Петрарка и его мнимая смерть

Петрарка о мнимых и истинных ценностях

Древние языки

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 4 (2), с. 299-301

УДК 009

ПЕТРАРКА О МНИМЫХ И ИСТИННЫХ ЦЕННОСТЯХ © 2013 г. Л.М. Лукьянова

Саратовский госуниверситет им. Н.Г. Чернышевского

marlar38@yandex.ru

Поступила в редакцию 06.08.2013

Рассматривается отношение итальянского гуманиста Ф. Петрарки к мнимым и истинным ценностям человеческой жизни. Материалом для исследования являются диалоги из переведенного автором статьи трактата Ф. Петрарки «О средствах против превратностей судьбы».

Ключевые слова: Петрарка, мнимые и истинные ценности, итальянский гуманизм, христианство, порок, добродетель.

Обратите внимание

Петрарка, известный нашему читателю как великий итальянский лирический поэт, сам более важными считал свои философско-этические трактаты, написанные на латинском языке. Именно в этих сочинениях отражён его духовный мир.

Самым обширным из них является трактат «О средствах против превратностей судьбы», над которым гуманист работал почти 13 лет. Это не сугубо учёное сочинение, а рассуждения, написанные для широкого читателя.

В подражание античным авторам трактат написан в виде диалогов, в которых участвуют аллегорические фигуры: Радость, Печаль,

Страх, Надежда.

Радость и Надежда олицетворяют собой людей, оптимистически воспринимающих жизненные ситуации, ценящих материальные блага, наслаждения, молодость и красоту, власть и славу; Печаль и Страх, наоборот, жалуются на бедность, на болезни, на подневольное положение, на неверных друзей и т. п. Отвечает всем, и оптимистам, и пессимистам, Разум, в уста которого гуманист вкладывает свои мысли и рассуждения.

Работа над трактатом началась, когда Петрарке было почти 50 лет. С приближением старости уходят страсти и низменные интересы, и человек начинает задумываться о бренности земного существования и о том, каковы же истинные ценности жизни.

Как глубоко верующего христианина, Петрарку не мог не волновать вопрос, что станет с его душой после смерти. Слово «смерть» (mors, exitus) является ключевым в сочинении гуманиста; уже в первом диалоге «О цветущем возрасте и надежде на продолжительную жизнь» читаем: «Смерть всегда находится по соседству с жизнью.

Хотя кажется, что жизнь и смерть далеки друг от друга, они рядом: одна всегда проходит, другая

всегда приходит». Эти мысли заставляют автора задуматься о том, что ценит человек в земной жизни и есть ли непреходящие ценности.

Важно

Он рассматривает поведение людей в различных жизненных ситуациях, и его наблюдения показывают, что большинство людей хотят быть богатыми, носить роскошные одежды, украшать себя драгоценными камнями, иметь множество слуг, обильную и изысканную пищу; при этом каждому хочется быть красивым и здоровым, каждый хочет любить и быть любимым (речь идёт о плотской любви).

В молодости Петрарка и сам весьма ценил такие вещи и много времени отдал светским удовольствиям и наслаждениям. Прошли годы, и гуманист пытается рассмотреть то, чем он дорожил в юности, через призму христианского мировоззрения.

Удивительно преобразилось отношение Петрарки к тому пылкому чувству, которое он вдохновенно воспевал в сонетах – чувству любви.

В диалоге «О плотской любви» он пишет, что «это совершенно рабское, распаляющее чувство, которое изнеживает и отнимает силу даже у храбрейших мужей»: непобедимый в сражениях Цезарь был побеждён любовью к Клеопатре, а непреклонный Ганнибал (что ещё непростительнее) – любовью к блуднице.

Осуждая любовные страсти, Петрарка обращается и к древним мифам, напоминающим, сколь пагубно они кончаются для влюблённых: гибнет в волнах Леандр, закалывает себя Пирам, умирает Библида.

С негодованием относится Петрарка и к тем философам, которые рассуждают о любви. Особенно возмущает его отношение к этому чувству великого Платона, которого гуманист упрекает в чрезмерной откровенности, выража-

ет сожаление о том, что сочинения на эту тему дошли до наших дней и сетует на то, что Платон «не устыдился ни клейма дурной славы, ни суда потомства, так как накал страсти, сжигающей душу, победил это опасение». Петрарка осуждает даже то, что философ о столь низменном и постыдном предмете писал изысканным стилем: «Ты видишь лучи платоновского ума, словно лучи солнца в грязи».

Совет

Самое поразительное, что итальянский гуманист, вошедший в сознание читателей как великий лирический поэт, воспевший свою любовь к Лауре, с неодобрением относится к творчеству древних поэтов, писавших о любви: Сафо, Анакреонту, Алкею, Овидию, Катуллу, Тибуллу («не знаю, почему поэтам многое дозволяется»). По его мнению, поэты под пристойным покрывалом скрывают постыдные страсти и любовью называют похоть.

При этом Петрарка ничего не имеет против самого понятия «любовь»: но мудрец любит Бога, любит ближнего, любит добродетель, мудрость, отечество, родителей, сыновей, братьев и друзей, и если он истинный мудрец, он будет любить даже врагов – не ради их самих, но ради Того, Кто предписывает это.

https://www.youtube.com/watch?v=18pe6HrCyyw

Много раз Петрарка обращается к тем людям, которые считают главной ценностью своей жизни обладание богатствами, большим количеством денег, дорогими вещами. Для таких людей не считается грехом утрата доброго имени, среди незначительных потерь числится у них и потерянное время, даже потерю родственников они зачастую оплакивают недолго, а вот потеря богатств печалит их очень сильно.

Очень разумным представляется отношение автора к деньгам: «Я не поддерживаю ни любви к деньгам, ни ненависти к ним, но одобряю стремление к умеренности и призываю избегать алчности».

Пользы денег он не отрицает, на них нужно приобретать то, что необходимо человеку по природе, а такого немного и добыть его нетрудно. Всё, что выходит за такие пределы, это уже оковы и кандалы и доставляет человеку не столько радости, сколько волнений и страхов.

В ответ на сообщение некоего человека, что он приобрёл большие богатства, Разум говорит: «Значит, ты приобрёл хлопоты и зависть; ты дал врагам повод для нападения и лишил покоя воров».

