Критическое мышление и методы его развития

Критическое мышление и методы его развития

Умение мыслить критически имеет чрезвычайную важность для психологии вообще и развития личности в частности. Без критического мышления человек просто не в состоянии определить для себя творческие, религиозные, политические и любые другие предпочтения.

Подавляющее большинство выдающихся людей обладали необыкновенно развитым критическим мышлением, что позволило им достичь успеха в самых разных областях человеческой деятельности.

Обратите внимание

Великий французский философ и математик Рене Декарт вообще считал, что только принцип «Сомневайся во всём», (что, по сути, и есть формулой критического мышления), в состоянии помочь нам познать мир.

Именно поэтому предлагаем вашему вниманию описание того, что собой представляет критическое мышление, а также методы его развития.

Что такое критическое мышление

Критическое мышление (англ. critical thinking) – это система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов. Критическое мышление позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем просто мышление.

Критическое мышление – это способ мышления, при котором человек ставит под сомнение любую информацию, и даже собственные убеждения. Существует мнение, что переход к критическому уровню мышления в том или ином сообществе – это необходимая предпосылка для начала цивилизационного развития данного сообщества.

Иногда можно услышать такие выражения, как «уничижительная критика», «у него тяжелый кризис», «критическое положение». Все это звучит в негативном смысле, из-за чего критическое мышление иногда понимается неправильно, как нечто скептическое и не заслуживающее доверия.

Конечно, недоверие и скепсис являются неотъемлемой частью критического мышления, однако его суть совсем не в этом. Наоборот, подобное мышление основывается на продуманных и проверенных решениях, которые подтверждены фактами.

Критическому мышлению присуща строгая логика и последовательность в суждениях, а также контроль над своими эмоциями и чувствами.

Критически мыслящий индивид никогда не станет слепо выполнять те или иные приказы, или поддаваться какой-либо пропаганде. Его также трудно обмануть или провести.

Он ничего не принимает на веру, а в своих поступках руководствуется собственными убеждениями, знаниями и опытом. В результате этого, вероятность ошибиться у него значительно ниже, чем у его менее расторопных товарищей.

Технология критического мышления

Как бы странно это ни звучало, но критическое мышление в современном обществе нередко и само подвергается критике: «Как вы смеете говорить об этой книге иначе, чем хорошо?», «Ты критикуешь власть, но чего добился ты сам?» и т.п.

Подобные высказывания со стороны тех или иных людей говорят об их податливости и доверчивости. Человек, не имеющий критического мышления, – это потенциальная жертва для любого обмана или мошенничества, ведь он не способен противостоять никакому давлению извне.

Важно понимать, что критическое мышление не является врожденным свойством. Оно может развиваться и расти, или распадаться и угасать.

Важно

Критически мыслить получится лишь в том случае, если у человека будет определенный багаж знаний или информации, чтобы ее можно было сравнивать, оценивать и анализировать, то есть подвергать критике.

Поэтому те люди, которые сознательно отказываются от критического мышления, скорее демонстрируют интеллектуальную деградацию, чем высокую духовность. Духовность в их понимании заключается в бездумном подчинении ритуалам и беспрекословному повиновению любому, порой даже очень сомнительному авторитету.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: критическое мышление представляет собой процесс анализа информации, свойственный высокоразвитым индивидам.

К сожалению, наблюдая за многими людьми, вы можете обнаружить, что многие из них попросту не хотят развивать критическое мышление.

Самокритика

Одним из главных элементов критического мышления является самокритика. Это когда человек трезво смотрит на свои реальные возможности и, в случае необходимости, исправляет собственные ошибки.

Самокритика практически полностью отсутствует только у психически больных людей, например у шизофреников.

Важно понимать, что без самокритики в принципе невозможен личностный рост. Именно поэтому так необходимо учиться смотреть на себя извне, и объективно оценивать себя, свои мысли и поступки.

В этом смысле приятной новостью является тот факт, что самокритика, как свойство психики, может развиваться. Поэтому, если человек осознал важность этого феномена, он в любое время может начать заниматься данным вопросом.

Развитие критического мышления

Критическое мышление основано на элементарной логике. Однако некоторым людям очень легко запутаться даже в собственных рассуждениях и умозаключениях.

Очевидно, это связано с тем, что зачастую людям проще подчиняться каким-либо правилам, чем думать самостоятельно.

Приемы критического мышления

Приведем краткое описание приемов критического мышления, которые помогут вам сформировать и развить это качество.

https://www.youtube.com/watch?v=2Vwv0jFWSmA

Под этим понятием скрывается не что иное, как самопознание. Это касается не только личностных рассуждений человека, но и способности смотреть на себя со стороны.

В этом случае важную роль играет состояние, в котором человек принимает то или иное решение: например в состоянии аффекта, вы может совершить самые безумные поступки, а находясь в спокойном и умиротворенном состоянии, вы действуете разумно и осмотрительно.

Так называемый метод Шерлока Холмса отлично работает при самоанализе. Любое решение необходимо принимать лишь после тщательной проверки всех фактов, подталкивающих к нему.

Совет

Дедукция – это метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего. Это цепь умозаключений (рассуждений), где все звенья связаны между собой логическими выводами.

На протяжении всей своей жизни мы постоянно принимаем какие-то решения, основываясь на услышанном, увиденном или прочитанном.

Однако является ли любой источник информации правдивым? Не подвергается ли он случайному или намеренному искажению со стороны автора? Ответить на подобные вопросы нелегко, но делать это необходимо.

Проверять информацию можно, как в более авторитетном источнике, так и эмпирическим (опытным) путем. Конечно проверка на собственном опыте более надежная, но на практике она может оказаться опасной или попросту невозможной.

Например, попытка удостовериться в истинности предупреждения «Не влезай – убьет!», может окончиться весьма печально, а на проверку существования Африки у вас может элементарно не найтись денег.

Сформулированные умозаключения разумно перепроверять особенно в том случае, если они основаны на каких-то формальных рассуждениях.

Если тот или иной вывод, сделанный вами, оказался верным, это вовсе не значит, что он будет правильным и при других обстоятельствах.

Чтобы развивать критическое мышление, полезно составлять список всех возможных путей решения поставленной задачи. Визуальное представление значительно упрощает мыслительную задачу.

