Анна андреевна ахматова

Анна Ахматова

Из книги судеб. Анна Ахматова. Имя при рождении – Анна Андреевна Горенко, 11 (23) июня 1889, Одесса, Российская Империя – 5 марта 1966, Домодедово, Московская область, РСФСР) – великий русский поэт, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик.

Детство и отрочество Анны прошли в Царском селе, где она училась в Мариинской женской гимназии. По семейному преданию, род Ахматовых – по материнской линии – восходит к татарскому хану Ахмату.

Первые пробы пера – в одиннадцать лет, а годом первой публикации исследователи называют 1907-й – в журнале «Сириус».

Обратите внимание

Вместе с мужем Николаем Гумилёвым Анна Ахматова вошла в «Цех поэтов» и стала одним из основателей поэтического течения – акмеизма, восходящего к символизму.

Известность пришла к Анне Андреевне рано – после выхода в свет сборника «Вечер» (1912). В 1914 появились «Чётки». Легендарная ныне книга любовной лирики «Белая стая» напечатана в 1917-м, а «Подорожник» – в 1921-м…

Судьба Анны Андреевны трагична. Хотя сама она не была в заключении или изгнании, репрессиям были подвергнуты самые близкие ей люди – муж, большой русский поэт Н.С. Гумилёв, расстрелян в 1921-м; Н. Н. Пунин, спутник её жизни в тридцатые годы, трижды арестовывался, погиб в лагере в 1953-м; единственный сын Л. Н. Гумилёв провёл в заключении более 10 лет)…

В эвакуации, в Ташкенте, Анна Андреевна создала цикл стихов «Ветер войны». А поэма «Реквием» вобрала в себя горький опыт жены и матери «врагов народа»

Произведения Ахматовой, признанной классиком отечественной поэзии ещё в двадцатые годы прошлого века, подвергались замалчиванию, цензуре, а саму Анну Андреевну жестоко травили: достаточно вспомнить «персональное» постановление ЦК КПСС 1946 года, не отменённое при её жизни!

Многие стихотворения, а также прозаические эссе, исследования, воспоминания не были опубликованы даже и через два десятилетия после смерти Анны Великой. При этом имя Поэта всегда окружал ореол Славы – среди истинных почитателей Слова – как на Родине, так и далеко за пределами СССР, а потом и России.

В 1964-м, в Италии, Ахматовой была вручена престижная премия «Этна-Таормина», а в 1965-м, в Оксфорде, ей присудили почётную докторскую степень.

Первоисточники:

Википедия (Свободная энциклопедия),

а также ряд книжных и журнальных публикаций.

Иллюстрация:

портрет Анны Ахматовой работы Н. Альтмана, 1914

История одного автографа*

Мне было всего одиннадцать лет, когда я получила в подарок от Анны Андреевны Ахматовой фотокопию портрета художника Тышлера с её автографом. Жаль, что я была так мала и совсем не понимала, с человеком какого масштаба мне довелось быть знакомой, видеть её, общаться с её близкими и друзьями…

Мой двоюродный брат Леонид Зыков женился на Анне Генриховне Каминской, внучке Николая Николаевича Пунина, человека, чьё имя считается хрестоматийным в профессиональной искусствоведческой среде, и пятнадцатью годами жизни Николай Николаевич был связан с Анной Андреевной Ахматовой.

Брат с женой учились в Академии художеств и жили одной семьёй с дочерью Николая Николаевича Пунина Ириной Николаевной и Анной Андреевной Ахматовой. Вокруг всегда было много молодёжи, студентов Академии художеств, искусствоведов, художников, молодых литераторов.

Важно

Леонид и Анна брали меня с моей старшей сестрой Ириной на дачу Ахматовой в Комарово, которую все тогда называли «будкой», и нам страшно нравились эти поездки. В их компании всегда было весело и необычно – «Тайное Санкт-Петербургское общество», где была своя иерархия, звания, все говорили по-французски.

Брат даже начал заниматься со мной французским языком. Как-то в городской квартире на улице Ленина Анна Андреевна достала сундучок с прелестными маленькими книжками – это были сказки на французском языке, по ним я училась читать.

Мы разучивали французские песенки: брат играл на флейте, я – на фортепиано и мы распевали: «Кадерусель» и «Мальбрук».

В Комарово бывало много народу, часто приезжали из Риги жена брата Анны Андреевны Ханна Вульфовна Горенко с внуком Толей, которого все называли «Топкой».

Когда собиралось столько гостей, что негде было ночевать, нас детей – меня и Топку – высылали на соседскую дачу друга Анна Андреевны прекрасного поэта Александра Гитовича.

Иногда нам даже разрешали погулять с его колли Лиджи, чем мы страшно гордились.

Позже, после смерти Анны Андреевны, Александр Гитович опубликовал в журнале «Юность» стихи:

Дружите с теми, кто моложе вас,

А то устанет сердце от потерь,

Устанет бедный разум, каждый раз

В зловещую заглядывая дверь.

Уныло думать на пороге тьмы,

Что фильм окончен и погас экран,

И зрители расходятся, а мы

Опустошаемся от новых ран…

Когда мы с Топкой возвращались от Гитовича в «будку», на веранде был накрыт чайный стол. Во главе стола сидела Анна Андреевна. Детей запускали поздороваться первыми. Анна Андреевна улыбалась, постукивала себя пальцем по щеке, что означало, что мы можем подойти и «чмокнуть» её.

Однажды вечером все сидели во дворе у костра рядом со знаменитым «священным пнём, танцующим по ночам». Я демонстрировала свои разнообразные способности: ходила колесом и читала стихи собственного сочинения. В то время отличница, спортсменка, правильная пионерка, достойное дитя советской школы, я прочла Анне Андреевне:

Радостью большой

Налита земля.

Нет, мы не забудем

Нашего вождя.

Ленин наш любимый,

Ленин наш родной,

Он непобедимый

С золотой душой…

Далее Анна Андреевна встала, кутаясь в шаль, ушла в дом. Через минуту она вернулась, поцеловала меня и дала мне портрет со своим автографом.

Все окружающие зашептались с оттенком зависти: мол, как? Анна Андреевна подарила Оле портрет с автографом!..

Только я тогда не оценила подарка и подумала: лучше бы это была шоколадка! А когда подросла, часто вспоминала свой позор и очень долго не писала никаких стихов. Даже для школьной стенгазеты.

Совет

Для моих сверстников поэзия Ахматовой, конечно, стала открытием. Русскую литературу преподавали в усечённым виде и под определенным «соусом». Только в семидесятом году, когда мы заканчивали школу, в программу по литературе была включена поэзия Есенина.