При отсутствии богатств не будет места ни высокомерию, ни зависти, не будет ни страха потерь, ни пресыщения, ни спутницы богатых – подагры. Диалоги, посвящённые этой теме, изобилуют сентенциями: «Владеть богатством приятнее, но бедность безопаснее», «Нет таких богатств, которым

не следовало бы предпочесть душевное спокойствие». Указывает Петрарка и на такой парадокс: «Всё, что делают и чего желают люди, делается для счастья, однако без богатства счастье возможно, а без душевного спокойствия – нет».

Одним из самых ярких диалогов на эту тему являются диалоги «О драгоценных камнях» и о предметах, изготовленных из них.

Обратите внимание

Главный вопрос, который старается разрешить автор, соотносится ли желание иметь эти вещи с нравственными устремлениями человека. Собеседник Разума восхищается блеском драгоценных камней и утверждает, что в них есть какая-то сила, а Разум-Петрарка доказывает ему, что только тщеславие заставляет человека приобретать и ценить камни.

Чтобы нагляднее показать это, он вставляет в свои рассуждения интереснейшие новеллы. Одна из них представляет рассказ о римском сенаторе Но-нии, который владел привезённым из Индии опалом. Молва об этом камне сводила с ума триумвира Антония, и этот алчный человек решил во что бы то ни стало завладеть камнем и поэтому внёс имя сенатора в проскрипционные списки.

И тогда Ноний, вместо того чтобы спасти жизнь ценой потери одного камушка, бежал, захватив с собой опал, который оказался для него ценнее всего на свете. Он забыл о родине, готов был жить в изгнании, нищенствовать и в конце концов умереть.

Автор заключает этот рассказ так: «Боюсь, что придётся согласиться с чем-то одним: или камень имел очень большую ценность, или его владелец имел ничтожную душу».

Упоминается в этом диалоге царь Эпира Пирр и подробно описывается принадлежащий ему необыкновенный агат; приводится и известный рассказ о перстне Поликрата; вспоминает Петрарка и своего современника короля Иоанна II Доброго, который был взят в плен, и в момент пленения с его руки был сорван перстень с карбункулом.

Заключаются эти рассказы саркастическими вопросами: «Что же, помог ли Пирру его агат? Он что, сделал его непобедимым на войне, спас его, уж не скажу от вражеского меча, но хотя бы от камня, брошенного женской рукой?», «Пригодился ли сардоникс Поликрату, когда птицы клевали его на кресте? А помог ли карбункул французскому королю Иоанну, когда он был побеждён врагами и попал в их руки?»

Высшей границей честолюбия Петрарка считает стремление иметь коринфские ваза и бокалы из драгоценных камней: «В то время как для богослужения достаточно серебряных

сосудов, жалкому человеку мало и золотого; за бокал, выдолбленный из драгоценного камня, он готов расплачиваться не только деньгами, но и добродетелью».

Важно

Богатства, конечно, могут сделать человека могущественнее, но не добавляют ему человечности, не делают его лучше и выше других.

Размышляя о мотивах, которые заставляют людей стремиться к богатству, Петрарка указывает, что в этом случае человек впадает в один из смертных грехов – алчность, которая возбуждает желание новых приобретений, а их никогда не бывает достаточно.

Этот грех связан с другими – гордыней и завистью, и, таким образом, человек сворачивает с пути добродетели и не замечает, что пока он приобретает богатства, ускользает время жизни и возникает поразительное противоречие: богатства много, а жизни не хватает.

Люди считают, что, приобретя с большим усердием материальные блага, они наконец-то заживут спокойно: сундуки полны, двор богат, покои убраны, амбар наполнен; для дочери готово приданое, для сына – брак. Остаётся только радоваться. Но судьбы людей не в их руках, и очень отрезвляюще звучат слова из Евангелия: «Глупец, в эту ночь душу твою возьмут у тебя. Чьё же будет то, что ты приготовил?»

К настоящим жизненным ценностям не относит автор и обладание властью.

Пространно рассуждая о царской и императорской власти, он обращает внимание читателя на то, что с властью сопряжены большие опасности; народ испытывает страх перед тираном, а тиран боится народа.

В доказательство приводится общеизвестная история о дамокловом мече. Обращаясь к расхожей ещё со времён античности мысли: «Чем выше место, тем тяжелее падение», Петрарка перечисляет десятки имён римских императоров, погибших от руки убийц.

Касается он и папской власти, напоминая, что для первых пап часто это был путь к муче-

ничеству, а в его время клирики желают понтификата для того, чтобы стать могущественнее и богаче.

Что же называет гуманист истинными ценностями? Он считает, что истинные богатства -в душе человека, их невозможно отнять: «Цени только то, что никто не вырвет у тебя – мудрость и добродетель». В то время как жадность к деньгам является дурной, жадность к мудрости следует приветствовать. Только мудрец по-настоящему богат.

Совет

Для убедительности этого доказательства автор, верный своей манере обращаться к историческим примерам, прибегает к рассказу об Аристиппе, потерпевшем кораблекрушение и добывшем всё необходимое для себя и спутников, воспользовавшись своей мудростью и образованностью. При этом Петрарка считает, что подлинная мудрость неотделима от добродетели.

«Добродетель ^к^)» это ещё одно ключевое слово трактата, почти все диалоги включают в себя рассуждения о добродетели, о том, что именно к ней должны быть устремлены все старания человека.

Многое зависит от природы, но не добродетель; ей не помеха ни некрасивая наружность, ни болезни, ни происхождение, ни положение в обществе: «Среди многих вещей добродетель имеет то преимущество, что её можно приобрести, но нельзя отнять».

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод, что человек должен подготовить свою жизнь к переходу в вечность, отбросить суетные желания и ценить только то, что является вечным.

Один из диалогов заканчивается такими пафосными восклицаниями: «Пробудитесь, спящие, ещё есть время! Научитесь, наконец, думать о вечном, его любить и его желать, одновременно презирая преходящее.

Научитесь добровольно уходить от того, что не может оставаться с вами вечно. Научитесь оставлять его по своей воле прежде, чем оно вас оставит».

PETRARCH ON THE IMAGINARY AND THE REAL VALUES L.M. Lukyanova

Читайте также:  Михаил ломоносов - универсальный гений

We consider the view of Italian humanist Petrarch F. on imaginary and the real value of human life. The material for the study of the dialogues are translated by the author of the treatise article by F. Petrarch's «On the media against the vicissitudes of life».