В этом смысле идеальными помощниками будут разные схемы, таблицы и даже простые рисунки на листе бумаги.

Обратите внимание

Вспомните, как Штирлиц, в фильме «17 мгновений весны», рисовал на бумаге лица Бормана, Мюллера и Геринга, чтобы наиболее точно расставить приоритеты в борьбе с противником.

Чтобы освоить критическое мышление, достаточно придерживаться простой схемы. Эта схема состоит из 5 этапов:

  • подготовка
  • ознакомление с проблемой
  • разработка решения
  • определение окончательного решения
  • оценка результата

С подобной схемой знакомы многие из тех, кто окончил ВУЗ или увлекался какой-нибудь исследовательской деятельностью. Четко структурированный план позволяет пошагово и рационально решать самые трудные проблемы.

Людям способным мыслить творчески, гораздо легче представлять различные варианты развития событий и оценивать свои возможности в предполагаемых ситуациях.

Поэтому настоятельно рекомендуем освоить латеральное мышление и ознакомиться с основами эвристики и ее методами. Эти вещи не только помогут вам развить критическое мышление, но и вообще окажут неоценимую услугу в саморазвитии.

Довольно часто на критическое мышление негативное влияние оказывают разного рода страхи. Если вы не будете с ними бороться, то шансы на развитие критического мышления будут невелики.

Для преодоления страхов читайте мотивационные статьи и истории из жизни великих. Это поможет вам выбирать правильные ориентиры и вдохновляться на примерах выдающихся людей.

Ну что же, друзья, теперь вы знаете, что такое критическое мышление, понимаете важность его развития, и ознакомлены с приемами критического мышления. Надеемся, что этот пост был вам полезен. Если у вас есть мысли по этой теме – напишите их в комментариях.

Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вы вообще любите интересные факты и саморазвитие – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Источник: https://interesnyefakty.org/kriticheskoe-myshlenie/

Как развить критическое мышление

Критика применима к любой сфере деятельности. По сути это отношение к окружению, часто несущее негативный характер. Но существует тип мышления, именуемый критическим, не имеющий цели отыскать плохое в рассматриваемых предметах.

Такая часть умственной деятельности в психологии призвана воспринимать на высоком уровне, понимать действительность и объективно к ней относиться. Есть также технология развития критического мышления.

Ее сущность в том, что каждый может оценить степень достоверности получаемой информации и сформировать систему аналитических взглядов относительно ее трактования, обоснования выводов.

Происхождение термина

Идея критического мышления возникла в древности. Она исходит из деятельности Сократа, который 2500 лет назад провозгласил: никто не может зависеть от авторитетов. Ведь они могут вести себя далеко не рационально.

По поводу появления той или иной идеи должны возникнуть глубокие вопросы прежде, чем ей можно будет доверять. Сократом было доказано, что поиск доказательств весьма важен.

Самой популярным методом преподавания критического мышления является «сократово выспрашивание», вносящее ясность и логику.

Практику Сократа, скептицизм Аристотеля развил Платон. Появилась традиция мыслить систематически на пути к постижению глубоких реалий. В трудах философов средних веков и эпохи Возрождения возник скептицизм.

Глубокомыслие древности было развито ими. Методы развития критического мышления сформировались в понимание силы информации, важности ее тщательного сбора, правильного использования.

А ресурсы подобного склада ума приумножились благодаря вкладу множества мыслителей.

Зачем уметь мыслить критически

Технология развития критического мышления и его применения к реальности используется в множестве областей. Это основа для приобретения умственных навыков, способности аргументировать, принимать решения. Методика помогает думать целенаправленно. В образовательной сфере она развивает у обучающихся следующие способности:

  • наблюдение;
  • синтез и анализ;
  • индукция и дедукция;
  • выбор из множества вариантов;
  • логика в рассуждении;
  • конкретизация из абстрактных понятий.

Развитие критического мышления, как актуальная проблема современности

Развивая критические способности, человек может соотносить имеющиеся у него данные или познания с опытом, сравнивать их с появившимися из иных источников. Проблемы возникают ежедневно, в связи с чем необходимо рассматривать различные возможности их решений. Для этого необходимо взвешенное отношение к вариантам.

Критическое мышление характеризуется следующим рядом параметров:

  • Получив данные, размышляющий находится на начальном этапе процесса, но не в конце его.
  • Сначала необходимо поставить ряд вопросов, выяснить, какие проблемы требуют решения.
  • Аргументы должны быть убедительными.
  • Критическое мышление — социальная его разновидность.

Человек, у которого подобная способность развита, хорошо осведомлен, дает справедливые оценки. Он не боится сложностей, готов переосмыслить проблему и выяснить положение вещей.

Методология, позволяющая получить успешные результаты в образовании, выработана Международной ассоциацией чтения. Это технология развития критического мышления — совокупность приемов, направленных на обучение по предметам. С ее помощью можно получить следующие навыки.

  • По обработке нарастающих в объеме информационных потоков.
  • Формулирование своих мыслей в корректной форме.
  • Формирование собственного мнения по опыту и его осмыслению.
  • Решение проблем, способность к обучению.
  • По сотрудничеству в коллективе, построению отношений.

Идеи, на которые опирается развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), заключаются во взаимодействии учителя и обучающегося. В учениках необходимо развивать аналитический и творческий подходы к усваиваемым знаниям. При этом целью обучения является образование личности, а не процесс. Преподаватель должен в первую очередь сделать ученика способным к обучению.

Развитие включает 3 следующих этапа:

  • Вызов — фаза обобщения, активизации и реализации знаний. Поиск целей для восприятия нового. К примеру, аудиторию необходимо заинтересовать и побудить к действиям.
  • Осмысление — период усвоения новых знаний, их анализ и присоединение к имеющимся для систематизирования. В работе с текстом используются маркировка, таблицы, отдельные заметки.
  • Рефлексия — этап размышления, на котором учитывается собственное мнение, восполняются пробелы и формируется своя позиция, основанная на аргументах. Знания применяются на практике, проводятся дискуссии и обмен точками зрения.
Читайте также:  Смешные двустишия со смыслом

Технология использует различные приемы. Рассмотрим те из них, которые успешно формируют критичность ума.

