Илья репин – уникальные факты

Илья Репин: почему великий художник Илья Репин так и не вернулся на родину

Илья Репин был, пожалуй, самым востребованным советской пропагандой художником дореволюционной России. Но умер он вовсе не в России и наотрез отказался возвращаться на родину. При том, что нищенствовал и в 80 лет лично возился с грядками и доил козу.

Финский когда-то поселок Куоккала, расположенный в 45 км от Петербурга, сегодня носит имя Репина. Главная достопримечательность поселка – усадьба Пенаты, в которой Илья Репин, по собственному признанию, провел лучшие годы жизни. Нынешние Пенаты – это чистый новодел.

В 1944 году усадьбу стерли с лица земли наши же войска. По стечению обстоятельств в репинском доме располагался штаб финского командования. Сперва этот участок берега выжгли катюшами, а потом, для верности, его «перекопала» тяжелая артиллерия.

Исчез даже холмик, на котором похоронен художник.

Обратите внимание

При восстановлении место, где находилась могила, определили условно и насыпали новый холм. Зато экспонаты в «Пенатах» самые что ни на есть подлинные. Перед войной их успели вывезти в Ленинград и спрятать в хранилище, расположенном в подвалах Академии художеств, носящей опять же имя Репина.

Музей-усадьба “Пенаты”, 1980 год

С заболоченным участком леса на берегу Финского залива связаны самые драматические эпизоды в жизни Ильи Ефимовича. Маленький хутор в поселке Куоккала он приобрел в 1899 году на имя любовницы Натальи Нордман.

Ради дамы, которая была младше его на четверть века, художник бросил жену и четверых детей.

Финский хутор Репин преобразил по собственному проекту – собственноручно сажал деревья и копал каналы, при помощи которых удалось создать систему небольших озер.

Несмотря на богатство и известность, Репин, при жизни ставший классиком русского искусства, всегда тянулся к простоте. Круглый год художник спал на свежем воздухе, на балконе, из-за необычной формы носившем название «Аэроплан». Летом живописец просто засыпал на воздухе, а зимой пользовался спальным мешком. Там же, на «Аэроплане», Илья Ефимович частенько брался за кисти.

В музее сохранилась коллекция вещей, использовавшихся мастером для создания композиций. Уникальную коллекцию казацкого оружия Репин собрал сам, путешествуя по Запорожью. Немногие знают о том, что художник лично проводил археологические раскопки. В числе прочего Репин откопал череп воина времен Запорожской Сечи.

Уникальную находку можно увидеть сразу на нескольких картинах мастера.

Сам Репин признавал, что с картины “Бурлаки на Волге” “началась моя слава по всей Руси великой”.

Впрочем, в Пенатах знаменитый художник не только работал. Там же он регулярно устраивал праздники. Особо известны были репинские среды.

Для своих гостей Репин устраивал вегетарианские обеды, фирменными блюдами на которых были жаркое из травы и котлеты из клюквы. Неоднократно на них бывали Максим Горький, Сергей Шаляпин и живший по соседству Корней Чуковский.

Важно

Описывая в мемуарах свою жизнь в 1916 году, Владимир Маяковский писал, что денег у него не было совсем, а выжил он исключительно благодаря репинским средам.

Между тем жизнь за забором усадьбы шла своим чередом. Наступил 1917 год.

События февраля Репин встретил с радостью, а вот октябрьского переворота просто не заметил, хотя как раз в это время находился в Петрограде.

Осенью 1917 года Репин работал над портретом английского посла Джорджа Бьюкенена. Художник был настолько увлечен творчеством, что не обращал никакого внимания на то, что происходило вокруг.

После октябрьской революции антимонархический уклон в творчестве Репина сменился на антисоветский. На фото – его картина “Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб”

В это самое время англичанин спешно собирал вещи, для того чтобы бежать из города, захваченного большевиками. Друзей Ильи Ефимовича – министров временного правительства Третьякова и Терещенко – арестовали и вскоре расстреляли. Крайне вовремя Репин перебрался в Пенаты на территории независимой уже Финляндии.

Незадолго до этого большевистское правительство национализировало деньги, находившиеся на частных счетах в Госбанке. Живописец, известный на весь мир, без средств к существованию оказался в чужой стране. Именно тогда в Пенатах появился большой огород.

Илья Ефимович, которому уже перевалило за 70, сажал картошку и морковь, а кроме того, возился с козой – пас и доил рогатую.

Оказавшись за рубежом, он, однако, так и не отказался от российского гражданства и не принял подданства Финляндии. В Пенатах живописец жил по так называемому нансеновскому паспорту. Известный путешественник сам разработал форму документа, позволяющего эмигрантам, не желающим порывать связи с родиной, жить в любой стране.

В советской России отсутствия живого классика сперва никто не замечал. Потом, когда работы Репина стали активно использоваться в пропагандистских целях, большевики начали активно добиваться его возвращения назад.

Совет

Автор ставших культовыми «Бурлаков на Волге», «Отказа от исповеди» и картин о революции 1905 года не мог жить в государстве, ставшем вражеским. Письма с предложениями вернуться назад Репину неоднократно писал сам Климент Ворошилов.

В 1926 году в Пенаты прибыла целая делегация сотрудничавших с новой властью художников во главе с учеником Репина Исааком Бродским. Илье Ефимовичу они привезли подарок от советского правительства – конверт с $2 тыс.

Репин радушно встретил старых знакомых, подарок взял, но возвращаться в советскую Россию все равно отказался. Ведь именно в тот момент, несмотря на письма Ворошилова, дочь и внучку Ильи Ефимовича, живших под Витебском, выселили из собственного дома и включили в список на отправку в Сибирь.

Та же судьба запросто могла постигнуть и автора «Бурлаков на Волге», тем более что советской власти было что ему припомнить. Лишения первых лет вынужденной эмиграции радикально изменили вектор творчества мастера. Хотя можно сказать и иначе: живописец остался верен себе и занимал подчеркнуто антигосударственную позицию.

