Что такое внимание человека и как оно работает

Значение внимания в жизнедеятельности человека

Вопрос1: Понятие о внимании. Значение внимания в жизнедеятельности человека.

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчётливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.

Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности.

Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью.

Обратите внимание

На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.

Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчётливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчётливо, однако направленность нашего внимания может меняться.

Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.

Значение внимания в жизнедеятельности человека.

Отмечая роль внимания в психической деятельности, вспомним слова великого русского педагога К. Д. Ушинского: «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».
Внимание характеризуется следующими свойствами: объемом, распределяемостью, концентрацией, устойчивостью и переключаемостью.

В свойствах внимания выражаются особенности личности В зависимости от всего склада психической жизни формируется внимательность личности По характеру внимания людей разделяют на внимательных, невнимательных, рассеяных.

Внимательность как черту личности следует отличать от психических состояний Внимательность и рассеянность как временные психические состояния наблюдаются у каждого человека, независимо от того, выработаны у него или нет соответствующие черты характера

Состояние обостренной внимательности возникает у человека, попадающего в новую, необычную для него обстановку; оно вызывается напряженным ожиданием существенных для жизни событий, выполнением ответственных поручений

Для состояния внимательности характерны обострение чувствительности, ясность мысли, эмоциональный побьем, увеличение скорости психических реакций, вызванное волевой мобилизацией сил, собранностью и готовностью к действию

Важно

Состояние вниматечьности может возникнуть при повышенном интересе к предмету в данный момент. В таком случае в основе внимательности лежит непроизвольное внимание

Состояние внимательности, как и все психические состояния,— явление преходящее Изменяется ситуация, и человек возвращается к своему обычному стилю внимания Вот почему бывают горькие разочарования в людях, когда приняв состояние внимательности за черту личности, позже начинаешь понимать истинный стиль внимания данного человека

Рассеянность как состояние внимания также переживается каждым чечовеком Усталость после напряженного рабочего дня, озабоченность своими мыслями при выполнении малоинтересного дела, радостное, приподнятое настроение при отсутствии отвегственного дела, пресыщение разговорами—все эти, как п некоторые другие, причины могут вызвать состояние рассеян ности В этом состоянии человек может проявлять не свойственною ему как личности невнимательность

Внимание как черта личности, т е внимательность, определяется прежде всего соотношением в деятельности видов внимания. Преобладание произвольного и послепроизвольного внимания характерно для волевого, целеустремленного человека, который ясно осознает, что и зачем ему нужно.

В этом случае недостатки в отдельных качествах внимания (медленная пере-ключаемость, слабое распределение) компенсируются. Преобладание непроизвольного внимания свидетельствует о внутренней пустоте человека: его внимание находится во власти внешних обстоятельств, волевая регулировка внимания минимальна.

Такое внимание может быть охарактеризовано как рассеянность, отличительным признаком которой является «легкость в мыслях необыкновенная», порхание от объекта к объекту.

Причиной рассеянности может быть и глубокая концентрация внимания на одном предмете В этом случае человек, недостаточно распределяя внимание, перестает замечать происходящее вокруг.

По внешней картине поведения кажется, что этот человек вообще рассеянный. Сильная степень концентрации вниманий на одном предмете характерна для мыслителей.

Совет

Такая рассеянность внимания — следствие концентрации внимания на одном объекте.

И внимательность, и рассеянность, связанная с неумением произвольно регулировать свое внимание, выражаются в мыслительной деятельности, первая — в доказательности, последовательности, непротиворечивости рассуждений; вторая — в эмоциональной отвлекаемости мысли, в неспособности последовательно и до конца довести рассуждение. Понятно, что внимание является не причиной, а одним из условии, определяющих логический ход мысли и ее результаты.

Преобладание у человека произвольного внимания говорит о том, что ему присуща внимательность как черта личности. Для более глубокого понимания внимательности следует проанализировать, во-первых, ее связь с деятельностью и направленностью личности, которые определяют содержательно-мотивационную сторону внимания, и, во-вторых, соотношение в структуре внимательности свойств внимания.

В трудовой и учебной деятельности выделяется устойчивый круг объектов, на которые чаще и направляется произвольное внимание человека. Эти объекты, выделяемые содержанием деятельности, а также целями, выражающимися в речевой форме, начинают постепенно занимать все больше и больше места в сознании. Возникает привычка обращать внимание на этот круг предметов и на определенную деятельность.

Знания позволяют подмечать такие детали в предметах или мыслях, мимо которых проходит неспециалист.

Так, профессионализация внимания педагога сказываеэся в том, что он начинает замечать недостатки поведения окружающих не только в школе, но и вне ее, не может спокойно пройти мимо нарушений норм поведения.

Занятие техническим конструированием заставляет рабочего, инженера присматриваться ко всякой новой машине. Мысль ученого становится предметом его неотступного думания, а следовательно, и внимания.

