Джеймс фенимор купер

Фенимор Купер

Знаменитый романист и сатирик Фенимор Купер стоял у истоков американской литературы: автор стал первооткрывателем нового жанра. Творчество писателя, его цитаты и афоризмы не теряют актуальности. Внимание критиков и публики было приковано как к произведениям Купера, так и к его биографии.

Детство и юность

Джеймс Фенимор Купер появился на свет 15 сентября 1789 года в городе Берлингтон (США). Родился в семье судьи Уильяма Купера и дочери квакера Элизабет Фенимор.

В годы революции отец приобрел обширный участок земли возле Нью-Йорка, включающий озеро Отсего. Несколько лет судья налаживал жизнь в посёлке, который в будущем стал городом Куперстаун.

Отец построил дом на берегу озера и решил переселиться туда с женой и 11 детьми.

Портрет Фенимора Купера

Мама мальчика категорически отказывалась переезжать, поэтому Уильям приказал слугам поднять её вместе с креслом, на котором она сидела, и перенести в экипаж. Младшему Куперу на момент переезда был год и два месяца.

Джеймс получил образование в местной школе, также в детстве с ним занимался выпускник Ирландского университета. А другой учитель, закончивший Кембридж, готовил мальчика к поступлению в Йель. В возрасте 13 лет стал студентом Йельского университета, но проучился там всего 3 года. На четвёртый он попытался взорвать дверь спальни студентов и натренировать осла садиться в профессорское кресло.

Фенимор Купер в молодости

Полное высшее образование юноша не получил, поскольку его исключили за систематическое нарушение дисциплины. Так и закончилось для Купера обучение в 1806 году, а наказание стало типичным для того времени – юношу сослали на флот матросом.

Обратите внимание

Годы, проведённые на службе, стали для Джеймса не только полезными, но и счастливыми. Купер дослужился до чина офицера и стал знатоком флота.

Поскольку Джеймс состоял при постройке военного судна на озере Онтарио, в его знаменитом романе «Следопыт» встречаются описания этой местности.

Литература

Джеймс Купер стал писателем случайно. Однажды, читая вслух жене какой-то роман, он заметил, что несложно написать лучше. Сюзан поймала мужа на слове, супруги заключили спор.

Чтобы не показаться хвастуном, за несколько недель Джеймс написал первый роман под названием «Предосторожность». Имя автора скрывалось, потому что американская власть не отличалась лояльностью к английскому правительству.

Но и критики Англии забраковали произведение, потому что события никак не соответствовали фактической истории страны.

Писатель Фенимор Купер

Романтизм в последующих работах куда больше понравилась критикам. Вторым произведением Купера стал знаменитый «Шпион». Герой романа, участвуя в американской войне за независимость, выбирает сложнейший путь служения отчизне: становится разведчиком, выдавая себя за шпиона вражеской армии. Рискуя жизнью, патриот до конца выполняет долг, не думая о наградах и славе.

Роман имел громадный успех: как в Америке, так и в Европе. Начало нового жанра в литературе США было положено. Окрылённый успехом, писатель решил из любителей перейти в категорию профессионалов. Джеймс продолжал писать, далее последовали тексты, где подробно и увлекательно описываются природа Америки и её история.

Иллюстрация к роману Фенимора Купера «Шпион»

В романах «Пионеры», «Последний из могикан», «Прерия», «Следопыт» и «Зверобой» писателю удалось создать эпопею о судьбе американцев и тех людей, которые раньше жили на этой земле. Успех серии произведений, создававшихся на протяжении 20 лет, признала даже английская критика, назвав Купера американским Вальтером Скоттом.

Эти 5 произведений связаны между собой образом главного героя Натти Бампо, выступающего в каждой книге в различные периоды жизни, полной опасностей и приключений.

Произведения объединены проблематикой: в каждом показывается столкновение естественного существования человека в условиях природы и жизни буржуазного общества.

Последнее разрушает гармонию не только в отношениях между людьми, но и между человеком и природой.

Иллюстрация к роману Фенимора Купера «Зверобой»

В изображении природы проявлялось художественное мастерство Джеймса, национальный пейзаж Америки отражен в живых и величественных образах.

Важно

Заслуженный успех Джеймсу принесла тема морских путешествий. В этих произведениях автор рассказывал об открытии Америки, о войне и пиратах. Герои писателя совершают подвиги, ищут сокровища и спасают благородных дев. Подлинность рассказов, мастерство и достоверность в изображении героев, возникающих в произведениях словно живые, – это захватывает и подкупает читателя.

Иллюстрация к роману Фенимора Купера «Последний из могикан»

В начале 1840 года романы Купера приобрели популярность в России. Первые переводы на русский язык сделала детская писательница А. О. Ишимова.

Наибольший интерес вызвал роман «Открыватель следов». По поводу этого произведения высказался В. Г. Белинский, объявив, что это шекспировская драма в форме романа.

Приключенческие романы Купера узнавали благодаря редкому второму имени автора – Фенимор.

Художественным открытием Купера стало изображение индейцев, несмотря на то, что некоторые предшественники уже затрагивали эту тему.

Автор описал трагедию индейского народа: белые колонизаторы грабили, спаивали, развращали и истребляли их. Коренных жителей Америки преследовали с нечеловеческой жестокостью, им приписывали всевозможные пороки.

Но Джеймс разрушил этот миф, показав, что индейцы часто превосходят белых в морально-нравственном плане.

Фенимор Купер в пожилом возрасте

Рассказы, посвящённые верной дружбе между «краснокожими» и «бледнолицыми», принадлежат к числу лучших работ писателя.

Фенимор считался основателем нового жанра в мире литературы – романа-вестерна. Несколько поколений американских писателей называли Купера учителем и вдохновителем.

Некоторые произведения писателя экранированы, среди них фильмы «Зверобой», «Последний из могикан» и «Следопыт».

Личная жизнь

В декабре 1809 года в Олбани отца Фенимора Купера убили. Сыновья судьи в одночасье разбогатели, а доля Джеймса равнялась $ 50 тыс., что по нынешним меркам составляет примерно $ 1 млн.

Получив наследство, юноша вышел в отставку и женился на француженке Сюзан Аугусте Деланси.

Её влиянием объясняются сравнительно мягкие отзывы об англичанах и английском правительстве, встречающиеся в ранних романах Купера.

Совет

Свадьба Фенимора Купера и его жены Сюзан

Личную жизнь Сюзан и Джеймса можно с уверенностью назвать счастливой в понимании того времени: дети рождались один за другим, дом был полон слуг, а жена предоставляла мужу полную свободу для занятий политикой и бизнесом.

У супругов родились 7 детей, один из них стал дедушкой популярного американского писателя Пола Фенимора Купера.

Смерть

Последние годы жизни Джеймс, будучи главой семейного клана после смерти старших братьев, работал писателем-историком. Он создал труды по истории Нью-Йорка и военно-морского флота США.

Памятник Фенимору Куперу

Джеймс Фенимор Купер умер 14 сентября 1851 года от цирроза печени, не дожив всего один день до 62 лет.

Книги Купера и сегодня продолжают учить современников чести, мужеству и верности.