Если раньше 
он пытался увековечить тех, кто боролся с царизмом, то теперь, отвлекаясь временами от приносившего ему хороший доход жанра портрета, описывал неприглядность советской власти. Был он человеком твердых убеждений.

А одно из них состояло в том, что «сaмaя блaгoтвopнaя и пoлeзнaя для чeлoвeчecтвa идeя, ecли oнa ввoдитcя пpaвитeльcтвoм в пoдвлacтнoй cтpaнe пo пpинyждeнию, быcтpo дeлaeтcя Бoжьим нaкaзaниeм нapoдy».

По воспоминаниям современников, полотно «Большевики. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб» Илья Ефимович считал не менее эпохальным, чем знаменитых «Запорожцев», часто и с охотой тиражировал. Подобные сюжеты оказались востребованы в условиях независимой Финляндии. Антисоветские картины охотно покупали как финны, так и эмигранты, что приносило Репину стабильный доход.

К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Окончательно же подкосила его внезапная смерть Натальи Нордман. Репин постоянно болел. Сердце Ильи Ефимовича остановилось 29 сентября 1930 года. Неделю спустя его похоронили в маленьком склепе, возведенном на холмике, который он сам выбрал для собственного захоронения.

Репин и мифы

«Картина Репина «Приплыли» — фраза, прочно вошедшая в народный фольклор. Между тем среди тысяч картин, написанных Ильей Репиным, такой попросту не существует. А своим рождением фраза обязана обычной путанице.

Работы Ильи Репина экспонируются во многих музеях России. И в Сумском художественном музее они выставлялись рядом с работами еще одного художника – Льва Соловьева. Среди них было и полотно «Монахи. (Не туда заехали)».

Это бытовая сценка, когда лодку с монахами течение прибило к берегу реки, где купаются обнаженные крестьянки. В глазах монахов так и читается то самое «Приплыли…». Из-за соседства картин ее авторство народная молва ошибочно приписала более известному Репину. Отсюда и пошла путаница.

А вот чего большинство людей не знает, так это того, что Репину мы обязаны фразой «о вкусах не спорят». Правда, в оригинале эта цитата из его мемуаров «Далекое близкое» звучала чуть более развернуто: «Вкycы к иcкyccтвaм дo тaкoй cтeпeни индивидyaльны, чтo 
ни пoд кaкиe зaкoны, вepoятнo, иx пoдвecти нельзя, и o ниx дaвнo yжe нe cпopят».

Источник: http://relax.wild-mistress.ru/wm/relax.nsf/publicall/1030706_ilya_repin_pochemu_velikiy_hudozhnik_ilya_repin_tak_i_ne_vernulsya_na_rodinu

«Неведомые тайны разной наглой мазни»: как Илья Репин громил декадентов

Для нас перелом от классики к модерну в русском искусстве — дела давно минувших дней, покрывшиеся пушистой архивной пылью. Но на рубеже ХIX и ХХ веков это было острейшее противостояние с переходом на личности.

разрушали репутации и свергали с пьедестала былых кумиров.

Возмущенный подобным варварством Репин берётся защищать «сброшенных с парохода современности», но главное — он развенчивает новые культовые фигуры, камня на камне не оставляя от Дега, Милле, Родена, Моне, Галлен-Каллелы, Леона Фредерика, Константина Сомова и прочих, по репинским словам, «развязных дилетантов».

Артхив решил повнимательнее рассмотреть картины и художников, которых с таким сердечным жаром защищал Илья Ефимович и в особенности — тех, кого он столь изобретательно бранил. Предоставляем ему слово. «Особенно неприятно поразил меня отзыв журнала („Мир искусства“ — ред.

) о знаменитом историческом художнике, польском, Матейке… Игорь Грабарь, сообщая о больших полотнах Матейка на венской выставке, называет их „безжизненными, сухими громадами, без признака художественного темперамента (!), без искры какого бы то ни было увлечения, кроме патриотического“. „Всё это считалось искусством“, — изумляется Грабарь.

Обратите внимание

Очевидно, он слеп, чтобы видеть весь потрясающий трагизм этих исторических картин и незабываемую пластику фигур и лиц, первостепенных, по своей характерности и форме, которыми полны все картины Матейка».Илья Репин: «Это направление — декадентство, в буквальном значении. Его идеал — атавизм в искусстве. Дилетантизм ставится в принцип школы».

Илья Репин: «Бездарный Леон-Фредерик был представлен на последней международной выставке в подавляющем количестве, как образчик современной школы рисовальщика. При одном воспоминании об его распухлых, как в спиртовых банках, точно мёртвых младенцах, при его неумении рисовать и писать — тошнит.

А между тем всё это бесчисленное количество упражнений этого глуповатого любителя, назойливо отравлявшего всю выставку, уже приобретено нашими меценатами в назидание русской школе».

Илья Репин: «Впрочем, они (мирискусники — ред.) не считают его (Леона Фредерика — ред.) гением. Их гений — финн Галлен. Это — образчик одичалости художника. Его идеи — бред сумасшедшего, его искусство близко к каракулям дикаря».Илья Репин: «Пейзажисты — Моне, Розье и многое множество рабов нового поветрия, Анктен, Кондор и т. п.

развязные дилетанты почувствовали почву для анархии в искусстве и делают себе карьеру. Все молодые финляндцы, а наши Алекс.Бенуа, К.Сомов, Малютин и другие недоучки с благоговением изучают манеры этих бойцов за невежество в искусстве и надеются на славу в потомстве. Их враги — академии.

Традиции, знания, логические наблюдения законов форм и колорита природы клеймятся ими, как самый большой порок в искусстве. Они признают за собою право начать искусство снова и заполнить им весь мир, уничтожив всё „академическое“. Им необходимо прежде всего свергнуть авторитет академического образования в искусстве и поставить на его место дилетантизм».

Илья Репин: «Сбить с толку любителей, отуманить покупателей, внушить им неведомые тайны разной наглой мазни и возбудить биржевой ажиотаж на незначительные картинки своего избранника — вот интрига ловкого лавочника. И еще так недавно русская публика видела посредственные картинки Дегаса (Эдгара Дега — ред.) и была ошеломлена ценами. За 40, 000 руб.

