Скандалист и гений караваджо

Скандалист и гений Караваджо

Выдающийся итальянский художник Караваджо (1571-1610 гг.) известен не только тем, что стал основателем реализма в живописи. Дело в том, что на закате эпохи Возрождения возник стиль барокко, виднейшим представителем которого и был Микеланджело Меризи да Караваджо (не путать с Микеланджело Буонарроти).

Сразу нужно сказать, что картины Караваджо по-настоящему впечатляют даже тех, кто не силен в искусстве. Дело в том, что художник использовал технику «кьяроскуро», которая заключается в резком противопоставлении света и тени. Именно за счет этого приема маэстро особенным образом подчеркивал эмоции и переживания своих героев.

Интересен факт, что Караваджо, за свою недолгую жизнь (а прожил он всего 38 лет), не оставил ни одного рисунка или эскиза. Другими словами, он все свои, даже самые сложные идеи, реализовывал сразу же на холсте, без всяких предварительных этапов.

Обратите внимание

Родившись в небольшом итальянском городке Караваджо, который расположен недалеко от Милана, Микеланджело Меризи в возрасте 13 лет идет в мастерскую Петерцано. Там он знакомится с искусством живописи, и уже к 20 годам своей жизни, молодой художник Караваджо подает большие надежды.

Однако его чрезвычайно резкий и вспыльчивый характер мешает ему строить карьеру. Постоянные скандалы, драки и тюремные заключения сопровождали его всю жизнь.

Из Милана он вынужден был срочно уехать в Рим после того, как карточная игра закончилась скандалом и убийством.

Здесь весьма примечательно наблюдение итальянского священника Борромео, который, познакомившись с Караваджо, охарактеризовал его так:

«Человек неотесанный и грубый, вечно скитающийся по улицам и спящий где придется, он рисует бродяг, нищих и пьяниц, и кажется вполне счастливым человеком».

Первые работы Караваджо выполнены под заметным влиянием Леонардо да Винчи и Тициана. Интересен факт, что именно в Риме Микеланджело Меризи получает прозвище «Караваджо» по названию города, в котором он родился. С тех пор в искусстве он известен именно под ним.

После очередной драки, Караваджо снова попадает в тюрьму, где встречается с Джордано Бруно. В 1593 он несколько месяцев был на грани жизни и смерти, так как серьезно заболел римской лихорадкой (малярия). На стадии выздоровления он пишет свой первый автопортрет. Картина называется «Больной Вакх».

Более же всего славы ему принесли картины на библейские сюжеты. Непонятно, каким образом Караваджо умудрялся соединять их с разгульной жизнью и постоянными скандалами. Он без разбора бросался со шпагой на любого, кто плохо отзывался о его художественных произведениях.

В 1606 году маэстро был объявлен папой Павлом V (его портрет есть внизу) вне закона. А это значило, что любой человек мог его не только убить, но еще и получить за это награду.

Важно

Конечно, для такого серьезного решения у папы были основания. Случилось так, что в ходе игры в мяч началась драка между двумя компаниями. В одной предводительствовал Караваджо, а в другой — Рануччо Томассони.

В конечном счете, Рануччо Томассони был убит, а художника обвинили в преступлении.

Поддавшись в бега, он скрывается в имении Колонна, где пишет мрачные картины «Святой Франциск в раздумье» и «Ужин в Эммаусе». После этого он переезжает в Неаполь, а через год — на Мальту. Но тут он снова оказывается замешанным в какой-то скандал, и вновь попадает в тюрьму. Его посадили в так называемый каменный мешок, но он каким-то образом умудрился оттуда бежать.

В 1608 г. Караваджо приплыл на Сицилию в город Сиракузы. Переезжая по сицилийским городам, он пишет свои знаменитые картины.

В прошествии нескольких лет, кардинал Гонзага начинает вести переговоры с римским папой Павлом V о том, чтобы помиловать Караваджо. В надежде на положительное решение, художник планирует тайно перебраться поближе к Риму. Однако отплыв от Неаполя, он пропадает, и о дальнейшей его судьбе ничего не известно.

Есть только сведения, которым не все историки доверяют, что он, якобы, был задержан в крепости Пало, а затем пешком отправился в Порто-Эрколе. Именно там 18 июля по неизвестным причинам мастер умер в возрасте 38 лет. А уже 31 июля обнародовали указ о помиловании Караваджо.

Параллельно с ним было опубликовано и сообщение о смерти художника.

Караваджо оказал колоссальное влияние на искусство вообще и на творчество многих выдающихся художников в частности. Однако его буйный и невероятно вспыльчивый характер стал притчею в языцех.

Очевидцы рассказывают, что когда он писал картину «Воскрешение Лазаря», ему нужны были реальные образы.

Совет

Будучи фанатом своего дела, он приказал принести в мастерскую недавно убитого человека, которого выкопали из могилы.

Два нанятых натурщика наотрез отказались позировать, вместе с начавшим разлагаться трупом. Недолго думая, Караваджо выхватил кинжал, и силой принудил их подчиниться собственной воле.

Источник: http://nalavke.ru/everything/skandalist-i-geniy-karavadzho

Караваджо: биография и интересные факты

Последние изменения: Сентябрь 29, 2018

Феноменальное творчество гения, перевернувшее общепринятые представления о живописи, кардинальным образом повлияло на весь ход развития изобразительного искусства не только в Италии, но и во всей Европе.

 Отъявленный бунтарь и безустанный мятежник, исключительный талант и настоящий гений – все это про Караваджо, великого художника и экспериментатора, ставшего реформатором европейской живописи и, в одночасье, одним из самых скандальных художников всех времен.

Караваджо. Автопортрет

Биография Караваджо

Микеланджело Меризи, так звучит настоящее имя художника, родился 29 сентября 1571 года в семье обеспеченного и довольно известного в свое время архитектора Фермо Меризи в Милане. Дата рождения является неточной, поскольку никаких документов на этот счет найдено не было.

Сохранилась лишь актовая запись о крещении, датированная 30-м сентября, где говорится: «30-го был крещен Микеланджело, сын Фермо Меризи и Лючии дэ Ораторибус». 29 сентября в католической церкви отмечается праздник Архангела Михаила и, видимо, поэтому днем рождения художника считают именно этот день.

У Микеланджело была младшая сестра по имени Катерина и два брата, один из которых в последующем стал священнослужителем.

В 1577 году, во время очередной вспышки чумы, семья, спасаясь, была вынуждена уехать в родной городок Фермо и Лючии, в Караваджо, расположенный недалеко от Милана. Однако этой чудовищной болезни все же удалось настигнуть семью Меризи, унеся жизни отца, деда и бабки Микеланджело.

После окончания эпидемии, в 1584 году Караваджо вернулся в Милан и приступил к обучению азам живописи в мастерской Симоне Петерцано, ученика знаменитого Тициана. Здесь он не только постиг тонкости ломбардской школы, но и получил свой первый опыт. К сожалению, ранние произведения Меризи, написанные в Милане, до наших дней не сохранились.