Много лет спустя я встретилась в Москве со своей одноклассницей Светланой Оружейниковой, которая стала журналисткой, и она мне сказала: помнишь, в старших классах никто даже не знал, кто такая Ахматова, а ты читала нам «Реквием» наизусть… Его тогда действительно даже не переписывали – заучивали на память.

Конечно, рассуждать о красоте и значимости поэзии Ахматовой должны литературоведы и исследователи её творчества.

Трудно назвать любимые стихи, вспомнишь одно – вспоминаешь одно, за ним тянется другое и третье, и бесконечной вязью, будто они хотят напомнить об обстоятельствах жизни поэта, её переживаниях, чувствах, мыслях, мечтах.

Часто всплывают в памяти двустишья и четверостишья Ахматовой – они как схваченные на лету и остановленные мысли:

От других мне хвала, что зола,

От тебя и хула – похвала.

Или:

Я живу как кукушка в часах,

Не завидую птицам в лесах,

Заведут – и кукую.

Знаешь, долю такую

Лишь врагу

Пожелать я могу.

Возможно, иногда я поступаю так же, когда записываю по утрам:

Я просыпаюсь со стихами –

Так спозаранку будят душу.

Я разведу стихи руками

И сон душевный не нарушу.

Или:

Сердце пролилось дождём –

Мы погоды подождём.

Сердце нужно выжать,

Постараться выжить.

Возможно, я выросла бы совсем другим человеком, если бы в моей жизни не было близких и дорогих мне людей, которые помогли мне почувствовать что-то очень важное, настоящее в жизни. Моего брата Леонида Зыкова, к сожалению, уже нет в живых.

Но в двухтысячном году в соавторстве с Ириной Николаевной Пуниной и Анной Генриховной Каминской он издал книгу «Николай Пунин.

Обратите внимание

Дневники и письма», собрание уникальных архивных документов, фотографий, в том числе во многом дополняющих наши знания о поэте Анне Андреевне Ахматовой…

А в квартире на улице Ленина продолжают жить и бережно хранить память обо всех членах этой семьи дорогие мне люди: Анна Каменская и мои племянники Петя и Коля Зыковы. Они посвятили себя искусствоведению и архитектуре, и стали настоящими наследниками своих удивительных предков…

Ольга Корецкая

*«Милой Оле от А. Ахматовой. 11 августа 1963. Комарово». «45»: публикуется впервые.

P.S. За этим эссе два выпускника ВГИКа «охотились» почти два года – мой питерский друг, известный драматург Андрей Зинчук и я, редактор альманаха. В своё время, с подачи Андрея, в «45-й параллели» были опубликованы стихи Ольги Корецкой. Самобытные, яркие…

В одном из писем Андрей обмолвился, что у Ольги есть нигде не публиковавшийся автограф Анны Андреевны Ахматовой.

Можете представить себе состояние редактора?! Да это же – мировая сенсация! Однако Ольга – человек по-настоящему интеллигентный, предельно скромный и самодостаточный, очень долго не решалась поделиться сокровенными воспоминаниями.

Мол, автограф, если угодно, публикуйте, а мне как-то неловко, не с руки браться за перо. (Ольга Корецкая, надо заметить, компьютеры обходит стороной…)

И вот какой выход из деликатной, согласитесь, ситуации предложил Андрей Зинчук. Он надиктовал по телефону своей доброй знакомой вопросы, не вошедшие в текст воспоминаний, но побудившие Ольгу Корецкую рассказать о своём детстве, осенённом великим Поэтом. Итак, вот о чём спросил АЗ:

– В каком возрасте ты познакомилась с Анной Андреевной?

– Я видел у тебя автограф Ахматовой, как он к тебе попал?

– Говорят, «просто встреч» не бывает… Ты ведь тоже, я знаю, пишешь стихи?.. Повлияла ли на тебя эта встреча?

– Чем для тебя была и осталась Анна Андреевна?

– У ленинградцев (петербуржцев) особое отношение к Ахматовой… Почему, на твой взгляд?

– Какие её строки прошли с тобой через всю жизнь?

Спасибо тебе, Андрей! Спасибо Вам, Ольга! Читатели «45-й параллели» стали богаче ещё на одно сокровенное знание о Поэте. А с ними – и всё человечество…

Сергей Сутулов-Катеринич

Иллюстрации:

рисунок А. Тышлера, 1943;

портрет Анны Ахматовой работы К. Петрова-Водкина, 1922;

снимок Анны Андреевны – фотограф М. Наппельбаум, 1922;

автограф Поэта, подаренный Ольге Корецкой, 1963.

Перчатка с левой руки… 

«1911 год. В “башне” – квартире Вячеслава Иванова – очередная литературная среда. Весь “цвет” поэтического Петербурга здесь собирается.

Читают стихи по кругу, и “таврический мудрец”, щурясь из-под пенсе и потряхивая золотой гривой, произносит приговоры. Вежливо-убийственные по большей части.

Жестокость приговора смягчается только одним – невозможно с ним не согласиться, так он едко-точен. Похвалы, напротив, крайне скупы. Самое лёгкое одобрение – редкость.

https://www.youtube.com/watch?v=JnJrIqf0paQ

Читаются стихи по кругу. Читают и знаменитости и начинающие. Очередь доходит до молодой дамы, тонкой и смуглой.

Это жена Гумилёва. Она «тоже пишет». Ну, разумеется, жёны писателей всегда пишут, жёны художников возятся с красками, жёны музыкантов играют. Эта чёрненькая смуглая Анна Андреевна, кажется, даже не лишена способностей. Ещё барышней она написала:

И для кого эти бледные губы

Станут смертельной отравой?

Негр за спиною, надменный и грубый,

Смотрит лукаво.

Мило, не правда ли? Непонятно, почему Гумилёв так раздражается, когда говорят о его жене как о поэтессе?

Важно

А Гумилёв, действительно, раздражается. Он тоже смотрит на её стихи, как на причуду «жены поэта. И причуда эта ему не по вкусу. Когда их хвалят – насмешливо улыбается. – Вам нравится? Очень рад. Моя жена и по канве прелестно вышивает.

– Анна Андреевна, вы прочтёте?

Лица присутствующих “настоящих” расплываются в снисходительную улыбку. Гумилёв, с недовольной гримасой, стучит папиросой о портсигар.

– Я прочту.

На смуглых щёках появляются два пятна. Глаза смотрят растерянно и гордо. Голос слегка дрожит.

– Я прочту.

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки,

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки…

На лицах – равнодушно-любезная улыбка. Конечно, не серьёзно, но мило, не правда ли? – Гумилёв бросает недокуренную папиросу. Два пятна ещё резче выступают на щеках Ахматовой…

Что скажет Вячеслав Иванов. Вероятно, ничего. Промолчит, отметит какую-нибудь техническую особенность. Ведь свои уничтожающие приговоры он выносит серьёзным стихам настоящих поэтов. А тут… Зачем же напрасно обижать…

Вячеслав Иванов молчит минуту…

Потом встаёт, подходит к Ахматовой, целует ей руку.

