Как использовать латеральное мышление

Латеральное мышление: разрываем шаблоны!

Приветствую вас уважаемые читатели. Сегодня мы обсудим латеральное мышление. Этот термин появился в конце 60-х прошлого столетия с легкой подачи Эдварда де Боно.

Кто-то открыто восхищается этим медиком по образованию и креативщиком по предназначению. Кто-то говорит, что его книги представляют мутную воду.

Обратите внимание

Но почему-то нет человека, который познакомившись с его творчеством, остался бы равнодушным.

Что значит мыслить латерально? Кому пригодится этот навык? Для чего это вообще нужно?

В жизни так бывает…

Чтобы лучше понять суть латерального мышления, приведу пример. Представьте семью, в которой супруги уже давно живут вместе.

Многие женщины периодически начинают пилить мужей: «Ты даже не заметил, что я подстриглась/покрасилась/купила новое платье и т.д.». Да, любовь и влечение к ней как к женщине с годами поистерлось, превратилось в привычку.

Ее присутствие стало настолько обыденным, что перестаешь обращать внимание на то, что так ценно было раньше.

Или жена перестает замечать мужественность супруга, обращая внимание лишь на разбросанные по квартире носки и старые тренировочные штаны с вытянутыми коленками.

Что же делать? Как по-новому взглянуть на партнера? Способов может быть множество, но в любом случае вы постараетесь увидеть свой объект в новом качестве. Заявитесь с неожиданным визитом на работу к своей половинке, понаблюдайте, как он/она лихо управляется со своими делами. Впечатляет?

А ведь стояло только поменять свой взгляд на партнера. Обратите внимание на черты, которые раньше были для вас недоступными. Привычное восприятие супруга резко поменяется.

Как вы правильно понимаете, этот простой бытовой пример показал сейчас принципы работы латерального мышления.

Определение

Под латеральным мышлением (от латинского слова «боковой») мы понимаем метод необычного решения задач, когда мышление смещается с традиционного линейного, в следствие чего выдается оригинальная новая идея. Слово «латеральное» непривычно для русского слуха. Мы гораздо более привыкли к характеристике «нестандартное». Эти слова равнозначны. Как происходит процесс латерального образа мыслей?

Как это работает

Известный маркетолог Филипп Котлер предлагает следующую модель смещения мышления. Она состоит из трех этапов:

  1. Фокусировка на идее. Без какой-либо отправной точки создать что-то новое будет невозможно. Даже Менделеев, который нашел решение классификации химических элементов во сне, перед открытием долго размышлял и был сконцентрирован на проблеме.
  2. Совершение нестандартного разрыва. Из первоначальной разумной идеи вам нужно совершить смещение, сформулировать новую, нарушающую ее логику. Часто получается абсурдное высказывание – это нормально, так и должно быть.
  3. Установление логической связи. Теперь из полученного измененного выражения вам нужно достать рациональное зерно. Это не так просто, но результат будет того стоить. На этом этапе происходит собственно творчество, когда мы получаем новый результат.

Для чего это нужно?

Когда нам необходимо решить задачу, мы можем использовать логическое мышление и прийти к поиску ответа, совершая последовательные движения мысли. Однако нужно учитывать, что хотя бы одна ошибка на любом этапе мысли неизбежно приведет к неправильному выводу.

Накатанные пути и стереотипные решения, конечно, хороши. Они привычны, на них не нужно тратить много времени, они позволяют экономить энергию, совершая автоматические действия. Однако, как вы понимаете, далеко не каждую задачу можно решить, используя шаблонный тип.

Стандартный подход теряет массу перспектив, гасит свежие идеи, удерживает открытия. А значит – тормозит развитие.

Важно

Это вовсе не значит, что традиционный образ мыслей плох. Но его необходимо всегда дополнять творческим мышлением.

Латерально мыслить значит совершать скачки в любом направлении движения мысли. Вы можете сделать ошибку на промежуточном шаге, но это не повлияет губительно на сам результат. От этого спасет интуиция, лежащая в основе латерального мышления.

Помимо интуиции в состав данного мышления входит способность креативно мыслить, внезапные открытия новых идей (инсайты), а также львиная доза юмора. Именно благодаря парадоксальности нестандартные решения так эффективны.

Кстати, метод мозгового штурма построен по латеральному принципу.

Кому это пригодится?

Всем. Всем без исключения. Независимо от рода занятий и профессии, от возраста и пола.

Эдвард де Боно сравнивает латеральный образ мыслей с задним ходом машины, а логическое – с обычным. Часто именно отступление назад дает возможность выехать из тупика и продолжить движение вперед.

Методические рекомендации создателя

Чтобы развить у себя способности к латеральному мышлению, следуйте за советами Э. де Боно:

  • не обращайтесь за помощью к клише и привычным моделям размышления,
  • сомневайтесь во всем,
  • проводите обобщение разнообразных альтернатив,
  • не упускайте новые идеи,
  • ищите новые точки входа, которые помогут стартовать.

Шесть шляп

Это один из популярнейших методов, в основе которого лежит нестандартное мышление. Его создателем является все тот же Э. де Боно. В чем суть подхода? Этот способ позволяет рассмотреть проблему с разных сторон, используя параллельное мышление, при котором различные подходы и идеи не сталкиваются, а спокойно сосуществуют.

Почему шляпы? Для этого есть несколько причин: каждая шляпа имеет собственный цвет, отличающий ее от других и наделяющий присущими только ей чертами. Шляпу можно легко поменять, это повлечет изменение также направление мыслей. Каждая шляпа как особый режим. Мы легко можем поменять шляпы на туфли – это не имеет значения. Итак, с точки зрения каких режимов рассматривается проблема?

Данный метод можно использовать как в индивидуальном порядке, так и в группе. Он развивает гибкость ума, способность к креативности, помогает принять решение и преодолеть творческий тупик. Отлично подходит для осмысления нестандартных идей, если необходимо принять во внимание каждое мнению, посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.

Мне кажется, что лучше всего латеральный образ мыслей развит у детей.

Их мозг еще не забит множеством стереотипов, они доверяют интуиции, не обладают множеством страхов (в отличие от взрослых людей), у них нет стеснения, что они сейчас скажут глупую, или неудобную, или абсурдную идею.

Помните выражение: «Устами младенца глаголет истина»? Ну, если не истина, то креативность точно. Так что давайте оставаться немного детьми.