Мировоззрение, убежденность, идеалы человека оказывают зиачителыюе влияние па то, какие предмегы вызывают сосредоточение ею сознания. С направленностью личности связано умение поставить в центр внимания главное, растущее, новое в жизни.

Внимательность как черта личности проявляется в своеобразном синтезе свойств внимания. Формирует определенные свойства внимания активная деятельность человека.

Обратите внимание

Например, педагогическая деятельность вырабатывает устойчивое, хорошо распределяемое и быстро переключаемое внимание. Труд ученого требует концентрированного и устойчивого, но менее гибкого внимания.

Поэтому свойства внимания, связанные с типологическими особенностями нервной системы, формируются в результате деятельности.

Включенное в познавательную деятельность человека, внимание сочетается в чертах характера с индивидуальными особенностями умственной деятельности.

В таких чертах характера, как наблюдательность и любознательность, синтезируются на основе своеобразия умственной деятельности и эмоциональное отношение человека, и особенности его внимания.

В страстности как эмоциональной черте личности синтез внимания с познавательной деятельностью происходит на основе чувств.

Огромную ценность в обществе приобретает внимательность как черта характера, выражающая отношение к людям. Внимание к нуждам и интересам, переживаниям и здоровью членов коллектива должно быть обязательной чертой каждого руководителя.

Это требование в полной мере относится и к преподавателю, для которого жизнь учащихся и их развитие представляют постоянный объект внимания. Внимательность составляет основу чуткости и такта в подходе как к детям, так и к взрослым.

Подводя итоги анализа внимательности как черты личности, следует подчеркнуть, что в ней отражаются:

1) направленность личности,

Важно

2) типочогичекие особенности чеювека. Внимательность формируется в детельности и синтезируется с некоторыми чертами умственной деятельности и эмоциональными особенностями человека.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/5006.html

Виды и свойства внимания

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Внимание имеет свою органическую основу, которая представляет собой структуры мозга, обеспечивающие функционирование внимания и отвечающие за внешние проявления его различных характеристик.

Среди нескольких миллиардов нервных клеток, из которых состоит головной мозг человека, есть такие, которые особенно тесно связаны с работой внимания. Их называют нейронами — детекторами новизны.

Такие нервные клетки отличаются от других тем, что включаются в активную работу лишь тогда, когда человек в своих ощущениях и восприятии сталкивается с некоторыми новыми для него предметами и явлениями, которые приковывают к себе его внимание.

Раздражители, ставшие привычными, обычно не вызывают реакции клеток — детекторов новизны. Такие клетки, по-видимому, отвечают за непроизвольное внимание человека.

Общее состояние внимания, в частности, такая его характеристика, как устойчивость, связана, по-видимому, с работой ретикулярной формации.

Она представляет собой тончайшую сеть нервных волокон, которая располагается в глубине центральной нервной системы между головным и спинным мозгом, охватывая нижние отделы первого и верхние отделы второго. Через ретикулярную формацию проходят нервные пути, ведущие от периферических органов чувств к головному мозгу и обратно.

Совет

Ретикулярная формация также регулирует тонус коры головного мозга и чувствительность рецепторов, изменяя динамические характеристики внимания: его концентрацию, устойчивость и т. п.

Функции и виды внимания
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций.

Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми является природное и социально обусловленное внимание, непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.

Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. При произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Примерно через 20 минут человек утомляется, используя этот вид внимания.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание.

Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого. Но возможен и такой случай, когда произвольное внимание сохраняется, а усилий воли для его сохранения уже не требуется. Это бывает, если человек увлечен работой. Такое внимание называется послепроизвольным.

По своим психологическим характеристикам послепроизвольное внимание имеет черты, сближающие его с непроизвольным вниманием, но между ними есть и существенное отличие.

Обратите внимание

Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности.

При послепроизвольном внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим. Послепроизвольное внимание может длиться часами.

Рассмотренные три вида внимания в практической деятельности человека тесно переплетены взаимными переходами и опираются один на другой.

Природное внимание дано человеку с самого его рождений, в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он, как мы уже отмечали, связан с активностью ретикулярной формации и нейронов — детекторов новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Читайте также:  Что такое хайп

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Чувственное внимание по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.

Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.

Важно

При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

Свойства внимания
Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие.

1. Концентрированность. Это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр (фокус) всей психологической активности человека.

2. Интенсивность внимания — это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления, памяти и ясность сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности (чем больше сознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем она менее знакома человеку), чем больше влияние отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным будет внимание.

3. Устойчивость. Способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека.

Устойчивость внимания поддерживается не только новизной поступающих стимулов, но и их повторением. Устойчивость внимания связана с динамическими характеристиками его: колебаниями и переключаемостью. Под колебаниями внимания понимают периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания.

