Апеллес и сапожник

Апеллес

ЖЗЛ (АПЕЛЛЕС. О ЛЮБВИ, ДРУЖБЕ И ТАЛАНТЕ.)Большая часть картин, представленных в этом материале, разбросана у меня в разных постах рубрики “Живопись о живописи”.

Вот и решил собрать все имеющиеся картины в одном месте, заодно и рассказать о художнике, на них изображенном.

Правда, информация об этом великом греческом живописце мизерна, она основывается, прежде всего, на произведениях и воспоминаниях древнегреческих писателей и историков.

И все же…

Апеллес

Apelles
Ἀπελλῆς

Примерно 370 — 306 гг. до н. э.

Claude Callot Apelles and Raphael. 1686 г.

Древнегреческий живописец, один из наиболее именитых греческих живописцев древности, которые процветали в начале эллинистического периода, друг Александра Великого (Македонского).

Годы жизни художника точно неизвестны. Историки определили их по следующим фактам: Апеллес оказался при дворе Филиппа II Македонского примерно после смерти художника Памфила около 350 года до н. э. Значит, он должен был родиться до 370 до н. э., чтобы к 350 до н. э. быть уже признанным мастером (если таковым может быть двадцатилетний юноша). Историками отмечен также факт пребывания Апеллеса при царе Птолемее примерно в 306 году до н. э. Этот диапазон и считается годами жизни художника. С местом рождения художника историки тоже не определились. Древние источники сообщают, что он был сыном Пифия и родился то ли на острове Кос, то ли в Эфесе, то ли в древнем городе Ионии Колофоне, который находится к северу от Эфеса. 
Большая часть информации о жизни художника взяты из 35-й книги «Естественной истории», написанной римским писателем I века Плинием Старшим (23—79 н.э.).

Обратите внимание

Lombardo Veneto Плиний старший (воображаемый портрет, прижизненные изображения Плиния Старшего не сохранились).

Своё первоначальное художественное образование Апеллес получил в Эфесе, в Ионической школе, которая отличалась мягкостью рисунка и нежностью колорита.

Впоследствии он отправился в Сикион, где поступил в школу Памфила, и освоил особенности сикионской живописи, стремившейся к законченности и точности рисунка.

“Соединив в своем лице все, что было лучшего в обеих выдающихся школах древней живописи, он возвысил её до крайней степени совершенства, придав ей особенно свойственный ему отпечаток-грацию” – пишет Плиний. 

В соответствии с его же сочинениями, в годы 112-й Олимпиады (332—329 до н.э.) Апеллес был уже очень известным и уважаемым художником. 

Возможно, его учитель Памфил, македонец по происхождению, рекомендовал Апеллеса в качестве художника в свиту македонского царя Филиппа II. Апеллес поселился в Пелле в Македонии и завоевал при царском дворе такой авторитет, что преемник Филиппа – Александр Великий издал указ, в котором запрещалось рисовать его портреты всем художникам кроме Апеллеса. 

Salvator Rosa Alexander in Apelles' studio. 1662 г.

Anonymous, circle of Antonio Balestra (1666–1740) Alexander the Great and Apelles.

Со временем между художником и царем возникла тесная дружба, к тому же, Апеллес сопровождал какое-то время Александра Македонского в походе на персов. Один из знаменитых портретов Апеллеса изображал Александра Великого, подобно Зевсу, с молнией в руках и хранился в храме Дианы в Эфесе. 

Giuseppe Cades Alexander the Great in the Workshop of Apelles. 1792 г. Hermitage

Автор неизвестен Alexander the Great in the Workshop of Apelles.

Pietro Antonio Novelli Alexander the Great in the studio of Apelles. 1750 -99 гг. Museo Poldi Pezzoli, Milano

Древние историки утверждают, что увидев эту работу, царь сказал: «Существуют только два Александра: один — сын Филиппа, другой — Апеллес. Первый непобедим, а второй – неподражаем».

Судя по этой фразе, можно сделать вывод, что художника звали тоже Александром.

За этот портрет художник получил поистине царскую плату – 20 талантов в золоте, причём, сумма золотых монет соответствовала весу картины.

Кампаспа

Важно

Плиний Старший писал, что наиболее любимой из всех содержанок царя Александра и его любовницей была куртизанка Кампаспа (Campaspe) из фессалийского города Лариссы. Клавдий Элиан добавляет, что Кампаспа, скорей всего, была первой женщиной, с которой сблизился Александр, еще не будучи царем. Поскольку древние историки называют еще Калликсену, с которой Александр спал еще в отрочестве.

