Эксперимент милгрэма: подчинение авторитету

Эксперимент Милгрэма – Психологос

Эксперимент Ми́лгрэма — классический эксперимент в социальной психологии, впервые описанный в 1963 году психологом Стэнли Милгрэмом из Йельского университета в статье «Подчинение: исследование поведения» («Behavioral Study of Obedience»), а позднее в книге «Подчинение авторитету: экспериментальное исследование» («Obedience to Authority: An Experimental View», 1974).

Введение

В своём эксперименте Милгрэм пытался прояснить вопрос: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности? В нем была продемонстрирована неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику» (в данном случае исследователю, одетому в лабораторный халат), который приказывал им выполнять задание, несмотря на сильные страдания, причиняемые другому участнику эксперимента (в реальности подсадному актёру). Результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.

Предыстория

Фактически Милгрэм начал свои изыскания, чтобы прояснить вопрос, как немецкие граждане в годы нацистского господства могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях.

После отладки своих экспериментальных методик в Соединённых Штатах Милгрэм планировал отправиться с ними в Германию, жители которой, как он полагал, весьма склонны к повиновению.

Однако после первого же проведённого им в Нью-Хэйвене, штат Коннектикут, эксперимента стало ясно, что в поездке в Германию нет необходимости и можно продолжать заниматься научными изысканиями рядом с домом. «Я обнаружил столько повиновения, — говорил Милгрэм, — что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии».

Обратите внимание

Впоследствии эксперимент Милгрэма всё-таки был повторен в Голландии, Германии, Испании, Италии, Австрии и Иордании, и результаты оказались такими же, как и в Америке.

Подробный отчёт об этих экспериментах опубликован в книге Стэнли Милгрэма «Obedience to Authority» (1973) или, например, в книге Миуса и Рааймэйкерса (Meeus W. H.J, & Raaijmakers Q. A. W. (1986).

«Administrative obedience: Carrying out orders to use psychological-administrative violence». «European Journal of Social Psychology», 16,311-324).

Авторы допускают неточность. Не только немецкие граждане, но и граждане с оккупированных территорий участвовали в «уничтожении миллионов невинных людей …», а иногда геноцид и пытки производились и без участия немецких подразделений, силами местного, с позволения сказать «самоуправления».

Следовательно существует определённый процент людей среди любой нации, готовых причинить боль, страдание и смерть не только чужеземцу, но и своему соотечественнику. И дело тут не в повиновении, а скорее, наоборот, в отсутствии ограничений для проявления своих психопатологических наклонностей.

Описание эксперимента

Участникам этот эксперимент был представлен как исследование влияния боли на память. В опыте участвовали экспериментатор, испытуемый и актёр, игравший роль другого испытуемого.

Заявлялось, что один из участников («ученик») должен заучивать пары слов из длинного списка, пока не запомнит каждую пару, а другой («учитель») — проверять память первого и наказывать его за каждую ошибку всё более сильным электрическим разрядом.

В начале эксперимента роли учителя и ученика распределялись между испытуемым и актёром «по жребию» с помощью сложенных листов бумаги со словами «учитель» и «ученик», причём испытуемому всегда доставалась роль учителя. После этого «ученика» привязывали к креслу с электродами. Как «ученик», так и «учитель» получали «демонстрационный» удар напряжением 45 В.

«Учитель» уходил в другую комнату, начинал давать «ученику» простые задачи на запоминание и при каждой ошибке «ученика» нажимал на кнопку, якобы наказывающую «ученика» ударом тока (на самом деле актёр, игравший «ученика», только делал вид, что получает удары). Начав с 45 В, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение на 15 В вплоть до 450 В.

На «150 вольтах» актёр-“ученик” начинал требовать прекратить эксперимент, однако экспериментатор говорил «учителю»: «Эксперимент необходимо продолжать. Продолжайте, пожалуйста». По мере увеличения напряжения актёр разыгрывал всё более сильный дискомфорт, затем сильную боль, и, наконец, орал, чтобы эксперимент прекратили.

Если испытуемый проявлял колебания, экспериментатор заверял его, что берёт на себя полную ответственность как за эксперимент, так и за безопасность «ученика» и что эксперимент должен быть продолжен.

При этом, однако, экспериментатор никак не угрожал сомневающимся «учителям» и не обещал никакой награды за участие в этом эксперименте.

Результаты

Полученные результаты поразили всех, кто имел отношение к эксперименту, даже самого Милгрэма. В одной серии опытов 26 испытуемых из 40, вместо того чтобы сжалиться над жертвой, продолжали увеличивать напряжение (до 450 В) до тех пор, пока исследователь не отдавал распоряжение закончить эксперимент.

Ещё большую тревогу вызывало то, что почти никто из 40 участвовавших в эксперименте испытуемых не отказался играть роль учителя, когда «ученик» лишь начинал требовать освобождения. Не сделали они этого и позднее, когда жертва начинала молить о пощаде.

Важно

Более того, даже тогда, когда «ученик» отвечал на каждый электрический разряд отчаянным воплем, испытуемые-“учителя” продолжали нажимать кнопку. Ни один из них не остановился до напряжения в 300 В, когда жертва начинала в отчаянии кричать: «Я больше не могу отвечать на вопросы!», а те, кто после этого остановились, оказались в явном меньшинстве.

Общий результат выглядел следующим образом: ни один не остановился до уровня 300 В, пятеро отказались подчиняться лишь после этого уровня, четверо — после 315 В, двое после 330 В, один после 345 В, один после 360 В и один после 375 В; оставшиеся 26 из 40 дошли до конца шкалы.

Дискуссии и предположения

За несколько дней до начала своего эксперимента Милгрэм попросил нескольких своих коллег (студентов-выпускников, специализирующихся в области психологии в Йельском университете, где проводился эксперимент) ознакомиться с планом исследования и попробовать угадать, сколько испытуемых-“учителей” будут, несмотря ни на что, увеличивать напряжение разряда до тех пор, пока их не остановит (при напряжении 450 В) экспериментатор. Большинство опрошенных психологов предположили, что таким образом поступят от одного до двух процентов всех испытуемых.

Также были опрошены 39 психиатров. Они дали ещё менее верный прогноз, предположив, что не более 20 % испытуемых продолжат эксперимент до половины напряжения (225 В) и лишь один из тысячи повысит напряжение до предела.

Следовательно, никто не ожидал поразительных результатов, которые были получены — вопреки всем прогнозам, большинство испытуемых подчинились указаниям руководившего экспериментом учёного и наказывали «ученика» электрошоком даже после того, как тот переставал кричать и бить в стенку ногами.

