Николай некрасов: защитник угнетенного народа

Интересные факты – Самые интересные факты обо всем

Пётр I Алексеевич – последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский, один из самых выдающихся правителей Российской империи. Он был настоящим патриотом своего государства и делал все возможное для его процветания. С юности Петр…

Читать полностью »

Сила воли – это способность человека сделать то, что он решил, даже если временные трудности (в виде обстоятельств или текущего настроения) этому мешают. Сила воли – это одно из самых важных свойств характера человека….

Читать полностью »

Николай Гумилев – известный русский поэт Серебряного века, прозаик, переводчик и литературный критик. Его биография полна множеством печальных событий, о которых мы вам расскажем прямо сейчас. В 35 лет Гумилев был расстрелян по подозрению…

Читать полностью »

Килиан Мбаппе – известный французский футболист. Он является игроком французской сборной и парижского клуба «Пари Сен-Жермен. Несмотря на свой молодой возраст, он уже успел достичь больших высот в футболе. Ему пророчат блестящее будущее, а…

Читать полностью »

Биография Джанлуиджи Буффона богата на разные спортивные события. Ведь Буффон не только является легендой итальянского футбола, но также считается одним из лучших вратарей в истории спорта. За свою карьеру ему удалось добиться невероятных успехов….

Читать полностью »

Наверняка каждый человек хоть раз в жизни задавал себе вопрос: как стать умнее? И дело тут вовсе не в заниженной самооценке. Просто всегда хочется больше того, что имеешь. Так уж устроен человеческий мозг. Размышляя…

Читать полностью »

Эммануэль Макрон – французский президент, политик и государственный деятель. До того, как стать главой государства он работал министром экономики, а также был лидером политической партии «Вперед, Республика!». Биография Макрона Предлагаем вашему вниманию краткую биографию…

Читать полностью »

Гавриил Державин является выдающимся русским поэтом, драматургом, прозаиком и государственным деятелем. Он был настоящим патриотом своей Родины, которую часто превозносил в произведениях. Его творчество оказало большое влияние на дальнейшее развитие русской словесности, что признавали…

Читать полностью »

В мире существует много высоких гор, которые альпинистам удавалось покорять. Однако самая высокая гора в мире долгое время оставалась непокоренной. Речь, конечно, идет об Эвересте или, как еще называют эту гору – Джомолунгме. Лишь…

Читать полностью »

В современном мире интернет магазины пользуются огромной популярностью. В большинстве случаев покупки, совершаемые с их помощью, обходятся гораздо дешевле и удобнее. В последнее время появился один интересный способ торговли – дропшиппинг. О том, что…

Читать полностью »

Михаил Булгаков является русским писателем, драматургом, режиссером и актером. Его произведения стали классикой русской литературы. Мировую известность ему принес роман «Мастер и Маргарита», который неоднократно экранизировался во многих странах. Когда Булгаков находился на пике…

Читать полностью »

Николай Некрасов является известным русским поэтом, писателем и публицистом. Его произведения стали классикой русской литературы. Он был одним из первых поэтов, кто начал уделять большое внимание крестьянской жизни. Из данной биографии вы поймете, почему…

Читать полностью »

Источник: https://interesnyefakty.org/page/40/

Народ в поэзии Некрасова – сочинение по лирике Николая Некрасова

Народ в поэзии Некрасова – сочинение по лирике Николая Некрасова

Поэзия Н. А. Некрасова – поэзия жизни, в которой нет ничего надуманного, вымышленного, нереального, а есть только совершенно новый взгляд поэта на трудный характер судьбы простого человека, на его проблемы и заботы, на человеческие страдания и людскую боль. Главный герой Некрасова – народ, самые обычные, простые русские люди.

А суть поэзии Некрасова наиболее точно отражена в одной его строке: «Я лиру посвятил народу своему». И главная задача для поэта была не в том, чтобы скорбеть о порабощённом народе и сокрушаться о его печальной судьбе, а в том, чтобы самому приобщиться к народу, сделать свою поэзию его подлинным голосом, его криком и стоном, воплощением его мыслей и чувств.

Основным источником этой поэзии было сочувствие угнетаемым людям:

Иди к униженным, Иди к обиженным –

Там нужен ты.

Эту свою заповедь Некрасов не нарушал никогда. И в этом основное его отличие от всех других русских поэтов той эпохи. Жалеющих народ было много, но говорить от лица народа умел в ту пору один лишь Некрасов.

Обратите внимание

Ему, выросшему в дворянской среде, необходимо было пережить страшную ломку, чтобы сделать «мужицкие очи» своими, и научиться глядеть на мир и на самого себя этими очами. Его сердце было ранено ещё в самом начале жизни, в нём с детства укрепилась боль за страдания своего народа. Ведь уже в те ранние годы поэт до мельчайших подробностей знал жизнь крепостного крестьянства.

Он часто тайком убегал к деревенским ребятам, удил с ними рыбу, купался в реке, ходил в лес за грибами. Их усадьба стояла у самой дороги, которая в ту пору была многолюдной и бойкой. Здесь мальчик встречался со всяким рабочим народом: с печниками, кузнецами, землекопами, плотниками, переходившими из деревни в деревню. Будущий поэт с увлечением слушал их рассказы.

Водился мальчик и с рыбаками на Волге. «Благословенная река, кормилица народа!» – говорил позднее поэт. Но именно здесь, на этой реке, ему довелось испытать первое глубокое горе, когда он увидел бурлаков, стонавших от непосильной работы.

Потрясённый, испуганный мальчик долго бежал вслед за ними и услышал, как один из них без всякой жалобы, очень спокойно сказал, что ему хотелось бы скорей умереть. Эти слова ужаснули Некрасова:

О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз её назвал

Рекою рабства и тоски!..

Этому дворянскому подростку открылось «зрелище бедствий народных», к которому были так нечувствительны многие другие дворянские дети. Но не жалость, а протест вызывали в нём эти бедствия. И уже став взрослым, поэт по-новому прочувствовал впечатления детства, вспомнил горькую жизнь крестьян и решил посвятить своё творчество борьбе за народное счастье.

Разве смог бы он написать «Коробейников», «Крестьянских детей», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо», если бы не провёл своё детство в непосредственной близости к родному народу. По этим произведениям можно изучать жизнь и быт крестьян, их верования, обычаи, народный язык.

В них вершина некрасовского мастерства. Так поэма «Крестьянские дети» полна самобытности, лиричности, которая придаёт повествованию характер восторженной песни о русском народе, у которого «привычка к труду благородная» начинается уже с шестилетнего возраста.

Важно

Основой этого произведения можно считать диалог маленького мальчика с незнакомым прохожим. Уже с первых его слов автор показывает нам, как чувствует себя этот «мужичок с ноготок», как великолепно умеет он постоять за себя и дать отпор всякому, кто вздумает обидеть его.

Вековое рабство не растлило народ, чувство свободы и чести сохранилось даже в малолетних его представителях:

В рабстве спасённое Сердце свободное – Золото, золото

Сердце народное!

Но поэт не довольствуется только изображением крестьян, он пытается говорить от их лица, воспроизвести в поэзии их подлинный голос. Такова поэма «Коробейники», в ней все эпизоды, предметы и лица представлены так, как их видят герои: Ванька, Катерина, Тихоныч.

Конечно, в характере этих людей есть немало отрицательных черт, объясняемых их темнотой, но в основном они человечны, талантливы, полны бодрого, житейского юмора, помогающего им нести свои тяготы. Нравственная сила героини поэмы заключается в том, что она видит своё право на жизнь в труде. Труд для Катерины – норма её бытия. Трудом определяется вся её личность.

Даже любовь к «сердечному дружку», коробейнику Ваньке, выражается у этой труженицы в готовности облегчить своему будущему мужу его нелёгкую жизнь, стать его помощницей и другом. Да и сами коробейники- это типичные « пахари», уходящие из дому на временный промысел. Как и всё к угнетающему их строю.

Горестные картины русской действительности, звучащие в рассказах Тихоныча, болью отзываются в сердце поэта, но его душа полна глубокого, искреннего уважения к простому человеку.

