История слова меценат

Кто такие меценаты? – Значение и примеры

Если вы находитесь на данной страничке, значит, вы любите умные слова и фразы. Как правило, история происхождения (этимология) умных слов достаточно простая.

Она состоит из нескольких латинских или греческих слов. Но этого нельзя сказать о слове «Меценат». Именно о нем мы и будем говорить прямо сейчас.

Кто такой меценат

Меценат – это человек, который оказывает безвозмездную помощь из собственных средств для развития науки и искусства.

Интересен факт, что это красивое слово происходит от обыкновенного имени. Так звали Гая Цильния Мецената – богатого римлянина, который во время правления императора Августа оказывал всяческую поддержку искусству того времени.

Современники отзывались о нем, как об очень достойном муже. Он никогда не лизоблюдничал и не пресмыкался перед правителями, хотя и был чрезвычайно состоятельным человеком.

Не занимая никакой официальной должности, Меценат являлся одним из влиятельнейших людей при императоре Августе. Именно благодаря ему многие проекты по устроению Римской Империи были реализованы и принесли большую пользу стране.

Обратите внимание

Собственно после того, как Меценат вошел в историю, как покровитель любых творческих устремлений, меценатами стали называть всех, кто из собственного кармана поддерживал науку и искусство.

Интересно, что многие меценаты известны наряду с теми, кого они поддерживали. В качестве примера можно привести олигархическое семейство Медичи, которые с 13 по 18 века регулярно становились правителями Флоренции.

История знает их, главным образом потому, что они были ключевыми спонсорами многих выдающихся гениев эпохи Возрождения.

Меценатство в России начало развиваться в 18 веке. Вторая половина 19 столетия стала золотым временем для меценатов России. В богатых загородных домах влиятельных дворян можно было видеть уникальные памятники российского и европейского искусства, а также обширные библиотеки.

Что же, теперь вы знаете, кто такие меценаты. Чтобы запомнить это слово, просто употребите его пару раз в разговорной речи.

Например, вы увидите, как молодой папаша покупает своему отпрыску краски для занятий живописью. Не упустите шанса сострить:

— Да вы, батенька, меценат!

Теперь слово меценат будет ассоциироваться у вас с благотворительностью в пользу искусства и науки, а не просто с именем римского деятеля Гая Цильния Мецената.

Если вы любите Интересные Факты и склонны к саморазвитию, — обязательно подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org в любой социальной сети. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Источник: https://interesnyefakty.org/metsenat/

Исторический словарь – значение слова Меценат

— богатый покровитель наук и искусств, спонсор чего-либо, по имени римского богача, жившего в I в. до н. э., который прославился покровительством и материальной поддержкой поэтов и художников.

Смотреть значение Меценат в других словарях

Меценат — мецената, м. (книжн. и ирон.). Богатый покровитель наук и искусств. (По имени богатого римского патриция эпохи Августа).
Толковый словарь Ушакова

Меценат М. — 1. Богатый покровитель наук и искусств.
Толковый словарь Ефремовой

Меценат — -а; м. Книжн. Богатый покровитель наук и искусств. Богатый, щедрый м. Покровительство мецената. ◁ Мецена́тка, -и; ж. Мецена́тский, -ая, -ое. М. каприз. М-ая щедрость. М-ая……..

Толковый словарь Кузнецова

Меценат — бескорыстный покровитель, способствующий развитию науки и искусства, выделяя для него материальную помощь из личных средств.

Экономический словарь

Меценат (mеcеnat) — Этот термин широко используется во многих европейских, но не в англоязычных странах. Он происходит от имени Гая Мецената, который был важной фигурой в ранний период……..
Экономический словарь

Меценат — – бескорыстный покровитель, выделяющий материальную помощь из личных средств на развитие науки и искусства.
Юридический словарь

Меценат — (Maecenas) (между 74 и 64-8 до н. э.) – в Др. Риме приближенныйимператора Августа, выполнявший его дипломатические, политические, а такжечастные поручения. Его покровительство……..
Большой энциклопедический словарь

Меценат — Гай Цильний (Gaius Cilnius Maecenas) (p. между 74-64 – ум. в 8 до н. э.) – приближенный имп. Августа. Никогда не занимая гос. должностей, исполнял для Августа важные политические и дипломатические……..
Советская историческая энциклопедия

Меценат — (Maecenas). Римский всадник, друг и советник императора Августа, покровитель Горация и Виргилия. Умер в 8 г. до Р.Х.
Энциклопедия мифологии

Меценат — (имя собств. лат. ) – один из приближенных императора Августа (Древний Рим I век до н. э .), выполнявший его дипломатические, политические, а также частные поручения. Покровительство……..
Философский словарь

МЕЦЕНАТ — МЕЦЕНАТ, -а, м. Богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует какому-н. делу, начинанию. Спортивные меценаты. || ж. меценатка, -и. || прил. меценатский, -ая, -ое.
Толковый словарь Ожегова

Посмотреть в Wikipedia статью для Меценат

Источник: http://slovariki.org/istoriceskij-slovar/25987

Меценат – это… что такое меценат?

  • МЕЦЕНАТ — МЕЦЕНАТ, ГАЙ ЦИЛЬНИЙ (Gaius Cilnius Maecenas) (ок. 70 8 до н.э.), выдающийся римский государственный деятель, покровитель искусств. Меценат происходил из богатой семьи и гордился своим этрусским происхождением (Цильний его имя по матери,… …   Энциклопедия Кольера
  • МЕЦЕНАТ — [лат., имя собств. Maecenas (Maecenatis)] богатый покровитель наук или искусств. Ср. СПОНСОР. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. МЕЦЕНАТ Римский вельможа, покровитель ученых поэтов. Теперь вообще вельможа, покровитель просвещения.… …   Словарь иностранных слов русского языка
  • меценат — См. покровитель… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. меценат благодетель, покровитель; спонсор Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов
  • Меценат — По имени богатого римского патриция Гая Цильния Мецената (между 74 и 64 8 до н. э.), который покровительствовал художникам и поэтам. Его внимание и щедрость к людям искусства славили в своих стихах римские поэты Гораций, Вергилий, Проперций и др …   Словарь крылатых слов и выражений
  • Меценат — Меценат, Гай Цильний; Maecenas, Gaius Cilnius, 70 8 гг. до н. э., римский государственный деятель и писатель. Происходил из аристократического этрусского рода из Арретия (совр. Ареццо), хотя семья отца уже несколько поколений подряд жила в Риме и …   Античные писатели
  • Меценат — лицо, способствующее на безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов
  • МЕЦЕНАТ — (Maecenas) (между 74 и 64 8 до нашей эры), приближенный римского императора Августа, выполнявший его дипломатические, политические, а также частные поручения. Его покровительство поэтам сделало имя Мецената нарицательным …   Современная энциклопедия
  • МЕЦЕНАТ — МЕЦЕНАТ, мецената, муж. (книжн. и ирон.). Богатый покровитель наук и искусств. (По имени богатого римского патриция эпохи Августа). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова
  • МЕЦЕНАТ — МЕЦЕНАТ, а, муж. Богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует какому н. делу, начинанию. Спортивные меценаты. | жен. меценатка, и. | прил. меценатский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… …   Толковый словарь Ожегова
  • Меценат — (Maecenas). Римский всадник, друг и советник императора Августа, покровитель Горация и Виргилия. Умер в 8 г. до Р.Х. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) …   Энциклопедия мифологии
  • Меценат — Меценат  лицо, способствующее на безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств. В нарицательном смысле меценатом именуют человека, материально помогающего искусству и науке. Название… …   Википедия