Для объяснения проявленной испытуемыми жестокости было высказано несколько предположений.

  • Испытуемых гипнотизировал авторитет Йельского университета.
  • Все испытуемые были мужчинами, поэтому имели биологическую склонность к агрессивным действиям.
  • Испытуемые не понимали, насколько сильный вред, не говоря о боли, могли причинить «ученикам» столь мощные электрические разряды.
  • Испытуемые просто имели склонность к садизму и наслаждались возможностью причинить страдание.

При дальнейших экспериментах все эти предположения не подтвердились.

Результаты не зависели от авторитета университета

Милгрэм повторил эксперимент, сняв помещение в Бриджпорте, штат Коннектикут под вывеской «Исследовательская Ассоциация Бриджпорта» и отказавшись от каких-либо ссылок на Йельский университет. «Исследовательская Ассоциация Бриджпорта» представлялась коммерческой организацией. Результаты изменились не сильно: дойти до конца шкалы согласились 48 % испытуемых.

Пол испытуемого не влиял на результаты

Другой эксперимент показал, что пол испытуемого не имеет решающего значения; «учителя»-женщины вели себя точно так же, как и мужчины в первом эксперименте Милгрэма. Это развеяло миф о мягкосердечии женщин.

Люди осознавали опасность электрического тока для «ученика»

Ещё в одном эксперименте изучалось предположение, что испытуемые недооценивали потенциальный физический вред, причиняемый ими жертве. Перед началом дополнительного эксперимента «ученику» была дана инструкция заявить, что у него больное сердце и он не выдержит сильных ударов током.

В процессе эксперимента «ученик» начинал кричать: «Всё! Выпустите меня отсюда! Я говорил вам, что у меня больное сердце. Моё сердце начинает меня беспокоить! Я отказываюсь продолжать! Выпустите меня!».

Однако поведение «учителей» не изменилось; 65 % испытуемых добросовестно выполняли свои обязанности, доводя напряжение до максимума.

Испытуемые были обыкновенными людьми

Предположение о том, что испытуемые имели нарушенную психику, также было отвергнуто как не имеющее под собой оснований.

Люди, откликнувшиеся на объявление Милгрэма и изъявившие желание принять участие в эксперименте по изучению влияния наказания на память, по возрасту, профессии и образовательному уровню являлись среднестатистическими гражданами.

Более того, ответы испытуемых на вопросы специальных тестов, позволяющих оценить личность, показали, что эти люди были вполне нормальными и имели достаточно устойчивую психику. Фактически они ничем не отличались от обычных людей или, как сказал Милгрэм, «они и есть мы с вами».

Испытуемые не были садистами

Предположение, что испытуемые получали наслаждение от страданий жертвы, было опровергнуто несколькими экспериментами.

  • Когда экспериментатор уходил, а в комнате оставался его «ассистент», лишь 20 % соглашались на продолжение эксперимента.
  • Когда испытуемому давали право самому выбирать напряжение, 95 % оставались в пределах 150 вольт.
  • Когда указания давались по телефону, послушание сильно уменьшилось (до 20 %). При этом многие испытуемые притворялись, что продолжают эксперименты.

Если испытуемый оказывался перед двумя исследователями, один из которых приказывал остановиться, а другой настаивал на продолжении эксперимента, испытуемый прекращал эксперимент (подробнее об этом см. ниже)

Дополнительные эксперименты

В 2002 году Томас Бласс из Мэрилендского университета опубликовал в журнале Psychology Today сводные результаты всех повторений эксперимента Милгрэма, сделанных в США и за их пределами. Выяснилось, что до конца шкалы доходят от 61 % до 66 % независимо от времени и места.

Если Милгрэм прав и участники эксперимента такие же обычные люди как мы, то вопрос: «Что может заставить людей вести себя подобным образом?» — приобретает личный характер: «Что может заставить нас поступать таким образом?».

Милгрэм уверен — в нас глубоко укоренилось сознание необходимости повиновения авторитетам.

По его мнению, в проводившихся им экспериментах решающую роль играла неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику» (в данном случае исследователю, одетому в лабораторный халат), который приказывал испытуемым выполнять задание, несмотря на сильную боль, причиняемую «ученику».

Милгрэм приводит веские доводы, подтверждающие его предположение. Ему было очевидно, что, если бы исследователь не требовал продолжать эксперимент, испытуемые быстро вышли бы из игры. Они не хотели выполнять задание и мучились, видя страдания своей жертвы.

Испытуемые умоляли экспериментатора позволить им остановиться, а когда тот им этого не разрешал, то продолжали задавать вопросы и нажимать на кнопки.

Однако при этом испытуемые покрывались испариной, дрожали, бормотали слова протеста и снова молили об освобождении жертвы, хватались за голову, так сильно сжимали кулаки, что их ногти впивались в ладони, кусали губы до крови, а некоторые начинали нервно смеяться. Вот что рассказывает человек, наблюдавший за ходом эксперимента.

Я видел, как в лабораторию вошёл солидный бизнесмен, улыбающийся и уверенный в себе. За 20 минут он был доведен до нервного срыва. Он дрожал, заикался, постоянно дергал мочку уха и заламывал руки. Один раз он ударил себя кулаком по лбу и пробормотал: «О Боже, давайте прекратим это». И тем не менее он продолжал реагировать на каждое слово экспериментатора и безоговорочно ему повиновался

Милгрэм провёл несколько дополнительных экспериментов и в результате получил данные, ещё более убедительно свидетельствующие о верности его предположения.

Испытуемый отказывался подчиняться человеку его ранга

Так, в одном случае он внес в сценарий существенные изменения. Теперь исследователь велел «учителю» остановиться, в то время как жертва храбро настаивала на продолжении эксперимента. Результат говорит сам за себя: когда продолжать требовал всего лишь такой же испытуемый, как и они, испытуемые в 100 % случаев отказались выдать хоть один дополнительный электрический разряд.

В другом случае исследователь и второй испытуемый менялись ролями таким образом, что привязанным к креслу оказывался экспериментатор. При этом второй испытуемый приказывал «учителю» продолжать, в то время как исследователь бурно протестовал. И вновь ни один испытуемый не прикоснулся к кнопке.

При конфликте авторитетов испытуемый прекращал действия

Склонность испытуемых к безоговорочному повиновению авторитетам была подтверждена результатами ещё одного варианта основного исследования.