Наиболее полное слияние с народными массами мы чувствуем в поэме « Мороз, Красный нос». Она словно продиктована поэту народом.

Особенно это выражается в том « внутреннем монологе», который произносить героиня поэмы, когда бежит поздней ночью сквозь лесную чащу по безлюдной тропе, чтобы спасти своего гибнущего мужа.

Совет

Поэт словно говорит от её лица и живёт её жизнью. Он преклоняется перед простотой и в тоже время величием русской женщины.

Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц, –

таков женский образ у Некрасова. Его женщины способны «коня на скаку» остановить, в «горящую избу » войти. Это женщины труженицы:

В ней ясно и крепко сознанье, Что всё их спасенье в труде, И труд ей несёт воздаянье:

Семейство не бьётся в нужде…

Все образы поэма « Мороз, Красный нос » – яркое свидетельство того, что народ, у которого даже его «слабая половина» так мужественна, так богата духовными силами, так устойчива и крепка, невозможно сломить.

Хотя в творчестве поэма иногда слышатся и нотки сомнения по поводу будущего русского народа, его размышления о том суждено ли ему всегда быть таким бесправным, угнетённый, или же он воспрянет. Так в « Размышлениях у парадного подъезда » автор обращается к народу с вопросом: « Ты проснёшься ль, наполненный сил?» И вновь сомнения:

Иль судеб повинуясь закону,
Всё, что ма, ты уже совершил.

Но как бы ни было ужасно положение народа, Некрасов верит в лучшее будущее для него. Этой верой наполнена поэма «Кому на Руси жить хорошо». Героем этой поэмы автор избрал не какого-нибудь одного человека, а весь русский народ, всё «мужицкое царство», всю «сермяжную Русь».

С первого взгляда народная жизнь, изображённая в этой поэме, представляется очень печальной. Уже названия деревень- Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Нелово, Неурожайка – говорят о безрадостном существовании их жителей.

Обратите внимание

И хотя одна из глав поэты изображается деревенских счастливцев и даже носит название «Счастливые», но на самом деле эти «счастливые» глубоко несчастны. Это замученные нуждою, больные, голодные люди. И вот среди этих людей назревает бурный протест.

В главе «Крестьянка» перед нами престаёт Савелий «богатырь святорусский», человек огромных душевных и физических сил, могучий представитель тех слов трудового крестьянства, которые уже не желают мириться с помещичьим гнётом. Создавая образ народного мстителя, Некрасов показывает, что народ собирает силы для борьбы:

Рать подымается- Неисчислимая! Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Савелий не единственный богатырь на Руси.

Рядом ним в поэме встают такие же величавые образы русских крестьян: Якима Наголо – вдохновенного защитника чести трудового народа, Ерлилла Грина – деревенского праведника, обладающего чувством ответственности, справедливости, умом и бескорыстной преданностью простым людям.

А образ Матрены Корчагиной сумевшей отстоять своё человеческое достоинство в условия произвола и рабства. И, наконец, единственный истинный «счастливец» в поэме – Григорий Добросклонов, для которого главная цель жизни заключается в служении Григория трагично:

Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Но предстоящая испытания не пугают его, потому что он твёрдо верит в торжество своего дела. Появления в народной массах таких нравственно сильных людей служило для поэта порукой будущей победны народа:

Сила народная, Сила могучая – Совесть спокойная,

Правда живучая!

Вера в народ была для Некрасова источником вдохновения. Его стихи помогали читателю ещё глубже, как не необходимо по – настоящему любить свой народ, свою родину. И когда в стихотворении «Железная дорога» Некрасов обращался к молодому поколению, мне кажется, что он обращался именно к нам.

Ведь не так уж и много изменилось за столько десятилетий, много общего можно найти в жизни народа того и теперь. Сменялись власть и правители, но русский народ оставался прежним .

Поэтому и сейчас, когда наша страна переживает трудные времена, только вера в народ даёт нам надежду на лучшее будущее.

Да не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную – Вынесет всё, что господ ни пошлёт! Вынесет всё – и широкую, яснею

Грудью дорогу проложить себе.

Поэзия Некрасова, полная горячей любви к народ, с его огромной жаждой иной, лучшей жизни, заставляет и нас трудится, бороться, отдавать свои силы тяжёлому дню настоящего во имя света завтрашнего дня.

Николай Некрасов Лирика Стихотворение Сочинение Школьная программа

Источник: http://vse-provse.ru/mult/73/

Николай Некрасов. “Саша”

Сегодня, уважаемые читатели, мы с вами откроем ещё один рассказ в стихах, а может быть повесть, или даже роман. Ведь поэма – это произведение эпическое. То есть, конкретная история, с сюжетом, с завязкой, кульминацией, развязкой, хотя и написанное в стихах. Мы снимем с книжной полки поэму Н.А. Некрасова «Саша».

А ведь, наверное, вы забыли, откуда вот эти знакомые вам с детства стихи, которые были в каждой хрестоматии для первоклассников:

В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.

Няня кричит: «Не убейся, родная!»
Саша, салазки свои погоняя,

Весело мчится. На полном бегу
На бок салазки — и Саша в снегу!

Выбьются косы, растреплется шубка —
Снег отряхает, смеется, голубка!

Не до ворчанья и няне седой:
Любит она ее смех молодой…

А это вовсе не детские стихи, а отрывок из вполне взрослой поэмы Н.А. Некрасова «Саша», написанной в 1855 году. Тема та же, что в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и рассказе в стихах И.С.

Тургенева «Параша»: встреча деревенской барышни со светским молодым человеком.

Важно

Если в первом варианте он не женился, потом пожалел об этом, во втором варианте – как раз женился, и вроде бы не жалел, то здесь совершенно другой вариант.

А что, есть ещё варианты? Разве такое возможно? Как ещё могут развиваться отношения между девушкой и молодым человеком? Об этих новых отношениях между мужчиной и женщиной заговорили во времена Н.А. Некрасова.

А что это были за времена? Что мы знаем о Некрасове? Да, правильно: журнал «Современник», революционеры-демократы и либералы, шестидесятники, предчувствие скорых перемен и жестокая борьба двух идеологий за эти перемены. Некрасов, несомненно, революционер-демократ. Защитник угнетённого народа.

А ещё, на минуточку, Некрасов был очень богат, любил роскошь, на медвежью охоту выезжал с личным поваром, лакеями, сервизами, дорогими винами и закусками. Игру в карты в Английском клубе Некрасов превратил в источник дохода, и ему везло! По слухам, знаменитую усадьбу Карабиха он приобрёл как раз на выигранные в карты деньги.

За эту предприимчивость и умение «жить красиво» собратья по перу Некрасова, мягко говоря, недолюбливали. Герцен обвинял его в том, что он отобрал имение у Огарёва, Тургенев называл Некрасова «литературным барышником» за перепродажу рукописей, вокруг Некрасова ходили упорные слухи, что он обобрал умирающего Белинского.

Но такова жизнь. Гении очень редко бывают людьми приятными во всех отношениях и для всех. Их творчество гораздо интереснее счетов и списка доходов-расходов.

Поэма «Саша» интересна тем, что там впервые появился новый герой, тот самый, с которым девушка с удовольствием проводит время, не планируя выходить за него замуж.

А может быть, появились новые девушки? Чем некрасовская Саша отличается от пушкинской Татьяны и тургеневской Параши? Она тоже выросла в деревенской усадьбе у стариков родителей, которые души в ней не чаяли.

Они настолько любили своё дитя, что ничем не ограничивали её свободу, не обременяли образованием, не втискивали в светские условности. Некрасов с упоением рисует вольное деревенское детство Саши. Единственное огорчение – вырубка леса. Незаметно пролетело время – Саше шестнадцать лет. Должен появиться ОН! Он появился.

Совет

Мало того: он ей книжки читал
И по-французски ее обучал.

Дальнейшее развитие ситуации показано глазами и рассказано словами старичков-родителей. Им грустно, они сетуют, что сосед, не объяснившись, уехал. Они тревожатся за Сашу, которая очень изменилась. Как? Об этом вы прочитаете в поэме.