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/18490

Что такое Меценат

Значение слова Меценат по Ефремовой:

Меценат — Богатый покровитель наук и искусств.

Значение слова Меценат по Ожегову:

Меценат — Богатый покровитель наук и искусств. вообще тот, кто покровительствует какому-нибудь делу, начинанию

Меценат в Энциклопедическом словаре:

Меценат — (Maecenas) (между 74 и 64-8 до н. э.) — в Др. Риме приближенныйимператора Августа, выполнявший его дипломатические, политические, а такжечастные поручения. Его покровительство поэтам сделало имя Меценатанарицательным.

Значение слова Меценат по словарю Ушакова:

МЕЦЕНАТ, мецената, м. (книжн. и ирон.). Богатый покровитель наук и искусств. (По имени богатого римского патриция эпохи Августа).

Значение слова Меценат по словарю Брокгауза и Ефрона:

Меценат (Гай Цильний Maecenas) — римский государственный деятель. происходил из древнего этрусского рода Цильниев (Cilnii). родился, как предполагают, между 74 и 64 гг. до Р. Х. и по рождению принадлежал к сословию всадников.

Убежденный в необходимости монархического правления в Риме и считая Октавиана наиболее соответствующим идеалу правителя, он стал во время гражданской войны на его сторону и часто исполнял важные его поручения. Так, он был в числе послов, которые должны были в Брундузии устроить примирение Антония с Октавианом.

во время войны с Секстом Помпеем ему дважды приходилось успокаивать народное волнение в Риме. после битвы при Акциуме он разрушил замыслы молодого Лепида. По окончании войны М.

жил в Риме и в отсутствие Октавиана Августа ведал государственные дела, не занимая никакой официальной должности, но будучи вместе с Агриппой самым влиятельным и доверенным другом и помощником Августа и принимая самое деятельное участие во всех действиях императора по устроению государства и упрочению власти.

Важно

Честолюбие, зависть, недоброжелательство были ему совершенно чужды. В своих отношениях к Августу он был свободен от низкопоклонства и заискивания и высказывал с полной свободой свои взгляды, нередко совершенно противоположные планам императора.

Своей близостью к Августу он пользовался для того, чтобы сдерживать страстные порывы, нередко доводившие императора до жестокости. Стали историческими переданные Дионом Кассием (Dio Cass., 54, 6) слова: “Surge tandem, carn i fex!” (Да полно же тебе, мясник!), которыми М. однажды удержал Августа от подписания многих смертных приговоров.

Лучшие поэты того времени находили в М. внимательного и заботливого покровителя и защитника. заслуги его перед ними являются в то же время и заслугами перед римской (латинской) поэзией. Вергилию он оказал помощь против насилия со стороны одного центуриона и хлопотал о возвращении ему отнятого у него имения, о чем поэт рассказывает в своих “Georgica”.

Горацию он подарил свое сабинское поместье. Поклонник основ эпикурейской философии, М. предавался наслаждениям в такой степени, какая даже римлянам того времени казалась чрезмерной. Он умер в 8 г. до Р. Х. (746 от основания города Рима), горячо оплакиваемый друзьями и всем народом и завещав все свое имущество Августу.

Из его сочинений (преимущественно о предметах естественноисторических) уцелели только отрывки. Имя М., как поклонника изящных искусств и покровителя поэтов, сделалось нарицательным. См. монографии Мейбома (1653) и Лиона (1824). затем: Web er, “Ueber den Charakter des M&auml. cenas” (в Jahns “Jahrb &uuml.cher f&uuml.r Philologie und P&auml. dagogik”, Suppl. 9, Лейпциг, 1843). Frandsen, “Macenas, eine historische Untersuchung &uuml. ber dessen Leben und Wilken” (Альтона, 1843). Gardthausen, “Augustus und seine Zeit” (I, Лейпциг, 1891).

Определение слова «Меценат» по БСЭ:

Меценат — Гай Цильний (Gaius Cilnius Maecenas) (р. между 74-64 — умер 8 до н. э.), римский государственный деятель, приближённый императора Августа, убеждённый сторонник монархии. Никогда не занимая государственных должностей, выполнял в 30-х гг.

для Августа важные политические и дипломатические миссии (например, при переговорах с Марком Антонием), а также частные поручения (при заключении брака Августа со Скрибонией). Известен своим влиянием на современную ему литературную жизнь Рима.

Дружил с лучшими поэтами своего времени — Горацием, Вергилием, Проперцием и др., оказывал им покровительство и защиту. От собственных сочинений М. (прозаических и стихотворных) дошли небольшие отрывки. Имя М. как покровителя деятелей науки и искусства стало нарицательным.
Лит.: Полонская К. П.

, Римские поэты эпохи принципата Августа, М., 1963. Andre J. М., Mecene. Essai de biographie spirituelle. P., 1967.
Бюст Мецената. Лувр. Париж.

Расскажите вашим друзьям что такое – Меценат. Поделитесь этим на своей странице.

Источник: http://xn—-7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/mecenat.html

Кто такой меценат – определение и история, известные русские и российские, отличие от благотворительности

Тема материальной поддержки науки и искусства всегда очень актуальна в обществе.

Читайте также:  Лучшие фото брэдли купера

Попытка разобраться, кто такой меценат и какие бывают формы благотворительности, уведет нас вглубь веков (подобные покровители были еще во времена Древнего Рима).

Можно долго рассуждать насчет искренности мотивов этих благодетелей (ведь даже самого Гая Цильния Мецената сложно назвать бескорыстным), но важно одно – история искусств была бы другой без щедрого покровительства обеспеченных людей.