Картины Караваджо в Палаццо Барберини

Популярные экскурсии в Риме:

Все экскурсии в Риме (143)

В 1592 году, вскоре после кончины своей матери, Микеланджело, распродав имущество родителей и разделив вырученные деньги с братьями, отправился в Рим.

Хотя первое документальное подтверждение нахождения Меризи в Риме и относится к 1596 году, это не исключает вероятности того, что художник приехал в Вечный Город значительно раньше. Возможно, склонный к разгульной жизни юноша просто наслаждался безбедным существованием на деньги, полученные после продажи наследства.

А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли.

Юноша с корзиной фруктов. Караваджо. 1593-1594 г.

Однако один из биографов — Джованни Пьетро Беллори — в своих записях утверждает, что Микеланджело Меризи, прежде чем прибыть в Рим, вместе с Петерцано совершил поездку в Венецию, где и получил опыт знаменитой венецианской школы.

Никаких документальных подтверждений пребывания Караваджо в данный период в Венеции на сегодняшний день найдено не было, так же как и упоминаний в трудах других биографов.

А влияние венецианской школы живописи на формирование стиля Караваджо могло произойти и без его поездки в Светлейшую Республику.

Караваджо в Риме

В одном из жизнеописаний художника упоминается, что с 1594 года Меризи проживал у своего друга Пандольфо Пуччи, благодаря которому получил свое прозвище – Монсиньор Инсалата, в честь салата (на ит. insalata), являвшегося единственным продуктом питания в рационе Микеланджело. Это подтверждает тот факт, что уже в 94-ом году Меризи остался совершенно без денег и без крыши над головой.

В Риме Караваджо работал с такими художниками как Лоренцо Карли, упоминаемый выше, Антиведуто Граматика, творческие отношения с которым были весьма скоротечны и, в конце концов, с Джузеппе Чезари, в мастерской которого Меризи провел несколько месяцев. В этот период Караваджо помогал расписывать одну из капелл в базилике Сан Прасседе. Взаимоотношения с Чезари были прерваны после внезапной болезни и госпитализации Караваджо.

В 1597 году, благодаря Просперо Орси, близкого друга художника, Микеланджело Меризи замечает кардинал Франческо Мария дель Монти, известный деятель культуры и страстный поклонник искусств. Он не только оценил талант молодого мастера и приобрел для своей коллекции некоторые его работы, но и взял Караваджо к себе на службу.

Обратите внимание

С этого момента известность ломбардского художника стала неумолимо расти в кругах римской знати. Его работы, выполненные в совершенно новом, невиданном прежде стиле, стали предметом оживленных дискуссий. Этот период является переломным и в творчестве Караваджо: на его полотнах стали появляться многофигурные композиции.

Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет».

Отдых на пути в Египет. Караваджо. 1596-1597г.

Буквально за несколько лет известность Микеланджело Меризи да Караваджо достигла невероятных высот, превратив художника в живую легенду. Благодаря кардиналу дель Монти, Караваджо получил крупный публичный заказ на написание полотен посвященных житию Святого Матфея для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи франчези. Эти работы художник выполнил менее чем за год.

Картины Караваджо в церкви Сан Луиджи деи франчези

После этого мастер приступил к написанию картин для базилики Санта Мария дель Пополо: «Распятие Святого Петра» и «Обращение апостола Павла» по заказу монсиньора Тиберио Черази для собственной фамильной капеллы.

Распятие св. Петра. Караваджо. 1601 г.

Обращение Савла. Караваджо. 1601 г.

Провокатор и гений Караваджо

Популярность Караваджо не переставала расти также, как и не смолкали разговоры о нем. Его творчеством восхищались ровно столько же, сколько и осуждали, а Меризи продолжал создавать свои скандальные произведения и провоцировать общество.

Саломея с головой Иоанна Крестителя. Караваджо. 1607 г.

Вспыльчивый характер художника, пристрастие к азартным играм и шумным вечеринкам продолжали разрушать его жизнь, и даже многократные аресты не могли укротить мятежную натуру гения.

Джованни Пьетро Беллори, один из первых биографов художника, не раз описывает случаи участия Караваджо в массовых потасовках. Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек. Все подозрения пали на заядлого бунтаря Меризи, которому пришлось срочно бежать из города, дабы избежать ареста. Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком.

Где остановиться в историческом центре Рима

Сложный характер художника далеко не раз приводил к печальным последствиям. Караваджо многократно арестовывали по причине его возмутительного поведения, участия в драках и разгромах, незаконного ношения оружия и т.д.

А однажды Микеланджело привлекли к суду за то, что вместе со своими друзьями он написал и распространил по городу оскорбительные стихотворения в адрес другого художника Джованни Бальоне.

В 1605 году Меризи был вынужден бежать из Рима в Геную на несколько недель, потому что исполосовал ножом известного нотариуса, с которым он поругался из-за своей возлюбленной.

От арестов и тюремных заключений Караваджо часто спасали известные государственные деятели и влиятельные друзья. Говорят, что неоднократно к нему приходил на помощь французский посол. Но так продолжалось не всегда.

Святое семейство с Иоаном Крестителем. Караваджо. Около 1603 г.

28 мая 1606 года во время игры в мяч на Марсовом Поле, Караваджо сцепился с Мариано Паскулоне. Точной причины драки так никто и не узнал.

Одни говорили, будто между ними встала женщина, другие – что причиной послужили политические разногласия. Но как бы там ни было, в результате Меризи, оказался серьезно ранен, а его противник — убит.

Несмотря на то, что Микеланджело удалось скрыться с места преступления, суд по данному делу все же состоялся, даже без участия обвиняемого.

Филиппо I Колонна. Гравюра.

На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. Теперь-то Меризи и на улицу было выходить небезопасно – приговор мог исполнить любой, опознавший виновного. Возможно, Караваджо был просто везунчиком, потому что и на этот раз ему пришли на помощь. Филиппо I Колонна.

Важно

Представитель знатного римского рода не только помог художнику бежать из Рима, но и предоставил обвинению серию доказательств о невиновности Микеланджело, подговорив своих многочисленных родственников стать этому свидетелями. Через несколько месяцев Колонна отправил Караваджо в Неаполь к своим родственникам, где он пробыл почти целый год.

За это время мастер успел создать множество произведений, среди которых:

  • «Святое семейство со святым Иоанном Крестителем» (1607), на данный момент хранится в частной коллекции;
  • «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1607), находящаяся в фонде Национальной галереи в Лондоне;
  • «Мадонна Розария», написанная по заказу семьи Карафа-Колонна — одна  из самых значимых работ данного периода.

Мадонна Розария. Караваджо. 1607 г.

После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры.

Читайте также:  Что такое хайп

Казалось жизнь стала налаживаться, однако скверный характер художника и тут дает о себе знать. После серьезной ссоры с кавалером ордена, находившимся рангом выше, выяснилось причастие Меризи к убийству в Риме. В результате его арестовали. Но и тут Караваджо сопутствовала удача.

Ему удалось сбежать из заключения и без проблем добраться до Сицилии, где некоторое время он гостил у своего давнего друга.