Удачных изломов стереотипов вам! Не бойтесь пробовать новое – оно того стоит.

P.S. Понравившейся статьей делитесь с друзьями в социальных сетях. Поделитесь ниже в комментариях, читали ли вы книги Эдварда де Боно и понравились они или нет.

С уважением, Александр Фадеев.

Поделитесь или сохраните себе, чтобы не забыть!

Источник: https://fadeev.su/myshlenie/lateralnoe-myshlenie.html

Латеральное мышление: как научиться генерировать много идей и почему это важно

Мозг Автор: Анна Орлова |  8 декабря 2017, 17:10

С развитием науки и технологий на первый план выходит задача развития soft skills – таких навыков, как, например, гибкость и универсальность, которые помогают быстро адаптироваться к любой ситуации.

Чтобы быть на плаву, необходимо постоянно придумывать нестандартные идеи, поэтому в сети все популярнее становятся запросы: как развивать творческое мышление? как научиться генерировать идеи? Существует множество методологий и подходов к развитию креативности.

Анна Орлова, методист образовательных программ школы креативного мышления ИКРА, рассказывает о том, как научиться креативить.

Латеральное мышление: что это такое и зачем нужно?

Совет

Латеральное мышление — это способ творческого мышления, который помогает генерировать большое количество идей с помощью разрушения или изменения существующих паттернов. Термин ввел Эдвард де Боно — британский психолог, писатель и специалист в области творческого мышления, — в книге «Искусство думать» (New Think: The Use of Lateral Thinking, 1967).

Как это работает?

Начнем с того, что нейронные сети нашего мозга постоянно укладывают всю поступающую информацию в паттерны.

Эти паттерны, то есть наш опыт, облегчают каждодневную работу мозга, но затрудняют придумывание новых решений, потому что вся входящая информация, имеющая сходство с существующим паттерном, воспринимается как существующий паттерн.

А с возрастом паттерны становятся все более глубокими и, грубо говоря, прочными, так что нам становится все сложнее и сложнее действовать (и придумывать) вне их рамок.

Креативный процесс в латеральном мышлении — это преодоление шаблонного мышления с помощью креативных прыжков. Эдвард де Боно выделил множество алгоритмов работы латерального мышления. Мы поговорим об одном, состоящем из трех этапов.

1. Фокусировка на задаче

Это очень важный этап, поскольку, чем лучше (уже, точнее) фокус, тем проще нам создавать что-то новое. Де Боно выделяет несколько способов фокусировки, например, на области действия или цели.

Какой объем информации должна содержать фокусировка? Не слишком много, хотя бы потому, что обилие информации, с одной стороны, тормозит творческое мышление, а с другой подталкивает к уже существующим идеям.

2. Генерируем латеральный разрыв

После того, как мы сфокусировались на задаче, необходимо расширить паттерны и уйти в абстракцию при помощи провокативных методик. На этом этапе мы получаем набор абсурдных решений. Важный момент: на этапе получения провокационных решений не старайтесь сразу же сделать из них что-то реальное, у вас будет такая возможность чуть позже.

3. Установление связи

Обратите внимание

После разрыва шаблона на предыдущем этапе нам необходимо установить связь и приземлить абсурдное решение. Именно на этом этапе мы и получаем что-то новое.

Какие методики существуют?

Рассмотрим основные методики:

1. Провокативные методики

Есть 6 базовых методов ухода в абстракцию:

дополнение (случайный вход)
— добавление одного или нескольких элементов объекту;

инверсия
— поиск противоположности объекту или его отдельным элементам;

исключение — исключение определенного элемента (элементов) из нашего объекта;

гиперболизация

— увеличение или уменьшение одного или нескольких свойств объекта;

замена

— изменении одного или нескольких элементов нашего объекта. Замена, по сути, является комбинацией «удаления» и «дополнения»;

изменение порядка

— замена последовательности одного или нескольких элементов объекта.

2. Плюс-минус-интересно

После формулирования вашего абсурдного решения в первую колонку вы заносите положительные аспекты, во вторую отрицательные, а в третью наблюдения и примечания, на которые пока нет ответа. Пример:

3. Установление связи

Поговорим подробнее о 4 методах перехода:

– Извлечение принципа

Вы берете провокационную идею и выделяете из нее принцип работы/концепцию/достоинство/аспект. Затем отбрасываете все остальное и работаете только с тем, что удалось извлечь, строя на этом приземленную идею.

– Фокусирование на различии

В данном случае провокационная идея сравнивается с существующей идеей или привычным способом действий, а затем определяются основные различия.

– Покадровый переход

Эту методику сложнее всего описать. Нужно представить, что провокационная идея приведена в действие. Мы визуализируем то, что произойдет, и выделяем не конечный результат, а последовательность мгновенных состояний.

– Положительные аспекты

Это самый простой из методов перехода. Мы ищем в провокационной идее прямые выгоды и преимущества. Какая ценность идеи видна с первого взгляда? В данном случае нас интересует немедленная выгода, а не то, к чему может привести провокационная идея. Мы извлекаем эту выгоду и пытаемся воплотить ее в новой идее.

Почему это важно?

Методология латерального мышления 一 полезный инструмент для развития креативности, который учит осознанно подходить к придумыванию, что делает творческий процесс более продуктивным. Важно отрабатывать все методики на практике. Креативность приходит с опытом.

  Поделиться   Поделиться

Источник: https://futurist.ru/articles/1286-lateralynoe-mishlenie-kak-nauchitysya-generirovaty-mnogo-idey-i-pochemu-eto-vazhno

Латеральное мышление де Боно – методы и задачи

Для того, чтобы мыслить нестандартно и воплощать в жизнь что-то новое, необходимо знать, как можно прийти к новой идее путем отказа от старых шаблонов. Нешаблонное мышление можно назвать глобальной интуицией, внезапно нахлынувшим вдохновением или аутогенным состоянием человека. Однако, латеральное мышление – это не хаос в сознании. Человек может им управлять.

Латеральное мышление – что это такое?

Речь идет о способе поиска решения проблем посредством необычных методов, игнорируемых логикой. Автором этого понятия является врач из Британии Эдвард де Боно и сегодня его труды берут за основу авторитетные эксперты в сфере менеджмента и креативности.

Он утверждает, что при логическом мышлении разумом управляет логика, тогда как в процессе креативного познания ее роль второстепенна. Латеральный тип мышления или боковой находит идею, а логика ее развивает.