Библиография

  • 1820 – «Предосторожность»
  • 1821 – «Шпион, или Повесть о нейтральной территории»
  • 1823 – «Лоцман, или Морская история»
  • 1825 – «Лайонел Линкольн, или Осада Бостона»
  • 1826 – «Последний из могикан»
  • 1827 – «Степи», иначе «Прерия»
  • 1827 – «Красный корсар»
  • 1829 – «Долина Виш-тон-Виш»
  • 1830 – «Морская волшебница»
  • 1831 – «Браво, или в Венеции»
  • 1832 – «Гейденмауэр, или Бенедиктинцы»
  • 1833 – «Палач, или Аббатство виноградарей»
  • 1835 – «Моникины»
  • 1840 – «Следопыт, или На берегах Онтарио» или «Открыватель следов»
  • 1840 – «Мерседес из Кастилии, или Путешествие в Катай»
  • 1841 – «Зверобой, или Первая тропа войны» или «Охотник за ланями»
  • 1842 – «Два адмирала»
  • 1842 – «Блуждающий огонёк»
  • 1843 – «Вайандотте, или Дом на холме»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/17457-fenimor-kuper.html

Джеймс Фенимор Купер: биография, факты и видео

Приветствую постоянных читателей и гостей! Надеюсь, статья «Джеймс Фенимор Купер: биография, факты и видео» будет интересна любителям литературы, студентам и школьникам.

Джеймс Фенимор Купер (1789-1851) гражданин США, уроженец Берлингтона, создатель захватывающих романов и приключенческой прозы. Известен своим произведением «Последний из могикан» (1826).

Он стал первооткрывателем нового жанра «роман фронтира», или роман границы. Его перу принадлежат также первые в США исторические романы с описанием приключений. Литературные работы автора продаются до сих пор в антикварных книжных магазинах, на сайтах интернет-издательств.

Биография Джеймса Фенимора Купера

Отец Джеймса вел активную политическую деятельность, был членом конгресса США, судьей. Он носил имя Уильяма Купера, которое корнями уходило к знатному роду англичан и шведов. Богатство и влиятельность отца позволили ему основать населенный пункт Куперстаун, который со временем стал городом.

В период учебы в школе Джеймс Купер не отличался примерным поведением, много шутил, в том числе и над учителями. Так, он однажды привел в класс живого осла. Вскоре его выгнали из школы, и позднее отец отдал его на воспитание в матросы.

Однако Купер сдал экзамены и поступил в высшее учебное заведение Йеля. Проучился он там всего один год, затем перешел на службу в морской флот гардемарином, где и прослужил в течение четырех лет с 1806 года. Также занимался тем, что на озере Онтарио принимал активное участие в строительстве военного корабля.

Так появился роман «Следопыт», где подробно описываются живописнейшие пейзажи прибрежных районов этого водоема. В 1811-м он связывает себя узами брака с француженкой Сюзан Аугусте Деланси, которая всегда отзывалась с симпатией об англичанах, в борьбе американцев за независимость.

Именно благодаря ее влиянию на Купера, англичане и события тех исторических лет так живо отражены в первых произведениях писателя, весьма уважительно и не осуждаются. Впоследствии именно супруга настояла, чтобы Джеймс ушел с морской службы.

Спустя кроткое время, от сердечного приступа умирает его отец, и Джеймс остается богатым наследником всего состояния.

Согласно преданию, свое первое произведение Купер написал, поспорив с женой. Однажды они проводили время за чтением одного незатейливого английского романа, и Джеймс сказал, что и сам может написать произведение не хуже. Сюзан поймала его на слове. Так появилась «Предосторожность», вышедшая в свет в 1820 г.

Творчество Купера

Интересно, что Джеймс Фенимор Купер скрывал свое авторство романа «Предосторожность», так как американские власти не были столь лояльны к английскому правительству. Но и английские критики забраковали произведение, поскольку события не полностью соответствовали фактической истории Англии.

Романистика для США в последующих произведениях Купера была намного лучше его пробного романа. Так, второе известное произведение «Шпион» вышло через год после «Предосторожности» и дышало преданностью к родине и воспитанием молодежи в духе патриотизма.

Произведение было встречено с большим воодушевлением у американских и европейских читателей. Начало нового жанра в литературе Соединенных Штатов Америки было положено.

Обратите внимание

Далее последовали тексты с подробным и увлекательным описанием природы Америки, ее истории. Заслуженный успех Купера объяснялся необычной темой произведений, третья часть которых посвящена морским путешествиям.

Европейским почитателям Купера, его произведения дарили более яркие эмоции и переживания, связанные с борьбой за независимость американского народа, чем события тех времен на территории Старого Света.

Произведения

С 1823 года, в течение восемнадцати лет, выходят один за другим его произведения:

  • «Пионеры»
  • «Линкольн, или Осада Бостона»
  • «Последний из могикан»
  • «Степи»
  • «Следопыт»
  • «Охотник за ланями»

В этих произведениях автор представил некоторые европейские государства непосредственно участвующими в междоусобных войнах и втянувшими в распри фактически все индейские племена.

В последние годы, после многолетнего пребывания в Старом Свете, писатель вернулся в Америку и не узнал ее. Жизнь очень изменилась. Появился Э. Джексон, проводивший широкую демократизацию фронтирного романа, что не нравилось Куперу.

Он был противником этих вульгарных идей. Но, продолжил писать в своем стиле, который теперь казался нейтральным и не вызывал прежнего ажиотажа у поклонников исторического романа.

В 30-е годы девятнадцатого столетия он подвергся травле со стороны представителей американских изданий и переехал в Куперстаун, где и скончался в сентябре 1851 г. от цирроза печени. Незаконченным осталась его «История Нью-Йорка».

Видео

В этом видео представлена дополнительная информация по теме «Джеймс Фенимор Купер: биография»

Дорогие читатели, оставьте, ваш комментарий к статье «Джеймс Фенимор Купер: биография, факты». Для автора это очень важно! Поделитесь этой статьей с друзьями в социальных стях. До встреч!

Источник: https://damy-gospoda.ru/dzhejms-fenimor-kuper-biografiya/

Фенимор Купер – биография, информация, личная жизнь, фото, видео

Джеймс Фенимор Купер (James Fenimore Cooper). Родился 15 сентября 1789 года в Берлингтоне, США – умер 14 сентября 1851 года в Куперстауне, США. Американский романист и сатирик. Классик приключенческой литературы.

Вскоре после рождения Фенимора его отец, судья Уильям Купер, довольно богатый землевладелец, переселился в штат Нью-Йорк и основал там посёлок Куперстаун, превратившийся в городок.

Получив первоначальное образование в местной школе, Купер отправился в Йельский университет, но, не окончив курса, поступил на морскую службу (1806-1811) и был назначен состоять при постройке военного судна на озере Онтарио.

Этому обстоятельству мы обязаны замечательными описаниями Онтарио, встречающимися в его знаменитом романе «Следопыт, или На берегах Онтарио».

Важно

В 1811 году Купер женился на француженке Сюзан Аугусте Деланси, происходившей из семьи, симпатизировавшей Англии в эпоху войны за независимость; её влиянием объясняются те сравнительно мягкие отзывы об англичанах и английском правительстве, которые встречаются в ранних романах Купера. Случай сделал его писателем. Читая однажды вслух жене какой-то роман, Купер заметил, что нетрудно написать лучше. Жена поймала его на слове, и чтобы не показаться хвастуном, он за несколько недель написал свой первый роман «Предосторожность» (Precaution; 1820).

Предполагая, что ввиду уже начавшейся конкуренции между английскими и американскими авторами, английская критика отнесётся к его произведению неблагосклонно, Купер не подписал своего имени для первого романа «Предосторожность» (1820) и перенёс действие этого романа в Англию. Последнее обстоятельство могло только повредить книге, обнаружившей плохое знакомство автора с английской жизнью и вызвавшей весьма неблагосклонные отзывы английской критики.