продавались „Жокеи“! (картинке красная цена 400 р.), Дюран-Рюэлю уже предлагали американцы 100,000 фр. (есть телеграмма из Америки). Русские господа-любители предлагали 25,000 руб. (факт). И возьмёт 40, 000 руб. Только бы побольше говорили. Разыграется повторение истории с картинкой Милле „Анжелюс“, ушедшей было в Америку за 550,000 фр.

, но, к счастию для Франции, вернувшейся в Париж за 600,000 фр. А ведь это посредственная картинка».Илья Репин: «Биржевая цена — вот чем теперь определяются достоинства художественного произведения. Картинные торговцы должны заменить профессоров: им известны потребности и вкусы покупателей.

Они теперь всемогущие творцы славы художников, от них всецело зависит в Европе имя и благосостояние живописцев. Пресса, великая сила, тоже в их руках. Интерес к художественному произведению зависит от биржевой игры на него. Возбудить ажиотаж к картинке и нажить состояние — вот тайна современного успеха художественного произведения.

Важно

Без гения, без божка, конечно, им нельзя обойтись. Еще недавно состоял таковым скромный, посредственный Пювис-де-Шаван. Он умер. Нужен новый, такой же безобидный…»Илья Репин: «В скульптуре их гений — Роден. Статуи Бальзака, как и статуя Евы, бывшая у нас на французской выставке, близки уже к каменным бабам, украшавшим скифские могилы на юге России.

Это направление породило уже легионы подражателей во всех родах искусства».

Илья Репин: «Господин Грабарь кичится тем, что уразумел сумеречный тон Вистлера — всё долой, что не в сумеречном тоне! Молодой человек с образованием, с энергией, много видевший, и такая узость, такая ограниченность! Посягать на Матейка!

Читайте также:  Типы личности - уникальные факты

Торопитесь, господа, не трудно предсказать, что не пройдёт и 10 лет, как ваша хвалёная декадентщина и ваш невежественный дилетантизм, развившись — очень естественно, как все плевелы и сорные травы, до самопожирающих размеров — так опошлится, так опротивеет, что все любители, сдвинув плечами и покачав головами, скажут: „И это называлось еще так недавно искусством!“

А Матейко всё будет стоять колоссом, и его национальная стоимость даже никогда не соприкоснётся с оценкой картинной лавки. А ваши плевки пигмеев не достигнут даже подножия его пьедестала».

Илья Репин: «Недавно еще, в одном доме, я увидел на стене картинки с вашей выставки и невольно покраснел и скорее отвёл глаза. Что висит на выставке курьёзов — забавно; но повесить эти кричащие чудачества в жилых помещениях!.. Одна картинка висела у них целый год верхом вниз.

Автор увидел, обиделся; перевесили — все те же пятна и так же никто не понимает, что изображено художником».Илья Репин: «Да, очевидно, вы загипнотизированы, ослеплены и лезете на стену. Если бы вставить „Нимфу“ Нефа в картину Пювис-де-Шавана, вы бы растаяли от похвал и удовольствия.

Молодого Иоанна Грозного из картины Плешанова вы бы превознесли на весь мир, если бы увидели его на холсте Делакруа».

  • Павел Плешанов. Иван IV и протопоп Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года

Илья Репин: «Нет у вас никакого чувства уважения к таким почтенным сединам самобытного таланта, каким всегда был Айвазовский.

Если бы вашему невменяемому рамолисменту (фр. ramolissement — размягчение, расслабленность, маразм — ред.) в живописи Моне, вечно танцующему от печки жёлтеньких и лиловеньких бессмысленных тоников, удалось хотя однажды достичь такого общего впечатления картины, каким проникнут „Потоп“ Айвазовского, вы бы подняли его на щитах и раструбили бы на весь мир.

А это наверное случилось бы только тогда, если бы картины Айвазовского скопились, как собственность, у Дюран-Рюэля».Илья Репин: «Попробуйте выкинуть у французов Энгра, у немцев Овербека!.. Они не стыдятся этих художников, историческое значение за ними прочно установлено.

А у нашего Моллера одна пьяная вакханка, в его картине „Иоанн на Патмосе“, перетянет на весах много их картин.

В каждой из перечисленных вами картин найдутся достоинства и особенности, имеющие значение в росте нашей школы; не говоря уже о таком талантливом художнике, как Трутовский, „Колядки“ которого так характерны и так свежи и даже так в духе нынешних картинок общего впечатления, что ваше посягательство на неё, даже с вашей точки зрения на искусство, не понятно: в ней нет и признака академизма».Илья Репин: «В ваших мудрствованиях об искусстве вы игнорируете русское, вы не признаёте существования русской школы. Вы не знаете её, как чужаки России. То ли дело болтать за европейцами: Давид, Делакруа, Бодлер, Зола, Рескин, Вистлер; вечно пережёвываете вы европейскую жвачку, достаточно устаревшую там и мало кому интересную у нас. А, сказать правду, выставки ваши поддерживаются все же такими художниками, как: Серов, Рябушкин, Эдельфельд, Головин, Давыдов, Поленов и др., вовсе не имеющими острого характера упадка в роде бедного калеки-уродца К.Сомова, которого вы ставите во главе движения вашей школы. Я же знаю этого способного юношу и понять не могу его притворства в напускании на себя такой детской глупости в красках, как его зелёная травка, такого идиотизма, как сцены его композиций с маленькими выломанными уродцами, лилипутами».Илья Репин: «И в „Мире искусства“ я высоко ставлю энергию г. Дягилева, его умение хлопотать, ездить далеко за экспонатами, улаживать с собственниками художественных произведений. На это немногие способны. Нельзя не дорожить этим образованным молодым человеком, так полюбившим искусство. Но не верится даже, что человек с таким светским лоском, с таким разносторонним интересом ко всякого рода искусствам (пению, музыке), что этот же самый элегантный аристократ переносит в живописи такие безобразия, как Леон Фредерик, Галлен, такие жалкие уродства, как К. Сомов, Анктен, Кондор и др., и пропускает такие вульгарные выходки, как приведённые мною выше, в журнале „Мир искусства“, которому нельзя отказать во внешнем интересе».От редакции: приведённые здесь остро-полемичные высказывания Ильи Репина сначала были опубликованы в 15-м выпуске журнала «Нива» за 1899-й год и в том же году перепечатаны в 10-м номере журнала «Мир искусства» вместе с ответом Репину Сергея Дягилева. При цитировании сохранено авторское написание имен собственных.Собрала и проиллюстрировала: Анна Вчерашняя
Дизайн: Николай Скоробогатько

