Александр грибоедов: ум и дела твои бессмертны

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»

Александр Сергеевич Грибоедов

Русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор, Александр Сергеевич Грибоедов был убит в посольстве русской миссии в Персии взбунтовавшейся толпой исламских фанатиков.

Массовое убийство сотрудников русского посольства в Тегеране произошло 30 января (11 февраля) 1829 г.

Предшествовавшие события

В 1826-1828 гг. произошёл военный конфликт между Российской и Персидской империями за господство в Закавказье и Прикаспии. В результате войны Россия закрепилась в этом регионе и присоединила к своей территории Восточную Армению.

Завершил войну Туркманчайский договор между Российской империей и Персией (Ираном), который был подписан 10 (22) февраля 1828 г. в деревне Туркманчай (близ Тебриза).

В разработке условий договора активное участие принимал Александр Грибоедов.

Туркманчайский договор: значение

Граф И. Ф. Паскевич и принц Аббас-Мирза на подписании мирного договора в Туркманчае

Эриванское и Нахичесванское ханства и были теми территориями Восточной Армении, которые отходили к России по результатам договора. Персия обязалась не препятствовать переселению армян в русские пределы.

Эриванское и Нахичеванское ханства

На Персию также налагалась контрибуция в 20 млн. руб. серебром. Стороны обменивались миссиями на уровне посланников. С персидской стороны договор с Россией подписал Аббас-Мирза, который был наследником персидского престола.

Обратите внимание

Сторонами был также подписан торговый трактат – русские купцы получили право свободной торговли на всей территории Ирана. Русские торговые суда получали свободу плавания, а военный флот получал исключительное право базирования в Каспийском море.

При  таких условиях, конечно же, позиции России в Закавказье сильно укреплялись, а позиции Великобритании подрывались, поэтому Великобритания была очень заинтересована в ослаблении влияния России в данном регионе.

Западные и иранские политики дружно сетовали на то, что Туркменчайский договор был «глубоко оскорбительным для Ирана»: «Туркманчай был началом политического упадка Ирана, а империя шаха была не только лишена права бороться против своего могущественного соседа, но даже сопротивляться ему» (М. Афшар). Потеряв Дербент, который считался «дверью Ирана», Иран «открыл двери собственного дома своему наиболее непримиримому врагу».

Дальнейшие события

Великобритания не могла успокоиться с потерей ведущих позиций в Закавказье и постоянно подстрекала Иран уклоняться от выполнения условий договора. А.С.

Грибоедов, который в то время занимал пост русского министра-резидента в Тегеране, выразил в связи с этим ряд протестов. Тогда 11 февраля 1829 г.

антироссийски настроенной придворной персидской группой, тесно связанной с британскими агентами и близкой к шаху, был организован и осуществлён погром русской миссии, в результате чего погиб Грибоедов и все члены миссии.

События в русском посольстве Тегерана 11 февраля (по новому стилю) 1829 г

Недовольство в персидском обществе накалялось. Мало того, что страна должна расплачиваться за проигрыш в войне, начиная с января 1829 г. Грибоедов разрешил в посольстве пребывание армян, которые просили его о помощи в возвращении на родину – она уже стала частью Российской империи.

Грибоедов понимал возможность опасных последствий для себя и посольства, но разрешил им здесь укрыться. На базарах и в мечетях тем временем росло недовольство, активно велась антирусская пропаганда. Персы оговаривали сотрудников посольства и самого Грибоедова в нарушении этикета шахского двора.

Английские дипломаты, не желавшие усиления России в Азии, всячески «подливали масла в огонь».

И. Крамской «Портрет Грибоедова» (1875). Портрет выполнен с литографии

Грибоедов понимал всю сложность положения, он даже послал шаху ноту, в которой заявил о желании прекратить свою миссию в Персии в связи с обострившейся обстановкой.

Но было уже поздно. Все указанные обстоятельства привели к трагедии. 30 января (11 февраля по новому стилю) 1829 г. толпа тегеранцев напала на русское посольство.

Толпу возглавляли люди Аллаяр-хана, а зачинщиком нападения был муджшехид Месих. У посольства собралось около 100 тыс. человек, которые быстро стали бесконтрольной толпой. Русскую миссию охраняли всего 35 казаков.

Они выполнили свой долг до конца, но силы были неравны.

Сопротивление нападавшим оказал и сам Грибоедов. Но всё было тщетно: все члены миссии погибли, остался в живых только один человек, секретарь, спрятавшийся от нападавших.

Важно

Как именно погиб Грибоедов, с достоверностью неизвестно. Тело его было изуродовано. Существует рассказ о том, что тело дипломата, привязанное на верёвке к лошади, волочили по улицам Тегерана, после чего оно стало неузнаваемым. Его опознали только по остаткам посольского мундира и по старому ранению пальца – в 1818 г. он стрелялся на дуэли с А. Якубовичем, будущим декабристом.

А.С. Грибоедову было всего 34 года. И только несколько месяцев назад он женился на грузинской княжне Нине Чавчавадзе, с которой прожил всего несколько недель перед отъездом в Персию.

И после…

Тело Грибоедова перевезли в Российскую империю и похоронили в Тифлисе на горе Мтацминда. Останки 35 казаков, защищавших дипломатов, были захоронены в братской могиле во дворе армянской церкви святого Татевоса в Тегеране.

Дипломатический скандал между двумя странами уладили очень быстро. Персидский шах послал в Петербург своего внука Хозрев-мирзу с извинениями за убийство посла и просьбой о смягчении контрибуции. Российскому императору Николаю I в числе богатых даров был преподнесён и знаменитый алмаз «Шах».

Неизвестный художник. Портрет Нины Чавчавадзе

А далее… Писать и читать об этом обидно. Фактически император Николай I предал своего верного подданного, отдавшего жизнь во славу Отечества.

Контрибуция была смягчена, серьёзных осложнений отношений между Россией и Персией не произошло, а Николай I, принимая алмаз, сказал: «Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское происшествие».

Гибель всей дипломатической миссии во главе с талантливым писателем, умным дипломатом и настоящим патриотом император определил только как «злополучное тегеранское происшествие».

Но есть и другие слова, высеченные на могильном памятнике его вдовой Ниной Чавчавадзе: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?». Они истинны.

Надгробный памятник А.С. Грибоедову

Источник: https://www.rosimperija.info/post/2715

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»

Грибоедов Александр Сергеевич (1795-1829)

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»

Н. Грибоедова

Александр Сергеевич Грибоедов – известный русский писатель, пьеса «Горе от ума» сделала его классиком отечественной литературы.  И это не удивительно. Буквально каждая фраза этого произведения является крылатым выражением, которыми мы пользуемся по сей день. Само название пьесы «Горе от ума» прошло грозовым мотивом в жизни писателя. 