Keywords: Petrarch, imaginary and real values, the Italian humanism, Christianity, vice, virtue.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/petrarka-o-mnimyh-i-istinnyh-tsennostyah

Летаргический сон – мнимая смерть

Если речь заходит о летаргическом сне, то это вызывает представление о чем-то непонятном, таинственном и даже мистическом. С ним связаны легенды, о нем пишут романы. Наверное, трудно найти какое-то другое явление, с которым связано столько предрассудков и суеверий.

Правильное представление о летаргическом сне нужно иметь хотя бы просто для расширения кругозора.

Летаргический сон или летаргия (забвение, бездействие) – это состояние патологического (болезненного) сна с более или менее выраженным ослаблением всех проявлений жизни, в том числе с обездвиженностью, значительным снижением обмена, ослаблением или отсутствием реакции на звуковые и болевые раздражители, а также на прикосновения. Встречается летаргический сон при истерии, общем истощении, после сильных волнений. Изменения, происходящие в организме человека при летаргическом сне,

изучены недостаточно.

Мифы о летаргическом сне

Мифы о заживо погребенных, находящихся в летаргическом сне, идут из глубины веков и имеют под собой определенную почву. Когда-то в склепах и под землей находили покойников с разорванными саванами, и разбитыми в кровь руками, которые пытались вырваться из гробов.

Иногда таким людям везло и их спасали кладбищенские воры, которые раскапывали могилы, чтобы обобрать покойника, или просто проходившие мимо люди, слышавшие шум из могилы (если, конечно, они не убегали в ужасе).

Обратите внимание

В Англии много лет существует закон (он действует и в наши дни), по которому во всех моргах должен быть колокол с веревкой, чтобы оживший смог позвать на

помощь.

Известно, что Николай Васильевич Гоголь очень боялся быть заживо погребенным и поэтому просил своих близких похоронить его только тогда, когда появятся явные признаки разложения тела. Однако в мае 1931 года при ликвидации в Москве кладбища Данилова монастыря, на котором был похоронен великий писатель, при эксгумации было обнаружено, что череп

Гоголя повернут набок, а обивка гроба разодрана.

Случай со знаменитым итальянским поэтом ХIV века Петраркой был бы точно таким же, но закончился он благополучно. В 40 лет Петрарка тяжело заболел и «умер», а когда его стали хоронить, то очнулся и сказал, что

прекрасно себя чувствует.<\p>

Как выглядит человек, погрузившийся в летаргический сон 

В тяжелых, редко встречающихся проявлениях летаргии имеется действительно картина мнимой смерти: кожа холодная и бледная, зрачки почти не реагируют на свет, дыхание и пульс трудно обнаружить, артериальное давление понижено, сильные болевые раздражения не вызывают реакции. В течение нескольких суток больные не пьют, не едят, прекращается выделение мочи и кала, наступает потеря в весе и

обезвоживание.

В легких случаях летаргии наблюдается неподвижность, расслабление мышц, ровное дыхание, иногда вздрагивание век, закатывание глазных яблок. Сохраняется возможность глотания, в ответ на раздражения следуют жевательные и глотательные движения. Частично может быть сохранено

восприятие окружающего.

Приступы летаргии внезапно начинаются и внезапно заканчиваются. Бывают случаи с предвестниками летаргического сна, а также с нарушениями

самочувствия и поведения после пробуждения.

Продолжительность летаргического сна – от нескольких часов до нескольких дней и даже недель. Описаны отдельные наблюдения многолетнего летаргического сна с сохраняющимися способностями приема пищи и отправлениями физиологических актов. Опасности для жизни

летаргия не представляет.

Летаргический сон в судебно-медицинском отношении

При тяжелых случаях летаргии, особенно, в судебно-медицинской практике, при осмотре трупа на месте происшествия, встает вопрос об установлении достоверности смерти. В таком случае при подозрении на летаргию больной

срочно направляется в больницу.

Важно

Вопрос об опасности погребения заживо лиц, находящихся в состоянии летаргии, давно утратил свое значение, так как погребение обычно проводится через 1-2 суток после смерти, когда достоверные трупные

явления (признаки разложения) бывают уже хорошо выражены.

Наряду со случаями истинной летаргии встречаются и случаи ее симуляции (обычно с целью скрыть преступление или его последствия). В таком случае проводится наблюдение за человеком в больнице. Длительно

симулировать симптомы летаргии очень сложно.


Помощь при летаргическом сне
Лечение летаргического сна – это покой, чистый воздух, богатая витаминами пища. При невозможности накормить такого больного пищу можно вводить в жидком и полужидком виде через зонд. Внутривенно можно вводить растворы солей и глюкозы. Человек в состоянии летаргического сна требует тщательного ухода, иначе на теле при длительном лежании

начнутся пролежни, присоединится инфекция, состояние резко осложнится.

Источник:

Источник: https://www.epochtimes.com.ua/ru/health/health/letargycheskyj-son-mnymaja-smert-90002.html

Мнимая смерть — летаргический сон

Летаргия или летаргический сон является защитной реакцией организма на потенциальную опасность. Она запрограммирована на генетическом уровне.

Это одна из наиболее загадочных и таинственных проблем человеческого мозга. Кто не помнит сказку о Спящей красавице? Но если в сказке, как правило, все заканчивается хорошо, то в реальной жизни очень часто случается наоборот.

Во многих случаях летаргия являлась следствием возникновения опасных для жизни человека обстоятельств или психического потрясения.

Еще одной причиной подобного состояния является органическая болезнь мозга, в частности, кататония (нервно-психическая болезнь, которая зачастую встречается у шизофреников).

Приступы летаргического сна могут быть спровоцированы различными факторами и причинами: сильным нервным стрессом, обмороком, истерическим шоком. При этом продолжительность сна может различаться – он может длиться от нескольких часов до многих десятков лет.

Когда человек погружается в летаргический сон, все жизненные процессы в его организме замедляются до такой степени, что его очень просто можно принять за умершего.

Дыхание отсутствует, пульс тоже, кожные покровы бледные, температура тела падает. Человек никак не реагирует на внешние раздражители. И на протяжении длительного периода времени организму человека не нужна ни пища, ни вода.

Совет

Таким образом, и не удивительно, что летаргический сон получил еще одно название – мнимая смерть.

В современной медицине практически не используется термин «летаргический сон», данное явление врачи называют истерической спячкой или истерической летаргией. Между физиологическим сном и летаргией нет ничего общего. Вывести человека из подобного состояния в принудительном порядке невозможно, приступ начинается и завершается совершенно неожиданно.