Возможно Вас заинтересует:

Последние годы жизни Караваджо

Вскоре после этого Караваджо вернулся в Неаполь, где летом 1609 года на него напали неизвестные, пытаясь убить. Попытка, к счастью, оказалась неудачной, но слухи о его гибели уже поползли по городу. Здесь, в Неаполе, Меризи проживал у маркизы Констанции Колонны почти год, пока из Рима не пришла новость о том, что Папа Павел V готовит документ о его помиловании.

Папа Павел V. Караваджо. Дата неизвестна

В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Данный рейс не предусматривал заход в порт Ладисполи, где должен был сойти Караваджо, однако по определенным договоренностям поездка художника должна была состояться именно так.

Непредвиденные обстоятельства не позволили судну пришвартоваться в данном пункте назначения, и Меризи пришлось покинуть борт без багажа.

Все было бы не так печально, если бы в сундуках маэстро не находился довольно ценный груз – письменные договоренности с кардиналом Шипионе Боргезе о помиловании Караваджо в обмен на некоторые его полотна. А корабль, тем временем, продолжал свой путь.

Здесь известному художнику вновь пришли на помощь и помогли скорейшим образом прибыть в Порто Эрколе, дабы забрать необходимое. Но как он ни старался, корабль уже отправился в обратном направлении и теперь забрать заветный документ возможно было бы, лишь вернувшись в Неаполь.

Популярные гиды в Риме:

Все гиды в Риме (45)

Обессиленный внезапной болезнью Караваджо остался в Порто Эрколе, где его тщетно пытались поднять на ноги. Микеланджело Меризи да Караваджо скончался 18 июля 1610 года предположительно от кишечной инфекции.

Смерть Караваджо, на самом деле, окутана тайнами и до сих пор нет единого мнения о реальной причине смерти великого художника.

Один из современных исследователей жизни и творчества Микеланджело Меризи, ссылаясь на архивные документы Ватикана, заявил, что последним пристанищем великого художника стал Ладисполи, а скончался он вовсе не от какой-то там инфекции, а от рук кавалеров Мальтийского Ордена.

Источник: http://39rim.ru/karavadzho-velikiy-hudozhnik-i-skandalnyiy-buntar.html

Караваджо. 5 невероятных фактов о жизни и творчестве – Дневник живописи

У Караваджо было очень много последователей. И врагов. Сложно оценить, кого больше. Одни копировали и использовали его новаторские методы.

Другие стремились уничтожить его. И сделать все, чтобы о его работах навсегда забыли. Отчасти им это удалось. О Караваджо забыли на целых три столетия.

Но историческая справедливость восторжествовала. В 20 веке мир осознал его гениальность. Как сказал искусствовед Роберто Лонги, “без Караваджо не было бы Риберы, Вермеера или Рембрандта. И Делакруа, и Мане писали бы по-другому”.

Совет

Его жизнь при этом похожа на приключенческий роман. С печальным финалом. В 1610 году, в возрасте 39 лет, Караваджо бесследно исчез. Умер ли он от малярии, как утверждали его современники? Или его убили?

Теперь попробуем разобраться, как Караваджо смог привлечь столько последователей. Нажить столько врагов. И что же привело его к гибели.

1. Знаменитое тенебросо Караваджо

Караваджо очень узнаваем по манере тенебросо. Это когда на заднем плане – сплошная тьма. А фигуры и предметы освещаются единственным неярким источником света. Этот свет как бы вылепливает из мрака очень объемное изображение. Эффектно. Эмоционально. Драматично.

Караваджо. Поцелуй Иуды. 1602 г. Национальная галерея Ирландии, Дублин. Wga.hu

Тенебросо некоторые художники ругали. Называя живопись Караваджо “подвальной”. Другие, наоборот, ее заимствовали. Более того, делали ее подвальной буквально. И открывали свои мастерские в настоящих подвалах с одним источником света.

Мурильо. Маленький нищий. 1650 г. Лувр, Париж. Artchive.ru

2. Необычайный реализм Караваджо

С самого начала Караваджо тяготел к реалистичности. Даже богов он не желал идеализировать. Его знаменитый “Вакх” изображён с грязью под ногтями. А фрукты попорчены гусеницами. Никакой идеализации. И особой божественности. Скорее натурщик, притворяющийся Богом.

Караваджо. Вакх. 1598 г. Галерея Уффици, Флоренция. wga.hu

Караваджо максимально правдоподобно изображает и библейские истории. Посмотрите на его картину “Неверие святого Фомы”. Мастер показывает этот сюжет очень реалистично. Не избегая даже самых неприятных подробностей. Святой Фома проникает пальцем в рану Христа. Не веря в его воскрешение.

Никакой символичности. Все очень буквально.

Караваджо. Неверие апостола Фомы. 1601-1602 гг. Дворец Сан-Суси, Потсдам, Германия. Wikimedia.commons.com

3. Картины Караваджо часто отвергались заказчиками

Натурщиков для своих картин Караваджо  находил среди уличных нищих и проституток. И переносил на холст многие их особенности. Грязные пятки, залысины, глубокие декольте. Получалось, что Караваджо шёл вразрез «Живописному эдикту». Этот закон запрещал придавать ликам святых черты обычных людей.

Поэтому не удивительно, что служителям церкви его работы часто не нравились. Ведь лица на холстах могли быть узнаны прихожанами. А там уже недалеко до возгласов “Шлюха в храме!”

Так, его картина “Мадонна со змеей” провисела в Соборе святого Петра всего лишь два дня. Именно по этой причине. Караваджо позировала его возлюбленная Лена. Она жила в Поганом Дворике в Риме. Это был квартал проституток и бандитов. Возможно, она была обычной женщиной. Но из-за места проживания априори относилась к дамам лёгкого поведения.

Караваджо. Мадонна со змеей. 1605-1606 гг. Галерея Боргезе, Рим

Отказались и от “Успения святой Марии”. Эта картина была написана по заказу для церкви Санта-Мария делла Скала. Однако заказчики были крайне возмущены полученной работой.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

Другими художниками святая Мария в момент своей смерти изображалась скорее уснувшей. Или радостно возносившейся к сыну на небеса. Как, например, на картине Караччи, современника Караваджо.

Аннибале Караччи. Успение святой Марии. 1600-1601 гг. Церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим

У Караваджо же они увидели мертвую Марию. По-настоящему. Ее тело опухло. Кожа крайне бледна. Босоногая, она лежит в окружении апостолов. Они горюют по своей утрате. Никакого славного вознесения. Лишь скорбь и печаль.

Караваджо. Успение Марии. 1602-1606 гг. Лувр, Париж. Wga.hu

4. Караваджо был агрессивным и вспыльчивым человеком

Караваджо был очень вспыльчив и задирист. Со шпагой на перевес, он мог неделями шататься по кабакам. Было легко задеть его самолюбие. В таком случае в трактирщика летела тарелка с едой. Или оголялась шпага. Так что современники Караваджо понимали, что у этого гения очень мало шансов прожить долгую жизнь.

Еще его покровители и друзья удивлялись, как у такого агрессивного человека получалось писать истинную любовь и нежность. Как, например, на картине “Отдых на пути в Египет”.