Читайте также:  Половая система человека

На этот раз «учитель» оказывался перед двумя исследователями, один из которых приказывал «учителю» остановиться, когда жертва молила об освобождении, а другой настаивал на продолжении эксперимента. Противоречивые распоряжения приводили испытуемых в замешательство.

Сбитые с толку испытуемые переводили взгляд с одного исследователя на другого, просили обоих руководителей действовать согласованно и отдавать одинаковые команды, которые можно было бы без раздумий выполнять.

Совет

Когда же исследователи продолжали «ссориться» друг с другом, «учителя» пытались понять, кто из них двоих главнее. В конечном итоге, не имея возможности подчиняться именно авторитету, каждый испытуемый-“учитель” начинал действовать исходя из своих лучших побуждений, и прекращал наказывать «ученика».

Как и в других экспериментальных вариантах, такой результат вряд ли имел бы место, если бы испытуемые являлись садистами или невротическими личностями с повышенным уровнем агрессивности.

Другие варианты эксперимента

  • В других вариантах в эксперименте также участвовали один или два дополнительных «учителя». Их тоже играли актёры. В варианте, когда актёр-“учитель” настаивал на продолжении, только 3 из 40 испытуемых прекратили эксперимент. В другом случае двое актёров-“учителей” отказывались продолжать эксперимент — и 36 из 40 испытуемых делали то же самое.
  • Когда указания давались по телефону, послушание сильно уменьшилось (до 20 %). При этом многие испытуемые притворялись, что продолжают эксперименты. Послушание также уменьшилось, когда «ученик» находился рядом с «учителем». В опыте, в котором «учитель» держал «ученика» за руку, до конца дошли только 30 % испытуемых.
  • Когда один экспериментатор был «учеником» и требовал прекратить эксперимент, а другой экспериментатор требовал продолжать — 100 % прекращали.
  • Когда от испытуемого требовалось передавать приказы «учителю», а не нажимать на кнопку самому, отказались это делать только 5 %.

Выводы

По мнению Милгрэма, полученные данные свидетельствуют о наличии интересного феномена: «Это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета» (Milgram, 1974). Теперь становится понятной способность правительства добиваться послушания от обычных граждан. Авторитеты оказывают на нас очень сильное давление и контролируют наше поведение.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/eksperiment-milgrema

Эксперимент Милгрэма: подчинение авторитету

Эксперимент Милгрэма – опыт в социальной психологии, проведенный жителем Соединенных Штатов Америки Стенли Милгрэмом в 1963 году. Сам психолог учился в Йельском университете.

Впервые со своей работой Стэнли ознакомил народ в своей статье “Подчинение: исследование поведения”.

Несколько позже он написал книгу на эту же тему “Подчинение авторитету: экспериментальное исследование”, вышедшую в свет в 1974 году.

В ХХ веке было проведено множество экспериментальных исследований, но самые яркие были психологические опыты. Поскольку проведение подобных исследований затрагивает этические нормы человека, то полученный результат становится предметом общественного обсуждения. Именно таким стал эксперимент повиновения Стенли Милгрэма.

Об этом эксперименте известно многое, и назван он самым жестоким неспроста. Перед испытуемыми стояла завуалированная задача пробудить в себе садиста, научиться доставлять боль другим и не испытывать угрызений совести.

Предыстория

Стэнли Милгрэм родился 15 августа 1933 года в Бронксе, неблагополучном районе Нью-Йорка. В этом районе селились беженцы и переселенцы из Восточной Европы. Одной из таких семей стали Сэмюэл и Адели Милгрэм с тремя детьми, переехавшие в город в период Первой мировой войны. Стэнли был средним из детей.

Первый уровень образования получил в школе Джеймса Монро. Кстати, с ним в классе учился Филип Зимбардо, который в будущем также стал известным психологом. После того как оба стали успешными, Зимбардо стал дублировать тематику исследований Милгэма.

Что это – подражание или действительно мысли в унисон, до сих пор остается загадкой.

После окончания школы Стэнли поступил в Королевский колледж в Нью-Йорке и выбрал факультет политологии. Но спустя некоторое время понял, что это не его стихия. В объяснение этому он сказал, что в политологии не учитывается мнение и побуждения людей на должном уровне.

Но обучение он завершил, а в аспирантуру решил поступать на другую специальность. Во время учебы в колледже Милгрэма всерьез заинтересовала специальность “социальная психология”. Изучение этой специальности он и решил продолжить в Гарварде.

Обратите внимание

Но, к сожалению, его не приняли из-за нехватки знаний и опыта в той сфере. Но Стэнли был настроен весьма решительно, и всего за лето сделал невозможное: в трех вузах Нью-Йорка прошел шесть курсов социальной психологии.

В итоге в 1954 году осенью он сделал повторную попытку поступления в Гарвард, и его приняли.

Первый наставник

Во время обучения он сдружился с приглашенным лектором, которого звали Соломон Аш. Он стал для Милгрэма авторитетом и примером для дальнейшего роста в области психологии. Соломон Аш получил свою известность благодаря изучению феномена конформности. Милгрэм ассистировал Ашу как в учебном процессе, так и в исследованиях.

После окончания обучения в Гарварде Стэнли Милгрэм вернулся в Соединенные Штаты Америки и продолжил работать в Принстоне вместе со своим наставником Соломоном Ашем.

Стоит отметить тот факт, что, несмотря на тесное общение между мужчинами, между ними не было дружеских и легких отношений. Милгрэм относился к Ашу исключительно как к интеллектуальному воспитателю.

Спустя год работы в Принстоне он решил податься в самостоятельную работу и начала разрабатывать схему собственного научного эксперимента.

Смысл эксперимента

В жестоком эксперименте Стэнли Милгрэма задача была узнать, сколько страданий готовы причинить простые люди другим, если это будет входить в их должностные обязанности.

Изначально психолог решил экспериментировать на людях Германии в период господства нацистов для выявления лиц, которые могли бы участвовать в уничтожении и пытках в концентрационных лагерях. После того как свой социальный эксперимент Милгрэм усовершенствует, он планировал поехать в Германию, так как считал, что немцы более склонны к повиновению.

Но после первого проведенного эксперимента в Нью-Хэйвене в штате Коннектикут стало ясно, что ехать никуда не придется, и можно продолжать работу в Соединенных Штатах Америки.

Кратко об эксперименте Милгрэма

Результат показал, что люди не способны противостоять авторитетному начальству, которым в приказном порядке было дано задание заставлять страдать других невинных людей путем пропускания через них электрических зарядов.