Александр Сергеевич был невероятно образован, занимал важные посты, очень много знал – и, к сожалению, это послужило одной из причин его ранней загадочной смерти. Его жизнь была окутана многими тайнами с самого рождения. 

А.С. Грибоедов родился в Москве в старинной дворянской семье. Однако, трудно определить точный год его рождения. В послужных списках он указывал то 1793, то 1795, то 1790 (наиболее вероятный вариант, но не факт).

Совет

Дело в том, что его мать вышла замуж в 1792, и тогда становится понятным, зачем он изменял дату своего рождения – он просто-напросто был незаконнорожденным. Он долго переживал этот факт, поэтому тема была закрыта.

Но после дуэли, перевернувшей его жизнь, он стал указывать 1790 год, будто решил неукоснительно служить истине. Кто был отцом русского писателя до сих пор неизвестно.

Маленький Грибоедов получил серьезное разностороннее домашнее образование. Его учителями были известные в то время профессора, а также иностранцы. С 1802 посещал Московский университетский Благородный пансион (там же будет учиться Лермонтов).

  В 1806 учился на факультете философии в Московском университете, а затем в 1810 окончил словесное, этико-политическое и юридическое отделения, дальше продолжил учиться на физико-математическом факультете. Наглядный пример того, насколько разносторонними были его интересы.

Помимо этого он владел почти десятком языков! По окончании университета Грибоедов превышал по уровню образованности всех своих сверстников и никогда не терял жажды к знаниям и науке.

Во время учебы Грибоедов посещал литературные собрания студентов Московского университета, там он ближе познакомился со своим будущим наставником И.Т. Буле.

Философ и антиковед, Буле привил Грибоедову любовь к литературе, особенно к зарубежной и античной драматургии, то есть молодой писатель стал впитывать в себя классицизм, который после перерастет в реализм («Горе от ума»).

Грибоедов с долей хулиганства пользовался  своим сатирическим талантом: он написал свою первую пьесу «Дмитрий Дрянской» (1810, не сохранилась), в основу которой лег университетский спор двух профессоров за кафедру. 

Обратите внимание

Грибоедов становится добровольцем во время войны 1812,  но так и не успел поучаствовать в военных действиях – Наполеон был побежден раньше.

Обладая незаурядным умом, Алекснадр Сергеевич, тем не менее, отказался от престижного поста карьеры чиновника, словно не хотел находиться в душном светском обществе и решил уйти в кавалерийскую службу в малоизвестных закоулках Белоруссии.

Там прожил нелегкий период, но именно тогда в нем опять зажглась литературная искра: Грибоедов опубликовал в журнале «Вестник Европы» статьи «О кавалерийских резервах» и «Письмо из Бреста-Литовска издателю». В 1815 году была опубликована и даже поставлена на сцене комедия «Молодые супруги» (переделка французской пьесы Крезе де Лессера). 

Через пару лет (в 1817) Грибоедов решает сменить сферу деятельности и переезжает в Петербург, где зачисляется на службу в коллегию Иностранных дел. В этом городе он проникает в литературные и театральные круги, знакомиться со многими известными литераторами, критиками и писателями (среди которых А. С. Пушкин).

В истории русской литературы сложилось так, что в первой половине XIX века почти одновременно появились два направления – романтизм и реализм в противовес классицизму, они существовали плечом к плечу, одновременно соревнуясь и обогащая друг друга. Естественно, не обошлось без «идейной войны».

Так, в 1817 году Грибоедов написал комедию «Студент», направленную против поэтов кружка «Арзамас». Высмеивая их, Александр Сергеевич полемизировал с чувствительностью сентиментализма и мечтательностью романтизма в духе В.В. Жуковского. Сам Грибоедов был ближе к кружку так называемых «архаистов», последователей И. А. Крылова и Г. Р.

Державина (сказалось «классицистское» влияние Буле). 

Некоторые пьесы он писал в соавторстве, например, комедии «Притворная неверность» совместно с А. А. Жандром, «Своя семья, или замужняя невеста» с А.А. Шаховским; обе пьесы были поставлены на сценах Москвы и Петербурга. 

1817 год стал для Грибоедова переломным как в карьере, так и в душе. В ноябре состоялась четвертная дуэль, редкое событие того времени. Смысл заключается в том, что сначала стреляются дуэлянты, а затем – их секунданты.

Важно

Стрелялись Шереметев и Завадовский, их секундантами были Якубович и Грибоедов. Причиной конфликта послужила ревность к балерине Истоминой. Получилась довольно запутанная история.

Балерина два года жила с Шереметевым, но однажды приняла приглашение Грибоедова, а позже – Завадавского. 

Интрига заключалась еще в том, что изначально планировалась дуэль Грибоедова с Шереметевым, однако провокация Шереметева в виде брошенного мороженого в Завадовского определила порядок поединка. В итоге Шереметев был убит, вторая часть дуэли состоялась только осенью 1818-го года. Грибоедов хотел перемирия, но Якубович был упрям. 

Грибоедов специально стрелял мимо. Итог дуэли – простреленная левая кисть Александра Сергеевича. До смерти он надевал на отстреленный палец специальный чехол; после гибели это ранение помогло опознать Грибоедова. 

Вскоре Александр Сергеевич был назначен секретарем русской дипломатической миссии в Персии, этот ход он воспринимал как ссылку из-за дуэли. Как обычно, Грибоедов отлично справлялся со своими обязанностями. Однажды ему удалось вывезти из Персии и возвратить на родину группу русских пленных, которых несправедливо задержали власти Персии. 

На этот случай обратил внимание командующий русскими войсками на Кавказе А. П. Ермолов и добился назначения Грибоедова секретарем по иностранной части при главнокомандующем на Кавказе. Так, с 1822 он стал служить в Тифлисе. 

Помимо его известности, как успешного дипломата и писателя, Грибоедов также был пианистом и композитором.

Он часто выступал в кругу друзей и на музыкальных вечерах как аккомпаниатор и исполнитель-импровизатор.

Совет

К сожалению, большая часть сочиненных музыкальных произведений не было записано на бумагу, поэтому сохранились лишь два вальса. Его вальс ми-минор  – это первый русский вальс, дошедший до наших дней. 

Еще до Персии Грибоедов начал работу над своим главным произведением  – «Горе от ума», на Кавказе работа продолжилась, но наиболее плодотворное время было в отпуске, в Тульской губернии, где Грибоедов временно проживал у своего давнего друга С.Н. Бегичева.