Караваджо. Отдых на пути в Египет. Фрагмент. 1598 г. Галерея Дориа-Памфили, Рим. Wga.hu

Хотя, конечно, в его работах преобладают мрачные, трагичные сюжеты. Особенно зловещим и кровожадным считается его шедевр “Усекновение головы Иоанна Крестителя”. Особо чувствительным ее лучше не смотреть (и не читать описание).

Караваджо. Усекновение главы Иоанна Крестителя. 1608 г. Собор святого Иоанна, Мальта. Wikipedia.ru

Большая часть картины – во тьме. А центральная фигура композиции – палач. Он только что перерезал горло святому. И уже приготовил кинжал, чтобы отсечь голову. Страшнее него только Саломея. Она так спокойно подставляет медное блюдо для головы казнённого! Что просто кровь стынет в жилах.

Обратите внимание

Изображён самый момент убийства. Так мог написать только тот, кто сам смотрел убитому в глаза.

Да, Караваджо был убийцей. Но не расчетливым. В пылу очередной драки после словесной перебранки он убил человека. Рануччо Томассони. О чем потом очень сильно жалел. Это очевидно по одной из последних его работ. По картине “Давид с головой Голиафа”.

Караваджо. Давид с головой Голиафа. 1609-1610 гг. Галерея Боргезе, Рим. Artchive.ru

Таким Давида ещё никто не изображал. Юноша сокрушенно и с печалью в глазах смотрит на голову поверженного врага. Никакого триумфа. Никакой гордости за самого себя.

Существует версия, что это двойной автопортрет Караваджо. В образе Давида – его светлая сторона души. В образе Голиафа – тёмная. Это картина – приговор самому себе. За убийство. За лишение жизни другого человека.

5. Тайна смерти Караваджо до сих пор не разгадана

За убийство Караваджо был приговорён к смертной казни. Он бежал из Рима. Но это уже было начало конца. Его жизнь неминуемо пошла под откос.

Правда на какое-то время забрезжила надежда на спасение. Когда Караваджо попал на Мальту к рыцарям-крестоносцам. Он написал здесь несколько шедевров. В том числе “Усекновение головы Иоанна Крестителя” для мальтийского собора. Его произвели в рыцари. Теперь было гораздо больше шансов добиться помилования Папы Римского.

Но опять что-то пошло не так. Очередная драка. Тюрьма. Бегство на Сицилию.

Вот официальная версия гибели художника. Ещё на Мальте Караваджо получил письменное помилование из Рима. На Сицилии он садится на корабль. Чтобы вернуться в Вечный Город. Но капитан корабля высадил его на полпути в одном из портов. Якобы заподозрив в нем преступника. После чего художник был вынужден идти пешком в другой город, Порто-Эрколе.

Путь пролегал по заболоченной местности. Там он подцепил малярию. Его нашел без сознания землевладелец. Он подобрал художника. Но тот вскоре умер. Его тело выбросили в море, дабы не распространять заразу.

Караваджо. Экстаз святой Магдалины. 1610 г. Частная коллекция. Одна из последних работ мастера. Возможно, писалась параллельно с картиной “Давид с головой Голиафа”.

Эта версия изложена в письме этого землевладельца одному из римских кардиналов. Почти все в этой истории кажется надуманным. Никто, кроме владельца тех земель, не признался, что видел художника живым или мертвым.

А главное, зачем капитан высадил Караваджо на берег? Ведь половину суммы за проезд пассажир платил по прибытии.

И зачем Караваджо пошёл в Порто-Эрколе, когда ему нужно было попасть в Рим? Причём Рим был гораздо ближе, но в другой стороне. Не перепутал же Караваджо дороги!

Важно

В 2010 году в городке Порто-Эрколе, куда якобы направлялся Караваджо, нашли его останки. Многие искусствоведы сомневаются в подлинности находки. Слишком уж очевидна выгода для самого городка. Ведь находка сделана аккурат к 400-летию со дня смерти художника. Теперь у Караваджо есть могила и даже парк вокруг неё. Неплохая приманка для туристов.

Моя версия…

Я думаю, что его убили ещё на Сицилии. Либо его настигли члены клана Рануччо. Ведь кровная месть была почти обычным делом в те времена. Либо обозлённые на Караваджо мальтийские рыцари.

Кто бы ни были убийцы, они явно избавились от тела. И придумали историю “возвращения в Рим”. Дабы направить тех, кто захочет расследовать это дело, по ложному пути.

Возможно, что Караваджо в какой-то момент сам сдался преследователям. Потому что устал от погони. Потому что его терзали муки совести (судя по картине “Давид с головой Голиафа”). Потому что в Риме его уже не ждала возлюбленная Лена (незадолго до гибели он узнал, что она умерла от чахотки).

Что ж, мы можем лишь гадать. Спустя 400 лет найти истину уже вряд ли кому-то удастся.

О главных работах мастера читайте в статьях

“Положение во гроб” Караваджо. Почему это шедевр?”

“Призвание Матфея Караваджо. Самая необычная картина мастера”.

Источник: https://arts-dnevnik.ru/karavadzho-fakty/

Очень плохой мальчик

?Categories:

  • криминал
  • искусство

Выставка Караваджо в Пушкинском музее открылась. 10 фактов о гении, злодее и дебошире.

Вместо того чтобы ставить свой автограф в правом нижнем углу картины, как делают все художники, Караваджо развлекался.

Так, на полотне «Казнь Иоанна Крестителя» он подписался прямо в центре, под лужей крови, которая натекла из отрубленной головы святого, – причем нацарапал свое имя красной «кровью».

Он пользовался колоссальной популярностью и считался главным художником своего времени. За один эскиз Караваджо платили больше, чем за крупную картину с несколькими фигурами в полный рост кисти любого из его коллег. Однако эстеты кривили нос: ах, он вульгарен, пишет не благородных аристократов, а простое мужичье, и даже фрукты на его натюрмортах – пожухлые и поражены грибком! Но именно в этом заключалось его сила, его энергия: Караваджо не боялся сцен насилия и крови, святых рисовал с немытыми ногами и бородавками, а для Марии Магдалины ему позировала настоящая проститутка.
1) Мария Магдалина2) Успение Богоматери (фрагмент). Изображение Марии заказчицы-монахини посчитали слишком “трупным” (а оно с трупа и рисовалось) и отказались платить этому чортовому фрилансеру с гонором и выдумкой

3) Распятие св. Петра (фрагмент)

Его главное новаторство – использование светотени. Раньше персонажи на картинах были залиты ровным светом, как от прожекторов на сцене. Теперь же они выступали из драматической полутьмы. Появился накал страстей. Это тоже было вульгарно, но очень эффектно. Все стали ему подражать – так появился «караваджизм», основная стилистическая манера эпохи барокко.
1) Нарцисс, вглядывающийся в свое отражение.
2) Юный Иоанн Креститель
В 2005 году в Эрмитаже по знаменитой картине «Лютнист» была представлена ароматическая сюита. Одна итальянская парфюмерная компания создала 10 запахов – девять отдельных, каждого из цветов или фруктов, изображенных на картине, и десятый – объединяющий их вместе. Его назвали «Ароматом Караваджо».Убил ли в юности Караваджо человека – до сих пор не доказано. Он клялся, что всего лишь участвовал в уличной драке, а смертельный удар нанес кто-то другой. Зато несколько лет спустя – и это достоверно известно – он ввязался в ссору во время игры в мяч и убил противника на дуэли. Потом убил кого-то еще, ранил полицейского… Караваджо постоянно скитался по Италии. Стоило ему обжиться в каком-нибудь городе, как вспыхивала новая кабацкая ссора – и художнику приходилось скрываться. Основную часть сведений о жизни Караваджо в Риме, например, исследователи черпают из полицейских протоколов. Всего за ним насчитали три точно доказанных трупа.