Колебания внимания проявляются во временном изменении интенсивности ощущений. Так, прислушиваясь к очень слабому, едва слышному звуку, например, тиканью часов, человек то замечает звук, то перестает его замечать. Такие колебания внимания могут осуществляться с разными периодами, от 2-3 до 12 секунд.

Наиболее длительные колебания наблюдались при предъявлении звуковых раздражителей, затем при зрительных и наиболее короткие — при осязательных.

4. Объем — показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека от 4 до 6 объектов, у ребенка не более 2-3). Объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида. Имеют также значения характеристики воспринимаемых объектов (их однородность, взаимосвязи) и профессиональные навыки самого субъекта.

Совет

5. Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. С переключением функционально связаны и два разнонаправленных процесса: включение и отключение внимания.

Переключение может быть произвольным, тогда его скорость — это показатель степени волевого контроля субъекта над своим восприятием и непроизвольным, связанным с отвлечением, что является показателем либо степени неустойчивости психики, либо свидетельствует о появлении сильных неожиданных раздражителей.

Эффективность переключения зависит от особенностей выполнения предыдущей и последующей деятельности (показатели переключения значительно снижаются при переходе от легкой деятельности к трудной, а при обратном барианте они возрастают).

Успех переключения связан с отношением человека к предыдущей деятельности, чем интереснее предшествующая деятельность и менее интересна последующая, тем труднее происходит переключение.

Имеются значительные индивидуальные различия в переключаемости, что связано с такой особенностью нервной системы, как подвижность нервных процессов.

Многие современные профессии (ткачихи, механики, менеджеры, операторы и др.), где человек имеет дело с частыми и внезапными изменениями в объектах деятельности, предъявляют высокие требования к способности переключать внимание.

Большое значение имеет переключение внимания и в учебном процессе. Необходимость переключения внимания студентов, учащихся обусловлена особенностями самого процесса: сменой различных предметов в течение дня, последовательностью этапов изучения материала на занятиях, что предполагает смену видов и форм деятельности.

В отличие от сознательного переключения внимания, отвлечение — это непроизвольное отключение внимания от основной деятельности на посторонние объекты. Отвлечение отрицательно сказывается на выполнении работы. Отвлекающее действие посторонних раздражителей зависит от характера выполняемой работы.

Очень сильно отвлекают внимание раздражители внезапные, прерывистые, неожиданные, а также связанные с эмоциями. При длительном выполнении однообразной работы действие побочных раздражителей усиливается по мере нарастания утомления.

Обратите внимание

Отвлекающее воздействие посторонних раздражителей больше сказывается в мыслительной деятельности, не связанной с внешними опорами. Оно сильнее при слуховом восприятии, чем при зрительном.

Способность противостоять отвлекающим воздействиям называется помехоустойчивостью. В развитии этой способности у людей наблюдаются значительные индивидуальные различия, обусловленные как различиями нервной системы, а именно — ее силой, так и специальной тренировкой, направленной на повышение помехоустойчивости.

6. Распределение, то есть способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно. При этом формируется как бы несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания.

В сложных современных видах труда деятельность может складываться из нескольких различных, но одновременно протекающих процессов (действий), каждый из которых отвечает различным задачам. Например, ткачиха, работающая на станке, должна осуществлять многочисленные операции контроля и управления. Это характерно и для деятельности швей, водителей, операторов и других профессий.

Во всех таких деятельностях рабочему необходимо распределять внимание, т.е. одновременно сосредоточивать его на различных процессах (объектах). Исключительную роль играет способность к распределению внимания и в деятельности преподавателя.

Так, например, объясняя материал на уроке, преподаватель должен одновременно следить за своей речью и логикой изложения и наблюдать за тем, как воспринимают материал студенты.

Уровень распределения внимания зависит от ряда условий: от характера совмещаемых видов деятельности (они могут быть однородными и различными), от их сложности (и в связи с этим от степени требуемого психического напряжения), от степени знакомства и привычности их (от уровня овладения основными приемами деятельности). Чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание. При совмещении умственной и моторной деятельности продуктивность умственной деятельности может снижаться в большей степени, чем моторной.

Трудно совмещать два вида умственной деятельности. Распределение внимания возможно в том случае, если каждый из выполняемых видов деятельности знаком человеку, причем один — до некоторой степени привычен, автоматизирован (или может быть автоматизирован).

Важно

Чем менее автоматизирован один из совмещаемых видов деятельности, тем слабее распределение внимания.

Если один из видов деятельности полностью автоматизирован и для ее успешного выполнения требуется лишь периодический контроль сознания, отмечается сложная форма внимания — сочетание переключения и распределения.

Развитие внимания
Внимание как психический процесс, выражающийся в направленности сознания на определенные объекты, часто проявляясь, постепенно превращается в устойчивое свойство личности — внимательность.