Источник: https://artchive.ru/publications/1803~Nevedomye_tajny_raznoj_nagloj_mazni_kak_Ilja_Repin_gromil_dekadentov

Художник Илья Репин: биография и факты из жизни

Репин в 1898 г. пишет портрет кн. М. К. Тенишевой

5 августа 1844 года на свет появился выдающийся художник Илья Ефимович Репин. В честь дня рождения мастера публикуем его биографию и интересные факты из жизни.

Биография

Родился Илья в Чугуеве (поблизости Харькова) 24 июля 1844 году. Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте.

А в 1863 году он переехал в Петербург, чтобы учиться в Академии Художеств. Во время обучения там прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины.

В 1870 году отправился путешествовать по Волге, выполняя тем временем этюды и наброски. Там же зародилась идея полотна «Бурлаки на Волге». Затем художник переехал в Витебскую губернию, приобрел там имение.

Художественная деятельность тех времен в биографии Ильи Репина чрезвычайно плодотворна. Кроме написания картин, он в Академии Художеств руководил мастерской.

Автопортрет, 1878 г.

Совет

Путешествия Репина по Европе повлияли на стиль художника. В 1874 году Репин стал членом товарищества передвижников, на выставках которых представлял свои работы.

1893 год в биографии Репина обозначен вхождением в Петербургскую Академию Художеств в качестве полноправного члена.

Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году.

Творчество Репина

Николай Мирликийский спасает трех невинно осужденных на казнь, 1889 г.

Репин — один из немногих русских художников XIX века, в творчестве которых нашел свое выражение героизм русского революционного движения. Репин умел необыкновенно чутко и внимательно увидеть и изобразить на холсте различные стороны русской социальной действительности того времени.

Садко в подводном царстве, 1876 г.

Способность заметить робкие ростки нового явления, вернее, даже почувствовать их, определить неясные, мутные, волнующие, мрачные, на первый взгляд, скрытые изменения в общем течении событий — все это особенно ясно сказалось в линии творчества Репина, посвященной кровавому русскому революционному движению.

Первым произведением на эту тему упоминавшийся эскиз «По грязной дороге», написанный сразу по возвращении из Парижа.

Под конвоем. По грязной дороге, 1876 г.

В 1878 году художник создал первый вариант картины «Арест пропагандиста», которая, на самом деле является остроумной реминисценцией сцены «Взятия Христа под стражу» из Нового Завета.

Очевидно, неудовлетворенный чем-то в картине, Репин еще раз вернулся к той же теме. С 1880 по 1892 год он работал над новым вариантом, более строгим, сдержанным и выразительным.

Картина вполне закончена композиционно и технически.

Арест пропагандиста, 1880—1882 гг.

Арест пропагандиста, 1878 г.

О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства.

Бурлаки на Волге, 1870—1873 гг.

Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.

Обратите внимание

Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери.

После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Изображая крестный ход — типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов, и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом.

Крестный ход в Курской губернии, 1880—1883 гг.

Человек впечатлительный, страстный, увлекающийся, он был отзывчив на многие жгучие проблемы общественной жизни, сопричастен социальной и художественной мысли его времени.

1880-е годы — пора расцвета таланта художника. В 1885 году была создана картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», отмечающая наивысшую точку его творческого горения и мастерства.

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885 г.

Творчество Репина отличается необыкновенной плодотворностью, причем многие полотна он писал одновременно. Одна работа еще не была закончена, как создавалась другая и третья.

Репин — выдающийся мастер портретного искусства. Его портреты представителей разных сословий — простого народа и аристократии, интеллигенции и царских сановников — своеобразная летопись целой эпохи России в лицах.

Он был одним из художников, с энтузиазмом откликнувшихся на идею основателя Третьяковской галереи — П. М. Третьякова о создании портретов выдающихся русских людей.

Репин часто портретировал своих близких. Портреты старшей дочери Веры — «Стрекоза», «Осенний букет» и дочери Нади — «На солнце» написаны с большой теплотой и изяществом. Высокое живописное совершенство присуще картине «Отдых». Изображая свою жену, заснувшую в кресле, художник создал удивительно гармоничный женский образ.

Стрекоза, 1884 г.

Осенний букет, 1892 г.

На солнце, 1900 г.

Отдых, 1882 г.

В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Историческое предание о том, как запорожцы — вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру.

В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа.

Важно

Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль.

ЧИТАТЬ:  Художница Энни Стегг: мир сказочных героев и прекрасных девушек

Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1878—1891 гг.

В 1899 году в дачном поселке Куоккала, на Карельском перешейке Репин купил усадьбу, названную им «Пенаты», куда окончательно переселился в 1903 году.

Гопак. Танец запорожских казаков, 1927 г.

В 1918 году усадьба «Пенаты» оказалась на территории Финляндии, Репин таким образом был отрезан от России. Несмотря на сложные условия и тяжелую окружающую обстановку художник продолжал жить искусством. Последней картиной, над которой он работал была «Гопак. Танец запорожских казаков», посвященная памяти любимого им композитора М. П. Мусоргского.

Интересные факты из жизни художника

Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником. Вашему вниманию представляются пять необъяснимых фактов, связанных с полотнами живописца.

Первый факт. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.

Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята.

Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.

Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.

Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Читайте также:  Зеленая кровь - уникальные факты

ЧИТАТЬ:  В России изменят цены на водку в сторону увеличения

Третий факт. Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них — не своей смертью.

Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси д'Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет.

Совет

Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».

Четвертый факт. Необъяснимо, но факт. Картины Репина повлияли на общеполитические события в стране.

Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.

Пятый факт. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел.

Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», — жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.

Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

Примерным семьянином Илья Репин не был никогда. Он не просто увлекался противоположным полом, а служил ему.

Главным стимулом к созданию одной из самых знаменитых картин художника «Иван Грозный и его сын Иван» стало посещение им одного из боёв корриды во время пребывания в Испании. Пребывая под большим впечатлением, Репин в своём дневнике написал по этому поводу: «Кровь, убийства и живая смерть очень влекут к себе. Вернувшись домой, я в первую очередь примусь за кровавую сцену».

Жена живописца была вегетарианкой, поэтому кормила его всевозможными травяными наварами, в связи с чем все гости Репиных всегда привозили с собой что-нибудь мясное и съедали его, закрывшись в своей комнате.

Однажды живописец познакомился с молодым врачом, который сообщил ему о большой пользе сна на открытом воздухе. Начиная с того времени, вся семья спала на улице, а сам Илья Репин отдавал предпочтения сну на открытом воздухе даже в лютые морозы, правда под навесом из стекла.

Перед самой смертью врачи запретили Илье Ефимовичу рисовать больше двух часов в сутки, однако жить без живописи он просто не мог, поэтому друзья прятали от него «художницкие» принадлежности. Однако это не останавливало Репина, который мог выхватить из пепельницы окурок, рисовать на всём подряд, окунув его в чернила.

отсюда

05.08.2015

Источник: http://kurolesivo.ru/hudozhnik-ilya-repin-biografiya-i-fakty-iz-zhizni/

Илья Ефимович Репин – «трудолюбивая посредственность»? Ко дню рождения художника

Многие знавшие его чуть ли не в один голос утверждали, что он всегда жил чувствами, а не умом. Поговаривали, что если бы его ум был хотя бы наполовину равен его гениальности в живописи, то этому человеку быть среди великих мудрецов. Но явный перевес дарования в искусстве над рассудком — вот, по общему мнению, основная черта Ильи Ефимовича.

Русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства» Александр Николаевич Бенуа и вовсе припечатал: «Репин плохой мыслитель. Это человек, вполне зависящий от настроения минуты, от последнего впечатления.

В этом, положим, лучше всего сказывается его глубоко художественная натура, призванная отражать все, что творится вокруг нее. Но, к сожалению, Репин явился в такой момент, когда-то, что творилось, скорее можно было передать на словах, нежели в образах.

Обратите внимание

Репин — дитя общества и времени, отвергнувших внешнюю культуру, следовательно, и пластическое искусство».

Звучит как приговор… Такое ощущение, что всем в то время было неведомо понятие «творческий поиск», а была понятна одна лишь сущность «верую твердо», за которую обязательно нужно сражаться всю жизнь. И совсем не понятны «факты», что приводят к доказательству о ветрености и поверхностности художника.

Да, он был очень уж своеобразным человеком. И другим быть не мог (таким уродился, что ли). Конечно, непостоянство, например, причиняло ему много хлопот в его семейной жизни.

Но он честно признавался, что ему наскучивают привязанности и долгие отношения. Считал, что года достаточно, два года — уже много.

Репин был искренне огорчен разрывом с Верой Алексеевной Репиной, сознавал свою вину, стыдился суда товарищей и особенно — осуждения правдивого Третьякова.

Да, он был таким — считая себя свободным для новых любовных отношений, не склонен был предоставлять свободу для жены.

И новые любовные привязанности чередовались почти ежегодно, отличаясь чрезвычайным разнообразием. Как правило, это были светские женщины, портреты которых он писал.

Иногда роман случался, но чаще всего дело обращалось в шутку. Бывали и жесткие отпоры со стороны женщин, и нешуточные страдания с обеих сторон.

Важно

Илья Репин никогда не боялся говорить правду в глаза ни своему брату-художнику, ни вельможам и чинушам, ни магнатам капитала. Он был одинаков со всеми. Он был естественным. Таким, какой есть. И вся его суть проявлялась в его картинах, набросках, этюдах, зарисовках… в письмах. Именно в письмах он говорил от себя лично.

Так, например, когда московские художники подписывали воззвание после смерти Достоевского, составленное Виктором Васнецовым для опубликования в газетах, Репин из чувства товарищества, подписал его, но тут же счел нужным сообщить свое мнение по этому поводу Крамскому:

«Признаюсь вам откровенно, я не совсем согласен со смыслом этого письма нашего. Достоевский — великий талант, художественный, глубокий мыслитель, горячая душа, но он надорванный человек, сломанный, убоявшийся смелости жизненных вопросов человеческих и обратившийся вспять.

(Чему же учиться у такого человека? Тому, что идеал — монастырь? От них бо выйдет спасение земли русской). А знания человеческие суть продукт дьявола и порождают скептических Иванов Карамазовых, мерзейших Ракитиных да гомункулообразных Смердяковых. То ли дело люди верящие.

Например Алеша Карам (азов) и даже Дмитрий, несмотря на все свое безобразие, разнузданность, пользуется полною симпатией автора, как и Грушенька.

И потом… эти вечные грубые уколы полякам? Эт (а) ненависть к Западу? Глумление над католичеством и прославление православия? Поповское карание атеизма и неразрывной якобы с ним всеобщей деморализации.?)».

А какое возмущение вызвал у художника печально знаменитый Указ о «кухаркиных детях», 1887 г.

«Да, великолепный в мире колокол молчит; он испорчен падением и звонить не может. (Воображаю, как бы он заревел!) И многочисленнейший русский народ молчит; он получил пощечину, как в крепостные годы было, и молчит.

Официально объявлено, что наши кучера, повара, кухарки-подлый народ, и на детях их лежит уже проклятие париев. И весь народ, для которого кучера и пр. уже высокопросвещенные люди, весь этот многочисленный и сильнейший народ молчит.