В некоторых случаях приступы могут повторяться многократно. В таких случаях люди уже способны ощущать приближение летаргии по определенным признакам: головным болям, вялости, повышенному артериальному давлению и температуре тела, усилению потоотделения, учащению пульса. Человек чувствует себя так, словно выполняет какую-то физически тяжелую работу.

Обратите внимание

В настоящее время определить жизненную активность головного мозга можно при помощи электроэнцефалограммы.

В прошлом, когда подобной аппаратуры не существовало, существовала огромная вероятность быть похороненным заживо в период приступа летаргического сна, ведь заметить хоть какие-то признаки жизни очень сложно.

В Англии до сих пор еще существует закон, согласно которому во всех моргах должен быть колокол, чтобы внезапно оживший человек мог предупредить о своем возвращении к жизни.

При глубокой летаргии умственное развитие и физическое старение замедляется. Так, в Буэнос-Айресе в летаргию погрузилась девочка шести лет. Проспала она четверть века, а когда проснулась, то спросила, где ее игрушки.

А жительница Брюсселя Беатриса Гюбер, проспав 20 лет, проснулась такой же юной, как и до летаргии. Правда, нужно сказать, что очень скоро, всего через год, она догнала свой физический возраст, постарев на два десятка лет.

Обратите внимание

Необходимо отметить, что от истерической летаргии не застрахован ни один человек, ведь стрессы и сильные нервные переживания происходят в жизни практически каждого. Погрузиться в это состояние могут и совершенно здоровые люди, наделенные определенным складом ума, с очень ранимой и легко возбуждаемой психикой, повышенной мнительностью, неуверенностью в будущем, постоянной нервозностью.

По мнению некоторых исследователей, ярким тому примером может служить Н.Гоголь.

Существует версия о том, что в процессе его перезахоронения в 1931 году присутствующим при этом открылась весьма странная картина: тело писателя лежало на боку, головой он упирался в одну из боковых стенок, на правой руке несколько пальцев было сломано, а на крышке были заметны царапины.

Сейчас с полной уверенностью говорить о том, правда это или ложь, нельзя. Но если принимать во внимание все особенности его жизни и психики, то вполне можно предположить, что великий писатель мог погрузиться в состояние мнимой смерти.

В мире случаи летаргии далеко не редкость. Вот только некоторые из них.

Еще в 15 веке известный итальянский поет Петрарка очень серьезно заболел. На несколько дней он погрузился в летаргию. Поскольку никаких признаков жизни он не подавал, то его приняли за умершего. Во время похорон он пришел в себя, надо признать, к большому счастью для себя и великому удивлению окружающих.

В годы Первой мировой войны часть жителей прифронтовых поселений и солдаты внезапно засыпали, и разбудить их было невозможно. Девятнадцатилетняя жительница Аргентины, узнав о том, что Кеннеди (ее кумир) был убит, погрузилась в сон на 7 лет. Нечто похожее произошло и с одним индийским чиновником – Боналхандом Лодха, министром общественных работ.

Его по непонятным причинам отстранили от должности. Он потребовал провести расследование, но все это затянулось на долгое время. Постоянное нервное перенапряжение стало причиной того, что мужчина внезапно уснул и пробыл в таком состоянии 7 лет.

За ним достойно ухаживали: витамины и питание поступало через специальные трубки, его тело периодически переворачивали и делами массаж. Вполне возможно, что состояние летаргии продлилось бы и дольше, если бы не малярия. В первый же день температура тела повысилась до 40 градусов. В тот же день чиновник пошевелил пальцами, затем открыл глаза.

Спустя месяц он уже мог поворачивать голову и сидеть без посторонней помощи. Только через 6 месяцев к нему вернулось зрение. И только спустя год мужчина сумел полностью оправиться от летаргии.

Важно

Прасковья Калиничева, жительница России, начала страдать приступами летаргии, которые случались с определенной периодичностью, в 1947 году. Буквально сразу же после свадьбы ее муж был арестован.

Женщина на тот период времени была беременна, но, испугавшись, что без мужа она не сможет вырастить ребенка, Прасковья решилась на аборт. А поскольку в те годы подобная операция была запрещена, то по доносу соседей ее арестовали и отправили в ссылку.

В Сибири и случился первый приступ. Охранники подумали, что женщина умерла, но врач, который проводил осмотр, сказал, что она погрузилась в летаргический сон из-за стресса и тяжелого физического труда. По возвращении в родную деревню приступы продолжались.

Но односельчане, которые привыкли к такому необычному поведению Прасковьи, сразу же доставляли ее в больницу.

Также известен один случай, когда российский офицер был сброшен лошадью, в результате чего серьезно разбил голову. Несмотря на то, что рана была не очень опасной, а также то, что были предприняты все необходимые меры, попытки врачей привести его в чувство оказались безуспешными. Мужчину сочли умершим.

В то время было очень жарко, поэтому похороны решили провести как можно быстрее, и не ждать 3 дня, как положено. Через несколько дней после захоронения на кладбище собралось много родственников офицера. Один из них заметил, что земля на могиле шевелится.

Те, кто при этом присутствовал, раскопали могилу и увидели, что их родственник, которого похоронили, полусидел в гробу, а крышка была немного сдвинута с места.

Мужчину сразу же доставили в больницу, где он рассказал о том, что слышал шаги и голоса людей, а благодаря тому, что могильщик плохо засыпал могилу, под землю поступало небольшое количество воздуха, что позволило ему выжить.

После того, как мальчика похоронили, его матери приснился страшный сон, в котором Макс (так звали мальчика) переворачивался в гробу и никак не мог выбраться оттуда. Она также увидела, что ее сын сложил ручки под правую щеку.

Женщина проснулась и пыталась уговорить мужа раскопать могилу, но тот отказался. На следующую ночь сон повторился. И уже в этот раз никакие доводы на женщину не действовали. Могилу среди ночи раскопали, и увидели мальчика, который лежал на боку точно в таком положении, как описывала мать.

Отец немедленно отправился к доктору. И уже через неделю Макс полностью оправился от своего состояния. Он прожил восемь десятков лет, всю жизнь храня две ручки от гроба, как напоминание о том, что с ним произошло.

Об одном из случаев продолжительного летаргического сна также вспоминал и академик И.Павлов. Мужчина на протяжении 25 лет пребывал в состоянии летаргического сна, после чего постепенно начал проявлять признаки жизни. Позже выяснилось, что он многое слышал и понимал, но не мог ни двигаться, ни разговаривать.