– Анна Андреевна, поздравляю вас и приветствую.

Это стихотворение – событие в русской поэзии».

Первоисточник:

Георгий Иванов, собрание сочинений в трёх томах,

«Петербургские зимы», Москва, «Согласие», 1994.

Иллюстрации:

фотографии Поэта разных лет.

Подборки стихотворений

  • Священная минута… № 34 (94) 1 декабря 2008 г.

Источник: https://45parallel.net/anna_akhmatova/

Ахматова Анна Андреевна

Анна Ахматова (имя при рождении Анна Андреевна Горенко, 11 (23) июня 1889, Одесса, Российская империя — 5 марта 1966, Домодедово, Московская область, РСФСР) — русская поэтесса, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик.

Читайте также:  Как называются сложные эмоции одним словом

Кроме художественного творчества, Ахматова известна своей трагической судьбой. Хотя сама она не была в заключении или изгнании, репрессиям были подвергнуты двое близких ей людей (её муж в 1910-1918 гг. Н. С. Гумилёв расстрелян в 1921; Н. Н.

Пунин, спутник её жизни в 1930-е годы, трижды арестовывался, погиб в лагере в 1953 г.) и единственный сын Л. Н. Гумилёв (провёл в заключении в 1930—40-х и в в 1940—50-х гг. более 10 лет).

Опыт жены и матери «врагов народа» отражён в одном из наиболее известных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».

Совет

Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е гг., Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая «персональное» постановление ЦК КПСС 1946 г.

, не отменённое при её жизни), многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти.

При этом её имя вплоть до конца жизни окружала слава среди широких кругов почитателей поэзии, как в России, так и в эмиграции.

Биография

Родилась в одесском районе Большой Фонтан, в семье инженера-механика флота в отставке. В 1890 году семья переехала в Царское Село. Первое стихотворение опубликовано в 1911 году. В молодости примыкала к акмеистам (сборники «Вечер», 1912, «Чётки», 1914).

Характерными чертами творчества Ахматовой можно назвать верность нравственным основам бытия, тонкое понимание психологии чувства, осмысление общенародных трагедий XX века, сопряжённое с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка.

Автобиографическая поэма «Реквием» (1935-40; опубликован 1987) — одно из первых поэтических произведений, посвящённых жертвам репрессий 1930-х годов.

В «Поэме без героя» (1940—1965, полностью опубликована в 1976) — Ахматова попыталась воссоздать эпоху «серебряного века» русской литературы. Кроме поэтических произведений перу Ахматовой принадлежат статьи о творчестве А. С. Пушкина, воспоминания о современниках.

Умерла в Домодедово (Подмосковье), похоронена в Комарово, под Санкт-Петербургом.

Начиная с 1922 года книги Анны Ахматовой подвергались жёсткой цензурной правке. Все сборники её стихов, вышедшие в свет с 1922 по 1966 гг., нельзя назвать в полной мере авторскими.

Первое довольно полное и научно прокомментированное посмертное издание: Анна Ахматова. Стихотворения и поэмы. Л., 1976. Под редакцией академика В. М. Жирмунского. Большая серия Библиотеки поэта.

Жизнь и творчество

1900—1905 — учёба в Царскосельской гимназии.

Обратите внимание

1906—1907 — учёба в Киевской Фундуклеевской гимназии.

1908—1910 — учёба на Киевских высших женских курсах и на Высших историко-литературных курсах Раева в Петербурге.

Первое стихотворение написала в 11 лет.

Отец запретил подписывать стихи фамилией Горенко и она взяла девичью фамилию прабабушки по женской линии Прасковьи Федосеевны Ахматовой (в замужестве — Мотовиловой), умершей в 1837 году.

По отцу Прасковья Федосеевна происходила из старинной дворянской фамилии Ахматовых (известных с XVI века), по матери — из старинного татарского рода князей Чагадаевых, обрусевшего в XVII веке.

1910 — в апреле вышла замуж за Н. Гумилёва.

1910—1912 дважды побывала в Париже, путешествовала по Италии. Впечатления от этих поездок, от знакомства в Париже с Амадео Модильяни несомненно оказали большое влияние на творчество поэтессы.

1911 — первые публикации под именем «Анна Ахматова» (ранее, в 1908, за подписью «Анна Г.» Гумилёв опубликовал в Париже одно её стихотворение в издававшемся им журнале «Сириус»).

1912 — в октябре родился сын — Лев Николаевич Гумилёв.

1912 — в марте вышла первая книга, сборник «Вечер», в издании «Цеха поэтов» тиражом 300 экз.

1914 — весной впервые выходят «Чётки» в издательстве «Гиперборей» немалым по тем временам тиражом — 1000 экз. До 1923 года было выдержано ещё 8 переизданий.

1917 — третья книга «Белая стая» тиражом в 2000 экз. в издательстве «Гиперборей».

1918 — состоялся развод с Гумилёвым, в августе.

1918 — выходит замуж за учёного-ассиролога и поэта В. К. Шилейко.

1921 — в апреле, в издательстве «Петрополис» выходит сборник «Подорожник» с тиражом 1000 экз.

Важно

1921 — в ночь с 3 на 4 августа арестован, а затем, через три недели, расстрелян Николай Гумилёв.

1921 — в октябре свет увидела пятая книга «Anno Domini MCMXXI» (лат. «В лето господне 1921») в издательстве «Петрополис».

1922 — расстаётся с В. К. Шилейко и становится гражданской женой искусствоведа Н. Н. Пунина.

1926 — официально оформлен развод с В. К. Шилейко.

1935 — арестованы, а через неделю освобождены Н. Н. Пунин и Л. Н. Гумилёв.

1938 — арестован и приговорён к 5 годам исправительно-трудовых лагерей сын — Л. Н. Гумилёв

С 1923 по 1934 практически не печаталась. По свидетельству Л. К. Чуковской («Записки об Анне Ахматовой») многие стихотворения тех лет были утеряны в переездах и во время эвакуации.

Сама Ахматова в заметке «Коротко о себе» 1965 писала об этом так: «С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые — перепечатывать».

1935—1940 написана поэма «Реквием».

1938 — расстаётся с Н. Н. Пуниным.

1940 — новый, шестой сборник: «Из шести книг».

1941 — войну встретила в Ленинграде. Позднее по настоянию врачей была эвакуирована сначала в Москву, затем в Чистополь, оттуда через Казань в Ташкент. В Ташкенте выходит сборник стихотворений Анны Ахматовой.