Что означает слово меценат

Захотев уточнить в энциклопедии, что такое меценатство, можно легко узнать, что это способ финансовой поддержки культурных проектов.

Покровителями культуры выступают обеспеченные предприниматели, которые часто и сами являются известными коллекционерами (широко известен пример Павла Третьякова, чьим именем названа крупная московская галерея, начинавшаяся как частное собрание).

Значение слова меценат происходит от имени древнеримского деятеля времен императора Октавиана, прославившимся поддержкой творческих инициатив. Благоприятные финансовые условия для римских поэтов и философов быстро сделали имя Мецената нарицательным, прославив его в веках.

Совет

Но не нужно упускать из внимания, что денежными инвестициями решались насущные государственные задачи, поэтому эту помощь нельзя назвать безвозмездной. Скорей тут речь идет о взаимовыгодной сделке, когда деятели искусств получали деньги, а заказчик – политическую рекламу.

Меценатская деятельность

В большинстве случаев филантропы не исходят из корыстных побуждений в своей деятельности – ими двигают самые благие намерения.

Из истории мы знаем семейство Медичи, известное своей поддержкой художников Возрождения, в России на слуху фамилии Мамонтова, Морозова или Рябушинского.

Эти люди стали известны как благодетели – будучи предпринимателями и состоятельными людьми, они не жалели денег для искусства.

Известные меценаты

История знает немало случаев, когда искренние побуждения, подкрепленные небольшим финансовым участием, с годами становились грандиозными проектами в области искусства, науки или образования.

Как пример можно привести Гарвардский университет, названный в честь священника Джона Гарварда, в XVII веке пожертвовавшего 779 фунтов этому заведению.

Хорошее финансовое состояние позволяет инвестировать несколько направлений – так, на деньги миллионера Эндрю Карнеги, было открыто свыше 3 000 американских библиотек, Питтсбургский университет, плюс благотворительный фонд.

Нашей стране тоже есть чем гордиться в области благотворительной деятельности – меценатство в России способствовало развитию художественных проектов, музеев, галерей, реализации отдельных творческих личностей.

Если посмотреть, кто такой меценат в социальном плане, то в прежние времена отечественными благотворителями чаще других были купцы или фабриканты, не жалевшие денег на поддержку искусства, поэтому спустя 150-200 лет в нашей стране с благодарностью вспоминают их.

Меценаты России 19 века

Позапрошлое столетие оказалось тем «золотым веком», когда традиции российской благотворительности смогли проявить себя в полной мере.

Бизнесмены того времени понимали свою социальную роль и не жалели средств для финансирования проектов, развивающих русскую культуру или науку.

Талант Виктора Васнецова или Михаила Врубеля проявился бы в любом случае, но благодаря помощи спонсоров у них получилось добиться гораздо большего.

Савва Мамонтов

Принадлежавшее этому крупному бизнесмену имение Абрамцево в 80-х годах XIX века стало своеобразным центром художественной жизни России. Сюда приезжали работать Илья Репин, Михаил Нестеров, Константин Коровин, многие другие талантливые художники.

Интересы благотворителя распространялись и на музыкальную сферу – так, он оказывал поддержку Федору Шаляпину и другим талантливым певцам.

Дело дошло до организации частной оперной труппы, выступления которой на сцене театра Солодовникова имели большой успех.

Купцы Третьяковы

Биографии Павла и Сергея Третьяковых хорошо отвечают на вопрос «Кто такой настоящий меценат?». Братья были не только купцами и фабрикантами, у которых трудились десятки тысяч рабочих, они еще и поддерживали талантливых художников.

Приобретая картины для собственной коллекции (например, такие знаменитые полотна, как «Тройка» или «Сельский крестный ход на Пасху» Павла Перова), Павел Третьяков создал целую галерею, открытую для общественного просмотра и позднее переданную в дар Московской городской думе.

Посетить галерею может и сегодня каждый желающий.

Павел Третьяков не только покупал готовые картины для своего собрания, он активно заказывал новые у талантливых художников (например, Ивана Крамского). Благодаря его стараниям были написаны портреты выдающихся писателей того времени – Льва Толстого, Николая Некрасова, Федора Достоевского, Ивана Тургенева и других, сохранив в веках облик классиков русской литературы.

Морозовы

Старообрядческий род купцов и промышленников Морозовых по оценкам журнала Forbes входит в топ-5 крупнейших дореволюционных предпринимателей России.

Основатель династии Савва Морозов происходил из крепостных крестьян. Освободившись, он выкупил у помещика часть мануфактуры и со временем стал владельцем крупнейшей российской бумагопрядильной фабрики.

Его наследники успешно продолжили и развили начатое дело,

Многие из Морозовых известны как коллекционеры и благотворители.

Иван Абрамович увлекался импрессионистами, Алексей Викулович открыл Музей фарфора, Михаил Абрамович не только был директором Русского музыкального общества, но и финансировал Греческий зал в Государственном музее изобразительных искусств.

Не остались в стороне и Варвара Алексеевна, открывшая библиотеку-читальню, и Сергей Тимофеевич, основавший музей кустарного искусства. Но больше всего знаменит Савва Тимофеевич Морозов, вложивший много денег в Московский художественный театр.

Меценаты России нашего времени

Современные меценаты продолжают дело своих предшественников из дореволюционной России. Например, Владимир Потанин является не только одним из богатейших людей нашей страны, но и занимает пост председателя попечительского совета Государственного Эрмитажа.

В лучших традициях русского меценатства, его личные пожертвования для фонда этого музея составили 5 миллионов долларов.

В 2013 году он первым из российских предпринимателей выступил с филантропической «Клятвой дарения», передающей на благотворительность не менее половины своего состояния.

Видео

Источник: https://onlineadvice.ru/4522-kto-takoy-metsenat.html

Меценатство и его покровители. Меценаты – кто они?

Меценат – кто это? Что это за человек? Чем занимаются меценаты? Какую пользу они приносят обществу?

В нашей стране сейчас не самые легкие времена. Уровень культуры находится в тяжелой ситуации. Большинство театров, музеев, библиотек, особенно в провинциальных городах, остро нуждаются в поддержке.

Если раньше библиотеки, музеи посещало немалое количество людей разных возрастов, то сейчас же их становится с каждым годом все меньше и меньше. И это ужасно, ведь с появлением глобальной сети интернет, многие забыли дорогу в библиотеки, а с появлением гаджетов и то, как выглядит старая книга.

А сколько музеев по стране были закрыты за ненужностью!

Если провести социальный опрос среди населения на тему меценатства, то процент вразумительного ответа не велик. Слово знакомо многим, а вот дать интерпретацию сможет не всякий, независимо от возраста.