Это все равно что выбираться из тупика задним ходом автомобиля, хотя это и не обязательно.

Как развить латеральное мышление?

Чтобы мыслить шире, игнорируя шаблоны и стандарты, рекомендуется так работать над собой:

  1. Бороться с собственной логикой. Она первая подсказывает поиск выхода из тупика, но на привычные вещи нужно постараться взглянуть «нелогично». Стереотипы «замыливают глаз» и не дают найти просто и удачное решение, лежащее на поверхности.
  2. Развитие латерального мышления предусматривает восприятие вещей «чужими глазами». Необходимо забыть о своем опыте и взглянуть на вещь так, как будто раньше слышать о ней и использовать не приходилось.
  3. Отслеживать собственные «логичные мысли». Реализуя латеральное сознание на практике, человек, прежде всего, учится принимать во внимание свои «логичные» мысли. Как только он понимает, что снова берет за основу шаблон или стандарт, он идет от противного и действует наперекор логике.
Читайте также:  Полина сыркина - уникальные факты

Методы латерального мышления

К самым популярным методикам относят:

  1. Мозговой штурм. Его автором является Алекс Осборн. При этом над решением проблемы трудится сразу несколько участников, которые могут высказывать самые разные варианты, в том числе и фантастические.
  2. Решение изобретательских задач. Латеральное мышление де Бона завоевало множество последователей, среди которых и Генрих Альтшуллер. Этот разработал метод, который разительно отличается от предыдущего, так как преследует цель найти алгоритмический подход к решению проблемы или модифицировать старый.
  3. Метод Дельфи. При этом проводятся опросы, интервью, мозговые штурмы. Все участники ищут решение проблемы по отдельности. Не связанные друг с другом эксперты оценивают их работу, прогнозируют результат, а созданная организационная группа сводит их мнения воедино.

Упражнения для развития латерального мышления

Выработать фантазию и воображение помогают следующие способы:

  1. Игра в «Данетки». Ведущий придумывает необычную ситуацию, а все остальные должны ее разгадать, но на все их уточняющие вопросы управляющий может ответить только «да» или «нет».
  2. Развивают латеральное мышление упражнения по поиску решения логических загадок и головоломок. Например, «Каких камней не бывает в море?», «Как бросить шарик от пинг-понга так, чтобы он сбил стоящий на земле предмет и угодил в противоположную стену?» и т.д.
  3. Нарисовать на бумаге 9 точек и соединить их четырьмя линиями, не отрывая ручки от бумаги и не проходя через одну точку дважды. Похожее упражнение: найти 9 вариантов деления квадрата на 4 равные части.
  4. Придумать максимум вариантов применения какой-либо вещи, например, пластиковой бутылки, торшера, колесной шины и т.д.

Существует огромное количество заданий и обучающих методик, которые также призваны развить фантазию и творческое воображение:

  1. Взять два одинаковых стакана, налив в один воду, а в другой компот. Из стакана с компотом набрать ложку жидкости и вылить в сосуд с водой. Теперь из стакана с водой набрать ложку и вылить в сосуд с компотом. Повторить эти действия еще раз и определить, чего больше: воды в сосуде с компотом или компота в сосуде с водой.
  2. Задачи на латеральное мышление предусматривают и работу с картинками, историями, описаниями. Ведущий может раздать всем участникам картинки с двумя связанными между собой изображениями, но одно закрывает. Задача участников – догадаться, что изображено на второй половине. Например, видя нарисованного человечка на дереве, они высказывают предположение, что он: «полез снимать котенка», «собирает урожай», «собирается спилить ветки» и т.д.

Источник: https://womanadvice.ru/lateralnoe-myshlenie-de-bono-metody-i-zadachi

Эдвард Боно – Использование латерального мышления

Эдвард де Боно

https://www.youtube.com/watch?v=HgEjcWxuWSs

Использование латерального мышления

Почему деятельность одних людей всегда богата новыми идеями, в то время как у других, ничуть не менее образованных, она в этом отношении бесплодна?

Еще со времен Аристотеля логическое мышление превозносится в качестве единственно эффективного способа использования разума. Однако крайняя неуловимость новых идей показывает, что они совсем не обязательно рождаются в результате логического процесса мышления. Некоторым людям свойствен другой вид мышления, который наиболее просто определяется тем, что приводит к созданию самых элементарных идей.

Последние становятся очевидными только после того, как уже найдены. В данной книге предпринимается попытка исследовать этот вид мышления, показать его отличие от обычного логического мышления и его большую действенность при получении новых идей. В ходе изложения материала мы назвали этот вид мышления нешаблонное в отличие от обычного, логического мышления, которое названо шаблонное мышление.

Слово нешаблонное более понятно, чем слово латеральное как указывается в первоисточнике. При чтении можно использовать вместо русского варианта нешаблонное авторское слово латеральное без каких-либо проблем.

Важно

Для того чтобы лучше понять, что происходит в человеческом мозгу в процессе мышления, необходимо всю его деятельность представить в виде определенных паттернов возбуждений, происходящих в нервной сети мозга.

Вполне возможно предложить общую концепцию его функциональной организации. Так же как можно разобраться в схеме электрической сети жилого дома, не зная детально схемы каждой отдельной проводки или конструкции каждого выключателя, так и процесс мышления можно понять, исследуя внешние проявления разума, показывающие, какие системы лежат в его основе.

С помощью такого рода системного анализа можно было бы, например, исследовать эффект сложного взаимодействия положительной и отрицательной обратной связи.

Однако подобный взгляд на функционирование мозга может служить только более или менее удобной моделью для развития понятия нешаблонного мышления. Но в этом случае полезность нешаблонного мышления ни в коей мере не зависит от того, соответствует ли эта модель действительности или нет.

Даже если она соответствует действительности, это совершенно не отразится на умении пользоваться нешаблонным мышлением, как не сказывается знание техники на умении шофера водить машину.

Ведь никому же в голову не придет предположить, что правильное использование логического мышления зависит от всестороннего понимания деятельности мозга.

Следовательно, идеи, высказанные в этой книге, основаны на наблюдении и на определенном понимании функциональной организации мозга. На страницах книги использованы такие привычные термины, как мысли, идеи, восприятия. Они несут наибольшую смысловую нагрузку при разработке понятия нешаблонного мышления.