В 1996 году в Америке после 17-летней летаргии пришла в себя Грета Старгл, которая попала в автокатастрофу в возрасте трех лет. По словам врачей, мозг женщины совершенно не пострадал, при этом девушка выглядит вполне взрослой, но имеет интеллект ребенка. Девушка активно развивается, учится в школе.

Случались и комические случаи, связанные с летаргическим сном. Один из таких случаев произошел в девятнадцатом веке во Франции. Во время обеда в богатом доме глава семейства упал в обморок.

Когда приехал врач и осмотрел мужчину, то сделал неутешительный вывод о том, что человек этот мертв. Родственники, не дожидаясь погребения, начали выяснять, кому должно достаться наследство.

Обратите внимание

Споры, которые вначале представляли собой язвительные замечания и взаимные колкости, в скором времени переросли в настоящую ругань. В пылу разборок досталось и главе семейства. Далее события развивались еще более интересно.

Во время отпевания в церкви, «покойник» сел в гробу, что привело в состояние шока его родственников. О том, что происходило дальше, неизвестно, однако, можно предположить, что мужчина передумал завещать свои деньги родным…

No related links found

Источник: http://tainy.net/38866-mnimaya-smert-letargicheskij-son.html

Мнимая смерть: что такое летаргический сон

Летаргический сон — это состояние, при котором человек становится неподвижен, а все жизненные функции хоть и сохраняются, но заметно снижаются: пульс и дыхание становятся реже, падает температура тела.

Больные легкой формой летаргии выглядят спящими — их сердце бьется с обычной частотой, дыхание остается ровным, только вот разбудить их очень сложно. А вот тяжелые формы весьма похожи на смерть — сердце бьется со скоростью 2–3 удара в минуту, кожа становится бледной и холодной, дыхание не ощущается.

Погребенные заживо

В 1772 г. немецкий герцог Мекленбургский объявил о том, что во всех его владениях запрещается хоронить людей ранее, чем через три дня после смерти. Вскоре подобная мера была принята по всей Европе. Дело в том, что и знать, и представители черни очень боялись быть похороненными заживо.

Позже, в ХIХ веке, гробовых дел мастера даже начали разрабатывать специальные «безопасные гробы», в которых похороненный по ошибке человек мог выжить в течение какого-то времени и подать сигнал с просьбой о помощи. Самая простая конструкция такого гроба представляла собой деревянный ящик с трубкой, выведенной наружу.

В течение нескольких дней после похорон могилу навещал священник. Его обязанностью было принюхиваться к торчащей из земли трубке — при отсутствии запаха разложения могилу полагалось вскрыть и проверить, действительно ли мертв тот, кто в ней похоронен.

Иногда к трубке привешивали колокольчик, при помощи которого человек мог дать знать о том, что он жив.

Более сложные конструкции были снабжены устройствами для подачи пищи и воды. В начале ХIХ века немецкий врач Адольф Гутсмон лично продемонстрировал собственное изобретение. Доктора-экстремала заживо похоронили в особом гробу, где он смог провести несколько часов и даже отобедать сосисками и пивом, которые подавались под землю при помощи особого устройства.

Забыться и заснуть

Важно

Но были ли основания для такой боязни? К сожалению, случаи, когда врачи принимали заснувших летаргическим сном за умерших, не были редкостью.

Жертвой «врачебной ошибки» чуть было не стал средневековый поэт Петрарка. Поэт был тяжело болен, и когда он впал в тяжелое забытье, врачи сочли его мертвым. Очнулся Петрарка спустя сутки в разгар приготовлений к похоронам, причем чувствовал он себя лучше, чем до того, как заснул. После этого случая он прожил еще 30 лет.

Описаны и другие случаи летаргии.

Например, знаменитый русский ученый, биолог Иван Павлов в течение долгих лет наблюдал крестьянина Качалкина, который проспал… 22 года! Спустя два десятка лет Качалкин пришел в себя и рассказал, что пока спал, мог слышать беседы медицинских сестер и частично осознавал происходящее вокруг него. Через несколько недель после своего пробуждения мужчина скончался от сердечной недостаточности.

Описаны и другие случаи летаргического сна, а в период с 1910 по 1930 годы в Европе началась чуть ли не эпидемия летаргии. Из-за участившихся случаев летаргического сна люди, как и во времена Средневековья, стали бояться быть похороненными по ошибке. Это состояние получило название тафофобия.

Страхи великих

Боязнь быть похороненными заживо преследовала не только обычных людей, но и известных личностей. Тафофобией страдал первый американский президент Джордж Вашингтон. Он неоднократно просил своих близких, чтобы похороны состоялись не раньше, чем через два дня после его смерти. Подобный страх испытывала и поэтесса Марина Цветаева, и изобретатель динамита Альфред Нобель.

Но, наверное, самым известным тафофобом был Николай Гоголь — больше всего на свете писатель боялся, что его похоронят заживо. Нужно сказать, что кое-какие основания для этого у создателя «Мертвых душ» были. Дело в том, что в молодости Гоголь перенес малярийный энцефалит.

Болезнь давала о себе знать всю жизнь и сопровождалась глубокими обмороками с последующим сном. Николай Васильевич опасался, что во время одного из таких приступов его могут принять за умершего и похоронить. В последние годы жизни он был напуган настолько, что предпочитал не ложиться в кровать и спал сидя, чтобы сон был более чутким.

Кстати, существует легенда, будто страхи Гоголя оправдались и писателя действительно похоронили живым.

Когда могилу писателя вскрыли для перезахоронения, обнаружили, что тело лежит в гробу в неестественной позе, с повернутой набок головой.

Подобные случаи положения тел были известны и раньше, и каждый раз наводили на мысли о погребении заживо. Однако современные специалисты дали этому явлению вполне логичное объяснение.

Дело в том, что доски гроба подгнивают неравномерно, проваливаются, что и нарушает положение скелета.

В чем причина?

Совет

Но откуда же все-таки берется летаргический сон? Что заставляет человеческий организм впадать в состояние глубокого забытья? Некоторые специалисты уверены, что летаргический сон вызывается сильным стрессом.

Якобы, столкнувшись с переживанием, вынести которое организму не по силам, он включает защитную реакцию в виде летаргического сна.

Еще одна гипотеза говорит о том, что летаргический сон вызывает некий неизвестный науке вирус — именно этим и объясняется внезапное увеличение случаев летаргического сна в Европе в начале ХХ века.