При этом круг объектов может ограничиваться тем или иным видом деятельности (и тогда говорят о внимательности личности в данном виде деятельности, чаще всего это деятельность профессиональная), может распространяться на все виды деятельности (в этом случае говорят о внимательности как общем свойстве личности). Люди различаются степенью развития этого свойства, крайний случай часто называют невнимательностью. Инженеру практически важно знать не только, каков уровень сформированности внимательности у рабочих, но и причины, обусловливающие его невнимательность, поскольку внимание связано с познавательными процессами и эмоционально-волевой сферой личности.

В зависимости от форм невнимательности можно говорить о трех ее типах. Первый тип — рассеянность — возникает при отвлекаемости и очень малой интенсивности внимания, чрезмерно легко и непроизвольно переключающееся с объекта на объект, но ни на одном не задерживаясь. Этот тип невнимательности образно называют “порхающим” вниманием.

Подобная невнимательность у человека — результат отсутствия навыков к сосредоточенной работе. Другой тип невнимательности определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внимания.

Такая невнимательность может возникнуть вследствие того, что внимание человека сосредоточено на каких-то событиях или явлениях, ранее происходящих или встречающихся ему, которые он эмоционально воспринял.

Третий вид невнимательности — результат переутомления, этот тип невнимательности обусловливается постоянным или временным снижением силы и подвижности нервных процессов. Он характеризуется весьма слабой концентрацией внимания и еще более слабой его переключаемостью.

Формирование внимательности заключается в управлении вниманием человека в процессе его трудовой и учебной деятельности.

При этом необходимо создавать условия, которые способствовали бы формированию его внимания: приучать работать в разнообразных условиях, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов; упражнять произвольное внимание; добиваться осознания общественной значимости осваимого вида труда и чувства ответственности за выполняемую работу; связывать внимание с требованиями дисциплины производственного труда и т. п.

Объем и распределение внимания следует формировать как определенный трудовой навык одновременного выполнения нескольких действий в условиях нарастающего темпа работы.

Совет

Развитие устойчивости внимания нужно обеспечивать формированием волевых качеств личности. Для развития переключения внимания необходимо подбирать соответствующие упражнения с предварительным объяснением “маршрутов переключения”. Обязательное условие при формировании у человека внимательности — ни при каких обстоятельствах не позволять ему любую работу делать небрежно.

Источник: https://psyera.ru/4621/vidy-i-svoystva-vnimaniya

Три вида (уровня) внимания. Статья. Осознанные сновидения. Самопознание.ру

Ощущение реальности и материальности физического мира связано с тем, где находится твоё восприятие. Во время бодрствования приблизительно 100% восприятия находится здесь, в обычном мире. Это восприятие называют первым вниманием.

Во время сна, глубокого транса, видений — почти 100% восприятия находится там. Восприятие такое называют вторым вниманием.

На наших занятиях мы большую часть первого внимания отключаем и оставляем работать только восприятие слуха и речи, допустим это 10%.

Остальное восприятие (90%) должно состоять из второго внимания, то есть мы должны включить виртуальное зрение, слух, обоняние, осязание и прочее.

Иногда второе внимание включается настолько полно, что в трансе, медитации, сне — всё воспринимается намного чётче и ярче, чем в обычной жизни.

Итак, первая цель наших занятий — научиться переключаться с первого внимания на второе внимание, когда ученик самостоятельно (без помощи тренера) может с закрытыми глазами расслабиться до достаточного уровня, включить второе внимание, получить информацию через второе внимание, и после занятия самостоятельно вернуться в первое внимание.

Вторая цель занятия — включить второе внимание при открытых глазах и бодрствующем теле, то есть не отключая первое внимание. Таким образом, достичь объединения двух видов внимания.

Обратите внимание

В результате двойного внимания, качество восприятия нашего обычного мира снизится наполовину: физический мир уже не будет выглядеть настолько реальным, так как первое внимание будет давать только 50% восприятия.

Вторые 50% восприятия будет давать второе внимание, в результате видения будут восприниматься не менее реальными, чем наш физический мир.

При одновременной работе двух видов внимания, создаётся ощущение, что сознание расщепилось надвое и ты присутствуешь одновременно здесь (в физическом мире) и там (в мире видения). Действительно, у тебя работают одновременно два восприятия.

В практике цигун, с помощью специальных упражнений, восприятие (оно же внимание, сознание, душа, Дух) расщепляют не на два, а на гораздо большее количество (до 82-х, но возможно и большее количество).

В состоянии двойного внимания человек не способен действовать одновременно в двух “мирах”, а только воспринимать.

Вот как описывает первое, второе и третье внимания К.Кастанеда в своих книгах:

Читайте также:  Михаил ломоносов - универсальный гений

Секрет всего существующего — наше внимание. Камень является камнем только потому, что мы были вынуждены уделить ему внимание как камню. Повседневный мир существует только потому, что мы знаем, как удерживать его образы. Если выключить осознание, необходимое для поддержания этих образов, то мир рухнет (изчезнет восприятие).