И он испорчен падением, и он падал несколько раз с высоты свободных дум, на которую его не раз подымали вожаки. Он растрескался и ослабел.

Паскудные, фальшивые нахальники, вроде Каткова и Победоносцева, стараются замазывать щели и уверять в его здоровье, непобедимости… Как на Турцию похоже; как нас неудержимо наши власти ведут по турецкой дорожке?!».

Совет

Горячий и вспыльчивый, И. Репин легко отдавался первому впечатлению, вынося суровый приговор или же расточая незаслуженно похвалы налево и направо. Но очень скоро, присмотревшись и вдумавшись, признавал также быстро долю преувеличения или преуменьшения в отзывах и незамедлительно исправлял казусы.

Так, сделав верные суждения о художественной жизни Парижа, публично положительно оценил творчество импрессионистов, на которых вначале не обратил внимание.

Значительно позже, увидев работы польских последователей импрессионизма, обрушился на них всей своей силой негодования — подражателям другого не дано.

Корней Чуковский вспоминает, насколько Репин способен был порой восхищаться посредственностью, прощая им всю полноту неграмотности, в силу одержимости своих внутренних противоречий.

«Вообще такая неумеренность жестов и слов была стилем его поведения.

Стоило посмотреть на него рядом с каким-нибудь второстепенным писателем, музыкантом, актером, чтобы понять, до какой степени была велика у него жажда чрезмерно восхищаться людьми: „Это гениальный певец“, „Это гениальная натура“. Кажется, не было дня в его жизни, когда он не считал бы кого-нибудь из своих окружающих гением», — замечает Чуковский.

Пусть Репин предпочитал видеть в людях только способности и талант, тянулся исключительно к талантливым людям и слово «бездарность» было в его понимании страшным ругательством, но он был чрезвычайно самокритичным.

«Моя картина все еще стоит у меня на мольберте, и я, как вечно неудовлетворенная посредственность, подгоняю свою старую клячу Россинанта вдогонку кровных рысаков», — так писал Репин о себе. «Трудолюбивая посредственность, много натворившая ошибок», — тоже его слова о себе.

Но лучше всего воспринимается это: «Я не могу заниматься непосредственным творчеством, делать из своих картин ковры, ласкающие глаз… Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворять мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст».

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/68200/

Любопытные факты из биографии Ильи Репина

Есть художники, чьи картины, которые видел каждый, а их фамилию вспомнить не могут. Но с творчеством Ильи Репина такого практически не случалось. Более того, ему приписывали авторство полотен других живописцев.

Художнику повезло заслужить признание еще при жизни. Современники восхищались его выдающейся манерой письма, реальностью «происходящего» на картине, даже несмотря на то, что некоторым сам Репин казался немного странным.

Монахи (Не туда заехали). Л. Г. Соловьев, 1870-е гг.

Так сложилось, что кисти художника приписывают работу Льва Соловьева «Монахи (Не туда заехали)». Пожалуй, все слышали выражение «картина Репина «Приплыли», что означает безвыходную ситуацию. В 1930-х годах полотно висело рядом с работами Репина. Кто-то решил, что оно тоже относится к творчеству Ильи Ефимовича. А затем картину «перекрестили» в «Приплыли».

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» И. Е. Репин. 1883—1885 гг.

Обратите внимание

За картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» закрепилась «нехорошая» слава. Когда полотно впервые вывесили на выставке, оно вызвало неоднозначную реакцию посетителей: одни плакали, другие начинали истерически метаться.

В январе 1913 года психически неуравновешенный иконописец Абрам Балашов с криками «Довольно крови, слишком много крови!» бросился на картину и трижды разрезал ее ножом. Илье Репину и реставратору Игорю Грабарю удалось восстановить шедевр.

Владимир Маяковский

Илье Репину не нравились новые течения в искусстве начала ХХ века, но стихи Владимира Маяковского произвели на него сильное впечатление.

Художник пожелал написать портрет поэта, что нужно было воспринимать как высшую похвалу своей персоне.
Репин не раз подчеркивал, что хочет изобразить «вдохновенные» волосы молодого трибуна.

Когда же Маяковский явился в мастерскую художника в назначенный час, тот в ужасе воскликнул: «Что вы наделали!.. О!»

Оказалось, что поэт специально зашел в парикмахерскую и обрил себе голову. Вместо огромного холста Репин взял крошечный и уныло приступил к работе: «Какая жалость! И что это вас угораздило!» Маяковский утешал его, мол, вырастут.

И. Е. Репин и Н. Б. Нордман-Северова (в центре) у «крутящегося» стола, за которым хозяева и гости обедали вместе с прислугой

Известно, что Илья Репин был вегетарианцем. Его вторая супруга Наталья Норжман-Северова, с которой художник прожил 15 лет, полностью перестроила рацион его окружения, заставляя всех отказываться от мяса. Когда к Репину приезжали гости, то на стол подавали суп из сена или бифштекс из клюквы. Зная об этом, гости привозили с собой мясо и тайно съедали его где-нибудь за углом.

Важно

Однажды Илья Ефимович пригласил к себе Ивана Бунина, чтобы написать его портрет, тот с удовольствием согласился. Стоит отметить, что писатель был гурманом. Свое пребывание у художника он описал так:

Читайте также:  Анастасия савосина - уникальные факты

«Я с радостью поспешил к нему: ведь какая это была честь — быть написанным Репиным! И вот приезжаю, дивное утро, солнце и жестокий мороз, двор дачи Репина, помешавшегося в ту пору на вегетарианстве и на чистом воздухе, в глубоких снегах, а в доме — окна настежь.

Репин встречает меня в валенках, в шубе, в меховой шапке, целует, обнимает, ведет в свою мастерскую, где тоже мороз, и говорит: «Вот тут я буду вас писать по утрам, а потом будем завтракать как господь бог велел: травкой, дорогой мой, травкой! Вы увидите, как это очищает и тело и душу, и даже ваш проклятый табак скоро бросите».

Я стал низко кланяться, горячо благодарить, забормотал, что завтра же приеду, но что сейчас должен немедля спешить назад, на вокзал — страшно срочные дела в Петербурге.