Использование рефлексивных технологий в развитии

Приемы развития критического мышления на его третьем этапе — рефлексии направлены на проверку памяти обучающихся. А также на их собственный анализ достижения ими целей, поиск решений.

  • При анализировании проясняется новое и выстраивается дальнейший путь обучения. Наибольшую пользу дает вербальная или письменная форма, когда можно придать материалу структуру.
  • При обмене точками зрения осознается различие в оценках одного и того же текста. Некоторые суждения приемлемы для усвоения, а по поводу других проводят дискуссии. Преимущества технологии развития критического ума на стадии рефлексии в том, что навыки действительно закрепляются.
  • Сочетание индивидуальных и групповых процессов. Обмен идеями расширяет словарный запас и круг представлений. Диалоги показывают преподавателю разнообразие мнений.

Преимущества данной технологии развития критического мышления реализуются посредством методов, среди которых используется написание эссе (жанр публицистики). Учащийся письменно отражает опыт и впечатления на конкретную тему. Данная 20-минутная практика выполнения заданий представляет собой художественное размышление.

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка

Все три фазы технологии применяются и при освоении учащимися иностранных языков. У некоторых наблюдается пониженная активность, отсутствие интереса.

Предполагается, что это следствие неумения работать с источниками, ориентироваться в них.

Если сделать целью не объем усваиваемой информации, а умение ею управлять, искать и применять, возможно будет добиться лучших результатов. Рассмотрим следующие приемы.

  • Кластеры (гроздья) помогают систематизировать полученные знания. По сути метода ключевое понятие располагают в центре, а остальные ассоциации логически с ним увязывают. Получится тот же конспект, но в схематической форме. Учащийся может более успешно тренировать себя по грамматическим структурам.
  • Дерево предсказаний позволяет предполагать развитие сюжета в повествовании: ученики описывают конец рассказа. Тема — это ствол, а ветви — возможности и вероятности. Основания и аргументы мнений будут листьями. Подобный прием применим при закреплении лексики обсуждением текстов.

Приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Чтение и письмо — основные процессы обмена информацией. На них же можно научиться анализу и систематизированию. Все методики развития критики ума включают чтение, в том числе конспектов речи преподавателя. Приобретаемые через приемы технологии развития критического мышления навыки предназначены для информационного пространства, где их можно применять.

Приемы развития критического мышления по технологии РКМЧП следующие.

  • Активное письмо. К примеру, кластер, маркировочная таблица.
  • Активное чтение, слушание. Приемы — инсерт (пометки карандашом на полях с применением маркеров: информация соответствует знаниям, противоречит им, является новой либо не понятна), остановки или паузы.
  • Групповое либо парное чтение.

Развитие критического мышления учащихся на уроках математики

Методы критического мышления на уроках математики также призваны заинтересовать учеников путем успешной реализации навыков обучения. Анализ и логика позволит применить результаты к задачам, в том числе нестандартным.

  • На этапе вызова ученик разрабатывает версии решения задачи.
  • Применяется осмысление новых знаний. Решение от простого к сложному — традиционный метод.
  • На фазе размышления учащемуся даются творческие и усложненные задания.

Приемы технологии критического мышления на уроках математики включают таблицы. К примеру, принцип З-Х-У предполагает три колонки: Знаем — Хотим познать — Узнаем. Сначала активизируется первый раздел: «Что мы уже освоили?». Спорные вопросы заносят в следующую графу. После того, как ученик осваивает текст, заполняется графа «Узнал», вносятся ответы.

Развитие критического мышления учащихся на уроках математики включает также кластеры. Знания систематизируются схемой или рисунком. Это эффективный способ изучения темы.

Важно

К примеру, изучая треугольник, школьники выписывают все относящиеся к нему слова. После прочтения учебника кластер дополняется.

Приобретается навык системного мышления, нахождения аналогий, прогнозирования, рассмотрения вариантов.

Книги по критическому мышлению

Из литературы по критическому мышлению можно назвать книгу Д. Халперн «Психология критического мышления». Источник поможет научиться думать самостоятельно. А также пригодится преподавателям, методистам.

Книга «Как лгать при помощи статистики» Д. Хаффа, американского лектора и писателя рассказывает о том, как манипулируют массами, злоупотребляя статистическими данными. Бестселлер будет интересен даже людям, не имеющим ничего общего со статистикой.

«Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни» А. Диксит и Б. Нейлбаффа также способствует развитию критического мышления. Авторы считают, что взаимоотношения напоминают игры. Если мыслить строго, можно предсказать следующий шаг человека, с которым играют. Подобная теория — новый взгляд на жизнь.

Источник: https://myself-development.ru/kak-razvit-kriticheskoe-myshlenie/

Узнайте о 10 эффективных приемов критического мышления

Среда, 20 часов вечера, в комнате дочери Анастасии – ученицы 10 класса — слышу громкие разговоры. Захожу. Да тут целое совещание! Сидят, решают задачу, уже пару часов ломают голову, но никак не получается добиться результата — не могут получить правильный ответ. Моя дочь в слезах, поскольку есть перспектива завтра схватить двойку.

Уточняю, что не получается, и вижу, что никак не могут наши детки отказаться от стереотипных стандартных решений, все пытаются применить формулы строго по параграфу.

А учитель – молодец! Дала задачу не на повторение знаний,  а на применение известного материала и умение использовать нестандартное решение.

Вижу, что зашли в тупик, причем все. И только Алекс сидит тихонько в стороне, отключился от дискуссии, не смотрит ни на кого, не обсуждает очередной типовой вариант.

И вдруг посреди общего гама слышу: «Да тихо вы все! Все же очень просто, не нужно идти этим путем, не это требуется!». Все, я могу уходить, вижу, что появился свой лидер нестандартной мысли, и весь муравейник дружно развернулся в другую сторону.

Через 30 минут задача была решена, все пили на кухне чай, смеялись и удивлялись, как же Алекс додумался. А он в который раз им объяснял, что просто сидел и анализировал их варианты, и вот оно — пришло решение!

Совет

Я радуюсь, что дети получили удовольствие от того, что добились результата и сделали свое первое маленькое открытие, решая задачу с помощью мозгового штурма, и при этом они действительно потрудились.