1943 — кончается срок отбытия наказания Льва Гумилёва в Норильсклагере. Началась его ссылка в Заполярье. В конце 1944 года он уходит добровольцем на фронт, дошёл до Берлина, после войны вернулся в Ленинград и защитил диссертацию.

1945 — 15 мая Ахматова возвращается из эвакуации в Москву.

Совет

1946 — Вышло постановление ЦК «О журналах «Звезда» и «Ленинград»», в котором резкой критике подвергалось творчество Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Оба они были исключены из Союза советских писателей.

1949 — 26 августа арестован Н. Н. Пунин. 6 ноября арестован Л. Н. Гумилёв. Приговор — 10 лет лагерей (ИТЛ: исправительно-трудовой лагерь).

В течение всех лет ареста сына Анна Ахматова не оставляла попыток вызволить его. С 1935 года и до окончательного освобождения Льва Николаевича поэтесса предельно осторожна в публичных высказываниях. Попыткой (неудачной) продемонстрировать лояльность к режиму являлась публикация цикла стихов «Слава Миру» (1950). В дальнейшем Ахматова неизменно исключала этот цикл из всех своих сборников.

1951 — 19 января по предложению А. А. Фадеева восстановлена в Союзе советских писателей.

1953 — в августе умер в лагере Абезь (Коми АССР) Н. Н. Пунин.

1956 — возвращается из заключения реабилитированный после XX съезда Л. Н. Гумилёв, ошибочно полагавший, что мать не принимала достаточно усилий для его освобождения; с этого времени отношения между ними были напряжёнными.

1962 — Анна Андреевна номинирована на Нобелевскую премию по литературе.

1964 — в Италии получила премию «Этна-Таормина».

1965 — диплом почётного доктора Оксфордского университета.

1965 — издан сборник «Бег времени».

5 марта 1966 — умерла в санатории в присутствии врачей и сестёр, пришедших в палату, чтобы осмотреть её и снять кардиограмму в Домодедово (Подмосковье).

7 марта 1966 — в 22:00 по Всесоюзному радио передают сообщение о смерти выдающегося поэта Анны Ахматовой. Похоронена в Комарово, под Ленинградом.

Ознакомиться с творчеством Анны Ахматовой

Источник: http://liricon.ru/biografii-poetov/ahmatova-anna-andreevna

Анна Ахматова

Одна из самых талантливых поэтесс Серебряного века Анна Ахматова прожила долгую, насыщенную как яркими моментами, так и трагическими событиями жизнь. Она трижды побывала замужем, однако счастья ни в одном браке не испытала.

Она была свидетельницей двух мировых войн, в течение каждой из которых испытывала небывалый творческий подъем.

У нее были сложные отношения с сыном, который стал политическим репрессантом, и до конца жизни поэтессы считал, что та предпочла творчество любви к нему…

Обратите внимание

Анна Андреева Горенко (такова настоящая фамилия поэтессы) родилась 11 (23 июня по старому стилю) 1889 года в Одессе. Отец ее, Андрей Антонович Горенко был отставным капитаном второго ранга, после окончания морской службы получившим чин коллежского асессора.

Мать поэтессы, Инна Стогова, была интеллигентной, начитанной женщиной, водившей дружбу с представителями творческой элиты Одессы.

Впрочем, о «жемчужине у моря» у Ахматовой не останется детских воспоминаний – когда ей исполнился год, семейство Горенко перебралось в Царское Село под Петербургом.

С детства Анну обучали французскому языку и светскому этикету, что было привычным для любой девушки из интеллигентной семьи.

Образование Анна получила в Царскосельской женской гимназии, там же она познакомилась со своим первым мужем Николаем Гумилевым и написала первые стихи.

Встретив Анну на одном из торжественных вечеров в гимназии, Гумилев был очарован ею и с тех пор хрупкая темноволосая девушка стала постоянной музой его творчества.

Первый свой стих Ахматова сочинила в 11 лет и после этого стала активно совершенствоваться в искусстве стихосложения. Отец поэтессы считал это занятие несерьезным, поэтому запретил ей подписывать свои творения фамилией Горенко. Тогда Анна взяла девичью фамилию своей прабабушки – Ахматова.

Впрочем, очень скоро отец совсем перестал влиять на ее творчество – родители развелись, и Анна с матерью переехали сначала в Евпаторию, затем – в Киев, где с 1908 по 1910 год поэтесса училась в Киевской женской гимназии. В 1910 Ахматова вышла замуж за своего давнего поклонника Гумилева.

Николай Степанович, который уже тогда был довольно известной личностью в поэтических кругах, поспособствовал публикации поэтических наработок супруги.

Первые стихи Ахматовой начали печататься в разных изданиях с 1911 года, а в 1912 вышел ее первый полноценный поэтический сборник – «Вечер».

Важно

В 1912 году Анна родила сына Льва, а в 1914 к ней пришла известность – сборник «Четки» получил хорошие отзывы критиков, Ахматова стала считаться модной поэтессой. Протекция Гумилева к тому времени перестает быть необходимой, и в отношениях супругов наступает разлад.

В 1918 году Ахматова развелась с Гумилевым и вышла замуж за поэта и ученого Владимира Шилейко. Впрочем, и этот брак был недолгим – в 1922 году поэтесса развелась и с ним, чтобы через полгода сочетаться браком с искусствоведом Николаем Пуниным.

Парадокс: впоследствии Пунин будет арестован практически в одно время с сыном Ахматовой – Львом, однако Пунина освободят, а Лев пойдет по этапу. Первый муж Ахматовой, Николай Гумилев, к тому времени будет уже мертв: его расстреляют в августе 1921.

Последний опубликованный сборник Анны Андреевны датируется 1924 годом. После этого ее поэзия попадает в поле зрения НКВД, как «провокационная и антикоммунистическая». Поэтесса тяжело переживает невозможность публиковаться, много пишет «в стол», мотивы ее поэзии меняются с романтических на социальные. После ареста мужа и сына Ахматова начинает работу над поэмой «Реквием».

«Топливом» для творческого неистовства стали выматывающие душу переживания за родных людей.

Поэтесса прекрасно понимала, что при нынешней власти это творение никогда не увидит свет, и, чтобы хоть как-то напомнить о себе читателям, Ахматова пишет ряд «стерильных» с точки зрения идеологии стихотворений, которые вместе с отцензуренными старыми стихами составляют сборник «Из шести книг», вышедший в 1940 году.

Всю Вторую мировую войну Ахматова провела в тылу, в Ташкенте. Практически сразу после падения Берлина поэтесса вернулась в Москву. Однако там она уже давно не считалась «модной» поэтессой: в 1946 году ее творчество раскритиковали на заседании Союза писателей, и вскоре Ахматова была исключена из ССП.

