Меценаты россии – уникальные факты

Крупнейшие меценаты современной России

В развитии отечественной культуры XIX − начала XX веков значительную роль сыграли такие меценаты и собиратели как Савва Мамонтов, Алексей Бахрушин, братья Третьяковы, Рябушинские, Морозовы. Но и в настоящее время не перевелись благотворители среди российской бизнес-элиты. 

Вот список наиболее известных меценатов нашей страны, составленный по материалам изданий «Forbes Russia», «КоммерсантЪ», РИА «Новости» и других открытых источников:

И.Е. Репин. Портрет П.М. Третьякова, 1901

Владимир Потанин

Президент компании «Интеррос» Владимир Потанин основал «Фонд развития Эрмитажа» и внес в него пять миллионов долларов. Бизнесмен считается одним из самых последовательных российских меценатов.

Среди его наиболее значимых спонсорских и благотворительных начинаний – музейные проекты «Меняющийся музей в меняющемся мире», «Первая публикация», фестиваль «Музейный гид», гранты сотрудникам Эрмитажа, создание Русской гостиной в Кеннеди-центре.

Потанин известен также тем, что пожертвовал один миллион долларов на покупку государством знаменитого «Черного квадрата» Казимира Малевича, находившегося в коллекции «ИНКОМ-банка».

Виктор Вексельберг

Виктор Вексельберг – большой поклонник фирмы Фаберже – создал в Санкт-Петербурге музей прославленной ювелирной мастерской, где хранятся одиннадцать пасхальных яиц императорской серии, которые глава компании «Ренова» приобрел у потомков миллиардера Малкольма Форбса за сто миллионов долларов и вернул в Россию. В 2014 году фонд Вексельберга «Связь времен» выкупил на аукционе предметы из личного архива князей Юсуповых и подарил Государственному архиву.

Роман Абрамович

Владелец компании «Millhouse Capital» Роман Абрамович в 2010 году спонсировал гастроли театра «Современник» в Лондоне.

Бывший губернатор Чукотки, известный своим пристрастием к искусству, стал основателем культурного центра «Гараж», который, по некоторым оценкам, обошелся бизнесмену в пятьдесят миллионов евро.

А в 2017 году должна закончиться реконструкция территории острова Новая Голландия в Санкт-Петербурге, в которую Абрамович вложил четыреста миллионов долларов, чтобы превратить местные склады и другие постройки XVIII века в комплекс музеев и художественных галерей.

Роман Троценко

В 2007 году владелец «AEON Corporation» Роман Троценко создал культурный центр «Винзавод», реконструкция производственных помещений которого обошлась в двенадцать миллионов долларов. Жена Романа Троценко − Софья Сергеевна − известный российский арт-продюсер, президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод», советник министра культуры РФ.

Андрей Скоч

Бизнесмен Андрей Скоч финансирует литературную премию «Дебют», призванную поддерживать молодых авторов. Призовой фонд — шесть миллионов рублей.

Шалва Бреус

В 2007 году владелец Балахнинского целлюлозно-бумажного комбината Шалва Бреус основал ежегодную художественную премию имени Кандинского, которая вручается за лучшие художественные достижения последних двух лет. Призовой фонд премии оценивается в пятьдесят семь тысяч евро.

В ближайших планах Бреуса – создание нового музея современного искусства. Вполне вероятно, что разместится он в здании кинотеатра «Ударник», которое Шалва Бреус арендует у города. По оценкам бизнесмена, для реализации этого проекта понадобится около тридцати миллионов долларов.

Александр Мамут и Сергей Адоньев

Один из самых масштабных отечественных проектов в области искусства – Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» существует на деньги главы «SUP Media» Александра Мамута и владельца компании Yota Сергея Адоньева. Годовой бюджет «Стрелки» составляет порядка десяти миллионов долларов.

Сергей Адоньев известен также масштабной реконструкцией электротеатра «Станиславский», после которой в театре появились универсальный зал на двести мест с трансформируемой сценой, многофункциональное фойе, шесть репетиционных залов, мастерские и цеха, склад декораций с подъемником и пошивочный цех.

Реконструкция была проведена полностью за счет средств Сергея Адоньева, который, по словам мэра Сергея Собянина, вложил в восстановление театра несколько сотен миллионов рублей.

Михаил Прохоров

Бизнесмен и политик Михаил Прохоров финансировал фестиваль русского искусства «Неизвестная Сибирь» в Лионе, на котором выступал Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева, вложив в это предприятие около двух миллионов евро, а также выступил спонсором постановки спектакля «Рассказы Шукшина» в Театре наций. В год двухсотлетия Н. В. Гоголя Михаил Прохоров учредил литературную премию НОС «для выявления и поддержки новых трендов в современной художественной словесности на русском языке». Призовой фонд в размере одного миллиона рублей ежегодно распределяется между победителями и финалистами конкурса.

Владимир Кехман

Один из самых колоритных меценатов – председатель совета директоров компании «JFC» Владимир Кехман совмещает благотворительную деятельность с руководством двумя театрами – Михайловским и Новосибирским.

В 2007 году, став директором Михайловского театра, Кехман вложил пятьсот миллионов рублей в реконструкцию здания, организовал несколько гастрольных туров и гала-концертов.

(Однако, при этом Владимир Кехман признан банкротом и проходит обвиняемым по делу о мошенничестве в особо крупных размерах).

Алишер Усманов

Расходы на благотворительность Алишера Усманова в 2012 году составили сто восемьдесят миллионов долларов. Он лично учредил фонды «Искусство, наука и спорт», поддерживает театры, музеи, участвует в социальных проектах и в помощи тяжелобольным детям.

В 2007 году глава «USM Holdings» Алишер Усманов еще до начала торгов выкупил за сто одиннадцать с лишним миллионов долларов выставленную на аукцион Sotheby’s коллекцию искусства Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, состоящую из четырехсот пятидесяти лотов.

Примечательно, что по предварительной оценке, стоимость коллекции оценивалась экспертами всего лишь в диапазоне от двадцати шести до сорока миллионов долларов. После покупки Усманов безвозмездно передал коллекцию российскому правительству, в данный момент она экспонируется в Константиновском дворце Санкт-Петербурга.

Обратите внимание

За две недели до этого Алишер Усманов совершил еще один поступок, достойный уважения: приобрел у американской компании «Films by Jove» коллекцию классических анимационных фильмов «Союзмультфильма» и подарил её российскому детскому телевизионному каналу «Бибигон». Сумма сделки оценивается в пять-десять миллионов долларов.