Сама же сижу и вспоминаю, как совсем недавно на работе мои подчиненные пытались решить нестандартную задачу, применяя известные им алгоритмы, и так ее и не решили. Такого Алекса у них не нашлось, и его роль мне пришлось взять на себя.

Что такое критическое мышление

Что такое критическое мышление? Если сильно не вдаваться в нюансы, то это умение воспринимать информацию, понимать ее, уметь выделять главное. Мы привыкли слушать в пол-уха, пропускать существенные детали, которые могли бы подсказать правильное решение.

Критическое мышление предполагает, что человек умеет слушать, понимать информацию, оценивать ее и накладывать ранее примененные решения на конкретную ситуацию.

Люди, обладающие таким видом мышления, умеют устанавливать связи между событиями и явлениями, логически организовывать информацию.

Тех, кто обладает развитым критическим мышлением, можно достаточно легко определить по нескольким основным признакам:

  1. У них всегда есть план для выполнения конкретной задачи, и они в принципе планируют свою жизнь, как на краткосрочный период, так и создавая долгосрочные планы.
  2. При общении с другими людьми они проявляют гибкость, внимательно относятся к чужому мнению и умеют воспринимать чужие идеи.
  3. Они настойчивы при достижении своих целей.
  4. Их важная черта – умение анализировать и исправлять свои ошибки, и использовать их для наработки опыта. Эти люди действительно умеют учиться на своих ошибках.
  5. В ходе коллективного обсуждения вопросов они всегда отслеживают ход дискуссии, организовывая совместный анализ предлагаемых вариантов решений.
  6. Критически мыслящие способны к компромиссам, они разъясняют всем участникам обсуждения точки зрения сторон, показывают варианты развития событий, добиваясь понимания всеми собеседниками сути предлагаемых путей решения и последствий, которые за ними последуют.

Стадии развития критического мышления

Для того чтобы развивалось критическое мышление, человек должен пройти несколько основных стадий:

  1. Вызов.
  2. Осмысление новой информации.
  3. Рефлексия.

Стадия 1. «Вызов»

На этом этапе любой из нас, получая информацию, должен воспринимать ее как вызов, задачу, которую интересно решать.  Поэтому для того чтобы задачи эффективнее решались, необходимо формировать интерес к ее содержанию. Если человек умеет рассматривать задачи как интересные и важные лично для него  – значит им сделан первый шаг к успешному результату.

Стадия 2. «Осмысление информации»

После того, как у человека сформирован интерес к задаче, наступает стадия знакомства с новой для него информацией. Основная задача на этом этапе – понять содержание задачи, соотнести полученную информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

Стадия 3. «Рефлексия»

Стадия рефлексии позволяет сконцентрироваться на информации. Из внешнего, привнесенного извне, оно становится личным знанием. Это означает, что информация принята человеком, и он готов с ней работать: анализировать, систематизировать, структурировать.

На этом этапе человек способен сформулировать свои суждения в отношении полученной задачи, у него появляется собственное мнение относительно новых знаний. На этом этапе человек уже не задает проясняющих вопросов, он способен вступать в обсуждение и дискуссию по новой для него теме.

Приемы развития критического мышления

Для целенаправленного развития критического мышления необходимо приложение определенных усилий.

Тренируя каждый день свое умение мыслить, человек может достаточно быстро достичь значимых результатов, научиться видеть главное в той информации, с которой работает, и уметь правильно доносить ее до своих собеседников.

Приведем примеры упражнений для развития критического мышления, которые каждый может использовать в своей повседневной жизни.

«Дерево предсказаний»

Это упражнение нацелено на тренировку умения прогнозировать развитие ситуации. Часто, даже не зная о том, что это может быть специальным упражнением, в обычной жизни мы используем  этот прием, например, читая книгу и раздумывая, чем может закончиться история, или обдумывая ситуацию, сложившуюся на работе.

Все, что потребуется от человека, — это в центре листа написать главные вопросы, которые его интересуют в отношении новой информации, рабочей задачи или жизненной ситуации. Дальше необходимо создать варианты развития событий, размещая их в отдельных квадратиках.

После формирования всех возможных вариантов появляется возможность проанализировать каждый в отдельности, что позволяет структурировать информацию, разложив ее «по полочкам».

«Карта памяти»

Для развития умения систематизировать информацию, подбирать нужные данные для решения каких-либо вопросов, важно научиться быстро фиксировать возникающие идеи.

Один из вариантов  фиксации — это не полное описание всей ситуации или полного объема информации, а ее письменная регистрация с помощью ассоциаций.

Наилучший способ использования такой карты памяти — это построение графической схемы, в центре которой будет находиться ключевая информация по ситуации, а все варианты, создаваемые в процессе обсуждения, записываются в отдельных блоках вокруг центрального элемента. Этот прием особенно удобно применять в ходе группой дискуссии.

«Кластер»

«Кластер»  — еще один прием систематизации информации. Удобен как для самостоятельной работы, так и при обсуждении какой-либо темы в группе. Основной его принцип – это организация данных с помощью группировки.

В центре листа записывается ключевая информация, далее от нее выстраиваются варианты развития событий. Для каждого события создается свой кластер, в котором регистрируются возможные решения или их последствия. Благодаря такой систематизации можно добиться качественного анализа причинно-следственных связей между событиями, увидеть варианты ошибочных действий.

«Корзина идей»

Этот прием особенно эффективен, если необходимо организовать обсуждение какого-либо вопроса в группе.

Вначале необходимо озвучить тему для обсуждения. Далее каждый участник записывает на листке бумаги все, что ему известно по этой теме, и идеи, возникающие у него в процессе осмысления задачи, включая ассоциации, возникающие в процессе размышления над поставленным вопросом.

На следующем этапе вся информация озвучивается и собирается в качестве банка данных. Метод хорош тем, что информация, ассоциации не оцениваются, не критикуются, к ним, как правило, возвращаются на следующем этапе, когда, например, необходимо создать рабочую группу для выработки решения задачи и его реализации.

Читайте также:  Долг платежом красен

«Верные и неверные утверждения»

Для начала формулируется тема или ситуация, которую необходимо оценить. На следующем шаге необходимо определённые утверждения в отношении первоначально озвученной информации распределить на две категории: верные и неверные с точки зрения каждого участника дискуссии, или сам человек распределяет свои утверждения или аргументы в два столбца, если он выполняет это упражнение один.