С Кампаспой, помимо героя сегодняшнего поста, связана история (а может легенда) с древнегреческим философом, учеником Платона и с 343 года до н. э. воспитателем Александра Македонского -Аристотелем (384 до н. э. — 322 до н. э.). 

Бюст Александра Великого

Marble bust of Aristotle. Roman copy after a Greek bronze original by Lysippus. 330 BC

Наставник будущего царя, видя, что тот много времени уделяет увлечению куртизанкой Кампаспой, предупредил своего ученика о том, что женщина может довести до гибели даже очень сильного мужчину. 

Francesco Hayez Aristotle. 1811 г.

Кампаспа, узнав об этом, решила отомстить философу, она “влюбила” в себя Аристотеля и заставила его прокатить ее на спине под окнами Александра.

В 1189 году эта притча была записана священником церкви Нотр-Дам в Руане — Анри де Андели и часто использовалась в церковных проповедях. Удивительно, что эта история нисколько не повредила авторитету античного мудреца.

Эта полуанекдотичная история стала популярным сюжетом в искусстве средневековья и эпохи Возрождения. 

Leonardo da Vinci Aristotle and Phyllis (or Campaspe).1480 г.

Hans Baldung Aristotle and Phyllis. 1513 г.

Лука Лейденский. Аристотель и Филис (Кампаспа). 1521 г. Гравюра на дереве

На гравюрах обнаженная Кампаспа сидит верхом на престарелом Аристотеле, натягивая вожжи и размахивая кнутом, а Александр наблюдает эту сцену из окна или с балкона.

Художники итальянского Возрождения изображали философа и куртизанку в настенных росписях — в альковах, на расписных блюдах знаменитой итальянской майолики, на тканых коврах — шпалерах и в резьбе деревянных стенных панелей и мебели. 

Неизвестный автор Аристотель и Кампаспа. Северная Германия. Конец XIV в. Бронза. Санкт-Петербург, Эрмитаж

Неизвестный автор Аристотель и Кампаспа (гобелен). 

Неизвестный автор Аристотель и Кампаспа. Исторический музей, Базель 

Etienne Jeaurat Aristotle and Campaspa.

«Александр, восхищаясь выдающейся красотой Кампаспы, попросил Апеллеса нарисовать ее обнажённой. – пишет Плиний. – Художник в процессе работы влюбился в нее, после чего Александр, вникнув в ситуацию, преподнес ему Кампаспу в подарок, доказывая себе, что хотя он и великий царь в отваге, но еще более велик в самообладании».

Читайте также:  Смертоносный туалет - уникальные факты

Прекрасная любовница царя стала источником вдохновения для художника.

Edward John Poynter Apelles.

John William Godward Campaspe.

Совет

Апеллес изобразил Кампаспу в образах Афродиты, Артемиды, Харит и других богинь юности и красоты. 

Историки до сих пор спорят – кого изобразил художник на своей самой известной фреске «Афродита Анадиомена» – Кампаспу или еще одну известную гетеру Фрину. Все дело в том, Фрина в конце своей жизни была возлюбленной Апеллеса. Я, делая пост о Фрине, писал о свидетельстве Афинея, который рассказал о том, что «когда вся Греция собралась в Элевсинии на праздник Посейдона, Фрина на глазах у всех сняла с себя одежду, распустила волосы и нагая вошла в море. Именно это подсказало Апеллесу сюжет для его Афродиты Анадиомены». Так что, скорей всего, для Афродиты позировала Фрина, а не Кампаспа.

Venus emerging from the Sea. Fresco from Pompei, House of Venus.

Древнеримский поэт Овидий тоже оставил нам свой восторженный отзыв о фреске «Афродита Анадиомена»:

Если б Венеру свою Апеллес не выставил людям —
Все бы скрывалась она в пенной морской глубине.
В 1960 году в Помпеях обнаружили хорошо сохранившуюся фреску с похожей Венерой (Афродитой). Некоторые исследователи считают, что эта фреска может быть римской копией картины Апеллеса.
А любовь Апеллеса к своей модели Кампаспе, увы, оказалась неразделенной. 

Скульптура на фасаде Лувра Кампаспа раздевается перед Апеллесом по приказу Александра. 

Mattia Preti Campaspe. 1661 г.