Нешаблонное мышление не является какой-то повой магической формулой, а всего лишь иным и более творческим способом использования разума. Так, новые способы преподавания математики используют нешаблонное мышление соответствующим образом, в то время как в психоделическом культе оно явно искажено.

Совет

Ссылка на новые способы преподавания математики является в данном случае наиболее уместной, поскольку традиционные методы подхода к математике заменяются методом непосредственного развития ученика, представляющим ему возможность самому испытать чувство удовлетворения своими достижениями.

Это в значительной степени развивает гибкость ума, ибо активно стимулирует ученика на рассмотрение той или иной проблемы с самых различных точек зрения и показывает, что существует множество путей получения правильного результата.

Со временем те же принципы обучения, которые связаны с всеобщей основой нешаблонного мышления, могут быть распространены и на другие виды обучения.

Прочтя эту книгу, некоторые читатели узнают нешаблонное мышление, поскольку нечто подобное время от времени мелькало и в их сознании, и, вероятно, вспомнят случаи, когда на основе этих мимолетных ощущений были достигнуты блестящие результаты.

Невозможно составить учебник по нешаблонному мышлению, однако на последующих страницах книги мы попытаемся показать, как можно сознательно использовать определенные технические приемы для того, чтобы помочь освободиться от сковывающего воздействия логического мышления.

Основная идея книги — показать, что представляет собой нешаблонное мышление, как оно действует, а затем побудить читателя развить в себе свои собственные задатки к мышлению такого рода.

Глава 1. Шаблонное и нешаблонное мышление

Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них.

Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным.

Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет пищей и умрет с голоду.

Обратите внимание

Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.

Теперь представьте себе, что это вы стоите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?

Какой тип мышления вы бы использовали для решения этой задачи? Вы вправе утверждать, что тщательный логический анализ должен помочь девушке найти оптимальное решение, если таковое существует. Такой тип мышления представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.

В данной ситуации шаблонно мыслящие люди вряд ли смогут чем-либо помочь девушке, так как, по-видимому, метод, которым они могли бы решить эту проблему, имеет три возможных варианта:

Источник: https://libking.ru/books/sci-/sci-psychology/454067-edvard-bono-ispolzovanie-lateralnogo-myshleniya.html

Латеральное мышление: что это такое и основные методы развития

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Сегодня мы рассмотрим, что такое латеральное мышление, а также то, чем оно полезно и в каких ситуациях может пригодиться.

Человек может мыслить абсолютно в любом направлении, и даже если допустит ошибку – это не скажется негативно на результате, так как последующие решения позволять исправить ситуацию. Что очень отличается от пошаговых инструкций и логических размышлений, где из-за малейшего недочёта крах может потерпеть вся запланированная система действий.

Между прочим, «мозговой штурм» был основан именно на этой разновидности мышления. И что самое интересное, этот метод вполне может совмещаться с логикой. Сам термин ввел в обиход знаменитый психолог Эдвард де Боно в конце 1960-х годов.

Он «умудрился» подвергнуть систематизации творчество, а также доказал, что креативность является очень важной характеристикой для личности, которая желает развиваться и достигать успеха, и необходимой для самоорганизующихся информационных систем.

Идеи Эдварда де Боно

  1. Эдвард считает, что стереотипы, помимо того, что позволяют человеку сориентироваться и определить необходимый ход действий, также ограничивают человека. К примеру, достаточно всего раз отравиться мороженым, чтобы перестать его покупать вообще.

    Так называемый полученный опыт отлично помогает сохранить целостность и безопасность, но человек способен в дальнейшем просто перестать проверять насколько какой-то шаблон совпадает с реальностью в данной ситуации. Может, он перестал работать, а личность находится в фантазиях и боится рискнуть, чтобы проверить.

  2. Вертикальное мышление, то есть вышеуказанными шаблонами, со временем убивает возможность мыслить креативно, а также изобретать что-то новое. Что, кстати, очень «стопорит» при решении проблем.

    Помните выражение «наступить на грабли»? Так вот, если у вас в жизни часто возникают ситуации, похожие друг на друга, то пора изменить подход в их решении.

  3. Боно приводил пример, объясняющий, как действует его метод. Допустим, вы находитесь в песочнице и у вас есть лейка с водой.

    Так вот, если вы воду начнёте лить на песок, в одно и тоже место, то она поначалу немного растечётся, после чего сделает ямку, в которой будет собираться, образуя своеобразный колодец. Теперь проведём аналогию с процессом обдумывания чего-то у человека.

    Вода – это информация, поступающая извне, песок – наш мозг, и соответственно образовавшийся колодец – стереотип. И вот как раз латеральность – возможность сделать бороздки, чтобы выпустить воду по бокам, пока ямка (стереотип) не углубилась ещё больше, что означало бы придание ему устойчивости.

  4. Использование его в повседневной жизни необходимо, как и задняя передача у автомобиля, без которой не выбраться из гаража или тупика. Умея сдавать назад, вы же не будете так ездить постоянно? Но если не научитесь, то и пользование машиной будет совсем нелегким трудом.
  5. Личность, которая привыкла в своих размышлениях руководствоваться шаблонами, не способна творить и придумывать что-то новое.

Методы развития

«6 шляп»

Самым известным и популярным является метод «6 шляп», благодаря которому все возникшие идеи вполне могут сосуществовать, не отрицая друг друга и не противореча.

Для этого необходимо представить, что обдумывая какую-то проблему, чтобы приблизить решение, вы поочередно меняете шляпы, которые отвечают за определенную сферу и подход к мыслительной деятельности.

Можно использовать коллективно, наделив каждого её участника определённой ролью.

Итак, сама расшифровка:

  • Белый – информация и «сухие» доводы, аргументы, теория. Красный – чувствительность (отвечает за любые, даже малейшие ощущения и эмоции) Жёлтый – оптимистичность, с помощью которой обнаруживаются преимущества и ресурсы. Черный – критика, недочёты и слабые места. Зелёный – генерирование новых и «свежих» идей.Синий – подведение итогов, а также обозначение «зоны ближайшего развития».

Кстати, что-то похожее придумал Уолт Дисней, обращаясь к субличностям внутри себя, или наделяя персонал необходимыми функциями, он мог рассмотреть любой случай и проблему под разными углами, чтобы выявить слабые места и перспективы. Подробнее можете узнать из статьи «Два очень крутых приёма для достижения своей цели».