Далее следует обсуждение ситуации, или самостоятельное ее осмысление. После чего необходимо вернуться к ранее распределенной информации, и принять решение, какие данные, оцененные на предыдущих этапах, действительно верны, а какие ошибочны.

«Рыбий скелет» или «Фишбоун»

Этот прием может быть использован для развития умения устанавливать причинно-следственные связи, определять факторы, влияющие на ситуацию, и выбирать наиболее эффективное решение.

Для того чтобы воспользоваться этой методикой, необходимо предварительно создать схему в виде скелета рыбы.

Обратите внимание

Голова рыбы – это проблема или обсуждаемый вопрос, верхние скелетные кости – причины, которые привели к возникновению ситуации, нижние кости – это факты, подтверждающие, что проблема существует, а хвост – это выводы или решение по обсуждаемому вопросу.

Такая рыба является модификацией диаграммы Исикавы, широко используемой для анализа ситуаций, возникающих в бизнесе. Топ-менеджеры ведущих компаний часто используют диаграмму в процессе поиска решений возникающих производственных ситуаций и проблем.

«Синквейн»

«Кто ясно мыслит – тот ясно излагает» Шопенгауэра  и «Краткость – сестра таланта»  Чехова — оба этих высказывания как нельзя лучше подходят для того, чтобы описать следующий метод формирования критического мышления – синквейн.

Синквейн – это форма  пятистишия, в основе которой лежит не принцип рифмования строк, а установление смысловых и синтаксических связей между ними. Эта стихотворная форма возникла в США как продолжение развития японских поэтических жанров хайку и танка.

Синквейн должен быть написан по определенным правилам:

  • первая строка задает тему, и состоит из одного слова, чаще всего, существительного;
  • вторая описывает тему в двух словах;
  • третья содержит описание действия тремя словами: глаголами или деепричастиями;
  • четвертая фраза состоит из четырех слов и передает отношение автора к теме;
  • пятая строка содержит одно слово, являющееся синонимом к теме, указанной в первой строке.

Этот метод является очень мощным толчком к развитию способности кратко, емко и точно формулировать суть вопроса или проблемы.

Он развивает аналитические способности, поскольку с помощью такого короткого пятистишия необходимо создать краткое резюме к большому по объему блоку информации, и для того чтобы его создать, потребуется провести тщательный анализ данных, по которым будет составляться стихотворение.

«Шесть шляп мышления»

Создателем этого популярного метода развития мышления является психолог Де Боно. Задача метода – развить разные направления мыслительной деятельности, предлагая человеку  размышлять над каким-либо вопросом, примеряя на себя разные «Шляпы», и благодаря им, посмотреть на проблему или ситуацию с разных сторон.

Белая шляпа – это размышление над задачей на языке цифр и фактов, не допускающих субъективных оценок.

Желтая шляпа требует рассмотрения вопроса исключительно в позитивом ключе, определяя, что полезного, важного, значимого есть в информации, которая анализируется.

Черная шляпа – это поиск проблемных сторон в обсуждаемом вопросе с обязательным анализом причин их возникновения.

Красная – эмоциональное отношение к задаче или информации.

Зеленая шляпа – творческий анализ ситуации, в ходе которого необходимо найти ответы на вопросы о том, что можно было сделать в ситуации, как можно поступить иначе,  зачем это нужно, что это даст, каким образом можно усовершенствовать объект, что произошло, если бы был выбран другой путь решения.

Синяя шляпа – шляпа обобщений, надевая которую необходимо подвести итог всем размышлениям или высказанным мнениям.

Этот метод может использоваться как при организации групповой дискуссии, где каждый участник получает задачу размышлять в определенном цвете «шляпы», так и индивидуально, если человеку необходимо поразмыслить над вопросом в одиночестве.

Вывод

Все описанные методы развития критического мышления позволяют активно развивать мыслительные способности человека.

  Предложенные методики просты в освоении, не требуют какой-то специальной подготовки для тех, кто хотел бы ими заняться.

Примеряйте шляпы, пишите синквейны, создавайте копилки идей, и пройдет совсем немного времени, как вы заметите, что стали делать меньше ошибок в анализе ситуаций и выбирать более эффективные решения.

Источник: https://TrenerMozga.ru/mm/thinking/10-effektivnyh-priemov-kriticheskogo-myshleniya.html

Как развить навыки критического мышления

Признак критического ума — скептицизм. Образованный человек не может верить в чудеса и редко обманывается иллюзиями. Пока простодушные созерцатели восторгаются очередным “необъяснимым и непостижимым”, он старается понять причины и следствия.

Не мыслям надобно учить, а мыслитьИммануил Кант

Человек, обладающий критическим мышлением, — это скептик. Для него не существует истин и авторитетов, которым он слепо доверяет. Он сомневается во всем и никому не верит, подобно Мюллеру, герою Леонида Броневого в фильме «Семнадцать мгновений весны», который наставлял Штирлица: «Верить …нельзя никому, порой даже самому себе». (Правда, далее он иронически добавлял: «Мне – можно».)

«Земля круглая? Докажите!», «В горах объявился снежный человек? А где доказательства?» — спросит скептик или сам перероет горы литературы в поисках истины. И чем сложнее и неординарнее будет утверждение, тем больше доказательств ему потребуется, чтобы опровергнуть мысль или согласиться с ней. Скептик действует согласно правилу «Доверяй, но проверяй».

Идеи крайнего скептицизма и сомнения выражал философ-эмпирик шотландец Дэвид Юм, который писал, что «истинный скептик так же недоверчиво относится к своим сомнениям, как и к философским сочинениям».

Важно

Скептиков, никогда и ничего не принимающих на веру и задающих вопросы, нельзя сравнивать с циниками, которые критически воспринимают какие-либо утверждения и без всяких сомнений отрицают их, не имея желания докопаться до истины.

Психолог Бенджамин Блум писал, что «критическое мышление не означает необоснованную критику или негативность суждений. Это взвешенный подход к любым утверждениям, умение ничего не принимать на веру без доказательств».