По его свидетельству, задумка появилась еще в 1816 году. Сам Бегичев утверждает, что образы взяты из реального окружения Грибоедова, что он узнает практически всех героев. Писатель дал прочитать другу первые два акта, написанные на Кавказе.

Читайте также:  Тайна египетских пирамид

Тот сделал пару замечаний, но Грибоедов болезненно на них отреагировал, и в итоге сжег первый акт и полностью его переписал. Алекснадр Сергеевич очень дорожил своим произведением, пожалуй, туда он поместил большую часть своей души.

Вскоре он дописал последние два акта с легкостью, потому что вновь ощутил утерянное на Кавказе вдохновение, окунувшись в московскую светскую жизнь, где раздобыл немало материала. 

В 1824 комедия была написана. Грибоедов поначалу решил сохранить ее в тайне,  посвятив ее только узкому кругу людей, но по случайности, весть о беспощадной сатире, направленной против москвичей вообще, против влиятельных людей распространилась вопреки всем ожиданиям писателя. В итоге надежда на публикацию была неосуществима. 

Грибоедов начал переписывать, урезать, изменять части пьесы, словно отрывая по кусочку свою измученную душу. Но такое самопожертвование было тщетно. Опубликовали всего лишь пару частей комедии. Невозможно даже вообразить себе всю горечь и отчаяние Грибоедова. Пьесу впервые поставили в 1833 году в Москве, уже после смерти писателя; а полностью комедия была опубликована только в 1862 году! 

«Горе от ума» – уникальное русское художественное произведение. Грибоедов сумел умело сочетать устаревший классицизм (в пьесе четко виден главный принцип классицизма – единство места, времени и действия)  и черты новых направлений: романтизма и реализма (последнего в большей мере).

Так, написанные почти одновременно «Горе от ума» и «Борис Годунов» Пушкина стали первыми произведениями русского реализма. Успех «Горе от ума» определяется гармоничным соединением вневременного и острозлободневного.

Обратите внимание

Сквозь картину преддекабристской поры вины «вечные темы»: конфликт отцов и детей, любовный треугольник, противостояние личности и общества.

Точность, афористичность языка и размер вольного ямба делает речь героев близкой к разговорному стилю и интонации; как и предвещал Пушкин, вся комедия «разошлась на цитаты». В 1872 году вышла знаменитая статья Гончарова «Мильон терзаний», содержащая подробный анализ пьесы. 

Несмотря на то, что Грибоедов смотрел на декабристов скептически, среди них было немало его друзей. В целях пропаганды своих идей, декабристы стали размножать пьесу рукописными списками. Это наделало немало бед Грибоедову.

В 1826 году он был арестован за подозрение в связи с декабристами, потому что у многих была найдена пьеса «Горе от ума».

Благодаря предупреждению Ермолова о предстоящем аресте, Грибоедов успел уничтожить «опасные» бумаги, и, яро отрицая свою причастность к декабристам, на следствии он был освобожден.

Грибоедов возвращается на Кавказ в 1826 году и в это время начинается русско-персидская война. Александр Сергеевич выступает уже как государственный деятель и выдающийся дипломат. В 1828 году он участвует в Туркманчинском мирном договоре, заключенном с Персией.

  Грибоедов выполнял обязанности редактора протоколов конференции. Это позволило ему внести некоторые важные уточнения в текст мирного трактата. Грибоедовов составил окончательный текст договора, который был очень выгодным для России. За свой труд писатель-дипломат был награжден Николаем  I Орденом Святой Анны.

Также Грибоедов получает новое назначение – полномочный министр (посол) в Персию.

Александр Сергеевич уже давно мечтал оставить государственные дела и заняться литературой, но у него практически не было выбора, поэтому эту ситуацию он воспринял как очередную ссылку (он все еще представлялся опасным властям, потому что пытался добиться облегчения участи декабристов). 

Важно

По пути в Персию Грибоедов остановился в Тифлисе на некоторое время. За этот срок он успел  впервые по-настоящему полюбить и жениться на молодой грузинке Нине Чавчавадзе, с которой собирался ехать в Персию. 

Однако, оставив на время жену в Тавризе и выехав с посольством в Тегеран, произошла трагедия – смерть писателя. До сих пор его смерть окутана тайной.

  По официальной версии Грибоедов не был умеренным в отношениях с Персами, его принципом было «угрожать бунтом на бунт».

Шахский двор требовал от русского посольства освобождения Мирзы-Якуба, главного казначея и евнуха, который обладал важной информацией о шахе. Но Грибоедов был неуступчив, за что и поплатился. 

Существует другая версия, которая кажется более обоснованной и правдоподобной. Смерть писателя связывают с заговором англичан, которым было выгодно ухудшение русско-персидских отношений. Англичане ловко воспользовались неуступчивым характером Грибоедова, чтобы разжечь ненависть персов к послам.

Однако это все переросло в ненависть к русскому народу, которых следует истребить как врагов религии. Целью заговора было нанесение ущерба русскому посольству, но не резня. Руководители заговора потеряли контроль над толпой. Произошло почти поголовное избиение русских, а особенно зверским было убийство Грибоедова, его обезображенное и изувеченное тело еле опознали.

Александр Сергеевич Грибоедов похоронен был в соответствии с его пожеланиями на горе Давида в Тифлисе.

Как подчеркнул выдающийся поэт и критик XX в. В.Ф.Ходасевич, «в этом мрачном и романтическом финале только отчетливей прозвучал общий лад грибоедовской жизни, богатой чувствами, впечатлениями и событиями. Грибоедов был человек замечательного ума, большого образования, своеобразного, очень сложного и, в сущности, обаятельного характера.

Совет

Под суховатой, а часто и желчной сдержанностью хоронил он глубину чувства, которое не хотело сказываться по пустякам. Зато в достойных случаях проявлял Грибоедов и сильную страсть, и деятельную любовь. Он умел быть и отличным, хоть и несколько неуступчивым, дипломатом, и мечтательным музыкантом, и «гражданином кулис», и другом декабристов.

Самая история его последней любви и смерти не удалась бы личности заурядной» (очерк «Грибоедов»).