Итог был таким, что позиция начальства и обязанность беспрекословного подчинения глубоко засели в подсознании простонародья, что никто не может противостоять указам, даже если они противоречат принципам и создают внутренний конфликт у исполнителя.

В итоге данный жестокий эксперимент Милгрэма был повторен еще в нескольких странах: Австрии, Голландии, Испании, Иордании, Германии и Италии. Полученный результат оказался таким же, как в Америке: люди готовы причинять боль, пытки и даже смерть не только чужестранцу, но и соотечественнику, если того потребует вышестоящее руководство.

Описание эксперимента

Эксперимент Милгрэма “Повинуемость” проводился на территории Йельского университета. В нем приняли участие более тысячи человек.

Изначально суть действий была проста: предлагать человеку все больше действий, которые противоречили бы его совести.

Ключевой вопрос опыта, соответственно, звучал бы так: насколько далеко может зайти человек в причинении боли другому, пока подчинение наставнику не станет противоречивым для него?

Важно

Участникам эксперимента суть была представлена в несколько ином свете: исследование влияния физической боли на функции памяти человека.

В опыте участвовал наставник (экспериментатор), испытуемый (дальше ученик) и подставной актер в роли второго испытуемого. Далее были заявлены правила: ученик заучивает длинный список пар слов, а учитель проверяет, насколько точно другой выучил слова.

В случае ошибки учитель пропускает через тело ученика электрический заряд. С каждой ошибкой уровень заряда увеличивается.

Игра началась

Перед началом эксперимента Милгрэм устраивал жеребьевку. Два листа бумаги с надписями “ученик” и “учитель” предлагалось вытянуть каждому участнику, при этом учитель всегда доставался испытуемому. Актер в роли ученика проходил к креслу с проведенными к нему электродами. Перед началом каждому давался показательный удар током напряжением 45 вольт.

Учитель уходил в соседнюю комнату и начинал давать задания ученику. При каждой ошибке запоминания пар слов учитель нажимал на кнопку, после чего ученика било током.

Правила эксперимента подчинения Милгрэма звучали так, что с каждой новой ошибкой напряжение тока увеличивалось на 15 вольт, а максимальное напряжение было 450 вольт. Как сказано ранее, роль ученика исполняет актер, которые делает вид, что его бьет током.

Система ответов была рассчитана так, что на каждый правильный ответ актер давал три неправильных. Таким образом, когда учитель дочитывал пары слов до конца первой станицы, ученику уже грозил удар в 105 вольт.

После того как испытуемый хотел приступить ко второму листу с парами слов, экспериментатор говорил перейти снова на первый и начать заново, снизив удар тока до 15 вольт. Это свидетельствовало о серьезности намерений экспериментатора и о том, что опыт не закончится, пока не будут пройдены все пары слов.

Первое противоречие

При достижении 105 вольт ученик начинал требовать прекращения пыток, что доставляло испытуемому массу угрызений совести и личностных противоречий. Экспериментатор говорил учителю несколько фраз, которые побуждали к продолжению действий. По мере увеличения заряда актер все больше изображал болевые ощущения, а учитель все больше колебался в своих действиях.

Кульминация

В это время экспериментатор не бездействовал, а говорил о том, что всю ответственность за безопасность ученика и за весь ход опыта он берет на себя, и то, что эксперимент должен быть продолжен. Но при этом в сторону учителя не было никаких угроз или обещаний вознаграждения.

С каждым увеличением напряжения актер все больше умолял прекратить муки, к концу истошно орал. Экспериментатор продолжал наставлять учителя, используя специальные фразы, которые повторялись по кругу, каждый раз, как испытуемый сомневался.

В итоге каждый эксперимент был окончен. Результаты эксперимента повиновения Стэнли Милгрэма поразили всех.

Ошеломляющие результаты

По результатам одного из опытов зафиксировано, что 26 испытуемых из 40 не сжалились над учеником и довели пытки до максимального разряда тока (450 вольт). После трехкратного включения максимального напряжения экспериментатор отдавал приказ о завершении опыта.

Пятеро учителей остановились на 300 вольтах, когда жертва начала проявлять признаки, что не может больше терпеть (стучали в стену). Помимо этого актеры переставали давать ответы на этой отметке.

Совет

Еще четверо человек остановились на напряжении 315 вольт, когда ученик второй раз постучал в стену и не дал ответа. Двое испытуемых остановились на 330 вольтах, когда перестали поступать и стуки, и ответы. По одному человеку останавливались на следующих уровнях: 345 в, 360 в, 357 в.

Остальные дошли до конца. Полученные результаты поистине пугали народ. Сами испытуемые также находились в ужасе от того, до чего они могут дойти.

Полная информация об эксперименте

Подробнее об эксперименте Стэнли Милгрэма “Подчинение авторитету” можно прочитать в его книге “Подчинение авторитету: экспериментальное исследование”.

Книга издана на всех языках мира и ее не составит труда найти. Действительно, то, что в ней описано, завораживает и приводит в ужас одновременно.

Как Стэнли Милгрэм придумал именно такой эксперимент и почему он выбрал именно такой жестокий способ – остается загадкой.

Тема подчинения авторитету, разработанная социальным психологом еще в 1964 году, до сих пор является сенсационной и шокирующей. С книгой стоит ознакомиться не только психологам, но и людям других специальностей.

Источник: https://autogear.ru/article/821/16/eksperiment-milgrema-v-palachah-nedostatka-ne-budet/

Библиотека психологии

В 1961 году ученый Йельского университета Стэнли Милгрэм начал свой эксперимент, а в 1963 году представил его на всеобщее обозрение статьей: «Подчинение: исследование поведения», позднее вышла книга «Подчинение авторитету: экспериментальное исследование».

Идея проведения эксперимента появилась после начала судебных процессов над нацистами, замордовавшими в концлагерях большое количество невинных людей, в том числе и детей. Эксперимент Милгрэма должен был выявить причину беспрекословного выполнения нацистами жестоких приказов, заставляющих страдать ни в чем неповинных людей.

Суть эксперимента

Через газетное объявление для эксперимента были набраны мужчины. Для них исследование было представлено как «Воздействие боли на память человека». Всем испытуемым предлагалось пройти эксперимент за небольшое вознаграждение. Собранные все в одном помещении участники были разделены на две части. Одна из них должна была играть роль учителей, другая, студентов.

Читайте также:  Лаврентий берия: государственник или маньяк

Распределение ролей осуществлялось подстроенной жеребьевкой, о которой небыли осведомлены испытуемые. В результате роль учителей досталась исследуемым, а роль студентов, профессиональным актерам.