Вскоре на Анну Андреевну обрушивается еще один удар: вторичный арест Льва Гумилева. Во второй раз сыну поэтессы присудили десять лет лагерей. Все это время Ахматова пыталась вытащить его, строчила просьбы в Политбюро, однако никто к ним не прислушался.

Сам Лев Гумилев, ничего не зная о стараниях матери, решил, что она не приложила достаточно усилий, чтобы помочь ему, поэтому после освобождения отдалился от нее.

Совет

В 1951 году Ахматову восстановили в Союзе советских писателей и она постепенно возвращается к активному творческому труду.

В 1964 году ей была присуждена престижная итальянская литературная премия «Этна-Торина» и ей позволяют получить ее, поскольку времена тотальных репрессий прошли, и Ахматова перестала считаться антикоммунистической поэтессой.

В 1958 году выходит сборник «Стихотворения», в 1965 – «Бег времени». Тогда же, в 1965 году, за год до своей смерти, Ахматова получает докторскую степень Оксфордского университета.

Анна Андреевна Ахматова скончалась 5 марта 1966 года в подмосковном Домодедово.

Основные достижения Ахматовой

  • 1912 – сборник стихов «Вечер»
  • 1914—1923 – серия поэтических сборников «Четки», состоящая из 9 изданий.
  • 1917 – сборник «Белая стая».
  • 1922 – сборник «Anno Domini MCMXXI».
  • 1935-1940 – написание поэмы «Реквием»; первая публикация – 1963, Телль-Авив.
  • 1940 – сборник «Из шести книг».
  • 1961 – сборник избранных стихотворений, 1909—1960.
  • 1965 – последний прижизненный сборник, «Бег времени».
  • 11 (23) июня 1889 г – рождение А.А Ахматовой.
  • 1900-1905 – обучение в Царскосельской женской гимназии.
  • 1906 – переезд в Киев.
  • 1910 – брак с Н.Гумилевым.
  • Март 1912 – выход первого сборника «Вечер».
  • 18 сентября 1913 – рождение сына Льва.
  • 1914 – выход второго сборника «Чётки».
  • 1918 – развод с Н. Гумилевым, брак с В. Шилейко.
  • 1922 – брак с Н. Пуниным.
  • 1935 – переезд в Москву в связи с арестом сына.
  • 1940 – выход сборника «Из шести книг».
  • 28 октября 1941 – эвакуация в Ташкент.
  • Май 1943 – выход сборника стихов в Ташкенте.
  • 15 мая 1945 – возвращение в Москву.
  • Лето 1945 – переезд в Ленинград.
  • 1 сентября 1946 – исключение А.А. Ахматовой из Союза писателей.
  • Ноябрь 1949 – повторный арест Льва Гумилева.
  • Май 1951 – восстановление в Союзе писателей.
  • Декабрь 1964 – получение премии «Этна-Торина»
  • 5 марта 1966 – смерть.
Читайте также:  Михаил ломоносов - универсальный гений

Интересные факты из жизни Ахматовой

  • На протяжении всей своей сознательной жизни Ахматова вела дневник, отрывки из которого были опубликованы в 1973 году. Накануне своей кончины, ложась спать, поэтесса написала, что ей жаль, что здесь, в кардиологическом санатории, нет ее Библии. По всей видимости, Анна Андреевна предчувствовала, что нить ее земной жизнь вот-вот оборвется.
  • В «Поэме без героя» Ахматовой есть строки: «чистый голос: я к смерти готов». Эти слова звучали и в жизни: их произнес друг и соратник Ахматовой по Серебряному веку Осип Мандельштам, когда они вместе с поэтессой гуляли по Тверскому бульвару.
  • После ареста Льва Гумилева Ахматова вместе с сотнями других матерей ходила к печально известной тюрьме «Кресты». Однажды одна из измученных ожиданием женщин, увидев поэтессу и узнав ее, спросила « А ЭТО вы сможете описать?». Ахматова ответила утвердительно и именно после этого случая стала работать над «Реквиемом».
  • Перед смертью Ахматова все-таки сблизилась с сыном Львом, который долгие годы таил на нее незаслуженную обиду. После смерти поэтессы Лев Николаевич принял участие в постройке памятника вместе со своими студентами (Лев Гумилев был доктором Ленинградского университета). Материала не хватало, и седовласый доктор вместе со студентами бродил по улицам в поисках камней.

Источник: http://godsobaki.com

Источник: http://biografix.ru/anna-axmatova

Ахматова Анна Андреевна (2)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Я родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати лет.

Мои первые воспоминания – царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в “Царскосельскую оду”.

В 1905 г. после развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. В 1906 — 1907 гг. она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908 — 1910 гг. — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.

ечаль, которой дышали стихи “Вечера”, казалась печалью “мудрого и уже утомленного сердца” и была пронизана “смертельным ядом иронии”, по словам Г. И. Чулкова, что давало основание возводить поэтическую родословную Ахматовой к И. Ф. Анненскому, которого Гумилев назвал “знаменем” для “искателей новых путей”, имея в виду поэтов-акмеистов.

Впоследствии Ахматова рассказывала, каким откровением было для нее знаком ство со стихами поэта, открывшего ей “новую гармонию”. Линию своей поэтической преемственности Ахматова подтвердит стихотворением “Учитель” (1945) и собственным признанием: “Я веду свое начало от стихов Анненского.

Его творчество, на мой взгляд, отмечено трагизмом, искренностью и художественной целостностью”.

В годы первой мировой войны Ахматова не присоединила свой голос к голосам поэтов, разделявших официальный патриотический пафос, однако она с болью отозвалась на трагедии военного времени (“Июль 1914”, “Молитва” и др.). Сборник “Белая стая”, вышедший в сентябре 1917 г., не имел столь шумного успеха, как предыдущие книги.

Но новые интонации скорбной торжественности, молитвенностн, сверхличное начало разрушали привычный стереотип ахматовской поэзии, сложившийся у читателя ее ранних стихов. Эти изменения уловил О. Э.

Обратите внимание

Мандельштам, заметив: “Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России”.

После Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, оставшись в “своем краю глухом и грешном”.

В стихотворениях этих лет (сборники “Подорожник” и “Anno Domini MCMXXI”, оба — 1921 года) скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира, мотивы “великой земной любви” окрашиваются настроениями мистического ожидания “жениха”, а понимание творчества как божественной благодати одухотворяет размышления о поэтическом слове и призвании поэта и переводит их в “вечный” план. В 1922 г. М. С. Шагинян писала, отмечая глубинное свойство дарования поэта: “Ахматова с годами все больше умеет быть потрясающе-народной, без всяких quasi, без фальши, с суровой простотой и с бесценной скупостью речи”.

Начиная с середины 1920-х годов Ахматова много занимается архитектурой старого Петербурга, изучением жизни и творчества А. С.