Ольга Шишка



Источник: http://www.dailyculture.ru/stati/bio/um_i_dela_tvoi_bessmertny_v_pamyati_russkoy_

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…» Личность и судьба Александра Сергеевича ГРИБОЕДОВА. – презентация

1 «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…» Личность и судьба Александра Сергеевича ГРИБОЕДОВА<\p>

2 Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа. В.Г.Белинский А.С.Грибоедов С портрета И.Крамского<\p>

3 В годах Грибоедов участвовал в русско- персидской войне. Им были выработаны условия заключенного с Персией 10 февраля 1828 года мирного договора, нанесшего сильный удар английскому влиянию на Востоке. Заключение Туркманчайского мирного договора (крайний справа – А.С.Грибоедов). С литографии<\p>

4 Сдача Эривани. С картины Ф.Рубо Одно строжайшее правосудие мирит покоренные народы со знаменами победителей. А.С.Грибоедов А.С.Грибоедов «Во время этой войны явились во всем блеске его огромные дарования… его дипломатический такт и ловкость, его способность к труду, огромному, сложному и требующему больших соображений». Л. А. Смирнов (родственник и первый биограф Грибоедова)<\p>

5 Гибель Грибоедова «Он погиб под кинжалами персиян жертвой невежества и вероломства… Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неравного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна». А.С.Пушкин Встреча А.С.Пушкина с телом А.С.Грибоедова на Кавказе. С картины П.Соколова-Скаля. Пушкин встречает тело Грибоедова. Рисунок П.Бореля.<\p>

6 БИОГРАФИЯ Александра Сергеевича ГРИБОЕДОВА<\p>

7 Александр Сергеевич Грибоедов родился 4 (15) января 1794 года в Москве в старинной и обеспеченной дворянской семье. Дом Грибоедовых в Москве, под Новинским Отечество, сродство и дом мой в Москве… А.С.Грибоедов Фрагмент акварели Ж.Делабарта «Гуляние под Новинским»<\p>

8 Удивительные способности А.С.Грибоедов в отрочестве. С портрета неизвестного художника Вид на Кремль и Московский университет. С картины Ф.Алексеева …Он вступил студентом… знавши уже совершенно французский, немецкий и английский язык и понимавши свободно в оригинале всех латинских поэтов… С.Н.Бегичев<\p>

Обратите внимание

9 Отечественная война 1812 года А.С.Грибоедов. С портрета Д.Н.Кардовского г. Сражение на Бородинском поле. Литография с картины П.Гесса Сражение при Тарутине. Литография с картины П.Гесса<\p>

10 Степан Никитич БЕГИЧЕВ «Ты, мой друг, поселил в меня любовь к добру, я с тех пор начал дорожить честностью и всем, что составляет истинную красоту души,… с тобой я становлюсь нравственно чище и добрее». (Грибоедов). А.С.Грибоедов в годы военной службы<\p>

11 Служба в Коллегии иностранных дел А.С.Пушкин. Автопортрет А.С.Грибоедов. Рисунок Пушкина К.Ф.Рылеев В.К.Кюхельбекер<\p>

12 В Петербурге. Грибоедов и театр Е.С.Семенова Е.А.Телешова А.И.Истомина Большой театр в Петербурге. Здесь впервые ставились пьесы А.С.Грибоедова. С литографии г.<\p>

13 Первые литературные опыты. Русские драматурги – соавторы Грибоедова А.А.Шаховской Н.И.Хмельницкий П.А.Катенин<\p>

14 Начало дипломатической службы А.С.Грибоедов (пятый справа) в свите И.Ф.Паскевича при встрече с наследником персидского престола. Литография К.П.Беггрова<\p>

15 Алексей Петрович ЕРМОЛОВ Генерал Алексей Петрович Ермолов, прославленный герой Отечественной войны 1812 года, был очень популярен среди передовой части русского офицерства. Грибоедов и Ермолов уважали и ценили друг друга. С портрета Дж.Дау<\p>

16 Грибоедов и декабристы Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. С акварели К.Кольмана г. Здание Главного штаба на Дворцовой площади в Петербурге, где в 1826 г. Грибоедов содержался под арестом по делу декабристов. Раскрашенная литография К.П.Беггрова г. Грибоедов был связан с декабристами, но вероятнее всего, не принадлежал к тайному обществу. В победу декабристов он не верил, но идеям их сочувствовал.<\p>

Важно

17 Тифлис. Комедия «Горе от ума» Город Тифлис. С рисунка В.Мошкова С городом Тифлисом связаны многие значительные события в жизни Грибоедова. Здесь он писал прославившую его комедию «Горе от ума», здесь он подружился на всю жизнь с поэтом- декабристом В.К.Кюхельбекером, также служившим у Ермолова.<\p>

18 Нина Александровна ГРИБОЕДОВА А.С.Грибоедов. С акварели В.Мошкова Нина Александровна Грибоедова. С портрета Э.-Ф.Дессэн Приехав в Грузию, женился он на той, которую любил… А.С.Пушкин<\p>

19 Нина Чавчавадзе (Грибоедова). Худ. Натела Ианкошвили Ей было 16, когда её назвали женой Грибоедова, ей не было и 18, когда она стала вдовой великого поэта России, так трепетно и безоглядно её любившего. И напоминание об этой любви – вальс Грибоедова, который он когда-то посвятил ей. Нина очень любила играть эту нежную мелодию. Её звуки – как слёзы о былом счастье, о несбывшихся мечтах.<\p>

20 Могила А.С.Грибоедова Монастырь св. Давида в Тбилиси, где похоронен А.С.Грибоедов Могила А.С.Грибоедова на горе Мтацминда в Тбилиси. С рисунка П.Бореля «Нина, ангел мой! Я чувствую, я знаю – мне не вернуться. Прошу тебя: не оставляй костей моих в Персии. Похорони меня в Тифлисе, в монастыре Давида…»<\p>

21 Просьбу мужа Нина выполнила – похоронила его на Давидовой горе. Там же поставила памятник, выполненный скульптором С.Кампиони. Вдова искала слова, которые остались бы на мраморе вечно. Они пришли к ней ночью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя? Незабвенному его Нина».<\p>

22 Комедия «Горе от ума» На Кавказе Грибоедов начал писать свою будущую комедию «Горе от ума», тогда он назвал её «Горе уму», и первым его слушателем был Вильгельм Карлович Кюхельбекер (будущий декабрист): «Гениальный, благородный, единственный мой Грибоедов, более чем друг. Он писал «Горе от ума» почти при мне, по крайней мере, мне первому читал каждое отдельное явление сразу после того, как оно было написано».<\p>

23 Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами… А.С.Пушкин в Михайловском. С картины Н.Н.Ге.<\p>

24 Первое издание и первая постановка комедии<\p>

25 Комедия «Горе от ума» более ста семидесяти лет не сходит со сцены русского театра. Многие великие русские актеры несли в народ слово и мысль Грибоедова, воплощая бессмертные образы его комедии. «Горе от ума» на русской сцене Софья – А.А.Яблочкина. Малый театр е годы Чацкий – В.И.Качалов. МХТ г. Фамусов – К.С.Станиславский. МХТ г.<\p>

Совет

26 Чацкий и Фамусов – В.И.Качалов и К.С.Станиславский. МХТ г. Хлёстова и Молчалин – Е.М.Раевская и Н.А.Подгорный. МХТ г. Скалозуб – В.Л.Ершов. МХТ г.<\p>