Читайте также:  Скандалист и гений караваджо

Вторым романом Купера, уже из американской жизни, стал знаменитый «Шпион, или Повесть о нейтральной территории» («The Spy: A Tale of the Neutral Ground», 1821), имевший громадный успех не только в Америке, но и в Европе.

Затем Купер написал целую серию романов из американской жизни («Пионеры, или У истоков Саскуиханны», 1823; «Последний из могикан», 1826; «Степи», иначе «Прерия», 1827; «Открыватель следов», иначе «Следопыт», 1840; «Охотник за ланями», иначе «Зверобой, или Первая тропа войны», 1841), где отобразил войны пришельцев-европейцев между собой, в которые они вовлекали американских индейцев, заставляя племена сражаться друг против друга. Героем этих романов является охотник Натти (Натанаэль) Бампо, выступающий под различными именами (Зверобой, Следопыт, Соколиный Глаз, Кожаный Чулок, Длинный Карабин), энергичный и симпатичный, вскоре сделавшийся любимцем европейской публики. Идеализированными, хотя и с тонким юмором и сатирой, доступными обычно только взрослому читателю, являются у Купера не только этот представитель европейской цивилизации, но и некоторые из индейцев (Чингачгук, Ункас).

Успех этой серии романов был так велик, что даже английская критика должна была признать талант Купера и назвала его американским Вальтером Скоттом. В 1826 г.

Купер отправился в Европу, где провёл семь лет.

Плодом этого путешествия было несколько романов – «Браво, или в Венеции», «The Headsman», «Мерседес из Кастилии, или Путешествие в Катай» (Mercedes of Castile), – действие которых происходит в Европе.

Мастерство рассказа и постоянно усиливающийся интерес его, яркость описаний природы, от которых веет первобытной свежестью девственных лесов Америки, рельефность в изображении характеров, которые стоят перед читателем, как живые – таковы достоинства Купера как романиста. Написал также морские романы «Лоцман, или Морская история» (1823), «Красный корсар» (1827).

По возвращении из Европы Купер написал политическую аллегорию «Моникины» (1835), пять томов путевых заметок (1836-1838), нескольких романов из американской жизни («Сатанстоу»; 1845 и другие), памфлет «Американский демократ» (The American Democrat, 1838).

Кроме того, написал ещё «Историю американского флота» («History of the United States Navy», 1839).

Совет

Обнаруженное в этом сочинении стремление к полнейшему беспристрастию не удовлетворило ни его соотечественников, ни англичан; полемика, им вызванная, отравила последние годы жизни Купера.

Умер Фенимор Купер 14 сентября 1851 года от цирроза печени.

В начале 1840-х годов романы Купера были весьма популярны и в России. Первые переводы на русский язык были сделаны детской писательницей А. О. Ишимовой.

В особенности большой интерес публики вызвал печатавшийся в журнале «Отечественные записки» роман «Открыватель следов» (The Pathfinder, русский перевод 1841 года), о котором В. Г.

Белинский выразился, что это – шекспировская драма в форме романа.

Приключенческие романы Джеймса Фенимора Купера были очень популярны в СССР, их автора быстрее узнавали по его второму, редкому, имени Фениморruen.

Например, в фильме «Тайна Фенимора», третьей серии детского телевизионного мини-сериала «Три весёлые смены» 1977 года по рассказам Ю.

Яковлева, рассказывается о таинственном незнакомце по имени Фенимор, который в пионерском лагере приходит по ночам в палату к мальчикам и рассказывает удивительные истории об индейцах и инопланетянах.

Библиография Фенимора Купера:

1820 – «Предосторожность» (Precaution) 1821 – «Шпион, или Повесть о нейтральной территории» (The Spy: A Tale of the Neutral Ground) 1823 – короткие рассказы (Tales for Fifteen: or Imagination and Heart) 1823 – «Лоцман, или Морская история» (The Pilot: A Tale of the Sea) 1825 – «Лайонел Линкольн, или Осада Бостона» (Lionel Lincoln, or The leaguer of Boston) 1826 – «Последний из могикан» (The Last of the Mohicans) 1827 – «Степи», иначе «Прерия» (The Prairie) 1827 – «Красный корсар» (The Red Rover) 1828 – Notions of the Americans: Picked up by a Travelling Bachelor 1829 – «Долина Виш-тон-Виш» (The wept of Wish-ton-Wish) 1830 – «Морская волшебница» (The Water-Witch: or the Skimmer of the Seas) 1830 – Letter to General Lafayette politics 1831 – «Браво, или в Венеции» (The bravo) 1832 – «Гейденмауэр, или Бенедиктинцы» (The Heidenmauer: or, The Benedictines, A Legend of the Rhine) 1832 – короткие рассказы (No Steamboats) 1833 – «Палач, или Аббатство виноградарей» (The headsman, or The Abbaye des vignerons) 1834 – A Letter to His Countrymen 1835 – «Моникины» (The Monikins) 1836 – мемуары (The Eclipse) 1836 – Gleanings in Europe: Switzerland (Sketches of Switzerland) 1836 – Gleanings in Europe: The Rhine 1836 – A Residence in France: With an Excursion Up the Rhine, and a Second Visit to Switzerland 1837 – Gleanings in Europe: France travel 1837 – Gleanings in Europe: England travel 1838 – памфлет «Американский демократ» (The American Democrat: or Hints on the Social and Civic Relations of the United States of America) 1838 – Gleanings in Europe: Italy travel 1838 – The Chronicles of Cooperstown 1838 – Hommeward Bound: or The Chase: A Tale of the Sea 1838 – Home as Found: Sequel to Homeward Bound 1839 – История американского флота (The History of the Navy of the United States of America) 1839 – Old Ironsides 1840 – «Следопыт, или На берегах Онтарио» или «Открыватель следов» (The Pathfinder, or The inland sea) 1840 – «Мерседес из Кастилии, или Путешествие в Катай» (Mercedes of Castile: or, The Voyage to Cathay) 1841 – «Зверобой, или Первая тропа войны» или «Охотник за ланями» (The Deerslayer: or The First Warpath) 1842 – «Два адмирала» (The two admirals) 1842 – «Блуждающий огонёк» (Wing-and-Wing, or Le feu-follet) 1843 – «Вайандотте, или Дом на холме» (Wyandotté: or The Hutted Knoll. A Tale) 1843 – Richard Dale 1843 – биография (Ned Myers: or Life before the Mast) (Autobiography of a Pocket-Handkerchief или Le Mouchoir: An Autobiographical Romance или The French Governess: or The Embroidered Handkerchief или Die franzosischer Erzieheren: oder das gestickte Taschentuch) 1844 – «На море и на суше» (Afloat and Ashore: or The Adventures of Miles Wallingford. A Sea Tale) 1844 – «Майлз Уоллингфорд» (Miles Wallingford: Sequel to Afloat and Ashore) 1844 – Proceedings of the Naval Court-Martial in the Case of Alexander Slidell Mackenzie, &c 1845 – «Сатанстоу» (Satanstoe: or The Littlepage Manuscripts, a Tale of the Colony) 1845 – «Землемер» (The Chainbearer; or, The Littlepage Manuscripts) 1846 – «Краснокожие» (The Redskins; or, Indian and Injin: Being the Conclusion of the Littlepage Manuscripts) 1846 – Lives of Distinguished American Naval Officers biography 1847 – «Кратер, или Пик вулкана» (The Crater; or, Vulcan’s Peak: A Tale of the Pacific) 1848 – «Дубовая роща» или «Прогалины в дубровах, или Охотник за пчелами» (The Oak Openings: or the Bee-Hunter) 1848 – «Джек Тайер,или Флоридский риф» (Jack Tier: or the Florida Reefs) 1849 – «Морские львы» (The Sea Lions: The Lost Sealers) 1850 – «Новые веяния» (The ways of the hour) 1850 – пьеса (Upside Down: or Philosophy in Petticoats), satirization of socialism 1851 – короткий рассказ The Lake Gun

1851 – New York: or The Towns of Manhattan (незаконченная работа по истории г. Нью Йорка)

Источник: http://stuki-druki.com/authors/Cooper_Fenimore.php

Джеймс Фенимор Купер

Джеймс Фенимор Купер (James Fenimore Cooper, 1789—1851) начал писать уже вполне взрослым, сложившимся человеком, успевшим многое испытать, пережить и передумать.