Творческая пауза

То есть возможность отдохнуть или переключиться на другую задачу, чтобы с новыми силами вернуться к изучению и поисков выхода из сложившейся ситуации, если в процессе отдыха не возник инсайт. Помните, что такое инсайт? Это озарение, неожиданное понимание проблемы в тот момент, когда занимаешься совсем другими вопросами и делами.

Ведь, даже если мы переключились на решение задач, не связанных с возникшей проблемой, то подсознание всё равно продолжает поиски способов, даже когда вы спите. Поэтому, чтобы не испытывать чрезмерный стресс и не загонять себя в тупик, разряжайте обстановку совсем другими занятиями.

Альтернатива

То есть, готовность человека приостановиться даже в тот момент, когда кажется, что придумал идеальный выход из положения, и поразмышлять ещё о возможных вариантах.

Такой способ не позволит вам зациклиться на чём-то одном и «закостенеть», исключая возникновение «неработающих» стереотипов.

Со временем вы уже автоматически будете продолжать искать возможные оптимальные решения, не останавливаясь в мыслительных процессах, а совершенствуясь и развиваясь.

Упражнения и рекомендации

Стереотипность и лишний опыт

Самой основной проблемой, вызывающей нарушения в способности творчески мыслить и генерировать новые идеи – это наросший пласт критики, которой подвергает себя личность. Отчего, чем опытнее, и взрослее человек становится, тем, как бы ни было парадоксально – глупее.

Боно даже провёл ряд экспериментов, где показывал взрослым и детям один и тот же рисунок, предлагая рассказать обо всех вариантах и ассоциациях, которые возникают в ответ на него.

Посмотрите внимательно, что он вам напоминает? Подключите фантазию, помните, что нет правильных и не правильных ответов, каждый из них имеет право на жизнь.

Сколько у вас вышло? Так вот, по результатам Боно, оказалось, что дети могут назвать до 40 вариантов, в то время, как взрослым не под силу и 10.

А все потому, что «привязывались» к самой геометрической фигуре, относясь как к шаблону геометрии, ведь так учили в школе.

Важно

А теперь представьте, сколько мы теряем в жизни, из-за ограниченности взглядов, потому что научились поддавать оценке свои действия, и выработали целую кучу стандартов.

Поэтому избавляйтесь от внутреннего критика, расширьте свои внутренние границы, и тогда вас ждёт больше возможностей, потому что вы их сможете хотя бы заметить. Постарайтесь и придумайте все 40, а то и больше вариантов, на что похожа эта фигура.

«Безумно глупо»

Старайтесь придумывать безумные и глупые идеи намеренно. Вот увидели картинку в журнале, и набросали пару вариантов о том, что и как на ней происходит. Только не очевидное, что, допустим, девушка лежит на шезлонге, отдыхая и загорая.

Может, она потеряла сознание, потому что спасалась от стаи диких маленьких рыбок, и выбралась из бассейна совсем обессиленная? Когда научитесь не чувствовать стыд и вину за глупости, а наоборот – удовольствие, считайте, что первые шаги в сторону креативности удались.

«Данетки»

Как творческие способности развить незаметно, играя и развлекаясь? Да легко, с помощью «данеток». Это такие задачки, которые учат формулировать и задавать вопросы, причём, так, что они не иссякают.

Играть можно как онлайн, так и с друзьями, что очень разрядит обстановку и настроит на весёлый лад. Условия просты, спрашивать нужно так, чтобы следовал закрытый ответ, то есть только «да» или «нет».

Самих задач в интернете полно. Приведу пример: «Одна женщина, прежде, чем лечь спать, спрятала туфельку в сейф. Почему она так сделала?». И вот с помощью вопросов пробуйте добраться до истины, это действительно увлекает и развивает.

Экспериментируйте

Стабильность – это хорошо, но если заметили, что в чём-то она мешает, рискуйте и действуйте по-другому, тогда и последствия будут совсем не такими, как обычно. К примеру, после нескольких неудачных романов женщина пришла к мысли, что «все мужчины одинаковы».

Знакомый шаблон, да? Только, если задуматься, они были чем-то похожи, допустим, пристрастием к развлечениям. И теперь, живя с этим стереотипом, она неосознанно будет выбирать именно тех мужчин, которые ему соответствуют, убеждаясь, каждый раз, в своей правоте.

Это поможет вашему воображению набросать варианты, объясняющие подозрения. И кстати, это один из способов дедукции, о котором вы сможете почитать подробнее в статье «Как научиться основам дедуктивного метода Шерлока Холмса». А это опять-таки подтверждает, что латеральность включает в себя и логику.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Если вы хотите более углублённо изучить методы Эдварда де Боно, то рекомендую почитать его книгу «Латеральное мышление».

А ещё не забывайте, что развивать важно обе половинки мозга, чтобы достигнуть гармонии в своём развитии. Лучшие методы и способы описаны в статье «Основные функции правого полушария головного мозга а также упражнения для его развития».

Успехов вам и свершений на пути саморазвития!
Материал подготовила Журавина Алина.

Источник: https://qvilon.ru/sila-mysli-i-razvitie-mozga/lateralnoe-myshlenie.html

5 причин использовать латеральное мышление

Первый вопрос, который возникает при прочтении названия статьи: «что такое латеральное мышление»? Данное понятие было введено в обиход более 45 лет назад, но актуальность свою оно не потеряло и сегодня.

Мы привыкли в повседневной жизни использовать логическое мышление (вертикальное), а в случае латерального (горизонтального) мышления нам нужно взглянуть на задачу с другой стороны без подсказок поэтапного поиска логики.

С детства нас учат систематизировать все наши задачи, анализировать и искать решения с применением логики и известных переменных. Но логическое мышление, к сожалению, не всем подвластно.

А вот латеральным мышлением может овладеть каждый, главное научиться абстрагироваться и смотреть на ситуацию под другим углом.  В этом нет ничего сложного, главное не побоятся и начать.

Эдвард де Боно – основоположник теории «латерального мышления». Он рекомендует использовать «латеральное мышление» в качестве одного из способов для решения сложных задач.

Эдвард де Боно опубликовал книгу «Искусство думать», чтобы помочь читателям научиться применять латеральное мышление в бизнес целях, в творческих моментах

и ежедневно в личной жизни.

Данная книга раскроет перед Вами многие секреты техники горизонтального мышления, ссылаясь при этом на конкретные примеры и доступные трактовки. «Искусство думать» подарит Вам уникальное умение мыслить нестандартно во время стандартных ситуаций.