Пушкина, что отвечало ее художественным устремлениям к классической ясности и гармоничности поэтического стиля, а также было связано с осмыслением проблемы “поэт и власть”.

В Ахматовой, несмотря на жестокость времени, неистребимо жил дух высокой классики, определяя и ее творческую манеру, и стиль жизненного поведения.

В трагические 1930 — 1940-е годы Ахматова разделила судьбу многих своих соотечественников, пережив арест сына, мужа, гибель друзей, свое отлучение от литературы партийным постановлением 1946 г.

Самим временем ей было дано нравственное право сказать вместе со “стомилльонным народом”: “Мы ни единого удара не отклонили от себя”. Произведения Ахматовой этого периода — поэма “Реквием” (1935? в СССР опубликована в 1987 г.

), стихи, написанные во время Великой Отечественной войны, свидетельствовали о способности поэта не отделять переживание личной трагедии от понимания катастрофичности самой истории. Б. М.

Эйхенбаум важнейшей стороной поэтического мировосприятия Ахматовой считал “ощущение своей личной жизни как жизни национальной, народной, в которой все значительно и общезначимо”.

“Отсюда, — замечал критик, — выход в историю, в жизнь народа, отсюда — особого рода мужество, связанное с ощущением избранничества, миссии, великого, важного дела…

” Жестокий, дисгармонический мир врывается в поэзию Ахматовой и диктует новые темы и новую поэтику: память истории и память культуры, судьба поколения, рассмотренная в исторической ретроспективе… Скрещиваются разновременные повествовательные планы, “чужое слово” уходит в глубины подтекста, история преломляется сквозь “вечные” образы мировой культуры, библейские и евангельские мотивы. Многозначительная недосказанность становится одним из художественных принципов позднего творчества Ахматовой. На нем строилась поэтика итогового произведения — “Поэмы без героя” (1940 — 65), которой Ахматова прощалась с Петербургом 1910-х годов и с той эпохой, которая сделала ее Поэтом.

Важно

Творчество Ахматовой как крупнейшее явление культуры XX в. получило мировое признание. В 1964 г. она стала лауреатом международной премии “Этна-Таормина”, в 1965 г. — обладателем почетной степени доктора литературы Оксфордского университета.

5 марта 1966 г. Ахматова умерла в поселке Домодедово, 10 марта после отпевания в Никольском Морском соборе прах ее был погребен на кладбище в поселке Комарове под Ленинградом.

Уже после ее смерти, в 1987, во время Перестройки, был опубликован трагический и религиозный цикл “Реквием”, написанный в 1935 — 1943 (дополнен 1957 — 1961).

Стихотворения Ахматовой периода ее первых книг (“Вечер”, “Четки”, “Белая стая”)- почти исключительно лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось первоначально именно в этой традиционно вечной, многократно и, казалось бы до конца разыгранной теме.

Новизна любовной лирики Ахматовой бросилась в глаза современникам чуть ли не с первых ее стихов, опубликованных еще в “Аполлоне”, но, к сожалению, тяжелое знамя акмеизма, под которое встала молодая поэтесса, долгое время как бы драпировало в глазах многих ее истинный, оригинальный облик и заставляло постоянно соотносить ее стихи то с акмеизмом, то с символизмом, то с теми или иными почему-либо выходившими на первый план лингвистическими или литературоведческими теориями. 

хматова, действительно, самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. По выражению А. Коллонтай, Ахматова дала “целую книгу женской души”.

Ахматова “вылила в искусстве” сложную историю женского характера переломной эпохи, его истоков, ломки, нового становления. Герой ахматовской лирики (не героиня) сложен и многолик. Собственно, его даже трудно определить в том смысле, как определяют, скажем, героя лирики Лермонтова.

Это он – любовник, брат, друг, представший в бесконечном разнообразии ситуаций: коварный и великодушный, убивающий и воскрешающий, первый и последний.

Совет

Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле. И от лености или от скуки Все поверили, так и живут: Ждут свиданий, бояться разлуки И любовные песни поют. Но иным открывается тайна, И почиет на них тишина… Я на это наткнулась случайно 

И с тех пор все как будто больна.

Стихотворения Анны Ахматовой всегда настраивают читателя на определенный лад, в них очень тонко чувствуется, угадывается то настроение, которое автор хотела вызвать. Так, например, в произведении «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» явно на первом месте именно настроение. В начале строфы оно загадочное, романтическое: Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле.

 И мы сразу ощущаем, о чем это стихотворение, ожидаем описание сцены свидания или воспоминаний о былой любви во время бессонницы, но неожиданно «направление» меняется на полушутливый, досадный тон, в котором сквозит немного высокомерия: Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле.

 А дальше усиливается впечатление нарочитого безразличия, словно произведение написано не взрослой замужней женщиной, а ребенком. Поэтесса будто издевается над прекрасным чувством, прижимая его, сравнивая со сказкой: И от лености или со скуки Все поверили, так и живут: Ждут свиданий, боятся разлуки И любовные песни поют.

 Словно влюбиться можно только от скуки, поверить в любовь, как словам, выдумке одного человека. Но концовка стихотворения вновь возвращает нас в действительное отношение Анны Ахматовой к любви. Она видит ее как таинство, которое способны понять и постичь лишь немногие, она не в свиданиях и песнях, это особое состояние души, которое нельзя предавать огласке.

Поэтесса чувствует себя посвященной в этот секрет, который не дает ей покоя, заставляет иначе взглянуть не только на любовь, но и на всю жизнь: Но иным открывается тайна, И почует на них тишина… Я на это наткнулась случайно 

И с тех пор все как будто больна. 

*** Я улыбаться перестала, Морозный ветер губы студит. Одной надеждой меньше стало, Одною песней больше будет. И эту песню я невольно Отдам на смех и поруганье. Затем, что нестерпимо больно 

Душе любовное молчанье…

А ты думал – я тоже такая, Что можно забыть меня, И что брошусь, моля и рыдая, Под копыта гнедого коня. Или стану просить у знахарок В наговорной воде корешок И пришлю тебе странный подарок – Мой заветный душистый платок. Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом Окаянной души не коснусь, Но клянусь тебе ангельским садом, Чудотворной иконой клянусь, И ночей наших пламенным чадом – 

Я к тебе никогда не вернусь. 

Источник: https://works.doklad.ru/view/RuNmEy6Pddg.html

Ахматова Анна Андреевна

(настоящая фамилия – Горенко)

(1889-1966) русская поэтесса

Анна Андреевна Ахматова прожила интересную и трудную жизнь. Она не только была самобытной личностью, но и «поражала своей царственной красотой», – так говорили ее современники.

Анна Андреевна родилась в Одессе, здесь и начинается ее биография. Ее отец Андрей Горенко был отставным инженер-механиком флота. Свой литературный псевдоним она взяла по фамилии бабушки.