Он гордился тем, что хорошо знает Америку, и, говоря о своих зрелых романах, не раз заявлял, что пишет только о том, что известно ему по собственным наблюдениям, хотя и дает волю своему воображению.

Конечно, мои описания несколько поэтичны, как и следует, но в основном они достаточно точны, — писал он своему французскому издателю.

Фенимор Купер вырос в поместье своего отца, Куперстауне, на берегу живописного озера Отсего, в шестидесяти двух милях к западу от Олбани, столицы штата Нью-Йорк. Во времена детства будущего писателя здесь, в глуши, пролегала граница между цивилизованными поселениями и еще не освоенными, заросшими девственным лесом землями.

Ребенком Купер мог наблюдать здесь тот мир сложных и подвижных человеческих отношений, который ожил впоследствии на страницах его романов.

Обратите внимание

Он видел индейцев — исконных хозяев обманом или насилием отнятой у них земли, вымирающих или насильственно оттесняемых все дальше на Запад; пионеров — скваттеров, захватывающих участки целины, чтобы, собрав несколько богатых урожаев на вырубках, двинуться дальше.

Закон крупной собственности, представителем которого был его отец, судья Уильям Купер, гордившийся тем, что от него зависят сорок тысяч душ арендаторов, вторгался в существование множества людей, привыкших к вольному, скитальческому образу жизни — и индейцев, и белых охотников, звероловов, странствующих коробейников, скваттеров… Война за независимость США кончилась всего за шесть лет до рождения Купера; ее предания, использованные им впоследствии в романах Шпион, Лионель Линкольн, или Осада Бостона (1825) и других, были еще свежи; а результаты победы, вырванной у англичан героическими усилиями американских фермеров и ремесленников, оказались спорными и сомнительными. Федералисты, к числу которых принадлежал отец Купера, считали опасной и вредной демократизацию общественно-политического строя США. А народ роптал на высокие налоги, на распродажу имущества, конфискуемого за долги, требовал земли и свободы, обещанной ему Декларацией Независимости. Возникали волнения; восстание фермеров под предводительством Даниэля Шейса, всколыхнувшее страну, разыгралось за два года до рождения Купера, в 1786—1787 годах.

Противоречия, не разрешенные Войной за независимость и углубившиеся в XIX веке, нашли отражение в романах Купера, хотя в большинстве случаев и не в прямой, а в романтически преображенной, символической форме.

До поры до времени яркие впечатления жизни на границе колонизации незаметно откладывались в сознании живого, резвого, шаловливого мальчика, — таким запомнился современникам в его школьные годы Джеймс Купер, предпоследний из тринадцати детей судьи из Купер-стауна.

Годы учения Купера в Йэльском университете, куда он поступил четырнадцатилетним подростком, были ознаменованы главным образом отчаянными проказами; обдумывая их, будущий романист проявлял неистощимую изобретательность. После того как он взорвал запертую дверь, заложив заряд пороха в замочную скважину, его исключили из университета.

Как вспоминал один из его педагогов, Джеймс Купер был довольно своенравен, терпеть не мог серьезного ученья, особенно отвлеченных наук, и без памяти любил читать романы и забавные повести. Первым настоящим жизненным университетом для Купера стала морская служба.

Семнадцати лет отец отправил его матросом в годичное плавание на торговом судне, совершавшем рейсы между Америкой и Испанией. Затем он стал мичманом военно-морского флота. На некоторое время его откомандировали в район Великих озер, наблюдать за постройкой военных судов.

Впечатления этих месяцев воскресли в написанном тридцать лет спустя романе «Следопыт» (1840), действие которого развертывается на озере Онтарио.

В 1811 году, после смерти отца, Купер женился, оставил морскую службу и попытался осесть на земле. Судье Куперу не удалось закрепить своих прав на захваченную им территорию; его наследникам пришлось довольствоваться крохами отцовского состояния.

Деятельно занимаясь сельским хозяйством, став даже членом Агрономического общества, Купер не пренебрегает и другими доходными предприятиями: заводит лавку в одном из глубинных, пограничных поселений штата Нью-Йорк, покупает и снаряжает в плавание китобойное судно… По замечанию его биографа Бирда, самым донкихотским из всех его экспериментов этого периода оказалось, однако, сочинительство.

Первая проба пера, которой дебютировал Купер, роман Предосторожность (1820) давно заслуженно забыт и представляет теперь лишь чисто библиографический интерес.

Важно

Это было бледное подражание английским нравоучительным бытовым романам; ни место действия (английская провинция), ни заурядные персонажи Предосторожности не были отмечены печатью самобытности, столь характерной для Купера-художника. Но этот опыт не пропал даром: он показал Куперу, как не надо писать.

В своем романе Шпион, или Повесть о нейтральной территории (1821) он обратился к самому драматическому периоду национальной истории — к переломному этапу Войны за независимость, выбрав местом действия хорошо знакомую ему, как и многим его читателям, округу штата Нью-Йорк.

Как вспоминал он впоследствии в предисловии к изданию 1831 года, наполовину закончив роман, он надолго приостановил работу: слишком сомнительной казалась ему попытка заинтересовать патриотическим американским сюжетом читателей, привыкших питаться английской беллетристикой. Успех Шпиона рассеял эти сомнения, окрылил Купера и стал важной вехой в истории американского романа.

В 1823 году вышли в свет Пионеры, или Истоки Сусквеганны — первое произведение замечательной пенталогии, известной под общим названием Истории Кожаного Чулка (по прозвищу главного героя).

Над этой пенталогией Купер работал в разные периоды жизни, с начала 20-х годов до 1841 года. Роман Последний из могикан, представляет собой одну из частей эпопеи, которая по праву считается шедевром Купера.

Важно

За Пионерами последовал первый из морских романов Фенимора КупераЛоцман (1824), действие которого, как и в Шпионе, развертывалось во времена Войны за независимость, а главным героем был знаменитый командир американского военно-морского флота Поль Джонс, нанесший ряд сокрушительных поражений англичанам и воспетый в свое время американским поэтом-демократом Филипом Френо.

Купер чувствовал себя на подъеме. Он пишет одну книгу за другой, экспериментирует, пробуя силы в различных жанрах; его романы завоевывают широкую читательскую публику и в Европе, перепечатываются в Англии и переводятся на большинство европейских языков.

Купер радовался тому, что его романы и в переводе сохраняют свою жизненность; позвольте Вам заметить, сударыня, что если книга продолжает высоко держать голову после того, как она была отдана на милость французского переводчика, то это значит, что в ней есть кости и мускулы — шутливо писал он своей приятельнице миссис Джей.