Обратите внимание

Осознавая это, становится грустно, потому что наша великая страна была известна своей благотворительностью и меценатством.

Меценатство и его покровители. Меценаты – кто они?

Искусство требует пожертвования.
Донат Мечик

ИЗ СТАТЬИ ВЫ УЗНАЕТЕ:  [] 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

↑Меценат – это человек, который оставляет немалый след в жизни государства. Не тайна, что есть такие состоятельные люди, бизнесмены, предприниматели, которые финансируют детские дома, онкологические центры, детский спорт, музыкантов, мастеров живописи, молодых писателей и т.д. Благотворительностью называется щедрость на определенные вещи, лекарственные препараты и прочие источники.Меценат — это личность, дарственно помогавшая в формировании науки и искусства, предоставляет денежную помощь из личных средств. Меценат простыми словами это благотворитель, альтруист.Меценатство — это отечественная традиция, отражающая духовную возможность российского общества. Если обернуться к истокам культурного развития нашей страны, стоит помнить о русских меценатах, благодаря им русская культура поднялась на высшую ступень развития. Именно с помощью меценатов были открыты Щукинское училище, Третьяковская галерея, Московский театр художников.Восстановление интеллектуальности помогло выйти России из экономического кризиса. За счет финансирования меценатов были созданы мемориалы нашей культуры. Монументы и сейчас не оставляют жителей нашего огромного государства равнодушными.

Название меценат возникло от древнеримского подвижника Гая Цильния Мецената. Он являлся благодетелем искусств при императоре Августе. Корни меценатства в нашем государстве уходят в глубокую древность. Государи, цари помогали при постройке храмов, дворцов, а также иконописцам, писателям, художникам и т.д. Значительный взлет в участии меценатов был во времена Екатерины II.

Этот период можно назвать периодом коллекционирования. К примеру, Граф Орлов создал замок, в котором расположилась огромная библиотека.Серьезным собирателем и меценатом был Безбородко А.А. У него в собственности была картинная галерея, в дальнейшем все было передано Академии художеств.

Род Демидовых являлись тоже благотворителями, они передали выдающуюся коллекцию минералов Московскому университету. Потомок великого полководца Румянцева-Задунайского собрал большое собрание раритетных рукописей, книг, медалей, монет.Нужно отметить и род Шереметьевых, он оказывал помощь театрам, хорам, ансамблям. У благодетелей на социальное благо формировались специальные правила.

Аристократы были награждены высочайшими государственными наградами, купцы награждались дворянскими титулами. Поднимаясь и крепнув ценности сохранились и по сегодняшний день.

Ежели человек, произведший в свою пользу отчуждение на сумму в несколько миллионов рублей, сделается впоследствии даже меценатом и построит мраморный палаццо, в котором сосредоточит все чудеса науки и искусства, то его все-таки нельзя назвать искусным общественным деятелем, а следует назвать только искусным мошенником.
Михаил Салтыков-Щедрин. История одного города

↑Русские люди в подавляющем большинстве разнились от европейцев своим подходом к вопросу предоставления помощи представителям культуры и искусств. В нашей стране меценатство это материальное содействие, которое не несет в себе интереса для себя.В Европе отнюдь за счет занятиями благотворительностью снижали налоги для благотворителей или во все избавляли от них. Поэтому бескорыстна ли была их помощь, судите сами.

  1. Первый купец, потянувшийся к меценатству во второй половине 19 столетия, стал Кокорев В.А. Купец являлся винным откупщиком и железнодорожным подрядчиком. Кокорев первым основал и вложил немалое количество денег в первое хранилище произведений живописи. В ней было около 600 произведений живописи, которые он сам собрал. Также его имя прославилось благодаря открытию жилища для юных талантов в Тверской области.
  2. Невероятно яркой особой был коммерсант из Москвы, пайщик текстильных фабрик, банка и пивоваренного общества – Солдатенков К.Т. Являвшийся книжным издателем он, не освоив начальную школу, плохо читал, не считая старообрядческие книги. Он издавал их, тем самым старался пополнить русскую культуру. Занимался переводами с французского языка, собрал около 8 тысяч книг и 15 тысяч экземпляров журналов, в его владении была галерея картин, хранящая около 270 произведений искусств. Все это Солдатенков К.Т. отписал музею м. Румянцева. Данный коммерсант не щадил деньги и на культуру, и на потребности общества. Он пытался помочь с образованием и с лечением населению, являлся основателем Боткинской больницы.
  3. Сыновья династии Щукиных, в частности – второй сын Петр (а их было 4: Сергей, Дмитрий, Петр. Иван) во время прохождения практики в Лионе скупал книги французских писателей, гравюры. Скупая барахло на Сухаревском базаре в столице, он на длительное время погружался в мешки, наполненные покупками и отбирал все самое лучшее. После смерти отца его возможности в разы увеличились. Появились финансы, и он взялся за строительство двухэтажного дома с целью расположения своей коллекции. Осенью 1893 года открывается его собственный музей, в котором имеют свое место быть единственные в своем роде документы – Евангелии 13 века, древнее оружие, отечественный фарфор, памятники прикладного искусства. В 1896 году музей стал свободным для всех без исключения.
  4. Сергей Щукин (брат Петра) собрал коллекцию произведений живописи известных художников, таких как Гоген, Ван Гог, Матисс, Ренуар. Насчитывалось примерно 221 полотно. Дмитрий Щукин любил коллекционировать живопись, в его коллекции насчитывалось 604 полотна, они являлись произведениями западной жизни 16-17 веков. В будущем часть коллекции братьев Щукиных была отдана в дар музею изобразительных искусств А. С. Пушкина.
  5. В ряду людей-меценатов были и те, кто жертвовал денежные средства из-за любви к культуре России, но они не кичились этим. Меценатами без излишеств считается династия Третьяковых. Именно им принадлежит Третьяковская галерея.

    Братья Третьяковы Павел и Сергей родились в коренной купеческой семье, они имели превосходное образование (были частыми посетителями Малого и Большого театра). Получив образование, они с успехом развивали промысел родителя – торговля льняным полотном. Оба брата были неравнодушны к искусству.

    Сергей Михайлович Третьяков за свои шестьдесят лет своей жизни собрал 84 произведения, 52 из них принадлежали и зарубежным живописцам. После его ухода из жизни все по наследству перешло его брату Третьякову Павлу Михайловичу. В дальнейшем все произведения он подарил хранителям произведений живописи.

    Павел Михайлович тратил не малое состояние на куплю картин. Он был очень прилежным в своих расходах, не чествовал роскошь, но оказывал денежную помощь художникам, находящимся в тяжелом положении.