Родителям непонятен и отказ Саши, когда сосед, тоже очень изменившимся, приехал через два года, потом уехал, но написал Саше письмо, в котором просил её руки. Читать эту поэму, не зная исторического контекста, нельзя. Личные отношения складываются на фоне новых общественных идей.

Над уютными дворянскими гнёздами сгущаются тучи.

Некрасов приветствовал тех, кому «судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». Встреча с новым героем не прошла бесследно для Саши:

В добрую почву упало зерно —
Пышным плодом отродится оно!

Эту поэму стоит прочитать ещё и затем, чтобы насладиться уникальным некрасовским стилем, его образностью и метафоричностью.

Ольга Кузьмина. 14 мая 2018 года

Нравится

Источник: http://book-hall.ru/nemodnoe-chtenie/nikolai-nekrasov-sasha

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877/1878)

Я лиру посвятил народу своему.Быть может, я умру неведомый ему,Но я ему служил, и сердцем я спокоен…

Н.А. Некрасов

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877/78) занимает особое место в русской поэзии 19 века.

Поэт-гражданин и в то же время тончайший лирик, успешный издатель и редактор литературного журнала, открывший путь в большую литературу многим талантливым писателям: Гончарову, Толстому, Салтыкову-Щедрину, Тютчеву, Тургеневу и другим, он стал первым поэтом-дворянином, избравшим для себя роль народного заступника. Некрасов первым прославил в литературе декабристов и их жён (поэма “Русские женщины”), а русским крестьянам посвятил несколько крупных поэм (“Крестьянские дети”, “Мороз Красный нос”, “Кому на Руси жить хорошо”). В поэзии Некрасов сделал то же, что Гоголь в прозе: сделал поэзию предельно реалистичной и социально ориентированной, обратил её к проблемам “маленького человека”, приблизил язык поэзии к разговорной речи, а лирику любви посвятил “прозе” отношений мужчины и женщины. 

Некрасов родился 10 декабря 1821 года в городе Немирове (ныне Винницкой обл. Украины) в многодетной семье помещика и офицера Алексея Сергеевича Некрасова и польской красавицы Елены Андреевны Закревской. У будущего поэта было 13 братьев и сестёр. В 1824 году Некрасовы перебрались в село Грешнёво Ярославской губернии.

Обратите внимание

Главное влияние на юного Некрасова оказывала мать, отличавшаяся от грубого отца исключительной образованностью и культурой.

Отец прочил сыну военную карьеру и в 1838 году отправил его в Петербург для поступления в Дворянский полк, однако Некрасов пренебрёг угрозами отца остаться без денег и вместо военной службы попытался поступить на филологический факультет Петербургского университета. Не выдержав вступительного экзамена, был зачислен вольнослушателем.

Отец сдержал слово и лишил сына материальной поддержки, поэтому учёбу приходилось совмещать с поиском заработка. Будучи однажды изгнанным из снимаемой комнаты за неуплату, он оказался в доме у нищих, которые его приютили. В частности, он пишет рассказы, повести и стихи для журнала “Пантеон” и “Литературной газеты”. 

В 1840 году 18-летний Некрасов выпускает свой первый поэтический сборник “Мечты и звуки”, о котором отец русского романтизма В.А.Жуковский отозвался так: “Впоследствии вы напишете лучше, и вам будет стыдно за эти стихи”. По причине очевидной поэтической неудачи Некрасов временно отказывается от написания стихов и пробует силы в прозе.

Становится сотрудником журнала “Отечественные записки”, сближается с ведущим литературным критиком того времени В.Г. Белинским и начинает заниматься издательской деятельностью.

Вокруг Некрасова и Белинского сплачиваются начинающие писатели, которым близки идеи “натуральной школы” (так в то время именовали реализм). В период с 1843 по 1846 гг. Некрасов издаёт альманахи “Статейки в стихах без картинок”, “Физиология Петербурга”, “1 апреля”, “Петербургский сборник”.

В этих альманахах были опубликованы первые произведения Тургенева, Достоевского, Григоровича, Герцена. Окрылённый успехом издательского дела, Некрасов в 1846 году совместно с издателем И.И.

Панаевым приобретает права на издание журнала “Современник”, который был основан Пушкиным десять лет назад. Большинство авторов и сотрудников “Отечественных записок” перешло к Некрасову, в том числе критик Белинский.

Важно

Талант издателя был у Некрасова настолько силён, что журнал “Современник” можно считать самым успешным литературным коммерческим проектом 19 века. Именно благодаря “Современнику” обрели известность и литературную славу такие писатели, как И.А.Гончаров, И.С. Тургенев, А.

И. Герцен, А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Д.В. Григорович, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.Г.Чернышевский, критик Н.А. Добролюбов. Примечательно, что сам Некрасов почти ничего не пишет, и до поры до времени журнал приносит ему известность только как издателю.

Авдотья Яковлевна Панаева (Головачёва)

Сотрудничество с И.И.

Панаевым связано также с важнейшим для Некрасова личным обстоятельством: он был влюблён в жену своего друга Авдотью Яковлевну Панаеву, которая после смерти мужа стала гражданской женой поэта (по некоторым данным, Некрасов, Панаев и Панаева много лет жили в одном доме) и сотрудником журнала “Современник”, где она публиковала свои повести и романы под мужским псевдонимом “Н.Н. Станицкий”. У Некрасова и Панаевой в 1849 году родится сын, который, к сожалению, умрёт во младенчестве. Впоследствии именно Панаевой будут посвящены любовные стихотворения Некрасова (он их называл интимной лирикой) под общим названием “Панаевский цикл”. 

После расставания с Авдотьей Панаевой поэта несколько лет связывали отношения с француженкой Селиной Лефрен. 

В 1869 году 48-летний Некрасов женится на 23-летней Фёкле Анисимовне Викторовой, которая в браке сменит не только фамилию, но и имя-отчество, став Зинаидой Николаевной Некрасовой. Однако и в браке с Викторовой Некрасов продолжит посвящать свои стихи Панаевой. 

Зинаида Николаевна Некрасова (до брака – Фёкла Анисимовна Викторова)

Слава поэта приходит к Некрасову сравнительно поздно. Лишь в 1856 году выходит первый полноценный поэтический сборник “Стихотворения Н. Некрасова”, имеющий громкий успех.

Сборник открывается поэтической декларацией “Поэт и Гражданин”, написанной в традиционной для такого рода произведений поэтической форме (достаточно вспомнить “Разговор с Анакреоном” Ломоносова “Поэт и толпа” и “Разговор книгопродавца с поэтом” Пушкина, “Журналист, читатель и писатель” Лермонтова).

Совет

Это стихотворение продолжает дискуссию о роли поэта в обществе и о назначении поэзии. В представлении Некрасова поэт – учитель и защитник народа, и жизнь его – жертвоприношение Отчизне.

Так рождается манифест гражданской поэзии, лозунгом которого становится цитата из “Поэта и Гражданина”: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”. В сборник 1856 года вошли также 72 стихотворения и поэма “Саша”, составившие четыре раздела: 1) стихи о народе, 2) стихи, разоблачающие угнетателей народа, 3) поэма “Саша”, 4) интимная лирика.

Идейным продолжением первого сборника становятся стихотворения “Размышления у парадного подъезда” (1858), остро ставящее вопрос о грядущих судьбах русского народа, и “Железная дорога” (1864). 

Теме народных страданий посвящаются и поэмы 1860-х гг.: “Крестьянские дети” (всем известен фрагмент “Однажды в студёную зимнюю пору…”), “Коробейники”, “Мороз, Красный Нос”.

В это же время Некрасов начинает работу над самым значительным своим произведением – эпической поэмой “Кому на Руси жить хорошо” (1863-1877), написанной вслед за отменой крепостного права. Основу сюжета поэмы составит поиск семерыми мужиками счастливого человека.

Поэма создавалась отдельными завершёнными главами и согласно первоначальному замыслу должна была состоять из семи или восьми частей. Однако тяжёлая болезнь и смерть Некрасова не позволили завершить задуманное. Поэма была свёрстана уже после смерти поэта. Её содержание составили четыре части: “Пролог. Часть первая”, “Последыш”, “Крестьянка”, “Пир – на весь мир”.