На счету Алишера Усманова также выставка «Прерафаэлиты: викторианский авангард» и выставка Уильяма Тёрнера в ГМИИ им. А. С. Пушкина, финансирование издания журнала «Мурзилка», поддержка проектов Владимира Спивакова, организация Международного конкурса теноров памяти Лучано Паваротти.

Алексей Ананьев

Председатель совета директоров «Промсвязьбанка» Алексей Ананьев, известный своей приверженностью традиционным православным ценностям, основал Институт русского реалистического искусства, для чего был приобретен один из старинных корпусов бывшей ситценабивной фабрики, построенной в Замоскворечье в конце XIX века. Бизнесмен постоянно пополняет коллекцию музейно-выставочного комплекса. Сейчас в его собрании около пятисот произведений русского и советского искусства.

Леонид Михельсон

Председатель правления ОАО «Новатэк» Леонид Михельсон решил нести москвичам свет культуры и купил у Мосэнерго ГЭС-2, что на Болотной площади, дабы превратить электростанцию в Музей искусств.

Ранее бизнесмен создал фонд V-A-C (Victoria – the Art of being Contemporary), названный в честь его дочери Виктории.

Организация оказывает поддержку музеям современного искусства, спонсирует молодых художников и их кураторов.

Олег Дерипаска

Генеральный директор компании «РусАл» Олег Дерипаска активно курирует Кубанский казачий хор и Школустудию МХАТ, которая при поддержке предпринимателя гастролировала по Кубани, Сибири и Поволжью.

Дерипаска возглавляет благотворительный фонд «Вольное дело», оказывающий спонсорскую помощь детям с ограниченными возможностями, системе образования МГУ, Российской шахматной федерации и Фанагорийской археологической экспедиции.

Михаил Абрамов

Бизнесмен Михаил Абрамов в 2011 году создал в Москве Музей русской иконы. Он существует исключительно на деньги мецената и не ведет никакой коммерческой деятельности, не взимает плату за посещение и экскурсии.

В великолепном музейном собрании – пять тысяч экспонатов, среди которых уникальные памятники XV–XVI веков.

Музей, располагающий собственными реставрационными мастерскими и научным отделом, был принят в Международный совет музеев при ЮНЕСКО.

Петр Авен

Председатель совета директоров банковской группы «Альфа-Банк», известный коллекционер Петр Авен выступил инициатором создания некоммерческой организации «Russian Avant-Garde Research Project», которая ставит своей целью борьбу с подделками произведений русского искусства. Он известен как ценитель искусства и меценат, член совета попечителей Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, коллекционер картин художников «серебряного века».

Борис Минц

Председатель совета директоров «О1 Group» Борис Минц сладкой жизни миллиардера предпочел хлопотные будни музейного работника – выкупил здание кондитерской фабрики «Большевик» на Ленинградском проспекте и решил сделать из нее Музей русского импрессионизма, вложив в реконструкцию десять миллионов долларов. Основу экспозиции составила личная коллекция живописи Бориса Минца, который на протяжении нескольких лет по крупицам собирал картины русских художников.

Сергей Попов

Заместитель председателя совета директоров «МДМ Банка» Сергей Попов на протяжении многих лет спонсирует музыкальные фестивали Юрия Башмета и Валерия Гергиева, однако старается не распространяться об этом. Удивительный факт: предприниматель даже заключил договор с пиар-агентством, одной из главных задач которого – свести к минимуму упоминания в прессе о Сергее Попове и его бизнесе. Такой вот пиар наоборот!

Данил Хачатуров

Генеральный директор «Росгосстраха» Данил Хачатуров свои несбывшиеся юношеские мечты стать кинорежиссером сублимировал в финансирование кинематографа. «Росгосстрах» оплатил съемки таких фильмов, как «Яйца судьбы», «Каникулы строгого режима», «Выкрутасы», лично спродюсировал картины «Вдох-Выдох» и «Generation P».

 Из: Авторский проект Владимира Дианова Dianov-Art

Источник: http://www.izbrannoe.com/news/iskusstvo/krupneyshie-metsenaty-sovremennoy-rossii/

7 самых известных меценатов в истории России

Русские купцы приобрели и сохранили для России бесценные сокровища отечественной и мировой культуры, но время стёрло многие имена из памяти потомков. Увы, у людей короткая память. Зато у искусства — вечная жизнь.

Галерея Третьяковых, театральный музей Бахрушина, коллекция французских импрессионистов Щукина, Кустарный музей Морозова, гимназии, больницы, приюты, институты — всё это дары московского купечества родному городу. Историк М.

Погодин ставил в пример прижимистым европейским предпринимателям московских купцов-благотворителей: «Если счесть все их пожертвования за нынешнее только столетие, то они составили бы такую цифру, которой должна бы поклониться Европа».

Третьяковы

Среди московских меценатов имя Павла Михайловича Третьякова на особом месте: именно ему мы обязаны уникальной коллекцией живописи, хранящейся в знаменитой Третьяковской галерее. Купеческая семья Третьяковых особым богатством похвастаться не могла, но на приобретение картин Павел Михайлович денег не жалел.

За 42 года он потратил на них внушительную по тем временам сумму — свыше миллиона рублей. К сожалению, куда менее известен нашим современникам брат Павла — Сергей Михайлович. Он собирал западноевропейскую живопись, а после смерти в 1892 году все приобретённые им полотна перешли, по завещанию, в распоряжение Павла Михайловича. Они тоже были переданы в дар городу.

15 августа 1893 году в Москве появился новый музей — «Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых». На тот момент коллекция насчитывала 1362 картины, 593 рисунка и 15 скульптур. Художественный критик В.

Стасов писал о ней: «Картинная галерея…не есть случайное собрание картин, она есть результат знания, соображений, строгого взвешивания и более всего — глубокой любви к своему дорогому делу».

Бахрушины

Бахрушины происходили из города Зарайска, занимались кожевенным и суконным делом. И в Зарайске, и в Москве семья жертвовала крупные суммы нуждающимся. В первопрестольной Бахрушиных называли «профессиональными благотворителями», у которых «пожертвования сыпятся как из рога изобилия».

Важно

Судите сами, они построили и содержали: городскую больницу, дом бесплатных квартир для неимущих, приют для детей-сирот, ремесленное училище для мальчиков, дом для престарелых артистов… За это городские власти сделали Бахрушиных почётными гражданами Москвы, предлагали дворянство, но гордые купцы от титулов отказались.