27 Какие фрагменты действия комедии изображены на иллюстрациях художника Д.Кардовского? «Что за оказия! Молчалин, ты, брат?» «Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног».<\p>

28 «Помочь ей чем? Скажи скорее». «Да, мочи нет: мильон терзаний Груди от дружеских тисков, Ногам от шарканья, ушам от восклицаний, А пуще голове от всяких пустяков». «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок».<\p>

29 Узнайте героев комедии на иллюстрациях художника Н.Кузьмина<\p>

30 Проверьте себя Хрюмины, Фамусов, Скалозуб Загорецкий Скалозуб Репетилов Хлёстова<\p>

31 Бессмертие Памятник А.С.Грибоедову в Москве. Скульптор А.А.Мануйлов, 1959 г. Памятник А.С.Грибоедову на территории русской миссии в Тегеране. Скульптор В.Беклемишев, 1900 г. Гениальный писатель остался в истории литературы автором только одной комедии «Горе от ума», но эта комедия составила целую эпоху в истории русской общественной мысли и русской художественной культуры.<\p>

32 Подведем итоги – Сегодня на уроке перед вами прошла жизнь Александра Сергеевича Грибоедова. Что особенно запомнилось, заставило задуматься, взволновало? – Согласны ли вы с Александром Сергеевичем Пушкиным в том, что Грибоедов был «человеком необыкновенным»? – Что же, на ваш взгляд, было необыкновенного в судьбе и личности Грибоедова?<\p>

33 Спасибо за урок!<\p>

34 Автор презентации: Ширяева Ирина Григорьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Заозерновская основная общеобразовательная школа» Юргинского района Кемеровской области<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/891863/

Ум и дела твои бессмертны…

К 190-летию со дня рождения А. С. Грибоедова

Одиннадцати лет от роду он уже студент Московского университета; к семнадцати годам оканчивает его по трем факультетам – словесному, юридическому и физико-математическому; с отрочества он владеет четырьмя новыми и двумя древними языками (позже к ним прибавится несколько восточных), серьезно занимается музыкой, пробует силы в сочинительстве; едва разразилась гроза двенадцатого года, он, подобно лучшим своим сверстникам, добровольцем зачисляется в полк; после Отечественной войны, «после дорого купленных побед» желает употребить свои способности «по статскому ведомству», служит в коллегии иностранных дел (где и Пушкин числится, только что выпущенный из Лицея), живет поначалу в Петербурге (позже служба забрасывает его на Восток, на Кавказ), проводит время в кругах литературных и театральных, среди его приятелей немало замечательных представителей тогдашней молодежи – выдающиеся умы и горячие сердца, он (по его же слову) много «дурачится», «я молод, музыкант; влюбчив и охотно говорю вздор», – признается он, но мы-то теперь знаем, какие споры велись «между Лафитом и Клико» (литератор и декабрист Александр Бестужев, он же Марлинский, сообщает: «С Грибоедовым, как с человеком свободомыслящим, я нередко мечтал о желании преобразования России»); после 14 декабря 1825 года он мог сказать о себе вместе с Пушкиным, что «был в связи с большею частью нынешних заговорщиков».

Накануне восстания пошла в списках комедия «Горе от ума» (позволение печатать будет дано годы спустя, после смерти автора), все читают, «грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет», свидетельствует сам сочинитель, рукописная комедия, по замечанию Пушкина, произвела «неописанное действие» и вдруг поставила Грибоедова «наряду с первыми нашими поэтами».

Последние годы его жизни ознаменованы успехами на дипломатическом поприще: весной 1828 года, после подписания Туркманчайского договора с Персией, Грибоедов привозит мирный трактат в Петербург, здесь встречает его, по собственному ироническому выражению, «атмосфера всяких великолепий» – пушечный салют, царская аудиенция, чин статского советника, орден Анны с бриллиантами, четыре тысячи червонцев и назначение на высокий пост полномочного министра (посланника) в Персии. На этом посту он и погибает, исполняя свой долг: «самая смерть, постигшая его посреди смелого, неровного боя… была (по слову Пушкина) мгновенна и прекрасна»; юная Нина Чавчавадзе, дочь известного грузинского поэта, едва полгода успевшая быть женою Грибоедова, погребла его прах в Тифлисе, на горе святого Давида и начертала на камне слова, скоро сделавшиеся знаменитыми: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»…

Но все не так ладно, не так складно, как видится на первый взгляд.

Проницательный Пушкин призывал друзей создателя «Горя от ума» взяться за его жизнеописание, сетовал, что «замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов», – и провидел трудности на пути будущих биографов, жалел, что Грибоедов не оставил записок, хотя несколькими годами прежде горячо убеждал приятеля не жалеть о потере записок Байрона: исповедь английского поэта – в его стихах. Но как проникнуть в тайное тайных грибоедовской души и помыслов!.. Горестный упрек – «люди верят только славе» – вырвался у Пушкина также в связи с раздумьями о Грибоедове, о неоцененности его.

Обширнейшие познания, которые Грибоедов не устает приобретать с малолетства и до последнего своего дня («он много читал по всем предметам наук и много учился», – рассказывает близкий его друг), дают пищу уму и сердцу, но в огромной своей части не находят применения для пользы соотечественников.

Не стихают споры о связях Грибоедова с общественными движениями эпохи: если вообще его «декабризм» теперь не подвергается сомнению, то мера принадлежности к тайным обществам, его отношение к программам и планам будущих декабристов, их стратегии и тактике вызывают разногласия (вскоре после бунта Грибоедов доставлен в столицу с Кавказа, где в ту пору служил «секретарем по дипломатической части» при генерале Ермолове, почти четыре месяца содержится на гауптвахте Главного штаба как подозреваемый в причастности к делу 14 декабря, но в числе немногих оправдан и освобожден «с очистительным аттестатом»). Дипломатическая деятельность Грибоедова, замечательная и по сути своей и в конечном счете по завоеванному признанию, с одной стороны, увлекает его, с другой, представляется ему «посторонним делом», чуждым поприщем, да и направляют и оценивают эту деятельность вчерашние палачи друзей, братьев, товарищей, – он мечтает возвысить службу до служения (народу, отечеству) среди молчалиных и скалозубов, среди тех, для кого «служить» означает не более как «прислуживаться». Наконец, главная, быть может, загадка, главный камень преткновения при всяком прикосновении к грибоедовской судьбе – великая и единственная комедия: сколько ни рассуждай о ранних, в общем-то не слишком значительных произведениях как о «творческой лаборатории» писателя или о «беспредельных», по собственному его определению, позднейших замыслах, оставшихся неосуществленными, и там и здесь непросто увидеть след руки создателя «Горя от ума». Великое страдание – сознавать, чувствовать, что остаешься автором одной-единственной комедии, при «том, что комедия эта не случайность, не «обмолвка» среди иных, главных твоих трудов – недаром же при самом своем появлении она названа современниками «народной книгой», поставлена «в число первых творений народных», при том, что поэзия продолжает неудержимо манить тебя («люблю ее без памяти, страстно»)…

«Есть внутренняя жизнь, нравственная и высокая, независимая от внешней» – строки из послания, отправленного в каторжные норы декабристу Александру Одоевскому, поэту и другу, нередко относят к самому Грибоедову, их написавшему.