Выстраивание поэмы по принципу отдельных сюжетно завершённых глав соответствовало законам классической эпопеи. Все части связаны образом дороги и “коллективным героем” – путешествующими мужиками. Введённые в поэму сказочные мотивы (сказочный зачин, неопределённый хронотоп, говорящие животные, скатерть-самобранка и т.д.

) позволили Некрасову свободно обращаться со временем и пространством: переносить действие из одного конца страны в другой, замедлять и ускорять время действия. 

В 1866 году, после покушения на Александра Второго, усиливается цензура, и журнал “Современник” закрывается. С 1868 года Некрасов издаёт и редактирует журнал “Отечественные записки”. В 1870-е гг. пишет поэмы “Дедушка”, “Недавнее время”. 

Поэма “Русские женщины” (1872) стала первым открытым упоминанием декабристов в русской литературе, сопровождаемым восхищением их мужеством и мужеством жён, отправившихся вслед за своими героическими супругами в сибирскую ссылку.

Обратите внимание

Первая часть поэмы посвящена Екатерине Ивановне Трубецкой, жене декабриста Сергея Петровича Трубецкого, а вторая – Марии Николаевне Волконской, жене декабриста Сергея Григорьевича Волконского.

Екатерина Ивановна, отправившись в ссылку вслед за мужем, умерла там в возрасте 53 лет от рака, а Мария Николаевна, вернувшись из ссылки в Москву, умерла в возрасте 63 лет в поместье мужа в Черниговской губернии. 

Будучи смертельно больным, Некрасов пишет прощальный цикл стихотворений “Последние песни”, с поразительной искренностью подводящий итог жизни поэта. 

Некрасов умер 27 декабря 1877 года по старому стилю, или 8 января 1878 года по современному календарю. 

Задания по произведениям Н.А. Некрасова 

Источник: http://mosliter.ru/ruslit/19vek/russkaya_literatura_vtoroj_poloviny_19_veka/nikolaj_alekseevich_nekrasov/

Некрасов Николай Алексеевич (1821-1878

Место Некрасова в рус. литературе.

В 19 в. – два великих поэта: Пушкин и Некрасов.

Пушкин – «начало всех начал в русской лит.» (Белин.), Общенац. поэт.

Некрасов – поэт-революционер-разночинец, певец угнетенного народа.

Верил, что «рус.народ вынесет все, и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе. Жаль только – жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе».

Поэт, прозаик, драматург, лит.критик, редактор передовых ж. 40-70-х гг. – “Современник” и “Отечественные записки” – 30 лет редакторства.

В 40-60-е гг. в лит., в поэзии была борьба между реакционерами, поэтами “чистого искусства” (Фет, Полонский, Ап.Майков, Дружинин, Боткин) и демократами. Во главе демокр. был Некрасов, за ним шли Огарев, Никитин, Минаев, Плещеев, Курочкин и поэты ж. “Искра”.

Больше всех для изучения поэзии Некрасова сделал Корней Чуковский.

Он исправил искажения цензуры в его стихах, нашел около 5.000 стихов не бывших в печати из-за цензурных соображений. Развеял легенды врагов, опрочивших Некрасова при жизни. В 1926 г. подготовил к изданию Полное собр. стихотворений, потом – том прозаич. Произведений, 2 “Некрасов. сборника”, статьи, В 1962 г. выпустил книгу “Мастерство Некрасова”.

Поэты-демократы создали гражданскую поэзию, с общественными темами, с критикой антинародных “правителей”, с болью за порабощенный народ и с верой в лучшие времена, где люди будут ценить и уважать друг друга.

1. Жизненный путь Некрасова.

Родился, вырос в дворянской семье в местечке Немирово Каменец-Подольской губ. (Хмельницкая обл.) на Украине. Детство в Ярославской губ. (Россия) в имении отца. Неподалеку Волга, где бурлаки тяжко тянули барки, баржи.

Важно

Дом стоял на знаменитой “Владимирке”, по которой гнали в цепях каторжников из Петербурга и Москвы в Сибирь. С мальчишками крестьянскими бегал смотреть на то и другое.

Писал: Волга – колыбель моя, “На берегу родной реки…я в первый раз ее назвал рекою рабства и тоски”, слушал песни бурлацкие. В общем, рано узнал безрадостную жизнь народа.

Мать – высокообраз. и культурная, благородная и мягкая женщина (А.В. Луначарский). Отец – бывш. военный в отставке, солдафон грубый, деспот и развратник, с привычками аракчеев. служаки (Некр: у отца “чванство, разврат и мелкое тиранство”). (Повесть Лосева “На берегу великой реки” – 1962).

Всем лучшим Некрасов обязан матери. В поэме “Мать” он писал: “О мать моя, подвигнут я тобою! Во мне спасла живую душу ты!” (писал: вокруг невежественная среда; а ты вдохнула в меня идеалы добра и красоты).

Ярославская гимназия, дикие нравы, секли больше, чем учили.

Увлекся чтением: “Хотите знать, что я читал? Есть ода

У Пушкина, названье ей – “Свобода”.

Запрещенные книги. Рано стал писать стихи.

Гимназию не кончил. Отец отправил его в Петербург в Кадетский корпус. Но сын заявил – не пойду по стопам, а в университет. Мать поддержала. Отец лишил сына материальной помощи.

В 16 лет Некрасов один в Петерб. “В 16 лет я жил своим трудом, А между тем урывками учился” (поэма “Мать”).

“Ровно три года я чувствоал себя постоянно, каждый день, голодным. Приходилось есть не только плохо, но и не каждый день. Ходил в ресторан, где можно читать газеты и ничего не заказывать. Сядешь, Закроешься газетой, придвинешь к себе недоеденную кем-то тарелку и ешь”.

Зарабатывал деньги разными мелкими работами. И писал статейки в газету “Литературная газета” об уличных происшествиях. Потом рецензии, фельетоны, очерки, рассказы, водевили под псевдонимами.

В 1842 г. (в 21 год) познакомился с Белинским. Позднее о нем: “Учитель, перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени”.

По совету Белинского вместе с Панаевым взял в аренду у Плетнева ж. “Современник”, основан Пушкиным в 1836 г., и с 1847 (ему 26 лет) стал редактором. Здесь напечатаны лучшие произв. рус. лит. – “Кто виноват?” (чей роман?), “Обыкн. история” (чей?), рассказы из “Записок охотника” (чьи?).

Трудности с журналом большие – из-за новой реакции в Рос. с 1848 г. (в Зап. Европе – Франц. революция). Гонения на передовые журналы. Каторжная работа в журнале. Некр. пишет Тургеневу в 1850-м г.: “Чтобы составить 1-ю книжку, прочел до 800 писаных листов, 60 корректурных листов, из кот.

пошло в дело 35 только. Два раза переделывал один роман – не мой, раз в рукописи, второй в наборе. Переделывал несколько статей в корректурах. Написал полсотни писем. Бегал десятки раз в цензурный комитет, проигрывал цензорам в карты, их заместителям, сотрудникам 3-его отделения полиции”.

Своих стихов писал мало: по 1-3-5 за целый год. Зато, если неожиданно запрещали чье-то и надо было на завтра сдавать журнал, приходилось за ночь писать нужное число страниц прозы. Так рождались “на затычки” его большие романы приключений с иносказаниями “Мертвое озеро” и “Три страны света”.

Совет

В 1862 г. журнал закрыли. Долго уговаривал Комитет, лебезил. Открыли, но в 1866 г. все равно окончательно закрыли.

В 1868 г. – новый ж. “Отечественные записки” (аренда от Краевского). Это был в 60-70-х гг. единственный передовой журнал – насколько было возможно. Некрасов – редактор до смерти в 1878 г. Тридцать лет редакторской работы – это подвиг в условиях драконовской цензуры.

ЛИРИКА НЕКРАСОВА

Многотемна. Главные темы:

1. Тема поэта и поэзии.

В лит-ре 40-х г. (пишет Чуковский в кн. “Мастерство Некраксова”) было три взгляда на цели и задачи искусства и лит-ры:

А) “В иск-ве важно не что, а как”. Это взгляды дворянских реакционеров, продолжали они в этом Канта. Это идеи “иск-ва для искусства” – нет связи с жизнью, нет связи с моралью и политикой; есть свои цели – красивая форма и свое индивидуальное чувство.