Читайте также:  Непобитые рекорды русских силачей

Юдифь, убивающая Олоферна

За Караваджо охотились наемные убийцы, подосланные кем-то могущественным, кому он нахамил. В результате одного из нападений его лицо было изуродовано.

Чтобы вызвать жалость в сердце рассердившегося покровителя, Караваджо написал картину «Саломея с головой Иоанна Крестителя», изобразив отрубленную голову на блюде как свою собственную. Так же он нарисовал себя в «Давиде с головой Голиафа».

Совет

Другой его известный автопортрет – в образе «Больного Вакха», явно страдающего от похмелья. Вместо того чтобы ставить свой автограф в правом нижнем углу картины, как делают все художники, Караваджо развлекался.

Так, на полотне «Казнь Иоанна Крестителя» он подписался прямо в центре, под лужей крови, которая натекла из отрубленной головы святого, – причем нацарапал свое имя красным.
1) Отрубленная голова Горгоны Медузы на щите Афины2) Давид с головой Голиафа

3) Больной Вакх


Он никогда не был женат и детей не оставил. Интересно, что обнаженной женской плоти в его картинах почти нет, а вот красивых полуголых юношей – полно. Этот факт породил множество версий о действительном предмете его чувств и уже в ХХ веке сделал Караваджо «гей-иконой». Но ничего до сих пор не доказано – инквизиция в ту пору не давала распускаться. Кстати, в фильме «Караваджо» (1986) роль возлюбленного художника играет Шон Бин. Это одна из первых ролей будущего британского секс-символа – и единственная, где он играет мужчину нетрадиционной ориентации.
1) Юноша с корзиной фруктов2) Вакх

3) Кадр из фильма с Шоном Бином

Одно из беспорядочных метаний (кстати, подозревают, что Караваджо страдал и от паранойи) завело художника на Мальту, которой тогда владел орден рыцарей-иоанитов. Караваджо написал красивый портрет магистра ордена в доспехах, за что получил деньги, а также столь необходимую ему «крышу» – его приняли в члены ордена. Однако обет целомудрия и воздержания не помог: художник опять напился и открыл кем-то дверь, сорвав ее с петель. Собратья-крестоносцы с трудом скрутили кутилу и заключили в крепость. Караваджо сумел хитростью сбежать и оттуда, но остров ему пришлось покинуть.
1) Портрет магистра мальтийского ордена, благодаря которому он заслужил покровительство
2) Игроки. Шулеры (обратите внимание за карты, заткнутые за пояс) обыгрывают невинного юношу.
Он жил на съемных квартирах. Однажды, поссорившись с квартирной хозяйкой (наверное, она попросила плату за прошедший месяц, вот глупая женщина), закидал ее окна камнями и спел под ними непристойные песни. А официанта в кафе избил за неправильно приготовленные овощи. Все это тоже известно из протоколов. Сегодня цена на картины Карваджо, если бы они вдруг оказались на аукционах, была бы близка к отметке в сто миллионов долларов. Когда в прошлом году в Риме проходила его юбилейная выставка, в последние недели часы ее работы продлили до ночи – столь велико было количество посетителей.

1) Мальчик, укушенный ящерицей
2) Мария Магдалина, которой сестра ее Марта показывает зеркало, упрекая в тщеславии и самолюбовании

Чтобы найти картину «Поцелуй Иуды», которую воры украли из Одесского музея, полиция внедрила в круги европейского криминала своего человека, притворившегося подпольным коллекционером. Он и «раскрутил» воров в Берлине на продажу краденого полотна. Их арестовали, а картину на официальной церемонии в 2010 году передали Януковичу.

Зато «Рождество», которое сицилийские мафиози похитили из церкви в Палермо 40 лет назад, до сих пор входит в список ФБР «Главные преступления в мире искусства». Говорят, картину спрятали в сарае, где ее съели мыши и исклевали курицы, и она никогда не будет найдена.

Одесский “Поцелуй Иуды” до и после ограбленияОт чего Караваджо умер, не дожив до сорока – до сих пор не ясно. Может быть, его нагнали, наконец, наемные убийцы, может быть, он слег от лихорадки.

Похоронили художника в групповой могиле на двести человек, а когда стали искать его останки, выбрали тот скелет, в костях которого было больше всего свинца, – в то время многие краски содержали этот элемент. Так возникла еще одна версия о причине смерти Караваджо – профессиональное отравление.
1) Зубодер
2) Ужин в Эммаусе

(Оригинал)

Источник: https://shakko-kitsune.livejournal.com/516450.html

Одиннадцать полотен Караваджо выставлены в Государственном Музее изобразительных искусств

28.11.2011 | 09:50

Государственный Музей изобразительных искусств имени Пушкина представляет одну из самых грандиозных выставок этого года – 11 шедевров Караваджо. Такое количество работ мастера никогда еще не вывозилось за пределы Италии.

Современники гения, который творил на рубеже XVI и XVII веков, не ценили его полотна по достоинству, они считали их слишком экстравагантными и даже вызывающими. Классицист Николя Пуссен вообще обвинял Караваджо в попытках разрушить живопись.

Потом уже стали говорить, что он – великий реформатор, без которого, возможно, не состоялись бы ни Рембрандт, ни Рубенс. Рассказывают «Новости культуры».

Обратите внимание

Выставка открылась музыкальным произведением, написанным при жизни Караваджо. Лютня выбрана не случайно. Единственная картина мастера, которая хранится в России в Эрмитаже – это «Лютнист». Москва же не видела ни одного шедевра Караваджо, что только подогревает ажиотаж вокруг этой выставки.

«Караваджо смело можно назвать революционером, – говорит Директор ГМИИ имени А.С. Пушкина Ирина Антонова. – Ведь практически на рубеже XVI – XVII столетий он один сделал то, что Да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и Тициан вчетвером сделали на рубеже XV и XVI столетий».

Официальное открытие выставки шедевров Караваджо из собраний Италии и Ватикана собрало огромное количество публики.

Эта выставка – грандиозное событие в мире изобразительного искусства. Полотна, написанные Караваджо в разные периоды его творчества, крайне редко покидают места, в которых хранятся. Для России было сделано исключение и впервые в нашей представлен гений Караваджо – одиннадцать полотен, свидетельство революции которую он совершил.

Караваджо с самого начала пошел наперекор всем правилам. Он не признавал других учителей, кроме натуры, стремился писать то, что было ему знакомо-земную жизнь. И даже сюжеты на библейские темы поражают своей реалистичностью.