Алексей Петрович Бахрушин был страстным коллекционером, собирал русские медали, фарфор, живопись, иконы и старинные книги. Он завещал свою коллекцию Историческому музею, несколько музейных залов были названы его именем.

Дядя Алексея Петровича, Алексей Александрович Бахрушин, собирал всё, что связано с театром: старые афиши, программки, фотографии известных актеров, сценические костюмы. На основе его коллекции в Москве, в 1894 г., появился единственный в мире Театральный музей им. Бахрушина. Действует он и сегодня.

Хлудовы

Семья выходцев из Егорьевска Хлудовых владела хлопчатобумажными фабриками, строила железные дороги. Алексей Иванович Хлудов собрал уникальную коллекцию древних русских рукописей и старопечатных книг.

Среди них — сочинения Максима Грека, «Источник знания» Иоанна Дамаскина в переводе и с комментариями князя Курбского (автора гневных писем Ивану Грозному). Всего же коллекция насчитывала более тысячи книг. В 1882 г.

после смерти Хлудова, драгоценное собрание, согласно его воле, передали Никольскому Единоверческому монастырю в Москве. Брат Алексея, Герасим Иванович, тоже был заядлым коллекционером: собирал картины русских художников.

Хлудовы, как и Бахрушины, не жалели денег на благотворительность: построили на свои средства богадельню, бесплатные квартиры для неимущих, палаты для неизлечимо больных женщин и детскую больницу.

Боткины

Эта династия дала России немало талантливых людей: промышленников, врачей, дипломатов. Вспомним хотя бы Пётра Кононовича — пионера чайного дела в России, или Сергея Петровича — знаменитого русского эскулапа. Коллекционерами были многие Боткины.

Читайте также:  Что не делают морально сильные люди

Тайный советник и художник Михаил Петрович почти 50 лет собирал западноевропейскую живопись, терракотовые статуэтки, итальянскую майолику XV-XVII вв., а также русскую финифть. Живо интересовался творчеством художника Иванова: покупал этюды и даже издал его биографию.

Совет

Василий Петрович и Дмитрий Петрович Боткины собирали картины европейских мастеров, были друзьями Павла Третьякова.

Мамонтовы

Богатая и многолюдная купеческая семья Мамонтовых «поднялась» на винном откупном промысле. Фёдор Иванович ещё в конце XVIII столетия прослыл щедрым благотворителем, за что удостоился посмертного памятника от благодарных жителей Звенигорода.

Однако самой выдающейся фигурой среди Мамонтовых был Савва Иванович. Природа щедро наделила его талантами: певец (учился в Италии), скульптор, театральный режиссёр, драматург. Именно Савва открыл миру талант Шаляпина, Мусоргского и Римского-Корсакова.

В собственном театре он ставил оперы, декорации к которым писали Поленов, Васнецов, Серов, Коровин. Савва Иванович помог добиться признания Врубелю: на свои средства построил для художника павильон и выставил в нём его картины.

Имение Саввы Ивановича, Абрамцево, стало «приютом спокойствия, трудов и вдохновения» для многих талантливых художников и артистов.

Морозовы

Диапазон культурной деятельности династии Морозовых огромен: люди они были на редкость талантливые. Савва Тимофеевич Морозов многое сделал для Художественного театра (МХТ). Он был увлечен революционным движением, боготворил Максима Горького. Брату Саввы, Сергею Тимофеевичу, Москва обязана созданием Кустарного музея.

Он собирал произведения русского декоративно-прикладного искусства ХVII-ХIХ веков, стараясь сохранить их национальный колорит и традиции. После революции музей в знак уважения к его заслугам переименовали в Музей народного искусства им. С. Т. Морозова.

Михаил Абрамович Морозов с юных лет коллекционировал русскую и французскую живопись, но, увы — скончался в 33 года. Его собрание передали Третьяковской галерее. Известным меценатом был и Иван Абрамович Морозов, именно он стал первым покровителем безвестного витебского художника Марка Шагала. В 1918 г. Иван Абрамович покинул Россию.

Обратите внимание

Его богатую коллекцию живописи распределили между собой Музей изобразительных искусств им. Пушкина и Эрмитаж.

Щукины

Представители рода Щукиных сохранили для нас поистине уникальные сокровища. Петр Иванович был крупнейшим собирателем русской старины. Чего только не было в его коллекции: редкие книги, древнерусские иконы и монеты, серебряные украшения. В 1905 г. Петр Иванович подарил свое собрание Москве, в каталоге ценностей значилось 23 911 предметов! Полотна голландских живописцев Дмитрия Ивановича Щукина по сей день являются жемчужиной Пушкинского музея. А на картинах французских импрессионистов, приобретённых Сергеем Ивановичем Щукиным, выросло целое поколение русских художников-авангардистов. Он обладал удивительным чутьём на талант. Когда Щукин познакомился в Париже с Пикассо, тот был безвестным нищим художником. Но уже тогда проницательный русский купец говорил: «Это — будущее». Шесть лет Сергей Иванович спонсировал Пикассо, покупая его полотна. Благодаря Щукину, появились в России картины Моне, Матисса, Гогена — художников, считавшихся во Франции «отверженными». Но после революции в России «отверженным» оказался Щукин, и ему пришлось эмигрировать во Францию. Горькая ирония судьбы. В конце 1920-х гг. среди русских эмигрантов прошёл слух, будто Щукин требует у большевиков возвращения своей национализированной коллекции. Но Сергей Иванович домыслы опроверг: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там».

Источник: https://woman.rambler.ru/other/40796719-7-samyh-izvestnyh-metsenatov-v-istorii-rossii/

Меценаты России – Интересные факты

Если вы хотите знать, какими были самые известные меценаты России, тогда добро пожаловать. Мы уже рассказывали о том, кто такие меценаты вообще, и откуда произошло это слово.

https://www.youtube.com/watch?v=lj-zSPK12CQ

Вкратце лишь скажем, что меценатами называют тех, кто поддерживает искусство и науку за счет собственных материальных средств.

Безусловно, история России знает многих меценатов, чьи имена не известны широким массам. Но мы расскажем о самых известных меценатах России, чей вклад в искусство имел серьезное значение.

Сергей Строганов

Сергей Строганов (1794-1882) был русским государственным деятелем, а также коллекционером и меценатом. Он стал учредителем художественной школы, куда принимали всех талантливых детей, вне зависимости от их происхождения и сословия.

Сергей Строганов

Интересно, что она существует и сейчас, являясь одним из старейших художественных учреждений России. Нынешнее ее название — МГХПА им. С. Г. Строганова.