Однако любовь эта стала источником творческого вдохновения для многих художников и популярным сюжетом в живописи XVII – XIX веков. В чем вы убедитесь, если посмотрите мой пост, в котором я собрал картины на тему рисующего Кампаспу Апеллеса в своей студии в присутствии Александра Македонского.

Творчество 

О фактах жизни Апеллеса известно больше из легенд, дошедших до нашего времени. Историки пишут, что Апеллес упражнялся в рисовании каждый день. Сам художник особенностью своего творчества называл харизму, под которой подразумевал умение воодушевлять зрителя изобразительными образами. 

Существует легенда, что стремясь достичь точности в создании образов, художник выставлял картины на улице на суд прохожих, а сам подслушивал их мнение, скрываясь за картиной. Как-то раз один башмачник заметил, что нарисованные сандалии по контуру не соответствуют стопе.

Апеллес исправил дефект и выставил картину вновь. Тот же башмачник, проходивший мимо, теперь стал критиковать нарисованную ногу. Художник, не выдержав, выбежал из-за картины и крикнул «критику»: «Пусть не судит башмачник выше обуви».

Плиний написал, что вскоре эти слова стали популярной римской поговоркой.

Jacques-Albert Senave Apelles and the Shoemaker (Апеллес и сапожник). Royal Museums of Fine Arts of Belgium.

Фреска Storie di Apelle. Casa Vasari

Anonymous Ein Bauer besucht den Maler Apelles und staunt über dessen Künste. 18th century.

Этой истории, кстати, посвятил стихотворение Пушкин.

Сапожник (притча)

Картину раз высматривал сапожник –

И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
«Мне кажется, лицо немного криво…
А эта грудь – не слишком ли нага?»…
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
«Суди, дружок, не свыше сапога!»
Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете 
Был знатоком, хоть строг он на словах,
Но черт его несет судить о свете…
Попробуй он судить о сапогах!

Александр Пушкин

1829 г.

Обратите внимание

Еще одна история связана с царем Птолемеем, правившим в Александрии. Напомню, что Птолемей I(367 до н. э. — 283 до н. э.) был военачальником Александра Великого, его личным телохранителем и одним из ближайших друзей. 

Бюст Птолемея I Лувр, Париж

После смерти Александра в 323 году до н. э. именно Птолемей предложил разделить империю между диадохами. Диадохами (по-гречески— преемник) называли полководцев Александра Македонского, которые после его смерти, в результате долгих войн, затянувшихся до 301 до н. э., разделили между собой его империю.

Сам Птолемей стал эллинистическим правителем Египта, и к концу своего правления, несмотря на 50 лет беспрерывных войн, создал крепкое и развитое государство. Именно он основал знаменитую на весь античный мир Александрийскую библиотеку и открыл в Александрии музей. В 285 году до н. э.

Птолемей отрекся от египетского трона в пользу одного из своих младших сыновей и через два года умер в возрасте 84 лет.

Вот к этому проницательному, щедрому и благодушному царю в результате морской бури и попал случайно Апеллес. Плиний пишет, что Птолемей имел с художником какие-то давние счеты. Будучи в Александрии, Апеллес был приглашен ради шутки одним из придворных царя на пир в его дом. Птолемей удивился «незваному гостю», он выстроил перед художником челядь и потребовав указать пальцем на виновника этой неуместной шутки. Вместо этого, Апеллес взял уголек и набросал лицо того человека, которого царь сразу же признал и тут же наказал.

Лукиан в своих сочинениях изложил немного другую историю о пребывании Апеллеса во дворце Птолемея. 

Один из завистников художника по имени Антифил на том самом пиру обвинил Апеллеса в соучастии в заговоре против Птолемея. Царь провел расследование, убедился в невиновности Апеллеса, наградил его суммой в 100 талантов, а самого лжеца Антифила отдал в рабы Апеллесу.
Художник после этого дела написал аллегорическую картину «Клевета», которая не сохранилась. Но ее в 1495 году попытался восстановить Сандро Боттичелли. 

Sandro Botticelli Calumny of Apelles. 1492-94 гг. Galleria degli Uffizi, Florence

Таким образом, Боттичелли, а вслед за ним и другие художники, увековечили историю клеветы Антифила на Апеллеса. 

Girolamo Mocetto Calumny of Apelles. 1500-06 гг.

Federico Zuccaro The Calumny of Apelles. 1572 г.

Pieter Bruegel The Calumny of Apelles. 1565 г.

John Vanderlyn The Calumny of Apelles. 