Отношение к Караваджо в его время было противоречивым – некоторые утверждали, что в его работах нет никакой святости. Другие преклонялись перед его мастерством. Полотно «Христос в Эммаусе» написано мастером в 1606 году. Караваджо обращался к этой теме и ранее.

Но в данной версии художника интересует больше не сюжет, а внутреннее состояние сцены.

«Изображение Христа в Эммаусе всегда сопоставлялось с тайной вечерей, тайная вечеря предшествует страстям Христа, которые привели к распятию и воскресение, – рассказывает куратор выставки Виктория Маркова. – Христос в Эммаусе – это последнее явление Христа и прощание с апостолами. Вот здесь акцент стоит на этом прощании навсегда».

На московской выставке – одна из первых работ Караваджо «Мальчик с корзиной фруктов», поговаривают, что это автопортрет художника. Есть на этой выставке и полотна, принадлежащие конкретным церквям. «Обращение Савла», которое постоянно находится в церкви Санта Мария дель Пополо в Риме, «Бичевание Христа» – картина, написанная специально для семейной капеллы в церкви Сан Доменико в Неаполе.

«Вообще, меньше чем за 20 лет своего творчества, которые нам известны, Караваджо как художник проделал революцию невероятную», – говорит Виктория Маркова.

Каждая картина Караваджо становилась его личной исповедью, он будто писал не для праведников, а для грешников. Скандалист и бунтарь, он часто попадал за решетку. Сведения о нем историки черпали из стенограмм его допросов.

Караваджо, как говорят сегодня, «плохо кончил». Смертельно ранив на дуэли человека, бросился в бега. Вернуться в Рим и получить прощение Папы Римского ему не удалось – не дожив до 39 лет, Караваджо скончался от лихорадки.

 

Источник: http://tvkultura.ru/news.html?id=860648

Гений, хулиган и скандалист, вечный мальчишка и великий мудрец. Сергей Есенин

Он прошел путь от деревенского мальчика-херувима до самого известного дебошира и матершинника России. На выступлениях голубоглазого пастушка, читавшего что-то о простых радостях сельской жизни, девушки хором визжали: «Душка Есенин!»

Его поведение неизменно находили вызывающим, эпатажным, шокирующим. Его стихи — особая страница русской поэзии.

Известный поэт мог бы стать учителем: Сергей Есенин с отличием окончил в 1909 году Константиновское земское училище, затем поступил в церковно-учительскую школу, но, проучившись полтора года, ушел из нее — профессия педагога его мало привлекала.

Уже в Москве с сентября 1913 года Есенин начал посещать народный университет имени Шанявского. Полтора года университета дали Есенину ту основу образования, которой ему так не хватало. Впоследствии поэт занимался самообразованием, много читал и был известен своей эрудицией.

Сергей Есенин с сестрами Катей и Шурой

Когда Есенин приехал в Москву, ему было всего семнадцать лет. Цель у него была одна: стать самым известным в России поэтом. Спустя год он без памяти влюбился в Анну Изряднову, которая работала вместе с ним корректором в типографии.

Важно

Сергей Есенин и Анна Изряднова среди работников типографии «Товарищества И.Д.Сытина»

Гражданский брак с Анной с первых дней показался поэту ошибкой. В этот момент его больше заботила карьера.

Он оставил семью и уехал искать счастья в Петроград. В своих воспоминаниях Изряднова пишет: «Видела его незадолго до смерти. Пришел, говорит, проститься.

На мой вопрос почему, говорит: „Смываюсь, уезжаю, чувствую себя плохо, наверно, умру“. Просил не баловать, беречь сына».

Есенин с друзьями юности

В 1918 году в Москве было организовано издательство «Трудовая артель художников слова». Его организовали Сергей Клычков, Сергей Есенин, Андрей Белый, Петр Орешин и Лев Повицкий. Хотелось издавать свои книги, но бумага в Москве была на строжайшем учете. Есенин все же вызвался достать бумагу.

Он надел длиннополую поддевку, причесался на крестьянский манер и отправился к дежурному члену Президиума Московского Совета. Есенин стал перед ним без шапки, начал кланяться и, старательно окая, попросил «Христа ради сделать божескую милость и отпустить бумаги для крестьянских поэтов».

«Быть поэтом — это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже,

В конце 1918 года Есенин несколько недель прожил в Туле, спасаясь от московского голода. Каждый вечер в доме, где он жил, собиралась образованная публика, и Есенин читал свои стихи, которые он помнил наизусть — все до единого.

Декламацию Есенин сопровождал очень выразительной жестикуляцией, что придавало его стихам дополнительную выразительность и силу.
Иногда Есенин имитировал Блока и Белого.

Стихи Блока он читал серьезно и с уважением, а стихи Белого — с издевкой, пародируя его.

Прекрасная Зинаида Райх

Одной из самых красивых женщин в жизни Есенина была Зинаида Райх, известная актриса. Она была настолько хороша собой, что поэт просто не мог не сделать ей предложение.

Они поженились в 1917 году, Зинаида родила двух детей — Татьяну и Константина, но Есенин никогда не отличался верностью. Райх терпела в течение трех лет, затем они расстались.

Самое известное стихотворение о ней — «Письмо к женщине»

Страхи Есенина. Сергей Есенин и имажинист Анатолий Мариенгоф

Сергей Есенин страдал сифилофобией — боязнью заразиться сифилисом.

Друг поэта Анатолий Мариенгоф рассказывал: «Выскочит, бывало, на носу у него прыщик величиной с хлебную крошку, и уж ходит он от зеркала к зеркалу суров и мрачен.

Однажды отправился даже в библиотеку вычитывать признаки страшной хворобы. После того стало еще хуже, чуть что: венчик Венеры!»

Айседора Дункан и Есенин

Я не знал, что любовь — зараза,Я не знал, что любовь — чума.Подошла и прищуренным глазомХулигана свела с ума». В начале 20-х годов Есенин вел праздную жизнь: пил, скандалил в кабаках, легко относился к случайным связям, пока не встретил ее — известную американскую танцовщицу Айседору Дункан.

Совет

Дункан была старше поэта на 18 лет, не знала русского языка, а Есенин не говорил по-английски. Они поженились через полгода после знакомства. Когда их спросили, какую фамилию выбирают, оба пожелали носить двойную фамилию — Дункан-Есенин. Так и записали в брачном свидетельстве и в их паспортах.

«Теперь я — Дункан», — кричал Есенин, когда они вышли на улицу.

Айседора трагически погибла спустя два года после смерти Есенина, удушившись собственным шарфом.

«Ах, сыпь, ах, жарь, Маяковский — бездарь. Рожа краской питана, Обокрал Уитмана».

Вечные враги. Вечные врагиМиф о взаимной ненависти Сергея Есенина и Владимира Маяковского — один из самых известных в истории литературных течений ХХ века.

Читайте также:  Меценаты россии - уникальные факты

Современники подтверждают, что Есенин понимал значение творчества Маяковского и выделял его из всех футуристов: «Что ни говори, а Маяковского не выкинешь. Ляжет в литературе бревном, и многие о него споткнутся».