    Павел Михайлович на удивление считался скромнейшим человеком, редко выходил в принадлежащую ему галерею в присутствии посетителей.

  6. В 19 веке меценатством промышляли не только люди состоятельные, но и обычные люди. Само собой, их вклад был не огромен, но отмечается, что такие люди отдавали стране многое.

    Немалые инвестиции внес С.И. Мамонтов. Свое состояние он сколотил на сооружении железных путей. Помог художникам и актерам театра создать Московскую частную оперу, позже в ней распивались такие знаменитости как Рахманинов и Шаляпин. С.И. Мамонтов очень чтил оперу, и с превеликим удовольствием ее финансировал.

    Принадлежащая ему Московская частная опера успешно превзошла все предположения в 1896 году, после чего опера являлась существенным событием культурной страницы в стране.

Список меценатов в России огромен, всех лиц, которые безвозмездно вкладывали свои средства в искусство, культуру, науку, не задумывались о доходах. Не забывайте, что меценатством загорались люди разного типа и финансового положения.

Нет покровителей надежнее, чем наши собственные способности.
Вовенарг

↑В современном же мире благотворительность существует, но средства массовой информации освящают ее крайне редко. Существуют благотворительные фонды, есть спонсоры, но о них известно крайне редко.На слуху у многих миллионер Владимир Потанин, этот коммерсант инициативно участвует в акциях помощи и заявил, о завещании всего своего миллионного состояния на благотворительные нужды. Благотворительный фонд Владимира Потанина занимается не малыми проектами в области культуры и образования.Также отметим и Дерипаска О.В., ему принадлежит фонд «Вольное дело», он занимается образованием, культурой, спортом и наукой. Вдобавок фонд финансирует монастыри, Эрмитаж, и не малое количество театров по России.Корпорация «Уралсиб» Цветков Никола основал фонд «Виктория», он помогает детям-сиротам.

Благотворительностью занимаются и такие компании:

  • «Газпром»;
  • «ЛУКОЙЛ»;
  • «Банк Альфа»;
  • фонд Первого канала «Подари Жизнь», помогающий детям с пороками развития и с оплатой лечения сложных дорогостоящих операций и другие.

↑Занятия, добровольным безвозмездным содействием которое было направлено на формирование научной деятельности, искусства, культуры, здравоохранения, образования и других сфер, которые помогли расцвести нашей стране, считалось священной обязанностью.Благотворительность не преследовала меркантильные цели и не была нацелена на получение доходов. При помощи меценатов были проведены многочисленные трансформации в городе. Были отстроены поликлиники, университеты, театры, картинные галереи, исторические музеи, библиотеки и т.д. Как в центре, так и в провинции нашей не малой страны есть возможность отыскать немалое количество актов проявления благотворительности и меценатства.Давайте зададимся вопросом, а всякий ли предприниматель, миллионер может стать покровителем искусства? Не слышала, чтобы кто-то из современных миллионеров открыл бы картинную галерею, или подарил бы библиотеке эксклюзивные книги. Подводя итог, можно сказать, что меценатами не рождаются. Ими становятся в течение жизни, и правильно будет современным меценатам направить свои финансы на восстановление того, что было создано предшественниками столетия назад.

А вы, дорогой читатель, сможете подарить кому-либо, например, редкую картину, книгу, монету, которая находится в вашем владении?

Холод Виктория · 12 июл, 2018

Источник: https://PsyMod.ru/tipy-lyudey/2544-mecenatstvo-i-ego-pokroviteli-mecenaty-kto-oni.html

Кто такой меценат

Оказывающий помощь деятелям искусства, больницам, музеям или развитию спорта может ли считаться меценатом? Основываясь на определении понятия, можно сказать, что не вся вышеперечисленная деятельность относится к меценатству. Само понятие является скорее частью такого обширного значения как благотворительность. Меценатство — узкая его составляющая, направленная на помощь искусству, осуществляемая бескорыстно.

Бескорыстие выгодно отличает направление от спонсорства, схожего по своей структуре, но имеющего серьезное отличие в необходимости получить прибыль от вложений в спонсируемый проект. Меценат же не ждет отклика от своих вложений, рассчитывая лишь в дальнейшем процветании самого проекта.

Так же обстоит дело и с самим понятием «благотворительности», которое объединяет несколько узких направлений, но в целом основано на сострадании.

Термин

Свое происхождение название берет от имени римского вельможи, зарекомендовавшего себя как помощника гонимых властью поэтов и писателей времен Октавиана. Благодаря его деятельности мир знаком с таким произведением как «Энеида», а также множеством других творений, созданных поэтами древности.

Будучи влиятельной фигурой, не боявшейся заступиться за неугодного поэта, Гай Меценат стал достойнейшей личностью, заслужившей остаться в памяти потомков, поэтому его именем назван термин, характеризующий деятельность, которой занимался древний римлянин.

Как возникло направление

Нельзя точно определить время возникновения термина, потому что деятели искусства и культуры нуждались в покровительстве всегда.

Во все времена существовали опальные писатели, помощь которым приходила из разных источников.

Причины для ее оказания могли быть самыми разными, были и по истине влюбленные в искусство люди, стремящиеся оказать творцам поддержку, а порой дань моде становилась основным рычагом к поддержке поэтов-бунтарей.

Лишь в период правления королей «домашнее рабство» приобретает форму различного рода наград и поощрений. Меценатство начинает раздавать придворные должности и почетные звания, обретая более приемлемую и завуалируемую форму поддержки.

Что движет меценатами

Российская форма меценатства, прежде всего, существует в оказании денежной поддержки культуре. Эта помощь является бескорыстной, оказывая материальную поддержку, дающий ее не ожидает ответных даров и прибыли.

В западной форме данной деятельности более присущ принцип «ты мне — я тебе» — обоюдная помощь мецената и государства. Ответным действием власти может быть освобождение благотворителя от налогов или снижение их размеров.

И все же, основной движущей силой меценатства выступает высокий уровень нравственности благотворителей. Их желание видеть развитие искусства, сопровождаемое милосердием и состраданием меценатов. Свой расцвет в России направление получило в начале XX века.