Б) “Важно не как, а что”. Это взгляды части членов ж. “Русское слово”. Утилитарный подход, открывал дорогу низкосортной лит-ре, поделкам.

В) “Важно и что, и как, но содерж. важнее, ибо форма – способ раскрытия содержания”. Это позиция Белинс., Некрасова, затем Черныш. и Добролюбова.

Некр. в 1840г.: “Тот не поэт, кто продает себя толпе за злато”.

Цель поэзии – говорить правду, а не служить золотому тельцу.

1848 г. – образ его Музы в стихе “Вчерашний день…”:

(Прочитать, нарисовать схему конфликта и вывод: Моя Муза сестра народа).

1851 – стих. “Муза”: у меня нет Музы “ласково поющей и прекрасной”, она – “печальная спутница печальных бедняков”, “с неправдою людской безумная клялась начать упорный бой”, “буйным языком в сообщники свои звала господен гром!”

Читайте также:  Группы смерти - что делать родителям?

1852 – стих “Незлобивый поэт” – противопоставление двух поэтов: “незлобивого”, убаюкивающего читателя, кот.при жизни ставят памятник.

Обратите внимание

И – обличителя толпы, кот. “преследуют хулы”, ругают, клянут. Но он защищает народ, “проповедует любовь враждебным словом отрицанья”.

1856 – “Поэт и гражданин” – беседа поэта и гражданина. Гражд. Упрекает поэта за отвлеченные темы: “в годину горя и печали” стыдно “красу долин, небес и моря, и ласку милой воспевать”. “Проснись: громи пороки смело…”,

“Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупрёчно. Умрешь не даром…

Дело прочно, когда под ним чструится кровь”.

Поэт – “избранник неба, глашатай истин вековых”. В ответ – буря в обществе: не так, нельзя, это не дело поэта! “Колокол” Герценовский за границей (распространялся в России нелегально) писал: “Воры и укрыватели воров большой руки подняли крик, начали жаловаться государю”. Цензору Бекетову за напечатание стиха был объявлен выговор. Обещали закрыть журнал.

1874 – “Элегия” – три части. В 1-й части поэт вступает в полемику с теми, кто считает, что после реформы тема страдания народа устарела. А Некрасов:

“Не верьте, юноши! Не стареет она.

О, если бы ее могли состарить годы,

Процвел бы божий мир!.. Увы, пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие ситада по выжженным лугам,

Оплакивать их рок, служить им будет муза…”

Во 2-й части – “Народ освобожден, но счастлив ли народ”. Надо писать о том же:

“Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен.

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди…”

В 3-й части – народ пока не дает ответа на издевательства над ним и поэту на его усилия. Но “природа внемлет мне”, значит, когда-нибудь и народ ответит.

В конце жизни – “Форма” – как и всю жизнь, заботился о форме. (Я иной раз просиживал ночи за пятью строками): “Стих, как монету, чекань, Строго, отчетливо, честно, Правилу следуй упорно: Чтобы словам было тесно, мыслям – просторно”. Свою Музу называл: “Бледная, в крови, кнутом иссеченная Муза”.

Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 629;

Источник: https://poznayka.org/s13406t1.html

Тема «народного заступника» в творчестве Некрасова

Тема «народного заступника» проходит через все творчество Н. А. Некрасова, звучит она и в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Многие писатели и поэты пытались ответить на вопрос «Что делать?». Искал ответ на него и Некрасов в своем произведении. К чему стремиться в жизни? В чем настоящее счастье человека в России?

Что нужно сделать для счастья всех? — спрашивал он себя. Поэт считал, что для разрешения этих вопросов нужны люди, способные вступить в борьбу и повести за собой других.

Такие характеры он показал в образах Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия Корчагина, Гриши Добросклонова. В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца.

Он живет нищенской жизнью, как и все крестьянство, но отличается непокорным нравом. Яким готов постоять за свои права. Вот как говорит он о народе:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная,

Гневна, грозна — и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям.

Ермила Гирин — мужик, которого сам народ выбрал бурмистром, признав его справедливость. Еще писарем Ермила завоевал авторитет у народа за то, что

… он и посоветует

И справку наведет;

Где хватит силы — выручит,

Не спросит благодарности,

И дашь, так не возьмет!

Но и Ермила провинился: выгородил младшего брата из рекрутчины, однако народ простил ему это за его искреннее раскаяние. Только совесть Ермилы не успокоилась: он ушел из бурмистров, нанял мельницу. И снова народ полюбил его за хорошее обращение, за ровное отношение к помещику и бедняку, за доброту.

«Седенький попик» так характеризует Ермилу:

Имел он все, что надобно

Для счастья и спокойствия,

И деньги, и почет,

Почет завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою.

Умом и добротой.

Из высказывания попа видно, что Гирин добился почета «правдой строгой», «умом и добротой». Его волнует отношение к нему народа, но сам Ермила судит себя еще более строго. Он стремится облегчить положение крестьян, помочь им материально, хотя сам еще не был готов к революционному выступлению. Гирин удовлетворен уже тем, что его совесть чиста, что он хоть немного облегчает жизнь других.

Важно

Савелий-богатырь представляет другой тип русского мужика. Он воплощение силы, мужества. Несмотря на розги и каторгу, он не смирился со своей участью. «Клейменый, да не раб» — говорит он о себе.

Савелий воплощает лучшие черты русского характера: любовь к родине и народу, ненависть к угнетателям, чувство собственного достоинства. Его любимое словечко — «наддай» — помогает увидеть в нем человека, умеющего подбодрить товарищей, сплотить, увлечь. Савелий из тех, которые за «вотчину стояли хорошо».

Вместе с мужиками он казнит ненавистного управляющего, немца Фогеля. Такие, как Савелий, не будут стоять в стороне в момент крестьянских волнений.

Наиболее сознательным из «народных заступников» является Гриша Добросклонов.

Он посвящает всю свою жизнь борьбе, живет среди народа, знает его нужды, имеет образование. Будущее России, считает поэт, за такими, как Гриша Добросклонов, которым «судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». В песнях Гриши Добросклонова отражаются его мысли о жизненных идеалах, его надежды на светлое будущее:

Доля народа,

Счастье его,

Свет и свобода

Прежде всего.

В минуту унынья, о родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

В рабстве спасенное

Сердце свободное —

Золото, золото

Сердце народное!

Образ Гриши Добросклонова помогает понять, что по-настоящему счастлив тот, на чьей стороне правда, на кого надеется народ, кто выбирает себе честную дорогу, являясь «народным заступником. Тема народного заступничества широко представлена в поэме. Заступник — одно из ключевых слов Некрасова.

Народный заступник — тот, который не просто жалеет, сочувствует крестьянам, но и служит народу, выражает его интересы, действиями и поступками подтверждая это. Образ такого человека — не единственный в поэме.

Его черты преломились в Ер-миле Гирине, Савелии, Грише Добросклонове, отчасти в Якиме Нагом

Так, Гирин выступил реальным защитником мирских интересов: отстоял мельницу, которая была нужна всем Он искренне, с чистыми помыслами обратился за помощью к народу, и люди собрали ему деньги, полностью доверяя и не жалея последних копеек. Потом Ермил рассчитался со всеми. О его честности, бескорыстии говорит то, что “рубль лишний”, который у него остался, он не присвоил себе, а, не найдя хозяина, отдал деньги слепым.

Как же завоевал Гирин почет и уважение почти всей округи? Ответ короткий: только правдой. Тянулись люди к нему и когда Ермил занимал должности писаря и бурмистра. Он “всему народу люб” был потому, что к нему всегда можно было обратиться за помощью и советом И Ермил никогда не требовал награды

Где хватит силы — выручит,

Не спросит благодарности,

И дать — так не возьмет!

Только один раз произошел случай, когда герой, что называется, “покривил душой”: Гирин “повыгородил” из рекрутчины своего брата, вместо которого в солдаты пришлось идти другому человеку.

