт. И таким я его люблю.

Важно

Он ведь для меня литературный герой, и мне совершенно все равно, что какие-то картины остались за кадром. Сумбурное, искреннее и, может быть, даже придуманное отчасти письмо ко мне Наташи Науменко важнее для меня, чем перечень альбомов группы „КИНО“ и всякая фактография. Жаль только, что Наташа опубликовала его раньше, чем вышла книга.

„Московский“ период с Наталией Разлоговой, Айзеншписом и прочими, безусловно, очень важен для Цоя, но я даже рад в результате, что я коснулся его поверхностно, иначе мне пришлось бы либо врать, либо обнажать картину музыкального шоу-бизнеса, который Витю „схавал“, чего греха таить. Герой пал в этой борьбе и погиб чисто физически.

Это трагедия, писать об этом надо, но мне милее Цой, каким я вижу его в записках Натальи, которые для меня являются стержнем книги, ее камертоном, если хотите. Цой и Наташа вместе купают Женьку Науменко – идиллическая картина».

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=554772&p=15

Классная семейка

ПОЛОЖЕНИЕ

о дистанционном конкурсе учебно-исследовательских работ и творческих проектов

«

Первые шаги в науку»

(в рамках конференции «Интеллектуалы XXIвека»)

1. Цель и задачи конкурса

Цель – стимулировать развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем приобщения к учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Задачи:

–  выявление и поддержка интеллектуально и творчески одарённых детей;

– стимулирование у школьников интереса в достижении продуктивных результатов исследовательской деятельности;

– оказание содействия научно-методической и инновационной деятельности педагогов, поиск новых форм и методов образования;

– укрепление дружеских связей, установление творческих контактов.

2. Учредители конкурса

– Управление образования администрации г. Оренбурга

– Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи»

Поддерживающие организации:

–  ФГБОУ ВПО «Оренбургский педагогический университет»;

– ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»;

– ГБОУ ВПО «Оренбургский медицинский университет»;

– ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет».

3. Содержание и сроки

Настоящее Положение определяет цели и задачи дистанционного конкурса учебно-исследовательских работ и творческих проектов обучающихся, порядок его организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей.

Конкурс ориентирован  на содействие развитию у детей познавательной активности и навыков исследовательской деятельности.

Участники конкурса: учащиеся 2-7 классов общеобразовательных учреждений.

Конкурс проводится дистанционно.

На конкурс принимаются индивидуальные (один автор) учебно-исследовательские работы  и творческие проекты по направлениям:

Естественные науки: биология, зоология, ботаника,  медицина, география, археология, химия, экология, математика, физика и техническое творчество, астрономия, космонавтика, информатика.

Гуманитарные науки: искусствоведение,  литературоведение, литературное творчество,  лингвистика русского и иностранных языков, история, человек и общество, этнография,  право, краеведение, психология, педагогика, социальная педагогика, экономика.

6. Общие требования к содержанию работы.

Учебно-исследовательские работы и творческие проекты предполагают представление рассмотренного и изученного автором научного материала по избранной теме в систематизированном виде с анализом и обобщением в виде выводов.

Структура конкурсной работы:

Титульный лист (см. Приложение № 2).

Оглавление содержит перечень структурных частей работы и номера страниц их начала.

Совет

Введение, основная часть, и заключение оформляются шрифтом Times New Roman, 14 кегль, полуторный  интервал. Их общий объем не превышает 20 страниц формата А4. Текст печатается на одной стороне листа. Поля: слева от текста – , сверху и снизу – по , справа – (контуры полей не наносятся).

Введение содержит обоснование актуальности проделанной работы, цель, задачи.

Список литературы оформляется согласно ГОСТ – 7.1 2003.

Список литературы (не сноски!) в конце работы по образцу:

Лермонтов МАО. Отчего // Из русской поэзии 19 века (Пушкин, Лермонтов, Баратынский, Кольцов, Тютчев, Толстой, Фет). На английском языке. – М., 1983. – С. 138.

Подольская И.В., Васильева И.В. Общая терминология: Терминологическая деятельность, – М., 2005. – С. 7

Щедровицкий Г.П. Избранные труды. – М., 1995. – С. 14-18.

В тексте в квадратных скобках указывается номер источника по алфавиту, номер страницы но образцу: [5. С. 152].

Ссылки на Интернет-ресурсы оформляются согласно ГОСТ Р 7.05-2008.

Приложения (таблицы, схемы, иллюстрации) не должны превышать более 10 страниц формата А4.

Оценка конкурсной работы.

Критерии оценки конкурсной работы:

– использование научных и специальных методов исследования;

– уровень новизны, творческого подхода и оригинальности;
   (идеи, метода, результата)

– системность изложения материала;

– глубина проработки темы (идеи);

– культура оформления работы.

Победители и участники конкурса награждаются дипломами организаций-учредителей. При подведении итогов конкурса отмечаются руководители победителей, а также представившие их учреждения (организации).

7.3. Список победителей по всем номинациям, а также лучшие проекты
(с согласия авторов) будут размещены на сайте http://oniddtdm.blogspot.ru/ после 22 декабря 2018 года.

4. Порядок и сроки подачи заявок

Заявки на участие в конкурсе и конкурсные работы подаются в период
с 6 ноября по 12 ноября 2018 г.

Результаты Конкурса  будут объявлены после 22 декабря 2018 года.

Срок апелляции – 7 дней со дня публикации результатов на сайте http://oniddtdm.blogspot.ru/
Для участников – учащихся ОУ г. Оренбурга и Оренбургской области:
Необходимо предоставить в Оргкомитет:

Обратите внимание

 Заявку на участие (2 экземпляра) в печатном варианте, заверенную подписью директора образовательного учреждения (см. Приложение № 1).

           Конкурсную работу, оформленную в папку-скоросшиватель.

Для участников – учащихся  ОУ стран Ближнего зарубежья и регионов РФ  необходимо направить  в Оргкомитет в электронном виде: заявку
(см. Приложение № 1), конкурсную работу,  копию платежного  документа об уплате (скан) оргвзноса на e-mail: onid_dtdm@mail.ru

5. Финансирование конкурса

Конкурс финансируется за счет оргвзносов  участников конкурса. Организационный взнос в размере  – 200 рублей оплачивается каждым участником. 

Оплата оргвноса производится наличными денежными средствами в кассу учреждения,  либо безналичным перечислением по следующим реквизитам:

Финансовое управление администрации г. Оренбурга

(МБУДО «ДТДиМ», л/счет 0060011),

ИНН 5610032718, КПП 561201001,

р/счет 40701810200003000003

ОТДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГ

БИК 045354001, 

ОГРН 1025601019124

ОКТМО 53701000

КБК 03900000000000000180 – оргвзнос  «Первые шаги в науку»

ОКВЭД 85.41; 50.90

Оргвзнос не возвращается по причине  неприбытия обучающегося на конкурс.

Адрес оргкомитета конкурса:
 
. Оренбург, пер. Хлебный, 2, каб. № 21.

Email: onid_dtdm@mail.ru   Телефон: (3532) 77-04-49

Дистанционный  конкурс с международным участием
учебно-исследовательских работ и творческих проектов  
«Первые шаги в науку»

Направление: ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ (биология)

ЦВЕТ – ЭТО ЛЕКАРСТВО

Бабенко Ксения

ДТДиМ, Лицей № 4, 5 класс

Научный руководитель:

(Ф.И.О., ученая степень, звание)

Школьный учитель:

(Ф.И.О., предмет преподавания)

2018

Источник: https://nau5345.blogspot.com/

Ссылка на основную публикацию