Надо сказать, что Сергей Строганов принадлежал к знаменитой семье русских деятелей XVI—XX веков, многие из которых были меценатами. Их род пресекся в 1923 году.в

Интересен факт, что Строганов был не только почетным членом многих высших учебных заведений, но еще и главным воспитателем императора Александра III.

В его владении было более 80 тыс. душ крестьян, с которыми он обходился по отечески нежно, но и строго. Именно Сергей Строганов был ярым сторонником нравственной жизни крестьян, для чего придумал «Правила о предупреждении и пресечении распутства».

Гаврила Солодовников

Гаврила Солодовников (1826-1901) был одним из самых богатых московских купцов. Являясь мультимиллионером, он отдал на благотворительность около 20 млн. рублей, что было просто баснословной суммой.

Гаврила-Солодовников

Именно на его средства построен Московский театр оперетты (в прошлом – театр на Большой Дмитровке), клиника при МГУ, множество домов для бедных, сиротских приютов и училищ в различных губерниях империи.

Если бы все меценаты России были, как Гаврила Солодовников, тогда народ бы жил значительно лучше. По крайней мере, так считали люди, которым прямо или косвенно помогал богатейший из российских миллионеров.

На момент смерти его состояние оценивалось в 20 977 700 рублей. Интересно, что еще при жизни о нем ходили самые невероятные слухи. Что он, якобы, может надуть самого хитрого купца, и при этом отдать все вырученные деньги на благотворительность.

Важно

Историки считают эти слухи необоснованными по причине отсутствия документальных подтверждений. Дело в том, что в 19 веке практически все сделки между предпринимателями осуществлялись не на бумаге, а на словах и рукопожатиях.

Это давало плодотворную почву для того, чтобы спекулировать успешной деятельностью Солодовникова его менее удачливым конкурентам.

Любопытно, что в 2001 году была учреждена Национальная Премия имени купца Гавриила Солодовникова. Это своего рода «Оскар» в торговле, который присуждается наиболее выдающимся менеджерам за вклад в развитие отечественной торговли.

Александр Штиглиц

Александр Штиглиц (1814-1884) — крупнейший российский финансист и известный русский меценат. Будучи сыном придворного банкира, он в 1860 году стал управляющим госбанком России.

Александр Штиглиц

Штиглиц спонсировал многие образовательные проекты российских деятелей культуры. Но наиболее значимым его пожертвованием считается учреждение на его средства в Петербурге Центрального училища технического рисования.

Здесь могли обучаться лица обоих полов. Кроме того, при училище была оборудована великолепная библиотека и музей. Потратив на создание этого заведения более 1 млн. рублей, Штиглиц по праву считал его любимым своим детищем.

Интересен факт, что его завещание часто приводят, как образец заботливости о своих проектах вообще, и лицах принимающих в них участие в частности. То есть, говоря иначе, в своем завещании он не забыл никого и ничто.

Александр Штиглиц известен также тем, что все свои сбережения он хранил в русских банках и фондах. Когда же один из финансистов съязвил относительного того, что это, дескать, ненадежно, Штиглиц ответил:

Вот уж поистине образец настоящего патриотизма и любви к своей родине. Смело можно сказать, что Александр Штиглиц – это один из выдающихся меценатов России.

Юрий Нечаев-Мальцов

Юрий Нечаев-Мальцов (1834-1913) – известный русский меценат, дипломат и фабрикант. Он финансировал создание многих ремесленных школ для детей из бедных семей.

Юрий Нечаев-Мальцов

К его заслугам относится спонсирование различных медицинских учреждений.

Нечаев-Мальцов основал в городе Владимире Техническое училище имени Ивана Мальцова. Оно считается одним из лучших в Европе по техническому оснащению. Сегодня это Владимирский авиамеханический колледж.

Совет

Музей изящных искусств в Москве построен тоже за его счет. Нет возможности перечислить все благотворительные проекты Нечаева-Мальцева, так как их очень много. В их числе храмы, богадельни в различных городах России и музеи.

Получив в 1880 году от своего дяди Ивана Мальцова (родного брата матери) крупное наследство, которое состояло из фабрик и заводов, расположенных в различных губерниях, он к своей фамилии добавил дядину, в результате чего и получилась двойная фамилия Нечаев-Мальцов.

Братья Третьяковы

Третьяковы Павел Михайлович (1832-1898) и Сергей Михайлович (1834-1892) – известные купцы и владельцы крупной льняной мануфактуры. Наверняка вам хорошо известна фамилия этих меценатов России потому, что Третьяковская галерея – это один из крупнейших в мире музеев русского искусства.

Братья Третьяковы. Павел (слева) и Сергей (справа)

Действительно, Третьяковская галерея была основа Павлом Третьяковым. В качестве одного из основателей был и его младший брат – Сергей.

Пожертвовав на развитие искусства более 3 млн. рублей, они активно скупали лучшие картины известных художников. В конечном счете, у них образовалась одна из крупнейших коллекций. Третьяковы целиком пожертвовали ее Москве.

Последние слова Павла были такими: «Берегите галерею и будьте здоровы». Кроме этого, братья спонсировали школу для глухонемых детей, разные художественные училища и консерватории.

Более того, они принимали активное участие в нуждах талантливых художников, всегда стараясь им материально помочь. До сих пор в Москве существует Третьяковский проезд — живописная улица в Китай-городе, которая также основана братьями меценатами.

Савва Мамонтов

Савва Мамонтов (1841-1918) — русский меценат и предприниматель. Вошел в историю главным образом потому, что оказывал существенную поддержку многим художникам. При этом Мамонтов не увлекался коллекционированием.

Савва Мамонтов

Занимаясь строительством железных дорог, в качестве главной предпринимательской деятельности, он начала активно интересоваться культурой.

Однако ни родственники, ни директора железной дороги, ни инженеры не понимали его меценатства и не поддерживали в этих начинаниях.

Интересен факт, что одно из своих поместий он превратил в художественную школу. Савва Мамонтов – это, к сожалению, пример человека, который сделав для России очень многое, кончил жизнь худо.

Потратив на меценатство огромные суммы денег, он влез в кредиты, которые так и не смог погасить. В связи с этим его посадили на несколько месяцев в тюрьму, а тем временем все имущество было описано и распродано в счет погашения задолженностей.

Умерев в скромной квартире, он, казалось бы, навсегда был вычеркнут из жизни любимой им России. Но к концу 20 века его заслуги как мецената были по достоинству оценены, а имя почтительно произносят все искусствоведы.