Осознание того, что он поступил нечестно, несправедливо, приводит Гирина чуть ли не к самоубийству.

Совет

И только покаяние при всем народе освобождает его от мук совести Рассказ о Ермиле Гирине неожиданно обрывается, и мы узнаем, что он все же пострадал за народное дело, его посадили в острог.

Нельзя не отметить еще одного народного героя — Якима Нагого Казалось бы, ничего необычного в его судьбе нет: ког да-то он жил в Петербурге, из-за тяжбы с купцом попал в тюрьму Затем вернулся на родину и стал пахарем. Лучше самого Некрасова не представить этот образ, ставший обобщенным образом русского крестьянина:

Грудь впалая, как вдавленный

Живот; у глаз, у рта Излучины,

как трещины На высохшей земле…

Но в глазах людей Яким был особенным человеком: во время пожара он кинулся спасать не деньги, а картинки, которые любовно собирал для сына и сам завороженно смотрел на них. Рассказав об этом своеобразном народном “коллекционере”, Некрасов приоткрыл страницу жизни крестьянина, в которой не только работа и “питье” могли быть главными

Образ народного заступника ярко воплотился в Савелии, богатыре святорусском. Уже в самом этом определении заложен особый смысл: богатыри в былинах всегда были заступниками земли русской Савелий обладает могучей физической силой.

Но Некрасов показал, что не только на этом основано его богатырство, — Савелию присущи воля, терпение, упорство, чувство собственного достоинства. Этот герой — бунтарь, он способен к протесту. Однако его “заступничество” выразилось не только в том, что он избавил Корежину от немца, замучившего крестьян поборами.

Савелий еще и своеобразный народный философ, подвижник. Его религиозность, способность к покаянию являются символами высокой народной нравственности. Главная молитва Савелия — о народе:

За все страдное, русское

Крестьянство я молюсь!

Гриша Добросклонов в поэме тоже является народным заступником. Еще в детстве он проникся острой жалостью и любовью ко всей “вахлачине”. Хотя Некрасов прямо не говорит, но представляется, что “заступничество” будет действенным, Добросклонов на самом деле сможет изменить жизнь народа. Перед Гришей открыта дорога, по которой идут

Лишь души сильные,

Любвеобильные,

На бой, на труд

За обойденного,

За угнетенного.

Этот герой отмечен “печатью Божьего дара”. По Некрасову, он способен пострадать, пожертвовать жизнью для народа.

Обратите внимание

Таким образом, народный заступник в поэме представлен как человек исключительной судьбы. Это подвижник, то есть несущий действенное добро, и праведник. Он обязательно выходец из народа, ему до мелочей знакома жизнь крестьян.

Человек, которого выбрали “заступником”, умен, совестлив, в нем постоянно происходит душевная внутренняя работа.

А самое главное, он способен понять всю сложность, противоречивость души крестьянина и прожить жизнь чистую и простую вместе со своим народом.

Источник: http://www.rlspace.com/tema-narodnogo-zastupnika-v-tvorchestve-nekrasova/

Чайковский

НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (1821, Немиров Винницкого уезда Подольской губ. – 27.XII.1877 (8.I.1878), Петербург) – русский поэт и писатель.

Автор замечательных стихотворений и поэм преимущественно гражданского, а также лирического содержания. В 1847-66 годах – издатель и фактический редактор журнала “Современник”, сыгравшего важнейшую роль в истории русской культуры. Художественные позиции и некоторые поступки Некрасова вызывали у Чайковского отрицательную реакцию, о чём он делился в письмах с Н.Ф.

фон Мекк: “Я никогда не был большим поклонником Некрасова.

Подобно тому, как Вы не могли серьезно отнестись к Шопенгауэру вследствие того, что этот пессимист и не воображал прикладывать свою теорию к практике, – я никак не могу забыть, что Некрасов – этот защитник слабых и угнетенных, этот демократ, этот негодующий каратель барства во всех его проявлениях, – был в жизни настоящий барин, т.е.

проигрывал и выигрывал сотни тысяч рублей в карты, очень ловко затевал и приводил в исполнение литературные аферы, не хуже Краевского умел чужими руками жар загребать и т.д. я не могу также забыть, что в 1864 г.

, когда Муравьеву давали в Английском клубе обед, он прочел стихи в честь его деятельности по усмирению мятежа, тогда как всем было известно, что он не сочувствовал ему и в глубине души его ненавидел. Очень может быть, что я ошибаюсь; да и, наконец, формулируя свое суждение о том или другом художнике вовсе не следует иметь в виду его частные обстоятельства.

По крайней мере, я нередко слышал, что смешивать в художнике его литературные качества с человеческими, – есть плохой и несправедливый критический прием. Из этого следует, что я плохой критик, ибо никогда я не могу отделить одну от другой эти две стороны в художнике.

Но и независимо от человеческих качеств Некрасова (которого я, впрочем, лично не знал и, следовательно, весьма может быть, обвинил совершенно напрасно) меня смущает в его поэзии какая-то неопределенная фальшь, и я помню несколько пиэс его, делавших на меня всегда неблагоприятное впечатление своею напускною слезливостью, натянутостью, отсутствием непосредственности, которая свойственна настоящим художникам, не изломанным и не исковерканным тенденциозностью. Я знаю, что Вы диаметрально противоположного мнения. Прочту всего Некрасова от доски до доски и постараюсь проверить себя” (ПСС, там же).

Чайковский выполнил свое намерение, что не переменило его взглядов на некрасовскую поэзию. Известно, что Чайковский неверно указал дату (1866 год), к тому же поэт впоследствии сожалел об этом поступке. Однако всё это были принципиально неприемлемо для Чайковского, поэтому Чайковский не изменил своей позиции: “Я прочел очень многое в Некрасове и…

Важно

простите меня, друг мой, остался при прежнем мнении. Даже нет! Я получил о нем еще худшее понятие. Некогда, в молодости, я любил его стихотворения первого периода: “Тройку”, “Огородника” и т.д. Теперь и эти пиэсы утратили для меня всякую прелесть. Некрасов, разумеется, человек с талантом, – но это не художник.

В каждой его пиэсе между строк, как он хлопочет о своей популярности, как он упорно добивается значения заступника и друга народа. В своих последних предсмертных стихотворениях он трогает меня не силою своего творчества, а своими страданиями. И тут он не слезает с своего любимого конька.

Он беспрестанно упрекает себя в своей бесполезности для народа, в том, что он ничего не сделал для улучшения его быта; он плачется, что народ не признает его своим защитником, но все это говорится таким тоном, каким кокетка уверяет своего обожателя, что она лишена всяких прелестей, только для того, чтобы тот стал ей доказывать противное.

Некоторые из его последних пиэс просто невыносимо скучны, до того цель его сатиры мелка, пошла и ничтожна. Укажу, напр., на пьесу “Юбиляры и триумфаторы”.

В ней Некрасов глумится над русским обжорством, смеется над разжиревшими коммерсантами, изображает в смешном виде глупых генералов, разорившихся князей, модных щеголей, и все это очень дубоватыми стихами, а главное, с юмором самого низменного свойства. В каждом номере жалкого “Развлечения ” можно найти пиэсы, не уступающие по силе художественной красоты “Юбилярам и триумфаторам”.

Что касается “Русских женщин”, то я предпочел бы обстоятельный прозаический рассказ о поездках в Сибирь этих двух действительно чудных женских личностей стихотворному произведению Некрасова, которое как поэтическое произведение все-таки слабо, несмотря на привлекательность его героинь” И всё-таки композитор с большим сочувствием отнесся к судьбе поэта: “…

бедный Некрасов последние 2 года жизни терпел невыносимые физические страдания. Если у него и были слабости, то своими страданиями он искупил их”. На стихи Некрасова Чайковский в 1875 году написал кантату к юбилею О.А.Петрова, знаменитого русского певца- баса, первого исполнителя партии Сусанина в опере Глинки “Жизнь за царя” (“Умиляя сердце человека”). Кстати, его первое детское знакомство с этой оперой Глинки было при участии в спектакле именно этого певца в заглавной партии.