По воспоминаниям поэтессы, первое стихотворение она написала в 11 лет и «стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина ( « На рождение порфирородного отрока») и Некрасова («Мороз, Красный Нос»)». Первое стихотворение было напечатано в 1907 году в парижском журнале «Сириус», который издавал Н. С.

Гумилев, ее будущий муж. В этом же году она поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве, но тогда уже понимала, что только поэзия ее призвание.

Обратите внимание

В 1910 году Анна Ахматова выходит замуж за Николая Гумилева, известного русского поэта, переводчика и критика. Вместе с мужем она была в Париже, путешествовала по Италии, была знакома со многими известными художниками, артистами, поэтами.

Читайте также:  Илья бачурин - уникальные факты

Всем известен портрет Анны Андреевны, написанный Модильяни. В 1912 году родился ее единственный сын – Лев Николаевич Гумилев, известный историк и этнограф.

В марте этого же года в Петербурге выходит первый сборник стихов Анны Ахматовой под названием «Вечер», а в 1914 году – сборник стихов «Чётки», который приобрел большую популярность. Ахматова создает портрет любящей женщины.

В этих сборниках проявились черты, определившие ее творчество: напряженность любовного чувства, соединение внешних примет времени с переживаниями героини, ориентация на современную разговорную речь.

Следует отметить, что в те годы в России многие поэты увлекались различными течениями (футуризм, символизм, акмеизм). Вместе со своими друзьями Мандельштамом, Нарбутом и Зенкевичем, Анна Ахматова принадлежала к числу поэтов-акмеистов, но самобытное оригинальное поэтическое мышление не позволило ей замкнуться в рамках одного течения.

1917 год вносит много изменений в биографии людей, в том числе и Ахватовой, выходит третий сборник стихов « Белая стая». Поэтическая манера Ахматовой заметно меняется. Ее интересуют не только темы, связанные с личными переживаниями, но и темы, связанные с событиями Первой мировой войны и приближающейся революции. Впервые появляются интонации одиночества и пророчества.

В стихотворениях, написанных после Октябрьской революции, мы находим отклики на современные, особенно политические, события. Анна Ахматова не приняла революцию, но и не могла оставить Родину.

После революционных событий она работала в библиотеке Агрономического института. Ее стихи неоднократно переиздавались и пользовались успехом. В 1921 году вышел сборник «Подорожник», а в 1922 году – книга «Anno Domini MCMXXI». В эти годы Анна Андреевна занимается изучением жизни и творчества А. С.

Важно

Пушкина и архитектуры старого Петербурга. В течение всей жизни эти темы будут присутствовать в ее творчестве.

Это прежде всего «Каменный гость» Пушкина», «Золотой петушок», «Адольф» Бенжамена Констана в творчестве Пушкина», «Слово о Пушкине», «Пушкин и Невское взморье», «Петербург в творчестве Пушкина» и другие работы.

В биографии поэтессы было и счастье, и горе, и внимание поклонников, и несправедливые обвинения во враждебности ее стихов по отношению к народу, и чувство одиночества, и радость дружбы. Много страданий пережила Ахматова в своей жизни. В 1921 году был расстрелян ее муж Николай Гумилев.

В 1935 году арестован сын; потом он арестовывался еще дважды (в 1938 и 1949 годах). 17 месяцев провела в тюремных очередях Анна Ахматова. Трагедию сталинских репрессий великая поэтесса переживала вместе с народом. В эти годы у нее возникает идея создания поэмы «Реквием».

Поэма – лирический дневник очевидца эпохи, но если мотивы беды, трагедии в ранней поэзии были воплощены как мотивы личные, то начиная с 30-х годов трагедийные темы становятся общезначимыми. Только великий художник мог отразить боль и страдания своего народа в этот страшный период.

«Реквием» – это поэтическое обвинение сталинских репрессий. Работа над этой поэмой продолжалась 20 лет.

Любить Родину было для Ахматовой совсем не просто. Сколько мук и горестей ей пришлось испытать; но ни одного упрека не бросила поэтесса своей Родине.

Особый период в жизни и творчестве Анны Ахматовой занимает Великая Отечественная война. В начале войны она была в Ленинграде, а в сентябре 1941 года из блокадного города вылетела в Ташкент.

Во время войны Анна Ахматова, как никогда прежде, остро почувствовала себя единой с народом, землей, на которой родилась и на которой испытала радости и горести бытия. Об этом говорят написанное 23 февраля 1942 года знаменитое стихотворение «Мужество» и стихотворение «С самолета» (май 1944 г. )

Замкнутая отрешенность интимно-лирической темы, свойственная всем этапам творческого пути Ахматовой в довоенные годы, отступает перед горячей патриотической, общественной взволнованностью, уступает место благонравному гуманизму человека, потрясенного судьбой Родины, участью своих сограждан, их страданиями и болью. Говоря о гражданском и патриотическом пафосе стихов, написанных во время войны, следует отметить, что в это же время были созданы стихи, продиктованные отчаянием и ощущением трагического одиночества.

Совет

В послевоенные годы Анну Андреевну ждал очередной удар: ее исключили из Союза писателей. Это было связано с постановлением ЦК КПСС 1946 года о журналах «Звезда» и «Ленинград». Творчество Ахматовой и Зощенко подверглось резкой критике, но Анна Андреевна продолжала писать.

В 1950 году были созданы стихотворения «Говорят дети», «В пионерлагере», «Песня мира», «Прошло пять лет – и залечила раны. . . », «Приморский парк Победы» – это было закономерное продолжение патриотической лирики военных лет. В это же время она занимается переводами мировой поэтической классики, стихов народных и современных поэтов.

В шестидесятые годы были изданы два сборника стихов Ахматовой – «Тростник» и «Седьмая книга». В 1962 году была закончена «Поэма без героя», которую она писала 22 года. В предисловии Анна Ахматова написала: «Я посвящаю эту поэму памяти ее первых слушателей – моих друзей и сограждан, погибших в Ленинграде во время осады».

«Поэма без героя» по праву может считаться вершиной лиро-эпического творчества Анны Ахматовой. Здесь трагедийный сюжет самоубийства молодого поэта проецируется на тему надвигающегося крушения старого мира.

В полной мере проявилось здесь и традиционное для Ахматовой умение ритмически организовывать поэтический текст, выбрать точное, ясное и мелодически звучащее слово. Следует сказать, что все эти качества характерны и для многочисленных переводов, сделанных поэтессой из восточной, западноевропейской и прибалтийской поэзии.

В шестидесятые годы к Ахматовой приходит мировая известность: международная литературная премия «Этна-Таормина» была присуждена ей в 1964 году, звание почетного доктора Оксфордского университета – в 1954 году. Анна Андреевна посетила Италию, Англию, Францию.