Козьма Солдатёнков

Козьма Солдатёнков (1818-1901) – меценат России, который по официальным данным за свою жизнь пожертвовал около 5 млн. рублей. Все началось с того, что в 1850-х годах он распорядился из собственных средств выдавать пособия всем жителям деревни Прокунино.

Козьма Солдатёнков

Солдатёнков делал этот в честь памяти своих прародителей. Пособия выдавались при следующих обстоятельствах: любая девушка, когда она выходила замуж, и любой парень, когда отправлялся на службу в армию.

На деньги мецената невеста могла заготовить приданое и сыграть свадьбу. Семья же новобранца, в отсутствие сына, могла приобрести лошадь, корову или же вложить деньги в текущие нужды.

Являясь потомком крепостных крестьян, в 1866 Козьма Солдатенков открывает богадельню, приурочив ее ко дню отмены крепостничества — 19 февраля 1861 года.

Обратите внимание

За свою долгую жизнь он регулярно выделял крупные суммы денег на разные больницы и дома для вдов и сирот.

Кроме этого, Козьма Солдатенков активно поощрял любое книгопечатание. Современная газета писала, что меценат «тратил бешеные деньги на издание капитальнейших сочинений».

Будучи страстным коллекционером ценных картин, он спонсировал Румянцевский музей (которому он и завещал все свои картины) и Московский университет.

После его смерти газета «Русское слово» писала: «Добродушную фигуру белого как лунь старца с мягко светившимися умными глазами знала вся Москва».

Все современники отмечали не просто выдающиеся способности Солдатенкова, как финансиста, но и прежде всего его высокие нравственные качества.

Москвичи хорошо знали фамилию своего благодетеля, который больше 2 млн. рублей выделил на строительство бесплатной больницы для бедняков «без различия званий, сословий и религий».

Савва Тимофеевич Морозов

Савва Морозов (1862-1905) – известный меценат России и крупнейший предприниматель своего времени. Оказав колоссальную помощь Московскому художественному театру, он начал заведовать его финансовой частью.

Савва Морозов

Читайте также:  3 типа людей

Именно Савва Морозов впервые ввёл оплату по беременности женщинам-работницам. Рабочие его фабрик боготворили своего работодателя.

Известный режиссер Станиславский сказал как-то меценату: «…внесённый Вами труд мне представляется ПОДВИГОМ, а изящное здание, выросшее на развалинах притона, кажется сбывшимся наяву сном… Я радуюсь, что русский театр нашёл своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова».

Важно

Морозов был чрезвычайно образованным и способным человеком. Окончив естественное отделение физико-математического факультета Императорского Московского университета, он получил диплом химика и поддерживал связь с Дмитрием Менделеевым.

Об этом выдающемся деятеле можно много интересного написать. Особенно интересна с точки зрения истории его связь с революционерами, а также загадочная смерть Морозова. Что же до предпринимательского опыта Саввы Морозова, то его до сих пор используют на западе в качестве эталона.

Будучи страстным трудоголиком, он писал:

Меценаты Бахрушины

Бахрушины — династия московских предпринимателей и одних из известнейших меценатов России. В 1887 году на Сокольничьем поле они построили больницу для страдающих неизлечимыми заболеваниями.

Бахрушины — династия московских предпринимателей и меценатов

В 1893 году при больнице был построен дом для призрения неизличимо больных. В 1895 они выделили 600 тысяч рублей на строительство в Сокольничьей роще бесплатного детского приюта для бедных и сирот православного вероисповедания.

В 1888 году на Софийской набережной был построен «дом бесплатных квартир» для нуждающихся вдов с детьми и учащихся девушек. При доме действовали два детских сада, начальное училище для детей, мужское ремесленное училище и профессиональная школа для девочек. В 1901 году был построен городской сиротский приют.

Полмиллиона рублей были пожертвованы на приют-колонию для беспризорных детей в Тихвинском городском имении в Москве.

В 1913 братья Бахрушины снова выделили огромную сумму денег для постройки больницы, роддома и амбулатории в Зарайске.

Александр и Василий Алексеевичи Бахрушины еще при жизни стали почетными гражданами Москвы за свою широкую меценатскую деятельность.

Что же, надеемся, что теперь вы знаете, какие меценаты России стали самыми известными в истории. В наше время дело с благотворительностью обстоит немного иначе. Но об этом мы поговорим в другой раз.

Если вам нравятся Интересные Факты из разных областей знания – обязательно подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org в любой социальной сети. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Источник: https://interesnyefakty.org/metsenaty-rossii/

Меценатство в России: живы ли традиции прошлого? | Капитал страны

Традиции благотворительности и меценатства в России складывались на протяжении нескольких веков. До конца XVII века забота о бедных и убогих была, в основном, делом церкви. Однако и в те времена находились люди, не жалевшие собственных средств на благие дела.

При Екатерине II были созданы Приказы общественного призрения, учреждены воспитательные дома для детей-сирот. Широкую благотворительную деятельность вели практически все великие княгини.

Однако наиболее прославилось своим меценатством русское купечество – известны целые династии, занимавшиеся благотворительной деятельностью: Морозовы, Рябушинские. Бахрушины, Третьяковы и многие другие. Они строили школы и больницы, поддерживали людей искусства и создавали музеи.

Золотой век меценатства

Совет

Для большинства меценатов XVIII-XIX вв. благотворительность стала практически образом жизни, чертой характера. Многие крупные банкиры и фабриканты были потомками купцов-старообрядцев и унаследовали от них особое отношение к богатству и предпринимательству. Исследователь московского купечества П. А.

Бурышкин считал, что “само отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность они смотрели не только, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою.

Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого – то свыше назначенного дела”.

“Богатство обязывает”, – говорил банкир и предприниматель Павел Рябушинский, наставляя младших.

Все эти люди были, в первую очередь, созидателями, подчеркивает Д.Толоконников,

потомок династии Рябушинских. “В них жил иной дух. И ими руководила не жажда богатства. Они создавали не капиталы, а в первую очередь – производства: заводы, мануфактуры. Создавали и городскую среду: жилье, училища, больницы. Характерный пример такого купца – созидателя – Арсений Иванович Морозов.

То, что было построено при нем, до сих пор составляет основу городского хозяйства в нынешнем подмосковном Ногинске, прежде называвшемся Богородском. Даже трамвайную линию, единственную на все Подмосковье, провел он. И электрифицировал старообрядческие деревни за десять лет до “лампочки Ильича”.