В каждом эксперименте участвовали трое: экспериментатор, учитель и студент (актер). Роль учителя состояла в задавании вопросов, а студента – в правильных ответах на них.

Обратите внимание

Если ответ был не верным, учитель «наказывал» студента разрядом электрошокера. Для чистоты эксперимента вначале студент и учитель находились в одной комнате, и каждый из них получал электрический разряд в 45В.

Таким образом, испытуемый должен был осознать, что будет чувствовать студент, если величина разрядов увеличится.

После получения разряда учитель отправлялся в другую комнату за пульт внушительного агрегата. На нем присутствовали кнопки, а около них разметка: 30В, 45В, 60В и так далее, до 450В.

Возле некоторых кнопок были надписи, которые давали испытуемому понять, как подействует на студента нажатие на конкретную кнопку. Надписи были такими: «небольшой шок», «умеренный шок», «сильный шок».

Студент же усаживался на кресло и начинал отвечать на вопросы.

С каждым неправильным ответом учитель должен был увеличивать мощность разряда на 15В. При этом студент (актер) не получал настоящих разрядов, а только имитировал сою реакцию. Ближе к кнопке в 150В он начинал биться в истерике, говорить, что у него больное сердце, и он не выдержит дальнейших ударов. А в районе 300В – имитировал шоковое состояние и потерю сознания.

Отдельные исследуемые, после нескольких таких моментов, категорически отказывались продолжать, другие и далее нажимали на кнопки без зазрения совести. Сомневающимся же, властный экспериментатор в белом халате сообщал, что «надо продолжить», «эксперимент должен быть завершен». При этом не обещал никакого дополнительного вознаграждения и разговаривал без угроз.

Результаты эксперимента

Эксперимент Милгрэма стал переломным моментом в изучении психологии личности. Ведь его результаты взбудоражили ума и перевернули сознание многих ученых. Несмотря на то, что они были сделаны давно, суть их остается неизменной и в наши дни. 65% испытуемых из общего числа прошли все кнопки, невзирая на боль и мучения другого человека.

Экспериментальных серий было несколько, в одной из них брали для участия 40 человек, и 26 из них прошли испытание до конца. При этом, когда условия проведения были оговорены, получившие роль учителей не предложили поменять ее на статус студента. Никто из 40 участников не отказался от процесса в момент первого прошения студентом о пощаде.

Результат первой серии эксперимента из 40 человек таков:

    Прекратили эксперимент до показателя в 300В – 0; Отказались продолжать, нажав 300 – 5 человек; Отказались от продолжения после нажатия 315В – 4; Прекратили эксперимент после нажатия 330В – 2; Отказался продолжать, нажав показатель 345 – 1; Прекратил эксперимент после 360 – 1;

    Прекратил исследование после нажатия на 375 – 1.

Остальные 26 дошли до конца, пока экспериментатор сам не остановил испытание. Дальнейшие исследования только подтвердили точность эксперимента. Для этого, вместо мужчин, взяли женщин, которые вели себя так же.

Проводили аналогичный эксперимент и вне стен университета, ничем не афишируя его принадлежность к знаменитому вузу. Результаты были приблизительно одинаковыми. Эксперимент показал, насколько может быть зависим человек от более авторитетной личности, и продемонстрировал опасность подчинения.

Расскажи друзьям!

Источник: http://psylib.org/eksperiment-milgrema/

«Практики»: Садист внутри тебя. Эксперимент Стэнли Милгрэма

Об эксперименте Стэнли Милгрэма не слышал разве только ленивый. И даже если вы думаете, что не знаете о чем речь, то с вероятностью в 80% вы когда-то слышали о Милгрэме и просто забыли.

Подробности эксперимента описаны им в работе «Подчинение: исследование поведения».

Как очевидно следует из названия – американский психолог задался вопросом, как же далеко готов зайти обыкновенный человек, подчиняясь чужой воли?

Важно

Идея возникла у Стэнли в результате свободной рефлексии. Его, как и многих, в период еще продолжающейся войны во Вьетнаме и отгремевших двух мировых войн, интересовала проблема насилия и подчинения масс. Милгрэм понимал, что подчинение один из факторов, связывающий власть и людей.

Часто именно оно, пропагандируемое как добродетель, может стать рычагом управления и привести к ужасающим последствиям. Для большинства людей, как считает психолог, покорность авторитету оказывается глубоко укорененной поведенческой установкой.

И в пограничной ситуации эта установка перевешивает все усвоенные в детстве моральные принципы или ценностные установки.

Конечно, проблему морального выбора поднимали и до Милгрэма.

Еще Софокл в «Антигоне» вопрошал: стоит ли нарушить приказ, если он противоречит гласу совести? По мнению же консервативных авторов, неподчинение угрожает основам общества, и даже если поступок, на который толкает авторитет, обернется злом – лучше подчиниться, чем посягнуть на его оправданность.

Гоббс же считал, будто ответственность в подобном случае несет не исполнитель, а тот, кто отдал приказ.  Гуманисты рассуждали совсем в другом ключе, полагая, что совесть всегда должна быть основным ориентиром в условиях морального выбора.

В числе трудов, повлиявших на его рассуждения, психолог особо выделяет работу Ханны Арендт «Эйхман в Иерусалиме», оказавшую на него сильное впечатление. В этой книге немецкая исследовательница формулирует свой принцип «банального зла».

Арендт последовательно развенчивает миф о том, что существует некое «радикальное» зло.

Примером служит феномен Адольфа Эйхмана – заурядного бюрократа, выполнявшего свою работу, подписывая бумажки; что, в итоге, приводило к гибели миллионов невинных.

Совет

Именно эти, отчасти философские проблемы, волновали Стэнли Милгрэма. На деле же ученый начал свои изыскания, чтобы прояснить вопрос, как немецкие граждане в годы нацистского господства могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях.

После отладки своих экспериментальных методик в Соединённых Штатах Милгрэм планировал отправиться с ними в Германию, жители которой, как он полагал, весьма склонны к повиновению. Однако по окончании первого же, проведённого им в Нью-Хэйвене (штат Коннектикут) эксперимента стало ясно, что в поездке в Германию нет необходимости и можно продолжать заниматься научными изысканиями рядом с домом.

«Я обнаружил столько повиновения, – говорил Милгрэм, – что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии».

 «Ученик» и «Учитель»

Сам эксперимент проводился на базе Йельского университета и в нем приняли участие более 1000 человек.