Развитие в России

  • Свое развитие понятие меценатство получило в конце XVIII века. Одним из первых меценатов был Александр Строганов, Граф получил свою известность благодаря любви к коллекционированию. Его страсть к составлению коллекций картин разбавляло стремление к поддержке русских поэтов. Оставаясь главой Академии художеств до самой кончины, граф возглавлял, курируемую им, Публичную библиотеку. По инициативе представителя знати началось привлечение отечественных архитекторов к строительству, ставшим в дальнейшем, культовых сооружений Петербурга.
  • Дальнейшее развитие меценатства зависело от деятельности купцов России. Вопреки расхожему мнению, большинство купеческой знати обладало образованием и хорошим вкусом. Именно благодаря данному сословию меценатство в России укоренилось и продолжило свой путь. Воспитанные на традициях потомки старообрядцев считали своим долгом развитие России и несли ответственность перед Всевышним за свое богатство, что приводило к оказанию помощи деятелям искусства. Получалось, что меценаты руководствовались, прежде всего, зовом сердца, а не принуждением.
  • Еще одним ярчайшим даром меценатства России стала открытая в Москве галерея, собранная из выкупленных купцами Третьяковыми ярчайших произведений искусства. Художественная галерея продолжает и сегодня просвещать население страны, приобщая все больше поколений к искусству и культуре.

Современное общество нуждается в меценатстве также, как и во времена зарождения данного направления благотворительности. Однако необходимо помнить, что меценатство не является способом обогатиться, а лишь зовом сердца, стремящимся к повышению культурного уровня страны.

Источник: https://microzajmi.ru/kto-takoj-metsenat/

Из истории слова Меценат (материалы к энциклопедическому словарю «М. В. Ломоносов»)

© 2011

Т. Е. Абрамзон

ИЗ ИСТОРИИ СЛОВА МЕЦЕНАТ (МАТЕРИАЛЫ К ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОМУ СЛОВАРЮ «М. В. ЛОМОНОСОВ»)

В статье рассматриваются условия и механизмы заимствования имени собственного «Меценат». Главным проводником этого слова в русскую культуру явился М. В.

Ломоносов, который присвоил имя римского покровителя искусств российским государственным деятелям.

Важно

Слово меценат, вобравшее в себя значения «любителя прекрасного», «судьи художественного творчества», «просителя за науки перед высшей властью», стало обусловливать социокультурное поведение определённого слоя русской властной элиты.

Ключевые слова: культура XVIII в., история слова, меценат, М. В. Ломоносов, И. И. Шувалов.

Слово меценат было импортировано в русский язык в первой трети XVIII века, составив конкуренцию таким словам, как покровитель, благодетель, рачитель, защитник, заступник и др. Точкой отсчёта в российской истории слова меценат исследователи называют время правления Анны Иоанновны: И. М.

Се-чихин предварил свой перевод физиогномического трактата «Анфроскопия» (1732) обращением к влиятельному вельможе, назвав его «Мецена благородный», «патрон великодушный» [Николаев 1996: 138-139; Кочеткова 2008: 89].

Не зафиксированное в обширном и обстоятельном Словаре Академии Российской (17891794) слово меценат достаточно активно функционировало в культурном обиходе века Просвещения, о чём свидетельствуют статьи в лексиконах конца столетия.

В известном, выдержавшем более десятка переизданий «Словаре пиитико-исторических примечаний» (1781) Аполлоса (А. Д. Байбакова) читаем: «МИЛОСЕРДЫЕ: Дидона, Александр великий, Тит, Меценат к наукам» [Аполлос 1781: 26].

Данный словарь прояснял русским читателям смысл мифологических и исторических имен и одновременно служил подспорьем начинающим поэтам, осваивавшим античный «поэтический реквизит». Схожее значение указано и во французско-русском словаре, составленном И. Татищевым: «Mécène, s. m.

Меценат, покровитель наук» [Полный французский и российский лексикон 1798: 107]. Формулировки конца XVIII века почти дословно совпадают с современным определением: «Меценат. Богатый покровитель наук и искусств.

Совет

Умел он [Ломоносов] за себя постоять и не дорожил ни покровительством своих меценатов, ни своим благосостоянием, когда дело шло о чести или о торжестве его любимых идей. Пушкин. Путешествие из Москвы в Петербург » [БАС, 10, 2008: 146]. Следует подчеркнуть, что дефинициям XVIII-XX вв. присуща некоторая абстрактность. Неясно, напр.

, в чём именно заключаются «милосердие» и покровительство мецената российского по сравнению с римским; каковы социокультурные условия, приведшие к заимствованию слова меценат, а также каковы механизмы адаптации этого слова в русском языке и наполнения его специфическими смыслами.

Абрамзон Татьяна Евгеньевна — доктор филологических наук, профессор кафедры русской классической литературы Магнитогорского государственного университета. E-mail: ate71@mail.ru

Русская рецепция имени знаменитого римлянина Меценат, уже через сто лет после смерти его обладателя ставшего апеллятивом [Гаспаров 1997: 77], по нашему мнению, связана с разносторонней деятельностью Ломоносова, в свою очередь обусловленной особенностями «вдруг» появившейся новой культуры России.

Стремительное развитие наук и светского искусства опережало адаптацию к ним в обществе: вельможи терялись в догадках, как следует реагировать на присланные им литературные произведения; чиновники не знали, как приспособить «Табель о рангах» (1722) к академической службе, не предусмотренной петровским законоположением.

Несинхронность этих процессов породила такую черту русской культуры того времени, как переплетение «социального», научного и художественного творчества, слияние нескольких общественных «ролей» (художника, учёного, организатора) в одной фигуре — в полигисторе М. В. Ломоносове.

Он не только выдвигает научные гипотезы и доказывает их, но и создаёт условия, социальные и культурные институции, в рамках которых результаты трудов всех академиков были бы востребованы.

Для достижения научных целей и решения административных вопросов он использует различные способы. Так, в попытке решить вопрос о рангах для академических служащих М. В. Ломоносов подавал президенту Академии графу К. Г. Разумовскому официально оформленную «челобитную» от имени «всех профессоров» (12 июля 1748 года) [Ломоносов, 9, 1957: 801]. Об этом же М. В.

Ломоносов просит и в письме 1748 года (июля 12 — сентября 3) к тому же адресату: «Ваше сиятельство имеет случай сделать два великие дела, то есть, исходатайствовать нам ранги, умножить в российском народе почтение и охоту к наукам, а себе тем приобрести вечную славу ваше сиятельство долее не попустит, чтобы мы почитались в одних рангах с теми, которые с адъюнктами нашим учением сравниться не могут, каковы Морской академии учинители» [Ломоносов, 9, 1957: 458]. Но двадцатилетний Президент Академии этому делу «попустил»: ходатайство удовлетворено не было, «бескуражие» академических служащих продолжилось. Не помогла и написанная М. В. Ломоносовым двумя годами спустя идиллия «Полидор», где патрон Академии и новый гетман Украины был назван «многоодаренным».

Обратите внимание

Этот пример демонстрирует не только сложности с государственной легализацией новой для России академической отрасли, но и испробованные М. В.