Этот человек, располагающий огромными средствами, тем не менее, постоянно чувствовал себя в долгу перед Родиной, пред Богом и людьми, и работал, возвращая этот долг тем, что давал людям рабочие места, строил храмы, и больницы, жертвовал нуждающимся, давал образование детям рабочих.

Это был нормальный путь развития отношений богатства и бедности, сопряженный с высокой религиозностью и нравственностью”, – отмечает Д.Толоконников, добавляя, что среди крупных промышленников и торговцев иностранного происхождения меценатов практически не было.

При этом благотворительная деятельность наиболее крупных и известных меценатов отличалась большим профессионализмом и именно поэтому принесла столь значительные результаты для русской культуры.

Ведь “стремление что-либо сделать для отечественной культуры и желание делать это бескорыстно ещё не значит приносить ей ощутимую пользу”, – отмечает Д.Толоконников.

“Профессионализм в меценатстве это еще и обладание особым даром инициативы, интуиции видеть и делать то, что для отечественной культуры имело непреходящее значение”, – поясняет он.

Принципиально важно то, что российские меценаты не только поддерживали деятелей культуры и искусства, но и заботились о том, чтобы культурные ценности были доступны широким слоям общества.

Благотворительная деятельность по учреждению новых школ и училищ, строительству новых институтов и университетов, выделение субсидий на стипендии студентам, многочисленные фонды в помощь учащимся была в России XIX века делом обычным.

“Исключительно важно отметить и то, что подлинная меценатская деятельность не носит разовый характер, не проявляется в случайных или разрозненных акциях. Только имея тенденцию к постоянству и системности, меценатство утверждает свою значимость в национальной культуры”, – подчеркивает Д.Толоконников.

“Ратуя за возрождение национальных традиций, предлагая способы и средства для поддержания отечественного меценатства в современных условиях, необходимо учитывать его подлинное содержание, сложившееся в русской культуре исторически.

Речь в данном случае идет не о “вредных и трудно реализуемых на практике отделения “истинных” меценатов от “неистинных”, а о том, чтобы не подменять масштабных понятий явлениями случайного порядка и разового характера, считает Д.Толоконников.- Предпринимательская благотворительность играла существенную роль в жизни российского общества.

Обратите внимание

Она была формой поддержки неимущих слоев населения и способом улучшения жизни работающих. Меценатство имело важное значение для самих предпринимателей. Будучи, как правило, людьми религиозными, русские предприниматели считали необходимым помогать нуждающимся, чтобы “искупить” свою жесткость в деловой сфере, оправдать богатство и заслужить прощение за совершенные грехи.

Обладая большой практической сметкой, предприниматели стремились направить деньги на благоугодное дело, также максимально целесообразно делая то, что могло бы принести пользу Отечеству или нуждающимся”, – поясняет Д.Толоконников.

“Причуды богачей” или жажда духовной жизни?

Стоит отметить, что даже в XIX веке, когда благотворительность была явлением очень широко распространенным, деятельность российских меценатов не всегда находила понимание современников. М.А.Морозов и С.Т.Морозов за свои коллекционерские и театральные интересы прослыли в купеческой среде чудаками.

Даже такой уважаемый и последовательный в своих действиях меценат, как Павел Третьяков не исключал возможности быть осмеянным в главном деле своей жизни.

“Капитал же в сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи… Более всех обращаюсь с просьбой к брату Сергею; прошу вникнуть в смысл желания моего, не осмеять его, понять…”, – писал он в своем завещании.

Весьма неоднозначно относилась к меценатам и интеллигенция.

“Все эти примеры великодушия и доброжелательства отдельных частных лиц на пользу своего народа, примеры, на которые нельзя довольно налюбоваться и перед которыми преклоняешься с глубоким почтением”, – писал о меценатах известный музыкальный и художественный критик В. В. Стасов. Однако режиссер В.И.

Немирович-Данченко сетовал, что для получения денег на театр надо было: “…унижаться в гостиной … людей, которых мы, говоря искренно…, не уважали – ни их, ни их капиталов”. Вот что писал, например, А. П.

Чехов о Савве Мамонтове, раскрывшем и поддержавшем таланты Васнецова и Коровина, Врубеля и Шаляпина: “Тип старых бар, заводивших с жиру “собственные” театры и оркестры, на Руси еще не вывелся. Раскройте житие железнодорожного барина г. Саввы Мамонтова и вы убедитесь в целости типа”. Художник А.

Бенуа весьма нелестно отзывался о другом известном меценате, Н. Рябушинском, на деньги которого издавался журнал “Золотое Руно”: “… мне продолжает казаться, что Рябушинский – скверна, что это истый хам, хотя и “разукрашенный” парчой, золотом и, может быть, даже цветами”. Илья Репин, после знакомства с собранием мецената Сергея Щукина заметил: “Мне хочется поскорее уйти из этого дома, где нет гармонии жизни, где властвует Новое платье короля…”.

Можно долго спорить, что побуждало этих людей тратить огромные средства на поддержку не очень тогда известных художников или собирание различных коллекций.

Важно

В конце концов, какими бы мотивами они ни руководствовались – тщеславием, выгодой или просто любопытством – это все же их личное дело, нам переживать по этому поводу несколько странно. Для нас важно лишь то, что именно благодаря их щедрости на рубеже XIX-XX вв.

произошел настоящий расцвет русской культуры, были найдены такие таланты как Шаляпин, Врубель и др., собраны и сохранены изделия народных промыслов, произведения отечественных и зарубежных мастеров искусства.

Меценатство сегодня

Двусмысленное отношение к меценатству сохраняется и в наши дни. Одна из основных причин этого – столь же двусмысленное отношение к богатству и его обладателям в условиях все большего расслоения российского общества. Наряду с тем, что многие российские предприниматели считаются одними из самых богатых людей в мире, большинство их сограждан живут, мягко говоря, более чем скромно.

При этом ни для кого не секрет, полукриминальный характер формирования капиталов многих современных российских предпринимателей.

К простой обиде за такую личную несправедливость примешивается и обида за Россию: вместо того, чтобы инвестировать средства в развитие отечественного производства, культуры и спорта, олигархи предпочитают вкладывать их в зарубежные футбольные клубы и автомобильные заводы.

Тем не менее, меценатство становится постепенно все более распространенным.

Создаются частные и корпоративные фонды для поддержки студентов, ученых и деятелей искусства, устраиваются гастроли театров и выступления знаменитых музыкантов, покупаются картины для музеев.