Итог своей сложной, но интересной жизни она подвела заключительными строками автобиографии, написанной незадолго до смерти, в 1965 году: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны.

Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

Биография Анны Андреевны Ахматовой прервалась 5 марта 1956 г., она в умерла в санатории в Домодедово (Подмосковье). Похоронена на Комаровском кладбище под Ленинградом.

Источник: http://biografiivsem.ru/akhmatova-anna-andreevna

Жизнь и творчество Ахматовой А А. Анна Андреевна Ахматова краткая биография. Краткая биография Ахматовой Анны Андреевны

Ахматова, Анна Андреевна (настоящая фамилия Горенко) родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота А.А. Горенко. Со стороны матери И.Э. Стоговой. А.

Ахматова состояла в отдаленном родстве с Анной Буниной – первой русской поэтессой. Своим предком по материнской линии Ахматова считала легендарного ордынского хана Ахмата, от имени которого и образовала свой псевдоним.

Годовалым ребенком Анна была перевезена в Царское Село, где прожила до шестнадцати лет. Ее первые воспоминания — царскосельские: ” Зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал”.

Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты. Читать училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она тоже начала говорить по-французски. Первое стихотворение Ахматова написала, когда ей было одиннадцать лет.

Обратите внимание

Училась Анна в Царскосельской женской гимназии, сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.

В 1905 году Инна Эразмовна развелась с мужем и переехала с дочерью сначала в Евпаторию, а затем в Киев. Здесь Анна закончила Фундуклеевскую гимназию и поступила на юридический факультет Высших женских курсов, отдавая все же предпочтение истории и литературе.

Со своим будущим мужем поэтом Николаем Гумилевым Аня Горенко познакомилась еще четырнадцатилетней девочкой. Позже между ними возникла переписка, а в 1909 году Анна приняла официальное предложение Гумилева стать его женой.

25 апреля 1910 года они обвенчались в Николаевской церкви села Никольская слобода под Киевом. После венчания молодые отправились в свадебное путешествие, пробыв в Париже всю весну.

В 1912 году родила от Гумилева сына Льва Николаевича.

В 1911 Анна приехала в Санкт-Петербург, где продолжила свое образование на Высших женских курсах. В этот период состоялось ее знакомство с Блоком, и появилась первая публикация под псевдонимом Анна Ахматова.

Известность пришла к Ахматовой после выхода в свет поэтического сборника “Вечер” в 1912, после которого в 1914 вышел следующий сборник “Четки”, а в 1917 “Белая стая”, достойное место в этих сборниках занимает любовная лирика Анны Ахматовой.

После ухода в 1914 Н. Гумилева на фронт Ахматова отошла от «салонной жизни» и много времени проводила в Тверской губернии в имении Гумилевых Слепнево. В 1918, разведясь с Гумилевым, Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта В. К. Шилейко.

Гумилев был расстрелян в 1921 г. по сфабрикованному обвинению в причастности к контрреволюционному заговору. Со вторым же она рассталась в 1922, после чего у Ахматовой завязались отношения с Н. Пуниным. Вообще многих близких людей поэтессы постигла печальная участь.

Важно

Так Пунин трижды находился под арестом, а сын Лев более 10 лет пробыл в заключении.

Вышедшие в апреле и в октябре 1921 года, два сборника стихов Ахматовой («Подорожник» и пятая книга «Anno Domini MCMXXI» («В лето господне 1921»), стали по существу последними перед длительной полосой строгого цензурного надзора за поэзией Ахматовой.

В середине 20-х гг. начинается ее травля в критике, ее перестают печатать, объявляя салонной поэтессой, идеологически чуждой молодой пролетарской литературе. Имя Ахматовой исчезает со страниц книг и журналов, она живет в нищете.

Когда Ахматова писала “Реквием” (1935-1940), это был реквием по “моему народу”, участь которого разделили ее близкие.

Она вспоминала о страшной очереди у ленинградской тюрьмы Кресты: ей пришлось там стоять часами, сжимая в окоченевших пальцах узелок с передачей — сначала для мужа, потом для сына.

Трагическая судьба объединила Ахматову с сотнями тысяч русских женщин. “Реквием” — плач, но плач гордый — стал самым знаменитым произведением Анны Ахматовой.

1939 год – И.В. Сталин в разговоре случайно положительно отзывается об Анне Ахматовой. Тут же несколько издательств предлагают ей сотрудничество. Впрочем, стихи поэтессы подвергаются жесткой цензуре.

Отечественная война застала ее в Ленинграде и заставила ее уехать в Москву, затем эвакуироваться в Ташкент, где она жила до 1944. Выступала с чтением стихов в госпиталях перед ранеными. Много и тяжело болела.

В ее стихотворениях, созданных в годы войны (“Избранное”, 1943), звучала глубокая патриотическая тема (“Клятва”, 1941, “Мужество”, 1942, “Щели в саду вырыты…”, 1942).

Совет

В июне 1944 Ахматова вернулась в Ленинград, встречу с которым (“страшным призраком”) описала в прозаическом очерке “Три сирени”.

1946 год стал памятным для Ахматовой и для всей советской литературы: именно тогда было принято печально известное постановление ЦК ВКП(б) “О журналах “Звезда” и “Ленинград””, в котором А. Ахматова и М. Зощенко были подвергнуты резкой и несправедливой критике.

Последовало исключение из Союза писателей. Это означает, что больше ни один журнал и ни одно издательство не возьмется публиковать их произведения. Причиной опалы становится гнев Сталина, узнавшего о том, что к Ахматовой приезжал английский историк И. Берлин.

В последующее десятилетие поэтесса занималась преимущественно переводами. Сын, Л.Н. Гумилев, отбывал наказание как политический преступник в исправительно-трудовых лагерях, в 1949 году он был арестован в третий раз.

Чтобы вызволить сына из сталинского застенка, Ахматова написала цикл восхваляющих Сталина стихов Слава миру (1950). Подобные панегирики были в чести и искренне создавались многими, в том числе и талантливыми поэтами – К. Симоновым, А. Твардовским, О. Берггольц. Ахматовой же пришлось переступить через себя. Жертву Ахматовой Сталин не принял: Лев Гумилев вышел на свободу только в 1956.

В последнее десятилетие жизни Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В 1965 издан итоговый сборник “Бег времени”. На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965).

Осень 1965 года – Анна Ахматова переносит четвертый инфаркт. В этот же период, перед самой смертью, составляет свою единственную короткую автобиографию. 5 марта 1965 года – Анна Андреевна Ахматова умирает в кардиологическом санатории в Подмосковье. Похоронена на Комаровском кладбище под Ленинградом.

Источник: http://tvorilife.com/ahmatova-anna-andreevna-biografiya.html

Ссылка на основную публикацию