Но мысль, высказанная применительно к человеку, томящемуся «в узах и в заточении», совершенно иначе читается и развивается, когда ее «берет на вооружение» человек деятельный и действующий: «Тот, кто хочет только наблюдать, ничего не наблюдает…

Обратите внимание

Наблюдать деятельность других можно не иначе, как лично участвуя в делах», – занес однажды Грибоедов в свой путевой дневник. Жизнь внутренняя и внешняя неизбежно вступают в различного рода сцепления, приходят к согласию или сшибаются в противоречиях.

Пушкин это пророчески осознавал, когда говорил о «пылких страстях и могучих обстоятельствах», затемнявших жизнь Грибоедова. Слова Пушкина читаются многозначно: не только перечисление – пылкие страсти плюс могучие обстоятельства, не меньше – противопоставление могучих обстоятельств пылким страстям.

Тут очень важно это – «пылкие страсти»… «Одним из самых умных людей в России» назвал Грибоедова опять-таки Пушкин, другой из самых умных людей в России. Всякий, кто хоть однажды встречался с Грибоедовым, непременно отметил в нем громадный ум, необыкновенный, поражающий независимостью, глубиной и силой.

Личность Грибоедова представляется многим из тех, кто знал его, могуществом ума, разума, воли, торжествующих над страстями. С годами, с десятилетиями величие ума, «горе от ума» становятся преобладающими чертами создаваемого современниками и потомками образа Грибоедова.

Почти через полвека после его смерти поэт Петр Андреевич Вяземский, приятель и соавтор Грибоедова, скажет о нем: «Вообще, не был он вовсе, как полагают многие, человеком увлечения: он был более человеком обдумывания и расчета».

Но в дни общения с Грибоедовым тот же Вяземский пишет по горячим следам: «Он умен, пламенен» – «ум» и «пламя» поставлены рядом. И декабрист Александр Бестужев, не успевший еще испытать на себе груза привычки, с которой будут впоследствии рисовать портрет автора «Горя от ума», вспоминает: «Кровь сердца всегда играла у него на лице».

Наконец, вот самого Грибоедова слова – и в них драгоценный ключ и к этому понятому одними современниками и не осознанному другими стремлению спрятать за неотразимыми суждениями ума пламень сердца, и к кажущейся подчас неожиданности выбора жизненных путей, и к приводившей иных в недоумение странности речей и действий («говорил вещи странные и удивлял Других неожиданностью своих поступков»): «Кто нас уважает, певцов истинно вдохновенных, в том краю, где достоинство ценится в прямом содержании к числу орденов и крепостных рабов?.. – напишет, выкрикнет пламенно, почти в отчаянии через год после бунта на Сенатской Площади, через пять месяцев после казни вождей восстания, через полгода после собственного освобождения из-под ареста. – Мученье быть пламенным мечтателем в краю вечных снегов…» (И следом: «Холод до костей проникает, равнодушие к людям с дарованием…»)

В канун Отечественной войны 1812 года Грибоедов уже приобрел обширные познания во многих науках, точных и гуманитарных, по свидетельству близкого друга писателя, вкус и мнение его о литературе также уже сложились. Но, похоже, в не меньшей степени сложились к этому времени и другие его мнения и вкусы.

По духу времени и вкусу
Он ненавидел слово «раб»…

выдохнулся из сердца «экспромт» в те самые роковые дни, когда следственный комитет по делу о заговорщиках 14 декабря решал его судьбу (дальше в стихах: «За то попался в Главный штаб И был притянут к Иисусу…»).

«Детьми двенадцатого года» называли себя декабристы: в походах и сражениях Отечественной войны, как никогда прежде, явственно предстали перед ними величие, благородство и мощь родного народа и вместе вся несправедливость общественного устройства, узаконившего рабство народа. «Мы проливали кровь, а нас опять заставляют потеть на барщине.

Мы избавили родину от тирана, а нас опять тиранят господа» – вот мнение народное, от которого сердце сжималось болью, и краска стыда выступала на лице, и душа звала к решительному действию. Это на всю жизнь, отказаться от этого невозможно, ни ум, ни чувство здесь не ищут и не в силах найти примирения с действительностью.

В бумагах Грибоедова сохранился план трагедии о 1812 годе; герой трагедии – некто «М*», крестьянин-ополченец, совершивший на войне множество подвигов, а по окончании ее отпущенный «восвояси с отеческими наставлениями к покорности и послушанию». Последний раздел плана: «Прежние мерзости. М* возвращается под палку господина… Отчаяние…

Самоубийство».

Важно

При размышлении о декабристских взглядах и связях Грибоедова всего важнее, что гениальная комедия вся, от первого до последнего стиха, «рифмуется» с декабризмом.

Герцен едва ли не первый назовет слово, поставит точку над «i»: «Образ Чацкого, меланхолический, ушедший в свою иронию, трепещущий от негодования и полный мечтательных идеалов, появляется…

накануне восстания на Исаакиевской площади, это – декабрист»; слово в комедии не произнесено, еще не могло быть произнесено – до 14 декабря 1825-го, но все узнали – и друзья, и враги, узнали по силе протеста, с которым «век нынешний» восстает против «века минувшего», и по непримиримому осмеянию минувшего века, и по острой злободневности мыслей, которые вчера горячо обсуждались на собрании тайного общества, а сегодня оказались представлены в ярком свете рампы, и по речам, в которых эти мысли высказаны.

Писатель и критик П.А.Катенин, приятель автора «Горя от ума», видный деятель первых тайных обществ, полагает даже невероятным, «чтобы Грибоедов, сочиняя свою комедию, мог в самом деле надеяться, что ее русская цензура позволит играть и печатать».

Но великое сочинение самой необходимостью своего появления, силой мысли и слова побеждало запреты властей.

«Горе от ума» с невиданной скоростью распространялось в рукописных экземплярах, даже газета того времени должна была признать, что «ныне нет ни одного малого города, нет дома, где любят словесность, где бы не было списка сей комедии»; другая газета называет цифру – 40 тысяч списков!..