Однако широкая публика об этом, во-первых, мало информирована, а, во-вторых, большинство актов благотворительности воспринимает с подозрением, видя в них лишь ловкий PR-ход для достижения неких корыстных целей.

Спору нет, сегодняшние российские предприниматели создают скорее капиталы, чем производства, и далеко не все из них считают что “богатство обязывает”.

“Для многих наших предпринимателей, сделавших состояния в 90-е годы, Россия – не родная страна, а всего лишь территория свободной охоты”, – признал Михаил Ходорковский.

Совет

Однако, как отмечается на Интернет-портале “Меценат”, “для оценки современного состояния благотворительности в России и хула, и похвала равно неприемлемы. А поиск “меценатов” по образу и подобию иконных ликов – занятие бесперспективное.

Как относиться, например, к меценатской деятельности Бориса Березовского? Еще недавно премия его Фонда “Триумф” приравнивалась к “Государственной” – на церемониях и банкетах “Триумфа” присутствовала правительственная верхушка едва ли не в полном составе.

Читайте также:  Фото ирины винер-усмановой

А на последнюю церемонию, где собралась вся культурная элита, не пришел даже министр культуры. Нынешний президент Фонда Игорь Шабдурасулов к сложившейся вокруг фонда двусмысленной ситуации относится философски. В интервью журналу “Профиль” он приводит такие аргументы в оправдание: “Кто-то считает деньги Березовского праведными, кто-то нет, но они же не в офшор уходят, а идут на развитие и поддержку российской науки и культуры”.

Возможно, современные предприниматели станут гораздо щедрее к российской культуре после принятия Госдумой закона о налоговых льготах для благотворителей. Еще более смелое предположение по стимулированию меценатства делается на Инетернет-портале “Меценат”.

Источник: http://kapital-rus.ru/articles/article/mecenatstvo_v_rossii_zhivy_li_tradicii_proshlogo/

Благотворительность и меценатство в России – Всё об индивидуальном предпринимательстве

Такие явления как благотворительность и меценатство появились в России очень давно. Еще в старинных писаниях Древней Руси упоминались факты безвозмездных деяний богатых людей на благо не только отдельных бедствующих, но и на поддержание общекультурных процессов.

Но настоящим золотым веком меценатства стали 17, 18, и 19 столетия. Это время, особенно 19-ый век, называется многими исследователями расцветом не только культуры и искусства, но и государственности, экономики, религии, общественных институтов, а также морали и нравственности.

Не удивительно, что все эти явления проявились не на пустой почве, а при активной помощи богатых людей.

Образ купца – образ мецената

Традиции меценатства в России были созданы далеко не на пустом месте. В первую очередь рождение этого явления произошло благодаря усиленному влиянию христианской морали. Богатство, учили священники, дано Богом не для единоличных удовлетворений прихотей.

Богатый человек – накопитель средств, проводник богатства Вселенной, которое должно перейти в мир, людям. За этот труд купец награждался Всевышним счастьем жить в достатке.

Но все, что он получал от трудов своих праведных, он должен был отдавать людям, оставляя себе только на жизнь.

Многие купцы жили очень хорошо, делясь с ближними и с посторонними. У кого-то государство могло забрать деньги в виде налогов, а кто-то и сам раздавал средства. Но все добровольно несли в церковь 10 процентов от всего, что к хозяйству прирастало, будь то миллионы или пара цыплят.

Причем, наравне с христианской моралью, присутствовало и другое мнение. Известные меценаты делились нажитым, а многочисленные завистники и недалекие дельцы ухмылялись в усы, не понимая, зачем это делать, сплетничали.

Самые смелые откровенно смеялись, показывали пальцем и называли меценатов «умалишенными».

Но, к счастью, благотворительность была почти узаконенным явлением и всячески поддерживалась государством, светским обществом и практически каждым российским императором.

Три вида пожертвований

Благотворительность – безвозмездное жертвование средств, денег, на определенные цели и для определенного человека, с целью покупки каких-либо необходимых ресурсов, вещей, предметов.

Это могут быть продукты питания, детские игрушки, лекарства и многое другое, что необходимо в конкретной ситуации.

Благотворительностью занимаются как отдельные физические лица, так и большие компании, предприятия, бизнесмены.

Обратите внимание

Благотворительностью называют и другой вид помощи. Поддержка может оказываться и группе людей, а также целым социальным явлениям, к примеру, образовательной системе, культурному движению, проекту в сфере медицины и пр.

Выделяются в качестве «творящих благо» ресурсов не только деньги, но и товары, услуги.

Бизнесмены поддерживают также отдельные заведения – детские дома, дома престарелых и ветеранов, храмы, школы для одаренных детей и многие другие.

Второй вид добровольной помощи – спонсорство. Но оно имеет существенное отличие от благотворительности. Если вторая осуществляется на совершенно безвозмездной основе, то спонсорство предполагает компенсацию за предоставленные блага.

Спонсорство очень развито в рекламном бизнесе. Определенное СМИ организовывает акцию, направленную на достижение какой-либо социальной цели, к примеру, изготовление кормушек для птиц и кормление их зимой.

Привлекаются спонсоры, которые делают фабричные кормушки, покупают зерно. Акция проходит успешно, а СМИ размещает рекламу спонсора на своем канале на ту сумму, которую тот затратил на покупку всех атрибутов акции.

Эта реклама может быть прямой, а может быть сделана в качестве упоминания в промо-ролике акции.

Меценатство – это больше общественное явление, чем личностное, как по форме оказания, так и по образу получателя.

Меценат – человек, поддерживающий социальные процессы, направленные на развитие общества, на поддержание его духовности, на развитие науки и творчества, пр.

Меценаты, как правило, оказывают помощь не отдельному человеку, к примеру художнику, а всему движению того или иного направления, к примеру, передвижникам.

Важно

Знаменитая Третьяковская галерея родилась именно благодаря страсти к коллекционированию богатого купца Третьякова, увлечение его вылилось в поддержку живописцев. Это стало серьезной поддержкой развития живописных школ в России.

Благодаря своему увлечению Третьяков стал всемирно известным человеком на долгие века, потому что галерея его не канет в лету практически никогда.

Кто из богатых людей, не тративших деньги на подобные цели, а только на себя, может похвастаться такой всенародной памятью и известностью?

Философия меценатства

Вопрос меценатства больше философский, нежели экономический.