Некоторые люди не хотят мыслить критически

Наверное, им так удобно – не нужно напрягать мозги, ведь кто-то уже решил для них, что «Партия – наш рулевой!», «На работу – с радостью, а с работы – с гордостью!», «Пейте, дети, молоко – будете здоровы!» и т. д. Они выбирают кумиров и безоговорочно им верят, не давая себе труда усомниться в проповедуемых ими истинах.

Желание узнать, как устроен этот мир, возникает в раннем детстве, недаром маленьких детей называют почемучками.

Почему кузнечик зеленый, почему Солнце не падает на землю, почему кошки мяукают, а собаки лают – и множество других мыслимых и немыслимых вопросов задает ребенок маме с папой каждый день.

«Потому что «потому» заканчивается на «у» — отвечают некоторые родители, довольные своим остроумием. Хотя, скорее всего, они и сами не знают ответа, потому что никто не научил их не только мыслить критически, но и вообще мыслить.

В большинстве школ детей также не учат ставить под сомнение то, что написано в учебниках. Не нужно сомневаться – необходимо просто заучить, зазубрить то, что преподносится как истина.

Почему необходимо мыслить критически

Итак, дети должны просто поверить. Зачем им навыки критического мышления?

Ведь наверняка есть заинтересованные в отсутствии у людей здорового скептицизма, потому что тогда ими проще управлять: они слепо верят СМИ, тому, что вещают с телеэкранов, и не дают себе труда усомниться в представленных фактах и проверить их. Поэтому многие пытаются лечить серьезные болезни перекисью водорода или уриной и доверяют экстрасенсам.

Не умея мыслить критически, они позволяют себя запугать и таким образом собой манипулировать. Ведь, как известно, большинство людей, пока не удовлетворят базовые потребности, в частности в еде и безопасности, не станут думать о духовном развитии.

Отсутствие критического мышления приводит и к тому, что некоторые мифические и научно не подтвержденные утверждения переходят в разряд истинных. Например:

«Глаза – зеркало души». Сколько поэтических слов написано о них! «Глаза умеют говорит, но лгать они не могут», «Язык может скрыть истину, а глаза – никогда!» и т. д. В действительности глаза могут лгать, и обладатель прекрасных доверчивых глаз вполне может оказаться мошенником;

«Противоположности притягиваются. Брак будет крепче, если у мужчины и женщины разные характеры – они будут дополнять друг друга». Однако разность характеров совсем не является залогом удачного брака. Наоборот, разные привычки, взгляды, образ жизни могут впоследствии, когда чувства утихнут, стать причиной ссор или развода;

«Мозг человека задействован всего лишь на 10%». Это утверждение со ссылкой на какие-то исследования психологов не соответствует действительности и является псевдонаучным.

Немалую роль в том, что оно было растиражировано, сыграли фильмы «Люси», «Области тьмы» и др. Однако нейробиологи, в частности Барри Бейерштейн, приводят научные аргументы, опровергающие этот миф.

Интеллект с помощью упражнений развить можно, но в работе мозга здорового человека на самом деле задействованы все его участки.

Подобных мифов, прочно вошедших в нашу жизнь из-за отсутствия у людей привычки подвергать все сомнению и проверять, прежде чем доверять, немало.

Наносит ли отсутствие критического мышления вред? Несомненно.

В качестве примера можно привести случай, имевший место в реальной жизни. Женщина взяла на воспитание девочку, но ее стал беспокоить тот факт, что девочка не испытывала к ней дочерних чувств, как ей того хотелось.

И тогда она обратилась к «психологам», практиковавшим техники перерождения.

Совет

Они предположили, что у биологической матери девочки были сложные болезненные роды, из-за чего новорожденная испытала стресс, не позволяющий ей любить мать.

Эти «психологи» за 30 тыс. долларов взялись организовать повторные «роды», которые должны были дать возможность девочке переродиться и вызволить ее из плена блокирующих ее сознание страхов.

Была создана «благоприятная» обстановка: для создания соответствующей атмосферы нижнюю часть туловища матери и всю девочку накрыли несколькими одеялами, а на девочку еще и сел один из «психологов».

Она кричала, что не хочет перерождаться, но ее крики посчитали естественными, соответствующими процессу появления на свет. В итоге девочка задохнулась. Все участники этого действа, в том числе и «мать», были арестованы и осуждены.

Вот так неумение мыслить критически и сомневаться, слепая вера «психологам», с их «новаторским» методом привело к столь печальному исходу.

Можно ли развить критическое мышление

Это совсем нетрудно, стоит лишь захотеть. Нужно только не лениться:

1. Задавать вопросы и не принимать на веру все, что нам предлагают

Чем сложнее утверждение, тем больше должно быть вопросов, ведь сложное утверждение и опровергнуть труднее.

«Сало есть вредно – оно повышает холестерин», — убеждали нас вчера. «Чтобы очистить кровеносные сосуда от плохого холестерина, нужно есть сало», — слышим мы сегодня.

«Кофе пить вредно, он может спровоцировать гипертонический криз, он вымывает кальций из организма», — и мы отказываемся от кофе.

«Кофе служит профилактикой болезни Паркинсона, инсульта и сердечно-сосудистых заболеваний», — мы облегченно вздыхаем и снова варим себе его на завтрак. А где же вопросы, с помощью которых мы определим истину?

Знак вопроса сравнивают с рыболовным крючком, на который ловится рыба.

Каждый может иметь такой крючок, но у каждого ли получится ее поймать? Слово «вопрос» на английском языке звучит как question, а оно происходит от слова quest, что означает «поиск».

Роль вопроса – запустить познавательную деятельность, направленную на поиск решения проблемы. Человечество не будет развиваться, если люди перестанут задавать вопросы. Но хороший вопрос может задать лишь интеллектуально развитый человек.

«Лишь те, кто умеет мыслить, умеют и задавать вопросы», — говорит психолог А. Кинг. Она констатирует факт, что подавляющее большинство людей задают примитивные вопросы, отвечая на которые достаточно лишь незначительно напрячь память. Но навык задавать вопросы, считает она, можно развить;

2. Ищем доказательства, подтверждающие или оспаривающие полученную информацию

Сложное утверждение требует более весомых доказательств. Утверждение «Все люди смертны» или «У квадрата все стороны равны, а его противоположные стороны параллельны» доказать намного проще, чем утверждение «Каждую ночь на Землю опускаются летательные тарелки, и инопланетяне похищают людей».