Романс “Прости” (ор.60, № 8, 1886) Чайковский также написал на стихи Некрасова. А в его цикле “Времена года”. В пьесе Ноябрь “На тройке” использованы в качестве эпиграфа стихи знаменитой и любимой некогда Чайковским “Тройки”.

Наконец, последняя встреча с поэзией Некрасова: 22.I.1893 в Одессе Чайковский дирижировал любительским оркестром Народной аудитории на концерте в пользу Славянского общества.

Читайте также:  Ганс христиан андерсен - великий сказочник

Правление Народной аудитории преподнесло композитору серебряную кружку, на которой были выгравированы слова Некрасова: “Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте, спасибо вам скажет сердечное русский народ!” – именно так словами Некрасова выразили устроители концерта свое отношение к Чайковскому, что было очень символично, учитывая, что композитору оставалось жить всего несколько месяцев.

П. Е. Вайдман

Источник: http://www.tchaikov.ru/nekrasov.html

Некрасов, Николай Алексеевич

Н. А. Некрасов (1811-1878)

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 г. в местечке Немирове, Каменец-Подольской губернии.

Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, служил в то время в армии в чине капитана. Через три года после рождения сына он, выйдя в отставку майором, навсегда поселился в своем родовом ярославском имении Грешневе.

Здесь, в деревне, неподалеку от Волги, среди бесконечных полей и лугов, поэт провел все свое детство.

Совет

Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в ту пору многолюдной и бойкой — большая ярославско-костромская дорога.

Выбравшись тайком за ограду усадьбы, мальчик знакомился с рабочим народом — с печниками, малярами, кузнецами, землекопами, плотниками, переходившими из деревни в деревню, из города в город в поисках работы.

Вместе с другими ребятами он жадно слушал рассказы и песни этих бывалых людей. Так народная жизнь и богатая, меткая народная речь стали близки Некрасову с самого раннего детства.

Детские воспоминания Некрасова связаны с великой русской рекой Волгой, которой он потом посвятил столько восторженных и нежных стихов. «Благословенная река, кормилица народа!» — говорил он о ней.

Но здесь же, на этой «благословенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Однажды он бродил по берегу в жаркую пору и вдруг услышал какие-то стоны и вслед за тем увидел бурлаков, которые брели вдоль реки,

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой…

Они стонали от невыносимо тяжелой работы. Мальчик долго бежал вслед за бурлаками и, когда они расположились на отдых, приблизился к их костру. Он услышал, как один из бурлаков, больной, замученный трудом, сказал товарищам: «А кабы к утру умереть — так лучше было бы еще…»

Слова больного бурлака взволновали Некрасова до слез:

О, горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реки,

И в первый раз ее назвал

Рекою рабства и тоски!

В этом впечатлительном мальчике очень рано проявилось то страстное отношение к людским страданиям, которое и сделало его великим поэтом. Казалось бы, беззаботный дворянский ребенок, он стал уже в те ранние годы не по-детски задумываться над жестокостью окружающей жизни.

По той самой дороге, которая проходила мимо усадьбы Некрасовых, часто гнали в Сибирь арестантов, закованных в железные цепи. Будущий поэт на всю жизнь запомнил «печальный звон — кандальный звон», раздававшийся над этой «проторенной цепями» дорогой.

Рано открылось ему «зрелище бедствий народных». Дома, в родной семье, ему жилось очень горько. Его отец, Алексей Сергеевич, был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Он угнетал всю семью и нещадно бил своих крестьян. Это доставляло мальчику много тяжелых страданий.

Обратите внимание

Мать поэта, любящая, добрая женщина, бесстрашно заступалась за крестьян. Защищала она и детей от побоев сердитого мужа. Его это так раздражало, что он набрасывался с кулаками и на жену. Она убегала от своего мучителя в дальнюю комнату и брала с собою любимого сына. Мальчик видел ее слезы и горевал вместе с ней.

Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. Этот трагический образ увековечен Некрасовым в стихотворениях «Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю», «Затворница», «Несчастные» и других.

Задумываясь в детстве о печальной судьбе матери, он уже в те годы научился сочувствовать всем бесправным, угнетаемым женщинам современной ему России.

По словам Некрасова, именно под влиянием воспоминаний о матери им написано столько произведений, протестующих против угнетения женщин («Тройка», «В полном разгаре страда деревенская», «Мороз, Красный нос» и другие).

Но читая все эти стихотворения Некрасова, мы чувствуем в них не только жалость к страдающим. Его любовь к угнетенным всегда сочеталась с ненавистью к их угнетателям.

https://www.youtube.com/watch?v=1iJh0xATlWc

Когда Некрасову исполнилось десять лет, его отдали в ярославскую гимназию. Учителя в гимназии были плохие; они требовали от учеников только зубрежки и за всякую провинность секли их розгами.

…Придешь, бывало, в класс ;

И знаешь: сечь начнут сейчас,—

вспоминал поэт про свои школьные годы. Ничему путному такие учителя не могли научить любознательного, богато одаренного мальчика. Некрасов не кончил гимназии. Он ушел из пятого класса, так как отец отказался вносить плату за его обучение.

В эти годы мальчик полюбил книги. Они заменили ему школу. С жадностью прочитывал он все, что мог раздобыть в провинциальной глуши. Но этого ему было мало, и вскоре он задумал уехать из деревни в Петербург, чтобы поступить в университет, стать студентом.

Важно

Некрасову шел семнадцатый год, когда он покинул родительский дом и в ямщицкой телеге впервые приехал в столицу. Приехал не с пустыми руками: при нем была большая тетрадь его полудетских стихов. Уже несколько лет Некрасов тайком сочинял стихи и теперь мечтал напечатать их в столичных журналах.

В Петербурге Некрасову жилось очень трудно. Отец хотел, чтобы сын поступил в военную школу, а сын стал хлопотать, чтобы его приняли в университет. Отец рассердился и заявил, что не вышлет ему больше ни копейки. Юноша остался без всяких средств к жизни.

С первых же дней по приезде в столицу Некрасову пришлось добывать себе пропитание тяжелым трудом. «Ровно три года,— вспоминал он впоследствии,— я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным.

Приходилось есть не только плохо, но и не каждый день…»

Поселился он в убогой каморке, которую снимал с одним товарищем. Однажды им нечем было заплатить за эту каморку, и хозяин выгнал их на улицу.

Ютясь то на чердаке, то в подвале, без хлеба, без денег, без обуви, Некрасов на себе испытал, каково живется бедноте и как обижают ее богатые люди.

Некоторые из своих ранних стихов ему удалось напечатать в журналах. Увидев, что у него есть талант, петербургские книготорговцы стали ради наживы заказывать ему разные книжки, за которые платили гроши. Некрасов, чтобы не умереть с голоду, сочинял для них всевозможные стихи и рассказы, писал день и ночь, не разгибая спины, и все же оставался бедняком.

Около этого времени Некрасов познакомился и близко сошелся с великим русским критиком, революционным демократом Виссарионом Григорьевичем Белинским, который полюбил юного поэта за его непримиримую злобу и ненависть к угнетателям трудового народа. Белинский стал подолгу беседовать с ним.

Некрасов понял, что ограбление трудящихся есть многовековая система, узаконенная государственным строем. Ему стало ясно, что все благополучие «сильных и сытых» основано на эксплуатации миллионов трудящихся, закабаленных крепостниками-помещиками и нарождающейся в стране буржуазией.

Совет

Помня о тягостных впечатлениях детства, он под влиянием Белинского окончательно решил отдать всю свою жизнь, весь свой талант на борьбу с этим бесчеловечным порядком.

Белинский требовал от современных писателей правдивого, реалистического изображения русской действительности. Некрасов и был таким писателем. Он обратился к реальным сюжетам, подсказанным ему подлинной жизнью, стал писать проще, без всяких прикрас, о самых, казалось бы, обычных явлениях жизни, и тогда в нем сразу проявился его свежий, многосторонний и глубоко правдивый талант.

В 1847 г.

Некрасову, взявшему в аренду журнал «Современник», удалось превратить его вместе с Белинским в боевой печатный орган, на страницах которого он начал печатать произведения самых передовых и даровитых писателей, какие только были в то время: Герцена, Тургенева, Гончарова и многих других. Эти писатели тоже ненавидели рабство и желали родине свободы и счастья. Там же, в «Современнике», Некрасов помещал и свои стихотворения. В них он с негодованием писал о жестоких обидах, которые приходилось терпеть при царе трудовому народу.