Существует три типа (уровня) внимания, доступные человеку, или три уровня достижения, три уровня развития. Каждое из них — совершенно независимо и самодостаточно.

Самая маленькая часть — первое внимание — это сознание физического тела, животное осознание, оно используется в повседневной жизни. Первое внимание — это нормальное адекватное сознание повседневной жизни, его ещё называют правостороннее сознание.

Это всё, что может охватить интеллект. Его функция — иметь дело с обычным миром и думать. Все люди обладают первым вниманием — это наше обычное внимание, которым все мы пользуемся в повседневной жизни. Первое внимание выбирает узкую полосу эманаций и усиливает их, таким образом воспринимает обычный мир.

Незадействованные при этом эманации никуда не исчезают и остаются в пределах нашей досягаемости, но как бы дремлют. Выделенные и усиленные эманации видящие называют правосторонним нормальным осознанием, первым вниманием, известным, этим миром.

Выделенные эманации составляют малую часть всего спектра эманаций внутри кокона.

Первое внимание — это способность людей воспринимать и помещать своё осознание в обычный мир. Эта сфера внимания называется “первым кольцом силы”, ей характерна ужасная способность придавать порядок повседневному миру. Первое кольцо силы включается очень рано и человек проживает жизнь, думая, что это всё, что у него есть.

Видящий видит первое внимание как светимость осознания, развитую до состояния сверх интенсивного излучения, зафиксированную на поверхности кокона.

Первое внимание работает только с известным, а неизвестное блокирует, отрицает его настолько яростно, что неизвестное попросту перестаёт существовать для первого внимания. Инвентаризация (известное) делает нас неуязвимыми перед неизвестным и непознанным. Когда Первое внимание сталкивается с чем-то неизвестным, оно как бы говорит: “Этого не может быть!”.

Первое внимание потребляет все свечение осознания человека. Свободной энергии при этом практически не остаётся. Поэтому надо экономить энергию. Энергию можно добыть, искоренив ненужные привычки. Получая дополнительную энергию, осознание выходит из состояния замкнутости на самом себе и может концентрироваться на чем-нибудь другом.

Неизвестное неизменно присутствует здесь и сейчас, но наше нормальное сознание не обладает достаточным количеством энергии, чтобы воспринимать эту часть мира и отметает её как лишнюю, ненужную. По мере накопления энергии, её сначала хватает, чтобы уловить неизвестное, потом чтобы хотя бы запомнить, а потом и понять.

Важно

Для того, чтобы идти в неизвестное и отдавать себе отчёт в том, что происходит, держать ситуацию под контролем, нужна свободная энергия.

Вторая, большая часть — это второе внимание, которое нужно чтобы действовать как светящееся существо, то есть это сознание светящегося яйца. Второе внимание находится на заднем плане и выводится вперёд специальной практикой или случайной травмой.

Начинает работать, когда задействуются эманации внутри кокона, но которые обычно не использовались. Чтобы эти эманации задействовать требуется особая практика, требующая исключительной дисциплины и высшей степени сосредоточения.

Предшественник второго внимания это сосредоточение, необходимое чтобы осознать, что видишь сон. В этом случае сознание принципиально отличается от обычного сознания. Второе внимание называют левосторонним осознанием, это огромнейшая область. Сложность в том, что попасть во второе внимание просто, но противиться его зову практически невозможно.

Второе внимание — это другой скрытый тип осознания. Каждый раз, когда человек входит во второе внимание, его точка сборки (ТС) оказывается в новом положении, до этого ей незнакомом.

Второе внимание — способность помещать своё осознание в необычный мир — называется “вторым кольцом силы”. Эта способность есть у всех, но используется только магами.

Второе кольцо силы (второе внимание) остаётся скрытым и только в момент смерти становится доступным каждому.

Незадействованные эманации в человеческом коконе, а их большинство, выделению никогда не подвергаются, их видящие называют левосторонним сознанием, вторым вниманием, неизвестным.

Те же эманации, которые внутри кокона отсутствуют, называются непознанное, оно вообще вне досягаемости человеком.

Совет

Все мы одновременно воспринимаем обеими вниманиями, но предпочитаем выделять для запоминания одно (физический мир) и отвергать другое (тонкий мир).

Второе внимание принадлежит светящемуся кокону, а первое внимание — телу физическому. Тело — это первое внимание.

Тело во втором внимании может исчезнуть, то есть все существо может становится целиком вторым вниманием. Когда включается второе внимание, тело может начать исчезать, превращаться в туман, в ничто. Нужно поливать это “ничто” холодной водой, чтобы тело снова стало твёрдым.

Тяжело включить во втором внимании первое внимание. Для того, чтобы вернуться, можно попытаться уснуть во втором внимании и проснуться уже в первом внимании. Можно повернуться вокруг, чтобы уловить первоначальное внимание.