Совет

На протяжении первого десятилетия писательской деятельности Купера воодушевляла уверенность в его единстве с общественным мнением Америки.

Читайте также:  Интересные факты о крови

Размышляя об ответственной миссии писателя, он видел свою задачу в том, чтобы пробудить спящие таланты нации (письмо Ричарду Генри Дейна от 14 апреля 1823 г.).

Моя цель, — писал он позже, — духовная независимость… Америки;  и если я смогу сойти в могилу с мыслью, что хоть немногим способствовал достижению этой цели, я буду утешаться сознанием, что не был бесполезен среди моих сверстников (письмо Сэмюэлю Картеру Холлу от 21 мая 1831 г.).

Живой отклик, который встретили у него на родине его романы, вдохновленные идеалами освободительной войны 1775—1783 годов, укреплял его надежды на то, что Америка стоит на верном историческом пути. Он гордился, что по праву рождения связан с этой славной страной, которая скоро будет, — я мог бы сказать, которая уже стала, — образцом для мудрых и добрых людей в любом краю.

Эти строки были написаны во Франции, где Купер с 1826 по 1833 год занимал пост американского консула в Лионе. Должность эта была номинальной. Писатель жил со своею семьей в Париже, в центре политических бурь начала 30-х годов.

Он много путешествовал и по другим странам Европы, внимательно следя за событиями, сопоставляя социально-исторический опыт Старого Света с опытом своей страны.

Первым литературным итогом этих раздумий был цикл европейских романов Купера: Браво (1831), Гейденмауэр (1832) и Палач (1833).

Первый из них вызвал восторженный отзыв Белинского: …какие лица, какие характеры! как сроднилась с ними душа моя, с какою сладкою тоскою мечтаю я о них!.. Коварная, мрачная, кинжальная политика венецианской аристократии; нравы Венеции; регата, или состязание гондольеров; убийство Антонио — все это выше всякого описания, выше всякой похвалы.

Книги эти в совокупности заключали в себе критику феодальных порядков и нравов с точки зрения демократии. Но хотя действие их было отодвинуто в прошлое, проницательные читатели без труда улавливали в этих исторических романах злободневные намеки на современность.

В предисловии к позднейшему переизданию Браво, написанном в 1833 году, Купер вспоминал: Это произведение было написано главным образом в Париже, где было достаточно удобных случаев… наблюдать, как лицемеры и интриганы издеваются над справедливыми надеждами масс, злоупотребляя их доверием и используя плоды народной энергии в интересах себялюбцев и торгашей. Купер намекал прежде всего на исход Июльской революции 1830 года во Франции. Но вскоре ему предстояло убедиться в том, что сказанное им здесь о монархии короля-лавочника Луи-Филиппа было применимо и к его собственной стране. Свой разладе Америкой Купер начинает ощущать еще за границей; он возвращается в США с мрачными предчувствиями. В письме художнику Данлэпу он признается: Бесспорно одно — я разошелся с моею страной, — пропасть между нами огромна, —кто впереди, покажет время. Другому другу, скульптору Гриноу, он пишет, что возвращается домой, чтобы поближе присмотреться к Америке и убедиться в том, будет ли у меня в остающейся мне жизни родина или нет.

Непосредственным поводом к этому резкому перелому во взглядах и настроениях Фенимора Купера послужила возмутившая его реакция значительной части американской прессы и общественных деятелей на его публицистические статьи, где он доказывал экономические преимущества демократического республиканского строя США по сравнению с французской монархией. К негодованию Купера, американские виги не только не поддержали его, но и высмеяли его аргументацию и взяли под сомнение его право выступать перед европейской публикой от лица США. Это было прологом новых и гораздо более драматических столкновений с общественным мнением буржуазной Америки, — в том числе гневного публицистического Письма соотечественникам (1834), сатиры Моникины (1835), целого ряда других более поздних произведений Купера. Теперешняя политическая борьба в нашей стране представляет собой, по-видимому, конфликт между людьми и долларами, — восклицает он в письме Бедфорду Брауну (24 марта 1838 г.).

Моникины — комико-серио-романтико-ироническая повесть, как анонсировал ее Купер своим издателям еще в 1832 году, представляла собой свифтианскую сатиру, обличавшую и порядки Старого Света (в особенности Англии), и порядки США.

Обратите внимание

Читатель легко узнавал в стране Низкопрыгии — США, а в соперничающей с ней Высокопрыгии — Англию. Населяющие их человечки — моникины — различаются, в сущности, только длиною своих хвостов.

Куцые обитатели Низкопрыгии гордятся своею бесхвостостью — мнимым залогом всеобщего равенства; граждане Высокопрыгии, напротив, кичатся своими длинными хвостами (намек на аристократические привилегии и титулы, сохраняющиеся в Англии).

Впрочем, появляясь за границей, государственные мужи Низкопрыгии охотно прицепляют себе длиннейшие хвосты — именно так поступает посол Низкопрыгии, которому Купер дает выразительное имя Иуда Друг Народа.

Политическая мудрость в Низкопрыгии определяется искусством головокружительных прыжков; в нем соревнуются с равным успехом представители обеих соперничающих партий. Конституция Низкопрыгии — предмет велеречивых восхвалений — представляет собой, по ядовитому определению Купера, не более как Великую Национальную Аллегорию.

А общественная и экономическая жизнь этой страны характеризуется периодически наступающими Нравственными Затмениями: в период наибольшего процветания Низкопрыгии светило Морального Принципа, со всеми его спутниками — Истиной, Честностью, Бескорыстием и Патриотизмом, заслоняется Великим Денежным Интересом и скрывается в его тени. Конец затмения возвещается приближением фазы Несчастья и завершается вступлением в фазу Бедствий. Только тут нравственные истины проясняются снова…

Неутешительный прогноз будущего капиталистической Америки высказан Купером в аллегорическом романе-утопии Кратер (1848).

Поселенцы, обосновавшиеся на необитаемом острове среди океанских просторов, создают процветающую колонию. Но хищнические страсти и раздоры постепенно подрывают ее благополучие.

В конце романа колония погибает, разрушенная землетрясением. Автор подсказывал читателям аналогию между этой мрачной робинзонадой и историей США.

Важно

В последние годы жизни Фенимор Купер, не будучи аболиционистом, с тревогой следил за углубляющимися противоречиями между рабовладельческим Югом и промышленным Севером.

Попытки их компромиссного умиротворения оценивались им как поразительное шарлатанство. За год до смерти он предсказывал неизбежность гражданской войны.

Каждая неделя выбивает еще одно звено из цепи Союза, — писал он другу своей юности, коммодору Шубрику.

Не раз он с горечью упоминает в своих письмах о том, что его обвиняют в антиамериканизме. С самого своего возвращения на родину он оказался под обстрелом беспринципной и демагогической прессы.

Гротескно-сатирическое изображение нравов американских газетчиков в памятных главах диккенсовских Приключений Мартина Чезлвита бледнеет по сравнению со сводом подлинных газетных нападок на Купера.

Его объявляли столь же лишенным обычных человеческих чувств, как самый краснокожий из его индейцев, сравнивали с тигром в зверинце, который рычит при приближении каждого прохожего, а то и просто с бешеной собакой… На собрании обывателей его родного Куперстауна было решено изъять его сочинения из местной библиотеки. Однако Купер не сдавался.