Поэт неоднократно читал отрывки из стихов Маяковского, — в частности, ему нравились стихотворения о войне «Мама и убитый немцами вечер» и «Война объявлена».

Маяковский громко хвалил стихи Есенина, а в заключение сказал: „Смотрите, Есенину ни слова о том, что я говорил“». Оценка, которую Маяковский дал Есенину, была однозначной: «Чертовски талантлив!»

Сергей Есенин и Софья Толстая. Последняя жена

В начале 1925 года Сергей Есенин познакомился с внучкой Льва Толстого Софьей. Она была младше Есенина на 5 лет, в ее жилах текла кровь величайшего писателя мира. Софья Андреевна заведовала библиотекой Союза писателей. Поэт до дрожи в коленях робел перед ее аристократизмом.

Когда они поженились, Софья стала образцовой женой: занималась его здоровьем, готовила его стихи для собрания сочинений. И была абсолютно счастлива. А Есенин, встретив приятеля, отвечал на вопрос: «Как жизнь?» — «Готовлю собрание сочинений в трех томах и живу с нелюбимой женщиной».

Нелюбимой Софье предстояло стать вдовой скандального поэта.

Посмертное фото Сергея Есенина. «До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

28 декабря 1925 года Есенина нашли мертвым в ленинградской гостинице «Англетер». Последнее его стихотворение — «До свиданья, друг мой, до свиданья…

», — по свидетельству Вольфа Эрлиха, было передано ему накануне: Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать своей кровью.

Обратите внимание

Тайна гибели поэта до сих пор остается неразгаданной. Официальной общепринятой версией является самоубийство, однако существует предположение, что на самом деле Есенин был убит из политических соображений, а суицид стал лишь инсценировкой.

Источник: https://www.colors.life/post/158134/

Чтобы увидеть работы Караваджо, его поклонники готовы были даже рисковать жизнью

В Лондоне собрали всех караваджистов, а в Нью-Йорке посвятили выставку только одному из них — Валантену де Булонь

Матиас Стом. Старуха и мальчик со свечой. 1620-е / © Birmingham Museums Trust on behalf of Birmingham City Council

Выставка «После Караваджо» — первая в Британии, посвященная влиянию реформатора живописи XVII века на своих современников. В Рим Караваджо приехал в 1591 году, сначала заработав сомнительную репутацию скандалиста и драчуна, а затем и оригинального художника.

После же исполнения в 1600 году первого крупного заказа на темы из жизни святого Матфеядля римской церкви Сан-Луиджи деи Франчези слава его перешагнула границы Вечного города.

Со всей Европы туда стали стекаться художники, чтобы увидеть работы мастера, шокировавшие местных академистов своим натурализмом и резкими световыми эффектами.

Интерес к творчеству живописца-радикала не ослабевал до середины XVII века, но затем стал сходить на нет. О Караваджо, а тем более о его последователях, забыли на целых три века.На выставке в Национальной галерее в Лондоне — 49 полотен самого Караваджо и мастеров, испытавших его влияние.

Большинство работ — из собрания Национальной галереи и других музеев, частных коллекций и церквей Британии и Ирландии. В экспозиции — шедевры Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей» (1596) и «Ужин в Эммаусе» 1602 года (оба — Национальная галерея, Лондон), недавно обнаруженное «Взятие Христа под стражу» (1602, орден иезуитов в Дублине).

Из караваджистов — Орацио и Артемизия Джентилески, Жорж де Латур, Хусепе де Рибера, Геррит ван Хонтхорст и не столь известные имена как Джованни Серодине или Антиведуто Грамматика. На вопрос, чем объяснить всплеск интереса к этому поколению, куратор выставки Летиция Тревес отвечает: «Мы сегодня просто знаем о них гораздо больше, чем 30 или 40 лет назад.

Важно

И поскольку мы сейчас лучше понимаем самого Караваджо, то можем объективно оценить живописные достоинства и работ его последователей».

Метрополитен-музей, в свою очередь, решил сделать выставку одного, но очень одаренного караваджиста — француза Валантена де Булонь (1591–1632). Это чуть ли не первая монографическая выставка художника, от которого дошло около 60 картин.

Здесь их 45, приехавших из Вены, Лондона, Мадрида, Мюнхена, Парижа и Рима.

Поскольку об этом мастере известно немного, автор статьи в каталоге к выставке Патриция Кавацциниуделяет в ней большое место атмосфере Рима XVII века, в которой Валантен, приехавший туда в возрасте 20 лет, сформировался как художник.

Проживавшие там его соотечественники, включая и Никола Пуссена, следовали классическим традициям, античности и Рафаэлю. Но Валантена непреодолимо влекла брутальность живописи и демократичность сюжетов Караваджо, обретших в его интерпретации чисто французское изящество и чувство меры.

Что касается атмосферы Рима, которая тоже не могла не повлиять на его формирование, то она скорее тема для остросюжетного триллера, чем для искусства. В XVII веке жить в Вечном городе было опасно в буквальном смысле слова. Вечеринки в римских тавернах в то время часто переходили в уличные потасовки.

Художники тоже были участниками этих драк, нередко заканчивавшихся убийствами. Особо буйным нравом отличались голландцы и фламандцы. В 1621 году они создали в Риме свое общество Bentvueghels (в вольном переводе — «одного поля ягода») и, встречаясь по тому или иному поводу, устраивали настоящие оргии.

Иоахим ван Сандрарт, художник и биограф Валантена, писал, что француз предпочитал компанию голландцев своим соотечественникам и был даже членом этого общества под кличкойАмадор («любовник»).

Участвовал ли сам Валантен в потасовках? Свидетельств этому нет, зато доподлинно известно, что дважды опасность проходила совсем рядом. В марте 1626 года его сосед, скульптор Давид де Ла Риш был ранен и скончался той же ночью.

Совет

И чтобы оплатить расходы на похороны, Валантен продал его одежду, включая и ту, в которой он был убит. В июле того же года другой его сосед, Корнелис Схут из Антверпена, заколол соотечественника, с которым работал над выгодным частным заказом, и был приговорен к тюремному заключению.

Но за него неожиданно вступилась Академия святого Луки, имевшая право раз в год ходатайствовать о помиловании одного осужденного художника. Как правило, члена академии, каковым Схут не был.

Возможно, за него попросил Валантен, один из немногих иностранцев, принятых в эту весьма консервативную организацию (куда, кстати, не взяли Караваджо).

Со временем художники однако стали все реже попадать в уголовную хронику, а Валантен с 1627 года стал работать на кардинала Франческо Барберини, благодаря чему весьма улучшил свое материальное положение.

Но не изменил, видимо, богемным привычкам.

По свидетельству художника Джованни Бальоне, однажды после вечеринки с друзьями Валантен, искупавшись ночью в фонтане, простудился, что и стало причиной его смерти в 41 год.

Национальная галерея

После Караваджо

До 17 января 2017

Метрополитен-музей

Валантен де Булонь

До 16 января 2017

http://www.theartnewspaper.ru/posts/3753/

Источник: http://worldartdalia.blogspot.com/2016/11/blog-post_25.html

В гмии им. пушкина открывается самая масштабная за пределами италии выставка караваджо

Смотреть фоторепортаж Виктора Васенина

Выставка Караваджо из музеев Италии и Ватикана, которая открылась в ГМИИ им. А.С. Пушкина, стала впечатляющим завершением года Италии в России и России в Италии.