За полгода до восстания, весной 1825 года, деятели Северного общества решают использовать предстоящие отпуска офицеров для распространения «Горя от ума»: завтрашние декабристы под диктовку переписывают текст комедии, чтобы потом увезти его в разные города страны. Несколькими месяцами раньше один из руководителей Северного общества, «друг бесценный» Иван Иванович Пущин, доставляет рукопись «Горя от ума» в подарок запертому в Михайловском Пушкину.

Замечания, сделанные Пушкиным после чтения комедии (в письме к Александру Бестужеву), хорошо известны: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов.

А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, – очень умно. Но кому говорит он все это?..

» Замечания сделаны Пушкиным, многое уже заново обдумавшим и передумавшим, в политических и исторических воззрениях своих в чем-то уже обогнавшим многие суждения своего века.

(Но еще недавно секретный агент доносил о поведении сосланного на юг поэта: «Пушкин ругает публично и даже в кофейных домах не только военное начальство, но даже и правительство».

) «Трудно назвать эпоху русской жизни, в которую устная речь – разговоры, дружеские речи, беседы, проповеди, гневные филиппики – играла бы такую роль, – пишет о времени декабристов современный исследователь. – От момента зарождения движения…

Совет

до трагических выступлений перед следственным комитетом декабристы поражают своей «разговорчивостью», стремлением к словесному закреплению своих чувств и мыслей». Ну, конечно же, умное лицо в комедии – сам Грибоедов, и подлинно пламенная душа в комедии тоже у Грибоедова; Пушкин не знает, что Александр Бестужев, с которым он делится своими замечаниями, впервые прочитав комедию, тотчас говорит себе: тот, кто написал эти строки, не может быть иначе, как самое благородное существо, – и хотя были уже знакомы, но по-светски, без души, не откладывая, скачет к Грибоедову:

– Александр Сергеевич, я приехал просить вашего знакомства. Сердце, которое диктовало стихи комедии, не могло быть тускло и холодно.

И Грибоедов, умница, пламенное сердце, отвечает, дружески сжимая ему руку:

– Очень рад вам, очень рад! Так должны знакомиться люди, которые поняли друг друга…

Историк В.О.Ключевский считал «Горе от ума» самым серьезным политическим произведением русской литературы XIX века, в образе Чацкого видел полное и зримое воплощение типа декабриста.

Но самое серьезное политическое произведение написано пером вдохновенного поэта, оно вместе с тем и величайшее лирическое произведение, в каждом его слове весь духовный и душевный опыт автора, опыт ума и сердца.

Принят Грибоедов в тайное общество, нет ли, «Горе от ума» рождается в пору замечательных надежд и ожиданий – казалось, пламенная мечта способна растопить вечные снега, – в пору редкого соответствия жизни внутренней и внешней, страстей и обстоятельств.

Один из ближайших друзей Грибоедова на вопрос о действительной степени участия автора «Горя от ума» в заговоре 14 декабря много лёт спустя отвечал убежденно: «Да какая степень? Полная». После 14 декабря, в дни, когда, чудилось иным, собственная фортуна улыбнулась Грибоедову (с почетом и славой он отправляется полномочным посланником в Персию), он говорит другу, что никогда больше не напишет комедии: веселость исчезла.

Есть сведения, что во время царской аудиенции Грибоедов просил Николая Первого, не терпевшего даже упоминания о бунтовщиках, смягчить участь декабристов. По словам одного из них, Грибоедов во время пребывания на Кавказе «явно и тайно старался быть полезным» сосланным участникам восстания.

«Очистительный аттестат», выданный следственным комитетом автору «Горя от ума», не очистил его от подозрений в неблагонадежности, высокий чин, бриллиантовый орденский крест вовсе не означают, что его попытка служения Отечеству (Грибоедов говорил, что готов «голову положить за соотечественников») видится власть предержащим благонамеренной царской службой («прислуживанием»). Грибоедов и не пытался убеждать кого-либо в противном. «Уважение к России и ее требованиям, вот мне что нужно», – пишет он о своей деятельности царскому наместнику на Кавказе за несколько недель до гибели. И в том же письме: «Главное… Помогите, выручите несчастного Александра Одоевского…» Все вокруг поздравляют его с царской милостью, а он пронзительно точно угадывает в последнем своем назначении «политическую ссылку», и ссылку гибельную. «Он был печален и имел странные предчувствия», – вспоминает Пушкин последнее свое свидание с Грибоедовым. Полномочный посланник навсегда прощается с друзьями. (Не пройдет полутора десятилетий – с тем же предчувствием скорой гибели отправится в последнюю свою поездку на Кавказ, к месту службы, Лермонтов.)

  • Версия для печати
  • Постоянная ссылка
  • В закладки
  • Вставить в блог

Представьтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

Источник: http://smena-online.ru/stories/um-i-dela-tvoi-bessmertny

Александр Грибоедов и Нина Чавчавадзе: горе от ума и горе от любви

?tverdyi_znak (tverdyi_znak) wrote,
2009-02-11 20:32:00tverdyi_znak
tverdyi_znak
2009-02-11 20:32:00Categories:

  • литература
  • история

180 лет назад трагически погиб  русский поэт и дипломат,  драматург и композитор Александр Сергеевич Грибоедов (4 (15) января 1790 или 1795 год — 30 января (11 февраля) 1829 года).

  Вольнодумец и чиновник Российской империи, ставший жертвой фанатиков-исламистов.Грибоедов больше всего известен  как “писатель одной книги” (homo unius libri), но зато какой книги!  Его блистательное произведение  «Горе от ума» до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России, а цитаты оттуда стали крылатыми фразами.

30 января (11 февраля) 1829 года (6 шаабана 1244 года хиджры) толпа религиозных фанатиков разгромила русскую дипломатическую миссию в Тегеране, и все её члены были убиты, кроме секретаря Мальцова. Толпа ворвалась в дом, разрушая все вокруг. Грибоедов, вместе с остальными сотрудниками миссии, оборонялся со шпагою в руке, был закидан камнями и изрублен.

  Тело Грибоедова было настолько изуродовано, что опознали только по следу на кисти левой руки полученному когда-то в дуэли с Якубовичем. Тело Грибоедова доставлено в Тифлис и погребено его вдовой на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида.34 года жизни. И память на века.А еще нам осталась осталась трагическая и нежная история любви гения и его юной жены прекрасной Нины Чавчавадзе…

Обратите внимание

Он был одним из образованнейших людей своего времени. Великолепно владел французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинским языками, позднее освоил арабский, персидский и турецкий языки. Писал стихи, музыку (известны два “грибоедовских” вальса). Успешно делал карьеру, с 1817 служил в Коллегии иностранных дел в Петербурге; в это время познакомился с Пушкиным.