Из года в год он методично привлекал к суду за клевету своих диффаматоров и, к их негодованию, выиграл несколько из этих исков. Но малые победы не могли, конечно, утолить горького сознания своей отчужденности от собственной страны.

Одиночество Купера в последние годы жизни усугублялось тем, что, осуждая власть долларов, он ополчался и против социалистических идей, проникавших в эту пору в общественную жизнь США по преимуществу в форме социально-утопических экспериментов, и против массовых демократических движений (в частности, борьбы за отмену земельной ренты).

Совет

Отсюда неровность многих поздних романов Купера, — его дилогии Домой (1838) и Дома (1838), трилогии, известной под названием Хроника Литтлпейджей (или Трилогия в защиту земельной ренты), предсмертного его романа Веяния времени и других; острые сатирические наблюдения, мудрые обобщения сочетаются здесь с консервативными предубеждениями и социальной близорукостью. Самым цельным и значительным в художественном наследии Купера остались его эпопея о Кожаном Чулке, Шпион, Лоцман.

Источник: http://detectivemethod.ru/american/james-fenimore-cooper/

Джеймс Фенимор Купер. Скачать или читать новинки и популярные книги автора

Родился: 15 сентября 1789 (Бёрлингтон, Нью-Джерси, США)Творчество: 1820-1851

Дата смерти: 14 сентября 1851 (Куперстаун, штат Нью-Йорк, США)

КУПЕР Джеймс Фенимор (1789-1851), американский писатель. Сочетал элементы просветительства и романтизма. Исторические и приключенческие романы о Войне за независимость в Сев.

Америке, эпохе фронтира, морских путешествиях («Шпион», 1821; пенталогия о Кожаном Чулке, в т. ч. «Последний из могикан», 1826, «Зверобой», 1841; «Лоцман», 1823).

Социально-политическая сатира (роман «Моникины», 1835) и публицистика (памфлетный трактат «Американский демократ», 1838).

* * *

КУПЕР (Cooper) Джеймс Фенимор (15 сентября 1789, Берлингтон, штат Нью-Джерси — 14 сентября 1851, Куперстаун, шт. Нью-Йорк), американский писатель.

Первые шаги в литературе

Автор 33 романов, Фенимор Купер стал первым американским писателем, которого безоговорочно и широко признала культурная среда Старого Света, включая Россию.

Бальзак, читая его романы, по собственному признанию, рычал от удовольствия.

Теккерей ставил Купера выше Вальтера Скотта, повторив в этом случае отзывы Лермонтова и Белинского, который вообще уподоблял его Сервантесу и даже Гомеру. Пушкин отмечал богатое поэтическое воображение Купера.

Профессиональной литературной деятельностью он занялся сравнительно поздно, уже в 30-летнем возрасте, и вообще как бы случайно. Если верить легендам, которыми неизбежно обрастает жизнь крупной личности, свой первый роман («Предосторожность», 1820) он написал на спор с женой. А до этого биография складывалась вполне рутинно.

Обратите внимание

Сын разбогатевшего в годы борьбы за независимости землевладельца, сумевшего стать судьей, а затем и конгрессменом, Джеймс Фенимор Купер вырос на берегу озера Отсего, милях в ста к северо-западу от Нью-Йорка, где в ту пору проходил «фронтир» — понятие в Новом Свете не только географическое, но в большой степени социально-психологическое — между уже освоенными территориями и дикими, первозданными землями аборигенов. Таким образом, с малолетства он стал живым свидетелем драматического, а то и кровавого роста американской цивилизации, прорубавшейся все дальше на запад. Героев своих будущих книг — пионеров-скваттеров, индейцев, фермеров, становившихся в одночасье крупными плантаторами, он знал не понаслышке. В 1803 в 14-летнем возрасте Купер поступил в Йельский университет, откуда был, впрочем, исключен за какие-то дисциплинарные провинности. Затем последовала семилетняя служба на флоте — сначала торговом, затем военном. Купер и далее, уже сделав себе громкое писательское имя, не оставлял практической деятельности. В 1826-1833 годах он занимал пост американского консула в Лионе, правда, скорее номинально. Во всяком случае, в эти годы он объездил немалую часть Европы, надолго оседая, помимо Франции, в Англии, Германии, Италии, Нидерландах, Бельгии. Летом 1828 засобирался было в Россию, однако этому плану так и не суждено было осуществиться. Весь этот пестрый жизненный опыт, так или иначе, отразился в его творчестве, правда, с разной мерой художественной убедительности.

Натти Бампо

Своей всемирной славой Купер обязан не так называемой трилогии о земельной ренте («Чертов палец», 1845, «Землемер», 1845, «Краснокожие», 1846), где старые бароны, земельные аристократы, противопоставлены алчным дельцам, не скованным никакими моральными запретами, и не другой трилогии, навеянной легендами и действительностью европейского средневековья («Браво», 1831, «Гейденмауэр», 1832, «Палач», 1833), и не многочисленным морским романам («Красный корсар», 1828, «Морская волшебница», 1830, и др.), и тем более не сатирам, вроде «Мониконов» (1835), а также примыкающим к ним по проблематике двум публицистическим романам «Домой» (1838) и «Дома» (1838). Это вообще злободневная полемика на внутриамериканские темы, ответ писателя критикам, обвинившим его в недостатке патриотизма, что действительно должно было его болезненно задеть — ведь позади остался «Шпион» (1821) — явно патриотический роман из времен американской революции. «Моникинов» даже сравнивают с «Путешествиями Гулливера», но Куперу явно не хватает ни свифтовской фантазии, ни свифтовского остроумия, здесь слишком явно проступает тенденция, убивающая всякую художественность. Вообще, как ни странно, Купер более успешно противостоял своим недругам не как писатель, а просто как гражданин, который при случае и в судебные инстанции мог обратиться. Действительно, он выиграл не один процесс, защищая в суде свою честь и достоинство от неразборчивых газетных памфлетистов и даже земляков, которые постановили на собрании изъять его книги из библиотеки родного Куперстауна. Репутация Купера, классика национальной и мировой литературы, прочно держится на пенталогии о Натти Бампо — Кожаном Чулке (называют его, впрочем, по-разному — Зверобоем, Соколиным Глазом, Следопытом, Длинным Карабином). При всей скорописи автора, работа над этим произведением растянулась, хотя с большими перерывами, на семнадцать лет. На богатом историческом фоне в нем прослежена судьба человека, прокладывающего тропинки и магистрали американской цивилизации и в то же время трагически переживающего крупные моральные издержки этого пути. Как проницательно заметил в свое время Горький, герой Купера «бессознательно служил великому делу… распространения материальной культуры в стране диких людей и — оказался неспособным жить в условиях этой культуры…».

Пенталогия

Последовательность событий в этом первом на американской почве эпосе сбита. В открывающем его романе «Пионеры» (1823) действие происходит в 1793, и Натти Бампо предстает уже клонящимся к закату жизни охотником, не понимающим языка и нравов новых времен.

В следующем романе цикла «Последний из могикан» (1826) действие переносится на сорок лет назад. За ним — «Прерия» (1827), хронологически прямо примыкающая к «Пионерам».

На страницах этого романа герой умирает, но в творческом воображении автора продолжает жить, и спустя много лет он возвращается к годам его молодости.

В романах «Следопыт» (1840) и «Зверобой» (1841) представлена чистая пастораль, беспримесная поэзия, которую автор обнаруживает в человеческих типах, и главным образом в самом облике девственной, еще почти не тронутой топором колониста природе. Как писал Белинский, «Купера нельзя превзойти, когда он приобщает вас к красотам американской природы».