И сейчас же пустился со всех ног на вокзал, а там кинулся к буфету, к водке, закурил, вскочил в вагон, а из Петербурга послал телеграмму: дорогой Илья Ефимович, я, мол, в полном отчаянии, срочно вызван в Москву, уезжаю нынче…»

Автопортрет. И. Е. Репин

Илья Репин с пристегнутой к поясу палитрой

С годами у Ильи Репина стала отказывать правая рука. Люди, склонные к мистике, связывают это с картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», будто бы она была проклята.

Так или иначе, но Репин стал писать свои шедевры левой рукой. Позже он придумал для себя оригинальное устройство. Его палитра крепилась на ремне на поясе, тем самым освобождая обе руки.

Илья Ефимович Репин в своей мастерской

Источник: http://neolo.ru/lyubopytnye-fakty-iz-biografii-ili-repina/

Из жизни ильи репина

Автор: cocktail at суббота, 6 августа 2011 г.

У Репина был друг художник Матейко. Грабарь написал весьма нелестную статью о таланте Матейко. Репин убедительно просил Дягилева не помещать ее в его журнале, но, не внимая этой просьбе, Дягилев на видном месте ее напечатал.

Бурный по темпераменту Репин пришел в негодование, немедленно ушел из “Мира искусства” и написал картину-композицию, изображавшую его самого в хламиде, несколько схожего с Христом, негодующим жестом руки отталкивающего Дягилева, похожего на обрюзгшую бабу с женскими сосцами, в образе Сатаны.

Название картины было – “Отыди от меня, Сатана!”

Бурлаки на Волге

ЛИХОЕ РЕМЕСЛО

Во время путешествия по Волге – “за бурлаками” – Репин с друзьями оказался в Ставрополе. Дело было поздно ночью. Они не стали искать гостиницу, а попросили извозчика отвезти их в какой-нибудь дом, который можно снять недели на две. Тот повез. Вот кончился город, дорога пошла в темноте, все оврагами да буераками.

– В разбойничье место едем! – прошептал Репину друг. Хозяева дома, действительно, выглядели подозрительно. Как-то оценивающе смотрели на художников, перешептывались, да и край был совсем дикий, безлюдный. Гостям отвели пока одну комнату на троих. Художники устроили у дверей баррикаду. – Будем дежурить по очереди! – договорились они.

А потом, так как очень устали с дороги, плюнули на это дело и мирно заснули. А наутро выяснилось, какая вышла история: хозяевам три художника, гладко остриженные – для зримой близости к народу – показались беглыми арестантами. Они-то как раз и не спали в ту ночь.

И даже пригласили соседа, старого солдата с оружием, стоять у дверей!

НЕ ПО ПРОФИЛЮ

Совет

У Репина никак не выходил конкурсный эскиз. Тема была абсолютно не близкая “запорожцу”: “Ангел смерти избивает египетских первенцев”.

Репин все время приставал к своему другу Адриану Прахову, потом ставшему знаменитым профессором искусствоведения: –  Расскажи, ну какие у них там были костюмы! Прахов объяснял-объяснял, но до Репина все не доходило. Тогда будущий искусствовед взял и нарисовал, эскиз.

А Репин тронул его чуть-чуть кистью – и получилась картина, завоевавшая первую медаль!

Крестный ход в Курской губернии

ТОТ САМЫЙ РЕПИН…

Илья Ефимович совершенно не выносил особого внимания к своей персоне. Однажды он обедал в дешевой столовой Петербурга вместе с Корнеем Чуковским.

К писателю подошел знакомый студент и между делом поинтересовался, кто это сидит рядом с ним за одним столом. Чуковский сказал: “Репин”.

Глаза молодого человека загорелись, он тут же подскочил к великому художнику и уточнил: – Неужели вы действительно тот самый Репин? – Нет, – ответил Илья Ефимович, пряча глаза, – вы ослышались.

ПО ДЕШЕВКЕ

Поволжские крестьяне считали Репина колдуном, причем колдуном, пользующимся покровительством самого императора. Однажды художнику приглянулся кладбищенский сторож – эдакий колоритный старичок-боровичок.

Тот долго отказывался, но наконец заявил: – Ладно, списывай! За двадцать рублев! – Да ты что! Я никому больше полтинника не даю! – Душу, да за полтинник! – возмутился мужик. – Знамо дело, зачем вы всех списываете: для Антихриста. Придет он в следующем году и всех, кто записан, в свое войско возьмет.

Нет, я на такое за полтинник не пойду. Вот за двадцать рублев…

Иван Грозный и сын его Иван

О РЕАЛИЗМЕ

Обратите внимание

Некий крупный советский «деятель искусств», поучая студентов художественного училища, заявил: – Наше искусство – реалистическое! Изображая людей, всегда нужно сверяться по фотографиям, как они выглядят…

Поэтому при училище будет устроена фототека. Не забывайте традиций наших великих реалистов! Например – Репина.

Один наивный студент проявил искренний интерес: – А где же он доставал такие редкие фотографии – Ивана Грозного, его сына?

ПРОСТАЯ ДУША

Однажды Илья Ефимович писал этюд на берегу реки. Писал тщательно, несколько дней. И каждый день поблизости останавливался один пастушок и жадно глядел в его сторону. Репин решил, что встретил почитателя своего таланта из самых низов.

–  Что ты там стоишь! Ведь оттуда ничего не видно! –  Больно красиво, – сказал пастушок мечтательно. –  Да иди сюда. Тебе ведь крышка от ящика все загораживает! –  Красиво! –  Что красиво-то? –  А блестит! – и пастушок указал на ту самую лакированную крышку от ящика.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану

ЛЬВИНАЯ ГРИВА

Истинный Лев, Репин безотчетно предпочитал писать “гривастых”, лохматых натурщиков (всмотритесь в его “Бурлаков”). Однажды, когда у него гостил молодой Маяковский, Илья Ефимович был покорен “вдохновенной шевелюрой” поэта и предложил ему позировать для портрета.