Giorgio Ghisi, after Luca Penni The Calumny of Apelles. 1560 г.

В последние годы жизни художник начал работать над еще одной Афродитой для жителей острова Кос. Но фреска осталась незавершённой из-за смерти художника. Апеллес умер в негласном звании «первый художник Эллады». Правда, место его смерти тоже неизвестно, по разным источникам художник умер то ли на острове Кос, где работал, то ли в Колофоне.

Читайте также:  Фото светланы лободы

До наших дней не дошло ни одной работы Апеллеса. Но, думаю, можно доверять Плинию, утверждавшему, что картины художника, написанные всего четырьмя цветами, восхищали зрителей. Плиний пишет, что секрет крылся еще и в том, что Апеллес покрывал работы тонким слоем глазури, отчего «оттенки становились живее и лучше передавали цветовую гамму». 

Jean Broc The School of Apelles. 1800 г.

Историки говорят, что если когда-нибудь удастся найти гробницу Алексанра Великого в Александрии, то, скорей всего, мир увидит фрески Апеллеса, поскольку именно он, являясь придворным художником и другом Александра, расписывал гробницу царя.

В 1841-42 годах французский живописец Поль Деларош для Национальной Высшей школы изящных искусств в Париже выполнил огромную настенную роспись под названием “Ассамблея палаты изобразительных искусств”, на фреске автор изобразил более 60 всемирно известных живописцев – от Леонардо до Николла Пуссена.

Важно

В центре фрески – на месте председателей Ассамблеи, в окружении прекрасных девушек, изображающих Аллегории древнегреческого, древнеримского, средневекового искусства и искусства Ренессанса, Деларош изобразил самых известных художников античности (слева направо) – архитектора Иктина, художника Апеллеса и скульптора Фидия.

Как видите, герой сегодняшнего материала занимает достойное место на художественном Олимпе.

Paul Delaroche Central portion of L'Hémicycle des Beaux-arts 1841-42 гг. École nationale supérieure des beaux-arts, Paris. 

http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post228764363

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://belayaistoriya.ru/blog/43522555743

Великий Апеллес: “ни дня без линии”

  Эллада, Македония, Азия, Египет, IV век до н. э.

        

    Сегодня Искусснице захотелось написать про Апеллеса, великого художника античности. Не сохранилось ни одной его работы, но сам Александр Великий не только любил его картины, но даже издал указ, запрещающий рисовать свои портреты всем художникам, кроме Апеллеса. Как позволял ваять свою божественную персону только Лисиппу. 

    Апеллес сопровождал Александра в походе в Азию с собственной большой свитой, состоявшей из помощников, рабов, красивых женщин и девушек. Костюм и быт его были просты и, вместе с тем, он отличался изяществом и даже эксцентричностью. В одежде предпочитал благородный белый цвет, пурпурный, или золотой, оживляя его сложной прической и баснословно дорогим ожерельем.

Только так и мог выглядеть своеобразный гений, автор многочисленных Афродит и Харит – богинь юности и красоты. Современник, писатель Теофраст, в сатирической книге “Характеры”, называл его выскочкой и даже утверждал, что именно художник и вдохновил его на сей труд, но простят Зевс и Аполлон желчного Теофраста.

Скорее уж, правы те, кто сделал имя Апеллеса символом живописи.

    Апеллес, сын Пифия, происходил из Кос или Эфеса, но считается более вероятным, что он родился в древнем городе Ионии Колофоне, к северу от Эфеса. Имя его переводится как “собирающий народ”. Как будто родители предчувствовали, что так и будет.

Картины Апеллеса-мастера действительно собирали зрителей, сам художник любил выставлять свои работы на площади и прятаться за ними, чтоб понаблюдать, что будут говорить о них люди. Однажды, говорят, сапожник подал художнику дельный совет, как следует написать обувь, и Апеллес его очень благодарил.

Когда же сапожник, принялся критиковать дальше, художник оборвал его: “Смотри, дружок, не выше сапога!” 

    Годы жизни Апеллеса, примерно: 370 – 306 до н. э. Большая часть информации о нём содержится в 35-й книге естественной истории Плиния Старшего (23 – 79 г.г. н. э), римского писателя. На пике славы Апеллес находился в годы 112 Олимпиады (332 – 329 до н. э.).