Читайте также:  Александр сергеевич пушкин

Последнее утверждение на полном серьезе высказывали ведущие уфологи. Они отмечали, что только в 1988 г. в СССР бесследно пропали более 17 тысяч человек, и связывали эти пропажи с агрессией инопланетных пришельцев. Их статьи публиковались в известных авторитетных изданиях того времени, в частности в журнале «Огонек» и «Комсомольской правде».

Собрать и проанализировать данные, которые бы доказывали или опровергали мнение авторитетных ученых, тогда было непросто! Сейчас, в эпоху интернета, это сделать проще. Тем более что многие люди владеют иностранными языками и им доступно больше информации, позволяющей сделать объективный вывод;

3. Накапливаем знания, расширяем кругозор

Чтобы знать, где и как искать информацию, уметь ее объективно оценить и отклонить ложные идеи, нужно обладать определенными знаниями и иметь широкий кругозор. Чем больше человек знает, чем проще ему разобраться в вопросе и тем труднее сбить его с толку, заставить пойти по ложному пути.

Важно уметь признавать свои ошибки, быть объективным и не иди на поводу своих предубеждений, принимать чужое мнение и соглашаться с ним, даже если оно противоречит нашему, но все доказательства свидетельствуют в его пользу.

© Тимошенко Елена, BBF.ru

Источник: https://BBF.ru/magazine/26/6957/

Развитие критического мышления | 3 стадии и процессы развития

Механизм, запускающий процесс критического мышления, можно интерпретировать как целеустремленное начало с саморегулирующим действием. Как только у человека появляется интерес, некое любопытство к предмету или объекту, он начинается активно мыслить, анализируя большой объем информации для нахождения того самого ядра знаний, которое сможет это любопытство удовлетворить.

Развитие критического мышления

Мышление – один из психических процессов, в основе которого лежит отражение действительности с последующим моделированием относительно индивидуального опыта.

Выделяют несколько видов мышления, одним из которых является мышление критическое. Оно предполагает умение строить логические выводы и принимать обоснованные решения.

Ежедневно каждый человек в процессе своей жизнедеятельности совершает подобные действия десятки раз. Однако ход событий зачастую искажается субъективными моментами восприятия.

Обратите внимание

Так, учителя воздействуют на механизм путем письма и чтения художественной литературы. Чтение – основной метод в любом возрасте.

Грамотный педагог, да и родители, могут обучить ребенка основам эффективного чтения с элементами активного восприятия, анализа текста и возможного включения в личностный контекст.

Важным условием в этом пункте является выбор информации, привлекшей особенное внимание и интерес читающего, но не полный текст произведения или статьи.

Читайте далее:  Что дает чтение книг

Подобная методика эффективна для людей любого возраста и может применяться как основной и вполне доступный метод развития критического мышления. Для того, чтобы процесс проходил более эффективно, необходима постоянная тренировка.

Процессы критического мышления

Перед человеком с развитым критическим мышлением, встают сразу несколько вопросов: «Что я знаю сейчас», «Что я могу узнать нового?», « Как меняются мои базовые знания?», «Что я могу сделать с новыми знаниями?».

В идеале процессы критического мышления включают:

  1. любознательность;
  2. лабильность;
  3. открытость;
  4. доверительное отношение;
  5. честность и благоразумие в суждениях;
  6. стремление к поиску результата.

Основы критического мышления можно охарактеризовать с точки зрения того, с каким успехом полученные теоретические знания могут быть реализованы на практике, т.е. в реальном мире с учетом индивидуального опыта и личностных качеств субъекта.

Как развить критическое мышление

Для того, чтобы развитие критического мышления проходило на должном уровне, уже в период школьного обучения необходимо формировать первые навыки и умения.

Кроме описанного и довольно распространенного метода развития критического мышления через эффективное чтение, существует ряд методик, разработанный учеными в области психологии:

«Мозговой штурм»

В основе методики – мнения каждого человека в группе людей. Ставится одна определенная задача. Каждый участник группы предлагает как можно больше вариантов ее решения.

В итоге группа выбирает наиболее подходящий вариант.

Подобная техника является командной и зачастую к такому приему прибегают в больших компаниях, где сотрудники стараются найти наиболее эффективные пути развития предприятия;

Ассоциативный куст

Также относится к групповым видам развития и предполагает нахождение максимально возможных ассоциаций с одним изначально данным словом.

Методики достаточно эффективны в плане развития не только критического мышления, но и групповой сплоченности. После того, как участники овладевают техниками работы в группе, может быть предложена работа в парах.

3 стадии развития критического мышления

Критическое мышление необходимо развивать и делать это можно не только во время групповых занятий, но и в индивидуальном порядке.

Выведена особая технология критического мышления, в основе которой лежат три фазы обучения, постепенно сменяющие друг друга:

Вызов

Основная цель этой фазы – вызвать у ученика интерес к теме.

Путем повышения внимания к предмету или объекту происходит повышение показателей когнитивной деятельности, в основе которой и лежит стремление к познанию.

На этом этапе роль педагога можно назвать пассивной, но в то же время и значительной, т.к. требуется внимание и наблюдение за поведением учеников.

На этой фазе происходит сбор максимально возможного объема информации и постановка вопросов, на которые далее будут даны ответы.

Осмысление

Эта фаза характеризуется подачей новой информации. Источником ее может быть педагог и сам ученик в форме самостоятельного изучения материала.

Стиль полдачи материала, качество и количество играют значительную роль. Недостаток или избыток перечисленных факторов могут сказаться на желании исследовать тему.

Стадия осмысления позволяет применить фильтр к поставленным на фазе вызова вопросам. Значительная часть из них отсеивается, а оставшиеся вопросы становятся более предметными.

Рефлексия

Стадия обратной связи, на которой ученики анализируют данными, обмениваются мнениями, приводят свою точку зрения.

Именно на данном этапе происходит соединение собственного опыта с новым, появившемся в процессе трех шагов, знанием.

Роль педагога заключается в наблюдении, которое может быть включенным, но все же предполагает предоставление ученикам возможности самостоятельной работы и переживания личностного опыта и внедрения новых знаний в индивидуальный план развития.