С 1818 секретарь русской миссии в Тегеране, с 1822 в Тифлисе секретарём по дипломатической части при командующем русскими войсками А. П. Ермолове. Однако в январе 1826 арестован в крепости Грозная по подозрению к принадлежности к декабристам.  Со многими из заговорщиков он был знаком лично, приятельствовал, но к перспективе заговора относился скептически.

Был привезён в Петербург и сумел доказать непричастность к тайному обществу. В сентябре 1826 вернулся в Тифлис и продолжил дипломатическую деятельность. Принял участие в заключении выгодного для России Туркманчайского мирного договора (1828) и доставил его текст в Петербург. Назначен министром-резидентом (послом) в Иран.

Служба службой, но была еще и любовь: по пути на место назначения провёл несколько месяцев в Тифлисе и женился там на княжне Нине Чавчавадзе, дочери начальника Эриванской области и грузинского поэта Александра Чавчавадзе. Ему было 33 года, Ниночке – 15 лет…

“В тот день, – писал Грибоедов, – я обедал у старинной моей приятельницы Ахвердовой, за столом сидел против Нины Чавчавадзевой…

все на нее глядел, задумался, сердце забилось, не знаю, беспокойство ли другого рода, по службе, теперь необыкновенно важной, или что другое придало мне решительность необычайную, выходя из стола, я взял ее за руку и сказал ей по-французски: “Пойдемте со мной, мне нужно что-то сказать вам”. Она меня послушалась, как и всегда, верно, думала, что я усажу ее за фортепиано… мы…

взошли в комнату, щеки у меня разгорелись, дыханье занялось, я не помню, что я начал ей бормотать, и все живее и живее, она заплакала, засмеялась, я поцеловал ее, потом к матушке ее, к бабушке, к ее второй матери Прасковье Николаевне Ахвердовой, нас благословили…”

22 августа в Сионском соборе в Тифлисе их венчали.

Иерей записал в церковной книге: “Полномочный министр в Персии Его императорского Величества статский советник и Кавалер Александр Сергеевич Грибоедов вступил в законный брак с девицею Ниною, дочерью генерал-майора князя Александра Чавчавадзева…

” Накануне у поэта были жестокие приступы малярии. Один из них случился во время самого венчания – выпавшее из дрожавшей руки обручальное кольцо всех смутило – это считалось дурным предзнаменованием.

Вскоре по служебной надобности Грибоедов был принуждён снова ехать в Персию; молодая жена сопровождала его в пути через Армению до Тебриза, уже будучи беременной и часто болея.

Важно

Не желая подвергать Нину тяготам опасного путешествия и жизни на чужбине, Грибоедов в декабре 1828 года отправился в Тегеран в одиночестве, попрощавшись с женой и оставив ее в городе, где она прожила несколько месяцев.

В одном из писем из Тегерана Грибоедов посоветовал ей возвращаться в Тифлис, так как его миссия в Персии затягивалась; при содействии отца ей удалось благополучно вернуться в Грузию.

В начале 1829 года она узнала о разгроме русской миссии толпой фанатиков и убийстве мужа (что от нее пытались скрыть, опасаясь за её здоровье); это привело к преждевременным родам и смерти ребёнка…

“Переворот, происшедший в моем существе, был причиной преждевременного разрешения от бремени… Мое бедное дитя прожило только час и уже соединилось со своим несчастным отцом в том мире, где, я надеюсь, найдут место и его добродетели, и все его жестокие страдания. Все же успели окрестить ребенка и дали ему имя Александр, имя его бедного отца…”

Когда тело Грибоедова прибыло в Тифлис, вдова, выполняя волю покойного, распорядилась предать его земле близ церкви св. Давида на горе Мтацминда  18 июня 1829 года.

На семнадцатом году жизни надела Нина Грибоедова черное платье и не снимала его 28 лет,  до самой смерти.

По её распоряжению над могилой Грибоедова был установлен надгробный памятник с надписью :
«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

Всю оставшуюся жизнь Нина Чавчавадзе-Грибоедова прожила попеременно в Цинандали и Тифлисе, продолжая носить траур по мужу и оплакивать его смерть.

Она так и не вышла замуж во второй раз, отвергая все ухаживания (в частности, безответно влюблённого в нее на протяжении 30 лет поэта и генерала Григория Орбелиани).

Её верность трагически погибшему мужу стала легендарной ещё при её жизни; имя Нины Чавчавадзе было окружено почётом и уважением тифлисцев. В 1857 году она умерла во время разразившейся в Тифлисе эпидемии холеры.

Совет

В 1879 году наш земляк, рязанский  поэт Яков Полонский посвятил её памяти стихотворение «Н.А. Грибоедова»:

…Там, в тёмном гроте — мавзолей,И — скромный дар вдовы —Лампадка светит в полутьме,Чтоб прочитали выТу надпись и чтоб вам онаНапомнила сама —Два горя: горе от любви

И горе от ума

Нина Чавчавадзе была погребена рядом с горячо любимым мужем.

Мтацминда стала национальным пантеоном Грузии, здесь похоронены великие сыновья и дочери Грузии: великая актриса Верико Анджапаридзе, поэт и баснописец Важа-Пшавела, художник Ладо Гудиашвили, режиссер Котэ Марджанишвили, поэты Николоз Бараташвили и Галактион Табидзе, и другие известные люди……

Высоко над Тбилиси стоит гора Мтацминда.

И на ее склоне лежит Александр Грибоедов – русский поэт и дипломат, вольнодумец и статский советник, полномочный министр Его императорского Величества в Персии, на службе Государю и Отечеству в далеком Тегеране  изрубленный кривыми клинками озверевших фанатиков-исламистов.

И рядом покоится его супруга Нина, из рода грузинских князей Чавчавадзе…Если они с небес видят нас, то что сказали бы про безумие и дикость политиканов во главе России и Грузии, что привели к вражде между христианскими народами?Хочется верить, что когда-нибудь безумие пройдет… Есть что-то общее в истории русской и грузинской. В том числе – памятник любви 17летней грузинской девочки Ниночки Чавчавдзе и русского поэта Александра Грибоедова…

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

                       

Александр Грибоедов

Нина Чавчавадзе

Пантеон  Мтацминда (груз. მთაწმინდის მწერალთა და საზოგადო მოღვაწეთა პანთეონი, груз. მთაწმინდა – Святая гора) расположен на территории вокруг Церкви Святого Давида.

Источник: https://tverdyi-znak.livejournal.com/106457.html

Ссылка на основную публикацию