Это одна из самых масштабных экспозиций работ знаменитого мастера начала XVII века не только в России, но и вообще за пределами Италии.

В Москву привезли 11 полотен Караваджо, в том числе “Христос в Эммаусе” (1606) из миланской Галереи Брера, “Обращение Савла” (1604-1605) из церкви Санта Мария дель Пополо в Риме, принесшее ему славу, “Положение во гроб” из Музеев Ватикана, написанную незадолго до смерти картину “Мученичество Св.Урсулы” (1610)…

Экспозиция позволяет увидеть развитие художественной манеры мастера: от ранних римских произведений, как “Юноша с корзиной фруктов” (1596) из галереи Боргезе, до работ, написанных в годы бегства из Рима.

Обратите внимание

Картина “Христос в Эммаусе”, написанная в роковом 1606 году, когда Караваджо в драке случайно убивает человека и под угрозой казни бежит из столицы, открывает череду полотен, созданных во время скитаний.

Надо сказать, что количество записей о судебных разбирательствах Микеланджело Меризи да Караваджо вполне может соперничать с числом актов о приеме его работ. Он разгуливает по улицам Рима с кинжалом и шпагой на боку, ввязывается в драки и дуэли, он не сдержан на язык и то и дело оказывается под арестом.

Как он умудряется при этом еще и работать, остается загадкой. Но знатоки быстро оценили качество его полотен. “Еще есть некий Микеланджело из Караваджо, делающий в Риме чудесные вещи, – пишет о нем ван Мандер в 1603 году.

– На поле этом растет не только пшеница, но и сорняк: он не трудится без перерыва, а, поработав пару недель, гуляет месяц или два со шпагой на боку в сопровождении слуги, играет в мяч то в одном, то в другом месте, всегда готов затеять ссору и сцепиться, так что знаться с ним трудно. (…) Тем не менее живопись его не вызывает сомнений”.

Количество записей о судебных разбирательствах Микеланджело Меризи да Караваджо вполне может соперничать с числом актов о приеме его работ

Этот сын каменщика, буян и дуэлянт и в живописи тоже умудрялся существовать по своим правилам.

Еще юнцом, получив заказ написать Святого Матфея для одной из римских церквей, он изобразил евангелиста неловким лысым стариком с тяжелыми натруженными руками и негнущимися пальцами, чью руку направляет крылатый мальчик-ангел. Заказчики были шокированы, образ святого пришлось переписать.

Но вкус к представлению событий евангельской истории с такой достоверностью, словно они происходят в соседней таверне, Караваджо не утратил. Его Фома неверующий буквально лезет корявым пальцем в рану Спасителя.

Его Савл, ослепленный, рухнувший с коня, лежащий в пыли дороги, ведущей в Дамаск, вздымает руки к Господу из праха, ничем не напоминая о величии будущего апостола Павла. Его пастухи, пришедшие в хлев и обнаружившие Марию и новорожденного ребенка “Поклонение пастухов” (168-1609), сочетают неуклюжесть ласки, умиление жестов и грубость простых одежд.

Важно

Кажется, Караваджо предпочитает моментам триумфа горькое время унижения, боли, растерянности и гибели. Его Христос в момент бичевания словно погружен во тьму, из которой его вырывает поток света, идущего сверху.

Он придает его телу почти скульптурную выразительность, заставляя вспомнить “Умирающего раба” Микеланджело. Мускульные усилия, резкие контрасты света и тьмы подчеркивают драму, исход которой предрешен.

“Ужин в Эммаусе” погружен во тьму, из которой выступают лица измученных, усталых людей, которые не столько видят, сколько ощущают странную непостижимость происходящего – встречи с Христом после ужаса казни.

Этот сын каменщика, буян и дуэлянт и в живописи, тоже умудрялся существовать по своим правилам

Парадокс в том, что мы не видим взгляда ученика Христа – он смотрит на учителя, другой и вовсе повернут затылком. Что касается загорелого трактирщика и его измученной супруги, то они Христа по идее не могут узнать, потому что, в отличие от учеников, его не видали. Получается, что единственным, кто должен точно узнать Спасителя, оказывается зритель.

Это он стоит в двух шагах от стола с бедной трапезой, где незнакомец преломляет хлеб и поднимает руку в благословляющем жесте. Для него единственного Христос и после этого остается видимым.

Иначе говоря, Караваджо вовлекает зрителя в сюжет картины, превращает, если угодно, в сотрапезника Христа, переводя событие евангельской истории из вечности в сегодняшний миг.

Удивительно ли, что работы Караваджо полюбили вначале голландские живописцы, приезжавшие в Рим из католического Утрехта, а потом, отчасти благодаря им, и Рембрандт? Среди имен художников, повлиявших на искусство Нового времени, имя Караваджо стоит одним из первых.

Бескомпромиссный в своем поиске истины, он проложил дорогу бунтарям, идущим вслед за ним. А в ХХ веке и сам становится одним из любимых героев современного искусства.

Совет

Фильм Дерека Джармена, посвященный этому горячему итальянцу из XVII века, – не последнее тому доказательство.

Справка “РГ”

На выставке “Караваджо (1571-1610). Картины из собраний Италии и Ватикана” представлены следующие работы :

“Юноша с корзиной фруктов” (1593-1594) (Галерея Боргезе, Рим), “Обращение Савла” (1604-1605) (Церковь Санта Мария дель Пополо, Капелла Черази, Рим), “Иоанн Креститель” (1602) (Капитолийские музеи, Рим), “Иоанн Креститель в пустыне” (около 1606) (Национальная галерея старого искусства в Палаццо Корсини, Рим), “Ужин в Эммаусе” (1606) (Галерея Брера, Милан), “Св. Франциск” (1606) (Национальная галерея в Палаццо Барберини, Рим), “Положение во гроб” (1602-1604) (Музеи Ватикана, Ватикан), “Поклонение пастухов” (1608-1609) (Региональный музей Мессины, Мессина, Сицилия), “Бичевание Христа” (1607) (Музей Каподимонте, Неаполь), “Спящий амур” (1608) (Галерея Палатина, Палаццо Питти, Флоренция), “Мученичество св. Урсулы” (1610) (Палаццо Дзеваллос Стильяно, Коллекция Банка Интеза, Неаполь) Выставка работает с 26 ноября 2011 до 19 февраля 2012.

Место: ГМИИ им. А.С.Пушкина.  Главное здание. Москва, ул. Волхонка, 12. Зал № 17.

Время работы музея: с 10.00 до 19.00, по четвергам – с 10.00 до 21.00; выходной день – понедельник.

Стоимость билета

для граждан РФ и СНГ:  Основная категория – 300 рублей                                                Льготная категория – 100 рублей

для иностранных граждан: Основная категория – 400 рублей
                                                    Льготная категория – 200 рублей

Источник: https://rg.ru/2011/11/25/karavago-site.html

Ссылка на основную публикацию