Почему же все-таки стоит использовать латеральное мышление в повседневной жизни?

1. Не мыслить шаблонно в стандартных ситуациях

Из любой ситуации всегда есть выход, но часто мы не можем увидеть очевидное, так как смотрим не в ту сторону.  Данный способ мышления поможет развить у Вас способность мыслить нешаблонно и с успехом применить приобретенные навыки на практике. Латеральное мышление подходит не только для решения задач – оно помогает по-новому смотреть на вещи и порождать новые идеи любого рода.

2. Никогда не опускать руки

Часто мы сталкиваемся на первый взгляд с не разрешимыми задачами, но латеральное мышление помогает нам найти выход из самых запутанных историй с позитивным исходом. Никогда нельзя опускать руки, ведь борьба и поиски выхода – это уже полпути к счастливому исходу, а заранее выброшенный белый флаг – обеспеченный провал.

3. Использовать нетривиальный способ решения задач

Чтобы не объяснять, как и что нужно делать  в самых запутанных моментах жизни, приведем вам пример из книги:

«Много лет назад, когда должников еще бросали в долговую тюрьму, один лондонский купец имел несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Ростовщик, уродливый старик, влюбился в юную дочь купца и предложил ему сделку: он простит долг, если получит в жену его дочь…И дочь и отец были в ужасе.

Тогда коварный ростовщик предложил…: он положит в пустой кошель два камешка, черный и белый, а девушка пусть вытащит один из них. Если ей попадется черный, она станет его женой, если белый – останется с отцом.

Долг в обоих случаях будет считаться погашенным… Ростовщик наклонился, чтобы найти камушки для жребия, и дочь купца заметила, что он подобрал и положил в кошель два черных камня. Затем он повернулся к девушке и предложил ей вытащит один из камней»…

Совет

Чтобы Вы сделали на ее месте? Вертикальное мышление не поможет в этом случае. Люди мыслящие вертикально, сосредоточились бы на факте, что девушке нужно вытянуть камешек. Люди, мыслящие латерально, направят свое мышление на оставшийся камень. Они могут исследовать все ракурсы ситуации.

«Девушка в нашей истории запустила руку в кошель, вытащила камень, и не взглянув на него, выронила прямо на дорожку, где он мгновенно затерялся…Впрочем не беда: если Вы загляните в кошель, то сможете по цвету оставшегося камня сказать, какой камень я вынула».

4. Появление новых идей улучшит Вашу жизнь

Прийти к новой идее очень легко каждому. Энтузиазм – залог рождения новой мысли. Латеральное мышление помогает не только появлению новых идей, но и более экономному подходу к их реализации.

В каждой задаче есть своя структура, познав каждый элемент можно понять, что именно может стать исходной точкой в ее решении. Чем лучше мы будем знать нашу цель, тем легче нам будет объяснить себе, что и как нам нужно сделать.

Например, вместо того, чтобы считать «стены дома опорой для крыши, подумайте о них как о подвешенных к ней» или можете отказаться «от идеи, что Земля движется вокруг Солнца, и представьте себе, что Солнце движется вокруг Солнца».

Ко всем проблемам есть подходы, которые на первый взгляд не видны.

Выйти из рамок конкретной задачи в поисках другого взгляда на нее – задача очень сложная. Иногда нужно отпустить отвлечься от проблемы, чтобы посмотреть на нее с другой стороны. Решение может прийти мгновенно и не целиком, а лишь далекой идеей, но только в Ваших силах развить ее максимально и качественно.

Марина Познякова

Читайте Клубер в Telegram, Instagram и Pinterest.

Источник: http://www.cluber.com.ua/lifestyle/samorazvitie-lifestyle/2015/06/5-prichin-ispolzovat-lateralnoe-myshlenie/

Латеральное мышление: найти нестандартное решение

Мы часто бываем инертными, особенно в том, что касается способов мыслить, предлагать идеи и решения. Нам страшно заступить на незнакомую территорию, озвучить пришедшую в голову сумасшедшую мысль — а вдруг станем посмешищем? Куда безопаснее оставаться в привычном мирке шаблонов и схем.

В таком подходе нет ничего плохого, только сложившийся в нашей голове паттерн (схема, образ) мышления не всегда оптимальный. Складывается он под влиянием других паттернов, а также точек зрения, принятых обществом в целом и нашим окружением в частности.

К тому же прямая дорога иногда заводит в тупик — тут может пригодиться умение искать обходные пути и смотреть на проблему под новым углом. Латеральное мышление (лат.

lateralis — боковой) — это способность думать нешаблонно, используя максимальное количество подходов к вопросу, которые зачастую игнорируются нашим логическим мышлением.

Считаете, что у вас нет фантазии и совершенно не развито воображение? Всему этому можно научиться.

Первый способ — игра в «Данетки»: ведущий описывает необычную ситуацию, а игроки должны в ней разобраться, задавая уточняющие вопросы, на которые можно однозначно ответить только «да» или «нет».

Пример: «16 музыкантов духового оркестра играют перед зрителями, но их никто не слушает. Почему?» (Ответ: потому что играют они в баскетбол.) Вопросы для игры можно найти в интернете или купить набор карточек.

Второй способ — логические загадки и головоломки, например: «Каких камней не бывает в реке?», «Как бросить яйцо, чтобы оно пролетело три метра и не разбилось?», «На какой вопрос нельзя ответить «да»?».

Для взрослого человека такое занятие несолидно? Играйте вместе с детьми — Эдвард де Боно считает, что латеральному мышлению нужно учить в школах, и некоторые учебные заведения на Западе поддерживают его идею.

Третий способ — придумать максимум новых вариантов, например, применения сдутого футбольного мяча, колокольчика или торшера. Отличная идея для вечера в кругу семьи и для мыслительной разминки перед совещанием.

Освоили способы попроще? Переходим к основным методам латерального мышления.

6 шляп мышления

Обратите внимание

Вряд ли нужно объяснять, что такое мозговой штурм. Но знаете ли вы, что в большинстве случаев штурмы проходят неправильно? Типичный сценарий: кто-то генерит идеи, а кто-то безжалостно рубит их на корню. Обсуждение заходит в тупик, все расходятся, недовольные друг другом.

Что делать? Использовать 6 шляп мышления:

• Белая — информационная: чем располагаем, чего не хватает.