Совет

    Образование художник получил в Эфесе в Ионической школе, отличавшейся мягкостью рисунка и нежностью колорита. Затем Апеллес перебрался в город Сикион, в школу Памфила, где изучил особенности живописи, характерной для сикионской школы, стремившейся к законченности и точности рисунка. Особенностью живописного почерка Апеллеса является грациозность изображаемых объектов. 

    Вероятно, в 350 году до н. э. учитель Апеллеса, Памфил, скончался, но снабдил его рекомендательным письмом к македонскому царю Филиппу II. Памфил сам происходил из Македонии.

В Пелле, столице македонского царя, к Апеллесу пришло признание, здесь он познакомился с юным Александром и, конечно, с Аристотелем, наставником царевича.

Как и скульптор Лисипп, он должен был посещать Миезу, где занимался Аристотель с царевичем и юношами из семей местной аристократии. Александр принимал у себя художника и дружил с ним, иногда оказывая особую милость.

Александр Македонский

    Однажды юный царь предложил художнику нарисовать портрет своей прекрасной любовницы, гетеры Кампаспы. Апеллес, работая над портретом, сам влюбился в девушку, и тогда Александр, приметив это, уступил ему гетеру. “Мне же достаточно получить её портрет”, – сказал он.

Дж. Кадес. Александр в мастерской Апеллеса

    Вероятно, Кампаспа служила моделью для написания картин, представляющих богиню Афродиту. 

    Афродита Анадиомена выходит из морской воды и, подняв руки, выжимает мокрые волосы. Она – само воплощение женственности и грации, вещают древние писатели, а нам остаётся только обратиться к фреске, сохранившейся в Помпеях “Венера, рождённая из моря”. Она считается копией с картины Апеллеса. 

    Если б Венеру свою Апеллес не выставил людям – 

Всё бы скрывалась она в пенной морской глубине.

   Это строки Овидия, счастливца, видевшего прекраснейшую Анадиомену Апеллеса.

Венера, рождённая из моряФреска из Помпей    Сюжет, как Апеллес рисует Кампаспу в присутствии Александра, привлекал многих художников.
Ж-Л Давид. Апеллес пишет Кампаспув присутствии Александра

    Не сохранились многочисленные портреты Александра и его полководцев. Известно, что в храме Дианы в Эфесе хранился портрет великого полководца “Александр с молнией”. О ней он сам говорил так:” Существуют только два Аоександра: сын Филиппа и сын Апеллеса. Один непобедим, другой неподражаем “.

Исполнив портрет Александра с молнией, Апеллес впервые выступил новатором: он показал источник света. Молнию и блики от неё на лице и теле царя, что было большим завоеванием в истории реалистической живописи. Александр платил своему любимому живописцу золотом, причем плату отмеривали по весу картины.

За “Александра с молнией” Апеллес получил 20 талантов золотом, если верить источнику.

Читайте также:  Аркадий кобяков - уникальные факты

    Современники отмечали “лёгкость кисти” Апеллеса, то есть умение вовремя “отнять руку от картины, не увлекаясь второстепенными деталями.

    Апеллес писал свои картины темперой на деревянных досках, искусно владея светом и тенью. Используя лишь белую, черную, красную и желтую краски, он добивался удивительного колористического многообразия.

Затем покрывал картину тонким слоем глазури, отчего оттенки становились живее. Надо отдать дань трудолюбию великого живописца: он упражнялся каждый день, рисуя линии. “Не дня без линии!” – это его подлинные слова.

Самой сильной стороной творчества художник считал харизму, то есть умение воодушевлять зрителя изобразительными образами.

    После смерти Александра, в эпоху его преемников, диадохов, он продолжал творить, рисуя новоявленных царей. Плиний Старший рассказывает, что он, попав в Египет, ко двору Птолемея I Сотера, покровителя искусства и науки, обрёл и там славу, но у него выискался завистник, тоже художник Антифил. Однажды, желая погубить соперника, он объявил апеллеса участником заговора против царя.

Птолемей, по справедливости расследовав это дело, убедился, что Апеллес невиновен. Он наградил оклеветанного художника суммой в 100 талантоа, а лжеца отдал ему в рабы.

Из современных им источников известно, что Апеллес создал картину под названием “Клевета”, но, поскольку она, как и все прочие, не сохранилась,     художник итальянского Возрождения, Сандро Боттичелли, придумал свою аллегорию на эту тему. 

Сандро Боттичелли. Клевета

    Считается, что в Александрии Апеллес расписывал гробницу великого полководца, которую и поныне ищут. Если найдут, то нам, или людям будущего, откроются  работы великого Апеллеса. 