Вся лучшая молодежь того времени стала с восторгом читать «Современник». А правительство царя Николая I возненавидело и Некрасова, и его журнал. Поэту не раз угрожала тюрьма, но он бесстрашно продолжал свое дело.

После смерти Белинского он нашел себе новых товарищей для работы в журнале — уче-ников Бел-инского и продолжателей его дела — великих революционных борцов Чернышевского и Добролюбова. Под их руководством «Современник» стал еще бесстрашнее и последовательнее призывать к революции.

Влияние «Современника» росло с каждым годом, но вскоре над ним разразилась гроза.

В 1861 г. умер Добролюбов. Через год был арестован и (после заключения в крепости) сослан в Сибирь Чернышевский. Правительство, вступившее на путь мстительной расправы со своими врагами, решило уничтожить ненавистный журнал. Вначале оно приостановило издание «Современника» на несколько месяцев (1862), а потом прекратило его издание совсем (1866).

Долго существовать без журнала Некрасов не мог. Не прошло и двух лет, как поэт взял в аренду журнал «Отечественные записки»; в качестве соредактора он пригласил великого сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина.

«Отечественные записки» стали таким же боевым журналом, как и «Современник»; они следовали революционным заветам Чернышевского, в них впервые проявился во всей своей мощи сатирический гений Салтыкова-Щедрина.

Цензура преследовала «Отечественные записки», и Некрасову (совместно с Салтыковым) приходилось вести с нею такую же упорную борьбу, как и во времена «Современника».

Обратите внимание

Начиная с 1855 г. наступил наивысший расцвет творчества Некрасова. Он закончил поэму «Саша», где заклеймил презрением так называемых «лишних людей», т. е.

либеральных дворян, выражавших свои чувства к народу не делами, а пустыми фразами. Тогда же написаны им такие произведения, как «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастные», «Поэт и гражданин».

В этих произведениях Некрасова обнаружились его могучие силы народного певца и защитника интересов народа.

Когда в 1856 г. вышло первое собрание его стихов, эта книга имела огромный успех— такой же, как в свое время «Евгений Онегин» и «Мертвые души». Царская цензура, испугавшись ее популярности, запретила газетам и журналам печатать о ней хвалебные отзывы.

Стихи Некрасова написаны прекрасным, певучим, замечательно богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому поэт научился еще в детские годы, живя в ярославской деревне. Когда мы читаем у него:

Стала скотинушка в лес убираться, Стала рожь-матушка в колос метаться,— мы чувствуем, что это подлинная, живая народная речь. Как хороши, например, здесь два слова: рожь-матушка, выражающие любовь и даже нежность крестьянина к тем долгожданным колосьям, которые он с таким упорным трудом взрастил на своей скудной земле!

Много в поэзии Некрасова ярких, метких и чисто народных выражений. Он говорит о ржаных колосьях:

Стоят столбы точеные,

Головки золоченые.

И о свекле, которую только что выдернули из земли:

Точь-в-точь сапожки красные

Лежат на полосе.

О весеннем солнце, окруженном веселой толпой облаков,

Некрасов пишет:

Весной, что внуки малые,

С румяным солнцем-дедушкой

Играют облака.

Некоторые из этих сравнений он брал из народных загадок, поговорок и сказок. В сказках он нашел и замечательный образ Мороза-воеводы — могучего богатыря и чародея.

Особенно близки были Некрасову русские народные песни. Эти песни наш народ создавал в течение многих веков.

Слушая с детства, как они поются в народе, Некрасов и сам научился создавать такие же прекрасные песни.

«Солдатская песня», «Песня дворового», «Песня убогого странника», «Русь», «Зеленый шум» и многие другие написаны таким народным языком, народным складом, что кажется, будто их сложил сам народ.

Важно

Пристально изучая крестьянскую жизнь, поэт готовился к великому литературному подвигу — к созданию большой поэмы, прославляющей русский народ, его великодушие, его героизм, его могучие духовные силы.

Поэма эта — «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов начал писать ее на 42-м году жизни, в пору полного расцвета своего дарования.

Героем поэмы он избрал не какого-нибудь одного человека, а весь русский народ, все многомиллионное «мужицкое царство». Такой поэмы еще не бывало в России.

Некрасов начал эту поэму вскоре после «освобождения» крестьян в 1861 г. Он очень хорошо понимал, что никакого освобождения не было, что крестьяне по-прежнему остались под властью помещиков и что, кроме того,

…на место сетей крепостных Люди придумали много иных…

В центре своей эпопеи Некрасов поставил Савелия, «богатыря святорусского», человека, как бы созданного для революционной борьбы. По убеждению Некрасова, таких богатырей в русском народе миллионы:

Ты думаешь, Матренушка, Мужик — не богатырь?.. Цепями руки кручены, Железом ноги кованы, Спина… леса дремучие Прошли по ней — сломалися… И гнется, да не ломится, Не ломится, не валится.., Ужель не богатырь?

Рядом с Савелием в поэме встают привлекательные образы русских крестьян.

Это Яким Нагой, вдохновенный защитник чести трудового народа, Ермил Гирин, деревенский праведник, проникнутый чувством социальной ответственности.

Самым своим существованием эти люди свидетельствовали о том, какая несокрушимая сила скрыта в народной душе. Можно было не сомневаться, что у такого парода есть все возможности завоевать себе счастье.

Отсюда оптимизм этой поэмы Некрасова:

Сила народная, Сила могучая — Совесть спокойная, Правда живучая!

Сознание этой нравственной «силы народной», предвещавшей верную победу народа в борьбе за счастливое будущее, и было источником той радостной бодрости, которая чувствуется в великой поэме Некрасова.

Совет

В 1876 г., когда Некрасов снова вернулся к поэме, у него уже не было сил, чтобы закончить её. Он тяжело заболел. Врачи отправили его в Ялту, на берег моря. Но ему с каждым днем становилось все хуже.

Врачи подвергли его трудной операции, которая лишь на несколько месяцев отсрочила смерть. Страдания Некрасова были мучительны, и все же нечеловеческим напряжением воли он находил в себе силы слагать свои «Последние песни».

Когда читатели узнали из этих песен, что Некрасов смертельно болен, его квартира была завалена телеграммами и письмами, где выражалась скорбь о любимом поэте.

Особенно растрогал больного прощальный привет Чернышевского, присланный из далекой Сибири в августе 1877 г.

«Скажи ему,— писал Чернышевский одному литератору,— что я горячо любил его, как человека, что я благодарю за его доброе расположение ко мне, что я целую его, что я убежден: его слава будет бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов. Я рыдаю о нем. Он, действительно, был человек очень высокого благородства души и человек великого ума».

Умирающий выслушал этот привет и сказал еле слышным шепотом:

— Скажите Николаю Гавриловичу, что я очень благодарю его… Я теперь утешен… Его слова мне дороже, чем чьи-либо слова…

Умер Некрасов 27 декабря 1877 г. (по новому стилю 8 января 1878 г.). Его гроб, несмотря на сильный мороз, провожало множество народу.

Некрасов всегда страстно желал, чтобы его песни дошли до народа. Умирая, он утешал себя мыслью, что это желание исполнится, что придет время, когда

Уступит свету мрак упрямый,

Услышишь песенку свою

Над Волгой, над Окой, над Камой.

Надежда поэта сбылась. Его песни давно уже проникли в народ. Да и как было народу не петь этих некрасовских песен, если в них высказывались те самые чувства, которые всегда волновали народные массы!

Поэт заранее приветствовал будущую всенародную революцию:

Рать подымается —

Неисчислимая!

Сила в ней скажется —

Несокрушимая!

Оттого-то свободный советский народ любит Некрасова такой горячей любовью и вспоминает о нем с благодарностью, как об одном из великих русских поэтов, своими стихами помогавших народу завоевать счастливую жизнь.

Источник: https://pandia.ru/365406/

Ссылка на основную публикацию