Изначальная идея была очень простой: человеку предлагалось совершить ряд действий, которые все больше и больше расходились бы с его совестью.

А центральный вопрос исследования, соответственно, звучал так: как далеко готов зайти испытуемый пока подчинение экспериментатору не станет для него неприемлемым? 

Сам способ нанесения вреда психолог не считал принципиально важным, и поэтому экспериментатор остановился на электрошоке по нескольким причинам:

1.

Испытуемый отчетливо видит, как жертве наносится вред

2.

Электрошок хорошо вписывается в ауру научной лаборатории

Базой для проведения эксперимента стал Йельский университет, но испытуемыми, как ни странно, были не студенты, а жители Нью-Хейвена. Население составляло на тот период около 300000 человек. У этого решения тоже были свои причины.

Во-первых, студенты – это весьма однородная группа и всем около 20 лет; они умны и знакомы с психологическими экспериментами. Во-вторых, был риск, что студенты, уже поучаствовавшие в эксперименте, расскажут о подробностях процедуры другим.

Поэтому было решено ориентироваться на более широкий круг испытуемых.

Для этого Милгрэм дал объявление в местную газету, в котором приглашал «представителей любых профессий принять участие в исследовании памяти и обучаемости». Откликнулось 296 человек, а поскольку выборка в эксперименте подразумевалась большой, стали рассылаться приглашения по почте и около 12% адресатов согласились на участие.

Обратите внимание

Персонал в исходном эксперименте состоял из двух человек: «экспериментатора» и «жертвыученика». Роль «экспериментатора» сыграл тридцатиоднолетний школьный учитель биологии. По ходу дела он держался бесстрастно и выглядел несколько сурово. Он был одет в серый рабочий халат.

В качестве «жертвыученика» выступал сорокасемилетний бухгалтер, специально обученный для этой роли американец ирландского происхождения.

Местом проведения была интерактивная лаборатория Йельского университетаи (немаловажная деталь, ведь исследование должно было выглядеть легитимно, с точки зрения участников).

Процедура была следующей: один участник был «наивным субъектом» (испытуемым), а другой подставным лицом (экспериментатором). В качестве предлога для использования электрошока называлась гипотеза, в соответствии с которой люди лучше усваивают информацию, если их наказывают за ошибки.

Затем экспериментатор (подставное лицо) объяснял, что именно поэтому для исследования были выбраны люди разных возрастов и профессий и одним предлагается стать «учителями», а другим – «учениками» (как вы помните «ученик», был специально обученным актером).

Если ни у кого из присутствующих не оказывалось предпочтений в выборе роли (так оно во всех случаях и было), то экспериментатор предлагал решить все при помощи жеребьевки.

После жеребьевки с «учителем» проводился инструктаж и ему объясняли суть задания. Оно состояло в запоминании взаимосвязанных слов.

Сначала испытуемый зачитывал «ученику» ряд словесных пар, а затем повторял список, только первое слово пары сопровождалось уже четырьмя словами. А «ученик» должен был определить, какое слово было парным.

Важно

Свой ответ он передавал, нажимая на одну из четырех кнопок перед собой, а та зажигала одну из четырех пронумерованных лампочек, расположенных наверху электрогенератора.

В этот самый момент в соседней комнате находился «учитель», а перед ним электрогенератор с 30-ю переключателями от 15В до 450В; группы выключателей были подписаны поясняющими фразами: «Слабый удар» (англ.

 Slight Shock), «Умеренный удар» (Moderate Shock), «Сильный удар» (Strong Shock), «Очень сильный удар» (Very Strong Shock), «Интенсивный удар» (Intense Shock), «Крайне интенсивный удар» (Extreme Intensity Shock), «Опасно: труднопереносимый удар» (Danger: Severe Shock).

Если «ученик» совершал ошибку, то испытуемый назначал ему удар током; с каждой последующей ошибкой «учитель» обязан был увеличивать напряжение с шагом в 15 В. Действие продолжалось до тех пор, пока испытуемый не использует разряд в 450 В трижды, после чего эксперимент прекращался.

На самом же деле, актер, игравший ученика, только изображал боль, а его ответы были стандартизированы и из каждых четырех ответов, в среднем, было три неверных.

Получалось, что «учитель», дочитывая первый лист вопросов, всегда назначал «ученику» удар в 105 В; затем «учитель» брал второй лист, а экспериментатор требовал от него снова начать с 15 В. Таким образом испытуемый привыкал к роли «учителя» и своим обязанностям.

Если испытуемый проявлял колебания, то экспериментатор требовал продолжения одной из предопределённых фраз:

  • «Пожалуйста, продолжайте» (Please continue/Please go on);
  • «Эксперимент требует, чтобы вы продолжили» (Experiment requires that you continue);
  • «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили» (It is absolutely essential that you continue);
  • «У вас нет другого выбора, вы должны продолжать» (You have no other choice, you must go on).

Эти фразы произносились по порядку, начиная с первой, когда «учитель» отказывался продолжать эксперимент. Если «учитель» продолжал отказываться, произносилась следующая фраза из списка. Если «учитель» отказывался после 4-й фразы, эксперимент прерывался.

В одной серии опытов основного варианта эксперимента, а их было как минимум 11, 26 испытуемых из 40, вместо того чтобы сжалиться над жертвой, продолжали увеличивать напряжение (до 450 В) до тех пор, пока исследователь не отдавал распоряжение закончить эксперимент.

Совет

Лишь пятеро испытуемых (12,5 %) остановились на напряжении в 300 В, когда от жертвы появились первые признаки недовольства (стук в стену) и ответы перестали поступать. Ещё четверо (10 %) остановились на напряжении 315 В, когда жертва второй раз стучала в стену, не давая ответа.

Двое (5 %) отказались продолжать на уровне 330 В, когда от жертвы перестали поступать как ответы, так и стуки. По одному человеку – на трёх следующих уровнях (345, 360 и 375 В). Оставшиеся 26 из 40 дошли до конца шкалы.

Критика

Результаты основного эксперимента были ошеломляющими, так как никто не предполагал подобного исхода.

Милгрэм даже проводил предварительный опросы среди стундентов и специалистов психиатров, ознакомив их с процедурой исследования. Студенты-магистры утверждали, что до конца шкалы дойдут всего от 1-2% испытуемых.

Читайте также:  Мария баева - уникальные факты

А специалисты психиатры прогнозировали цифру, не превышающую 20% от общего числа испытуемых. И, как мы видим, ошиблись все. 

Столь неожиданным результатам давалось несколько объяснений:

1.