Некоторые выводы

Принято выделять виды критического мышления, которые не подходят под категорию «критического».

Однако суть классификации остается в том, что критическое мышление – это неизменно поиск здравого смысла. Но носит исключительно индивидуальный характер и требует самостоятельного поиска ответов на интересующие вопросы.

Педагог Д. Дьюи призывает науку отойти на обучения, в основе которого лежит накопительная система знаний, и сделать процесс познания проблемной средой, тем самым «заставив» учеников рассуждать и самостоятельно приходить к решению необходимых задач.

Формирование критического мышления – процесс естественный, но вместе с тем каждый человек может воздействовать на него.

Необходимость развивать критическое мышление встает перед современным человеком особенно остро. Большой поток информации, развитие коммуникативных связей, активные процессы познания сегодня требуют особых навыков и мыслительной деятельности в том числе.

Эффективность и успешность деятельности во многом зависит от умения анализировать информацию и применять её в индивидуальном плане путем включения в личностный потенциал и накопленный жизненный опыт.

О критическом мышлении — видео

Читайте далее:  Развитие творческого мышления

Источник: http://pikacho.ru/razvitie-kriticheskogo-myshleniya/

9 трюков, которые помогут развить критическое мышление

Критическое мышление – это процесс рассуждения, направленный на объективный анализ любой идеи, которая оказывается в вашей голове. Оно включает в себя более глубокое изучение определенных сфер жизни, чтобы вы могли раскрыть свой потенциал.

Наша жизнь – результат наших мыслей и принимаемых решений. Поэтому, повышая качество мыслей, мы можем улучшить свою жизнь. Один из способов это сделать – улучшить навыки критического мышления.

1. Не предполагайте – исследуйте

В повседневной жизни мы делаем предположения практически обо всем. Наш мозг так устроен, он делает предположения с целью обработки информации. И эта функция является крайне важной частью структуры мозга.

Однако порой эти предположения могут быть неверными или неточными. Критическое мышление предполагает отказ от предположений, оно требует анализа любых данных на предмет их актуальности и правдивости.

На любое предположение всегда задавайте вопрос, почему именно так, а не иначе.

2. Сначала исследуйте, а потом воспринимайте информацию за правду

Вокруг огромное количество информации. Одна исходит из надежных источников, другая – из ненадежных. Поэтому мы распределяем информацию, основываясь на этой классификации. Это экономит время и энергию, которые потребовались бы для более тщательного анализа полученной информации.

Однако информация, которую мы считаем достоверной, может оказаться ложной. Если что-то где-то публиковалось или транслировалось СМИ, это еще не значит, что информация достоверная.

Критическое мышление подразумевает, что необходимо докапываться до сути всех новых данных, которые вам поступают, чтобы проверить их достоверность.

3. Все под вопросом

Чтобы мыслить критически, вы должны быть готовы поставить под сомнение буквально все. Вы должны сомневаться во всех новостях, заявлениях правительства и даже в том, чему вас учили с ранних лет.

Задавайте вопросы. Мыслить критически и не задавать вопросов невозможно. Во-первых, найдите вопросы, которые можно задать в определенной ситуации.

Во-вторых, спросите таким образом, чтобы получить конструктивные ответы.

4. Осознайте свои личные предубеждения

Предубеждения – это выводы об окружающем мире, которые делаются на основе собственного опыта. Абсолютно у каждого человека имеются предубеждения, порой это приводит к неверным выводам и решениям. Чтобы развить в себе критическое мышление, необходимо выявить свои предубеждения и изучить их. Это приведет к более качественному анализу новой информации.

5. Планируйте на большее количество шагов вперед, чем ваши ровесники

Жизнь можно рассматривать как игру в шахматы. Чтобы добиться успеха, вы должны быть на много шагов впереди своего противника. Недостаточно просчитывать на два-три шага вперед.

Вы должны просчитать и распланировать стратегию на максимально возможное количество шагов вперед. Устройте мозговой штурм, при котором вы рассмотрите весь широкий спектр своего будущего.

Вы сможете предвидеть какие-то проблемы и подготовиться к ним.

6. Определите главную цель принимаемых вами решений

Каждый раз, когда вы принимаете в жизни решение, за ним стоит определенная цель. Эта цель должна стать ориентиром для мыслей и действий. Убедитесь, что ваша цель полностью вам понятна. Изложите ее в словах и цифрах, пусть с этого начнется ваш путь к ней. Принимайте решения, которые будут приближать вас к цели.

7. Думайте о последствиях своих действий

Каждое действие сталкивается с противодействием. Наши действия – результат наших решений. Мы должны прогнозировать и оценивать возможные последствия.

Один из способов – поставить себя на место того, на кого повлияет ваше решение.

Это позволит вам быть готовым к любому результату, вы сможете придумать запасной план, который будет направлен на решение проблемы, которая может внезапно возникнуть.

8. Осознайте процессы, происходящие в вашем уме

Процесс человеческого мышления просто поражает. Мозг – самая сложная структура из известных человеку. Мы думаем множеством способов. Один из способов – эвристика. Это совокупность приемов и методов, которые облегчают решение формальных задач.

Опирается она больше на творческое мышление. С точки зрения критического мышления эвристика не является надежной. Так как она рассматривает информацию, не углубляясь в факты, также на нее сильно влияют предубеждения.

Чтобы улучшить навыки критического мышления, вы должны понимать, каким образом работает ваш ум.

9. Просматривайте доказательства предыдущих цепочек мыслей

Вам не придется изобретать велосипед. Любая проблема, с которой вы столкнулись, вероятнее всего, уже кем-то была решена. Чтобы справиться с ней быстрее и успешнее, просто посмотрите результаты тех, кто сделал это до вас. Используйте полученную информацию, чтобы найти свой собственный путь, который, возможно, окажется более продуманным.

Критическое мышление значительно повышает ваши шансы на успех в жизненных начинаниях. Оно позволяет получать превосходные результаты. Приведенные советы помогут улучшить навыки подобного мышления. Изучайте и применяйте их, со временем вы заметите повышение качества жизни.

Источник: https://flytothesky.ru/kriticheskoe-myshlenie/

Ссылка на основную публикацию