Лучше ходить рядом с телом и под контролем учителя, чем тебя занесёт далеко и бесконтрольно. Если кто-то неожиданно видит что-то такое, чего не было раньше, значит второе внимание человека собралось и фокусируется на этом.

При выходе из второго внимания чувствуется дезориентация, тошнота, в ушах стоит гул, голова кружится.

Чем чаще человек пользуется вторым вниманием, тем удачливее становится. Второе внимание притягивает шанс, больше вероятности достичь желаемого результата. Когда мы сталкиваемся с удачей, это не случай или совпадение, а второе внимание указало нам на событие, это функция второго внимания — притягивать желаемое.

Если первое внимание хорошо развито — человек отлично запоминает предметы, например на столе.

Обратите внимание

Если хорошо развито второе внимание — человек хорошо запоминает объекты на земле (камешки, прутики и т.п.).

Второе внимание достигается, если очищена жизнь.

Достижение второго внимания объединяет два внимания воедино и достигается целостность самого себя.

Второе внимание — центр нашей светимости — всегда выступает вперёд и именно это распускает наши слои. Маги должны держать свои слои закрытыми. Сновидение затягивает слои. Маги через сновидения связывают вместе два своих внимания и поэтому центру больше нет необходимости выступать наружу. Если два внимания тесно связаны, такой маг не умирает.

Можно связать второе внимание нескольких человек и вместе отправиться в другой мир.

Мы должны быть достаточно подготовлены, чтобы попытаться полностью войти в “другое я” (второе внимание). Необходимо отбросить намерение своего первого внимания, то есть когда не останется желания земного, мы окажемся в сознании “другого я”. Оттуда только, а не с нормального осознания, можно подняться в сферу третьего внимания.

Когда входишь во втором внимании и получаешь значительный заряд энергии, то теряешь контроль над речью и движениями на некоторое время.

Некоторые маги, приобретшие способность второго внимания, не могут устоять, чтобы не творить зло. Вместо того, чтобы стать лучше, они погрязают во зле, деньгах, власти над миром.

Воину требуется предельная безупречность, так как ему легче фиксировать второе внимание на соблазнах этого мира, чем на предметах, которых нет в этом мире, подобных путешествию в неизвестное.

Важно

Чем сильнее маг становится, тем опаснее его фиксация на материальных предметах, на которых концентрируется его сила. Силу нужно концентрировать на Духе. Магу желательно не иметь материальных вещей вообще. Фокусируйтесь на действительном полёте в неведомое, а не на тривиальных щитах.

Не фиксируйся, не цепляйся, не обладай вещами. Освободись от них. Силу, как и внимание, можно влить в предметы (перенести). У сильного мага предметы становятся живыми. Но не стоит возвращаться в древние века с их древней магией. Сейчас актуальна Сила Духа.

Второе внимание называют ещё левостороннее повышенное осознание. Это неописуемый словами мир. Здесь заключено всё, что есть в человеке загадочного. Это сознание, в котором человек действует как маг и видящий.

Недостаток второго внимания в том, что оно не связано с правосторонней памятью. Если ученик занимается самостоятельно, то, возвратившись в обычное первое внимание, он ничего не может вспомнить из того, что воспринимал во втором внимании.

События во втором внимании не имеют линейной последовательности для интеллекта, переживания невозможно расположить одно за другим, поэтому воспоминания о них в памяти как бы теряются. То же происходит и со сновидением, без логической увязки его отдельные сценки быстро забываются.

Лишь в результате напряжения памяти ученик может добиться вспоминания. На занятиях в паре, восстановить в памяти всё, что происходило, помогает партнёр по занятию или тренер.

Находясь во втором внимании, всё восприятие целиком сконцентрировано на непосредственных действиях, при этом человек в минимальной степени отдаёт себе отчёт в происходящем вокруг него.

Действия во втором внимании свободны от мыслительных процессов, обычных для физической жизни. Похоже, что отключена способность суждения, рассуждения и остаётся чистое непосредственное восприятие.

Совет

Ученик входит в состояние повышенной необычайной ясности, события отличаются интенсивностью, воспринимаются цельным куском, увеличивается скорость быстро и точно схватывать значение всего. Второе внимание ослепляет своей ясностью и силой, но это не означает немедленное освобождение от глупости.

Просто возникают более широкие возможности воспринимать, легко понимать и обучаться, но недостаток такого обучения — в быстрой забывчивости.

События во втором внимании могут занимать мало времени, но из-за их интенсивности теряется чувство времени и складывается впечатление, что прожито тысячу лет.

Если в первом внимании слишком много энергии поглощается поступками повседневной физической жизни, то во втором внимании существует врождённая потребность в экономии энергии.