Маяковский, не терпевший романтических штампов, позировать согласился, но перед первым сеансом, не предупредив художника, побрил голову наголо… Разочарованный Репин, отставив специально заготовленный большой холст, все-таки написал портрет, но маленький-маленький…

ЗАСТАВЬ ДУРАКА МОЛИТЬСЯ…

В музее Венеции Репин был очарован одной работой Тинторетто. Он часами простаивал перед ней. Ему очень нравилось, что одна рука на картине была недописана. – Благодарение Богу! – говорил он счастливо.

– Он остановил кисть великого мастера в такой удачный момент, что мы теперь можем видеть, как он работал. Но однажды Илья Ефимович вернулся из музея, чуть ли не плача. – О, о, о! – восклицал он. – Болван, невежда! – Что такое? – спросили его.

– Рука! Рука! Какой-то болван-реставратор дописал руку у Тинторетто!

Портрет композитора Мусоргского

МРАЧНАЯ ЗАГАДКА

Людей, портреты которых писал Илья Репин, преследовал злой рок. Написал композитора Мусоргского – тот вскоре скончался. Сделал портрет критика Писемского – тоже умер в течение года. Потом, по заказу собирателя Третьякова, Репин написал поэта Тютчева – и тот. увы, вскоре отдал Богу душу.

–  Эх, вам бы Столыпина написать! Замучил ведь, этот ретивый премьер-министр! – пошутил какой-то знакомый. И вот Репину дается заказ – для Саратовской городской думы написать портрет Петра Столыпина. А как только портрет был закончен, Столыпин поехал в Киев, и его там застрелили.

ШЕСТЬ КОПЕЕК ЗА ТЩЕСЛАВИЕ

Важно

Наталья   Борисовна   Нордман-Северова, жена Ильи Ефимовича Репина, была женщина с причудами. Говорят, она чухонка, – писал в дневнике К.И. Чуковский, – дура и с затеями – какой-то Манилов в юбке.

На зеркале, которое разбилось, она заставила Репина нарисовать канареек, чтобы скрыть трещину. Репин и канарейки! Это просто символ ее влияния на Репина. Собачья будка – и та сентиментально разрисована Репиным.

Когда я сказал об этом Андрееву, он ответил: “Это что! Вы бы посмотрели, какие у них клозеты!”. В столовой у них баночка с отверстием для монет и надписью: штраф за тщеславие, скупость, вспыльчивость и т.д. Кто проштрафился, плати 2 копейки.

Я посмотрел в баночку: 6 копеек. Говорю: “Мало же в этом доме тщеславятся, вспыливаются, скупятся”. Это ей не понравилось.

Не ждали

НАУЧНЫЕ ИСТИНЫ

Илья Ефимович очень любил ученых. Однажды к нему в гости зашел профессор физиологии Тарханов. Заметив на стене живописный этюд, изображающий мальчика, он воскликнул: – С точки зрения физиологии – это замечательный тип наследственного вырождения! Не только он, видно, что и у его родителей были следы идиотизма…

– Ах, как это интересно! – воскликнул Репин. – Расскажите, расскажите! Вокруг профессора собрались слушатели; он с удовольствием прочел целую лекцию о вырождении, а когда закончил, победно спросил Репина: –  Кто этот мальчик? Вы его родителей не встречали? Репин виноватым голосом, с наивным простодушием отвечал: –  Это мой сын Юрий.

В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ…

Как-то раз Репин познакомился с начинающим врачом, который считал, что главное для здоровья – спать на открытом воздухе. Причем во все времена года. Только так, по его мнению, можно было спасти организм от “удушливого и смертельно опасного яда спальни”.

С той поры для семьи Репиных начался настоящий кошмар. Сам Илья Ефимович даже в трескучие морозы предпочитал спать на балконе под стеклянным навесом.

Ну а домочадцы, за состоянием здоровья которых заботливый хозяин внимательно следил, были вынуждены проводить ночи (при настежь распахнутых окнах) в так называемой холодной, куда являлись в специально сшитых для них спальных мешках.

Совет

Даже спустя тридцать лет дочь художника с содроганием вспоминала, как наутро в этой ужасной комнате появлялся бодрый и счастливый отец с замерзшими усами и энергично отряхивал спальные мешки от снега.

Арест пропагандиста

ОПАСНАЯ ОТКРОВЕННОСТЬ

Когда Паоло Трубецкой сделал памятник императору Александру III, Репин пришел в восторг.

Он присутствовал на открытии памятника, и когда скинули полотнище, радостно завопил посреди огромной толпы: – Верно! Верно! Толстозадый солдафон! Тут он весь, тут и все его царствование! А когда в печати начали поговаривать, что неплохо бы взорвать этот памятник, как карикатуру на царя-батюшку, Репин даже произнес торжественную речь, обращенную к Трубецкому: – Я поздравляю себя, всю Россию и все наше потомство с гениальнейшим произведением искусства! – заявил он. К нему являлись из министерства двора, уговаривали не славословить, так как сын покойного “солдафона”, Николай II, очень обижен. Но Репин не унимался и даже закатил банкет на двести персон в честь появления “гениального произведения”. Правда, пришло только двадцать человек из всех двухсот приглашенных.

СВОИ КРИТЕРИИ

Незадолго до смерти Репина врачи запретили ему рисовать больше двух часов в день. Но он не мог жить без живописи. Раньше, приходя к Корнею Чуковскому, он всегда находил карандаш, а теперь тот уговаривал его отдохнуть и прятал все художницкие принадлежности. Но Репин не унывал.

Он выхватывал окурок из пепельницы, окунал в чернильницу и делал превосходные рисунки на всем, что попадало под руку. Правда, потом смущенно говорил: – Ради бога, никому не показывайте! Однако смущало его не то, что он мог испортить стол или спинку кровати: – Такая вышла банальщина!  Не показывайте…

Царевна Софья в Новодевичьем монастыре

Далее

Источник: http://cocteil.blogspot.com/2011/08/blog-post_06.html

Ссылка на основную публикацию