Ломоносовым способы влияния на сильных мира сего: официальный (челобитная); полуофициальный, дружеский (письмо), рассчитанный на милость и личное участие («милостивое предстательство») вельможи; художественный (стихотворный комплимент с новым «поэтическим именем» К. Г. Разумовского).

М. В. Ломоносов, пытаясь вписать академиков в новую систему, которая работала бы органично, без внешних усилий и постоянных прошений, как бы предлагает президенту Академии модель патронно-клиентских отношений.

За милость — присвоение академическим занятиям статуса государственной службы и тем самым признание пользы наук для Отечества, обеспечение учёным людям безбедного существования и определённого положения в обществе — М. В. Ломоносов обещает К. Г. Разумовскому «вечную славу».

Такой «духовно-материальный обмен» становится впоследствии традиционной схемой в отношениях М. В. Ломоносова (и других деятелей наук и искусств) с его покровителями, при-

чём эта слава на века (или «неподвижное счастье») материализуются «чрез звуки лиры и трубы». Конечно, необходимо было подобрать авторитетное «имя» для этих новых отношений власти и искусства, и Ломоносов позаимствовал необходимый прообраз из авторитетной римской истории.

Практика бескорыстного добровольного покровительства наукам и художествам была связана там с именем богатого римского патриция Гая Цильния Мецената (Maecenas) (74/64-8 гг. до н. э.), друга императора Августа и покровителя целой группы римских поэтов, среди которых знаменитые Вергилий и Гораций.

Известно, что кружок Мецената стал центром литературной жизни в Риме того времени [Fougnies 1947; Andre 1967; Гаспаров 1997: 49-82].

Важно

Благородное происхождение, высокое положение при дворе и значительное состояние, богатство позволили Меценату защищать от давления Августа людей неродовитых, но талантливых, а также субсидировать творчество покровительствуемых им поэтов (Вергилию Меценат «оказал помощь против насилий со стороны одного центуриона и хлопотал о возвращении ему отнятого у него имения, о чем поэт рассказывает в своих “Geórgica”. Горацию он подарил свое сабинское поместье» [Брокгауз, Эфрон 1890-1907 http]).

Из арсенала имён, предоставляемых античной культурой, сложно было бы найти более точное «имя» для главного ломоносовского покровителя — Ивана Ивановича Шувалова, фаворита императрицы Елизаветы, государственного деятеля, обладавшего к тому же «мусическим вкусом». Удивительно, но в письмах М. В.

Ломоносова слово «меценат» отсутствует: обращения к влиятельным персонам чаще всего представляют собой либо официальные эпистолярные формулы с титулами адресатов («милостивый государь», «сиятельнейший граф», «ваше превосходительство», «ваше сиятельство»), либо традиционные русские обращения от «низшего» к «высшему», включающие в себя уточнение о науках: так, Шувалов — это «милостивый покровитель», «милостивый государь и отец», «милостивейший защитник и несравненный благодетель», «штиля судья» [Ломоносов, 9, 1957: 473, 495, 505]; граф Воронцов — «истинный о благополучии наук рачитель», «благодетель и отец», «истинный ученых покровитель» [Ломоносов, 9, 1957: 489, 497, 499]. «Меценатом» же Ломоносов величает Шувалова (и других покровителей) лишь в торжественном риторическом дискурсе, используя это имя в качестве максимально свёрнутого знака исторического прецедента, а именно дружеской бескорыстной помощи поэтам со стороны богатого патриция, приближённого к императору.

Прообраз покровительства римского происхождения Ломоносов проецирует на современную ему ситуацию в российском обществе, неоднократно обращаясь к знаменитым словам Марциала «Sint Maecenates, non deerunt, Flacce, Marones» («Были бы Меценаты: не будет, Флакк, недостатка и в Маронах»). Перелицованная на российский манер, эта модель отношений благодетеля и поэта присутствует и в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1758) («Как не быть ныне Вергилиям и Горациям? Царствует Августа Елисавета; имеем знатных и Меценату подобных предстателей, чрез которых ходатайство ея отеческий град снабден новыми приращениями наук и художеств»); и в «Материалах к Российской грамматике» («Как я радуюсь тем, что имел вас издавна друга, а ныне еще сверх того благодетеля, не токмо мне, но и всем ученым

общаго Мецената. Как не быть Виргилиям и Горациям, когда имеем Мецената») [Ломоносов, 7, 1952: 592, 659]; и в черновом варианте «Слова благодарственного Императрице Елизавете Петровне 1760 года» («1.

Подвигнется Европа; ученые, возвращаясь в отечество, станут сказывать: мы были во граде Петрове, гроб его видели, мы видели Елисаветы, мы видели чудныя дела Божия и Петровы, мы видели там Августово время, Меценатов.

При дворе как любят учоных?») [Ломоносов, 8, 1959: 684].

Непосредственное соотнесение римских и российских деятелей имело своей целью со стороны Ломоносова не только комплиментирование высоких персон путём присвоения им знаменитых древних имён, но и выстраивание отношений между представителя науки и власть предержащими.

Тип римского патронажа, закреплённый в крылатой фразе Марциала, предусматривал двух участников: богатого и влиятельного деятеля, не жалеющего личных средств для развития искусства, и талантливого бедного художника. М. В.

Совет

Ломоносов расширяет и дополняет эту историко-культурную модель («император Август — Гай Цильний Меценат — Гораций, Вергилий») третьим персонажем — главным лицом государства: «императрица Елизавета — Шувалов — Ломоносов».

Кроме того, устремления Ломоносова не сводятся к достижению личных выгод и привилегий, но направлены на распространение наук и художеств в масштабе всей России, на их узаконивание в государственной системе.

Наибольшей многозначностью слово Меценат обладает в поэтических текстах М. В. Ломоносова.

1. Меценат как посредник между учёным и императрицей Елизаветой. Финальные стихи (426-440) дидактической поэмы «Письмо о пользе Стекла» (1752) обращены к адресату послания — И. И.

Шувалову: «А Ты, о Меценат, предста-тельством пред Нею / Какой наукам путь стараешся открыть Мои посильные и малые труды / Коль часто перед Ней (Елизаветой. — Т.А.) воспоминаешь ты!» [Ломоносов, 8, 1959: 522].

«О Меценат» (в первом издании «Мой Меценат») — это такая же риторическая фигура, «поэтическое имя» Шувалова, как и «наш Пиндар» применительно к самому М. В. Ломоносову, «российский Расин» — к Сумарокову, «Минерва» — к Елизавете Петровне или Екатерине II.