Существует ещё третье внимание. Второе внимание является чем-то вроде полигона для достижения третьего внимания. Оно очень труднодостижимо, но крайне плодотворно.

Третья, самая большая часть — третье внимание — сознание, которое включает в себя аспекты физического и светящегося тел. Это когда свечение осознания превращается в огонь изнутри, когда зажигаются все эманации внутри кокона одновременно.

В момент смерти некоторые человеческие существа достигают третьего внимания, но всегда на непродолжительное время, и только для того, чтобы очиститься. Сразу после смерти осознание обычного человека входит в третье внимание, но только на мгновения, для очищения перед тем, как “Орёл” поглотит его.

Высшее свершение человеческого существа — достичь уровня третьего внимания, сохранив жизненную силу и не сделавшись бестелесным осознанием. Но что такое третье внимание? Толком даже учителя не знают.

Переход к свободе означает не вечную жизнь, а переход к третьему вниманию. В момент перехода к третьему вниманию тело во всей полноте озаряется знанием, каждая клетка мгновенно осознает себя и целостность всего тела. То есть если у обычного человека осознание обычно распадается в момент умирания, то маг достигает высшего осознания, а не только сохранения осознания.

Как осознание трансформируется во внимание:

Эманации внутри кокона замирают в полной неподвижности, когда совпадают с некоторыми из внешних эманаций, что означает осознание. То есть осознание всегда приходит извне. Большие эманации фиксируют эманации внутри кокона.

Истинное осознание состоит в том, чтобы позволить фиксирующим эманациям слиться с теми, которые находятся внутри нас. Если нам удаётся это сделать, мы становимся текучими, неизменно движущимися, вечными.

Обратите внимание

Степень осознания каждого конкретного существа зависит от того, насколько оно способно позволить давлению больших эманаций вести его.

С момента зачатия осознание усиливается и обогащается опытом жизни. В результате определённых преобразований, осознание взрослого человека превращается в нечто более сложное, более мощное, более дееспособное, это назвали вниманием. По мере накопления человеком опыта, некоторые полосы эманаций внутри кокона становятся ярче излучать свет.

Иногда свечение становится настолько ярким, что сливается с внешними эманациями. Видящие сделали вывод, что осознание, как сырье, перерабатывается, развивается и в результате получается упорядоченное и усиленное процессом жизни осознание, которое назвали внимание. Исходное осознание животного можно трансформировать до поистине неисчерпаемых возможностей.

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/tri_vida_urovnya_vnimaniya/

Я прав – вы заблуждаетесь

Искусство — это хореография внимания.

Вы стоите перед красивым зданием. Оно представляется вам осмысленным целым. Затем ваше внимание переключается на колонны, расположение окон, козырек крыши, затем обратно на здание в целом, потом вновь на подробности: какие-нибудь декоративные элементы вроде барельефов и так далее. Речь идет о настоящем танце вашего внимания.

Внимание, возможно, является самым замечательным аспектом в поведении нашего восприятия. Стоя перед зданием, вы вольны направить свое внимание на любую его часть и элемент.

Читайте также:  Ребусы в картинках с ответами

Вы можете посмотреть на парадную дверь. Можете посмотреть на верхний левый угол. Или вы можете решить, что ваше внимание привлекают пропорции здания.

Такое право выбора служит усилением ощущения своего «я» и свободы воли.

Итак, есть поток внимания и управление вниманием. Вначале я хотел бы рассмотреть управление вниманием. Войдите в комнату и, глядя прямо перед собой, повторяйте: «Стул, стул, стул».

Если вы не будете сознательно противиться этому, то обнаружите, что ваше внимание направлено на стул, находящийся в комнате (если он там есть), даже если вы не смотрите на него. Это процесс, похожий на тот, что имел место, когда вы внушали самому себе увидеть красный элемент в одежде зрителей на стадионе.

Внушение повышает чувствительность определенных областей, активизируются соответствующие паттерны, и в результате мы замечаем требуемые вещи или обращаем на них внимание.

Инструкции, направляющие внимание, могут быть еще более простыми. Путешественник возвращается из далекой страны и рассказывает о действующем вулкане и странной птице, которая не летает. Что еще встретилось ему? Спонсорскому комитету хочется большего за деньги, на которые была снаряжена экспедиция.

Важно

Поэтому путешественника посылают обратно, снабдив его некими простыми инструкциями, на что обращать внимание: посмотри на север — запиши, что увидишь; затем на юг — запиши, что увидишь; потом на восток — запиши, что увидишь; и наконец, на запад — запиши, что увидишь.

Следуя таким инструкциям, путешественник вернется с гораздо более содержательным отчетом.

Именно такой метод мы используем для обучения с помощью программы CoRT навыкам мышления в школах. В разделе этой программы, посвященном расширению навыков восприятия, мы предлагаем ряд простых инструментов для управления вниманием, например метод ПМИ. Он используется для намеренного отыскания Плюсов, Минусов и Интересных моментов.