Читайте также:  Гангутское сражение: славная победа русского флота

В критическом очерке «Просвещение и словесность в Америке» (1828), облеченном в форму письма вымышленному аббату Джиромачи, Купер жаловался на то, что печатник в Америке появился раньше писателя, писатель же романтик обделен летописями и темными преданиями. Сам же он и компенсировал эту недостачу. Под его пером персонажи и нравы фронтира обретают невыразимое поэтическое очарование.

Разумеется, Пушкин был прав, заметив в статье «Джон Теннер», что куперовские индейцы овеяны романтическим флером, лишающим их ярко выраженных индивидуальных свойств. Но романист, кажется, и не стремился к точности портрета, предпочитая правде факта поэтическую выдумку, о чем, кстати, иронически писал впоследствии Марк Твен в известном памфлете «Литературные грехи Фенимора Купера».

Важно

Тем не менее, обязательства перед исторической реальностью он ощущал, о чем сам говорил в предисловии к «Пионерам». Острый внутренний конфликт между высокой мечтой и реальностью, между природой, воплощающей высшую истину, и прогрессом — конфликт характерно-романтического свойства и составляет главный драматический интерес пенталогии.

С пронзительной остротой этот конфликт обнаруживает себя на страницах «Кожаного чулка», явно самой сильной вещи и в пенталогии, и во всем наследии Купера.

Поставив в центр повествования один из эпизодов так называемой Семилетней войны (1757-1763) между англичанами и французами за владения в Канаде, автор ведет его стремительно, насыщает массой приключений отчасти детективного свойства, что и сделало роман любимым детским чтением для многих поколений. Но это не детская литература.

Чингачгук

Возможно, потому еще образы индейцев, в данном случае Чингачгука, одного из двух главных героев романа, получились у Купера лирически-размытыми, что важнее лиц для него были общие понятия — племя, род, история со своей мифологией, укладом жизни, языком.

Именно этот мощный пласт человеческой культуры, в основе которого лежит родственная близость к природе, и уходит, о чем свидетельствует смерть сына Чингачгука Ункаса — последнего из могикан. Эта утрата катастрофична.

Но не безысходна, что вообще не свойственно американскому романтизму.

Купер переводит трагедию в мифологический план, а миф, собственно, не знает четкой границы между жизнью и смертью, недаром Кожаный Чулок, тоже не просто персона, но герой мифа — мифа ранней американской истории, торжественно и уверенно говорит, что юноша Ункас уходит лишь на время.

Боль писателя

Человек перед судом природы — вот внутренняя тема «Последнего из мокиган». Дотянуться до ее величия, пусть порой и недоброго, человеку не дано, но он постоянно вынужден решать эту нерешаемую задачу. Все остальное — схватки индейцев с бледнолицыми, битвы англичан с французами, красочные одежды, ритуальные танцы, засады, пещеры и т. п. — это только антураж.

Куперу было больно видеть, как корневая Америка, которую воплощает любимый его герой, уходит на глазах, подменяясь совсем другой Америкой, где бал правят спекулянты и проходимцы.

Совет

Потому, наверное, и обронил как-то писатель с горечью: «Я разошелся со своей страной».

Но со временем стало видно то, что не заметили современники-соотечественники, упрекавшие писателя в антипатриотических настроениях, расхождение — это форма нравственной самооценки, а тоска по ушедшему — тайная вера в продолжение, не имеющее конца.

Книги автора Джеймс Фенимор Купер

Купер Дж.Ф. Зверобой, или Первая тропа войны.(1841). Роман. Изд.1974г.(переиздание) Роман «Зверобой» — первая книга пенталогии замечательного американского писателя, посвященной приключениям охотника Натаниэля…

«Пенитель моря» — роман о контрабандисте, корабль которого доставляет товары из Европы в Штаты. Капитан британского королевского крейсера, выполняя свой служебный долг и одновременно пытаясь снискать расположение…

Купер Дж.Ф. Следопыт, или На берегах Онтарио. Роман. Изд.1938г.Третий роман из знаменитой пенталогии, посвященной следопыту Натти Бампо. Действие романа происходит во время англо-французской войны 50—60…

Роман американского писателя Фенимора Купера (1789-1851) «Следопыт» — третий из цикла пяти романов, принесших автору мировую известность, объединяемых общим героем Натти Бампо. В романе показывается трагическая…

Купер Дж.Ф. Шпион, или Повесть о нейтральной территории. Роман. Изд.1990-91.Роман, созданный в 1821 году, рассказывает об одном из драматических моментах Войны за независимость, которую вели американские…

Роман «Лоцман» американского писателя Джеймса Фенимора Купера (1789 – 1851), чье творчество стало достоянием мировой литературы, посвящен приключениям знаменитого моряка Поля Джонса и рассказывает о драматических…

Источник: https://itexts.net/avtor-dzheyms-fenimor-kuper/

Джеймс Фенимор Купер – отец американской классической литературы – История США

Строкань М.

Язык не всегда в силах выразить то, что видит глаз.
— Джеймс Фенимор Купер

Эпиграф к данному эссе подобран неслучайно. За свою плодотворную и насыщенную жизнь глазам Дж. Ф. Купера действительно удалось повидать немало, однако, его литературный язык сумел передать и донести до читателя мысли автора столь искусно, как это не удавалось до него, пожалуй, ни одному американскому писателю.

Собственно говоря, Купер стоял у самых истоков зарождающейся американской литературы. По сей день, многие американцы чтят его как отца-основателя американской прозы и американской классической литературы в целом.

Обратите внимание

Каков же был путь этого великого человека, ставшего писателем мирового значения, произведениями которого, еще при жизни автора зачитывались как на его Родине, так и во многих других частях света?

Отцом Джеймса Фенимора Купера был Уильям Купер (1754-1809), родившийся в семье квакера в Сомертоне (теперь район Филадельфии, Пенсильвания). 12 декабря 1774 в г. Бёрлингтон (штат Нью-Джерси), Ульям Купер женился на дочери квакера Ричарда Фенимора Элизабет Фенимор.

В годы американской революции Уильям Купер сумел серьезно разбогатеть и приобрел довольно обширный участок земли, включающий озеро Отсего, которое в свою очередь является истоком реки Саскуэханны (сейчас там расположен государственный парк «Мерцающее зеркало», Glimmerglass State Park).

На берегу озера в 1786 году он основал поселение Отсего, которое после его смерти стало называться Куперстаун (штат Нью-Йорк). В 1791 году Уильям Купер стал местным судьей, и чуть позднее дважды избирался в Конгресс. Все вышеперечисленные факты прямым образом отразились на будущем писателе и его произведениях.

Так например, подробнейшее описание окрестностей озера можно встретить в произведениях «Пионеры, или У истоков Саскуэханны», «Зверобой, или Первая тропа войны» и «Последний из Могикан», ведь именно там происходили основные действия этих романов. Более того, именно со своего отца Дж. Ф. Купер списал образ одного из главных героев в романе «Пионеры» – судьи Мармадьюка Темпла.

Трудно переоценить влияние этих мест и людей, их населяющих, как на авторский стиль, так и на сам сюжет исторических романов Купера, ведь большая часть всего написанного автором это не просто плод его воображения, а более или менее реальные истории из жизни людей, с которыми ему довелось быть знакомым.