Главной функцией российского мецената М. В. Ломоносов считает его посредническую роль между учёным миром и высшей властью роль «предстателя» муз перед императрицей Елизаветой.

Действительно, благодаря хлопотам И. И. Шувалова императрица подписала указ о создании бисерной фабрики Ломоносова на выгодных условиях; благодаря протекции М. И. Воронцова, еще одного мецената Ломоносова, за «Оду на день восшествия на престол Ея Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1748 года» поэт получил неслыханное вознаграждение: «две тысячи рублёв».

Эта сумма в два с половиной раза превышала годовой оклад Ломоносова и способствовала преодолению его финансовых проблем после заграничной учёбы [Ломоносов, 8, 1959: 946].

Обратите внимание

Однако нам неизвестны факты личных субсидий ломоносовских проектов со стороны Шувалова или Воронцова: в отличие от римского, меценатство российское заключалось в том, чтобы добиться «милости» императрицы для поэта-учёного.

2. Меценат как любитель прекрасного. В двенадцатистрочной, чисто комплиментарной миниатюре «Надпись на маскарад 24 числа октября 1754 года в доме Его Превосходительства действительнаго камергера и кавалера Ивана Ивановича Шувалова» Ломоносов восхищается празднеством, устроенным Шуваловым. В надписи Меценат предстает главным образом как эстет (

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-slova-metsenat-materialy-k-entsiklopedicheskomu-slovaryu-m-v-lomonosov

Меценатство Меценат

          Меценатство как качество личности – способность на добровольной, бескорыстной основе давать материальную помощь из личных средств на цели  развития науки и искусства.  

Один богатый меценат пригласил к себе в замок известных композиторов. Гости собрались за столом. Звучит музыка. — Господа! — сказал меценат. — Сейчас вам подадут самое лучшее вино, лучшее среди вин.

Это — как Бетховен в музыке! Когда гости выпили, меценат снова обратился: — Господа! Ну, как вам Бетховен? — Неплохо, — сказал один из композиторов, — но нет ли в ваших подвалах еще и Моцарта с Бахом?

     Своим происхождением слово «меценат» обязано реальному историческому лицу – богатому римскому патрицию Гаю Цильнию Меценату (между 74 и 64 — 8 до н. э.), который покровительствовал художникам и поэтам.

Его внимание и щедрость к людям искусства славили в своих стихах римские поэты Гораций, Вергилий, Проперций и др. Например, Марциал (40—102 до н. э.

) в одной из своих эпиграмм, адресованной Флакку, писал: «Были бы, Флакк, Меценаты, не будет недостатка в Маронах», то есть в поэтах (полное имя Вергилия — Вергилий Марон). Иносказательно: покровитель людей искусства, науки.

    Меценатство на сущностном уровне говорит о не привязанности к собственности, имуществу, деньгам. Истинный меценат понимает душой и осознаёт разумом, что ничего ему в материальном мире реально не принадлежит. Бог дал ему деньги и материальные блага в оперативное управление. Поэтому он стремится отдать Богу богово, а не сидеть, как скупой рыцарь на сундуках с золотом.

       Истинный меценат  усвоил для себя истины: — ничего с собой на тот свет не заберешь; — твоё благочестие во многом зависит от того, как разумно ты использовал вверенные тебе блага; — энергию процветания можно уловить только когда ты служишь людям, когда становишься меценатом и благотворителем.

      Меценатство в благости осуществляется от чистого сердца, от щедрости души. Меценатство  в благости – это способность дарить бескорыстно, без желания славы. Словом, меценатство в благости идёт от высокой нравственности и чистоты сознания.

Важно

      Меценатство в страсти подчинено гордыне и тщеславию.  Это пример ложной духовности. Желание чтобы тебя звали благодетелем.

     Первым меценатом в истории России, — пишет Наталья Семёнова, — был граф Александр Сергеевич Строганов. Один из крупнейших землевладельцев страны, граф больше всего прославился как щедрый благотворитель и коллекционер.

Очень много путешествуя, Строганов увлекся составлением коллекции картин, камней и монет.

Много времени, средств и сил граф уделял развитию культуры и искусства, оказывал помощь и поддержку таким знаменитым поэтам, как Гавриил Державин и Иван Крылов.

    До конца своей жизни граф Строганов состоял бессменным президентом Императорской Академии художеств. Одновременно он курировал Императорскую Публичную библиотеку и был ее директором.

Именно по его инициативе началось строительство Казанского собора с привлечением не иностранных, а русских архитекторов.

Такие люди, как Строганов, открыли путь последующим меценатам, бескорыстно и искренне помогающим развитию культуры и искусства в России.

    Знаменитая династия Демидовых, основоположников металлургического производства России, известна не только огромным вкладом в развитие промышленности страны, но и своей благотворительностью.

Совет

Представители династии опекали Московский университет и основали стипендию для студентов из малообеспеченных семей Ими было открыто первое коммерческое училище для купеческих детей. Постоянно помогали Демидовы Воспитательному дому.

Одновременно они занимались собранием художественной коллекции. Она стала самой крупной в мире из частных собраний.

     Еще один знаменитый покровитель и меценат XVIII века – граф Николай Петрович Шереметев. Он был настоящим ценителем искусства, особенно театрального. В свое время он был скандально знаменит женитьбой на собственной крепостной актрисе домашнего театра Прасковье Жемчуговой.

Она рано скончалась и завещала своему мужу не бросать дело благотворительности. Граф Шереметев выполнил ее просьбу. Часть капитала он потратил на помощь ремесленникам и бесприданницам-невестам. По его инициативе началось строительство Странноприимного дома в Москве.

Также он вкладывал деньги в строительство театров и храмов.

   Купцы Третьяковы не обладали значительным богатством. Но это не мешало им бережно собирать картины знаменитых мастеров, тратя на них серьезные суммы. Сергей Михайлович больше интересовался западноевропейской живописью. После его смерти завещанная брату коллекция вошла в собрание картин Павла Михайловича.

Появившаяся в 1893 году художественная галерея носила имя обоих замечательных русских меценатов. Если говорить только о коллекции картин Павла Михайловича, то за всю жизнь меценат Третьяков потратил на нее около миллиона рублей. Невероятная по тем временам сумма.

Начал собирать свою коллекцию русской живописи Третьяков еще в молодости. Уже тогда у него была точно поставленная цель – открыть национальную общественную галерею, чтобы любой желающий мог бесплатно посетить ее и приобщиться к шедеврам русского изобразительного искусства.

Братьям Третьяковым мы обязаны великолепным памятником русскому меценатству – Третьяковской галереей.

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

Источник: https://podskazki.info/mecenatstvo/

Ссылка на основную публикацию