• Зеленая — творческая: генерация идей и поиск альтернатив.

• Красная — эмоциональная: чувства, связанные с выдвинутой идеей.

• Желтая — оптимистическая: преимущества идеи.

• Черная — критическая: проверка идеи на прочность, возможные трудности в реализации.

• Синяя — организационная: чего удалось достичь и каковы дальнейшие шаги.

В начале встречи можно дать каждому из сотрудников тот или иной «головной убор» и попросить не выходить за рамки полномочий: например, Белая шляпа отвечает только за факты и не вправе критиковать.

В ходе штурма можно меняться шляпами, чтобы все участники по очереди выступили в каждой роли. Такой подход научит «ворчунов» смотреть на чужие идеи под новым углом и сделает встречу более конструктивной.

Пользоваться шляпами можно и в одиночку, поочередно надевая их на себя и рассматривая вопрос с разных сторон.

Синектический штурм

Синектика — это сочетание разнородных, зачастую несовместимых элементов. В основе этого метода лежат разные виды аналогии:

• Прямая: а как обычно решают похожие проблемы?

• Личная: попытка поставить себя на место субъекта (клиента, покупателя)

• Обобщающая: описание задачи двумя словами.

• Символическая: как бы эту проблему решил вымышленный или реальный исторический персонаж?

По мнению де Боно, это помогает привести мысли в движение, а также спасает от стереотипного мышления.

Случайное слово

Еще один прием, который полезно применять на мозговых штурмах, когда обсуждение буксует, а решение так и не найдено. Попросите участников назвать по одному случайному слову и попробуйте связать его с темой вашего обсуждения.

На пути от абстрактного слова к вашей задаче наверняка появятся новые мысли, идеи и аналогии. Хорош метод и тогда, когда непонятно, как приступить к задаче.

Пользоваться им можно и в одиночку, выписывая слова и ассоциации на бумаге.

Выход за рамки

Важно

Любая задача, как в бизнесе, так и в повседневной жизни, ограничена рамками бюджета, времени или других ресурсов.

Именно к этому часто апеллируют критики идей: «Но нам выделено на проект всего…», «А кто будет это делать? У меня все люди заняты!».

Но даже если отменить или пересмотреть рамки не всегда возможно, никто не мешает мысли вырваться за их пределы. Так вы сможете расширить круг идей, и наверняка хотя бы некоторые из них удастся потом реализовать.

Конечно, чтобы начать развивать латеральное мышление, потребуется определенное мужество сделать первый шаг и, быть может, оказаться смешным. Но, как пишет Эдвард де Боно: «Мышление — это не только решение сложных проблем и задач.

И размышлять нужно не только над трудностями. Наслаждайтесь размышлениями над простыми задачами, к которым можете легко найти ответ.

Таким образом вы разовьете в себе навык мыслить, уверенность в своих мыслительных способностях и полюбите это занятие».

Эдвард де Боно (Edward de Bono) — психолог, эксперт в области творческого мышления, автор книг, в том числе «Латеральное мышление», «Красота ума», «Научите себя думать», «Рождение новой идеи».

Источник: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/individuality/lateralnoe-myishlenie-nayti-nestandartnoe-reshenie/

Использование латерального мышления

На основании предыдущей главы могло сложиться впечатление, что нешаблонное мышление необходимо главным образом при изобретении или конструировании различных механических устройств и приспособлений.

Однако, насколько бы интересными эти устройства ни были, они не играют существенной роли в повседневной жизни; отсюда и строгая ограниченность желания создавать такого рода устройства.

Как мы уже указывали, устройства как таковые не суть важны; просто на примере наиболее удобно показать процесс нешаблонного мышления в действии.

Если в качестве иллюстрации способов возникновения новых идей использовать область науки, то также может сложиться впечатление, что нешаблонное мышление применяется исключительно в научно-исследовательской деятельности.

А поскольку большая часть людей не занимается ни изобретательством, ни научной работой, то нешаблонное мышление может показаться роскошью, без которой вполне можно обойтись.

Однако это не так, ибо способ мышления, показанный на примере возникновения как научных идей, так и обычных изобретений, в равной мере может быть распространен на другие области. Процесс в основном один и тот же.

Совет

Мать, которая ставит ребенка в детский манеж, чтобы он не срывал игрушки с рождественской елки, использует один вид мышления; отец, который считает, что было бы более разумно поставить в манеж елку, а не ребенка, применяет другой вид мышления. Каждый человек может вспомнить не один пример из собственной практики, когда использование нешаблонного мышления оказывалось весьма полезным.

В тот самый день, когда мне в голову пришла идея использовать для решения проблемы воздушные шары, не прибегая к помощи электронной вычислительной машины, я получил урок, показывающий узость шаблонного мышления.

Однажды я предоставил приятелю свою квартиру на время уикенда; вернувшись домой, я обнаружил, что настольная лампа не работает. Убедившись, что штепсель в порядке, я сменил лампочку и осмотрел пробки.

Не добившись успеха от приложения всех этих прямых усилий, я неожиданно понял, что приятель, не знавший моих привычек, просто-напросто выключил общий свет, вместо того чтобы воспользоваться выключателем на самой настольной лампе, как обычно делаю я.

Сосредоточив внимание главным образом на настольной лампе и продолжая мыслить и действовать по шаблону, я создал проблему, которая фактически оказалась простейшей ситуацией. Если бы я переместил свое внимание с лампы на другие факторы, такие, например, как приход моего приятеля, проблема бы не возникла.

Человек всегда склонен следовать по пути наивысшей вероятности.

Он даже готов отказаться от тех выгод, которые сулит ему нешаблонное мышление на том основании, что его не интересует получение новых идей; но готов ли он принять ограниченность шаблонного мышления? Новые идеи являются позитивным аспектом нешаблонного мышления, однако, человек, никогда не применяющий нешаблонное мышление, помимо потери позитивного аспекта этого вида мышления, просто ставит себя в невыгодное положение. Людей такого склада ничего не стоит обвести вокруг пальца, ибо ход их мыслей всегда можно предугадать.

В борьбе джиу-джитсу преимущество всегда на стороне того, кто умеет предвидеть направление атаки противника, что позволяет ему обернуть силу и вес противника против него самого. Точно так же, имея возможность предсказать ход мыслей человека, мыслящего по шаблону, вы имеете перед ним значительное преимущество.