Сам же Джеймс Фенимор Купер родился 15 сентября 1789 года в городе Бёрлингтоне, и стал двенадцатым ребенком в семье. После того как ему едва исполнился год, вся его семья переехала к отцу в недавно основанную деревню Отсего (Куперстаун).

Там юный Джеймс получил начальное образование в местной школе, и, что не менее важно, познакомился с нравами и обычаями тамошних индейцев.

Как губка мальчик впитывал рассказы переселенцев из разных стран, слушал многочисленные суровые, ставшие в последствии легендарными истории-воспоминания участников франко-индейской войны и войны за независимость.

Важно

Его детство и юность прошли там, где в конце 18 века проходил «фронтир» – понятие в Новом Свете более социально-психологическое, нежели географическое – рубеж между уже относительно освоенными территориями и первозданными землями американских индейцев. Героев своих будущих книг: пионеров, фермеров, охотников, индейцев он знал не понаслышке.

Когда же Дж. Куперу исполнилось 13 лет, он поступил в престижный Йельский колледж и проучился там два года (1803-1805), но так и не получил заветного диплома, т.к. был исключен за «плохое поведение».

В списке «шалостей» будущего писателя значится взорванная дверь одного из студентов колледжа, а также студент Купер пытался надрессировать осла, чтобы тот сумел сидеть на стуле профессора. После неудачной попытки получить высшее образование, давно бредивший морем Купер записался на флот.

Несколько лет он бороздил океанские просторы на торговых судах, и как только ему исполнилось 18 лет, записался на службу в военно-морской флот США.

Во время службы на флоте он участвовал в постройке военного судна на озере Онтарио, и именно этому обстоятельству мы обязаны великолепным описаниям самого озера и его окрестностей в романе «Следопыт, или на берегах Онтарио».

В 1811 году Дж. Ф. Купер покинул флот в чине мичмана и вскоре женился. Его выбор пал на молодую французскую красавицу Сьюзан Делане, которая происходила из семьи симпатизировавшей Англии в годы американской революции, т.к. ее предки происходили из семьи первых правителей колонии Нью-Йорк.

Именно ее влиянием объясняется относительно мягкое мнение автора об англичанах и их правительстве в ранних романах писателя, что никак нельзя назвать выражением настроения общей массы американцев по отношению к англичанам в ту эпоху, ведь еще совсем немного времени прошло с событий американской революции, и еще меньше после англо-американской войны (1812-1815).

У Джеймса и Сьюзан было семеро детей, один из которых стал дедушкой другого американского писателя Пола Фенимора Купера(1899-1970).

Совет

Однако на жизнь и творчество писателя его жена повлияла не только прививанием терпимости к англичанам, но и непосредственно подтолкнула Купера на писательскую тропу. Однажды, закончив читать очередной английский роман, Купер воскликнул: «I could write a better story than that myself!». Именно Сьюзан сумела поймать его на слове, и чтобы не показаться хвастуном, Дж. Ф.

Купер за нескольких недель написал свой первый роман «Предосторожность» («Precaution»; 1820), однако он был растерзан английскими критиками.

Вторым романом Купер, уже из американской жизни стал «Шпион, или Повесть о нейтральной территории» («The Spy: A Tale of the Neutral Ground»; 1821), и именно этот рассказ принес Куперу известность как у себя на Родине, так и в Старом Свете.

Мировое читательское сообщество встретило на ура животрепещущую историю о простом человеке, который, ежедневно подвергая свою жизнь опасности, полностью и беззаветно отдавался служению Родине. Это был первый роман, посвященный истории войны за независимость. Окрыленный таким успехом Купер перебрался в Нью-Йорк, чтобы превратить свое увлечение в карьеру писателя.

Два года спустя в 1823 году он издает первый роман из своей прославленной на весь мир пенталогии об охотнике, разведчике, и просто чистейшей души человеке – американском гражданине Натанаэле Бампо по прозвищу Соколиный Глаз.

Вдохновленный успехом книги, Купер выпускает следующий роман этой серии ставший венцом его писательского искусства – «Последний из Могикан». Главный герой всех пяти частей приключенческого романа, Натти Бампо, появился из рассказов, которые писатель слышал от поселенцев.

Обработав местный фольклор, Купер показал, что история жизни простого охотника может быть не менее интересной, чем рассказ о деяниях великого полководца.

Куперу удалось первым создать эпопею из жизни американского народа и его предков, ранее живших на этой земле.

Обратите внимание

Его романы «Зверобой» («The Deerslayer, or The First Warpath»; 1841), «Последний из могикан» («The Last of the Mohicans»; 1826), «Следопыт» («The Pathfinder»; 1840), «Пионеры» («The Pioneers»; 1823) и «Прерия» («The Prairie»; 1827) охватывают период примерно в шестьдесят два года (ровно столько прожил сам автор), примерно с июня 1744 (действия романа «Зверобой») по 1805 (действия романа «Прерия») годы. Описывая этот период, автор старался показать, как постепенноменяется главный герой, окружающая его действительность. Отношения между людьми становятся более жестокими, человек уходит от понимания природы и становится более прагматичным, можно даже сказать, черствеет душой. Созданные Купером образы индейцев явились открытием для европейских читателей. Его герои вовсе не выглядели традиционными дикарями или необыкновенными, одетыми в золото и перья экзотическими жителями. Они были совершенно обычными людьми, наделенными человеческими страстями, ведущими свой образ жизни. Их поведение отличалось благородством и открытостью, а внутренний мир нередко был богаче мира пришельцев.

Успех этой серии романов был так велик, что даже английская критика должна была признать талант Купера и назвала его американским Вальтером Скоттом.

Другой стороной творчества Купера стали романы, посвященные морской тематике, к ним относятся такие знаменательные работы как: «Два адмирала», «Блуждающий огонек», «На суше и на море», «Морские львы», «Красный корсар», «Морская волшебница». В них Купер рассказывает об открытии Америки, о войне Англии и Франции и, конечно же, о пиратах.

Герои писателя совершают невероятные подвиги, ищут сокровища, спасают красавиц. Подлинность описания всех историй, неповторимое описание природы подкупает читателя, и все это объясняется колоссальным жизненным опытом Дж. Ф. Купера.

В России познакомились с творчеством Купера в 1825 г., когда в Москве был издан роман «Шпион». Книги Купера быстро завоевали любовь и популярность русского читателя. Их высоко ценили М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский, В. К. Кюхельбекер, А.С. Пушкин и другие видные прогрессивные деятели культуры.

Последние годы жизни Купер, уже, будучи главой своего семейного клана (после смерти отца и старших братьев) продолжал работать в качестве писателя-историка. Им были созданы труды, в том числе и по истории военно-морского флота США и по истории города Нью-Йорка. Умер Джеймс Фенимор Купер 14 сентября 1851, не дожив лишь одного дня до шестидесяти двух лет.

Купер стал основателем своеобразного литературного жанра – романа-вестерна. Несколько поколений американских писателей – Б.Гарт, М.Рид, Р.Хаггард – считали его своим учителем. Наполненные идей подвига и борьбы книги Купера и сейчас продолжают учить чести, мужеству, верности.

Источники:

Изображения:

Купер Джеймс Фенимор // http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BF%D0%B5%D1%80,_%D0%94%D0%B6%D0%B5%D0%B9%D0%BC%D1%81_%D0%A4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%80

Источник: https://ushistory.ru/populjarnaja-literatura/633-dzhejms-fenimor-kuper-otets-amerikanskoj-klassicheskoj-literatury

Ссылка на основную публикацию