Ученые обнаружили и еще одну интересную закономерность — те, кто впадал в летаргию, были подвержены частым ангинам и перенесли это заболевание незадолго до того, как забылись тяжелым сном.

Это дало толчок третьей версии, согласно которой летаргический сон вызывается мутировавшим стафилококком, поразившим ткани мозга. Однако, какая из этих версий правильная, ученым еще предстоит разобраться.

А вот причины некоторых состояний, похожих на летаргический сон, известны.

Слишком глубокий и длительный сон может возникнуть в ответ на прием некоторых препаратов, в том числе противовирусных средств, бывает последствием некоторых форм энцефалита и признаком нарколепсии — тяжелого заболевания нервной системы. Иногда состояние, похожее на истинную летаргию, становится предвестником комы при травмах головы, сильных отравлениях и большой потери крови.

Источник: https://news.rambler.ru/europe/23672059-mnimaya-smert-chto-takoe-letargicheskiy-son/

Ренессанс

Главная => Поэты Ренессанса => Франческо Петрарка

При появленье и при смерти трав, И ясным днем, и под луной пустынной Я плачу. Жребий мой тому причиной,

Мадонна и Амур. Иль я не прав?

Но я отчаиваться не намерен Я знаю малой капли образец,

Точившей мрамор и гранит усердьем.

Слезой, мольбой, любовью, я уверен, Любое можно тронуть из сердец,

Покончив навсегда с жестокосердьем. CCLXVI

Синьор, я вечно думаю о Вас, И к Вам летит мое любое слово; Моя судьба (о, как она сурова!)

Влечет меня и кружит каждый час.

И жар любви все так же не угас – Я жду давно конца пути земного, Два светоча я призываю снова,

Как призывал их прежде много раз.

Мой господин, моя благая Донна, Свободы мне на свете больше нет,

Собою сам навеки я наказан:

Зеленый Лавр – и гордая Колонна,- К одной прикован я пятнадцать лет,

К другому – восемнадцать лет привязан. CCLXVII

Обратите внимание

Увы, прекрасный лик! Сладчайший взгляд! Пленительность осанки горделивой! Слова, что ум, и дикий, и кичливый,

Смиряя, мощным жалкого творят!

Увы и нежный смех! Пускай пронзят Его струи – была бы смерть счастливой! Дух царственный, не в поздний век и лживый

Ты властвовал бы, высоко подъят.

Пылать мне вами и дышать мне вами: Весь был я ваш; и ныне, вас лишенный,

Любую боль я б ощутил едва.

Вы полнили надеждой и мечтами Разлуки час с красой одушевленной:

Но ветер уносил ее слова. CCLXIX

Повержен Лавр зеленый. Столп мой стройный Обрушился. Дух обнищал и сир. Чем он владел, вернуть не может мир

От Индии до Мавра. В полдень знойный

Где тень найду, скиталец беспокойный? Отраду где? Где сердца гордый мир? Все смерть взяла. Ни злато, ни сапфир,

Ни царский трон – мздой не были б достойной

За дар двойной былого. Рок постиг! Что делать мне? Повить чело кручиной –

И так нести тягчайшее из иг.

Прекрасна жизнь – на вид. Но день единый,- Что долгих лет усильем ты воздвиг,-

Вдруг по ветру развеет паутиной. CCLXXI

Горящий узел, двадцать один год За часом час меня сжимавший яро, Рассекла смерть,- не знал я злей удара;

Но человек с печали не умрет.

Опять Амур мне воли не дает: Другой силок в траве – и, сердцу кара, Вновь искра разожгла огонь пожара

Так, что с трудом сыскал бы я исход.

Не помоги мне опытностью сила Бывалых бед, сгорел бы я, сраженный,

Мгновенно вспыхнув, словно сук сухой.

Вторично смерть меня освободила, Расторгнут узел, огнь угас, сметенный,

Пред ней и сила – в прах, и дар прямой. CCLXXII

Уходит жизнь – уж так заведено,- Уходит с каждым днем неудержимо, И прошлое ко мне непримиримо,

И то, что есть, и то, что суждено.

И позади, и впереди – одно, И вспоминать, и ждать невыносимо, И только страхом Божьим объяснимо,

Что думы эти не пресек давно.

Все, в чем отраду сердце находило, Сочту по пальцам. Плаванью конец:

Ладье не пересилить злого шквала.

Над бухтой буря. Порваны ветрила, Сломалась мачта, изнурен гребец,

И путеводных звезд как не бывало. CCLXXIII

Зачем, зачем даешь себя увлечь Тому, что миновалось безвозвратно, Скорбящая душа? Ужель приятно

Себя огнем воспоминаний жечь?

Умильный взор и сладостная речь, Воспетые тобой тысячекратно, Теперь на небесах, и непонятно,

Как истиною можно пренебречь.

Не мучь себя, былое воскрешая, Не грезой руководствуйся слепой,

Но думою, влекущей к свету рая,-

Ведь здесь ничто не в радость нам с тобой, Плененным красотой, что, как живая,

По-прежнему смущает наш покой. CCLXXIV

Покоя дайте мне, вы, думы злые: Амур, Судьба и Смерть – иль мало их? – Теснят повсюду, и в дверях моих,

Пусть мне и не грозят бойцы иные.

Важно

А сердце,- ты, как и во дни былые, Лишь мне ослушно,- ярых сил каких Не укрываешь, быстрых и лихих

Врагов моих пособник, не впервые7

В тебе Амур таит своих послов, В тебе Судьба все торжества справляет,

И Смерть удар свой рушит надо мною –

Разбить остаток жизни угрожает; В тебе и мыслям суетнейшим кров;

Так ты одно всех бед моих виною. CCLXXV

Глаза мои! – зашло то солнце, за которым В нездешние края пора собраться нам… Мы снова будем с ним,- оно заждалось там,-

Горюет, судит нас по нашим долгим сборам…

О слух мой – к ангельским теперь приписан хорам Тот голос, более понятный небесам. Мой шаг! – зачем, за той пускаясь по пятам,

Что окрыляла нас, ты стал таким нескорым?

Итак, зачем вы все мне дали этот бой? Не я причиною, что убежала взгляда,

Что обманула слух, что отнята землей,-

Смерть – вот кого хулить за преступленье надо! Того превознося смиренною хвалой,

Кто разрешитель уз, и после слёз – отрада. CCLXXVI

Лишь образ чистый, ангельский мгновенно Исчез, великое мне душу горе Пронзило – в мрачном ужасе, в раздоре.