На этом преимуществе построена работа фокусника. Все сценические трюки, за исключением тех, которые зависят от работы механизмов или ловкости рук, основаны на одном принципе — направить внимание публики по наиболее вероятностному пути мышления.

Великий Гудини обычно обращался к публике с предложением надеть ему наручники.

Обратите внимание

Когда наручники были надежно защелкнуты, Гудини опускал руки в мешок и через несколько минут вынимал их свободными от наручников. Единственный способ освободиться от наручников — это сделать специальный штифт на кольцах.

Штифт извлекался с помощью магнита, в результате чего кольца распадались и наручники падали.

Пока внимание публики было сосредоточено на том, чтобы как можно лучше защелкнуть наручники, Гудини в метко просто разобщал кольца, а потом снова замыкал их.

Тот же самый принцип использовал Гудини в аттракционе с распиливанием женщины. Женщина помещалась в деревянный ящик, который приподнимался над ареной так, чтобы никто не мог ни войти, ни выйти из него. Гудини открывал один конец ящика и показывал публике голову женщины, затем второй — и показывал ноги.

После этого ящик распиливался пополам, однако, женщина оставалась целой и невредимой. Шаблонно мыслящие люди были удивлены, поскольку они ясно видели, что из ящика никто не выходил и на всем протяжении номера в нем находилась одна и та же женщина. На самом же деле основная часть фокуса выполнялась до того, как ящик отрывался от арены.

Ящик устанавливался точно над люком в полу арены, и, как только публика, осмотрев ящик, убеждалась, что он пустой, одна женщина залезала в пего сверху на виду у публики, а другая — снизу, через люк, тайно от публики.

Голова и ноги, которые Гудини показывал зрителям после того, как ящик подвешивался над полом, принадлежали уже двум женщинам, между которыми проходила пила во время исполнения номера.

В этом отношении любопытен и другой сценический фокус Гудини. Четыре индуса в высоких тюрбанах выносили на арену женщину, лежащую на ровной стеклянной доске. Индусы поддерживали доску с четырех углов. Затем Гудини набрасывал на женщину большое покрывало; и через несколько мгновений, когда покрывало вдергивалось, женщины на доске уже не было.

Важно

Секрет этого фокуса заключался в следующем: один из четырех индусов-носильщиков был просто полым манекеном, в который женщина пряталась, пока находилась под покрывалом. Находясь внутри манекена, она покидала арену.

Фокусы Гудини, если их объяснить, чрезвычайно просты, но в свое время они производили на зрителей огромное впечатление, особенно когда сопровождались магическими заклинаниями, которые направляли публику по тому наиболее высоковероятностному пути мышления, по которому она сама страстно желала идти. Чтобы понять истинное положение дел, нужно пойти по менее вероятностному пути, который резко сворачивает с торной дороги высокой вероятности.

Если такой поворот не сделать вовремя, то шаблонное мышление не позволит нам вернуться назад к исходному пункту.

Фокусник создает совершенно искусственную ситуацию, однако она весьма четко показывает, как легко обмануть зрителя, который пользуется только высоковероятностным, или шаблонным, мышлением. Мошенники, торговцы и политиканы оказались бы не у дел, если бы мы применяли нешаблонное мышление столь же естественно, как и шаблонное.

Их успех определяется тем, насколько умело они направляют других по высоковероятностному пути мышления в соответствии со своими намерениями. Подчеркивая, по своему желанию, определенные моменты в ситуации, они создают высоковероятностный путь там, где его ранее не было и в помине.

(В данном контексте не имеет смысла определять высоковероятностный путь мышления, как путь, которого придерживается большинство людей, ибо такое определение было бы тавтологией.

Высоковероятностный путь мышления определяется на функциональном, нейрологическом уровне как путь максимального облегчения процесса мышления, которое достигается за счет узнавания и видоизменения актуальной мотивации.) И хотя жизненный опыт нельзя изменить с легкостью, тем не менее путем умелого управления мотивациями стремление к высокой степени вероятности можно значительно ослабить.

Лица, имеющие естественную склонность к применению нешаблонного мышления, это в основном журналисты либо рекламные агенты, работа которых предполагает умение видеть явления с разных точен зрения.

Что же касается представителей таких профессий, которые используют жесткое шаблонное мышление, то к ним относятся преимущественно юристы, врачи и в некоторой степени бизнесмены, то есть все те, кто предпочитает иметь дело с явлениями устойчивыми, четко определенными, ибо только в этом случае имеется возможность с пользой приложить свой жизненный опыт и технические знания.

Совет

А к какой категории относится художник? В своих поисках нового взгляда на вещи, посвятив себя всецело разрушению отживших условностей восприятия, разве не художник выступает как главный носитель нешаблонного мышления? В мире искусства нешаблонное мышление имеет более самоутверждающее название — творческое мышление.

Художник не отгораживается от новых идей, веяний и случайностей. Он стремится развить в себе крайнюю чувствительность и эксцентричность, избежать укоренившихся взглядов на вещи, нередко намеренно доходя до безрассудства.

Культ психоделического поведения представляет собой сознательную попытку усилить остроту восприятия для того, чтобы найти более значимый и интересный взгляд на вещи.

Не это ли составляет квинтэссенцию нешаблонного мышления?

Однако творческое мышление слишком легко останавливается на полпути — на стадии хаоса. По сути, у малоталантливого человека нет иного выхода. В искусстве сам по себе уход от старых идей возводится в ранг добродетели. Оригинальность — вот к чему стремится искусство.

Здесь всегда живо желание выйти из границ укоренившегося порядка в безграничную возможность хаоса, и нередко один только этот шаг рассматривается уже как достижение, в то время как он — лишь первая стадия на пути к достижению.

Подлинная цель нешаблонного мышления состоит не в блуждании по бесформенному хаосу, а в нахождении в этом хаосе плодотворной новой идеи.

Новая идея, скорее всего, должна обладать классической простотой формы; в любом случае она должна быть упорядоченной, что весьма далеко отстоит от бесформенности давшего ей жизнь хаоса.

Идеал, которого стремится достичь нешаблонное мышление, — это простота при крайней утонченности, простота самой идеи, весьма эффективной в действии и элементарно простой по форме. Эта простота богатства, по не скудости, изобилия, но не голода.

Источник: https://bookap.info/book/bono_ispolzovanie_lateralnogo_myshleniya/gl10.shtm

Ссылка на основную публикацию