Испытуемых гипнотизировал авторитет Йельского университета.

 2.

Все испытуемые были мужчинами, поэтому имели биологическую склонность к агрессивным действиям.

 3.

Испытуемые не понимали, насколько сильный вред, не говоря о боли, могли причинить «ученикам» столь мощные электрические разряды.

 4.

Испытуемые просто имели склонность к садизму и наслаждались возможностью причинить страдание.

  5.

Все участвовавшие в эксперименте были людьми, склонными к подчинению авторитету экспериментатора и причинению страданий испытуемому, так как остальные просто отказались участвовать в эксперименте сразу или узнав его подробности, не нанеся таким образом ни одного удара током «ученику». Естественно, что отказавшиеся от участия в эксперименте в статистику не попали.

При дальнейших экспериментах ни одно из этих предположений не подтвердилось.

Как я уже написал выше, после проведения первой серии эксперимента Стэнли разработал и провел еще 10 вариаций эксперимента, каждая из которых была направленна на опровержение выпадов со стороны его оппонентов.

Как оказалось: ни пол, ни авторитет университета, ни природная склонность к насилию (в одной из вариаций использовались личностные тесты), ни что-либо еще – никак не влияло на результаты исследования.

Все конечные данные колебались в пределах статистически допустимых норм.

Вывод, который делает Милгрэм звучит так: «С разделением труда все пошло иначе.

Начиная с какого-то момента дробление общества на людей, исполняющих узкие и очень специфические задачи, обезличило работу и жизнь.

Обратите внимание

Каждый видит не ситуацию в целом, но лишь небольшую ее часть, а потому не способен действовать без руководства. Человек подчиняется авторитету, но тем самым отчуждается от собственных поступков».

Источник: http://concepture.club/post/nauka/praktiki-sadist-vnutri-tebja-eksperiment-stenli-milgrema

Эксперимент милгрэма – психология

Подчинение более авторитетному человеку — важная составляющая жизни людей, изучить структуру этого явления позволил эксперимент Милгрэма. Исследование получило свое название по имени руководителя исследования. Стэнли Милгрэм разработал структуру эксперимента, позволяющего изучить механизм действия психологического принуждения.

Предпосылкой для проведения исследования Стэнли Милгрэма был суд над одним из преступников, Адольфом Эйхманом. Нацисты уничтожили множество невинных людей. Ученый хотел дать ответ на вопрос: сколько страданий одни люди могут причинить другим, если это входит в круг служебных обязанностей?

Целью исследования было показать опасность такого явления, как повинуемость, когда подчиненный не способен воспротивиться приказу начальника, даже если этот приказ не вписывается в рамки моральных норм.

Первоначально эксперимент Милгрэма было решено проводить в двух странах: сначала в Америке, а затем в Германии, где, по мнению ученого, люди наиболее склонны к повиновению. Но первые же результаты показали, что уровень повиновения даже в Америке очень высок, а потому в поездке в Германию нет никакой необходимости.

В дальнейшем эксперимент проводили не только в Германии, но и в иных странах (Испания, Иордания, Италия, Австрия, Голландия), и результаты изыскания мало отличались от результатов исследования в США.

Классический вариант исследования

Опыт Стэнли Милгрэма был представлен испытуемым как изучение влияния боли на способность к запоминанию информации. В эксперименте принимали участие профессиональный актер, изображавший одного из испытуемых, и ученый.

«Испытуемый» (которого изображал актер) должен запомнить много ассоциативных пар слов. Второй испытуемый должен был проверять его.

Если первый испытуемый совершал ошибку, второй должен был его наказать электрическим разрядом, мощность при этом с каждой ошибкой повышалась на 15 Вт.

Далее распределяли роли «ученика» и «учителя» путем «жеребьевки» так, чтобы испытуемый всегда играл роль «учителя», а актер — роль «ученика».

Важно

На нем есть переключатели мощности от 15 до 450 Вт, с шагом 15 Вт. Каждый выключатель снабжен подписью от «Слабый удар» до «Едва переносимый удар».

На панели указан производитель и надпись о назначении. Таким образом было создано впечатление, что прибор подлинный.

Экспериментатор объясняет, что от каждого выключателя ученику будет проводиться ток выбранной мощности. Нажать на каждый выключатель можно только 1 раз.

Если ученик ответил неправильно, учитель говорит об этом ученику, сообщает, удар под каким напряжением он получит, а затем приводит в действие выключатель. После того как ученик получал «наказание», учитель должен был сказать ему правильный ответ.

Ученик, то есть профессиональный актер, только изображал, что получил удар током. Его ответы были выверены с таким расчетом, чтобы ученик «получал наказание» примерно через каждые 3 ответа.

Когда заканчивались пары слов на листе, учитель снова называл пары, в которых раньше были сделаны ошибки. Учителю также сообщали, что эксперимент закончится только тогда, когда все вопросы будут выучены.

Варианты проведения эксперимента

Исследование проводилось 2 способами. Классический вариант эксперимента — «учитель» находился в помещении со звукоизоляцией, поэтому не мог слышать криков «ученика», только стук в стену, когда напряжение превышало 300 Вт.

Доработанный вариант исследования представлен в фильме Obedience. В данном варианте помещение не имело звукоизоляции, а перед началом исследования «ученик» предупреждал о наличии заболеваний сердца. Поведение «ученика» менялось при повышении напряжения.

В обоих вариантах, если испытуемый начинал сомневаться в необходимости продолжения исследования, экспериментатор произносил строго определенные фразы. Если «учитель» не соглашался продолжать после 4-й фразы, исследование прерывали.

Эксперимент Милгрэма показал, что подчинение авторитету в обществе все еще имеет огромное значение. Так, из 40 участников 26 нажимали на кнопки, даже когда «ученик» просил прекратить или начинал жаловаться на плохое самочувствие. Напряжение постепенно повышалось до 450 Вт. После этого экспериментатор объявлял исследование законченным.

Совет

4 человека прекратили опыты после того, как «ученик» второй раз начинал стучать в стену. Двое остановились только на отметке 330 Вт, когда второй «испытуемый» переставал подавать признаки жизни.

Трое принимали решение прекратить эксперимент на трех последних значениях (345, 360, 375 соответственно). Все остальные смогли дойти до максимального напряжения.

Обсуждение итогов эксперимента

Незадолго до того, как начался эксперимент, Стэнли Милгрэм ознакомил с планом исследования студентов, изучающих психологию, и попросил предположить, каковы будут результаты. Большинство будущих психологов пришли к заключению, что наиболее жестоких людей, способных увеличивать разряд до 450 Вт, будет крайне мало: максимум 1 или 2 человека из 40.