Читайте также:  Как называются сложные эмоции одним словом

Я слов ишу, да выйдет боль из плена.

Она в слезах и пенях неизменна: И Донна знает, и Амур; опоре Лишь этой верит сердце в тяжком споре

С томленьями сей жизни зол и тлена.

Единую ты, Смерть, взяла так рано; И ты, Земля, земной красы опека,

Отныне и почиющей охрана,-

Что ты гнетешь слепого человека? Светил любовно, нежно, осиянно

Свет глаз моих – и вот угас до века. CCLXXVII

Коль скоро бог любви былой завет Иным наказом не заменит вскоре, Над жизнью смерть восторжествует в споре, –

Желанья живы, а надежда – нет.

Как никогда, страшусь грядущих бед, И прежнее не выплакано горе, Ладью житейское терзает море,

И ненадежен путеводный свет.

Меня ведет мираж, а настоящий Маяк – в земле, верней, на небесах,

Где ярче светит он душе скорбящей,

Но не глазам,- они давно в слезах, И скорбь, затмив от взора свет манящий,

Сгущает ранний иней в волосах. CCLXXVIII

Она во цвете жизни пребывала, Когда Амур стократ сильнее нас, Как вдруг, прекрасна без земных прикрас,

Земле убор свой тленный завещала.

Совет

И вознеслась горе без покрывала,- И с той поры я вопрошал не раз: Зачем не пробил мой последний час –

Предел земных и вечных дней начало,

С тем чтобы радостной души полет За ней, терзавшей сердце безучастьем,

Освободил меня от всех невзгод?

Однако свой у времени отсчет… А ведь каким бы это было счастьем –

Не быть в живых сегодня третий год! CCLXXIX

Поют ли жалобно лесные птицы, Листва ли шепчет в летнем ветерке, Струи ли с нежным рокотом в реке,

Лаская брег, гурлят, как голубицы,-

Где б я ни сел, чтоб новые страницы Вписать в дневник любви, моей тоске Родные вздохи вторят вдалеке,

И тень мелькнет живой царицы.

Слова я слышу… “Полно дух крушить Безвременно печалию,- шепнула,-

Пора от слез ланиты осушить!

Бессмертье в небе грудь моя вздохнула, Его ль меня хотел бы ты лишить?

Чтоб там прозреть, я здесь глаза сомкнула”. CCLXXX

Не знаю края, где бы столь же ясно Я видеть то, что видеть жажду, мог И к небу пени возносить всечасно,

От суеты мирской, как здесь, далек;

Где столько мест, в которых безопасно Вздыхать, когда для вздохов есть предлог, – Должно быть, как на Кипре ни прекрасно,

И там подобный редкость уголок.

Все полно здесь к любви благоволенья, Все просит в этой стороне меня

Хранить любовь залогом утешенья.

Но ты, душа в обители спасенья, Скажи мне в память рокового дня,

Что мир достоин моего презренья. CCLXXXI

Как часто от людей себя скрываю – Не от себя ль? – в своей пустыне милой И слезы на траву, на грудь роняю,

Колебля воздух жалобой унылой!

Как часто я один мечту питаю, Уйдя и в глушь, и в тень, и в мрак застылый, Ее, любовь мою, ищу и чаю,

Зову от властной смерти всею силой!

То – нимфа ли, богиня ли иная – Из ясной Сорги выходя, белеет

И у воды садится, отдыхая;

То, вижу, между сочных трав светлеет, Цветы сбирая, как жена живая,

И не скрывает, что меня жалеет. CCLXXXII

Ты смотришь на меня из темноты Моих ночей, придя из дальней дали: Твои глаза еще прекрасней стали,

Не исказила смерть твои черты.

Как счастлив я, что скрашиваешь ты Мой долгий век, исполненный печали! Кого я вижу рядом7 Не тебя ли,

В сиянии нетленной красоты

Там, где когда-то песни были данью Моей любви, где плачу я, скорбя,

Отчаянья на грани, нет – за гранью?

Но ты приходишь – и конец страданью: Я различаю по шагам тебя,

По звуку речи, лику, одеянью. CCLXXXIII

Ты красок лик невиданный лишила, Ты погасила, Смерть, прекрасный взгляд, И опустел прекраснейший наряд,

Где благородная душа гостила.

Обратите внимание

Исчезло все, что мне отрадно было, Уста сладкоречивые молчат, И взор мой больше ничему не рад,

И слуху моему ничто не мило.

Но, к счастью, утешенье вновь и вновь Приносит мне владычица моя –

В другие утешенья я не верю.

И если б свет и речь Мадонны я Мог воссоздать, внушил бы я любовь

Не то что человеку – даже зверю. CCLXXXIV

Столь краток миг, и дума столь быстра, Которые почиющую в Боге Являют мне, что боль сильней подмоги;

Но счастлив я – судьба ко мне добра.

Амур, все тот же деспот, что вчера, Дрожит, застав Мадонну на пороге Моей души: черты ее не строги,

И роковою негой речь щедра.

Величественной госпожой, живая, Она вступает в сердце – и тогда

Оно светлеет, вновь открыто свету.

И ослепленная душа, вздыхая, Ликует: “О великий час, когда

Твой взор открыл пред ней дорогу эту!”<\p>

Источник: https://renesans.ru/poema/02_05.shtml

Летаргический сон, случаи. Мнимая смерть

Летаргия  – это защитная  реакция организма на опасность, генетически запрограммированная и восходящая к древним формам покоя.

Многие случаи летаргического сна явились следствием психического потрясения или были связаны с обстоятельствами опасными для человека.

Внезапно впадая в сон, человек спасается от жестокой реальности в буквальном смысле, но сам этого не осознает.

Приступ летаргии могут спровоцировать различные причины: сильный нервный стресс, обморок, истерический шок, угар и др. Длительность сна может быть разной: несколько часов или десятки лет.

Летаргический сон нашей соотечественницы Надежды Лебединой зафиксирован в Книге рекордов Гиннесса. Надежда заснула в 1954 году после серьезной ссоры с мужем, а пробудилась спустя 20 лет, причем была абсолютно здоровой.

Современная медицина практически не использует словосочетание «летаргический сон» применительно к этому явлению, к нему применяются такие термины как истерическая летаргия или истерическая спячка.