    По преданию, художник умер за работой, создавая очередное изображение Афродиты. 

Источник: http://biblioiskusstwo.blogspot.com/2013/08/blog-post.html

Апеллес – Древняя Греция – Афоризмы – Ларец мудрости – Кладовая веков

Page 2

Жил на свете человек, который не верил в Бога и не смущаясь рассказывал всем о своем отношении к религии и религиозным праздникам. Однако его жена верила в Бога и детей своих воспитывала в вере, несмотря на едкие выпады мужа.

Однажды зимним вечером жена отправилась с детьми на службу в местную деревенскую церковь. Там должна была быть и проповедь о Рождестве Христовом. Жена попросила мужа пойти с ними, но он отказался.
«Вся эта история – чепуха! – сказал он. – С чего вдруг Богу понадобилось унижать Себя и являться на Землю в виде человека? Это же смешно!».

И вот жена и дети ушли, а он остался дома. Немного спустя поднялся сильный ветер и началась снежная буря. Человек поглядел в окно, но увидел лишь все застилающий снежный вихрь. Он уселся в кресло у камина и собрался провести так весь вечер. Вдруг он услышал громкий хлопок: что-то стукнуло в окно. Он подошел к окну, но ничего не смог разглядеть.

Обратите внимание

Когда метель немного утихла, человек вышел на улицу посмотреть, что же это могло так стукнуть. На поле возле дома он увидел стаю диких гусей. Видимо, они летели зимовать на юг, но попали в снежную бурю и не смогли лететь дальше. Они заблудились и оказались возле его фермы без еды и укрытия. Взмахивая крыльями, они летали низкими кругами над полем, ослепленные снегом.

Видимо, это кто-то из гусей стукнул в его окно.

Человеку стало жалко этих бедных гусей, и он захотел им помочь. Он подумал, что сарай был бы подходящим для них местом. Там тепло и безопасно, они, конечно же, могли бы провести там ночь и переждать метель. Он прошел к сараю, широко открыл его двери и стал ждать, надеясь, что гуси, увидев, войдут туда.

Но гуси только кружились бесцельно и, казалось, не замечали дверей сарая или не понимали, для чего он нужен. Человек попробовал привлечь их внимание, но это только отпугивало гусей, и они отлетали все дальше. Тогда человек пошел в дом и вернулся с куском хлеба; он раскрошил его, сделав из хлебных крошек дорожку, ведущую к сараю. Но гуси и на это не поддались.

Он был уже на грани отчаяния. Зашел сзади и попробовал погнать их к сараю, но гуси только еще больше испугались и стали разлетаться в стороны – в разные стороны, но только не к сараю. Ничего не могло заставить их отправиться в сарай, где им было бы тепло и безопасно. «Почему же гуси не идут за мной? – воскликнул человек.

– Неужели они не видят, что только здесь они смогут выжить в такую бурю?». Он поразмыслил немного и понял, что они просто не хотят идти за человеком. «Вот если бы я был гусем, я бы мог их спасти», – сказал он вслух. Потом ему пришла в голову идея.

Он вошел в сарай, взял одного из своих гусей и вынес его на руках в поле, подальше от кружившихся диких гусей.

Затем он выпустил своего гуся. Гусь пролетел сквозь стаю и вернулся прямиком в сарай – и один за другим все остальные гуси последовали за ним в спасительное укрытие.

Человек постоял тихо минутку, и вдруг у него в голове снова прозвучали те же слова, что он сказал несколько минут назад: «Вот если бы я был гусем, я бы мог их спасти!». А потом он вспомнил, что он сказал своей жене немного раньше.

«С чего вдруг Бог захотел бы стать как мы? Это же смешно!».
И вдруг все стало понятно. Это как раз то, что Бог сделал. Мы были как эти гуси – слепые, заблудившиеся, погибающие.

Бог отправил Своего Сына стать как мы, чтобы Он мог показать нам путь и спасти нас.

Важно

Когда ветер и слепящий снег стали стихать, душа его тоже затихла и умиротворилась этой прекрасной мыслью. Внезапно он понял, зачем пришел Христос. Годы сомнения и неверия исчезли вместе с прошедшим бураном. Он упал в снег на колени и произнес свою первую в жизни молитву: «Спасибо Тебе, Господи, за то, что Ты пришел в виде человека, чтобы вывести меня из бури!».

Источник: http://kladovay.ucoz.ru/publ/104-1-0-580

Ссылка на основную публикацию