Также ученый опросил 39 практикующих врачей-психиатров, которые тем не менее дали еще менее точный результат. Специалисты были уверены, что 20% испытуемых остановятся еще на отметке 220 Вт, а предельно повысить напряжение может только 1 человек из 1000.

Следовательно, результаты вызвали шок у научных сотрудников: большинство испытуемых смогли продолжить выполнять приказы руководителя, несмотря на то что испытуемому становилось все хуже.

 При обсуждении результатов эксперимента было выдвинуто несколько возможных объяснений:

  1. Участники подчинялись авторитетности ученого из Йельского университета.
  2. В группе были только мужчины, более склонные к жестокости.
  3. Некоторые участники могли иметь склонность к садизму и получали удовольствие от возможности причинить боль.
  4. Люди могли не осознавать в должной мере, насколько сильную боль и какой вред наносят испытуемому при воздействии током.
  5. Участвовали в эксперименте только люди, склонные к повинуемости. Это объясняли тем, что в статистику не включили людей, отказавшихся принимать участие в исследовании после того, как узнали о своей роли в нем.

Впоследствии повторные исследования опровергли все эти предположения. Было установлено, что результаты опыта не могут зависеть от известности заведения. Подобный опыт провели в Бриджпорте, в съемном помещении под вывеской «Исследовательская ассоциация Бриджпорта». В результате почти половина участников (48%) смогла дойти до конца исследования.

«Учителя» среди женщин оказались такими же «строгими» — их поведение не отличалось от поведения мужчин. На объявление откликались среднестатистические граждане. Результаты тестов выявили, что они психически нормальны.

Люди не получали удовольствия от страданий. Если им давали возможность самостоятельно выбирать напряжение, большинство остановилось на 150 Вт.

Также они не могли не знать, что наносят вред, так как их предупреждали, что «ученик» имеет проблемы с сердцем.

Повторное проведение эксперимента

В 2002 году ученый Томас Бласс провел повторные исследования. В США степень повинуемости составила 61%, в среднем в других странах — несколько выше, 66%. Наименьший результат исследования составил 28%, наибольший — 91%.

Связи результатов и года проведения установить не удалось.

 Бласс ставил вопрос: если испытуемые в исследовании Стенли Милгрэма — простые люди («они — это мы» — как выразился сам Милгрэм), то что заставляет нас вести себя подобным образом?

В случае эксперимента на повинуемость участники не могли противостоять авторитету ученого, который проводил эксперимент. Он давал задания испытуемым продолжать эксперимент, даже когда «ученик» просил прекратить. Немногие стали бы продолжать повышать напряжение, если бы экспериментатор не давал им четкого указания продолжать.

Обратите внимание

Во время эксперимента, видя страдание человека, испытуемые сами испытывали сильные страдания. Они просили экспериментатора остановить исследование, но, когда тот не давал разрешения, продолжали нажимать на кнопку. При этом человек начинал истерично смеяться или бормотать что-то в защиту «ученика», покрывался испариной, снова просил остановить опыт.

В дальнейшем Стэнли Милгрэм проводил повторные опыты, и полученные результаты подтвердили его догадки.

Было установлено, что испытуемый не всегда выполняет указания человека, равного по рангу. В некоторых исследованиях «жертва» стойко просила продолжать эксперимент, а исследователь — прекратить его.

Еще один вариант предполагал участие сразу двух авторитетов. Первый ученый приказывал продолжать, когда «жертва» начинала просить пощады, а второй приказывал прекратить опыт.

В результате испытуемый приходил в замешательство из-за конфликта авторитетов, просил «руководителей» определиться и давать однозначные приказания.

Если исследователи продолжали спор, испытуемый начинал действовать согласно своим убеждениям и чаще всего отказывался от «наказаний».

Источник:

«Практики»: Садист внутри тебя. Эксперимент Стэнли Милгрэма

Об эксперименте Стэнли Милгрэма не слышал разве только ленивый. И даже если вы думаете, что не знаете о чем речь, то с вероятностью в 80% вы когда-то слышали о Милгрэме и просто забыли.

Подробности эксперимента описаны им в работе «Подчинение: исследование поведения».

Как очевидно следует из названия – американский психолог задался вопросом, как же далеко готов зайти обыкновенный человек, подчиняясь чужой воли?

Важно

Идея возникла у Стэнли в результате свободной рефлексии. Его, как и многих, в период еще продолжающейся войны во Вьетнаме и отгремевших двух мировых войн, интересовала проблема насилия и подчинения масс. Милгрэм понимал, что подчинение один из факторов, связывающий власть и людей.

Важно

Часто именно оно, пропагандируемое как добродетель, может стать рычагом управления и привести к ужасающим последствиям. Для большинства людей, как считает психолог, покорность авторитету оказывается глубоко укорененной поведенческой установкой.

И в пограничной ситуации эта установка перевешивает все усвоенные в детстве моральные принципы или ценностные установки.

Конечно, проблему морального выбора поднимали и до Милгрэма.

Гоббс же считал, будто ответственность в подобном случае несет не исполнитель, а тот, кто отдал приказ.  Гуманисты рассуждали совсем в другом ключе, полагая, что совесть всегда должна быть основным ориентиром в условиях морального выбора.

В числе трудов, повлиявших на его рассуждения, психолог особо выделяет работу Ханны Арендт «Эйхман в Иерусалиме», оказавшую на него сильное впечатление. В этой книге немецкая исследовательница формулирует свой принцип «банального зла».

Примером служит феномен Адольфа Эйхмана – заурядного бюрократа, выполнявшего свою работу, подписывая бумажки; что, в итоге, приводило к гибели миллионов невинных.

Совет

Именно эти, отчасти философские проблемы, волновали Стэнли Милгрэма. На деле же ученый начал свои изыскания, чтобы прояснить вопрос, как немецкие граждане в годы нацистского господства могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях.

После отладки своих экспериментальных методик в Соединённых Штатах Милгрэм планировал отправиться с ними в Германию, жители которой, как он полагал, весьма склонны к повиновению. Однако по окончании первого же, проведённого им в Нью-Хэйвене (штат Коннектикут) эксперимента стало ясно, что в поездке в Германию нет необходимости и можно продолжать заниматься научными изысканиями рядом с домом.

Источник: https://obu4ayka.ru/obshhenie/eksperiment-milgrema-psihologiya.html

Ссылка на основную публикацию