Физиологический сон и истерическая летаргия не имеют между собой ничего общего. Электроэнцефалограмма показала, что во время приступа больной некоторое время спит настоящим сном, эту форму сна назвали «сон внутри сна».

Важно

Электроэнцефалограф фиксирует работу мозга, соответствующую бодрствующему состоянию, мозг реагирует на внешние раздражители, но спящий не просыпается. Вывести принудительно из приступа летаргии невозможно, он сам завершается так же неожиданно, как и начинается.

Иногда приступ может повторяться неоднократно. В этом случае больной ощущает его приближение по характерным признакам. Так как приступ всегда вызывается сильным эмоциональным напряжением или нервным потрясением, то вегетативная нервная система реагирует на него в первую очередь: 

  • головные боли, вялое состояние, повышение артериального давления и температуры тела, учащение пульса, усиление потоотделения. 

Человек ощущает себя, как во время тяжелой физической работы.  Психические травмы, вызывающие приступ летаргии, могут быть очень тяжелыми или совсем незначительными: людям, подверженным истерии, даже мелкие неприятности, кажутся концом света.

Отключаясь от внешнего мира с его проблемами, больные неосознанно уходят в сон.

До изобретения электроэнцефалографа, регистрирующего биотоки мозга,  существовала возможность быть погребенным заживо во время приступа летаргии. Это неудивительно, ведь при тяжелой форме заболевания, спящий не подает никаких признаков жизни, не зря значение слова летаргия переводится  с греческого  как  «мнимая смерть» или «малая жизнь».

В наши дни в Англии еще соблюдается закон, обязывающий морги иметь колокол, чтобы оживший внезапно «покойник» мог известить о своем воскрешении.

Летаргический сон занимает людское воображение с давних пор. Мертвая царевна у Пушкина, которая под крылышком сна лежала, свежа и тиха,  «что лишь только не дышала».

Спящая красавица из сказки французского поэта Шарля Перро, Поток-богатырь А.К. Толстого – всемирная литература изобилует поэтическими персонажами, проспавшими летаргическим сном десятилетия, года или века. По преданию, Эпименид Критский, древнегреческий поэт,  проспал 57 лет в пещере Зевса.

Продолжительный сон персонажей сказок и поэм мало отличается от летаргического сна пациентов в неврологических клиниках. Отличие от Мертвой царевны в том, что они дышат, но очень слабо, а сердце их бьется так тихо и редко, что можно подумать о смерти больного.

Характерные признаки летаргического сна:

  • снижение физических проявлений жизни, обмена веществ, частоты сердцебиений, дыхания, пульса, обездвиженность, отсутствие реакции на боль и звук.

     

  • В течение длительного времени человек не ест, не пьет, теряет в весе, наступает обезвоживание, физиологические отправления отсутствуют.

Также есть случай многолетней летаргии, протекавшей с сохраненной функцией приема пищи.

Умственное развитие в долгом летаргическом сне затормаживается. В Буэнос-Айресе заснула шестилетняя девочка и погрузилась в летаргию на  25 лет. Проснувшись зрелой женщиной, она спросила, где ее куклы.

Летаргия нередко останавливает процесс физического старения. Беатриса Гюбер, жительница Брюсселя,  проспала двадцать лет. Пробудившись ото сна, она была столь же юна, что и в пору до летаргии. Правда это чудо продолжалось недолго, она за год наверстала свой физический возраст – постарела на 20 лет.

Случаи летаргического сна

Во время первой мировой войны внезапно засыпали солдаты и некоторые жители прифронтовых городов, разбудить их не удавалось.

Марио Тельо, аргентинка девятнадцати лет, услышав об убийстве ее кумира президента Кеннеди, заснула на семь лет.

Похожая история произошла с одним чиновником в Индии.  Бопалханд Лодха, министр общественных работ штата Йодпур был отстранен от должности в силу неизвестных ему обстоятельств. Он потребовал от правительства штата проведения расследования, но решение его вопроса на полтора месяца затянулось.

Совет

Все это время Бопалханд жил в постоянном душевном напряжении и вдруг впал в летаргический сон, который продлился семь лет. Во время сна Лодха ни разу не открыл глаза, не заговорил, лежал словно мертвый.

За ним был должный уход: питание и витамины поступали через резиновые трубки, вставленные в ноздри, каждые полчаса его тело переворачивали, чтобы избежать застоя крови, массировались мышцы.

Возможно, он дольше проспал бы, если бы не заболевание малярией. Температура поднялась в первый день болезни до сорока градусов, а на следующий день снизилась до 35. Бывший министр в этот день пошевелил пальцами,  вскоре глаза открыл, через месяц смог повернуть голову и сидеть самостоятельно.

Лишь через полгода к нему вернулось зрение, а окончательно оправился от летаргии через год. Через шесть лет, он отпраздновал свое семидесятипятилетие.

В XIV веке Франческо Петрарка, итальянский поэт, серьезно заболев, погрузился на несколько дней в летаргический сон. Его сочли умершим, так как он не подавал признаков жизни. Во время церемонии погребения поэт оживает буквально у края могилы. Ему тогда было сорок лет, еще тридцать он благополучно жил и творил.

Доярка Калиничева Прасковья из Ульяновской области стала страдать периодическими приступами летаргии с 1947 года, когда арестовали мужа после свадьбы. Страх, что она не сможет одна обеспечивать ребенка, подтолкнул ее сделать аборт у знахарки. Соседи донесли на нее, и Прасковья была арестована и сослана в Сибирь — в то время аборты были запрещены.

Там у нее во время работы случился первый приступ. Охранники решили, что она умерла. Но врач, осмотрев Калиничеву, заявил, что женщина погрузилась в летаргический сон, что это защитная реакция ее организма на пережитый стресс и тяжелый труд.

После возвращения в родное село, Прасковья устраивается на ферму работать, приступы настигают ее в клубе, в магазине, на работе. Селяне настолько привыкли к ее странному поведению, что сразу доставляли уснувшую женщину в больницу.

Источник: А.М. Вейн «Три трети жизни».

Обратите внимание

Как видим, явление сна по-прежнему представляет для науки загадку: почему одни во сне ходят, другие рисуют, а третьи впадают в длительную спячку? Ответа пока нет, есть лишь домыслы и предположения.

Елена Вальве для проекта Сонная кантата.

Источник: https://sna-kantata.ru/letargicheskiy-son/

Ссылка на основную публикацию