В результате человек оказывается в состоянии должным образом оценить предмет рассмотрения, вместо того чтобы просто выбирать некую во многом обусловленную эмоциями исходную позицию и затем использовать мышление сугубо для отстаивания данной позиции.

Имеется также метод СиП (Следствия и Последовательность), предназначенный для того, чтобы обучаемый обращал внимание на последствия своих действий. Есть также инструмент ВДЛ — это когда внимание следует обращать на Взгляды Других Людей, участвующих в обсуждении.

Означенные методы обкатываются на целом многообразии учебных примеров с целью закрепления у обучаемых навыка использования данных инструментов, которые затем могут быть перенесены на ситуации реальной жизни — и такой перенос действительно осуществляется обучаемыми.

Стоя перед картиной в художественной галерее, человек говорит: «Она мне нравится» или «Она мне не нравится».

Прослушав курс искусствоведения, тот же самый человек будет стоять перед той же самой картиной, но теперь уже вооруженный целым набором средств управления вниманием: посмотри на композицию; обрати внимание на подбор цветов; посмотри на то, как автор использовал свет и тень; оцени работу кистью; посмотри на то, как изображена одежда; посмотри на отработку деталей второго плана; обрати внимание на персонажи второго плана. Со временем такой осмотр со столь сложным танцем внимания становится автоматическим. Кроме того, подготовленному взгляду теперь могут быть заметны детали, такие как эпоха, к которой относится полотно, личность автора или конкретный период в творчестве конкретного живописца (поздний Пикассо, ранний Уорхол21).

21 Уорхол Энди — псевдоним; настоящее имя — Уорхола Эндрю (1928–1987) — американский художник, автор фильмов, издатель и значимая персона в поп-арт-движении. — Прим. перев.

Совет

Мы не можем увидеть нечто, пока не готовы это увидеть. По этой причине наука продвигается скачкообразно, в результате парадигматического сдвига, вследствие чего мы оказываемся способными видеть вещи по-новому (я вернусь к этому вопросу позднее). По этой же причине анализ данных никогда не позволяет генерировать все идеи, содержащиеся в этих данных.

В этой связи анализ весьма ограничен в своих возможностях (в противовес заблуждению по поводу неограниченных возможностей анализа). Я вернусь к этому вопросу позднее.

Книга Джеймса Глейка о теории хаоса рассказывает, как пионеры в этой области возвращались к рассмотрению старых данных, но смотрели на них с позиций нового восприятия вещей и потому были способны видеть в них новые аспекты.

Вернемся к чувствительности нервной сети и ее готовности перейти в активное состояние. Сравним управление вниманием путем самовнушения («посмотрите на верхний правый угол») с потоком внимания.

Например, мы наблюдаем какую-нибудь сцену, но нас мучит голод, который соответствующим образом влияет на чувствительность нейронных клеток в мозге. Немедленно внимание концентрируется на всем, что связано с едой.

Мозг настроен на определенные паттерны, поэтому мы и замечаем их. Если разум настроен на малейшие признаки нанесения обиды или дискриминацию, мы немедленно замечаем их (даже если речь идет о ненамеренной дискриминации или причинении обиды).

Мы употребляем слово «замечать» и когда поток внимания естественным образом натыкается на нечто, и когда нечто само собой оказывается в центре внимания.

Психология bookap

На самом деле разница между направленным вниманием и потоком внимания небольшая.

Информация, управляющая вниманием, служит повышению чувствительности нейронных сетей в мозге, и поток внимания перетекает в соответствующие области.

Обратите внимание

В примере со зрителями на стадионе команда, отданная мозгу, побуждает его замечать все красное, вследствие чего поток внимания концентрируется на красных элементах одежды.

Теперь следует упомянуть об одном ключевом моменте. Речь идет об унитарном характере внимания. Природа самоорганизующейся паттерн-системы (по крайней мере такой, какую я описал здесь) такова, что у нее единственная область стабилизации.

Если имеются две конкурирующие области, тогда большая постепенно увеличится еще больше, а меньшая исчезнет, даже если разница очень незначительна. Это вытекает непосредственно из устройства системы и не является условием, приданным ей извне. В результате мы имеем одну область внимания в любое заданное время.

Это не исключает возможности существования функционально различных параллельных «мозгов».

Источник: https://bookap.info/razvit/de_bono_ya_prav_vy_zabluzhdaetes/gl28.shtm

Внимание. Свойства внимания. Виды внимания

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует.

Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование.

Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Характеристики внимания:

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Виды внимания:

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека.

Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание.

Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными.

Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит.

Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию.

Важно

Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов.

Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать

Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Н. Ф.

Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций).

Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.

Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К.К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом). Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека.

Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.

Похожие материалы в разделе Общая психология:

Источник: https://Psylist.net/obh/00140.htm

Ссылка на основную публикацию