Каждый человек, если он не полный эгоист, скажем мягко, если у него серьезный уровень образования, то он рано или поздно задает себе вопрос – а зачем я пришел на этот свет, в этот мир, к этим людям? Что человек должен принести с собой и с чем уйдет отсюда? Кто-то находит свое предназначение в передаче мирового багажа знаний, то есть становится педагогом, кто-то делает жизнь и труд людей более комфортными, изобретая умные машины, а кто-то делает мир прекраснее, поддерживая создание и развитие наук, культуры и других отраслей. Не участвуя в процессе создания ценностей, а поддерживая их материально.

Не все понимают это стремление – отдать средства другим людям на благо развития общих человеческих ценностей.

До сих пор, как и в прошлые века, находятся люди, которым не дано понять ценность высшего предназначения, которые никогда не озадачиваются смыслом своего существования.

Но в том и ценность других людей, которые одарены Богом другими качествами – духовностью, альтруизмом, стремлением в более высоким целям.

Русские меценаты все чаще появляются в настоящее время в качестве героев публикаций СМИ. Но, видно, не в достаточном объеме, потому что далеко не все о них знают. Да и не всем требуется вообще что-то об этом знать. Но в этом и состоит смысл меценатства, оно приносит радость самому жертвователю, и совершенно не обязательно выставлять это напоказ. Это одно из положений христианской морали.

Вторая причина неизвестности заключается в обычной человеческой психологии. Помните слова Блока «Большое видится на расстоянии»? Меценат Морозов, коллекционер Третьяков, общественный деятель Строганов, — все они стали знаменитыми только спустя десятилетия.

Совет

Современники Третьякова, к примеру, наверняка не могли предположить, что человек, который ходит рядом с ними, также ест, пьет, чувствует, любит, совершает какие-то покупки, носит такую же одежду, станет всемирно известным меценатом. Только по прошествии лет история расставила все на свои места.

Кто знает, может, через 100 лет и кто-либо, живущий в 21-ом веке, встанет на одну черту с Третьяковым?

История купца Строганова

Вернувшись к истории, среди российских меценатов можно выделить купца Строганова, который на собственные деньги приобрел около 100 картин живописцев различных европейских школ, разместил их в своем поместье, организовал к ним свободный доступ.

Также Строганов поддерживал деньгами великого поэта Державина, автора талантливейших басен Крылова, скульптора Мартоса, который создал знаменитую скульптуру Минина и Пожарского, установленную на Красной площади.

Именно Строганов участвовал активно в постройке Казанского собора, он помогал и деньгами и в самом строительстве. Он простудился на стройке и умер в день освящения собора.

Строганов стал основателем замечательной традиции – меценаты начали не только поддерживать культурных деятелей, но и делали их творения доступными для просмотра всех желающих.

Благотворительность и меценатство того времени проявлялись и в строительстве общественных учреждений – школ, институтов, университетов, народных училищ, они выделяли стипендии самым талантливым ученикам, и не только обучающимся по культурной направленности, но и по тем отраслям, в которых работали сами.

Имея завод, купцы награждали ежемесячными выплатами тех молодых людей, которые показывали лучшие успехи. А потом, после окончания училищ, приглашали работать к себе, выплачивая хорошее вознаграждение.

С одной стороны – это обычная стипендия с целевым направлением, с другой – поддержание талантливых работников, которые в перспективе создавали существенные и значимые для страны и человечества ценности.

Обратите внимание

В 19-ом веке такое меценатство было обычным делом, вполне понятным для окружающих.

После революции 1917 года меценатство в России исчезло, потому что богатство перешло в руки тех, кто с радостью им насыщался самостоятельно, к бедным рабочим и крестьянам.

Они ничего не отдавали, и о смысле жизни не задумывались.

Прошло не одно десятилетие, пока класс интеллигенции не возродился, уровень образования и культуры не повысился настолько, что стало возможным не только брать, но и отдавать богатство.

Только в начале нового, 21-го, века меценатство начало возрождаться, демонстрируя свои самые благородные цели и первые достижения. Хотелось бы, чтобы о делах новых российских благотворителей и меценатов побольше писала пресса, чтобы снимались о них фильмы, чтобы их пример вдохновлял и других бизнесменов на благие дела.

Олег Олейник издал книгу «Эпоха милосердия. Филантропы и Меценаты ХХI века. В ней представлены более пяти тысяч имен благотворителей нового времени. Девиз книги – мы объединились для добрых дел. Современный бизнесмен уже не похож на купцов и дворян 19-го века, он вынужден активно трудиться, чтобы иметь свободные средства.

Меценатство в России возрождается, благодаря еще одному фактору. Во времена революции были отвергнуты все религиозные морально-нравственные постулаты, их заменили моральным кодексом строителей коммунизма. И в нем не было практически ничего из того, что призывало людей делиться состоянием.

Возвращение к религиозности современных бизнесменов служит стимулом к тому, чтобы накопления тратились не только на себя. Конечно, не все предприниматели поддерживают эти идеи в частности и религию в целом, но от всех этого и не требуется.

Даже понимание того, что деньги – это не достоинство человека, это данность для благополучия в жизни, уже радует.

Современные меценаты России

Российский портал «Меценат» назвал 5 крупнейших благотворительных фондов в России, которые делают колоссальное количество добрых дел для жителей нашей страны и для развития социальных проектов.

Это благотворительный фонд Владимира Потанина, который поддерживает образование и культуру, предоставляет стипендии талантливым студентам и преподавателям, его бюджет в год составляет более 8 миллионов долларов.

Фонд «Вольное дело» формирует Олег Дерипаска поддерживает талантливую молодежь, школы, тратит средства на реабилитацию инвалидов, восстановление храмов, монастырей. Только одна из его программ «Храмы России» оперирует средствами 7 миллионов долларов в год.

Важно

Дмитрий Зимин организовал благотворительный фонд «Династия». Это семейный фонд, поддерживающий российскую науку начиная со школ и заканчивая инновационными разработками на сумму 5 миллионов долларов в год.

Директор корпорации «Уралсиб» Николай Цветков создал детский фонд «Виктория», который помогает детям-сиротам, содействует созданию семейных детских домов. Их бюджет в год – 3 миллиона долларов.

И завершает пятерку фонд «Связь времен», который занимается возвращением в Россию утраченных ею культурных ценностей. В рамках этого фонда работает проект «Добрый век», в его рамках оказывается помощь людям с психиатрическими заболеваниями и проводится реформа системы психиатрической помощи.

Е.Щугорева

Источник: http://indivip.ru/raznoe/mecenatstvo-v-rossii.html

Ссылка на основную публикацию